Условное обозначение опор вл на чертежах. Электроэнергетика главное

В зависимости от способа подвески проводов опоры воздушных линий (ВЛ) делятся на две основные группы:

а) опоры промежуточные , на которых провода закрепляются в поддерживающих зажимах,

б) опоры анкерного типа , служащие для натяжения проводов. На этих опорах провода закрепляются в натяжных зажимах.

Расстояние между опорами (ЛЭП) называется пролетом , а расстояние между опорами анкерного типа - анкерованным участком (рис. 1).

В соответствии с пересечения некоторых инженерных сооружений, например железных дорог общего пользования, необходимо выполнять на опорах анкерного типа. На углах поворота линии устанавливаются угловые опоры, на которых провода могут быть подвешены в поддерживающих или натяжных зажимах. Таким образом, две основные группы опор - промежуточные и анкерные - разбиваются на типы, имеющие специальное назначение.

Рис. 1. Схема анкерованного участка воздушной линии

Промежуточные прямые опоры устанавливаются на прямых участках линии. На промежуточных опорах с подвесными изоляторами провода закрепляются в поддерживающих гирляндах, висящих вертикально, на промежуточных опорах со штыревыми изоляторами закрепление проводов производится проволочной вязкой. В обоих случаях промежуточные опоры воспринимают горизонтальные нагрузки от давления ветра на провода и на опору и вертикальные - от веса проводов, изоляторов и собственного веса опоры.

При необорванных проводах и тросах промежуточные опоры, как правило, не воспринимают горизонтальной нагрузки от тяжения проводов и тросов в направлении линии и поэтому могут быть выполнены более легкой конструкции, чем опоры других типов, например концевые, воспринимающие тяжение проводов и тросов. Однако для обеспечения надежной работы линии промежуточные опоры должны выдерживать некоторые нагрузки в направлении линии.

Промежуточные угловые опоры устанавливаются на углах поворота линии с подвеской проводов в поддерживающих гирляндах. Помимо нагрузок, действующих на промежуточные прямые опоры, промежуточные и анкерные угловые опоры воспринимают также нагрузки от поперечных составляющих тяжения проводов и тросов.

При углах поворота линии электропередачи более 20° вес промежуточных угловых опор значительно возрастает. Поэтому промежуточные угловые опоры применяются для углов до 10 - 20°. При больших углах поворота устанавливаются анкерные угловые опоры .

Рис. 2. Промежуточные опоры ВЛ

Анкерные опоры . На линиях с подвесными изоляторами провода закрепляются в зажимах натяжных гирлянд. Эти гирлянды являются как бы продолжением провода и передают его тяжение на опору. На линиях со штыревыми изоляторами провода закрепляются на анкерных опорах усиленной вязкой или специальными зажимами, обеспечивающими передачу полного тяжения провода на опору через штыревые изоляторы.

При установке анкерных опор на прямых участках трассы и подвеске проводов с обеих сторон от опоры с одинаковыми тяжениями горизонтальные продольные нагрузки от проводов уравновешиваются и анкерная опора работает так же, как и промежуточная, т. е. воспринимает только горизонтальные поперечные и вертикальные нагрузки.

Рис. 3. Опоры ВЛ анкерного типа

В случае необходимости провода с одной и с другой стороны от анкерной опоры можно натягивать с различным тяжением, тогда анкерная опора будет воспринимать разность тяжения проводов. В этом случае, кроме горизонтальных поперечных и вертикальных нагрузок, на опору будет также воздействовать горизонтальная продольная нагрузка. При установке анкерных опор на углах (в точках поворота линии) анкерные угловые опоры воспринимают нагрузку также от поперечных составляющих тяжения проводов и тросов.

Концевые опоры устанавливаются на концах линии. От этих опор отходят провода, подвешиваемые на порталах подстанций. При подвеске проводов на линии до окончания сооружения подстанции концевые опоры воспринимают полное одностороннее тяжение .

Помимо перечисленных типов опор, на линиях применяются также специальные опоры: транспозиционные , служащие для изменения порядка расположения проводов на опорах, ответвительные - для выполнения ответвлений от основной линии, опоры больших переходов через реки и водные пространства и др.

Основным типом опор на воздушных линиях являются промежуточные, число которых обычно составляет 85 -90% общего числа опор.

По конструктивному выполнению опоры можно разделить на свободностоящие и опоры на оттяжках . Оттяжки обычно выполняются из стальных тросов. На воздушных линиях применяются деревянные, стальные и железобетонные опоры. Разработаны также конструкции опор из алюминиевых сплавов.
Конструкции опор ВЛ

  1. Деревянная опора ЛОП 6 кВ (рис. 4) - одностоечная, промежуточная. Выполняется из сосны, иногда лиственницы. Пасынок выполняется из пропитанной сосны. Для линий 35-110 кВ применяются деревянные П-образные двухстоечные опоры. Дополнительные элементы конструкции опоры: подвесная гирлянда с подвесным зажимом, траверса, раскосы.
  2. Железобетонные опоры выполняются одностоечными свободностоящими, без оттяжек или с оттяжками на землю. Опора состоит из стойки (ствола), выполненной из центрифугированного железобетона, траверсы, грозозащитного троса с заземллителем на каждой опоре (для молниезащиты линии). С помощью заземляющего штыря трос связан с заземлителем (проводник в виде трубы, забитой в землю рядом с опорой). Трос служит для защиты линий от прямых ударов молнии. Другие элементы: стойка (ствол), тяга, траверса, тросостойка.
  3. Металлические (стальные) опоры (рис. 5) применяются при напряжении 220 кВ и более.

Типы и обозначения опор

На ВЛ могут применяться опоры из различного материала.

Для ВЛ следует применять следующие типы опор:

1) промежуточные, устанавливаемые на прямых участках трассы ВЛ. Эти опоры в нормальных режимах работы не должны воспринимать усилий, направленных вдоль ВЛ;

2) анкерные, устанавливаемые для ограничения анкерного пролета, а также в местах изменения числа, марок и сечений проводов ВЛ. Эти опоры должны воспринимать в нормальных режимах работы усилия от разности тяжения проводов, направленные вдоль ВЛ;

3) угловые, устанавливаемые в местах изменения направления трассы ВЛ. Эти опоры при нормальных режимах работы должны воспринимать результирующую нагрузку от тяжения проводов смежных пролетов. Угловые опоры могут быть промежуточными и анкерного типа;

4) концевые, устанавливаемые в начале и конце ВЛ, а также в местах, ограничивающих кабельные вставки. Они являются опорами анкерного типа и должны воспринимать в нормальных режимах работы ВЛ одностороннее тяжение всех проводов.

В зависимости от количества подвешиваемых на них цепей опоры разделяются на одноцепные, двухцепные и многоцепные.

Опоры могут выполняться свободностоящими или с оттяжками.

Промежуточные опоры могут быть гибкой и жесткой конструкции; анкерные опоры должны быть жесткими. Допускается применение анкерных опор гибкой конструкции для ВЛ до 35 кВ.

Опоры, на которых выполняются ответвления от ВЛ, называются ответвительными; опоры, на которых выполняется пересечение ВЛ разных направлений или пересечение ВЛ с инженерными сооружениями, - перекрестными. Эти опоры могут быть всех указанных типов.

Конструкции опор должны обеспечивать возможность установки:

  • светильников уличного освещения всех типов;
  • концевых кабельных муфт;
  • защитных аппаратов;
  • секционирующих и коммутационных аппаратов;
  • шкафов и щитков для подключения электроприемни.

Типы опор

П - промежуточная;

ПП - переходная промежуточная:

УП - угловая промежуточная:

А - анкерная;

ПА - переходная анкерная;

АК - анкерная концевая:

К - концевая:

УА - угловая анкерная;

ПУА - переходная угловая анкерная;

АО - анкерная ответвительная;

ПОА - переходная анкерная ответвительная;

О - ответвительная.

Номенклатура железобетонных опор ЛЭП 10 кВ

Шифр опоры

Число стоек на опор

Шифр стойки

Высота стойки, м

Высота до нижней траверсы, м

Объем железобетона, м

Масса металлоконструкций, кг

СВ105-3,5; СВ105

СВ105-3,5; СВ105

СВ105-3,5; СВ105

СВ105-3,5; СВ105

СВ105-3,5; СВ105

СВ105-3,5; СВ105

СВ105-3,5; СВ105

СВ105-3,5; СВ105

СВ105-3,5; СВ105

СВ105-3,5; СВ105

СВ105-3,5; СВ105

СВ105-3,5; СВ105

СВ105-3,5; СВ105

СВ105-3,5; СВ105

СВ105-3,5; СВ105

СВ105-3,5; СВ105

СВ105-3,5; СВ105

СВ105-3,5; СВ105

СВ105-3,5; СВ105

СВ105-3,5; СВ105

СВ105-3,5; СВ105

СВ105-3,5; СВ105

СВ105-3,5; СВ105

СВ105-3,5; СВ105

СВ105-3,5; СВ105

СВ105-3,5; СВ105

СВ105-3,5; СВ105

СВ105-3,5; СВ105

СВ105-3,5; СВ105

СВ105-3,5; СВ105

СВ105-3,5; СВ105

СВ105-3,5; СВ105

Энергетическая отрасль имеет на своих руках очень большую проблему: профессионалы, родившиеся в период с середины 1940-х и до середины 1960-х годов, приближаются к пенсионному возрасту. И встает очень большой вопрос: кто их заменит?

Преодолевая барьеры применения энергии из возобновляемых источников

Несмотря на определенные достижения в последние годы, энергия из возобновляемых источников составляет весьма скромную часть современных услуг по предоставления энергии по всему миру. Почему это так?

Мониторинг передачи электроэнергии в реальном времени

Спрос на электроэнергию продолжает расти и перед компаниями, передающими электроэнергию, возникает задача роста пропускных мощностей их сетей. Решить ее можно строительством новых и модернизацией старых линий. Но есть еще один способ решения, он заключается в применении датчиков и технологии мониторинга сети.

Материал, способный сделать солнечную энергию «удивительно дешевой»

Солнечные батареи, изготовленные из давно известного и более дешевого, чем кремний материала, могут генерировать такое же количество электрической энергии, как и используемые сегодня солнечные панели.

Сравнение элегазовых и вакуумных выключателей для среднего напряжения

Опыт разработки выключателей среднего напряжения, как элегазовых, так и вакуумных, создали достаточное свидетельство того, что ни одна их этих двух технологий, в общем, значительно не превосходит другую. Принятие решения в пользу той или другой технологии стимулируют экономические факторы, предпочтения пользователей, национальные "традиции", компетенция и специальные требования.

КРУ среднего напряжения и LSС

Коммутационное оборудование среднего напряжения в металлическом корпусе и категории потери эксплуатационной готовности (LSС) - категории, классификация, примеры.

Какие факторы повлияют на будущее производителей трансформаторов?

Независимо от того, производите ли вы или продаете электроэнергию, или осуществляете поставки силовых трансформаторов за пределы страны, вы вынуждены бороться с конкуренцией на глобальном рынке. Существует три основных категории факторов, которые окажут влияние на будущее всех производителей трансформаторов.

Будущее коммутационного оборудования среднего напряжения

Умные сети стремятся оптимизировать связи между спросом и предложением электроэнергии. При интеграции большего количества распределенных и возобновляемых источников энергии в одну сеть. Готово ли коммутационное оборудование среднего напряжения к решению этих задач, или необходимо его развивать дальше?

В поисках замены элегазу

Элегаз, обладает рядом полезных характеристик, применяется в различных отраслях, в частности, активно используется в секторе электричества высокого напряжения. Однако элегаз обладает и значительным недостатком - это мощный парниковый газ. Он входит в список шести газов, включенных в Киотский протокол.

Преимущества и типы КРУЭ

Электрическую подстанцию желательно размещать в центре нагрузки. Однако, часто, основным препятствием такого размещения подстанции является требуемое для нее пространство. Эта проблема может быть решена за счет применения технологии КРУЭ.

Вакуум в качестве среды гашения дуги

В настоящее время в средних напряжениях технология гашения дуги в вакууме доминирует по отношению к технологиям, использующим воздух, элегаз, или масло. Обычно, вакуумные выключатели более безопасны, и более надежны в ситуациях, когда число нормальных операций и операций, обслуживающих короткие замыкания, очень велико.

Выбор компании и планирование тепловизионного обследования

Если для вас идея тепловизионного обследования электрического оборудования является новой, то планирование, поиски исполнителя, и определение преимуществ, которые может дать эта технология, вызывают растерянность.

Наиболее известные способы изолирования высокого напряжения

Приводены семь наиболее распространенных и известных материалов, применяемых в качестве высоковольтной изоляции в электрических конструкциях. Для них указываются аспекты, требующие специального внимания.

Пять технологий увеличения эффективности систем передачи и распределения электроэнергии

Если обратить внимание на меры, обладающие наивысшим потенциалом в улучшении энергоэффективности, то на первое место неизбежно выходит передача электроэнергии.

В Голландию приходят самовосстанавливающиеся сети

Рост экономики и увеличение численности населения приводят к увеличению спроса на электроэнергию, вместе c жесткими ограничениями на качество и надежность поставок энергии, растут усилия на обеспечение целостности сети. В случае отказа сетей, перед их владельцами стоит задача минимизировать последствия этих отказов, снижая время выхода из строя, и количество отключенных от сети потребителей.

Оборудование высоковольтных выключателей для каждой компании связано со значительными инвестициями. Когда встает вопрос об их обслуживании или замене, то необходимо рассматривать все возможные варианты.

Пути разработки безопасных, надежных и эффективных промышленных подстанций

Рассмотрены основные факторы, которые следует учитывать при разработке электрических подстанций для питания промышленных потребителей. Обращено внимание на некоторые инновационные технологии, которые могут улучшить надежность и эффективность подстанций.

Для проведения сравнения применения вакуумных выключателей или контакторов с плавкими предохранителями в распределительных сетях напряжения 6... 20 кВ, необходимо понимание основных характеристик каждой из этой технологии выключения.

Генераторные выключатели переменного тока

Играя важную роль в защите электростанций, генераторные выключатели дают возможность более гибкой эксплуатации и позволяют находить эффективные решения для сокращения инвестиционных затрат.

Взгляд сквозь коммутационное оборудование

Рентгенографическая инспекция может помочь сэкономить время и деньги за счет снижения объема работы. Кроме того снижается и время срывов поставок и простоев оборудования у клиента.

Тепловизионная инспекция электрических подстанций

Элегаз в электроэнергетике и его альтернативы

В последние годы вопросы охраны окружающей среды приобрели очень большой вес в обществе. Эмиссия элегаза из коммутационного оборудования является серьезной составляющей изменений климата.

Гибридный выключатель

Высоковольтные выключатели относятся к важному электроэнергетическому оборудованию, используемому в сетях передачи электроэнергии для изолирования сбойного участка от работоспособной части электрической сети. Тем самым обеспечивается безопасная работа электрической системы. В настоящей статье анализируются достоинства и недостатки этих двух типов выключателей, и необходимость в гибридной модели.

Безопасность и экологичность изоляции распределительного оборудования

Целью настоящей статьи является освещение потенциальных опасностей для персонала и окружающей среды, связанных с тем же самым оборудованием, но не находящимся под напряжением. Статья концентрируется на коммутационном и распределительном оборудовании на напряжения свыше 1000 В.

Функции и конструкция выключателей среднего и высокого напряжения

Преимущества постоянного тока в высоковольтных линиях

Несмотря на большее распространение переменного тока при передаче электрической энергии, в ряде случаев использование постоянного тока высокого напряжения предпочтительнее.

Виды опор ВЛ

При производстве металлоконструкций ЛЭП различают следующие типы опор ВЛ:

промежуточные опоры ЛЭП,

анкерные опоры ЛЭП ,

угловые опоры ЛЭП и специальные металлоизделия для ЛЭП. Разновидности типов конструкций воздушных линий электропередач, являющиеся наиболее многочисленными на всех ЛЭП, это промежуточные опоры, которые предназначены для поддерживания проводов на прямых участках трассы. Все высоковольтные провода крепятся к траверсам ЛЭП через поддерживающие гирлянды изоляторов и другие конструктивные элементы воздушных линий электропередач. В нормальном режиме опоры ВЛ этого типа воспринимают нагрузки от веса смежных полупролетов проводов и тросов, веса изоляторов, линейной арматуры и отдельных элементов опор, а также ветровые нагрузки, обусловленные давлением ветра на провода, тросы и саму металлоконструкцию ЛЭП. В аварийном режиме конструкции промежуточных опор ЛЭП должны выдерживать напряжения, возникающие при обрыве одного провода или троса.

Расстояние между двумя соседними промежуточными опорами ВЛ называется промежуточным пролетом. Угловые опоры ВЛ могут быть промежуточными и анкерными. Промежуточные угловые элементы ЛЭП применяют обычно при небольших углах поворота трассы (до 20°). Устанавливаются анкерные или промежуточные угловые элементы ЛЭП на участках трассы линии, где меняется ее направление. Промежуточные угловые опоры ВЛ в нормальном режиме, кроме нагрузок, действующих на обычные промежуточные элементы ЛЭП, воспринимают суммарные усилия от тяжения проводов и тросов в смежных пролетах, приложенные в точках их подвеса по биссектрисе угла поворота линии ЛЭП. Число анкерных угловых опор ВЛ составляет обычно небольшой процент от общего числа на линии (10… 15%). Применение их обуславливается условиями монтажа линий, требованиями, предъявляемыми к пересечениям линий с различными объектами, естественными препятствиями, т. е. они применяются, например в горной местности, а также когда промежуточные угловые элементы не обеспечивают требуемой надежности.

Используются анкерные угловые опоры и в качестве концевых, с которых провода линии идут в распределительное устройство подстанции или станции. На линиях, проходящих в населенной местности, число анкерных угловых элементов ЛЭП также увеличивается. Провода ВЛ крепятся через натяжные гирлянды изоляторов. В нормальном режиме на эти опоры лэп , кроме нагрузок, указанных для промежуточных элементов леп, действуют разность тяжений по проводам и тросам в смежных пролетах и равнодействующая сил тяжения по проводам и тросам. Обычно все опоры анкерного типа устанавливаются так, чтобы равнодействующая сил тяжения была направлена по оси траверсы опоры. В аварийном режиме анкерные стойки ЛЭП должны выдерживать обрыв двух проводов или тросов. Расстояние между двумя соседними анкерными опорами ЛЭП называют анкерным пролетом. Ответвительные элементы ЛЭП предназначены для выполнения ответвлений от магистральных воздушных линий при необходимости электроснабжения потребителей, находящихся на некотором расстоянии от трассы. Перекрестные элементы применяются для выполнения на них скрещивания проводов ВЛ двух направлений. Концевые стойки ВЛ устанавливаются в начале и конце воздушной линии. Они воспринимают направленные вдоль линии усилия, создаваемые нормальным односторонним тяжением проводов. Для воздушных линий применяются также анкерные опоры ЛЭП, имеющие повышенную по сравнению с перечисленными выше типами стойки прочность и более сложную конструкцию. Для воздушных линий с напряжением до 1 кВ в основном применяются железобетонные стойки.

Какие бывают опоры ЛЭП? Классификация разновидностей

По способу закрепления в грунте классифицируют:

Опоры ВЛ, устанавливаемые непосредственно в грунт - Опоры ЛЭП, устанавливаемые на фундаменты Разновидности опор ЛЭП по конструкции:

Свободностоящие опоры ЛЭП - Столбы с оттяжками

По количеству цепей классифицируют опоры ЛЭП:

Одноцепные - Двухцепные - Многоцепные

Унифицированные опоры ЛЭП

На основании многолетней практики строительства, проектирования и эксплуатации ВЛ определяются наиболее целесообразные и экономичные типы и конструкции опор для соответствующих климатических и географических районов и проводится их унификация.

Обозначение опор ЛЭП

Для металлических и железобетонных опор ВЛ 10 - 330 кВ принята следующая система обозначения.

П, ПС - промежуточные опоры

ПВС - промежуточные опоры с внутренними связями

ПУ, ПУС - промежуточные угловые

ПП - промежуточные переходные

У, УС - анкерно-угловые

К, КС - концевые

Б - железобетонные

М - Многогранные

Опоры ВЛ как маркируются?

Цифры после букв в маркировке обозначают класс напряжения. Наличие буквы «т» указывает на тросостойку с двумя тросами. Цифра через дефис в маркировке опор ВЛ указывает количество цепей: нечётное, например единица в нумерации опоры ЛЭП - одноцепная линия, четное число в нумерации - двух и многоцепные. Цифра через «+» в нумерации означает высоту приставки к базовой опоре (применимо к металлическим).

Например, условные обозначения опор ВЛ: У110-2+14 - Металлическая анкерно-угловая двухцепная опора с подставкой 14 метров ПМ220-1 - Промежуточная металлическая многогранная одноцепная опора У220-2т - Металлическая анкерно-угловая двухцепная опора с двумя тросами ПБ110-4 - Промежуточная железобетонная двухцепная опора

Воздушные линии электропередачи. Опорные конструкции.

Опоры и фундаменты на воздушные линии электропередач напряжением 35-110 кВ имеют значительный удельный вес как в части материалоёмкости, так и в стоимостном отношении. Достаточно сказать, что стоимость смонтированных опорных конструкций на этих воздушных линиях составляет, как правило, 60-70 % полной стоимости сооружения воздушных линий электропередач. Для линий, расположенных на промышленных предприятиях и непосредственно прилегающих к ним территориях, этот процент может быть ещё выше.

Опоры воздушной линии предназначены для поддержания проводов линий на определённом расстоянии от земли, обеспечивающем безопасность людей и надёжную работу линии.

Опоры воздушных линий электропередач делятся на анкерные и промежуточные. Опоры этих двух групп различаются способом подвески проводов.

Анкерные опоры полностью воспринимают тяжение проводов и тросов в смежных с опорой пролётах, т.е. служат для натяжения проводов. На этих опорах провода подвешиваются с помощью подвесных гирлянд. Опоры анкерного типа могут быть нормальной и облегчённой конструкции. Анкерные опоры значительно сложнее и дороже промежуточных и поэтому число их на каждой линии должно быть минимальным.

Промежуточные опоры не воспринимают тяжение проводов или воспринимают его частично. На промежуточных опорах провода подвешиваются с помощью поддерживающих гирлянд изоляторов, рис. 1.

Рис. 1. Схема анкерного пролёта воздушной линии и пролёта пересечения с железной дорогой

На базе анкерных опор могут выполняться концевые и транспозиционные опоры. Промежуточные и анкерные опоры могут бытьпрямыми и угловыми .

Концевые анкерные опоры, устанавливаемые при выходе линии с электростанции или на подходах к подстанции, находятся в наихудших условиях. Эти опоры испытывают одностороннее тяжение всех проводов со стороны линии, так как тяжение со стороны портала подстанции незначительно.

Промежуточные прямые опоры устанавливаются на прямых участках воздушных линий электропередач для поддержания проводов. Промежуточная опора дешевле и проще в изготовлении, чем анкерная, так как в нормальном режиме не испытывает усилий вдоль линии. Промежуточные опоры составляют не менее 80-90 % общего числа опор воздушных линий.

Угловые опоры устанавливаются в точках поворота линии. При углах поворота линии до 20 о применяют угловые опоры анкерного типа. При углах поворота линии электропередачи более 20 о – промежуточные угловые опоры.

На воздушных линиях электропередач применяются специальные опоры следующих типов: транспозиционные – для изменения порядка расположения проводов на опорах; ответвительные – для выполнения ответвлений от основной линии; переходные – для пересечения рек, ущелий и т.д.

Транспозицию применяют на линиях напряжением 110 кВ и выше протяжённостью более 100 км для того, чтобы сделать ёмкость и индуктивность всех трёх фаз цепи воздушных линий электропередач одинаковыми. При этом последовательно меняют на опорах взаимное расположение проводов по отношению друг к другу. Однако такое тройное перемещение проводов называют циклом транспозиции. Линия делится на три участка (шага), на которых каждый из трёх проводов занимает все три возможных положения, рис. 2.

Рис. 2. Цикл транспозиции проводов одноцепной линии

В зависимости от количества подвешиваемых на опорах цепей опоры могут быть одноцепные и двухцепные . Провода располагаются на одноцепных линиях горизонтально или треугольником, на двухцепных опорах – обратной ёлкой илишестиугольником. Наиболее часто встречающиеся расположения проводов на опорах схематически изображены на рис. 3.

Рис. 3. Наиболее часто встречающиеся расположения проводов и тросов на опорах :

а – расположение по вершинам треугольника; б - горизонтальное расположение; в – расположение обратной ёлкой

Там же указано и возможное расположение грозозащитных тросов. Расположение проводов по вершинам треугольника (рис. 3,а) широко распространено на линиях до 20-35 кВ и на линиях с металлическими и железобетонными опорами напряжением 35-330 кВ.

Горизонтальное расположение проводов применяют на линиях 35 кВ и 110 кВ на деревянных опорах и на линиях более высокого напряжения на других опорах. Для двухцепных опор более удобно с точки зрения монтажа расположение проводов по типу «обратная ёлка», но увеличивает массу опор и требует подвески двух защитных тросов.

Деревянные опоры широко применялись на воздушных линиях электропередач до 110 кВ включительно. Наиболее распространены сосновые опоры и несколько меньше опоры из лиственницы. Достоинства этих опор – малая стоимость (при наличии местной древесины) и простота изготовления. Основной недостаток – гниение древесины, особенно интенсивное в месте соприкосновения опоры с почвой.

Металлические опоры выполняются из стали специальных марок для линий 35 кВ и выше, требуют большого количества металла. Отдельные элементы соединяют сваркой или болтами. Для предотвращения окисления и коррозии поверхность металлических опор оцинковывают или периодически окрашивают специальными красками. Однако они обладают высокой механической прочностью и большим сроком службы. Устанавливают металлические опоры на железобетонных фундаментах. Эти опоры по конструктивному решению тела опоры могут быть отнесены к двум основным схемам – башенным или одностоечным , рис. 4, и портальным , рис. 5.а, по способу закрепления на фундаментах – к свободностоящим опорам, рис. 4 и 6, и опорам на оттяжках , рис. 5.а, б, в.

На металлических опорах высотой 50 м и более должны быть установлены лестницы с ограждениями, доходящими по вершины опоры. При этом на каждой секции опор должны быть выполнены площадки с ограждениями.

Рис. 4. Промежуточная металлическая опора одноцепной линии :

1 – провода; 2 – изоляторы; 3 – грозозащитный трос; 4 – тросостойка; 5 – траверсы опоры; 6 – стойка опоры; 7 – фундамент опоры

Рис. 5. Металлические опоры :

а) – промежуточная одноцепная на оттяжках 500 кВ; б) – промежуточная V-образная 1150 кВ; в) – промежуточная опора ВЛ постоянного тока 1500 кВ; г) – элементы пространственных решетчатых конструкций

Рис. 6. Металлические свободностоящие двухцепные опоры :

а) – промежуточная 220 кВ; б) – анкерная угловая 110 кВ

Железобетонные опоры выполняются для линий всех напряжений до 500 кВ. Для обеспечения необходимой плотности бетона применяют виброуплотнение и центрифугирование. Виброуплотнение производится различными вибраторами. Центрифугирование обеспечивает очень хорошее уплотнение бетона и требует специальных машин – цинтрифуг. На воздушных линиях электропередач 110 кВ и выше стойки опор и траверсы портальных опор – центрифугированные трубы, конические или цилиндрические. Железобетонные опоры долговечнее деревянных, отсутствует коррозия деталей, просты в эксплуатации и поэтому получили широкое распространение. Они имеют меньшую стоимость, но обладают большей массой и относительной хрупкостью поверхности бетона, рис. 7.

Рис. 7. Промежуточные железобетонные свободностоящие одноцепные

опоры : а) – со штыревыми изоляторами 6-10 кВ; б) – 35 кВ;

в) – 110 кВ; г) – 220 кВ

Траверсы одностоечных железобетонных опор – металлические оцинкованные.

Срок службы железобетонных и металлических оцинкованных или периодически окрашиваемых опор велик и достигает 50 лет и более.

Обозначение опор воздушных линий

Обозначение опор.

Для опор ВЛ 35 кВ и выше, как правило, используется следующая система обозначений. Цифра, стоящая перед буквенным обозначением указывает на количество стоек, из которых состоит опора. Если в обозначении опоры присутствует буква Б – это указывает на то, что опора железобетонная, Д – деревянная, М – многогранная металлическая, отсутствие указанных букв означает, что опора металлическая решетчатого типа. Кроме того, в обозначение опор входят буквы указывающие тип опор (см. таблицу ниже). Цифры 35, 110, 150, 220 и т.д., следующие после букв, указывают напряжение ВЛ, а цифра, стоящая за ними после дефиса – типоразмер опор (нечетная – для одноцепных и четная – для двухцепных опор). Если после типоразмера опоры стоит буква Т – это означает, что у опоры есть тросостойка. Цифры, стоящие за типоразмером опоры после дефиса или знака «+» указывают на размер дополнительной секции-подставки.

Таблица - Обозначение опор
Обозначение Расшифровка
П Промежуточная опора.
К Концевая опора.
А Анкерная опора.
О Ответвительная опора.
С Специальная опора. Например, УС110-3 расшифровывается так: металлическая анкерно-угловая одноцепная специальная (с горизонтальным расположением проводов) опора для ВЛ 110 кВ; УС110-5 расшифровывается так: металлическая анкерно-угловая одноцепная специальная (для городской застройки - с уменьшенной базой и увеличенной высотой подвеса) опора для ВЛ 110 кВ.
У Угловая опора. Например, У110-2+14 расшифровывается так: металлическая анкерно-угловая двухцепная опора с подставкой высотой 14 м для ВЛ 110 кВ.
П Переходная опора. Например, ППМ110-2 расшифровывается так: промежуточная металлическая многогранная переходная двухцепная опора для ВЛ 110 кВ.
Б Железобетонная опора. Например, ПБ110-1Т расшифровывается так: промежуточная одноцепная одностоечная железобетонная опора с тросостойкой для ВЛ 110 кВ.
М Многогранная опора. Например, ПМ220-1 расшифровывается так: промежуточная металлическая многогранная одноцепная опора для ВЛ 220 кВ.
Д Деревянная опора. Например, УД220-1 расшифровывается так: деревянная анкерно-угловая одноцепная опора для ВЛ 220 кВ.
Т Опора с тросостойкой. Например, У35-2Т+5 расшифровывается так: металлическая анкерно-угловая двухцепная опора с тросостойкой и подставкой высотой 5 м для ВЛ 35 кВ.
В Опора с внутренними связями. Например, 2ПМ500-1В расшифровывается так: промежуточная металлическая многогранная одноцепная опора с внутренними связями для ВЛ 500 кВ состоящая из двух стоек.