Как сделать обратный молоток для кузовного ремонта? Что такое обратный молоток для кузовного ремонта авто? Структура, принцип работы. Как сделать самодельный инструмент Принцип работы обратного молотка

Кузовной ремонт является сложной операцией, которая требует определенных знаний, специальных инструментов и приспособлений. Одним из таких приспособлений является обратный молоток. Это простой инструмент, который легко изготовить своими руками. Для этого существует много фото и видео в интернете. Также можно скачать чертеж простейшего варианта устройства.

Что такое обратный молоток и для чего он нужен?

Этот инструмент представляет собой устройство, которое позволяет приложить определенное усилие к участку металла с ограниченным доступом. Применяется приспособление для выравнивания небольших участков деформированного автомобиля, которые пострадали от мелких аварий.

Некоторые участки кузова автомобиля можно выровнять обычным резиновым молотком, применяя удары с обратной стороны. Однако большинство поверхности не имеет такого доступа. В таких случаях и необходим обратный молоток. Его наконечник закрепляется в месте деформации, и помощи груза, который находится на другом конце приспособления, на поверхность передается оттягивающее рывковое усилие.

Перед тем, как изготовить обратный молоток, необходимо описать разновидности этого инструмента. Это понадобится, чтобы сделать чертеж нужного вам устройства, и затем сделать его.

Разновидности обратного молотка

Несмотря на свою простоту, это приспособление со временем приобрело несколько вариантов исполнения. Каждый вариант применяется в отдельных случаях, которые зависят от типа повреждения и мастерства специалиста. В общих чертах конструкция этого прибора одинакова, как и его принцип действия. Различия имеются только в способе крепления инструмента к кузову.

Самый обычный обратный молоток представляет собой металлический прут, на одном конце которого находится крючок, а на втором – груз с упором. Крючок зацепляется за шайбу, приваренную сваркой к месту деформации. Прилагая ударные усилия на груз, деформация вытягивается до нужного момента.

Второй, такой же простой вариант обратного молотка отличается от предыдущего тем, что на конце вместо крючка находится обычная резьба. Чтобы выровнять поверхность таким приспособлением, необходимо проделать в центре деформации отверстие, просунуть туда конец с резьбой, и с обратной стороны закрепить на нем шайбу и гайку.

Самый сложный тип этого приспособления имеет на конце вакуумное устройство, которое закрепляется на поверхности деформированной детали при помощи разреженного воздуха. Присоска может приводиться в действие, как от компрессора, так и обычным методом. Эта разновидность приспособления позволяет рихтовщику исправить несложные повреждения кузова, и одновременно сохранить лакокрасочное покрытие участка, если оно не повреждено.

Самостоятельное изготовление

Изготовить обратный молоток в домашних условиях своими руками достаточно просто. Это не занимает много времени, и не требует особых материалов и инструментов. Для более наглядного понимания можно посмотреть видео в интернете. Примитивный чертеж также не будет лишним.

Для изготовления этого инструмента своими руками понадобится следующее:

  • металлический штырь около 50 см и 20 мм в диаметре;
  • груз, который имеет внутреннее отверстие;
  • инструмент для нарезания резьбы (необязательно);
  • сварочный аппарат;
  • болгарка.

Если решено изготовить обратный молоток с крючковым типом крепления, то на конце штыря делается крючок. Сделать его можно с помощью тисков или пассатижей. Или же приварить сварочным аппаратом уже готовый крючок от другого устройства.

Если инструмент делается с резьбовым захватом, то на конце штыря нарезается резьба соответствующим инструментом. Много резьбы нарезать не следует, так как металл кузова довольно тонкий.

После изготовления наконечника на штырь надевается груз, который ограничивается с обратной стороны инструмента. Это можно сделать при помощи сварки, или использовать резьбовой упор. Второй способ преимущественнее, так как позволит использовать разные по весу грузы в зависимости от требуемого усилия на конце обратного молотка.

Опять же, чтобы наглядно понять, как это происходит, проще всего посмотреть видео. Если такой возможности нет, то процедура работы с этим приспособлением примерно следующая:

  • наконечник закрепляется на деформированном участке кузова;
  • ударами груза на себя деталь выравнивается до нужного положения;
  • если усилия недостаточно, то груз меняется на более тяжелый.

При вытягивании относительно большого участка металла можно приварить несколько шайб на одной линии и продеть сквозь них штырь. Чтобы сделать это правильно, желательно просмотреть видео на это тему. Затем этот штырь зацепляется крючком, который приварен к приспособлению и оттягивается вместе с металлом, выравнивая его до нужного состояния. При использовании этого способа следует быть осторожным, так как приваривание большого числа шайб может чрезмерно потянуть металл, и испортить кузовную деталь.

Автомастерские, в которых практикуют кузовной ремонт, всегда имеют специальный набор инструментов и специальное оборудование для ремонта вмятин без проведения рихтовки и покраски металла. И хотя повреждения серьезного характера, да еще и расположенные на большой площади без использования мощных стендов стапелей невозможно исправить, вытянуть на небольших участках вмятины с затрудненным доступом вполне реально. Для этого всего лишь необходимо использовать специальный небольшой по размерам автоинструмент под названием обратный молоток.

Применение обратного молотка

Обратный молоток можно назвать одним из лучших инструментов для кузовного ремонта автомобилей. Также его часто применяют для ремонта арок, порогов или стоек при невозможном доступе с внутренней части детали. Устройство является очень простым, а эксплуатация не требует больших навыков.

Существуют следующие виды молотков - пневматические обратные инструменты и обратные молотки споттеры. Также бывают молотки с двумя и тремя гирями, благодаря которым можно регулировать силу удара. Помимо стандартного варианта есть вакуумное оборудование, которое также удаляет вмятины. Преимущество этого обратного молотка заключается в наличии присоски. Она выступает в роли захвата оборудования и не нарушает лакокрасочное покрытие кузова.

Проведение рихтовки связано с целым рядом инструментов, помимо основных - это рихтовочный молоток, напильник, станок, пила, стенд и прокладки, электрический обратный молоток, молоток обратного действия. Часто обратный молоток используют вместе с другими инструментами для контактной сварки. Как правило, обратный молоток входит в состав набора для рихтования, который обычно входит в комплект поставки сварочного аппарата.

Обратный молоток часто входит в наборы для съема подшипников. Они предназначаются для применения в автомобильных мастерских с целью снятия различных деталей с захватом за их внутреннее место при помощи обратного молотка. Захваты специальной конструкции плотно прилегают к подшипникам, позволяют без повреждения и равномерно снимать подшипники, а также наряду с этим ручку поворачивать по часовой стрелке. Таким образом, может отличаться предназначение молотка, однако цена обратного молотка остается прежней.

Конструкция обратного молотка

Конструкция этого инструмента очень проста - он имеет стальной пруток диаметром в 20 миллиметров и длиной в 500 миллиметров (основание) и насаженные на него гири, что свободно насажены на него, а также крючок и шайбу. На основании надета гиря или несколько гирь, которые могут отличаться по массе. С одной стороны прутка размещен крючок, а с другой шайба, которая не позволяет вылетать гире, и передает прутку силу удара обратного молотка.

Современный инструмент наделен несколькими видами захватов, которые позволяют применять его для выравнивания поврежденных участков, в частности вмятин, на различных участках кузова. При удачном сочетании веса и длины можно выбить довольно много - от мятых порогов до мятого двойного металла, который находится в заднем крыле. Во время проведения ремонта обратные молотки часто используют вместе со споттером.

Работа обратным молотком

Прежде чем начать работу с этим инструментом, необходимо ознакомиться с поврежденным участком автомобильного кузова (или другого предмета). Места, которые подлежат вытягиванию, следует хорошо зачистить до металла, обезжирить и на них нанести грунтовку и последующую окраску. Далее необходимо просверлить небольшое отверстие и приварить специальные ремонтные шайбы. Часто подобные обратные молотки, как бы вам в последствии не хотелось проводить покрасочные работы, выступают единственным решением ремонта кузова. После этих действий на поврежденный участок закрепляется молоток.

Крючком инструмента следует зацепиться за шайбу и аккуратными легкими ударами вытянуть вмятину. Это действие следует повторять до полного выравнивания и удаления вмятины. После ряда проделанных процедур часть кузова подвергается обязательной покраске. Чтобы удалить длинные вмятины и кромки, следует приварить несколько шайб и сквозь отверстия просунуть стержень из металла.

Очень важно помнить, что стандартный обратный молоток нельзя применять для ремонта слишком больших площадей, например, центра крыши, капота и крышки багажника. В этих местах можно слишком вытянуть металл, путем приварки шайб, поэтому деталь придется просто выбросить.

Применение обратного молотка требует создания лакокрасочного покрытия на поверхности. Но существуют молотки, которые оснащены пневматическими присосками, для применения которых нет необходимости проделывать в металле отверстия и тем самым машину избавить от лишних покрасочных работ. Этот вариант рекомендуется использовать для ремонта больших участков. Для создания пневматической фиксации к поверхности необходимо провести подачу сжатого воздуха, поэтому при эксплуатации вакуумный молоток подключается к специальному компрессору.

Изготовление обратного молотка своими руками

Технология создания обратного молотка в домашних условиях является довольно простой. Прежде чем начать работу, необходимо хорошо подготовиться. Вы должны тщательно спланировать и продумать свою работу заранее. Следует приготовить стальной или нержавеющий пруток, диаметр которого составляет 20 миллиметров, а длина - 500 миллиметров. Также вам понадобиться стальная гиря и крючок. Стандартный обратный молоток делается очень быстро - вы потратите на его создание всего тридцать минут.

Давайте рассмотрим чертеж обратного молотка, где можно задействовать подручные инструменты. Предположим, что у вас есть очень толстая труба, например, лыжная палка и груз с отверстием посередине, для насадки на эту трубу. На одном конце трубы необходимо проделать ограничивающую площадку для груза, который будет стучать об нее, а к другой стороне приделать крючок иди другой вариант зацепа.

Вместо крюка можно использовать шпильку, которая имеет длинную резьбу. В этом случае шпильку необходимо протянуть в отверстие кузова, а с обратной стороны через шайбу накрутить фиксирующую временную гайку.

У многих возникает вопрос, как крепить сменяемые насадки? Ответ очень прост. Труба должна заканчиваться только шпилькой с резьбой. Точно также и насадка должна иметь на конце такую же шпильку. Для их соединения можно накрутить на одну шпильку около 10 гаек и приварить их между собой.

Когда крючок зацепиться за металл кузова, вам следует использовать вес груза на трубе, то есть вы должны разогнать груз в свою сторону. Он будет биться об ограничивающую площадку, в роли которой может выступить большая приваренная на трубе шайба. Появится сильный удар, который передастся на вытягиваемый металл. Строители рекомендуют использовать груз массой не менее трех килограмм.

Вы можете изготовить крючок из листового металла, толщина которого составляет около четырех миллиметров. Если вы хотите изготовить вакуумный обратный молоток своими руками, вместо крючка следует приспособить присоску от вантуза. Прелесть вакуумных обратных молотков заключается в том, что они не нарушают внешнюю покраску автомобиля.

При создании обратного молотка специалисты советуют обрабатывать каждую деталь напильником. Также необходимо удалить все зазубрены и заусенцы. Помните, что обратный молоток является ручным инструментом, поэтому постарайтесь сделать его максимально удобным и приятным для рук.

Рихтовка кузова в домашних условиях

Автомобиль с гладкими и ровными формами невольно приковывает к себе взгляды прохожих. Никому не хочется ездить с вмятинами на кузове и асимметрией. Автомобилисты знают, что повредить кузов проще простого. Этому способствуют ветки, ограждение, небольшие дорожно-транспортные происшествия, случайно упавшие предметы и т.д. Чтобы вернуть автомобилю былую красоту, необходимо провести рихтовку, которая вернет вашему авто первоначальный привлекательный вид.

Проведение рихтовки заключается в восстановлении деформированной формы и отдельных деталей кузова. Данную проблему можно устранить в домашних условиях самостоятельно, чтобы не переплачивать за услуги специалистов. Для этих целей как нельзя лучше подходит самодельный обратный молоток.

Итак, вам необходимо вытянуть или выровнять вогнутые участки. Если деталь автомобиля сильно повреждена, лучше просто заменить ее на новую и не тратить лишнее время на ремонт, который может не дать желаемого результата. Перед началом работ снимается краска и выполняется шпаклевка и затирка. Некоторые специалисты нагревают металл до красноватого оттенка перед выстукиванием, но важно не перегреть и не расплавить его.

После этого проводится процесс рихтования. Для стягивания металла необходимо обзавестись паяльной лампой или горелкой. Когда выпуклость разогреется, границы следует обложить мокрой ветошью. Металл стянется за счет смены температур. Внимательно осмотрите все вмятины, обязательно оцените их сложность и размер. Большая вмятина выравнивается по краям, а маленькая с середины.

Одновременно с вмятинами на автомобиле могут появиться и трещины, поэтому нужно обзавестись сварочным аппаратом. Для проведения качественной работы вам наверняка понадобится споттер, обратный молоток с острым бойком и блок для насечки. Возможно, следует обзавестись еще некоторыми инструментами, которые необходимы только для вашего случая.

Многие предпочитают в домашних условиях вакуумную рихтовку кузова, которая может удалять вмятины без покраски, причем за считанные секунды. Она действует при помощи специальных вакуумных присосок и может использоваться даже на больших пологих вмятинах. Минус вакуумной рихтовки в том, что она не сможет полностью избавиться от дефекта. Кроме того, если на поврежденной поверхности есть трещины, вакуумная рихтовка может еще больше повредить ее.

Поэтому стоит внимательно отнестись к способу проведения рихтовки и выбору инструментов. После использования обратного молотка необходимо зашпаклевать отверстия или заварить их сваркой. Затем отремонтированную часть следует затереть и нанести на нее краску. Глубокие и маленькие вмятины, которые имеют сильное растяжение, помимо стандартных работ по вытягиванию и постукиванию, требуют стягивания лишнего металла.

В некоторых случаях приходится срезать растянутые участки и ставить заплаты при помощи споттера (сварочного аппарата). Выстукивание выполняется при помощи обратного молотка. Обычно деформированный элемент кузова снимается, но если это невозможно вмятину можно выдавить специальной ложкой. Этот прием часто используют, если существует возможность подобраться через обшивку к вогнутости. Но если этот вариант отпадает, приходится просверливать отверстия на поврежденной детали и подбираться через них, прибегая к помощи специальных инструментов.

Обратный молоток является одним из важнейших инструментов для проведения ремонта кузова. В тех случаях, когда доступ с внутренней стороны отсутствует - он просто незаменим. Любой мастер знает, как сделать обратный молоток в домашних условиях примерно за час. Если вы внимательно отнесетесь к подбору деталей и будете четко следовать всем этапам сборки, то сможете изготовить надежный инструмент, который дополнит вашу домашнюю коллекцию.

Каждый водитель, который хоть один раз сам занимался ремонтом своей машины, знает, что такое обратный молоток. Для тех, кто впервые слышит это название, мы подробно расскажем в данной статье об этом инструменте.

Самой ответственной частью в ремонте кузова автомобиля является выравнивание его поверхности. Для рихтовки кузова нужно иметь все необходимые инструменты. К таким относится и обратный молоток.

Обратный молоток для кузовного ремонта – металлический штырь размером 50 см в длину и диаметром 2 см. На нём расположены два элемента: втулка из резины и шайба из металла. Шайба удерживает втулку и не позволяет, чтобы вибрации от ударов переходили на корпус молотка.

На некоторых обратных молотках могут присутствовать крюки. С помощью них молоток захватывает скобы, приваренные к кузову, удерживаясь на нём во время проведения выравнивания поверхности автомобиля.

Виды

Удаление вмятин на деталях кузова автомобиля, к которым трудно получить доступ, или выравнивание требуется с их обратной стороны, проводится обратным молотком небольшого размера.

Обратный молоток нужно использовать для устранения небольших по объёму участков, поэтому для рихтовки больших по площади элементов, таких как крыша, багажник и крышка капота, он не подойдёт из-за небольших размеров и технологии своей работы.

Вакуумный

Ценность этого вида молотка обратного действия заключается в наличии вакуумной присоски, благодаря которой не нужно снимать лакокрасочное покрытие с машины перед началом ремонта.

Обратный молоток с присоской нужен, чтобы захватывать металлическую поверхность кузова. Благодаря ему не нужно демонтировать части автомобиля, требующие ремонта. Вакуумный обратный молоток работает от сжатого воздуха, который вырабатывается компрессором.

Для точечной рихтовки

Некоторые сложные вмятины на кузове автомобиля рихтуют с помощью односторонней точечной сварки. Такое приспособление называется споттер. Аппарат мгновенно приваривает металлический крепёж к кузову на повреждённом месте и вытягивает деформированную поверхность с помощью молотка обратного действия.

Его фиксируют на поверхность, требующую рихтовки, и в нужном направлении двигается сам молоток в виде шайбы, которая в точке фиксации прикладывает усилие и вытягивает деформацию.

Автомат споттер тратит от 10 до 15 кВт энергии. Следует позаботиться о проводке, соответствующей такой нагрузке.

Механический

Механический обратный молоток – небольшое ручное приспособление для рихтовки автомобиля, которое состоит из прутка и свободно насаженных гирь с одинаковой или разной массой.

С одной стороны обратного молотка имеется зацеп, с другой – стопорная шайба, которая не позволяет гирям упасть со стержня, тем самым передавая силу удара на поверхность, требующую выравнивания.

При использовании обратного молотка нужно быть осторожным, так как на середине кузова часто при выравнивании одной вмятины может образоваться новый дефект. Поэтому на таких участках лучше используйте более профессиональное оборудование.

Для внутренних и внешних подшипников

Снять внутренние и внешние подшипники можно с помощью специального обратного молотка. Данным инструментом выполняются работы, которые требуют усилий изнутри.

Также бывают съёмники шрусов с обратным молотком, которые предназначены для снятия шарниров равных угловых скоростей с приводов автомобиля. На конце съёмника находится трубчатая гайка, которую необходимо вкручивать на резьбу шруса и выдернуть из привода обратным молотком.

Как выбрать

Чтобы заняться рихтовкой кузова автомобиля, нужно правильно выбрать обратный молоток.

При выборе обратного молотка нужно обратить внимание на:

  • максимальное усилие;
  • прочность конструкции;
  • срок службы;
  • модель.

При покупке обратного молотка совсем не обязательно обращать внимание на его цвет. От этого не зависит работа данного инструмента.

Лучший вакуумный обратный молоток

Одной из лучших моделей обратного вакуумного молотка считается с весом бойка 1,36 кг, работает от компрессора. Подходит для рихтовки пологих поверхностей. Продаётся в наборе с тремя присосками диаметром 50, 120, 150 мм.

Плюсы:
Преимущества набора Ligota ATG-6258:

  • лёгкий вес;
  • три размера присосок;
  • работает от компрессора;
  • долгий срок службы;
  • прочная конструкция.

Минусы:
К недостаткам обратного молотка Ligota ATG-6258 относятся:

  • высокая цена.

Лучший обратный молоток для точечной рихтовки

Модель обратного молотка для точечной рихтовки является лучшей.

Характеристики модели:

  • длина – 43,5 см;
  • ширина – 12,5 см;
  • высота – 6 см;
  • вес – 2 кг;
  • применяется для вытяжки шайбы, приваренной на кузове.

Плюсы:

  • компактность габаритов;
  • прочная конструкция;
  • долгий срок службы;
  • применяется в авторемонте.

Минусы:

  • используется только со сварочным аппаратом.

Лучший механический обратный молоток

Механический молоток обратного действия СОРОКИН 6.121 является одним из лучших.

Характеристики:

  • вес – 9,8 кг;
  • есть насадки для механического обратного молотка;
  • продаётся в наборе из одиннадцати предметов.

Плюсы:
К преимуществам молотка СОРОКИН 6.121 относятся:

  • износостойкость;
  • прочность инструментов;
  • составляющие набора при перевозке не потеряются благодаря кейсу;
  • долгий срок службы.

Минусов у механического обратного молотка модели СОРОКИН 6.121, судя по отзывам, нет.

Стандартный обратный молоток нельзя применять для ремонта слишком больших площадей, например, центра крыши, капота и крышки багажника.

Лучший обратный молоток для внутренних и внешних подшипников

Одной из лучших моделей обратного молотка для подшипников считается .

Характеристики:
С помощью набора МАСТАК 100-31005C выполняется ремонт ходовой части автомобилей.

В набор входит:

  • обратный молоток весом 2,5 кг;
  • трёхлапые съёмники подшипников размером от 15 до 80 мм;
  • кольцо, которое регулирует расхождение лапок съёмника подшипников.

Весь набор собран в удобный пластиковый кейс.

Плюсы:

  • компактные размеры и вес;
  • высокая износостойкость;
  • прочность инструментов;
  • долгий срок службы;
  • простота применения.

Минусы:

  • сложность проведения работ в труднодоступных местах ходовой части.

Прежде чем заняться ремонтом и рихтовкой автомобиля своими руками, необходимо обзавестись всеми нужными инструментами. Если у вас нет ни времени, ни желания, можно просто отогнать любимую машину на станцию техобслуживания.

Многие автомобилисты восстанавливают кузов машины своими руками. При выполнении этой работы, чтобы устранить дефекты, необходимо использовать специальные инструменты, в том числе и обратный молоток. Это приспособление можно купить, однако если кузовной ремонт выполняется нечасто, то гораздо выгоднее будет сконструировать инструмент самостоятельно.

Что такое обратный молоток

Обратный молоток для кузовного ремонта – инструмент, предназначенный для удаления вмятин с поверхности автомобиля. Как правило, эти дефекты нельзя выправить обычными инструментами, поэтому часто обратный молоток используют для , арках и стойках транспортного средства. Инструмент в классическом исполнении, представляет собой штырь длинной 50 сантиметров. Диаметр стального прута равен двум сантиметрам. На нем размещено два элемента: резиновая втулка с одной стороны, а с другой – шайба из металла. Она удерживает молоток в устойчивом положении и защищает корпус инструмента от вибраций, возникающих в результате нанесения ударов.

Инструмент используют для рихтовки небольших по площади повреждений.

Приспособление для рихтовки дефектов оснащается дополнительными зажимами и металлическими крюками, с помощью которых в процессе рихтовки захватывают скобы, приваренные к кузову машины.

Виды

Применение обратного молотка во многом зависит от места расположения и сложности дефекта. Различают несколько видов инструмента:

  1. Инструмент с пневматическим механизмом.
  2. Споттер.
  3. Вакуумные молотки.
  4. С клеевыми накладками.

Для точечной нового автомобиля рекомендуется использовать именно вакуумные молотки . Схема его работы заключена в следующем: с помощью присоски инструмент крепят к восстанавливаемому участку, далее, рукоятку тянут «на себя», и в результате, за счет сжатия воздуха, происходит выравнивание вмятины. Принцип работы этой разновидности устройства позволяет устранить дефекты без повреждения лакокрасочного покрытия кузова автомобиля.

Применение пневматического инструмента необходимо для устранения серьезных повреждений. Молоток подключают к мощному компрессору, в результате усиливается механическое воздействие на поврежденный участок. Крепится устройство к кузову машины при помощи специальных крюков. Перед использованием приспособления, при необходимости удаляют лакокрасочное покрытие с поврежденного участка.

Споттер – сварочный аппарат, с помощью которого к кузову автомобиля приваривают дополнительный элемент. Это может быть железный прут или специальный крюк. Далее обратным молотком цепляются за выпирающую деталь, и выполняют выравнивание поврежденного участка.

Перед привариванием детали восстанавливаемый участок тщательно моют, снимают с него лакокрасочное покрытие и обезжиривают.

Инструмент с клеевыми накладками крепится без применения сварочного аппарата. Надежное закрепление обеспечивает специальный клеящий состав, после устранения дефекта накладка срезается, а поврежденное лакокрасочное покрытие восстанавливается.

Цель использования молотка заключается в выравнивании вмятин. Однако с его помощью демонтируют некоторые запчасти. Так, для снятия внутренних подшипников, используют инструмент, имеющий в своей конструкции специальную шпильку.

Самостоятельное изготовление

Готовый инструмент стоит недешево, поэтому в целях экономии многие автомобилисты выполняют конструирование приспособления своими руками. Для самостоятельного создания потребуется:

  • Металлический стальной прут (или труба) длиной 50 см и толщиной 2 см.
  • Каучуковая или эбонитовая рукоятка.
  • Крюк из нержавеющей стали, имеющий толщину 4-5 мм.
  • Сварочный аппарат.
  • Две стальные шайбы диаметром 2,5-3 см.
  • Гиря, имеющая толщину 6 см и длину 16-17 см.

Чтобы сделать обратный молоток потребуется:

  1. Очистить и обезжирить пруток, с помощью шлифовальной машинки отполировать поверхность детали.
  2. На один из концов закрепляют крюк. Чтобы не терять время при создании резьбы для съемных насадок, деталь приваривают.
  3. На штырь надевают небольшую шайбу, которую нужно приварить возле основания крюка. Ее используют для того, чтобы гиря не соприкасалась с рабочей поверхностью.
  4. В гире проделывают отверстие диаметром 2,1 см. Благодаря этому, деталь будет свободно передвигаться по пруту во время работы. При изготовлении инструмента учитывают то, что форма детали должна быть без выступов и углов. К обоим концам элемента приваривают круглые листы из стали, благодаря этому ладонь не будет соскакивать с гири при выполнении рихтовки кузова.
  5. Со свободного конца вдевают гирю. Если деталь движется туго, то диаметр отверстия увеличивают еще на пол сантиметра.
  6. В завершении работы надевают рукоятку, однако перед этим монтируют еще одну шайбу, предотвращающую соприкосновение рукоятки и гири при использовании молотка.

Для выправки вмятин на кузове автомобиля используют разные инструменты, в том числе и обратный молоток. Во многих случаях более целесообразно его самостоятельное изготовление. Потратив 30-40 минут своего времени, автомобилист получает простой в конструкции но эффективный при инструмент.

Любые виды кузовных работ являются дорогостоящими и требуют специальных навыков и инструментов. Однако на покупке некоторых возможно сэкономить, соорудив их самостоятельно. Например, обратный молоток своими руками можно сделать за час. Это позволит самостоятельно проделывать и контролировать процесс выравнивания вмятины на кузове в труднодоступных местах.

Существует несколько вариантов строения обратного молотка:

  • вакуумный;
  • с пневматическим механизмом вытягивания;
  • устройства с несколькими утяжелителями;
  • модели с клейкой основой или сменными насадками.

Первый из представленных видов имеет уникальное преимущество перед подобными устройствами. Вакуумная присоска позволяет производить ремонтные работы без повреждения лакокрасочного покрытия. В зависимости от мощности вакуумного обратного молотка, возможно вытягивать небольшие и средние по площади повреждения на различных частях кузова. Однако при работе необходимо соблюдать особую технологию: вытягивание должно производиться от края повреждения r его центру. В ином случае возникает опасное для металла напряжение, которое может привести к излому или непрогнозируемой деформации.

Пневматические обратные молотки удобны тем, что требуют уменьшенного усилия при выполнении работ. Также сферой, где этот инструмент незаменим, является и работа под капотом, в том числе извлечение прикипевших деталей.

Самодельный обратный молоток можно соорудить из самых простых составляющих:

  • металлический стержень подходящей толщины и длиной около полуметра;
  • стальные шайбы соответствующего диаметра для установки упоров;
  • гири для увеличения силы воздействия;
  • резиновая рукоятка (возможно заменить на любой другой удобный материал);
  • крюк или металлическая пластина с держателем — в зависимости от конструкции предполагаемого молотка.

От состояния всех составляющих зависит, понадобится ли шлифовка и очистка металлических деталей. Для этого можно использовать наждачную бумагу или диск для шлифовки металла, а также могут пригодиться специальные составы. От проектных особенностей будет зависеть, понадобится ли сварочный аппарат или потребуется только устройство для нарезания резьбы. Однако чаще всего без сварки не обойтись, так как закрепление стопорных шайб на стержне обратного молотка лучше производить с помощью надежного шва.

Нужно выбрать железный стержень, который будет толще, чем основание обратного молотка, на 3-4 см и отпилить деталь длиной 5-7 см. Внутри просверливается отверстие под толщину стержня. Резьба нарезается внутри под прямым углом, чтобы приваренная далее пластина находилась строго перпендикулярно рабочей рукоятке. Эта площадка должна быть хорошо отшлифована и очищена, а на внешней стороне искусственно создается ребристая текстура для того, чтобы липкая основа лучше взаимодействовала с ней.

Самодельную липучку из герметика для обратного молотка можно изготовить из различных материалов. Клеящий состав должен отвечать нескольким характеристикам:

  • он не должен оставлять следов на лакокрасочном покрытии автомобиля;
  • его степень взаимодействия с поверхностью должна обеспечивать надежное сцепление;
  • состав должен быть достаточно эластичным.

Для этой цели можно выбирать любой бытовой состав. Например, соскоблить его с деталей, из которых делают пластиковые окна или воспользоваться смолой, которую можно приобрести в хозяйственном магазине.

Скользящий молоток с дополнительными насадками своими руками сделать тоже несложно. Чтобы его изготовить нужно лишь нанести резьбу на основание. При этом будущие насадки обратного молотка будет нужно делать с диаметром больше, чем стержень, на несколько сантиметров — это обеспечит надежность во время работы. В случае, если насадки уже есть и все они рассчитаны на разные стержни, возможно изготовить адаптер для обратного молотка своими руками или приобрести готовый в любом автомобильном магазине.

Использование обратного молотка в работе по вытягиванию вмятин доказало эффективность при работе с арками и порогами, где доступное внутреннее пространство невелико. Также его применение возможно при небольших повреждениях на дверях и корпусе в случае, если не задето ребро жесткости. Самостоятельное изготовление обратного молотка позволит сэкономить значительную сумму.