Какую долю в загрязнении атмосферы занимает автотранспорт. Транспортные средства – источник загрязнения окружающей среды

Министерство образования и науки Республики Бурятия .

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Никольская средняя общеобразовательная школа»

Научно-практическая конференция учащихся

«Шаг в будущее»

Экология региона.

Тема:

Роль автомобиля в загрязнении

Руководитель :

Введение.

Объект исследования : окружающая среда

Предмет исследования: автомобили.

Практическая значимость работы: сохранение качества окружающей среды и здоровья населения находится в числе самых острых проблем современности.

Цель: изучить влияние автотранспорта на экологическое состояние окружающей среды.

Задачи:

1. Рассмотреть «вклад » автомобильного транспорта в загрязнение атмосферы.

2. Определить количество (единиц) автотранспорта, проходящего по участку дороги.

4. Изучить влияние автомобильного транспорта на окружающую среду.

Гипотеза: Быть или не быть автомобилям.

Методы:

· Изучение литературы;

· Беседа с работниками АЗС, сельской администрациёй;

· Расчеты по формулам.

Оборудование: ручка, микрокалькулятор, блокнот, телефон с камерой.

Нельзя допустить, чтобы люди направляли на свое

собственное уничтожение те силы природы,

которые они сумели открыть и покорить»

(Ф. Жолио - Кюри, физик, лауреат

Нобелевской премии.)

Загрязнение окружающей среды имеет почти такую же дол­гую историю, что и история самого человечества. Долгое время перво­бытный человек мало, чем отли­чался от других видов животных и в экологическом смысле находился в равновесии с окружающей средой. К тому же численность человече­ства была невелика. С течением времени в результате развития биологической организации людей, их умственных способностей, чело­веческий род выделился среди других видов: возник первый вид живых существ, воз­действие которых на все живое представляет собой потенциаль­ную угрозу равновесию в природе. Можно счи­тать, что «вмешательство человека в природные процессы за это время выросло не менее чем в 5000 раз, если это вмешательство вообще можно оценить».

Выбросы вредных веществ от автотранспорта характеризуются количеством основных загрязнителей воздуха, попавших в атмосферу из выхлопных (отработанных газов) газов, за определенный промежуток времени. Исходными данными для расчета количества выбросов является:

1. количество единиц автотранспорта разных типов, проезжающих по выделенному участку автотрассы в единицу времени;

2. норма расхода топлива автотранспорта (средние нормы топлива автотранспорта).

Сделав расчеты, я получил следующее:(см приложение табл 4 «Норма расхода топлива автотранспортом при движении», табл 5 « Выброс вредных веществ от автотранспорта в зависимости от вида горючего»)

Рассчитал количество топлива (Qi, л) разного вида, сжигаемого при движении двигателями автомашин, по формуле Qi= Li x Yi, значение Yi взял в таблице 4. Полученные результаты занес в таблицу 6.(см приложение табл 6 «Определение общего количества сожженного топлива каждого вида»)

Вывод: определил общее количество сожженного топлива каждого вида получилось, что бензина сжигается больше чем дизтоплива.

Беседуя с работниками АЗС «Роснефть» с Никольска я узнал, что в день израсходуется бензина - 3 тонны, дизтоплива-2 тонны. В месяц получается 94 тонны бензина и 67 тон саляры.

Следующим шагом своей работы я рассчитал количество выделившихся вредных веществ в литрах при нормальных условиях по каждому виду топлива и всего. Вот что у меня получилось(см приложение табл 7 «Количество выброшенных вредных вешеств на участке федеральной трассы с Никольск»):

Вывод: анализ таблицы 7 показывает, что на участке федеральной автотрассы «Москва - Владивосток» основными загрязнителями атмосферы являются автомобили с бензинном двигателем.

2.Обработка результатов и выводов.

Обрабатывая результаты:

1. рассчитал массу выделившихся вредных веществ по формуле: m=V*M: 22,4

2. рассчитал количество чистого воздуха необходимого для разбавления выделившихся вредных веществ. Результаты записал в таблицу №8 (см приложение табл 8)

1. Уменьшить содержание вредных веществ в выхлопных газах.

Экологически чище заправка автомобилей не бензином, а сжиженным газом или спиртом, выхлопы от таких автомобилей менее опасны. В перспективе можно будет использовать водород , получаемого при разложении воды.

В будущем на смену современного автомобилю придёт электромобиль и конечно, человек будет чаще пользоваться велосипедом и ходить пешком.

2. Рационально использовать движение транспорта.

3. Разработка наиболее эффективного движения маршрута городского транспорта;

4. Полная реализация экологических и экономических законов, принятых в России и других странах.

4. Заключение:

Быть автомобилю или не быть? Ответ однозначен – быть! В настоящее время идёт борьба с автомобильной опасностью. Конструируются новые фильтры, разрабатываются новые виды горючего. Остаётся надеяться, что в ближайшее время человечество сумеет найти способы эксплуатации автомобильного транспорта без причинения вреда окружающей среде и здоровью человека. Человек должен изменить свою жизненную позицию во взаимоотношениях с природой. Из её покорителя и потребителя человечество должно превратиться в партнёра окружающей его среды. Насущной необходимостью современности является экологическая грамотность, экологическая культура и этика всего человечества, и в первую очередь –граждан России.

Чтобы уменьшить пагубное влияние автомобилей на природу, следует:

1. Уменьшить содержание вредных веществ в выхлопных газах.

Экологически чище заправка автомобилей не бензином, а сжиженным газом или спиртом, выхлопы от таких автомобилей менее опасны. В перспективе можно будет использовать водород, получаемого при разложении воды.

В будущем на смену современного автомобилю придёт электромобиль и конечно, человек будет чаще пользоваться велосипедом и ходить пешком.

2. Рационально использовать движение транспорта.

Наибольшее количество загрязняющих веществ выбрасывается при разгоне автомобиля, особенно при быстром, а также при движении с малой скоростью (из диапазона наиболее экономичных) . Относительная доля (от общей массы выбросов) углеводородов и оксида углерода наиболее высока при торможении и на холостом ходу, доля оксидов азота - при разгоне. Из этих данных следует, что автомобили особенно сильно загрязняют воздушную среду при частых остановках и при движении с малой скоростью, поэтому чтобы уменьшить количество выбросов, движение по улицам следует делать безостановочным.

3. Разработка наиболее эффективного движения маршрута городского транспорта;

Маршруты грузового автотранспорта следует выносить за город на объездные дороги, а в центр города заезжать только по необходимости – для обслуживания магазинов, предприятий, перевозки вещей населения. Можно создать специальные пешеходные зоны, где движение автотранспорта запрещено.

4. Полная реализация экологических и экономических законов, принятых в России и других странах.

Экологические законы, относящиеся к автотранспорту, действующие в России, описаны в главе 26 Уголовного кодекса РФ «Экологические преступления».

Законы есть, но придерживаются ли их автовладельцы и производители? Ответ напрашивается сам, т. к. используемые в стране автомобили не соответствуют современным европейским ограничениям по токсичности и выбрасывают вредных веществ существенно больше, чем зарубежные аналоги.

Отсутствие жёстких законодательных требований по токсичности выбросов приводит к тому, что потребитель не заинтересован покупать экологически более чистые, но при этом более дорогие автомобили, а производитель не склонен их выпускать.

Заключение:

Быть автомобилю или не быть? Ответ однозначен – быть! В настоящее время идёт борьба с автомобильной опасностью.

1. Используемая литература:

2. , Тагасов безопасность автомобильного транспорта-М, Издательство «Научтехлитиздат»,1999.

3. Аксёнов И. Я.,Аксёнов и охрана окружающей среды-М . «Транспорт»,1986

4. .Ашихмина зкологический мониторинг. М., «Агар», «Рандеву-АМ», 2000.

5. , и др. Автотранспортные потоки и окружающая среда: Учебное пособие для вузов-М. ИНФРА-М,1998

6. Валова экологии: Учебное пособие. 2-е издание переработанное и дополненное, «Издательский дом Дашков и Ко»,2001

7. Куров уменьшить загрязнение окружающей среды автотранспортом?// Россия в окружающем мире - Аналитический ежегодник,2000.

8. Эйхлер В. Яды в нашей пище (пер. с нем.)- М., «Мир»,1993.

9. Энциклопедия для детей. Экология. М.: «Аванта +», 2004 г.

10. Энциклопедия для детей. Химия. М.: «Аванта +», 2004 г.

11. , «Основы экологии», М.: «Просвещение», 1997 г.

12. , Химия – 10, М.: «Просвещение», 2008 г.

13. , Химия – 9, М.: «Просвещение», 2008 г.

14. ИД «Первое сентября», Химия, №14, №19, №22, №23, 2009г.

15. , «Начала химии», М.: «Экзамен», 2000г.

Шишков экологические проблемы. - М.: Зна­ние, 1991. -с. 3

Введение

Человечество приходит к осознанию необходимости коренной трансформации отношения к природной среде и своей роли в окружающем мире. Решение экологических проблем современного общества связано с сохранением и созданием на Земле благоприятных природных условий жизни для людей, гармонизацией развития общества и природы.

Транспорт относится к главным загрязнителям атмосферного воздуха, водоемов и почвы. Происходят деградация и гибель экосистем под действием транспортных загрязнений, особенно интенсивно на урбанизированных территориях. Остро стоит проблема утилизации и переработки отходов, возникающих при эксплуатации транспортных средств, в том числе и при завершении срока их службы. Для нужд транспорта в большом количестве потребляются природные ресурсы. Снижается качество окружающей среды из-за повышения уровня шумового воздействия транспорта. Это предопределяет необходимость разработки теоретических основ и методических подходов к решению экологических проблем в транспортном комплексе. Цель моей контрольной работы – это выявить, является ли автомобильный транспорт источником загрязнения окружающей среды. Здесь же я хочу поставить ряд задач, которые будут освещены в ходе моей контрольной работы:

– охарактеризовать автомобильно – дорожный комплекс России;

– ответить на вопрос какие загрязняющие вещества выбрасываются вместе с выхлопами двигателей автомобилей, распределить их по группам;

– дать характеристики Лондонскому и Лос – Анжелесскому типу смогов;

– установить какова экологическая обстановка в Краснодаре, к чему приводят автопробки на дорогах;

– выяснить, кто следит за состоянием атмосферного воздуха в Краснодарском крае;

– отметить какие законопроекты по охране атмосферного воздуха уже существуют, а какие находятся пока на согласовании в различных краевых департаментах;

– выявить, какие пути решения проблемы существуют, и что делать краснодарцам, пока проблема не решена.

1. Характеристика автомобильно-дорожного комплекса в России.

Автомобильный транспорт служит средством связи между местом проживания и местом работы, магазинами, местами развлечения и отдыха. Поселения и хозяйства вызывают необходимость развития транспорта, а новые пути сообщения и техническое совершенствование транспорта в свою очередь способствуют развитию поселений и хозяйства. Высокие скорости, обеспечиваемые автомобилем, и развитая дорожная сеть придали современному человеку большую мобильность. Развитие транспорта, строительство и поддержание транспортной инфраструктуры увеличивают вредные нагрузки на окружающую среду и человека посредством шума, загрязнения воздуха, разрушения ландшафтов и несчастных случаев .

Отмечается устойчивая тенденция роста численности автотранспортных средств, находящихся в личном пользовании. Средний возраст остается значительным, 10% парка эксплуатируется свыше 13 лет, полностью изношены и подлежат списанию. Такая эксплуатация приводит к непроизводительному расходу топлива и увеличению выброса в атмосферу загрязняющих веществ.

Достигнутый уровень автомобилизации в России в настоящее время в 2 – 4 раза ниже этого уровня в западных странах. Производимые в России модели автомобилей на 8 – 10 лет отстают по всем основным показателям (экономичности, экологичности, надежности, безопасности) от автомобилей, выпускаемых в промышленно развитых странах. К тому же автотранспортные средства отечественного производства не удовлетворяют современным экологическим требованиям. В условияхбыстрого роста автомобильного парка это приводит к еще большему возрастанию негативного воздействия на окружающую среду.

Состав автопарка по видам используемого топлива также остался прежним. Доля автомобилей, использующих газовое топливо, не превышает 2%. Удельный вес грузовых автомобилей с дизелями составляет 28% их общего количества. Для автобусного парка России доля автобусов, работающих на дизельном топливе, равна примерно 13%.

Состояние дорог в целом по России неблагополучное. Новые автомобильные дороги строятся крайне медленно. На большой протяженности участки дорог имеют неудовлетворительные гладкость, ровность и прочность. Это создает предпосылки возникновения транспортных происшествий.

В инфраструктуре транспортной отрасли насчитывается около 4 тыс. крупных и средних автотранспортных предприятий, занятых пассажирскими и грузовыми перевозками. С развитием рыночных отношений появились в большом количестве коммерческие транспортные подразделения небольшой мощности. Они выполняют автомобильные перевозки, техническое обслуживание и ремонт автомобилей, оказывают сервисные услуги и осуществляют прочие виды деятельности. Рост автопарка, изменение форм собственности и видов деятельности существенно не повлияли на характер воздействия автотранспорта на окружающую природную среду.

Основная масса (80%) вредных веществ выбрасывается автотранспортом на территориях населенных пунктов. Он по-прежнему сохраняет лидерство в загрязнении атмосферы городов. В середине 90-х годов на долю автотранспорта в России приходилось 80% выбросов свинца, 59% оксида углерода, 32% оксидов азота .

2. Загрязняющие вещества, выбрасываемые в ОС

2.1 Отработанные газы двигателей, характеристика групп

Отработавшие газы ДВС содержат около 200 компонентов. Период их существования длится от нескольких минут до 4 -5 лет. По химическому составу и свойствам, а также характеру воздействия на организм человека их объединяют в группы .

Первая группа. В нее входят нетоксичные вещества: азот, кислород, водород, водяной пар, углекислый газ и другие естественные компоненты атмосферного воздуха.

Вторая группа. К этой группе относят только одно вещество – оксид углерода, или угарный газ (СО). Продукт неполного сгорания нефтяных видов топлива не имеет цвета и запаха, легче воздуха. Оксид углерода обладает выраженным отравляющим действием. Отравлению угарным газом часто подвержены водители автотранспортных средств при ночевках в кабине с работающим двигателем или при прогреве двигателя в закрытом гараже.

Третья группа. В ее составе оксиды азота, главным образом N0 – оксид азота и NO2 – диоксид азота. Это газы, образующиеся в камере сгорания ДВС при температуре 2800 С.

Для человеческого организма оксиды азота еще более вредны, чем угарный газ. При высоких концентрациях оксидов азота возникают астматические проявления и отек легких. Вдыхая воздух, содержащий оксиды азота в высоких концентрациях, человек не имеет неприятных ощущений и не предполагает отрицательных последствий.

Четвертая группа. В эту группу входят различные углеводороды, то есть соединения типа СХ НУ. Они образуются в результате неполного сгорания топлива в двигателе.

Углеводороды токсичны и оказывают неблагоприятное воздействие на сердечнососудистую систему человека. Углеводородные соединения отработавших газов, наряду с токсическими свойствами, обладают канцерогенным действием.

Пятая группа. Ее составляют альдегиды – органические соединения содержащие альдегидную группу, связанную с углеводородным радикалом. Наибольшее количество альдегидов образуется на режимах холостого хода и малых нагрузок, когда температуры сгорания в двигателе невысокие.

Шестая группа. В нее выделяют сажу и другие дисперсные частицы (продукты износа двигателей, аэрозоли, масла, нагар и др.). Сажа – частицы твердого углерода черного цвета, образующиеся при неполном сгорании и термическом разложении углеводородов топлива. Она не представляет непосредственной опасности для здоровья человека, но может раздражать дыхательные пути. Создавая дымный шлейф за транспортным средством, сажа ухудшает видимость на дорогах.

Седьмая группа представляет собой сернистые соединения – такие неорганические газы, как сернистый ангидрид, сероводород, которые появляются в составе отработавших газов двигателей, если используется топливо с повышенным содержанием серы. Значительно больше серы присутствует в дизельных топливах по сравнению- с другими видами топлив, используемых на транспорте.

Сернистые соединения оказывают раздражающее действие на слизистые оболочки горла, носа, глаз человека, могут привести к нарушению углеводного и белкового обмена и угнетению окислительных процессов, при высокой концентрации (свыше 0,01%) – к отравлению организма.

Восьмая группа. Компоненты этой группы – свинец и его соединения – встречаются в отработавших газах карбюраторных автомобилей только при использовании этилированного бензина.

В придорожном пространстве примерно 50% выбросов свинца в виде микрочастиц сразу распределяются на прилегающей поверхности. Остальное количество в течение нескольких часов находится в воздухе в виде аэрозолей, а затем также осаждается на землю вблизи дорог. Накопление свинца в придорожной полосе приводит к загрязнению экосистем и делает близлежащие почвы непригодными к сельскохозяйственному использованию. Добавление к бензину присадки Р-9 делает его высокотоксичным.

Вразвитых странах мира применение этилированного бензина ограничивается или уже полностью прекращено. В России он еще находит широкое применение. Однако ставится задача отказаться от его использования. Крупные промышленные центры и курортные местности переходят на использование неэтилированных бензинов.

Негативное воздействие на экосистемы оказывают не только рассмотренные компоненты отработавших газов двигателей, выделенные в восемь групп, но и сами углеводородные топлива, масла и смазки.

В местах заправки транспортных средств топливом и маслом происходят случайные разливы и намеренные сливы отработанного масла прямо на землю или в водоемы. На месте масляного пятна длительное время не произрастает растительность.

2.2 Характеристика смогов

Углеводороды под действием ультрафиолетового излучения Солнца вступают в реакцию с оксидами азота, в результате образуются новые токсичные продукты – фотооксиданты, являющиеся основой «смога». Смог (от англ. smoke – дым и fog – туман).

По характеру действия стали выделять две разновидности смога: лос-анжелесского типа, сухой и лондонского типа, влажный.

Такой смог формируется в атмосфере под действием солнечного света при отсутствии ветра и низкой влажности из компонентов, характерных для выхлопных газов автомобилей. Впервые смог зафиксирован в 1944 г. в Лос-Анджелесе, когда в результате большого скопления автомобилей была парализована жизнь одного из крупнейших городов США. В результате фотохимических реакций образуются соединения, вызывающие увядание и гибель растений, сильно раздражающие слизистые оболочки дыхательных путей и глаз. Смог Лос-Анджелесского типа усиливает коррозию металлов, разрушение строительных конструкций, резины и других материалов. Окислительный характер такому смогу придают озон и другие образующиеся в нем вещества. Исследования, проведенные в 50-х годах в Лос-Анджелесе, показали, что увеличение концентрации озона связано с характерным изменением относительного содержания NO2 и NO .

В 1952 году явление смога наблюдалось в Лондоне.Туман сам по себе для организма человека не опасен, однако в условиях города, при непрекращавшемся поступлении дыма в приземные слои атмосферы в них скопилось несколько сотен тонн сажи (одного из виновников температурной инверсии) и вредных для дыхания человека веществ, главным из которых являлся сернистый газ.

Лондонский (влажный) смог – это сочетание газообразных и твердых примесей с туманом – результат сжигания большого количества угля (или мазута) при высокой влажности атмосферы. Впоследствии в нем практически не образуется каких-либо новых веществ. Таким образом, токсичность целиком определяется исходными загрязнителями.

Английские специалисты зафиксировали, что концентрация диоксида серы SO2 в те дни достигала 5–10 мг/м3 и выше при предельно допустимой концентрации этого вещества в воздухе населенных мест 0,5 мг/м3. Смертность в Лондоне резко возросла в первый же день катастрофы, а по прошествии тумана она снизилась до обычного уровня. Также было установлено, что прежде других умирали горожане старше 50 лет, люди, страдающие заболеваниями легких и сердца, а также дети в возрасте до одного года.

Точные данные о событиях тех дней – результат того, что к этому времени исследования воздуха проводились уже несколько десятилетий, ибо проблема загазованности в Лондоне существовала с давних пор

Урок из трагедии 1952 г. был извлечен достаточно быстро. В 1956 г. был принят закон о чистоте воздуха, который стал строго соблюдаться, и к 1970 г. выброс сажи (виновника атмосферной инверсии) удалось снизить в 13 раз. В результате от былых Лондонских туманов не осталось и следа. Отмечаются случаи, когда в центре города тумана меньше, чем в его окрестностях, хотя проблема загрязненности оксидами серы сохранилась .

Впоследствии смог периодически появлялся во многих крупнейших городах мира.

3. Экологическая обстановка в Краснодарском крае

3.1 Автомобили вытесняют людей

ВКраснодаре доля загрязнения воздуха выхлопами автотранспорта доходит до 98%. А ведь выбросы автомобилей намного опаснее, чем отходы промышленности. Чем древнее автомобиль, тем медленнее он движется, значит, и выхлопы становятся более токсичными. Добрая половина автопарка Кубани находится в заключительной стадии эксплуатации, кубанский автопарк пополняется за счет бывших в употреблении автомобилей. Сейчас в Краснодаре один автомобиль приходится 3,1 человека. Летом из-за транзита автопарк резко возрастает и эта цифра приближается к такому показателю – один автомобиль на одного человека. А температура воздуха у нас доходит до 40 градусов. И в это время все автомобили в городе застревают в пробках. Через Краснодар в широтном направлении проходят всего две магистральные улицы: Ставропольская и северная. А в направлении север – юг: Ростовское шоссе и Тургенева. Оно пересекают центр города, и сюда направляется масса транзитного транспорта, который мог бы миновать Краснодар и его центр. Количество пробок можно было бы значительно уменьшить путем распределения автомобильного потока по улицам города, однако этому мешает то, что многие дороги просто выведены из строя. Средняя скорость движения по улицам города примерно 15 км/ч, токсичность выхлопов при такой скорости близка к максимальному.

Автотранспорту, кроме специального, вообще нечего делать в центре Краснодара. Проблемы перемещения горожан внутри города нужно решать развитием общественного электротранспорта. Много лет назад в Краснодаре прижилась практика запрета движения автотранспорта по улице Красной в выходные и праздничные дни. Экология города намного улучшилась .

В кубанской столице ещё недавно престижно было жить в центре, но постепенно предпочтения людей меняются и всё чаще они пытаются переехать за пределы города, где можно дышать чистым воздухом. В городе вот уже более 40 лет наблюдением за состоянием атмосферного воздуха занимаются сотрудники комплексной лаборатории ГУ «Краснодарский краевой центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды». Специалисты три раза в день приезжают на стационарные посты (всего их три), где по строго отработанной технологии берут пробы воздуха. Его качество определяется по данным более 12 тыс. измерений, которые делаются в течении года.

3.2 Законопроекты по охране атмосферного воздуха

За последние 5 лет количество автомобилей в регионе возросло в 1,5 раза. В результате выбросы вредных веществ превышают 600 000 тон в год. Поэтому сейчас разрабатывается проект, который «введет ограничения по въезду автотранспорта на особо охраняемые, природные и курортные зоны, а также на территории где техногенная нагрузка превышает все нормы – сказал заместитель руководителя краевого департамента по ЧС и государственному экологическому контролю Юрий Голубев. – Так, мы предлагаем ограничить въезд на особо охраняемые территории, детские оздоровительные комплексы, в зону на расстоянии 500 метров от береговой линии моря. Но общественный транспорт, служебные машины, милиция, «скорая», люди проживающие в этих зонах, будут иметь право на передвижение». Будем надеется, что этот проект заработает уже в этом году.

В настоящее время принят и действует закон «Об охране атмосферного воздуха на территории Краснодарского края». Закон направлен на реализацию конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о её состоянии. Законом запрещено производство и эксплуатация транспортных и иных передвижных средств, в выбросах которых содержание загрязняющих веществ превышает установленные технические нормативы. Законом установлен государственный, производственный и общественный контроль за охраной атмосферного воздуха. Законом определены такие виды деятельности, как разработка конструкторской документации и изготовление установок для получения альтернативных видов топлива и доведение качества очистки дизельного топлива до европейских стандартов; разработка и изготовление систем заправки, хранения и транспортировки топлива; производство добавок и присадок к моторному топливу, улучшающих его экологические свойства. Также в законе предусмотрены меры экономического стимулирования для лиц, осуществляющих такую деятельность.

3.3 Пути решения проблемы

Экологическая обстановка в Краснодаре критическая даже по нормам в России. Автотранспорт выбрасывает 270 тыс. тонн загрязнений в год. Это составляет 355 кг. на одного жителя, наглядно эту проблему можно представить так: за каждым пешеходом в центральной части года закреплена выхлопная труба автомобиля, и она выбрасывает ему в лицо отработанные газы двигателя в пять раз больше предельно допустимой концентрации.

Итак, существует три пути решения этой проблемы. Первый – тактический, краткосрочный: наладить жёсткий контроль над уровнем выхлопных газов хотя бы в центральной части города, где их концентрация наибольшая, и на въезде в город. Второй – стратегический: переход на экологически чистые виды топлива (растительные масла, водород и другие). Третий – производство и оснащение автомобилей двигателями новой конструкции, резко снижающими вредность выбросов на этом же топливе. А пока только остаётся порекомендовать краснодарцам следующее: помнить, что все вредные выхлопы тяжелее воздуха, они скапливаются в припочвенном слое воздуха и заниженных слоях города. поэтому нужно держаться подальше от проезжей части и лучше стоять, чем сидеть. Держаться подальше от перекрёстков, где концентрация в три раза выше, чем на середине квартала. И, наконец, для передвижения по городу лучший вид транспорта, в экологическом отношении – трамвай. Он всегда расположен выше остальных, не имеет вредных испарений топлива и его маршруты по менее интенсивным транспортным артериям .

Заключение

Транспортно-дорожный комплекс является важнейшим составным элементом экономики России. Однако функционирование транспорта сопровождается мощным негативным воздействием на природу. Вклад транспорта в ее загрязнение целесообразно оценивать в сопоставлении с другими отраслями хозяйства по всем компонентам экосистем: атмосфере, воде, почве, растительному и животному миру.

Транспорт – один из основных загрязнителей атмосферного воздуха. Его доля в общем объеме выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных и подвижных источников по России составляет около 70%, что выше, чем доля любой из отраслей промышленности.

В своей контрольной работе я привела все примеры того, что автотранспорт является самым мощным источником загрязнения окружающей среды, в конце я хочу подвести итоги моей работы, ответив на задачи, поставленные во введении. Итак, численность автомобилей в России увеличивается, хотя треть автопарка сильно изношены, и подлежат списанию.В окружающуюсреду в ходе работы двигателей выбрасывается большое количество вредных веществ, таких как: азот, оксид углерода, углеводороды, альдегиды, сажа, сернистые соединения, свинец. По поводу смогов хочу отметить, что существует Лос – Анжелесский тип – это фотохимический (сухой) смог, и Лондонский – влажный смог.

Экологическая обстановка в Краснодаре критическая даже по нормам в России. Автотранспорт выбрасывает 270 тыс. тонн загрязнений в год, что в четыре раза больше допустимых в России норм. За состоянием атмосферного воздуха у нас в городе следит ГУ «Краснодарский краевой центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды». Также, у нас в крае разрабатываются законопроекты по охране атмосферного воздуха, которые позволяют «легче вздохнуть» нашим жителям.

Экологическая проблема автотранспорта стоит остро не только у нас в регионе, поэтому необходимо искать пути её решения: переходить на экологически чистые виды топлива, либо, оснащать автомобили двигателями новой конструкции, а пока всего этого нет, нам приходится лишь приспосабливаться.


Список использованных источников

1. Окружающая среда: энциклопедический словарь – справочник. М.: прогресс 1999. 304 с.

2. Павлова Е.И. Экология транспорта: Учебник для вузов. – М.: Транспорт, 2000. 248 с.

3. Николайкин М.И. Экология: Учебник для вузов 3 е изд. – М.: Дрофа 2004. 624 с.

7. Вольная Кубань: «Чистота атмосферного воздуха – задача государственная». – 9 октября 2004 г.

Я решил выбрать тему «Роль автомобиля в загрязнении окружающей сре­ды», чтобы ещё раз подчеркнуть и дать возможность задуматься над пробле­мой, которая должна тревожить каждого жителя города, в котором есть авто­транспорт.

К мобильным источникам относятся автомобили и транспортные механиз­мы, передвигающиеся по земле, по воде и по воздуху. В больших городах к числу основных источников загрязнения атмосферного воздуха относитсяав­тотранспорт. Отходящие газы двигателей содержат сложную смесь, их более чем двухсот компонентов, среди которых немало канцерогенов. Наземные транспортные средства - это механизмы, передвигающиеся по шоссейным и железным дорогам, а также строительное, сельскохозяйственное и военное оборудование. В соответствии с различиями в количествах и видах выбрасы­ваемых загрязняющих веществ целесообразно рассматривать в отдельности двигатели внутреннего сгорания (особенно двух- и четырехтактные) и дизели и, анало­гичным образом, паровые и дизельные локомотивы. В таблице №3 указаны выбросы от мобильных источников.

Таблица №3

Основные виды выбросов загрязняющих веществ от мобильных ис­точников

ТИП ДВИГАТЕЛЯ

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ЗАГРЯЗНЕНИЙ

Четырехтактный двигатель внут­реннего сгорания

Углеводороды, ок­сид углерода, окси­ды азота

Автомобили, авто­бусы, самолеты, мотоциклы

Двухтактный двигатель внутренне­го сгорания

Бензин (с добавлени­ем масла)

Углеводороды, ок­сид углерода, оксид азота, твердые веще­ства

Мотоциклы вспо­могательные мото­ры

Автобусы, тракто­ра, машины, поезда

Газовая турбина

Оксиды азота, твер­дые вещества

Самолеты, корабли, поезда

Паровой котел

Уголь, нефть

Оксиды азота, диок­сид серы, твердые вещества

Корабли, паровозы

Вредные вещества при эксплуатации подвижных транспортных средств поступают в воздух с отработавшими газами, испарениями из топливных сис­тем и при заправке, а так же с картерными газами. На выбросы оксида углерода значительное влияние оказывает рельеф дороги и режим движения автомаши­ны. Так, например, при ускорении и торможении в отработавших газах увели­чивается содержание оксида углерода почти в 8 раз. Минимальное количество оксида углерода выделяется при равномерной скорости автомобиля 60 км/ч.

В таблице №4 приведены значения концентрации основных примесей карбюраторного двигателя при различных режимах его работы.

Таблица №4

Концентрация веществ в зависимости от режима работы карбюраторного двигателя

Режим работы двигателя

Оксид угле­рода, % по объёму

Углеводо­роды, мг/л

Оксиды азота, мг/л

Холостой ход

Принудительный холостой ход

Средние нагрузки

Полные нагрузки

Выбросы оксидов азота максимальны при отношении воздух - топливо 16:1. Таким образом, значения выбросов вредных веществ в отработавших га­зах автотранспорта зависят от целого ряда факторов: отношения в смеси возду­ха и топлива, режимов движения автотранспорта, рельефа и качества дорог, технического состояния автотранспорта и др. Состав и объёмы выбросов зави­сят также от типа двигателя. В таблице №5 показаны выбросы ряда вредных веществ карбюраторного и дизельного двигателей.

Таблица №5

Выбросы (% по объёму) веществ при работе дизельных и карбюраторных двигателей

ВЕЩЕСТВО

ДВИГАТЕЛЬ

Карбюраторный

Дизельный

Оксид углерода

Оксид азота

Углеводороды

Бенз(а)пирен

До 20 мкг/м 3

До 10 мкг/м 3

Как видно из данных таблицы №5, выбросы основных загрязняющих ве­ществ значительно ниже в дизельных двигателях. Поэтому принято считать их более экологически чистыми. Однако дизельные двигатели отличаются повышенными выбросами сажи, образующейся вследствие перегрузки топлива. Сажа насыще­на канцерогенными углеводородами и микроэлементами; их выбросы в атмо­сферу недопустимы.

В связи с тем, что отработавшие газы автомобилей поступают в нижний слой атмосферы, а процесс их рассеяния значительно отличается от процесса рассеяния высоких стационарных источников, вредные вещества находятся практически в зоне дыхания человека. Поэтому автомобильный транспорт сле­дует отнести к категории наиболее опасных источников загрязнения атмосфер­ного воздуха вблизи автомагистралей.

В соответствии с формулой для среднего удельного выброса (коэффициен­та выброса)

Суммарный годовой выброс загрязняющих веществ

сумма годовых транспортных показателей

В таблице №6 приведены эти величины для автомобильных выбросов

Таблица №6 Средние удельные выбросы (коэффициенты выбросов) автотранспорта

Для 7 веществ приведены значения предельно допустимой максимально разовой концентрации (ПДКм.р.), для 1 вещества – значения ориентировочно безопасного уровня воздействия (ОБУВ), для 1 вещества – значения среднесуточной предельно допустимой концентрации (ПДКс.с.).

ВИД ЗАГРЯЗНЯЮЩЕГО ВЕЩЕСТВА

СРЕДНИЙ УДЕЛЬНЫЙ ВЫБРОС (ПРИ СРЕДНЕЙ СКОРОСТИ ТРАНСПОРТА 31,7 КМ/Ч)

В час

На километр

Оксид углерода

Несгоревшие углеводороды

Оксиды азота

Суммарное количество вы­хлопных газов (при 0 0 С)

0,914 м 3 /км

Средний расход топлива

Вывоз, переработка и утилизация отходов с 1 по 5 класс опасности

Работаем со всеми регионами России. Действующая лицензия. Полный комплект закрывающих документов. Индивидуальный подход к клиенту и гибкая ценовая политика.

С помощью данной формы вы можете оставить заявку на оказание услуг, запросить коммерческое предложение или получить бесплатную консультацию наших специалистов.

Отправить

Влияние транспорта на окружающую среду – одна из самых актуальных проблем современности. И чтобы её решить, нужно вникнуть в суть воздействия и разработать меры, направленные на устранение негативных последствий.

Актуальность проблемы

Существует несколько видов транспорта, но наиболее опасным с точки зрения негативного воздействия на окружающую среду считается автомобильный. И если несколько десятков лет назад личную машину мог позволить себе далеко не каждый, то сегодня она стала необходимым и вполне доступным средством передвижения для многих людей.

В связи с этим доля загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу автомобилями, достигла 50%, в то время как в 70-е годы прошлого века она составляла всего 10-15%. А в крупных городах и современных мегаполисах данный показатель может достигать 65-70%. Кроме того, ежегодно количество выбросов возрастает примерно на 3%, и это вызывает серьезные опасения.

Интересный факт: автомобильный транспорт занимает лидирующие позиции с точки зрения ущерба, наносимого окружающей среде, это . На его долю приходится более 90% загрязнения воздуха, чуть меньше 50% шумового воздействия, а также около 65-68% влияния на климат.

Вредные вещества, образующиеся в процессе эксплуатации транспорта

Экологические проблемы автомобильного транспорта очень актуальны и связаны с особенностями работы современных моделей. Если брать усреднённые показатели, то одна машина в течение года поглощает около четырёх тонн кислорода, необходимого для запуска процессов сгорания топлива. В результате работы двигателя автомобиля образуются отработанные газы, состоящие из множества вредных компонентов.

Так, в год выбрасывается порядка 800 кг угарного газа, 180-200 килограммов углеродов и примерно 35-40 кг оксидов азота. Также в атмосферу выделяются и канцерогенные соединения: порядка пяти тысяч тонн свинца, около полутора тонн бензапилена, свыше 27 тонн бензола и более 17 тысяч тонн формальдегида. А общее количество всех вредных и опасных веществ, выделяемых в процессе эксплуатации автомобильного транспорта, составляет около 20 миллионов тонн. И такие цифры огромные и пугающие.

Всего в состав отработанных газов, выделяемых автомобильным транспортом, входит свыше 200 различных компонентов и соединений, и подавляющее их большинство обладает токсичными свойствами. А некоторые вещества образуются в результате эксплуатации машин и их взаимодействия с окружающими поверхностями, например, из-за трения резины об асфальт.

Нельзя недооценивать и вред различных автомобильных деталей, утилизации которых не уделяется должного внимания. В итоге образуются стихийные свалки с миллионами запчастей транспорта, изготовленных из резины и металлов, которые также выделяют опасные пары в атмосферу.

Процесс работы двигателя автомобильного транспорта очень сложен и включает массу различных реакций. В ходе последних образуются многочисленные вещества, основными среди которых являются:

  • Углеводороды являются соединениями, состоящими из изначальных или подвергшихся распаду элементов топлива.
  • Сажа представляет собой образующийся в результате пиролиза твёрдый углерод и основную составляющую нерастворимых частиц, выделяемых двигателем автотранспорта.
  • Оксиды серы образуются в процессе входящей в состав автомобильного топлива серы.
  • Оксид углерода – это не имеющий запаха и цвета газ, имеющий невысокую плотность и быстро распространяющийся по атмосфере.
  • Углеводородные соединения. Они изучены довольно плохо, но учёным уже удалось выяснить, что эти компоненты выхлопных газов могут служить исходными продуктами для формирования так называемых фотооксидантов.
  • Оксид азота является бесцветным газом, а диоксид приобретает насыщенный бурый оттенок и характерный неприятный запах.
  • Сернистый ангидрид представляет собой газ без цвета, но с очень едким запахом.

Интересный факт: состав выхлопных отработанных газов, выделяемых в атмосферу в ходе эксплуатации автомобильного транспорта, зависит от особенностей работы машины, её состояния, используемого топлива, а также опыта водителя.

Негативные последствия

Воздействие автомобильного транспорта на окружающую среду крайне негативно. И стоит рассмотреть несколько основных угроз.

Парниковый эффект

О нём говорят все экологи, и последствия такого глобального явления уже начинают проявляться. Возникающие в процессе эксплуатации автомобилей компоненты отработанных выхлопных газов проникают в атмосферу, повышают плотность её нижних слоёв и создают эффект парника. В итоге солнечные лучи попадают на поверхность Земли и нагревают её, но тепло не может уходить обратно в космос (примерно такие процессы наблюдаются в теплицах).

Парниковый эффект – это реальная угроза. К его возможным последствиям относятся повышение уровня мирового океана, глобальное потепление, природные катаклизмы, хозяйственный кризис, губительное влияние на фауну и флору.

Изменение экосистемы

Из-за загрязнения окружающей среды транспортом страдает практически всё живое на земле. вдыхают животные, из-за чего ухудшается функционирование их дыхательной системы. В результате нарушения дыхания и нехватки кислорода страдают другие органы.

Животные испытывают стресс, из-за которого могут вести себя неестественно. Также заметно снижаются темпы размножения, в результате чего одни виды становятся малочисленными, а другие начинают относиться к редким и вымирающим. Сильно страдает и флора, ведь отработанные газы автомобильного транспорта практически сразу попадают на растения, образуя на них плотный налёт и нарушая процессы естественного дыхания.

Кроме того, вредные соединения проникают в почву и из неё всасываются корнями, что также негативно сказывается на состоянии и росте представителей флоры. Связанные с негативным влиянием автотранспорта перемены с каждым годом становятся всё более масштабными и глобальными, а со временем они могут привести к краху существующей на планете Земля экосистемы, что повлияет на жизнь человечества, воздух, атмосферу.

Экологические проблемы из-за автотранспорта

Экологические проблемы автотранспорта — актуальные вопросы. Активная и повсеместная эксплуатация автомобилей сильно ухудшает экологию, загрязняет воздух, водоёмы, осадки, атмосферу. И такая ситуация может привести к многочисленным проблемам со здоровьем.

Так, сильно страдает дыхательная система, ведь вредные вещества выхлопных газов практически сразу попадают в неё, раздражают слизистые оболочки, засоряют лёгкие и бронхи. Из-за нарушения дыхания возникает дефицит кислорода во всех тканях человеческого организма. Кроме того, опасные выбрасываемые автомобильным транспортом соединения разносятся с кровью и оседают в различных органах, и последствия такого загрязнения могут проявляться спустя годы в виде хронических или даже онкологических заболеваний.

Кислотные дожди

Ещё одна опасность активного использования автомобильного транспорта – , возникающие из-за воздействия выхлопных газов и загрязнения атмосферы. Они влияют на растительный мир и здоровье людей, меняют состав почвы, разрушают здания и памятники, а также сильно загрязняют водоёмы и делают их воду непригодной для использования и проживания.

Пути решения проблемы

Экологические проблемы автомобильного транспорта в современном мире неизбежны. Но всё же их можно решить, если действовать комплексно и глобально. Рассмотрим основные пути решения проблем, связанных с эксплуатацией автомобилей:

  1. Чтобы сократить выбросы выхлопных газов, негативно влияющих на окружающую среду, следует использовать качественное очищенное топливо. Зачастую попытки сэкономить приводят к покупке бензина, содержащего опасные соединения.
  2. Разработка принципиально новых типов двигателей автомобильного транспорта, использование альтернативных источников энергии. Так, в продаже стали появляться электромобили и гибриды, работающие на электричестве. И хотя пока таких моделей немного, возможно, в будущем они станут более популярными.
  3. Соблюдение правил эксплуатации автомобиля. Важно вовремя устранять неполадки, обеспечить постоянное и комплексное обслуживание, не превышать допустимые нагрузки, придерживаться касающихся управления рекомендаций.
  4. Экологическая обстановка наверняка улучшится, если разработать и использовать очистное и фильтрующее оборудование, которое сократит объёмы вредных соединений, выделяемых автомобильным транспортом.
  5. Реконструкция двигателя автомобиля с целью повышения КПД и сокращения объёмов расходуемого топлива.
  6. Использование других видов транспорта, например, троллейбусов и трамваев.

Используйте автотранспорт рационально и старайтесь сокращать его негативное влияние на окружающую среду.

Загрязнение воздуха;

Загрязнение окружающей среды;

Шум, вибрация;

Выделение тепла (рассеяние энергии).

Влияние основных вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу автотранспортом на природную среду и человека

Оксид углерода

Высоко токсичное вещество. Уже при концентрации СО в воздухе порядка 0,01 - 0,02 % при вдыхании в течение нескольких часов возможно отравление, а концентрация 2,4 мг/м3 через 30 мин. приводит к обморочному состоянию. Оксид углерода вступает в реакцию с гемоглобином крови, наступает кислородное голодание, поражающее кору головного мозга и вызывающее расстройство высшей нервной деятельности

Твердые частицы

Проникают в дыхательные пути человека, что вызывает их различные заболевания. Из неорганической пыли наиболее отрицательное воздействие оказывает пыль, содержащая большое количество диоксида кремния, которое может вызвать – селикоз. Попадая в глаза, вызывает глазной травматизм и другие заболевания. Раздражает кожные покровы, подкожные нервы, засоряет кожные железы и бывает причиной гнойничковых заболеваний. Оседая на зеленой части растений, неорганическая пыль и особенно сажа ухудшают условия дыхания, замедляет рост и развитие растений. Все виды пыли засоряют водоемы, а кроме того, сажа образует на поверхности пленку, препятствующую воздухообмену.

Оксиды азота

Общий характер действия на теплокровных зависит от содержания в газовых смесях различных оксидов азота. При контакте с влажной поверхностью легких образуется азотная и азотистая кислоты, поражающие альвеолярную ткань, что приводит к отеку легких и сложным рефлекторным расстройствам. Действуя на кровеносную систему, приводит к кислородной недостаточности, оказывает прямое действие на центральную нервную систему.

Сернистый ангидрид

Оказывает многостороннее общетоксичное действие на теплокровных, вызывает острое и хронические отравления. Вызывает расстройство сердечно-сосудистой системы, легочно-сердечную недостаточность, нарушает деятельность почек.

Сероводород

Сероводород разрушающий и удушливый газ, вызывает поражение нервной системы, дыхательных путей и глаз. Может вызвать острое и хроническое отравление с разного рода последствиями.

Ароматические углеводороды

В условиях острого воздействия на теплокровных поражают центральную нервную систему, вызывая сонливость, вялость, судороги. В условиях хронической интоксикации оказывают политронное действие, поражая ряд органов и систем.

Бензапирен

Оказывает сильное канцерогенное, мутационное, тератогенное действие.

Формальдегид

Оказывает общетоксичное (поражение центральной нервной системы, органов зрения, печени, почек) сильное раздражающее аллергенное, канцерогенное, мутагенное действие.

Классификация автомобилей

По назначению автомобили делятся на:

Легковые автомобили по рабочему объему двигателя и сухой массе разделены на следующие классы:

Особо малый (1.2 дм3; 850 кг);

Малый (1.2- 1.8 дм3; 850 - 1150 кг);

Средний (1.8 - 3.5дм3 ; 1150 - 1500 кг);

Большой (свыше 3.5 дм3; до 1700 кг).

Автобусы предназначенные для внутри городского и пригородного общественного транспорта, называют городскими, а предназначенные для междугородних перевозок – междугородными. Число мест в автобусах в зависимости от назначения составляет 10 - 80. По длине автобусы разделены на следующие классы:

Особо малый до 5м;

Малый 6 - 7.5м;

Средний 8 - 9.5м;

Большой 10.5 - 12м.

Грузовые автомобили делят по грузоподъемности, т. е. по массе груза (т), который можно перевести в кузове. По грузоподъемности они делятся на классы:

Особо малый 0.3 - 1т;

Малый 1 - 3т;

Средний 3 -5т;

Большой 5 - 8т;

Особо большой 8т и более.

Автомобили специального назначения выполняют не транспортные работы. К ним относятся коммунальные автомобили для очистки и поливки улиц, пожарные, автокраны и т.д.

  1. Практическая часть

Выбор улиц для проведения практической деятельности

Для проведения мониторинга состояния атмосферы в микрорайоне нашей школы наиболее оптимально подходят пересечения ул.11-Линия – ул.Кочубея, ул.11-Линия – ул. Ленина и ул.11-Линия – ул.Мира. Данный вариант позволит оценить уровень загруженности перекрестков в районе школы и степень опасности, исходящей от них для жителей микрорайона (в т.ч. школьников).

Определение загруженности улиц автотранспортом

Интенсивность движения автотранспорта производится методом подсчета автомобилей разных типов (3 раза за день по 60 мин).

Полученные результаты оформлены в Таблице 1.

Таблица 1 . Интенсивность движения автотранспорта на исследуемых участках дорог.

Тип автомобиля

Число автомобильных единиц

ул.11-ая Линия – ул.Кочубея

ул.11-ая Линия – ул.Мира

ул.11-ая Линия – ул.Ленина

Легкий грузовой

Средний грузовой

Тяжелый грузовой

Автобус

Легковой

Загруженность

в час

Интенсивность движения

Низкая

Средняя

Средняя

Интенсивность выражается суммарной оценкой загруженности улиц автотранспортом согласно ГОСТ 17.2.2.03 – 87:

низкая интенсивность движения – 2,7 - 3.6 тыс. автомобилей в сутки;

средняя интенсивность движения – 8 - 17 тыс. автомобилей в сутки;

высокая интенсивность движения – 18 - 27 тыс. автомобилей в сутки.

Таким образом, полученный уровень интенсивности движения на исследуемых участках дороги может быть выражен в виде диаграммы.

Диаграмма 1. Уровень интенсивности движения автотранспорта на исследуемых участках дорог.

Метод оценки уровня загрязнения приземного слоя атмосферы выбросами автотранспортных средств (по концентрации углерода)

Загрязнение атмосферного воздуха отработавшими газами автомобилей удобно оценивать по концентрации окиси углерода , которая рассчитывается оп формуле:

Где

0,5 – фоновое загрязнение атмосферного воздуха не транспортного происхождения, мг/м3;

N – суммарная интенсивность движения автомобилей на городской дороге, автомобилей в час;

К т – коэффициент токсичности автомобилей по выбросам в атмосферу СО, определяется как средневзвешенный для потока автомобилей по формуле:

Где

Р i – состав движения в долях единиц.

Значение К п определяется по Таблице 2

Таблица 2. Значение коэффициента К П

К С – коэффициент изменения концентрации СО в зависимости от скорости ветра – определяется по Таблице 3.

Таблица 3. Значение коэффициента К С

Скорость ветра

Коэффициент К С

2,70

2,00

1,50

1,20

1,05

1,00

К В – коэффициент изменения концентрации СО в зависимости от относительной влажности воздуха определяется по Таблице 4.

Таблица 4. Значение коэффициента К В

Относительная влажность, %

Коэффициент К В

1,45

1,30

1,15

1,00

0,85

0,75

0,60

К П – коэфициент увеличения загрязнения атмосферного воздуха СО у пересечений определяется по Таблице 5.

Таблица 5. Значение коэффициента К П

Тип пересечения

Коэффициент К П

Регулируемое пересечение:

Светофорами (обычное)

Светофорами управляемое

Саморегулируемое

Не регулируемое:

Со снижением скорости

Кольцевое

С обязательной остановкой

Оценка уровня загрязнения приземного слоя атмосферы выбросами автотранспортных средств (по концентрации углерода)

Загрязнение атмосферного воздуха ул.11-ая Линия – ул.Кочубея:

Где

N = 198

Т П

Тип автомобиля

Коэффициент К П

Кол-во транспорта

Вес транспорта

легкий грузовой

4,6%

0,11

средний грузовой

0,06

тяжелый грузовой (дизельный)

0,00

автобус

0,5%

0,02

легковой автомобиль

0,93

Средневзвешенное значение К Т

1,12

К т = 1,12

К С =

К В =

К П = 1,9 (не регулируемый перекресток со снижением скорости)

Загрязнение атмосферного воздуха ул.11-ая Линия – ул.Мира:

Где

N = 540

Для того чтобы рассчитать средневзвешенное значение К Т необходимо вычислить вес каждого транспорта в его общем объеме, перемножить веса на коэффициент К П из таблицы и сложить полученные произведения. Расчет данного показателя можно представить в таблице:

Тип автомобиля

Коэффициент К П

Кол-во транспорта

Вес транспорта

Произведение Вес на коэффициент

легкий грузовой

0,6%

0,01

средний грузовой

3,1%

0,09

тяжелый грузовой (дизельный)

2,2%

0,004

автобус

14,1%

0,52

легковой автомобиль

80,0%

Средневзвешенное значение К Т

1,424

К т = 1,424

К С = 1,00 (скорость ветра при проведении подсчета = 6 м/с)

К В = 1,00 (относительная влажность воздуха при проведении подсчета = 71%)

К П = 2,0 (саморегулируемое движение)

Загрязнение атмосферного воздуха ул.11-ая Линия – ул.Ленина:

Где

N = 604

Для того чтобы рассчитать средневзвешенное значение К Т необходимо вычислить вес каждого транспорта в его общем объеме, перемножить веса на коэффициент К П из таблицы и сложить полученные произведения. Расчет данного показателя можно представить в таблице:

Тип автомобиля

Коэффициент К П

Кол-во транспорта

Вес транспорта

Произведение Вес на коэффициент

легкий грузовой

2,98%

0,07

средний грузовой

4,3%

0,12

тяжелый грузовой (дизельный)

1,32%

0,003

автобус

7,95%

0,29

легковой автомобиль

83,45%

0,83

Средневзвешенное значение К Т

1,313

К т = 1,313

К С = 1,00 (скорость ветра при проведении подсчета = 6 м/с)

К В = 1,00 (относительная влажность воздуха при проведении подсчета = 71%)

К П = 1,8 (регулируемый светофором перекресток)

Динамика выбросов оксида углерода

Таблица 6. Динамика выбросов оксида углерода

ул.11-ая Линия – ул.Кочубея

ул.11-ая Линия – ул.Мира

ул.11-ая Линия – ул.Ленина

5,16 мг/м 3

16,38 мг/м 3

15,17 мг/м 3

≈ ПДК

в 3,3 раза > ПДК

в 3 раза > ПДК

Выводы

По результатам проведенной работы можно сделать следующие выводы:

  • Из анализа литературного обзора видно, что информации по загрязнению окружающей среды г.Армавира автомобильным транспортом нет.
  • Исследуемый объект находится в микрорайоне школы, которая расположена в жилом районе района Линии. Вследствие этого выбросы автотранспортных средств неблагоприятно влияют на здоровье школьников, населения, проживающего в этом районе и на окружающую среду в целом.
  • Из таблицы 1 «Интенсивность движения автотранспорта на исследуемых участках дорог» видно, согласно ГОСТ 17.2.2.03 – 87, что на перекрестках улиц Ленина – 11-ая Линия и Мира – 11-ая Линия средняя интенсивность движения автотранспорта, а на перекрестке улиц Кочубея – 11-ая Линия – низкая.
  • Из Таблицы 6 «Динамика выбросов оксида углерода» видно, что наиболее высокая концентрация СО наблюдается на перекрестке улиц Мира – 11-ая Линия (превышает ПДК СО в 3,3 раза) и на перекрестке улиц Ленина – 11-ая Линия (превышает ПДК СО в 3 раза). На перекрестке улиц Кочубея – 11-ая Линия выбросы оксида углерода примерно соответствуют ПДК (превышает ПДК СО на 0,16 мг/м 3 ).
  • Из Таблицы 1 «Интенсивность движения автотранспорта» видно, что наибольший процент (более 80) на всех участках дорог занимает легковой транспорт, который и влияет на превышение показателей загруженности и выбросов оксида углерода. Данная проблема говорит о том, что не проведена оптимизация движения автотранспорта в данном районе.
  • Организация мероприятий по защите окружающей среды от влияния автотранспортных средств зависит от общей экономической ситуации, т. к. любые мероприятия – вывод из эксплуатации изношенного парка, замена топлива, внедрение систем, снижающих выбросы, требуют значительных материальных затрат.

Мероприятия по защите окружающей среды от влияния автотранспортных средств

Ограничение загрязнения атмосферы при использовании автотранспортных средств сводится к выполнению трех основных положений:

  • совершенствование автомобиля и его техническое состояние (применение новых типов топлива и поддержание технического состояния автомобиля – строгий контроль со стороны инспекторов ГАИ);
  • рациональная организация перевозок и движения (совершенствование дорог, выбора парка подвижного состава и его структуры, оптимальная маршрутизация автомобильных перевозок, организация и регулирование дорожного движения);
  • ограничение распространения загрязнения от источника к человеку (увеличение расстояния между автомобильной дорогой и жилым комплексом, максимальное озеленение территорий микрорайонов и разделительных полос (тополь, каштан).
  1. Заключение

Данное исследование было посвящено проведению мониторинга загрязнения атмосферы выбросами производимыми автотранспортом в микрорайоне школы № 2 г.Армавира. В начале работы была поставлена цель провести оценку уровня загрязнения атмосферы выбросами автотранспортных средств в микрорайоне школы № 2 г.Армавира. В процессе работы данная цель достигнута полностью. В результате исследования гипотеза, выдвинутая в начале работы, была подтверждена на 66%. Действительно выбросы автотранспорта на перекрестках улиц Мира – 11-ая Линия и Ленина – 11-ая Линия превышают допустимые нормы ПДК. В то время как на перекрестке улиц Кочубея – 11-ая Линия наблюдается относительная норма количества выбросов (на 0,13 мг/м 3 больше нормы). Таким образом, можно предположить, что исследуемый участок нуждается в мерах по снижению загруженности транспортом и снижения количества выбросов, загрязняющих атмосферу (меры по защите окружающей среды от этого фактора предложены в работе).

В ходе работы я:

Научилась : проводить расчеты для определения уровня загрязненности окружающей среды, выполнять математические действия для достижения поставленной цели, рассчитывать средневзвешенное значение;

Узнала : о разнообразии вредных веществ, выбрасываемых автомобильным транспортом и их вреде для окружающей среды и человека.

В дальнейшем я планирую продолжить свое исследование, связанное с изучением вреда автотранспорта и провести мониторинг состояния атмосферы исследуемой территории на основе биоиндикации.

  • Промышленная экология. Влияние автотранспорта на атмосферу / http://prom-ecologi.ru/
  • Свободная энциклопедия ВикипедиЯ / http://ru.wikipedia.org/wiki/Классификацияавтомобилей
  • ГОСТ 17.2.2.03 – 87 Охрана природы. Атмосфера. Нормы и методы измерений содержания оксида углерода и углеводородов в отработавших газах автомобилей с бензиновыми двигателями. Требования безопасности.
  • Распоряжение Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Правительства Санкт-Петербурга от 10.12.2007 N 140-р об утверждении Методики расчета выбросов автотранспорта вблизи регулируемого перекрестка и оценки их воздействия на атмосферный воздух Санкт-Петербурга / http://www.bestpravo.ru/leningradskaya/xg-dokumenty/u6n.htm 4
  • 0301

    Азота диоксид (Азот (IV) оксид)

    ПДКм.р.

    0,200

    0304

    Азот (II) оксид (Азота оксид)

    ПДКм.р.

    0,400

    0328

    Углерод (Сажа)

    ПДКм.р.

    0,150

    0330

    Сера диоксид (Ангидрид сернистый)

    ПДКм.р.

    0,500

    0337

    Углерод оксид

    ПДКм.р.

    5,000

    0703

    Бенз/а/пирен

    (3,4-Бензпирен) x 10 -4

    ПДКс.с.

    1,000

    1325

    Формальдегид

    ПДКм.р.

    0,035

    2704

    Бензин (нефтяной, малосернистый) (в пересчете на углерод)

    ПДКм.р.

    5,000

    2732

    Керосин

    ОБУВ

    1,200