Занятие в доу про хлеб. Конспект НОД в старшей группе «Откуда хлеб пришел? Методы и приемы

Цель:

— продолжать формировать у детей представления о процессе выращивания урожая;

— закрепить количественный и порядковый счет в пределах 10;

— закрепить умение детей сравнивать числа и пользоваться знаками =, <, >;

— продолжать учить грамотно строить фразы, говоря о поступках героев.

— активизировать в речи слова «сеялка», «комбайн», «хлебороб», «хлебопек», «хлеборезка».

— закреплять названия разных хлебобулочных изделий.

Интеграция образовательных областей:

— «Коммуникация»:

Формировать умение вести простой диалог с взрослым и сверстниками.

Воспитывать культуру речевого общения.

Закрепить умение употреблять в речи имена существительные в уменьшительно-ласкательной форме.

Пополнять и активизировать словарь детей, уточняя их ответы, подсказывая слова, более точно отражающие особенность предметов.

Обогащать словарь детей: тракторист, комбайнер, сеяльщик, пекарь.

Совершенствовать умение отвечать на поставленные вопросы.

— «Познание»:

Продолжать знакомить детей с деятельностью человека в сельском хозяйстве о процессе выращивания хлеба.

Формировать представления о технике, облегчающей труд людей.

Воспитывать уважение к труду взрослых

Развивать воображение, память, мышление.

— «Чтение художественной литературы»:

Активизировать чувство восприятия художественного слова, способствовать образному восприятию.

Пополнять литературный багаж загадками.

Воспитывать интерес к художественному слову.

— « Физическая культура»:

Развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки, координацию речи с движениями, мелкую моторику пальцев рук.

— «Социализация»:

Развивать сообразительность, творческое воображение, умение самостоятельно решать поставленные задачи.

— «Труд»:

Расширять представления детей о труде взрослых, о значении их труда для общества.

Развивать интерес к различным профессиям.

— «Художественное творчество»:

Развивать творчество детей, упражняться лепить предметы из солёного теста.

Задачи:

1) Образовательные

— обобщить и систематизировать знания детей о хлебе, процессе выращивания и изготовления хлеба, о разнообразии хлебобулочных изделий;

— обогащать словарь детей прилагательными.

2) Развивающие

— развивать коммуникативные способности;

— развивать логическое мышление, память, творческое воображение;

— развивать умение слушать и слышать вопрос.

3) Воспитательные

— воспитывать у детей уважение к труду людей выращивающих хлеб;

— воспитывать бережное отношение к хлебу;

— вызвать интерес к коллективному труду.

Предварительная работа:

— чтение рассказа М. Глинской «Хлеб»;

— сравнение колосков ржи и пшеницы;

— сравнение пшеничного и ржаного хлеба по цвету, форме, вкусу.

Индивидуальная работа: с Пашей и Рамазаном лепить, используя прием прищипывания и вытягивания.

Методы и приемы:

1) Практические: игровое упражнение, динамическая пауза, творческое задание (лепка), просмотр слайдов.

2) Наглядные: иллюстрации для показа, карточки для сравнения групп предметов.

3) Словесные: беседа, чтение стихотворений, загадывание загадки.

Материалы и оборудование:

— мольберт,

— презентация «Откуда хлеб пришел»,

— картинки хлебобулочных изделий,

— дощечки для лепки печенья, стеки,

— соленое тесто,

— плоскостная фигура бабушки,

— карточки для сравнения групп предметов (с пирожками и колосками),

— цифры от 1 до 10 и знаки =, <, >.

Ход занятия:

1) Дети заходят под музыку в группу. Садятся на скамейки полукругом.

Воспитатель: ребята, отгадайте загадку:

«Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый.

Он и черный он и белый,

А бывает подгорелый.

Без него плохой обед,

Вкусней его на свете нет».

Дети: хлеб!

Воспитатель: вы правильно отгадали. А какие слова в загадке помогли вам догадаться, что это хлеб? (Мягкий, пышный, душистый, черный, белый, бывает подгорелый.)

Сегодня мы с вами будем говорить о хлебе и вспомним, как работать с тестом.

2) Воспитатель: Сегодня к нам на занятие пришла бабушка (плоскостная фигура). А пришла она не просто так, она хочет вместе с нами поговорить о хлебе. И пришла она не с пустыми руками. (Открываю доску. На ней по группам разложены 6 пирожков и 5 колосьев).

— Давайте сосчитаем, сколько всего пирожков она принесла…и колосьев.

— А теперь Паша выйдет и поставит нужную цифру под пирожками, а Виолетта – под колосками. Правильно они выбрали цифры? (ответы детей).

— Ангелина, а ты выбери, пожалуйста, нужный знак и поставь его между группами предметов. Правильно она выбрала знак? (ответы детей).

— Получилось, что 6 больше 5…а 5 меньше шести. Бабушка очень довольна вами!!!

3) Ребята, недавно мы с вами прочитали рассказ М. Глинской «Хлеб». Я вам предлагаю вспомнить, о чем этот рассказ:

— Почему М. Глинская назвала свой рассказ «Хлеб»? (Потому что речь в нем идет о хлебе)

— Какой хлеб дала мама Грише? (Вкусный, душистый с блестящей корочкой)

— Как поступил Гриша, когда его позвали играть? (Бросил хлеб на землю)

— Почему он так поступил? (Он наелся и не знал, что делать с хлебом)

— Правильно поступил Гриша? (Нет)

— Почему неправильно? (Хлеб надо беречь, в нем работа многих людей: дяди Матвея, Гришиной мамы, все деревни)

— Как Гриша исправил свою ошибку? (Он отдал хлеб жеребенку)

— А как вы поступили бы на месте Гриши? (Ответы детей: я бы быстро хлеб доел; я бы поделился с ребятами; я бы положила его на стол и т. д.)

— Ребята, как нужно обращаться с хлебом? (Бережно! Не крошить хлеб за столом; никогда не выбрасывать; брать столько хлеба, сколько можно съесть.)

Воспитатель: молодцы!

4) Воспитатель: сейчас я предлагаю вам со мной поиграть. Для этого мы пройдем на ковер и встанем в круг. Я буду вам кидать мяч и задавать вопрос, а вы должны, ответив на мой вопрос, вернуть мне мяч. И так:

— Назови хлеб ласково (Хлебушек)

— Как называются крошки хлеба? (Хлебные)

— Квас из хлеба как называется? (Хлебный)

— Название прибора для резки хлеба (Хлеборезка)

— Посуда для хлеба (Хлебница)

— Кто выращивает хлеб? (Хлебороб)

— Кто печет хлеб? (Хлебопек)

— Как называется завод, где пекут хлеб? (Хлебозавод)

— Как называются изделия из теста? (Хлебобулочные изделия)

— Молодцы! Садимся на скамейки.

5) Воспитатель: Бабушка кроме пирожков и колосков нам принесла еще и видео. Сейчас мы его посмотрим и вспомним, как хлеб попадает к нам на стол. (Просмотр слайдов «Откуда хлеб пришел» на проекторе)

1 слайд «Сначала зернышко хлеба сажают в землю»

2 слайд «Сажают специальными машинами – сеялками»

Воспитатель: скажите, как называется эта машина? И что она делает? (Эта машина называется «сеялка», она сеет зерно в землю)

3 слайд «Потом вырастают вот такие колоски»

Воспитатель:

— Что нужно для того что бы зерна проросли? (Солнце, вода, тепло)

— Солнышко согрело зерна, дождик полил, люди удобрили поле, и наши зерна превратились во что? (В колосья)

4 слайд «Колоски собирают машины- комбайны»

Воспитатель:

— А как называют машины, которыми собирают колосья? (Комбайны)

— А кто управляет комбайном? (Комбайнер)

5 слайд «Отвозят зерно на мельницу»

Воспитатель:

— А это что за домик, куда отвозят собранное зерно? (Мельница)

— А для чего она нужна? (На мельнице зерно перемалывают в муку)

6 слайд «Там зерна перемелют в муку»

Воспитатель:А потом что происходит? (Муку везут на хлебозавод. Там из нее делают хлебобулочные изделия. И отвозят их в магазин)

7 слайд «Из муки на хлебозаводе пекут хлеб, булки»

Воспитатель: молодцы! Все правильно вы рассказали.

6) Воспитатель:А давайте мы с вами сами покажем как же из зернышка получается каравай!

Физминутка:

Подрастает зёрнышко –

Потянулось к солнышку. Потянулись

С ветерком оно играет, Руки вверх

Ветерок его качает, Прогнулись

К земле низко прижимает –

Вот как весело играет! Наклоны туловища, присели

Сколько в поле колосков –

Столько сделаем шагов. Ходьба до пят

Какой вырос каравай?

Выше руки поднимай! Руки вверх и потянуться

Теперь ниже наклониться,

Как колышется пшеница. Наклоны в сторону

Сколько в поле тракторов,

Столько сделаем прыжков! Прыжки до пяти.

7) Воспитатель: а сейчас мы с вами увидим, какие разные хлебобулочные изделия бабушка умеет печь.

Воспитатель с детьми подходит к мольберту, где расположены хлебобулочные изделия.

Воспитатель: а какие изделия здесь есть? (Картинки: баранки, вафли, пряники, печенье, кекс, булочка, хлеб пшеничный, хлеб ржаной, пирожное…).

Воспитатель: вы много знаете о хлебе.

8) Воспитатель: А что нужно для того чтобы замесить тесто мы посмотрим на экране (просмотр слайдов).

9) Воспитатель: а сейчас я предлагаю вам самим сделать хлебобулочные изделия и пополнить ими наш магазин. Тесто я уже замесила. А бабушка приготовила несколько булочек (Показ заранее подготовленной «выпечки» из соленого теста) А теперь пройдем за столы, сядем, возьмем дощечки, стеки, кусочки теста…и начнем лепить разнообразные хлебобулочные изделия.

Дети делают хлебобулочные изделия. Готовые изделия выкладывают на поднос.

Воспитатель: посмотрите, ребята, какое красивое у нас получилось угощение. Вы все сегодня славно потрудились, теперь можно и гостей дорогих хлебом-солью встречать, молодцы. Я надеюсь, что теперь вы будете помогать мамам, бабушкам дома выпекать хлеб, ведь вы так много знаете об этом и обязательно поделитесь своими знаниями с родителями.

10) Воспитатель: ребята, Арсен вам расскажет, как можно освежить хлеб, если он вдруг стал черствым:

«Освежить черствый хлеб, можно завернув его во влажную тряпку на 5 минут, потом развернуть и положить на 20 - 25 минут в не очень горячую духовку».

Воспитатель: а Виолетта с Азалией прочитают стихи о хлебе.

1) Из чего печётся хлеб,

Что едим мы на обед?

Хлеб печётся из муки,

Что дают нам колоски.

2) До чего же вкусен хлеб,

Хлеб водой запил — обед,

А на ужин две горбушки

С молоком по полной кружке,

Что осталось, всё в ладошку,

Птицам кинуть на дорожку.

Воспитатель: ребята, вы сегодня придете из детского сада домой. И что вы расскажите своим родителям о нашем занятии. Что особенного в нем было? (ответы детей).

Вы — молодцы! Все очень старались! И бабушка для вас принесла угощенье – баранки. Мы попьем с ними чай после занятия.

Организованная образовательная деятельность в подготовительной группе

Хлеб-наше богатство”

Цель: сформировать у детей представление о ценности хлеба.

Задачи:

- Расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека;

Обобщить знания воспитанников о процессе выращивания хлеба;

- обратить внимание на содержание труда людей, на их слаженность и взаимопомощь в работе, на механизацию труда .

Знакомить воспитанников со стихосложением, применяя метод синквейна, опираясь на схему - модель и вопросы педагога.

- Р азвивать связную речь, умение отвечать на вопросы воспитателя полным предложением, аргументировать свое мнение , обогатить словарный запас воспитанников.

А ктивизировать познавательную деятельность воспитанников, их интеллект, память, внимание, воображение, слух.
Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу и людям, вырастившим его .

Материалы и оборудование:

Хлеб - каравай, модель - схема составления синквейна, магнитная доска, ноутбук, экран, иллюстрации хлеба разных народов, колосья ржи, пшеницы, зерна пшеницы, пшеничный хлеб, ржаной хлеб, кусочки пшеничного и ржаного хлеба на шпажках.

Словарная работа:

обогащение словаря : элеватор , агроном, колос, зерно, борона .

активизация словаря : трактор, сеялка, комбайн, рожь .

Методы и приемы: беседа, вопросы к детям, обобщение ответов, рассматривание иллюстраций , исследовательская деятельность , просмотр презентации, работа над пословицами, работа со схемами, работа с моделями, дидактические игры.

Предварительная работа:
Беседа о сборе урожая хлеба;
Рассматривание иллюстраций;
Заучивание пословиц, беседа, чтение литературных произведений по теме; Рассматривание колосьев ржи и пшеницы;

Заучивание стихотворения “Хлебушек”;

Составление альбома “Длинный путь хлеба”;

Чтение сказки “Колосок”;

Отгадывание загадок о хлебе, хлеборобах;

Изготовление хлебобулочных изделий из соленого теста.
Ход организованной образовательной деятельности:

Дети играют в сюжетно - ролевые игру “Магазин”.

Воспитатель: Сюрприз! Дети, посмотрите, я вам сегодня что - то принесла. (В коробке каравай).

Дети подходят. У меня на руках коробка. Подумайте, что же здесь может быть? (Ответы детей). Скажите, мы можем угадать, что внутри, не открывая коробку? (Предполагаемые ответы детей: да, нет) Как можем угадать ? (Предполагаемые ответы детей: можем потрясти коробку. Можем понюхать. Можем попробовать поднять.)

Воспитатель: Дети, один из ваших ответов был, что можно понюхать. Как мы нюхаем? Упражнение на дыхание: глубоко вдыхаем воздух через нос, через нос выдыхаем. Через нос вдыхаем, через нос выдыхаем. (Несколько раз).

Воспитатель: Теперь предлагаю понюхать нашу коробочку. Какой запах слышим? (Предполагаемые ответы детей: Запах хлеба. Ничего не чувствуем. Запах торта.) Правильно ли угадали, давайте проверим, отгадав загадку.

Отгадать легко и просто:

Мягкий, пышный и пушистый,

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый.

Дети:
Хлеб.

Открываю коробку. Достаю из коробки каравай.

Воспитатель: Дети, как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня? (Предполагаемые ответы детей: Сегодня мы поговорим о хлебе.)

Беру на руки хлеб и соль.

Воспитатель: Действительно, сегодня мы поговорим о самом главном продукте - хлебе. С хлебом и солью встречает самых дорогих гостей русский народ. Это считается символом благополучия и гостеприимства.

Воспитатель: Дети, а с чем вы любите есть хлеб?

(Предполагаемые ответы детей: Хлеб можно есть с маслом. С чем вкусным мы можем есть хлеб? Хлеб можно есть с медом. Хлеб можно есть с вареньем.)

Воспитатель: Давайте мы с вами представим, что хлеб кушаем с вареньем. Сначала отведаем вкусное варенье. (Упражнение «Варенье»). Теперь представьте, что хлебушек едите с вареньем. (Артикуляционная гимнастика “Жевание”.) Вкусно? Давайте покажем и скажем, какой вкусный хлеб с вареньем. М-мм-м, вкусно.

Воспитатель: Хлеб, хлебушек, хлебушко. Он - самый главный на каждом столе. А вот каким он еще может быть, вы мне и расскажете. А поможет нам волшебный клубочек. Называем, какой хлеб и передаем клубок товарищу.

Дидактическая игра «Какой хлеб?» с клубочком .
Подбор определений к существительному. (Дети стоят в кругу и передают по кругу клубок и называют определения, например, хлеб румяный, хлеб свежий, хлеб душистый, хлеб аппетитный, хлеб мягкий, хлеб черствый, хлеб белый, хлеб горячий, хлеб витаминный, хлеб воздушный, хлеб ароматный).

После игры посадить детей на стульчики в полукруг.

Воспитатель: Я предлагаю вам присесть на свои стульчики.

Воспитатель: Какой праздник отмечала наша страна недавно?

Ответы детей: День народного единства.

Воспитатель: В нашем Башкортостане в мире и в согласии живут люди разных национальностей. Дети, скажите, пожалуйста, люди каких национальностей живут в нашей республике? (Предполагаемые ответы детей: башкиры, русские, татары, узбеки)

Воспитатель : Правильно, в нашей республике также живут казахи, армяне, татары, чуваши и другие народы. У них у всех есть свой национальный хлеб. У башкир - көлсә, у русских - каравай, у кавказского народа - лаваш, матнакаш, кавказский хлеб - баурсак, у китайцев - маньтоу.

Все показываю на картине. Картины вывешиваются на магнитной доске.

Воспитатель: Дети, может кто - то видел, как пекут к өлсә? (Ответы детей). Когда я еще была маленькой моя бабушка пекла көлсә. Көлсә замешивается на кефире и печется в золе или в ыпека ли в печке на горячих углях, переворачивая лепешки. Скажем вместе көлсә . Индивидуальное повторение.
Воспитатель: Хлеб бывает разный, но он обязательно полезный и вкусный. А чем полезен хлеб? В хлебе содержится витамины роста. В хлебе содержится витамин. Хлеб питательный.)

Воспитатель: В хлебе содержится витамин В, который укрепляет нервную систему, память, улучшает пищеварение. Ребята, а кто знает, откуда к нам хлеб пришел на стол ?
(Предполагаемые ответы детей: Его покупают в магазине. Хлеб печет дома мама. Бабушка печет хлеб. Можно купить в пекарне.)

Воспитатель: Чтобы получить из зёрен муку, нужно затратить очень много труда и сил: сначала вырастить рожь и пшеницу, потом собрать урожай. А когда собирают урожай?

Дети: Осенью.

Воспитатель: Правильно, можно сказать «чудо осень», потому что дает урожай. Этим и занимаются хлеборобы. Дети, я предлагаю вам посмотреть фильм о том, как выращивали хлеб в старину и сейчас.

Просмотр презентации о том, как хлеб выращивали в старину и сейчас. (В сравнении).

Воспитатель: Ребята, есть разница в выращивании пшеницы раньше сейчас ? В чем разница? ( Предполагаемые ответы детей: Раньше все делали вручную, теперь всю работу выполняют сильные сельскохозяйственные машины.)

Воспитатель: Как вы думаете, стало легче выращивать хлеб или наоборот тяжелее?

(Предполагаемые ответы детей: Сейчас легче выращивать хлеб, потому что помогают сильные машины).

Воспитатель : - Теперь мы можем поиграть. Предлагаю вам подняться возле стульчиков. Я буду называть профессии. Если услышите профессию, которая связана с хлебом, хлопаете в ладоши, если нет, то топаете .

Агроном, тракторист, учитель, воспитатель, пекарь, кондитер, комбайнер, менеджер, продавец, токарь.

Воспитатель: Вы очень внимательны, молодцы! Пожалуйста, займите свои места. Подумайте, чем занимается агроном? ( Предполагаемые ответы детей: Агроном проверят качество зерна. Агроном планирует будущий урожай. Агроном определяет сроки уборки урожая . Агроном о тбира е т сильные зерна . Агроном реша е т, когда сеять семена. Агроном реша ет, когда собирать урожа й. Агроном реша е т , когда готовить поля для посевов . )

Повторение слова агроном: хоровое, индивидуальное.

Воспитатель: Дети, мы с вами узнали, какой путь прошел хлеб, пока дошел до нашего стола. Теперь предлагаю стать исследователями. Подойдем к своим столам. На ваших столах лежат колосья пшеницы и ржи. Давайте вместе повторим слово колосок. (Спросить нескольких детей индивидуально) . Возьмите на руки только колосок пшеницы. Повторите: пшеница. А это - рожь. (Показываю). Покажите и вы колосок ржи. Скажем вместе: рожь. Давайте их р ассмотри м и сравни м . Посмотрите: они похожи. Предполагаемые ответы детей: Да, нет.) Чем они похожи? ( Предполагаемые ответы детей: У этих растений есть стебель . У них есть усики . У них есть зернышк и. Оба желтого цвета. О ни зерновые . ) А чем они отличаются? ( Предполагаемые ответы детей: Усики ржи длинные, а пшеницы - короче. Стебель пшеницы толще, чем стебель ржи) .

Воспитатель: Колосок ржи положите на край стола. Рассмотрим только колосок пшеницы. Попробуйте отшелушить в руках. (Перетираем). Работаем осторожно, потому что ости пшеницы колючие. Что внутри? Внутри зернышко. Сколько зернышек выходит из одного колоска? (Предполагаемые ответы детей: У меня 5 зернышек. У меня 9 зернышек.) Спросить нескольких детей.

Воспитатель: Чтобы испечь одну булку хлеба, нужно около 10000 зерен пшеницы.

Воспитатель: Дети, давайте посмотрим, зернышко какое? Потрогайте их, что можно сказать об их величине, форме, цвете, поверхности? ( Предполагаемые ответы детей: Зернышко маленькое. Зернышко твердое. Зернышко гладкое. Зернышко овальное. Зернышко желтого цвета.)

Воспитатель: Да, действительно, зерна очень маленькие, поэтому их надо много, чтобы получить достаточно муки . (Показываю пшеничный хлеб и ржаной хлеб). Дети, посмотрите, этот хлеб испечен из пшеничной муки, а это - из ржаной муки. Они отличаются друг от друга? (Предполагаемые ответы детей: да.) Чем они отличаются? (Предполагаемые ответы детей: Пшеничный хлеб белый, а ржаной хлеб черный, серый, темный).

Воспитатель: Дети, предлагаю вам попробовать пшеничный хлеб. (Раздаю на шпажках белый хлеб). Теперь попробуйте ржаной хлеб. (Дети пробуют). По вкусу они похожи? (Предполагаемые ответы детей: Пшеничный хлеб вкусный, а ржаной хлеб кислый).

Воспитатель: Дети, хоть и ржаной хлеб кислый, он очень полезный. Ребята, предлагаю вам подойти к своим стульчикам. Как вы увидели, выращивание хлеба очень трудоемкая работа. Поэтому говорят «Не трудиться - хлеба не добиться» . Мы знакомились с пословицами о хлебе, о труде хлебороба. Я предлагаю вам поиграть в игру “Я начну, а ты продолжи” и вспомнить эти пословицы. А поможет нам мяч. Кому мяч достанется, тот называет конец пословицы. (Воспитатель говорит начало пословицы, дети - конец пословицы).

Не трудиться - хлеба не добиться.

Хочешь есть калачи - не сиди на печи .

Кто не работает - тот не ест.

Без хлеба - нет обеда.

Будет хлеб - будет и песня.

Воспитатель: Скажите, пожалуйста, как вы понимаете пословицу “ Будет хлеб - будет и песня ”. ( Предполагаемые ответы детей: Когда на столе есть хлеб, всем хорошо. Когда настоле есть хлеб, весело. Если ты сытый, настроение хорошее. Когда поешь, хочеся петь, веселиться.)

Воспитатель: Дети, я предлагаю вам еще одну интересную игру. В схемах спрятались пословицы. Вы сможете их найти и сказать? Давайте попробуем.

Несколько пословиц показываю на экране схематически. Игра «Спрятанные пословицы»

Хлеб - наше богатство.

Хлеб - батюшка, вода - матушка.
В о рту хлеб, в руках сила.

Не от росы урожай, а от поту.

Хлеб - всему голова.

Воспитатель: Очень хорошо знаете пословицы, молодцы! Дети, я вам расскажу один случай: как - то когда шла на работу, на земле увидела ломоть хлеба. Кто - то выбросил хлеб. Как вы думаете, правильно ли поступили? (Ответы детей). А почему вы так думаете? (Предполагаемые ответы детей: Хлеб нельзя бросать. Чтобы испечь хлеб, нужно много трудиться. Хлеб - всему голова.)

Как бы вы поступили? (Предполагаемые ответы детей: Я бы подняла хлеб и дала птицам. Я бы дал хлеб собаке. Я бы дал хлеб кошке. Я бы положил на муравейник.)

Воспитатель: Правильно, дети. Хлеб нужно беречь. Потому что хлеб - наше богатство. Давайте теперь составим красивый плакат о хлебе. Вам в этом помогут модель - схема, мои вопросы и вот эти рисунки. И нужно будет вспомнить все, о чем мы сегодня говорили. (На доску вывешивается модель - схема составления синквейна).

О чем мы говорили? (О хлебе)

Хлеб какой? (Ответы) Мягкий, пушистый,

Еще какой? (Варианты ответов) Теплый

Для чего нужен хлеб? Есть

Как получаем хлеб? Печем

Как нужно относиться к хлебу? Беречь

Ребята, давайте мы с вами попробуем составить предложения со словом хлеб по этой модели. (Дети составляют предложения по модели с использованием геометрических фигур. Спросить у нескольких детей.)

Хлеб с чем сравнивается в пословицах? Солнцем, богатством.

Молодцы, ребята. Скажите, много интересного узнали на занятии?

После занятия я предлагаю вам слепить из соленого теста хлебобулочные изделия.

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром. Тема: «Откуда хлеб пришёл».

Программное содержание: Цель: Познакомить детей с процессом выращивания и приготовления хлеба.

Задачи:

Образовательная: Показать детям, что хлеб - ценный продукт, что процесс выращивания хлеба очень длительный и трудный, поэтому все мы должны бережно относиться к хлебу, уважать труд людей, выращивающих его.

Развивающая: Развитие внимания, памяти и мышления, словесной устной речи.

Воспитательная: Воспитывать уважение и благодарное отношение к труду людей участвующих выращивании и в производстве хлеба; бережное отношение к хлебу.

Словарная работа: агроном , комбайн, остья, жатва, элеватор, хлебобулочные изделия.

Билингвальный компонент: сәлемет сіздірме қонақтар-здравствуйте, гости; нан-

хлеб, ақ- белый, қара – чёрный, дәмді – вкусный, үн – мука, тұз- соль, су- вода, жұмыртқа –яйца, ашытқы – дрожжи, қант - cахар.

Предварительная работа:
Беседа о сборе урожая хлеба;

Рассматривание иллюстраций; чтение литературных произведений по теме; заучивание пословиц, рассматривание колосьев пшеницы; размол на кофемолке зёрен пшеницы; посев пшеничных зёрен.
Ход занятия: Воспитатель:
Ребята к нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся с ними.

( Дети вместе с воспитателем стоят полукругом)

- Сәлемет сіздірме қонақтар!

-Придумано кем-то просто и мудро:

При встрече здороваться: - Доброе утро!

-Доброе утро - солнцу и птицам

-Доброе утро - улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым,

Пусть доброе утро длится до вечера!

Сегодня мы с вами побеседуем, а о чём попробуйте догадаться:
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый.

Дети:
- Хлеб.

Воспитатель:
Да, верно, мы с вами поговорим именно о нем. Хлеб, хлебушек, хлебушко. С румяной корочкой, душистый, ароматный, горячий, мягкий. Он – самый главный на каждом столе. А вот каким он может быть еще, вы мне и расскажете.
Дидактическая игра «Какой хлеб?»
Подбор определений к существительному. (Дети стоят в кругу и передают по кругу мяч и называют определения, например,
хлеб румяный, свежий, душистый, аппетитный, мягкий, черствый, белый, горячий, витаминный, воздушный, ароматный , ақ- белый, қара – чёрный, дәмді – вкусный)
Воспитатель: - Хлебом питаются люди, это самый главный и ценный продукт. Он составляет основу всего питания человека. Мы кушаем его каждый день и в детском саду, и дома.
Хлеб бывает разный, но он обязательно полезный и вкусный. В хлебе содержится витамин В, который укрепляет нервную систему, память, улучшает пищеварение. Ребята, а кто знает, откуда к нам хлеб пришел?
Дети:
Хлеб покупают в магазине.
Воспитатель:
А хотите, я расскажу, как он попал в магазин? Но сначала, скажите мне, кто знает, из чего делают хлеб?
Дети:
Его пекут из муки.
Воспитатель:
А что такое мука, из чего её получают?
Дети:
Муку получают из зёрен.
Воспитатель:
Правильно, из зёрен. Давайте проследим путь зёрнышка до хлеба. Пройдёмте на стульчики к нашему экрану.

Воспитатель: Мы с вами тоже посеяли в группе пшеничку. Как вы думаете вырастут ли колоски, получится ли у нас собрать зёрна?

Дети: Нет, потому, что в группе мало солнца, и в земли в горшке растениям не хватает.

Воспитатель:

Поэтому, хлеборобы пшеницу сеют на просторных полях, где много солнца и земли.
Выращивать и убирать людям хлеб помогают сильные машины. Весной, лишь только оттает и просохнет земля в поле выходит трактор. Кто ведет его …
Дети:
- Управляет трактором тракторист.
Воспитатель: (СЛАЙД 1)
Трактор тянет за собой железный плуг, который глубоко вспахивает землю.Поле вспахано, комья большие, крупные, а зёрнышки маленькие, им неуютно там будет. Что нужно сделать с землёй?

Дети: В земле нужно разбить комки, разрыхлить, размять её.

Воспитатель: (СЛАЙД 2) Землю рыхлят бороной. Её можно сравнить с большой железной расчёской, которая разбивает комья.

(СЛАЙД 3) Теперь можно начинать сеять! К трактору прикрепляют сеялки и те ровными, аккуратными рядами укладывают в почву зерна пшеницы.

Давайте и мы с вами превратимся в зернышки, которые посеяли в поле.
Физкультминутка «В землю зёрнышко попало»
В землю зёрнышко попало, (приседают)
Прорастать на солнце стало (руки над головой)
Дождик землю поливал,
И росточек подрастал (медленно встают)
К свету и теплу тянулся, и красавцем обернулся.

Воспитатель: (СЛАЙД 4) Все лето созревают зёрна в колосьях. За будущим урожаем тщательно следит агроном (дети повторяют слово хором и индивидуально), он следит за здоровьем растений, оберегает их от вредителей.

(СЛАЙД 5) Ну вот, зёрна созрели в колосьях. Поле в это время очень красивое.

- Давайте рассмотрим колос, из чего же он состоит? Показ колоска.

Дети: Колосок состоит из зёрнышек, покрытых чешуйками, усиков-остьев, стебелька - соломы.

Воспитатель:

- Правильно, ребята, посмотрите на колосья настоящие, с поля. Обратите внимание, что у пшенички остья- короткие, а у ячменя – длинные.

(СЛАЙД 6) - Начинается жатва. (Дети повторяют слово хором и индивидуально). И на поле выходят другие машины – комбайны. Кто работает на комбайне? Дети: На комбайне работает комбайнёр.
Воспитатель:
Что же делает комбайн?
Дети:
Он собирает колосья.
Воспитатель:
Комбайн – срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины, которые беспрерывно подъезжают по сигналу комбайнера. А из накопителя соломы комбайна сходят большие желтые копны обмолоченной соломы. Давайте посмотрим видео.

(7 ВИДЕО)

Давайте представим, что мы с вами на машине везём зерно на элеватор.

(Дети встают перед стульчиками)

Ой, а что случилось, почему наша машина не едет? Ребята, да у неё же спущены колёса, возьмём насос и накачаем их.

(Дыхательная гимнастика Стрельниковой «Насос»).

Ну что, поехали! Ехали, ехали,

На кочку наехали

С горки съехали

На элеватор приехали.

(СЛАЙД 8) Воспитатель: на элеваторе сушат, сортируют и хранят зерно.

- А как вы думаете, куда везут зерно из элеваторов?
Дети:
На мельницу.
Воспитатель: (СЛАЙД 9)
Правильно, и там зерно перемалывают в муку. Ребята, а куда потом отправляется мука?
Дети:
На хлебозавод, пекарню.
Воспитатель: (СЛАЙД10)

Правильно. На хлебозаводе пекари сначала замешивают тесто.

Ребята, а кто из вас видел, как мама делает тесто?

Дети: - Мама использует үн – мука, тұз- соль, су- вода, жұмыртқа –яйца, ашытқы – дрожжи, қант - cахар.

«Замесим тесто»

Ой, ладошки-ладушки.

Мы печём оладушки

/хлопки ладонями/

Замесили тесто,

Тесту мало места

/имитируют помешивание по кругу/

Тесто выпало на стол,

Тесто шлёпнулось на пол

/присели/

Тесто убежало

Начинай сначала.

/лёгкий бег на месте/

Воспитатель:

А сейчас давайте покажем сценку про тесто для наших гостей.

Сценка – сюрприз «Тесто».

Входят Дед и Баба, несут кастрюлю, ставят её на пол или на стол и начинают месить тесто. Затем вытирают пот со лба и садятся на скамеечку под дерево.

Ведущий ребёнок: Замесили бабка и дедка тесто и сели ждать, пока тесто поднимется.

Тесто было бело,

Дулось и пыхтело,

Фыркало, шипело,

Тесто песню пело.

Тесто (вылезая из кастрюли):

Уползу я из кастрюли,

Я не буду пирогом.

Не хочу я быть ватрушкой

Иль пампушкой с творогом.

Бабка (пытается запихнуть тесто обратно в кастрюлю):

Стой, стой, не беги,

Я спеку пироги.

Будешь ты с начинкой,

С ягодкой - малинкой.

Будешь кулебякой

Кренделёчком с маком.

Ведущий: Отвечает бабке тесто…

Тесто (вываливается из кастрюли на пол, затем встаёт во весь рост):

Мне в кастрюльке мало места.

Мне в кастрюльке стало тесно.

В печку лезть не интересно!

Ведущий: На пороге свинка,

Розовая спинка.

Свинка хрюкает, визжит,

К тесту белому спешит.

(Свинка подбегает к тесту).

Тесто: Ты меня не трогай,

Подожди немного.

Буду я с начинкой,

С ягодкой – малинкой.

Буду кулебякой

Кренделёчком с маком.

Свинка: Мне не нужен мак,

Съем тебя и так. (Свинка бегает за Тестом).

Тесто: Ой, спасите, пропаду!

Ой, спасите, караул!

Бабка с дедкой:

Будешь ты с начинкой,

С ягодкой – малинкой?

Тесто: Буду!

Бабка с Дедом:

Будешь кулебякой

Кренделёчком с маком.

Тесто: Буду!

Я хочу быть пирогом

Вкусным, ароматным.

Угостите всех детей

Булочками с маком!

(Дед с Бабкой уводят Тесто в дом).

Воспитатель: (СЛАЙД 11)- Дома мы приготавливаем тесто в маленьких ёмкостях. А вот на хлебозаводе стоят огромные чаны с закваской. В чан с закваской добавляют муку, соль, сахар, воду, дрожжи и специальные машины механическими «руками» вымешивают тесто для хлеба.

(СЛАЙД12) И вот тесто замешано и пришла пора его класть в форму и ставить в печь.

(СЛАЙД 13) Хлеб готов - пора его везти в магазины. (СЛАЙД 14)

-А что еще пекут из муки кроме хлеба?
Дети:
- Булочки, печенье, торты, пироги, сухари…
Воспитатель:
- А как все эти продукты называются одним словом?
Дети:
Хлебобулочные изделия.
Воспитатель:
- Какие вы молодцы. Вот видите, ребята, как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб. Чтобы на нашем столе всегда был свежий душистый хлеб с хрустящей корочкой, трудятся люди разных профессий. Работа эта трудная тяжелая, поэтому к хлебу надо относиться бережно. Ведь не зря говорят, что хлеб – всему голова!
Хлеб, раньше, в старину называли «жито», от слова «жить». По старинному русскому обычаю, нечаянно выпавший из рук хлеб, надо не только поднять и бережно обтереть, попросить у него прощения.

Игра «Своё место»

- Длинный путь хлеба от поля до нашего стола, давайте расскажем об этом. Возьмите карточки – схемы, они вам помогут правильно составить рассказ.

На карточках изображен труд хлеборобов: 1тракторист пашет землю, 2агроном проверяет колосья,3 комбайны жнут и обмолачивают хлеб, 4машины увозят зерно на элеватор, 5на мельнице перемалывают зёрна в муку, 6 пекари замешивают тесто, выпекают хлебобулочные изделия.

Воспитатель: - Давайте-ка проверим, правильно ли вы определили последовательность.

Да не сразу стали зёрна

Хлебом, тем, что на столе.

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.

1. Пришла горячая пора - пора больших забот.

Рокочут в поле трактора, весенний сев идёт.

2. Вначале хлеб посеяли зерном,

Потом ростки взлелеял агроном.

3. Хлеб созрел.

В полях моторы песню жатвы завели,

В степь выводят комбайнёры

Полевые корабли.

4. Хлеб созрел, но к нам на стол

Прямо с поля не пошёл.

С поля даже в магазины

Хлебу ехать рановато.

Он уселся на машины

И спешит на элеватор.

5. Едет хлеб на мельницу,

Мельницу - чудесницу.

Там муку смололи из зерна

На хлебозавод отправилась она.

6.Здесь пекарь постараться смог:

Такие булки вкусные испёк!

7.В булочной у нас баранки,

Булки, бублики, буханки.

Воспитатель:

- Почему ты занял первое место в цепочке?

-Как агроном ухаживает за посевами?

-Как называется время уборки урожая?

-Что делают с зерном на элеваторе?

-Для чего нужна мельница?

-Что делают в пекарне?

Собрать иллюстрации.

-Как нужно относиться к хлебу.

-Давайте повторим наше «золотое» правило обращения к хлебу.

Хлеба к обеду в меру бери,

Хлеб - наша ценность, им не сори!

Исполняется «Гимн хлеба»

Воспитатель вносит на рушнике каравай хлеба и читает стихотворение С.Дрожжина "Каравай"

Вот он, хлебушек душистый,
Вот он, теплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришел.
В нем здоровье наше, сила,
В нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло.
В нём земли родные соки,

Солнца свет весёлый в нём…

Уплетай за обе щёки,

Вырастай богатырём !

Воспитатель предлагает детям съесть по кусочку каравая.

Конспект занятия в подготовительной группе по формированию целостной картины мира, тема: «Хлеб – наше богатство»

Авторы занятия: Пинтеску И. С. - воспитатель 2 квалификационной категории, Нежданова З. А.- старший воспитатель высшей квалификационной категории, Пикунова Н. Н. - музыкальный руководитель высшей квалификационной категории, муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 30» г. Сергиев Посад.

Раздел:

Формирование целостной картины мира.

Программное содержание:

Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу и людям, вырастившим его;
Расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека;
Познакомить детей с процессом выращивания хлеба;
Дать представление о том, как хлеб пришел к нам на стол; обратить внимание на содержание труда людей, на их слаженность и взаимопомощь в работе, на механизацию труда;
Закрепить знания детей о том, что хлеб - это один из самых главных продуктов питания в России.

Предварительная работа:

Беседа о сборе урожая хлеба;
Рассматривание иллюстраций;
Заучивание пословиц, беседа, чтение литературных произведений по теме; Рассматривание колосьев ржи и пшеницы;
Изготовление хлебобулочных изделий из соленого теста.

Ход занятия:

Воспитатель:

Ребята к нам сегодня пришли гости, поздоровайтесь. Сегодня я вас приглашаю в путешествие. А вот о чем мы будем говорить по ходу нашего путешествия вы постарайтесь угадать:

Загадка про хлеб

Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый.
(Хлеб)

Дети:

Воспитатель:

Да, верно, мы с вами поговорим именно о нем. Хлеб, хлебушек, хлебушко. С румяной корочкой, душистый, ароматный, горячий, мягкий. Он – самый главный на каждом столе. А вот каким он может быть еще, вы мне и расскажете.

Дидактическая игра «А какой он, хлеб?»

Подбор определений к существительному. (Дети стоят в кругу и передают по кругу мяч и называют определения, например, хлеб румяный, свежий, душистый, аппетитный, мягкий, черствый, белый, горячий, витаминный, воздушный, ароматный).

Воспитатель:

Хлеб бывает разный, но он обязательно полезный и вкусный. В хлебе содержится витамин В, который укрепляет нервную систему, память, улучшает пищеварение. Ребята, а кто знает, откуда к нам хлеб пришел?

Дети:

Его покупают в магазине.

Воспитатель:

А хотите я расскажу, как он попал в магазин? Но сначала, скажите мне кто знает, из чего делают хлеб?

Дети:

Пекут из муки.

Воспитатель:

А что такое мука, из чего её получают?

Дети:

Из зёрен.

Воспитатель:

Правильно. Из зёрен пшеницы получают пшеничную муку, а из зёрен ржи получают ржаную муку. Чтобы получить из зёрен муку, нужно затратить очень много труда и сил: сначала вырастить рожь и пшеницу, потом собрать урожай. Этим и занимаются хлеборобы. Ребята, вы хотите узнать, что же это за работа?

Дети:

Да хотим.

Воспитатель:

Выращивать и убирать людям хлеб помогают сильные машины. Весной, лишь только оттает и просохнет земля в поле выходит трактор. Кто ведет его …

Дети:

Тракторист.

Воспитатель:

Трактор тянет за собой железный плуг, который глубоко вспахивает землю. И вот земля стала мягкой, послушной и рыхлой. Теперь можно начинать сеять! К трактору прикрепляют сеялки и те ровными, аккуратными рядами укладывают в почву зерна пшеницы. Вот пшеница взошла. Все лето созревают зёрна в колосьях. Поле в это время очень красивое. Давайте и мы свами превратимся в зернышки, которые посеяли в поле.

Физкультминутка «В землю зёрнышко попало»

В землю зёрнышко попало, (приседают)
Прорастать на солнце стало (руки над головой)
Дождик землю поливал,
И росточек подрастал (медленно встают)
К свету и теплу тянулся
И красавцем обернулся. (2 раза)

Воспитатель:

Ну вот зёрна созрели. Начинается жатва. (Дети повторяют слово хором и индивидуально). И на поле выходят другие машины – комбайны. Кто работает на комбайне?

Дети:

Комбайнёр.

Воспитатель:

Что же делает комбайн?

Дети:

Собирает колосья.

Воспитатель:

Комбайн – срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины, которые беспрерывно подъезжают по сигналу комбайнера. А из накопителя соломы комбайнера через определенные промежутки времени сходят большие желтые копны обмолоченной соломы.

Дети:

На мельницу.

Воспитатель:

Правильно, и там зерно мелют в муку. Ребята, а куда потом отправляется мука?

Дети:

На хлебозавод, пекарню.

Воспитатель:

Правильно. На хлебозаводе стоят огромные чаны с закваской. В чан с закваской добавляют муку, соль, сахар, воду, дрожжи и специальные машины механическими «руками» вымешивают тесто для хлеба. А давайте и мы с вами превратимся в пекарей и замесим тесто для каравая, вставайте в круг.

Физкультминутка «Каравай»

(Сжимать руки в кулаки и по очереди совершать ими движения сверху вниз, как будто месим тесто).

Мешу, мешу тесто,
Есть в печи место,
Пеку, пеку каравай, («перекладываем тесто» из руки в руку)
Переваливай, валяй. (2 раза)

И вот тесто замешано и пришла пора его класть в форму и ставить в печь. Когда хлеб и спечется, его грузят на машины и везут в магазины.
А что еще пекут из муки кроме хлеба?

Дети:

Булочки, печенье, торты, пироги, сухари.

Воспитатель:

А как все эти продукты называются одним словом?

Дети:

Хлебобулочные изделия.

Воспитатель:

Какие вы молодцы. Вот видите, ребята, как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб. Русский народ всегда очень бережно относится к хлебу. Хлеб – всему голова. Всего три слов, но как точно говорится в пословице о важности хлеба. Ребята, а какие еще вы знаете пословицы о хлебе?

Дети:

(Дети называют пословицы и поговорки и объясняют их смысл).

Пословицы и поговорки про хлеб

«Без хлеба – нет обеда». «Хлеб – батюшка, вода – матушка». «Будет хлеб – будет и песня». «Много свету – много хлеба». «Хлеба надо брать столько, сколько съешь». «Хлеб надо всегда доедать». «Хлеб нельзя бросать на пол». «Не велик кусок пирога, а стоит много труда».

Воспитатель:

Дети, скажите пожалуйста какие работы выполняют на полях хлеборобы, чтобы вырастить хороший урожай зерна?

Дети:

Пашут, боронуют, сеют, удобряют, жнут.

Воспитатель:

Какие машины помогают хлеборобам?

Дети:

Трактора, комбайны, грузовые машины.

Воспитатель:

Как нужно относится к хлебу?

Дети:

Бережно, съедать весь до конца, хлеб нельзя выкидывать.

Воспитатель:

Ну вот, наше путешествие подошло к концу, и теперь вы знаете, какой долгий путь прошел наш хлеб, чтобы попасть в магазин. Хлеб – главное богатство нашей страны и его нужно беречь.

Обо всём на свете:

В 1930 году в американский прокат вышел фильм "Песня мошенника" (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев...

Материалы раздела

Занятия для младшей группы:

Занятия для средней группы.

«Откуда хлеб пришёл»

Программное содержание: Дать детям понятие, что хлеб является ежедневным продуктом. Рассказать откуда берётся хлеб, как его делают, кто его растит и печёт. Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу.

Оборудование: картинки, тарелка с мукой.

Обогащение словаря : чёрствый, ароматный, аппетитный, хлебозавод

Ход занятия

Ребята, что вы сегодня ели на завтрак?

(Молочная каша, булка, чай)

А вчера?

(Омлет, булка с маслом, кофе)

А что было на обед?

(Борщ, вермишель с котлетой, сок, хлеб)

Ребята, меню всё время меняется, а какой продукт постоянно на столе и утром и вечером?

Правильно, каждый день у нас на столе и в детском саду и дома хлеб.

Ребята, а вы любите хлеб? Какой хлеб вы любите?

(Белый, булки с изюмом, мягкий).

Давайте с вами подумаем и назовём много слов, каким бывает хлеб?

(Вкусный, мягкий, чёрствый, белый, горячий, свежий, ароматный, аппетитный)

Хлеб бывает разный, но он обязательно вкусный и полезный.

Ребята, а кто знает, откуда к нам хлеб пришёл?

(Мама купила в магазине)

А, как он в магазин попал, хотите расскажу?

Сначала зёрнышко хлеба сажают в землю.

Специальными машинами, сеялками.

Потом вырастают вот такие колоски

Зёрна собирают машины и отвозят на мельницу

Там зёрна перемелют в муку. Посмотрите вот у меня мука в тарелке. Попробуйте её руками. Какая она на ощупь?

(мягкая, рассыпчатая).

Из этой муки на хлебозаводе (завод, где пекут хлеб) пекут хлеб, булки.

Физкультминутка:

Дует ветер с высоты.

Гнутся травы и цветы.

Вправо-влево, влево-вправо.

Клонятся цветы и травы. (Наклоны в стороны).

А теперь давайте вместе.

Все попрыгаем на месте (прыжки)

Выше, веселей, вот так!

Переходим все на шаг (ходьба на месте)

Вот и кончилась игра.

Заниматься нам пора.

Ребята, а кто из вас видел дома, как мама делает тесто?

(Мука, вода)

Посмотрите, какие нужны компоненты

Давайте их назовём. (Ответы детей).

Когда тесто замешано его кладут в форму и ставят в печь. Когда хлеб готов, его грузят в машины и везут в магазин.

Ребята, а что ещё пекут из муки?

Ответы детей (булки, батоны, пирожки, пирожные).

Молодцы!

На тарелке лежат кусочки булки. Возьмите каждый и попробуйте.

Дидактическая игра: "Сложи правильно"

Цель: разложить и объяснить карточки в правильной последовательности. «Как хлеб на стол попадает»