Установка газовых баллонов в газовый шкаф для дома на даче. Что такое редуктор для газового баллона: устройство и работа прибора с регулятором давления

В связи с ростом цен на бензин, многие автовладельцы начали оснащать своих «железных коней» газобаллонным оборудованием (ГБО), чтобы хоть как-то сэкономить свои финансы. Однако, вместе с новым оборудованием появились и новые хлопоты – его обслуживание и настройка. Поэтому сегодня мы решили обратиться к проблеме регулировки газового редуктора. Ведь делать это необходимо не только сразу после установки ГБО на автомобиль, но и уже во время эксплуатации этой системы.

Чем больше пробег ГБО и период его эксплуатации – тем нужнее становится эта регулировка. Дело в том, что со временем резинотехнические элементы – клапаны и мембраны – могут менять свои свойства, что, в свою очередь, приводит к перерасходу газа. Конечно же, подобные последствия могут наступить только через 3-4 года эксплуатации (это примерно 100 000 км пробега), но подготовиться к этому следует заранее.

1. Регулировка редуктора: что нужно для настройки?

Перед тем как начать знакомство с основными методами, с помощью которых осуществляется настройка редуктора, необходимо детальнее ознакомиться с этим устройством и его основными характеристиками. Ведь именно газовый редуктор выполняет самую основную роль в нормальном функционировании ГБО. В чем же заключается его основная задача? Именно благодаря этому узлу водитель автомобиля с ГБО может понизить давление газа, которое поступает с баллона. По своей сути это довольно-таки примитивный регулятор давления, который позволяет автономно поддерживать один и тот же показатель давления.

Но, поскольку ничто в этом мире не идеально, во время работы газового редуктора давление все равно может незначительно колебаться. На практике это выглядит так: когда расход газа стабильный – давление тоже держится на заданном уровне, а когда начинает расходоваться более интенсивно – давление может незначительно опускаться. Хотя в целом этот процесс не несет никакой опасности, о нем все равно необходимо знать.

Как мы уже отмечали в нашем вступлении, регулировка редуктора нужна во время установки нового ГБО на автомобиль, а также после его длительной эксплуатации. Но кроме указанных факторов, необходимость в частоте осуществления регулировки и особенностях выполнения этой задачи также связана с:

- поколением газобаллонного оборудования и, соответственно, самого газового редуктора;

Количества регуляторов, которые имеются на газовом редукторе;

Топливной системы, на которой работает автомобильный двигатель – бензин или дизель.

В газовом редукторе есть мембраны, которые могут замерзать при низких температурах. По этой причине редуктор обязательно подключается к автомобильной системе охлаждения. Если же говорить об эксплуатации этого элемента ГБО в целом, то важно отметить следующий момент: запускать редуктор одновременно с двигателем нельзя. Сначала необходимо дождаться, пока температура двигателя поднимется до 30-50°С, а уже после этого можно запускать в работу и газовый редуктор.

Конструкция обычного газового редуктора также незамысловата. В частности, состоит это устройство из таких деталей:

- отдельные камеры, количество которых может колебаться в зависимости от типа редуктора (от 1 до 3);

Канал холостого хода;

Испаритель;

Регулировочная система, которая контролирует подачу газа из баллонов в камеру сжигания двигателя.

Но на современном ГБО можно встретить два вида редукторов. Они имеют ряд очень важных отличий между собой, что, в частности, оказывает значительное влияние на процесс их настройки. Рассмотрим особенности каждого из них:

1. Вакуумный редуктор. Чтобы запустить в работу такой редуктор, необходимо выполнить целый ряд обязательных действий:

- поставить переключатель в положение «Газ-Бензин»;

Повернуть ключ в замке зажигания;

Прогреть двигатель.

При выполнении первых двух указаний происходит нагнетание необходимого количества газа во впускной коллектор, что позволит потом без проблем запустить двигатель и отправиться в путь. То же самое обеспечивается и благодаря работе .

2. Электронное устройство газового редуктора. Включается оно только в положении переключателя на положение «Газ». Аналогично вакуумному редуктору, запускаем зажигание и даем стартеру возможность немного поработать, пока во впускном коллекторе не соберется необходимое количество газа, а само устройство не прогреется до нужной температуры.

Чтобы правильно настроить газовый редуктор, необходимо понимать абсолютно все в его настройках. Так, большее число редукторов пропанового типа характеризируются двумя регуляторами, хотя встречается небольшое количество моделей с одним. А вот метановые аналоги, наоборот, практически всегда имеют всего один регулятор. Именно правильная настройка регулятора газового редуктора является главной проблемой для автовладельцев.

Зачем же на редукторы устанавливается два регулятора? Первый из них является регулятором холостого хода. В процессе настройки устройства нам необходимо будет закрутить его до упора. А вот нижний – это регулятор чувствительности . Именно он придавливает мембрану редуктора. Познакомившись с этим устройством более детально, можно переходить непосредственно к выполнению процедуры настройки.

А на вопрос, что нужно для настройки , ответ будет очень простым – нужно терпение и четкое выполнение прописанных ниже указаний. Следует также не забывать, что работать придется с газовым оборудованием, поэтому все ваши манипуляции должны быть крайне осторожными. В том случае, если вы не чувствуете достаточно уверенности в собственных силах, лучше всего обратиться за помощью в специализированный автосервис.

2. Методы регулировки редуктора

Как мы уже отмечали, существуют электронные газовые редукторы и вакуумные. Настройка каждого из них имеет свои особенности и отличия, по причине чего мы рассмотрим методы регулировки каждого из них по отдельности.

Электронный газовый редуктор – какой метод настройки выбрать?

На данном типе устройства необходимо применять два вида настройки:

1. Регулировка чувствительности, или же настройка давления во второй ступени.

2. Настройка согласно количеству газа, который движется по каналу холостого хода.

Но перед тем как приступить к обеим, необходимо осуществить еще несколько обязательных действий. В первую очередь заводим на бензине двигатель автомобиля, чтобы он предварительно смог прогреться до рабочей температуры. При этом холостой ход устанавливается в границе между 950 и 1000 оборотов/минута. Когда температура двигателя достигнет необходимой нормы, выключаем подачу бензина и позволяем ему выработать остаток.

После этого готовим автомобиль к непосредственной настройке газового редуктора:

- выворачиваем на максимальный показатель регистр мощности (в том случае, если установлен двухкамерный дозатор, то первую камеру открываем полностью, а вторую – на минимум);

Винт холостого хода полностью заворачиваем, после чего отворачиваем ровно на 5 оборотов;

Регулятор чувствительности ставим на среднее положение.

Ну что же, в первую очередь приступим к настройке холостого хода. Для этого заводим автомобиль, но уже на газе. Используйте подсос и доведите работу двигателя до 1700-2000 оборотов/минута. Далее необходимо одновременно выполнять сразу два действия: по чуть-чуть убирать подсос и вращать регулятор холостого хода, пока не получится отыскать положение, в котором происходит самое большое количество оборотов стартера. При этом в конце данной процедуры подсос необходимо полностью убрать, а автомобиль должен начать стабильно работать на холостом ходу.

Установив с помощью регулятора холостого хода максимальное количество оборотов стартера, постепенно закрутите регулятор чувствительности газового редуктора. Если в процессе выполнения этой процедуры начнет меняться количество оборотов, опять попробуйте довести их до максимума при помощи регулятора холостого хода. Если у вас ничего не получается сделать этим регулятором, попробуйте закрутить винт чувствительности на два оборота и опять повторите всю процедуру с самого начала.

Цель, которой вам необходимо добиться, – это максимальное количество оборотов стартера на холостом ходу (примерно 1100-1200 об./мин) , при закрученном практически до конца регуляторе чувствительности. Но ездить на таких оборотах не рекомендуется, поскольку их значение должно находиться ниже номинальной нормы. Поэтому опять подкручиваем регулятор холостого хода, пока число оборотов не снизится до 950-1100 об./мин.

Теперь переходим к настройке чувствительности нашего газового редуктора. Также не спеша отворачиваем регулятор чувствительности и следим за тем, как наши действия влияют на обороты стартера, которые он осуществляет на холостом ходу. Когда почувствовали, что количество оборотов начало меняться, немного закручиваем регулятор назад – примерно на ¾-5/4 оборота. Не забудьте также проверить работу двигателя, для чего резко нажмите на педаль газа. Если вы все сделали хорошо – он откликнется сразу же и без рывков.

Когда осуществляется настройка редуктора, очень важно не забыть отрегулировать и регистр мощности. Для этого необходимо довести стартер рабочего двигателя до 3-3,5 тыс. оборотов в минуту, одновременно закручивая регулятор регистра мощности. Делать это необходимо до тех пор, пока число оборотов стартера не начнет уменьшаться. Чтобы убедиться, что у вас получилось достигнуть желаемого, попробуйте передвинуть с места на место винт дозатора подачи газа и открутить его примерно на ½-3/4 оборота от найденного положения.

Но не стоит завывать о том, что существуют дозаторы, которые состоят из двух секций. В таком случае все вышеописанные действия необходимо применить только к первой камере, а вторую настроить всего на 25-30% от первой. На некоторых газовых редукторах также имеется возможность настройки по давлению по 1-ой ступени.

Чтобы осуществить настройку, необходимо полностью заглушить мотор, перекрыть магистраль, по которой идет газ, и подключить манометр к полости первой ступени (желательно использовать манометр со шкалой 1,5кгс/см2, а подключается он через контрольное отверстие, которое глушится при помощи регулятора). После этого опять открываем газовую магистраль, запускаем холостой ход двигателя и доводим давление первой ступени до показателя 0,38-0,42кгс/ см2.

В идеале после регулировки регистра мощности необходимо еще раз настроить холостой ход и чувствительность газового редуктора. Только после этого можно перейти к заключительному этапу настройки, который состоит из нескольких шагов:

1. Очень резко жмем на педаль «газа».

2. Заворачиваем регулятор чувствительности на 0,25 оборота, пока интенсивность оборотов не начнет очень сильно спадать.

3. Отворачиваем регулятор на 0,5 оборота и даем двигателю немного поработать, внимательно отслеживая стабильность этого процесса.

Что нужно знать о настройке вакуумного газового редуктора?

Настройка газовых редукторов вакуумного типа также может осуществляться двумя путями:

1. Настройка чувствительности и холостого хода газового редуктора может осуществляться отдельно.

2. Настройка чувствительности и холостого хода газового редуктора может осуществляться одновременно.

Что касается первого метода настройки, то он ничем не отличается от процесса регулировки электронного газового редуктора, который мы уже описали выше. По этой причине мы с вами рассмотрим, как объединить эти процессы.

В первую очередь беремся за холостой ход. Для этого заводим автомобиль, но сразу на газе, а не на бензине. Опять же при помощи подсоса выравниваем обороты двигателя до количества 1700-2000 в минуту. Не спеша убираем подсос и при помощи регулятора холостого хода добиваемся максимального значения количества оборотов стартера (в конце подсос необходимо полностью убрать). При помощи регулятора добиваемся интенсивности оборотов в пределах 1000-1100 об./мин и уже в конце выставляем норму – 950-1100 об./мин, еще немного прикрутив регулятор.

Настройка регистра мощности вакуумного редуктора происходит практически так же, как и его настройка на электронном прототипе. В частности, необходимо выполнить следующие действия:

- заводим двигатель на холостом ходу;

Выставляем интенсивность 3000-3500 об./мин;

Закручиваем регулятор, пока обороты не начнут падать;

Пробуем регулировать регулятор регистра, пробуя все значения;

Отворачиваем регулятор регистра на 0,5-0,75 оборота, а также немного подрегулируем холостой ход.

Подписывайтесь на наши ленты в

Использование баллонного газа требует основательного подхода в обеспечении безопасности и удобства эксплуатации. Предлагаем рассмотреть простейший пример подключения баллона с пропаном к газовой плите: схему соединений, запорную и регулирующую арматуру, организацию условий хранения.

Где установить баллон

Главным обобщённым требованием к использованию газобалонного оборудования можно назвать обеспечение безопасности людей. По этой причине баллоны с газом не рекомендуется устанавливать в обитаемых комнатах и технических помещениях, связанных с жилым зданием напрямую или посредством вентиляции.

Отличительной чертой газа пропана является его высокая плотность. Баллонный газ тяжелее воздуха и способен скапливаться в нижних этажах построек. Поэтому устанавливать баллоны в подполе или технических помещениях ниже уровня земли категорически не допускается. Если в обычном случае небольшие утечки не представляют опасности ввиду постоянного воздухообмена, то в низинах газ способен долгое время накапливаться до взрывоопасных концентраций. Устанавливать газовые баллоны согласно СНИП 42-01-2002 можно только внутри зданий не выше 2-х этажей, в количестве не более одного и на удалении в 0,5 м от газовых плит и 1 м от отопительных приборов.

Чтобы сделать установку более безопасной и исключить доступ к газовому оборудованию посторонних лиц, баллоны размещают либо в помещении с отдельным входом, либо в уличном металлическом шкафу. Особенно важно при наружной установке учитывать температурный режим эксплуатации. Баллонный газ состоит из смеси пропана и бутана, у каждого из которых разная температура кипения. При охлаждении баллона ниже 0 °С из смеси будет испаряться только пропан, при этом остаток бутана в баллоне не получится рационально использовать. При более низких температурах возможно полное прекращение поступления газа к плите.

Основным способом добиться нормальной работы при низких температурах считается использование так называемых зимних газовых смесей, способных испаряться при температурах до -40 °С. Однако проблема в том, что подобный газ может оказаться в сезонном дефиците, к тому же нельзя исключить вероятность заправки смеси посредственного качества. Решить вопрос с гарантией можно двумя способами: либо утеплить пристроенный металлический шкаф, рассчитывая на проникновение тепла из здания, либо дополнительно обогревать баллоны с помощью саморегулирующегося кабеля .

Высота шкафа должна быть как минимум на 20-30 см больше высоты баллонов, чтобы они были установлены не на пол, а с зазором, например, на двух металлических рейках или высоком поддоне. При этом шкаф должен быть защищён от проникновения талой, дождевой воды и нагрева от солнечных лучей свыше 40 °С.

Какой выбрать редуктор

Газовые плиты имеют встроенные жиклёры, рассчитанные на постоянное давление газа, в то время как давление в баллоне уменьшается по мере расхода. Чтобы нормализовать горение, баллон подключается к плите не напрямую, а через редуктор. Редукторы для сжиженного бытового газа носят название пропановых и, как правило, имеют красный или металлический цвет корпуса.

Основные характеристики редуктора — давление на выходе и пропускная способность — должны подбираться под параметры отдельно взятой плиты. Если установить паспортное значение давления не представляется возможным, следует приобрести редуктор регулируемого типа и проводить его настройку вручную. Также регулируемые редукторы прямо показаны при использовании баллонов ёмкостью от 20 литров и более, где падение давления выражено более значительно.

Для применения пропана в бытовых целях рекомендуются редукторы обратного принципа действия. Ввиду малых значений давления сжиженного газа и невысокой разницы на входе и выходе применение многоступенчатых редукторов экономически необоснованно. Единственное требование — использовать совместно с композитными баллонами редукторы, предусмотренные их техническим стандартом.

Отдельным нюансом в выборе редуктора может быть температурный режим эксплуатации баллонов. Дело в том, что при испарении жидкого газа наблюдается интенсивное снижение его температуры. Так, если изначально пропан-бутановая смесь находится при температуре -5...-10 °С, в самом редукторе её температура может падать до отметки конденсации, из-за чего газ снова становится жидким, а редуктор перестаёт работать. Один из вариантов выхода из такой специфической ситуации — использование редукторов со встроенной системой подогрева.

Какие шланги и трубки использовать для соединений

Согласно правилам безопасной эксплуатации газового оборудования , для прокладки газопроводов не допускается использовать кислородные и гидравлические шланги. Связано это с высокой разницей температур между транспортируемым газом и внешней средой, что приводит к ускоренной деградации материала шланга и появлению микроскопических утечек. При свойствах сжиженного газа скапливаться в помещениях такие явления представляют повышенную опасность.

Чтобы соединить газовый баллон с плитой существует три варианта. Первый — использовать специальные гибкие резиновые шланги для горючих углеводородов. В таком случае их подключение к редуктору выполняется через штатный штуцер с укреплением винтовым хомутом. Такой же штуцер устанавливается на входном патрубке газовой плиты, шланг подключается к нему также с обжатием хомутом. При необходимости соединить два отрезка шланга не допускается использование двухсторонних штуцеров, вместо них следует использовать резьбовые соединители с двойным обжимом хвостовика хомутами. Отличительной особенностью таких соединений для газопроводов является конусная резьба и отсутствие эластичных уплотнений.

Соединение плиты с баллоном при помощи гибких шлангов имеет ряд ограничений. Длина шланга не должна превышать 150 см, его прокладка должна оставаться видимой для постоянного контроля за состоянием оболочки и отсутствия повреждений. Частично обойти некоторые из запретов можно с использованием металлических сильфонных шлангов. Они формируют полужёсткий став, который может иметь практически неограниченную протяжённость, сохраняя устойчивость к температурным воздействиям и механическим повреждениям.

При этом правила безопасности запрещают проход гибких и полугибких каналов через стены, где их состояние невозможно оценить визуально. При необходимости связать кухонную плиту с баллоном, установленным на улице, в отверстие в стене должен быть на цементном растворе вмурован футляр из стальной трубы. Внутри футляра располагается стальная трубка меньшего диаметра с резьбой на обоих концах, пространство между стенками заполняется пластичным герметиком, например, монтажной пеной или силиконом. Присоединение сильфонных или гибких шлангов должно осуществляться только через резьбовые переходники соответствующего типа.

Краны и прочая арматура

В месте подключения газопровода к плите должен устанавливаться газовый кран, блокирующий подачу газа в случае неисправности плиты. Это может быть либо шаровый кран с жёлтым маховиком, либо пробковый газовый кран. Недостаток последнего заключается в необходимости периодического обслуживания.

Другим полезным дополнением для газопровода может послужить расходомер. Его включение в цепь транспортировки поможет своевременно среагировать на исчерпание смеси в баллоне и провести его замену. Прибор учёта не должен обладать выдающейся точностью, необходимой для контроля за расходом газа в магистральных сетях, достаточно будет устройства стоимостью до 2 тыс. рублей.

При одновременном подключении нескольких баллонов может использоваться соединительная рампа. Её установка помогает снизить интенсивность испарения газа из каждого баллона и сделать менее вероятным риск замерзания смеси в редукторе. Монтаж рампы можно выполнить самостоятельно при любом материале изготовления газопровода.

Доработка плиты под баллонный газ

Далеко не каждая плита изначально может работать от сжиженного газа. Основным препятствием служит более высокое рабочее давление, из-за которого в конфорках наблюдается недостаток кислорода, что выражается в жёлтом цвете горения и появлении копоти.

Исправить ситуацию можно путём замены жиклёров для метана на сопла для СУГ. Они имеют в точности такой же форм-фактор, но диаметр отверстия несколько меньше. Если планируется подключение новой плиты, с ней в комплекте, скорее всего, должен идти набор жиклёров для сжиженного газа. Если жиклёров для замены нет, их можно приобрести за умеренную цену.

Диаметр отверстий в жиклёрах для сжиженного газа зависит от давления в исходящей камере редуктора и мощности горелки. Так, стандартными значениями для плит на сжиженном газе считаются диаметры 0,43-0,6 мм для давления 50 мБар и 0,5-0,75 для давления на 30 мБар. Отдельные производители плит могут устанавливать собственные значения диаметров, при этом использование сопел с отличающимися диаметрами отверстий может привести к прекращению действия гарантии.

Замена жиклёров может выполняться двумя способами в зависимости от конструкции плиты. В простейшем варианте достаточно снять корпус горелки и заглянуть внутрь посадочной гильзы. Если на дне виден жиклёр — шестигранная головка с отверстием по центру — его выкручивают торцевым ключом на 7 или 8 мм и вкручивают сопло для замены. Если внутри виден конус с отверстием, придётся снять верхнюю панель, открутив несколько болтов на бортах с разных сторон. Сам жиклёр в таком варианте конструкции не выкручивается, он запрессован на сальниковых уплотнениях. Нужно разжать усы обжимной муфты, сдвинуть сопло вниз вместе с подводящей трубкой, а затем вытащить жиклёр с посадочного штуцера и установить новый.

Ввод установки в эксплуатацию

Весь монтаж газопровода проводится без его подключения к баллону. Когда трубки или шланги подключены к плите и соединены между собой, на вентиль баллона накручивается и затягивается гайка редуктора. Затем, если используется гибкий шланг, его надевают на штуцер и обжимают хомутом. Если выбраны сильфонные трубки, штуцер нужно выкрутить из корпуса редуктора и вкрутить в него резьбовой переходник соответствующего размера.

Когда установка собрана, нужно открыть вентиль на баллоне и, вращая регулятор редуктора, установить требуемое выходное давление. Когда газ поступил в систему трубок и шлангов, каждое соединение густо обмазывается пенно-мыльным раствором и проверяется на предмет утечек. После того как целостность газопровода подтверждена, можно открывать кран плиты и пытаться последовательно разжечь конфорки.

Если каждая из них коптит или пламя горит цветом, отличным от голубого или зеленоватого, необходимо вентилем на редукторе уменьшить давление. Если неисправность характерна только для некоторых конфорок — значит, жиклёры для них выбраны неправильно. Если в положении минимального огня конфорка тухнет — отрегулируйте винт малого расхода на кране плиты или попробуйте немного поднять давление винтом редуктора.


Газовый редуктор в системе газоснабжения выполняет важную стабилизирующую функцию. За счет него переменное и высокое давление сглаживается до более-менее постоянного, что обеспечивает тем самым нормальную и безопасную работу оборудования.


Редуктор «Лягушка» для газового баллона

Применяются редукторы практически везде, где речь идет о газовом оборудовании, будь то устройства, работающие на горючих (метане, водороде и др.) или инертных (азот, гелий и проч.) газах. Типичным бытовым примером является редуктор для газового баллона, известный также как «лягушка».

Он знаком практически всем владельцам индивидуальных (автономных) источников, вынужденных приобретать таковые из-за удаленности от магистралей и отсутствия по этой причине подключения к централизованному газоснабжению. должен оставаться под давлением порядка 15 бар, в то время как для устройств-потребителей нормальным является от 10 до 36 мбар.

Если через редуктор пропан предварительно не пропустить, то результаты прямого подключения могут оказаться для вас полной неожиданностью. Тем более это относится к баллонам со сжатым газом (напр., метаном, находящимся под давлением 250 бар). «Лягушка» стоит недорого, и проще обзавестись ей, чем потом потратиться на устранение последствий катастрофы.

Автомобилисты, оснастившие свои машины экономичным газобаллонным оборудованием, также знакомы с данным устройством. Сжиженный (или сжатый) газ в таких системах тоже предварительно направляется в редуктор пропан-бутановой смеси (или метановый), а уж затем поступает в карбюратор или инжектор.


Газовый редуктор находит применение и в промышленности. В местах перехода от крупных магистралей к локальным сетям требуется значительное снижение давления. Здесь используются мощные и габаритные изделия. Другим примером могут служить редукторы для газгольдеров, задействованных в снабжении промышленных объектов или людских поселений.

Классификация

Узаконивает требования к изделиям ГОСТ 13861-89. Он, в частности, устанавливает классификацию данных устройств, приведенную в табл. 1.

Таблица 1

Тип редуктора Наибольшая пропускная способность V, м3/ч Наибольшее давление газа на входе P1, МПа (кгс/см2) Наибольшее рабочее давление P2, МПа (кгс/см2) Масса, кг, не более
БКО-25 25 20 (200) 0.8 (8) 2.0
БКО-50 50 1.25 (12.5) 2.1
БКД-25 25 0.8 (8) 3.5
БАО-5 5 2,5 (25) 0.15 (1.5) 2.2
БАД-5 3.6
БПО-5 0.3 (3) 2.0
БВО-80 80 20 (200) 1.25 (12.5) 2.1
СКО-10 10 1.6 (16) 0,5 (5) 1,8
CAO-10 0.12 (1.2) 0.1 (1)
СПО-6 6 0.3 (3) 0,15 (1.5)
СМО-35 35
РКЗ-250 250 20 (200) 1.6 (16) 13,0
РКЗ-500 500
РАО-30 30 2.5 (25) 0.1 (1) 8
РАД-30 10
РПО-25 25 0.3 (3) 8
РПД-25 10

Как видно из таблицы, каждое устройство рассчитано не только для работы по определенному назначению, но и на конкретный газ. И если в маркировке и документации изделия в качестве редуцируемого газа обозначен пропан, то на такой редуктор газовый пропан только и допускается подавать, и попытка пропустить через него другой газ (напр., метан) может оказаться небезопасной для здоровья.


Во избежание использования не по назначению, уже в сам внешний вид устройств при изготовлении закладываются дополнительные меры предосторожности. Так, у редукторов для горючих газов (напр., метанового) соединительные элементы с левой резьбой, у негорючих (напр., азотового) – с правой. Для различий используется и цветовое выделение.

Следует обратить внимание и на пропускную способность, определяющую обеспечиваемый устройством расход газа. Перед выбором конкретной модели стоит убедиться, что этот ее показатель достаточен для используемого потребляющего оборудования.

Устройство и схема работы

Принципиальное устройство всех редукторов сходно. Отличаться могут массогабаритные характеристики составных частей, их конструктивные особенности и т. п. Схема работы аналогична той, что наблюдается в поплавковой камере.

В полости корпуса, имеющего входной и выходной патрубки, между двумя шайбами расположена мембрана, уравновешенная сверху пружиной, упирающейся в плоскость корпуса, а снизу – коромыслом, соединенным шарнирно с входным клапаном. При низком давлении пружина оказывает на мембрану достаточное усилие, чтобы последняя держала входной клапан в открытом состоянии, давая газу проходить через устройство практически без сопротивления.

Схема газового редуктора высокого давления

При повышении давления до некоего порогового значения мембрана начинает поджимать пружину, одновременно прикрывая коромыслом входной клапан. Требуемый для этих действий уровень давления определяется, преимущественно, следующими параметрами:

  • размерами мембраны;
  • характеристиками пружины;
  • усилием, необходимым для выполнения работы по закрыванию клапана.

При этом редуктор пропана может оснащаться механизмом регулировки рабочего давления в некоторых пределах, либо изготовляться без такового («лягушка» является примером нерегулируемого варианта). Изделия, предназначенные для работы в составе автомобильной системы, также настраиваемы (метановые обычно имеют один регулятор, пропановые – один или два).

Надмембранная часть корпуса может иметь отверстие сверху и, таким образом, сообщаться с окружающей средой. Существуют и герметичные модели. В них отсутствуют отверстие и пружина, а взамен последней, полость заполняется газом, который обеспечивает равновесие своим давлением. Имеются также комбинированные изделия.

Здесь давление идущего через редуктор метана (к примеру) регулируется одновременно воздействием и пружины, и газа. Отверстие сверху в таких газовых рампах выполняет функцию обратной связи. Оно соединяет изделие с объемом, в который газ направляется, устанавливая, таким образом, зависимость давления в редукторе от давления в объеме (т. е. подача осуществляется пропорционально).

Настройка и ремонт

Настройку и ремонт газового редуктора возможно выполнить своими руками при помощи доступных инструментов и ремкомплекта, но только при условии, что вы точно знаете, что делаете. Недостаточно квалифицированная регулировка и сборка могут повлечь за собой пагубные последствия. Основные признаки ненормальной работы изделия таковы:

  • отклонение выходного давления от допустимых пределов;
  • утечка газа.

Отклонение давления обычно обусловливается поломкой или смещением пружины либо выходом наружу выполняющего ее функцию компенсирующего газа вследствие разгерметизации части корпуса. Но если неисправность пружины еще подлежит устранению при помощи ремкомплекта, то вариант с газом относится к категории неремонтируемых (меняется полностью устройство).

Утечка газа может быть вызвана повреждением мембраны, разгерметизацией корпуса или неработоспособностью поплавкового клапана. Если последний начинает пропускать газ, это может проявиться и в потребляющем изделии (напр., в газовом водонагревателе). Поскольку давление на выходе редуктора приблизительно сравняется с входным, то при отсутствии расхода (потребляющее устройство временно выключено) утечка будет неизбежна.

Подобная неисправность сложно диагностируется по той причине, что включение потребляющего устройства нормализует ситуацию. Определить ее можно лишь путем измерения давления газа на выходе редуктора при отсутствии потребления (как правило, не должно превышать номинальное более чем на 20 %).

Большинство неполадок можно устранить путем регулировки (доработки) изделия или замены некоторых его составных частей новыми, взятыми из ремкомплекта.

Но стоит отметить, что редукторы бывают разборной и неразборной (герметичные) конструкции. Последние подлежат замене лишь целиком.


Итак, запасшись соответствующим ремкомплектом, изделие нужно сначала разобрать. Визуально осмотрев извлеченные из корпуса пружину и мембрану, следует установить, что из них послужило причиной неисправности. Сломанную пружину требуется заменить новой из состава ремкомплекта.

Если пружина не сломалась, а просто поджалась, потеряв упругость от времени, можно не менять ее, а просто подобрать и подложить со стороны корпуса прокладку необходимой толщины, не закрывая ей имеющегося отверстия.

При разрыве мембраны следует произвести замену, воспользовавшись аналогичной из ремкомплекта, но, как правило, герметичное соединение с обкладывающими ее шайбами выполнить непросто. Поэтому, при неуверенности в своем мастерстве, подумайте о целесообразности приобретения нового редуктора.

При целостности пружины и мембраны, следует обратить внимание на перепускной клапан.

Это трубка с небольшим отверстием, с торца которой через каучуковую прокладку поджато коромысло. Существует несколько типичных проблем, касающихся работы клапана:

  • нарушен нормальный ход коромысла;
  • изношена или повреждена каучуковая прокладка;
  • деформирован торец трубки.

Регулировка клапана – процесс несложный. Подвижность коромысла можно восстановить путем обточки или замены его шарниров. Поврежденную прокладку следует срезать и приклеить взамен аналогичную по размерам из состава ремкомплекта. Шероховатость и ровность торца трубки, обеспечивающие плотное прилегание прокладки, достигаются путем его шлифовки.

Если неисправность редуктора заключается в утечке газа вследствие негерметичности мест прилегания мембраны к корпусу, то нарушенная целостность может быть восстановлена при помощи силиконового герметика. При выполнении регулировки или ремонта и по любой другой причине, не связанной изначально с разгерметизацией, не лишним будет также применить герметик в этих местах, что предупредит подобную проблему в дальнейшем.


По завершении ремонтных работ необходимо сразу же проверить герметичность изделия при помощи мыльного раствора. В случае отсутствия пузырей, которые показывают места утечки, следует повторно подвергнуть редуктор этой проверке через один день, затем еще через несколько дней. Впоследствии рекомендуется вести периодический контроль (напр., ежемесячный).

Как и любое другое связанное с газом оборудование, редуктор сослужит хорошую службу при условии правильного выбора модели и принятия простых мер, способствующих безопасной эксплуатации. Периодическое обслуживание и своевременное выявление неисправностей уберегут вас от беды.

Главная задача газового редуктора состоит в снижении давления газа, поступающего из газопровода либо баллона, до рабочей величины и поддержка его в заданном диапазоне в автоматическом режиме. При этом изменения давления газовой смеси, попадающей в редуктор для газового баллона, не должны оказывать никакого влияния на работу прибора. Невзирая на четкость и лаконичность определения способа действия газового редуктора, по принципу действия их можно разделить на два совершенно разных типа.

При прохождении сквозь штуцер и проникновении газа в камеру высокого давления отмечается действие, способствующее открытию клапана. Непосредственно к седлу прижимание редуцирующего клапана происходит благодаря запорной пружине, которая тем самым исключает вероятность доступа газа под высоким давлением.

Основная задача мембраны сводится к отведению от седла редуцирующего клапана, что способствует снижению давления газа и его поступления в камеру уже с рабочим давлением. Можно сказать, что мембрана подвергается воздействию двух противоположных сил:

  • Действие нажимной пружины, необходимое для открытия клапана
  • Действие газа низкого давления из камеры редуктора

При снижении давления газа в рабочей камере нажимная пружина выпрямляется, клапан покидает седло и открывает путь новой порции голубого топлива. При росте давления пружина, наоборот, сжимается, еще плотнее прижимая к седлу клапан, что ограничивает поступление газа в редуктор.

Регулировочный винт дает возможность выполнять регулировку рабочего давления путем изменения давления на пружину. Очевидно, что при его выворачивании рабочее давление будет снижаться, а при заворачивании – увеличиваться.

Установленный на рабочей камере манометр позволит осуществлять контроль давления в любое время. При этом нужно отметить, что на практике редукторы для газовых баллонов прямого типа не нашли слишком широкого применения.

Обратного типа

При поступлении газа из баллона в рабочую камеру происходит сжимание клапана, который препятствует поступлению топлива. Подачу можно регулировать специальным винтом, при выворачивании которого происходит сжатие нажимной пружины и выгибание мембраны. При этом происходит нажатие передаточного диска на обратную пружину, поднятие клапана и проникновение газа в рабочую камеру. За счет чего же регулируется рабочее давление в автоматическом режиме?

Одновременно с повышением давления в газопроводе происходит повышение давления и в рабочей камере, в результате чего происходит выпрямление мембраны под действием сжимающейся пружины. При этом происходит опускание передаточного диска, который воздействует на обратную пружину, а та, в свою очередь, вдавливает клапан в седло. В результате этого подача газа из баллона или газопровода в рабочую камеру снижается, соответственно, при снижении давления газа в трубопроводе запускается обратная реакция.

Схема работы редуктора для газа прямого (а) и обратного (б) типа. 1. Пружина запорная 2. Клапан 3. Толкатель 4. Мембрана 5. Диск нажимной 6. Пружина

Классификация в зависимости от сферы применения

В целом все устройства автоматической регулировки давления можно разделить на редукторы для инертных газов (азот, аргон, гелий и т.д.) и горючих (водород, пропан, метан и другие). Чтобы не перепутать, редукторы оснащаются разной резьбой.

Так, редукторы горючих газов имеют левую резьбу, а инертных газов (в том числе и кислорода) — правую.

  • Кислородные редукторы применяют при производстве работ, связанных с резкой, пайкой и газосваркой. Также используют в медучреждениях и при подводном плавании.
  • Ацетиленовые редукторы применяют для резки трубопроводов и газовой сварке. Кроме этого их активно используют в автомастерских и на СТО при проведении кузовного ремонта.
  • Пропановые редукторы используют при проведении работ, связанных с газосваркой, резкой и подогревом. Кроме этого их применяют для организации качественной подачи газа из баллонов к газовым плитам, а также в строительстве, в частности, при устройстве кровли с применением битумной черепицы.
  • Воздушные редукторы применяются для снижения давления воздуха в сетях и различных воздушных коммуникациях, также они востребованы на подлодках.

Особенности использования композитных газовых баллонов

Данный вид баллонов является новшеством среди газовых емкостей. В отличие от своих предшественников, композитные баллоны имеют сравнительно меньшую массу и обладают большей безопасностью. При взрыве подобной емкости совсем не образуется осколков.

Еще одним неоспоримым достоинством композитных газовых баллонов можно считать отсутствие коррозионных процессов внутри. Наряду с этим к устройствам, эксплуатируемым вместе с композитными емкостями, выдвигается ряд повышенных требований.

Основной задачей газового регулятора при совместной работе с композитными баллонами является поддержка на выходе стабильного давления в заданном диапазоне. В паре с емкостями подобного типа применяют регуляторы, которые соответствуют стандартам европейского образца ЕN 12864.

В качестве примера можно привести прибор А300і-А310і, который отличается от обычного РДГС 1-1,2 в следующем:

  • Комплектация гайкой, которая заворачивается без использования больших усилий;
  • Более длительный срок службы прокладки под вентилем, который составляет не менее 10 лет.

К особенностям конструкции можно отнести наличие утопленного в выходном отверстии носика и размещенного в уплотнителе вентиля кругового бурта. Данные особенности конструкции направлены на создание более качественной герметизации соединения.

При этом не нужно путать редукторы с регуляторами для композитных емкостей, которые путем создания оптимального давления подачи топлива регулируют его расход, измеряемый в литрах за минуту.

Регулятор можно использовать как универсального типа, так и изготовленного для конкретной модели композитной емкости. Оптимальным решением считается покупка баллона и регулятора от одного производителя.

Как выбрать

Одним из наиболее распространенным выбором в данном классе устройств остается прибор РДГС-1, основными достоинствами которого являются доступная стоимость и простота конструкции. РДГС-1 производится в России и Беларуси, ниже приведены главные характеристики устройства:

  • Величина входного давления 0,07 – 1,6 МПа
  • Величина выходного давления 2950 – 3300 Па
  • Расход газа 1,2м.куб/час
  • Вес 310 гр
  • Диапазон эксплуатационных температур -30°С +45°С

Редуктор РГДС-1

Вместо проверенного временем редуктора РДГС-1, цена которого составляет 150-200 рублей, можно купить и более современную модель. К примеру, итальянское устройство m714, которое стоит чуть дороже (около 250 рублей).

Обычно данный редуктор поставляется в комплекте с обогревателем газового типа Pullover1, но его можно приобрести и отдельно. Редуктор комплектуется прокладкой из эластичного материала, которая имеет ресурс пятикратного использования. Входное давление m714 находится в пределах 0-20 Бар, а выходное – 30мБар.

Нередко для подключения композитных баллонов к горелкам применяют модель немецкого производства GOК стоимостью около 500 рублей. Однако существуют и более дорогие модели.

Так редуктор N240 стоимостью более 1000 рублей отличается следующими характеристиками:

  • Величина входного давления до 18 Бар
  • Величина выходного давления с возможностью регулировки в пределах 20 – 60 мБар
  • Производительность – 4 л/час
  • Диапазон эксплуатационных температур -20°С +50°С

Редуктор N24

В среде газорезчиков широкое распространение получил еще один тип редукторов, именуемый миниатюрным. Ярким представителем данного класса можно считать редуктор общего применения БПО-5, основными техническими характеристиками которого являются:

  • Величина входного давления до 2,5 МПа
  • Величина выходного давления до 0,3 МПа
  • Вес 0,65 кг

Нужно помнить о том, что покупка и установка редуктора для газового баллона является серьезным и ответственным шагом. От правильности выбора во многом зависит не только качество работы газовых приборов, но и безопасность всех, кто будет этим прибором пользоваться.

Как устроен газовый редуктор. Принцип действия. Как отрегулировать давление на выходе? (10+)

Газовый редуктор. Устройство. Принцип действия. Самостоятельный ремонт, настройка

Газовый редуктор (понижающий) предназначен для того, чтобы из относительно высокого, но не стабильного давления газа на входе получить более низкое стабильное давление на выходе. То есть на вход такого редуктора можно подавать газ под давлением в некоторых пределах. Иногда верхняя и нижняя границы этих пределов отличаются друг от друга в десятки раз (например, от 0.5 бар до 20 бар). На выходе же получается стабильное заданное давление (например 36 мбар) вне зависимости от входного.

Применение газовых редукторов

Редукторы применяются там, где нужно понизить избыточное входное давление и стабилизировать выходное. В быту мы встречаем их в системах автономного газового снабжения (это относится как к стационарным системам, так и к обыкновенным газовым баллонам), так как сжиженный газ, чтобы оставаться жидким, должен находиться под давлением около 15 бар, а бытовые приборы работают при давлении 36 мбар, 20 мбар, или даже 10 мбар.

К сожалению в статьях периодически встречаются ошибки, они исправляются, статьи дополняются, развиваются, готовятся новые. Подпишитесь, на новости , чтобы быть в курсе.

Если что-то непонятно, обязательно спросите!
Задать вопрос. Обсуждение статьи. сообщений.

Здравствуйте, у меня после очередной заправки баллона пропаном появилась пробле ма. После включения горелки примерно через минуту происходит хлопок детонацией. Пламя гаснет. Замена редуктора на новый не помогла. Подскажите, что нужно сделать. Михаил

Встроенный стенной шкаф-купе своими руками. Инструкция. Схема. Чертеж....
Встроенный шкаф-купе - проектируем и ставим. Как сделать это самому, своими рука...

Как сделать стол самому, своими руками. Самодельный стол....
Сделайте стол сами. Нередко нужен стол совершенно определенного размера или форм...

Как провести провод под землей, в грунте. Советы по прокладке....
Советы по подземной прокладке кабеля. Как класть кабель в грунт? Проложим прово...

Секции встроенного шкафа-купе...
Типы и особенности секций встроенного шкафа. Тонкости устройства....

Приподнятые, поднятые, высокие грядки, клумбы. Своими руками. Сделать....
Самодельная приподнятая клумба или высокая грядка на даче своими руками....