Что такое система личностных ценностей человека и как её правильно формировать? Система жизненных ценностей человека: виды ценностей и формирование системы.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по курсу: «Правоведение»

на тему: «Общечеловеческие ценности в праве»

Выполнил: студент группы 39 – 61

Вахреев Сергей Олегович

Проверил: старший преподаватель

Минкин Марат Риналович

Альметьевск 2013

Введение

1. Формирование жизненных ценностей и приоритетов

2. Право – как общечеловеческая ценность

Заключение

Список использованной литературы

Введение:

Обращение к этапам развития общечеловеческих ценностей,обусловлено наличием проблематики нравственного начала в современном обществе. Казалось бы,человечество эволюционирует: создается все больше возможностей для технического и интеллектуального труда, повышается качество образования. С развитием технологий и повышением интеллектуального уровня,человечество стало могущественной силой. Однако, несмотря на все достижения, наблюдается явная деградация духовного начала. Развивая свой интеллект, мы забыли о самом важном, о том что делает нас людьми, а именно об общечеловеческих ценностях. Что мы считаем общечеловеческими ценностями? Это качества, которые присущи каждому человеку, которые развивались со времен античности и до наших дней, прежде всего к ним относят: человеческое достоинство, равенство, честность, долг, справедливость, ответственность, поиск истины и смысла жизни, а также уважение к культурным ценностям.

Современный мир находится в подвешенном состоянии, так как духовно- нравственный кризис усугубил кризисные явления в политике, экономике, социальной сфере, а также в межнациональных отношениях. Очень остро стоит проблема взаимоотношений государств, стимулируется сепаратизм в национальных республиках, происходит насаждение абсолютно новых ценностей, которые противоречат общечеловеческим принципам.

Именно поэтому следует обратить внимание на исследование общечеловеческих ценностей на различных исторических этапах существования общества, для того чтобы осознать их значимость и,возможно, найти новые пути решения проблемы нравственности современного общества.



ФОРМИРОВАНИЕ ЖИЗНЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ И ПРИОРИТЕТОВ

Потребность в определении личностных ценностей, приоритетов и смысла жизни возникает у каждого человека. Это одна из важнейших потребностей личности. В юности эта необходимость ощущается особенно остро.

Особенности становления личности зависят от экономического и культурного уровня развития общества, в котором растет ребенок, от того, какой исторический этап этого развития он застал.

Развитие личности и формирование шкалы жизненных ценностей определяется так же и тем, что ожидают от него семья и общество, какие ценности и идеалы ему предлагают, какие задачи стоят перед ним в разные возрастные периоды.

За долгую историю существования человеческого общества выработаны основополагающие общечеловеческие ценности и нормы нравственного поведения. В обществе всегда ценились и ценятся доброта, верность, честность, взаимопомощь и отвергаются цинизм, обман, жадность, тщеславие, преступления.

В современном обществе основными общечеловеческими ценностями являются семья, здоровье, образование, работа. Общечеловеческие ценности тесно связаны с личными ценностями человека, которые можно условно разделить на материальные и духовные (нравственные). Реализация всех этих ценностей необходима для самоутверждения, признания личности. Каждый человек отдает предпочтение тем или иным ценностям. О его выборе можно судить по богатству или скудности внутреннего мира, разнообразию интересов, неповторимой человеческой индивидуальности. На протяжении всей жизни человек формирует свое мировоззрение, образ жизни. Значительную роль в этом играют его окружение (семья, друзья), а также различные национальные, религиозные и социальные воззрения и традиции. Очень важен момент формирования собственной шкалы ценностей в подростковом возрасте – в период постепенного вхождения во взрослую жизнь.

«Жизнь каждого человека состоит из поступков, в них выражается моральная сущность человека», - говорил В.А. Сухомлинский.

Ближайшее социальное окружение – родители и другие члены семьи, позже воспитатели детского сада и школьные учителя (иногда друзья семьи или священник) – непосредственно влияет на развитие психики ребенка. Следует отметить, что с возрастом социальное окружение расширяется: с конца дошкольного детства на развитие ребенка начинают оказывать влияние сверстники, а в подростковом и старшем школьном возрасте могут существенно воздействовать некоторые социальные группы – через средства массовой информации, организацию митингов, проповеди в религиозных общинах и др.

Формирование собственной шкалы ценностей происходит уже в раннем детском возрасте. Вот почему так важно, в какой семье воспитывается ребенок, вырастая в подростка, юношу, взрослого.

Ценностные ориентации подростка, понимание им социальных проблем, нравственные оценки событий и поступков зависят в первую очередь от родителей. Если счастливые минуты в семье связаны только с приобретением и накоплением, ребенку трудно стать счастливым в будущем. Материальные потребности безграничны, и невозможность их удовлетворить может обернуться трагедией.

Если в семье преобладают духовные ценности, например взаимоподдержка, доброта, честность, радость общения друг с другом, потребность отдавать. А не брать, то вряд ли ребенок в будущем почувствует себя одиноким и обездоленным. Сформированная в детстве привычка получать удовольствие от общения с природой, музыкой, произведениями искусства и хорошей книгой позволит молодым людям выстоять и принять правильные решения в самых сложных жизненных ситуациях.

Важную роль в жизни человека играют самоконтроль, самодисциплина. Ошибкой было бы считать самоконтроль ограничением свободы.

В течение жизни нам приходится принимать много различных решений, например относительно образования, выбора друзей, семейных и личных проблем. Учиться этому человек начинает с раннего детства, а в подростковом возрасте он пытается сам решать свои задачи. Но часто от недостатка опыта он терпит неудачу или совершает ошибку, которую потом трудно исправить. Подростки склонны концентрироваться на ближайших результатах своих решений, тогда как родители уделяют больше внимания их последствиям в будущем. Пока большинство поступков касаются только самого подростка и не затрагивают окружающих его людей, ему легче справиться с проблемами. Подросток уже может сам оценивать ситуацию, принимать решения, учитывать последствия, понимать свою ответственность перед собой и другими людьми, дать оценку своим поступкам для собственного самовоспитания, что помогает ему в дальнейшем с честью выходить из трудных ситуаций. Этому он постоянно учится.

Принятие решения тесно связано с ответственностью. Подростки хотят свободы, еще не понимая, что свобода неразрывно связана с таким понятием, как ответственность.

Свобода и ответственность прочно связаны между собой. Свобода вовсе не означает, что можно делать все, что захочется. Такую свободу скорее можно назвать вседозволенностью, анархией. Настоящая свобода – это когда человек учитывает последствия своих поступков, их влияние на других людей. Иначе это всего лишь суррогат свободы. Иногда причина непонимания в семье кроется в том, что подросток занимает «удобную» позицию: «Для свободы я взрослый, для ответственности – маленький». Но равноправие включает и ответственность, и самостоятельность. В свою очередь самостоятельность предполагает способность подростка самому принимать и проводить в жизнь решения, готовность отвечать за свои поступки, умение регулировать собственное поведение и эмоциональные реакции, отстаивать собственное мнение.

Самостоятельность и ответственность воспитываются в человеке с детства, и каждый день ребенок сверяет свои поступки с поведением окружающих его людей: родителей, воспитателей детского сада, педагогов, сверстников и др. Взрослость определяется не возрастом, а умением быть самостоятельным и ответственным. Сила человека в действии, в умении добиться поставленной цели. Жизнь без борьбы, трудностей, потерь и компромиссов не бывает. И задача взрослых состоит в том, чтобы помочь подростку сформировать свой внутренний мир, жизненные ценности, умение принимать правильные решения в трудных ситуациях и брать на себя ответственность за свои поступки.

Изучение модели человеческого поведения говорит о том, что, совершая какой-либо поступок, человек подсознательно оценивает его важность и последствия для себя лично. Затем для него важна оценка его поступка близкими людьми, которых он не хотел бы огорчать и в одобрении которых нуждается.

Добрый день, дорогие читатели! Вы когда-нибудь задумывались о том, почему у одних людей жизнь складывается легко и радостно, а другие как будто притягивают в свою жизнь всякого рода нелепые моменты, попадают в неприятные жизненные ситуации? Огромную роль в выборе жизненного пути и правильного следования по нему играет система ценностей человека. Это – ориентир каждого, правила и представления о нормальной жизни, работе, учебе, досуге, общении. Эти характеристики играют ключевую роль в каждом действии, намерении, поступке, а также в реакции на ситуации и даже слова людей.

Благодаря этому каждый человек точно знает, что занимает в жизни центральное место, а что не так уж и важно. Следовательно, на этом строится и модель его поведения в разных ситуациях.

Какие бывают ценности?

В зависимости от сферы, к которой относятся ценности, их можно условно разделить на:

  • культурные;
  • общечеловеческие;
  • индивидуальные.

Все ценности, кроме индивидуальных, формируются на основании мнения окружающих, а также особенностей местности, в которой родился человек, традициями и тенденциями в общении. А вот к индивидуальным ценностям относятся исключительно субъективные особенности мировоззрения индивидуума. Рассмотрим подробно каждый вид.

Общечеловеческие

К системе общечеловеческих жизненных ценностей относятся:

  • Здоровье . Наверное, для каждого здравомыслящего человека оно является неоспоримой ценностью жизни, без которой абсолютно не нужны ни материальные, ни духовные блага. Очевидно, когда у нас что-то болит, нам не нужно ничего, кроме как избавиться от недуга. Мы тратим любые деньги, сколько угодно времени и сил на восстановление привычного здорового состояния нашего организма.
  • Жизненный успех . Конечно, начинается все со школьного образования. Каждый из нас стремится хорошо учиться в школе, чтобы в будущем поступить в престижное высшее учебное заведение, а дальше – найти хорошую работу по специальности. Все это сулит нам хороший заработок и, как следствие, успешную карьеру. Мы чувствуем, что реализовались в жизни и получаем от этого удовольствие. Хотя в наши дни многие, добившись таких результатов, не выдерживают социального прессинга и прибегают к так называемому дауншифтингу – возвращению к простой жизни, подальше от густонаселенных городов и поселков и поближе к природе.
  • Семья . Для многих карьера не представляет собой никакой ценности, если этот успех не с кем разделить. Многие чувствуют необходимость трудиться и достигать результатов не для себя, а в целях заботы и обеспечения своей семьи. Ведь родные и близкие – это те, кто тебя всегда ждут, поймут, услышат. Формирование семьи у таких людей может начинаться уже со старших классов школы или с института.
  • Дети – цветы жизни. И многие живут, следуя этому принципу. Они видят в них свое отражение и продолжение. Им мы передаем свой жизненный опыт и силы, часто даже в ущерб себе. Стоит отметить, что хотя в наши дни имеет место пропаганда отказа от потомства под названием «чайлдфри», для многих дети были и остаются главной ценностью жизни.

Как итог вышесказанному важно отметить, что такая система имеет стремление к . Кто-то реализует себя в карьерном росте, кто-то – в семье, кто-то – в детях. Это все преследует одну цель – закрепление собственной значимости и трансляция ее в будущее.

Культурные


К культурным жизненным ценностям относятся:

  • творчество и ;
  • тесное общение с родственниками;
  • друзья;
  • свобода суждений;
  • и уверенность в собственных силах;
  • независимость;
  • уважение окружающих;
  • работа, отвечающая интересам;
  • смелость и мужественность;
  • ответственность;
  • реализация в творчестве и работе;
  • путешествия и т.д.

Индивидуальные

К индивидуальным жизненным ценностям относятся самые важные для каждого человека вещи. Их основа формируется в детстве благодаря окружению. Для кого-то это будет правда, честь и справедливость, для кого-то – много денег и хорошая работа, для кого-то – здоровая семья и счастье близких ему людей.

Все люди имеют свой психологический тип. Именно поэтому мы думаем и ведем себя по-разному в идентичных ситуациях, стремимся к разным целям.

Правильное формирование жизненных ценностей

Жизненные ориентиры и ценности начинают формироваться еще в раннем детстве. Процесс и результат зависят от условий, в которых находится ребенок. Ключевую роль играет, конечно же, семья, а также близкие люди и друзья, с которыми малыш проводит больше всего времени.

Никто не знает, как определить, что будет главным. Все зависит от собственных представлений индивидуума. Личностная система ценностей ребенка будет создаваться и совершенствоваться не только по его личному опыту, но и по вашим подсказкам и примеру.

Чтобы правильно сформировать жизненные ценности малыша, нужно стараться делать следующее:

  • личным примером показывать, что в жизни важно, а что можно пустить на самотек;
  • окружить ребенка добротой и пониманием;
  • смотреть и читать книги с моральным смыслом, где наказывается жадность и ложь, а поощряется честность, щедрость, правда;
  • помогать и давать советы в выборе друзей и людей, на которых стоит ровняться, подкрепляя слова сравниванием достижений этих личностей;
  • выслушать ребенка даже если он неправ, говорить с ним и давать ненавязчивые советы.

Ценности формируются с годами не только из вашего личного опыта, но и с мнений значимых для вас людей. Это могут быть как родители, так и наставники, преподаватели, школьные друзья и т.д. Это те люди, которыми вы восхищаетесь и которых безмерно уважаете.

Косвенно на процесс влияют религия, тенденции в социуме, культурные особенности территории, на которой проживает человек, и много других факторов. Важно пытаться окружать ребенка хорошими и добрыми людьми. Главное, по возможности, как можно дольше изолировать его от негативно влияющих личностей.

Как определить свои жизненные ценности?


Собственные ценности определяются в 3 шага:

  • Возьмите лист бумаги и запишите на нем все, что считаете важным. Неважно, насколько большой или маленький получится этот список.
  • Пересмотрите его детально и проанализируйте каждый пункт. Постоянно задавайте себе вопрос: это точно важно или без него можно обойтись? Если возникает хоть малейшее сомнение, смело вычеркивайте этот пункт.
  • Повторяйте действия из предыдущего пункта, сокращая перечень до 7-10 пунктов – это и есть ваши личные ценности.

Стоит отметить, что люди, которые отличаются веселым характером и оптимизмом, в любой ситуации стараются учитывать действие факторов, влияющих на их жизненные ценности, отсекают все лишнее. Такой подход позволяет со временем сформировать из них по-настоящему мощный механизм, диктующий направление движения в любой, даже самой запутанной жизненной ситуации.

Четкое понимание своих ценностей важно, так как это позволяет обдуманно и направлено , контролировать действия, желания и, конечно же, решения.
У всех нас разные . Но, посмотрев вглубь себя, проанализировав свои действия и поступки, мы безошибочно сможем определить, что для нас важнее всего, что является ориентиром каждого нашего решения. Это поможет делать только взвешенный выбор, самостоятельно принимать решения, обдумывать и моделировать результаты и только потом действовать.

Если вас не устраивают, те ценности которые вам привили в детстве, то это необходимо исправлять. Опираясь на свой опыт, я скажу, что это очень не просто. Как уже написано выше, ценности прививаются с детства и откладываются в нашем подсознании.

Одним из очень эффективных методов замены установок, является работа с подсознанием. Для начала можете почитать, вот эти 30 бесплатных уроков . Я думаю, что этих уроков вам вполне хватит.

Заключение

Всего хорошего, друзья! Надеюсь, вы узнали что-то новое и интересное для себя, что сможете с успехом применить в своей жизни. Будьте честными сами с собой. Помните всегда о том, что важно, и не зацикливайтесь на второстепенных вещах. До встречи за новой интересной беседой!

- 49.86 Кб
  1. Введение...................... .............................. ..........................стр. 3
  2. Ценностные ориентации.................... .............................. ...стр. 11
  3. Становление профессиональных интересов..................... стр. 14
  4. Профессиональные и личные цели и ценности................стр. 17
  5. Заключение.................... .............................. .........................стр. 20
  6. Список использованной литературы.................... ..............стр. 21

Введение

Современный интерес к исследованию жизненных целей и выбора карьеры обусловлен сменой идеологии, необходимость переосмыслением старых и поиском новых идеалов, нового обоснования целей и карьеры Сегодняшний идеал общества, представленный через средства массовой информации (газеты, радио, телевидение) – это человек, добившийся успеха.

Проанализируем жизнь людей, которые добились в жизни значительного успеха. Что объединяет этих людей? Успеха добиваются те, кто научился владеть своим мозговым потенциалом и своими эмоциями, делает вывод зритель. Они-то по праву и восседают на «троне успеха».

Если представить себе роскошный трон, наша фантазия не поскупится на золото, дорогое дерево и шелк. Пусть его конструкция будет самой изысканной и самой устойчивой. Устойчивость трона успеха должна быть гарантирована массивностью четырех ножек, четырех опор. Давайте теперь подумаем, что же это за опоры?

  1. Умение работать головой, использовать все возможности своего интеллекта.
  2. Умение ставить реальные цели.
  3. Умение решать сложные проблемы, настойчивость в достижении поставленных целей, умение воздействовать на других людей.
  4. Умение планировать свою карьеру и восходить к ней

Успех – это внутренняя концепция. Его нельзя купить, он не упадет на голову как манна небесная. Да, внешние обстоятельства имеют влияние на людей. Но по-настоящему «успешные» люди сами формируют эти обстоятельства.

Что же конкретно отличают «успешных» людей от всех остальных?

  • Они открыты миру;
  • У них необыкновенная тяга к новизне;
  • Они не боятся перемен и умеют рисковать;
  • У них всегда присутствует мощная настроенность на успех;
  • Их стойкость и выносливость достойны восхищения;
  • Они способны преодолеть любые препятствия;
  • Огромная тяга к новым знаниям и великолепная обучаемость;
  • Они организованы и внутренне дисциплинированы;
  • Они умеют грамотно планировать и достигать цели.

Успеха можно добиться только тогда, когда четко представляешь себе то, чего ты хочешь. Быть успешным вообще – такого не бывает.

К сожалению, большинство людей живет как во сне, не ставя перед собой никаких конкретных целей. Нет цели – не надо ее добиваться. Но тогда и не надо жаловаться, что ты неудачник. Даже одноклеточное существо, как амеба, оказывается, всегда движется к своей цели. Как заметили биологи, даже если на пути амебы встречаются препятствия, она обходит их и движется дальше – по направлению к своей цели. Вот на что ориентирует нас природа!

Вообще человеческой деятельности присущ, как правило, целенаправленный характер. Это значит, что действию предшествует сознательное целеполагание – т.е. предвосхищение в мышлении результата деятельности и путей его достижения с помощью определенных средств.

Если ты видишь свою цель, определяешь средства и способы ее достижения и мобилизуешь свои силы на реализацию своего желания – ты хозяин своей судьбы, ты достигаешь карьерного роста.

Большинство сотрудников, как показывают исследования, обычно относятся к своей карьере пассивно, предпочитая, чтобы этими вопросами занимались их руководители. Поэтому на Западе сегодня деловая карьера является объектом управления. Оно сводится к совокупности мероприятий, осуществляемых кадровыми службами (и консалтинговыми фирмами), позволяющих работникам раскрыть свои способности и применить их наиболее выгодным для себя и организации способом.

Служебное продвижение в организации может осуществляться в соответствии с такими принципами, как результативность работы, компетентность и потенциальные возможности, усердие, умение организовать формальную сторону дела, угодить руководству, старшинство, общие способности.

Составной частью такого управления является планирование деловой карьеры (во многих фирмах оно обязательно), предполагающее учет и увязку потребностей целей организации и сотрудников, изучение и оценку потенциала их служебного роста; ознакомление людей с реальными перспективами и условиями продвижения; определение критериев и путей перемещения, позволяющих избежать карьерных тупиков. Такое вложение в человеческие ресурсы, как правило, высокодоходны. Причем чем он более развит, тем большее количество ресурсов позволяет вовлекать в процесс персонального инвестирования. По мнению американского экономиста В. Боуэна: "Инвестиции в человеческий капитал подобны инвестициям в физический капитал в нескольких важных отношениях. И тот, и другой накапливаются в результате приложения экономических ресурсов, которые могли бы быть использованы для производства других предметов и услуг ради текущего потребления; в течение продолжительного времени и тот, и другой производят прибыли; наконец, и тот, и другой ограничены сроком жизни: машины изнашиваются, люди умирают" .

Однако в нашей стране такое вложение только набирает силы, а большинство выпускников Вузов не готовы к карьерному росту, не представляют этапы роста, да и, порой, выбирать работу, планировать карьерный рост, проходить собеседования, писать резюме. Более того, они не знают ни своих способностей и не умеют ставить цели.

Характер действий по целеполаганию и достижению целей у разных людей различен, меняется он и у конкретного человека с течением времени. Но, несмотря на это, данные процессы имеют общие черты и закономерности, что позволяет на основе анализа эмпирической информации относительно индивидуальных способов разработки и реализации жизненных стратегий сформулировать единообразный инструментарий.

Так, многие западные исследователи говорят о трехфазной модели жизненного цикла человека, а японские специалисты выделяют четыре фазы (от рождения до окончания школьного образования; поступление на работу и обзаведение семьей; трудовая жизнь; старость). Целенаправленно управляя качественными и количественными параметрами смены фаз, человек может максимизировать полезность отдачи от каждого этапа.

Содержание самоуправления на разных этапах жизненного цикла имеет различное наполнение. В детстве человек всецело зависит от родителей, он, как правило, не способен самостоятельно принимать важнейшие решения. В зрелые годы обретается самостоятельность, и степень ответственности за принятие решений значительно увеличивается. В целом необходимо разделить на экзогенный этап, когда разработать и воплотить жизненную стратегию человеку помогают сторонние лица (на ранней стадии - обычно родители, позже к ним подключаются друзья, педагоги, руководители и уважаемые люди), и эндогенный, когда человек относительно самостоятельно занимается этой работой.

Используя данный инструментарий, человек может попытаться оптимально сформировать и эффективно реализовать личную жизненную стратегию.

В основе идеологии лежит мысль о том, что каждый человек хочет чего-то добиться в жизни.

Сделать карьеру – значит добиться престижного положения в обществе и высокого уровня дохода. При этом имеется в виду престижность с точки зрения широкого общественного мнения. Выпускник учебного заведения, который понимает, ЧТО нужно сделать, и КАК это делать правильно, имеет гораздо больше добиться успеха в жизни на фоне всех остальных.

2. Формирование жизненных ценностей и приоритетов

Потребность в определении личностных ценностей, приоритетов и смысла жизни возникает у каждого человека. Это одна из важнейших потребностей личности. В юности эта необходимость ощущается особенно остро.

Особенности становления личности зависят от экономического и культурного уровня развития общества, в котором растет ребенок, от того, какой исторический этап этого развития он застал.

Развитие личности и формирование шкалы жизненных ценностей определяется также и тем, что ожидают от него семья и общество, какие ценности и идеалы ему предлагают, какие задачи стоят перед ним в разные возрастные периоды.

За долгую историю существования человеческого общества выработаны основополагающие общечеловеческие ценности и нормы нравственного поведения. В обществе всегда ценились и ценятся доброта, верность, честность, взаимопомощь и отвергаются цинизм, обман, жадность, тщеславие, преступления.

В современном обществе основными общечеловеческими ценностями являются семья, здоровье, образование, работа. Общечеловеческие ценности тесно связаны с личными ценностями человека, которые можно условно разделить на материальные и духовные (нравственные). Реализация всех этих ценностей необходима для самоутверждения, признания личности. Каждый человек отдает предпочтение тем или иным ценностям. О его выборе можно судить по богатству или скудности внутреннего мира, разнообразию интересов, неповторимой человеческой индивидуальности. На протяжении всей жизни человек формирует свое мировоззрение, образ жизни. Значительную роль в этом играют его окружение (семья, друзья), а также различные национальные, религиозные и социальные воззрения и традиции. Очень важен момент формирования собственной шкалы ценностей в подростковом возрасте - в период постепенного вхождения во взрослую жизнь.

Для подростка жизненные ценности воспринимаются только в личностном, конкретном воплощении. Эта черта заходит так далеко, что ценность, которую он ищет и находит, совершенно отождествляется для него с живым человеком, в котором он видит ее воплощенной. Вера подростка в идеал есть прежде всего вера в избранного им человека, которого он выделяет из своего окружения. Это может быть член семьи, учитель, кто-то из сверстников. Если этот человек не оправдывает той веры, весь идеальный мир может рухнуть. Вот почему для подростка очень важно, кто его окружает и какие взаимоотношения со взрослыми и сверстниками у него складываются в этот сложный период. К сожалению, поведение взрослых очень часто расходится с теми нравоучительными беседами, которые они ведут с подростками. "Делай как я говорю" - такой стереотип воспитания не подходит подростку. "Делай как я" - вот что должно стать нравственной основой общения и работы взрослого с подростком.

"Жизнь каждого человека состоит из поступков, в них выражается моральная сущность человека", - говорил В. А. Сухомлинский.

Ближайшее социальное окружение - родители и другие члены семьи, позже воспитатели детского сада и школьные учителя (иногда друзья семьи или священник) - непосредственно влияет на развитие психики ребенка. Следует отметить, что с возрастом социальное окружение расширяется: с конца дошкольного детства на развитие ребенка начинают оказывать влияние сверстники, а в подростковом и старшем школьном возрасте могут существенно воздействовать некоторые социальные группы - через средства массовой информации, организацию митингов, проповеди в религиозных общинах и др.

Подросток (12-15 лет) идет к познанию действительности во многом "от себя", через свои переживания. Старшеклассник (16-18 лет), наоборот, познавая окружающее, возвращается к себе и задается мировоззренческими вопросами: "А что я значу в этом мире?", "Какое место я занимаю в нем?", "Каковы мои возможности?", "Какой я?". Он ищет четких, определенных ответов и в своих взглядах категоричен, недостаточно гибок. Недаром говорят о юношеском максимализме.

Формирование собственной шкалы ценностей происходит уже в раннем детском возрасте. Вот почему так важно, в какой семье воспитывается ребенок, вырастая в подростка, юношу, взрослого.

Ценностные ориентации подростка, понимание им социальных проблем, нравственные оценки событий и поступков зависят в первую очередь от родителей. Если счастливые минуты в семье связаны только с приобретением и накоплением, ребенку трудно стать счастливым в будущем. Материальные потребности безграничны, и невозможность их удовлетворить может обернуться трагедией.

Если в семье преобладают духовные ценности, например взаимоподдержка, доброта, честность, радость общения друг с другом, потребность отдавать, а не брать, то вряд ли ребенок в будущем почувствует себя одиноким и обездоленным. Сформированная в детстве привычка получать удовольствие от общения с природой, музыкой, произведениями искусства и хорошей книгой позволит молодым людям выстоять и принять правильные решения в самых сложных жизненных ситуациях.

Самое главное для подростка - это уверенность в том, что он любим своими родителями, что взрослые видят в нем достоинства, а не только недостатки. Надо помнить, что только любовь близких поможет взрослеющему ребенку преодолеть мучительный переходный период отрочества, когда подросток становится неуправляемым.

Для того чтобы подросток обратился именно к родителям или к педагогам за помощью и советом в сложных жизненных ситуациях, взрослым необходимо осознать, что с самого раннего детства ребенок является личностью и свои детские беды, которые взрослым кажутся пустяком, переживает очень остро и эмоционально.

Позиция взрослых в этой ситуации очень важна для будущих контактов и создания атмосферы доверия между ребенком и взрослым. Вот один из таких примеров. В один из теплых праздничных дней молодая мама вела за руку пятилетнего мальчика, который ел мороженое. Мама торопилась, ребенок почти бежал рядом с ней и, оступившись, упал, уронил мороженое, испачкал свой праздничный костюмчик.

Описание работы

Современный интерес к исследованию жизненных целей и выбора карьеры обусловлен сменой идеологии, необходимость переосмыслением старых и поиском новых идеалов, нового обоснования целей и карьеры Сегодняшний идеал общества, представленный через средства массовой информации (газеты, радио, телевидение) – это человек, добившийся успеха.

Содержание работы

Введение..............................................................................стр. 3
Формирование жизненных ценностей и приоритетов....стр. 6
Ценностные ориентации.....................................................стр. 11
Становление профессиональных интересов.....................стр. 14
Профессиональные и личные цели и ценности................стр. 17
Заключение...........................................................................стр. 20
Список использованной литературы..................................стр. 21



Формирование жизненных ценностей и приоритетов

Потребность в определении личностных ценностей, приоритетов и смысла жизни возникает у каждого человека. Это одна из важнейших потребностей личности. В юности эта необходимость ощущается особенно остро.

Особенности становления личности зависят от экономического и культурного уровня развития общества, в котором растет ребенок, от того, какой исторический этап этого развития он застал.

Развитие личности и формирование шкалы жизненных ценностей определяется также и тем, что ожидают от него семья и общество, какие ценности и идеалы ему предлагают, какие задачи стоят перед ним в разные возрастные периоды.

За долгую историю существования человеческого общества выработаны основополагающие общечеловеческие ценности и нормы нравственного поведения. В обществе всегда ценились и ценятся доброта, верность, честность, взаимопомощь и отвергаются цинизм, обман, жадность, тщеславие, преступления.

В современном обществе основными общечеловеческими ценностями являются семья, здоровье, образование, работа. Общечеловеческие ценности тесно связаны с личными ценностями человека, которые можно условно разделить на материальные и духовные (нравственные). Реализация всех этих ценностей необходима для самоутверждения, признания личности. Каждый человек отдает предпочтение тем или иным ценностям. О его выборе можно судить по богатству или скудности внутреннего мира, разнообразию интересов, неповторимой человеческой индивидуальности. На протяжении всей жизни человек формирует свое мировоззрение, образ жизни. Значительную роль в этом играют его окружение (семья, друзья), а также различные национальные, религиозные и социальные воззрения и традиции. Очень важен момент формирования собственной шкалы ценностей в подростковом возрасте - в период постепенного вхождения во взрослую жизнь.

Для подростка жизненные ценности воспринимаются только в личностном, конкретном воплощении. Эта черта заходит так далеко, что ценность, которую он ищет и находит, совершенно отождествляется для него с живым человеком, в котором он видит ее воплощенной. Вера подростка в идеал есть прежде всего вера в избранного им человека, которого он выделяет из своего окружения. Это может быть член семьи, учитель, кто-то из сверстников. Если этот человек не оправдывает той веры, весь идеальный мир может рухнуть. Вот почему для подростка очень важно, кто его окружает и какие взаимоотношения со взрослыми и сверстниками у него складываются в этот сложный период. К сожалению, поведение взрослых очень часто расходится с теми нравоучительными беседами, которые они ведут с подростками. "Делай как я говорю" - такой стереотип воспитания не подходит подростку. "Делай как я" - вот что должно стать нравственной основой общения и работы взрослого с подростком.

"Жизнь каждого человека состоит из поступков, в них выражается моральная сущность человека", - говорил В. А. Сухомлинский.

Ближайшее социальное окружение - родители и другие члены семьи, позже воспитатели детского сада и школьные учителя (иногда друзья семьи или священник) - непосредственно влияет на развитие психики ребенка. Следует отметить, что с возрастом социальное окружение расширяется: с конца дошкольного детства на развитие ребенка начинают оказывать влияние сверстники, а в подростковом и старшем школьном возрасте могут существенно воздействовать некоторые социальные группы - через средства массовой информации, организацию митингов, проповеди в религиозных общинах и др.

Подросток (12-15 лет) идет к познанию действительности во многом "от себя", через свои переживания. Старшеклассник (16-18 лет), наоборот, познавая окружающее, возвращается к себе и задается мировоззренческими вопросами: "А что я значу в этом мире?", "Какое место я занимаю в нем?", "Каковы мои возможности?", "Какой я?". Он ищет четких, определенных ответов и в своих взглядах категоричен, недостаточно гибок. Недаром говорят о юношеском максимализме.

Формирование собственной шкалы ценностей происходит уже в раннем детском возрасте. Вот почему так важно, в какой семье воспитывается ребенок, вырастая в подростка, юношу, взрослого.

Ценностные ориентации подростка, понимание им социальных проблем, нравственные оценки событий и поступков зависят в первую очередь от родителей. Если счастливые минуты в семье связаны только с приобретением и накоплением, ребенку трудно стать счастливым в будущем. Материальные потребности безграничны, и невозможность их удовлетворить может обернуться трагедией.

Если в семье преобладают духовные ценности, например взаимоподдержка, доброта, честность, радость общения друг с другом, потребность отдавать, а не брать, то вряд ли ребенок в будущем почувствует себя одиноким и обездоленным. Сформированная в детстве привычка получать удовольствие от общения с природой, музыкой, произведениями искусства и хорошей книгой позволит молодым людям выстоять и принять правильные решения в самых сложных жизненных ситуациях.

Самое главное для подростка - это уверенность в том, что он любим своими родителями, что взрослые видят в нем достоинства, а не только недостатки. Надо помнить, что только любовь близких поможет взрослеющему ребенку преодолеть мучительный переходный период отрочества, когда подросток становится неуправляемым.

Для того чтобы подросток обратился именно к родителям или к педагогам за помощью и советом в сложных жизненных ситуациях, взрослым необходимо осознать, что с самого раннего детства ребенок является личностью и свои детские беды, которые взрослым кажутся пустяком, переживает очень остро и эмоционально.

Позиция взрослых в этой ситуации очень важна для будущих контактов и создания атмосферы доверия между ребенком и взрослым. Вот один из таких примеров. В один из теплых праздничных дней молодая мама вела за руку пятилетнего мальчика, который ел мороженое. Мама торопилась, ребенок почти бежал рядом с ней и, оступившись, упал, уронил мороженое, испачкал свой праздничный костюмчик.

В эти минуты от реакции мамы на происшедшее зависела судьба ее будущих взаимоотношений с сыном. Мама шлепнула сына, выбросила в урну мороженое и сказала: "Ты всегда такой растрепа! Больше мороженое никогда не получишь!", - и потащила его дальше. От ужаса перед содеянным малыш побледнел и даже перестал плакать, а мама потеряла доверие сына навсегда.

Многие могут сказать - какой пустяк! Но это только с точки зрения взрослого. Потом мама сама будет удивляться, почему ее повзрослевший сын не любит бывать дома, скрывает от нее плохие отметки и никогда не рассказывает о своих проблемах. А это произошло потому, что еще в детстве он получил хороший урок - если он чем-то огорчил маму, то будет наказан, и она перестанет его любить. Конечно, сын может забыть этот эпизод, но эмоциональное осознание тяжести ситуации и реакция матери останутся в его памяти навсегда. Если бы реакция была противоположной - мальчику сказали бы, что все это не беда и костюмчик можно постирать, в руках у ребенка оказалось бы новое мороженое, а рядом шла все понимающая и любящая его мама - можно с уверенностью утверждать, что вера мальчика в то, что ему помогут и не перестанут любить, даже если он в чем-то провинится, сделала бы будущие отношения матери и сына доверительными и откровенными. Или еще один пример. Часто родители из так называемых благополучных семей с высоким материальным достатком удивляются, почему их дочь не может создать хорошую семью, а в поисках красивой жизни фактически торгует своим телом. Чтобы понять это, родителям стоит мысленно вернуться на несколько лет назад и вспомнить, как они говорили своей дочери: "Зачем ты дружишь с Петей? В его семье - ни кола, ни двора. Посмотри, как он одет. А вот Андрей имеет уже собственную машину, у его родителей шикарная квартира и дача". Некоторые женщины позволяют себе демонстрировать положительное или негативное отношение к мужу в зависимости от цены подарка или размера принесенной зарплаты. Такой характер взаимоотношений в семье формирует у девочки на подсознательном уровне потребительское отношение к любви.

Как показали исследования, недавно проведенные в одной из стран Западной Европы, большинство мужчин, пользующихся услугами проституток, воспитывались в семьях, где были свидетелями грубого и даже жестокого обращения отца с матерью. Впоследствии им было трудно иметь сексуальные отношения с женщинами, к которым они испытывали глубокое уважение и возвышенные чувства. Это еще раз подчеркивает, насколько важно взрослым, если они действительно хотят видеть своих детей счастливыми в будущем, контролировать свое поведение и исповедовать самим те жизненные и нравственные ценности, к которым они пытаются приобщить своих повзрослевших детей. Подарки, одолжения ни в коем случае не могут быть заменой пристального внимания к ребенку, когда отец или мать остаются с ним один на один и могут дать ему самое ценное, не сравнимое ни с какими подарками, - свою заботу, внимание, тепло и любовь. Именно такие моменты и ситуации имеют очень большое значение для формирования самооценки у ребенка.

Очень важно, чтобы ребенок понимал: он - индивидуален и ценен как личность для родителей и близких ему людей. Высокая самооценка позволит подростку сказать "нет" в тех ситуациях, когда это необходимо, особенно если это связано с его сексуальным поведением в период полового созревания.

Важную роль в жизни человека играют самоконтроль, самодисциплина. Ошибкой было бы считать самоконтроль ограничением свободы.

В течение жизни нам приходится принимать много различных решений, например относительно образования, выбора друзей, семейных и личных проблем. Учиться этому человек начинает с раннего детства, а в подростковом возрасте он пытается сам решать свои задачи. Но часто от недостатка опыта он терпит неудачу или совершает ошибку, которую потом трудно исправить. Подростки склонны концентрироваться на ближайших результатах своих решений, тогда как родители уделяют больше внимания их последствиям в будущем. Пока большинство поступков касаются только самого подростка и не затрагивают окружающих его людей, ему легче справиться с проблемами. Подросток уже может сам оценивать ситуацию, принимать решения, учитывать последствия, понимать свою ответственность перед собой и другими людьми, давать оценку своим поступкам для собственного самовоспитания, что помогает ему и в дальнейшем с честью выходить из трудных ситуаций. Этому он постоянно учится.

Принятие решения тесно связано с ответственностью. Подростки хотят свободы, еще не понимая, что свобода неразрывно связана с таким понятием, как ответственность.

Свобода и ответственность прочно связаны между собой. Свобода вовсе не означает, что можно делать все, что захочется. Такую свободу скорее можно назвать вседозволенностью, анархией. Настоящая свобода - это когда человек учитывает последствия своих поступков, их влияние на других людей. Иначе это всего лишь суррогат свободы. Иногда причина непонимания в семье кроется в том, что подросток занимает "удобную" позицию: "Для свободы я взрослый, для ответственности - маленький". Но равноправие включает и ответственность, и самостоятельность. В свою очередь самостоятельность предполагает способность подростка самому принимать и проводить в жизнь решения, готовность отвечать за свои поступки, умение регулировать собственное поведение и эмоциональные реакции, отстаивать собственное мнение.

Самостоятельность и ответственность воспитываются в человеке с детства, и каждый день ребенок сверяет свои поступки с поведением окружающих его людей: родителей, воспитателей детского сада, педагогов, сверстников и др. Взрослость определяется не возрастом, а умением быть самостоятельным и ответственным. Сила человека в действии, в умении добиться поставленной цели. Жизни без борьбы, трудностей, потерь и компромиссов не бывает. И задача взрослых состоит в том, чтобы помочь подростку сформировать свой внутренний мир, жизненные ценности, умение принимать правильные решения в трудных ситуациях и брать на себя ответственность за свои поступки.

Изучение модели человеческого поведения говорит о том, что, совершая какой-либо поступок, человек подсознательно оценивает его важность и последствия для себя лично. Затем для него важна оценка его поступка близкими людьми, которых он не хотел бы огорчать и в одобрении которых нуждается.

Исходя из этого становится понятным, насколько важно для подростка общаться с людьми высокой нравственности и культуры. Если подросток воспитывается в обществе с неустойчивыми моральными и духовными ценностями, ему бывает очень трудно дать правильную оценку своим поступкам.

4 170 0 Здравствуйте! В этой статье речь пойдет о жизненных ценностях человека, их основных категориях, о том, как они формируются и как происходит их переосмысление.Ценности – это основные цели и приоритеты, которые определяют сущность самого человека и управляют его жизнью. Это человеческая вера, принципы, идеалы, понятия и стремления. Это то, что каждый человек определяет для себя как самое значимое и важное в жизни.

Что такое жизненные ценности и их роль для нас

Жизненные ценности и ориентиры – это некие абсолютные величины, занимающие первое место в мировоззрении и определяющие поведение человека, его желания и стремления. Они помогают решать поставленные задачи и расставлять приоритеты в собственной деятельности.

У каждого человека своя иерархия ценностей. Ценности определяют то, как человек выстраивает свою жизнь, как заводит друзей, выбирает место работы, как получает образование, какие имеет хобби, как взаимодействует в социуме.

В течение жизни иерархия ценностей, как правило, меняется. В детском возрасте на первом месте оказываются одни значимые моменты, в подростковом и юношеском – другие, в молодости третьи, во взрослом состоянии – четвертые, а к старости все опять может измениться. Жизненные ценности молодежи всегда отличаются от приоритетов пожилых людей.

В жизни происходят события (счастливые или трагические), которые способны повернуть мировоззрение человека на 180 градусов, заставить его полностью переосмыслить свою жизнь и заново расставить приоритеты с точностью наоборот тому, какие были раньше.

Это естественный процесс развития человеческой психики и личности. Подстраиваться под изменяющиеся условия окружающей среды — защитная функция организма, часть эволюционного процесса.

Каждому индивиду необходимо четко осознавать иерархию собственной системы ценностей. Данное знание помогает в разных сложных ситуациях, например, когда необходимо сделать сложный выбор между двумя важными вещами в пользу одной. Ориентируясь на первостепенные ценности, человек сможет правильно для собственного благополучия определить истинно важное.

Разберем типичный пример из жизни. Ответственный трудоголик часто задерживается на работе, чтобы успешно выполнить все поставленные задачи. Работа действительно интересная, хорошо оплачиваемая, перспективная и т. д., но нескончаемая. Всегда гложет ощущение, что не дорабатывает и не успевает. Дома его с нетерпением ждет любимая семья. Жена периодически предъявляет претензии по поводу частого отсутствия дома, что также доставляет определенный дискомфорт. Чувство неудовлетворенности затягивается и становится хроническим.

Вот именно в таких ситуациях необходимо научиться правильно расставлять приоритеты. Важно определиться, что на первом месте. Решить проблему внутри себя и перестать метаться. Всегда все успевать невозможно, а вот выбрать первостепенную важность вполне возможно. Разобрав подобные случаи и приняв собственную иерархию приоритетов, можно свести к минимуму хронические личностные конфликты.

Нет правильных и неправильных систем жизненных ценностей. Для кого-то успешная карьера и признание на первом месте, для кого-то любовь и семья, для других образование и постоянное развитие.

Зато есть осознание собственной иерархии приоритетов и внутренняя согласованность с ними. И есть внутренний конфликт, когда у человека имеются трудности с и определением истинной важности вещей для себя.

Основные жизненные ценности

Условно жизненные ценности можно поделить на две группы:

  1. Материальные: , комфорт, дом, ощущение финансовой состоятельности и стабильности.
  2. Духовные:
  • Семья : интимные длительные стабильные в паре, продолжение рода, чувство собственной необходимости другим людям, чувство общности.
  • Друзья и рабочий коллектив : ощущение принадлежности к группе.
  • Карьера : достижение определенного социального статуса, уважения значимых людей.
  • Любимое дело : бизнес-проект или хобби (музыка, спорт, огородничество и т. д.), раскрытие собственного предназначения и талантов.
  • Образование и развитие каких-либо навыков, качеств, личностный рост.
  • Здоровье и красота : стройность, хорошая физическая форма, отсутствие болезней.

Обе категории переплетаются друг с другом и превращаются смежные ценности. В современном мире трудно отделить материальные ценности от духовных. Для реализации одних необходимо наличие других. Например, для получения образования необходимо определенное финансовое состояние, которое нужно заработать. Деньги приносят в семью финансовый комфорт и возможность для досуга и интересных хобби. Для здоровья и красоты также необходимы материальные вложения. Социальный статус современного человека во многом определяется нажитыми материальными благами. Таким образом, материальные ценности стали неотъемлемой частью духовных.

Жизненные ценности бывают:

1. Общечеловеческие (культурные). Это общие представления людей о том, что хорошо и что плохо. Закладываются они в детстве, и на их развитие влияет общество, окружающее человека. Образцом, как правило, становится семья, в которой родился и рос ребенок. Приоритеты родителей становятся основополагающими при формировании собственной системы ценностей.

К общечеловеческим приоритетам относятся:

  • физическое здоровье;
  • жизненный успех (образование, карьера, социальный статус, признание);
  • семья, дети, любовь, друзья;
  • духовное развитие;
  • свобода (суждений и поступков);
  • творческая реализация.

2. Индивидуальные. Формируются у каждого человека на протяжении жизни. Это те ценности, которые человек выделяется из общепринятых и считает важными именно для себя. В приоритете могут быть вежливость, доброта, вера в людей, грамотность, воспитанность и другие.

Как выявить свои ценности

В настоящее время психологами разработано большое количество методик для диагностики жизненных ценностей.

Тесты можно пройти онлайн. Занимают они, как правило, не более 15 минут. Результат появляется в течение нескольких секунд. Методики представляют собой ряд вопросов с несколькими вариантами ответов либо список утверждений для дальнейшего ранжирования. Ответы не бывают правильными или неправильными, а результаты – плохими или хорошими. По итогам тестирования выдается список основных ценностей опрашиваемого.

Данные методы помогают человеку быстро получить картину собственной иерархии приоритетов.

Результаты тестирования иногда могут поставить «в тупик». Возможно, вам покажется, что они неверны и ваша система приоритетов не соответствует выданной программой. Попробуйте пройти другой тест, а потом еще один.

В то время, пока вы будете отвечать на вопросы, сможете параллельно для себя определиться, что конкретно для вас в жизни наиболее значимо, а что второстепенно.

Другой вариант определения собственной системы ценностей представляет собой самостоятельный анализ своих приоритетов.

Для этого необходимо написать на листе бумаги все значимые для вас вещи в жизни. Все, что вы уважаете, цените и чем дорожите. Необязательно пользоваться терминологией и подсмотренными критериями, и определениями. Перечисляйте именно теми словами, как вещи называются в вашей голове.

После составления списка, сделайте небольшой перерыв. Переключитесь на другую деятельность. Затем снова возьмите свой список и внимательно на него посмотрите. Выберите 10 самых важных для вас ценностей, остальные вычеркните. Теперь список необходимо снова сократить вдвое. Чтобы проще было определиться с приоритетами, прокручивайте в своей голове разные жизненные ситуации, определяя, что важнее.

В итоге осталось 5 самых значимых ценностей. Проранжируйте их (распишите в порядке от 1 до 5 по степени важности). Если не получается выбрать, что ценнее для вас, представьте ситуацию, в которой пришлось бы решить, чего было бы для вас лишиться тяжелее. И вот именно то, с чем вы не можете расстаться даже в мыслях, и будет вашей самой приоритетной жизненной ценностью. Остальные тоже останутся важными, но все-таки второстепенными.

Таким образом, вы получите картину своих жизненных приоритетов.

Как привить жизненные ценности в процессе воспитания

Вопросом о прививании жизненных ценностей, как правило, задаются молодые родители. Хочется вырастить своего родного человека «правильным» и счастливым.

Основополагающим фактором при выборе системы приоритетов, которую хочется отложить в голове ребенка, является собственное понимание родителями «правильных» ценностей.

Сформированные в детстве представления о важных вещах закрепятся в подсознании на всю оставшуюся жизнь и без серьезных потрясений останутся неизменными. Речь идет об общечеловеческих ценностях (семье, любви, стремлении к саморазвитию и образованию, карьерному росту, материальному обогащению).

В семье, где всегда на первом месте близкие люди, вырастет ребенок, ценящий любовь и межличностные отношения. В семье карьеристов, скорее всего сформируется амбициозная личность, жаждущая определенного статуса. И т. д.

Система ценностей растущего человека выстраивается на жизненном опыте. На том, в чем он ежедневно «варится». Бесполезно говорить подрастающему поколению, что самое главное в жизни семья, когда отец пропадает на работе, а мать не вылезает из гаджетов, обделяя вниманием ребенка. Если хотите сформировать у своего малыша, как вам кажется «правильные» жизненные приоритеты, показывайте это на собственном примере. Жизненные ценности детей в руках родителей.

Переосмысление ценностей

Формирование основных жизненных ценностей начинается на первом году человеческой жизни и заканчивается примерно к 22 годам.

На протяжение жизни человек сталкивается с различными ситуациями, влекущими за собой переосмысление ценностей. Такие моменты всегда связаны с сильными эмоциональными потрясениями (как положительными, так и отрицательными) или затянувшимися депрессивными состояниями. Это могут быть:

  • вступление в брак;
  • рождение ребенка;
  • потеря близкого человека;
  • резкое изменение финансового положения;
  • тяжелое заболевание (собственное или близкого человека);
  • трагические события мирового масштаба, унесшие много жизней);
  • влюбленность в человека, несоответствующего идеалам;
  • жизненные кризисы (молодости, зрелости);
  • старость (окончание жизненного пути).

Иногда смена приоритетов происходит непроизвольно, когда инстинктивно человек выбирает оптимальный путь для своей дальнейшей жизни.

Иногда, например, в случаях кризисов, к переосмыслению и новому выбору жизненных ценностей приводят длительные душевные терзания. Когда в долгих депрессиях человек ощущает свое собственное несчастье, не может найти выход – и проблема жизненных ценностей встает остро. В таком случае для перестановки приоритетов требуется сознательный подход и четкое желание .

Переосмысление ценностей дает человеку шанс «начать жизнь с чистого листа». Измениться самому, в корне поменять свое существование. Зачастую такие перемены делают человека счастливее и гармоничнее.

Полезные статьи: