Требования к современному уроку. Гигиенические требования к урокам

Санитарно – гигиенические требования к уроку

Подготовила:

Кондря Мария Михайловна

учитель начальных классов

МБОУ «Уренская СОШ №2»

2015 год

Слайд 2

Выполнение санитарно – гигиенических требований к уроку обеспечивает оптимальные условия для жизнедеятельности ученика в ходе учебного занятия

Сегодня мне бы хотелось ещё раз напомнить об основных требованиях.

Слайд 3

Работоспособность и возникновение утомления у учащихся на уроке в определенной степени зависит от продолжительности урока и учета гигиенических требований при его построении . Продолжительность урока (академический час) во всех классах не должна превышать 45 минут, за исключением 1-го класса, в котором урок может длиться не более 40 минут.

Слайд 4

Кроме продолжительности урока, на сроки возникновения утомления влияет и его построение. По мнению многих исследователей, структура урока должна быть достаточно гибкой, так как разные предметы требуют различного чередования видов деятельности. Вместе с тем можно выделить и ряд общих физиолого-гигиенических положений по правильной организации уроков. Правильная организация урока в первую очередь подразумевает учет динамики работоспособности школьников, которая имеет 5 фаз: переход на новый уровень; установление максимального уровня работоспособности; максимальная работоспособность; неустойчивая работоспособность; падение работоспособности. (1-2 фазы – врабатываемость; 4-5 фазы – утомление.)

Во время фазы врабатываемости нагрузка должна быть относительно невелика, необходимо дать школьникам войти в работу. В период оптимальной устойчивой работоспособности (в начальной школе этот период продолжается в среднем 15 – 20 минут), нагрузка может быть максимальной. Затем нагрузку следует снизить, так как развивается утомление.

Слайд 5

Сохранить высокую работоспособность на уроке помогают правильная регламентация продолжительности и рациональное чередование различных видов деятельности.

Многочисленными наблюдениями и экспериментальными исследованиями доказано, что переключение с одного вида деятельности на другой обеспечивает возобновление нормальной деятельности коры головного мозга и восстанавливает работоспособность.

Смена видов учебной деятельности не позже чем через 7 – 10 минут. В начальной школе преподавание должно в большей мере строиться на чувствительном восприятии. Наилучшим способом для этого служит наглядный метод обучения. Увеличивает продолжительность периода оптимальной устойчивой работоспособности рациональное использование технических средств обучения.

Очень важная роль в сохранении высокой работоспособности на протяжении урока принадлежит физкультминуткам . Исследования показывают, что физкультминутки необходимы на каждом уроке в начальных классах. Проводить физкультминутки целесообразно в тот момент, когда наблюдаются первые признаки утомления у школьников (рассеивание внимания, частая смена поз). Упражнения физкультминуток должны быть направлены на активизацию позных мышц (наклон туловища, вращения головой), мышц нижних конечностей (приседания, тыльные и подошвенные сгибания стоп). Полезное действие на функции организма оказывает изменение рабочей позы во время урока. В своей работе использую систему Владимира Филипповича Базарного. Система «динамической смены поз» предусматривает организованный перевод учащихся из положения «сидя» в положение «стоя» 2 – 3 раза в течение урока. Продолжительность работы «стоя» на протяжении всего урока должна составлять от 3 до 7 минут, для неё подбираю соответствующие виды заданий. (Во время пояснения задания, после выполнения заданий, и т. д.)

Для увеличения двигательной активности учащихся необходимо проводить гимнастику до занятий, подвижные перемены, кроме этого рекомендуется проводить легкий самомассаж головы, дыхательные упражнения.

6 слайд

Световой режим в учебных помещениях – момент, о котором никак нельзя забывать. Зрение приносит человеку наибольшее количество информации об окружающем мире, при этом свет не только обеспечивает нормальную жизнедеятельность организма, но и определенный жизненный тонус и ритм. Неблагоприятные условия освещения ведут к снижению работоспособности; эти же причины обуславливают развитие заболеваний органов зрения. Для профилактики переутомления глаз и развития близорукости рекомендуются упражнения, направленные на укрепление глазных мышц.

7 слайд

Воздушно-тепловой режим - не менее важный аспект. Учебные помещения должны проветриваться во время перемен, а рекреационные во время уроков. До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание учебных помещений. Температура в классных комнатах должна соответствовать режиму 18 - 21°C

8 слайд

Ещё одно требование – соответствие мебели индивидуальным особеннностям учеников. Оно особенно важно для формирования у детей правильной осанки. Высота стульев должна соответствовать росту учеников. А современные столы для школьников имеют регулировки по высоте и наклону поверхности. Задача учителя – проследить, чтобы учащиеся во время урока чувствовали себя комфортно, сидя за столами.

9 слайд

Немаловажным факторм сохранения здоровья у школьников является психологический климат на уроках. Мы должны помнить о том, что отношения между учителем и учеником также влияют на работоспособность. Условия, определяющие эффективность влияния педагога на психологический климат в коллективе: личные и профессиональные качества педагога, а также ориентация на эмоциональный комфорт школьников.

10 слайд

Учёными доказано, что положительный эффект имеет так называемая цветочная терапия. Определённые комнатные растения могут помочь преодолеть негативный душевный настрой и кроме этого очищают воздух в помещениях.

Рекордсменом по очистке воздуха были признаны хлорофитум, алоэ, плющ, драцена, аспарагус.

Слайд 11

Согласно исследованиям некоторые растения очищают воздух от болезнетворных микроорганизмов, а также от вируса гриппа. К этой группе относятся бегония, традесканция, диффенбахия. Но диффенбахию следует размещать в недоступном для школьников месте, так как в нём содержится ядовитый сок, который вызывает раздражение.

Слайд 12

Следующая группа растений хорошо очищают воздух от пыли (узумбарская фиалка, глоксиния, фикусы, монстеры). Такие растения полезно размещать в рекреации.

Слайд 13

Рациональная организация учебно – воспитательного процесса и комплекс профилактических мероприятий являются важными факторами сохранения и укрепления здоровья у школьников в процессе обучения.

  • Формы организации обучения
  • Библиографический список
  • Электронные ресурсы
  • Глава 6.
  • § 2. Историческая эволюция методов обучения
  • § 3. Многообразие подходов к классификации методов обучения
  • Методы обучения и характер деятельности учителя и учащихся (по и. Я. Лернеру и м. Н. Скаткину)
  • § 4. Классификация методов обучения ю. К. Бабанского
  • 1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
  • 2. Методы стимулирования учебной деятельности школьников
  • 3. Методы контроля и самоконтроля в обучении
  • § 5. Классификация методов продуктивного обучения а. В. Хуторского
  • Методы продуктивного обучения
  • § 6. Характеристика отдельных методов обучения
  • § 7. Дидактические основания выбора и оптимального сочетания методов обучения
  • Вопросы и задания по материалам главы 6
  • Библиографический список
  • Глава 7.
  • 1.2. Основные понятия педагогической инноватики
  • 1.3. Структура инновационного процесса
  • 1.4. Типология педагогических нововведений
  • 1.5. Факторы, обусловливающие необходимость инновационной деятельности
  • 1.6. Основные направления инновационных педагогических поисков в мировой и отечественной теории и образовательной практике
  • Типы нововведений в школе (по м. М. Поташнику)
  • 1.7. Закономерности протекания инновационных процессов
  • § 2. Учитель и дидактические инновации. Основания выбора инновационной технологии
  • 2.1. Учитель и дидактические инновации
  • 2.2. Мотивация инновационной деятельности учителя
  • 2.3. От многообразия выбора к авторским технологиям
  • 2.4. Критерии внедрения педагогических новшеств
  • § 3. Современные технологи обучения: общая характеристика
  • 3.1. Сущность понятия, история возникновения и развития
  • 3.2. История возникновения и развития учения о педагогической технологии
  • 3.3. Общий обзор педагогических технологий обучения
  • § 4. Отечественные авторские школы и технологии
  • 4.1. Авторская школа: характеристика феномена
  • 4.2. Школа радости в. А. Сухомлинского
  • 4.3. Школа Жизни Шалвы Амонашвили
  • XIV. Особенности образовательного процесса в Школе Жизни
  • Хv. Учитель Школы Жизни. Советы учителю Школы жизни
  • 4.4. Дидактическая система в. Ф. Шаталова
  • В. Ф. Шаталов: о формирования мнемонической деятельности
  • 6.5. Педагогическая технология с. Н. Лысенковой (опережающее обучение с использованием опорных схем)
  • 6.6. Уроки г. Д. Лавровой: уроки любви и сердечности, уроки жизни
  • 6.7. И еще авторские школы…
  • Библиографический список
  • Электронные ресурсы
  • Глава 8.
  • 1.1. Концепции, ориентированные на психическое развитие
  • 1.2. Концепции, учитывающие личностное развитие
  • 1.3. Концепция поэтапного формирования умственных действий
  • § 2. Технологии личностно-ориентированного образования
  • Личностно-ориентированное обучение. Концепция и. С. Якиманской
  • 2.2. Технология разноуровневого обучения
  • 2.3. Технология адаптивного обучения
  • § 3. Технологии обучения с помощью компьютерных и аудиовизуальных средств
  • 3.1. Технология программированного обучения
  • 3.2. Автоматизированные технологии обучения
  • 3.3. Технологии и средства мультимедиа
  • 3.4. Компьютерные технологии дистанционного обучения
  • 3.5. Интернет в школе
  • § 4. Педагогические технологии активизации познавательной деятельности учащихся
  • 4.1. Технология коллективного обучения
  • (Обучение в сотрудничестве)
  • 4.2. Технология проблемного обучения
  • 4.3. Технология проектного обучения
  • 4.4. Игровые технологии в обучении
  • § 5. Зарубежные дидактические системы
  • 5.1. Дидактическая система Джона Дьюи: основание новой парадигмы
  • 5.2. «Обаятельная как детство» педагогика Марии Монтессори
  • 5.3. Вальдорфская школа р. Штейнера
  • Вальдорфская педагогика р. Штайнера
  • Вопросы и задания по материалам главы 8
  • Библиографический список
  • Электронные ресурсы
  • Глава 9.
  • § 2. Контроль в процессе обучения: сущность, функции, объекты
  • 2.2. Функции и объекты контроля в образовательном процессе
  • § 3. Принципы контроля, педагогические требования к его осуществлению
  • 3.1. Принципы диагностирования и контролирования
  • 3.2. Педагогические требования к организации контроля
  • § 4. Виды контроля в обучении
  • § 5. Формы и методы контроля и самоконтроля в обучении
  • 5.1. Методы контроля и самоконтроля в обучении
  • § 6. Оценка результатов обучения
  • 6.1. Взгляд из 1966 года на суть школьной оценки
  • 6.2. Современное представление об оценках
  • § 7. Отметка в системе оценивания: прошлое, настоящее, будущее
  • Библиографический список
  • Электронные ресурсы
  • § 2. Планирование учебной деятельности
  • 3.1. Диагностика и прогнозирование при подготовке к уроку
  • Электронный ресурс по материалам книги: дидактика средней школы165
  • 3.2. Виды планирования учебной деятельности
  • Готовясь к уроку, учитель не может не учитывать состояние материально-технической базы школы: чем основательнее будут продуманы эти вопросы перед уроком, тем лучше будут последующие результаты.
  • 3.3. Методы планирования учебной работы
  • Электронный ресурс
  • По материалам книги:
  • Дидактика средней школы168
  • § 4. Структура плана учебных занятий
  • 4.1. Структура плана учебной работы
  • 4. 2. Разработка и структура плана творческого урока
  • § 4. Классики педагогики о том, как подготовиться и провести хороший урок
  • Вопросы и задания по материалам главы 10
  • Библиографический список
  • Электронные ресурсы
  • Библиографический список по курсу «дидактика»
  • Периодика (2006–2011)
  • Электронные ресурсы
  • Дидактика средней школы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://didaktica. Ru/osnovy-obshhej-didaktiki – Дата обращения: 19.05.2012.
  • Владимир Иванович смирнов дидактика.
  • Часть II.
  • Технологии процесса обучения
  • III. Гигиенические требования к уроку:

      температурный режим;

      физико-химические свойства воздуха (необходимость проветривания);

      освещение;

      предупреждение утомления и переутомления;

      чередование видов деятельности;

      соблюдение правильной рабочей позы учащегося;

      соответствие классной мебели росту школьника.

    IV. Требования к технике проведения урока:

      урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес к учению и воспитывать, потребность в знаниях;

      темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учащихся завершенными;

      необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке, должны соблюдаться педагогический такт;

      доминирование атмосферы доброжелательности и активного творческого труда;

      оптимально сочетать различные методы и приемы обучения;

      обеспечить соблюдение единого орфографического режима школы;

      учитель должен обеспечить активное учение каждого школьника 18 .

    § 6. Многообразие форм организации обучения

    ПО МАТЕРИАЛАМ КНИГИ:

    ПЕДАГОГИКА /

    ПОД РЕД. Ю. К. БАБАНСКОГО

    Практикумы и семинары . Одной из форм организации обучения, дополняющей урок, является практикум . Практикумы проводятся с учащимися старших классов и представляют собой лабораторные или практические занятия, в ходе которых школьники выполняют определенный цикл работ в соответствии с программой. Практикумы проводятся в лабораториях и мастерских, в учебных кабинетах и на учебно-опытных участках. По сравнению с обычными лабораторными работами и практическими занятиями, они характеризуются большей самостоятельностью учащихся и творческим отношением к выполнению заданий.

    Семинары проводятся в старших классах обычно после изучения основных разделов программы преимущественно по предметам гуманитарного цикла. Использование этой формы организации обучения позволяет провести теоретические обобщения изученного материала, научить учащихся выступать с самостоятельными сообщениями, дискутировать, отстаивать свои суждения, готовит школьников к участию в общественной жизни и продолжению образования.

    В соответствии с принятым планом устанавливается программа подготовки к семинару каждого учащегося и класса в целом, распределяются задания, рекомендуется для изучения литература (обязательная для всех). Темы сообщений, рефератов и докладов учащихся на семинаре ставятся преимущественно в проблемной форме. Учитель руководит их подготовкой, дает необходимые консультации.

    Семинарское занятие начинается обычно с краткого вступления учителя, в котором указываются основные задачи данного семинара, выдвигаются проблемы для обсуждения. Семинарские занятия рассчитаны на проявление школьниками высокой активности и самостоятельности, которые обеспечиваются тщательной их подготовкой и хорошо продуманным проведением. Иногда бывает целесообразно предварительно не распределять темы рефератов, сообщений или докладов, поручая готовиться каждому ученику по всему плану проведения семинарского занятия и быть готовым к выступлению по собственной инициативе или по вызову преподавателя. Такая методика подготовки к семинару оправдывает себя в тех случаях, когда в плане его нет особенно сложных вопросов, требующих более глубокого изучения отдельными учащимися. Иногда, кроме основных докладчиков, готовятся и их оппоненты, участие которых в обсуждении вопросов активизирует проведение семинара. В процессе занятия необходимо вызывать дискуссию, не обходя острые и злободневные проблемы. В конце занятия учитель подводит его итоги, по возможности связывая их с конкретными задачами обучения.

    Факультативы и их организация . Учебные предметы, изучаемые учащимися по выбору и желанию для углубления и расширения научно-теоретических знаний и практических навыков, называют факультативами. В учебный план общеобразовательной средней школы включены факультативные занятия, представляющие собой одну из эффективных форм группового дифференцированного обучения, рассчитанную на расширение знаний, приобретенных при изучении обязательных учебных программ, развитие познавательных интересов, способностей и профессиональную ориентацию учащихся.

    Факультативные занятия проводятся по специальным программам, рассчитанным на соблюдение преемственности между обязательными и факультативными курсами, повышение активности и самостоятельности учащихся, развитие их познавательных интересов. При определении перечня факультативов школа исходит не только из личных желаний учащихся, но и из возможностей школы. Учитываются конкретные условия и задачи подготовки учащихся к практической деятельности в соответствии с местными условиями.

    Учебные экскурсии. Учебные экскурсии ‒ это форма организации обучения, которая позволяет проводить наблюдения, а также изучение различных предметов, явлений и процессов в естественных условиях. Предусмотренные учебными программами экскурсии являются обязательными и проводятся в рамках учебного времени, отводимого на изучение того или иного предмета.

    Экскурсии проводятся в связи с изучением на уроках определенных разделов программы: в природу (природоведческие экскурсии), на промышленные и сельскохозяйственные предприятия (производственные экскурсии), в музеи, к историческим местам и памятникам (исторические экскурсии). Бывают экскурсии географические, литературные и др. В ряде случаев практикуется проведение комплексных экскурсий одновременно по нескольким учебным предметам. Они предоставляют широкие возможности осуществления межпредметных связей, всестороннего изучения объекта наблюдений в его целостности, экономного использования времени.

    Дополнительные занятия с учащимися . Чтобы оказать помощь школьникам в устранении пробелов в знаниях и для предупреждения отставания, проводят дополнительные занятия. Эта форма организации обучения используется также для удовлетворения потребностей отдельных учащихся в углубленном изучении каких-либо отраслей научного знания, техники или искусства (в тех случаях, когда эту задачу не удается решить с помощью факультативов). Дополнительные занятия проводятся учителями в школе во внеучебное время. Они могут быть групповыми и индивидуальными, проводиться как консультации или самостоятельное выполнение учащимися заданий под руководством и с помощью учителя.

    Консультации учителя бывают текущими, тематическими и обобщающими (например, при подготовке к экзаменам или зачетам)

    Дополнительные занятия с отстающими учащимися организуются по мере необходимости. Установив на уроках пробелы в знаниях у отдельных учеников, учитель выясняет причины этих пробелов и на дополнительных занятиях принимает меры к их устранению. Дополнительные занятия позволяют полнее учитывать индивидуальные особенности учащихся, повышают уверенность их в своих силах и интерес к изучению предмета

    Для удовлетворения потребностей учащихся в более основательном изучении отдельных предметов или разделов программы учитель проводит с ними индивидуальные занятия, дает им задания повышенной трудности и рекомендации по изучению дополнительной литературы.

    Домашняя учебная работа. Домашняя учебная работа дополняет деятельность учащихся на уроках, отличается большой самостоятельностью и отсутствием непосредственного руководства учителя.

    Исходя из дидактического требования учить учащихся на уроке, некоторые педагоги отрицают возможность домашних заданий ученикам. Такая точка зрения несостоятельна, так как, во-первых, изучение программного материала нельзя ограничить работой в классе, особенно с учащимися старшего школьного возраста, а во-вторых, домашняя учебная работа имеет большое значение для формирования навыков самостоятельного умственного труда, чувства ответственности за порученное дело.

    Выполнение учащимися домашних заданий дополняет учебную работу на уроках, обеспечивает подготовку к изучению нового материала, расширение и углубление уже приобретенных знаний, формирование новых и закрепление имеющихся умений и навыков.

    Нельзя ограничивать домашние задания механическим повторением материала по учебнику, выполнением большого количества стереотипных задач и упражнений. Для того чтобы придать домашней работе творческий характер, вызвать к ней интерес у учащихся, в содержание заданий на дом следует включать наблюдения и несложные опыты, решение задач несколькими способами, чтение научно-популярной, технической и художественной литературы, подготовку самостоятельных выводов и заключений (на основе сравнений, измерений и т. п.).

    Одновременно с индивидуальной учитель организует и коллективную домашнюю работу учащихся, особенно при выполнении ими практических заданий (наблюдений, измерений, экспериментов).

    Подготовка учащихся к выполнению домашних заданий проводится учителем на, уроке. Заключается она в выработке у учеников навыков самостоятельного решения вопросов, в разъяснении содержания и методики выполнения задания на дом.

    На уроках, используются приемы самостоятельной работы с учебником, справочной литературой, проведения наблюдений и опытов, самопроверки и др., которые необходимы ученику при выполнении домашних заданий. Кроме того, нужно обязательно добиться отчетливого представления учащихся о том, что надо сделать и как следует выполнять задание в домашних условиях.

    Объем домашних заданий определяется в соответствии с предельными нормами времени, записанными в Уставе средней общеобразовательной школы. Общий объем домашних заданий учащимся на каждый день требует координации, так как учителя нередко дают задания по своему предмету, не согласовывая их объем с другими учителями, работающими в данном классе. Такую координацию должен осуществлять классный руководитель, чтобы не допускать перегрузки школьников домашними заданиями.

    Помощь родителей заключается в том, чтобы создать необходимые условия (ученик должен иметь дома рабочее место, удовлетворяющее установленным гигиеническим требованиям, и нужные пособия), приучить школьников выполнять задание по предмету, как правило, в день его получения, а не накануне срока выполнения, соблюдать основные правила: выполнять сначала более сложные задания (теоретические и письменные), осуществлять систематический самоконтроль, делать перерывы через каждые 30‒40 минут или после выполнения задания по предмету (если оно потребовало меньшей затраты времени) 19 .

    ПО МАТЕРИАЛАМ КНИГИ:

    КРАЕВСКИЙ В. В., ХУТОРСКОЙ А. В.

    ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ. ДИДАКТИКА И МЕТОДИКА

    Предметные кружки, мастерские, лаборатории. Для учеников, интересующихся определенным курсом, могут создаваться предметные кружки и подобные им формы обучения (мастерские, лаборатории, кафедры, студии). Состав кружков формируется на добровольных началах из учащихся параллельных классов или из разновозрастных учеников. Руководство кружками осуществляют учителя - предметники.

      углубленное изучение наиболее интересных вопросов курса;

      знакомство с деятельностью выдающихся ученых, писателей и других деятелей, с новейшими достижениями науки и техники;

      проведение вечеров, посвященных юбилеям ученых или научным открытиям;

      организацию технического моделирования и опытнической работы по биологии, организацию встреч с исследователями и т. д.

    На основе кружковой работы могут создаваться научные общества (школьные академии и т. п.), которые объединяют и координируют работу кружков, проводят массовые мероприятия, организуют конкурсы и олимпиады.

    Олимпиады и конкурсы. Эти формы обучения стимулируют и активизируют деятельность учащихся, развивают их творческие способности и формируют дух состязательности. Олимпиады школьного уровня могут проводиться по любым предметам. Как правило, школьные олимпиады предшествуют районным, областным и республиканским. В последнее время много различных олимпиад и конкурсов проводится дистанционно с помощью сети Интернет. Кроме олимпиад и конкурсов организуются выставки детского технического творчества, для которых отбираются лучшие работы школьников, что придает импульс развитию их способностей в соответствующих отраслях знаний и деятельности. Достижения детей позволяют судить о творческом характере работы учителей, их умении открывать и развивать таланты.

    Конференции. Школьная учебная конференция приближает учащихся к научным формам деятельности. Учащиеся самостоятельно выбирают тему доклада, выполняют небольшое исследование и готовятся к выступлению.

    Конференция проводится в рамках отдельного класса и учебного курса, а также может иметь общешкольный характер. Разновидностью конференций является симпозиум , на котором учитель формулирует общую проблему, а ученики выступают со своими суждениями по данной проблеме, предварительно подготовив свои выступления письменно.

    Конференции более эффективны, чем традиционное повторение и закрепление материала на уроках, поскольку при умелой организации участие в них дает ученикам возможность сопоставлять различные точки зрения и в свободной дискуссии отстаивать свою позицию. Школьная учебная конференция применяется в основном в старших классах.

    Консультации . Сопутствующими формами обучения являются консультации, назначение которых – помощь ученикам в освоении отдельных тем или разделов курса, а также в углубленном изучении предмета. Во время консультаций ученики задают вопросы, сами пытаются дать ответы, слушают разъяснения педагога или приглашенных специалистов.

    Консультации могут быть общеклассными, групповыми или индивидуальными. Консультационное общение учит школьников точности формулирования возникающих проблем.

    Консультации могут стать поводом для проведения специальных занятий, посвященных выявленным проблемам или потребностям учеников. Такие занятия призваны восполнять выявленные пробелы, создавать основу успешности дальнейшего обучения.

    Экзамен . Цель данной формы обучения – систематизация, выявление и контроль знаний учащихся. Это способ признания успехов или неудач в обучении, который формирует ответственность школьников, мобилизует их силы на переосмысление, повторение и обобщение образовательных результатов.

    К формам проведения экзамена относятся: ответы на экзаменационные билеты; выполнение творческой работы; контрольное исполнение тестов; участие школьников в соревнованиях; защита исследований или других работ учеников. В последнее время распространен Единый государственный экзамен, в ходе которого в тестовой форме проверяется базовый уровень общеобразовательной подготовки выпускников школ. Он может выступать одновременно вступительным экзаменом в вузы.

    Подготовительной к экзамену формой обучения являются зачеты . Соревновательные и творческие формы экзаменов привлекают ребят возможностью попробовать свои силы. Особенно это относится к учащимся старших классов. Для младших школьников экзамены проводятся в игровой, занимательной форме.

    Обучающее значение экзамена состоит в мобилизации и интенсивном развитии умственных сил ученика в условиях необычной ситуации. Экзамен становится этапом самоутверждения, сферой проявления многих личностных качеств школьников 20 .

    VII . Оценка санитарно – гигиенических условий урока.

      Классная доска (форма, цвет, чистота, пригодность для работы мелом, для закрепления наглядности).

      Соответствие мебели возрасту учащихся.

      Уровень освещенности, чистота помещений.

      Размещение учащихся в учебной аудитории с учетом их особенностей.

      Приемы и методы работы над осанкой учащихся.

      Режим проветривания, проведения физкультминуток, фрагментов релаксации, элементов аутотренинга.

      Применение наглядности, соответствующей нормам (величина букв, их цвет, четкость написания).

      Наличие отвлекающего то темы урока, а при неизбежности данного, использование учителем в ходе учебного занятия.

      Соблюдение правил охраны труда и техники безопасности на соответствующих уроках.

    Общие выводы по уроку.

      Оценка самоанализа.

      Общая оценка достижения поставленной на уроке цели.

      Аргументированная характеристика достоинств урока: элементы творчества, находки, результативность.

      Недостатки урока, диагностика причин, недостатков, конкретные предложения по их устранению.

    Данные наблюдений заносятся в тетрадь посещений (для каждого учителя в отдельности) по следующей форме:

    Ход урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Организационный момент

    Отводятся 3 листа для обобщения записей:

    1-ый лист – «Плюсы в работе»

    2-ой лист – «Над чем надо работать»

    Полный анализ урока (пример)

      Учитель правильно и обоснованно определила цели урока с учетом программных требований и содержания учебного материала, но следовало обратить внимание на постановку воспитательных и развивающих задач и целей урока.

      Структура данного урока соответствует его цели и типу. Умело организует начало урока.

      Этапы урока взаимосвязаны и логически последовательны, переход от одного этапа к другому осуществляется с помощью проблемных связок (осуществляется анализ предложений, где одно и то же слово является обращением и членом предложения).

      Умело выбирает темп урока, задания, требующие напряженного интеллектуального труда, чередуется с более легкими.

      Время использует эффективно, однако имеют место случаи снижения учебной работы, возникающие из-за необходимости дополнительных объяснений при смене типов заданий (при даче задания по индивидуальным карточкам).

      Умеет отбирать учебный материал с учетом уровня усвоения знаний учащимися, связывает изучаемый материал с учетом уровня усвоения знаний учащимися, связывает изучаемый материал с жизнью и интересами учащихся, с прочтенными текстами художественных произведений.

      Выделяет ведущие идеи по теме и определяет новые понятия с учетом уровня знаний учащихся.

      Использует пути формирования самостоятельного мышления средствами содержания учебного материала (развивает умение осознанного осмысления учебного материала.

      Творчески применяет, умело адаптируется к своей деятельности разнообразные методы преподавания. Четко прослеживается методика работы учителя по изучению теоретического материала по теме «Обращение. Знаки препинания при нем». Учит работать с текстом, развивает умения осмысливать прочитанное, выделять главное, основное.

      Учитель использует разнообразные тренировочные упражнения для закрепления полученных знаний по теме, при этом осуществляет индивидуальный разноуровневый подход при выполнении предложенных заданий.

      Следует отметить правильную речь учителя, хорошую дикцию. Создана хорошая рабочая атмосфера на уроке.

      Учащиеся в основном владеют рациональными приемами обучения, вырабатываются умения самостоятельными овладения знаниями.

      Прививаются навыки самоконтроля (при выполнении индивидуальных карточек – заданий). Домашнее задание имеет дифференцированный характер дополнительно предложено отдельным учащимся выполнить упражнение № 360 (с более усложненным заданием).

      Классная доска пригодна для работы, оборудована к уроку; на ней аккуратно расположены записи; имеется необходимая наглядность к уроку (таблица, опорный конспект); слова на карточках. В помещении чисто, мебель соответствует возрасту учащихся, соблюдается режим проветривания, правила по охране учебного труда.

      В ходе урока учитель обращает внимание на осанку учащихся во время письма в тетрадях, на доске, при выполнении устных упражнений; проводит физкультминутку.

      Учителю работать над развитием речи учащихся, добиваться четких, полных развернутых ответов.

      Обязательно подводить итог урока, желательна – рефлексия по изученному материалу.

      Своевременно выставлять и комментировать оценки за урок. Можно привлечь к оцениванию выполненных работ самим учащимся.

      Разнообразность формы проведения физкультминуток, использовать элементы аутотренинга.

    Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения

    В наше время все больше руководителей образовательных учреждений осознают, что к числу их первоочередных задач относится задача охраны здоровья учащихся. Поскольку «ячейкой» образовательного процесса является урок, то и оценка его влияния на здоровье учащихся является наиболее важной частью общей оценки работы школы в этой сфере. Большинство критериев, по которым традиционно проводятся проверки, касаются сугубо педагогических аспектов проведения урока. Однако почти каждый из этих критериев связан с проблемой сохранения здоровья учащихся, а иногда и учителей. Специфика оценки успешности работы школы, ее руководства и отдельных педагогов в формировании здоровьесберегающего образовательного пространства во многом состоит в умении выделить необходимые аспекты в привычных позициях экспертизы. Подчеркну, что предлагаемые критерии оценки урока являются для вас лишь ориентирами. Полновесную психолого-педагогическую экспертизу урока должны проводить специалисты, обученные такой работе и владеющие необходимым диагностическим инструментарием.

    Итак, присутствующим на уроке экспертам целесообразно обратить внимание на следующие аспекты урока:

    1. Гигиенические условия в классе (кабинете): чистоту, температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.п. В отличие от работы врача, эта оценка не требует использования приборов, инструментария - эксперт ориентируется на свои органы чувств (нередко более объективные, чем технические устройства!). Отметим, что утомляемость школьников и риск аллергических расстройств в немалой степени зависят от соблюдения этих простых условий.

    2. Число видов учебной деятельности, используемых учителем. Напомним, что к их числу относятся: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач, практические занятия и др. Нормой считается 4–7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомлению школьников, как это бывает, например, при выполнении контрольной работы. Вместе с тем вам необходимо помнить, что частые смены одной деятельности на другую требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий. Это также способствует росту утомляемости.

    3. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма - 7–10 минут.

    4. Число использованных учителем видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и др. Норма - не менее трех за урок.

    5. Чередование видов преподавания не позже чем через 10–15 минут.

    6. Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся, которые позволяют им реально превратиться из «потребителей знаний» в субъектов деятельности по их получению и созиданию. К таким методам относятся методы свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, его способа, выбор приемов взаимодействия, свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь и др.); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки) и др. Между творческой активизацией учеников на уроке и вероятностью появления у них непродуктивного утомления существует обратно пропорциональная связь. А хроническое утомление - это один из главных факторов истощения ресурсов здоровья школьников.

    7. Длительность применения технических средств обучения в соответствии с гигиеническими нормами. Вместе с тем эти нормы в части использования видеоэкранных средств, на наш взгляд, входят в противоречие с реальной действительностью и потребностями учебного процесса. Дома многие дети часами просиживают у экранов телевизоров и компьютеров, чем действительно реально подрывают свое здоровье. На этом фоне 8–10-минутные регламентации гигиенистов выглядят анахронизмом, особенно с учетом постоянного совершенствования качества мониторов.

    8. Умение учителя использовать возможности показа видеоматериалов для инициирования дискуссии, обсуждения, привития интереса к познавательным программам, т.е. для взаимосвязанного решения как учебных, так и воспитательных задач.

    9. Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы. Учителям необходимо помнить, что нарушения осанки формируются как раз в школе. Степень естественности позы школьников на уроке менее заметна проверяющим, но может служить хорошим индикатором психологического воздействия учителя, степени его авторитаризма: механизм здоровьеразрушающего воздействия авторитарного учителя состоит, в частности, в том, что дети на его уроках избыточно напряжены. Они как бы постоянно находятся «на старте», в ожидании требований, упреков, приказов, окриков. Эта изматывающая ситуация не только резко повышает уровень невротизации школьников, но и губительно отражается на их характере. Сколько семейных конфликтов, настигающих молодых людей в их взрослой жизни, коренятся в авторитарно-деспотическом стиле преподавания их учителей! Поэтому психофизический комфорт учеников на уроке - это важнейшее условие предупреждения их утомления.

    10. Физкультминутки и физкультпаузы, которые сегодня являются обязательной составной частью урока. Необходимо обратить внимание на их содержание и продолжительность (норма - на 15–20 минут урока по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3–4 повторениями каждого), а также на эмоциональный климат во время выполнения упражнений и наличие у школьников желания их выполнять.

    11. Положительной оценки заслуживает включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация примеров, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, обсуждение разных возможностей и последствий выбора того или иного поведения и т.д. Умение учителя выделить и подчеркнуть в большинстве тем вопросы, связанные со здоровьем, является одним из критериев его педагогического профессионализма.

    12. Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке: интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п. Оценивается уровень этой мотивации и методы ее повышения, используемые учителем. К вопросам здоровья вопросы мотивации имеют самое непосредственное отношение: постоянное принуждение к учебе разрушает здоровье детей и изматывает учителей. Между заинтересованностью в обучении и его позитивным влиянием на здоровье существует прямая связь. Определить же уровень мотивации школьников может любой присутствующий на уроке, а педагог - тем более.

    13. Благоприятный психологический климат на уроке, который также служит одним из показателей успешности его проведения: заряд позитивных эмоций, полученных школьниками и самим учителем, - дополнительная гирька на чашу весов, определяющих позитивное воздействие школы на здоровье. И наоборот: наличие стрессов, хроническое психофизическое напряжение, продуцирование отрицательных эмоций и т.п. проявления как со стороны учителя, так и учеников свидетельствуют о преобладании на уроке здоровьеразрушающих тенденций.

    14. Наличие на таком уроке микроконфликтов между учителем и учащимися: из-за нарушений дисциплины, несогласия с отметкой, проявления дискомфортных состояний и т.д. Умение учителя предупредить такие эмоционально-негативные «всполохи», грамотно их нейтрализовать без нарушения работы всего класса - отражение его способности управлять учебным процессом, обеспечивая профилактику «школьных неврозов».

    15. Преобладающее выражение лица учителя, к примеру, различные проявления доброжелательности или недоброжелательности, улыбчивости - угрюмости и т.п. Урок неполноценен, если на нем не было эмоционально-смысловых разрядок: улыбок, уместных остроумных шуток, использования юмористических картинок, поговорок, афоризмов с комментариями, небольших стихотворений, музыкальных минуток и т.п.

    16. Итоговую плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками непосредственно на учебную работу. Рекомендуемые показатели - в диапазоне от 60% до 80%.

    17. Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения за возрастанием двигательных и пассивных отвлечений школьников в процессе учебной работы. Норма - не ранее чем за 5–10 минут до окончания урока.

    18. Темп и особенности окончания урока. К нежелательным показателям относятся:

    Неоправданно быстрый темп заключительной части, ее «скомканность»;

    Отсутствие времени на вопросы учащихся;

    Необходимость торопливой, практически без комментариев, записи домашнего задания.

    Все это - ненужный стресс как для школьников, так и для учителя. Кроме того, недопустима задержка учащихся в классе после звонка на перемену. Желательно, чтобы завершение урока было спокойным: учащиеся имели возможность задать учителю вопросы, учитель мог прокомментировать задание на дом, попрощаться со школьниками.

    19. Интегральным показателем эффективности проведенного занятия можно считать состояние и вид учеников, выходящих с урока: на одном полюсе - спокойно-деловое, удовлетворенное, умеренно-возбужденное состояние школьников; на другом - утомленное, растерянное, агрессивное, фрустрированное, «взвинченное». Стоит обратить внимание и на состояние учителя.

    Поскольку посещение урока руководством - стрессогенная процедура не только для учащихся, но и для учителя, желательно помочь ему освободиться от излишнего напряжения, так как впереди следующий урок. Лучший способ - сразу после занятия поблагодарить педагога и сказать несколько слов поддержки. Анализу урока лучше посвятить время после окончания занятий, когда и проверявший, и учитель успеют немного отдохнуть. Но не следует надолго откладывать процедуру анализа, поскольку педагог волнуется и затягивание только увеличивает напряжение.

    Анализ урока лучше начать с позитивных моментов, с того, что понравилось, что показалось интересным, оригинальным. При обсуждении недостатков следует избегать безапелляционных высказываний, переходов к обсуждению личностных особенностей учителя. Важно не подавить инициативу, творческие тенденции в работе педагога, поскольку именно они уменьшают переутомление как учителя, так и его учеников. Поэтому эффективнее всего проводить анализ урока в форме доверительной беседы, обсуждения сделанного на занятии.

    Руководителю любого уровня - тем более самого высокого - необходимо располагать инструментарием простой, оперативной и объективной оценки того, насколько созданное в проверяемой школе образовательное пространство и используемые педагогами технологии являются здоровьесберегающими. И хотя многолетний опыт любого руководителя стоит не менее сотни томов специальных книг, предложим несколько полушутливых рекомендаций, которые позволят взглянуть на ситуацию инспектирования под непривычным углом зрения и вспомнить, что чувство юмора руководителя одаривает здоровьем и его самого, и тех, кто его окружает...

    1. Присутствие на уроке незнакомого взрослого, тем более с инспекционной целью, настолько меняет всю ситуацию (атмосферу, поведение детей и учителей), что сделанные заключения в немалой степени касаются не оцениваемых показателей, а психологической готовности класса и учителя к демонстрации своих достижений. «Эффект присутствия» смещает результаты как в позитивную, так и в негативную стороны. Поэтому не стройте иллюзий или устанавливайте в классе вместо себя скрытую камеру!

    2. Атмосфера в классе после окончания последнего урока - и воздушная, и эмоционально-психологическая - это простой и точный индикатор воздействия урока на здоровье школьников.

    Проанализируйте свое первое впечатление от последнего урока!

    3. Спросите у учителя о главной цели его занятия.

    Задавайте «открытые» вопросы («зачем?», «почему?») - и несколько «открытий» вам обеспечено !

    4. Фиксируя психологический климат в классе, доброжелательность, улыбчивость педагога, не забывайте о собственном выражении лица и целях своего визита на урок: или вы «педагогическое ГАИ», больше всего заинтересованное в назначении штрафных санкций, или опытный советчик, помогающий получить обратную связь и избежать ошибок в работе своих коллег.

    Спуститесь с пьедестала, даже если вас на него водружают.

    5. Проверяя, как заботятся о здоровье учащихся педагоги, искренно поинтересуйтесь, что они делают для сохранения и укрепления своего здоровья (физического и психологического). Напомните, что «больной учитель не может воспитать здоровых учеников!» И не забывайте о собственном здоровье!

    Методика оценки урока с точки зрения сохранения здоровья учеников

    Позиции, по которым идет оценка

    Степень трудности предмета учтена при составлении расписания

    Режим проветривания соблюдается

    Температурный режим соблюдается

    Продолжительность урока соответствует возрасту

    Стиль общения

    Либеральный

    Демократичный

    Психотравмирующие ситуации на уроке

    Позиция учителя

    Взрослый

    Родитель

    Физкультпаузы

    Работоспособность учащихся

    Отсутствие усталости

    Отмечена усталость

    Положительный эмоциональный настрой

    Оценка результатов:

    7-10 баллов – высокий уровень направленности урока на сохранение здоровья учащихся;

    4-6 баллов – средний уровень;

  • Публичный отчет моу «Гимназия имени Сергия Радонежского г. Йошкар-Олы» за 2012-2013 учебный

    Публичный отчет

    ... позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательного процесса и выбора условий и методик ... язык 3 3 Алгебра и начала анализа 2 2 Геометрия 1 1 Информатика... уроки : 1-й урок ... и проведении гимназических... здоровьесбережению ... подготовке ... виде ...

  • Анализ работы мбоу «старицкая средняя общеобразовательная школа» за 2012-2013 учебный год

    Документ

    3 ступень Виды заболеваний Количество учащихся... уроки , аспектный анализ уроков ... проведения Г(И)А. Информационные источники по подготовке к Г(И)А» (РМО учителей математики) - Куденко Н.М.: «Подготовка к Г(И)А на уроках ... позиции здоровьесбережения ... методике ...

  • Уроков. Технология анализа урока

    Урок

    Принципах здоровьесбережения . Причин... анализа »; б) «по следам анализа », наращивания, преобразования; в) с предварительной подготовкой ... содержанием и методикой урока . Так... проведения этого вида работы на уроке ... социальной личностной позиции . уроки развития...

  • Урок есть часть жизни ребёнка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры. Современный урок есть протекание сорокапятиминутного момента жизни как продолжение её, домашней, уличной, как часть истории личностной судьбы ребёнка. Урок проживает не только ребёнок, но и учитель, как человек современной культуры, поэтому существуют и культурологические нормы его деятельности на уроке. Он не обслуживающий персонал, не слуга детей. Ему тоже должны быть созданы высокие условия работы. Этика взаимодействия, принятая на уроке в группе высокой культуры, предписывает педагогу в школе приучать детей не произносить резких категорических суждений, не подчёркивать интеллектуального превосходства кого-либо, не пренебрегать мнениями других, не перебивать выступающего. А самому быть лаконичным и четким в высказываниях, не допускать фамильярности по отношению к кому-либо, отмечать индивидуально ценностное в работе каждого, выражать благодарность в адрес всех присутствующих.

    Цель:

    Задачи:

    • Рассмотреть психологию и педагогику по данной проблеме
    • Проанализировать современный урок
    • Раскрыть понятие качественного образования
    • Описать модель урока
    • Рассмотреть методики обучений

    Требования к современному уроку

    Дидактические требования к современному уроку:

    • четкое формулирование образовательных задач в целом и их составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами. Определение места в общей системе уроков;
    • определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;
    • прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков как на уроке, так и на отдельных его этапах;
    • выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля, оптимального их воздействия на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся;
    • реализация на уроке всех дидактических принципов;
    • создание условий успешного учения учащихся.

    Психологические требования к уроку:
    Психологическая цель урока:

    1. Проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретного учебного предмета и конкретного урока;
    2. Учет в целевой установке урока психологической задачи изучения темы и результатов, достигнутых в предшествующей работе;
    3. Предусмотрение отдельных средств психолого-педагогического воздействия методических приемов, обеспечивающих развитие учащихся.

    Стиль урока:

    1. Определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения:
      • соотношение нагрузки на память учащихся и их мышление;
      • определение объема воспроизводящей и творческой деятельности учащихся;
      • планирование усвоения знаний в готовом виде (со слов учителя, из учебника, пособия и т.п.) и в процессе самостоятельного поиска; выполнение учителем и учащимися проблемно-эвристического обучения (кто ставит проблему, формулирует ее, кто решает);
      • учет контроля, анализа и оценки деятельности школьников, осуществляемые учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа учащихся;
      • соотношение побуждения учащихся к деятельности (комментарии, вызывающие положительные чувства в связи с проделанной работой, установки, стимулирующие интерес, волевые усилия к преодолению трудностей и т.д.) и принуждения (напоминание об отметке, резкие замечания, нотации и т.п.).
    2. Особенности самоорганизации учителя:
      • подготовленность к уроку и главное - осознание психологической цели, внутренняя готовность к ее осуществлению;
      • рабочее самочувствие в начале урока и в его ходе (собранность, сонастроенность с темой и психологической целью урока, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимистический подход ко всему происходящему на уроке, педагогическая находчивость и др.);
      • педагогический такт (случаи проявления);
      • психологический климат на уроке (поддержание атмосферы радостного, искреннего общения, деловой контакт и др.).

    Организация познавательной деятельности учащихся:

    1. Определение мер для обеспечения условий продуктивной работы мышления и воображения учащихся:
      • планирование путей восприятия учениками изучаемых объектов и явлений, их осмысления;
      • использование установок в форме убеждения, внушения;
      • планирование условий устойчивого внимания и сосредоточенности учащихся;
      • использование различных форм работы для актуализации в памяти учащихся ранее усвоенных знаний и умений, необходимых для восприятия новых (беседа, индивидуальный опрос, упражнения по повторению);
    2. Организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений;
      • определение уровня сформированности знаний и умений у учащихся (на уровне конкретно-чувственных представлений, понятий, обобщающих образов, "открытий", формулирования выводов);
      • опора на психологические закономерности формирования представлений, понятий, уровней понимания, создания новых образов в организации мыслительной деятельности и воображении учащихся;
      • планирование приемов и форм работы, обеспечивающих активность и самостоятельность мышления учащихся (система вопросов, создание проблемных ситуаций, разные уровни проблемно-эвристического решения задач, использование задач с недостающими и излишними данными, организация поисковой и исследовательской работы учащихся на уроке, создание преодолимых интеллектуальных затруднений в ходе самостоятельных работ, усложнение заданий с целью развития познавательной самостоятельности учащихся);
      • руководство повышением уровня понимания (от описательного, сравнительного, объяснительного к обобщающему, оценочному, проблемному) и формированием умений рассуждать и умозаключать;
      • использование различных видов творческих работ учащихся (объяснение цели работы, условий ее выполнения, обучение отбору и систематизации материала, а также обработке результатов и оформлению работы);
    3. Закрепление результатов работы:
      • формирование навыков путем упражнений;
      • обучение переносу ранее усвоенных умений и навыков на новые условия работы, предупреждение механического переноса.

    Организованность учащихся:

    1. отношение учащихся к учению, их самоорганизации и уровень умственного развития;
    2. возможные группы учащихся по уровню обучаемости, учет этих обстоятельств при определении сочетания индивидуальной, групповой и фронтальной форм работы учащихся на уроке.

    Учет возрастных особенностей учащихся:

    1. планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся;
    2. проведение урока с учетом сильных и слабых учеников;
    3. дифференцированный подход к сильным и слабым ученикам.

    Гигиенические требования к уроку:

    1. температурный режим;
    2. физико-химические свойства воздуха (необходимость проветривания);
    3. освещение;
    4. предупреждение утомления и переутомления;
    5. чередование видов деятельности (смена слушания выполнением вычислительных, графических и практических работ);
    6. своевременное и качественное проведение физкультминуток;
    7. соблюдение правильной рабочей позы учащегося;
    8. соответствие классной мебели росту школьника.

    Требования к технике проведения урока:

    1. урок должен быть эмоциональным, вызвать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях;
    2. темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учащихся завершенными;
    3. необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке должны соблюдаться педагогический такт и педагогический оптимизм;
    4. доминировать должна атмосфера доброжелательности и активного творческого труда;
    5. по возможности следует менять виды деятельности учащихся, оптимально сочетать различные методы и приемы обучения;
    6. обеспечить соблюдение единого орфографического режима школы;

    Достоинства и недостатки современного урока

    Урок как явление так велик и значим, что все сказанное о нем страдает неполнотой.

    Мы не пытаемся представить энциклопедию урока, а пригласить к размышлению о нем; надеемся, что это даст импульс к поиску путей повышения качества урока. Урок всегда сопровождался критикой, выяснением его слабых сторон. Но он всемогущ и удивительно упрям. Критика только укрепляет его. «Легким испугом» стали для него наши буйные новации.

    Может в уроке больше достоинств, чем недостатков?

    Предлагаем вам вместе с нами поразмышлять над достоинствами урока:

    • В качестве первого хочется отметить высокую экономичность урока. На 25-30 учеников требуется всего один учитель. Чтобы образование состоялось. Урок имеет четкие временные границы. Для его проведения требуется минимальное пространство и минимальное материально-техническое обеспечение. Учитывая, что образование по-прежнему финансируется по остаточному принципу, экономичность, дешевизна школьного урока очень много значат.
    • Другое достоинство - гибкость, пластичность урока. Урок пережил многие педагогические парадигмы и концепции. На нем можно использовать самые разные образовательные технологии. Урок располагает мощным арсеналом методических возможностей: наличие видов, типов, масса методов и тому подобное.
    • К достоинствам урока относим и его способность интегрировать другие формы организации обучения. Он легко вмещает в себя лекцию, семинар, консультацию, беседу. На этой основе и выросли различные виды уроков.
    • Логическая завершенность урока - еще одно достоинство. На уроке можно организовать и первичное восприятие материала, и процесс его применения, и контроль усвоения. Педагогический процесс полностью совершается в любой педагогической форме организации воспитания и обучения, а вот познавательный - только на уроке. Урок обладает способностью охватить весь познавательный цикл.
    • Урок - система управления познавательным процессом с обратной связью. Построенный в диалоговом режиме, он позволяет не просто обмениваться информацией, но и получать данные друг о друге: о состоянии знаний и умений, об отношениях и оценках.
    • Урок обладает системообразующей способностью по отношению ко всему учебно-воспитательному процессу школы. Он задает и определяет содержание и методику проведения всех других форм организации обучения. Все они носят вспомогательный характер и как бы располагаются вокруг урока.
    • Воспитательная способность урока неоспорима. Каким бы ни был урок, он воспитывает своих участников не только содержанием учебного материала и методами воздействия учителя и учащихся друг на друга, но прежде всего взаимодействием их духовных и нравственных миров.
    • И, наконец, урок - стимул и средство роста ученика и учителя. На конкретном уроке они работают на пределе возможностей: ученику надо стараться получить лучшую отметку, а учителю - провести урок если уже не мастерски, то, по крайней мере, не провалить его. И та и другая стороны работают в экстремальной ситуации.

    Предлагаем вам поразмышлять над недостатками урока. Помня при этом, что достоинств у урока больше. Иначе - зачем его улучшать.

    Выполнение санитарно-гигиенических требований к уроку обеспечивает оптимальные условия для жизнедеятельности ученика в ходе учебного занятия. Эти требования обусловлены тем, что…

    • обеспечение на уроке условий для правильного функционирования организма - важный фактор здоровьесбережения учащихся;
    • нормальное протекание физиологических процессов является необходимым условием успешной психической деятельности личности, эффективности познавательных процессов: восприятия, памяти, воображения, мышления.
    Рассмотрим основные из этих требований.

    1. Оптимальный воздушный режим. Данное требование реализуется посредством вентиляции помещения. Любой учебный класс-кабинет должен быть оборудован вентиляционной системой, кроме того, рекомендуется проветривать класс на переменах. Ещё строже требования к воздушному режиму в таких учебных помещениях, где во время урока проводятся опыты и лабораторные работы, где учащиеся трудятся физически или испытывают иные интенсивные физические нагрузки. Так, в кабинете химии обязательно должен быть вытяжной шкаф , а в учебной мастерской или в спортзале после каждого урока необходимы не только проветривание, но и влажная уборка для снижения запылённости воздуха.

    2. Достаточная освещённость. Выполнение этого требования складывается из следующих компонентов: естественное и искусственное освещение .

    На качество естественного освещения решающее влияние оказывают расположение классного помещения, количество и размер окон. Окна должны быть большими, а шторы на окнах не препятствовать поступлению света. Важно, чтобы свет не заслоняли растущие на улице деревья, а также постройки, расположенные рядом. Идеальный вариант - окна, выходящие на солнечную сторону. Классы-кабинеты с таким расположением рекомендуется предоставлять для учащихся начальной школы и для учебных предметов, занятие которыми требует постоянного напряжения зрения для чтения, письма, рисования, черчения (соответственно, наилучшей освещённости требуют кабинеты русского языка, математики, изобразительного искусства).

    Качество искусственного освещения зависит от количества и расположения в учебном кабинете осветительных приборов, а также от типа и мощности ламп. Искусственное освещение на уроке должно обеспечивать хорошую освещённость поверхностей классной доски и рабочих мест учеников.

    Освещённость измеряется в люксах (сокращение: лк ), которые приняты для обозначения интенсивности светового потока, падающего на один квадратный метр поверхности. Световой поток измеряется в люменах (сокращение: лм ).
    Пример. Обычная лампа накаливания мощностью 40 Вт даёт световой поток 415 лм. Согласно нормам СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03, освещённость поверхности классной доски должна составлять 500 лк. Если площадь доски 2 кв. метра, то направленного светового потока двух таких ламп для её искусственного освещения будет недостаточно.

    3. Надлежащий тепловой режим. Температура воздуха на уроке тоже должна быть комфортной для организма. Для разных учебных кабинетов оптимальный режим температуры варьируется от +15 до +22 градусов Цельсия. Самые низкие температуры рекомендуются для помещений, пребывание в которых связано с высокой физической активностью. Так, в спортзалах и учебных мастерских оптимальной температурой считается +15…+17 градусов, а в обычных учебных кабинетах - +18…+21.

    4. Чередование различных видов учебной деятельности. Смысл этого требования состоит в том, что при чередовании видов деятельности существенно снижается утомляемость учеников, что положительно сказывается на их здоровье и работоспособности. Организуя на уроке учебно-познавательную деятельность школьников, учитель должен избегать утомительного однообразия. В начальной школе на уроках обязательны физкультминутки.

    5. Соответствие мебели индивидуальным особенностям учеников. Это требование особенно важно для формирования у детей правильной осанки. Высота стульев в классе должна соответствовать росту учеников. А современные столы для школьников имеют регулировки по высоте и наклону поверхности. Задача учителя - проследить, чтобы учащиеся во время урока чувствовали себя комфортно, сидя за столами, при необходимости напомнить им о том, что надо отрегулировать поверхность стола, а если потребуется, то помочь это сделать.

    6. Использование специального учебного и лабораторного оборудования. Оборудование для образовательных организаций проходит обязательную сертификацию, при которой особо учитывается его безопасность и соответствие психофизиологическим особенностям обучающихся. Например, лабораторная мебель для школ имеет существенные отличия от «взрослых» аналогов, а станки и приспособления для учебных мастерских гораздо компактней и травмобезопасней, чем производственное оборудование.