Культура общения с людьми. Культура общения

Общение - неотъемлемый элемент культуры, отвечающий фундаментальным потребностям человека. Генезис и эволюция феномена общения обусловлены как био-психологическими, так и социальнокультурными условиями: необходимостью постоянного обмена информацией, а также энергией эмоционального взаимовлияния субъектов.

Под общением возможно понимать взаимодействие людей, в рамках какой-то общности, к которой они принадлежат, при условии хотя бы частичной согласованности их действий (Э. В. Соколов). Общение не может быть односторонним. Так, невозможно подлинное (а не воображаемое) общение с дикими животными, неодушевленными предметами,

Сущность общения двойственна. С одной стороны, оно имеет целью объединение себе подобных, усиление какой-либо социальнокультурной общности за счет индивидов. С другой - оно направлено на обособление в рамках данного сообщества, индивидуальное развитие и обогащение (материальное, духовное, физическое) за счет энергии общности.

Общение и коммуникация тесно взаимосвязаны. Но не тождественны.

Отечественный культуролог М. С. Каган, исходя из диалогического понимания культуры, считал , что общение отличается от коммуникации по таким признакам:

  • - общение является связью равных - партнеров, стремящихся к совместной выработке информации, тогда как коммуникация есть процесс, предполагающий функциональное неравенство сторон: одна из них отправитель сообщения - коммуникатор, адресант, другая - получатель послания, адресат;
  • - общение имеет своей целью общность , а коммуникация - передачу информации (или обмен информацией, когда есть и обратная связь). Коммуникация по природе своей монологична, а общение - диалогично, поэтому законом коммуникации является убывание информации в канале связи, а законом общения - возрастание информации, обогащающий духовный мир обоих партнеров («обоих» в простейшей модели «Я» и «Ты», а в принципе же бесконечного множества партнеров);
  • - общение возможно лишь при свободном вхождении в него участников, а коммуникация отличается тем, что общество обязывает принять и усвоить ту информацию, которая передается, например, в школе, в средствах массовой информации, программируя необходимый с его точки зрения объем знаний и проектов, которые должен усвоить каждый член общества;
  • - акт коммуникации безличен - послание отправляется всем и все адресаты должны одинаково принять, понять и усвоить его содержание. Общение же интенсионально: диалог предполагает ощущение индивидуальности партнера и ориентацию высказывания на его характер, на его тезаурс, на его мировоззрение, на его отношение.

Таким образом, общение становится способом приобщения к ценностям другого , оказываясь основным способом формирования и развития мировоззрения личности, ее системы ценностей.

Диалог ^льтур, о котором шла речь выше, представляет собой коммуникацию, которая в то же время проявляет себя как общение.

Принципы общения распространяются на связь человека с природой, со всем окружающим миром: это оказывается возможным благодаря действию воображения, наделяющего объекты человеческими свойствами , позволяющего человеку вступать в воображаемое общение, мысленный диалог с окружающим миром. Такое общение с природой и вещами имеет огромное культурное значение, начиная с древнейшей мифо-обрядовой форм культуры и кончая современным нравственно-эстетическим отношение к природе.

Особым видом общения является восприятие произведений искусства.

Важнейшая ценность общения обусловлена тем, что биологически, социально и психологически отдельный человек не вполне завершен, он не воплощает в себе всех родовых и общественных качеств. Личность может жить лишь в обществе, в культурной среде, представителями которой выступают другие люди. Именно общение, а не изолированное существование является истиной стихией человеческой жизни. Общение является существенной стороной культурного развития, важнейшей человеческой потребностью.

Общение имеет культурный смысл и осуществляется в различных культурных формах.

Рассмотрение форм общения на уровне универсальной человеческой потребности и способности предполагает наряду с изучением общих, инвариантных его закономерностей учет особенностей, свойствен н ых тем ил и и н ы м кул ьтурам.

Формы общения, принятые у того или иного народа, являются неотъемлемой частью его культуры. В формах повседневного поведения культурное своеобразие проявляется особенно ярко, оно выражается, например, в таких аспектах общения, как мимика, жесты, этикет.

Тип общности, ее система и нормы обусловливают качество, границы и основной смысл общения. Его специфичность связана с эт- нонациональными, религиозными и общекультурными традициями, особенностями социальной истории И другими факторами.

В общения ярко воплощается (маркируется) принадлежность к той или иной социокультурной или социально-демографической группе. Культурные различия социальных групп, стиль жизни (этосы) той или иной общественной группы - аристократический, буржуазный, богемный и прочие - реализуются в том числе и особенностях общения. Половая (гендерная) и возрастная принадлежность накладывают отпечаток на поведение личности в процессе общения, на манеру общения. Во всех культурах существуют различия в женской и мужской манере поведения, в особенностях общения разных возрастных групп. Субкультуры обладают специфическими чертами общения в рамках какой-либо общекультурной традиции: салонное общение во французской культуре XVIII в., специфические черты общения в современной молодежной тусовки и пр.

Изучая процесс общения в различных культурах, можно выделить три характерных типа общения: традиционный, функционально-ролевой и личностный.

Традиционный тип общения характерен для традиционных культур, небольших общин. Его главный смысл состоит в поддержании определенной структуры взаимоотношений, в психологической сплоченности. Функционально-ролевой тип общения развивается в условиях городской культуры, в сфере экономических, политических, деловых отношений. Он является безличным и специализированным. Он предполагает наличие множества градаций в личностных отношениях (например, правила делового общения). Чем интенсивнее, сложнее функционально-ролевая деятельность, тем меньше остается места спонтанности в общении. Личностный тип общения развивается прежде всего внутри семьи, в небольших дружеских общностях, между любящими людьми. Это общение ма- лоформализованно, спонтанно, оно требует эмоциональной вовлеченности.

Существуют также различные специальные виды общения: производственное, деловое, семейное, игровое, просветительное и многие другие.

Средства осуществления общения (приемы, способы) являются важнейшими «маркерами» и достижениями культуры. Хотя некоторые из них опираются на биологические предпосылки, они являются продуктами культурно-творческой и преобразовательной деятельности человека. Главным инструментом общения является язык. Язык - система символов и знаков, обладающей внутренней структурой (комплексом устойчивых отношений), правилами образования, осмысления и употребления его элементов, служащая для коммуникативных и трансляционных процессов, формируется и существует только во взаимодействии людей, в общении. Язык - ключевой элемент социализации, аккультурации.

Важным моментом функционирования языка, условием общения, является понимание. При общении неизбежно присутствует опасность неадекватности понимания обусловленная различием индивидуального опыта, сложностями кросскультурного взаимодействия, моментом интерпретации, что приводит к искажению смысла, непониманию.

Важнейшими знаками для человека являются слова. Общение, осуществляемое при помощи слов, называют вербальным, в отличие от невербального, в котором средствами передачи информации являются несловесные знаки (поза, жест, мимика, интонация и т. п.). Именно в словесном языке человеческая сущность общения реализуется наиболее полно. Богатый, хорошо развитый язык включает в себя большое число различных вариантов речи. Язык бытового и делового общения людей - это живая устная, звучащая речь. В живой диалогической речи активную роль играет внутренняя форма слова , с его ассоциативной изобразительностью, эмоциональной экспрессивностью. Не все знаки общения являются искусственно созданными продуктами культуры. Некоторые из них являются вроде бы естественными проявлениями организма (например, покраснение лица, слезы). В культуре, однако, развились ценностные смыслы, культурные значения этих знаков. Культура наложила отпечаток на проявление непроизвольных эмоций: так, существует ограничение на зевание, гримасы и другие мимические действия: В каждой культуре существует система условных знаков для обозначения различных эмоций: рукоплескание (аплодисменты) служит для выражения восторга у европейцев, свист - того же чувства у американцев и т. п., хлопание руками - в Китае признак горя и разочарования.

Невербальные компоненты дополняют смысловое содержание высказывания. Они также позволяют судить о самом человеке, о его состоянии в данный момент, его глубинных психофизиологических качествах. Поза, жест, мимики содержат послания, которые необходимо учитывать в процессе общения. Энергичное рукопожатие политика, кокетливое поглаживание запястья и потряхивание волосами у женщин, грозное выпячивание груди и сжатые кулаки в момент угрозы у мужчины - все это различные элементы невербального языка общения.

Пластика тела отражает не только сведения о характере человека, но и культурные нормы, освоенные в процессе социализации. В русской дворянской культуре много внимания уделялось воспитанию культуры тела и движения, выработке осанки. Выворотные позиции ног, принятые в классической хореографии, в XVII в. были знаком принадлежности к французской аристократии Весь облик человека в целом - физические данные, костюм, прическа - является важнейшим компонентом языка общения.

В современных концепциях теории и практики общения активно используется такое понятие, как имидж. Имидж (image) (от лат. imago) - изображение, подобие. В современной культуре слово image имеет множество значений и оттенков. Это не только традиционно отмечаемые образ, изображение, но и такие значения, как олицетворение, представление (о чем-либо), репутация, престиж и т. д. Важно отметить, что такое словосочетание, используемое в англоязычной литературе, как imagebulding, в смысле «создание репутации», «лица», больше соответствуют современному пониманию имиджа. Другой взгляд на сущность имиджа состоит в акцентировании его символического характера. Картины мира организуются с помощью символов и человеческие существа живут одновременно в двух средах - естественном окружении и окружении символическом. Роль символизации в ходе формирования имиджа Несомненна. В невербальном общении существенную роль играют также различные артефакты, предметы, выполняющие знаковую и символическую функцию.

Существуют специально созданные языки невербального общения, так, например, существовал язык веера и язык цветов в культуре галантного века.

В процессе социализации человек овладевает языком, моделями поведения, нормами и правилами общения, узнает культурные идеалы. Это овладение полезными сведениями формирует культуру личности, в том числе и культуру общения. Естественный процесс социализации дополняется воспитанием. Огромную роль в воспитании культуры общения в традиционных культурах играли религия, обряды, закреплявшие социально одобряемое поведение, культурная трансляция образцов поведения. В ситуации современной глобализирующейся культуры и активной межкультурной коммуникации особое значение приобретает развитие культуры общения.

Культура общения - это настроенность его участников на взаимопонимание, взаимочувствование, сопереживание и владение культурными формами физического и духовного взаимодействия с другими людьми.

Понятие культуры общения можно рассматривать в широком смысле как принадлежность к тем или иным типам культур и культурно-историческим формам и в более узком - как овладение определенными коммуникативными навыками, направленными на достижение эффективности общения. В гуманистическом смысле культура общения выражается в его нравственной результативности, в благоприятном воздействии на духовный мир личности, в позитивном влиянии на ее личностное развитие.

Культура общения личности выражает аксиологический (ценностный) аспект личностного развития. Он включает наличие развитых коммуникативных навыков - знаний, умений, а также высокие нравственные установки общения.

В современной культурной ситуации воспитанию подлинной культуры общения противостоит мощная индустрия различных тренингов, направленных на развитие коммуникативных способностей, имеющих практические, прикладные цели, зачастую сводящиеся к манипуляции людьми. Безусловно, овладение коммуникативными технологиями с целью манипулирования другими, рассматриваемыми не как субъект общения, а как объект воздействия, не дает оснований говорить о наличии у данного человека развитой культуры общения.

Важнейшим компонентом культуры общения является этикет.

  • См.: Каган М. С. Мир общения. М., 1993.

Общение - неотъемлемая часть человеческой жизни, сопровождающая человека от самого рождения и до его кончины.

Понятие общения

Социальная психология дает общению множество определений, однако, наиболее используемым в фундаментальной науке является следующее:

Общение является процессом установления и поддержания прямого, опосредованного или непосредственного разными средствами контакта между людьми. Говоря о непосредственном общении, мы можем вспомнить свой последний разговор с другом на перемене или с родителями дома.

Упоминая опосредованное - последний телефонный разговор или голубиную почту средних веков, когда общение осуществлялось не только через письменную форму, но и посредством птицы-почтальона.

Составляющие общения

Как и у любого процесса, у общения имеются необходимые составляющие:

1. Контакт (вербальный или невербальный) - т.к. даже зная, что с неким человеком на другом конце страны вы будете говорить на одном языке и на одну тему, но не имея с ним какого-либо контакта, пообщаться вам не удастся.

2. Общий язык (в том числе и жесты) - т.к. если вы, желая пообщаться с иностранцем на злободневные, интересующие вас темы, не сможете найти общий язык, общение не наладится.

3. Общность тезаурусов («сокровище» др. греч.) - т.е. общий запас знаний о мире. Говоря об общности тезаурусов, можно вспомнить попытки общения колонизаторов с народами Африки. Культура, образ жизни и представления о мире у участников общения были совершенно разными и контакт налажен не был.

Формы общения

Кроме трех необходимых составляющих мы можем говорить и о формах общения. Формы общения определяются по характеру и содержанию информации, которой собеседники обмениваются между собой. Таким образом, можно выделить следующие формы общения:

Служебное (деловое). Пример: официальные переговоры о предстоящей сделке
. повседневное (бытовое). Пример: разговор матери и ребенка о том, как прошел его день в школе.
. Убеждающее. Пример: предвыборная речь кандидата в депутаты.
. Ритуальное. Пример: общение между служителями храма во время проведения церемонии.
. межкультурное (межэтническое). Пример: коммуникация представителя восточной цивилизации с представителем западной.

Культура общения

Культурой же общения мы называем социальное явление, которое отличается и характеризуется нормативностью этого самого общения. Социальные нормы - это правила поведения, определяемые социальными группами и ожидаемые в реальном поведении участников этих групп.

При помощи этих правил социум избавляется от тяжелой надобности регулировать схожие случаи поведения в индивидуальном порядке. Подобные эталоны поведения нужны не только самому социуму, но и отдельной личности, более того, их возникновение стало реальным только с приходом осознания человеком своего отношения к остальным людям, к их личности и индивидуальности. Как следствие, социальная жизнь практически не может существовать без норм общения.

Лексика и особенности языка, элементы искусства, ритуалы, правила вежливости и этикет, игры и прочее - все эти социальные явления типизируют общение и формируют различные человеческие, как духовные, так и физические, качества, превращая их в привычки, которые можно назвать массовыми.

Формирование культуры общения

Но как формируется культура общения? Кто помогает нам освоить ее азы? Ответ на этот вопрос двойственен. С одной стороны, главным институтом усвоения социальных норм является семья, то есть взрослые партнеры человека по общению. Именно взрослые дают ребенку основные представления о социальных нормах, табу, социальных ролях, которыми ребенок затем пользуется, входя во взрослую жизнь.

Общение со взрослыми более официально и уважительно, более табуировано, более подвержено нормам вежливости и этикета. В то же время, сверстники, которые принимают в жизни ребенка ощутимое участие, тоже привносят свой вклад в его культуру общения. С друзьями он более открыт, более активно проходит социализацию, сверстники помогают ребенку формировать свою Я-концепцию: представление о самом себе и оценку самого себя, сравнение себя с другими, определение своих слабых и сильных сторон.

Конфликтные ситуации

Однако, даже с учетом культуры общения и многочисленных норм, коммуникация, как правило, не обходится без конфликтов и конфликтных ситуаций.

Конфликтные ситуации - это представления некоего человека Н об имеющемся (реальном или воображаемом) противоречии, о самом себе - Н- о своих мнениях, возможностях и т.п., об оппоненте - его мнениях и возможностях, а также о том, что думает и предполагает оппонент о представлениях человека Н.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Симпатия и антипатия: сотрудничество и соперничество, взаимопонимание
Следующая тема:   Малая группа: многообразие малых групп и групповой эгоизм

Культура общения - это знания, умения, навыки в области организации взаимодействия людей и собственно взаимодействия в деловой сфере, позволяющие устанавливать психологический контакт с деловыми партнерами, добиваться точного восприятия и понимания в процессе общения, прогнозировать поведение деловых партнеров, направлять поведение деловых партнеров к желательному результату.

В основе культуры общения лежат общепринятые нравственные требования к общению, неразрывно связанные с признанием неповторимости, ценности каждой личности: вежливость, корректность, тактичность, скромность, точность, предупредительность .

Вежливость - это выражение уважительного отношения к другим людям, их достоинству, проявляющееся в приветствиях и пожеланиях, в интонации голоса, мимике и жестах. Антипод вежливости - грубость. Грубые взаимоотношения являются не только показателем низкой культуры, но и экономической категорией. Подсчитано, что в результате грубого обхождения работники теряют в производительности труда в среднем около 17% .

Корректность - умение держать себя в рамках приличия в любых ситуациях, прежде всего, конфликтных. Особенно важно корректное поведение в спорах, в ходе которых осуществляется поиск истины, появляются новые конструктивные идеи, проверяются мнения и убеждения. Однако если спор сопровождается выпадами против оппонентов, он превращается в обычную свару.

Тактичность также является одной из важных составляющих коммуникативной культуры. Чувство такта - это прежде всего чувство меры, чувство границ в общении, превышение которых может обидеть человека, поставить его в неловкое положение. Бестактными могут быть замечания по поводу внешнего вида или поступка, сочувствие, выраженное в присутствии других по поводу интимной стороны жизни человека и т. д.

Скромность в общении означает сдержанность в оценках, уважение вкусов, привязанностей других людей. Антиподами скромности являются высокомерие, развязность, позерство.

Точность также имеет большое значение для успеха деловых отношений. Без точного выполнения данных обещаний и взятых обязательств в любой форме жизнедеятельности дела вести трудно. Неточность нередко граничит с аморальным поведением - обманом, ложью.

Предупредительность - это стремление первым оказать любезность, избавить другого человека от неудобств и неприятностей. Полетухин Ю.А. Профессиональная этика сотрудников ОВД. - Челябинск, 2001.с 184.

Высокий уровень коммуникативной культуры определяется наличием у субъекта общения следующих личностных качеств:

  • v эмпатия - умение видеть мир глазами других, понимать его так же, как они;
  • v доброжелательность - уважение, симпатия, умение понимать людей, не одобряя их поступки, готовность поддерживать других;
  • v аутентичность - способность быть самим собой в контактах с другими людьми;
  • v конкретность - умение говорить о своих конкретных переживаниях, мнениях, действиях, готовность отвечать однозначно на вопросы;
  • v инициативность - способность «идти вперед», устанавливать контакты, готовность браться за какие-то дела в ситуации, требующей активного вмешательства, а не просто ждать, когда другие начнут что-то делать;
  • v непосредственность - умение говорить и действовать напрямую;
  • v открытость - готовность открывать другим свой внутренний мир.

Культура общения человека складывается из двух частей: внутренней и внешней. нравственный общение этика коммуникативный

Внутренняя культура - это знания, чувства и умения, лежащие в основе жизни человека (образованность, развитый интеллект, добродетельность-нравственность, профессиональная подготовка).

Внешняя культура - это культура поведения, культура непосредственного контакта, общения с людьми, с окружающей средой. Внешняя культура рождается на стыке внутренней культуры человека с окружающей средой.

Внешняя культура в отдельных случаях может быть не связана с внутренней культурой или даже противоречить ей. Культурный и дельный человек может быть элементарно невоспитан. И, напротив, внешне воспитанный человек может быть пустой, безнравственный, без глубокой внутренней культуры.

Внешняя культура относительно независима от внутренней. Вольтер говорил: «Этикет - это разум для тех, кто его не имеет». И он во многом прав. Ты можешь хорошо знать правила этикета и соблюдать их, но при этом не обладать соответствующей внутренней культурой, в том числе развитым интеллектом.

Внешнюю культуру называют по-разному: культурой поведения, этикетом, хорошими манерами, правилами хорошего тона, благовоспитанностью, культурностью... Это говорит о том, что в зависимости от конкретной задачи люди акцентируют внимание на какой-то одной стороне внешней культуры: чаще всего либо на знании правил поведения и их соблюдении либо на степени вкуса, такта, мастерства в овладении внешней культурой.

Внешняя культура состоит из двух «частей»: того, что идет от общественного мнения (разных общепринятых правил, этикета) и того, что идет от совести человека (деликатность, такт, вкус, манеры).

Существуют правила поведения разного уровня:

  • 1) уровень общечеловеческих правил, принятых в современном обществе;
  • 2) уровень национальных правил или правил, принятых в данной стране;
  • 3) уровень правил, принятых в данной местности (в селе, городе, Москве);
  • 4) уровень правил, принятых в том или ином общественном слое (в среде рабочих, в среде интеллигенции, в высшем обществе и т. п.).
  • 5) уровень правил, принятых в том или ином профессиональном сообществе или общественной организации (медицинских работников, юристов, милиционеров, военных, государственных служащих, членов той или иной партии...)
  • 6) уровень правил, принятых в том или ином учреждении (образовательном, медицинском, государственном, коммерческом...)

Если говорить о том, что идет от совести человека, то здесь тоже можно наблюдать большое разнообразие типов поведения: и деликатность и хамство, и хорошие и дурные манеры, и хороший и плохой вкус.

Человек может не знать тех или иных правил поведения, принятых в данном сообществе. Но если он обладает развитым интеллектом и развитой совестью, то может в какой-то мере компенсировать это незнание чутьем, интуицией, основанными на прирожденных или приобретенных деликатности, такте, вкусе.

Между правилами и внутренними регуляторами поведения имеют место очень сложные отношения. Они противоположны как внутреннее и внешнее, типичное и индивидуальное и в то же время «работают» в одном направлении.

При общении человек невольно следит за поведением собеседника. Важно куда и как он смотрит. Широко открытые глаза выражают заинтересованность, любопытство, внимание. Хитро прищуренные глаза - признак сомнения, недоверия. Если собеседник испытывает неловкость, смущение, он старается отвести взгляд в сторону.

Но не только выражение глаз помогает понять реакцию и состояние как слушающего, так и говорящего. Например, собеседник, выслушав, безнадежно махнул рукой. Он мог бы свое отношение выразить вербально, т. е. словами: «Ничего не получится!», «Положение безнадежное!», но он сделал соответствующий жест и этим все было сказано.

Жесты, выражение глаз, мимика, поза, движения тела - невербальные средства общения. Мимика позволяет нам лучше понять оппонента, разобраться, какие чувства он испытывает.

Для каждого участвующего в беседе, с одной стороны, важно уметь «расшифровывать», «понимать» мимику собеседника. С другой стороны, необходимо знать, в какой степени он сам владеет мимикой, насколько она выразительна.

Поэтому рекомендуется изучить и свое лицо, знать, что происходит с бровями, губами, лбом. Если вы привыкли хмурить брови, морщить лоб, кривить в усмешке губы, то постарайтесь отучиться от этого. Чтобы ваша мимика была выразительной, систематически произносите перед зеркалом несколько разнообразных по эмоциональности (печальных, веселых, смешных, трагических, презрительных, доброжелательных) фраз. Следите, как изменяется мимика и передает ли она соответствующую эмоцию.

Помимо мимики при разговоре люди невольно жестикулируют. Мы даже не представляем, как много разнообразных жестов производит человек при общении, как часто он ими сопровождает свою речь. И вот что удивительно: языку учат с детства, а жесты усваиваются естественным путем, и хотя никто предварительно не объясняет, не расшифровывает их значение, говорящие правильно понимают и используют их. Вероятно, объясняется это тем, что жест используется чаще всего не сам по себе, а сопровождает слово, служит для него своеобразным подспорьем, а иногда уточняет его.

К числу основных показателей культуры общения можно отнести:

  • v словарный состав (исключаются оскорбляющие слух (нецензурные), жаргонные слова, диалектизмы);
  • v словарный запас (чем он богаче, тем ярче, выразительнее, разнообразнее речь, тем меньше она утомляет слушателей, тем больше впечатляет, запоминается и увлекает)
  • v произношение (нормой современного произношения в русском языке является старомосковский диалект);
  • v грамматика (деловая речь требует соблюдения общих правил грамматики, а также учета некоторых специфических отличий; в частности, центральное место в деловой речи должно быть занято существительными, а не глаголами).

Различают несколько видов этикета:

I. Придворный этикет - строго установленный порядок и формы обхождения при дворах монархов. В настоящее время применяется при дворах и в светском обществе стран с монархической формой правления.

  • 2. Воинский этикет - свод общепринятых в данной армии правил, норм и манер поведения военнослужащих во всех сферах их жизни и деятельности в частях, на кораблях и в общественных местах.
  • 3. Дипломатический этикет - правила поведения дипломатов и других официальных лиц в отношениях друг с другом и на различных официальных дипломатических мероприятиях (приемы, визиты, презентации, переговоры, встречи делегаций и т.д.).
  • 4. Общегражданский этикет - совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых в общении между собой частными лицами данного общества.

Большинство правил общегражданского и дипломатического этикета идентичны или совпадают в той или иной мере. Однако в кругу дипломатических и официальных лиц строгому соблюдению правил этикета придается большое значение.

Представители деловых кругов должны не только хорошо знать правила этикета, но и неукоснительно соблюдать их в практической деятельности.

С сожалением приходится констатировать, что в современной России в повседневном обиходе этикет не пользуется особым почетом. Это относится не только к поведению в общественных местах, транспорте, быту, но и на службе. Наглядным подтверждением тому служит поведение народных избранников в высших органах государственной власти. Создается впечатление, что грубость и разнузданность, называемые ошибочно раскованностью, становятся признаками современного «хорошего тона».

Подобное пренебрежение этикетом наносит большой ущерб делу, например неуклюжая манера диалога с деловым партнером, неумение провести деловой разговор по телефону, нежелание отвечать на деловые письма. Между тем качественное изменение жизни общества заставляет учиться цивилизованным манерам общения. Разрушение «железного занавеса» и выход огромного числа граждан бывшего СССР в сферу международного общения требуют, чтобы это общение было эффективным, а значит, его надо подчинить определенным правилам, которые не изобретены кем-то, а выработаны, как уже говорилось, опытом многих поколений.

Люди, знающие о дипломатическом этикете понаслышке, имеют обычно однобокие, упрощенные и даже искаженные представления о нем. Чаще всего наиболее трудной сдачей считают «сверхсложное» умение пользоваться за столом различными вилками и ножами.

Но даже если взять этот не самый характерный пример, то он демонстрирует лишь полезность протокола: во-первых, совершенно очевидно, что суп удобнее есть большой ложкой, а скажем, мороженое -- маленькой. Что же касается ножа для рыбы, то резать им мясо не удобно. Во-вторых, если уж все делается по протоколу, то никаких трудностей в выборе ножа или ложки нет, ибо лежат они в определенном порядке, соответствующем порядку подачи блюд, так что и с закрытыми глазами трудно ошибиться.

Многие аспекты дипломатического протокола имеют значение не только для профессиональной дипломатической деятельности, но и для тех случаев, когда его применение может быть полезным для общения как в различных сферах деятельности, так и в неофициальных контактах.

Человек - продукт социализации и прежде всего человек становится человеком благодаря общению. Человечество знает немало примеров, когда ребенок, попадая в раннем возрасте в среду животных, выживала, но не становилась человеком в полном смысле этого слова. Причина - отсутствие возможности подражать и, особенно, общаться с людьми. Итак, общение имеет огромное значение как для становления человека, так и для ее дальнейшей жизни в обществе.

Главная особенность общения - взаимодействие. Процесс общения охватывает социальное взаимодействие членов общества - их совместной деятельности, интеракции и собственно коммуникацию. Упорядоченность достигается с помощью правил и норм, регулирующих характер общения в зависимости от его целей и средств. Общаясь, люди должны считаться с социальными нормами, обычаями, традициями, существующими в данном обществе, коллективе.

От того, как люди разговаривают между собой, зависит настроение, состояние нервной системы, благополучия и спокойствие в семьях, коллективах. Наконец, от манеры общения во многом зависит успех в работе.

Обладая нормами культуры общения, человек сможет избежать многих проблем, конфликтов, скорее достигнет жизненных целей.

Культура общения... О ней говорят во все эпохи. И каждая эпоха развития человечества производит свои нормы, традиции, национальное своеобразие культуры коммуникации между людьми.

Культура общения является составной частью культуры человека. Для нее характерна нормативность, которая определяет, как должны общаться люди в определенном обществе, в конкретной ситуации.

Культура человеческого общения - это часть общей нравственной культуры личности. Отсутствие культуры общения - свидетельство бездуховности человека. Еще мудрый Эзоп доказал, что наше слово - это лучшее, что есть в распоряжении человека, и хуже, чем она обладает.

Сейчас проблема культуры общения приобретает большое значение. Происходит становление Украины как самостоятельного государства, интенсивно развиваются международные и межличностные связи с различными странами мира. Учитывая, это определяющей становится для нашего общества проблема умение общаться как на официальном, деловом, так и на бытовом уровне.

Сейчас важно заложить основы культуры общения в нашем обществе в соответствии со временем, в котором мы живем, к нашей истории, к духовно-творческого потенциала украинского народа.

На наш взгляд, этой проблеме уделяется неоправданно мало внимания как в образовательно-воспитательных заведениях, так и в государстве в целом. Средства массовой информации, имея огромные возможности формировать вкус к настоящей высокой культуры взаимоотношений между людьми, пренебрегают этой возможностью.

Киноэкраны и экраны телевизоров заполонили третьесортные боевики, и на зрителя льются грубые слова, отвратительные выражения. Это не может не беспокоить общество. Ведь если человек - продукт социализации, то огромный смысл для становления личности в том, какой именно опыт (традиции, обычаи, нормы) передает общество своим поколением.

Традиции, обычаи украинского народа высоки и духовно богаты. Однако если не давать надлежащей оценки разгула антикультуры, то она начинает восприниматься как норма. Именно так воспринимается низкая культура общения между людьми в общественных местах, в семьях. Грубость, отсутствие уважения и внимания к человеку нарушает принцип человечности как наиболее желаемой нормы взаимоотношений между людьми, вызывает общий негативизм и разрушает духовную сферу человеческих взаимоотношений.

Если мы хотим построить цивилизованное государство, то должны стремиться к цивилизации, а первым проявлением этого является культура общения.

Семья, учебно-воспитательные и культурно-просветительные учреждения должны, формируя личность, развивать в ней такие морально-психологические качества:

Человечность;

Внимательность;

Отзывчивость;

Умение видеть моральную сторону своих и чужих действий и поступков;

Выдержка;

Владение собой;

Способность сдерживать негативные эмоции;

Умение слушать другого человека;

Способность предвидеть возможные последствия своих слов, действий, поступков.

Вся система отношений человека к другим людям реализуется в общении. Понятие общения является одним из центральных в системе психологического знания. Социальная функция общения заключается в том, что оно выступает средством передачи общественного опыта. Общаясь, люди могут обмениваться мнениями, опытом, интересами, чувствами и т. В общении человек формируется и самоопределяется, проявляет свои индивидуальные особенности. Результат общения - налаживание определенных отношений с другими людьми. Благодаря общению осуществляется интеграция людей, вырабатываются нормы поведения, взаимодействия.

Связь людей в процессе общения является условием существования группы как целостной системы. Общение координирует совместные действия людей и удовлетворяет потребность в психологическом контакте.

Культура общения в узком смысле - это сумма приобретенных человеком знаний, умений и навыков общаться, которые созданы, приняты и реализуются в конкретном обществе на определенном этапе его развития.

Культура общения зависит и от личности, ее качеств. Может ли считаться культурной человек, который ведет себя высокомерно, высокомерно, не интересуется мнением других, говорит только сама, не давая возможности высказаться собеседникам, презрительно относится к другим? Конечно нет. Культурный человек должен быть спокойным, уравновешенным, знать что, где и как сказать.

Исследователи считают, что общение - это своеобразный театр, где есть пьеса определенного содержания, актер, исполняющий конкретную роль, и зритель, который воспринимает эту пьесу и эту роль. А потом зритель выступает как актер и хочет, чтобы его также восприняли как личность. К тому же зритель в обоих случаях является активной стороной.

Чтобы овладеть культурой общения, специалист должен иметь элементарные знания по психологии, стыки общения, уметь применять на практике коммуникативные установки.

Что же такое установка?

Установка - это состояние готовности индивида или группы определенным образом (положительно или отрицательно) реагировать на объекты (или субъекты) и влияние. Разновидностью социальных установок являются коммуникативные установки. Они очень важны для формирования культуры общения, поскольку помогают установить контакт между собеседниками, подготовить их к положительному восприятию информации, преодолеть безразлично негативное отношение к тем или иным идеям, людям, ситуаций.

Установки под влиянием общения с разными людьми возникают, изменяются и исчезают.

Может во время общения друг собеседник повлиять на коммуникативные установки других? Так, может, но он должен показать характер, положительную или отрицательную моральную направленность этих установок. Только после этого можно формировать новые или закреплять те, что есть, их реконструировать.

В подобных ситуациях ученые советуют вести себя так:

Если строишь необходимую установку, будь первым;

Чтобы закрепить эту установку, подавай ее в новой форме или контексте;

Если хочешь реконструировать установки, не действий прямо, а начинай с согласия ".

Высокий уровень культуры общения, по мнению ученых, создают компоненты:

Коммуникативные установки, которые "включают" механизмы общения;

Этические нормы общения, принятые в данном обществе; психология общения (категории, закономерности, механизмы восприятия и понимания друг друга)

Умение применять эти знания с учетом ситуации, в соответствии с нормами морали конкретного общества и общечеловеческих ценностей.

Схематично культуру общения в широком смысле эти самые исследователи предлагают изобразить так:

где КУ - коммуникативные установки; 3 - знания по этике и психологии общения; В - умение применять эти знания на практике.

Итак, культура общения - это целостная система, состоящая из взаимосвязанных моральных и психологических компонентов, каждый из которых вносит свое в характеристику целого.

Ученые отмечают, что эта система реализуется в определенных условиях, ведь поведение человека меняется в зависимости от ситуации. Одни и те же черты характера проявляются по-разному: человек бывает честным в одной ситуации и нечестной в другой (это зависит от внешнего окружения, его воздействия на человека. Это окружение - люди с которыми он живет, учится, отдыхает, работает. Всех их человек отражает в психике, на каждого эмоционально отзывается. В зависимости от того, как ближайшее окружение удовлетворяет потребности человека, оказывается ее реагирования на близких. Иногда вежливая, доброжелательная и терпеливая на работе человек в домашнем окружении есть тираном. А случается и наоборот. Настоящий уровень культуры общения такого человека низкий).

Большое значение для каждого человека имеет процесс приспособления к окружению, в котором придется работать (от адаптации нового человека в коллективе зависит производительность его труда). На западе в компаниях, которых волнует процесс быстрого приспособления человека к новому коллективу, создана специальная служба человеческих отношений и специальные программы профориентации и информации, где говорится о том, как служащие должны общаться между собой и с клиентами, чтобы поддерживать высокий имидж корпорации.

Культура поведения и общения человека зависит от того:

Что происходит в мире;

Законы принимает парламент;

Как повышаются цены на товары и продукты питания и т.д. Растревоженная этими событиями человек может свое недовольство,

раздражение "выливать" на других.

Из истории культуры общения

Наши предки любили общаться. По свидетельствам Геродота (V в. До н. Э.), Они при свете костра "говорили сказку", "баял басню", то есть проводили время, общаясь. Интересно свидетельство того, что уже в древние времена люди могли находить общий язык, решая через вече важные государственные дела («Велесова книга, или" Скрижали бытия украинского народа »). Такие общепринятые сейчас нормы морали как уважение к старшим, взаимопомощь, храбрость, честность берут начало с тех давних времен. О культуре общения писали первый митрополит Киевской Руси Иларион, оратор и мыслитель Кирилл Туровский.

Заботился о культуре общения и этикет князь Владимир Мономах. В своем "Наставлении" он советовал "... иметь душу чистую и непорочную, тело худое, беседу кроткую, соблюдать слово Господне... при старших молчать, мудрых слушать, старшим повиноваться, с равными себе и младшими в любви пребывать, без лукавого умысла беседуя, а побольше вдумываться, а не неистовствовать словом, не осуждать речью, немного смеяться, стыдиться старших... вести себя благочестиво, научить... глазами управлению, языке содержанию, ума смирению, телу пидкорянню, мысли чистоту соблюдать, побуждая себя к добрых дел...; не забывайте того Доброго, что вы умеете, а чего не умеете, тому учитесь...; одного человека не пропустите, а не поздравив ее и не подарив ей доброе слово... ". "Правильная жизнь" человека, по его мнению, достигается ее "добрыми делами".

В XVII в. в Украине большое влияние на человека и его культуру общения с другими людьми имели центры духовной культуры и духовные лица - мыслители, а также первые центры образования и культуры (Львовская братская школа и Острожская греко-славяно-латинская школа, Киево-Могилянская академия) .

В Киево-Могилянской академии работали выдающиеся воспитатели и мыслители, которые учили учеников культуре общения. По их мнению, путь к успеху в общении лежит через познание себя и другого, из-за использования этических норм и правил, которые свойственны только гуманном обществу.

Феофан Прокопович - ученый, писатель, оратор Киево-Могилянской академии в своем "Духовном регламенте" критиковал "князей церкви" за их злоупотребления и нарушения нравственных основ ритуала. Он считал, что только с помощью этики, искусства слова и искусства общения можно влиять на людей и убеждать их.

В книге "Риторика" (раздел "О чувствах") подчеркивал, что нужно применять этические правила и нормы поведения в сочетании с требованиями психологии и риторики. Особое внимание он обращал на такие чувства, как любовь, радость, гнев, печаль, страх, возмущение в человеческих отношениях. Ф. Прокопович считал, что нужно уметь волновать людей (для этого надо использовать сильные эмоции, величественные способы изложения своих чувств) приносить удовольствие (для этого необходимо принимать красивые способы изложения мысли; ум идти поучать.

Ф. Прокопович следуя античными риторами - Аристотелем, Цицероном, пришел к выводу, что "словесное выражение (еиосигио) заключается в том, чтобы отборных словам и изысканными формами предложений оформить тот материал, который мы талантливо подобрали и рассудительно разместили в определенном порядке", потому что без этого "слабеют чувства, застывают доводы, сухой становится амплификация, тупеют остроты, а не улыбаются тонкости и шутки, вся речь становится ослабели и скучной и как ползает по земле, и, что больше, даже кажется мертвой".

Его мысли о стиле сосредоточены в специальной четвертой книге - "О лингвостилистические оформления речей" и рассеяны по всей большой работе "Риторика".

Ф. Прокопович последовательно и разносторонне скрупулезно формирует учение о стиле, не забывая ни о достоинствах (признаки и преимущества) стиля, ни о его недостатках.

Отметим, что для ораторского мастерства важным является умение оратора придерживаться соответствия между стилем, предметом (темой) и время. Для хорошего стиля существенным признаком должно быть соответствие между словесным выражением, предметом речи, ситуацией, чувствами оратора и настроениями слушателей. Это поможет оратору общаться с аудиторией.

Этот принцип соответствия сформировался еще в античной культуре (как проявление концепции общей и абсолютной красоты).

Главными признаками стиля должны быть правильность и ясность. По мнению Ф. Прокоповича, речи можно составлять и произносить не только на латыни, но и живым народным языком, соблюдая правильности и чистоты, принимая ту живую произношение, которой пользуется большинство и зарождающейся в центре народа, ибо "каждый язык портится от соседства с другими "2.

Феофан Прокопович считал, что несоответствие между содержанием и формой речи порождает недостатки стиля и лишает его чистоты и ясности и тех признаков, которые являются основными для стиля. Ученый считал, что всем, кто выступает перед людьми, общаясь с ними, нужно стараться избегать недостатков стиля, среди которых он выделил несколько, в частности:

Холодный стиль - это тот, в котором нет живого смысла, мнение мертва, а есть многословие, не имеет души.

Чрезмерный (надутый, высокопарный) - стиль, в котором накоплен излишне средств образности.

Лженаслидувальний стиль - неуместно подражания (подобная чьей речи форма, а содержание другой) или чрезмерное подражание (до мелочей).

Поэтический стиль является недостатком практической, консультационной речи, но он уместен в творчестве и в близких отношениях между людьми, в общении с Богом.

Сухой стиль, простой стиль становится недостатком речи, когда говорит о бедности мыслей, содержания предмета, мыслей оратора, неумение и отсутствие подготовки, однако он уместен в официальных деловых отношениях.

Шаткий, неуверенный, неорганизованный стиль свидетельствует либо о низкой культуре оратора, или о равнодушии, невнимание.

Школьный стиль характеризуется соблюдением всех требований школьной риторики. Он может восприниматься как недостаток в устах опытного, искусного оратора, от которого ждут оригинального, авторского стиля.

Хлоп рыбий стиль - это неуместно, без необходимости использования привлекательных средств с целью похвастаться.

Эмоциональный стиль (парентирс) как недостаток воспринимают тогда, когда он касается незначительных, не стоящих таких эмоций тем.

На самом же деле эмоциям и чувствам и способам возбуждения их у слушателей Ф. Прокопович придавал большое значение. Он разделил все эмоции и чувства на те, которые связаны со стремлением человека к чему-то, и те, которые связаны с предотвращением чего-то. К первым относятся приятные: любовь, желание, надежда, радость, радость, удовольствие, уверенность, тревога, беспокойство; ко вторым - неприятные: ненависть, страх, гнев, возмущение, отчаяние, грусть, стыд, сочувствие.

Описывая природу каждого из чувств, насколько позволяла тогдашняя наука о человеке, Ф. Прокопович рассуждал, как эти чувства и эмоции можно вызвать и как можно их сдержать, подавить.

Умение шутить - это природный дар оратора и его иронический тип рассуждения. Оказывается он через языковые средства. Следовательно, на них надо обратить внимание. Ф. Прокопович советует использовать такие языковые источники шуток: полисемию (использовать переносные значения слов, противопоставлять их) паронимия (употреблять близкие по звучанию слова, остроумно подменять их) этимологию (раскрывать смешные этимологии, особенно имен) сравнения (для сравнения несравнимое) персонификацию (оживлять то, что таковым не может восприниматься) гиперболу (значительно преувеличивать) аллюзию (делать намеки) сочинения (фиктивное, но правдоподобное) и др.

В общении люди должны использовать, по мнению Ф. Прокоповича, слова волшебные, благозвучные, приятные, образные и весомы. Волшебные и образные слова - это слова с переносным значением, они освежает зрение и мысль, потому что берут свое значение от хороших вещей: света, солнца, звезд, хорошей погоды, блеска, украшений и т. Легкие, приятные, благозвучные слова - это те, что состоят из удачного сочетания хороших звуков, их звучание напоминает шум воды "всплывает ласково по склонам". Весомые слова - это те, что выделяются и убедительно впечатляют.

Общаясь, надо избегать:

а) совпадения одинаковых гласных и согласных на границе слов;

б) повторений одних и тех же слов;

в) одинаковых падежных окончаний;

г) слишком длинных и однотипных предложений; г) скопление равносложным слов;

д) стихосложения в прозе, так ритм прозы должен быть свой, а не виршовий2.

Феофан Прокопович разработал эпистолярия, сам был большим мастером этого жанра. Он разделял письма по родам и жанрам на совещательные (советы, поощрения, просьбы, утешения), судебные (обвинение, оправдание, защита, жалоба с угрозой, иск с обвинением) и показательные (сообщения, оповещения, шуточные и остроумные письма). Он рекомендовал писать краткое введение к письму, четкое изложение и выводы. Стиль письма, по его мнению, должны быть не ораторский, а исторический, следовательно, спокойный, рассудительный.

Ф. Прокопович описал все виды судебных, совещательных, похвальных речей, которые были распространены и актуальны в тогдашнем обществе, все его рекомендации и риторические советы направлены на достижение эффективности речей. Для Ф. Прокоповича основным критерием их оценки была эффективность.

Критически оценивал и М. Сумцов достижения риторов академий, считая, что они учили учеников формы, а не содержания, учили заискивания, тщеславия и высокомерия.

Многие идеи и конкретных разработок Ф. Прокоповича безымянно воплотились следующими учеными, но многие из них еще ждут своих исследователей и последователей великого ритора Украины.

Григорий Сковорода - философ и поэт читал курс "христианской благотворительности" (христианский этикет). Ритуальные нормы и правила, по его убеждению, приносят пользу обществу и человеку тогда, когда они опираются на добродетель. Общаясь с другими, каждый человек сможет реализовать свои природные дарования в новом обществе, которое можно построить только с помощью образования и самопознания, культуры.

По показаниям Георгия Канского (книга "История Русов") 1, Богдан Хмельницкий праздник оберегал нравственные ценности: права, культуру и народные обычаи. Это было для гетмана святым.

Этикет существовал в школе во времена М. Драгоманова. В своих воспоминаниях "Два учителя" он описывает правила поведения и общения учащихся между собой и с учителем. Особым уважением пользовались учителя, гуманно относились к ученикам, способствовали развитию их интеллекта и культуры.

Общение как феномен фундаментально не исследовался вплоть до начала XX века, изучались отдельные составляющие этого феномена.

Роль общения исследованы Д. Карнеги ", который разработал практические советы о том, как улучшать общение и завоевывать себе друзей. Эти советы и сегодня помогают деловым людям наладить отношения с другими коммуникантами. Но они, по мнению многих ученых не раскрывают этической и психологической структуры общения, приводят к манипулированию людьми, а это противоречит требованиям гуманистической этики и психологии.

Э.Шостром считает, что на самом деле на высоком уровне культуры общаются актуал и пробки - люди, которые имеют гуманные мотивы общения и относятся к партнерам как к равным себе.

В 20-30-е годы XX века ученые подчеркивали, что нравственные ценности и нормы общения формируются под влиянием высших, в том числе религиозных, ценностей или отвечают традициям, обычаям и ритуалам своего общества.

В это время школа "человеческих отношений", созданная на Западе, активно изучала человеческие отношения, поведение человека в той или иной ситуации.

Широко разрабатываются проблемы общения: отношения человека с другими людьми, общечеловеческое начало в морали, добро, честь, долг, вина, стыд и т.д. - качества, присущие всем людям; человек как абсолютная ценность, психологические аспекты общения, проблемы семьи, предотвращения конфликтов и решения их, проведения переговоров и улучшения межличностных отношений, общения во взаимосвязи с различными видами деятельности, деловое общение. Все исследования направлены на то, чтобы достичь эффективности в профессиональной деятельности.

80-е годы XX века ознаменованы тем, что многие зарубежные теоретики свои исследования посвятили культуре общения - важной составляющей в борьбе за успех в бизнесе. Ли Якокка в работе "Карьера менеджера" отмечает, что общение - - это лучший способ направить энергию людей на достижение поставленной цели.

В конце 60-х - начале 70-х годов ученые изучали изменения поведения людей в зависимости от ситуаций, анализировали вербальные и невербальные средства общения, как целенаправленное воздействие рассматривали прикладные аспекты общения.

Как комплексный феномен изучают культуру общения сейчас. Актуальными для ученых есть проблемы средств коммуникации, особенности контакта, коммуникативные действия, технологии взаимодействия в конфликтных ситуациях и во время переговоров, коммуникативные технологии в деятельности имиджмейкеров, кризисникив, пресс-секретарей, рекламистов, специалистов (Г. Почепцов), проблемы коммуникативной этики (нем. философ Апель).

В последние годы исследования проблемы культуры общения приобретает принципиально новых признаков. Изучение этих феноменов становится системным.

В Украине за последние десятилетия XX века проведено исследование различных аспектов общения, в частности:

Общение как система (теоретические исследования общения и практическое обучение формам и методам повышения уровня культуры общения);

Этические и психологические компоненты общения, их влияние на развитие психики и формирования личности;

Трудности, мешающие людям понимать друг друга, действовать сообща;

Влияние принятых в обществе моральных норм и правил на общение и поведение людей;

Средства общения;

Способы влияния людей как во время совместной деятельности, так и в межличностных отношениях;

Особенности монологической и диалогического общения;

Проблемы делового общения в Украине (середина 70-х лет);

Культура общения (80-е годы)

Каждый человек должен стремиться, самоудосконалюючись, повышать свою культуру, культурно общаться с другими людьми. Этим самым она приумножать добытое многими поколениями наших предков.

Вопросы и Задания для (шюконт ^ оль

Задание 1. Запишите высказывания известных ученых о культуре общения. Как вы понимаете их слова?

Задание 2. Ответьте на вопросы.

1. Что влияет на характер общения?

2. Как вы понимаете понятие культура человеческого общения?

3. Что, по вашему мнению, влияет на выработку навыков культуры общения у студентов?

4. Какие морально-психологические качества должны воспитывать у ребенка семья, школа, вуз? Почему?

5. Что означает понятие культура общения в широком и узком смыслах?

6. Объясните, как вы понимаете выражение "уметь применять на практике коммуникативные установки".

7. Как можно закрепить ту или иную коммуникативную установку?

8. Какие компоненты создают высокий уровень культуры? Почему?

Задание 3. Запишите, как схематично обозначают культуру общения. Объясните запись.

Задание 4. Расскажите об истории формирования культуры общения.

Задача 5. Ответьте на вопросы.

1. От чего зависит культура поведения и общения человека?

2. Как заботился о культуре общения князь Владимир Мономах? Назовите его труда.

3. Какие советы Феофана Прокоповича по общению вам запомнились?

4. Почему Сковорода отстаивал ритуальные нормы и правила?

5. Как относился к моральным ценностям Богдан Хмельницкий?

2. Культура общения с людьми

Современный человек должен обладать определенной культурой и правильно вести себя на работе с окружающими его людьми: с посетителями (с центами), подчиненными и начальниками. Для этого он должен правильно разговаривать.

Существуют определенные правила, основные из которых следующие:

· Разговаривать с человеком следует вежливо и ровным голосом;

· У вас должно быть желание разговаривать с человеком;

· Разговор должен быть дружелюбным;

· Вы должны быть только в хорошем настроении;

· При разговоре следует смотреть в глаза своему собеседнику приветливо и внимательно;

· Нельзя смотреть в сторону;

· Нельзя во время разговора гримасничать, кривить рот, морщить лоб и нос - это не только оскорбляет собеседника, но и делает вас смешными;

· Не надо перебивать или прерывать собеседника - создается впечатление, что вы его не уважаете; что бы ни говорил ваш собеседник, вы обязаны дослушать до конца. Прерывать его вы можете лишь по мотивам личного характера или в том случае, когда выслушиваемый вами монолог выходит за рамки приличия;

· Не надо хлопать собеседника по плечу, толкать его, тыкать пальцем в живот или вертеть пуговицы на его пиджаке;

· Не следует выражаться слишком замысловато, применяя большое число иностранных слов, подчеркивая свою образованность. Вас многие не поймут, а знающим вы будете смешны; старайтесь говорить четко, не торопясь, не бормочите и не глотайте слова и их окончания; интонация - форма произношения слов и предложений – должна быть не оскорбительной для человека и не обидной для него.

Хороший собеседник - это внимательный слушатель, который, не перебивая, уважительно слушает вас и искренне заинтересован в том, что ему рассказывают. Чтобы стать хорошим собеседником, необходимо придерживаться некоторых правил:

а). Обращаться к собеседнику только по имени;

б). Нужно уметь правильно разговаривать со своим собеседником;

в). Ваш разговор должен убеждать вашего собеседника в его значимости как человека;

г). Необходимо быть хорошим собеседником;

д). Тема разговора должна быть интересна и полезна вашему собеседнику;

е). Вы должны улыбаться людям.

Что значит уметь склонить делового партнера к своей точке зрения и воздействовать на него так, чтобы он выполнил то что нужно в ваших интересах, соблюдая при этом и свои интересы, то есть - это умение находить общий язык со своим партнером.

В общении между людьми, и, особенно между деловыми, часто бывают такие ситуации, когда их мнения неоднозначны и могут возникнуть основы для конфликта между ними. В этих ситуациях может победить одна из сторон, может быть найден какой-то компромисс, а может, приемлемое решение не будет найдено. Чтобы избежать этой неприятной ситуации, целесообразно использовать определенные советы, соблюдение которых поможет убедить людей и склонить их к своей точке зрения.

Обратимся к этим советам:

1. Прежде чем начинать сложные дела со своим малоизвестным деловым партнером, необходимо изучить особенности его характера.

2. Единственный способ одержать верх в каком-нибудь споре - это вообще избежать его.

3. Проявляйте уважение к мнению вашего собеседника и никогда не говорите ему, что он не прав.

4. Если вы не правы, признайте это быстро и решительно.

5. С самого начала разговора придерживайтесь дружественного тона.

6. Постарайтесь заставить своего собеседника сразу в начале разговора несколько раз ответить вам "да".

7. Пусть большую часть времени говорит ваш собеседник, а вы слушайте внимательно, не перебивая.

8. Постарайтесь убедить вашего собеседника, что данная мысль принадлежит именно ему.

9. Искренне старайтесь смотреть на вещи не только со своих интересов, но с точки зрения вашего собеседника (делового партнера).

10. Относитесь сочувственно к мыслям и желаниям других.

11. Взывайте к более благородным мотивам.

12. Не драматизируйте свои идеи, подавайте их эффектно.

13. Не бросайте вызов, задевая за живое. Выделим еще несколько пунктов о разговоре с человеком.

1. Если вы хотите сделать замечание человеку, не оскорбив и не обидев его вам лучше начать с похвалы и искреннего признания достоинств вашего собеседника. Психологи установили, что неприятные вещи всегда легче выслушивать, если перед этим нам сказали о наших достоинствах и успехах. В этих случаях суть замечания воспринимается как случайность, легко исправимая, и вы не обижаетесь на того, кто делает замечание. Поэтому, если вы вынуждены сделать замечание кому-нибудь, начните с достоинств и успехов того, кому потом вы выскажите свое замечание. Так вы не отобьете у него желание исправиться и работать лучше.

2. Если вы хотите указать человеку на допущенную им ошибку, не оскорбив и не обидев его, вы должны сказать об этом не прямо, а косвенно. Если не поступить так, то не приведет ни к чему хорошему. Он обидеться, так как это задевает его достоинство, у него испортится настроение и пропадет желание - что либо переделывать. Поэтому, всегда лучше дать хорошую оценку его труда, но затем можно сказать, почему он в данных условиях не удовлетворяет вашим требованиям. Результат будет прекрасным, человек все переделает в лучшем виде и не обидеться на вас, а главное - вы не убьете в нем желание трудиться.

3. Если вы хотите покритиковать человека за совершенную им ошибку, не обидев и не оскорбив его, то вам необходимо сначала поговорить о собственных ошибках, а затем уже и "добраться" до него. Это нужно делать так, потому что, когда вы начинаете со своих ошибок вы даете понять, что он не одинок и другие тоже могут ошибаться. Что его ошибка почти объективная и ее легко исправить. Это не обижает человека, не вызывает желания немедленно все бросить и, главное, - не снижает его энтузиазма в работе.

4. Если вы хотите заставить человека что-то делать, то вы не должны это делать в приказной форме, например как в армии. Потому что никто не любит, когда ему приказывают. Поэтому нужно предоставить человеку возможность самому выполнять работу, никогда не указывать, что делать, и, позволять ему учиться на собственных ошибка. При соответствующем контроле, но, не принимая за него решений. Такой метод и щадит самолюбие человека и пробуждает в нем ощущение своей значимости. Этот метод порождает в человеке желание сотрудничать, а не стремиться к протесту. Итак, в этих условиях приказания быть не может, но остаются вопросы, которые вы ему можете задавать.

5. Если вы хотите объявить о каком-либо решении человеку, которое касается его лично, то вам следует начать с приведения соответствующей мотивации этого решения. Людям нельзя сразу объявлять о том или ином решении, которое непосредственно касается их лично, например, увольнение с работы, переводе на другую работу и т.п. Перед этим должна быть сообщена им соответствующая мотивация, которая объективно, не затрагивая чувств собственного достоинства, объяснила бы причины такого решения.

6. Если вы хотите заставить человека творчески и продуктивно работать на своем участке, то необходимо проявить к нему внимание и выразить одобрение по поводу малейших успехов. Это вдохновляет людей совершать невероятное используя нереализованные ранее возможности. Вообще, человек в большинстве случаев использует незначительную часть своих физических и умственных ресурсов. Этим вы будете стимулировать достижение успехов в работе.

7. Если вы хотите помочь человеку стать лучше и если он сам хочет этого, то вам необходимо создать ему хорошую репутацию, которой в данный момент, может быть, он и не достоин. Психологи установили, что почти каждый - богач, бедняк, нищий, вор, - прилагает все усилия к тому, чтобы поддержать репутацию честного человека. Например, существует только один возможный путь исправления мошенника: обращаться с ним так, словно он является почтенным и честным человеком. Он будет непременно польщен этим. Если вы отмечаете в человеке что-то хорошее, чего пока за ним не замечалось, он обязательно будет стремиться к этому - в этом убеждены многие психологи мира.

8. Если вы хотите, чтобы человек без принуждения сделал то, что вы ему предлагаете, и сделал бы это творчески, с полной отдачей интеллектуальных и физических сил, то вы должны уметь стимулировать его. В каждом конкретном случае это, видимо, должно происходить по-разному, но есть нечто общее - надо найти такие мотивы, которые удовлетворяли бы человека. Люди должны уметь выступать на сцене. Выделим по этому поводу несколько советов:

1. Оратор должен говорить просто, понятно, как и в личной беседе.

2. Оратор не должен смотреть поверх голов слушателей или на пол.

3. В свое выступление нужно вкладывать душу.

4. У оратора должен быть: привлекательный внешний облик, элегантная манера общения, доброжелательный открытый взгляд, приветливая улыбка.

3. Особенности речевого этикета по телефону

Невозможно представить себе деловую жизнь без телефона. Благодаря телефону повышается оперативность решения огромного количества вопросов, отпадает необходимость посылать письма, телеграммы. Или ехать в другое учреждение. По телефону проводятся переговоры, отдаются распоряжения, излагаются просьбы, даются консультации, назначаются встречи, наводятся справки и, часто, первым шагом к деловому партнерству становится телефонный разговор.

Несоблюдение правил ведения служебных разговоров - серьезный пробел в профессиональной подготовке руководителя и экономически обходится намного дороже, чем это кажется на первый взгляд. Так, американский специалист по организации управления, А. Маккензи, среди основных причин потери времени руководителем поставил на первое место нерациональное использование телефонов. Плохая подготовка к разговору, неумение выделить в нем главное, лаконично и грамотно излагать свои мысли, приводит к значительным (до 20-30%) потерям рабочего времени.

1. Подготовьтесь к разговору. Не действуйте импульсивно - не хватайтесь за трубку, как только возникнет мысль позвонить. Четко определите цель разговора. Продумайте содержание беседы. При необходимости зафиксируйте перечень вопросов на бумаге. Вспомните про другие вопросы, которые могут быть к тому же лицу, чтобы через час не пришлось его снова беспокоить. Предусмотрите возможную реакцию собеседника на вашу информацию.

2. Говорите лаконично. Разговор продолжительностью более 5-6 минут должен стать исключением в вашей практике. Для экономии времени придерживайтесь следующей рациональной композиции телефонного разговора.

Взаимное представление (0,5 мин.).

Введение собеседника в курс дела, информирование о цели звонка (до минуты).

Обсуждение обстоятельств, существа дела, достижение цели разговора (до 2-4 минут). Один из приемов экономии времени с вашей стороны - "закрытые" вопросы, предполагающие односложные ("да", "нет", "не знаю") ответы собеседника. Завершение разговора, прощание (0,5 минуты). Старайтесь не допускать отклонения собеседника от темы разговора, тактично возвращайте его к цели вашего звонка.

3. Начинайте разговор с представления себя и своей организации - и, тогда, когда звоните вы и, тог, когда звонят вам. Если ваш собеседник не представился сам, при необходимости вполне уместно вежливо поинтересоваться с кем вы разговариваете. Это удобнее сделать или вначале, или в конце беседы.

4. Старайтесь выслушать собеседника, не перебивать его. В то же время долго не молчите и подтверждайте ваше участие вы беседе какими-то краткими нейтральными репликами. Иначе у вашего собеседника может возникнуть опасение, что прервалась связь. Если же действительно произошло разъединение, то соблюдайте правило: перезванивает тот, кто звонил.

5. Разговаривайте по телефону на том же уровне громкости, что при очной беседе. Громкая речь по телефону часто менее разборчивая, поскольку параметры микрофона и телефона выбраны с расчетом на обычный, средний уровень громкости. Не начинайте кричать, если вам слышно собеседника: вполне возможно, что он то как раз слышит вас хорошо.

6. Если вам звонят во время вашего разговора с посетителем (сотрудником) ваши действия могут быть такими:

Можно попросить позвонившего немного подождать, не вешая трубку (если ваш очный разговор близок к завершению и вам звонит младший по возрасту или должности).

Можно попросить позвонить через несколько минут.

Можно записать его телефон и перезвонить в удобное для вас обоих время.

7. Держите рядом с телефоном ручку и бумагу. Чтобы не упускать важные детали разговора, приучите себя делать пометки либо по ходу разговора, либо сразу после его завершения.

8. Инициатива об окончании разговора принадлежит либо позвонившему, либо старшему из говорящих. Попробуйте понаблюдать за говорящими по телефону, проанализировать их разговоры с точки зрения краткости, тактичности. Очень полезно прослушать несколько своих обычных телефонных разговоров. Не всякое время подходит для частых разговоров по телефону. Не следует звонить на квартиру знакомого рано утром, поздно вечером, и, тем более ночью. По частным делам не стоит обращаться к знакомым на службу и, наоборот, не тревожьте его дома по служебным делам. Только очень близких людей, можно поздравить по телефону, осведомиться о здоровье больного человека. Выражать по телефону соболезнование совершенно недопустимо. И, даже, если вам звонят двадцатый раз в день по одному и тому же вопросу, вам следует запастись терпеньем и отвечать на звонки вежливо, корректно. Продолжительность разговора - особенно междугороднего или международного должна быть сведена до минимума, следует исключить все вводные слова. Подсчитано, что во время телефонного разговора одна треть времени уходит на паузы. Поэтому необходимо как можно меньше употреблять пауз. Телефоном не пользуются при решении сложных и ответственных вопросов, потому что заочным разговором можно нанести непоправимый ущерб деду. Невежливо решать по телефону некоторые дела, требующие личного присутствия.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Прежде, чем подвести итог вышесказанному, необходимо усвоить еще одну истину (кстати, она годится на все случаи жизни): научиться чему-либо не учась - дело безнадежное!

Всегда надо помнить слова французской пословицы: "Чтобы стать кузнецом, надо ковать!"

Ни одна книга, ни одно руководство не дадут вам конкретного знания о вас самих, о ваших способностях - их надо изучать, познавать на практике, выявлять в деле. Исследования показывают, что решающим условием успеха являются внутренние факторы, которые во многом зависят от собственного "я".

Я думаю, что в некоторой степени познать себя, вам поможет данный свод этико-психологических законов, приемов, советов. Важно, чтобы вы поняли, как важно воспитывать себя, совершенствовать свою личность.

Культура речи - умение выбрать и уместно употребить только то слово, единственное и важное, которое в данном случае яснее и ярче передаст вашу мысль. Ни один из словарей не является и не может являться исчерпывающим (ведь язык продолжает развиваться). В каждом из них, конечно, имеются свои недостатки и пропуски, но вместе словари оказываются совершенно незаменимым источником в изучении нашего родного слова - в самых разных его проявлениях и прежде всего в том смысле, как отражение культуры народа, его духовных устремлений и народного взгляда на мир.

И вполне закономерно поэтому, что после того как мы поняли сколь сложна жизнь языка и нормы в нем, как слово звучит в устах нашей молодежи, как оно используется теперь в обществе. И как следует вести борьбу за чистоту русского языка - великое достояние не только русского, но и всего российского народа, который в наши дни выбрал русский язык в качестве средства межнационального общения.


Глоссарий:

1. Этика - совокупность принципов человеческого поведения.

2. Общение - сложная деятельность, по крайней мере, двух партнеров. Это обмен информацией, преимущественно интеллектуальной, логической.

3. Деловой этикет - это форма делового общения, которая помогает ориентироваться в повторяющихся ситуациях.

4. Риторика - в переводе с греческого - теория красноречия.

5. Беседа - метод получения информации на основе общения с людьми.

6. Культура - совокупность материальных и духовных ценностей.

В современной речевой практике; способствует совершенствованию современного русского литературного языка с учётом многообразных общественных функций. 2. Культура речи и ее влияние на этику общения 2.1 Характеристика понятия "культура речи" Речь - это деятельность общения - выражения, воздействия, сообщения - посредством языка, форма существования сознания (мыслей, чувств, переживаний) ...

И шлифовки явилось созидательное творчество русского народа, прежде всего поколений русских и всех российских деятелей науки, политики, техники, культуры и литературы – русский язык стал высокоразвитым, богатым, раскрытым в своих потенциях, упорядоченным, стилистически дифференцированным, исторически сбалансированным языком, способным обслуживать все потребности – не только национальные, но и...

Внимательного отношения к чистоте речи в языке средств массовой информации объясняется тем огромным влиянием, которое оказывает печатное, и тем более произнесённое с телеэкрана слово на массовую аудиторию. Публицистическая речь формирует речевую культуру всего общества. Именно поэтому филологи, деятели культуры и вообще все люди, обеспокоенные будущим языка и нравственным состоянием общества...

Зрители останавливаются, завороженные силой взгляда персонажей. Речь определяет множество психологических нитей, ведущих к состоянию и коммуникативным интенциям собеседников, к приоритетам современного общества в целом. Под культурой речи понимается владение нормами литературного языка в его устной и письменной форме, при котором осуществляется выбор и организация языковых средств, позволяющих в...