Долгосрочный проект в старшей группе "традиции русского народа". Долгосрочный проект в детском саду. Старшая группа

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №47»

Проект по экологическому воспитанию в старшей группе

«Чистый мир»

Подготовила воспитатель Федосеева М.И.

Арзамас 2015г.

Название: Проект по экологическому воспитанию в старшей группе «Чистый мир»

Тип проекта: информационно – познавательный .

Срок проекта: Долгосрочный (сентябрь - апрель).

Участники проекта: воспитанники, педагоги, родители (законные представители).

Актуальность:

Экологическое образование-важный компонент общего образования современного человека. Дошкольные учреждения являются начальным элементом системы экологического воспитания. В условиях пребывания малыша в детском саду удобно организовывать процесс познания различных форм природы.

Целью ориентированного экологического образования для дошколят выступает оформление комплекса практических и научных знаний о мире животных и растений, природных явлений. У ребенка формируется ответственное отношение к уникальному мру природы, установка на сбережение природных богатств.

Катастрофическое ухудшение экологической обстановки стоит в ряду самых актуальных проблем современности. Экологическое состояние нашей планеты и тенденции к его ухудшению требует от ныне живущих людей понимания сложившейся ситуаций и сознательного к ней отношения. В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно нами встала задача формирования у дошкольников основ экологической культуры.

Опыт показывает, что уже в старшем дошкольном возрасте дети без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний, если знания предносят в доступной, увлекательной форме и если учитывается интерес ребенка к природным явлениям.

Процесс экологического образования может проводиться в различных формах. Одной из наиболее перспективных на сегодняшний день форм считаются экологические проекты

Цель проекта: Формирование человека с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой

Задачи проекта:

Формирование основ общей экологической культуры ребенка

Создать условия для освоения экологических представлений.

Создать условия для расширения и углубления представлений о животных и растениях, как представителях живого в мире природы (о многообразии внешнего строения, об основных жизненных функциях – питание, дыхание, движения, рост, развитие, размножение)

Формы и методы работы:

НОД

Продуктивная деятельность – экспериментирование, рисование, лепка, аппликация, опыты, ручной труд.

Чтение художественной литературы.

Театрализованная деятельность и праздники

Наблюдение в уголке природы и на прогулке

Организация труда в уголке природы, на участке, на огороде

Игры

Разные формы

Работа с календарем природы, дневником наблюдения, журналом опытов

Взаимодействия со школой (экологический центр)

Подбор стихов, загадок, пословиц, поговорок

Взаимодействие с семьей

Рассматривание репродукций картин, иллюстраций, фотографий, альбомов

Тематические выставки.

Направление работы

Развитие речи

Развитие логического мышления

Развитий коммуникативных качеств у детей

Обобщение представлений о природе

Пробуждение воображения и фантазии

Пробуждение интереса к природе.

Ожидаемый результат:

Создание на территории ДОУ экологически благоприятной среды. Повышение уровня знаний по экологии у детей. Совершенствование уровня знаний, экологической компетентности родителей по теме проекта.

Этапы реализации

Действие педагогов

Действие воспитанников

Действие родителей

Подготовительный

с 01.09. 15г по 01.04.2016г

Подбор методической, художественной и энциклопедической литературы по теме проекта;

Методическая литература для педагогов и родителей;

Познавательная и энциклопедическая литература для детей.

2.Изучение Интернет-ресурсов по теме проекта, подбор онлайн-игр и онлайн-презентаций;

3.Подбор и изготовление наглядных материалов для осуществления проекта:

Наглядные: картины, фото, карточки с изображениями природы и т.д.

Д карты-схемы (опорные схемы для составления рассказа о экологии

Просмотр иллюстраций, фотографий, картин и карточек с изображением природы

Анкетирование.

Практический этап с 01.112014г. по31.05.2015г.

Создание и оформление экологической тропы

Кинолекции,

презентации

Природоохранные праздники

Экскурсии,

Наблюдения

Природоохранные акции

Сюжетно-ролевые, дидактические, интеллектуальные игры

Экспериментальная и опытническая деятельность

Экологические сказки

Создание творческих работ детьми(рисование, аппликация, лепка);

Открытое занятие для родителей и педагогов»Эти полезные бытовые отходы», «Мы спасатели природы»

в современном ДОУ»

Изготовление игрушек для искусственной ели в группе Новогодний праздник «Любите природу! -экологическая сказка

«Трудовой десант»

Родительские собрания в нетрадиционной форме

Экологическая информация

Обмен опытом

Природоохранные праздники, акции

Сентябрь Составление годового плана по реализации проекта. Экскурсия в зоокорпус. Знакомство с животными Составление плана по реализации проекта. Подобрать худ. лит. для чтения, пересказываеия, заучивания, арины. Провести первый этап диагностики.

Оформить альбом «Альбом выходного дня»

Анкетирование на тему «Экологическое воспитание ребенка-дошкольника»

Трудовая деятельность: уборка участка, помощь дворнику, для оформления гербария и поделок Анкетирование « Экологическое воспитание ребенка-дошкольника »

Фотоотчет

Трудовая деят-ть уборка участка, дворнику, сбор осенних листьев гербария Родительское собрание. Рекомендация на тему « Экологическое воспитание дошкольников

в современном ДОУ»

Октябрь Беседа с детьми о животных леса, о среде обитания, о подготовки зверей к зиме, о поведении человека в лесу.

Рассматривание иллюстраций, книг о животных леса.

Беседы: Как семья провела лето? Установление эмоционального контакта

Беседа о лесе: Унылая пора! Очей очарования

Закреплять представление детей о золотом периоде осени

Формирование понятия о возникновении реки, ее истоках.

Д. и «Не ошибись», «Найди что опишу», » Загадай, мы отгадаем»

Рисование «Дары осени» - закрепить умение передавать в рисунке форму и цвет овощей и фруктов

Совместная деятельность родителей и детей по изготовлению поделок на тему «Золотая осень «Оформление родительских уголков по сезоном и месяцам Выставка работ из природного материала «Золотая осень»

Ноябрь Наблюдение деревьев на участке (название деревьев, строение, польза) Беседы: «Растение как живое существо»

Сформировать у детей представление о приспособленности растений к среде обитания, к сезонам года.

Д. и. »Птицы осенью »(беседа о перелетных птицах)

Д. и. Кто чем питается?

Просмотр фильма «Перелетные птицы»

Чтение худ. лит-ры:

Е. Благинина «Улетают, улетели», В. Бьянки» Синичкин календарь»

Аппликация «Волшебные цветочки»

Рисование «У природы нет плохой Создание своей красной книги Праздник осени «Что нам осень принесла? »

Месяц Социальный партнёр (зоокорпус) Сотрудники ДОУ

Воспитатель, музыкальный руководитель Родители Итоговое мероприятие

Декабрь Беседы: «беседа о снеге» -установить зависимость состояния снега от температуры воздуха

Наблюдение за зимующими птицами на участке (внешний вид, сравнение разных птиц, выделяя общее и различия, повадки)

Рассматривание следов на снегу, кормление птиц.

Рассматривание иллюстраций о зимующих птицах, беседа

Просмотр фильма о зимующих птицах

Чение худ. лит.

В. Бьянки- Купание медвежат

Е. Чарушин- Волчишка

В. Варанжин- как ежик зиму перезимовал

Художественное творчество (оригами)

Голубь, Воробей или Лебедь

Изготовление кормушек для птиц

Изготовление игрушек для искусственной ели в группе Новогодний праздник «Любите природу! »-экологическая сказка

Январь Беседы: Как много интересного бывает зимой- сформировать у детей обобщение представление о зиме

Д/ и «Мы маленькие зайчики», «Закончите предложение», «Животные в лесу»

Чтение худ. лит-ры

В. Бьянки –Лесные домики

И. Полёнов – Синичкины кладовки

Рисование «Веточка ели» Фотовыставка «Природа и дети» Родительское собрание

«Экологическое воспитание в семье»

Февраль Наблюдение зимних красот в природе

Выделение характерных признаков зимы Беседы: «Кто такой человек» - уточнять представления детей в сравнении с животными и растительным миром

Д. и. »Найди ошибку

Д. и. Когда это бывает? Чей силуэт?

Чтение худ. лит-ры:

Г. Скребицкий – берегите птиц

Рисование «Мы гуляем – продолжать знакомить детей с зимним пейзажем, передавать в рисунке человека в движении Оформить альбом «правила поведения в природе» Выставка альбомов «правила поведения в природе

март Наблюдение за погодой за сезонными изменениями. Выделение характерных признаков весны Беседа: « Весенние капели»

Д/И «Сезонные изменения»

Д. и. »Найди ошибку

Чтение худ. лит-ры:

Птицы прилетели

Апрель. Подведение итогов

Литература

1. Анненков В. Путь к Экологическому человеку // Дошкольное воспитание, 2001г., №7

2. Артемова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников / Пособие для воспитателей детей дошкольного возраста – М., Просвещение, 1992г.

3. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет – Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж,2007

4. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. / Пособие для воспитателей детского сада – М., Просвещение, 1991г.

5. Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж,2007

6. Венгер Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста / Книга для воспитателей детского сада – М., Просвещение, 1989г.

7. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2006

8. Иванова А. И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников. 2-у изд. – М.:ТЦ Сфера, 2009

9. Мир природы и ребёнок. /Методика экологического воспитания дошкольников. // Под ред. Маневцовой Л. М., Саморуковой П. Г., изд. 2-е, переработанное и дополненное. – Санкт – Петербург, Акцидент, 1998г.

10. С. Н. Николаева, И. А. Комарова СЮЖЕТНЫЕ ИГРЫ в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа литературными персонажами Пособие для педагогов дошкольных учреждений Москва-2005г.

11. Николаева С. Н. Игра в экологическом воспитании. / Дошкольное воспитание, 1994г.

12. Николаева С. Н. Как приобщить ребёнка к природе. – Пермь,1993г.

13. Николаева С. Н. Общение с природой начинается с детства. – М., Просвещение, 1994г.

14. Николаева С. Н.Совместная деятельность взрослого и детей. / Дошкольное воспитание, 2002г., № 5.

15. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду. – М., Издательский дом "Карапуз", 2001г.


Анна Семухина

В мае 2015 года мы с ребятами старшей группы начали работу над проектом «Наш огород».

Цель данной работы – пробудить интерес детей к работе с землей, воспитывать бережное отношение к своему и, главное, чужому труду, развивать наблюдательность посредством фиксирования изменений растения на разных этапах развития.

Проект был начат в то время, когда на приусадебных участках активно велись сельскохозяйственные работы, и многие дети были вовлечены в них родителями. Ребята рассказывали, как они помогают старшим на дачах и огородах: копают землю, сажают семена, поливают грядки.

Но прежде чем приступить к облагораживанию своего небольшого участка, необходимо было заинтересовать ребят, сконцентрировать их внимание на этой теме. Лучшим средством, которое помогло детям прочувствовать этот вопрос, стало литературное произведение.

Итак, 1 этап . В отведенное для чтения время мы познакомились с рассказом «Живая бусинка» писательницы Нины Павловой. В произведении рассказывается о том, как маленькая девочка (ровесница наших ребят) нашла желтую бусинку, которая очень ей понравилась. Она долго с ней играла, а однажды бусинка попала в воду, и через некоторое время девочка увидела, что бусинка изменилась (стала толстая и важная). Девочка показала бусинку маме, а та предложила не играть с ней, а положить на мокрую тряпочку. Вскоре на бусинке «прорезался зубок», и мама убедила дочку закопать бусинку в землю и подождать, что же будет. С тех пор девочка каждый день бегала навещать бусинку и ждала, когда же она выберется на поверхность. Но время шло, а бусинки не было видно. Девочка забыла о ней, но однажды увидела, что в том месте, где они с мамой закопали бусинку, вырос кустик. Сначала он рос, потом зацвел, потом на нем появились стручки, а когда они стали тугими и толстыми, мама разрешила собрать урожай. В каждом стручке было по несколько желтых бусинок, таких же, как та первая, которую нашла девочка.

Рассказ «Живая бусинка» был выбран не случайно, ведь первым на нашем огороде предстояло посадить горох.

Этап 2 . На следующий день после того как ребятам был прочитан рассказ, мы приступили к обработке земли: освободили отведенный участок от сорняков, и вместе с ребятами вскопали грядку. Дети с большим удовольствием принимали участие в работе: установили очередность вскапывания (каждому хотелось поработать). Ребята, за которыми приходили родители, были разочарованы тем, что им не удалось вдоволь «наработаться». Родители, в свою очередь, были приятно удивлены, видя своих детей за таким полезным занятием. После вскапывания дети разрыхлили землю и приготовили борозды.

Дальше нужно было поровну разделить семена, чтобы каждый ребенок принял участие в посадке. Каждому досталось по 6-7 горошинок. Но прежде чем положить их в землю, мы внимательно рассмотрели их. Обсудили, почему маленькая героиня рассказа назвала их «важными» и чем же на самом деле является «зубок» на каждой горошине (это росток).

Этап 3 . На следующий день была запланирована посадка свеклы. Найти подходящий рассказ про эту культуру оказалось нелегко, поэтому было выбрано произведение Н. Носова «Про репку». Если в первом случае важно было именно повторить действия героини (и она, и наши ребята сажали горох, то дальше нужно было лишь подтверждать «красоту», правильность и полезность наших действий.

В рассказе «Про репку» говорится о ребятах детского сада, который на летнее время уехал на дачу. Главный герой рассказа Павлик решил посадить там собственный огород и попросил бабушку купить ему семена. Это были семена репки. Другие ребята насмешливо отнеслись к этой затее. Но после того как работа была начата, каждому захотелось принять участие в новом деле. Труд детей увенчался успехом: семена взошли, и грядка зазеленела. Но в скором времени смена закончилась, и ребята уехали в город. На дачу приехали другие дети и продолжили начатое дело. Осенью в детский сад Павлика пришла посылка, в которой была вкусная сладкая репка.

Сначала мы вместе с ребятами внимательно рассмотрели семена, отметили разницу между «детками» гороха и свеклы, обсудили вопросы посадки (на какую глубину опускать семена в землю, на каком расстоянии они должны быть друг от друга, чтобы им не было тесно).

Этап 4 . На нашей грядке еще осталось немного места, и мы решили занять его культурой, с которой можно будет снять несколько урожаев – луком. Точно так же как в предыдущие разы, мы рассмотрели семена лука-саженца, обсудили правила посадки, обговорили, что сажаем лук для того, чтобы вырастить перо (зелень лука) и репку (лук репчатый). Саженец мы посадили часто, чтобы по мере роста срывать перо с одних луковиц и, прореживая таким образом, давать возможность формироваться репкам у других.

Этап 5 . Это самый долгосрочный этап – уход за насаждениями. Погода стояла жаркая, поэтому каждый день утром и вечером мы с ребятами поливали нашу грядку.

В редкие дни, когда было прохладно, мы ограничивались одним поливом. Уже через несколько дней ребята ожидали увидеть первые всходы, но потом вспомнили, как точно так же к грядке бегал Павлик из рассказа Н. Носова «Про репку» и девочка из «Живой бусинки» Нины Павловой.

Прошло немного времени, и вот на нашей грядке стал всходить горох. Это было очень радостное событие.



о вскоре оно было омрачено: кто-то большими тяжелыми ботинками прошелся по нашему огороду и измял только что показавшиеся всходы. Было очень досадно и обидно. Мы поговорили с ребятами о том, как это важно - бережно относиться к чужому труду, попытались сформулировать свои чувства, которые испытали, увидев разрушения. Грядку нам портили еще несколько раз, и каждый раз ребята расстраивались, предлагали провести расследование (измеряли длину следа, рассматривали отпечатанный рисунок подошвы, предлагали повесить табличку, установить дежурство, поймать и наказать виновного.

К счастью, несмотря ни на что помятые всходы выправились, и наш горох рос и рос как в той сказке «Про петушка и чудо-меленку». Взошла и свекла, а на луке появились зеленые листочки-иголочки. Как только начал всходить лук, поливать мы его стали реже, а вместо этого чередовали полив с рыхлением почвы. Ребята спрашивали, почему мы так делаем, и после непродолжительных разъяснений соглашались, что рыхление – это сухой полив. В рыхлую почву легче проникает воздух, что очень нравится луку. Мы вспомнили и про земляных червей, которые естественным образом, роя себе ходы, рыхлят почву и таким образом приносят большую пользу человеку. Вспомнили мультфильм про земляного червяка из сериала про пчелку Майю (многие дети его смотрели, но только теперь поняли его смысл). Время от времени ребята рыхлили землю, занятую свеклой и горохом, «чтобы они тоже подышали».

Этап 6 . На дворе 18 июня, и мы сняли первый урожай – зеленый лук. Мы выбирали головки послабее, выдергивали их, освобождая таким образом место для соседних луковиц (пусть растут). Работа проводилась в первую половину дня во время утренней прогулки. В группе начались приготовления к обеду. Помощник воспитателя перебрала и вымыла лук, нарезала его и сложила в блюдце. На первое в этот день были щи, посыпанные нашим зеленым луком! Почти все попросили добавки!

Этап 7 . В двадцатых числах июня зацвел наш горох.



Мы вспомнили рассказ «Живая бусинка» и договорились, что цветочки с него срывать нельзя, несмотря на то, что они такие нежные и красивые.

Этап 8 . В начале июля на горохе появились стручки.



Некоторые ребята никогда не видели, как растет горох: они привыкли к его виду в консервной банке. Другие дети знали (по книжкам или рассказам родителей, что горошины спрятаны в стручке, но удивлялись, почему стручки такие тонкие. Мы внимательно рассмотрели наш горох. Поговорили о том, что любое растение сначала маленькое и лишь потом - большое: для того чтобы оно выросло, надо ухаживать за ним (поливать, рыхлить почву, удалять сорняки). Если быть заботливым, результат обязательно будет: из маленьких чуть заметных семечек горошины превратятся в «пузатые» бусинки.

Этап 9 . Нужно добавить, что помимо работы на огороде, мы с ребятами не забывали о творчестве. 4 июля была начата работа над коллективной картиной «Наш огород».



Здесь ребятам пригодилось умение рисовать (гуашью создавался фон, вырезать (так на картине появились хвойные и лиственные деревья, складывать бумагу в технике оригами (на нарисованном огороде за два дня «выросли» свекла и морковь) и конструировать (по «гуашевому» небу разлетелись разноцветные бабочки из фантиков).

Этап 10 . Дождаться, когда горошинки «потолстеют» было ох как непросто! Ребята каждый день проверяли стручки, осматривали и ощупывали их, осторожно ворошили зелень. Всякий раз, когда кому-нибудь казалось, что горошины уже большие, мы вместе осматривали стручки и приходили к выводу, что нужно еще немного подождать. Но вот 15 числа были сорваны первые «гороховые домики». Горошины были не слишком крупные, но сладкие и вкусные. Ребята не смогли удержаться и попробовали их прямо на улице.

Однако дальше мы договорились, что остальным стручкам дадим время подрасти, и снимем урожай сразу со всего куста. Лето было очень жарким, и нашим кустикам было тяжело, к тому же соседний участок, на котором росли цукини, поразился тлей. Тем не менее, ежедневный полив и уход позволили нам собрать пусть небольшой, но все же урожай, с гороха. В конце июля мы с ребятами набрали целую тарелку спелых стручков, распотрошили их в группе, и съели с превеликим удовольствием. А некоторые ребята даже угостили горошком своих родителей.

Этап 11 .



На нашей грядке подрастала свекла и уже поникла зелень у репчатого лука, что говорило о том, что и эта культура почти созрела.



Про изменения, происходящие с нашими растениями, мы с ребятами говорили каждый день. Почти все интересовались огородом: спрашивали о том, как узнает человек, что овощи поспели, бывает ли, что растения болеют, как «выгнать» с грядки сорняки. Радостно было чувствовать и дух соперничества, который появился у детей, ведь наша грядка была не единственной на огороде. Ребятам было приятно видеть, что их растения более ухоженные, а грядка пышная и «здоровая».



10 августа мы убрали свеклу. По нашим наблюдениям ее репка перестала увеличиваться в размере, а листья стали желтеть. Свеклы было всего четыре ряда, а желающих ее «тянуть» раза в три больше, поэтому работа закончилась, не успев начаться. Ребята оборвали «вершки», а «корешки» сложили в тарелку. Из нашей свеклы через несколько дней повар сварила борщ.

Этап 12. Последним мы с ребятами убирали лук. Это было уже в конце августа. Перо его пожухло и легло на землю – верный признак созревания.



ы выдергали лук из земли и разложили сохнуть на подоконник в группе. Через неделю, когда головки высохли, ребята обрезали пожелтевшее перо, а репки отнесли на кухню.

Этап 13. Казалось бы, огородный сезон завершился, но нам пришла в голову мысль, что было бы неплохо открыть сезон второй. Поэтому мы с ребятами вновь вскопали грядку, разрыхлили землю, проделали борозды и на этот раз посадили… укроп, кинзу и петрушку. Было опасение, что конец августа – слишком позднее время для посадки (некоторые родители тоже высказывали сомнения по этому поводу). Но с погодой нам повезло – было тепло и дождливо, поэтому в скором времени грядка вновь покрылась зеленым пушком. А в конце сентября мы с большим удовольствием добавляли зелень в первые блюда.

Кроме того, на нашем участке (в цветочной клумбе) мы совершенно неожиданно обнаружили очень интересное культурное растение – мелиссу, или лимонник, как называют ее в народе. С помощью лопаты эта «барышня» тоже переехала на нашу грядку. Мы очень надеемся, что зиму она перенесет хорошо. Об этом мы узнаем весной. Но это будет совсем другая история…

МКДОУ детский сад №7 комбинированного вида г. Россоши

Проект по духовно-нравственному воспитанию дошкольников.

«Традиции русского народа».

Воспитатели: Тимченко М.С., Уварова Т.В., Катунина Г.В., Рыбалка Т.И.

2016-2017 уч. год.

Традиции русского народа.

Срок реализации проекта – 1 год (сентябрь 2016 года – сентябрь 2017 года).

Вид проекта - практико-ориентированный (прикладной). Проект ориентирован на духовно-нравственное развитие участников образовательного процесса.

Гипотеза проекта:

Использование педагогами и родителями МКДОУ д/с № 7 комбинированного вида средств и образов произведений устного народного творчества (пословиц и поговорок), художественной литературы на занятиях и повседневной жизни, ознакомление с культурой страны и родного края будут содействовать развитию духовно - нравственного сознания детей дошкольного возраста и их социализации.

Цель проекта :

разработать и апробировать модель воспитания дошкольников через приобщение детей к русской национальной культуре, направленную на развитие духовно-нравственной личности дошкольников, формирование у воспитанников высокого патриотического сознания.

Задачи реализации проекта:

Интегрирование содержания духовно-нравственного воспитания в игровую и творческую деятельность детей;

Формирование духовно-нравственных чувств на основе изучения культуры страны и родного края;

Обогащение словарного запаса детей в процессе духовно-нравственного воспитания и диалогического общения;

Воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способности к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми;

Воспитание интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм;

Формирование у воспитанников чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей;

Создание условий для реализации основных направлений ФГОС дошкольного образования, достижения целевых ориентиров дошкольного образования.

Актуальность проекта

Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была актуальной. Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.

Современное российское общество остро переживает кризис духовно – нравственных идеалов. Сегодня каждый из нас понимает потребность возрождения и развития духовных традиций нашего Отечества.

Вопросы духовно-нравственного воспитания закреплены в Законах Российской Федерации «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», так же проблема духовно-нравственного воспитания отражена в Концепции модернизации образования.

В связи с этим ключевая роль детского сада - создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала дошкольников через гармоничное построение целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении основанного на культурных ценностях родного края.

В дошкольном возрасте закладываются основы личности; именно дошкольное детство, для которого характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности, является благоприятным для нравственного и эстетического воспитания. Именно в этот период происходит бурное накопление жизненного опыта: нравственного, социального, духовного. Человек за первые 7 лет жизни приобретает столько, сколько не может приобрести за всю последующую жизнь и упущения в этом возрасте не наверстываются впоследствии. Именно этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений.

В настоящее время происходит смещение акцентов в развитии детей в сторону ранней интеллектуализации, что не способствуют духовному развитию. В погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие маленького человека, без которых все накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого - эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека. Знакомство с традициями, обычаями русского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое. Поэтому познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру.

Правильно организованное воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, сформированное условие для активного познания дошкольником окружающей его социальной действительности имеет решающее значение в становлении основ личности.

С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности.

Особое внимание в деятельности МКДОУ д/с № 7 комбинированного вида уделяется укреплению связей с родителями. Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует единению педагогов, родителей и детей, что формирует положительное отношение друг к другу.

Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. Именно здесь формируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем, эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

Для успешного ознакомления с традиционными народными праздниками необходимо дать детям представление о культуре народа, знакомить с традициями и народными обрядами, что формирует в детях позитивные ценности. Так же в дошкольном возрасте необходимо формировать у детей чувство толерантности, уважения к другим народам, их традициям.

Насыщенность народного праздника иди игры творческими импровизациями, сюрпризными моментами стимулирует интерес детей, усиливает их впечатления и переживания, обогащает художественное и эстетическое восприятие. А главное, обеспечивает естественное приобщение детей к национальным традициям, утверждает в их сознании фундаментальные, духовные и эстетические ценности.

Инновационная направленность проекта

состоит в изменении подходов к содержанию, формам и способам организации образовательного процесса. Проектно-исследовательская деятельность связана с развивающим, личностно-ориентированным обучением. Проекты позволяют интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике.

Разработанная система применения проектного метода оказывает положительное влияние на развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к русской народной культуре.

Новизна проекта

Проект ориентирован на вступивший в силу ФГОС ДО в соответствии с содержанием психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей, поэтому работа в данном направлении обеспечивает повышение качества образования дошкольников путем формирования компетентностей в областях реализуемой в ДОУ программе, как показатель готовности к обучению в школе за счет активизации исследовательской деятельности детей на основе проектного метода.

Ожидаемые результаты реализации проекта.

для детей:

Обеспечение эмоционального благополучия ребёнка и создания внутренних предпосылок для дальнейшего личностного развития;

Пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю;

Формирование чувств национального достоинства;

Развитие социальных компетенций ребёнка в коллективе и в общении друг с другом;

для педагогов:

Совершенствование компетентности педагогических кадров образовательного учреждения в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников, отборе содержания дошкольного образования, повышения качества педагогического труда;

Объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению к русской национальной культуре.

Разработка комплексно-тематического планирования воспитательно-образовательного процесса по духовно-нравственному воспитанию.

для родителей:

Реализация преимущественного права родителей в развитии и воспитании своих детей;

Объединение и реализация инициатив социально - активных родителей в области духовно-нравственного развития и воспитания детей;

Создание системы социального партнёрства ДОУ и семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей;

Участники проекта

Воспитатели;
- музыкальный руководитель;
- дети в возрасте от 4 до 6 лет;
- родители (законные представители);
- социальные партнеры (выставочный зал, библиотека, художественная школа).

Механизмы реализации проекта.

Активное взаимодействие всех участников воспитательно-образовательного процесса;

Формирование партнерского сообщества сотрудников МКДОУ д/с № 7 комбинированного вида, детей и родителей в процессе организации работы по духовно-нравственному воспитанию.

Взаимодействие детско-родительского и педагогического коллектива МКДОУ д/с № 7 комбинированного вида с образовательными и культурными структурами города.

Методы реализации проекта.

1.Наглядно-действенный метод:

Показ сказок (педагогом, детьми);

Рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;

Проведение дидактических и музыкально-дидактических игр;

Наблюдение;

Чтение педагогом художественной литературы;

Воплощение впечатлений детей в творческих проявлениях;
- экскурсии, целевые прогулки.

2. Словесно-образный метод:

Чтение и обыгрывание литературных произведений воспитателем;

Загадывание и отгадывание загадок;

Рассматривание наглядного материала;

Рассказы детей о своих впечатлениях;

Беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя;
- чтение сказок и стихотворений детьми, воспитателем с последующей драматизацией;

Ответы на вопросы педагога, детей;
- проведение разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);
- сообщения дополнительного материала воспитателем;

Рассказы детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;
- разбор житейских ситуаций;
- проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.

3.Практический метод:

Организация продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация.

Проведение игр: со строительным материалом («Ступеньки к Храму»), дидактических («Хорошие и плохие поступки»), подвижных («Помоги дедушке»), малоподвижных («Мирилка»), и др.;
- изготовление кукол к сказкам;
- организация постановки пьес, сказок, литературных произведений;
- проведение экскурсий различной направленности;
- организация вечеров с родителями, для родителей;
- изготовление с детьми наглядных пособий;
- организация продуктивной деятельности: ИЗО (впечатления после праздника), ручной труд (Вифлеемская звезда, Ангел, Пасхальный сувенир.)

Основные мероприятия проекта .

Этапы реализации проекта «Духовно-нравственное воспитание дошкольников. Традиции русского народа».

Деятельность по духовно-нравственному воспитанию дошкольников построена с учетом следующих принципов :

1. Доступность - содержание материала представлено детям в доступной и привлекательной форме;
2. Гуманистичность - ребенок является активным субъектом совместной деятельности с педагогом, основанный на сотрудничестве, демократических и творческих начал;
3. Деятельность - знания, которые ребенок усваивают в процессе обучения, становятся основой формирования мотивации его участия в различных посильных видах деятельности;
4. Интеграция - реализация задач происходит через познавательную, изобразительную, продуктивную деятельности: сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание;

5. Системность - принцип системности предполагает преемственность программ, последовательное усвоение знаний, приобретение навыков, когда каждое

последующее формирующееся представление или понятие вытекает из предыдущего и основывается на нем.

6. Непрерывность и преемственность воспитания в семье и ДОУ на основе сотрудничества (чтобы не заменяли, а дополняли).

Ресурсы, необходимые для запуска проекта:

    Обеспечение материально-технических условий (оформление группы, музыкального зала);

    Подбор литературы по теме; произведений русского народного творчества; наглядного материала (иллюстрации, фотографии, репродукции);

    Подготовка материала для продуктивной деятельности;

    Подборка подвижных, дидактических игр,

    Использование мультимедийного комплекса и презентаций к занятиям.

Календарный план реализации проекта.

Сентябрь
1. Диагностика знаний детей о духовно-нравственных ценностях.
2. Анкетирование родителей о духовно-нравственном воспитании в семье и направленности воспитательного процесса в образовательном учреждении.

3. Изготовление папок: «Народные праздники», «Русские народные игры»,

«Игры в русской избе», «Малый фольклор», «Персонажи русских сказок», «Русская народная одежда», «Русский головной убор», «Народная игрушка», «Любимая сказка», «Гжель», «Хохлома».

4. Консультации для педагогов «Детский поэтический фольклор», «Фольклор и его значение в воспитание детей».

5. Развлечение для дошкольников «Семенов День – Мушиный праздник».

Октябрь

1.Обучающее занятие для старших дошкольников «В гости к бабушке на оладушки»;

2. Ознакомление детей с народно –прикладным искусством на занятиях по изобразительной деятельности: «Гжель»; «Хохлома»; «Дымковские игрушки»; «Жостово»; «Городец».

3. Конкурс для воспитанников и родителей «Генеалогическое древо и герб семьи».

4. Осинины – осенняя ярмарка (развлечение и выставка работ из овощей).

Ноябрь

1.Проведение комплексно-тематического занятия «Посуда вчера и сегодня»;

2. Капустные вечеринки (развлечение для дошкольников);

3.Праздник молока (открытое мероприятие для родителей и детей),

Декабрь

1.Консультации для педагогов «Особенности патриотического воспитания дошкольника»;

2.Ознакомление детей с народно – прикладным искусством: «Гжель»;«Хохлома»; «Дымковские игрушки»; «Жостово»;«Городец»

3. Беседа «Как я поздравлю свою семью с праздником».

4.Организация конкурса творческих работ «Что такое Новый год».

5.Изобразительная деятельность на тему: «Нарисуй Новогоднюю сказку».

6.Тематическое развлечение для старших дошкольников «Колядки».

Январь

1. «У матрешки – День рождения» (занятие по приобщению детей к истокам русской народной культуры)

2. Чтение и обсуждение литературных произведений о Рождестве, разучивание стихов.
3. Развлечение «Праздник Рождества».

4. Занятие по ручному труду на тему: «Ангел», «Рождественские открытки».
5. Выставка детских работ «Рождественская открытка».

Февраль

1. Ознакомление детей с народно – прикладным искусством: «Гжель»;«Хохлома»; «Дымковские игрушки»; «Жостово»;«Городец»

    Проведение комплексно-тематического занятия «Как работали и отдыхали на Руси, или Посиделки в горнице».
    3.Чтение с последующим обсуждением литературных произведений о зиме, весне.

4.Оформление фотоальбома «Наши праздники».

5.Беседы о традиционной кухне в Православные праздники.

6. Коровий праздник – Власьев день (развлечение).

Март

1.Проведение комплексно-тематических занятий: «При солнышке – тепло, при матушке – добро»

2.Консультации для педагогов «О системе работы в детском саду по приобщению детей к истокам русской народной культуры»;

3. Развлечение «Масленица». Кукольный спектакль-Сказка «Приключения на Масленицу»
4.Изобразительная деятельность на тему: «Масленица к нам пришла».

Апрель

1. «Посиделки» - Вербное воскресенье (развлечение для дошкольников).
2.Развлечение «Пасха». Кукольный спектакль - Сказка «Пасхальная история».

3.Конкурс для родителей «Пасхальная открытка. Пасхальный сувенир».
4. НОД по ручному труду на тему: «Писанка», «Пасхальная открытка».
5. Чтение литературных произведений, разучивание стихов о Пасхе, весне.

6. «Что такое Пасха? »- занятие по ознакомлению с окружающим миром. (Беседа об истории возникновения, традициях и обычаях праздника. Рассматривание и обсуждение иллюстраций).

7. Занятие по ИЗО «Украшаем пасхальное яйцо».

8. Ознакомление детей с народно –прикладным искусством:

«Гжель»;«Хохлома»; «Дымковские игрушки»; «Жестово»;«Городец».

1.Тематическое развлечение «Праздник народных игр».

    Ознакомление детей с народно – прикладным искусством:

«Гжель»; «Хохлома»; «Дымковские игрушки»; «Жестово»;«Городец»

    Проведение комплексно-тематического занятия «Пчелка – золотое брюшко».
    4. Беседа-диспут «Хорошие и плохие поступки».
    5. Беседа на тему: «Летние праздники».

Июнь

1.Проведение комплексно-тематического занятия «Какую одежду носили на Руси».
2. Развлечение «Троица – праздник русской березки».

3. Занятие по изобразительной деятельности на тему «Русская березка».

Июль
1.Посиделки - чаепитие совместно с родителями «Наши именинники».

2. «Люблю берёзку русскую» - занятие по ознакомлению с окружающим миром (формирование интереса детей к родной природе; обобщение знания о берёзке; расширение представления детей об образе берёзы в поэзии, музыке, произведениях изобразительного искусства);

3. Беседы: «Что мы знаем о деревьях и о березе в частности?»; «Целебное лукошко».

4. Организация выставки детских работ «Праздники».

5. Итоговая диагностика. Анкетирование родителей. Анализ диагностики и анкетирования.

6. Публикация на сайте МКДОУ д/с № 7 комбинированного вида: «Формирование духовно – нравственных ценностей у детей через приобщение детей к истокам русской народной культуры».

Долгосрочный проект В старшей – логопедической группе «Солнышко» МБДОУ «ЦРР – Детский сад № 1» г.Троицка Подготовили воспитатели высшей квалификационной категории Котышева Г.М., Пименова Т.Н. Актуальность: Долгосрочный проект направлен на устранение проблемы и недостатка витаминов в детском организме в зимне - весенний период. Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Только с помощью взрослого ребенок может понять, что для здоровья полезны витамины. Ребенок узнает от взрослых, в каких овощах и фруктах находятся витамины. Что также витамины можно вырастить на окне в зимне– весенний период. Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне- весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого «огород на окне», а так же уже рассаду растений высадить весной в огород. Изменения в природе побуждают бережно относиться к растениям, ухаживать за ними. Цель проекта: Уточнение и закрепление знаний детей о витаминах, их пользе для здоровья человека, о содержании витаминов в овощах и фруктах. Вызвать у детей интерес к исследовательской деятельности, вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию растений. Развивать у детей желание ухаживать за растениями, умение наблюдать за их ростом. Задачи: Дать детям знания о ценностях продуктов питания (овощей и фруктов), о способах хранения. Расширить знания детей о культурных растениях. Продолжать знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений(помидор, перец, лук). Обобщать представления детей о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста растений. Развивать чувство ответственности за состояние растений (полив, взрыхление, прополка сорняков), наблюдательность- умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, правильно отражать наблюдения в рисунке. Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам. Ожидаемый результат: Дети узнали много нового о витаминах, содержащихся в овощах и фруктах; умеют классифицировать овощи и фрукты, выбирать наиболее полезные. Знают содержание в них определенных витаминов и их значение для здоровья организма. Так же в процессе проекта дети знакомятся с культурными растениями. С помощью исследовательской работы дети должны будут выявить многообразие и разнообразие посевного материала; формируются навыки бережного отношения к растительному миру. Создание в группе огорода на подоконнике. Создание дневника для фиксации наблюдений за растениями на подоконнике. Тип проекта: Информационно – практико – ориентировочный. Исследовательский. Вид проекта: Групповой Срок реализации: Декабрь – сентябрь Участники: Дети, воспитатели, родители. Предварительная работа: 1. Подготовка дидактических игр 2. Подготовка сюжетно – ролевых игр 3. Консультация для родителей на тему: « Витамины в овощах и фруктах» 4. Консультация для родителей на тему: « Огород на подоконнике» 5. Изучение методической литературы 6. Подборка произведений художественной литературы об овощах и фруктах 7. Подготовка наглядного материала с изображением овощей и фруктов (иллюстрации, плакаты, открытки). Форма проведения: НОД, беседы, наблюдения, дидактические и подвижные игры, чтение художественной литературы; загадывание загадок, исследовательская деятельность, труд. Реализация проекта: Виды деятельности 1-я неделя декабря - Беседа «Об овощах и фруктах» - Рассматривание иллюстраций по теме - Чтение художественной литературы. Сказка К. Чуковского «Огород» - НОД. Рисование «Витамины в банке» 2-я неделя декабря - Загадки об овощах и фруктах - НОД. Ознакомление «Знакомство с трудом повара» - Пальчиковая игра «Мы капусту рубим» - Чтение стихотворения об овощах и фруктах 3-я неделя декабря - Дидактическая игра «Чудесный мешочек» - НОД. Лепка «Овощи для салата» барельеф. - Сюжетно – ролевая игра «Магазин овощей» - Беседа «Витамины я люблю – быть здоровым я хочу» 4-я неделя декабря - Рассказ «Очень вкусный пирог» Д.Хармс - Дидактическая игра «Попробуй и отгадай» - Составление рассказа «Вкусные истории» - Витаминные частушки 2-я неделя января - Рассматривание семян овощей - Инсценировка «Вот какие овощи» - Разучивание стихотворений об овощах и фруктах - Беседа «Что можно приготовить из овощей и фруктов» 3-я неделя января - Разучивание стихотворения «В огороде репка» - Игра – хоровод «Веселый огород» - Физ. минутка «Горох» - Инсценировка: по сказке «Репка» (показ младшим детям) 4-я неделя января - ИЗО. Аппликация «Как победить простуду» - Игра «Вершки – корешки» - Сюжетно- ролевая игра «Поликлиника» - Лото «Фрукты и овощи» 1-я неделя февраля - Опыт «На свету и в темноте» - Чтение художественной литературы. Стихи А. Максакова «Посадила в огороде» - Раскрашивание раскрасок по теме - Проговаривание чистоговорки «Огурцы» 2-я неделя февраля - Игра- хоровод «Капуста» - Чтение Дж. Родари «Чиполино» - Разучивание песни «Колхозный огород» - Инсценировка «Спор овощей» 3-я неделя февраля - НОД. ИЗО Лепка: «Вылепи овощи из слоеного теста для игры в магазин» - Дидактическая игра «Третий лишний» - Опыт «Всем нужна вода» - Разучивание пословиц по теме 4-я неделя февраля - Чтение произведения О. Емельянова «Что растет на огороде» - Составление дневника наблюдений за ростом растений в огороде - Рассматривание алгоритма посадки лука - Посадка лука 1-я неделя марта - Рассматривание коллекции семян - Дидактическая игра «Овощное лото» - Наблюдение за прорастанием лука, фиксирование в дневник - Консультация для родителей «Вкусно и полезно» 2-я неделя марта - Рассматривание семян помидор и перца - Посадка семян на рассаду - Дидактическая игра «Съедобное – несъедобное» - Чтение Михалкова «Про девочку, которая плохо кушала» 3-я неделя марта - Рассматривание семян петрушки - Труд. Посев семян петрушки - Рисование трафаретами – овощи – фрукты - Чтение К. Чуковский «Чудо – дерево» 4-я неделя марта - Беседа «Что будет, если не пропалывать огород» - Дидактическая игра «Что сначала – что потом?» - Труд. Полив, рыхление - Чтение Сутеева «Яблоко» 1-я неделя апреля - Наблюдение за прорастанием помидор и перца - Труд. Полив, рыхление - Дидактическая игра «Что знаешь, кислое, сладкое, горькое?» - Беседа «Как сделали томатный сок?» 2-я неделя апреля - Наблюдение за тем, что происходило с семенами петрушки (фиксация в дневник наблюдений) - Дидактическая игра «Угадай овощ (фрукт) по вопросам» - Наблюдение за ростом лука: полив, рыхление - Чтение Г. Ладонщиков «Сластёна» 3-я неделя апреля - Беседа «Как сохранить своё здоровье» - Консультация для родителей «Витамины в овощах и фруктах» - Дидактическая игра «Цвет и форма» - Труд в уголке природы: прополка, рыхление 4-я неделя апреля - Сюжетно – ролевая игра «Мы повара» - Рассматривание дневника наблюдений – беседа Что делали сначала, что получилось - Дидактическая игра Домино «Фрукты» - Пальчиковая игра «Овощи» 1-я неделя мая - НОД. Рисование лука - Дидактическая игра «Что где растет» - Труд в уголке природы: полив, рыхление - Подвижная игра «Ловишки – убежим от вирусов» 2-я неделя мая - Дидактическая игра «Почемучка» - Разучивание и произношение чистоговорок по теме - Консультация для родителей «Огород на подоконнике» - Составление рассказа про огород 3-я неделя мая - Игра – хоровод «Огородник – воробей» - Физ. Минутка «Огород» - Беседа «Где найти витамины весной» - Дидактическая игра «Собери целое из частей» 4-я неделя мая - Обобщающая беседа об овощах и фруктах - Дидактическая игра «Ты откуда» - Беседа на тему: «Что полезно и что вредно для здоровья» - Высадка рассады на грядки в огород Июнь – Июль Наблюдение Полив, рыхление, прополка Август – сентябрь Сбор урожая Продукт проекта: - Выставка детских работ - Альбом - Презентация проекта Литература: 1. «Экологическое воспитание в детском саду» .О.А Соломенникова. Издательство «Мозаика – синтез» Москва 2006 2. «Трудовое воспитание в детском саду» Т.С. Комарова, Л.В. Куцакова, Л.Ю. Павлова. Издательство «Мозаика – синтез» Москва 2006 3. «Окружающий мир. Интегрированные занятия» М.П. Костюченко 2010 Издательство «Учитель» 2011. Последнее издание 2013 4. «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников» О.В. Дыбина, Н.П. Рахманинова, В.В. Щетинина. Творческий центр «Сфера» Москва 2013 5. «Экологическое воспитание и эксперименты в детском саду. Мир растений» А.И. Иванова. Москва 2005

Скачать:


Предварительный просмотр:

Долгосрочный проект

В старшей – логопедической группе «Солнышко» МБДОУ «ЦРР – Детский сад № 1» г.Троицка

Подготовили воспитатели высшей квалификационной категории Котышева Г.М., Пименова Т.Н.

Актуальность:

Долгосрочный проект направлен на устранение проблемы и недостатка витаминов в детском организме в зимне - весенний период.

Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно.

Только с помощью взрослого ребенок может понять, что для здоровья полезны витамины. Ребенок узнает от взрослых, в каких овощах и фруктах находятся витамины. Что также витамины можно вырастить на окне в зимне– весенний период.

Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне- весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого «огород на окне», а так же уже рассаду растений высадить весной в огород. Изменения в природе побуждают бережно относиться к растениям, ухаживать за ними.

Цель проекта:

Уточнение и закрепление знаний детей о витаминах, их пользе для здоровья человека, о содержании витаминов в овощах и фруктах.

Вызвать у детей интерес к исследовательской деятельности, вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию растений.

Развивать у детей желание ухаживать за растениями, умение наблюдать за их ростом.

Задачи:

Дать детям знания о ценностях продуктов питания (овощей и фруктов), о способах хранения.

Расширить знания детей о культурных растениях. Продолжать знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений(помидор, перец, лук).

Обобщать представления детей о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста растений.

Развивать чувство ответственности за состояние растений (полив, взрыхление, прополка сорняков), наблюдательность- умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, правильно отражать наблюдения в рисунке.

Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.

Ожидаемый результат:

Дети узнали много нового о витаминах, содержащихся в овощах и фруктах; умеют классифицировать овощи и фрукты, выбирать наиболее полезные. Знают содержание в них определенных витаминов и их значение для здоровья организма.

Так же в процессе проекта дети знакомятся с культурными растениями. С помощью исследовательской работы дети должны будут выявить многообразие и разнообразие посевного материала; формируются навыки бережного отношения к растительному миру. Создание в группе огорода на подоконнике.

Создание дневника для фиксации наблюдений за растениями на подоконнике.

Тип проекта: Информационно – практико – ориентировочный. Исследовательский.

Вид проекта: Групповой

Срок реализации: Декабрь – сентябрь

Участники: Дети, воспитатели, родители.

Предварительная работа:

  1. Подготовка дидактических игр
  2. Подготовка сюжетно – ролевых игр
  3. Консультация для родителей на тему: « Витамины в овощах и фруктах»
  4. Консультация для родителей на тему: « Огород на подоконнике»
  5. Изучение методической литературы
  6. Подборка произведений художественной литературы об овощах и фруктах
  7. Подготовка наглядного материала с изображением овощей и фруктов (иллюстрации, плакаты, открытки).

Форма проведения: НОД, беседы, наблюдения, дидактические и подвижные игры, чтение художественной литературы; загадывание загадок, исследовательская деятельность, труд.

Реализация проекта:

Виды деятельности

1-я неделя декабря

Беседа «Об овощах и фруктах»

Рассматривание иллюстраций по теме

Чтение художественной литературы. Сказка К. Чуковского «Огород»

НОД. Рисование «Витамины в банке»

2-я неделя декабря

Загадки об овощах и фруктах

НОД. Ознакомление «Знакомство с трудом повара»

Пальчиковая игра «Мы капусту рубим»

Чтение стихотворения об овощах и фруктах

3-я неделя декабря

Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

НОД. Лепка «Овощи для салата» барельеф.

Сюжетно – ролевая игра «Магазин овощей»

Беседа «Витамины я люблю – быть здоровым я хочу»

4-я неделя декабря

Рассказ «Очень вкусный пирог» Д.Хармс

Дидактическая игра «Попробуй и отгадай»

Составление рассказа «Вкусные истории»

Витаминные частушки

2-я неделя января

Рассматривание семян овощей

Инсценировка «Вот какие овощи»

Разучивание стихотворений об овощах и фруктах

Беседа «Что можно приготовить из овощей и фруктов»

3-я неделя января

Разучивание стихотворения «В огороде репка»

Игра – хоровод «Веселый огород»

Физ. минутка «Горох»

Инсценировка: по сказке «Репка» (показ младшим детям)

4-я неделя января

ИЗО. Аппликация «Как победить простуду»

Игра «Вершки – корешки»

Сюжетно- ролевая игра «Поликлиника»

Лото «Фрукты и овощи»

1-я неделя февраля

Опыт «На свету и в темноте»

Чтение художественной литературы. Стихи А. Максакова «Посадила в огороде»

Раскрашивание раскрасок по теме

Проговаривание чистоговорки «Огурцы»

2-я неделя февраля

Игра- хоровод «Капуста»

Чтение Дж. Родари «Чиполино»

Разучивание песни «Колхозный огород»

Инсценировка «Спор овощей»

3-я неделя февраля

НОД. ИЗО Лепка: «Вылепи овощи из слоеного теста для игры в магазин»

Дидактическая игра «Третий лишний»

Опыт «Всем нужна вода»

Разучивание пословиц по теме

4-я неделя февраля

Чтение произведения О. Емельянова «Что растет на огороде»

Составление дневника наблюдений за ростом растений в огороде

Рассматривание алгоритма посадки лука

Посадка лука

1-я неделя марта

Рассматривание коллекции семян

Дидактическая игра «Овощное лото»

Наблюдение за прорастанием лука, фиксирование в дневник

Консультация для родителей «Вкусно и полезно»

2-я неделя марта

Рассматривание семян помидор и перца

Посадка семян на рассаду

Дидактическая игра «Съедобное – несъедобное»

Чтение Михалкова «Про девочку, которая плохо кушала»

3-я неделя марта

Рассматривание семян петрушки

Труд. Посев семян петрушки

Рисование трафаретами – овощи – фрукты

Чтение К. Чуковский «Чудо – дерево»

4-я неделя марта

Беседа «Что будет, если не пропалывать огород»

Дидактическая игра «Что сначала – что потом?»

Труд. Полив, рыхление

Чтение Сутеева «Яблоко»

1-я неделя апреля

Наблюдение за прорастанием помидор и перца

Труд. Полив, рыхление

Дидактическая игра «Что знаешь, кислое, сладкое, горькое?»

Беседа «Как сделали томатный сок?»

2-я неделя апреля

Наблюдение за тем, что происходило с семенами петрушки (фиксация в дневник наблюдений)

Дидактическая игра «Угадай овощ (фрукт) по вопросам»

Наблюдение за ростом лука: полив, рыхление

Чтение Г. Ладонщиков «Сластёна»

3-я неделя апреля

Консультация для родителей «Витамины в овощах и фруктах»

Дидактическая игра «Цвет и форма»

Труд в уголке природы: прополка, рыхление

4-я неделя апреля

Сюжетно – ролевая игра «Мы повара»

Рассматривание дневника наблюдений – беседа

Что делали сначала, что получилось

Дидактическая игра Домино «Фрукты»

Пальчиковая игра «Овощи»

1-я неделя мая

НОД. Рисование лука

Дидактическая игра «Что где растет»

Труд в уголке природы: полив, рыхление

Подвижная игра «Ловишки – убежим от вирусов»

2-я неделя мая

Дидактическая игра «Почемучка»

Разучивание и произношение чистоговорок по теме

Консультация для родителей «Огород на подоконнике»

Составление рассказа про огород

3-я неделя мая

Игра – хоровод «Огородник – воробей»

Физ. Минутка «Огород»

Беседа «Где найти витамины весной»

Дидактическая игра «Собери целое из частей»

4-я неделя мая

Обобщающая беседа об овощах и фруктах

Дидактическая игра «Ты откуда»

Беседа на тему: «Что полезно и что вредно для здоровья»

Высадка рассады на грядки в огород

Июнь – Июль

Наблюдение

Полив, рыхление, прополка

Август – сентябрь

Сбор урожая

Продукт проекта:

Выставка детских работ

Альбом

Презентация проекта

Литература:

  1. «Экологическое воспитание в детском саду» .О.А Соломенникова. Издательство «Мозаика – синтез» Москва 2006
  2. «Трудовое воспитание в детском саду» Т.С. Комарова, Л.В. Куцакова, Л.Ю. Павлова. Издательство «Мозаика – синтез» Москва 2006
  3. «Окружающий мир. Интегрированные занятия» М.П. Костюченко 2010 Издательство «Учитель» 2011. Последнее издание 2013
  4. «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников» О.В. Дыбина, Н.П. Рахманинова, В.В. Щетинина. Творческий центр «Сфера» Москва 2013
  5. «Экологическое воспитание и эксперименты в детском саду. Мир растений» А.И. Иванова. Москва 2005