Комплекс упражнений на равновесие для средней группы. Занятие в средней группе "Веселое путешествие" на развитие равновесия, ловкости и координации план-конспект занятия по физкультуре (средняя группа) на тему

Упражнения в равновесии предусмотренные Программой воспитания и обучения в детском саду для детей старшего дошкольного возраста. Данные упражнения проводятся в среднем либо замедленном темпе при наличии воспитателей и возможной помощи и страховки определенным дошкольникам. Существуют специальные упражнения способствующие развитию равновесия. Детям старшего дошкольного возраста дают уже более сложные упражнения техника исполнения таких упражнений должна отвечать наиболее высоким требованиям.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


1. Значение упражнений в равновесии для психофизического развития ребёнка.

Под психофизическими качествами детей понимают силу, быстроту, наличие у ребенка выносливости, ловкости, гибкости.

Специалисты по физическому воспитанию сегодня активно обсуждают проблемы, возникающие в процессе становления психических и физических качеств детей.

Процесс развития всех этих качеств является важной задачей физического воспитания.

Проведение анализа литературных источников по данной теме показывает, что проблемы физического воспитания детей в большей степени определяются процессом, в котором развиваются двигательные качества ребенка в разные возрастные этапы.

Выполнение детьми упражнений на развитие равновесия способствует всестороннему освоению пространства, развитию умений координации собственного действия.

Процесс тренировки сознания ребенка способствует подготовке прочной базы, направленной на изучение наиболее сложного комплекса и медитативных упражнений.

Упражнение на развитие равновесия обеспечивает общеоздоровительный эффект, стимулирует деятельность ЦНС, сохраняет гибкость суставов, укрепляет мышц, способствует развитию, таких качеств как, устойчивость, внутреннее спокойствие, сосредоточенность.

С помощью физических упражнений достигается и восстановление психического равновесия.

Овладение навыком сохранения равновесия также сложное занятие для малыша.

Многие дети приобретают этот навык только в результате многократных повторений удавшегося действия.

Развитие вестибулярного аппарата, отвечающего за чувство равновесия, является методом развития части головного мозга и, следовательно, его целиком.

Этот факт был подтвержден опытами Бориса Клоссовского, который получил данные о том, что стимуляция вестибулярного аппарата новорожденных способствует более быстрому развитию их мозга.

2. Виды равновесия.

Для того чтобы судить о поведении тела в реальных условиях, мало знать, что оно находится в равновесии. Надо еще оценить это равновесие. Различают устойчивое, неустойчивое и безразличное равновесие.

Равновесие тела называют устойчивым , если при отклонении от него возникают силы, возвращающие тело в положение равновесия.

В устойчивом равновесии центр тяжести тела занимает наинизшее из всех близких положений.

Положение устойчивого равновесия связано с минимумом потенциальной энергии по отношению ко всем близким соседним положениям тела.

Равновесие тела называют неустойчивым , если при самом незначительном отклонении от него равнодействующая действующих на тело сил вызывает дальнейшее отклонение тела от положения равновесия.

В положении неустойчивого равновесия высота центра тяжести максимальна и потенциальная энергия максимальна по отношению к другим близким положениям тела.

Равновесие, при котором смещение тела в любом направлении не вызывает изменения действующих на него сил и равновесие тела сохраняется, называют безразличным .

Безразличное равновесие связано с неизменной потенциальной энергией всех близких состояний, и высота центра тяжести одинакова во всех достаточно близких положениях.

3. Упражнения в равновесии, предусмотренные «Программой воспитания и обучения в детском саду» для детей старшего дошкольного возраста.

Известно, что равновесие (его сохранение и поддержание) является постоянным и необходимым компонентом любого движения.

В старшем дошкольном возрасте продолжают совершенствовать равновесие посредством разнообразных упражнений.

Неполноценный процесс развития функций равновесия оказывает влияние на точность движений, их темп, ритмичность.

Улучшить результаты у ребенка пяти-шестилетнего возраста возможно при помощи хорошего развития координации тонуса мышц.

С детьми старшего дошкольного возраста проводятся занятия, направленные на развитие равновесия на уменьшенной и повышенной опоре, с различными предметами.

При выполнении детьми упражнений, способствующих развитию равновесия вовлекаются такие качества как, сосредоточенность, внимание, волевые усилия. Данные упражнения проводятся в среднем либо замедленном темпе при наличии воспитателей, и возможной помощи и страховки определенным дошкольникам.

Существуют специальные упражнения, способствующие развитию равновесия. К ним относят ходьбу, бег и иные движения, которые выполняются на уменьшенной и повышенной площади опоры.

При помощи этих упражнений происходит развитие таких качеств как равновесие, глазомер, смелость. Чем меньше площадь опоры, чем больше высота предмета и угол наклона доски, бревна, тем больше трудностей возникают при выполнении упражнений и тем сложнее сохранить равновесие.

Сначала дети должны выполнять упражнение на полу (между 2 шнурами), затем, на досках, скамейках, бревнах (горизонтальные, наклонные). И только дальше проводят упражнение на рейке гимнастической скамейки. Ширина пособия и его высота для пяти-шестилетнего ребенка должна быть определенной. Нормальной шириной является пятнадцать сантиметров, высотой тридцать сантиметров. Старшие дошкольники выполняют ходьбу не только вперед и боком, но и спиной вперед, при этом дети должны изменять положение рук.

При выполнении упражнений в лазанье в работу вовлекаются различные группы мышц.

Детям старшего дошкольного возраста дают уже более сложные упражнения, техника исполнения таких упражнений должна отвечать наиболее высоким требованиям. Такое задание оказывает положительное воздействие на сердечно-сосудистую и дыхательную системы организма, развитие таких качеств, как гибкость, координация движения, глазомер, смелость и т.д.

Упражнения по ползанию, переползанию необходимо сочетать с иными движениями. Процесс организации этих упражнений должен сопровождаться внимательным подходом воспитателей. Успех таких заданий находится в зависимости от того, как произведен подбор и расстановка пособий.

Сноровка необходима при выполнении упражнений, связанных с попеременным подлезанием и перешагиванием реек лестницы, которая приподнята на пятьдесят-шестьдесят сантиметров от пола.

Детям старшего дошкольного возраста дают упражнения, связанные с подтягиванием на скамейках на коленях, передвижением с помощью рук, ног, всего туловища, сидя на бревне.

На данном этапе значительно больше времени уделяется лазанью по вертикальным лестницам, трибунам, гимнастическим стенкам.

Все дети должны уметь влезать до самого верха стенки, переходить с пролета на пролет приставным шагом на высоте 4-6 рейки и выше.

Дети осваивают также переход с пролета на пролет с одновременным подниманием вверх по диагонали стенки.

Детей знакомят с лазаньем чередующимися шагами одноименным и разноименным способами. Также они упражняются в перелезании через верх стремянки, через заборчик, по очереди перешагивания их ногами и перехватывая руками. По-другому его можно назвать перелезанием перевалом.

В старшей группе знакомят детей с лазаньем по канату. Не следует забывать, что любые упражнения в лазанье требуют от детей высокой организованности, дисциплины.

Упражнения должны быть обеспечены страховкой воспитателя и проводиться в безопасных условиях.

В то же время необходимо воспитывать у детей смелость, находчивость, умение не теряться в неожиданной сложной ситуации.

Во время занятий на открытом воздухе заботиться о лазанье в естественных условиях, использовать пособия разной конструкции и высоты.

Метание относится к скоростно-силовым упражнениям. Оно способствует укреплению всех основных групп мышц, а также воспитывает силу, быстроту, ловкость, глазомер, гибкость, равновесие.

Действия с предметами (мешочками мс песком), мячами развивают кожно-мышечные ощущения. Метать можно правой, левой рукой и двумя руками.

Метание может выполняться из разных исходных положений (стоя, стоя на коленях, лежа, с разбега) и в разных направлениях: вперед, вперед-вверх, в сторону, вверх, вниз, назад.

Метание одной рукой выполняется следующими способами: "из-за спины через плечо", "прямой рукой снизу", "прямой рукой сверху", "прямой рукой сбоку". Двумя руками можно метать способами: "снизу", "от груди", "от плеча", "из-за головы", "сбоку".

Метание требует развитых мышц, плечевого пояса и определенной крепости связок и суставов.

В связи с этим в дошкольных учреждениях большое место занимают подготовительные упражнения к метанию: катание, прокатывание, скатывание, бросание, "искоса плеча".

Подготовительные упражнения развивают глазомер, силу, умение бросать мяч в определенном направление и другие качества, необходимые для метания на дальность и в цель. Эти упражнения выполняются правой и левой рукой, чтобы равномерно развивать все группы мышц.

Характерным для детей данного возраста является то, что они правильно воспринимают указания воспитателя и выполняют упражнения в соответствии со своими возможностями - подбрасывают мяч невысоко (на 50-60 см), меняют позу, направляют руки в сторону летящего мяча, что свидетельствует о значительном совершенствование координации движений.

Много времени в старших группах уделяется упражнениям в бросании и ловле мяча индивидуально, по кругу, в кругах с водящим и т.д. Здесь также широкое распространение получают упражнения с набивными мячами массой 05-1 кг. Эти пособия используются для прокатывания, передачи, бросания, переноски.

На занятиях используются также разные виды бега : медленный, со средней скоростью, быстрый, равномерный и с изменением скорости, с дополнительными заданиями, с преодолением препятствий, в разных направлениях, с высоким поднимание колен и т.д.

Все виды бега дают большую функциональную нагрузку на организм, являются хорошими средствами для тренировки органов дыхания и кровообращения, воспитания выносливости.

Дозировать физическую нагрузку можно, изменяя способ бега, дистанцию и количество ее отрезков, уменьшая или увеличивая интервалы отдыха между пробегами, варьируя скорость.

А также ходьба обычная, на носках, пятках, краях стоп, с высоким подниманием колен, широким шагом, приставным скрестным, гимнастическая, спортивная, строевым, походным шагом, в приседе, полуприсяде и др.

Эти виды ходьбы отличаются друг от друга положением туловища, ног, рук. Ходьба может совершаться одним ребенком, маленькими группами и всей группой; в различных построениях (шеренгой, в колонку по одному, по два, по три, четыре и т.д.); в разных направлениях (вперед, назад - спиной вперед, по кругу, змейкой, зигзагом, боком - вправо, влево, врассыпную).

Прыжок - один из видов основных движений - относится к ациклическим, скоростно-силовым упражнением.

В прыжках нет повторяющихся раз: каждый прыжок представляет собой одно законченное, протекающее в определенной последовательности движение.

Прыжки оказывают положительное воздействие на весь организм детей. Они способствуют развитию всех основных групп мышц, связок, суставов, особенно ног.

При выполнении прыжка большая нагрузка падает на костную систему ног и позвоночника, происходит сотрясение всех внутренних органов.

В прыжках с разбега усиливается нагрузка на сердечно-сосудистую и дыхательную системы.

В процессе выполнения прыжком у детей развиваются физические качества: смелости, решительности, преодолению болезни, а также повышает эмоциональное состояние детей.

4. Критерии статического и динамического равновесия у детей дошкольного возраста.

Одним из важнейших для дошкольника показателем моторной зрелости, его готовности к освоению новых более сложных движений является равновесие - способность сохранять устойчивость во время движения и в статическом положении.

Равновесие зависит от состояния вестибулярного аппарата, функциональной активности организма в целом, двигательного опыта.

Необходимость специальных упражнений, направленных на развитие устойчивости, для дошкольников очевидна.

Наибольший эффект в этом плане дают движения, выполняемые на уменьшенной и повышенной опоре: ходьба и бег по узенькой дорожке, на одной ноге, остановка по сигналу во время кружения, приземление в прыжке в точно обозначенное место, ползание по скамейке, ходьба на лыжах, езда на велосипеде.

Всякое движение, выполняемое на ограниченной площади, требует значительных физических и волевых усилий и формирует специфические мышечные ощущения.

Различают упражнения статического и динамического характера.

Статическое равновесие - это стойки на носках, на одной ноге, на носке одной ноги.

Дети осваивают их в игровых заданиях, типе "Кто дольше простоит" (цапля, аист, ласточка, стойкий оловянный солдатик и др.), а также в общеразвивающих упражнениях: приседание на носках, поочередные махи ногами, потягивание с подниманием на носки и др.

Динамические упражнения представляют собой целенаправленные двигательные задания с установкой на конкретный результат; пройти (пробежать, проскакать, протанцевать) по скамейке спрыгнуть (сойти) в конце; пройти по скамейке, перешагивая черва предметы; пройти по скамейке с предметом в руке; с мешочком на голове; пройти по снегу след в след; попасть в цель снежком, стоя на снежном валу (скамейке) и др.

Сложность упражнений зависит главным образом от высоты и ширины опоры, а также от способа движения.

Естественно, что малыши перемещаются по широкой и низкой доске или скамейке. Но идут обычным шагом. Старшие же по такой скамейке могут бежать, скакать, танцевать.

А обычным шагом старшим предлагают пройти по брусу перевернутой скамейки (ширина 10 см).

Таким образом, варьировать двигательные задания можно бесконечно.

Сложность заданий возрастает, если движение осуществляется по наклонной плоскости - по приподнятой одним концом доске, по приставленной к гимнастической стенке скамейке, по скату деревянной горки, по склону холма или овражка.

Интересно сочетание в одном задании динамического и статического равновесия : дойти до середины скамейки (бревна) на носках (приставным шагом - пятка к носку, боковым приставным, переменным танцевальным и др.) стать, выпрямить ногу вперед (в сторону, назад), наклониться, присесть, повернуться на 360°, потянуться вверх (хлопнуть в ладоши над головой), дойти до конца и спрыгнуть вперед (в сторону, спиной вперед, с поворотом полете).

Усложнять задание можно, варьируя положение на пояс, к плечам, в стороны, за спину, за голову, вверх.

Любое упражнение на повышенной опоре при соответствующем контроле и помощи со стороны воспитателя способствует формированию правильной осанки, и тому, что заставляет ребенка следить за положением тела.

На формирование правильной осанки направлены упражнения с использованием мешочка с песком на голове: если голова опускается - мешочек падает. Мешочек фиксирует правильное положение тела в подготовительный момент. На голову малыша воспитатель сам должен положить мешочек.

Методика руководства упражнениями в равновесии должна учитывать подготовленность детей и стимулировать, возможно, большую их самостоятельность.

5. Методика проведения упражнений в равновесии с детьми старшей группы детского сада.

У детей старшей группы детского сада огромное значение следует уделять процессу развития движений и формированию такого качества как самостоятельность.

В связи с этим необходимо количественно и качественно усложнять упражнения для развития равновесия.

Помимо, таких упражнений как, традиционное передвижение по скамейкам и дорожкам должно часто использоваться технически интересное движение врассыпную. К такому виду движения можно отнести одновременно кружение, ходьбу, бег и остановку по сигналу на 2 и на 1 ноге, в т. ч. с закрытыми глазами; ходьбу, бег, прыжки спиной вперед в сторону глухой стены, в т. ч. с закрытыми глазами.

Совершенствование равновесия возможно не только за счет гимнастических упражнений.

Большую роль в развитии равновесия играют спортивные упражнения (езда на велосипеде, катание на лыжах и санях).

Очень важным моментом является процесс грамотной организации ребенка, тем более в заданиях, которые характеризуются длительным действием. Передвижение ребенка по дорожкам и скамейкам должно быть поточное.

Дети старшего дошкольного возраста имеют способность к усвоению более рациональных способов дыхания при выполнении различных движений.

Таким образом, когда дети поднимают руки вверх, в стороны, отводят назад осуществляется вдох, а когда опускают их вниз, сводят вперед осуществляется выдох.

При выпрямлении и прогибании туловища назад совершается вдох, при наклонах вперед, в стороны - выдох. Когда дети поднимают ноги вперед, в стороны совершается выдох.

При поднимании ног вперед, в сторону, приседании, сгибании ног к груди, сидя или лежа, совершается выдох, при выпрямлении из приседания, отведении ног назад либо опускании происходит вдох.

Если совершать упражнения, где сложно определение наиболее удобных моментов вдоха и выдоха, то необходимо дышать произвольно, равномерно, стараться не задерживать дыхания.

Иногда задержка дыхания нужна при подтягивании на руках, в плотной группировке лежа на спине, во время бега на скорость и др.

Во время выполнения основных движений надо дышать равномерно, стараясь не задерживать дыхание. То же относится и к упражнениям в равновесии, если они выполняются в передвижении.

Некоторые же упражнения в равновесии, которые сопровождаются натуживанием, вызывают кратковременную задержку дыхания.

В подвижных играх дыхание активизируется. Характер его зависит как от содержания игры, так и от выполняемой ребенком роли и степени его эмоционального возбуждения. Интенсивно дыхание и при выполнении спортивных упражнений.

Во время ходьбы на лыжах, катания на санках, коньках, велосипеде следует стремиться к достижению его глубины и равномерности.

При освоении плавания дети овладевают разными способами дыхания, которые соответствуют разным видам упражнений в воде.

Методика проведения занятий в старшей группе строится с учетом требований по усвоению движений, а также необходимости последовательного совершенствования функциональных данных детского организма и повышения его общей работоспособности.

В старшей группе происходит углубленное разучивание многих двигательных действий.

Важно повторять упражнения из программного содержания для предыдущих возрастных групп, обращая внимание на еще не освоенные детьми элементы движения, добиваясь улучшения качества и результативности движений, углубления представлений детей о них. Показывая упражнения и поясняя задание, воспитателю в старшей группе следует выделить наиболее существенные параметры движений.

Целесообразно концентрировать внимание детей одновременно лишь на 1-2 деталях техники движения, которыми надо овладеть в определенный период.

Прочное и безошибочное выполнение действий достигается только в результате многократного повторения упражнений сперва в одних и тех же, а затем в изменяющихся условиях.

Постановка конкретных двигательных задач (полностью выпрямить ногу, отталкиваясь перед препятствием, которое надо преодолеть), использование ориентиров, индивидуальное выполнение задания с последующим его анализом и другие приемы способствуют успешному овладению движениями.

Дошкольников следует приучать справедливо оценивать действия свои и других детей, необходимо поощрять их стремление к взаимопомощи, воспитывать у них дружелюбие.

Надо добиваться заинтересованного, осмысленного отношения детей к упражнениям, оно является одним из источников активности детей во время занятий.

Существуют две группы упражнений для развития равновесия у ребенка: пассивные и активные .

К первой группе упражнений для развития равновесия у ребенка относятся те, которые выполняют в основном родители, ребенок является пассивным участником.

Тем не менее, упражнения этой группы очень важны, к активным нужно переходить только тогда, когда ребенок научится выполнять первые без страха. Время для этих упражнений невелико - от 10 секунд до минуты и периодичность 1-2 раза в день.

В данную группу включают упражнения, в ходе которых выполняются перемещения ребенка влево-вправо, вверх-вниз.

К активным упражнениям относят прыжки, хождение спиной вперед, кружение на месте, раскачивание, качание на качелях.

Все эти упражнения, которые проделывает ребенок с помощью родителей или воспитателя, при регулярном выполнении помогут ребенку развить и совершенствовать чувство равновесия.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вавилова Е.Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать. М., 1983.

2. Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Тория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. М., 1985.

3. Леви-Гориневская Е.Г. Развитие основных движений у детей дошкольного возраста. М., 1955.

4. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. М., 1986.

5. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. М., 2005.

6. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребёнка. М., 2001.

PAGE \* MERGEFORMAT 15

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

2583. Закономерности развития детей с особенностями психофизического развития 27.99 KB
Модальноспецифические закономерности развития психики детей с ОПФР. Содержание учебного материала Общие в норме и при дизонтогенезе закономерности развития: взаимодействие биологического и социального факторов развития; единство психики и деятельности; поэтапность развития; системность развития. Модальнонеспецифические закономерности: нарушение в приеме переработке сохранении и воспроизведении различного вида информации; снижение общей психической активности в познании предметного и социального мира и как следствие затруднение...
11361. Определение уровня развития общей и специальной выносливости борцов с использованием тестовых заданий и контрольных упражнений 34.75 KB
Непременным условием при этом является учет индивидуальных особенностей спортсмена. Значительные резервы повышения результативности тренировочного процесса кроются в использовании принципа групповой индивидуализации средств и методов подготовки. В спортивной борьбе этот принцип можно использовать при тренировке борцов разных весовых категорий. При совершенствовании выносливости борца на мой взгляд мало опираться на методические разработки вытекающие из знания физиологических механизмов выносливости.
20169. Практическое освоение методических основ использования развивающих упражнений на уроках математики как средства развития проектно-исследовательской деятельности 90.89 KB
Теоретическое исследование проектно-исследовательской деятельности. Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе. Задачи проектной и исследовательской деятельности. Практическое освоение методических основ использования развивающих упражнений на уроках математики как средства развития проектно-исследовательской деятельности. Констатирующий эксперимент по введению проектно-исследовательской деятельности на уроках математики...
1044. Возрастные периоды развития ребенка и их характеристика 749.13 KB
Общие закономерности роста и развития организма ребенка. Возрастные периоды развития ребенка и их характеристика Введение В течение всего жизненного цикла с момента зарождения и до смерти организм человека претерпевает ряд последовательных и закономерных морфологических биохимических и физиологических функциональных изменений. Ребенок –это не уменьшенная копия взрослого человека поэтому для обучения и воспитания детей нельзя просто количественно уменьшать свойства взрослого...
4988. Ведущий тип деятельности и его значения для психического развития ребенка 80.56 KB
Теоретические положения о ведущем типе деятельности и механизме его влияния на психическое развитие Ведущая деятельность в контексте возрастного развития. Ведущие типы деятельности в возрастные периоды. Роль игры в психическом развитии ребенка как ведущего типа деятельности дошкольного возраста. Экспериментальное исследования роли игры в психическом развитии ребенка как ведущего типа деятельности дошкольного возраста.
9739. Влияния взрослых на процесс психического развития ребенка 411.58 KB
Влияние взрослых на процесс психического развития ребенка. Особенности психического развития ребенка. Роль взрослого в психическом развитии ребенка. Экспериментальное исследование влияния взрослых на процесс психического развития ребенка.
14482. КОМПЛЕКСНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА 58.4 KB
Теоретические основы изучения развития детей раннего возраста. Особенности развития речи в раннем возрасте. Отечественные и зарубежные методики диагностики психофизического развития детей раннего возраста.
4982. Взаимосвязь психологической атмосферы в семье и уровня психического развития ребенка 30.22 KB
Взаимосвязь психологической атмосферы в семье и уровня психического развития ребенка. Семья как источник психического здоровья ребенка. Зависимость между восприятием ребенком психологической атмосферы в семье и уровнем психического развития ребенка. Исследование уровня психического развития ребенка.
7585. Психолого-педагогическое сопровождение процесса развития одарённости ребёнка в теории и практике школьного образования 33.66 KB
Выяснить особенности музыкальной одаренности детей. О феномене одаренных детей активно заговорили во второй половине XX в. Ученые утверждают что у одаренных детей биохимическая и электрическая активность мозга повышена. Для таких детей характерна более быстрая передача нейронной информации; их внутримозговая система является более разветвленной с большим числом связей; отличная память которая основывается на ранней речи и абстрактном мышлении.
19570. ИССЛЕДОВАНИЕ НАХОЖДЕНИЯ ЖЕНЩИНЫ НА РУКОВОДЯЩЕЙ ДОЛЖНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ - ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА - ДЕТСКИЙ САД №7 «СОЛНЫШКО» 42.3 KB
Исследование тенденций, проблем, перспектив нахождения женщины на руководящих управленческих должностях в современной российской гендерной культуре позволяет объяснить многие общественные проблемы и дать рекомендации к их решению; послужит формированию новых отношений между полами в обществе; для отдельной личности исследования могут помочь иначе оценить свою личностную стратегию.

1. Общая характеристика упражнений в равновесии.

а) для развития равновесия исп. упражнения динамического / х, б, прыжки/ и статического характера / ласточка, приседание на носках/;

б) упражнения и задания усложняются от группы к группе;

в) вначале они выполняются на полу, потом на пособиях;

г) чем меньше опоры, тем больше h предмета, поэтому ширина уменьшается, а высота увеличивается.

Ранний возраст: 2 г. жизни – ходят обычным шагом по дорожке, между двумя параллельными линиями, шнурами.

По доске / горизонтальной и наклонной /, гимнастической скамейке с помощью воспитателя.

Во время выполнения следует туловище держать прямо, голову не опускать, смотреть вперед / 1 м. – кладут игрушки/, доходить до конца дорожки, скамейки.

Учат входить и сходить со скамейки;

Обеспечивать помощь, страховку, поощрить, дать оценку.

2. Методика обучения упражнениям в равновесии.

а) размещение воспитателя и пособий во время показа упражнения:

б) размещение детей при выполнении упражнения / способ организации по подгруппам/.

в) методы и приемы обучения:

1 этап /разучивание/ - показ, показ и объяснение, показ.

2 этап /углубленное разучивание/ - показ и объяснение.

мл.гр.: ходьба приставным,

обычным шагом,

приставляя пятку одной

ноги к носку другой,

стоя на гимнастической скамейке

поднять руки вверх.

Ср. гр.: ходьба по шнуру с мешочком на голове;

по скамейке / ногу ставить с носка/, перешагивая через предметы;

стоя на носках, руки вверх, стоять на одной ноге разойтись при встрече, не сходя на пол.

ст.гр.: спиной вперед, приставным шагом в сторону, прокатывают перед собой мяч;

ходят по узкой рейке гимнастической скамейке

Бег на носках для вбегания и сбегания с наклонной доски.

подготовительная группа: г/с: набивным мешочком на спине, приседая на одной ноге, поднимать ногу с хлопком под ней;

узкая рейка г/с – приставным шагом в сторону;

исп. бег и прыжки / на 2-х ногах на месте, с продвижением вперед, перепрыгивают предмет

Планирование основных движений на физкультурном занятии на год

Движения – основа здорового состояния организма человека, без них не возможна его творческая деятельность. Ограничение движений влияет на все жизненные процессы, растущего организма, расстраиваются кровообращения и дыхания, нарушается приспособленность к физическим и психическим нагрузкам, к изменению координации движений.

Своевременное и разностороннее развитие является одним из основных показателей нервно – психического развития.

«Программой...» определены задачи и содержание работы по развитию движений. Они направлены на своевременное формирование двигательных умений и навыков, физических качеств, воспитание положительных, нравственно – волевых черт личности. Для реализации задач необходимы практические умения и знания. Воспитатель должен творчески превратить свои знания в жизнь.

Дети дошкольного возраста с удовольствием занимаются физическими упражнениями, если занятия с ними проводятся систематически, вызывают интерес и положительные эмоции. Известно, что положительные эмоции оказывают благоприятное влияние на формирование двигательных навыков. Указания воспитателя, сделанные бодрым, весёлым голосом, его доброжелательность вызывают веру в свои силы, желание выполнять упражнение как можно лучше.

Успешное обучение детей дошкольного возраста движениям, во многом зависит от соблюдения основных дидактических принципов. Эти принципы должны быть положены в основу планирования работы по развитию движений.

Планирование – распределение работы по развитию движений на физкультурном занятия на год.

Как правило, план составляется на 2 недели. Но в этом случаи перспектива работы по развитию движений ограничивается, на более длительный срок осуществляется слабо.

1.Все ли виды физических упражнений в достаточной мере включены в физкультурное занятие?

2. Через какой промежуток времени повторяется одно и то же движение?

3.Насколько разнообразны движения в течении занятия, недели, месяца?

4. Какова моторная плотность занятия?

5. Какая работа по развитию движений проводится в повседневной жизни?

Все эти вопросы следует ставить перед учащимися в процессе работы над темой «Планирование».

Чтобы более четко проанализировать развитие движений у детей за прошедший отрезок времени и наметить дальнейшею работу в соответствии с требованиями программы и всесторонним учётом сделанного, обеспечить повторение, преемственность, последовательность, постепенность в обучении детей двигательным умениям и навыкам, целесообразно составлять перспективный план (на год).

Порядок распределения программного материала по основным движениям, предлагаемый «Программой…» и обеспечивает эту работу.

Важно научиться вам, будущим воспитателям, распределять этот материал программы по конкретным занятиям, неделям, месяцам, делать это осмысленно, самостоятельно, творчески, учитывая материальные условия детского сада.

Для решения этих задач учащиеся прежде всего должны знать «Программу…» (р.физ. культура).

Как мы уже учили, программа построена от простого к сложному – от группы к группе усложняются задачи и содержание, но сохраняется повторность. Например, в средней группе, воспитатель обязан учить детей прыгать с места из правильного исходного положения, энергично отталкивается, сочетая отталкивание с взмахом рук. В старшей группе задачи усложняются: приступив к разучиванию прыжков, в высоту и в длину с разбега, учить детей умению сгруппироваться во время прыжка (полёта).

Особое внимание следует обратить на постепенность усложнения каждого основного движения.

Например, в старшей группе программа по обучению детей бросанию, ловли, метанию включает бросание мяча вверх, о землю и ловля его одной рукой не меньше 4-6 раз подряд; перебрасывание из одной руки в другую, отбивание мяча о землю не менее 10 раз; отбивание мяча о землю, передвигаясь вперёд 5-6 м., перебрасывание мяча друг другу и ловля его стоя, сидя, в разных построениях снизу, из-за головы, от груди, с отскоком от пола, метание в горизонтальном направлении с постепенным увеличением расстояния; метание в вертикальном направлении, на дальность.

Все требования программы обязательно должны быть отражены в перспективном плане.

Программное содержание по обучению ходьбе и бегу надо планировать в первую часть занятия.

В основную часть занятия включаются прыжки, метание, лазанье и упражнения в равновесии.

При планировании следует учитывать следующие положения:

1. Планировать основные движения следует, прежде всего, для основной части занятия.

2. Использовать данную в программе последовательность, но начинать с упражнения в равновесии, требует меньшей физической нагрузки. Для четкости планирования каждое основное движение намечать на определённую неделю месяца.

Например, упражнение в равновесии – 1-я неделя, прыжки – 2-я неделя, метание – 3-я неделя, лазанье – 4-я неделя.

3. На второе занятие недели планировать те же о. д., что и на 1 занятии Повторение способствует прочному и глубокому усвоению знаний, умений и навыков, а также приведение их в систему.

4.Использовать данную в программе постепенность усложнения каждого основного движения. Учитывать возрастные особенности и возможности детей, определяя посильные для них задания.

5.Некоторые упражнения из программы планировать на первую часть занятия или в комплексе ОРУ.

Например, в ОРУ во второй младшей группе пролезание в обруч вверх и вниз, в средней группе бросание мяча об пол и ловлю, в старшей группе – подскоки на месте, меняя положение ног, отдельно упражнения с мячом.

6.Некоторые упражнения, прежде чем планировать на занятии предложить детям посмотреть, опробовать в повседневной жизни.

К таким сложным упражнениям можно отнести в младшей группе – «ласточку», кружение, прыжки на одном месте, упражнение с мячом, лазание по лесенке – стремянки.

В средней группе – переход по гимнастической стенки с пролёта на пролёт вправо влево приставным шагом.

В старшей группе – прыжки через вращающуюся или качающуюся длинную скакалку.

7. Планировать 2 основные движения со второй младшей группы.

8. 2 или 3 основные движения планировать те, которым обучали на предыдущем занятии.

9.Предпоследнее задание надо дополнить или перепланировать его содержание в соответствии с необходимостью. Иногда, может быть, нужно дополнять повторение некоторых движений по разным причинам.

10. Последнее занятие квартала итоговое, проверочное. Оно даёт включить все основные движения. Некоторые можно планировать в 1-ой части занятия, другие в последней части, а самые сложные в основной части.

Таким образом, каждое основное движение планируется ежемесячно по 4 раза обязательно.

Важно, чтобы упражнение, составление, содержание занятий, удачно сочетались по нагрузке, по длительности, по эмоциональному воздействию на детей. Следует помнить, что если одно основное движение требует страховки, то в других её быть не должно.

Юлия Пусева
Комплекс упражнений для развития ходьбы и равновесия (средняя группа)

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ХОДЬБЫ И РАВНОВЕСИЯ .

Средняя группа .

Оборудование : использованы спортивные атрибуты, изготовленные родителями воспитанников из бросового материала.

1. Ходьба на носочках , на пяточках, обычная ходьба «Вот какие мы большие» . Оборудование : дорожка «Цветные пяточки» .

2. Ходьба с остановкой на сигнал «Стой!»

Оборудование : дорожка «Цветные пяточки» .

3. Ходьба по извилистой дорожке.

Оборудование : извилистая дорожка.

4. Ходьба с перешагиванием предметов.

Оборудование : мягкое бревно.

5. Прокатывание мяча по извилистой дорожке.

Оборудование : извилистая дорожка.

6. Перебрасывание мяча над препятствием.

Оборудование : ворота (натянутая веревка) .

7. Игра «Баскетбол» .

Оборудование : баскетбольное кольцо, мяч.

8. Перешагивание, перепрыгивание через бревно.

Оборудование : мягкое бревно.

9. Прыжки вокруг обруча.

Оборудование : обручи.

10. Прыжки по извилистой дорожке.

Оборудование : извилистая дорожка.

11. Прыжки между предметами.

Оборудование : большие кубики, кегли, большие цилиндры.

12. Бег по извилистой дорожке.

Оборудование : извилистая дорожка.

13. Бег имитационный (как мышки, котики, лошадки) .

Оборудование : извилистая дорожка, большие кубики, кегли.

14. Подползание под ворота.

Оборудование : натянутая веревка.

16. Игра «Если нравится тебе, то делай так»

Оборудование : цветные флажки.

Равновесие - способность человека сохранять устойчивость во время движения и в статическом положении, является показателем моторной зрелости дошкольника, его готовности к освоению более сложных движений. Упражнения на равновесие способствуют формированию правильной осанки. Упражнения в равновесии проводятся начиная с раннего возраста, но наиболее интенсивно развивается способность к равновесию в возрасте 5 лет.

Способность к равновесию зависит от :

Функциональной активности организма;

Двигательного опыта.

Средствами , способствующими развитию равновесия, являются движения, выполняемые на уменьшенной и повышенной опоре:

Ходьба и бег по узенькой дорожке;

На одной ноге;

Остановка по сигналу во время кружения;

Приземление в обозначенное место;

Ползанье по скамейке;

Ходьба на лыжах;

Передвижение на велосипеде.

В равновесии различают упражнения:

1. Статические (стойка на носках, «цапля», «аист»);

2. Динамические.

Сложность упражнений в равновесии зависит от:

Высоты, ширины, устойчивости опоры (качающееся бревно, поднятое на высоте);

Способа движения (ходьба на носках, бег, танцевальные шаги);

Угла наклона плоскости (по приставленной к гимнастической стенке скамье);

Сочетания динамических и статических движений в одном задании: дойти до середины скамейки на носках (приставным, танцевальным шагом), стать, поднять ногу вперед (в сторону, наклониться, присесть); дойти до конца и спрыгнуть (спиной вперед, с поворотом);

Положения рук (на пояс, за голову, в стороны, вверх);

Используемых предметов (корзиночки, мяч, мешочки с песком на голове).

Руководство упражнениями в равновесии должно учитывать подготовленность детей и стимулировать самостоятельность.

В младших группах упражнения носят игровой характер («По дорожке к кукле в гости», «Через лужицы ша-гай, выше ножки подни-май!»). Методические указания должны быть направлены на ощущение уверенности.

В средней группе упражнения усложняются не только количественно (уже дорожка, выше горка), но и меняются способы выполнения и объем упражнений: используются разные способы выполнения упражнений и их чередование (до середины скамейки идем на носках, а дальше обычным шагом; до середины - приставным шагом пятка к носку, дальше прыжками, бегом; до середины - приставным шагом правым боком, далее поворот на 180 0 и приставными шагами левым боком).

В старших группах большое внимание уделяется самостоятельности и проявлению инициативы. Усложнение количественное и качественное. Задания могут быть: до середины скамейки пройти на носках, а дальше различными способами самостоятельно («По скамейке передвигаться различными способами, движения нельзя повторять, если его уже выполнял кто-то из ребят»).


Кроме традиционных передвижений по скамейкам и дорожкам нужно использовать разнообразные движения врассыпную - кружения в сочетании с ходьбой, бегом, остановками по сигналу на двух и одной ноге, включая движения с закрытыми глазами: ходьбу бег, прыжки спиной вперед. Способность к равновесию развивается в спортивных упражнениях: ходьбе на лыжах, скольжению по ледяным дорожкам, передвижениях на велосипеде, санках.

Способы организации занимающихся при выполнении упражнений в равновесии:

Поточный (передвижения по дорожкам, скамейкам);

Фронтальный (кружение, статические упражнения).

При выполнении (обучении) упражнений в равновесии должна осуществляться страховка, места занятий должны быть оборудованы гимнастическими матами.

Литература:

1. Кожухова, Н. Н. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях: Учеб. пособие для студ. фак. дошк. образования высш. пед. учеб. заведений / Н.Н. Кожухова, Л.А. Рыжкова, М.М. Самодурова; Под ред. С.А. Козловой. - М.: AcademiA, 2002. - 316 с.

2. Степаненкова, Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по спец. - Дошкольная педагогика и психология, Педагогика и методика дошкольного образования / Э. Я. Степаненкова. - 3-е изд., стер. - М.: AcademiA, 2007. - 365 с.

3. Степаненкова, Э. Я. Физическое воспитание в детском саду: программа и метод. рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет / Э. Я. Степаненкова. - М: Мозаика-Синтез, 2008. - 95 с.