Мотивы и воля. Произвольность и опосредствованность мотивации человека

4.1. Понятие и строение человеческой
деятельности

Деятельность – специфически человеческая, регулируемая сознанием актив­ность, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека. Деятельность всегда целенаправленна, активна, направлена на создание некоторого продукта. Поведение не всегда целенаправлен­но, не предполагает создания определенного продукта, зачастую носит пассивный характер. Структура деятельности включает имеющие цель действия и операции (способы осуществления действий).

В отличие от активности животных, деятельность человека: а) предметна (в результате сознательного целенаправленного организованного обучения используются предметы); б) носит не только потребительский, но и продуктивный характер; в) вызывается в значительной мере искусственными потребностями; г) преобразует человека – его способности, потребности, условия жизни.

Вся деятельность распадается на более мелкие элементы (умения), которые, в свою очередь, на еще более мелкие операции, часто не осознаваемые, автоматизированные (навыки). Деятельность – это внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая сознаваемой целью.

Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, сохраняет и совершенствует природу, строит общество, создает то, что без его активности не существовало в природе. Творческий характер человеческой деятельности проявляется в том, что благодаря ей он выходит за пределы своей природной ограниченности. Исторический прогресс обязан своим происхождением именно деятельности, а не совершенствованию биологической природы людей.

Человеческая деятельность отличается от активности животных тем, что люди производят одежду, мебель, машины, знаковые системы, орудия труда, средства передвижения и многое другое. Для удовлетворения своих потребностей животные пользуются только тем, что им предоставила природа. Деятельность человека проявляется и продолжается в творениях, она носит продуктивный, а не потребительский характер.

Продолжая совершенствовать предметы потребления, человек кроме способностей развивает свои потребности . Деятельность человека в основном порождается и поддерживается искусственными потребностями, возникающими благодаря присвоению достижений культурно-исторического развития людей настоящего и предшествующих поколений. Это – потребности в познании, творчестве, в нравственном совершенствовании и другие.


Формы и способы организации человеческой деятельности так же отличаются от активности животных. Почти все они связаны со сложными двигательными умениями и навыками , приобретенного в результате сознательного целенаправленного организованного обучения. Возникает предметная деятельность , которая отличается от естественной активности животных.

Деятельность отличается не только от активности, но и от поведения. Поведение не всегда целенаправленно, не предполагает создание определенного продукта, носит зачастую пассивный характер. Поведение спонтанно, деятельность организованна; поведение хаотично, деятельность систематична.

Деятельность человека имеет следующие основные характеристики: мотив, цель, предмет, структуру и средства. Мотивом деятельности называется то, что побуждает ее, ради чего она осуществляется. В качестве мотива обычно выступает конкретная потребность. Мотивы человеческой деятельности могут быть органическими, функциональными, материальными, социальными, духовными. В качестве цели деятельности выступает ее продукт. Он может представлять собой реальный физический предмет, создаваемый человеком, определенные знания, умения и навыки, приобретаемые в ходе деятельности, творческий результат. Предметом деятельности называется то, с чем она непосредственно имеет дело. Всякая деятельность имеет определенную структуру . В ней обычно выделяют действия и операцию как основные составляющие деятельности. Действием называют часть деятельности, имеющую вполне самостоятельную, осознанную человеком цель. Операцией называют способ осуществления действия. Сколько есть различных способов выполнения действия, столько можно выделить различных операций. Характер операции зависит от условий выполнения действия, от имеющихся у человека умений и навыков, от наличных инструментов и средств осуществления действия. Предпочитаемые человеком операции характеризуют его индивидуальный стиль деятельности. В качестве средств осуществления деятельности для человека выступают те инструменты, которыми он пользуется, выполняя те или иные действия и операции. С возрастом по мере развития человека происходит изменение мотивации его деятельности. Если человек изменяется как личность, то мотивы его деятельности преобразуются.

Всякая человеческая деятельность имеет внешние и внутренние компоненты. К внутренним относятся анатомо-физиологические структуры и процессы, психологические процессы и состояния. К внешним компонентам можно отнести разнообразные движения. Соотношение внутренних и внешних компонентов деятельности не является постоянным.

4.2. Виды и развитие человеческой
деятельности

У современного человека имеется множество различных видов деятельности, число которых примерно соответствует количеству имеющихся потребностей. Основные виды деятельности:

· Общение.

Первый вид деятельности, возникающий в процессе индивидуального развития человека. Общение рассматривается как вид деятельности, направленный на обмен информацией между общающимися людьми. Общение может быть непосредственным и опосредованным, вербальным и невербальным. При непосредственном общении люди находятся в прямых контактах друг с другом, знают и видят друг друга, прямо обмениваются вербальной и невербальной информацией, не пользуясь для этого никакими вспомогательными средствами. При опосредованном общении прямых контактов между людьми нет. Они осуществляют обмен информацией или через других людей, или через средства записи и воспроизведения информации.

· Игровая деятельность.

Игра – это такой вид деятельности, результатом которого не становится производство какого-либо материального или идеального продукта. Игры часто имеют характер развлечения, преследуют цель получения отдыха. Иногда игры служат средством символической разрядки напряженностей. Существует несколько типов игр: индивидуальные и групповые, предметные и сюжетные, ролевые и игры с правилами. Индивидуальные игры представляют собой род деятельности, когда игрой занят один человек, групповые включают несколько индивидов. Предметные игры связаны с включением в игровую деятельность человека каких-либо предметов. Сюжетные игры разворачиваются по определенному сценарию, воспроизводя его в основных деталях. Ролевые игры допускают поведение человека, ограниченное определенной ролью, которую в игре он берет на себя. Игры с правилами регулируются определенной системой правил поведения их участников. Нередко в жизни встречаются смешанные типы игр.

· Учебная деятельность.

Учение выступает как вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Учение может быть организованным и осуществляться в специальных образовательных учреждениях. Оно может быть неорганизованным и происходить попутно, в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат. У взрослых людей учение может приобретать характер самообразования. Особенности учебной деятельности состоят в том, что она прямо служит средством психологического развития индивида.

· Трудовая деятельность.

Особое место в системе человеческой деятельности занимает труд. С трудом, прежде всего, связано создание и совершенствование орудий труда. В процессе развития деятельности происходят ее внутренние преобразования. Во-первых, деятельность обогащается новым предметным содержанием. Ее объектом и соответственно средством удовлетворения связанных с ней потребностей становятся новые предметы материальной и духовной культуры. Во-вторых, у деятельности появляются новые средства реализации, которые ускоряют ее течение и совершенствуют результаты. В-третьих, в процессе развития деятельности происходит автоматизация отдельных операций и других компонентов деятельности, они превращаются в умения и навыки. В-четвертых, в результате развития деятельности из нее могут выделяться, обособляться и дальше самостоятельно развиваться новые виды деятельности.

4.3. Роль трудовой деятельности в
возникновении сознания

Человеческая психика подготавливалась всем ходом эволюции материи, однако говоря о биологических предпосылках возникновения сознания нельзя забывать, что человек – продукт общественных отношений. Инстинктивное общение предков человека внутри стада постепенно заменялось общением на основе «производственной» деятельности. Изменение отношений между членами сообщества – совместная деятельность, взаимный обмен продуктами деятельности – способствовало превращению стада в общество. Таким образом, причиной очеловечивания животноподобных предков человека явилось возникновение труда и образование человеческого общества.

Зарождающаяся трудовая деятельность влияла на развитие общественных отношений, развивающиеся общественные отношения влияли на совершенствование трудовой деятельности. В труде развивалось и сознание человека наивысшая в эволюционном ряду форма отражения, для которой характерно выделение объективных устойчивых свойств предметной деятельности и осуществляемое на этой основе преобразование окружающей реальности.

На ранних этапах общественного развития мышление людей имеет ограниченный характер в соответствии с еще низким уровнем общественной практики людей. Чем выше уровень производства орудий, тем соответственно выше уровень отражения. При высоком уровне производства орудий цельная деятельность изготовления орудий разбивается на ряд звеньев, каждое из которых может выполняться разными членами общества. Разделение операций еще дальше отодвигает конечную цель – добывание пищи. Осознать эту закономерность может лишь человек, обладающий абстрактным мышлением. Значит, высокое по уровню производство орудий, развивающееся при общественной организации труда, является важнейшим условием в формировании сознательной деятельности.

Под влиянием труда закреплялись новые функции руки: рука приобретала наибольшую ловкость движений, в связи, с постепенно совершенствовавшимся анатомическим строением менялось соотношение плеча и предплечья, увеличивалась подвижность во всех суставах, особенно киста руки. Развитие руки шло во взаимосвязи с развитием всего организма. Специализация руки как органа труда способствовала развитию прямохождения. Действия работающих рук постоянно контролировались зрением. В процессе познания мира, в процессе трудовой деятельности между органами зрения и осязания образуется множество связей, в результате которых изменяется эффект действия раздражителя – он более глубоко, более адекватно сознается человеком.

Особенно большое влияние функционирование руки оказало на развитие мозга. У руки как развивающегося специализированного органа должно было формироваться и представительство в головном мозгу. Это послужило причиной не только увеличения массы мозга, но и усложнения его структуры.

Таким образом, труд послужил причиной развития человеческого общества, формирования человеческих потребностей, развитая человеческого сознания, не только отражающего, но и пре образующего мир. Все эти явления в эволюции человека вели к коренному изменению формы общения людей между собой. Необходимость передавать опыт предыдущих поколений, обучать трудовым действиям соплеменников, распределять отдельные действия между ними создавала потребность в общении. Язык инстинктов никак не мог удовлетворить эту потребность. Так возникла необходимость в развитии высшей формы общения – человеческого языка.

4.4. Основные признаки воли как
психологического явления

Воля – сознательная регуляция субъектом своей деятельности и поведения, обеспечивающая преодоление трудностей при достижении цели путем создания дополнительных побуждений к действиям, обладающих недостаточной мотивацией, или сознательным подавлением действий, противоречащих этим целям или нормам поведения.

Воля – специфически человеческое качество. Воля не относится к числу врожденных или генетически заданных форм поведения. Воля – продукт общественно исторического развития и формируется прижизненно как способность противостоять власти актуальных потребностей и импульсивных желаний. Волевая активность требует преобразования взаимоотношений индивида со средой, формирования у него сознания, новых видов потребностей и способов их удовлетворения. На основе потребности в достижении цели как образа предвосхищаемого результата у человека формируется сознательная ориентировка по отношению к цели как в речевом плане, так и в плане представления, воображения. Цель направляет и регулирует деятельность действия. Но цель, которая должна осуществиться как результат действия, теряет свои регулирующие функции, если она далека и трудна. Расширение и усложнение целей в процессе жизнедеятельности сделали пути их достижения более тяжелыми.

Цели, которые люди ставят перед собой, различаются по дальности (близкие и далекие), трудности достижения, субъективной значимости, степени новизны. Чем более далекой является цель, тем большее число промежуточных действий приходится выполнять в ходе ее достижения. Трудность достижения цели зависит от количества и сложности препятствий. Субъективная значимость отражает место цели в системе жизненных ценностей человека и определяет глубину внутреннего конфликта при отказе от непосредственных желаний.

Волевые действия имеют сложную психологическую структуру. В их строении выделяют несколько этапов: возникновение побуждения и предварительная постановка цели, обсуждение и борьба мотивов, принятие решения и окончательный выбор цели, исполнение и достижение результата. Особенность волевых действий заключается в том, что цель в них, как правило, подчинена не одному, а двум-трем либо еще большему числу мотивов, различных по содержанию, силе и значимости для субъекта. Под влиянием мотивов формируется цель. Принятие волевого решения в значительной степени опирается на убеждения субъекта, на понимание им социальной значимости своего выбора. В то же время этот процесс довольно сложный, неоднозначный и противоречивый. Ученые, изучавшие природу волевого действия, описали психологические механизмы, влияющие на выбор субъектом цели в ситуации борьбы мотивов, видели сущность данного процесса в овладении человеком своими действиями и психическими процессами, в том числе и мотивацией, придавали решающее значение социальной мотивации, формированию и преобразованию смысловых образований в сознании человека.

Этап обсуждения и борьбы мотивов в структуре волевого действия завершается (хотя возможны и возвращения к нему) окончательным принятием цели и переходом к исполнению принятого решения. На этом волевой акт требует от человека волевых усилий, которые переживаются им как борьба с внешними препятствиями и трудностями. Чтобы волевые усилия оказывали позитивное влияние на эффективность деятельности, она должна быть правильно организована с учетом адекватной оценки сил и возможностей субъекта, строиться в соответствии с планом или графиком работы. В противном случае человек будет уставать и не всегда добиваться ожидаемых результатов. Полезно обдумывать выполняемые действия и их последовательность на уровне мышления и рисовать их в своем воображении. Увеличению интенсивности волевых усилий способствуют повышенная активность субъекта, высокий тонус деятельности, коллективная работа. Снижают интенсивность волевых усилий и уменьшают их влияние на результативность действий усталость, утомление, страх перед неудачей, неверие в собственные силы. Конечный результат волевого действия оценивается человеком с точки зрения его соответствия поставленной цели, на основании чего он принимает решение о продолжении или завершении деятельности. Выполненное волевое действие вызывает у человека чувство удовлетворения.

Воля может проявляться не только в совершении какого-либо действия, но и в его задержке или отказе от него. Этим определяются тормозные функции волевой активности: сдерживание непосредственных и тогда очень сильных конкурирующих желаний на этапе борьбы мотивов; намеренная задержка волевого действия с тем, чтобы детально обдумать варианты, возможные осложнения, взвесить все обстоятельства; управление своим поведением, эмоциями; принятие не импульсивных, а сознательных решений.

В зависимости от того, насколько осознана та или иная потребность, различают влечения и желания. Влечение неясное стремление, не связанное с четким представлением и с осмысленными целями (некоторые авторы считают, что влечения направлены на определенную цель). Желание осознанное стремление к определенному объекту, преследующее конкретную цель. Повседневные желания каждого человека обычно являются средством для достижения определенных целей, которые можно назвать конечными. Однако за сознательным желанием может скрываться множество бессознательных побуждений.

Воля обеспечивает выполнение двух взаимосвязанных функций – побудительной и тормозной и в них себя проявляет. Побудительная функция обеспечивает активность человека. Тормозная функция проявляется в сдерживании нежелательных проявлений активности и сравнительно более развита у личности.

Схема этапов волевого действия:

1. Цель и стремление достичь ее.

2. Осознание ряда возможностей достичь цель.

3. Появление мотивов, подкрепляющих или опровергающих эти возможности.

4. Борьба мотивов (воля предполагает борьбу мотивов).

5. Принятие одной из возможностей в качестве решения.

6. Осуществление принятого решения.

4.5. Воля как характеристика сознания.
Структура волевого действия

Воля есть сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. Воля является важным компонентом психики человека, неразрывно связанной с познавательными мотивами и эмоциональными процессами. Все действия человека могут быть поделены на две категории: непроизвольные и произвольные. Непроизвольные действия совершаются в результате возникновения неосознаваемых или недостаточно отчетливо осознаваемых побуждений (влечений, установок и т.д.). Они имеют импульсивный характер, лишены четкого плана. примером непроизвольных действий могут служить поступки людей в состоянии аффекта (изумления, страха, восторга, гнева). Произвольные действия предполагают осознание цели, предварительное представлений тех операций, которые могут обеспечить ее достижение, их очередность. Все производимые действия, совершаемые сознательно и имеющие цель, названы так, поскольку они производны от воли человека.

Воля нужна при выборе цели, принятии решения, при осуществлении действия, при преодолении препятствий . Преодоление препятствий требует волевого усилия – особого состояния нервно-психического напряжения, мобилизующего физические, интеллектуальные и моральные силы человека. Воля проявляется как уверенность человека в своих силах, как решимость совершать тот поступок, который сам человек считает целесообразным и необходимым в конкретной ситуации. «Свобода воли означает способность принимать решения со знанием дела». Необходимость сильной воли возрастает при наличии: 1) трудных ситуаций «трудного мира», 2) сложного, противоречивого внутреннего мира в самом человеке.

Выполняя различные виды деятельности, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия, человек вырабатывает в себе волевые качества: целеустремленность, решительность, самостоятельность, инициативность, настойчивость, выдержку, дисциплинированность, мужество. Но воля и волевые качества могут у человека не сформироваться, если условия жизни и воспитания в детстве были неблагоприятные. Волевые действия, как и вся психическая деятельность, связаны с функционированием мозга. Важную роль при осуществлении волевых действий выполняют лобные доли мозга, в которых, как показали исследования, происходит сличение достигнутого в каждый раз результата с предварительно составленной программой цели. Поражение лобных долей приводит к абулии – болезненному безволию.

ВОЛЯ КАК ПРОИЗВОЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ

Понятие о воле как о детерминанте поведения человека зародилось в древней Греции и впервые было сформулировано Аристотелем (384--324 гг. до н. э.). Он ввел это понятие как объяснительное, чтобы отличать поступки, совершаемые на основании разумного решения субъекта (потому что так надо), от поступков, вызванных его желаниями. При этом философ понимал, что не сами по себе знания являются причиной разумного поведения, а некая сила, вызывающая действие согласно разуму. Эта сила рождается, по Аристотелю, в разумной части души благодаря соединению разумного решения со стремлением (желанием), придающим решению побудительную, силу. Само же стремление (желание) обусловлено побудительной силой предмета стремления. Таким образом, воля у Аристотеля сводилась к управлению посредством разума побудительной силой желания (предмета стремления) человека: либо путем придания исходному желанию дополнительного побуждения (стремления) к предмету, либо посредством торможения побуждения, когда разум подсказывает, что нужно избежать стремления к тому или иному объекту. Действия и поступки, осуществляемые по решению самого человека, Аристотель называл произвольными. Существенным для аристотелевского понимания роли волевого начала в детерминации поведения является то обстоятельство, что воля не только инициирует, но и выбирает произвольные действия, а также регулирует их осуществление. Кроме того, он приписывал действию волевого начала способность человека владеть собой. В то же время любое волевое движение имеет, по Аристотелю, природные основания.

древнеримский мыслитель и врач Гален (130--200 гг.) говорил о произвольных и непроизвольных движениях, относя к последним только мышечные сокращения внутренних органов (сердца, желудка). Все остальные движения он считал произвольными. От непроизвольных (автоматических) движений они отличаются тем, что всегда происходят при участии психической пневмы, включающей в себя восприятие, память и разум и выполняющей управляющую функцию по отношению к органам движения. Рене Декарт понимал волю как способность души формировать желание и определять побуждение к любому человеческому действию, которое нельзя объяснить на основании рефлекса. Декарт считал, что задача воли -- бороться со страстями, которые возникают под влиянием вещей. Воля может затормозить движения, обусловленные страстью. Разум, по Декарту, это собственное орудие воли. Воля помогает человеку следовать определенным правилам, исходя из суждений разума о добре и зле. Таки образом, Декарт связывает волю с нравственностью человека.

ВОЛЯ КАК ДОЛЖЕНСТВОВАНИЕ

Понимание воли как долженствования противопоставляется отождествлению воли с потребностным побуждением, т. е. с мотивом (поскольку для многих психологов потребность и есть мотив). Спецификой этого подхода к пониманию воли, присущего грузинским психологам, является то, что волю они рассматривают как один из побудительных механизмов, наряду с актуально переживаемой потребностью. По мнению Д. Н. Узнадзе (1966), механизмы воли таковы, что источником деятельности или поведения является не импульс актуальной потребности, а нечто совершенно иное, иногда даже противоречащее потребности. Побуждение к любому действию грузинский ученый связывает с наличием установки на действие (намерение). Эта установка, возникающая в момент принятия решения и лежащая в основе волевого поведения, создается благодаря присутствию в сознании воображаемо или мыслимой ситуации. За волевыми установками скрываются потребности человека, которые хотя и не переживаются непосредственно в данный момент, но лежат в основе принятия решения о действии, причем в выработке такого решения участвуют также процессы воображения и мышления. Ш. Н. Чхартишвили (1958) разделяет мнение Д. Н. Узнадзе о том, что волевое поведение не связано с удовлетворением актуально переживаемой потребности. Выступая против игнорирования воли и обусловленности поведения человека только потребностями, Ш. Н. Чхартишвили пишет: «Если бы со стороны человека, как субъекта поведения, последнее побуждалось и направлялось одними лишь потребностями, как это полагает большинство психологов, то поступок, считающийся злодеянием и квалифицируемый как преступление, следовало бы объявить несчастным случаем и вообще снять вопрос об ответственности, ибо от самого человека совершенно не зависит, какая потребность возникает у него в данный момент и активизируется в наибольшей степени». Повседневное наблюдение говорит о том, что человек обладает способностью стать выше настоящего моментального состояния, сдержать импульсы активизированных потребностей (даже если эти импульсы очень сильны), прислушаться к запросам общества и, сообразуясь с ними, наметить и осуществить такие цели, которые ни в коей мере не соответствуют его теперешним (находящимся в актуализированном состоянии) потребностям. Эту способность, в силу ее специфической природы, нельзя назвать потребностью. Даже человек, не искушенный в науке, говорит о слабоволии того лица, которое лишено способности к указанной выше активности.

Больше того, он не считает признаком воли и сознательный характер поведения. Чхартишвили полагает, что осознание цели и средств ее достижения (которые являются, с моей точки зрения, непременными компонентами мотива) является делом интеллекта, мышления. По одной лишь причине, что цель поведения и связанные с нею явления осознаются, поведение не приобретает никакого особенного свойства, для характеристики которого понадобилось бы вводить некое новое понятие, отличное от понятий сознания, интеллекта, мышления. Поведение осознанно, осмысленно, и поэтому его природу адекватно выражают термины «сознательное поведение» или «поведение». Таким образом, термин «воля» оказывается излишним. Воля призвана служить, с точки зрения этого автора, побудительным механизмом поведения, удовлетворяющего внешним общественным требованиям, которые приняты субъектом.

ВОЛЯ КАК ОСОБАЯ ФОРМА ПСИХИЧЕСКОЙ РЕГУЛЯЦИИ

И. М. Сеченов считается отцом рефлекторной теории воли, с таким же успехом его можно считать первым ученым, который ввел понимание воли как особой формы психической регуляции. Ведь его слова о том, что воля является деятельной стороной разума и морального чувства, есть не что иное, как отражение именно такого понимания.

Одним из исследователей этой теории был М. Я. Басов (1922). Воля понималась им как психический механизм, посредством которого личность регулирует свои психические функции, прилаживая их друг к другу и перестраивая в соответствии с решаемой задачей. Басов пишет: «Власть личности над своими душевными состояниями возможна только при наличии в составе ее душевного единства некоего регулятивного фактора. Таким фактором здоровая личность всегда и обладает в действительности. И имя его -- воля».

ВОЛЯ КАК МЕХАНИЗМ ПРЕОДОЛЕНИЯ ВНЕШНИХ И ВНУГРЕННИХ ПРЕПЯТСТВИЙ И ТРУДНОСТЕЙ

В сознании большинства людей, несведущих в психологии, слово «воля» выступает как синоним волевой регуляции, т. е. способности человека преодолевать возникающие затруднения. Так, Л. А, Кербель и О. П. Саутина (1982) опросили спортсменов с целью узнать, какое содержание они вкладывают в понятие воля. В ответах прозвучало, что это: целеустремленность, сдержанность, мобилизация всех сил, умение побороть себя, найти в себе силы, когда они уже кончились, и т. п.

Однако и многие психологи понимают волю только как психологический механизм, способствующий преодолению препятствий. К. Н. Корнилов, в связи с этим, утверждает, что о воле человека судят прежде всего по тому, насколько он способен справляться с трудностями. Аналогичное понимание воли можно найти и в других публикациях. В приведенных выше определениях воля является синонимом волевой регуляции, функция которой -- преодоление трудностей и препятствий. К этой же точке зрения можно отнести взгляды на волю П. В. Симонова (1987), рассматривающего волю как потребность преодоления препятствий. Он полагает, что филогенетической предпосылкой волевого поведения является «рефлекс свободы», описанный И. П. Павловым. Рефлекс свободы -- это самостоятельная форма поведения, для которой препятствие служит адекватным стимулом. Не будь его, -- писал И. П. Павлов об этом «рефлексе», -- всякое малейшее препятствие, которое встречалось бы в его жизни.

Было время, когда сила воли считалась чуть ли не определяющим качеством человека. Если ты можешь победить себя и обстоятельства, значит ты — успешный, ты — сильный. Сегодня все чаще говорят о том, что главное — понимать себя, свои чувства, желания и следовать им. Тогда все будет получаться само собой. Нужна ли в наше время человеку сила воли? Или это действительно устаревшее понятие?

В советские времена героем культа силы воли считался Павка Корчагин. Нас призывали не щадить себя, искать счастье в преодолении препятствий. Все мы были лишь средством для осуществления великой цели. Но наступил момент, когда у людей возник протест против этого. В наше время стало принято любить себя, жалеть себя.

Словосочетание "сила воли" исчезло не только из обыденного лексикона, но и из учебников психологии. Вместо него появилось слово "мотивация". Однако на самом деле это далеко не равнозначные понятия. Мотивация — это побуждение, стремление, это что-то очень близкое к понятию "желание". А сила воли включает в себя оппозиционный аспект. Человек, обладающий ею, может противостоять как собственным слабостям, так и давлению со стороны других людей.

Многие почему-то считают, что в наше время уже ни с чем бороться не надо, что жизнь должна быть легкой. А если она трудна, то это с ней что-то не так, а не с нами. Однако если у тебя нет внутренней дисциплины, ты окажешься в плену — либо у других людей, у тех, кто сильнее (и будешь выполнять их волю), либо у самого себя — и будешь лежать на диване, страдая от грустных мыслей и негативных чувств.

Многие в подростковом возрасте ставят задачу развития силы воли. Но решается она, что называется, "в лоб": заставить себя делать то, что не хочется. Например, заниматься по утрам физкультурой. Обычно дальше события разворачиваются по одному из двух сценариев: либо человек привыкает и ему это начинает нравиться, либо он бросает занятия и остается с ощущением личного поражения и убеждения, что он — безвольный. Многократные неудачи решить эту задачу "в лоб" приводят к тому, что люди перестают ставить проблему воли вообще. Они боятся очередного поражения. Они много раз пробовали, из этого ничего не выходило. Почему бы тогда не заменить понятие силы воли на другое — мотивацию? Ведь в этом случае, даже если потерпишь поражение, можно сказать: "Значит, в глубине души мне этого и не хотелось".

Бывает, что какая-то задача никак не дается человеку, сколько усилий бы он ни проявлял. Ответ прост: ваша воля имеет ограниченный ресурс и если он исчерпан, стоит остановиться и подумать: туда ли ты идешь? Ты можешь решать определенные задачи, но если при этом будет накапливаться чувство хронической усталости или начнет ослабевать энтузиазм, возможно, это не твой путь.

Этапы большого пути

В дошкольном возрасте ребенок должен научиться контролировать свое внешнее поведение с учетом интересов других людей . Не хватать без спроса вещи, не бить тех, кто слабее, не лезть в варенье лапой. Некоторые люди так и останавливаются на первом этапе развития силы воли, на этих детских представлениях — что это нужно не мне, а "им". И во взрослой жизни это может очень ослабить человека. К примеру, мужчина говорит: "Да, надо бы найти дополнительную работу, жена хочет, чтобы я больше трудился, но, наверное, я безвольный..." Такой человек не понимает, что это нужно не столько жене, сколько ему самому — чтобы чувствовать себя уверенно в своей жизни.

Затем — в начальной школе и потом — человек обучается контролировать выражение своих чувств . Ребенок должен, например, подавлять вспышки гнева и агрессии на учителей, других взрослых. Почетно в этом возрасте скрывать свой страх, стыдно плакать — особенно мальчикам. В принципе, это хороший навык. Если бы мы бесконтрольно выражали свои чувства, это вряд ли принесло бы нам пользу. Бывают моменты, когда действовать надо, несмотря на свой страх; когда неважно, что ты чувствуешь. Допустим, возник пожар в классе. Учительница тоже испугалась, как и дети, но она должна вывести из школы своих учеников, а не впадать в .

Однако этого недостаточно. Человек, который остановился на втором этапе развития силы воли, часто не понимает, что заставляет его скрывать свои чувства — собственные убеждения или стереотипы, существующие вокруг.

Поэтому следующий этап — научиться контролировать поток своих мыслей . Надо уметь проанализировать — какие идеи у вас свои, а какие вам навязали. Например, есть люди, которые очень напрягаются на работе. И все время жалуются, что им безумно тяжело. Но если такой человек остановится и подумает, почему ему так "везет", то выяснится, что у него существует убеждение: работа и должна быть трудной. Это внушала ему учительница: "Не ищите в жизни легких путей", внушала мама: "Характер куется в преодолении препятствий". И он уныло тянет свой воз. Если бы он понял, что идея "деньги достаются только очень тяжелым путем" внушена ему извне, и начал бы отслеживать моменты, когда она появляется, он бы, возможно, нашел способ усовершенствовать свою работу и сделать ее более легкой.

И, наконец, еще один этап формирования воли — это контроль над восприятием . В любой ситуации мы можем сфокусировать свое внимание на разных аспектах. Допустим, утро: погода ужасная, обои от стенки отклеились, кран течет. Это объективная реальность? Да. Человек это видит? Да. Может он изменить свое восприятие? Может! Он должен сфокусировать свое восприятие так, чтобы найти в этой ситуации что-то положительное. Например, подумать, что все это открывает большой фронт работ. Прикинуть, какие нужно купить обои, где приобрести сантехнику. В каждой ситуации надо искать не то, чем она вам не нравится, а то, чем она может доставить удовольствие или хотя бы принести удовлетворение. В психологии есть такой закон: все, на что ты обращаешь внимание, растет. Так что будьте осторожнее с восприятием. Ищете в жизни плохое — оно начнет увеличиваться. Видите хорошее — его будет больше. Есть прекрасное упражнение для тренировки восприятия: каждый день делайте по одному мысленному фотоснимку — что красивого вы увидели сегодня.

Но как быть человеку, который не прошел столь сложный путь развития воли? Что делать, если делать ничего не хочется? Если ни на что нет сил? Тут можно посоветовать одно: начните, а потом решите, хочется вам этого или нет. Часто и силы и желания нам не даются заранее — перед действием. Они приходят только тогда, когда вы что-то начинаете делать. Когда вы не можете заставить себя к чему-то приступить, попробуйте такое упражнение: оцените по 10-балльной шкале, насколько это будет трудно (0 — очень легко, 10 — очень трудно). И по таким же параметрам определите удовольствие, которое вы получите от результата. А после того как работа будет окончена, снова проведите оценку. Как правило, оказывается, что поначалу трудности казались преувеличенными, а удовольствие — преуменьшалось. Часто мы не можем заставить себя что-то делать потому, что переоцениваем сложность и не умеем планировать радость от результата.

Если же в окружающем мире ну совсем ничто не вдохновляет, тогда, возможно, имеет смысл продолжать лежать — не предпринимая никаких действий. И воспринимать это ничегонеделание как время, предоставленное вам судьбой для того, чтобы разобраться в себе. Для этого нужно полностью запретить себе смотреть телевизор, болтать по телефону, спать среди дня. Если читать, то только книги по саморазвитию и самоанализу. Голос, который способен поднять с дивана, достаточно тих: он не визжит, не вопит, не понукает. И может быть, нужно специально лечь, чтобы услышать его.

Затем нужно переоценить свое состояние. Возможно, вы слишком долго удовлетворяли желания окружающих. И не стремились проанализировать, в чем состоят ваши собственные. У человека, который постоянно идет на поводу у других, наступает момент, когда он просто падает.

Есть и еще один путь. Если вы не обнаружили в себе никаких собственных желаний, которые бы заставили вас действовать, присоединитесь к тому человеку, который знает, зачем живет. И помогите ему в его деятельности. Пусть он будет паровозом, а вы — вагоном. Рядом с таким человеком можно многому научиться.

Крах Мартина Идена

Есть и противоположный тип личности — человек, который в своих желаниях уверен. Его цель — много денег. И ради нее он готов выполнять любую работу — нравится она ему или нет.

Этот образ может быть более привлекателен, чем образ человека, который лежит на диване с одной установкой: "Не хочу, не буду и не заставите". Люди, готовые трудиться ради денег, прекрасно используют положительный стимул: на заработанные средства они организуют себе тот досуг, который хотят. Профессия для них — не главное. Самое важное начинается после окончания рабочего дня.

К примеру, наши знакомые недавно набирали в фирму людей. Пришел кандидат наук — как раз по той специальности, которая требовалась. Он был унылый, жаловался на жизнь, на то, как его сократили. Наша знакомая начала описывать, какие у них перспективы, но этот человек сказал, что ему бы доработать до пенсии... Его не взяли. "Я видела, что работник с такой унылой установкой просто не будет стараться и осваивать новые технологии", — сказала директор фирмы. А потом пришел туповатый парень и заявил, что его цель — заработать много денег и купить "Мерседес". И хотя образование у него среднее, он доучится. Его взяли и направили на курсы: "Мы видели, что он будет стараться — просто ради денег".

Жизнь людей, которые трудятся ради денег, может развиваться по двум сценариям. Постепенно человеку начинает нравиться сама деятельность, а деньги отходят на второй план. Это самый продуктивный путь. Но все может сложиться и иначе. Баланс между затратами сил и удовольствием, которое можно купить на заработанные деньги, нарушается. Рутина начинает доставать, человек видит, что энергия, которую он вкладывает в работу, не восполняется. И понимает, что далеко не все можно купить.

Проблемы возникают не только у безвольных людей, но и у вполне целеустремленных. Вспомните Мартина Идена, героя одноименного романа Джека Лондона: человек, проявивший чудеса силы воли, достигший вершины литературной славы, добровольно уходит из жизни, потому что потерял ее смысл, потому что ему не к чему больше стремиться. Идеализация силы воли неизбежно приводит к краху. Удовлетворил ты свои амбиции, добился чего-то, а дальше что? Развитие индивидуальной воли полезно лишь для того, чтобы разгрести завалы собственного прошлого. Некоторые люди в прошлом знали, куда направить силу и энергию после удовлетворения своих амбиций. И тогда в городах возникали церкви и театры, построенные на их деньги.

Личная воля должна быть согласована с какой-то более высокой целью. На последнем этапе развития этого качества встает вопрос: а в чем я добровольно могу свою силу воли ограничить и подчинить ее общей цели? Не потому, что кто-то на меня давит, а потому, что я сам так решил. Лишь тогда, когда человек научится не только противостоять другим, но и сотрудничать, объединяться с людьми, жизнь его будет интересной и наполненной.

Вера Лосева
кандидат психологических наук, вице-президент
Московского центра психоанализа, врач-психотерапевт
Статья предоставлена сайтом Elitarium.ru

Комментировать статью "Сила воли и мотивация: этапы большого пути"

Сегодня спросил, что такое СИЛА ВОЛИ? К сожалению я оказалась настолько костноязыка,что не смогла толком объяснить,хотя честно пыталась это сделать. Ребёнок повторяет это словосочетание в своём контексте,но я вижу, что он не понял, что это такое.

Обсуждение

в 2 года ему будет достаточно услышать то, что это просто
качество сильного человека:)
сильный обязательно имеет силу воли,
а подрастёт - расскажете подробнее:))

Сила воли- это когда делаешь не то, что хочется, я то что нужно.
Делаешь зарядку, а хочется еще поспать.
Убираешь игрушки, а хочется еще поиграть.
Делишься конфетами, когда хочется все съесть одному.
Проходишь мимо игрушек в магазине, если мама сказала, что не может сейчас тебе купить:)) и т.д.

Завершился первый этапа кастинга во второй сезон реалити-шоу СТС о силе воле и здоровом образе жизни «Взвешенные люди» . В ходе отбора было рассмотрено несколько тысяч анкет от претендентов со всей России. Заявки принимались через специальный раздел на сайте СТС, а также в ходе очных кастингов в Екатеринбурге, Челябинске, Самаре, Санкт Петербурге, Казани и Ижевске. Ведущей нового сезона реалити-шоу останется Юлия Ковальчук. Самые интересные факты о кастинге: - всего через раздел кастинга...

Семейный психолог Семейный психолог необходим тогда, когда у супружеской пары начинаются проблемы в общении. Это может быть связано с жизненными обстоятельствами, проблемами на работе, чувством неудовлетворенности одного из супругов. Семейная психология призвана решать проблемы путем терапии, общения и консультаций. Создавая комфортные условия для коммуникации внутри семейной группы, специалист помогает высказаться каждому, кто испытывает чувство страха, тревоги или замешательства. Как...

Центр психологической помощи Человек – социально зависим. Каждый из нас нуждается в стабильности, поддержке, любви и заботе. Что делать, когда ты подавлен, находишься в затруднительной ситуации или просто хочется выговориться? Центр психологической помощи поможет остановить путь саморазрушения, наладить контакт с близкими, снять тревогу, а специалисты помогут разобраться даже с самой, казалось бы, сложной проблемой. Убегая от проблем, не замечая их причин, можно начать выстраивать гору...

И восхищенные эпитеты: "какая стойкость, какая сила воли "? А вот мне интересно, как можно себя довести до состояния 188 кг.? Где была ее сила воли, когда она отправляла в рот очередную булочку?

Обсуждение

а вот мне интересно, Вы, человек с прекрасным, если не ошибаюсь, образованием, занимающийся, если не ошибаюсь, чем-то интеллектуальным, возраста старше бездумныx и малоопытныx 20-ти лет, действительно не предполагаете, что, вероятней всего, это последствия нездоровья физического или душевного? и в этом контексте сила воли совершенно очевидна, потому что это не только и не столько о том, чтобы отказаться от булочки...

Силу воли можно развить и трудности преодолевать в любой отрасли. У меня железная сила воли, я, как ваш сын, не без способносте к математике, легко училась на 5, но олимпиады или матем. школа для меня - упаси Бог, ни за что на свете.

Обсуждение

а я не поняла - а зачем математическая школа при средних способностях и любви к математике? или просто выбранная по другим критериям школа оказалась математической?
а какая связь с силой воли, он просто не хочет в эту школу и не особо любит математику
мотивации не хватило
когда дети чего-то хотят - о-ой какая у них сила воли))))) держите семеро

Требовать, контролировать, заинтересовывать, при этом разгружая от всего не нужного. Если только грузить, будет естественная реакция отторжения. Достигая чего-то человек должен получать награду. А у нас "наградой" становится перевод в школу, где труднее учиться.
И надо понимать, что в этом возрасте настоящего интереса к математике просто не бывает. Я вам больше скажу, сейчас ему полезнее играть в карты, шахматы, шажки и умные компьютерные игры, чем решать школьные примеры и зубрить. Единственное, вы должны научить его зубрить и решать (то есть вычислять). Он должен уметь действовать в ситуации крайней необходимости. Отказ от попытки действовать должен быть однозначно наказуем, только не сейчас, а каждый день.
Сейчас это массовая болезнь. 10-11 класс - сидит перед пустым листом бумаги минуту, другую, третью. Спрашиваю: чего сидишь? Отвечает: думаю.
Решит в уме задачу даже минимальной сложности в принципе не возможно. Прежде чем думать, надо провести стандартные подготовительные процедуры по формализации (переводу в математическую форму) условия задачи.
Все эти процедуры ими, естественно, освоены и когда спрашиваешь: "что я говорил надо делать в таких случаях", он правильно отвечает и начинает делать. Но только после волшебного пинка.
И игнорируйте совета вида: "Кац всегда предлагал сдаться". Любой десятилетний мальчишка предпочтет математике какую нибудь веселую или не очень игру. И уж тем более предпочтет ее более скучным по сравнению с математикой урокам. Интерес заключается в понимании разницы между гениальным физиком и менеджером среднего звена. Ребенок или понимает, что эта разница на порядок больше, чем между менеджером среднего звена и орангутаном и тогда позволяет себя заставлять учиться или не понимает и устраивает протест. А заставлять надо любого, не верьте в сказки.

Целеустремленность, сила воли совершенно отсутствуют... Конечно, одними книгами это не поправить, но хоть что-то.. Как, кстати, у ваших детей с этим? могут они какие-то цели ставить и достигать их?

Обсуждение

Рябинин, Юрий Яковлев. Там рассказы из жизни школьников, когда жизнь ставит их перед выбором или спрашивает с них поступко. Не смертельный, а просто поступок. Кстати, Лев Кассиль "Дорогие мои мальчишки" про ребят в Краснодоне во время войны.

Может, про путешественников, про полководцев - Ушакова, книги Федора Конюхова.
Имхо, дело не в силе воли, а именно в цели. Есть цель -они к ней идут. нет цели -спят.

А есть ли "мотивационные" книжки для подростков, я не художественные имею в виду? вот как для взрослых бывают по саморазвитию, планированию времени и пр., только адаптированные для подростков?

Общероссийская общественная организация защиты семьи «Родительское Всероссийское Сопротивление» уже два года ведёт практическую работу по защите семей. Мы вынуждены констатировать: 1. Внедрение в семейную политику России чуждых ей «ювенальных» технологий не остановлено. Более того, семейная политика прямо вернулась к идеям, отвергнутым обществом в 2013 году. Они встроены во вступающий в действие с начала 2015 г. закон «Об основах социального обслуживания граждан в РФ», допускающий «социальное...

Ты, ничего не подозревая, за завтраком неспешно открываешь первую страницу, скользишь взглядом по буквам все дальше, дальше… и приходишь в себя только когда у тебя окончательно затекает тело, бунтует живот, а солнце уже практически скатилось за горизонт. Да-да, есть такие книги, с которыми забываешь обо всем на свете: поесть, поспать, а в особо тяжелых случаях – даже сходить на работу. И вот тебе список таких книг 1. Психология влияния - Роберт Чалдини Лучшее учебное пособие по конфликтам и...

5 хитростей, которыми мозг удерживает вас во власти ненавистной дурной привычки Если вы всё же твёрдо решили, например, бегать каждое утро, и настроились на продолжительную борьбу с самим собой, мы считаем своим долгом вас предостеречь: самую большую опасность на вашем пути к совершенству представляют не разного рода неподконтрольные вам обстоятельства, а… недостаток мотивации. То есть если вы, скажем, бегаете каждое утро и уже можете похвастаться определёнными успехами, то в какой-то момент...

В основе заложена свобода выбора и сохранение индивидуальности. До 12 лет никакой системы оценок, соревновательности и сравнения способностей. Накопление бонусов за инициативу и потребность в творчестве Бесплатно Средняя школа бесплатна для тех, кто получил достаточное количество бонусов в начальной школе. Остальные оплачивают предметы по выбору или учатся полезному ремеслу. Зачетная система оценок. Единые тесты даются по желанию, накапливаются и учитываются в итоговой оценке. Аттестаты в 16...

Обсуждение

то есть больше всех бонусов в младшей школе получит достаточно неприятная часть детей... Чем оценки от баллов отличаются? Как совместить отсутствие соревновательности и стремление набрать максимальное количество баллов? :)

Интересно, очень. Только, как мне кажется, на этапе до 12 лет, который очень важен, нужны высококлассные профессионалы, любящие работу с детьми. Как их подбирать, по-Вашему?

Знаете, что такое сила воли. Интересное в сети. О своем, о девичьем. Обсуждение вопросов о жизни женщины в семье, на работе, отношения с мужчинами. Мне объяснила стоматолог, что это вредно. Я прониклась. 26.08.2014 14:43:51, Роза Константиновна.

Озадачилась я этим вопросом, когда поняла, что отпуск по уходу за ребенком нанёс мне ущерб в размере 10 кг лишнего веса/груза. А с лишними килограммами пришла (усложнилась) проблема с подбором гардероба на мою (и без того нестандартную) фигуру. В общем, встав на весы прекрасным январским утром 2013 года, я поняла, что бОльше весить просто не желаю!!! Для достижения поставленной цели (снижение веса на 10 кг) я записалась на марафон, организованный участницами конференции "Похудение и диеты". В...

Обсуждение

Надо разобраться с мотивацией. Некоторые женщины боятся похудеть, потому что не знают, что с этим делать: например, будучи толстой, она привыкла сидеть в углу, в темных одеяниях и "не отсвечивать", став худой она начнет привлекать внимание мужчин, а что с этим вниманием делать, она не знает, потому как уже давно верная супруга и добродетельная мать, и меняться ей не хочется. Или ее что-то пугает, огорчает в жизни, и будучи толстой, она себе кажется более внушительной, чтобы противостоять невзгодам, как рыба-шар, которая раздувается,чтобы напугать врагов. Или проблема в том, что еда заменяет какую-то другую невыполненную хотелку: например, безумно хочется к теплому морю, или личный "Бентли", или просто тупо выспаться - а возможности такой нету, а еда -вот она, под рукой и недорого.
Вот про себя я недавно поняла, что я "многоголик" - да, алкоголь, курёжка и запрещенные препараты меня оставили совершенно равнодушной, но у меня есть пищевая зависимость, шоппинговая зависимость, а также склонность впадать в зависимость от неподходящих мужиков.:) На этом фоне моя зависимость от фитнеса мне кажется наиболее безобидной - уж лучше 10 подходов со штангой, чем, например 10 пирожных с шоколадным кремом, или безнадежные рыдания по очередному моральному уроду, которого я откопала где-то на помойке на свою голову:)
А изначально моя мотивация была - проблемы со здоровьем. Именно поэтому мне захотелось сбросить лишние кило, и я их сбросила. Но я понимаю, что я пищеголик, бывших пищеголиков не бывает, как и бывших алкоголиков. Когда у меня отлетают тормоза, я вполне могу сожрать продуктов в размере дневного рациона какой-нибудь средней африканской деревни:)
Это я все к тому, что вам (или тебе?) надо глубже копать, чтоб разобраться с собственной мотивацией и желаниями. Зачем сбрасывать еще 5 кило? может, и так все нормально? А что будет, когда я их сброшу? Надо самой себе четко ответить на этот вопрос. Иначе даже сброшенные они быстро вернутся.

И. П. Павлов рассматривал волю как «инстинкт свободы». Это не меньший стимул, чем инстинкты голода и опасности. Воля рефлекторна по своей природе (она проявляется в виде ответной реакции на стимул). Если принять это за истину, то получается, что воля зависит от внешних условий (волевой акт не в полной мере зависит от человека).

Поведение человека понимается как изначально активное, а сам человек рассматривается наделённым способностью к сознательному выбору формы поведения. Эта т.з. подкрепляется исследованиями Н. А. Бернштейна и П. К. Анохина. Воля – сознательное регулирование человеком своего поведения, выраженное в умении видеть и преодолевать внутренние и внешние препятствия.

В психоанализе воля представляется своеобразной энергией человеческих поступков. Источником поступков людей является некая превращённая в психическую форму биологическая энергия живого организма. З. Фрейд полагал, что это психосексуальная энергия полового влечения. К. Лоренц видел энергию воли в изначальной агрессивности человека. А. Адлер, К. Г. Юнг, К. Хорни, Э. Фромм связывали проявление воли с социальными факторами (стремление к власти и социальному господству, универсальные архетипы поведения и мышления, стремление личности к самореализации в культуре).

Мотивы волевых действий (причины, которые побуждают человека действовать) складываются и возникают в результате активного взаимодействия человека с внешним миром и с обществом. Они делятся на основные и побочные. Один и тот же мотив в различных условиях может быть как основным, так и побочным. Пример – написание диссертации (один мотив – познание, другой – достижение социального положения).

В основе мотивов волевых действий лежат потребности, эмоции и чувства, интересы и склонности, наше мировоззрение, наши взгляды, убеждения и идеалы.

ВЛЕЧЕНИЕ
Осознание
ОСМЫСЛЕНИЕ ЦЕЛИ ДЕЙСТВИЯ
ВОЛЕВОЕ УСИЛИЕ
ВНУТРЕННЕЕ ВОЛЕВОЕ ДЕЙСТВИЕ
ВНЕШНЕЕ ИСПОЛНЕНИЕ ВОЛЕВОГО ДЕЙСТВИЯ
ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ ЖДЕЙСТВОВАТЬ
БОРЬБА МОТИВОВ

Борьба мотивов – психическое состояние, характеризующееся столкновением нескольких желаний или различных побуждений к деятельности. Она включает в себя оценку оснований за и против необходимости действовать в определённом направлении, обдумывании как именно действовать. Заключительным моментом борьбы мотивов является принятие решения (выбор цели и способа действия).



Основные качества воли и их развитие. Онтогенез воли.

Волевые качества.

Сила воли – обобщённая способность преодолевать значительные затруднения, возникающие на пути к достижению поставленной цели.

Выдержка – умение сдерживать свои чувства, когда это требуется, недопущение импульсивных и необдуманных действий.

Самообладание – умение владеть собой, и заставлять себя выполнять задуманное действие, а также воздерживаться от того, что хочется делать, но представляется неразумным или неправильным.

Целеустремлённость – сознательная и активная направленность личности на достижение определённого результата деятельности.

Настойчивость – стремление человека в достижении поставленной цели даже в самых сложных условиях.

Упрямство – настойчивость, несмотря на нецелесообразность данного действия.

Инициативность – способность предпринимать попытки к реализации возникающих у человека идей.

Самостоятельность – способность осознанно принимать решения и не поддаваться влиянию различных факторов, препятствующих достижению поставленной цели; критическая оценка советов и предложений других людей.

Решительность – отсутствие излишних колебаний и сомнений при борьбе мотивов, своевременное и быстрое принятие решений.

Последовательность – все совершаемые человеком поступки вытекают из единого руководящего принципа, которому человек подчиняет всё второстепенное и побочное.

Онтогенез воли.

У новорождённых преобладают рефлекторные движения и некоторые инстинктивные действия. Первые желания ребёнка характеризуются большой неустойчивостью (быстро сменяют друг друга и часто носят неопределённый характер). Лишь на 4 году они становятся более-менее устойчивыми. В этом же возрасте отмечается возникновение борьбы мотивов. Выбор, осуществляемый в зависимости от мотивов морального порядка, возможен не ранее конца третьего года жизни.



Воля развивается в связи с общим развитием личности человека. Её развитию способствует увлечённость каким-либо занятием, сопровождаемая систематическим трудом (рисование, музыка, спорт). Формирование воли в значительной мере зависит от родителей ребёнка. Развитие родителями у ребёнка волевых качеств – предпосылка формирования у него дисциплинированности.

Большую роль в формировании волевых качеств играет школа. В ней формируется определённый уровень дисциплинированности. В процессе обучения школьник должен сидеть за партой определённое время, не вставать с места без разрешения, не разговаривать с товарищами на уроке, делать домашнее задание и т.д.

Формирование волевых характеристик не прекращается и в более старшем возрасте.

29. Основное содержание монографии Б. М. Теплова «Ум полководца».