Презентация на тему юность толстого. Презентация - Что такое отрочество? III

Слайд 1

«… и началась новая эпоха – эпоха отрочества»
Что такое отрочество?

Слайд 2

Повесть «Детство». Вряд ли кому до Толстого удалось так живо и поэтично передать прелесть детства. «Счастливая, невозвратима пора детства. Воспоминания о нем освежают, возвышают мою душу».

Слайд 3

В 1854 г. Л. Толстой пишет повесть «Отрочество». Жизнь ставит перед героями серьезные вопросы.

Слайд 4

Давайте вспомним, как Алексей в своей записи от 25 сентября (стр. 29) любуется красивым старинным словом «отрочество». Помните ли вы значение этого слова?
Н.А. Некрасов горячо одобрил «Детство» и просил прислать в журнал продолжение романа. В августе 1854 года Толстой отправил рукопись Некрасову, сообщив ему, что дорожит «Отрочеством» не менее, а более, нежели «Детством». «Талант автора “Отрочества” самобытен и симпатичен в высшей степени», – писал Некрасов Л.Н. Толстому.
Н.А.Некрасов

Слайд 5

«Отрочество» было напечатано в десятом номере «Современника» за 1854 год. В 1856 году две повести вышли отдельной книжкой. В рецензии на это издание Н.Г. Чернышевский подчёркивал, что произведения Л.Н. Толстого привлекают свежестью и чистотой нравственного чувства.
Н.Г.Чернышевский

Слайд 6

«Только при этой непосредственной свежести сердца, – писал Чернышевский, – можно было рассказать «Детство» и «Отрочество»… Без непорочности нравственного чувства невозможно было не только исполнить эти повести, но и задумать их». В той же статье Чернышевский указал на отличительную черту таланта Толстого – его умение необычайно глубоко проникать во внутренний мир человека, в его психологию, показывать самый процесс психической жизни, изображать «диалектику души».

Слайд 7

В семье многих из вас есть старшие или младшие братья и сёстры. Отношения с ними складываются подчас очень непросто. Иногда они бывают в чём-то неправы, иногда вы, иногда обе стороны упрямятся и злятся, не желая прийти к соглашению. Какие чувства и поступки Николеньки и Володи в главе «Старший брат» (повесть «Отрочество») показались вам наиболее близкими, знакомыми и понятными?

Слайд 8

Приходилось ли вам самим преодолевать чувства зависти, злобы, раздражения в отношениях со старшими или младшими братьями и сёстрами? Как вы думаете, почему Володя (старший) в конце главы просит прощения у Николеньки (младшего), причём «самым простым, ничуть не патетическим голосом»?

Слайд 9

Какое впечатление поступок старшего брата производит на Николеньку? Отчего он опять плачет? Попробуйте объяснить смысл фразы: «Володя смотрел на меня, однако так, как будто никак не понимал, отчего у меня слёзы на глазах…».

Слайд 10

Володя старше, и он понимает чувства братишки, поскольку сам недавно был таким. Он любит брата просто потому, что это его брат, и подаёт ему пример своим искренним поступком. При этом Володя всё же несколько отличается от Николеньки. Он не воспринимает мир так трагически и не видит в каждом поступке, своём и чужом, такую драму, какую видит и чувствует Николенька. Может быть, он лишён такой глубины самоанализа (об этом пишет Толстой в начале главы «Старший брат»). Поссорились из-за ерунды, младший брат обиделся, не знает, как к тебе подойти, страдает, значит, надо первому протянуть ему руку, помириться. Дело будничное, такое может произойти каждый день. Для Николеньки же это событие – целая трагедия: «…всё кончено между нами», «мы навек поссорились», «я чувствовал себя виноватым, боялся взглянуть на него и целый день не мог ничем заняться», «… мне страшно, неловко и совестно было оставаться одному с братом».




Лев Николаевич происходил из дворянского рода, известного, по легендарным источникам,с 1351 года. Черты прадеда Ильи Андреевича, даны в «Войне и мире» добродушнейшему, непрактичному старому графу Ростову. Дед Толстого по матери, екатерининский генерал, Николай Сергеевич Волконский, имел некоторое сходство с суровым ригористом старым князем Болконским в «Войне и мире». Кроме Волконских, Л. Н. Толстой состоял в близком родстве с некоторыми другими аристократическими родами: князьями Горчаковыми, Трубе цкими.




Родился 28 августа 1828 года в Крапивенском уезде Тульской губернии, в наследственном имении матери Ясной Поляне. Был четвёртым ребёнком; у него было три старших брата: Николай (), Сергей () и Дмитрий ().


Отец Льва Николаевича - Николай Ильич Толстой ()- штабс-ротмистр. Мать умерла с рождением последней дочери, когда ему не было ещё 2-х лет.


В 1837 году внезапно умирает отец и воспитанием осиротевших детей занялась дальняя родственница Т. А. Ергольская.В 1840 году дети переселяются в Казань, к новому опекуну сестре отца П. И. Юшковой. Т.А. Ергольская()






В 1841 году Толстой решил поступить в Императорский Казанский университет. 3 октября 1844 года Лев Толстой был зачислен студентом разряда восточной словесности в качестве своекоштного. На вступительных экзаменах он, в частности, показал отличные результаты по обязательному для поступления «турецко- татарскому языку».В 1847 году Толстой бросает университет и уезжает в Ясную поляну.

Презентация на тему "Лексические и грамматические средства языка как способ раскрытия внутреннего мира героев повести Л.Н. Толстого «Юность»" по литературе в формате powerpoint. В данной презентации для школьников анализируются следующие главы повести: "Правила", "Исповедь", "Поездка в монастырь", "Вторая исповедь". Автор презентации: учитель русского языка и литературы, Полатовская Светлана Юрьевна.

Фрагменты из презентации

Анализ эпизода

  • В первой части главы «Правила» автор показывает, как Николай Иртеньев пытается составить правила жизни, чтобы измениться в лучшую сторону. Он достает лексикон и разлиновывает бумагу, но у него получается плохо. Герой не отступает от задуманного и продолжает действовать. Николай очень серьезно обдумывает свои обязанности и делит их на три рода. Но записи на бумаге получаются некрасивыми, и он недоволен собой.
  • Чтобы подчеркнуть серьезность намерений героя, автор использует книжные слова с высокой окраской («обязанности к ближним, Богу», «душа»,«правила жизни», «расписание обязанностей», лексикон»). Его активность и настойчивость описывает при помощи однородных членов и деепричастных оборотов: «достал лист и хотел приняться», «взял другую бумагу и разлиновал», «проведя пером и отодвинув его».
  • А результат действий и самооценку героя изображает, используя эмоционально- оценочную лексику, эпитеты и метафору («продолговатая лужа чернил», «написаны криво и неровно», «разорванное расписание», « уродливое заглавие», «разлиновал кое-как», «долго мучился»). Для того чтобы показать переживания героя и подчеркнуть контраст между его мечтами и реальностью, автор-рассказчик употребляет внутренний монолог и антитезу: «Зачем все так прекрасно, ясно у меня на душе и так безобразно на бумаге и вообще в жизни?»
  • Таким образом, можно сделать вывод о том, что автор хочет рассказать читателям о внутреннем мире подростка, его размышлениях, переживаниях и применяет для этого различные языковые средства.

Выводы

  • Главное о увлечение Николеньки - стремление к нравственному усовершенствованию, которое дает теперь пищу не только уму, пробуждая новые мысли, но и чувству, побуждая к деятельному его осуществлению. Герой, однако, трезво осознает резкое противоречие между замечательными планами нравственной деятельной жизни и теперешним ее «мелочным, запутанным и праздным порядком.
  • Л.Н.Толстой мастерски использует такие традиционные для русской литературы приемы подачи характеристики человека, как описание портрета героя, изображение его жеста, манеры поведения, так как все это - внешние проявления внутреннего мира. Чрезвычайно важна речевая характеристика героев трилогии.
  • Итак, мы видим, что повесть «Юность» построена на постоянном сопоставлении внутреннего и внешнего мира человека.
  • Чтобы показать «диалектику души» героя, писатель использует различные лексические и грамматические средства языка.
  • Особенность таланта графа Толстого состоит в том, что он не ограничивается изображением результатов психического процесса: его интересует самый процесс.

Обзор повести
«Юность»
Л.Н.Толстого
К уроку литературы в 9 классе

Гузей Н.В., учитель русского языка
и литературы МБОУ «СОШ №1
г.Новоалтайска Алтайского края»
Гузей Н.В., учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №1 г.Новоалтайска Алтайского края»К уроку литературы в 9 классе

Из дневника Л.Н.Толстого
1848г.
1. Целью каждого поступка должно быть счастье ближнего.
2. Довольствоваться настоящим.
3. Искать случаев делать добро…


1849г.
1. Изучить весь курс юридических наук.
2. Изучить практическую медицину и часть теоретической.
3. Изучать язык французский, русский, немецкий, английский,
итальянский и латинский.
4. Изучать сельское хозяйство как теоретическое, так и практическое.
5. Изучать историю, географию и статистику.
6. Изучать математику, гимназический курс.
7. Написать диссертацию.
8. Достигнуть средней степени совершенства в музыке и живописи.
9. Написать правила.
10. Получить некоторые познания в естественных науках.
11. Составить сочинение из всех предметов, которые будут изучать.
Примечание: Самое удивительное, что большую часть этой программы я
выполнил!

Из истории
создания

 В 1851 году вместе с
братом Николаем Толстой
отправился на Кавказ, где
шла бесконечная война с
горцами. Отправился,
однако, с твердым
намерением стать
писателем. Он участвует в
боях и походах,
сближается с новыми для
него людьми и в то же

 В июле 1852 «Детство». Толстой послал Некрасову в
«Современник». Это свидетельствовало о большом
уважении молодого писателя к журналу.
Проницательный редактор, Некрасов высоко оценил
талант начинающего автора, отметил важное
достоинство его произведения-простоту и
действительность содержания. Повесть была
напечатана в сентябрьском номере журнала. Так в
России появился новый выдающийся писатель, не
ученик, а зрелый мастер,- это было очевидно для
всех.
«Отрочество» -1854 г.

 «Юность» -1857г.
Все три повести составили
автобиографическую трилогию

«Жизнь Л. Н. Толстого –это
целая эпоха, почти весь ХIХ
век, вместившийся в его
жизнь и в его
произведения» (Ги де
Мопассан)

Краткое
содержание

 http://szhato.ru/tolstoy/79-yunost.html
 Какой главный принцип
человеческой жизни
продемонстрировал Л.Н. Толстой
на примере Николеньки Иртеньева?
 Каким надо быть? К чему нужно
стремиться?

 В повести «Юность» тема семьи, дома звучит во
много раз приглушеннее, уступая место теме
взаимоотношений Николеньки с внешним
миром. Он ищет в жизни свое место: «Надо
скорей, скорей, сию же минуту сделаться
другим человеком и начать жить иначе».
Николенька сталкивается с противоречием
между мечтой и действительностью. Он
мечтает о том, как станет лучшим студентом, а
потом - великим ученым, но внезапно для себя
осознает, что им движет тщеславие, и стыдится
этого.

Отличный французский язык, длинные ногти,
умение кланяться, танцевать и разговаривать,
равнодушие ко всему, презрительная скука и
манера одеваться - это не назначение человека.
Он находит в себе такой недостаток, как
самолюбование, а слишком рациональная
программа приводит героя к раздвоению: он
тянется к светским развлечениям и не в силах
соблюдать жесткие требования программы.
Николенька-первокурсник проваливается на
экзамене по математике. После он решает, что с
праздным времяпровождением покончит. Он
осознал противоречия, которые мешают его
духовному росту.
Однажды поздно вечером Николай достаёт
тетрадь, на которой написано: «Правила жизни».
От нахлынувших чувств, связанных с юношескими
мечтаниями, он плачет, но уже слезами
не отчаяния, а раскаяния и морального порыва.

Жизнь»
 «Ты говоришь: не стоит делать усилий: сколько ни делай,
никогда не достигнешь совершенства. Да ведь дело твое
не в том, чтобы достигнуть совершенства, а только в том,
чтобы все больше и больше приближаться к нему»
«Мысль - начало всего. И мыслями можно управлять. И поэтому, главное дело совершенствования - работать над мыслями»«Нельзя одним людям улучшить жизнь других людей. Каждый человек может только сам улучшить свою жизнь»«Ты говоришь: не стоит делать усилий: сколько ни делай, никогда не достигнешь совершенства. Да ведь дело твое не в том, чтобы достигнуть совершенства, а только в том, чтобы все больше и больше приближаться к нему»

А впрочем, бог один знает, точно ли смешны были эти благородные мечты юности, и кто виноват в том, что они не осуществились?

Л. Н. Толстой

Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой очень любил детей и молодежь. В них он видел идеальных людей, еще не испорченных пороками и передрягами жизни. Этим чистым, первозданным светом озарено начало его знаменитой трилогии “Детство. Отрочество. Юность”. Главный герой трилогии Николенька Иртеньев просыпается оттого, что Карл Иванович ударил над ним хлопушкой и на его голову упала муха. Это очень рассердило мальчика, и он отчужденно и холодно начинает анализировать поведение своего наставника. Даже его халат, шапочка и кисточка кажутся Николеньке противными. Но Николенька очень добрый мальчик, и его отношение к наставнику быстро меняется в хорошую сторону. Раздражение внезапно разбуженного человека проходит, уступая место более естественному для мальчика состоянию любви и благодарности к учителю.

Сам автор выступает здесь в роли психолога. Он скрупулезно исследует поведение ребенка в различные моменты его жизни. Другой эпизод с Николенькой внешне не связан с первым, но внутренняя психологическая связь усматривается. Николенька возвращается с охоты и решает нарисовать все, что он видел за прошедший день. Но так как у него была только синяя краска, он очень живо изобразил синего мальчика верхом на синей лошади и синих собак. У мальчика прекрасное настроение, он любуется своими синими творениями, но вдруг ему в голову приходит мысль: а бывают ли синие зайцы? Спросив об этом у отца и получив утвердительный ответ, Николенька нарисовал синего зайца, но переделал его в синий куст, а из куста сделал синее дерево, потом вместо дерева - облака и так далее. Все это в конце концов разозлило его, и он порвал рисунки. Почему возникло на этот раз раздражение? Ведь сначала мальчик нарисовал синих собак, и они ему понравились. Все просто: когда мальчик отдавался творческому процессу, ни о чем не думая, перед ним не вставало никаких вопросов, но только он начал исследовать творческий процесс, как сразу же возникло раздражение. Толстой как бы говорит, что непосредственность живого чувства всегда гармоничнее холодного, рассудочного отношения к жизни. Детям непосредственность присуща от рождения, но по мере взросления этот дар у многих людей пропадает. Толстой часто обращается к анализу этого момента. Например, когда он описывает детские игры, происходит похожая ситуация: дети сели на землю и, вообразив, что они плывут на лодке, стали “грести”. Лишь брат Николеньки Володя сидел неподвижно. Когда ему сделали замечание, он сказал, что это все ерунда и что от того, больше или меньше они будут махать руками, ничего не изменится. Вроде бы Володя был прав, но согласиться с ним - значит испортить всю игру. Глава заканчивается так: “Ежели судить по-настоящему, то игры никакой не будет. А игры не будет, что же тогда останется?” Действительно, холодный рассудок показывает, что синих зайцев не бывает, что, сидя на траве и размахивая руками, никуда не уплывешь, а шапочка и халат Карла Ивановича и в самом деле не так уж привлекательны. Но в любви, доброте и фантазии есть истина, украшающая нашу жизнь.

Я заметил, что маленький герой Толстого побеждает раздражение к миру своей любовью к окружающим его людям. А эти люди своей ответной любовью к Николеньке помогают ему преодолеть различные временные отрицательные эмоции, как, например, в случае с мухой.

После выхода второй части трилогии - “Отрочество” Н.Г.Чернышевский писал: “Чрезвычайная наблюдательность, тонкий анализ душевных движений, отчетливость и поэзия в картинах природы, изящная простота - отличительная черта таланта графа Толстого”.

У меня создалось впечатление, что все шесть лет из жизни Николеньки Иртеньева прошли перед глазами (читатель знакомится с мальчиком, когда ему исполняется 10 лет, а расстается, когда ему 16), однако в трилогии нет последовательного, день за днем, описания жизни героев. Это рассказ всего о нескольких, но значительных эпизодах.

Так, в “Отрочестве” автор повествует о самых грустных в жизни Николеньки сутках, когда он получил единицу, нагрубил учителю, открыл портфель отца и сломал ключ. Толстой подробно рассказывает на протяжении шести глав, как герой был наказан и чем закончилось его наказание.

В “Юности” особенно выделены три дня: день после поступления в университет, следующий за ним, когда Николенька делает визиты, а затем посещение им семьи Нехлюдовых.

Николенька и Нехлюдов открывают новый нравственный закон. Но исправить все человечество оказалось очень трудным, потому что даже искренние и настойчивые попытки самосовершенствования чаще всего терпели неудачу. За всеми этими возвышенными понятиями нередко скрывалось обыкновенное тщеславие, самолюбование, высокомерие.

По-моему, последняя часть трилогии больше посвящена не метаниям героев, а попытке автора доказать самому себе возможность нравственного совершенствования.

В юности Николенька постоянно с переменным успехом играет какую-нибудь роль. То роль влюбленного с оглядкой на прочитанные им романы, то - философа, так как в свете его мало замечали, а задумчивостью можно было замаскировать свой неуспех, то - большого оригинала. Все это отодвигало на задний план его настоящие чувства и мысли.

Николенька стремится к тому, чтобы его любили, старается понравиться. Но как бы герой не желал походить на окружающих людей, автор показывает, что этого не удается сделать потому, что свет в нравственном отношении чужд ему. Эти люди никогда не создавали нравственных ценностей и не пытались им следовать, тем" более не мучились от того, что их не удается реализовать в жизни. Они, в отличие от Николеньки, всегда пользовались теми нравственными законами, которые были приняты в их среде и считались обязательными.

Я как читатель верю, что Николенька при всех своих неудачах никогда не остановится в нравственных поисках. Не зря же в конце трилогии он вновь садится писать правила жизни с убеждением, что уже никогда не сделает ничего дурного, ни одной минуты не проведет праздно и никогда не изменит своим правилам. Я понимаю, что этот порыв был присущ и самому писателю. Толстой то отрекался от всей своей прошлой жизни, то утверждал открывшуюся для него внове истину. Но для нас он остался человеком, постоянно стремившимся к нравственному самосовершенствованию, полным сомнений и противоречий, а потому реальным.