Культура древней греции и рима колыбель. Античность – колыбель европейской культуры

Античность - принятое в науке общее наименование греко-римской истории и культуры. Хронологические рамки античного периода условны - его начинают обычно с конца крито-микенской цивилизации и завершают 4 в., эпохой варварских нашествий в Европу и падения Западной Римской империи (476). Ареал распространения античной культуры весьма широк и охватывает весь средиземноморский регион, территории Европы, в некоторых своих формах античная культура была привита на территориях Ближнего и Среднего Востока вплоть до Индии.

Основными политическими чертами античного периода является оформление двух основных видов государственно-политического устройства: демократий в Греции (5 в.), империи в Риме (1 в. до н. э.).

Основными государственными и культурными центрами античности были Греция и Италия. Именно специфические особенности их культур и стали законодательными на территориях классического Средиземноморья. Доминирующей религиозно-мифологической системой периода, при всех местных различиях, постоянно возникавших новых культах, широком влиянии восточных религий, была греко-римская.

Если до 3 в. до н. э. облик средиземноморской античной культуры был преимущественно греческим и греко-восточным, то с выходом в Средиземноморье Рима универсалистские тенденции нового государства оказали нивелирующее воздействие на всю культуру, языковую ситуацию, религиозные системы.

В 6 в. до н. э. рождается греческая философия, Пифагор называет себя первым философом. Вскоре возникают и первые философские школы. Основными течениями философской мысли античности были пифагореизм, платонизм, аристотелизм, стоицизм, кинизм, неоплатонизм, эпикуреизм.

Основными рубежами в истории античного искусства были геометрический период, или Гомеровский период (10-8 вв. до н.э.), архаический (8-6 вв. до н.э.), классический и эллинистический, на протяжении которых происходит формирование основных типов архитектуры, ордерной системы, развивается скульптура - от иератических идолоподобных куросов и кор конца 7 в. к статуям со сложно построенным движением.

Греческая живопись для нас почти утрачена (произведения великих Паррасия, Зевксиса. Полигнота, Никия и др. известны нам лишь по описаниям), и основной ее массив в настоящее время - чернофигурная и краснофигурная вазопись 6-4 вв. до н. э.

Главная тема греческого искусства - человек. Греки знали глубокий психологизм в искусстве. У них встречается изображение самых разнообразных чувств и эмоций, в изображении движения возможны самые сложные ракурсы и позы (в искусстве эллинизма), однако доминирующим «истинно эллинским» стал образ благородный и идеально прекрасный, над которым не властны изменчивые чувства.

Вопрос 19 Культура Древней Греции.

В истории Др. Гр. 8-6в. до н.э. хар-ризуются большими переменами в хоз. деятельности, соц. жизни, к-ре. Одним из наибольших приобретений к-ры Арх. периода есть произведения Гомера «Илиада» и «Одиссея». В 7-6вв. до н.э. возникла гр. лирика, одним из первых лир. поэтов считается Архилох. В первой пол. 6в. до н.э. на о-ве Лесбос творила Сапфо, творчество кот. было вершиной лирики Др. Гр. В 8-6в. в Др. Гр. происходил подъем образотворческого иск-ва и ар-ры. В 7в. до н.э. появляются постройки из камня. Гл. образом это храмы. В процессе формирования гр. ар-ры возникают 3 основных направления: дорическое(применяли в основном на Пелопоннесе, отличается простотой и суровостью форм), ионический(легкость, стройность, декоративность), коринфский(утонченность). Храмы арх. периода: Аполлона в Коринфе и Геры в Пестуме. В скульптуре арх. периода основное место занимает изображение чел-ка. Гр. худ-ки пытаются овладеть правильным построением тела чел-ка, научиться передавать движение. Живопись гл. обр. известна нам с вазовых росписей. В 6в. господствует чернофигурная роспись, на желтой поверхности черным лаком изображены фигуры. В конце 6в. возникает краснофигурная роспись, когда фигуры остаются в цвете глины, а фон черно-лаковый. Обобщение знаний об окруж. мире были основой для развития ф-фии. Основателем милецкой ф-фской школы был Фалес, считавший, что первоосновой мира есть вода, из кот. все возникает и в кот. все превращается. За первооснову также считали «апейрон», неопределенную, вечную материю, воздух, огонь. Древнегр. ф-ф и математик Пифагор основал ф-фскую школу в Юж. Италии. По его ф-фии мир состоит из кол-венных закономерностей, кот. можно вычислить. Заслугой пифагорейцев были разработки теорем, теории музыки, построенной на числовых соотношениях, установления ряда кол-ных закономерностей в мире. Идеалистическая линия в ф-фии, основанная пифагорейцами, была продолжена элейской ф-фской школой. Победа над Персией дала Гр. полную власть в Сре-рье. Военная добыча, торговля, использование рабского труда способствовали развитию всех отраслей к-ры. Классический период. В кл. период развивается драматургия. Возникновение гр. театра было связано с культом бога виноделия Диониса. Актеры выступали в козлиных шкурах и поэтому этот жанр получил название «трагедия» («песнь козлов»). Известными драматургами этого периода были Эсхил(«Закованный Прометей»), Софокл(«Антигона» и «Царь Эдип»), Еврипид(«Медея», «Электра»). Из прозаических жанров в классический период расцветает риторика - умение понятно высказывать свои мысли, убедительно отстаивать свои позиции. Среди ф-фских проблем в кл. периоде на 1 план выдвигается понимания сущности и места человека в мире, продолжается рассмотрение проблем бытия и первоосновы мира. Материалистическое трактование проблемы первоосновы выдвинул Демокрит, разработав учение об атомах. Древнегр. софисты учили, что «человек является мерой всех вещей», а сущность вещей зависит от их связи с чел-ком. Сократ путь к достижению истины видел в самопознании. Платон для объяснения бытия развил теорию о существовании «идей». Значительное внимание Платон уделял и вопросам государства, он предложил проект идеального полиса, которым физически, формирует у нее высокие моральные кач-ва. Но становление и расцвет г-зма глубоко противоречивы. Добро и зло переплетались самым причудливым образом. Развивается наука, поэзия, ар-ра, изобразительные иск-ва. Но проблемы общ-ных отношений решаются кинжалом и ядом, заговорами и войнами. Вошло в историю семейство Борджиа во главе с папой Александром 7 - убийцей, грабителем и развратником, но наделенным блестящим талантом гос-ного деятеля. Гармония в соц. устройстве не была достигнута, страсти овладевали отдельными личностями, побуждая их действовать не останавливаясь ни перед чем и не задумываясь о последствиях.

Слайд 2

Слайд 3

Античность.

Анти́чность (от лат. antiquus - древность) - совокупность исторических форм общественного сознания, религии, мифологии, философии, науки, искусства в странах Передней Азии, в Древней Греции и Древнем Риме. Эпоха античности началась Олимпийскими играми в 776 до н. э., а завершилась падением Рима в 476 году н. э. Поскольку античность охватывает достаточно продолжительный отрезок времени и человеческой истории, её принято подразделять на несколько этапов. Также в античности следует искать истоки многих ценностей, которые составили впоследствии европейскую культуру.

Слайд 4

Крито-микенский период - предыстория античности.

Конец III-II тыс. до н. э. - Минойская и Микенская цивилизации. Возникновение первых государственных образований. Развитие мореплавания. Установление торговых и дипломатических контактов с цивилизациями Древнего Востока. Для Крита и материковой Греции на этом этапе выделяются различные периоды развития, поскольку на острове Крит, где в то время проживало негреческое население, государственность сложилась раньше, чем в Балканской Греции, подвергшейся в конце III в. до н. э. завоеванию греков-ахейцев. По сути, крито-микенский период, это предыстория античности.

Слайд 5

Раннеминойский период (XXX-XXIII вв. до н. э.).

Общая характеристика периода: Господство родовых отношений. Начало освоения металлов. Зачатки ремесла, развитие мореплавания, сравнительно высокий уровень аграрных отношений. Кувшины для хранения зерна и оливкового масла.

Слайд 6

Среднеминойский период (XXII-XVIII вв. до н. э.).

Общая характеристика: период «старых», или «ранних», дворцов. Появление раннегосударственных образований в разных уголках острова. Строительство монументальных дворцовых комплексов в ряде регионов Крита. Ранние формы письменности. Развалины Кносского дворца на острове Крит.

Слайд 7

Минойская цивилизация(Крит).

Минойская цивилизация представляла собой государство, управляемое царем. Минойцы вели торговлю с Древним Египтом, вывозили медь с Кипра. Для архитектуры характерны переосмысленные египетские заимствования (например, использование колонн). Армия минойцев была вооружена пращами и луками. Характерным вооружением у минойцев был также двухсторонний топор лабрис. Как и у других народов Старой Европы, у минойцев был распространён культ быка (таврокатапсия). Минойцы плавили бронзу, производили керамику и строили дворцовые комплексы с середины XX века до н. э. (Кносс, Фест, Маллия). Царь-жрец. Фреска в Кносском дворце

Слайд 8

Позднеминойский период (XVII-XII вв. до н. э.).

Расцвет Минойской цивилизации. В это время произошло объединение Крита, была создана морская держава царя Миноса. Для этого периода характерен расцвет монументального строительства («новые» дворцы в Кноссе, Маллии, Фесте) и активные контакты с древневосточными государствами. Природная катастрофа середины XV в. до н. э. становится причиной упадка Минойской цивилизации, что создало предпосылки для завоевания Крита ахейцами. Царь Минос.

Слайд 9

Архитектурный облик Древней Эллады «Мы любим красоту без прихотливости и мудрость без изнеженности». Именно так выразил идеал греческой культуры, общественный деятель V в. до н.э. Перикл. Ничего лишнего - главный принцип искусства и жизни Древней Греции.

Слайд 10

ОРДЕР (лат. – порядок) – тип архитектурной конструкции, когда учитываются сочетание и взаимодействие несущих (поддерживающих) и несомых (перекрывающих) элементов. Греческая ордерная система дорический ионический коринфский

Слайд 11

Парфенон Дорический ордер

Слайд 12

Храм Ники Аптерос Ионический ордер

Слайд 13

Храм Зевса Коринфский ордер

Слайд 14

Кариатиды храма Эрехтейон Коринфский ордер

Слайд 15

Сердце древних Афин Самые замечательные постройки находятся на афинском Акрополе. Здесь были самые красивые храмы Древней Греции. Акрополь не только украшал великий город, прежде всего он был святыней. Человек, впервые оказавшись в Афинах, прежде всего видел Акрополь.

Слайд 16

Чуть левее Священной дороги стояла колоссальная бронзовая статуя Афины Промахос (Предводительницы в бою), отлитая скульптором Фидием. Подплывающим к берегу мореплавателям уже издали был виден блеск копья и шлема бронзовой статуи Афины.

Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

Мы привыкли, что здания имеют фасад (главную, парадную сторону). Греки же хотели, чтобы их постройки были прекрасны со всех сторон. Афины были самым богатым и знаменитым из греческих городов, а сердцем Афин был Парфенон – храм богини Афины, покровительницы города.

Слайд 20

Парфенон-храм Афины-Девы, который построил самый знаменитый архитектор Греции Иктин, окружен со всех сторон колоннами и смотрится величественно, торжественно и строго.

Слайд 21

В историю мировой художественной культуры Древняя Греция вошла благодаря замечательным произведениям скульптуры и вазописи. Скульптуры в изобилии украшали площади древнегреческих городов и фасады архитектурных сооружений. По словам Плутарха (ок.45-ок. 127), в Афинах было больше статуй, чем живых людей. Изобразительное искусство Древней Греции

Слайд 22

Скульптура Древней Греции

Слайд 23

Наиболее ранние из дошедших до нашего времени произведений – это КУРОСЫ и КОРЫ, созданные в эпоху архаики

Слайд 24

Черты их лица лишены индивидуальности: правильный овал лица, прямая линия носа, продолговатый разрез глаз; полные, выпуклые губы, крупный и круглый подбородок. Волосы за спиной образуют сплошной каскад завитков.

Слайд 25

Фигуры кор (девушек) – воплощение изысканности и утонченности. Их позы также однообразны и статичны. Круто завитые локоны, перехваченные диадемами, разделены пробором и спускаются на плечи длинными симметричными прядями. На всех лицах загадочная улыбка.

Слайд 26

Древние эллины первыми задумались, каким должен быть прекрасный человек, и воспели красоту его тела, смелость воли и силу его разума.

Слайд 27

Особое развитие получила в Древней Греции скульптура, достигшая новых высот в передаче портретных черт и эмоционального состояния человека. Главной темой работ скульпторов был человек -самое совершенное создание природы.

Слайд 28

Древнегреческим скульпторам очень нравилось ваять статуи атлетов, так они называли людей большой физической силы, спортсменов. Самыми известными скульпторами того времени считаются Мирон Поликлет Фидий

Слайд 29

Мирон Марсий Афина самый любимый и популярный среди скульпторов-портретистов Греции. Наибольшую славу принесли Мирону его статуи атлетов-победителей.

Слайд 30

Перед нами прекрасный юноша, готовый метнуть диск. Кажется, через мгновение атлет распрямится и брошенный с огромной силой диск полетит вдаль. Мирон, один из скульпторов, который стремился передать ощущение движения своим работам. Статуе 25 веков. До наших дней дошли лишь копии, которые хранятся в разных музеях мира. Мирон «Дискобол»

Слайд 31

Поликлет древнегреческий скульптор и теоретик искусства, работавший в Аргосе во 2-й половине V века до нашей эры. Поликлет написал трактат «Канон», где впервые рассказал о том какие формы может и должна иметь образцовая скульптура. Раненая Амазонка. Поликлет

Слайд 32

Фидий Предполагаемый автопортрет Фидия в виде лысого старика замахивающегося молотом в сцене битвы с амазонками на щите «Афины Парфенос» Примерно в 500 году до н.э. в Афинах родился мальчик, которому суждено было стать самым знаменитым скульптором всей греческой культуры. Он заслужил славу величайшего скульптора. Все, что сделал Фидий, по сию пору остается визитной карточкой искусства Греции.

Слайд 33

Судьба Фидия Вернувшись после создания статуи Зевса из Олимпии в Афины, Фидий попал в тюрьму. Он был близким другом политика и государственного деятеля Перикла. А у политиков бывают не только друзья, но и враги. Чтобы досадить Периклу, Фидия обвинили в краже части золота, предназначенного для одежд статуи Афины в Парфеноне. Фидий предвидел обвинение и сделал такие одежды, чтобы их можно было снять и взвесить. Фидия оправдали, но последовало новое обвинение. Оказывается, на щите Афины среди богов и героев Фидий изобразил себя и Перикла. Оправдаться было невозможно. К тому времени от чумы умер Перикл, защищавший своего друга. И величайший скульптор остался в тюрьме до конца своих дней.

Слайд 34

Самая знаменитая работа Фидия – статуя Зевса Олимпийского Фигура Зевса была выполнена из дерева, и на основу с помощью с помощью бронзовых и железных гвоздей и специальных крючков крепились детали из других материалов. Лицо, рук и другие части тела были из слоновой кости – она довольно близко по своему цвету к человеческой коже. Волосы, борода, плащ, сандалии были сделаны из золота, глаза – из драгоценных камней. Глаза Зевса были размером с кулак взрослого человека.

Слайд 35

Люди, видевшие статую Зевса, испытывали ни с чем несравнимую радость, переживая такой восторг, будто и впрямь увидели великого бога –и не где-нибудь, а на его небесных вершинах. Основание статуи имело 6 метров в ширину и 1 метр в высоту. Высота всей статуи вместе с пьедесталом составляла по разным данным от 12 до 17 метров. Создавалось впечатление «что если бы он (Зевс) захотел бы встать с трона, то снёс бы крышу».

Слайд 36

«Афина Парфенос» Работа Фидия 438 г. до н. э. Была установлена в афинском Парфеноне, внутри святилища и представляла собой богиню в полном вооружении. a 8

Слайд 37

Статуя Афины сделана из слоновой кости и золота на деревянном каркасе. Высота статуи 13 метров. Афина изображена во весь рост в хитоне до самых ступней ног. Шлем богини имел три гребня (средний со сфинксом, боковые с грифонами). На груди голова Медузы из слоновой кости. В руке богиня держала двухметровую статую богини победы Ники. В темном пространстве Парфенона эта статуя словно излучала магический свет. Статуя сохранилась лишь в копиях.

Слайд 38

Скульптурные шедевры эллинизма Венера Милосская Агесандр Ника Самофракийская автор неизвестен Скульптурная группа Большой алтарь Зевса в Пергаме

Слайд 39

Античная вазопись Такой же прекрасной, как архитектура и скульптура, была и живопись Древней Греции, о развитии которой можно судить по рисункам, украшающим дошедшие до нас вазы, начиная с 11–10 вв. до н. э. Древнегреческие мастера создавали великое множество сосудов самого разного назначения: амфоры – для хранения оливкового масла и вина кратеры – для смешивания вина с водой лекиф – узкий сосуд для масла и благовоний

Слайд 40

Сюжетами для росписи служили легенды и мифы, сцены повседневной жизни, школьные уроки, соревнования атлетов.

Слайд 41

Сосуды лепили из глины, а затем расписывали специальным составом – его называли «черным лаком» . Чернофигурной называли роспись, для которой фоном служил естественный цвет обожженной глины.

Слайд 42

Время не пощадило античные вазы - многие из них разбились. Но благодаря кропотливому труду археологов некоторые удалось склеить, но и по сей день они радуют нас совершенными формами и блеском черного лака. Сосуд для женской парфюмерии. Сфинкс - с головой женщины и туловищем крылатого льва

Слайд 43

Краснофигурной называли роспись, для которой фоном служил черный цвет, а изображения имели цвет обожженной глины.

Слайд 44

Греческий театр.

Греческий театр представлял собой открытое здание огромнейших размеров. Сцена состояла из длинной узкой платформы и с трёх сторон была обнесена стенами, из которых задняя (с навесом) называлась скеной (skene), боковые - параскениями (paraskenion), а то, что мы называем сценой - предскением (proskenion). Поднимавшийся уступами полукруг сидений для зрителей назывался амфитеатром, место между сценой и амфитеатром - орхестрой; здесь помещался хор, который управлялся корифеем (руководитель хора). С развитием драматического действия к орхестре была присоединена палатка (skene), где актёры одевались и переодевались (каждый из актёров исполнял несколько ролей). Декораций в обычном смысле слова греческий театр не знал. Это оказало влияние на технику оформления греческой трагедии. Актёры носили маски, котурны (высокая обувь на деревянном каблуке) и длинные до пят плащи (цвет их зависел от роли - цари, например, носили красные плащи). Всё это должно было придать актёру высокий рост и величие, уподоблявшие его богу или герою, которых он изображал. В соответствии с этим жест актёра был преувеличенным, а декламация его - торжественной, патетической. Аспендос.

Слайд 45

Театр Диониса На южном склоне Акрополя располагался театр Диониса, вмещавший 17 тыс. человек. В нем разыгрывались трагические и комедийные сцены из жизни богов и людей.

Слайд 46

Афинская публика живо и темпераментно реагировала на все, что происходило у нее на глазах.

Слайд 47

Софо́кл

др.-греч. Σοφοκλής, 495 г. до н. э. - 405 г. до н. э.) - афинянин, вместе с Эсхилом и Еврипидом образует триаду знаменитейших античных трагиков. Ввёл новые приспособления в сценическую постановку пьес: увеличил число актёров до трёх, а число хоревтов с 12 до 15, сократив хоровые части трагедии, усовершенствовал декорации, маски, ввёл в употребление расписные декорации. До нас дошло семь трагедий, из которых по содержанию три принадлежат фиванскому циклу сказаний: «Эдип», «Эдип в Колоне» «Антигона»; одна к Гераклову циклу - «Деянира», и три к троянскому: «Эант», «Электра» и «Филоктет». Кроме того, у разных писателей сохранилось около 1000 фрагментов.

Слайд 48

Аристофан

Аристофа́н (др.-греч. Ἀριστοφάνης) (444 до н. э. - между 387 и 380 гг., Афины) - древнегреческий комедиограф, «отец комедии». Самый крупный представитель политической комедии. Вёл ожесточённую борьбу с демократией, стоявшей у власти в период Пелопоннесской войны. Аристофан был сторонником мира, так как война пагубно отражалась на землевладельческой аристократии, идеологию которой он выражал. Это определяло реакционность его философских и нравственных взглядов. Из 44 комедий, написанных Аристофаном, до нас дошли только 11: «Всадники», «Птицы», «Лисистрата», «Лягушки» и другие. Аристофан в карикатурном виде изображал Сократа, часто пародировал своего современника Еврипида, выразителя демократических настроений. Большинство его комедий были злой сатирой на правителей-демократов, в том числе на Клеона и Перикла. Роль Клеона в комедии «Вавилоняне» исполнял он сам, так как актёры на это не решались, боясь мести правителя.

Слайд 49

Еврипи́д

(др.-греч. Εὐριπίδης, 480 - 406 до н. э.) - древнегреческий драматург, представитель новой аттической трагедии, в которой психология преобладает над идеей божественного рока. Уделял большое внимание разработке женских ролей. Из 92 пьес, приписывавшихся Еврипиду в древности, можно восстановить названия 80-ти. До нас дошло 18 трагедий, из которых «Рес», как считается, написан более поздним поэтом, а сатирическая драма «Циклоп» представляет собой единственный уцелевший образец данного жанра. Лучшие по оценке древних драмы Еврипида для нас потеряны; из уцелевших самая известная - «Ипполит». В числе сохранившихся пьес самая ранняя - «Алкеста», а к более поздним принадлежат «Ифигения в Авлиде» и «Вакханки».

Слайд 50

Эсхил.

(др.-греч. Αἰσχύλος, 525 г. до н. э. - 456 г. до н. э.) - древнегреческий драматург, основоположник жанра, отец европейской трагедии. Эпоха юности Эсхила была временем ожесточённой борьбы между пелопоннесской трагедией и исконно аттическим дифирамбом. Самое известное произведение Эсхила – трилогия «Прометей» о титане, вступившем в противоборство с самим Зевсом (к сожалению, до наших дней дошла лишь вторая часть трагедии – «Прометей прикованный»). Последней известной трилогией Эсхила (458 г. до н. э.) является его «Орестея» - к счастью, сохранившаяся целиком (трагедии: «Агамемнон», «Хоэфоры» (приносительницы возлияний) и «Евмениды»). Содержание этой трилогии - судьба рода Атридов в лице его самых славных представителей Агамемнона и его сына Ореста.

Слайд 51

Культура Древней Греции, достигнув высокой степени развития, оказала в дальнейшем огромное влияние на культуру всего мира.

Античная колыбель европейской культуры

1. Античная колыбель европейской культуры

1.1 «Греческое чудо» и его причины

1.2 Важнейшие особенности древнегреческой культуры

1.3 Основные этапы развития культуры Древней Греции

1.4 Культура Древнего Рима

1.5 Античная культура и возникновение христианства

1.6 Библия как священный текст и памятник культуры

Список использованных источников

1. Античная колыбель европейской культуры

1.1 «Греческое чудо» и его причины

Культуры Древней Греции и Древнего Рима в силу их типологической близости принято объединять названием «античная культура» (лат. antiquues - древний) и рассматривать в качестве одного из важнейших источников европейского культурного развития последующих столетий. Если сравнивать древнегреческую и древнеримскую культуры между собой, то можно сказать, что наибольшей оригинальностью отличалась первая, а вторая развивалась под ее сильнейшим влиянием.

Культура Древней Греции (Эллады) поражает обилием своих достижений. Грецию называют родиной философии, европейского театра, демократии западного типа, Олимпийских игр. В Греции появилось искусство возвышенного реализма, утверждавшее идеал калокагатии (греч. kalos – прекрасный, agatos - добрый) – единство физической красоты и нравственного совершенства человека. В Греции берет начало ордерная архитектура (архитектурный ордер – строгая система рациональных соотношений между несомыми и несущими частями зданий стоечно-балочной конструкции). Здесь возникли и получили развитие главные жанры и виды литературы (эпос, поэма, трагедия, комедия, идиллия, эпиграмма, басня и т.д.). Названия многих наук, множества общеупотребительных научных и философских терминов имеют греческое происхождение (например, физика, астрономия, ботаника, антропология, динамика, атом, грамматика, политика, демократия…). Удивительно также общее количество знаменитых эллинов – талантливых и даже гениальных творцов культуры. Среди них: философы Сократ, Платон, Аристотель; трагики Эсхил, Софокл, Еврипид; комедиограф Аристофан; баснописец Эзоп; поэты Гомер, Сапфо, Анакреонт; скульпторы Фидий, Мирон, Поликлет; математик Евклид; врач Гиппократ; историк Геродот; изобретатель Архимед… При этом эллины всегда оставались относительно небольшим народом, и сроки расцвета их культуры были довольно сжаты («классический период» - V – IV вв. до н.э.). Ученые говорят о «греческом чуде» и пытаются определить его причины и условия.

Ряд авторов указывают на особенности ментальности (национального характера) эллинов, в т.ч. на их славолюбие и свободолюбие, предприимчивость и любознательность, любовь к публичности и развитое чувство прекрасного.

Эти особенности пытаются увязать с каким-то своеобразием природно-климатических условий и географического положения Греции. Говорят о мягком климате и разнообразии рельефа, о жизни эллинов в окружении гор и морей, о жизни на пересечении многих путей, по которым уже в древности двигались торговцы, пираты, завоеватели, происходила передача культурных ценностей.

Подчеркивают тот факт, что цивилизация эллинов вошла в фазу зрелости на пике т.н. «железной революции», что обусловило ее больший динамизм и склонность к инновациям – в сравнении с древневосточными цивилизациями, где еще в бронзовом веке успели сложиться чрезвычайно консервативные общественные структуры.

Немаловажно, что на землях, населенных эллинами, не было необходимости заниматься ирригационным земледелием, а в странах Востока именно оно служило одним из главных условий складывания деспотических государств, устойчивых и медлительных в своем развитии.

На небольшой территории Древней Греции (помимо ее собственно балканской части к ней относились острова Эгейского и Ионического морей, западное побережье Малой Азии, юг Италии, побережье Сицилии, колонии в Северном Причерноморье и Северной Африке) в течение ряда веков существовало несколько сотен полисов, городов-государств, в управлении которых так или иначе участвовали все граждане (свободные мужчины-землевладельцы). В полисах случались перевороты, между полисами завязывались войны, но в целом такая общественно-политическая организация содействовала развитию в людях-гражданах инициативы и ответственности, чувства собственного достоинства, любви к публичной деятельности, умения ставить и обсуждать проблемы.

Следует учитывать и то, что в Греции в отличие от древневосточных цивилизаций сформировалось рабство классического типа, для которого характерна массовая и жестокая эксплуатация рабов, бесправных «говорящих орудий». Существование рабства давало свободным более широкие возможности посвятить свой досуг политике, искусству, философии, спорту. Мало того, рабство прямо к этому подталкивало, поскольку для эллинов было принципиально важно культивировать в себе такие качества, которые подчеркивали их статус свободных граждан.

И конечно же, надо признать факт влияния на греков культур Древнего Востока. Например, греческий алфавит был создан на основе переработанной финикийской письенности, философы Пифагор и Платон ездили на выучку в Египет и Азию и т. д.

1.2 Важнейшие особенности древнегреческой культуры

Перечислим важнейшие особенности древнегреческой культуры.

1) Космизм (космоцентризм, космологизм) от греч. kosmos - организованный мир, вселенский порядок. Имеется в виду восприятие мира как живой и упорядоченной целостности, частью которой (микрокосмом) является человек. Более того, можно утверждать, что чувственно-материальный космос был для эллинов тем божественным Абсолютом, выше которого они не мыслили себе истины, красоты, порядка и справедливости. Боги, которым поклонялись эллины, выступали, по сути, персонификациями различных аспектов космоса.

2) Повышенный интерес к человеку, побуждающий некоторых авторов говорить даже об антропоцентризме. Но все-таки человек находился не в центре мироздания, а в центре внимания самих эллинов. Отсюда – отчетливый антропоморфизм древнегреческих богов. Отсюда – знаменитый философский тезис: «Человек – мера всех вещей». Отсюда и поразительный факт: самыми авторитетными текстами для эллинов были не мифы, посвященные богам, а две эпические поэмы, «Илиада» и «Одиссея», повествующие, главным образом, о приключениях и подвигах людей.

3) Утверждение ценности полиса как необходимейшего условия нормальной человеческой жизни. Философы, художники, поэты почитали своим естественным долгом прославлять собственный полис и воспитывать для него достойных граждан.

4) Культ человеческой телесности и одновременно слабый психологизм. Дохристианская античность не открыла «внутреннего человека», не познала бездну человеческой души (если, как говорят, глаза являются зеркалом души, то стоит заметить, что у древнегреческих скульптур нет взгляда…) В этом смысле культура Эллады, по определению ее знатока, философа А.Лосева, была внеличностной.

5) Аисторизм, т.е. неисторичность, неспособность воспринимать историю как единый и направленный процесс. В Греции появились авторы-историки, самые знаменитые – Геродот и Фукидид. Однако их сочинения – это рассказы о достопримечательностях, о славных событиях и великих людях, т.е. это перечень ярких фактов, которые так и остаются фрагментами, не объединенными логикой, не выстраиваемыми в тенденции.

6) Совмещение фатализма и героизма, которое с большой художественной силой выразила древнегреческая трагедия. Фатализм (лат. fatalis – роковой, fatum – судьба, рок, неизбежность) – признание всевластия судьбы. Если вдуматься, это прямой вывод из космизма, растворяющего человеческую активность в природных процессах и ритмах. Но эллины ценили мужество тех, кто спорит с судьбой, действует невзирая ни на что.

7) Агонистика (греч. аgonia - борьба) – нацеленность на постоянную борьбу, соперничество, на то, чтобы превзойти всех. Агональный дух буквально пронизывал все сферы жизни эллинов – и Олимпийские игры, и театральные постановки, и философские споры, и судебные тяжбы, и мифология, и политику. Он же и придавал древнегреческому фатализму героический характер. Видна связь агонистики эллинов с их представлениями о загробном мире – сумрачном и тоскливом царстве теней… Эллины хорошо бы поняли современный рекламный призыв: «Возьми от жизни все!», и не согласились бы с принципом: «Главное не победа, а участие».

8) Отвлеченный рационализм, любовь к истине ради истины – в отличие, например, от древних египтян, да и от римлян, искавших преимущественно прикладное знание. Переход от эмпирических (опытных) представлений к понятийно-доказательному, теоретическому знанию сыграл большую роль в становлении науки. Но ее развитию в античном обществе мешало господство в нем мифологического мышления, которому отдавали порой дань даже величайшие мыслители. По словам английского писателя Г.К. Честертона, «греки за дриадами не видели лес»…

1.3 Основные этапы развития культуры Древней Греции

В истории древнегреческой культуры обычно выделяют следующие этапы (периоды):

1) крито-микенский (III –II тыс. до н.э.)

2) гомеровский (XI – IX вв. до н.э.)

3) архаический (VIII – VI вв. до н.э.)

4) классический (V – IV вв. до н.э.)

5) эллинистический (IV – I вв. до н.э.)

Так или иначе, но древнейшие государства на территории современной Греции (да и всей Европы) появились на рубеже III –II тыс. до н.э. Сперва они возникли на о. Крит, где проживало негреческое население неизвестного происхождения (минойская цивилизация). Несколькими столетиями позднее на Балканском полуострове свои государства создали греки-ахейцы (ахейская цивилизация), которые в дальнейшем смогли взять под контроль и о. Крит, сильно пострадавший от извержения вулкана. Центрами государств минойцев и ахейцев были дворцы, из них самые известные – Кносс на Крите и Микены на Балканах. Дворцы являлись многофункциональными сооружениями, насчитывавшими 2 – 3 этажа, обширными по площади, благоустроенными. При раскопках в них были найдены прекрасные образцы фресковой живописи, вазописи, раскрашенных рельефов и ювелирных изделий. Искусство минойцев в целом кажется изящнее ахейского, критские дворцы в отличие от материковых лишены мощных крепостных стен и не так суровы на вид. Письменность минойцев («линейное письмо А») все еще не расшифрована, а вот ахейское «линейное письмо В» уже понятно ученым.

В XIII –XII вв. до н.э. государства ахейцев погибли, скорее всего, в результате нашествия северных племен, прежде всего, греков-дорийцев. XI – IX вв. до н.э. ученые называют темными веками греческой истории. Хотя именно в это время происходил переход из «бронзового века» в «железный век», культура в целом регрессировала: пришла в упадок городская жизнь, перестали строится дворцы, была забыта письменность, примитивизировалось искусство. Этот период еще именуют «гомеровским», поскольку многие его важные характеристики содержатся в поэмах «Илиада» и «Одиссея», которые традиция приписывает слепому поэту-сказителю Гомеру. Сам Гомер жил в VIII в. до н.э., а повествовать пытался о событиях еще XIII в. до н.э., о т.н. Троянской войне.

В архаический период (гр. аrchaikos - древний) греки развернули мощное колонизационное движение, расселяясь далеко за пределы Балканского полуострова и прилегающих островов. Столкновение с другими народами пробудили в них сознание собственного единства, что выразилось в появлении названий «эллины» и «Эллада». О высокой степени интегрированности греческого мира свидетельствовало и создание общего для всех эллинов пантеона во главе с богом-громовержцем Зевсом. В эпоху архаики сформировались те черты древнегреческого и в целом античного общества, которые будут сильно отличать его от других цивилизаций древности: полис как основная форма политической организации, демократия как форма правления, развитые частнособственнические и рыночные отношения, классическое рабство. В культурной жизни архаика ознаменовалась созданием алфавитного письма (путем переработка финикийской слоговой системы) и распространением грамотности; появлением архитектурных ордеров, монументальной скульптуры (каменной и бронзовой), театральных представлений (на базе культа бога Диониса), чернофигурной вазописи; возникновением философии – формы концептуального мышления, которое стремится открыть фундаментальные принципы и основы человеческого бытия. В архаический период жили философы Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит, Пифагор. Тогда же прославились поэты – лирики Архилох, Анакреонт, Сапфо. В 776 г. до н.э. состоялись первые Олимпийские игры, с момента которых эллины повели свое летоисчисление.

V-IV вв. до н.э. считаются временем наивысшего расцвета древнегреческой культуры, порой ее классики. Большое значение имела победа, одержанная эллинами в целой серии войн с Персидской державой (500 – 449 гг. до н.э.). Она содействовала росту патриотических настроений, укреплению идеи культурного превосходства эллинов над чужеземными «варварами». Правда, в условиях новой, Пелопонесской, войны (431 – 404 гг. до н.э.), разделившей и опустошившей Грецию, начался кризис полисной системы, который привел в конце IV в. до н.э. к установлению в Греции македонского господства. На фоне этих бурных социально-политических процессов протекала деятельность величайших мастеров культуры. Скульпторы Фидий («Зев Олимпийский», «Афина Парфенос»), Мирон («Дискобол»), Поликлет («Копьеносец») создавали образы идеальной человеческой красоты. Авторы трагедий Эсхил («Прометей прикованный»), Софокл («Царь Эдип»), Еврипид («Медея») выводили истории людей, погибающих под ударами судьбы, людей, мучимых сильными страстями, и, вызывая в зрителях сострадание и страх, достигали катарсиса – очищения их душ. Комедиограф Аристофан («Мир», «Всадники») остроумно высмеивал противников демократии и поборников войны. «Отец истории» Геродот написал «Историю» греко-персидских войн, а другой историк, Фукидид, - «Историю Пелопонесской войны». Философ Сократ учил сомневаться в очевидных, казалось бы, вещах и обретать истину в споре. Его ученик Платон стал одним из величайших философов-идеалистов в истории человечества. А ученик Платона Аристотель прославился как крупнейший энциклопедист древности, занимавшийся одновременно философией, историей, математикой, физикой, ботаникой, медициной, политикой, теорией искусства. Вершиной древнегреческой архитектуры явился комплекс сооружений на Афинском Акрополе, включавший парадные ворота – Пропилеи, храм Ники Аптерас (Бескрылой Победы), храм Эрехтейон и главный храм Афин – Парфенон.

Далекие завоевательные походы Александра Македонского на Восток (334 – 324 гг. до н.э.) положили начало последнему периоду в истории собственно древнегреческой культуры – эллинистичекому. Это было время интенсивного культурного взаимодействия греков с афро-азиатскими народами, время политической нестабильности, выражавшейся в частых войнах, подвижках границ и государственных переворотах. Оно породило изобразительное искусство, полное драматизма, движения, страсти (характерные примеры: скульптурная группа «Лаокоон», Алтарь Зевса в Пергаме, на котором была изображена битва олимпийских богов с гигантами). Наблюдался определенный кризис традиционных моральных ценностей. Получили распространение философские учения (эпикуреизм, стоицизм), призывавшие людей отказаться от активной общественной деятельности и заняться вопросами личного усовершенствования. В эпоху эллинизма творили великие ученые: Евклид, создавший элементарную геометрию, Эратосфен, рассчитавший размеры Земли, Аристарх Самосский, высказавший гипотезу о вращении планет вокруг Солнца, Архимед, ставший основоположником теоретической механики и изобретателем многих технических приспособлений и т.д. Крупным научным центром являлся Мусейон (храм муз) в Александрии. Эллинистический период завершился в I в. до н. э., когда последнее эллинистическое государство, Птолемеевский Египет, покорился новым завоевателям – римлянам.

1.4 Культура Древнего Рима

Согласно преданию, город Рим был основан в 753 г. до н.э. двумя братьями Ромулом и Ремом, потомками троянского героя Энея. Довольно рано римляне встали на путь завоеваний. В III в. до н.э. под их контролем находилась уже вся Италия, а в I в. до н.э. им покорилось и все Средиземноморье, включая Грецию. Образовалась Римская империя – крупнейшее государство Древнего мира.

С 30 г. до н.э., т.е. с момента присоединения к Риму эллинистического Египта, ведется отсчет римского периода в истории античной культуры. Для него характерны:

Значительное расширение пространственных границ античного мира (от Испании и Британии до Египта и Кавказа);

Сложные процессы аккультурации, взаимовлияние и слияние различных культур, прежде всего, конечно, римской и греческой, но также азиатских, африканских, североевропейских;

Ситуация религиозного синкретизма (европейцы начинают поклоняться восточным богам: египетской Изиде, иранскому Митре и т.д.; в Риме даже был построен Пантеон – храм всех богов; божественной фигурой со своим культом считался император; с I века распространяется новая религия, в будущем – мировая, христианство);

При всем внешнем блеске, при выдающихся достижениях – нарастание симптомов культурного кризиса (распущенность нравов: адюльтер, проституция, гомосексуализм, педофилия; вульгарные и жестокие проявления массовой культуры: порнография, гладиаторские игры и показательные выступления зверей-людоедов на арене цирка).

Что касается последнего, то кризис позднеантичной культуры некоторые авторы связывают с развращающим влиянием рабовладения, другие – с языческим культом естественного, третьи видят в нем результат взаимодействия слишком разнородных культур.

Как уже говорилось, собственно римская культура кажется менее оригинальной в сравнении с греческой. Римляне изначально находились под сильным влиянием более древних культур своих соседей, сначала этрусков (от них были заимствованы т.н. римские цифры, гладиаторские игры, гадания по полету птиц и внутренностям животных и т.д.), затем эллинов (были восприняты их алфавит, ордерная архитектура, боги и т.д.). И все же римляне смогли создать и собственный культурный стиль. В нем они воплотили такие черты своей ментальности, как рассудочность и прагматизм, любовь к порядку и преклонение перед законом («Закон суров, но это закон!» - очень римское выражение), патриотизм и воинственность, стремление повелевать судьбами мира.

К числу наиболее самостоятельных и успешно развивавшихся аспектов древнеримской культуры относятся архитектура, скульптура и политико-правовая мысль. Римляне изобрели важный строительный материал – бетон. Это позволило им перейти к новому способу возведения зданий – монолитно-оболочному (эллины ранее открыли стоечно-балочный способ). Римские зодчие широко использовали такие элементы, как арка, свод и купол (крупнейший купол древности покрывал Пантеон в Риме). Они впервые стали строить «типовые» города, подчиненные единому плану и весьма удобные для жизни – с водопроводами и канализацией, мощеными дорогами и мостами, библиотеками и цирками, общественными банями (термами) и туалетами. Безусловно, наиболее интересным в архитектурном отношении был столичный город – Рим. Некоторые его знаменитые постройки сохранились, например, Колизей (амфитеатр Флавиев) и Триумфальная арка Тита. Римская скульптура превосходила греческую своим реализмом и психологизмом, вниманием к индивидуальным особенностям изображаемого человека (характерные примеры – скульптурные портреты императоров: Нерона, Веспасиана, Антония Пия, Марка Аврелия…). Что касается римского права, то оно оказалось столь продуманным и систематизированным, что было прозвано классическим и до сих пор изучается юристами в качестве некоего образца.

В историю мировой культуры вошли имена великих римлян. Выдающимся оратором, само имя которого считается нарицательным, был Цицерон (106 – 43 гг. до н.э.). После себя он оставил сочинения по философии, политической теории и красноречию. Лукреций (ок. 96 – 55 гг. до н.э.) написал философскую поэму «О природе вещей», где заявил себя атеистом, сторонником атомарной концепции и идеи эволюционного развития жизни. Как философы-стоики прославились Сенека (ок. 4 до н.э. – 65 г. н.э.) и Марк Аврелий (121 – 180 гг.). Лучшими поэтами Древнего Рима называют Вергилия (70 – 19 гг. до н.э.), автора знаменитой «Энеиды», Горация (65 – 8 гг. до н.э.) и Овидия (43 г. до н.э. – 18 г. н.э.). «Естественную историю», обширную энциклопедию по физической географии, ботанике, зоологии, минералогии, написал Плиний Младший (61/62 – ок. 114 гг.). Укажем и видных представителей римской историографии – Тита Ливия (59 г. до н.э. – 17 г. н.э.), Плиния Старшего (23/24 – 79 г.), Тацита (ок. 58 – ок. 117 гг.), тем более, что у римлян в отличие от греков появилось представление о поступательном движении исторического времени, движении, вовлекающем в себя все человечество.

История самого Древнего Рима закончилась в V в. Еще в 395 г. Римская империя разделилась на две половины – Восточную и Западную. Что касается Восточной империи, то она, сокращаясь в размерах, просуществовала до 1453 г. А вот Западная погибла раньше – под грузом внутренних противоречий и ударами варварских племен. В 476 г. был низложен последний ее император. Правда, как показали дальнейшие события, память о Римской империи стала важным элементом самосознания европейской цивилизации, действенным фактором, стимулирующим ее интеграцию и территориальную экспансию.

1.5 Античная культура и возникновение христианства

В I веке нашей эры в Палестине, в среде евреев, появилась новая религия – христианство. Она стала быстро распространяться по территории Римской империи. Притом, что это государство было достаточно веротерпимым, его власти обрушили на христиан целую серию жестоких гонений. Лишь в 313 г. император Константин Великий своим Миланским эдиктом уравнял христиан в правах с представителями других религий. А к концу IV в. христианство и фактически, и юридически стало ведущей религией Римской империи.

Ученые говорят о социокультурных предпосылках возникновения и широкого распространения христианства. Многие считают его порождением духовного кризиса, поразившего античное общество, проявление протестных настроений, охвативших самые разнее слои населения. В христианском вероучении видят творческий синтез религиозно-философских идей, уже существовавших в античном обществе. Правда, сами эти идеи утрачивали прежнее влияние, а вот христианство оказалось способно дать массам людей новые зажигательные мечты и надежды, ободрило разочарованных, утешило униженных и оскорбленных.

античный культура греция римский христианство

Что касается самих христиан, то они утверждают сверхъестественное происхождение своей религии и ее исключительную оригинальность. Согласно христианскому вероучению:

Бог есть Триединая Личность, Троица (Отец, Сын, Святой Дух) и Он же есть Любовь;

От избытка Своей Любви Бог сотворил мир (из ничего за 6 дней!), а в нем – человека, удивительное существо, вмещающее в себя Образ Божий;

Изначально люди призваны к вечной жизни с Богом и бесконечному возрастанию в совершенстве, но уже первые из них, Адам и Ева, свернули с этого пути, впустили в мир грех и смерть;

Чтобы вернуть людям полноту общения с Собой, Сам Бог стал человеком – Богочеловеком Иисусом Христом (гр. слово «Христос» означает то же, что и еврейское слово «Мессия», а именно - помазанник);

Смерть Иисуса на кресте и Его воскресение имеют исключительное значение для спасения людей;

Те из нас, кто уверует во Христа, присоединится к Его Церкви (мистическому Телу Христа), будет жить по Христовым заповедям, те войдут в вечное Царствие Небесное;

В будущем всех людей, и живущих на Земле, и живших, ожидает второе пришествие Иисуса Христа на Землю, в момент которого мертвые воскреснут во плоти.

Действительно, в христианстве присутствует много принципиальной новизны. Ни одна другая религия, например, не отводит человеку столь важного места в мироздании (через человека погибает и через человека спасается весь мир; человек – животное, получившее повеление стать богом). Ни одна религия, кроме христианства, не знает учения об уникальном, абсолютно реальном, спасительном для людей Боговоплощении. Христианство осуждает магию и астрологию, самоубийство, аборт и гомосексуализм; оно строго разводит секс и мистическую практику, что нечасто встречается в мире религий.

Победа христианства означала решительное изменение вектора культурного развития. Выражаясь словами философа А. Лосева, закончились «дни, когда человек молился на звезды, возводил себя к звездам и не чувствовал своей собственной личности». Теперь же человек получил возможность смотреть на звезды сверху вниз - с высоты собственной богоподобной личности. Античная культура ориентировала человека на получение максимального удовольствия от своего земного существования и потому чрезвычайно ценила власть и славу, богатство и секс, физические здоровье и красоту. Христианство же призывало людей готовиться к той вечности, которая ожидала их за гробом, и спасать прежде всего свои бессмертные души. Героями христианского общества становились не завоеватели и спортсмены (кстати, Олимпийские игры были отменены так же, как и гладиаторские бои), не блестящие красавцы и красавицы, а мученики за веру и монахи. И уже не природная красота, в том числе красота человеческого тела, манила художников, ибо она преходяща; художники пытались отразить в своих произведениях Свет Божественной истины, который искали в Библии и молитве, церковном культе, жизни и учении христианских святых.

Следует заметить, что разрыв с дохристианской античностью не был резким и полным. Да, победившие христиане разрушили многие языческие храмы и статуи языческих богов, во имя которых и перед которыми их еще недавно убивали. Но еще большее количество произведений античного искусства было сохранено христианами – их уничтожили те захватчики, которые опустошили сначала Западную, а затем и Восточную империю. Христианские власти закрыли философские школы, объединявшие антихристиански настроенных интеллектуалов, а в Александрии толпа фанатиков-христиан даже растерзала женщину-философа Аспазию. Однако христиане продолжали переписывать и изучать творения Гомера, Эсхила, Платона и других античных авторов. Мало того, само христианское богословие образовалось, как говорят, в результате «встречи Афин и Иерусалима», т.е. в результате синтеза античной философии и христианского благовестия.

1.6 Библия как священный текст и памятник культуры

Священным Писанием христиан, на котором базируется их вероучение, стала Библия. Это греческое слово в переводе означает «книги». Действительно, Библия содержит в себе несколько десятков книг, написанных в разное время разными авторами. По убеждению христиан, объединяет эти книги то, что все они богодухновенны, их соавтором был Сам Бог.

Библейские книги делятся на две большие части – Ветхий Завет и Новый Завет. В данном случае «завет» - это договор или союз, имеется в виду договор или союз людей и Бога. В Ветхий Завет вошли книги, написанные до Рождества Христова, точнее, они составлялись на протяжение почти тысячи лет до III в до н.э. Интересно, что иудеи, представители национальной еврейской религии, также считают Ветхий Завет своим Священным Писанием, только называют его иначе – ТаНаХ (это слово-аббревиатура, образованное тремя словами: Тора (Закон), Невиим (Писание), К(х)тувим (Пророки). Новозаветные тексты были записаны во II пол. I в., самое позднее, допускают ученые, в начале следующего столетия.

Разные группы христиан насчитывают в Ветхом Завете 39 (протестанты), 45 (католики), 50 (православные) книг. 39 книг – бесспорные, их признают и иудеи, про них точно известно, что они изначально существовали на древнееврейском или арамейском языках. 11 книг не сохранились на языке оригинала, но в III в до н.э. их включили в греческий перевод еврейского Писания (Септуагинту). Ветхозаветные книги весьма разнообразны по содержанию: есть книги исторические, пророческие, нравоучительные. В них рассказывается о творении мира и грехопадении первых людей; о том, как в водах всемирного потопа погибло развратившееся древнее человечество - кроме семьи праведника Ноя; о том, как от глубоких стариков, Авраама и Сарры, Бог произвел еврейский народ, через который объявил миру Свой Закон и пообещал из его среды выдвинуть Мессию – Спасителя людей.

Новый Завет с самого начала был записан на греческом языке. Он включает в себя 27 книг. Из них наибольшую важность имеют 4 Евангелия (по греч. - Благовестия), которые повествуют о событиях земной жизни Иисуса Христа: о Его рождении от девственницы Марии, о Его проповеднической деятельности, о чудесах, которые Он совершал, о том, как Христос добровольно принял смерть на кресте, воскрес и вознесся на Небо. За Евангелиями идут книга Деяний и послания апостолов (гр. посланник), ближайших последователей Иисуса. Замыкает Новый Завет таинственное Откровение (Апокалипсис) Иоанна Богослова, символически описывающее конец этого мира.

Свой нынешний состав Библия приобрела к началу V в. Церковные соборы утвердили канон (гр. правило, образец), обязательный и единственно правильный список библейских книг. За пределами его осталось большое количество апокрифов (гр. аpokryphos - тайный), текстов, которые Церковь объявила небогодухновенными, сомнительными, а некоторые – и прямо антихристианскими.

За истекшие века в адрес Библии раздавалось много критики. Говорили о ее противоречиях и фактических неточностях, о невозможности описанных в ней чудес, об устарелости ее морали и излишней жестокости некоторых библейских страниц. Но для 2 млрд. ныне живущих христиан, по крайней мере, для их большинства, Библия остается самой авторитетной книгой. И даже многие атеисты и иноверцы относятся к Библии с уважением – как к выдающемуся памятнику культуры. Они находят в нем и философские глубины (например, в Книге Иова, Книге Екклесиаста), и высокохудожественное повествование (например, в Псалтири), и нравственную проповедь общечеловеческого значения (например, в Евангелиях).

Безусловно, Библия последние полторы тысячи лет является основным текстом европейской культуры. Европейское искусство перенасыщено библейскими образами, символами, сюжетами. Примеров тому множество – от живописи Рубенса и музыки Баха до сказок Андерсена и фильмов Тарковского. Европейские философы, ученые, политики сплошь и рядом делают отсылки к Библии, ведут с ней явный или скрытый диалог. Массы европейцев употребляют библейские выражения как языковые штампы, порой даже не задумываясь об их происхождении (например, змей-искуситель, плод познания, ковчег спасения, вавилонское столпотворение, Содом и Гоморра, нищие духом, устами младенцев глаголет истина, Голгофа, Фома неверующий, апокалипсис и т.д.). Общее знакомство с Библией до сих пор является важным показателем европейски образованного человека.


Список использованных источников

1. Драч Г.В., Матяш Т.П. Культурология. Краткий тематический словарь – М.: «Феникс», 2001.

2. Эренгросс Б.А. Культурология. Учебник для вузов / Б.А. Эренгросс, Р.Г. Апресян, Е. Ботвинник – М.: Оникс, 2007.

3. Елопов А.П. Лекции по культурологи / Елопов А.П. – Мн., 2007.

4. Культурология. Учебное пособие Под редакцией А. А. Радугина – М., 2001.

5. Эренгросс Б.А. Культурология. Учебник для вузов / Б.А. Эренгросс, Р.Г. Апресян, Е. Ботвинник – М.: Оникс, 2007.

Античной (от лат. «антикус» - древний) назвали греко-римскую цивилизацию итальянские гуманисты эпохи Возрождения как самую раннюю из известных нам. Название это сохраняется и поныне, что позволяет в художественной культуре народов мира точно определить истоки европейской культуры. Рожденная на сравнительно небольшом пространстве земли в бассейне Средиземного моря античность осталась вечной школой европейского искусства, непревзойденным образцом художественной образности, воплотившей обожествленную красоту.

Эллинский мир шел своим путем в поисках ответа на вопросы о происхождении мироздания, смерти и бессмертии, добре и зле. Переломный момент от первобытного состояния к древнегреческой цивилизации ознаменовался рождением мифологии . В мифах греки впервые запечатлели священный характер порядка земного бытия и противопоставили ему иррациональные силы демонических стихий. В образной форме это извечное вселенское борение гармонии и хаоса передают сказания о борьбе богов с титанами, темными силами, порожденными Матерью-землей. Боги одержали победу и навечно поселились в мифологической небесной резиденции верховных греческих повелителей - на Олимпе. Божества греческого пантеона ничем не отличались от людей, их жизнь протекала в войнах, интригах, соперничестве… и только бессмертие, поддерживаемое бессмертным напитком, давало им власть над деяниями человека, над его над его настоящим и будущим.

Религиозная мысль древних греков не выдвинула четких этических принципов, их мифы не учили морали. Нравственное начало в поступках олимпийцев было столь сомнительным, что со временем они стали вызывать насмешки. И все же культ богов-оракулов был очень силен, и нигде в мире не было столь развито искусство предсказаний судьбы, как в античном обществе. Оракулы были неизменными спутниками и простых людей, и царей. Впрочем, сама античная религия была удивительно материалистической, посюсторонней. здоровье, богатство, благополучие - вот единственное и высшее благо для человека!

Зевс - бог-громовержец, владыка Олимпа, Посейдон - властитель морей, Афина - богиня мудрости и справедливой войны. Гефест - бог огня, Аполлон - покровитель искусства, целитель и прорицатель и многие другие небожители обрели в мифологии свои биографии, а в искусстве - вполне конкретный облик. Так воплотилась извечная наивная мечта человека о победе над стихийными силами природы и смертью. Здесь скрыта важная «тайна» той радостной искренности, что наполняла античное искусство. Стирание границ между «человеческим» и «божественным» породило ощущение гордого возвышения людей над стихиями, вызвало стремление увековечить в художественных произведениях высшую красоту, более совершенную и гармоничную, нежели та, что явила природа.

Однако победа богов-олимпийцев над силами хаоса не была окончательной. Боги не рискнули посягнуть на Мать-прародительницу, верховная власть над людьми и их судьбами оставалась за ней. Тщетны попытки преодолеть неведомый рок, нельзя избежать предначертанного судьбой - это мистическое чувство пронизывает всю древнегреческую мифологию.

В истории античной художественной культуры выделяют несколько этапов.

1. Гомеровский (XI-IX вв. до н.э.)

2. Архаический (VIII-VI вв. до н.э.)

3. Классический (V-IV вв. до н.э.)

4. Эллинистический (конец IV-I вв. до н.э.)

5. Императорский Древний Рим (I - V вв. н.э.)

В марте 1900 г. служащий английского Оксфордского музея Артур Джон Эванс начал раскопки на о. Крит , научные результаты которого имели исключительное значение для исследования культуры, о существовании которой имелись лишь предположения на основании всем известных древнегреческих мифов. Греки не случайно воспели о. Крит. Здесь родился Зевс.

Обладание собственностью и возможность ра-ботать на себя и свою семью в определённой степени защищала че-ловека от эксплуатации со стороны частных лиц. Наличие полити-ческих и социальных прав обеспечивало гражданам достаточно ус-тойчивое общественное положение, открывало возможность прямого участия в политической деятельности и влияния на жизнь своего государства. Расцвету культуры способствовало также нали-чие политической свободы , отсутствие идеологического, духовного контроля над жизнью людей и их творческой деятельностью .

Наи-более тяжёлый и изнурительный труд был переложен на плечи ра-бов, что давало свободным людям время, необходимое для духовно-го их развития. Таким образом, весь уклад жизни античных обществ способствовал раскрытию творческих возможностей свободного полноправного человека.

К тому же в античных государствах была достигнута массовая грамотность населения. Это открывало возможность приобщения широких сло-ёв населения к политической деятельности, культуре и литературе.

Уровень развития культуры в Греции и её достижения в этой области были настолько велики, что некоторые специалисты полагают возможным говорить о «греческом чуде».

В Греции получила значительное развитие философия как осо-бая область познания мира, осмысления законов его существования и развития, сложился ряд философских направлений и школ, соз-данных различными выдающимися мыслителями. Ряд филосо-фов — Фалес, Гераклит, Анаксагор и др. — отстаивали идею первич-ности материального мира. Философ V-IV вв. до н. э. Демокрит по-лагал, что материальный мир состоит из мельчайших частиц — атомов, которые находятся в постоянном движении. Он также от-стаивал принцип причинности, помогающий осмыслить суть всего происходящего. В трудах Платона выдвигались положения о пер-вичности нематериального, идеального начала и вторичности ма-териального мира. Выдающийся философ-энциклопедист Аристо-тель в своём учении совмещал материалистический взгляд на мир с идеализмом, признавая наличие божественного начала, под влия-нием которого происходит развитие материи. Аристотель осущест-вил классификацию видов государственных устройств и произвёл анализ многих современных ему государств.

История

В Древней Греции возникла и получила значительное развитие историческая наука. Её основателем был Геродот, который, расска-зывая о Греко-персидских войнах, описал предшествовавшую им историю Греции и многих восточных стран. Фукидид — младший со-временник Геродота — умножил историю Пелопоннесской войны. Историк эллинистического времени Полибий оставил труд, посвя-щённый многовековой истории войн Рима за власть над Средизем-номорьем.

В трудах древнегреческих историков предпринимались попытки исследовать причины исторических событий, роль вы-дающихся личностей в истории, установить взаимосвязь различных событий и процессов. В трудах рим-ского историка Тита Ливия дан подроб-ный очерк истории Рима от основания го-рода до эпохи империи. В сочинениях Публия Корнелия Тацита, Гая Светония Транквилла раскрыты многие события времён империи, даны характеристики императорам. Большую известность в ми-ре приобрели сочинения философа Лу-ция Аннея Сенеки, императора Марка Ав-релия. Они были представителями стои-цизма — учения, отводившего важное место нравственному самосовершенствованию человека.

География

В античности совершаются первые дальние морские путешествия, открываются и заселяются ранее неведомые земли. В античное время лучше всего была изучена среди-земноморская область Земли: юг Европы, запад Азии, север Африки.

Театр

Древняя Греция

Значительный вклад Древняя Греция внесла в развитие мирового теат-рального искусства: греки создали театр как один из важнейших видов массовых зрелищ. В Греции театр являлся также важным средством формирования общественного гражданского сознания . Древнегреческие трагики Эсхил, Софокл и Еврипид и коме-диографы Аристофан и Менандр вошли в число выдающихся дра-матургов мира.

Древний Рим

Первые римские пьесы были подражанием греческим и носили драматический характер. В императорскую эпоху Древнего Рима население предпочитало смотреть комедии. Представления становились все более и более зрелищными: много музыки, танцев и спецэффектов. Некоторые актеры приобретали такую известность, что их поклонники не давали им проходу.

Ораторское искусство

Практическими потребностями античного общества была рож-дена теория красноречия, которая была необходима в политиче-ской борьбе, а также в судебных спорах. Греция и Рим оставили бо-гатое наследие в области ораторского искусства. Наиболее знаме-нитыми ораторами явились Демосфен в Афинах и Цицерон в Риме.

Литература

Художественная литература также является одним из достижений античной культуры. В Греции и Риме сложились различные литера-турные жанры — эпическая и лирическая поэзия, трагедия и комедия, роман, эпистолярный жанр и др. Многие произведе-ния писателей и поэтов античного времени представ-ляют собой выдающиеся образцы мировой литерату-ры — поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея», трагедии Эсхила, Софокла и Еврипида, комедии Аристофана и Плавта, роман Апулея «Золотой осёл», письма Мар-ка Туллия Цицерона и Луция Аннея Сенеки.

Среди наивысших достижений римской поэзии — творчество писателей и поэтов Вергилия, Горация, Ка-тулла, Овидия. Вергилий в поэме «Энеида» воспевал героическое прошлое Рима. Катулл и Овидий основ-ное внимание уделяли описанию человеческих чувств.

Живопись в античные времена

Портрет

см. Древнеримские игры и развлечения Материал с сайта