Праздник курбан байрам что значит. Курбан байрам имеет особое значение для мусульман

Курбан-байрам принадлежит к главным мусульманским праздникам. Он важен для каждого человека, чьей религией является ислам. Своё начало он берёт много столетий назад. С праздником связано много традиций.

Когда Курбан-байрам?

Праздником заканчивают священный хадж. Его принято отмечать спустя 70 дней после Уразы-байрам. В мусульманских странах в этот день не работают, а за день до праздника сокращают рабочий день жителей исламских государств. Курбан-байрам Татарстан празднует 3 дня. Остальные страны с мусульманскими общинами живут общественной жизнью своих государств. Какого числа Курбан-байрам по гражданскому календарю, сказать сложно. Ежегодно дата меняется. Мусульмане пользуются Лунным календарём (хиджра).

История Курбан-байрама

Праздник Ид аль-Адха связывают с Ибрахимом. Он известен как пророк не только в исламе, но и у христиан и иудеев. Ибрахим - образец повиновения, который прошёл все испытания Аллаха. Пророк увидел во сне ангела Джебраила, который приказал Ибрахиму совершить заклание старшим сыном Исмаилом. Он не верил своим глазам, но такой сон видел не раз. Пришлось выполнять волю Аллаха. Отец отвел сына к месту жертвоприношения. Шайтан встречался им трижды на пути и отговаривал их от заклания. Но они не повиновались ему и забросали его камнями.

Когда нож был поднесен к горлу Исмаила, он перестал резать.

Все события происходили недалеко от Мекки. Поступок Ибрахима стали считать символом любви к Аллаху. С тех пор все мусульмане в знак праведности веры приносят в жертву барана или другое животное.

Этимология названия праздника

Термин Курбан-байрам имеет тюркское происхождение. Им пользуются жители стран СНГ. "Курбан" в переводе с арабского означает приближение, "байрам" - праздник. Хотя праздник Курбан-байрам связан с жертвоприношением барана, его главный смысл - приближение к Аллаху. По-арабски его название звучит иначе: Ид аль-Адха. Дословный перевод - «праздник жертвы». Какого числа Курбан-байрам, мусульмане узнают, заглянув в исламский календарь. Его принято отмечать на 10-й день зуль-хиджа во время паломничества в Мекку. В 2015 году мусульмане отмечали этот праздник 24 сентября.

Действия мусульман перед праздником

Курбан-байрам завершает хадж, представляющий огромное значение для каждого правоверного мусульманина. Паломничество в Мекку предусмотрено одним из столпов ислама. Эта святыня находится в Саудовской Аравии.

Мусульмане, обладающие материальными возможностями, накануне Праздника жертвоприношения едут на гору Арафат. Там проходит День стояния. Верующие на протяжении суток молятся, совершают намаз, читают Коран. Проведя на Арафате ночь, с первыми лучами солнца идут в Мину. Традиционно таваф Каабу обходят семь раз. Подобно Ибрахиму и Исмаилу, мусульмане символически кидают камни, делая вид, что прогоняют Шайтана. После этого можно совершать обряд жертвоприношения.

В связи с финансовыми трудностями не все верующие могут отправиться в Мекку. Но ислам не запрещает проводить заклание барана там, где живут мусульмане. Желательно поститься две недели до наступления одного из главных мусульманских праздников.

Как принято отмечать праздник?

Когда Курбан-байрам приходит в дом мусульман, они очень радуются. Это событие принято считать религиозным и семейным праздником. Накануне праздника женщины наводят в доме порядок, готовят разные блюда.

Неважно, где празднуется Ид аль-Адха: утро мусульман начинается с праздничного намаза. Перед его проведением верующие обмываются, одевают новую красивую одежду, мажутся благовониями. Пищу перед этим не принимают. По окончании молитвы люди возвращаются в свои дома. Там они собираются семьей или группой и восхваляют Аллаха.

Жертву приносят в отведенном для обряда намазгохе около мечети. Когда Курбан-байрам наступает, все мусульмане подходят к мечети, чтобы услышать проповедь имама или муллы. Священнослужители знакомят с традициями праздника, рассказывают о хадже.

По окончании проповеди приносят в жертву обрядовое животное. Им может быть баран или другая скотина (верблюд, корова, бык, коза). Голову жертвенного животного поворачивают к Мекке, в рот ему кладут леденец, который во время обряда благословляет Аллах.

Для обряда выбирают наилучшее животное, красивое и здоровое, в возрасте от года. Проведя заклание, мясо скотины распределяют на свою семью и нуждающихся людей. Первую часть мяса хозяин берет себе, вторую отдаёт на праздничный стол, третью - бедным и голодным мусульманам. В этот день нужно быть щедрым. Жертвенных животных дарят детским домам, пансионатам для престарелых. Жалеть раздавать мясо людям - тяжкий грех. Также можно делиться с представителями других религий.

Готовит барашка хозяйка дома. Семья приглашает гостей, готовит праздничную трапезу, постелив красивую скатерть и достав наилучшие столовые приборы. Блюда на столе зависят от мусульманской страны, вкусов членов семьи. Традиционно подают мясные блюда с добавлением приправ и специй.

Когда Курбан-байрам празднуют три дня, принято читать Коран, навещать могилки умерших родственников. Мусульмане приходят с подарками в гости, радуют близких, раздают милостыню.

Все, что нужно знать о главном празднике в исламской религии.

Что за праздник Курбан-Байрам и когда его отмечают?

Курбан-Байрам считается главным праздником всех мусульман. Это праздник радости и любви к Аллаху. Также этот праздник один из самых известных в мире.

Мусульмане празднуют Курбан-Байрам через 70 дней после другого важного праздника – Ураза-Байрам – в десятый день месяца Зуль-хиджа в память жертвоприношения пророка Ибрахима. В 2017 году празднование этого дня выпадает на 1 сентября.

Как появилась традиция отмечать Курбан-Байрам?

Согласно Корану, много веков назад пророку Ибрагиму Всевышний послал испытание: он должен был принести в жертву собственного сына по имени Исмаил. Пророк согласился с волей Всевышнего, но вместо сына принес в жертву барана. Таким образом, Ибрагим выдержал испытание. С тех пор и начали отмечать этот праздник. Когда Курбан-Байрам приходит, совершается множество ритуалов, которые символизируют благодарность Всевышнему. В частности, в праздник принято ходить и встречать гостей, угощать вкусными блюдами и помогать людям. В это время люди посещают могилы своих родственников и близких, молятся за них и раздают угощения.

Что означает «Курбан-Байрам»?

Словосочетание «Курбан-Байрам» означает «праздник жертвы». Первая часть слова «Курбан» происходит от арабского («жертва»), вторая часть – общетюркское слово Байрам («праздник»). Как религиозный термин это означает приношение в жертву животного в определенное время с намерением поклонения, чтобы сердцем приблизиться к Аллаху.

Как празднуют Курбан-Байрам?

Мусульмане начинают поститься за десять дней до наступления праздника. Сам Курбан-Байрам они начинают отмечать с раннего утра. Верующие совершают омовение, надевают новую одежду. После этого в мечети они совершают утреннюю молитву, которая называется намаз. По традиции мулла совершает проповедь, по окончании которой мусульмане идут на кладбище, где вспоминают умерших близких.

Конечно же, кульминацией праздника становится жертвоприношение барана. Ритуал должен выполнять исключительно совершеннолетний и обеспеченный мусульманин, имеющий неоспоримый авторитет. В основном в жертву приносят овец, но в некоторых регионах используют коз, быков, верблюдов. Запрещается приносить в жертву больное, поврежденное или слабое животное. Мясо разделяют на три части, одну из которых оставляют для семьи, другую отдают родственникам и соседям, а третью раздают бедным.

Отмечают праздник обычно несколько дней. Из мяса животного принято готовить в основном традиционные блюда. В первый день это угощения из сердца и печени, во второй день - суп из бараньей головы и ножек. На третий и четвертый день принято готовить суп, жареные ребрышки или плов, манты, лагман или бешбармак. На праздничный стол мусульмане также ставят сладости, домашний хлеб, лепёшки, пироги и бисквиты.

Как отдыхают на Курбан-Байрам?

Нерабочим праздничным днём Курбан-Байрам считается в Татарстане, Чечне, Дагестане, Башкортостане, Крыму, Адыгее, Кабардино-Балкарии. В 2014 году командование воинских частей ВС РФ впервые предоставило военнослужащим-мусульманам специальный выходной для посещения мечети. Исключение составляют военнослужащие, находящиеся на боевом дежурстве или в карауле. В разных странах, когда наступает Курбан-Байрам, в мечетях собирают миллионы верующих во всем мире. Он отмечается через 70 дней после Ураза-байрам. Пост Рамадана завершают такие праздники, как Ураза-Байрам и Курбан-Байрам. Число, на которое приходится праздник, зависит от лунного календаря.

Наверное, многие слышали о том, что у мусульман есть большой праздник под названием Курбан-байрам. А в чем его смысл?

История праздника

У Курбан-байрама есть и другое наименование - ’Ид аль-адха, что означает «праздник жертвы». Отмечается он в честь окончания хаджа через 70 дней после другого великого исламского праздника - Ураза-байрам, в 10-й день месяца Зуль-хиджа, в память о жертвоприношении пророка Ибрахима.

Если верить Корану, к пророку Ибрахиму во сне явился ангел Джабраил и передал ему повеление от Аллаха – отдать в жертву своего сына. По преданию, речь шла о старшем сыне Ибрахима – Исмаиле. Ибрахим отправился с сыном в долину Мина (где позднее будет построен священный город Мекка) и начал приготовления к жертвоприношению. Исмаил знал о том, что ему предстоит, и плакал и молился, желая быть послушным отцу и Аллаху. Однако в последний момент Аллах заменил жертву на барана. Исмаил был спасен. Оказалось, это являлось испытанием веры для Ибрахима. Как видите, предание практически полностью идентично библейскому мифу об Аврааме и Исааке. Кстати, второго сына Ибрахима звали Исхак.

Что должны делать мусульмане в этот день?

Первая часть тюркского названия Курбан-байрам – курбан – в мусульманской традиции обозначает все, что приближает человека к Богу. В этот день мусульмане приносят ритуальную жертву, закалывая животное во имя Аллаха.

В Коране говорится: «И принесение в жертву верблюдов Мы установили для вас в качестве обряда, предписанного Аллахом. Для вас в этом - польза. Произносите же над верблюдами имя Аллаха, когда они стоят рядами. А когда их повергнут на бока, то ешьте их мясо, накормите и того, кто стыдится просить, и того, кто просит не таясь. Так Мы дали вам власть над жертвенными верблюдами, - быть может, вы возблагодарите за это. Ни мясо, ни кровь жертвенных животных не нужны Аллаху, Ему нужна лишь ваша набожность. Посему Он дал вам власть над жертвенными животными, чтобы вы величали Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь. Так обрадуй же благой вестью тех, кто вершит добро» 22:36, 37 (Османов).

Накануне идущие в Мекку паломники восходят на гору Арафат, а в день жертвоприношения символически кидают оттуда камни и совершают таваф – семь раз обходят вокруг святыни Кааба.

Все мусульмане, кроме паломников, в этот день утром с рассветом должны совершить полное омовение - гусль, надеть новую опрятную одежду, по возможности умастить себя благовониями и отправиться в мечеть. Есть перед этим не рекомендуется.

В мечети в день Курбан-байрама совершается праздничная молитва. Затем верующие возвращаются домой и через какое-то время вновь идут в мечеть либо на специальную площадку – намазгах, где имам-хатыб читает проповедь (хутбу). Начинается она с прославления Аллаха и пророка Мухаммеда, после этого разъясняются суть хаджа и обряда жертвоприношения.

Как празднуют Курбан-байрам?

После проповеди те, кто имеет возможность сделать это, совершают жертвоприношение. Делается это до захода солнца третьего дня (по ханафитскому мазхабу) или четвертого дня (по шафиитскому мазхабу).

Обычно приносят в жертву овцу, верблюда, козу или корову. Не все животные для этого годятся. Согласно Корану, пророк Мухаммед сказал: «Не дозволено приносить в качестве Жертвоприношения четыре типа животных: одноглазое животное, изъян которого очевиден; больное животное, болезнь которого очевидна; хромое животное, хромота которого очевидна; истощенное животное, слабость которого очевидна».

Если позволяют средства, то можно принести в жертву по одному животному от каждого члена семьи. Иногда жертва приносится за усопшего человека, если он завещал сделать это.

В процессе жертвоприношения мусульманин может произнести краткую формулу: «Бисмиллах, Аллах Акбар», то есть «Во имя Аллаха, Аллах велик!» Прежде чем резать, животное кладут на землю головой в сторону Мекки.

Шкуры убитых животных, как правило, отдаются в мечеть, а мясо их варят и съедают за общей трапезой. Часть мяса принято отдавать бедным.

В праздник курбан-байрам обязательно едят мясные блюда, приготовленные в соответствии с рецептами и традициями разных мусульманских стран. Также за столом подаются многочисленные сладости. В этот день делают подарки близким и друзьям. В последующие дни им принято наносить визиты.

В последнее время возросло число обращений от организаций по защите животных и отдельных граждан к властям с протестами против жертвоприношений. Так, в 2006 году в Москве был введен запрет на публичные жертвоприношения на Курбан-байрам, а каждой мечети было разрешено убивать во время праздника не более одного животного.

В мусульманской религии праздник Курбан-Байрам считается одним из самых главных, его также называют днем жертвоприношения. На самом деле этот праздник является частью паломничества в Мекку, а так как не каждый может совершить поход в долину Мина, приносить жертву принято повсюду, где могут быть верующие.

История праздника Курбан Байрам

В основе древнего мусульманского праздника Курбан-Байрама лежит история о пророке Ибрахиме, которому явился ангел и приказал принести в жертву Аллаху своего сына. Пророк был предан и послушен, поэтому не смог отказать, он решил совершить действие в долине Мина, где позже была возведена Мекка. Сын пророка также был осведомлен о своей участи, но смирился и готов был готов умереть. Увидев преданность, Аллах сделал так, чтобы нож не резал, и Исмаил остался жив. Вместо человеческой жертвы было принято жертвоприношение барана, которое по сей день считается неотъемлемой части религиозного праздника Курбан-Байрам. Животное готовят задолго до дней паломничества, его хорошо кормят и ухаживают. Историю праздника Курбан-Байрам часто сравнивают с похожим мотивом библейской мифологии.

Традиции праздника

В день, когда отмечают праздник у мусульман Курбан-Байрам, верующие встают рано утром и начинают его с молитвы в мечети. Также обязательно одевают новую одежду, используют благовония. Есть до похода в мечеть нельзя. После молитвы мусульмане возвращаются домой, они могут собираться семьями для совместного славословия Аллаха.

Следующий этап - возвращение в мечеть, где верующие слушают проповедь и далее отправляются на кладбище, где молятся за умерших. Только после этого начинается важная и тожественная часть – жертвоприношение барана, также допускается жертва верблюда или коровы. Есть несколько критериев, по которым выбирается животное: возраст не менее полугода, физически здоровое и отсутствие внешних изъянов. и едят за совместным столом, которому могут присоединиться все желающие, а шкуру отдают в мечеть. На столе кроме мяса также присутствуют и другие лакомства, в том числе и различные .

По традиции в эти дни нельзя скупиться на угощения, мусульмане должны накормить бедных и нуждающихся. Часто для родных и близких делают подарки. Считается, что ни в коем случае нельзя скупиться, иначе можно привлечь на себя горести и беды. Поэтому каждый старается проявить щедрость и милость к другим.

Наступил день величайшего праздника всех мусульман - Праздник жертвоприношения или Курбан-байрам . Мы отмечаем этот день в память о самоотверженности нашего духовного праотца Хазрата Ибрахима, да будет мир с ним, который по велению Всевышнего Господа выразил готовность незамедлительно пожертвовать своим перворождённым сыном Исмаилом.

Священный Коран так говорит по этому поводу:

(Хазрат Ибрахим просил Всевышнего Аллаха о даровании ему сына, и Аллах ответил на его просьбу).

«И обрадовали Мы его [вестью] о [рождении] мальчика кроткого (Исмаила)» (37:101).

(Хазрат Ибрахим со своим перворождённым сыном, когда тот возмужал, направились на гору для приношения жертвы Господу).

«Когда же достиг [Исмаил возраста, в котором мог он проявлять] усердие [и трудиться вместе] с ним (с отцом), сказал [ему отец]: „О сынок мой! Поистине, я вижу во сне, что закалываю тебя, [принося в жертву], и посмотри, что думаешь ты?“. Сказал [отцу своему Исмаил]: „О отец мой, делай, что велено тебе! Найдёшь ты меня, если пожелает Аллах, из терпеливых“» (37:102)

(Хазрат Ибрахим (А) вознамерился исполнить повеление Аллаха принести своего первородного сына в жертву, не зная ещё, что это приказание было ниспослано ему только для испытания твёрдости веры).

«Когда покорились они оба [воле] Аллаха и [Ибрахим] положил его лбом [к земле], и [тогда] воззвали Мы к нему: „О Ибрахим! Ведь оправдал ты видение [своё и исполнил то, что велено тебе]“. Поистине, Мы так воздаём благотворящим! Поистине, это - испытание явное. И искупили Мы его жертвой великою» (37:103-107).

(В жертву вмеcто перворождённого Исмаила приносится животное, запутавшееся рогами в ближайшем кустарнике, ниспосланное как знамение от Господа. В память об этом событии мусульмане в день Курбан-байрам приносят в жертву коров, баранов и даже верблюдов, а мясо жертвенных животных идёт на прокорм неимущих).

В аятах Священного Корана обращает на себя внимание 105-й аят суры «Ас-Саффат» («Выстроившиеся в ряд»), в котором сказано:

«Поистине, Мы так воздаём благотворящим!».

Это - очень важный момент Откровения, понимание которого открывает искренне верующим путь к осознанию собственного счастья даже в часы испытаний. Ниже мы ещё вернёмся к более подробному рассмотрению этого вопроса.

Действительно, Всевышний Аллах отказался принимать человеческую жертву, продемонстрировав, что этому явлению не место в религии Единобожия. В этом - и демонстрация миролюбивого характера религии ислама: с самого начала Всевышний Сам наглядно показал, что Он не нуждается в том, чтобы мы ради идеалов религии отправляли на жертву других людей. Он не хотел этого от Своего безгрешного пророка, что же говорить о нас, простых грешниках… Всевышний не нуждается ни в чём, в том числе - и в жизнях Своих творений, которые и без того находятся в Его власти, но должны продолжать жить ради осуществления божественных планов на земле, а не расставаться с дарованной свыше жизнью безо всякого смысла. То же самое, кстати, относится и к жертвоприношению животных, которым было отменено человеческое жертвоприношение. Это ритуальное действие совершается не потому, что Аллах нуждается в крови жертвенных баранов, а потому, что Всевышний создаёт для нас прецедент, позволяющий вспомнить о бедствиях нуждающихся и споспешествовать им в их нуждах. Мясо жертвенных животных используется по назначению - идёт в пищу неимущим с тем, чтобы все имели возможность разделить радость светлого праздника. А закалывание скотины в любом случае необходимо. Питание человека должно быть сбалансированным в части белков, жиров и углеводов, поэтому вегетарианство в чистом виде для нас - не полезно, а иногда может быть даже опасным. Употребление в пищу здорового мяса - естественный процесс, поэтому ничего, кроме снисходительной иронии со стороны мусульман не могут вызвать замечания современных исламофобов по поводу якобы «варварских актов», творящихся на Курбан-байрам на улицах европейских городов. Ведь мясо - по необходимости - употребляют все, однако, величайший мусульманский праздник - это ещё и день торжества гуманизма, милосердия, сострадания и человеческой солидарности.

Итак, возвращаясь к вопросу о «награде добродетельным», которую Всевышний дал Хазрату Ибрахиму и его сыну - в чём она заключается? Если придерживаться поверхностного толкования (за свою стойкость в вере хазрат Ибрахим был избавлен от необходимости приносить в жертву своего первенца), мы впадём в неминуемое заблуждение. Если так, то получается, что отмена человеческого жертвоприношения Всевышним была произведена как вознаграждение за стойкость, а не оттого, что человеческие жертвоприношения в принципе не милы Аллаху. Но в это невозможно поверить, учитывая характер проповеди Пророка Ислама, да благословит Аллах его и его род, дух Священного Корана и сунны. Более того, рассуждая логически, если избавление от необходимости приносить сына в жертву было наградой за стойкость и праведность, то такой же награды одновременно удостоились и миллионы других людей - перед которыми такая мрачная перспектива не возникала вовсе, а среди них были как праведники, так и заядлые грешники! И даже более того, Коран упоминает лишь единственный случай подобного жертвоприношения, свершаемого во имя Аллаха, на примере Хазрата Ибрахима. А разговор о награде «добродетельным» ведётся во множественном числе, не в единственном и не в двойственном, как предусматривают правила арабской грамматики, если бы речь шла только о примере двух людей - хазрата Ибрахима и хазрата Исмаила, да будет мир над ними обоими. Подчеркнём ещё раз: в таком случае, логичнее было бы предположить, что куда большей награды удостоились те, кто в подобную ситуацию не попал и не был поставлен перед тяжелейшим выбором между верой в Аллаха и жизнью первородного сына!

Значит, остаётся (методом исключения) единственный логичный вывод: награда Всевышнего добродетельным - всем, без исключения, и также Ибрахиму, и Исмаилу в данном примере - как раз и заключается в ниспосылании тяжелейшего испытания как знака особого внимания и расположения Всевышнего .

Многие аяты Корана и достоверные хадисы свидетельствуют о том, что испытание - признак того, что Всевышний Аллах обратил внимание на веру человека и проверяет её на прочность. Священный Коран говорит: «Неужели считают люди, что будут оставлены [только за то, что скажут]: „Уверовали мы“, и они не будут испытаны?» (29:2). И ещё Коран говорит о том, что лучшие и чистейшие из нас будут притесняемы: «И хотим Мы оказать милость тем, которые были ослаблены на земле, и сделать их предводителями, и сделать их наследниками» (28:5).

Имам Али, да будет мир с ним, в сборнике речей, писем и афоризмов «Нахдж аль-балага» («Путь красноречия»), в 189-й хутбе, говорит об этом так:

«Поистине, дело наше - трудное, усложнённое, не перенесёт его никто, кроме раба верующего, чьё сердце испытано Аллахом для веры.

«И если бы желал Аллах создать Адама из света, сиянием взоры ослепляющего, блеском своим умы поражающего, благовонием своим дыхание перехватывающего, то так бы и поступил. И если бы поступил так, то склонились бы пред ним шеи преклонённые и ангельский суд чрез него сделался бы облегчённым. Но Аллах - Достохвален Он - испытует тварей Своих некоторыми вещами, об основах которых они не сведущи, дабы испытанием их [друг от друга] отличить, и гордыню всякую от них удалить, и от самомнения их отдалить…

И если бы кому позволил Аллах превозноситься из рабов Своих, то позволил бы избранным из пророков Своих и приближённых Своих, однако Он - Достохвален Он - запретил им мерзость самовозвеличения и был доволен их скромностью, так что к земле они щеками припали, лица свои в пыль окунали, будучи пред верующими в самопринижении, будучи народом, находящимся в обделении (земными благами как со стороны притеснителей, так и из-за собственной скромности и урезанных земных потребностей. - Т. Ч.).

Вот, испытал их Аллах голода (стеснением) и проверил изнурением, снял с них пробу устрашением и потряс их неприятностями. Так не судите о довольстве и гневе [Аллаха] по имуществу и потомству, будучи в неведении о путях проверки и испытания через упрочение положения и через обогащение, как сказал Он - Достохвален Он и превелик: „Неужели считают они, что то, что снабжаем Мы их имуществом и сыновьями, - [это для того, что] спешим Мы [одарить] их благами? Да, не понимают они!“ (23:55-56). Ведь, поистине, Аллах испытует рабов Своих, превозносящихся в душе своей, приближёнными Своими, что скромны и обделены пред очами их…

А если бы пожелал Аллах - Достохвален Он - открыть для Своих пророков там, где Он их ниспослал, сокровищницы злата и золотоносные жилы, а вокруг сады бы насадить и собрать бы с ними вместе птиц небесных и зверей земных, то так бы Он и сделал, но если бы Он так сделал, то не было бы ни испытания, ни должного за него воздаяния, и не поступали бы сообщения [о том, как меж людьми проводить различения], и не даровано было бы принявшим [веру] награды прошедших испытания, и не удостоились бы верующие за свои добродеяния должного воздаяния, и не имели бы тогда значения наименования (т. е. исчезли бы критерии, по которым праведник именуется праведником, а грешник - грешником, поскольку создание комфортной среды для их существования сделало бы невозможным возникновение прецедента для проявления их истинной сущности. - Т. Ч.). Но, однако, Аллах - Достохвален Он - сделал Своих посланников обладателями силы в своей целеустремлён­ности, но слабыми в их внешнем состоянии, даровав им вместе с тем способность довольствоваться малым, которая наполняет сердца и очи беспечностью, и бедность, которая режет взор и слух.

А если бы были пророки обладателями силы непреодолимой или почёта неповергаемого, или власти, к которой шеи людские обращаются, и [лошади] верховые были бы для неё осёдланы, было бы это слишком лёгким для людей наущением, слишком отдалены были бы они от самовозвеличения, и уверовали бы по низведённому на них принуждению, либо по соблазна притяжению, и были бы общими их намерения, но раздробленными добродеяния. Однако возжелал Аллах - Достохвален Он, - чтобы было следование за пророками Его, и признание Книг Его, и страх пред ликом Его, и повиновение повелениям Его, и смирение пред подчинением Ему, делами, лишь к Нему Одному направленными, к которым ни капли иного не было бы примешано. И чем строже будут бедствия и испытания, тем более обильным будет воздаяние» (Хутба 192).

Таким образом, один из вечных смыслов праздника Курбан-байрам для нас - в том, чтобы смотреть уверенно вперёд даже сталкиваясь с испытаниями, помня о том, что любые трудности для искренне верующего - суть не более, чем знак особого расположения и внимания к их вере со стороны Творца.

Тем больший смысл этот день приобретает в глобальном историческом масштабе для истории шиизма как религиозной общины внутри сообщества мусульман, больше, чем какая-либо другая подвергнутой тяжелейшим испытаниям и лишениям. Правление династий Омейядов, Аббасидов, Османов в Турции и ваххабитов на Аравийском полуострове остались в истории веками шиитского холокоста. Геноцид шиитов продолжается и по сей день во многих местах планеты, в очередной раз доказывая правоту и стойкость нашей веры и подготовляя растопку адского огня для тех, кто желает истребить нас с лица земли.

Всевышний Аллах, подвергая нас всех испытанию, подобно тяжелейшим мукам, физическим и душевным, которым были подвергнуты лучшие из мусульман, принимает нашу веру и причисляет верных шиитов к сообществу Божьих избранников. И поэтому, несмотря ни на что, мы всё ещё живы и уверенно идём вперед, год за годом радуясь новому празднику.