Описание игры «Городки» для детей. Проект «Мы играем в городки

Уважаемые коллеги, желаю Вам успехов!

Надеюсь, что эта беседа-практикум пополнила копилку Ваших знаний о русских народных играх и Вы обязательно поиграете!

Желаю Вам приятного время провождения!

Физ.инструктор Темнова Тамара Алексеевна.

Уважаемые коллеги!

Анализ показателей здоровья, физического и двигательного развития детей старшего дошкольного возраста свидетельствует о тревожных тенденциях, которые продолжают усугубляться в настоящее время. По данным Е.Н. Вавиловой, Н.А. Ноткиной, М.А. Правдова, Ю.К. Чернышенко, В.И. Усакова, от 30 % до 40 % детей старшего дошкольного возраста имеют низкий уровень двигательного развития.

Причины этого кроются в современном образе жизни. Изменилась действительность, окружающая детей. На смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные. Приоритетным становится интеллектуальное и эстетическое развитие ребенка. Не отрицая их значимости, надо признать, что ребенку все меньше времени остается для подвижных игр, прогулок, общения со сверстниками. Нарушение баланса между игрой и другими видами детской деятельности, между разными видами игр (подвижными и спокойными, индивидуальными и совместными) негативно сказывается как на состоянии здоровья, так и на уровне развития двигательных способностей дошкольников.

В старшем дошкольном возрасте усиленно развиваются такие свойства нервной системы, как сила, подвижность, уравновешенность, формируется способность к двигательным дифференцировкам, угадыванию траекторий движения. У детей старшего дошкольного возраста условные рефлексы вырабатываются быстро, но игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых в последствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.

Например, в игре формируется такое качество личности ребёнка, как само-регуляция действий с учётом задач количественной деятельности. Важнейшим достижением является приобретение чувства коллективизма. Оно не только характеризует нравственный облик ребенка, но и перестраивает существенным образом его интеллектуальную сферу, так как в коллективной игре происходит взаимодействие различных смыслов, развитие событийного содержания и достижение общей игровой цели.

Доказано, что в игре дети получают первый опыт коллективного мышления. Ученые считают, что детские игры стихийно, но закономерно возникли как отражение трудовой и общественной деятельности взрослых людей. Однако известно, что умение играть возникает не путем автоматического переноса в игру усвоенного в повседневной жизни. Нужно приобщать детей к игре. И от того, какое содержание будет вкладываться взрослым в предлагаемые детям игры, зависит успех передачи обществом своей культуры подрастающему поколению. Подвижные игры

Если городок после удара покатился в одну сторону, а потом изменил направление движения на противоположное, то судья откатывает его на то место, с которого он покатился обратно.

Городок считается выбитым, если он полностью вышел за пределы «города» или «пригорода» в любом направлении. Городки, выкатившиеся за пределы этих зон и вкатившиеся обратно, считаются выбитыми.

Выигрыш партии

Партия считается выигранной той командой, которая выбила меньшим количеством бит все фигуры данной партии. При равном количестве бит, затраченных на выбивание всех фигур, партия считается ничейной.

Игра выиграна одной из команд, если: в игре из трех партий счет: 2:0, 2:1, 2,5:0.

Каждый играющий получает 2 биты и бросает их одну за другой, стараясь выбить городки из города. В начале игры биты бросают с кона, а затем, когда из фигуры выбьют хотя бы один городок, играющие подходят ближе и бросают биты с полукона. После того как будут выбиты все городки фигуры, ставится новая фигура.

По правилам этой игры соблюдается определённое

количество и порядок фигур. О количестве фигур вы договариваетесь перед игрой. Их может быть 3-4.

Выигрывает тот, кто выбьет городки всех фигур, совершив меньшее количество бросков бит.

Правила игры в «Городки»

Как вы уже знаете «Городки» - старинная народная спортивная игра. Для игры нужны палки - биты и городки - «рюхи».

На земле чертится квадрат, стороны которого равны 1м, - это «город». На расстоянии 2м. от него проводится линия - полукон, от этой линии проводим ещё оду, на расстоянии 1м., - кон, с которого играющие начинают бросать биты. Городки в виде различных фигур расставляют на лицевой линии города.

Игру начинает команда (участники) правого «города», далее броски выполняются поочередно, с использованием в каждом выходе двух бит. Игроки обязаны выходить на «кон» или «полукон» и возвращаться через боковые линии.

Участники обеих команд во время выполнения бросков должны находиться сбоку от своих «городов».

Игроку запрещается выполнять в одном заходе два броска одной и той же битой.

Если городки сдвинутся с места по какой-либо причине раньше, чем их коснется бита (или пролетит мимо них), то их устанавливают в прежнее положение, биту возвращают и бросок выполняют повторно.

Если городки сдвинутся в результате сотрясения площадки (или от ветра) после броска, когда бита не коснулась городков, то их восстанавливают в прежнее положение, но биту не возвращают.

способствуют двигательному развитию детей. В игре совершенствуются многие умения, двигательные навыки, а также быстрота и ловкость, сила и выносливость. Очевидно, что народные игры и физические упражнения не только необходимы, но и представляют большую ценность с точки зрения пополнения духовной и физической культуры личности. Они способствуют передачи жизненно важных умений и навыков, воспитанию нравственности, уважения к народным традициям и обычаям, в них заключены большие воспитательные возможности. По определению А.В. Запорожца подвижные игры представляют собой первую, доступную для дошкольников форму деятельности, которая предполагает сознательное воспроизведение навыка движений.

В решении данной проблемы первостепенное значение приобретает выявление новых источников пополнения и обогащения средств

* двигательного развития ребенка. В этом аспекте весьма эффективным должно быть использование народных традиций физического воспитания, поэтому весьма актуально обогащение двигательного развития детей старшего дошкольного возраста на основе применения русской народной игры «городки».

В качестве основных задач двигательного развития дошкольников при обучении в «Городки» определяют следующие:

Способствовать повышению уровня произвольности двигательных действий; освоению техники движений и их координации; направленности на результат при выполнении физических упражнений; развивать двигательные качества и способности детей;

Добиваться осознанного, активного, с должным мышечным напряжением выполнения детьми всех движений; учить детей контролировать и оценивать свои движения; формировать первоначальные представления в играх и упражнениях; побуждать к проявлению творчества в двигательной деятельности, целенаправленно развивать быстроту и общую выносливость;

Формировать у дошкольников культуру движений, двигательное обогащение опыта детей всеми доступными движениями.

Игра является ведущим видом деятельности дошкольника. Обучая дошкольников игре в «Городки», ставится цель:

– вызвать устойчивый интерес к игре и на этой основе создать предпосылки для физического совершенствования ребенка;

–обогащать двигательный опыт детей двигательными действиям

Городошные фигуры

Схема городошной площадки

Кон

Обучать правильной технике выполнения элементов игры в «Городки»;

Содействовать развитию двигательных способностей;

Формировать навыки и стереотипы здорового образа жизни.

Традиция нашего дошкольного учреждения – быть здоровыми!

В. А. Сухомлинский утверждал, что «Забота о здоровье ребенка - это прежде всего забота о гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества». Поэтому в работе с детьми мы помним и стараемся соблюдать заповеди, сформулированные гениальным русским режиссером К. С. Станиславским: трудное надо сделать привычным, а привычное - легким и приятным.

Городки - старинная русская игра. Эта игра развивает глазомер, точность движений, укрепляет мышцы рук и плечевого пояса, вызывает сильные эмоции.

«Городки»

В мире существует огромное количество игр. Но сегодня я хочу вам рассказать об одной интересной народной игре - «Городки». Когда то в эту игру играли по всей Руси и она пользовалась огромной популярностью, как среди взрослых, так и среди детей.

Вы можете играть в эту игру на своих спортивных площадках.

Что же нужно для этой игры? Нужны палки - биты и городки.

На земле чертят квадрат, сторона которого 1м. Это город. На расстоянии 2 м. от города проводим линию, которая называется полукон. От этой линии на расстоянии 1м. проводится ещё одна линия, с которой играющие бросают биты. Эта линия называется кон. Городки в виде различных фигур, а таких фигур всего пятнадцать, поочерёдно расставляют на лицевой линии города. Каждая фигура состоит из пяти «рюх» - городков.

Ольга Соколухина
«Обучение спортивной игре «Городки». Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе по теме : «Обучение спортивной игре «Городки »

Цель : познакомить с русской игрой «Городки »

Задачи :

1. Развивать силу, координацию, глазомер, ловкость;

2. Учить правильной стойке при броске биты;

3. Воспитывать командные качества и чувство товарищества;

4. Вызывать эмоциональный интерес к игре и к игре , как к форме активного отдыха.

Оборудование : городки (20штук, биты (10 штук, наглядный материал (карточки с изображением городошных фигур , музыкальное сопровождение

Занятие проводится в физкультурном зале.

Ход занятия

Части занятия Содержание Время проведения Указания

1. Вводная часть (Дети заходят в зал и строятся в одну шеренгу)

1. Воспитатель : равняйсь, смирно! Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по спортивной игре «Городки » . Нам надо будет пройти станции, которые называются : разминочная, станция развивающих упражнений, прицельная, эстафетная, городок , живая фигура.

2. Расчёт на 1-ый-2-ой.

Дети должны запомнить свои номера

3. Ходьба разными способами (в руках городки )

Станция «Разминочная»

- спортивная ходьба

На носках, руки вверх

На пятках, руки за спину

На внешней стороне стопы, руки в стороны

- «с перекатом» (пятка-носок, руки на пояс;

С высоким подниманием бедра, руки в стороны – под коленом стукнуть городками ,

С «захлёстом» голени, руки сзади

В полуприседе, руки к плечам

В упоре на локти и колени («муравьи»

Подскоки

Галоп боковой, руки в стороны (с другой ноги)

Ходьба с восстановлением дыхания

Ходьба с восстановлением дыхания.

Перестроение в 2 колонны (дети, не останавливаясь, кладут городки в корзину и берут биты)

Спину держать прямо

2. Основная часть (общеразвивающие упражнения с битой) «Станция развивающих упражнений»

1. И. П. – о. с., ноги врозь, бита в руках, хват руками сверху.

Поднять биту вверх, на носки опустить биту, вернуться в И. П. (дозировка 8 раз)

2. И. П. – о. с. руки вперёд. Вращения битой перед собой в вытянутых руках (10 раз)

3. И. П. – о. с. бита за головой. Наклоны в стороны (8 раз)

4. И. П. – о. с., бита в руках у груди. Наклоны вниз, положить биту, вернуться в и. п., прогнуться. Наклон, взять биту, вернуться в и. п. (8 раз)

5. И. П. – о. с., бита в правой руке. Поднять правую ногу, согнуть в колене и переложить биту в левую руку. Тоже повторить в другую сторону (8 раз)

6. И. П. – стоя на коленях, бита в руках. Сесть на ягодицы вправо от себя на пол, руки вынести вперёд. Вернуться в и. п. повторить в другую сторону. (6 раз)

7. И. П – сидя на полу, ноги прямые впереди, бита за головой. Движения на ягодицах вперёд и назад (по 8 раз)

8. И. П. – лёжа на животе, бита вертикально стоит на полу (держать руками) . Поднять туловище от пола, перехватить руками вверх и вниз, вернуться в и. п. (по 4 раза)

9. И. П. – лежа на спине, бита за головой в руках, ноги прямые. Поднять ноги и опустить их за голову, коснуться биты, вернуться в и. п. (10 раз)

10. И. П. – о. с., бита на полу вертикально лежит. Прыжки боком через биту (8 раз)

Восстановление дыхания. 4минуты

Локти в стороны, спина прямая. Колени не сгибать.

Ноги от пола не отрывать, спину прогнуть

3. Основные виды движений Станция «Прицельная»

- воспитатель : мы с вами на станции «Прицельная» . Как вы думаете, что мы будем делать на этой станции. Вспомните, кто какой номер получил в начале занятия и встаньте 2 колонны

1. Забросить биту в «город » (квадрат) с полукона. (2-3 попытки)

2. Выбить кеглю из «города » (2-3 попытки)

Станция «Эстафетная»

Воспитатель : а сейчас вы посоревнуетесь, чья команда быстрее построить городошную фигуру .

1. (Воспитатель показывает городошные фигуры , а дети быстро отвечают)

Воспитатель кладет в квадрат – «город » карточку с изображением фигуры – «Звезда» , «Артиллерия» и дети по сигналу относят по 1-ому городку в город , а последний – строит фигуру и возвращается обратно.

2. Воспитатель называет фигуру, дети по сигналу бегут всей командой к «городку » и строят фигуру («колодец» , «пушка» , «забор» )

Станция «Городок »

3. Выбивание фигуры «забор» с кона.

4. Выбивание фигуры «ракетка» с полукона. 18 минут

4 Заключительная часть

Малоподвижная игра Станция «Живая фигура»

Дети по сигналу должны «построить» из своих тел городошную фигуру «артиллерию» , «Звезда» , «Рак» . Воспитатель : вот и подошло наше путешествие по спортивной игре «Городки » к концу. Стройсь! 4 минуты

Русские

народные

игры

Итак, друзья, внимание –

Собрались ребята здесь,

Слева друг и справа друг.

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Я передаю улыбку Милене, Милена передаёт …..

Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Пожелайте мысленно друг другу что-то хорошее


Сегодняшнее занятие мы начнем с красивых картинок на экране. Внимательно посмотрите и ответьте на вопрос « О чем мы сегодня будем говорить на занятии?»



Итак, о чем мы сегодня будем говорить на занятии?

А что означает русская народная игра?

А какие русские народные игры вы знаете?

А в какие игры играли вы уже?

Оказывается, вы еще не все игры знаете.

Попробуйте определить про какую игру мы сегодня будем говорить.



ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА ГОРОДОК

Словарь Ушакова

Городок

ГОРОДОК, городка, м. (спорт.).

1. Название игры, в которой цилиндрические обрубки дерева, рюхи, выбиваются палками из городов.

2. Обрубок дерева, предназначенный для этой игры; то же, что рюха.


ИСТОРИЯ ИГРЫ

Городки – старинная славянская игра. Её история насчитывает несколько веков. Упоминание о городках можно найти в документах, относящихся к истории Древней Руси. О популярности игры свидетельствует то, что в неё играли: Пётр I и генералиссимус А. Суворов. Любил игру в городки царь Николай II, о чём свидетельствуют дневниковые записи последнего Российского Императора.


В городки играли многие выдающиеся деятели культуры и науки. Среди них -

академик И.П. Павлов, певец Ф.И. Шаляпин, музыкальный критик и композитор

В.В. Стасов, художник И.Е. Репин,

писатели Л.Н. Толстой и А.М. Горький. Эта игра вошла в нашу историю как часть национальной культуры. Игра в городки была излюбленным физическим упражнением для многих выдающихся деятелей отечественной науки, культуры, писателей.


Академик

И.П. Павлов




Какие качества воспитывает

и развивает игра «Городки»?


Великий русский полководец

А.В. Суворов так объяснял своё страстное увлечение городками: "Игра в городки развивает глазомер, быстроту, натиск. Битою мечусь - это глазомер, битою бью - это быстрота, битою выбиваю - это натиск". Полководец, несомненно, был прав. Специалисты говорят, что игра в городки развивает координацию движений и меткость. Вот почему эта игра особенно полезна детям.


В наши дни

В наши дни не раз пробовали проверить свою меткость в метании битой по городкам космонавт Георгий Гречко, президент России

В.В. Путин.





Что же это за игра?

Главной целью игры в городки является выбивание фигур, построенных из пяти городков, с ограниченной площадки, называемой "городом", битами с определенного расстояния.

При этом нужно затратить на выбивание 15-ти фигур как можно меньше бросков. Кто по итогам трех туров использовал меньше попыток, тот и победил.


















ГОРОДКИ ВСЕМ ВОЗРАСТАМ ПОКОРНЫ


городки всем возрастам

покорны

Вспомните цель, поставленную в начале занятия. Ребята, как вы думаете, мы достигли результата на занятии? Почему так думаете?


Как играть в городки? Городки – история игры, правила игры, фигуры, как сделать набор для игры в городки.

Городки – старинная русская игра. В нее играли Лев Толстой, Федор Шаляпин, Иван Павлов, Алексей Горький, Владимир Стасов и многие другие знаменитые русские люди. Увлекающихся этой игрой людей называют «городошники». До сих пор проводятся соревнования городошников.

Раньше городки считались чисто мужской игрой – биты для игры были очень тяжелыми. Сейчас в городки играют не только мальчики и мужчины, но и девочки и женщины, потому что биты делаются из легкого и доступного всем материала.

Лето – пора игр во дворе, на даче, на лужайке в лесу, в детском лагере отдыха. Поиграем в городки вместе с детьми как это делали наши выдающиеся соотечественники? Поиграем!

Как играть в городки?

Как сделать своими руками набор для игры в городки?

Для изготовления набора для игры в городки Вам потребуется несколько черенков для лопат, которые продаются в хозяйственных магазинах:

  1. Два черенка – это две биты.
  2. Еще два черенка нужно распилить на кусочки так, чтобы получилось 10 одинаковых деревянных кусочков – «рюх», нужных для игры. Из этих кусочков – рюх – и строятся фигуры, которые называются «городки». Вот и весь необходимый минимальный набор!

Можно сделать набор и из другого материала. Примерные размеры: а) для бит из твердых пород дерева – длиной 80 см, диаметром 4-5 см, б) для городков (рюх) – длина 12-15 см, диаметр 4-5 см.

Еще Вам потребуется площадка для игры и мел, чтобы нарисовать город. На земле город рисуется палочкой или камешком.

Как подготовить площадку к игре в городки?

Начертите на площадке линии, которыми Вы обозначите два города, расположенные рядом, но на некотором расстоянии друг от друга (см. рисунок). Отступив от городов на 3 метра (это расстояние дано для игры с детьми, можно его увеличивать), нарисуйте черту, с которой игроки будут метать биту. Это полукон .

Размеры площадки нужно выбирать в зависимости от возраста детей. Чем меньше дети – тем меньше размер площадки и тем меньше расстояние до города от черты полукона и кона.

Играем в городки.

Как играть в городки?

  1. Игроки делятся на две команды. Команды должны быть равны по силе и ловкости. Играть можно и не командой, а даже парой, соревнуясь друг с другом, но интереснее и веселее играть командой с близкими и друзьями.
  2. В каждой команде выбирается ведущий.
  3. Бросается жребий и выбирается команда, которая будет начинать. Также по жребию определяется, где будет город у каждой команды. Если команда получила правый город, то они начинают первыми.
  4. Все рюхи ставятся в город определенными фигурами (схемы фигур даны ниже). Сначала ставится и выбивается первая фигура, затем вторая и так далее в четко определенной последовательности. Названия фигур и игре в городки очень красивые и «говорящие» — пушка, звезда, колодец, артиллерия, часовые, тир, вилка, стрела, коленчатый вал, ракетка, серп, самолет, письмо и другие.

На заметку: Сейчас распространены задания для детей дошкольного возраста по выкладыванию фигур из палочек по образцу. В городках тот же вариант этого задания, но более интересный, так как ребенку понятно, зачем нужно выкладывать фигуру. И такое выкладывание фигур становится уже не скучным учебным заданием, а настоящей интересной игрой!

  1. Задача в игре в городки – выбить все рюхи из города противника. Пока не выбито не одной рюхи, бьют битой с кона. Если выбита хотя бы одна рюха, то есть город разожжен, бьют с полукона (то есть с ближней линии к фигурам городка).
  2. Команды бьют битой (метают) по очереди. Сначала метают все игроки одной команды, потом все игроки другой команды.
  3. Игра заканчивается тогда, когда из города противника выбиты все рюхи.

Задача – выбить все городки с меньшего количества ударов, то есть как можно быстрее.

Очень важное примечание:

1) Для игры с маленькими детьми (старшими дошкольниками) достаточно пяти фигур городков. Детям постарше можно уже в игре давать и десять фигур. А для подростков и взрослых можно использовать весь набор фигур в городки.

2) В игре с дошкольниками у каждого игрока одна бита, которой он выбивает фигуры. В игре с детьми постарше каждому игроку дают две биты и он, соответственно, делает два удара.

Чтобы было понятнее, как выбивать фигуры в этой игре, приведу пример. Команда поставила фигуру – звезда. Первый удар первого игрока делается с кона, увы, он не попал. Право хода переходит ко второму игроку. Он делает удар тоже с кона и выбивает одну рюху из фигуры — звезды. Ура! Теперь следующий игрок бьет уже не с кона, а с полукона и выбивает всю фигуру. Далее устанавливается другая фигура (см. последовательность фигур городков). Каждую новую фигуру начинают выбивать снова с кона. Так играют до последней фигуры пока ее не выбьют. Это один период игры в городки. Можно после отдыха сыграть еще раз – будет уже второй период игры. Сколько всего будет периодов (т.е. сколько раз будем играть), нужно договариваться заранее.

Если играют дети постарше, то изменение одно – каждый игрок может попробовать выбить фигуру с двух попыток (двух бит) и в нашей последовательности фигур будет уже не пять фигур, а десять.

Еще один пример игры с дошкольниками в городки командой. Первая команда ставит свою первую фигуру, выбивает ее, ставит вторую фигуру, выбивает и так далее, пока не выбьет все пять фигур. Считаем, со скольки ударов удалось выбить фигуры. Чем меньше ударов потребовалось для того, чтобы выбить все городки, тем лучше! Записываем получившиеся очки, то есть пишем цифру на земле или асфальте.

Далее ход переходит другой команде, которая тоже ставит в город и выбивает все свои пять фигур в заданной последовательности. Считаем, сколько ударов понадобилось второй команде для выбивания фигур. Записываем эту цифру – то есть очки. Сравниваем две цифры. У какой команды меньшее число очков – та и победила.

Правила игры в городки

  • Рюхи ставят у передней черты города точно посередине, то есть на равном расстоянии от боковых сторон.
  • Каждый игрок команды бьет битой только один раз (в игре с дошкольниками).
  • Если первый игрок команды выбил рюху, то все остальные игроки этой команды бьют дальше не с кона, а с полукона.
  • После окончания игры команды меняются городами, и игра продолжается.
  • Рюха считается выбитой, если она лежит за чертой города. Иногда в городках рядом с городом рисуется пригород (более сложный вариант игры). Тогда, если рюха закатилась в пригород, ее необходимо продолжать выбивать в следующих ходах.
  • Если при выбивании фигуры бита улетела в город и не выкатилась из него, то она остается в городе до тех пор, пока не будет выбита другим игроком этой же команды вместе с рюхами.
  • Если игрок заступил за черту кона или полукона при ударе, то удар не засчитывается. Об этом правиле нужно сразу же рассказать детям и следить вместе с ними, чтобы никто не заступал за линии при метании.

Я рассказала о семейном и самом простом варианте игры, в который можно играть уже с детьми дошкольного возраста. Есть более сложные правила игры в городки и более сложные нюансы этой игры и фигуры. Если Вам понравится, Вы всегда сможете усложнить эту игру, освоив ее взрослые спортивные варианты.

елена корнышева

Вид проекта : краткосрочный

Продолжительность и сроки реализации:

инструктор по физической культуре

Корнышева Елена Викторовна

Вводная часть прое кта

"Я не боюсь еще и еще раз повторять: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их одухотворенная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы".

В. А. Сухомлинский.

Аннотация проекта

Физическое развитие является одним из основных критериев развития ребенка. В дошкольном возрасте в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется здоровье, привычка к здоровому образу жизни, общая выносливость, работоспособность организма и другие качества, необходимые для полноценного развития личности.

Проект имеет физкультурно-оздоровительную направленность

Цель проекта заключается в том, что дети 5-7 лет в детском саду обучаются навыкам игры в городки. Для нашего проекта мы используем специально разработаное Федерацией городошного спорта Методическое пособие для воспитателей и преподавателей детских дошкольных организаций (детские сады. Для реализации данного Проекта принимаем участие в соревнованиях по игре в «городки», согласно календаря Дошкольного отделения Федерации городошного спорта: среди детей 5-7 лет, среди семейных команд «Папа,мама и я» и среди воспитателей и преподавателей детских садов.

Ценность данного проекта заключается в том, что весь материал тесно перекликается с основными задачами воспитания здорового, активного и способного творчески мыслить подрастающего поколения. Это способствует более успешному решению задач физического развития детей, воспитания основ их активной жизненной позиции. Приучение детей 5-7 лет к регулярным занятиям физическими упражнениями через игру в городки позволяет выработать у ребенка в дошкольном возрасте, потребность к занятиям спортом, а так же привлечь родителей к физическому воспитанию своих детей, через совместные занятия игрой в «городки». К тому же, у детей активно укрепляется опорно-двигательный аппарат, вырабатывается психологическая устойчивость к стрессам, а так же настойчивость в достижение цели.

Страна начинается с семьи. А благополучие общества – с благополучного детства у ребенка. Наша цель – начинать формировать моральный и физический дух гражданина России в детских дошкольных учреждениях с помощью популизации и развития исконно русской игры в «городки». Проект способствует развитию патриотизма, силы духа, любви к Родине и истории своего государства, через занятие исконно русской игрой «городки».

«Народные виды спорта – важная составляющая часть культуры многонационального народа России. Наша страна по праву может гордиться своими народными, дошедшими до нас с древних времен играми и состязаниями, отличающимися особой самобытностью. Национальные виды спорта могли бы способствовать сплочению российского многонационального общества, поэтому их развитие необходимо поднять на уровень государственной политики» президент РФ Путин В. В.

Актуальность проекта.

Актуальной задачей физического воспитания, - говорится в Концепции дошкольного воспитания, - является поиск эффективных средств совершенствования и развития двигательной сферы детей дошкольного возраста на основе формирования у них потребности в движениях». Оздоровительную направленность должна иметь вся организация жизнедеятельности ребенка в дошкольном образовательном учреждении.

В дошкольном возрасте в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется здоровье, привычка к здоровому образу жизни, общая выносливость, работоспособность организма и другие качества, необходимые для полноценного развития личности.

Современные дети испытывают “двигательный дефицит”, т. е. количество движений, производимых ими в течении дня, ниже возрастной нормы. Не секрет, что дома дети большую часть времени проводят в статическом положении (за столами, у телевизора, играя в тихие игры). Это увеличивает статическую нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, плоскостопие, задержку возрастного развития, быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Физически ослабленные дети подвергаются быстрому утомлению, у них снижены эмоциональный тонус и настроение, что в свою очередь отрицательно влияет на характер их умственной работоспособности.

Этот проект будет полезен детям, педагогам и родителям. Проект будет реализован на базе ГБОУ Школа №1716 «Эврика – Огонек», а также городошная площадка на территории усадьбы «Коломенское» (здесь проходят соревнования).

Цель проекта:

Укреплять здоровье и повышать работоспособность детей через организацию русской игры "Городки"

Подготовить детей и педагогов к участию в соревнованиях.

Задачи проекта:

Оздоровительные – способствовать гармоническому развитию ребенка, устойчивого к заболеваниям и неблагоприятным воздействиям окружающей среды.

Образовательные - развитие основных физических качеств, приобретение жизненно – важных двигательных навыков и умений, развитие психо-эмоциональной сферы. Обучить навыкам игры в городки

Воспитательные - воспитание устойчивого интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями.

Обновить развивающую среду по данному направлению

Ввести дополнительные занятия

Ориентировать педагогов и родителей на оказание помощи детям при работе в данном направлении.

Целевая груп па:

дети 6-7 лет, родители,

инструктор по физической культуре,

воспитатели группы

Ожидаемые результа ты.

Для детей:

1. Повышение уровня физической готовности;

2. Повышение эмоционального, психологического, физического благополучия;

3. Улучшение соматических показателей здоровья;

4. Наличие потребности в здоровом образе жизни и возможностей его обеспечения.

5. Совершенствование двигательных навыков и двигательных способностей

Для родителей:

1. Сохранение и укрепление здоровья детей;

2. Педагогическая, психологическая помощь;

Для педагогов:

1. Повышение теоретического уровня и профессионализма педагогов;

2. Внедрение оздоровительных технологий, современных форм и новых методов работы по формированию здорового образа жизни у дошкольников;

3. Личностный и профессиональный рост;

4. Самореализация;

5. Моральное удовлетворение.

Работа по проекту дает возможность развивать двигательный потенциал, уверенность в себе. Приобретаются такие качества, как выдержка, внимательность, умение владеть своим телом, ребенку дается возможность почувствовать радость от спортивного движения

Ресурсное обеспечение проекта:

Компьютер, проектор, экран для демонстрации презентации по ознакомлению с игрой «Городки»

Наборы для игры в «Городки» (2 биты и 5 городков) – 2 шт. для детей и 2 щт. Для взрослых

Площадка со специальной разметкой для игры в «Городки»

Основная часть проекта

Перед детским садом в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и в целом физическому развитию детей, как фундаментальной составляющей общечеловеческой культуры. Одна из основных задач, стоящих перед педагогами ДОУ, – воспитание здорового человека.

Принципы реализации прое кта

Принцип научности предполагает подкрепление всех оздоровительных мероприятий научно обоснованными и практически адаптированными методиками.

Принцип целостности, комплексности педагогических процессов выражается в непрерывности процесса оздоровления и предполагает тесное взаимодействие педагогов и медицинских работников ДОУ.

Принцип систематичности и последовательности предполагает взаимосвязь знаний, умений и навыков.

Принцип связи теории с практикой формирует у детей умение применять свои знания по сохранению и укреплению здоровья в повседневной жизни.

Принцип повторения умений и навыков – один из самых важнейших, так как в результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.

Принцип доступности позволяет исключить вредные последствия для организма детей в результате завышенных требований и физических нагрузок.

Принцип активного обучения обязывает строить процесс обучения с использованием активных форм и методов обучения, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы и творчества.

Принцип коммуникативности помогает воспитать у детей потребность в общении, в процессе которой формируется социальная мотивация здоровья.

Принцип результативности предполагает получение положительного результата оздоровительной работы независимо от возраста и уровня физического развития детей.

Этапы и сроки реализа ции

1. Познакомить с русской народной игрой городки, историей ее возникновения, развивать умение различать, называть и строить фигуры.

2. Учить правильной стойке, действиям с битой, способам броска на дальность и цель; показать важность правильной техники для достижения конечного результата.

3. Учить играть по правилам, командами, ориентировать на достижение конечного результата, учить выбивать городок из города.

4. Развивать скоростно – силовую реакцию, координацию, телесную ловкость глазомер; формировать самостоятельность в двигательной деятельности, умение сосредоточиваться на поставленной задаче, чувство уверенности в своих силах.

Первый этап

Для решения первой задачи предполагалось провести ознакомительную беседу с детьми. Тема беседы «Что такое «Городки». На этом этапе предполагалось, познакомить детей с историей возникновения игры городки, с названием инвентаря для игры (биты, городки - рюхи, из чего сделан инвентарь, с правилами безопасной игры; правильной стойке городошника, действиям с битой, способам броска на дальность, в цель. Затем демонстрировалась презентация «Городки» с изображениями городошных фигур, разметки площадки и др., также демонстрировался фрагмент фильма «Забытые игры».Следует в беседе отметить, что игра в городки развивает глазомер, скоростно-силовую реакцию, телесную ловкость быстроту, натиск. Отметить, что самым отменными игрокам в городки был гениальный писатель Лев Николаевич Толстой, игравший в городки до глубокой старости и даже далеко не секрет, что большим поклонникам городков был первый русский император Петр I.

Для решения второй задачи необходимо познакомить детей с элементами техники игры городки. Основные режимные моменты: вечерний. Здесь для работы с детьми предполагалась использовать фрагменты из мультфильмов. Они будут формировать положительный эмоциональный настрой. Также использовалась игра «Кто быстрее передаст биту», «Через биты полоски».

Второй этап связан с проведением цикла занятий с использованием игры городки. Реализация поставленной задачи была построена таким образом, что основная деятельность детей проходила на занятиях по заранее спланированной кружковой работе. Кружковая работа проходила в вечерние часы вне физкультурных занятий.

Дети овладевали действиями с битой (прицел, замах, бросок, отрабатывали навык броска биты в цель, на дальность, закрепляли умение строить городошные фигуры (забор, звезда, колодец, вилка, пулеметное гнездо, тир, письмо).

Задачи кружковой работы:

1. Содействовать всестороннему гармоническому и физическому развитию детей и укреплению их здоровья.

2. Привлекать детей к регулярным занятиям физических упражнений.

3. Развивать у детей физические качества.

Меткость

Ловкость

4. Воспитывать нравственно – волевые качества:

Терпение

Целеустремленность

Выдержка

Организованность

Решительность

5. осуществлять общефизическую подготовку детей и на ее основе совершенствовать технику движений:

Исходное положение

6. обучать детей простейшим трудовым навыкам:

Убрать предметы

Расставить предметы

Аккуратно относится к инвентарю.

Третий эт ап включает следующие задачи:

1. Подбор игр, которые могут быть использованы в самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста

Решение первой задачи осуществлялось путём подбора игр, которые будут способствовать развитию физических качеств.

«Передай биту»

«Метни стрелу»

«Отгадай фигуру на картинке».

Дидактические игры:

«Назови фигуру»

«Построй такую же»

«У кого городок»

Итоговая диагностика оценки эффективности по своему содержанию практически соответствует методике проведения констатирующего эксперимента и включает в себя такие методы, как:

1. «Выбивание одной рюхи»

2. «Выбивание всей фигуры из города»

3. Движение рук и ног в сагиттальной плоскости.

4. Координация движений рук и ног в горизонтальной плоскости

5. Метание в горизонтальную цель

6. Метание мешочка (150-200 гр.) правой и левой рукой

Еще одним важным показателем качественно проведенной работы являлся анализ продуктов детской творческой деятельности, посвященных нашим занятиям

Для исправления типичных технических ошибок и для более успешного и быстрого овладения техникой был разработан наглядный материал. Например, если ребенок не правильно держал биту, его внимание сразу же обращалось на иллюстрацию с изображением правильного хвата.

Участие команды в соревнованиях






Заключительная часть проекта

Рефлексия. Ожидаемые результаты полностью согласуются с поставленными задачами проекта. Считаю, проект успешно завершенным, так как в соревнованиях на «Кубок Москвы «Золотая осень» по игре в «Городки» соеди детей старшего дошкольного возраста» дети показали достаточно высокий результат: из 52 команд, наша команда детей заняла 12 место. В ходе проекта удалось установить доверительные отношения с родителями воспитанников. Удалось повысить интерес к игре «Городки» как среди детей, их родителей, так и среди педагогов нашей образовательной организации. Все с нетерпением ждут новых тренировок.


Для лучших результатов необходимо оборудовать площадку специальным покрытием.

Планируем создать детско-родительские команды для участия в семейных соревнованиях «Папа, мама, я – городошная семья».