Основы. Автоматическая Фокусировка: режимы работы

Как и любая автоматика, автоматический фокус не всегда срабатывает идеально. Иногда, система автофокуса может фокусироваться совершенно не на том участке кадра, на котором хотите акцентировать внимание вы, в своей фотографии.

Не поймите нас неправильно: сегодняшние зеркальные и беззеркальные фотоаппараты способны фокусировать так быстро, как никогда ранее. Однако, для создания по настоящему творческих и художественных фотографий, вам необходимо самостоятельно настраивать фокус.

В каких случаях автофокус будет работать неправильно?

Ваша камера может ошибиться в автоматической фокусировке тогда, когда ей не хватает света или при съемке однотонных объектов, например, при фотографировании коричневой собаки в чистом поле. В данном случае камера просто не сможет определить точку для фокуса.

В таких ситуациях, объектив будет двигаться взад и вперед, пытаясь зафиксироваться хоть на какой-то точке. Если в данном случае, есть какой-то объект переднего плана – куст, ветка и т.д., то, скорее всего, фотоаппарат сфокусируется именно на нем.

Движущиеся объекты могут оказаться очень проблематичными объектами съемки для автоматической фокусировки. Для такой съемки необходимо удостоверится, что вами был выбран правильный режим фокусировки, только так есть шанс сделать красивые, четкие и резкие изображения.

Какие режимы фокусировки стоит использовать и когда?

Первое, что нужно решить, хотите ли вы использовать автофокус или переключитесь в режим ручной фокусировки. Есть несколько ситуаций, когда ручная фокусировка является лучшим вариантом. Для того, что бы убедится, что вы работаете в автоматическом режиме, посмотрите, что бы на объективе было установлено значение AF, а не MF.

Автофокус предлагает два различных режима, один из которых необходимо установить на камере. Это One-Shot AF (Canon) / Single-Servo AF (Nikon) и AI Servo AF (Canon) / Continuous-Servo AF (Nikon). One-Shot/Single-Servo лучший вариант для съемки неподвижных объектов. После того как система сфокусируется на нужном объекте, вы можете смело делать свой снимок.

Как следует из названия, в режиме AI Servo AF / Continuous-Servo AF, камера непрерывно фокусируется на объекте, этот режим более удобный для слежения за перемещением объекта. В данном случае, вы можете сделать снимок в любой момент съемки, даже если объект находится не в фокусе. Это предусмотрено для более быстрой и продуктивной работы.

Многие камеры предлагают еще один режим автофокусировки: AI Focus AF (Canon) или Auto AF (Nikon). В этом режиме камера автоматически определяет, является ли объект неподвижным или движется, и в зависимости от этого переключается в соответствующий режим.

Не стоит путать выбор режима автофокусировки с выбором зоны фокуса, которая также может быть установлена автоматически или вручную.

В чем разница между режимом автофокуса и зоной фокуса?

Режим фокусировки определяет то, как объектив будет фокусироваться , а зона автофокуса определяет, где камера сфокусируется . Зоны фокусировки могут быть разными на разных моделях фотокамер, и у разных производителей.

Работая с камерой, у фотографа есть возможность выбрать будет ли она фокусироваться по одной точке, или по нескольким. Смотря в видоискатель и зажав на половину кнопку спуска затвора, вы увидите, как фокусируется фотокамера. При фокусировке по одной точке, вы можете передвинуть точку.

Сколько точек автофокусировки стоит использовать?

Все зависит от того, что вы снимаете. Если вы устанавливаете фокусировку по нескольким точкам, то камера автоматически выбирает какие использовать, чтобы сосредоточиться на объекте.

При этом, если объект съемки достаточно большой, то, вас может не устроить то, как фокусируется камера. Например, при съемке памятника, фотоаппарат может сфокусироваться на ногах статуи, в то время как хотелось бы, что бы фокус был на лице. Кроме того, в таком случае есть риск фокусировки на объектах переднего плана, в то время как объект съемки находится на заднем плане.

В то же время, автоматическая фокусировка по нескольким точкам может оказаться более продуктивной при съемке объекта на однотонном фоне , например, при фотографировании птиц на фоне голубого неба. Чем больше точек автофокусировки в камере, тем точнее она будет фокусироваться и лучше следить за объектом по мере его движения в кадре. В других случаях будет предпочтительнее использовать фокусировку по нескольким точкам.

Из всех доступных точек автофокусировки, центральная точка, обеспечивает наилучшую точность . Лучше всего фокусироваться именно по этой точке, а потом, зафиксировав фокус, переместить камеру так, что бы композиционно создать привлекательную фотографию.

Когда использовать ручную фокусировку?

Ручная фокусировка может пригодиться тогда, когда фокусное расстояние, остается неизменными. Например, фотографируя автогонку, вы можете автоматически сфокусироваться на трассе, а затем, когда машина будет подъезжать переключиться на ручную фокусировку и, следя за авто, фокусироваться вручную.

Ручная фокусировка также единственный вариант тогда, когда камера не может сконцентрироваться самостоятельно. Некоторые объективы позволяют постоянно корректировать фокусировку камеры вручную, для этого вам не придется все время переключатся с ручного режима на автоматический.

Как сфокусироваться с Live View

Live View отлично фокусируется в ручном режиме. При переходе в автоматический режим фокуса, не ожидайте чудес от своей камеры.

Автоматическая фокусировка

Автоматический режим в Live View может работать по-разному, в каждой модели фотокамеры. Большинство камер обладают возможностью быстрого автоматического фокуса и более медленного, но более точного режима с возможностью обнаружения лиц.

Ручное управление

Live View помогает при ручной фокусировке, так как с помощью экрана вы можете увеличить часть экрана и сделать более тонкую настройку фокуса. Это особенно удобно при пейзажной фотографии и макро. Задача фотографа произвести очень точную настройку, так как разница между резким и четким, может оказаться существенной.

Чтобы понять, какой режим автофокуса выбрать, надо сначала понять, что вы фотографируете. Режимы и настройки автофокуса на всех камерах примерно одинаковы. Они могут отличаться названием и по-разному управляться, но принцип везде один и тот же. Так в чём же автофокус?

Для начала убедитесь, что автофокус у вас включён. На продвинутых камерах (Nikon / /D7000 /D7100) есть отдельный переключатель, на котором есть режим M (ручной фокус) и ещё какие-нибудь режимы – разные автофокусы, либо просто AF.

Режим М (Manual) работает так же, как работали фотокамеры в 50х годах, то есть, без автофокуса. Если такого переключателя у вас нет, значит режимы автофокуса на вашей камере управляются через меню.

Кроме того, на автофокусных объективах со встроенным мотором (AF-S) тоже есть переключатель автофокуса, очень часто с маркировкой M/A – M. Убедитесь, что и объектив не находится в ручном режиме. Не путайте тип объектива AF-S с режимом автофокуса AF-S, это разные вещи, хоть и называются одинаково.

Режимы автофокуса бывают следующие:

AF-A (Auto) . Автоматический режим, в котором камера сама за вас принимает решение как ей фокусироваться. Если вы точно не знаете, какой режим вам нужен, выбирайте автоматический режим.

AF-S (Single) . Режим для статичных сцен. В этом режиме камера наводится на фокус один раз при нажатии кнопки спуска до середины, и всё. Больше камера не фокусируется, пока вы не отпустите кнопку. Отличный вариант для пейзажей и портретов .

AF-C (Continuous) . Режим слежения, когда камера постоянно следит за объектом и подстраивает автофокус непрерывно, пока вы не отпустите кнопку спуска. Включается, когда вы кнопку спуска нажимаете наполовину. Этот режим незаменим при фотографировании живой природы, спортивных событий и быстродвижущихся детей .

В Custom Settings Menu в разделе Autofocus можно встретить AF-S/AF-C priority selection.

Release - это срабатывания затвора немедленно, даже если изображение совсем не в фокусе. Я с трудом припоминаю, чтобы в этом режиме у меня когда-нибудь были резкие кадры .

Focus - затвор срабатывает только когда изображение строго в фокусе. Это очень медленно, и вы рискуете упустить кадр.

Я рекомендую значение Release+focus для AF-C, это что-то среднее. Даже если первый кадр не в фокусе, то следующие будут существенно лучше при серийной съёмке. При этом вы не потеряете первый кадр, хоть он и будет немного размыт. Для AF-S годится Focus, потому что в кадре ничто не движется.

Кроме этого, вам ещё предстоит выбрать тип зоны автофокуса.

Nikon обычно предлагает три варианта:

Условно области можно разделить на два вида:

Несколько сенсоров (AF-Area) . Информация о фокусе поступает не только с сенсора, который вы выбрали, но так же и с окружающих его точек, причём, окружающие сенсоры никак не подсвечиваются. Например, на Nikon D7000 можно выбрать зону из 9, 21 или 39 точек. Обычно, чем быстрее что-то движется в кадре, тем больше требуется зона. Честно говоря, я этими зонами не пользуюсь, я предпочитаю 3D-tracking.

3D-tracking . Этот режим может быть на одних моделях вместе с белым прямоугольником и перекрестием, на других моделях где-то ещё, например, при выборе размера области автофокуса. Как следует из названия, это режим слежения, причём, при слежении учитывается не только дистанция до объекта, но и цвет. Вы выбираете точку фокусировки, автофокус цепляется за то, что находится под этим сенсором, а далее начинает за ним следовать, если объект движется, либо вы поворачиваете камеру.

Принципиальная разница между AF-Area и 3D-tracking в том, что в первом случае камера фокусируется на том, что попадает в выбранную зону автофокуса, а во втором случае камера сама двигает зону за объектом, переключая сенсоры автофокуса. Поэтому, в режиме 3D очень удобно сфокусироваться на чём-то определённом, потом передвинуть камеру, чтобы скадрировать по-другому, но автофокус всё ещё будет держать на прицеле то, на что был наведён изначально. От режима AF-S это отличается тем, что AF-S не в курсе, если объект во время кадрирования отошёл дальше или ближе, либо вовсе улетел в форточку.

Кроме того, 3D-слежение может даже заменить выбор одиночной точки фокусировки. Вместо того, чтобы перебирать точки селектором, пока не доберётесь до нужной, можно просто по центральной в режиме 3D навестить и затем скадрировать как нужно, камера при этом будет держать фокус на объекте, двигая точку фокусировки, переключая автофокусные сенсоры. Объекту, при этом, убежать от автофокуса не получится.

Держите автофокус в автоматическом режиме (AF-A, белый прямоугольник), этот режим отлично справляется в большинстве ситуаций без вашей помощи. Если работа автофокуса вас не устроила в каком-то конкретном случае, тогда начинайте вдумчивую настройку.

Вот и весь автофокус.

Подавляющее большинство фотографий выполняются в автоматическом режиме баланса белого . Это простой выбор, который обоснован в большинстве случаев. Но он не является стопроцентно надёжным.

В основном системы баланса белого имеют тенденцию к коррекции естественных отклонений цвета в светлую область, так что изображения выглядят слишком пресными. Например, тёплый солнечный свет раннего утра или вечера может стать слишком холодным.

При съёмке на открытом воздухе во многих случаях лучшие результаты достигаются при использовании режимов дневного (Daylight) или солнечного (Sunny) света . Они могут давать даже лучшие результаты, чем установка Auto в условиях тени или в пасмурную погоду.

Большинство камер обладают также вариантами настроек баланса белого для тени (Shady) или пасмурного дня (Cloudy) , которые добавят немного тепла вашим изображениям.

EEI_Tony/Depositphotos.com

В некоторых ситуациях этот сдвиг цвета может быть чрезмерным. Тем не менее стоит поэкспериментировать с камерой, чтобы понять, как каждый параметр баланса белого работает в разных условиях.

Для максимального контроля используйте пользовательскую настройку (Customs Manual) баланса белого и установите значение вручную.

В руководстве к вашей камере вы сможете найти, как именно это сделать, но в основе метода лежит фотографирование белой или нейтрально серой мишени (хорошо подойдёт кусок картонки) в том же освещении, в котором находится объект съёмки, и использование этого изображения для установки баланса белого. Когда вы сфотографируете белую или серую картонку снова после ручной установки баланса белого, вы должны увидеть, как она станет нейтральной.

Если хотите, вы можете использовать настройки баланса белого вашей камеры, чтобы «нагреть» или «охладить» фотографии. Можно попробовать поэкспериментировать с ненейтральной мишенью калибровки.

2. Резкость

Большинство цифровых камер позволяют регулировать уровень резкости, который применяется к изображениям в формате JPEG, когда они обрабатываются.

Некоторые фотографы предполагают, что максимальная настройка - лучший вариант, так как это даст наиболее чёткие изображения. К сожалению, это не всегда работает. Очень контрастные края, такие как чистый горизонт, могут обрываться, приобретая чрезмерную резкость и гало.


Применение наименьшего значения , напротив, может привести к тому, что мелкие детали будут выглядеть несколько размыто. Однако это обычно смотрится лучше, чем чересчур заострённые края.

Лучший способ получить хорошие результаты - применять увеличение резкости осторожно, постепенно повышая от изображения к изображению до достижения идеального результата. Или, по крайней мере, использовать установку посередине диапазона для большинства снимков.

3. Автофокус

Многие фотографы позволяют своим камерам автоматически устанавливать точку фокусировки для более быстрой и удобной съёмки. Тем не менее большинство камер подразумевают, что основной целью фотографии является ближайший объект и что он находится близко к центру кадра.

Хотя это позволяет получать хорошие результаты в большей части случаев, если вы снимаете кого-то, находящегося не в центре, да ещё и с большим количеством объектов вокруг, то камера может расставить акценты неправильно.


delsolphotography.com

Решение - взять под свой контроль выбор AF-точки. Так что вы сможете поместить активную точку в правильном месте.

Руководство по использованию вашей камеры точно объяснит, какой режим нужно выбрать, но, как правило, он называется либо Single point AF (Автофокусировка в единой точке) , либо Select AF (Выбор АФ) .

После того как правильный режим установлен, используйте управление навигацией камеры, чтобы выбрать точку автофокусировки, которая находится на целевом объекте в кадре.

В некоторых случаях вы можете обнаружить, что на одной линии с желаемым предметом нет точки автофокусировки. В такой ситуации следует использовать технику фокуса и перекомпоновки кадра. Для этого просто выберите центральную точку автофокусировки (так как она обычно наиболее чувствительна) и переместите камеру так, чтобы она оказалась на объекте. Затем слегка нажмите кнопку спуска затвора, чтобы камера сфокусировала объектив. Теперь, держа палец на спуске затвора, скомпонуйте кадр. Когда композиция вас устроит, нажмите кнопку спуска затвора до упора, чтобы сделать снимок.

4. Синхронизация фотовспышки

По умолчанию камеры установлены на зажигание вспышки в начале экспозиции. Это не создаёт проблем при короткой выдержке или когда объект съёмки и/или камера неподвижны. Но при длительной выдержке или в случае движущихся объектов это может приводить к странным результатам.

Проблема в том, что призрачное, размытое изображение предмета переносится вперёд верно экспонированной, резкой версии. Это создаёт впечатление, что объект движется в обратном направлении.

Можно легко выйти из этой ситуации, если вникнуть в меню камеры (или вспышки) и включить функцию cинхронизации вспышки по второй шторке (Rear Sync) . Она заставит вспышку зажигаться в конце экспозиции. Тогда движение любого предмета запишется как размытие за ним, а не пред ним, что сделает изображение гораздо более естественным и сможет действительно подчеркнуть скорость движения.


gabriel11/Depositphotos.com

5. Понижение шума при долгой экспозиции

Функция «Понижение шумов» заключается в сравнении основного изображения с «чёрным кадром» и «вычитании» его шума для получения конечной фотографии. Для «чёрного кадра» используется точно такое же время экспозиции, как и для основного изображения, только затвор при этом не открывается, и свет не достигает датчика. Идея состоит в том, чтобы записать неслучайный шум, вызванный изменениями в чувствительности пикселей и видимый при длительных выдержках.

В результате при использовании функции шумоподавления требуется почти вдвое больше времени для записи снимка, что особенно напрягает при длительной экспозиции. Поэтому у многих фотографов появляется соблазн отключить эту функцию.


jurisam/Depositphotos.com

Тем не менее результатов шумоподавления стоит подождать.

Конечно, можно самостоятельно выполнить извлечение «чёрного кадра» с помощью программного обеспечения для редактирования изображений, но всё же целесообразно делать хотя бы несколько «чёрных кадров» на протяжении съёмки, так как уровень шума имеет тенденцию к увеличению из-за разогрева датчика во время его интенсивного использования.

Наиболее надёжный подход заключается в использовании встроенной системы шумоподавления камеры.

6. Большая выдержка

Многие начинающие фотографы переоценивают свою способность твёрдо держать камеру, а следовательно, и качественно снимать на относительно больших выдержках.


welcomia/Depositphotos.com

Общее правило для получения резкого изображения при съёмке с рук полнокадровой камерой заключается в использовании скорости затвора равной по крайней мере одной секунде, поделённой на фокусное расстояние объектива . Это означает, что если вы снимаете со 100-миллиметровым объективом, то выдержка должна быть не менее 1/100 с.

Это правило может быть адаптировано для работы с DX-камерами при учёте кроп-фактора (фактора увеличения фокусного расстояния). Например, 100-миллиметровый объектив цифровых фотоаппаратов SLR-типа (проще говоря, зеркалки) с сенсором APS-C (например, Canon EOS 700D) имеет кроп-фактор 1,6. Следовательно, для резкого снимка потребуется выдержка по крайней мере 1/160 с.

Напомню, что в затворах современных фотоаппаратов используется стандартная шкала выдержек в долях секунды: для коротких выдержек числитель опускается, и выдержка описывается знаменателем: 1/100 → 100; 1/250 → 250 и так далее.

Многие фотообъективы и некоторые фотокамеры сейчас снабжены встроенными системами стабилизации изображения . Это позволяет использовать меньшие выдержки при съёмке с рук.

Плюс некоторые объективы обеспечивают экспокоррекцию вплоть до 4eV, которая позволяет дополнительно уменьшить значение выдержки - от 1/125 до 1/16.

Чтобы понять, какой режим автофокуса выбрать, надо сначала понять, что вы фотографируете. Режимы и настройки автофокуса на всех камерах примерно одинаковы. Они могут отличаться названием и по-разному управляться, но принцип везде один и тот же. Так в чем же автофокус?

Для начала убедитесь, что автофокус у вас включен. На продвинутых камерах (Nikon D700/D800/D7000) есть отдельный переключатель, на котором есть режим M (ручной фокус) и еще какие-нибудь режимы – разные автофокусы, либо просто AF.

Режим М (Manual) работает так же, как работали фотокамеры в 50-х годах, то есть, без автофокуса. Если такого переключателя у вас нет, значит режимы автофокуса на вашей камере управляются через меню.

Кроме того, на автофокусных объективах со встроенным мотором () тоже есть переключатель автофокуса, очень часто с маркировкой M/A – M. Убедитесь, что и объектив не находится в ручном режиме. Не путайте тип объектива AF-S с режимом автофокуса AF-S, это разные вещи, хоть и называются одинаково.

Режимы автофокуса бывают следующие:

AF-A (Auto) . Автоматический режим, в котором камера сама за вас принимает решение как ей фокусироваться. Если вы точно не знаете, какой режим вам нужен, выбирайте автоматический режим.

AF-S (Single) . Режим для статичных сцен. В этом режиме камера наводится на фокус один раз при нажатии кнопки спуска до середины, и все. Больше камера не фокусируется, пока вы не отпустите кнопку. Отличный вариант для пейзажей и .

AF-C (Continuous) . Режим слежения, когда камера постоянно следит за объектом и подстраивает автофокус непрерывно, пока вы не отпустите кнопку спуска. Включается, когда вы кнопку спуска нажимаете наполовину. Этот режим незаменим при фотографировании живой природы, спортивных событий и .

В Custom Settings Menu в разделе Autofocus можно встретить AF-S/AF-C priority selection.

Release — это срабатывания затвора немедленно, даже если изображение совсем не в фокусе. Я с трудом припоминаю, чтобы в этом режиме у меня когда-нибудь были .

Focus — затвор срабатывает только когда изображение строго в фокусе. Это очень медленно, и вы рискуете упустить кадр.

Я рекомендую значение Release+focus для AF-C, это что-то среднее. Даже если первый кадр не в фокусе, то следующие будут существенно лучше при серийной съемке. При этом вы не потеряете первый кадр, хоть он и будет немного размыт. Для AF-S годится Focus, потому что в кадре ничто не движется.

Кроме этого, вам еще предстоит выбрать тип зоны автофокуса.

Nikon обычно предлагает три варианта:

На некоторых камерах (Nikon D3100) вместо переключателя это делается через меню:

Белый прямоугольник . Это фокусировка на ближайшем объекте, можно считать этот режим автоматическим, потому что камера сама решает, какие сенсоры автофокуса задействовать. Если вы сомневаетесь, какой режим вам нужен, выбирайте белый прямоугольник. В режиме AF-S будут подсвечиваться точки автофокуса, в которых изображение в фокусе. Чем больше подсвечено точек, тем лучше. В режиме AF-C ничего подсвечиваться не будет.

Перекрестие . Это режим динамической зоны, используется при фотографировании движущихся объектов и требует дальнейшей настройки, о которой ниже. Перекрестие работает динамически в режиме AF-C. В режиме AF-S это то же самое, что и фокусировка по точке. В динамическом режиме вы выбираете точку фокусировки, а дальнейшее поведение автофокуса зависит от выбранной области автофокуса.

Точка . Вы просто фокусируетесь по выбранной точке, а точку выбираете селектором, которым обычно листаете фотографии. Очень удобно, когда вы точно знаете, что должно быть гарантировано в фокусе, например, глаза при фотографировании портрета.

Выбор области автофокуса. Область автофокуса для динамического режима (перекрестие) зависит от конкретной модели камеры, а именно, сколько точек автофокуса доступно. Чем дороже камера, тем больше точек. За управление зонами автофокуса отвечает RGB-сенсор, про который упоминалось в статье про поляризацию.

Условно области можно разделить на два вида:

Несколько сенсоров (AF-Area) . Информация о фокусе поступает не только с сенсора, который вы выбрали, но так же и с окружающих его точек, причем, окружающие сенсоры никак не подсвечиваются. Например, на Nikon D7000 можно выбрать зону из 9, 21 или 39 точек. Обычно, чем быстрее что-то движется в кадре, тем больше требуется зона. Честно говоря, я этими зонами не пользуюсь, я предпочитаю 3D-tracking.

3D-tracking . Этот режим может быть на одних моделях вместе с белым прямоугольником и перекрестием, на других моделях где-то еще, например, при выборе размера области автофокуса. Как следует из названия, это режим слежения, причем, при слежении учитывается не только дистанция до объекта, но и цвет. Вы выбираете точку фокусировки, автофокус цепляется за то, что находится под этим сенсором, а далее начинает за ним следовать, если объект движется, либо вы поворачиваете камеру.

Принципиальная разница между AF-Area и 3D-tracking в том, что в первом случае камера фокусируется на том, что попадает в выбранную зону автофокуса, а во втором случае камера сама двигает зону за объектом, переключая сенсоры автофокуса. Поэтому, в режиме 3D очень удобно сфокусироваться на чем-то определенном, потом передвинуть камеру, чтобы скадрировать по-другому, но автофокус все ещё будет держать на прицеле то, на что был наведен изначально. От режима AF-S это отличается тем, что AF-S не в курсе, если объект во время кадрирования отошел дальше или ближе, либо вовсе улетел в форточку.

Кроме того, 3D-слежение может даже заменить выбор одиночной точки фокусировки. Вместо того, чтобы перебирать точки селектором, пока не доберетесь до нужной, можно просто по центральной в режиме 3D навестить и затем скадрировать как нужно, камера при этом будет держать фокус на объекте, двигая точку фокусировки, переключая автофокусные сенсоры. Объекту, при этом, убежать от автофокуса не получится.

Держите автофокус в автоматическом режиме (AF-A, белый прямоугольник), этот режим отлично справляется в большинстве ситуаций без вашей помощи. Если работа автофокуса вас не устроила в каком-то конкретном случае, тогда начинайте вдумчивую настройку.

Вот и весь автофокус.

Как приручить автофокус

Система фокусировки камеры призвана помочь вам сделать снимки резкими, а значит качественными. Настраивать резкость вы можете вручную или предоставить это автоматике фотоаппарата. Ваш выбор, скорее всего, будет обусловлен ситуацией съемки и творческими замыслами.

На самом деле автофокусировка современных камер с большинством сцен справляется «на отлично». Однако не стоит думать, что камера все сделает сама. Есть целый ряд нюансов, только после освоения которых вы сможете «приручить» автофокус и получить такие кадры, какие хотелось бы именно вам.

Режимы автоматической фокусировки

Чтобы приступить к работе с автофокусом, для начала включите его. В ряде камер для этого существует специальный переключатель обозначенный как «AF/M». С его помощью вы выбираете ручную («М») или автоматическую («AF») фокусировку. Если подобного переключателя на камере или объективе не обнаружено, значит режим автофокуса активируется у вас с помощью меню.

Современные зеркальные камеры имеют несколько режимов автоматической фокусировки. Выбирая режим, вы определяете как именно будет фокусироваться ваш объектив. От правильности выбора будет зависеть точность работы автоматики и, в итоге, качество вашего снимка.

Основные режимы автофокуса, которые есть на каждой зеркальной камере, это покадровая фокусировка (ее еще называют точечной, одиночной, конечной или разовой) и следящая фокусировка (непрерывная). Выбрать необходимый вам режим нужно в настройках камеры.

Также вы должны знать, что по умолчанию режим покадровой фокусировки работает в приоритет фокуса (т.е. затвор сработает только после фокусировки), а режим следящей фокусировки работает в приоритете спуска (т.е. камера сделает снимок сразу после нажатия кнопки спуска затвора, независимо от фокусировки). Данные настройки вы можете изменить по своему усмотрению.

Покадровый автофокус в камерах разных производителей может обозначаться как

Покадровая фокусировка используется для статичных сцен (например, пейзажей, портретов или предметной съемки). Прежде чем сделать снимок, вы должны убедиться, что камера полностью сфокусировалась. Автоматика сообщит вам об этом с помощью звукового сигнала и изменения подсветки в области наведения фокуса. Если объект съемки движется, фотоаппарат может допустить ошибку - объект выйдет из зоны резкости. Поэтому при смене положения объекта необходимо сфокусироваться повторно.

Следящий автофокус как раз предназначен для съемки динамичных сцен (например, спортивные игры, дети или бегущие животные). Пока кнопка спуска затвора нажата до половины, камера непрерывно удерживает во внимании объект съемки и отслеживает расстояние до него при изменении дистанции. Автоматика определяет предполагаемую скорость перемещения объекта по данным предыдущих фокусировок и наводит резкость на рассчитанную дистанцию. Процесс фокусировки не останавливается до момента создания снимка.

Если объект постоянно меняет скорость движения, то возможны ошибки автофокусировки, однако они минимальны. Также качество работы следящего автофокуса зависит от освещенности снимаемой сцены, возможностей вашей оптики и количества сенсоров автослежения, которое использует камера. В меню фотокамеры режим следящего автофокуса отображается как

    ·AIServo - для камер Canon;

    ·AF (C) - Continuous Servo – зеркалки Nikon.

Вам стоит учитывать, что постоянное удерживание движущегося объекта в фокусе камеры, значительно ускоряет расход заряда батареи. Поэтому предполагая длительный съемочный процесс, возьмите с собой на место съемки дополнительный аккумулятор.

Автоматический или интеллектуальный автофокус. Электроника фотоаппарата сама выбирает режим фокусировки, определив статичен или динамичен объект в кадре. Этот удобно, когда нужно постоянно держать в поле зрения множество объектов и вам сложно предугадать, какой режим фокусировки понадобится в следующий момент. Также интеллектуальный автофокус зачастую «спасает» новичков. Тем не менее, согласитесь, иногда системе камеры сложно угадать ваш творческий замысел. Поэтому в итоге вы можете получить далеко не такой снимок, какой хотели бы. В меню режим интеллектуального автофокуса обозначается как

    · AI Focus AF - в камерах Canon;

    ·AF-A - у Nikon.

Точки фокусировки

Определившись с режимом работы автофокуса, выставьте в меню камеры необходимую точку фокусировки. Таким образом вы «дадите понять» своей камере, где именно в области кадра нужно фокусироваться.

Точка фокусировки – это некая точка в пространстве, которая соотносится с объектом съемки или его частью. В результате работы автофокуса она оказывается наиболее резкой в кадре. Также точками фокусировки называют специальные метки в видоискателе фотоаппарата, с которыми фотограф соотносит объект съемки для последующей фокусировки на нем.

Зеркальная камера позволяет произвести фокусировку по всем возможным или по одной заданной точке. Точность и устойчивость автофокуса во многом зависит от количества и расположения точек фокусировки. А само количество точек зависит от модели конкретного фотоаппарата. В некоторых современных модификациях профессиональных камер их может быть до пятидесяти. Однако для успешной работы вам будет вполне достаточно девяти или одиннадцати точек фокусировки, которыми располагает большинство современных фотокамер.

Расположение точек фокусировки в видоискателе приблизительно отображает расположение датчиков автофокуса камеры. Сенсоры автофокуса могут работать по отдельности или дополняя друг друга для более точной фокусировки. Центральный датчик зачастую работает наиболее точно.

Фокусировка по всем точкам (или автоматический выбор точки фокусировки). Работает как в режиме следящего, так и покадрового автофокуса. В меню фотокамеры автоматический выбор точки фокусировки графически изображается как белый прямоугольник.

По умолчанию камера использует все точки автофокуса. Когда у вас нет возможности тщательно настроиться, то это может быть удобно. Главное помнить, что камера, получив информацию от датчиков, фокусируется на объекте, который расположен к ней ближе остальных или же на том, который наиболее контрастен. Достаточно этого для вашей работы или нет – судите сами.

Когда вы работаете в режиме покадрового автофокуса, в видоискателе будут подсвечиваться точки, на которых сфокусировалась камера. Если вас не устроит результат фокусировки, вам нужно будет провести ее заново. А в режиме следящего автофокуса подсвечивания не произойдет.

Автоматический выбор точек фокусировки уместно использовать если:

    ·снимаемый объект динамичен (например, съемка из окна автобуса) или движение объекта трудно предугадать (например, съемка футбольного матча). В таком случае выбирать точку фокусировки каждый раз после очередного перемещения просто не представляется возможным. Очень хорошо срабатывает фокусировка по всем точкам одновременно с режимом следящего автофокуса;

    ·снимаемая сцена находится в удалении от объектива, и вы хотите получить резким все элементы кадра (например, вид с холма на город);

    ·если предмет съемки находится на однотонном фоне, то камера не ошибется в наведении фокуса (например, белый предмет на белом фоне).

В других случаях, чтобы резким на снимке оказалось именно то, что вы задумали, выбирайте точку фокусировки самостоятельно.

    Фокусировка по центральной точке . Многие фотографы используют именно фокусировку по одной точке для постоянной работы в покадровом режиме автофокуса: это удобно в большинстве ситуаций.

    ·определите центральную точку фокусировки в видоискателе;

    ·наведите ее на главный объект будущего кадра;

    ·нажмите кнопку спуска затвора до половины, чтобы объектив сфокусировался и заблокировал фокус;

    ·перекомпонуйте кадр согласно своему замыслу, перемещая камеру в одной плоскости;

    ·сделайте снимок.

Такой метод подойдет для статичных сцен (например, портретов, пейзажей предметной съемки) и, конечно же, для кадров, где объект располагается по центру.

Центральный сенсор камеры наиболее чувствителен и точен, поэтому фокусировку по нему можно применять в условиях плохой освещенности или наоборот, когда вы работаете в контровом освещении, и фокусировка затруднена.

Фокусировка по заданной точке (или динамическая автофокусировка).Режим позволяет вручную установить любую нецентральную точку, которая в кадре должна быть наиболее резкой. Переключение точек происходит с помощью колесика или кнопки-джойстика.

Например, если вам нужно акцентировать внимание зрителя на заднем плане снимка, то лучше всего фокусироваться по верхним точкам, тогда объекты переднего плана будут немного размытыми. А при работе над портретом старайтесь соотнести точку фокусировки с глазами модели.

3 D слежение. Используют одновременно со следящим режимом автофокуса. Фотограф выбирает точку, сенсор камеры фокусируется на ней и продолжает удерживать фокусировку при перемещении объекта или при изменении положения самой камеры. Таким образом, точка фокусировки перемещается автоматически. При этом датчики учитывают не только расстояние до объекта, но и его цвет, что делает фокусировку более надежной.


Блокировка автофокуса для перекомпоновки кадра

Для чего нужна активация автофокуса, вам уже понятно, а вот его блокировка требует отдельного внимания.

Блокировка автофокуса (т.е. удерживание внимания камеры на нужном фотографу объекте) используется чаще всего для перекомпоновки кадра. То есть, вы навели резкость, а потом переместили камеру так, чтобы композиция снимка оказалась наиболее удачной. Как же «убедить» камеру удерживать фокус? Для этого существует два способа.

После наведения резкости в покадровом режиме фокусировки , камера фиксирует фокус и сохраняет его до нажатия кнопки спуска затвора (пока не сделан снимок).

Для того чтобы фокус «не ушел» во время перекомпоновки кадра, следует понимать, что автоматика на самом деле фокусируется не на конкретной кошке, например, которую вы снимаете, а на определенном расстоянии до этой самой кошки. Поэтому, если во время перекомпоновки вы изменяете дистанцию (подойдете ближе к объекту или отойдете дальше от него), то фокус собьется, и ваша кошка на снимке окажется нерезкой.

Зато все объекты, которые находятся в одной плоскости с кошкой (т.е. на такой же дистанции от камеры) будут резкими. Именно поэтому при перекомпоновке кадра камеру можно перемешать только в пределах одной плоскости (т.е влево и вправо, вверх и вниз).

Может оказаться неуспешным даже смещение камеры в плоскости фокусировки: это зависит от того, как сильно вы смещаете камеру, какая у вас глубина резкости и объектив. Иногда более подходящий способ достичь резкости в нужной части кадра – использовать боковую точку фокусировки без последующей перекомпоновки.

Соответственно, если вы снимаете динамичные объекты в режиме следящего автофокуса , то первый способ блокировки вам не подходит: когда вы сместите камеру, фокус сместится также вслед за точкой фокусировки. В таком случае можно использовать «ловушку автофокуса» - фокусировку задней кнопкой. Кнопка AF-ON(или AF-stop) на профессиональных камерах – это и есть средство, позволяющее «поймать» в зоне фокуса необходимый объект.

На зеркальных камерах любительского уровня кнопка AF-ON чаще всего отсутствует. Однако с помощью меню можно назначить функцию AF-ON программируемой кнопке (если есть таковая).

Будьте внимательны, когда вы переключите фотоаппарат в режим AF-ON, при нажатии спуска затвора он автоматически фокусироваться не будет. Чтобы камера сфокусировалась, нужно будет нажать AF-ON, а когда вы отпустите кнопку, фокус зафиксируется. Перефокусировка не произойдет, пока вы повторно не нажмете кнопку AF-ON.


В каких ситуациях предпочтительна ручная фокусировка

Многие начинающие фотографы напрасно пренебрегают работой с ручной фокусировкой, отдавая предпочтение автоматической. На практике возникают ситуации, когда ручная фокусировка помогает быстрее добиться желаемого творческого результата.

Для начала работы в режиме ручной фокусировки установите переключатель на вашем объективе в позицию «МF», а затем поворачивайте фокусировочное кольцо до получения необходимой резкости.

Рассмотрим ситуации, в которых удобнее использовать ручную фокусировку:


Съемка вне фокуса

Когда вы изучите и повторите на практике все приемы правильной фокусировки, вы можете попробовать нарушать их для получения художественных снимков вне фокуса. Безусловно, чтобы такие работы не казались просто «испорченными кадрами», нужно хорошо продумать их концепцию и разработать идею, которую вы хотите донести своему зрителю. Для этого нужно обращать внимание на предметы, которые интересны своими очертаниями и смогут придать снимкам некий мистический или сюрреалистический смысл.

Не забывайте, что с первого раза нужный снимок может не получиться, однако со временем, когда вы перейдете со своей камерой на «ты», техника станет вашим надежным помощником в реализации творческих замыслов.

Фотографии для иллюстрации статьи взяты с официального сайта производителя T amron