Кто такой бог шива. Могущественный бог Шива – чувственный аскет

Бог Шива является одним из верховных богов в индуизме. Наряду с Брахмой (Создателем) и Вишну (Хранителем) он входит в основную троицу главных богов, в которой он выполняет роль Разрушителя. В священных рукописях можно встретить и другие имена Шивы — Махадева, Махешвар и Парамешвара. Бог Шива контролирует серию рождений и смертей в мире. Шива представляет собой аспект высшего существа, который разрушает для того, чтобы дать начало новому жизненному циклу Вселенной.
В то же время Шива — Бог милосердия и сострадания. Он защищает преданных ему от злых сил, таких как похоть, алчность и гнев. Он дарует блага, благодать и пробуждает мудрость. Во всех священных писаниях, таких как Веды, Пураны, Упанишады, Шрути и Смарти и других, говорится, что тот, кто поклоняется Господу Шиве, может достичь Верховного Блаженства.
Атрибуты Шивы
Основные символы, которые используются при изображении Бога Шивы:


  • Обнаженное тело, покрытое пеплом. Шива — это источник всей Вселенной, которая исходит от него, но он выходит за пределы физического мира и не испытывает страданий.

  • Спутанные волосы. Олицетворяют идеал йоги как единение физической, ментальной и духовной энергий.

  • Ганга. Символически представлена как женщина, изо рта которой проистекает струя воды, падающая на землю. Это означает, что Шива разрушает все грехи, устраняет невежество, дарует знание, чистоту и покой.

  • Растущая луна. Одно из украшений.

  • Три глаза. Бога Шиву называют также Трйямбака Дева и изображается он как трехглазый. Его первый глаз — это солнце, второй — луна, а третий — огонь.

  • Полуоткрытые глаза. Когда Шива открывает глаза — начинается новый виток сотворения, а когда закрывает, то вселенная разрушается, но только для того, чтобы возродиться вновь. Полуоткрытые глаза символизируют то, что сотворение — это циклический процесс, не имеющий начала и конца.

  • Змея вокруг шеи. Трижды обвивается вокруг шеи Шивы и смотрит в направлении правой стороны. Каждое из колец змеи символизизирует время — прошлое, будущее и настоящее.

  • Ожерелье из рудракши. Ожерелье из рудракши символизирует то, что Шива непреклонно, без компромисов, поддерживает закон и порядок во вселенной.

  • Варда мудра. Правая рука Шивы изображается одновременно как дающая благословения, уничтожающая зло, разрушающая невежество и пробуждающая мудрость в последователях.

  • Трезубец (Тришула). Трезубец, изображенный рядом с Шивой, сиvволизирует три его основные энергии (шакти): желание (иччха), действие (крийя) и знание (джняна).

  • Дамару (барабан). Символизирует две чрезвычайно непохожие формы существования — очевидная и неочевидная.

  • Бык Нанди. Средство передвижения Шивы.

  • Тигриная шкура. Скрытая энергия.

  • Обожженная земля. Шива, сидящий на обожженной земле, символизирует то, что он контролирует смерть в физическом мире.

"Супругу Гаури, Владыке ночи, Приносящему мастерство, Разрушителю времени (смерти), Обладателю браслетов из змей, Несущему Гангу, Убившему царя слонов, Обладателю его шкуры; Уничтожающему бедности несчастья, Шиве Благому — поклонение! Одетому в шкуру, Обмазанному кремационным пеплом, Имеющему глаз на лбу, Украшенному кольцами змей, Со стопами, украшенными браслетами, С волосами, скрученными в джату, Уничтожающему горе и бедность - Шиве поклон!"

Шива изображается чаще всего сидящим в позе лотоса, с кожей белого цвета (обмазанный пеплом), с синей шеей, со спутанными или скрученными в пучок на макушке (джата) волосами, носящим полумесяц на голове, обвитым змеями как браслетами (на шее и плечах). Одет в тигровую или слоновью шкуру, восседает также на тигровой или слоновьей шкуре. На лбу - третий глаз, а также трипундра из священного пепла (бхасма или вибхути).

"......У Него в горле содержится смертельный яд, Халахала, способный мгновенно уничтожить все живое. На Его голове - священная река Ганга, воды которой могут исцелять все болезни везде и всюду. На Его лбу - огненный глаз. На Его голове - прохладная и утешающая Луна. На запястьях, щиколотках, плечах и шее Он носит смертоносных кобр, которые живут в животворном воздухе. .... Шива означает "милосердие", "благость" (мангалам).... Сам Образ Шивы являет пример великого терпения и выдержки. Он удерживает в горле яд халахалу и носит на голове благословенную Луну...."

Тришула (трезубец) в Его правой руке символизирует три гуны - саттву, раджас и тамас. Это знак верховной власти. Посредством этих трех гун Он управляет миром. Дамару, которую он держит в Своей левой руке, представляет собой шабдабрахман. Он символизирует слог "ом", из которого состоят все языки. Из звуков дамару Господь сотворил санскрит.

Полумесяц обозначает, что Он полностью контролирует Свой ум. Течение Ганги символизирует нектар бессмертия. Слон символически представляет гордость. Одеяние из шкур слона показывает, что Он подчинил себе гордость. Тигр - похоть, подстилка из тигровой шкуры указывает на побежденное вожделение. В одной руке Господь держит лань, следовательно, Он прекратил чанчалату (порывистые движения) Своего ума, ибо лань находится в постоянном движении. Украшения из змей означают мудрость и вечность - змеи живут множество лет. Он - Трилочана, Трехокий, в середине Его лба находится третий глаз, глаз мудрости.

"Хаум" - это биджакшара Господа Шивы.

Он - Шивам (Благой), Шубхам (Благоприятный),Сундарам (Прекрасный), Кантам (Сияющий), "Шантам шивам адвайтам" ("Мандукья Упанишад").

Бесчисленное множество раз я, сложив молитвенно руки, склоняюсь к лотосным стопам Господа Шивы, недвойственного, Адхиштханы - опоры мира и любого сознания, Саччидананды, Правителя, Антарьямина, Сакши (безмолвного Свидетеля) всего сущего, Того, Кто сияет собственным светом, существует Сам в Себе и Самодостаточен (Парипурна), Кто удаляет первоначальную авидью и является Адигуру, Парама-гуру, Джагад-гуру.

В своей сущности я - Господь Шива. Шиво"хам, Шиво"хам, Шиво"хам.

Змея на теле Шивы

Змея есть джива (личная душа), которая покоится на Шиве, Парсшатмане (Высшей Душе). Пять капюшонов обозначают пять чувств или пять таттв, а именно землю, воду, огонь, воздух и эфир. Они символизируют также пять пран, которые шипя передвигаются по телу подобно змеям. Вдох и выдох похожи на шипение змеи. Сам Господь Шива сделался пятью танматрами, пятью джнянендриями, пятью кармендриями и прочими группами, состоящими из пяти. Личная душа наслаждается существующими в мире объектами посредством этих таттв. Когда джива путем контроля над чувствами и умом достигает знания, она находит свое вечное надежное прибежище в Господе Шиве, Высшей Душе. Таково эзотерическое значение змей, которых Господь носит на Своем теле.

Господь Шива не ведает страха. В Шрути сказано так: «Этот Брахман бесстрашен (абхайам), бессмертен (амритам)»

«Намах Шивайя» — это мантра Господа Шивы. «На» обозначает землю и Брахму, «ма» — воду и Вишну, «ши»— огонь и Рудру, «ва — вайю и Махешвару, «йа» — акашу и Садашиву, а также дживу.

Тело Господа Шивы белого цвета. Каково значение этого цвета? Это безмолвное поучение, смысл которого в том, что следует иметь чистое сердце и чистые мысли, избавиться от бесчестности, притворства, изворотливости, зависти, ненависти и т.д.

На лбу Господа — три полосы бхасмы, или вибхути. Что это обозначает? Смысл этого безмолвного поучения в том, что необходимо уничтожить три загрязнения: анаву (эгоизм), карму (действие в расчете на результат) и майю (иллюзию), а также три желания обладать — землей, женщиной и золотом — и три васаны (лока-васана, деха-васана и шастра-васана). Сделав это, можно приблизиться к Нему с чистым сердцем.

Что символизирует балипитха (алтарь), стоящий перед святая святых в храме Шивы? Человек должен уничтожить эгоизм и себялюбие (ахамта и мамата), прежде чем он придет к Господу. В этом и заключается смысл алтаря.

Что означает присутствие быка Нанди перед Шивалингамом? Нанди — прислужник, страж порога обители Шивы. Он также и средство передвижения Господа. Он символизирует сатсангу. Находясь среди мудрецов, вы обязательно познаете Бога. Мудрецы укажут вам путь к Нему. Они уничтожат коварные ямы и ловушки, подстерегающие вас на пути. Они развеют ваши сомнения и укрепят в вашем сердце бесстрастие, знание и способность к различению. Сатсанга —единственная надежная лодка, способная перевезти вас через океан к берегу бесстрашия и бессмертия. Даже будучи весьма краткой, сатсанга (общение с мудрецами) есть великое благословение для тех, кто обучается, а также для людей с мирским сознанием. Благодаря сатсанге они твердо убеждаются в существовании Бога. Мудрецы уничтожают мирские самскары. Общество мудрецов — могучая крепость, позволяющая человеку защитить себя от искушений майи.

Господь Шива являет Собой разрушительный аспект Божества. На горной вершине Кайласы Он предается погружению в Себя. Он — воплощение строгости, отречения и безразличия к миру. Третий глаз посреди Его лба указывает на Его разрушительную энергию, которая, будучи высвобождена, уничтожает мир. Нанди — Его любимец, хранитель Его порога. Он заставляет затихнуть все окружающее, чтобы никто не потревожил Господа в Его самадхи. У Господа пять ликов, десять рук, десять глаз и две ноги.

Вришабха, или бык, символизирует бога Дхарму. Господь Шива ездит на этом быке. Бык — средство Его передвижения. Это означает, что Господь Шива — защитник дхармы (закона), Он — воплощение дхармы, справедливости.

Четыре ноги лани символизируют четыре Веды. Господь Шива удерживает лань в Своей руке. Это значит, что Он — Властелин Вед.

В одной из рук Он держит меч, так как Он является разрушителем смертей и рождений. Огонь в другой Его руке указывает на то, что Он защищает дживы, сжигая все оковы.

Согласно священным текстам Шива является мастером танца и музыки, а также превосходным танцором и музыкантом (винахаром). В "Натья Шастре" Бхараты упоминается 108 танцевальных поз и танец "тандава лакшан".
У Него четыре руки. В Его спутанных волосах — Ганга и полумесяц. В правой руке Он держит дамару (барабан в форме песочных часов - символ космического ритма и звука). Считается, что все ритмы Космоса можно извлечь из этого барабанчика. Звук барабана призывает индивидуальные души припасть к Его стопам. Он символизирует омкару (слог «ом», самая священная мантра индуизма, иное название — пранава). Из звучания дамару образовался весь санскритский алфавит. Творение возникает из дамару.

В одной из левых рук Он держит пламя. Огонь производит разрушение. Фигура Бога часто заключена в бронзовый ореол с язычками пламени, олицетворяющего Вселенную, в которой танцует Великий Бог - разрушитель и созидатель одновременно, создающий в Космосе своим танцем динамическое эволюционное равновесие. Поднятой левой рукой Он демонстрирует для Своих преданных абхайя-мудру (мудра защиты и благословения бесстрашия для преодоления страха смерти). «Преданные Мне, не бойтесь! Я защищу всех вас!» — таков ее смысл. Свободной правой рукой Он указывает вниз, на асуру Муялаку, который сжимает кобру. Левая Его нога изящно приподнята. Приподнятая нога означает майю (иллюзию). Указывающая вниз рука — знак того, что Его стопы — единственное прибежище для индивидуальных душ. Голову Шивы украшает корона с черепом - знак победы над смертью.

Он танцует очень спокойно. Если, танцуя, Он разгневается, мир мгновенно исчезнет. Он танцует с закрытыми глазами, так как искры из Его глаз могут сжечь всю вселенную. Пять действий Господа (паньчакрия) — творение (сришти), сохранение (стхити),разрушение (самхара), иллюзия (тиробхава) и благодать (ануграха) — суть Его танцы.

В надлежащее время Господь Шива, танцуя, разрушает с помощью огня все имена и формы. И снова наступает тишина.

Танце творения есть и важная нумерологическая символика - общее число движений равно 108. Это и число бусин на четках, и 108 сакральных имен Шивы. Это же число движений используется, как в индийских боевых искусствах (Карали Пайтту (Karali Paittu) в системе Керала (Kerala)), так и Китайском Тай Чи. Однако самое последнее движение невозможно передать, так как оно имеет многомерную природу и является самим актом творения вселенной.

Все 108 движений лишь создают энергетический канал и подготавливают почву для Творения.

Следующая фаза направлена на поддержание равновесия и гармонии созданного мира. На этом этапе Шива танцует лицом на Юг, держа Дамару в опущенной правой руке. Это олицетворяет преодоление страха смерти, одной из наиболее пагубных страстей, мешающей полноценной реализации человека и человечества в целом.

В фазе разрушения Шива танцует с пламенем в поднятой левой руке. Это символизирует огонь, разрушающий всё в отжившем свое мире.

Четвертая форма танца олицетворяет победу над силой иллюзии (Майи). Тут Шива танцует, попирая правой ногой распростертого карлика (символ демонической энергии иллюзии). Опущенная левая рука указывает на поднимаемую в танце левую ногу, напоминая о пути личного и общечеловеческого спасения, избавления от иллюзорного существования.

Самый удивительный танец Натараджи — урдхва-тандава. В этом танце левая нога поднята кверху, так что ее пальцы направлены в небо. Это самый сложный вид танца. С помощью этой танцевальной позы Натараджа победил Кали. Согласно легенде между богом Шивой и его женой Умой возник спор о том, кто из них лучше танцует. Был организован конкурс под аккомпанемент божественного оркестра, в котором богиня Сарасвати (покровительница искусств и знаний) играла на вине (лютне), бог Индра играл на флейте, бог Брахма - на цимбалах, бог Вишну - на барабане, а богиня Лакшми пела трогающие душу песни. Во всех остальных способах танца Кали успешно соревновалась с Шивой. Во время танца Натараджа потерял Свою серьгу. Танцуя таким способом, Он смог пальцем Своей ноги вернуть украшение на прежнее место, сделав это незаметно для зрителей.

Натараджа танцевал, подняв вверх правую ногу. Это — поза гаджахаста в танце нритья. Он танцевал очень долго, ни разу не изменив положения ног. Богиня Ума решила, что в этом случае следует проявить скромность и признать, что победителем является Шива.

Есть еще одна танцевальная поза Шивы — «на голове слона». Господь Шива в этой форме именуется Гаджасана Мурти. У ноги Господа Шивы видна голова слоноподобного чудовища. У Господа Шивы восемь рук. В трех правых Его руках — трезубец, барабанчик и петля. В двух руках Он держит щит и череп, третья левая рука — в позе висмайя.

Один асура принял облик слона, чтобы убить брахманов, которые сидели вокруг Вишванатха-Лингама в Бенаресе, полностью погруженные в медитацию. Внезапно из Лингама появился Господь Шива, убил чудовище и украсил Себя его шкурой.

Шива является третьим богом в индуистском триумвирате. Триумвират состоит из трех богов: Брахма – создатель вселенной, Вишну – ее хранитель, роль Шивы заключается в том, чтобы разрушить вселенную и воссоздать ее заново.

У Бога Шива есть 1008 имен, вот некоторые из них: Шамбху (милостивый), Махадев (Великий Бог), Махеш, Рудра, Неельканта (Синее горло), Ишвара (Высший Бог), Махайоги.

Также Бог Шива известен как Мритьюнджая – тот, кто побеждает смерть. А также как Камаре – разрушитель желаний. Эти два имени показывают, что тот, кто разрушает желания – способен победить смерть, потому что желания порождают действия, действия порождают последствия, последствия порождают зависимость и отсутствие свободы, все это приводит к новому рождению, ведущему к смерти.

Как выглядит Бог Шива

Бог Шива имеет четыре руки и три глаза. Третий глаз, расположен посреди его лба, он всегда закрыт и открывается только, когда Шива гневается и готов к разрушению.

Часто Бога Шиву изображают с коброй на шее и запястьях, что символизирует власть Шивы над самыми опасными существами в мире, он свободен от страха и бессмертен.

На лбу у Шивы горизонтально нарисованы золой три белые линии (вибхути), послание которых заключается в том, что человеку нужно избавиться от трех нечистот: анава (эгоизм), карма (действие с ожиданием результата), майя (иллюзии).

Луна на голове у Шивы символизирует то, что он полностью контролирует разум.

Средством передвижения у Бога Шивы является бык Нанди (в переводе с санскрита - счастливый). Бык Нанди символизирует чистоту, справедливость, веру, мудрость, мужественность и честь.

У Шивы есть Тришул - трезубец, функцией которого является сотворение, сохранение и разрушение вселенной.

Несмотря на то, что Бог Шива – является разрушителем, его обычно представляют как улыбающегося и спокойного.

Иногда Бога Шиву изображают разделенным на части, одна часть мужская, а другая женская – это его жена Парвати, которая также известна как Шакти, Кали, Дурга и Ума. Парвати научила Шиву любви и терпению, она усмиряет его раздражение и гнев. У Шивы и Парвати есть сыновья – Картикея и Ганеша . Говорят, что Шива и Парвати живут на горе Кайлас в Гималаях.

Танец Бога Шивы

Танец - важная форма искусства в Индии, и Бог Шива считается его хозяином. Его часто называют Богом танца. Ритм танца символизирует баланс во вселенной, которым мастерски управляет Бог Шива. Его самый важный танец - Тандав. Это космический танец смерти, который он совершает в конце века, чтобы разрушить вселенную. Танец Шивы – это танец творения, разрушения, утешения и освобождения.

Самым известным образом Шивы является образ Натараджи, Короля танца или Господа танца. Натараджа танцует в золотом дворце в центре Вселенной. Этот золотой дворец представляет собой сердце человека.

Почему Бог Шива синего цвета

По одной из версий Бог Шива выпил смертельный яд, чтобы спасти всех живых существ. Его жена Парвати увидела, что яд начал быстро распространяться, вошла в горло Шивы в виде Махавидьи и удержала распространение яда. Таким образом, горло у Шивы стало синим, и он стал известен как Неельканта (Синее горло).

Синее горло Бога Шивы символизирует, что человек должен не пускать и помешать распространению яда (в виде негатива и пороков) в теле и разуме.

Боги Брахма, Вишну и Шива

Как известно, в Индии очень много божеств, но одним из самых известных является бог Шива. Именно ему принадлежит почетное место в так называемой верховной троице – Вишну-Шива-Брахма. Он является покровителем домашних животных и выполняет другие интересные функции.

Наряду с вишнуизмом, шиваизм занимает достойное место среди почитаемых религий в Индии. На юге страны это выражается в наибольшей степени. Самое раннее изображение бога относится ко 2-1 в. до н. э. Именно его каменное изваяние в храме Гудималлама (на севере Мадраса) является старейшим. Шива изваян на фоне лингама (фаллического символа божественной силы) так, словно сплетается с ним в единое целое. Высота такой скульптуры — 1,52 м. Изображен он сильным, уверенным, а также веселым и словно готовым к действию. Стоит бог на плечах Якши – ужасного существа с большим ртом, глазами навыкате и мощным туловищем. Якша олицетворяет природные силы, а сам Шива – наивысший символ всех творческих созидательных сил Вселенной.

Вероятно, это самый неординарный бог из всех, в котором сплетены аскеза и чувственность во всем многообразии проявлений. Он является собой ту силу, которая может созидать и разрушать, а также дарить милосердие или проявлять жестокость. Образ Шивы – властелина Вселенной, создающего миры посредством танца, – притягателен и красив. Неудивительно, что именно танцующий Шива – Шива Натарджа – стал самым любимым изображением индийских зодчих. В его облике соединяются философия, религия и искусство.

В 10-11 в.среди изображений божества наиболее часто появляется Натараджа. Согласно преданию, именно Шива через своего любимого ученика Шива Танду передал театральное искусство мудрецу Бхарату. Тамильская шиваистская литература приписывает богу 5 направлений вселенской деятельности:

  • Шишти – творение.
  • Стхити – охрана.
  • Самхара – разрушение.
  • Тиробхава – завуалированность в Майе (иллюзии).
  • Ануграха – освобождение.

Также Шива изображался в бронзе. Эти статуи были найдены на юге Цейлона и Индии. Их датировка относится к 10-12 в. н.э. Именно эти изображения сделали индийскую металлическую культуру прославленной.

Натараджа являет собой аспект движения, вращения мира. Скульптурное отображение обычно рисует одну из экстатических танцевальных поз — Ананда-тандва. Также имеются другие положения, большинство из которых можно обнаружить на надвратных башнях храма Шивы в Чидамбараме. Поза отражает поднятую левую ногу, 2 пары рук и корпус, сплетенные в сложном ритмичном взаимодействии. Изображение считается каноническим и отражается в искусстве уже около тысячи лет. Именно этот образ запечатлен практически на всех фигурках бога, которые можно обнаружить в магазинах эзотерики.

Танцующий Шива

Танец отражает вечное движение нашей Вселенной:

  1. Пряди волос, развевающиеся в движении – энергия божества.
  2. Под ногой Шивы карлик, сходный с ребенком, – силы зла, Майи, неведения.
  3. Имеется пламенеющий нимб Тирувази – материальные вселенские силы.
  4. Правая рука бога занята небольшим барабаном дамару – символизирует пробуждение Вселенной к новой жизни посредством звуковой вибрации.
  5. Вторая рука согнута в жесте абхайя-мудра – символизирует одобрение, благословение.
  6. Левая рука соприкасается с Тирувази, и в ней находится пламя Агни – символизирует очищение и обновление мира.
  7. Вторая левая рука находится поперек груди в позе Гаджа-Хаста – она указывает на попираемого демона, или еще его определяют как жест силы и власти.
  8. Серьги Шивы тоже имеют свое значение. Удлиненная в правом ухе Макара-Кундала относится к мужской части Шивы. В левом – простая круглая — женская. Это символизирует то, что боги имеют природу 2-х начал. Проще говоря, они двуполые.
  9. В прическе божества справа помещена дева вод с хвостом рыбы – символ Ганги.
  10. Слева имеется полумесяц и кобра Васуки – олицетворение божественного начала Шивы.
  11. Вторая кобра обвита вокруг поясницы – символ мировой энергии.
  12. Солнце и Луна — 2 глаза Шивы, а третий (во лбу) – Огонь — всем известный третий глаз Шивы.
  13. У основания прически череп тоже имеет свой смысл. Это рассеивание мира в конце развития Вселенной.

Образ бога получается очень сильным во всех смыслах — как художественном, так и философском.

Ардханарешвара — синтез мужской и женской энергий вселенной

На северо-западе страны у раджпутов культ Шивы относится к самым любимым. Причем его редко здесь так именуют. Обычно обращаются как к Махадеве или Великому богу. Самый любимый образ – аскетичный, занимающийся медитацией на горе Кайласа, что в Гималаях. Кроме того, уважаемы и почитаемы различные ипостаси Шивы: Бхайрава (Бхеру) и Экалинг. Первый изображается в виде мужчины на лотосе. В качестве украшения у него гирлянда из змей на шее, волосы спутаны, имеются 4 руки. В них дамару (чаша из черепа человека, из которой пьется кровь поверженных врагов), трезубец и меч. Также наличествует Экалинг – символ в виде фаллоса, имеющего 8 лиц по окружности. Помимо этого, в храмах Шивы поклоняются Лингаму-йони – символу единства женского и мужского начал, который является непременным атрибутом данного места.

Ритуалы поклонения Шиве

На – связан с ликом Шивы, обращенным на восток. Знаменует творение мира. Символ зеленый цвет. Но, как известно, индийский бог Шива определяется и разрушением, что описывается дальше.

Ма – лицо бога обращено на юг. Проявляется как поддержание мира. Цвет – красный.

Ши – обращено на запад. Этим лицом бог разрушает мир и проявляется как Рудра. Цвет – темно-синий.

Ва – север. Связывается с Ишварой, исполняющим желания. Из этого лика появился Воздух. Цвет – белый.

Йя – Шива смотрит вверх, являя милость вселенной – Мукти. Пространство появилось из этого образа. Цвет – желтый.

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию . К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

  1. Рудра-сукта – читается во время Линга-абхишеки, относящегося к домашнему служению Шиве. Кроме того, признается и в качестве самостоятельного философского текста.

Это ведический гимн, посвященный Рудре, одной из ипостасей Шивы. Именно в нем описываются все проявления и образы бога, как к нему следует обращаться и поклоняться. В гимне описывается Шива как первопричина всех явлений и самой Вселенной. Он — одновременно самый высший и самый низший, начало и конец (по христианской аналогии «Аз есмь альфа и омега»). Все, что развилось в упанишадах, пуранах и агамах основано именно на этом гимне. Самые известные мантры – «нама шивайя», «ом намо бхагавад рудра», «триамбакам» — впервые встречаются в философско-религиозном труде Рудра-сукта.

Авторитет Рудры-Сукты настолько велик, что этот текст читается во всех направлениях шиваизма, а их достаточно много. Показательно, что даже школы, которые не признают Веды как источник знаний, все равно прибегают к чтению данного гимна. Он играет ключевую и самую важную роль во всех направлениях поклонения Шиве.

Многие народы, считают, что Шива является создателем сакрального звука «ом».

Согласно народным поверьям cчитается, что Шива обожает предаваться курению марихуаны. Именно поэтому многие аскеты от шиваизма, почитаемые святыми в Индии, предпочитают заниматься тем же самым, считая, что таким образом преобращаются к высшему божеству. Также курением травы садху-аскеты встречают Маха-Шиваратри, или праздник Великой Ночи Шивы. Хотя такое курение не доказано, вызывает большие сомнения и выглядит, скорее, как оправдание своей слабости, нежели следование привычкам бога.

Шива и Парвати

Праздник Великой Ночи Шивы

Как известно, Шива — бог Индии — наиболее почитаем, и главным праздником в его честь считается – Великая Ночь Шивы. Отмечается он в ночь с 20-го по 21-ое февраля. Согласно традиции, праздник знаменует собой ночь свадьбы Шивы и Парвати. Это очень необычная и благоприятная пора для исполнения всех желаний.

Праздник яркий и красочный. К богам относятся как к живым и вместе с тем поклоняются им.

Делаем выводы

Неоднозначная фигура великого божества, которой поклоняются не только в Индии, представляется как проявление созидания и разрушения, начала и конца. Вселенная, сотворенная в танце Шивы, развивается по его милости и в соответствии с его законами.

Адинатха («благой», «милостивый») – божество индуизма из триады тримурти (Брахма, Вишну, Шива), родоначальник-учитель обычаев йога-натхов и высший бог в шиваизме.
Согласно легендам, Шива – величайший махасиддх, добившийся верха идеала, и аватара (перевоплощения в божество), бытие которого относится к 5 -7 тысячелетиям назад. Он являлся уважаемой персоной тех времен, уважаемой всеми и поведавшей миру 250 000 научных систем Лайя-йоги. Вместе с шакти Парвати (Умой) абсолютно претворил в реальность свою божескую натуру, достигнув высочайшей точки развития духовности, возможной для человека.
Слово «» используется не только для обозначения исторического лица и основоположника систем тантры и йоги. Это понятие намного больше и выше. Это - Наивысшее Божественное Сознание. Это - единый Бог. Это – сила, разрушающая слабости и недостатки, и Вселенную в результате совершенствования разума. Это – мужское основание космоса. Это - наивысшее человеческое сознание, высшая степень человеческого духовного развития и любого человека, достигшего этой ступени.



– противоречивое наивысшее существо, сочетающее все противоречия и взаимоисключающие качества: добрый заступник и внушающий страх бог, созидатель и уничтожитель, бог плодородности и аскет, изредка даже обаполая сущность. приносит и благополучие, и напасти. В его представленных обликах нередко присутствует на челе третье око, и власы убраны в джата-мукута.
Шиву-мурти представляют в разнообразнейших мантрах: восседающего, стоящего, в йоге, танце и иных. Нередко Шива представлен в танце экста (Ананда-Тандава) с большим количеством верхних конечностей (более четырех), вооруженным, а под ногой - растянувшийся карлик-дьявол Миялака. В другом танце (Тандава) представлен Шива десятирукий, также вооруженный, поднявший левую ногу, опираясь на правую. В пляске Наданта меняются только нижние конечности: правая приподнята, а опора на левую. Еще в одном танце Шива - левой ногой на побежденном дьяволе, а правая взброшена ввысь, практически прикасаясь к голове танцора. Другие вариации отличаются количеством дланей, присутствием некой нечисти и отсутствием всевидящего третьего ока. В качестве «царя танца» (Натараджи) Шива регулировал порядок в мире. Если он останавливался во время танца, Вселенную наполнял хаос, что символизировало смену периодов созидания и разрушения.
Часто Шиву представляют также с нанизанными на веревку черепами. Индийцы верят, что люди, увидевшие Лингам Шивы в штате Гуджарат, обязательно получат освобождение. Кто молился стопам господа, обретут здравие.
Миф гласит, однажды десять тысяч мудрецов прокляли и натравили на бога ужасного и злого тигра, но Шива содрал с него ногтем шкуру, сотворив себе плащ. Тогда мудрецы прислали змия, но Шива сделал из него ожерелье. Риши послали на бога злобного карлика с палкой, но Шива стал танцевать на его спине. Испугавшись, кинулись риши к ногам Шивы и умоляли простить их.
Воплощением силы созидания, главным символом бога является linga - фаллос, детородящий орган. Священные Лингамы Шивы – величайшие символы Творения. Легенда гласит, однажды в лесу медитирующие мудрые мужи лишили Шиву linga, не опознав его и увидев в его появлении в лесу цель соблазнения их жен. В эту же минуту в мире воцарилась тьма, а мудрецы лишились мужской силы. Испугавшись, риши поднесли дары и повинились за свою ошибку. И снова наступили покой и упорядоченность.
Последователям йоги и других учений Шивы очень важно иметь его изображение, чтобы поклоняться своему вдохновителю и покровителю, возносить ему хвалы и молитвы, набираться сил для достижения наивысшей точки собственной духовной эволюции. Сегодня существует реальная возможность приобрести статуэтки Шивы и фигурки для себя либо в подарок такого противоречивого, но очень сильного божества. Не нужно бояться его и думать, что чужое божество обладает лишь разрушительной силой. Если поместить фигурку Шивы в северо-западной части дома или на самом почетном месте, она станет защитой от негатива, нехороших людей, плохих мыслей и действий.

Шива

Шива — в индуизме олицетворение разрушительного начала вселенной и трансформации (созидания); одно из божеств верховной триады (тримурти), наряду с творцом и поддержателем . Согласно «Шива-пуране», является создателем и Вишну, и Брахмы. Олицетворяет одновременно разрушительное и созидательное начала. Пять божественных ролей Шивы: создание, поддержка, растворение, сокрытие и дарование благодати.Традиция поклонения Шиве называется шиваизм. Известен под именами , Шанкара, Шамбху, Махадева, Махешвара.

Шива — бог-творец и вместе с тем бог времени, а следовательно, и разрушения, бог плодородия и в то же время аскет, подавивший желания и обитающий высоко в Гималаях на горе Кайласе. Иногда он даже выступал как двуполое существо.

Изображается чаще всего сидящим в позе лотоса, с кожей белого цвета, с синей шеей, со спутанными или скрученными в пучок на макушке (джата) волосами, носящим змею на шее, голове, руках и ногах (как браслеты), на поясе и переброшенную через плечо (как аналог священного шнура). Одет в тигровую или слоновью шкуру, восседает на тигровой шкуре. На лбу — третий глаз, а также трипундра (представляет собой три поперечные линии, наносимые чаще всего на лоб) из священного пепла (бхасма или вибхути).

Однажды Шива явился 10 000 мудрецам-риши, чтобы они поклонились ему. В ответ риши прокляли бога и наслали на него свирепого тигра. Шива ногтем содрал со зверя шкуру и сделал себе накидку. Риши наслали змею, но Шива надел ее на шею как ожерелье. Третий глаз, глаз внутреннего видения, расположен в центре лба. На шее у него ожерелье из змеи, еще одна змея опоясывает тело, а другие обвивают руки. Встречаются изображения Шивы с синей шеей; его называли Нилакантха, или "синяя шея"; об этом говорится в мифе о пахтанье мирового океана. Согласно широко известному мифу, боги использовали змея Васуки (Шешу) при создании амтриты и вращали с его помощью гору Мандару. Однако змей настолько устал, что испустил яд, который грозил уничтожить весь мир. Шива проглотил яд, и его шея окрасилась в синий цвет.

По преданию, третий глаз Шивы возник в результате проделки его жены . Шива медитировал на горе Кайласа, а Парвати подкралась сзади и закрыла его глаза руками. Тотчас солнце померкло, и все живое затрепетало от страха. Вдруг во лбу Шивы появился глаз, источающий пламя, и разогнал тьму. Огонь, вырвавшийся из глаза, осветил все Гималаи.

Шива часто изображают танцующим, его именуют также «Владыкой танца» (Натараджей), что символизирует вечный танец Вселенной — тандава. Когда на него напал демон Муйалака (Апасмары), Шива большим пальцем ноги переломил ему хребет и, стоя на нем, исполнил космический танец, показывающий периоды разрушения и воссоздания мира. Считалось, что в качестве Натараджи, Шива регулирует мировой порядок. Устав танцевать, он останавливается, и во вселенной воцаряется хаос.