Что читать на курбан байрам. Важные правила курбан байрама

Кто обязан совершать заклание Курбана:

Мусульмане обоего пола, совершеннолетние, дееспособные, обладающие имуществом или деньгами сверх прожиточного минимума, (то есть, эта та же категория мусульман, которым предписан Закяат, Садака-и фитр), обязаны в один из праздничных дней "Ид аль-Адха" (Курбан-байрам), совершить заклание животного. Основой этому действию является аят Благородного Корана, ниспосланный Аллахом субхана ва тааля: "Помолись же Господу и заколи". (108:2). Высказывание Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) так же красноречиво указывает на это Предписание: "Если кто-либо будет иметь соответствующий достаток и не совершит заклания, то пусть и не приближается к нашей мечети". ("Хидайа" в комментариях аль-Маргьинани; том 4, стр. 70).

В мазхабе Ханифа эта обязанность из разряда - "Ваджиб" (очень близкая к разряду "Фард" - "Обязательное Предписание" ). Соответствующим достатком (Нисаб) в мазхабе Ханафи, при наличии которого наступает эта обязанность, - 20 мискалей . Что соответствует по цене 96 гр. золота или 672 гр. серебра . Причём, совсем необязательно иметь такой достаток на протяжении года. Достаточно иметь его на 10-ое Зу-ль-Хиджа, или получить на руки такое имущество, или деньги на конец дня 12-го Зу-ль-Хиджа. (Для обязательной выплаты Закяата , этот минимальный достаток (или более того) необходимо иметь в течение года). Однако надо учесть, что определяющим временем наличия достатка, для выполнения этой обязанности является конец дня (до захода солнца). Что это значит? Это значит, что, если мусульманин, имеющий достаток на момент рассвета 10-го Зу-ль-Хиджа, но лишившийся его на конец дня 12-го Зу-ль-Хиджа и не успевший таким образом совершить заклание, то он освобождается далее от возмещения своего Курбана. Так как время заклания продолжалось до этого момента, а он рассчитывал успеть выполнить свою обязанность к концу 12-го дня Зу-ль-Хиджа. Причины для этого могли быть разными. Например: на 10-е Зу-ль-Хиджа вы не имели денег, и возможность появилась только на 2-ой день заклания. Пока вы искали животное, возможность снова была утеряна.

Краткое разъяснение по поводу курбана:

1) Если вы приобрели животное с целью заклания, но не сделали этого по какой-либо причине в течение 3-х соответствующих дней, то это животное необходимо или целиком отдать в качестве милостыни, или разделить между бедными мусульманами в виде мяса. Можно и продать, а деньги раздать бедным. В любом случае хозяин сам не может воспользоваться никакой частью этого животного. Если же всё-таки он воспользуется частью мяса этого животного, то должен будет стоимость этой части в деньгах раздать бедным.

2) Если вы не приобрели, или не смогли приобрести животное с целью заклания, но были обязаны сделать это (у вас появился "достаток" на конец 3-его дня заклания), то за вами остаётся долг. Этот долг вы обязаны возместить. К примеру, раздать в качестве милостыни стоимость одного Курбана.

3) Если бедняк, не обязанный совершать заклание, купит на свои деньги животное с намерением заклания, но не исполнит в известные 3 дня, то по прошествии 3-х дней должен будет это животное или стоимость его целиком отдать или раздать в качестве милостыни.

4) Если кто-либо, указав на одно из своих овец, скажет: "Считаю своим долгом совершить заклание этой овцы ради Аллаха", но не совершит заклания в необходимые сроки, то должен будет отдать эту овцу в качестве милостыни.

В остальных 3-х мазхабах обязанность заклания жертвенного животного является Сунной (весьма желательной обязанностью) и способ подсчёта соответствующего достатка несколько иной (см. раздел "Закяат").

Сообщается, что при заклании животного, как только потечёт кровь Курбана, будут прощены многие грехи мусульманина, совершающего жертвоприношение. Заклание жертвенного животного является одним из способов поклонения Всевышнему Аллаху и служит причиной приближения к Его Милости. В одном из хадисов сказано: "Самые худшие из скупых людей, это те, которые не совершают заклания жертвенного животного, хотя должны были бы это сделать". Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и да приветствует, в праздник "Ид аль-Адха" совершал заклание двух животных. Одного - за себя, а второго - за свою умму (общину мусульман). Мусульмане, имеющие соответствующий достаток и желающие заслужить ещё больше благостей Аллаха Тааля, также закалывают 2-х животных; одного - за себя, другого - за Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха. (См. "Там Ильмихал"; стр. 325)

Жертвенными животными могут быть : Овца, коза, (курбан из этих животных режется только за одного человека ), а также корова и верблюд, которых можно принести в жертву за семь человек (Это максимальное количество участников при совместном заклании одного животного. Если быть точнее, количество участников при совместном заклании коровы или верблюда может быть от одного до семи человек ). При участии в заклании одного животного нескольких человек, надо быть точным в дележе. Каждый из участников должен получить равную со всеми часть. Приблизительный делёж без взвешивания здесь недопустим. Такая договорённость может быть в обычных случаях, когда один из участников может взять меньшую часть, оставляя другому большую в качестве подарка. Здесь можно дарить, лишь получив свою часть, после строгого взвешивания на равные доли. Без взвешивания допускается распределение шкуры, ног, головы животного, если в распределении этих частей животного есть необходимость.

Жертвенные животные должны быть без недостатков . Не годятся для этой цели животные без глаза, хромые, без большей части уха или хвоста, или ослабленные, истощённые. Для Курбана годятся и самцы и самки этих животных. Более желательными для Курбана являются бараны с преобладающим белым цветом шерсти и самки козы. Также предпочтительнее резать барана или козу на одного человека, чем корову на семерых, хотя цена может быть и одинаковой.

В книге "Ислам Ильмихалы" (Фикри Явуз. Стамбул - 1988) говорится: "ввиду того, что мясо кастрированных животных более предпочтительно по вкусу, то и заклание таких животных более предпочтительно".

Установлен также и возраст жертвенных животных . Для овец и коз - возраст более 1-го года , для коров - 2 года , для верблюдов - 5 лет . Допускается принесение в жертву овец старше 6 месяцев , если это хорошо откормленные, крупные экземпляры . Весьма желательно купить животное за несколько дней до заклания и держать на привязи. Если несколько одинаковых животных до заклания содержатся вместе, то лучше отметить своего Курбана.

Животного, купленного заранее с целью заклания, можно продать и купить другое животное. Однако если второе животное оказалось по цене дешевле первого, то оставшуюся сумму денег необходимо раздать бедным. Если животное, купленное с целью заклания, зарежут раньше или позже положенного срока , то мясо этого животного использовать на собственные нужды запрещено. Всё мясо необходимо раздать бедным.

Время заклания:

Это время ограничено 3-мя днями. Начиная от рассвета 10-го дня месяца Зу-ль-Хиджа и до захода солнца 12-го Зу-ль-Хиджа . Однако, учитывая возможность ошибки в подсчёте дней, нежелательно оставлять жертвоприношение на третий день. Не запрещается, но считается весьма нежелательным, совершать заклание животного в тёмное время суток. Самое предпочтительное время - от рассвета 10-го Зу-ль-Хиджа, в местах, где не читается праздничная совместная молитва. В крупных населённых пунктах, где читается праздничная совместная молитва, - после хутбы праздничной молитвы (Хутба в этот день читается после праздничной молитвы). Если, по какой-либо причине, мусульманин не принимает участие в праздничной молитве, то заклание животного ему желательно произвести после полудня. Так как время праздничной молитвы истекает при наступлении полудня.

Способ заклания:

1) Положить животное на левый бок в сторону Киблы. Перед горлом животного должно быть углубление около полуметра для стока крови. Обе передние и одна задняя нога животного связываются вместе у копыт.

2) Стоя принять следующее намерение: "Всевышний Аллах, ради получения твоего благословения приношу жертву. Вот я стою перед Тобой, совершивший много грехов. Я должен был бы принести себя в жертву, но Ты запретил человеческие жертвы. Ради искупления своих грехов и рассчитывая на Твоё Милосердие, приношу в жертву это животное по твоему разрешению и повелению" .

3) Произнести 3 раза Ташрик Такбир: "Аллаху Акбару Аллаху Акбару. Ляа иляха илля-л-Лаху ва-л-Лаху Акбару. Аллаху Акбару ва лилляхиль-хамд!" , затем, сказав "Би-сми л-Лахи! Аллаху Акбару!" , перерезается горло. Учёные обращают особое внимание на то, чтобы при произнесении слов "Би-сми л-Лахи! и "Аллаху" , внятно произносилась буква "х" (в этих словах буква "х" должна звучать как английское "h"). Поэтому, при произношении этих слов, лучше говорить "Аллаху Тааля", а не "Аллах Тааля". В горле животного существуют 4 канала: Пищевод - "Мери"; дыхательный канал - "Хулкум" и два кровеносных канала (левая и правая шейные кровеносные каналы), называемые "Эвдадж". 3 канала из 4-х должны быть перерезаны одновременно . Тот, кто режет животное, должен стоять лицом в сторону Киблы. Обнаруженный внутри животного живой детёныш, так же подлежит закланию. Если же детёныш мёртв, то в пищу он не годен.

4) Прочитать после убоя 162-163-ий аяты суры 6 - "Эн"ам" : "Куль инна салатий ва нусукий ва махйайа ва наматий лиль-Лахи Раббиль"аламийн. Ляа шарика лех…". - "Скажи: "Поистине, молитва моя и благочестие моё, жизнь моя и смерть - у Аллаха, Господа миров, у которого нет сотоварища…" .

Тот, кто не может резать животное сам, становится рядом с тем, кто режет вместо него (если это возможно) и, касаясь его своей рукой, принимает намерение, как указано выше.

5) После того, как произведён убой, надо прочитать 2 ракаата молитвы "Ташаккур" - Благодарения Всевышнего Аллаха. В 1-ом ракаате после "Фатиха" читать суру 108 - "Каусар" . Во 2-ом - после "Фатиха" читать суру 112 - "Ихлас" .

Мусульмане, не имеющие материальной возможности для жертвоприношения, во второй половине первого дня Ид аль-Адха читают молитву в 6 ракаатов, принимая следующее намерение: "Всевышний Аллах, я, твой покорный раб, не смог принести Предписанную Тобой жертву. Я падаю ниц перед Тобой и прошу засчитать это распростёртое моё тело вместо Курбана. Нижайше прошу Тебя, Милостивый Аллах, зачисли и меня в разряд принесших жертву".

В 1-ом ракаате : 1 раз суру "Фатиха" и 1 раз "Кадр"; Во 2-ом ракаате: 1 раз суру "Фатиха" и 1 "Каусар";

В 3-ем ракаате : 1 раз суру "Фатиха" и 1 раз "Кафирун";

В 4-ом ракаате : 1 раз суру "Фатиха" и 1 "Ихлас"; В 5-ом ракаате: 1 раз суру "Фатиха" и 1 раз "Фаляк";

В 6-ом ракаате : 1 раз суру "Фатиха" и 1 раз "Нас". (Приветствия - после каждых двух ракаатов). Если мусульманин не имеет возможности совершать заклание сам, и не имеет возможности присутствовать при заклании своего Курбана, то может поручить это своему представителю. К примеру, когда вы не смогли приобрести животное в своём населённом пункте; или же хотите передать полностью свой Курбан мусульманам другого села, другого города, или другой страны.

Если после убоя будет обнаружено, что двое мусульман по ошибке совершили заклание животных друг друга, то это не меняет дела. Им достаточно обменяться после убоя. Если же ошибка обнаружится после распределения мяса, то они должны прийти к согласию. Если согласия не получится, то должны обменяться стоимостью Курбана.

Нежелательные действия :

Нежелательно тащить животное волоком на место убоя; тащить за ноги; начинать поиски ножа или точить нож после того, как животное уже связано; резать одно животное на виду у другого. Нежелательно резать затылочную часть, отрезать голову или снимать шкуру до тех пор, пока не прекратятся полностью судороги животного.

Распределение мяса Курбана :

Есть жертвенное мясо можно и самому, можно раздать бедным и знакомым, и даже не мусульманам. Наилучшим решением будет следующее: Мясо делится на три равные части. Одна часть оставляется дома, другая - соседям, знакомым в качестве подарка, третья часть раздаётся бедным в качестве милостыни. Можно всё мясо раздать бедным, или, при необходимости, целиком оставить для семейных нужд.

Шкуру желательно отдать мусульманину, постоянно читающему намаз, или оставить дома. Отдавать шкуру в неизвестные руки нельзя. Можно обменять на какую-нибудь вещь, которой можно долго пользоваться. Нельзя продавать или менять на что-либо, быстро заканчивающееся. Если же всё-таки будет продано мясо или шкура жертвенного животного, то вырученные деньги нужно раздать бедным.

Нельзя употреблять в пищу некоторые части Курбана (и других животных).
1) Кровь.
2) Половые органы.
3) Семенную железу (яичко).
4) Другие железы, связанные с половыми органами.
5) Жёлчный пузырь.
6) Мочевой пузырь.

Не разрешается отдавать часть мяса в качестве платы за труд. Например, за то, что другой человек вместо вас резал, или разделывал, или подвозил вам животное. В этих случаях оплату можно произвести любым другим способом.

ЖЕРТВЕННОЕ ЖИВОТНОЕ "АКИКА"

Согласно сунне, отец или опекун новорожденного, на седьмой день рождения даёт ему имя и остригает ребёнку волосы. Затем, раздают милостыню. За мальчика в виде золота, а за девочку в виде серебра. Милостыня приравнивается к весу остриженных волос (как минимум). Также по сунне производится заклание жертвенного животного (Акика ) в знак благодарения Аллаху Всевышнему за ниспосланное дитя. За рождение мальчика рекомендуется заклание двух (Акика ), за девочки - одно. Кто имеет материальную возможность и не сделает этого, не получит многих дополнительных благостей Аллаха субхана ва тааля.

Если у мусульманина дети уже выросли, а он ещё не возблагодарил Аллаха, хвала Ему, закланием Акика, то при первой же возможности это весьма желательно сделать. Даже, если дети уже совершеннолетние.

Если при рождении самого мусульманина не было совершено заклание Акика, то рекомендуется возблагодарить Аллаха за своё рождение закланием животного. Есть сообщения, что Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха), после получения пророческой миссии, совершил заклание животного за себя.

Заклание можно совершать в любое время. В том числе и в праздник Курбан. Только надо свое намерение в праздник Курбан уточнить. Заклание первого животного совершается по обязанности в праздник Ид аль-Адха, а второго, - как заклание Акика. Мясо животного Акика можно есть и самому, и раздавать в приготовленном или сыром виде бедным и богатым. Особо отмечается желательность дачи такой милостыни людям, получающим и передающим достоверные знания по Исламу. Благость такой милостыни увеличивается в соответствии с количеством распространяемых ими знаний.

Заклание животных Акика в знак благодарения Аллаху Тааля за рождение ребёнка, инша-ал-Лаху убережёт дитё от многих бед и болезней. А в Судный день послужит защитой отца и матери ребёнка. "За рождение мальчика режьте двух животных, за рождение девочки - одно" сказано в хадисе.

– Хазрат, для кого из мусульман совершение жертвоприношения является обязательным? Каковы основные положения этого обряда?

В первую очередь надо рассмотреть значение слова «курбан». «Курбан» идет от арабского глагола «караба» – «приблизиться, стать ближе». Этот наш поступок означает приближение ко Всевышнему Аллаху. На арабском этот праздник звучит как «Ид аль-Адха», где «ид» (по-татарски произносится как «гает». – Ред.) – это «праздник». «Гает» на арабском означает «возвращение», то есть этот праздник каждый год возвращается, повторяется.

Кто же обязан совершить жертвоприношение? Есть два условия: человек должен быть совершеннолетним, и второе – имеющим достаток. Если у мусульманина дома есть свободные 18 – 19 тысяч рублей, то он обязать совершить жертвоприношение. Имея достаточно средств, отказываться от исполнения этой обязанности навлекает на мусульманина большой грех.

Для любого человека, исповедующего ислам, мужчина это или женщина, жертвоприношение является ваджибом. Ваджиб – поступок, близкий к фарду, то есть обязательному. Невыполнение действий, являющихся ваджибом – это грех. Тот, кто отрицает ваджиб-действия, становится кяфиром, неверующим. Поэтому, приносить жертву в праздник Курбан-байрам считается одним из ваджиб-действий, это повеление Всевышнего Аллаха, это предписание записано в Коране.

Можно ли совершать жертвоприношение человеку, имеющему долг?

Почему нельзя? Можно! Пусть и долг свой выплатит, и жертву принесет. Жертвоприношение может сделать кто угодно – должник он или не должник. Но ты должен исходить из своих возможностей и думать: «Если я сейчас сделаю жертвоприношение, будет возможность и долг свой в следующем месяце выплатить». Надо, чтобы намерение человека было в его душе. Если человек имеет добрые, благочестивые намерения, мы не можем ему сказать – не делай этого, не совершай жертвоприношения. Но долг свой в будущем тоже надо выплатить. При слове «долг» может подразумеваться разная сумма. У кого-то могут быть миллионные, миллиардные долги.

А если у человека ипотека, которую он должен будет выплачивать всю жизнь, что такому человеку делать?

Должен быть нисаб, то есть свободная сумма, достаточная для наступления обязательности жертвоприношения. Если для выплаты ипотеки не хватает денег, значит, у него нет свободных денег. Но если у человека есть возможность взять ипотеку, выплачивать ежемесячно взносы, думаю, 5 тысяч рублей на покупку барашка он сможет найти.

Какие требования к жертвенному животному?

Животное, предназначенное для закалывания, не должно быть хромым. Рога могут быть сколотые, однако не до основания. Зубы должны быть целые, хвост – на месте. Если животное немного хромает, оно тоже подходит, но лучше такое животное не брать. Овцу, хромую с рождения, можно заколоть в жертву. На арабском это является «горф» – то есть таким создано Всевышним. Но животное, захромавшее из-за травмы, не может быть жертвенным.

Как делить жертвенное мясо?

Мясо делится на три части. Первая часть раздается нуждающимся, неимущим, бедным, вторая – родственникам, третью часть оставляют себе. При желании ее тоже можно раздать. Мусульмане также накрывают столы в праздничный день, угощают единоверцев ужином из мяса жертвенного животного – это тоже хороший и красивый обычай.

– Если человек обозначил себе намерение совершить жертвоприношение, но не смог выполнить это намерение, как ему поступить? Может он сделать это через два-три месяца или лучше ждать следующего курбана?

– Если человек из-за нехватки денег не может заколоть в жертву животное, то он не обязан этого делать. Но если, имея деньги, он не находит времени сделать это, то обязанность за ним сохраняется, и это жертвоприношение становится обещанным. Обещание он должен выполнить как можно скорее. Бывает и так: человек намеревался заколоть животное на курбан, но закрутился-завертелся, забыл, не успел – и пропустил положенное для этого время. Не беда – сейчас возможностей очень много. Можно обратиться в наши мечети. В свободное время можно занести деньги, назвать имя, и обряд организуют в мечети. Присутствия не требуется. Работа будет сделана качественно, по всем правилам. Поэтому сейчас проблем нет.

А обещанное жертвоприношение можно сделать в дни Курбан-байрама?

Это две отдельные категории – обязательное жертвоприношение в день курбана и обещанное. Иногда их путают. Обещанное жертвоприношение должно быть на своем месте, обязательное – на своем. Разрешается закалывать жертвенное животное для обещанного жертвоприношения в дни Курбан-байрама. Но обязательное жертвоприношение надо сделать отдельно. Если человек одновременно двух овец покупает – пожалуйста. Если нет, сначала сделай обязательное жертвоприношение, затем выполни обещанное. Жертвоприношение праздника Курбан-байрам можно приносить только в эти три дня.

Можно ли взять животное для жертвоприношения в долг или в рассрочку?

Нет. Как уже сказал ранее, это должны быть свободные деньги. Должно быть личное имущество. Всевышнему Аллаху нужен не твой барашек, а твое намерение. До него дойдут богобоязненность в нашем сердце и искренность. Жертвоприношение – всего лишь обряд.

Можно ли в жертву принести не барана, а овцу?

Конечно, можно. В жертву закалывается парнокопытное животное. Самое распространенное животное на курбан – это баран, молодой барашек. Ему должно быть не менее года, или внешне и по весу он должен соответствовать этому возрасту.

Что делать с деньгами от продажи шкуры заколотого животного?

Их надо отдать на милостыню. Себе забирать нельзя. Отдашь несчастному, бедному или занесешь в мечеть – это уже твоя воля.

Можно ли овцу заколоть от имени нескольких людей?

У нас нет права закалывать овцу от имени нескольких людей. За одного человека закалывается одна овца. А вот корову можно пожертвовать за семерых.

– Могут ли закалывать жертвенное животное женщины?

– Нет. Женщины не могут, потому что это – дело мужчин.

– Можно ли жертвовать курдючную овцу? Из-за отсутствия хвоста, многие сомневаются.

– Как уже говорил ранее, есть понятие «горф». Аллах создал это животное таким. Он родился с такой особенностью, его природа такая – жить без хвоста. Поэтому курдючную овцу тоже разрешается закалывать на курбан.

– Каков порядок обряда жертвоприношения? Обязательно ли звать муллу? Какую молитву он читает? Если нет муллы, кто может произносить эту молитву?

Жертвенное животное разворачиваем к Кибле, завязываем передние ноги, задние оставляем незавязанными. После этого произносим «Бисмиллу», «Аллаху акбар» и режем горло. Но перед тем как заколоть животное, произносим намерение: «Йа, Всевышний, от имени Такого-то, сына (дочери) Такого-то приношу эту жертву», – с такими словами читается молитва. Если человек не знает эту молитву, тогда он зовет муллу. Мулла заодно могут объяснить порядок совершения этого обряда.

– А можно во время совершения жертвоприношения, если не знаешь арабское произношение молитвы, читать просто ее татарский вариант?

Конечно. Если поискать в интернете «дуа при жертвоприношении», то можно найти текст молитвы.

Если человек в дни Курбан-байрама окажется в пути и не сможет сделать курбан, что ему делать?

Как уже говорил, если человек имеет деньги, то может оставить деньги. Человеку, находящемуся в пути, путнику необязательно закалывать. Но если есть возможность и человек может оставить деньги на жертвоприношение – это намного лучше.

– Можно ли совершать жертвоприношение, посвятив духу умерших?

– Можно. Но сначала человек должен сделать жертвоприношение от своего имени. Главная особенность курбана: если есть деньги, сделай жертвоприношение от своего имени. А если есть деньги помимо этого, тогда можно сделать жертвоприношение за умершего близкого. Тогда во время нията (намерения) произносится имя этого человека: «Бисмиллах ир-рахман ир-рахим! Пусть воздаяние за эту жертву дойдет до Такого-то сына (дочери) Такого-то, дорогого дедушки (бабушки, отца, матери)». С такими словами читается молитва и совершается обряд.

Религиозное чтение: молитва при жертвоприношении за ребенка в помощь нашим читателям.

Любая мать желает своему ребенку всего самого лучшего. Тревожится материнское сердце о своем дитяти, неважно, сколько ему лет. Все готова отдать мать своим детям. И отдает свои силы, здоровье, жизнь.

Постоянно тревожась, боясь худшего, мы только сгущаем тучи над головами своих детей, притягиваем проблемы, мешаем лучшему развитию событий в их жизни.

Защищать своих детей мы должны уверенностью в их Божественной защите, в том, что у них всегда все будет хорошо, нашей добродетельной жизнью, пожеланиями всего наилучшего, благословением и молитвами за детей.

Часто приходят матери в церковь, чтобы подать записки о своих детях, ставят свечи и просят Господа помочь ребенку при сдаче экзаменов, при поступлении в учебное заведение или во время болезни.

«Спаси его, сохрани его, будь с ним»

или с любыми словами, идущими от сердца.

Матерь Божия, введи меня во образ Твоего небесного материнства. Уврачуй душевные и телесные раны чад моих (имена), моими грезами нанесенные. Вручаю дитя мое всецело Господу моему Иисусу Христу и Твоему, пречистая, небесному покровительству.

(Молитва составлена в женском монастыре города Шуи Ивановской области)

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, благослови, освяти, сохрани чадо мое силою Животворящаго Креста Твоего.

Святый Ангеле Хранителю моих чад (имена), покрый их твоим покровом от стрел демона, от глаз обольстителя, и сохрани их сердце в ангельской чистоте.

Аминь, аминь, аминь.

Только со временем женщина начинает понимать большой грех своего поступка и чувствует внутреннюю опустошенность.

Если женщина сознательно лишилась ребенка, она обязательно должна исповедовать грех детоубийства в храме перед священником, искренне каяться всю жизнь. И ежедневно с земными поклонами до скончания жизни читать следующую молитву.

Помяни Человеколюбче Господи, души усопших рабов твоих – младенцев, кои во утробе православных матерей умерли нечаянно, от случайных действий или от трудного рождения, наипаче же сознательно загубленных и потому не принявших Святого Крещения. Окрести их, Господи, в море щедрот Твоих, а меня, грешную (имя), совершившую убийство младенцев в утробе моей, прости и не лиши Твоего милосердия. Аминь.

Боже милостив! Буди мне грешной! Господи, помилуй чад моих, умерших во утробе моей! За веру и слезы мои ради милосердия Твоего, Господи, не лиши их Света Твоего Божественного!

Часть 16 – Молитвы о детях рожденных и нерожденных

Часть 3 – Молитвы о детях рожденных и нерожденных

Какие мольбы надо читать при жертвоприношении?

На вопросы читателей отвечает советник Главного казыя РТ, имам-хатыйб мечети «Энилер» Шавкятхазрат Абубекеров

Самое интересное на «Инфо-Исламе» за ноябрь 2017

Самое интересное на «Инфо-Исламе» за октябрь 2017

Самое интересное на «Инфо-Исламе» за сентябрь 2017

Самое интересное на «Инфо-Исламе» за август 2017

Молитва при жертвоприношении за ребенка

Дуа в Курбан байрам (дуа при жертвоприношении)

При жертвоприношении обязательно надо произнести имя Аллаха (например, сказать: “Бисмиллях” или “Бисмилляхи Р-рахмани Р-рахим”, “Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного”).

Дуа при жертвоприношении

بِسْمِ اللهِ واللهُ أَكْبَرُ اللَّهُمَّ مِنْكَ ولَكَ اللَّهُمَّ تَقَبَّلْ مِنِّي على كلّ شيءٍ قدير

Транслит: Би-сми-Лляхи, ва-Ллаху акбару, Аллахумма, мин-кя ва ля-кя, Аллахумма, такаббаль минни

Перевод смысла: С именем Аллаха, Аллах велик, о Аллах, от Тебя и Тебе, о Аллах, прими от меня!

Дуа при закалывании курбана (жертвенного животного)

Транслит: Ваджахту ваджхийа лиллази фатарас-самавати Валь-арза ханифан муслиман ва ма анна миналь-мушрикин. Инна салат ива нусуки ва махйайа ва мамати лилляхи раббиль-алямин. Ля шарикя ляху ва бизалика умирту ва анна миналь-муслимин. Аллахумма минка вял як. Бисмилляхи Валлаху акбар!

Перевод смысла: Как мусульманин, верующий в единое Божество, обращаюсь к Создателю (Аллаху) небес и Земли. Я не многобожник. Мой намаз, моя жертва, жизнь и смерть во имя Аллаха. У Него нет сотоварищей. Мне дан такой указ (указ уверовать), и я один из мусульман. Мой Аллах, эта жертва от Тебя и для Тебя. Режу во имя Аллаха, Аллах превыше всего!

Дуа после жертвоприношения

Транслит: Аллахумма тагаббал минни

Перевод смысла: О Аллах, прими от меня эту жертву!

Дуа при жертвоприношении

Стоя рядом с жертвенным животным 3 раза произносят следующий такбир: “Аллаху акбар, Аллаху акбар, ля иляха иллялаху валлаху акбар, Аллаху акбар ва лилляхиль хамд”.

Перевод смысла: Аллах Велик, Аллах Велик, нет Бога, кроме Аллаха, и Аллах Велик. Аллах Велик, хвала Аллаху!

Затем, подняв руки, возносят мольбу:

Аллахумма иння саляти ва нусуки ва махйяйя ва мямяти лилляхи раббиль алямин, ля шяриикя лях. Аллахумма тякаббял минни хязихи-ль-удхыйятя

Перевод смысла: О Аллах, воистину моя молитва и жертвоприношение, моя жизнь и смерть принадлежат Тебе – Господу миров, Который не имеет равного. О Аллах, прими от меня это жертвенное животное!

Мусульман ский календарь

Самое популярное

Рецепты Халяль

Наши проекты

При использовании материалов сайта активная ссылка на источник обязательна

Священный Коран на сайте цитируется по Переводу смыслов Э. Кулиева (2013 г.) Коран онлайн

Как правильно совершить жертвоприношение

Домашние животные, которые пригодны для жертвоприношения

Из домашних животных для курбана приносят в жертву верблюдов, крупный и мелкий рогатый скот. То есть, по мнению четырех мазхабов из домашних животных приносить в жертву разрешается только этих животных. Верблюда или крупный рогатый скот можно принести в жертву за семерых человек, а мелкий рогатый скот можно заколоть только за одного человека. По мнению Абдуллаха ибн Аббаса сунной является принести в жертву любое домашнее животное, пусть это будет даже курица или петух. Поэтому людям, у которых нет возможности принести в жертву верблюда, крупный рогатый или мелкий рогатый скот, будет лучше, последовав его мнению, совершить жертвоприношение, заколов петуха, курицу, утку, гуся, индюка. («Бугяту аль-мустаршидин», стр. 422; «Шарху аль-мафруз», стр. 203). Бажурий пишет, что его шейх советовал бедным, следуя за Ибн Аббасом, резать для курбана хотя бы курицу или петуха, также он говорил, что они пригодны и для обряда ‘акика.

Возраст жертвенного животного

Верблюд, которого закалывают для курбана, должен быть пятигодовалым. Крупный рогатый скот (корова, буйвол) должен быть двухгодовалым, также и козы должны быть двухгодовалыми, а овцы должны быть годовалыми. Если овца достигла возраста шести месяцев и если у нее выпали зубы, то и она пригодна для курбана. О возрасте животного, приносимого в жертву, можно удостовериться у продавца этого животного. («Мавхибату зиль-фазли», стр. 685, том. 4).

Качества жертвенного животного

Жертвенное животное должно быть чистым от недостатков, которые уменьшают количество мяса животного или портят его. Разрешается приносить в жертву животное, у которого нет рогов или они сломаны (если у него нет другого недостатка); также животное, у которого отсутствуют некоторые зубы, но не разрешается резать животное, у которого отсутствуют большинство или все зубы. Однако животное, которое выросло без зубов, считается пригодным для этой цели. («Шарху аль-минхадж»).

Для жертвоприношения также пригодно животное, у которого слабое зрение; у которого рассечено ухо; у которого ухо порвано, но не оторвано; самка, даже если она много раз приносила приплод; некастрированный самец, животное, у которого маленькие уши, не совсем здоровое животное, слегка прихрамывающее, недостаточно упитанное.

Пригодно животное, у которого слезятся глаза; животное с клеймом; животное, которое не видит по ночам, но в дневное время видит.

Пригодно животное, которое родилось без вымени, без хвоста, без курдюка.

Непригодно животное с детенышем в животе, очень худое, очень больное, с очень слабым зрением, сильно хромое («Шарху аль-мафруз», стр. 201-202), то есть если оно хромает так, что отстает от стада или если в поисках хорошей травы другие животные опережают ее.

Непригодно животное, у которого отрезана хоть небольшая часть уха, языка, вымени или хвоста.

Если при жертвоприношении у животного сломается нога или еще что-нибудь, то это животное становится непригодным для курбана. Также не пригодно для курбана бешеное животное, и животное, у которого ослеп один глаз.

Непригодно и животное, которое родилось без уха.

Пригодно животное с поломанными рогами, а также с повторно выросшими после того, как они были сломаны, если это не принесло ущерба мясу животного. Но является нежелательным (караха) закалывать для курбана животное с поломанными рогами или вовсе безрогое.

По мазхабу имама Абу Ханифы животное, у которого отрезано меньше одной третьей части уха пригодно для курбана.

Абу Юсуф сказал, что животное, у которого отрезано меньше половины уха, пригодно для курбана. Имам Кази Хусейн давал фетву последователям шафиитского мазхаба, что разрешается закалывать животное, у которого отрезано меньше половины уха, потому что трудно найти животное с полноценными ушами («Бугъят», стр. 423).

По мазхабу имама Абу Ханифы разрешается заколоть хромое животное (но не сильно хромое), и то у которого отрезано меньше одной третьей части хвоста.

Если трудно найти животное с полноценным ухом, то последователям шафиитского мазхаба разрешается, следуя мазхабу имама Абу Ханифы, заколоть животное, у которого отрезано меньше одной третьей части уха. Но в этом случае, совершать жертвоприношение следует в течение праздничного дня, первого и второго дней ташрика, так как закалывать животное в третий день ташрика по мазхабу имама Абу Ханифы уже поздно. («Бугъят», стр. 423).

Виды животных, предпочтительных для жертвоприношения

Самое предпочтительное животное для жертвоприношения это верблюд, затем крупный рогатый скот, затем овцы, затем козы. Человеку предпочтительней входить в число семерых людей, за которых режут верблюда, затем входить в число семерых, за которых режут крупный рогатый скот.

Лучше заколоть одну овцу, чем входить в число семерых, за которых режут верблюда или крупный рогатый скот.

Предпочтительным является заколоть семь овец, чем принести в жертву одного верблюда или крупный рогатый скот. Семь овец предпочтительней, чем семь коз. Что касается цвета, то самый предпочтительный цвет – это белый, затем желтоватый цвет, затем серый, затем красный, затем пестрый, а затем черный. Самец предпочтительней самки. Самка, которая не приносила приплод предпочтительней, чем самец, который много раз спаривался. Упитанное животное предпочтительней, чем худое животное. Один упитанный баран предпочтительней, чем несколько худых баранов. Из мелкого рогатого скота самым предпочтительным является упитанный белый баран с большими рогами. («Аль-Манхаджу аль-кавим», «Мавхибату зиль-фазли», том 4, стр. 682-684).

Животное, у которого высокая цена, предпочтительней, чем такое же животное, у которого цена меньше. К примеру, один баран, купленный за тысячу рублей, предпочтительней, чем три барана, которые вместе стоят столько же. («Мугни аль-мухтадж», том 4, стр. 360).

Время жертвоприношения

По мазхабу имама аш-Шафии жертвоприношение можно совершать, начиная с первого дня праздника жертвоприношения, после того, как взошло солнце и если после этого прошло время, достаточное для совершения короткого двухракаатного намаза и чтения двух коротких проповедей (хутба). И это время длится с праздничного дня и все три дня ташрика до захода солнца последнего третьего дня. Если жертвоприношение совершить до или после упомянутого времени, то оно не считается курбаном. Что касается самого предпочтительного времени для жертвоприношения, то это период после совершения праздничной молитвы и чтения хутбы до полуденного времени. По мнению имамов всех четырех мазхабов это время является самым предпочтительным для жертвоприношения.

По мазхабу Абу Ханифы время жертвоприношения наступает с рассветом праздничного дня и завершается во второй день ташрика, когда до наступления вечера (магриба) останется немного времени. Согласно его мазхабу, тем, кто находится в городе, не разрешается совершать жертвоприношение до праздничной молитвы. Людям, которые не обязаны совершать праздничную молитву, живущим в хуторе или в маленьких селах, разрешается совершать жертвоприношение с наступлением рассвета.

Если люди по ошибке совершат праздничную молитву и жертвоприношение на день раньше, то есть в день Арафа, то и это будет достаточным в соответствии с его мазхабом.

По его мазхабу совершать жертвоприношение ночью нежелательно.

Если животное, которое было куплено для жертвоприношения или было сделано назру, до истечения времени жертвоприношения останется не принесенным в жертву, и если это животное осталось живым, то по мазхабу имама Абу Ханифы, это животное надо отдать как милостыню в живом виде. Если богатый человек не совершит жертвоприношение до истечения времени, и если у него не было купленного животного, то ему следует выплатить беднякам цену этого животного.

По мазхабу имама Малика время жертвоприношения наступает после того, как имам, совершив праздничную молитву и прочитав хутбу, сам совершит жертвоприношение. Что касается истечения времени жертвоприношения, по его мазхабу, оно истекает в то же время, что и по мазхабу имама Абу Ханифы . То есть, по мазхабу трех имамов время жертвоприношения истекает во второй день ташрика (не считая первый праздничный день) при заходе солнца. Поэтому и последователям мазхаба имама аш-Шафии лучше совершить жертвоприношение до истечения этого времени, то есть, до захода солнца второго дня ташрика.

По мазхабу имама аш-Шафии совершать жертвоприношение ночью нежелательно (макрух).

Желательные действия и этика жертвоприношения

К закалываемому животному следует относиться с жалостью. К месту закалывания животное приводят аккуратно, таким же образом следует и уложить его.

Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Когда вы закалываете животное, то делайте это красиво, аккуратно ».

При закалывании, животное следует отгородить, чтобы другие животные не видели его, и особенно следует изолировать детеныша от матери.

Пророк (мир ему и благословение) увидел, как один человек тащил животное, чтобы резать его, держа за уши. Пророк (мир ему и благословение) сказал ему: «Отпусти уши и веди животное, держа за переднюю часть шеи ».

Необходимо хорошо заточить нож для закалывания, чтобы не мучить животное. Не следует точить нож на виду у животного. Пророк (мир ему и благословение) увидел, как один человек уложил животное, и, поставив ногу на его шею, точил нож. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал ему: «Почему ты не приготовил нож заблаговременно, ты хочешь, чтобы оно приняло не одну, а несколько смертей ».

Однажды от мясника убежало животное и подошло к Пророку (мир ему и благословение). Мясник пришел вслед и стал тащить его за ногу. Тогда Пророк (мир ему и благословение) сказал животному: «Ты подчинись велению Всевышнего Аллаха », а мяснику сказал: «А ты отнесись к этому животному с милосердием, и веди животное к месту закалывания аккуратно ».

Один человек сказал: «О Посланник Аллаха (мир ему и благословение), когда я закалываю животное, мне бывает жалко его», Пророк (мир ему и благословение) ответил ему: «Если ты проявишь милосердие к животному, то и Всевышний Аллах смилуется над тобой ».

Также, при закалывании, следует воздать хвалу Всевышнему Аллаху за то, что Он сделал это животное покорным для нас. Желательно закалывать животное быстро. Необходимо вместе с горлом перерезать две сонные артерии. При закалывании сунной является дать животному попить воду, уложить его на левый бок, направив к Кибле, привязать три ноги, а правую заднюю ногу оставить свободной. Нежелательно снимать шкуру животного, пока оно не перестало шевелиться. Желательно, чтобы тот, за кого совершается жертвоприношение, закалывал животное собственноручно. Если же человек сам не закалывает, то желательно хотя бы присутствовать при этом. Если жертвоприношение совершается за женщину или за несовершеннолетних детей, то желательно, чтобы и они присутствовали.

Человеку до закалывания животного желательно произнести следующую молитву:

«Аллагьу акбар, Аллагьу акбар, Аллагьу акбар ва лиллагьиль хIамд. Бисмиллагьи ррахIмани ррахIим. Инна салати ва нусуки ва махIяя ва мамати лиллагьи раббиль гIаламин ля шарика лягьу ва бизалика умирту ва ана миналь-муслимин».

Смысл: «Аллах велик и вся хвала Ему. Именем Всевышнего Аллаха милостивого к верующим и неверующим на этом свете, и лишь к уверовавшим на Том Свете, совершаю жертвоприношение. Мои молитвы, богослужение, моя жизнь и смерть находятся во власти Аллаха, Господа миров. Нет Ему соучастника, мне было велено признать Единственность Аллаха, и я являюсь мусульманином».

«Аллахумма салли ала саййидина Мухаммадин ва ала али саййидина Мухаммадин ва саллим».

Смысл: «О мой Аллах, благослови и приветствуй нашего Господина Мухаммада и семью нашего Господина Мухаммада!»

Если же прочтете салават «кама саллайта», то будет предпочтительней.

«Аллаху акбар, Аллаху акбар, Аллаху акбар. Аллахумма хаза минка ва илайка фатакаббаль минни».

Смысл: «О, мой Аллах! Это жертвенное животное дал Ты, я режу его ради Тебя, так прими же его! »

Это является сунной, но если произнести короткую мольбу: «Бисмиллагьи, Аллагьу акбар», то и этого будет достаточно для исполнения сунны.

По мнению мазхабов трех имамов (Абу Ханифа, Малика, Ахмада), если преднамеренно не произнести «Бисмиллаh» при закалывании животного, то употреблять мясо этого животного запрещено (харам). Поэтому и последователям мазхаба имама аш-Шафии нежелательно резать животное без произнесения «Басмалы».

Животное, которое было заколото без произнесения «Басмалы» по забывчивости, дозволено для употребления.

По мазхабу имама Абу Ханифы желательно подготовить жертвенное животное заранее, за несколько дней. Это является проявлением готовности выполнения повеления Всевышнего Аллаха и желания заколоть животное. Также желательно привязать что-либо красивое (бант) на шею этого животного, дабы знали, что это животное приготовлено для жертвоприношения.

Тонкости дней Зуль-Хиджа, пост (ураза) и курбан

Праздник Курбан-Байрам

MarryMeCity.com: мусульманские брачные знакомства:
Исламская служба знакомств. Исламский сайт знакомств

Курбан байрам


В священном Коране сказано: “Молитесь и делайте жертвоприношение ради Вашего СОЗДАТЕЛЯ, чтобы ОН был доволен вами”.

Имам Газали пишет: “Кто пропустит священное время, тот не получит пользы и желаемого, подобно тому, как торговец не вышедший вовремя на рынок, не получит пользы от торговли”.

Месяц Зульхиджа является одним из священных месяцев, в которых особо запрещено вести войны, распри и другие конфликты. Для тех, кто в состоянии, является сунной (желательным) соблюдение поста в течении этого месяца. Особо желательно в первую декаду (10 дней) месяца Зульхиджа соблюдать пост, а ночь - проводить в служении АЛЛАХУ.

В священном хадисе, приведенном у Тирмизи, Ибну Мажигьа, Абу Хурайра, говорится: “Самыми священными и дорогими являются первые десять дней месяца Зульхиджа. Один день поста в эти дни приравнивается к одному году поста. Одна ночь, проведенная в служении АЛЛАХУ, приравнивается служению в ночь “Лайлатуль Кадр”. Девятая ночь месяца Зульхиджа – это ночь Арафа, которую желательно провести в служении ВСЕВЫШНЕМУ”.

О посте в день Арафа Пророк (мир ему) сказал: “Пост в день Арафа смывает грехи, совершенные в течении двух лет”. Что касается паломников, то в этот день им соблюдать пост нежелательно, чтобы сохранить силы.

В первые 10 дней Зульхиджа желательно часто читать суру “Аль-Ихляс” – “Кулху”. В день Арафа же желательно прочитать эту суру 1.000 раз. Богоугодное деяние, совершенное в день Арафа, приравнивается году таких деяний, “Кульху”, прочитанное три раза, приравнивается чтению целого Корана. А теперь посудите сами, может ли разумный человек упустить такую возможность?

Хазрят Абу Хурейра (рады Аллаху анху) передал слова Посланника Аллаха (мир ему):
«Кто имеет возможность выполнить Курбан, но не сделает этого, то пусть не приходит на Ид Намаз.» (передано в Таргиб).

Хазрят Хусейн ибн Али (рады Аллаху анху) передал слова Посланника Аллаха (мир ему):
«Кто искренне и с радостью сделает курбан (жертвоприношение), то в Судный День этот курбан будет защитой такому человеку от Ада.» (передано в Тибрани).

Передано, что Аллах ниспошлет следующие десять милостей тем людям, кто занимается ибадатом, оказывая должное почтение десяти благословенным дням Зуль-Хиджа, а именно:

1. Баракят в земной жизни (дунье).
2. Увеличение богатства и недвижимости.
3. Защиту членам семьи.
4. Прощение грехов.
5. Увеличение хороших дел.
6. Облегчение страданий в минуты смерти (сакарат – маут).
7. Освещение нуром темноты в могиле.
8. Утяжеление весов с хорошими делами в Судный День (за счет большой награды за ибадат, совершенный в эти дни)
9. Удаление от ужасных уровней Ада.
10. Благосклонное продвижение на уровни Рая.

Особая награда за добрые дела, совершенные в первые десять дней Зуль-Хиджа

Более того, сказано, что тот человек, который дал садака нуждающемуся в эти дни Зуль-Хиджа, получит награду, как если бы он дал на благотворительность всем Пророкам и Посланникам Аллаха (мир им).

Посетивший больного в эти дни будет равен как если бы посетил всех Аулия (Святых Ислама, самых наиболее богобоязненных мусульман, которых Аллах благословил особым духовным статусом).

Если кто-то совершит джаназу (погребальный намаз), то как будет приравнен к тому, как если бы совершил джаназу для всех шахидов.

Кто оденет (подарит одежду) настоящему (нуждающемуся) мусульманину (мусульманке), то Аллах наградит такого человека особым одеянием.

Кто милостиво отнесется к сироте, то Аллах в Судный День милстиво отнесется к этому человеку.

Кто посетит религиозную лекцию, то будет равен как если бы посетил проповеди, даваемые всеми Пророками (мир им).


Адабы (желательные действия) Курбан-байрама


Ночь, следующая за днем Арафа – это праздничная ночь, которую желательно проводить в богослужении. До наступления ночи следует, по возможности, посещать могилы шейхов, алимов, родственников и т.д.

Однако, не следует посещать могилы мужчинам и женщинам вместе. Необходимо соблюдать шариатские нормы. Кто желает вознаграждения для себя и для усопших, может читать Коран, делать дугIа. Пророк, его сподвижники и имамы придерживаются мнения, что чтение Корана у могилы приносит пользу усопшему, особенно в праздничные дни вознаграждение увеличивается и души умерших радуются.

В книге Имама Газали “Воскрешение наук о вере” говорится: “Мертвые подобны людям, которые ищут для себя, где бы за что-то уцепиться”. Если же живые читают для них Коран, делают дуа, раздают милостыню, то души усопших радуются этому больше, чем всему, что есть в мире. Что бы мы не делали для них хорошего, ангелы приносят эти деяния на подносе из света, говоря при этом: “Этот подарок отправил тебе такой-то”.


Адабы в праздничную ночь

Есть некоторые адабы, которые желательно соблюдать в эту ночь.

Чтение такбира, начиная с вечера. Такбир можно читать в мечетях, дома, на улице, т.е. везде. Желательно читать громким голосом. Еще лучше (сейчас есть такая возможность) читать через динамики громкоговорителей мечетей. Такбир заканчивается перед праздничной молитвой. Этот такбир называется “мурсал”, не соединенный к молитвам.

Второй такбир называется “мукъаййад”, т.е. присоединенный к молитвам. “Мукъаййад” желательно читать только в день Къурбан-байрам, и не считается сунной в день Идуль-фитр, т.е. Ураза-байрама. “Мукъаййад” такбир также начинается с вечера праздничной ночи и заканчивается утром последнего из дней “ташрикъа”. Дни “ташрика” - это 11, 12, 13 дни Зульхиджа. В эти дни после каждой обязательной молитвы, после желательной (сунна) молитвы, а также после возмещающей молитвы читают такбир.

Имам Навави пишет: “В некоторых местах такбир начинается после утренней молитвы в день “Арафа” и заканчивается в последний из дней “ташрика” после обеда”.

Также по этому поводу есть достоверный хадис, и истинные ученые придерживаются этого мнения, смотрите в трех томах “Шигьабал”, “МахIали”, “ИтхIаф”, на 641 странице приводится такбир: “АЛЛАХУ акбар! АЛЛАХУ акбар! АЛЛАХУ акбар! Ла илаха илла ЛЛАХУ ваЛЛАХУ акбар ва лиЛЛАХИль хамд. АЛЛАХУ акбар кабиран вальхамду-лиЛЛАХИ касиран ва субхIанаЛЛАХИ букратан ва асилян. Ла илагьа илла ЛЛАХУ ва ла нагIбуду илла иййагьу мухлиссина лагьу ддина ва лав каригьаль кафирун. Ла илагьа илла ЛЛАХУ вахдаху садакъа вагдаху ва насарагабдаху, ва азамал ахзаба вахдаху. Ла илагьа илла ЛЛАХУ ваЛЛАХУ акбар!”.
Также желательно читать Коран, делать дуа, вирды и т.д. Посланник АЛЛАХА сказал: “Кто бы ни был, бодрствовавшим в ночь разговения и ночь Курбана в служении ВСЕВЫШНЕМУ - не постигнет сердце его печали, когда печаль постигнет других”.

“В эту ночь ВСЕВЫШНИЙ отвечает на мольбы своих рабов. Кто не может провести всю ночь в служении, то пусть проводит хотя бы полночи, если и это не под силу, - то хотя бы третью (последнюю) часть ночи, если не может, то пусть отправится на всеобщую ночную и утреннюю молитвы, и за это ему будет вознаграждение” – говорит Ибну Аббас. В этот праздничный день желательно ему и его семье совершить ритуальное купание, можно и с полуночи, но лучше перед утренней молитвой.

В этот Благословенный день надевают самые красивые, новые одежды, используют благовония, стригут ногти и волосы. Возвращаться с праздничной молитвы желательно длинной дорогой. Желательно также до молитвы не есть.


Салатуль-Ид – праздничная молитва

Исполнение праздничной молитвы является важной сунной, Пророк совершил ее и нам завещал следовать Ему.
По мазхабу Абу Ханифа, кто обязан совершать Джума-намаз, тот также должен совершить праздничную молитву. Время молитвы начинается через 10-20 минут после восхода солнца и продолжается до обеда. В промежутке этого времени можно совершать молитву, но лучше ее совершить в начале восхода солнца. Молитву исполняют в мечети джамаатом (т.е. коллективно). Если нет возможности пойти в мечеть, то можно совершить намаз и дома со своей семьей.
Кто не знает, как совершается праздничная молитва, тот пусть сделает намерение совершить праздничную молитву и совершит обычный суннат-намаз в два ракаата. Но так как такая возможность появляется в год один раз, нужно постараться не пропустить ее, а если пропустил, то даже возместить, как пропущенную. Нет исключения и для того, кто в пути.

Совершение молитвы “Салатуль-Ид”: в начале молитвы, при произношении “АЛЛАХУ акбар!” руки поднять до уровня ушей, затем расположить их на уровни груди.
Намерение произносится так: “Я намериваюсь совершить намаз “идуль Курбан” в два ракаата сунна, ради АЛЛАГЬА, АЛЛАХУ акбар!”. Затем, кто знает, пусть прочтет “Ваджагьту”, затем в первом ракаате 7 раз произнести “АЛЛАХУ акбар!”, во втором ракаате - 5 раз. После каждого “АЛЛАХУ акбар!” произносят: “СубханаЛЛАХИ вальхIамду-лиЛЛАХИ ва лаилагьа илла ЛЛАХУ ваЛЛАХУ акбар!” После последнего такбира “СубханаЛЛАХ” не произносят ни в первом, ни во втором ракаате. В конце завершающего такбира произнести “АгIузу”, затем прочитать суру “Альхам”, после чтения суры “Альхам” в первом ракаате читать суру “Каф”, после второго ракаата суру “Иктараба”, при не знании этих сур, вместо них можно прочитать суры “Саббих-исма” и “хал атака”, если и эти не известны, то нужно прочитать то, что знаешь.


Жертвоприношение, этика жертвоприношения

В Коране про “Къурбан” (жертвоприношение) говорится следующее: “Молитесь и делайте жертвоприношение ради СОЗДАТЕЛЯ вашего, чтобы ОН был доволен вами”. В другом священном аяте говорится: “Для АЛЛАХА важны не кровь, не мясо жертву, важна ваша Богобоязненность”, т.е. жертвоприношение богобояз-ненного ВСЕВЫШНИЙ примет.

Доказательством тому, что Шариат предписывает соблюдать обряд Курбан-байрама, можно привести предание об испытании ВСЕВЫШНИМ Пророка Ибрагьима и его сына Исмаила: “АЛЛАХ ВСЕВЫШНИЙ приказал Пророку Ибрахиму и тот от великой любви к Аллаху принести в жертву единствен-ного сына ИсмагIила СОЗДАТЕЛЮ и искренней богобоязненности готов был сделать это. Сын ИсмагIил также не противился, говоря, если АЛЛАХ приказал – исполни его”. Вдумайтесь каким испытанием было это для отца и сына!
В этом дне кроется суть помощи бедным, неимущим (мясо принесенных в жертву животных раздается, как садакъа), это радует их сердца и способствует доброжелательным отношениям среди мусульман. Также это является испытанием нашего Имана (веры в АЛЛАХА). Напоминаем, что тому, кто намеревается совершить жертвоприношение, начиная с первых дней месяца Зульхиджа, нежелательно стричь ногти, волосы.

Про Курбана Пророк сказал: “В день Къурбана лучшим вашим деянием является жертво-приношение”. В конце этого хадиса говорится: “Каждую каплю крови жертвоприношения АЛЛАГЬ воспринимает прежде, чем она упадет на землю (т.е. записывается вознаграждение)”. В хадисе, переданном Тирмизи, говорится: “Тому, кто совершит Къурбан - АЛЛАГЬ воздаст милость, равную количеству волос на жертве”.

Жертвоприношение в день Къурбан-байрама является “суннатуль-муaккад”, т.е. очень желательной сунной, которой наш Пророк уделял большое внимание. Поэтому тому, кто имеет возможность, нежелательно пропускать эту часть сунны. Некоторые имамы считают Курбан обязательным. Особенно, если сделали назру (обязали). Мясо сделанного назру Курбана нельзя употреблять никому, кроме как тем, кому его раздали в садакъа. Даже шкуру и шерсть нужно отдать бедным. Также нельзя употреблять его, если человек сделал васият (завещание) резать от него Къурбан и он не согласен, чтобы его использовали, если же согласен – можно употреблять.

Резать Къурбан - сунна совершеннолетнему мусульманину, если есть возможность, т.е. если остается имущество для прокормления семьи. Сунной является при возможности делать жертво-приношение от каждого члена семьи, но можно и от одного.

Пригодными для жертвоприношения являются животные, такие как верблюд, крупнорогатый скот, мелкий рогатый скот. Если нет возможности резать вышепе-речисленных животных, можно резать курицу. Верблюду должно быть не меньше пяти лет, корове или козе - два, а баран может быть однолетним или полугодовалым, с выпавшими зубами.

Животное, которого хотят принести в жертву, не должно быть тощим, хромым, слепым, больным, а также без части уха. Но если ухо только лишь частично разрезано, то можно. По мазгьабу имама Абу Ханифа и имама Малика разрешается приносить в жертву, например барана, даже если отсутствует третья часть уха. Если нет животного, кроме как с частью уха, то разрешается по вышеупомянутому мазгьабу. Также разрешается с проколотыми ушами, без рог, с отметинами, но нельзя бешенного или больного чесоткой. Самым предпочтительным для жертвоприношения считается верблюд, затем крупнорогатый скот, затем мелкий рогатый скот. Чем одна седьмая часть верблюда или крупно-рогатого скота, лучше – один баран. Чем коза, также предпочтительнее баран. Среди баранов лучше выбрать белого, с крупными рогами. Среди животных лучше выбирать крупных и упитанных.


Ният

Ният (намерение) при жертвоприношении следует сделать так: “Я намереваюсь сделать сунна (желательное) жертвоприношение от себя (или кого-то, сделавшего меня вакилем (представителем)), ради АЛЛАГЬА, АЛЛАГЬУ акбар!” А если кто-то сделал назру (дал обет), то следует сделать ният так: “Я намереваюсь совершить пору-ченное мне (таким-то или тем-то) сунну жертвоприношение ради Всевышнего АЛЛАГЬА, АЛЛАГЬУ акбар!”.

Намерение нужно сделать именно во время совершения жертвоприношения, если жертвоприношение делается своей рукой, а если режет другой, то желательно присутствовать при этом. Наш Пророк сказал своей дочери Фатиме: “Ты становись рядом при жертвоприношении за тебя. Как только упадет на землю первая капля крови приносимого в жертву животного, все твои грехи, совершенные ранее, прощаются”. Хадис передал Хаким.

Если совершить жертвопри-ношение поручено одному человеку, то и произносить намерение можно поручить ему же. Мелкий рогатый скот можно приносить в жертву за одного человека. Если жертвоприношение совершается за живого человека, то обязательно нужно его разрешение, в противном случае жертвоприношение не прини-мается.
Нельзя совершить жертво-приношение за умершего, если нет такого завещания от него. Но есть некоторые алимы, которые разрешают это. Смотрите “Сираджуль вагьгьадж”, “Шархул-Мафруз”.


Адабы жертвоприношения

Желательным (сунной) считается, чтобы голова жертвы и тот, кто режет жертву, были обращены прямо в сторону Къибла (на юг).

Перед тем, как приступить к ритуалу, следует произнести “БисмиЛЛАГЬИ РРАХIМАНИ РРАХIИМ”, потом произнести: “АЛЛАГЬумма салли гIала МухIаммадин ва гIала али МухIаммадин ва саллим”, потом трижды произнести ”АЛЛАГЬУ акбар”, потом сделать дуа: “АЛЛАГЬумма гьаза минка ва илайка фатакъаббаль минни”. Нож, следуя сунне, нужно использовать хорошо отточенный. Скотину, приносимую в жертву, лучше не тащить по земле, а привести как можно аккуратнее. Не желательно держать нож на виду у животного, также нежелательно резать одну скотину на виду у других, и надо резать быстро, не мучая жертву.

Время совершения жертво-приношения начинается в день Ид (праздничный день), когда солнце поднимается на высоту меча. Это время, когда цвет солнца от желтого переходит в белый. Начиная с этого момента в последующие три дня, можно совершать жертвоприношения. Срок жертвоприношения заканчивается в последний день, в предвечернее время.


Что делать с мясом приносимого в жертву животного?

Если кто-нибудь поручил кому-либо совершить за него жертвоприношение (сделал назру), то употреблять мясо животного совершившему жертвоприношение и его иждивенцам считается харамом (запретным), а если даже употреблено, то обязательно возместить мясо или его стоимость бедным (мискинам).

Следуя же сунне, можно отдать бедным одну часть или кусок мяса, остальное можно употреблять в любом виде (можно сушить и т.д.), дать тем, кто совершил жертвоприношение и его иждивенцам. Похвальным считается если одну треть отдать мискинам (бедным), одну треть есть самому, а одну треть раздавать.

Состоятельным людям харам (запрещено) продавать мясо, полученное при раздаче жертвоприношения, а бедным халал (разрешено). Можно приготовить из этого мяса обед и пригласить людей в гости. Шкуру или шерсть можно дарить или отдать бедным, можно использовать шкуру в качестве молитвенного коврика, но продавать запрещено (харам).

Курбан-Байрам, Ид аль-Адха: Условия и правила жертвоприношения

Мир Вам и милость Всевышнего, дорогие мусульмане!

Всевышний Аллах сказал: "Совершай (праздничный) намаз и приноси в жертву животное ради Аллаха". Коран: 108:2.

Приближается один из самых значимых праздников ислама - Праздник Жертвоприношения. На языке Корана название этого праздника звучит как "Ид аль-Адха" , тюркоязычные народы называют его "Курбан Байрам" . Этот великий праздник отмечается приблизительно через 70 дней после окончания Священного месяца Рамадан, на десятый день месяца Зуль-Хиджа.

Что такое "Курбан", Ид аль-Адха? Сколько человек должно участвовать в жертвоприношении? Какого возраста должно быть животное, приносящееся в жертву? Какими качествами должно обладать это животное, когда наступает время жертвоприношения? Какая награда уготована тем, кто приносит в жертву животных ради Аллаха? Здесь, в этой статье мы для вас постарались ответить на все эти и другие вопросы.

Ибрахим (Авраам; мир ему) – один из самых почитаемых нами, мусульманами, пророков. Его называют «другом» Аллаха. В Коране сказано: «...Поистине, он был праведником, пророком». (Сура «Марьям»:41).

Пророк Ибрахим (мир ему) всегда демонстрировал безграничное доверие и любовь к Аллаху, готовность выполнить любое Его повеление. Серьезным испытанием, проверкой его преданности Милостивому Аллаху стала история с его первенцем Исмаилом (мир ему). Однажды Ибрахим (мир ему) увидел сон, в котором он закалывал Исмаила, принося его в жертву Аллаху. Пророк Ибрахим понял, что это желание Аллаха, так как посредством снов Аллах передавал Своим пророкам откровение, и решил осуществить Божье указание. Услышав об этом, Исмаил (мир ему) сказал: «Отец мой, делай то, что тебе приказано. Я буду терпеливым, если пожелает Аллах» . Но в тот момент, когда Ибрахим (мир ему) поднял нож над собственным сыном, раздался голос: «О, Ибрахим! Ты оправдал видение!» Вместо сына Ибрахим принёс в жертву барана. Вот, как Аллах описал это в Коране: « Тогда Мы обрадовали его вестью о выдержанном мальчике (Исмаиле). Когда он достиг того возраста, чтобы усердствовать вместе с ним, он сказал: «Сын мой! Я вижу во сне, что я зарезаю тебя. Посмотри, что ты думаешь?» Он сказал: «Отец мой! Сделай то, что тебе велено. Если Аллах пожелает, ты найдешь меня одним из терпеливых». Когда они оба покорились, и он уложил его на бок, Мы воззвали к нему: «О Ибрахим! Ты оправдал сновидение». Воистину, так Мы воздаем творящим добро. Это и есть явное испытание (или явная милость). Мы выкупили его великой жертвой» Коран: 37: 101-107.

Этот случай стал основополагающим при установлении обряда жертвоприношения как одного из важнейших предписаний Ислама, символизирующим запрет на пролитие человеческой крови.

Слово "курбан" означает приближение человека к Аллаху, иными словами, мусульманин приближается к Всевышнему посредством жертвоприношения. Ид аль-Адха означает праздник жертвоприношения.

По мнению некоторых мусульманских улемов (ученых), жертвоприношение является обязательным для каждого состоятельного мусульманина. Всевышний и Всемогущий Аллах сказал: «Так соверши же молитву Господу твоему и заколи» Коран:108;2. Передаётся, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Тот, кто обладал достатком и не совершил Жертвоприношение, пусть не приближается к нашим мечетям!» Ибн Мааджа, Ахмад.

Большинство же ученых посчитали обряд Жертвоприношение (Удхия) желательным. Однако, и те, кто не считает Жертвоприношение обязательным ритуалом, единогласны в том, что совершение этого великого обряда является очень желательным, особенно когда есть для этого возможность. Ведь сам посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) рассказал нам о достоинствах праздничного жертвоприношения и о великой награде за него. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Нет для Аллаха лучшего расходования после поддержания родственных связей, чем пролитие крови жертвенного животного!» Ибн ‘Абдуль-Барр Тамхид. Так же пророк (мир ему и благословение Аллаха), отвечая на вопросы сподвижников о достоинствах обряда Хаджа, в отношении Жертвоприношения сказал: «А что касается твоего Жертвоприношения, то великая награда за это припасена для тебя у твоего Господа!» Баззар, Ибн Хиббан.

Жертвенным животным может быть как крупный рогатый скот: корова или бык, так и мелкий: баран или овца, козел или коза. Следует выбрать то животное, вес которого больше, а мясо лучше.

Возраст крупного рогатого скота должен достигать двух лет и больше. У мелкого – как правило, не меньше года, но если баран или овца имеют крупные размеры, то дозволяется приносить в жертву и животное в возрасте шести месяцев.

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не приносите в жертву животное, не достигшее своего возраста. Если же это станет для вас затруднительным, то можете принести в жертву овец в возрасте от шести месяцев» . Муслим.

Нельзя приносить в жертву кролика, индейку, петуха или курицу.

Животное должно быть здоровым и полноценным (т.е. без увечий). Увечье или болезнь, по причине которых жертвоприношение не принимается, должны быть явно выражены. Передается, что однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) встал перед сподвижниками и сказал: «Не дозволено приносить в качестве Жертвоприношения четыре типа животных: одноглазое животное, увечье которого очевидно; больное животное, болезнь которого очевидна; хромое животное, хромота которого очевидна. И истощенное животное, слабость которого очевидна» . Ахмад, Абу Дауд.

Непригодными для жертвоприношения являются следующие животные: больное, слепое на один или оба глаза, без ушей или с высохшим выменем. Нельзя приносить в жертву животное с выбитыми зубами. Если у животного отрезана одна треть хвоста, ушей или курдюка, то оно не пригодно для жертвоприношения. Разрешается жертвовать животное с продырявленным или разорванным ухом, животное со сломанным рогом, но все же это делать нежелательно.

Разрешается приносить в жертву безрогое животное, а также животное, которое кастрировано. Это не считается их недостатком.

От одного человека следует принести в жертву одну овцу или барана, козу или козла. Семь человек могут участвовать в жертвоприношении быка или коровы. В «къурбане» от семерых человек может участвовать меньшее, но не большее, чем семь, количество людей.

Желательнее всего, когда человек сам закалывает свое жертвенное животное, но дозволяется поручить заколоть жертвенное животное другому человеку. Тот, кому поручили принести жертвенное животное, следует заколоть его от имени его хозяина, сказав: «Бисми-Ллях, о Аллах, прими от такого-то» .

Совершающему жертвоприношение следует произнести имя Аллаха над животным во время жертвоприношения: «С именем Аллаха» « Бисмилля» . Можно при закалывании так же сказать: «Аллах Велик! О Аллах, это от Тебя и для Тебя, прими же от меня». « Аллаху Акбар. Аллахумма инна хаза минка уа ляка фатакаббаль-минни».

Необходимо для жертвоприношения присутствие намерения. Намерение делается в себе, т.е. оно не произносится, человек просто осознает, намеревается, что будет совершать данное действие. Так животное, которое покупается уже заколотым и разделанным, не засчитывается в качестве жертвоприношения. Потому, что намерение жертвоприношения отсутствовало во время закалывания. Ведь мясник не брал намерения ни за себя, ни за кого-то, что он закалывает животное в качестве жертвоприношения. Поэтому это считается обычным мясом и жертвоприношением не считается.

В соответствии с Сунной человеку достаточно зарезать одну овцу в качестве жертвы от своего имени и имени своих домочадцев. В категорию членов семьи, за которых можно совершить жертвоприношение, входят все члены его семьи, находящиеся на его содержании: жена, дети, мать или отец, внуки.

Время жертвоприношения начинается после праздничного намаза, приуроченного к празднику Жертвоприношения в той местности, в которой вы находитесь. Резать животное до намаза нельзя, так как посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Кто зарезал до намаза, то это лишь мясо, преподнесенное своей семье, и не является «къурбаном ». Муслим. То есть это не является жертвоприношением, за которое обещана награда.

Заканчивается же время жертвоприношения с закатом солнца тринадцатого числа месяца Зуль-Хиджа. Выходит, что мусульманин желающий совершить жертвоприношение может сделать это в день праздника или же в день первый, второй или третий после дня праздника. Жертвоприношение лучше совершить днем, но разрешается сделать это и в ночное время суток.

Человеку и членам его семьи желательно поесть из жертвенного мяса - «къурбана». Правильно оставить часть про запас, часть раздать бедным и нуждающимся в качестве милостыни, а третьей частью угостить родственников и соседей.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) указал на недозволенность продавать какую-либо часть жертвенного животного. В хадисе говорится: ‘Али ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) велел мне следить за жертвенными животными и раздать в качестве милостыни их мясо, шкуры и попоны, и ничего не давать мясникам за убой скота. Он сказал: «Мы им дадим что-нибудь из того, что у нас есть». Муслим. Поэтому улемы (ученые) единогласны в том, что мясо жертвенного животного нельзя продавать, так же обстоит дело и с его шкурой. Некоторые ученые говорят, что если человек желает продать, например, шкуру или конечности, голову жертвенного животного то он может это сделать, но с условием, чтобы он отдаст эти деньги в качестве садакъа (милостыни). Мяснику же можно дать плату, но не с жертвенного животного.

Вышесказанное указывает на сунну (желательное) раздать шкуры жертвенных животных в качестве милостыни. Кроме того, благотворительным фондам или же организациям дозволяется продавать шкуры жертвенных животных и расходовать полученные средства на помощь нуждающимся.

Важным правилом для человека, желающего совершить жертвоприношение, является следующее: не следует подстригать ногти, бриться и укорачивать волосы с начала месяца Зуль-Хиджа до тех пор, пока не будет принесена жертва. Об этом нужно побеспокоиться заранее. Это положение относится как к мужчинам, так и к женщинам, и это веление, по утверждению некоторых ученых, содержит в себе обязательный характер, а не желательный. Если же человек намеренно удаляет что-либо из своих волос или ногтей, то он должен просить Аллаха о прощении, однако его Жертвоприношение является действительным.

Кости жертвенного животного, а также животного приносимого в жертву по поводу рождения ребенка (акика), не надо закапывать: на это нет указаний в Исламе. С ними можно поступать так же, как и с другими костями: выбросить или скормить собакам, и в этом есть благо. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «В каждой влажной печени тебе награда». Бухари. То есть, Аллах награждает верующего за его любое благодеяние по отношению к любому существу – даже к животным, а собака – это представитель животного мира.

Дорогие братья и сестры, праздник Къурбан-Байрам напоминает нам о том, что все мусульмане должны помогать и поддерживать друг друга, особенно в праздничные дни. Жертвоприношение помогает нам приблизиться к Аллаху, искупить грехи, а также выразить нашу благодарность Аллаху за все Его дары. Укрепляйте свою веру, и Аллах (свят Он и велик) поможет вам и вознаградит вас!