Формирование ууд в начальной школе презентация. Презентация формирование ууд на уроках в начальной школе

Развитие личностных УУД на уроках в начальной школе

ЛУУД- это система действий самого ребёнка, которая способствует его развитию и самосовершенствованию, это:

Положительное отношение к учению,

Готовность преодолевать школьные затруднения,

Интерес к изучаемым предметам,

Стремление к соблюдению морально-этических норм, к пониманию других людей,

Осознание ответственности за себя и свои действия,

Этические чувства.

Что же понимается под личностными универсальными действиями?

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:

Действия

самоопределения

Действия смыслообразования

Действия нравственно-этического оценивания

1.Личностное (самопознание, самооценка, идентичность)

2.Профессиональное

3.Жизненное

1.Положительные нравственные качества;

1.Сформированная учебная мотивация

2.Осознанность учения и личная ответственность

Личностные универсальные учебные действия

Самопознание и самоопределение

  • Формирование основ гражданской идентичности личности
  • формирование чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за благосостояние общества;
  • формирование основ гражданской идентичности личности,
  • Осознание этнической принадлежности и культурной идентичности на основе осознания «Я» как гражданина России;

    2. Формирование картины мира как порождения трудовой предметно-преобразующей деятельности человека

    Ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием;

    3. Развитие Я-концепции и самооценки личности

    Формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самоопринятия.

Для определения внутренней позиции школьника (УУД- самоопределение) можно использовать методику «Беседа о школе» (модифицированный вариант Д.Б.Эльконина, А.Л.Венгера).

Для определения уровня самооценки и выявления сформированности внутренней позиции школьника (выявление мотивации учения) можно предложить методику «Лесенка» .

Для выявления осознанности своих возможностей в учении (самоопределение) используется методика Н. Лускановой.

Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе

Развития познавательных интересов, учебных мотивов;

Формирования мотивов достижения и социального признания;

Мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности.

Смыслообразование

Для диагностики мотивации учебной деятельности (смыслообразование) используются:

  • Методика «Незавершенная сказка»,
  • «Беседа о школе» (модифицированный вариант Д.Б.Эльконина)
  • Опросник мотивации.

Ценностно- нравственная ориентация

  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», уважение истории и культуры всех народов, развитие толерантности;
  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств - стыда, вины, совести - как регуляторов морального поведения;
  • знание основных моральных норм (справедливого распределения, взаимопомощи, правдивости, честности, ответственности)
  • выделение нравственного содержания поступков на основе различения конвенциональных, персональных и моральных норм;
  • - формирование моральной самооценки;
  • - развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
  • - развитие эмпатии и сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости на основе развития способности к восприятию чувств других людей и экспрессии эмоций;
  • - формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни, нетерпимости и умения противодействовать действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества в пределах своих возможностей;
  • формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Образовательные технологии, применяемые для развития ЛУУД

  • Технология проблемного диалога.
  • Технология проектной деятельности.
  • ИКТ технологии.
  • Технология ситуативного обучения.
  • Технология продуктивного чтения.
  • Технология уровней дифференциации.

Образовательные технологии,

применяемые в развитии ЛУУД

Формирование личностных УУД

  • Эмоциональный настрой на урок
  • -Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза. И думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи! С каким настроением вы начинаете урок? "Просигнальте" мне, пожалуйста. (Дети поднимают карточку - "настроение" в виде смайлика)
  • Короткие стишки, дающие положительный настрой на урок.
  • Встало солнышко давно, Заглянуло к нам в окно. Нас оно торопит в класс, Математика у нас! Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво, Друг на друга посмотрели, Улыбнулись, тихо сели.
  • развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
  • - Зачем нужно уметь решать задачи на движение? (Примерные ответы детей: чтобы знать на каком виде транспорта быстрее добраться до города или сколько времени потратишь на дорогу до школы, если двигаться на велосипеде)
Формирование личностных УУД на уроках математики
  • Формирование личностной идентичности – роль брата или сестры. Развитие системы ценностных ориентаций.
  • Задача: Сестра нашла 27 грибов, а брат  грибов. Среди этих грибов было 3 несъедобных. Сколько грибов нашли дети? Заполни пропуск и реши задачу разными способами. Как вы считаете, как должны относится друг к другу брат и сестра?
  • Право выбора,
  • уважение чужого мнения Выполни задание, сравни свою работу с работами других ребят.
Формирование личностных УУД на уроках окружающего мира
  • Личностное (гражданское) самоопределение
  • Тема: Наш край.
  • Как называется часть России, в которой ты живёшь?
  • Есть ли у твоего края или посёлка свой герб? Как он выглядит?
  • Представители каких народов населяют твой край?
  • Формирование любви и чувства гордости к своей Родине.Формирование чувства собственного достоинства, понимание ценности своей и чужой личности.
  • Тема: Зона степей.
  • Нарисуй, как ты представляешь себе степь.
  • Сравни свою работу с работами других ребят.
  • Хотел бы ты жить в зоне степей и почему?
  • Формирование этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
  • Тема: А.Л.Барто «Разлука» - Как вы понимаете название стихотворения? Для вас это слово веселое или грустное? (Конечно, слово «разлука» грустное. Это значит, что кто-то с кем-то расстался. В этом стихотворении сын расстается с мамой.) - Сочувствуете ли вы мальчику? Почему? (Дети приводят примеры из своей жизни о взаимоотношениях с мамой.) - Обсудите с другом, действительно ли все поступки мальчик совершал для мамы. - Прочитайте стихотворение выразительно. У вас получится, если вы представите себя на месте мальчика.
Формирование личностных УУД на уроках литературного чтения
  • Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
  • Тема: Былина «Ильины три поездочки»
  • Что такое былина? (Былина - русская народная этическая песня - сказание о богатырях.)
  • Кто такие богатыри? Как можно охарактеризовать русских богатырей? (Богатырь - воин, защитник своей Родины, наделенный чувством собственного достоинства и отличающийся необычайной силой, мужеством и удалью.)
  • Рассмотрите внимательно репродукцию знаменитой картины В.М. Васнецова «Витязь на распутье». Расскажите, что вы видите.
Формирование личностных УУД (подведение итогов урока, рефлексия) Формирование рефлексивной самооценки, умения анализировать свои действия и управлять ими.

Вы можете использовать

данное оформление

для создания своих презентаций,

но в своей презентации вы должны указать

источник шаблона:

Фокина Лидия Петровна

учитель начальных классов

МКОУ «СОШ ст. Евсино»

Искитимского района

Новосибирской области

Сайт http://linda6035.ucoz.ru/

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Формирование УУД в начальной школе МБОУ СОШ №1 г. Горбатов Веретенникова И.П., учитель начальных классов

Универсальные учебные действия в широком значении умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта в узком значении совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса

Функции универсальных учебных действий: - обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; - создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечению успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

Универсальные учебные действия Личностные Регулятивные Познавательные Коммуника-тивные

Виды заданий на уроках с УУД личностные: Участие в проектах Подведение итогов урока Творческие задания Мысленное воспроизведение ситуации Самооценка событий Дневники достижений

Виды заданий на уроках с УУД регулятивные: Преднамеренные ошибки Поиск информации в предложенных источниках Взаимоконтроль «Найди ошибку»

Виды заданий на уроках с УУД познавательные: Упорядочивание «Цепочки» Составление схем-опор Работа с разного вида таблицами Составление и распознавание диаграмм Поиск лишнего

Виды заданий на уроках с УУД коммуникативные: Составь задание однокласснику Оцени работу товарища Работа в группах «расскажи …», «объясни…», «прокомментируй…» и другое

Личностные УУД Регулятивные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД Маша выделила в словах одни окончания, Алёша – другие. А как ты считаешь? С чьим мнением согласен ты? Соотнесите предметы и звуковые модели слов. В русском языке существует два слова – омонима ЛИСТ. Подумайте, какой справочной литературой нужно воспользоваться для выяснения значения слова. Как бы ты объяснил своему однокласснику, что такое родственные слова? Русский язык

Личностные УУД Регулятивные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД Изучив природные зоны России, подумай и ответь, где бы ты хотел жить и почему? Из упомянутых в статье растений выбери группу травянистых растений, которые никогда не цветут и не имеют семян. В какой природной зоне обитают белки? Подготовьте устный рассказ об этой природной зоне. Обсудите в паре пути решения экологических проблем природной зоны степей. Окружающий мир

Личностные УУД Регулятив ные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД Как бы ты позвал Мышку, если бы ты был Жучкой? Как нужно было ухаживать за репкой? Почему репка выросла большая – пребольшая? Сочини продолжение сказки с друзьями. Литературное чтение

Личностные УУД Регулятивные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД Какие из достопримечательностей Лондона тебе понравились больше? Почему? Расскажи о праздниках в Англии. Какие традиции объединяют наши страны? Прочитай текст и найди описание погоды в разные времена года. Составьте диалог, который поможет вам познакомиться с партнером. Английский язык

Личностные УУД Регулятивные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД Какой цвет является твоим любимым и почему? В какой последовательности будет выполнен портрет? С помощью каких цветов получится наиболее выразительный зимний пейзаж? Определите критерии оценивания работы, обсудив их в группе. Изобразительное искусство

Универсальные учебные действия на ступени основного общего образования задача начальной школы задача основной школы «учить ученика учиться» «учить ученика учиться в общении» Задача должна быть трансформирована

Требования к уроку Урок современного типа Универсальные учебные действия Объявление темы урока Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы) Познавательные общеучебные, коммуникативные Сообщение целей и задач Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач) Регулятивные целеполагания, коммуникативные Планирование Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует) Регулятивные планирования Практическая деятельность учащихся Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы) (учитель консультирует) Познавательные, регулятивные, коммуникативные Осуществление контроля Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля) (учитель консультирует) Регулятивные контроля (самоконтроля), коммуникативные Осуществление коррекции Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно (учитель консультирует, советует, помогает) Коммуникативные, регулятивные коррекции Оценивание учащихся Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) (учитель консультирует) Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные Итог урока Проводится рефлексия Регулятивные саморегуляции, коммуникативные Домашнее задание Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей Познавательные, регулятивные, коммуникативные

Технологии: 1. Информационно – коммуникационная технология 2. Технология развития критического мышления 3. Проектная технология 4. Технология проблемного обучения 5. Игровые технологии 6. Модульная технология 7. Технология мастерских 8. Кейс – технология

Предварительный просмотр:

Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе

(слайд 1) Многие учёные, философы, педагоги, методисты утверждают, что самую главную роль в обучении и воспитании играет именно начальная школа. Здесь ребёнок учится читать, писать, считать, слушать, слышать, говорить, сопереживать. В чём заключается роль современной начальной школы? Научиться учить себя – вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет. Решение данной задачи становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий.

(слайд 2) Что же включает в себя понятие «универсальные учебные действия»? В широком значении термин УУД означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении термин УУД можно определить как совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию самого процесса.

(слайд 3) В чём заключаются функции универсальных учебных действий?

Обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

Создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;

Обеспечению успешного усвоения знаний, формированию умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

(слайд 4) Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока:

Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Они направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.

Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.

Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирования изучаемого содержания.

Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнёра, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договориться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

(слайды 5-6) Личностные:

обеспечивают ценностную ориентацию детей: знание моральных норм и умение им следовать (взаимопомощь, правдивость, ответственность); умение соотносить свои поступки с этическими чувствами (вина, совесть, стыд); желание и умение видеть нравственный аспект своих поступков; желание и умение ответить на вопрос, какое значение и какой смысл имеют для него те или иные знания.

(слайды 7-8)

Регулятивные,

обеспечивают младшему школьнику организацию учебной деятельности.

Целеполагание как способность принять учебную задачу на основании того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно;

Планирование как способность самостоятельно определять последовательность выполнения действий;

Контроль как способность сличения способа действия и его результата с заданными эталонами;

Саморегуляция как способность начинать и заканчивать учебные действия в нужный момент;

Коррекция как способность исправлять промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;

Самооценка как способность осознать то, что уже усвоено, и то, что ещё нужно усвоить, способность осознать уровень усвоения.

(Слайды 8-9)

Познавательные: включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.

(Слайды 10-11) Коммуникативные

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (например, распределение ролей при парной, групповой или коллективной работе);

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Умение разрешать конфликтные ситуации, принимать решение, брать ответственность на себя.

СЛАЙД 13-17 примеры формирования УУД на различных уроках.

СЛАЙД 18 Преемственность.

СЛАЙД 19 Требования к современному уроку в условиях внедрения ФГОС

Слайд 20

Технологии:
1. Информационно – коммуникационная технология
2. Технология развития критического мышления
3. Проектная технология
4. Технология проблемного обучения
5. Игровые технологии
6. Модульная технология
7. Технология мастерских
8. Кейс – технология



  • «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал»
  • К.Д. Ушинский

  • Конкретно определить тему, цели, тип урока и его место в развороте учебной программы.
  • Отобрать учебный материал (определить его содержание, объем, установить связь с ранее изученным, систему управлений, дополнительный материал для дифференцированной работы и домашнее задание).
  • Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения в данном классе, разнообразные виды деятельности обучающихся и учителя на всех этапах урока.
  • Определить формы контроля за учебной деятельностью школьников.
  • Продумать оптимальный темп урока, то есть рассчитать время на каждый его этап.
  • Продумать форму подведения итогов урока.
  • Продумать содержание, объем и форму домашнего задания.
  • Как организовать рефлексию

  • . Первичный опыт выполнения УУД и мотивация.
  • 2. Освоение того, как это УУД надо выполнять.
  • 3. Тренинг, самоконтроль и коррекция.
  • 4. Контроль.


Памятка для учителя по формированию и развитию универсальных учебных действий.

  • Любые действия должны быть осмысленными. Это относится прежде всего к тому, кто требует действия от других.
  • Развитие внутренней мотивации – это движение вверх.
  • Задачи, которые мы ставим перед ребёнком, должны быть не только понятны, но и внутренне приятны ему, т.е они должны быть значимы для него.
  • Чтобы чего-то добиться, цель должен знать каждый участник урока.
  • Минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества
  • В центре внимания урока – дети.
  • Помогать ребёнку учиться легко, обретая уверенность в своих силах и способностях.
  • Создавать атмосферу успеха, не скупиться на поощрения и похвалу.

Структура урока

  • 1. Самоопределение к деятельности (организационный момент).
  • 2. Актуализация знаний.
  • 3. Постановка учебной задачи
  • 4. «Открытие» нового знания (построение проекта выхода из затруднения).
  • 5. Первичное закрепление .
  • 6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону
  • 7. Включение нового знания в систему знаний и повторение
  • 8. Рефлексия деятельности. Итог урока

Отличие современного урока от традиционного

Требования к уроку

Традиционный урок

Объявление темы урока

Урок современного типа

Учитель сообщает обучающимся

Сообщение целей и задач

Учитель формулирует и сообщает обучающимся, чему должны научиться, определив границы знания и незнания

Планирование

Формулируют сами обучающиеся (учитель подводит обучающихся к осознанию целей и задач)

Учитель сообщает обучающимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Под руководством учителя обучающиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Осуществление контроля

Обучающиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы), учитель консультирует

Учитель осуществляет контроль за выполнением обучающимися практической работы

Обучающиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), учитель консультирует


Осуществление коррекции

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы обучающимися осуществляет коррекцию

Оценивание обучающихся

Обучающиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно, учитель консультирует, советует, помогает

Учитель осуществляет оценивание работы обучающихся на уроке

Итог урока

Учитель выясняет у обучающихся, что они запомнили

Обучающиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей) учитель консультирует

Домашнее задание

Проводится рефлексия

Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)


Требования к уроку

Урок современного типа

Объявление темы урока

Универсальные учебные действия

Формулируют сами обучающиеся (учитель подводит обучающихся к осознанию темы)

Сообщение целей и задач

Формулируют сами обучающиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит обучающихся к осознанию целей и задач)

Познавательные общеучебные, коммуникативные

Планирование

Регулятивные целеполагания, коммуникативные

Планирование обучающимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует)

Практическая деятельность обучающихся

Обучающиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы), (учитель консультирует)

Регулятивные планирования


Осуществление контроля

Обучающиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)

Осуществление коррекции

Регулятивные контроля (самоконтроля), коммуникативные

Обучающиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно (учитель консультирует, советует, помогает)

Оценивание обучающихся

Обучающиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

(учитель консультирует)

Коммуникативные, регулятивные (коррекции)

Итог урока

Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные

Проводится рефлексия

Домашнее задание

Обучающиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Регулятивные саморегуляции, коммуникативные

Познавательные, регулятивные, коммуникативные


Регулятивные УУД

  • Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий на уроке.
  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.
  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные УУД

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные УУД

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Читать и пересказывать текст.
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
  1. 1. Формирование универсальных учебных действий в начальной школе в условиях введения ФГОС Директор ГБОУ НОШ № 611 СПб Крикунова Н.Г.
  2. 2. «Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин».
  3. 3. Актуальность Запросы современного информационного общества Концепция модернизации российского образования Федеральный Государственный образовательный стандарт Формирование универсальных учебных действий (УУД)
  4. 4. «Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь это касается сформированности универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться. Сегодня начальное образование закладывает основу формирования учебной деятельности ребенка – умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат».
  5. 5. совокупность действий учащегося, обеспечивающих социальную компетентность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса, культурную идентичность и толерантность. Понятие УУД умение учиться, т.·е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
  6. 6. 1. Обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения. 2. Ставить учебные цели. 3. Искать и использовать необходимые средства и способы достижения целей. 4. Контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. 5. Создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию. 6. Обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области. Функции УУД
  7. 7. лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания; обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося. Универсальный характер УУД носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса;
  8. 8. Требования к результатам образования Выпускник начальной школы Требования к результатам образования Выпускник начальной школы Любознательный, интересующийся, активно познающий мир Владеющий основами умения учиться Любящий родной край и свою страну Уважающий и принимающий ценности семьи и общества Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение Выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих
  9. 9. Базовый уровень развития метапредметных УУД в начальной школе
  10. 10. Виды УУД
  11. 11. Личностные УУД внутренняя позиция; мотивация; нравственно-этическая оценка.
  12. 12. Регулятивные УУД целеполагание; планирование; прогнозирование; контроль; коррекция; оценка; волевая саморегуляция.
  13. 13. Познавательные УУД общеучебные логические постановка и решение проблем
  14. 14. 5 УУД 2 4 3 1 умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками управление поведением партнёра постановка вопросов разрешение конфликтов Коммуникативные УУД
  15. 15. Методические темы школы 2010/2011 уч.г.: «Использование современных образовательных технологий как путь саморазвития педагогов и образования учащихся в условиях перехода к новым образовательным стандартам». 2011/2012 уч.г.: «Повышение качества образовательного процесса на основе внедрения в практику работы продуктивных технологий, ориентированных на развитие личности ребёнка и совершенствование педагогического мастерства учителя в условиях модернизации образования». 2012/2013 уч.г.: «Формирование ключевых компетенций обучающихся и профессиональных компетенций педагога, как средство повышения качества образования в условиях реализации новых образовательных стандартов». 2013/2014 уч.г.: «Формирование ключевых компетенций участников образовательного процесса в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта». 2014/2015 уч.г.: «Комплексное использование современных подходов к организации учебно-воспитательного процесса как условие достижения нового качества образовательных услуг в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта».
  16. 16. Тематика заседаний МО 2012/2013 уч.г.: Применение современных педагогических технологий для реализации основных направлений ФГОС. Компетентностный подход к обучению – основа современных образовательных технологий. Проблемы формирования у обучающихся навыков самоанализа и самоконтроля. Системно-деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения. Индивидуальная работа как одно из основных условий достижения личностного роста учащихся. Метод проектов как средство формирования ключевых компетентностей учащихся. Работа воспитателя ГПД по формированию гражданской компетентности учащихся. Универсальныеучебные действия – необходимое условие успешности обучения. Развитие ассоциативного мышления школьников на уроках чтения как средство формирования коммуникативной и познавательной компетенций. Развитие критического мышления на уроках математики как средство интеллектуального развития младших школьников. 2013/2014 уч.г.: Методика мониторинга качества и уровня сформированности ключевых компетенций у обучающихся Обеспечение компетентностного подхода к контролю и оценке знаний обучающихся Развитие ассоциативного мышления школьников на уроках лит. чтения как средство формирования коммуникативной и познавательной компетенций. Формирование УУД средствами УМК «Школа России». Методы и приёмы формирования УУД на уроках математики. Компетентностный подход в оценке уровня достижения обучающихся. Ключевые компетенции – предмет современной системы оценки и контроля результатов обучения. Оценка надпредметных понятий, ключевых компетенций и социального опыта обучающихся. Формирование ключевых компетентностей младших школьников средствами внеурочной проектной деятельности. Компетентностный урок, его критерии и самоанализ.
  17. 17. Тематика педагогических советов 2010/2011 уч.г.: Инновационная деятельность педагога как средство личностно-ориентированного подхода и повышения качества образования. Воспитательная функция школы в современных условиях образования. Современный учитель: ИКТ-компетентность, профессиональное мастерство. 2011/2012 уч.г.: Личностный рост обучающихся как цель и результат педагогического процесса. Духовно-нравственное воспитание как основа гармоничного развития личности учащегося. Пути и средства повышения эффективности и качества урока как формы учебной деятельности. 2012/2013 уч.г.: Мониторинг требований, качества работы учителя, результативности деятельности обучающихся условиях новых ФГОС. Духовно-нравственное развитие младших школьников как одно из направлений учебно- воспитательного процесса в начальной школе в рамках реализации ФГОС. Оценка качества образовательного процесса и образовательных результатов в условиях новых ФГОС. 2013/2014 уч.г.: Формирование ключевых компетенций младших школьников средствами современного урока. Реализация компетентностного подхода в начальной школе как условие повышения качества образования. Новые подходы к организации воспитательной работы при формировании ключевых компетенций обучающихся в рамках реализации ФГОС.
  18. 18. «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» К.Д. Ушинский
  19. 19. Базовые образовательные технологии ОБУЧЕНИЕ НА ОСНОВЕ «УЧЕБНЫХ СИТУАЦИЙ» ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УРОВНЕВАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
  20. 20. Образовательная программа начального общего образования Программа формирования УУД
  21. 21. Как правильно организовать мониторинг формирования УУД?
  22. 22. Мониторинг уровня сформированности универсальных учебных действий в начальной школе «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли» А. Г. Асмолов и др. М.: 2010; Диагностика СПб АППО; Журнал «Управление начальной школой» №5, 2013г.
  23. 23. Цель мониторинга уровня сформированности УУД: получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения. Задачи мониторинга: 1. Отработка механизмов сбора информации об уровне сформированности УУД; 2. Выявление и анализ факторов, способствующих формированию УУД; 3. Апробация технологических карт и методик оценки уровня сформированности УУД; 4. Формирование банка методических материалов для организации и проведения мониторинга уровня сформированности УУД на ступени начального образования; 5. Обеспечение преемственности и единообразия в процедурах оценки качества результатов дошкольного и начального школьного образования в условиях внедрения ФГОС нового поколения; 6. Разработка и апробация системы критериев и показателей уровня сформированности УУД у обучающихся на начальной ступени образования. Мониторинг УУД
  24. 28. Методы мониторинговых исследований: анкетирование; тестирование; сбор информации; интервьюирование (собеседование, устный опрос); педагогическое наблюдение; педагогический анализ; психологическая диагностика и др. Средства мониторинга: анкеты для родителей и педагогов; карты наблюдений уроков и внеурочной деятельности; входящие, промежуточные и итоговые контрольные срезы и диагностические работы; административные контрольные работы и тесты; компетентностные задания; социально-диагностические ситуации, в т.ч. психологические игры; оценочные карты; портфолио ученика Мониторинг УУД
  25. 29. Портрет выпускника начальной школы любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
  26. 30. Программа мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий в начальной школе
  27. 31. «Стандарты второго поколения невозможны без учителя Второго поколения…» А.Кондаков
  28. 32. «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет...» У.Уорд
  29. 33. Спасибо за внимание!