Использование предметов заместителей в игре. Мини-исследование на тему: «Предметы-заместители в детской игре

Мини-исследование на тему: «Предметы-заместители в детской игре»

Важнейшим условием формирования творческой игры является введение в игру предметов-заместителей. Чем неопределённей функция предмета, тем свободнее ребёнок приписывает ему то или иное значение. Это предметы-заместители стимулируют творческое воображение детей, именно с ними совершается большое число оригинальных действий. Основное требование к предмету-заместителю-удобство в выполнении игровых действий.

Варя К., 2г 9м

В период наблюдений играла в игры «Приходите ко мне в гости», «Парикмахерская».

Игра «Приходите ко мне в гости» начиналась с того, что я рассказала детям, как надо готовиться к приходу гостей.

Варя подошла к игровому уголку и пригласила в гости кукол Ваню и Катю. Она долго играла с ними: кормила их, сопровождая свои действия развёрнутыми обращениями к ним: «Угощайтесь, гости». Наливала из чайника чай: «Это тебе, Катя, чай, а это – Ванечке». На тарелочку положила мозаику – это были у неё конфеты, а на другую тарелочку положила кубик – это тортик. На поднос разложила колечки от пирамидки – это баранки. Девочка играла свободно, замещая один предмет другим, использовала предметы – заместители (мозаика – конфеты, кубик – тортик, колечки от пирамидки – баранки).

В последующие дни Варя также играла с куклами. Девочка активно и самостоятельно начинала варьировать знакомые действия, вносила в игру новые предметы – заместители (пазлы – печенье, геометрические фигурки – вкладыши – пряники).

Играя в « Парикмахерскую» Варя делала мне и детям причёски. В этой игре она использовала игрушечный набор « Парикмахерская», а также предметы – заместители (кубик – мыло, кегли – шампунь, её пальчики – ножницы). Варя мыла нам волосы, сушила их феном из игрушечного набора и делала стрижку.

Вадим К., 2г 7м

В отличие от Вари Вадим не всегда в своих играх пользуется предметами – заместителями. Ему нужна моя помощь, он не комментирует свои действия.

Предложила Вадиму построить мост для машины. В игре мы использовали такие предметы – заместители: песок – детали от конструктора, кубики – кирпичи, блоки – книги. Предоставляла мальчику возможность действовать самому, задавала вопросы. Наши игры сопровождала соответствующими стихотворениями А. Барто.

Вадим сначала копировал мои действия, а в последующие дни самостоятельно построил гараж для машины. Использовал предметы – заместители: кирпичи – детали крупного конструктора «Лего». Мальчик подключил в свои игры детей группы. На машине привозил им в «Магазин» продукты питания. В качестве продуктов использовал предметы – заместители: яблоки – красные и жёлтые мячики, хлеб – кубики, сыр - баночка из – под крема. Играя, Вадим начал комментировать свои действия, проявлять фантазию и воображение.

Таким образом, использование в игре предметов – заместителей у детей раннего возраста стимулирует интеллектуальную активность, инициативность, умение самостоятельно принимать решение, опираясь на жизненный опыт. Поэтому необходимо использовать различные формы комплексного руководства игрой, создавая при этом необходимую игровую среду, обогащая опыт детей через наблюдения, показы. Особое значение имеет активное участие самого ребёнка в игре, взрослый лишь вызывает инициативные действия, постепенно усложняя игровые задачи.

Все приведённые примеры показывают, что дети активно пользуются предметами – заместителями, развивая тем самым воображение, фантазию, речь. Всё это закладывает основу настоящей сюжетно – ролевой игры.

Татьяна Басова
Предметы-заместители в детской игре с 2–3 лет

Важнейшим условием формирования творческой игры является введение в игру предметов – заместителей . Это делает игру более интересной, содержательной, стимулирует развитие у ребенка творческого воображения. Дети, умеющие играть с предметами – заместителями , к концу раннего возраста способны самостоятельно придумывать и разыгрывать сюжеты даже без опоры на реалистические игрушки.

Вводить в игру предметы – заместители можно по мере того, как ребенок начинает совершать первые игровые действия с реалистическими игрушками и усваивает смысл действий «понарошку» . Приведем пример того, как можно помочь ребенку принять игровое замещение.

Воспитатель наблюдает, как ребенок «кормит» куклу ложкой из тарелочки, затем подсаживается к малышу и интересуется, что кушает кукла. В зависимости от ответа малыша, взрослый предлагает покормить куклу чем – то другим. Например, говорит от имени куклы : «А теперь я хочу печенье, где у нас печенье?» Ребенок не понимает, что делать, растерянно разглядывает игрушки. Воспитатель берет предмет , по форме напоминающий печенье (делать конструктора, домино, большую пуговицу, протягивает малышу и говорит : «Да вот же оно! Давай играть, как будто это печенье? Дай куколке печенье». Ребенок берет «печенье» и «кормит» им куклу. Воспитатель комментирует действия ребенка, спрашивает у куклы, вкусное ли печенье, отвечает за нее, благодарит и пр.

Может случиться, что ребенок не сразу поймет смысл замещения и будет просто копировать действие взрослого. Однако после нескольких подобных игр он начнет и сам использовать предметы – заместители – сначала те, которыми играл вместе со взрослым, а затем придумывать собственные замещения.

После того как малыш начнет самостоятельно пользоваться предметами – заместителями , взрослому бывает достаточно лишь косвенного обращения к ребенку для стимуляции подобных игровых действий. Например : «Кажется. Твой зайчик хочет морковку. Где у нас морковка?» или : «Ляля заболела, ей нужно дать лекарство. Что у нас будет таблетками?» .

Важную роль в становлении замещений играет речь. На начальных этапах самостоятельной игры дети, уже используя некоторые предметы в качестве заместителей, не всегда ясно представляют себе , что именно они замещают. Содержание их игровых действий, как правило, диктуется теми предметами , которые попадают в поле внимания. Каким образом можно помочь ребенку более содержательно использовать предметы заместители ? Приведем пример.

Воспитатель замечает, что во время кормления куклы ребенок берет со стола шарик и несколько раз подносит его ко рту куклы. Взрослый спрашивает его : «Чем ты кормишь куколку?» . Малыш растерянно молчит, не знает, что ответить. Взрослый задает наводящий вопрос : «Может быть, это яичко?» . Ребенок согласно кивает головой : «Яичко» . После этого он сразу берет ложку, энергично стучит ею по яичку, пальчиками «очищает» от скорлупки, зачерпывает из него ложкой и кормит куклу.

В следующий раз шарик можно назвать конфеткой, пирожком и т. д.

Помощь взрослого в подборе предметов – заместителей не должна быть навязчивой. Нужно давать ребенку возможность самому найти подходящий предмет , назвать его, стимулировать его собственное воображение.

Постепенно ребенок начнет все отчетливее представлять , что и каким образом он замещает, активно использовать в игре слово , обозначающее предмет – заместитель . Это закладывает основу настоящей сюжетно – ролевой игры.

Мини – исследование на тему : «Предметы –заместители в детской игре » .

Маша и Аня (двойняшки) 3года 1 мес.

В период наблюдения дети играли в игру «Накорми сестру» .

В этой игре объединились несколько игровых действий в один сюжет. Маша начала готовить обед. В качестве продуктов фигулировали предметы заместители такие как : хлеб – деревянный кубик, картошка – желток из киндер сюрприза, капуста – большой зеленый мяч и т. д.

Маша готовила обед, Аня ей помогала, Я спросила у Маши : «Что ты приготовила?» . Она ответила : «Готовлю обед» .

Маша показывала разные предметы , которыми она пользовалась. Маша правильно назвала предметы – заместители . Показывает зеленый мяч и объясняет, что это капуста и т. д.

Маша сварила щи, накрыла стол и позвала сестру Аню на обед.

В последующие дни девочки поменялись ролями.

Аня готовила обед, а Маша кушала.

Аня варила макароны с сосисками. Вместо макарон она взяла кусочки из бумаги, фломастеры- сосиски, кубики – хлеб. Приготовив обед она с помощью воспитателя накрыла стол и пригласила Машу на обед.

Во время приготовления обеда Маша играла с кубиками.

Два дня девочки готовили обед по очереди, а на пятый день готовили обед вместе. Воспитатель предложила девочкам пригласить в гости других ребят. Девочки согласились.

Аня и Маша приготовили салат, щи, макароны с сосисками (из тех же предметов ) и компот.

С моей помощью девочки накрыли на стол. Вместо салата в тарелку положили детали от конструктора, вместо компота поставили чашки, вместо ложек – карандаши.

И пригласили ребят. Ребята не отказывались и с интересом садились за стол и обедали. Когда дети пообедали воспитатель спросила : «Что нужно сказать девочкам?» Ребята ответили : «спасибо» .

Марк 3 года 3 мес.

Марк играл в железную дорогу. В отличии от Маши и Ани он не всегда пользовался предметами – заместителями . Марку было нужна моя помощь.

Когда Марк играл с вагонами я его спрашивала : «Что ты везешь по железной дороге Показывая на разные предметы , которыми он пользовался. Он не ответил. Мне пришлось помогать ему. Мы взяли пазлы и решили, что это песок. Затем с помощью трактора – погрузчика погрузили песок в вагон. Потом я объяснила и показала Марку, что нужно везти по железной дороге вагон с песком. Мы привезли песок на другую станцию и выгрузили с помощью трактора в кучу песок.

Все действия мы приговаривали, говорили что мы делаем сначала, а что потом, что везем. По ходу игры я давала возможность ребенку действовать самому.

Марк копировал мои действия, а потом начал сам использовать предметы – заместители . Потом он сам использовал другие предметы – заместители кубики – кирпич, песок – пазлы, деревянные палочки от конструктора – бревна.

Марку очень понравилась игра – замена, он с удовольствием играет в эту игру и приглашает друзей из группы.

Вывод :

Дети раннего возраста используют предметы – заместители стимулируют умение самостоятельно принимать решение, опираясь на жизненный опыт. Поэтому необходимо создавать игровую среду, обогащая опыт детей через наблюдения.

Приведенные мною примеры показывают дети активно играют в предметы – заместители , развивают воображение, речь, мышление и фантазию.

Сюжетно - ролевая игра - ведущая деятельность дошкольного возраста, но игра не возникает сама по себе. Для этого необходимо создать условия.

Развивающая предметно-игровая среда и ее своевременное изменение, подбор игрушек и игрового материала, способствующих закреплению в памяти ребенка недавних впечатлений, полученных при знакомстве с окружающим, а также в обучающих играх, нацеливают дошкольников на самостоятельное, творческое решение игровых задач, побуждают к разным способам воспроизведения действительности в игре. Предметно-игровую среду нужно изменять с учетом практического и игрового опыта детей. Важно не только расширять тематику игрушек, но и подбирать их по принципу разной степени обобщенности образа.

Для развития игровой деятельности необходимо создание предметно-развивающей среды.

Оборудование для развития сюжетно-ролевых игр

Группа раннего возраста (от 2 до 3 лет):

В группах раннего возраста игра как деятельность находится в периоде становления, дети еще только обучаются игровым действиям.

Предметно-развивающая среда должна содержать готовые игровые зоны

Вторая младшая группа:

Во второй младшей группе продолжается формирование и развитие игровых навыков. Предметно-развивающая среда - еще остаются готовые игровые зоны, но они значительно обогащаются.

Средняя группа:

Предметно-развивающая среда - здесь уже не нужны такие четко выраженные игровые зоны, как в младших группах. Границы игровых зон размыты, одни и те же атрибуты могут быть использованы для игр "Аптека" и "Больница".

Важно учить детей взаимопроникновению сюжетов. Например, при игре в больницу можно ввести в сюжет роль водителя "Скорой помощи". При игре "Семья" можно запланировать поход по магазинам для покупки продуктов и вещей. Содержание игровых зон значительно обогащается. Например, если во второй младшей группе у нас был продуктовый магазин, то в средней добавляются магазин одежды, обуви и др.

Старшая и подготовительная группы:

В группах старшего дошкольного возраста необходимо отказаться от стационарных игровых зон, сковывающих игровую инициативу детей, предлагающих детям готовые сюжеты. Все атрибуты различных сюжетных игр помешаются в яркие пластиковые, деревянные или картонные лотки, коробки, которые помечаются специальными условными обо значениями (например, красный крест на коробке с атрибутами для игр "Больница" или "Аптека"; изображение книги и глобуса на коробке с атрибутикой для игр "Школа" и "Библиотека"; изображение кастрюли на коробке с игрушечной посудой для игры "Семья" и т.д.). Дети сами выбирают нужные им атрибуты в соответствии с замыслом игры. При этом сюжет может разворачиваться и обогащаться: дети начали играть в больницу, а затем им понадобилась посуда, для того чтобы приготовить пищу пациентам; атрибуты для игры "Библиотека" -- в больнице устроили читальный зал для больных.

Желательно, чтобы в группах было много конструкторов и строительного материала, а также бросового материала - чтобы дети сами создавали игровую среду и атрибуты для своих игр. Для этой же цели в группах должны быть мягкие игровые модули.

В группах старшего дошкольного возраста необходимы так же различные макеты для развития режиссерских игр детей.

По-прежнему актуальным остается наличие разнообразных предметов-заместителей.

Необходимый материал для обогащения сюжетно-ролевых игр

Материал к сюжетно-ролевой игре должен быть всегда, что называется, под рукой и в то же время не должен быть постоянно на виду, т.е. воспитатель не должен использовать сюжетно-ролевую игру как элемент дизайна.

Для удовлетворения этих условий наиболее рациональным может оказаться вариант хранения атрибутов для игр в больших коробках.

Для каждой игры изготавливается, приобретается своя коробка.

На коробке с лицевой стороны обозначается символ игры (картинка, а для умеющих читать -- надпись). В коробку складываются все атрибуты для игры. Атрибуты должны быть реалистичные (т.е. уменьшенные копии реальных: штурвал, руль, канистра и т.д.). И обязательно несколько предметов, которые выполняют роль заместителей (набор предметов-заместителей не должен лежать отдельно. В каждой коробке должен быть именно свой набор. Причем чем старше дети, тем разнообразнее предметы-заместители). Например: лоскут ткани, несколько брусков, палочки от мороженого, крышки от бутылок.

При оформлении игровых уголков рекомендуется использовать детали от многосекционных ширм. Таким образом, можно отделить зону "Больницы", предварительно заменив шторку с цветной на белую, использовать секцию для игры в магазин, использовать секцию от кукольного театра как окошко в доме.

Для игр в "шоферов" можно использовать чехлы на спинки стульчиков с аппликацией: Автобус, Скорая помощь, Военный джип, Пожарная машина. Чехлы хранят на вешалках-плечиках на стойках в уголках ряжения.

Воспитатель всегда должен быть готов помочь детям развернуть игру в любом месте группы. Поэтому неплохо иметь большой кусок ткани, чтобы была возможность создать детям уголок (домик, шалаш, палатку), просто накинув ткань на стульчики, парту, мягкие модули.

Обязательно должно быть кукольное приданое. В гардеробе кукол должно быть много разносезонной одежды. Она должна легко одеваться: платья с глубокой планкой-разрезом сзади. Кукольные платья в младших группах должны иметь достаточно крупные пуговицы или липучки. Одежда должна висеть в шкафу на вешалках или лежать на полочках.

Уголки ряженья в младших группах лучше иметь сундуки, в которых будут находиться элементы ряженья в свободном доступе. Пусть дети не испытывают дискомфорта от необходимости постоянно аккуратно складывать одежду. Этот сундук будет своеобразной отдушиной, уголком "психологической разгрузки" от прилежности и аккуратности. В старших группах такой сундук необходимо сохранить, но добавить в него элементы для "барышень": шляпки, зонты, пелеринки, веера, длинные платья. Комплекты постельного белья или просто лоскуты ткани для "стирок и глажения".

Одно из требований к организации развивающей среды - создание возможностей для удовлетворения потребностей детей в новых впечатлениях, в открытии нового, позволяющих фантазировать, перевоплощаться в самых разнообразных героев. Пространство игровой комнаты необходимо организовать таким образом, чтобы оно позволяло детям свободно перемещаться, одновременно играть нескольким группам детей, чтобы в случае необходимости любой ребенок мог уединиться для индивидуальной игры.

Необходимым условием является доступность к таким зонам, как природный уголок, книжный уголок и уголок изо деятельности.

В соответствии с требованиями зонирования группы выделяется место для кукольного уголка, оборудованного для различных игровых действий с куклой и сюжетно-ролевых игр (игрушечная мебель, посуда, кукольная одежда, игрушки, имитирующие бытовые предметы: утюг, телевизор, газовая плита, предметы для стирки). Содержание кукольного уголка соответствует разным ситуациям сюжетно-ролевых игр и постоянно дополняется, по мере освоения детьми тех или иных игровых действий. Педагогу следует предусмотреть наличие в игровом уголке предметов, которые дети могли бы использовать в роли предметов-заменителей. Кроме того, среди игровой атрибутики значительное место занимают детские поделки, используемые в играх (деньги, кошельки из бумаги, таблетки, бланки для рецептов и многие другие). Использование самоделок повышает у детей интерес к игре. Для развития у детей ролевых действий необходимо умение перевоплощаться. Используемые для этого костюмы и атрибуты (фартук для мамы, белый халат для врача, фуражка для милиционера) хранятся в специальном шкафчике, доступном для детей, или на вешалке. Отдельно предусматривается хранение костюмов для игр-драматизаций.

Работу по созданию условий я начала с подборки литературы по данной теме, оформила консультации и папки - раскладушки для родителей, консультации для педагогов, затем перешла к построению предметно - развивающей среды.

В качестве методической литературы использую: Н.А.Виноградова, Н.В.Позднякова "Сюжетно-ролевые игры для младших дошкольников", Н.А.Виноградова, Н.В.Позднякова "Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников", Краснощекова Н.В. "Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста", Краснощекова Н.В. "Новые сюжетно-ролевые игры для младших дошкольников", Д.В.Менджерицкая "Воспитателю о детской игре", методические разработки из интернета.

Особое значение придается не только взаимодействию с партнером - взрослым, но и предметно - развивающей среде.

В группе имеются зоны ролевых игр:

"Магазин" - он включает в себя разные отделы: промтовары, одежда, продукты, овощи - фрукты, игрушки, посуда, книги, продуктовые сумки, кассовый аппарат и деньги.

"Больница" - она включают в себя разные инструменты, лекарства, карточки для больных.

"Парикмахерская" - включают в себя разные инструменты, альбом разных причесок, косметические средства.

Во всех этих зонах имеется специальная одежда для труда.

"Дом" - включает в себя бытовые приборы, мебель, кукол, одежду, посуду.

Имеются также зоны: "Школа", "библиотека", зона театрализованных игр, зона для мальчиков, где есть машины, разные вида конструктора.

С помощью родителей пополняю развивающую среду: постоянно обновляется продукция в магазине, лекарства и косметические средства в больнице и парикмахерской; с помощью родителей была изготовлена спецодежда; добавлены инструменты; изготовлена кровать и пастельные принадлежности для кукол, мною был сделан кассовый аппарат деньги и разные таблицы.

Добавление новых атрибутов в игру позволяет мне активизировать игровую деятельность, развивать интерес к игре, закреплять полученные знания и умения, формировать дружеские отношения.

Почему играют дети? Зачем нужна игра? Этот вопрос задал себе известный учёный, психолог Даниил Борисович Эльконин, наблюдая за двумя своими дочками-дошкольницами.

Как-то раз, а дело было до войны, ему пришлось одному остаться с детьми. Они читали, рисовали, возились, шалили. Настало время завтрака, детям была приготовлена традиционная манная каша, от которой они наотрез отказались. Не желая омрачать хорошее настроение, он предложил им поиграть в «детский сад», на что девочки с радостью согласились. Были распределены роли: папа — воспитатель, дочки — дети детского сада. Весь антураж соответствовал сюжету: собираясь на «прогулку», дети надели пальто, папа-«воспитатель» тоже. Они «гуляли» по комнате, затем пришли «домой», читали. Настало время завтрака. Одна девочка исполняла роль «дежурной». «Воспитатель» надел фартук, «дети» сели за стол и… с удовольствием съели манную кашу, даже попросили добавку, хотя совсем недавно отказались от неё.

Этот случай заставил молодого учёного задуматься об игре, её происхождении, значении, основных функциях и тех чудесных «превращениях», которые происходят в игре. Так появилась замечательная книга «Психология игры», фундаментальное исследование, которое Д. Б. Эльконин посвятил своим двум маленьким дочкам и жене, погибшим во время блокады Ленинграда.

Игра детей. Сколько радости и восторга, сколько дружеских связей и конфликтов, как она нужна нашим детям! У некоторых потребность играть не исчезает даже в зрелом возрасте. Как-то несколько студенток рассказали мне, что они тайком играли в дочки-матери в возрасте 20—23 лет, испытывая острую потребность в этом и одновременно озабоченность, не является ли это какой-либо патологией.

Все психологи единодушно утверждают: без игры невозможно нормальное развитие ребёнка. А в дошкольном возрасте от 3 до 7 лет игра является ведущей деятельностью, т. е. определяет развитие ребёнка и закладывает основы его будущего становления.

ИГРА — ШКОЛА ОБЩЕНИЯ

Оригинальные эксперименты Д. Б. Эльконина позволили установить, что главным условием возникновения ролевой игры является наличие взаимоотношений между людьми. Игра, как и любовь, рождается не вследствие каких-то внешних предпосылок (игрушки, возраст), а вследствие внутренней потребности в ней, потребности в освоении человеческих отношений. Например, у животных нет ролевой игры, они могут играть друг с другом или с предметами вовсе не для отработки навыков взаимопонимания и взаимодействия, а для забавы.

Характер воссоздания отношений в игре между людьми может быть очень разным. Это могут быть отношения взаимной помощи и сотрудничества, заботы и внимания, разделения труда, но также и отношения властвования, даже деспотизма, враждебности, грубости и т. д. Игра — школа реальных взаимоотношений, школа уступок и терпимости.

Основной мотив игры: действовать как взрослый. Но для того, чтобы в игре детей появились позитивные мотивы взаимоотношений, необходимо, чтобы взрослый стал для ребёнка образцом, эталоном, «мерой всех вещей».

РОЛЬ ПРЕДМЕТОВ-ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ

В игре, кроме этого, есть ещё ряд важных моментов, благотворно сказывающихся на развитии детей. Это использование предметов-заместителей, когда недостающие игрушки или предметы заменяются другими предметами, причём внешнее сходство с ними вовсе не обязательно, главное — это функциональные свойства предмета, т. е. возможность использовать его в качестве недостающего. Например, карандаш может быть ножиком, расчёской, указкой и даже скачущей лошадкой. Представляете, какой простор для развития находчивости, воображения, изобретательности. То ли дело, когда у малыша полный комплект игрушек, — тогда потребности в использовании предметов-заместителей нет. А ведь именно предметы-заместители, используемые в игре, развивают творчество, находчивость, смекалку, самостоятельность в поиске, умение из ограниченного числа предметов создать полноценную игру.

О том, как важна ролевая игра для ребёнка, лучше всего свидетельствуют случаи, когда из-за её отсутствия искажается нормальное развитие ребёнка.

В практике консультирования я встречалась со случаями, когда дети-дошкольники не умели играть в ролевые игры, не играли в них и даже не испытывали в этом потребность. Неразвитость ролевой игры свидетельствует об отсутствии, дефиците или деформации взаимоотношений в семье или в группе сверстников. Сейчас мы наблюдаем разрушение ролевой игры, что, в свою очередь, является следствием разрушения человеческих отношений. Причины разные: вытеснение игры компьютером, отсутствие дворовой компании, домашняя изоляция, семейные конфликты и т. д.


© Все права защищены

Важным моментом в развитии игры у детей является введение предметов заместителей. Многие воспитатели неточно представляют назначение предметов-заместителей, не вполне владеют умениями «запуска» в детскую игру средообразующих модулей, следствием чего нередко является низкий уровень соответствующих умений детей. Развивающие функции игры используются не в полной мере: дети нередко просто манипулируют предметами. Тем самым сужается поле для применения условности и творчества в игре, а также недостаточно используются возможности вербального взаимодействия воспитанников с помощью усвоенных речевых моделей.

Предмет-заместитель - это предмет заменяющий функции реального объекта, носит условный характер. Игрушка-самоделка - это вещь, служащая для игры, сделанная руками ребенка, взрослого, которая может носить условный характер, но имеет много сходных черт с реальным объектом. Игрушку-самоделку ребенок использует в своих играх достаточно часто, т. к. у нее, как правило, сохранены основные черты объекта. Специального обучения ввод таких игрушек не требует, нужно лишь натолкнуть мысль ребенка на использование игрушки в игре, придание ей характерных свойств персонажа. Для этого воспитатель в совместных играх должен сам использовать игрушки-самоделки.

Также необходимо научить детей самостоятельно изготавливать игрушки-самоделки из бросового материала. Когда ребенок хорошо научился подключаться и продолжать игру взрослого, то надо начинать учить использовать в игре предметы-заместители. Происходит это, как правило, в первой младшей группе, хотя и на втором году жизни ребенку можно показать способ игры с предметами-заместителями (напоить куклу из чашки в виде кубика).

Включение предметов-заместителей в игры требует изменений в предметно - игровой среды:

  • Из кукольного уголка поочередно убирается часть игровых материалов: ложки, утюжки и др.
  • Создаются комплексы: «игрушка + предмет-заместитель» (ванночка + кубик).
  • Заводится коробка с «бросовым материалом» и другими предметами, которые в разных ситуациях могут использоваться как заместители.

В игровом уголке необходимо обзавестись коробкой с заместителями. Это могут быть: детали от старых конструкторов, кубики, веревочки, лоскутки, шишки, коробочки, небьющиеся пузырьки. Также необходимо организовать индивидуальные пространства для игр. Это можно сделать с помощью разных ширм или больших картонных коробок, которые желательно оклеить обоями, а затем вырезать в них красивые окошки. Главное условие - они должны быть эстетично оформленными, наталкивать ребенка на развитие игры характерными деталями.

Работа по обучению детей игре с предметами-заместителями начинается с придания предметам несвойственных им функциональных значений. Поднося ко рту кирпичик, воспитатель говорит: «Ням-ням, пирожок»; постучав шариком по столу, начинает «чистить, и есть яичко», надев большое кольцо на локоть, покачивает им - «сумочка». Каждое игровое значение должно быть выражено действием и словом.

Показав действие, воспитатель предлагает детям повторить его в игровом сюжете: «Попробуй мой пирожок!» или «Это у тебя пирожок? Дай я попробую». Затем организуются игры с использованием предметов-заместителей, обозначающих хорошо знакомые детям, но отсутствующие в данный момент игрушки. Сначала заместители предлагаются как вспомогательные предметы (мыло, конфетка, а затем как основные.

Например, свернутый пушистый платок - это котенок, которого укладывают спать. Необходимо обыгрывать любое случайно возникшее у ребенка действие с игрушками и предметами. Нужно вводить игровые задания. Например, дать пузырек и сказать, что это принцесса, и она очень хочет спать, или дать кубик и попросить ребенка покатать машинку. Если малыш затрудняется, то показать, как вы это сделали, сопровождая свои действия речью. Постепенно такие задания усложняются. По мере развития игры использование предметов-заместителей становится более осознанным и самостоятельным. Например, ребенок надевает на голову кольцо - это «шляпа», придерживает его на боку - «карманчик», повесит на руку - «сумочка», тянет колечко по столу - «машина» и др. Если в самостоятельной игре ребенок использует заместитель, нужно обязательно спросить, что это у него, чтобы он словесно указал на условное значение предмета.

Введение предметов-заместителей готовит детей к включению в игру «воображаемых действий» с воображаемыми предметами: расчесывание расческой, которой нет, облизывание воображаемого мороженого, угощение воображаемой конфетой и пр. Часто бывает необходимо «обрамление» воображаемой ситуацией предметных действий ребенка: «Не праздник ли сегодня у кукол?» При бесцельном манипулировании ребенка с игрушкой воспитатель сам приписывает действию сюжетный смысл: «Что это у тебя? Это арбуз? Ты его ешь? Куклы тоже хотят арбуза». Возможно, обыгрывание случайно возникшего действия: «Что пьет кукла - молоко или чай?», а также сравнение ситуаций в реальной жизни и в игре: «Где ты сидишь во время обеда? Почему же кукла сидит на полу? Разве ей удобно? Куда ее нужно посадить?» Нужно вводить в игры кроме заместителей воображаемые предметы.

Необходимо включать ребенка в любую деятельность. Например: стирая, говорите: «Сейчас я опущу белье в машину. Теперь я включу ее. Она загудела: «у-у-у», вода в ней забулькала: «Буль-буль», а белье закувыркалось и заохало: «ох-ох». Затем после такой «совместной деятельности» нужно разыграть эту ситуацию на предметах-заместителях. При обучении детей действиям с предметами-заместителями два-три раза в неделю воспитателем создаются проблемно-игровые ситуации: «Кукла Оля испачкала свое платье»; «Обезьянка ждет гостей»; «У лисички нет домика» и др. Для этого воспитатель специально организует предметную среду. Например, в кукольном уголке сидит кукла, у которой перепачкано платье, или за накрытым столом сидит кукла, у которой перепачкано платье, или за накрытым столом сидит обезьянка. Воспитатель помогает детям заметить необычность обстановки, обнаружить проблему и разрешить ее: постирать кукле платье, построить для лисички домик из кирпичиков и др.

Также можно использовать специальные игры-упражнения. Например: Игра «Во что с этим можно поиграть?» Взрослый предлагает ребенку придумать игровые употребления предметов. Например: палочка - градусник, ложка, ручка; стульчик - самолет, конь; зонтик - гриб, парашют; веревка - пояс, змея, дорожка, ручеек. Для этой игры можно использовать любые предметы. Игра «Что я делаю?» Взрослый изображает различные действия без предметов или с заменяющими предметами, а ребенок должен угадать, какое действие показывают.
Примерный список действий: умывание, причесывание, измерение температуры, мытье рук, вытирание пыли, подметание пола, мытье посуды, развешивание белья, поливание цветов, чтение книги, пользование телефоном.