Управление экологическими рисками: существующие подходы и стандарты. Управление экологическим риском на уровне предприятия

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Контрольная работа

по предмету: Экономика природопользования

Управление экологическим риском

Введение

1. Экологическая безопасность

1.1 Критерии экологической безопасности

1.2 Правовое обеспечение экологической безопасности

2. Экологические риски

2.1 Основные понятия и термины управления и оценки рисков

Заключение

Список литературы

Введение

Человек по своей природе стремится к состоянию защищенности и хочет сделать свое существование максимально комфортным. С другой стороны, мы постоянно находимся в мире рисков. Угроза исходит и от криминогенных элементов, и от горячо любимого правительства, способного проводить непредсказуемую политику, существует риск заболеть инфекционным заболеванием, риск возникновения военного конфликта, риск несчастного случая. Сегодня все это воспринимается естественно и не кажется чем-то надуманным, потому что все эти события, угрожающие нашей безопасности, вполне вероятны и, более того, уже случались на нашей памяти. Следовательно, проводятся профилактические мероприятия по снижению этих рисков, и каждый в состоянии их назвать.

В последнее время угроза для безопасности и комфортного существования человека начинает исходить от неблагоприятного состояния окружающей среды. В первую очередь, это риск для здоровья. Сейчас уже не вызывает сомнения, что загрязнение окружающей среды способно вызвать ряд экологически обусловленных заболеваний и, в целом, приводит к сокращению средней продолжительности жизни людей, подверженных влиянию экологически неблагоприятных факторов. Именно ожидаемая средняя продолжительность жизни людей является основным критерием экологической безопасности.

В качестве основного метода анализа безопасности использована широко принятая в мире современная методология анализа риска, официально признанная Министерством здравоохранения РФ. Данная методология позволяет объективно и количественно оценить риски здоровью человека, связанные с присутствием в атмосферном воздухе, поверхностных водах и продуктах питания вредных веществ различной природы - химических канцерогенов и токсинов, радиоактивных веществ. Детальные пилотные проекты, реализованные под эгидой Минздрава в наиболее неблагополучных городах, привели к печальным выводам (раздел "Экологические риски"): Уровни риска, связанные с загрязнением химически вредными веществами, в десятки, сотни и тысячи раз превосходят уровни, которые считаются социально приемлемыми в развитых странах.

1. Экологическая безопасность

Отметим также, что понятие "экологическая безопасность" применимо ко многим реалиям. Например, экологическая безопасность населения города или даже целого государства, бывает экологическая безопасность технологий и производств. Экологическая безопасность касается промышленности, сельского и коммунального хозяйства, сферы услуг, области международных отношений. Иными словами, экологическая безопасность прочно входит в нашу жизнь, и ее важность и актуальность возрастает год от года.

Говоря о факторах опасности, иногда различают техногенную и экологическую опасность. Под экологической опасностью подразумевают экологические воздействия, в результате которых могут произойти изменения в окружающей среде и вследствие этого измениться условия существования человека и общества. Но в глобальном масштабе естественные природные источники опасности сейчас относительно невелики по сравнению с антропогенными. Тем более что человек быстро учиться их прогнозировать и предупреждать.

Экологическая безопасность это - комплекс, мер направленных на снижении вредных последствий современного промышленного производства и выбросов в атмосферу. Экологическая безопасность - состояние защищенности биосферы и человеческого общества, а на государственном уровне - государство от угроз, возникающих в результате антропогенных и природных воздействий на окружающую среду. В понятие экологическая безопасность входит система регулирования и управления, позволяющая прогнозировать не допускает, а в случае возникновения - ликвидировать развитие чрезвычайных ситуаций. Экологическая безопасность реализуется на глобальном, региональном и локальном уровнях. Глобальный уровень управления экологической безопасностью предполагает прогнозирование и отслеживание процессов в состоянии биосферы в целом и составляющих ее сфер. Во второй половине XX века эти процессы выражаются в глобальном изменений климата, возникновении "парникового эффекта", разрушения озонового экрана, опустынивании планеты и загрязнения Мирового океана.

Суть глобального контроля и управления в сохранении и восстановлении естественного механизма воспроизводства окружающей среды биосферой, который направляется совокупностью входящих в состав биосферы живых организмов.

Управление глобальной экологической безопасностью является прерогативой межгосударственных отношений на уровне ООН, ЮНЕСКО, ЮНЕП и других международных организацию методы управления на этом уровне включают принятие международных актов по защите окружающей среды в масштабах биосферы, реализацию межгосударственных экологических программ, создание межправительственных сил по ликвидации экологических катастроф, имеющих природный или антропогенный характер.

На глобальном уровне был решен ряд экологических проблем международного масштаба. Большим успехом международного сообщества стало запрещение испытаний ядерного оружия во всех средах, пока кроме подземных испытаний. Региональный уровень включает крупные географические или экономические зоны, а иногда территории нескольких государств. Контроль и управление осуществляются на уровне правительства государства и на уровне межгосударственных связей (объединенная Европа, союз африканских государств). На этом уровне система управления экологической безопасностью включает в себя:

экологизацию экономик и новые экологически безопасные технологии

выдерживание темпов экономического развития, не препятствующих восстановлению качества окружающей среды и способствующих рациональному использованию природных ресурсов.

Локальный уровень включает города, районы, предприятия металлургии, химической, нефтеперерабатывающей, горнодобывающей промышленности и оборонного комплекса, а также контроль выбросов, стоков, и др.

Управление экологической безопасностью осуществляется на уровне администрации отдельных городов, районов, предприятий с привлечением соответствующих служб, ответственных за санитарное состояние и природоохранную деятельность. Решение конкретных локальных проблем определяет возможность достижения цели управления экологической безопасностью регионального и глобальному уровням.

Цель управления достигается при соблюдении принципа передачи информации о состоянии окружающей среды от локального к региональному и глобальному уровням. Независимо от уровня управления экологический безопасностью объектами управления обязательно являются окружающая среда, т.е., комплексы естественных экосистем, и социоприродные экосистемы. Именно поэтому в схеме управления экологической безопасностью любого уровня обязательно присутствует анализ экономики, финансов, ресурсов, правовых вопросов, административных мер, образования и культуры.

1.1 Критерии экологической безопасности

Научная литература и различные рекомендательные и нормативные документы содержат множество частных критериев безопасности, в том числе и экологической безопасности. При этом часто невозможно судить, по какому из этих критериев можно вынести окончательное суждение о безопасности того или иного объекта. Поэтому возникает необходимость разработки и использования небольшого числа интегральных критериев безопасности и получения на их основе обобщенной оценки состояния объекта. Для экосферы и ее частей - биомов, регионов, ландшафтов, т.е. более или менее крупных территориальных природных комплексов, включая административные образования, может служить уровень эколого-экономического, или природно-производственного паритета, т.е. степени соответствия общей техногенной нагрузки на территория ее экологической техноемкости - предельной выносливости по отношению к повреждающим техногенным воздействиям. Для отдельных экологических систем главными критериями безопасности выступает целостность, сохранность их видового состава, биоразнообразия и структуры внутренних взаимосвязей. Сходные критерии относятся и к технико-экономическим системам. Наконец для индивидуумов главным критерием безопасности является сохранение здоровья и нормальной жизнедеятельности.

1.2 Правовое обеспечение экологической безопасности

Широкий круг вопросов обеспечения экологической безопасности с начала девяностых годов нашел отражение российском законодательстве в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и охраны окружающей природной среды. Интенсивно развивающееся законодательство в период с 1993 по 1996 г., привело к появлению новых законов, регулирующих отношения по безопасности на предприятиях. Это касается вопросов охраны труда, пожарной безопасности, чрезвычайных ситуаций и ряда других. К этой группе законов относятся "Основы законодательства по охране труда", федеральные законы "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", "О пожарной безопасности", "Об экологической экспертизе" и другие. В результате отношения по безопасности для предприятий, аварии на которых могут произойти с ничтожно малой вероятностью и последствия этих аварий практически не представляют опасности для населения и окружающей среды, в достаточной степени регулируются действующим законодательством. Среди относящихся к этой группе законов регулирование отношений по экологическому страхованию представлено Федеральным законом "Об охране окружающей среды" и Законом РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации".

Первый из них рассматривает экологическое страхование как один из методов экономического регулирования в области охраны окружающей среды (глава IV, ст.18):

Экологическое страхование осуществляется в целях защиты имущественных интересов юридических и физических лиц на случай экологических рисков.

В Российской Федерации может осуществляться обязательное государственное экологическое страхование. Причем следует отметить, что государственное страхование осуществляется страховыми организациями любой формы собственности, но за счет средств, предоставленных из соответствующего бюджета (статья 927 ГК Российская Федерация). Закон РФ "Об организации страхового дела в РФ" в большей части оказался поглощенным Гражданским кодексом и реально регулирует лишь организационные аспекты страхования. Правовое обеспечение предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется на основе федерального закона и. подзаконных актов главным образом МЧС РФ.

техногенный опасность экологический безопасность

2. Экологические риски

Загрязнение природной среды газообразными, жидкими и твердыми веществами и отходами производства, вызывающее деградацию среды обитания и наносящее ущерб здоровью населения, остается наиболее острой экологической проблемой, имеющей приоритетное социальное и экономическое значение. Для объективной количественной оценки, сравнения, анализа, управления воздействием загрязнителей различной и разнообразной природы в последние десятилетия за рубежом и в России активно развивается методология рисков. Риск воздействия загрязнителя того или иного вида определяется как вероятность возникновения у человека или его потомства какого-либо вредного эффекта в результате этого воздействия.

Методология анализа рисков позволяет построить "шкалу", при помощи которой, можно проводить оценки и сравнения воздействия на окружающую среду и здоровье человека неблагоприятных факторов. Методология оценки и сравнения рисков в настоящее время не просто инструмент научных изысканий, но и официально признанный Министерством здравоохранения метод анализа. Экологический риск - вероятность наступления события, имеющего неблагоприятные последствия для природной среды и вызванного негативным воздействием хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера

Экологический риск характеризуется следующими нормативными уровнями: приемлемый экологический риск - это риск, уровень которого оправдан с точки зрения как экологических, так и экономических, социальных и других проблем в конкретном обществе и в конкретное время.

Предельно допустимый экологический риск - максимальный уровень приемлемого экологического риска. Он определяется по всей совокупности неблагоприятных экологических эффектов и не должен превышаться независимо от интересов экономических или социальных систем.

Пренебрежимый экологический риск - минимальный уровень приемлемого экологического риска. Экологический риск находится на уровне флуктуаций уровня фонового риска или определяется как 1% от предельно допустимого экологического риска. В свою очередь, фоновый риск - это риск, обусловленный наличием эффектов природы и социальной среды обитания человека. Широкое применение находит такое понятие, как индивидуальный экологический риск. Это риск, который обычно отождествляется с вероятностью того, что человек в ходе своей жизнедеятельности испытает неблагоприятное экологическое воздействие. Индивидуальный экологический риск характеризует экологическую опасность в определенной точке, где находится индивидуум, т.е. характеризует распределение риска в пространстве. Это понятие может широко использоваться для количественной характеристики территорий, на которые оказывают воздействие негативные факторы.

Таким образом, понятие экологического риска позволяет для широкого класса явлений и процессов дать количественное описание экологических опасностей. Именно это качество оценки риска и представляет интерес для экологического страхования.

2.1 Основные понятия и термины управления и оценки рисков

В последние 2-3 десятилетия понятие экологического риска широко используется в описании взаимодействия между опасными экологическими воздействиями и объектами окружающей среды. Возможность количественного анализа программ и мероприятий по обеспечению экологической безопасности является серьезным аргументом, способствующими все более широкому применению концепции экологического риска в деятельности различных организаций, в том числе страховых компаний.

Рассмотрим ряд основных понятий и определений, относящиеся к оценке и управлению экологическими рисками:

Оценка экологического риска - это научное исследование, в котором факты и научный прогноз используются для оценки потенциально вредного воздействия на окружающую среду различных загрязняющих веществ и других агентов:

окружающая среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов и антропогенных объектов, а также их взаимодействий; внешняя среда, в которой функционирует природопользователь;

природная среда, природа - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов;

компоненты природной среды - земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле;

естественная экологическая система - объективно существующая часть природной среды, которая имеет пространственно-территориальные границы и в которой живые (растения, животные и другие организмы) и неживые ее элементы взаимодействуют, как единое функциональное целое и связаны между собой обменом веществом и энергией;

благоприятная окружающая среда - окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов;

неблагоприятное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды;

природные ресурсы - компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность;

загрязнение окружающей среды - поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду;

нормативы в области охраны окружающей среды (далее также - природоохранные нормативы) - установленные нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на нее, при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие;

нормативы качества окружающей среды - нормативы, которые установлены в соответствии с физическими, химическими, биологическими и иными показателями для оценки состояния окружающей среды и при соблюдении которых обеспечивается благоприятная окружающая среда;

нормативы допустимого воздействия на окружающую среду - нормативы, которые установлены в соответствии с показателями воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и при которых соблюдаются нормативы качества окружающей среды;

нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду - нормативы, которые установлены в соответствии с величиной допустимого совокупного воздействия всех источников на окружающую среду и (или) отдельные компоненты природной среды в пределах конкретных территорий и (или) акваторий и при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие;

нормативы допустимых выбросов и сбросов химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов (далее также - нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов) - нормативы, которые установлены для субъектов хозяйственной и иной деятельности в соответствии с показателями массы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов, допустимых для поступления в окружающую среду от стационарных, передвижных и иных источников в установленном режиме и с учетом технологических нормативов, и при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества окружающей среды. Нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов (далее также - нормативы предельно допустимых концентраций) - нормативы, которые установлены в соответствии с показателями предельно допустимого содержания химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающей среде и несоблюдение которых может привести к загрязнению окружающей среды, деградации естественных экологических систем. Экологическое воздействие на окружающую среду - любое отрицательное или положительное изменение в окружающей среде, полностью или частично являющееся результатом деятельности организации - природопользователя, ее продукции или услуг.

Экологические аспекты - элементы видов деятельности организации, ее продукции или услуг, в результате которых может возникнуть экологическое воздействие;

Экологические факторы - количественные или качественные оценки экологических воздействий, характеризующиеся пространственным и временным масштабом, вредностью, токсичностью веществ, жесткостью физических воздействий,

Экологическая опасность - потенциальная угроза любого эффекта неблагоприятного экологического воздействия;

Чрезмерная экологическая опасность - экологическая опасность с таким уровнем экологических факторов, при котором нарушается соответствие среды обитания объектов живой природы их врожденным и приобретенным свойствам;

Экологический ущерб - ущерб окружающей среде от неблагоприятного воздействия, выраженный в натуральных показателях;

Цена экологического риска - совокупный эффект экологического и экономического ущербов, окружающей среды, к которому может привести экологический риск;

Управление экологическим риском - процедура анализа риска, в результате которой на основе учета оценки экологического риска принимается решение о приемлемости величины и минимизации цены экологического риска.

Управление экологическим риском является процедурой принятия решений, в которой учитывается оценка экологического риска, а также технологические и экономические возможности его предупреждения. Обмен информацией о риске также включается в этот процесс. Схема управления риском. Для анализа риска, установления его допустимых пределов в связи с требованиями безопасности принятия управляющих решений необходимы:

наличие информационной системы, позволяющей оперативно контролировать существующие источники опасности и состояние объектов возможного поражения, в частности, статистический материал по экологической эпидемиологии

сведения о предполагаемых направлениях хозяйственной деятельности, проектах и технических решениях, которые могут влиять на уровень экологической безопасности, а также программы для вероятной оценки связанного с ними риска

экспертиза безопасности и сопоставление альтернативных проектов и технологий, являющихся источниками риска

разработка технико-экономической стратегии увеличения безопасности и определение оптимальной структуры затрат для управления величиной риска и ее снижения до приемлемого уровня с социальной, экономической и экологической точек зрения составление рискологических прогнозов и аналитическое определение уровня риска, при котором прекращается рост числа экологических поражений формирование организационных структур, экспертных систем и нормативных документов, предназначенных для выполнения указанных функций и процедуры принятия решений.

Воздействие на общественное мнение и пропаганда научных данных об уровнях экологического риска с целью ориентации на объективные, а не эмоциональные или популистские оценки риска. В соответствии с принципом уменьшающихся рисков важным средством управления является процедура замещения рисков. Согласно ей риск, вносимый новой техникой, социально приемлем, если ее использование дает меньший вклад в суммарный риск, которому подвергаются люди, по сравнению с использованием другой, альтернативной техники, решающей ту же самую хозяйственную задачу.

Эта концепция тесно связана с проблемой экологической адекватности качества производства. Понятие риска сочетает в себе, как минимум, две вероятности: вероятность реализации неблагоприятного воздействия и вероятность поражения, потерь, нанесенных этим воздействием объектам окружающей среды и населению. Риск означает вероятность возникновения конкретного эффекта в течение определенного времени или при определенных обстоятельствах. При этом риск отличается как от вероятности воздействия, так и от вероятности причиненного ущерба. Риск может быть близок к нулю, несмотря на то, что вероятность реализации неблагоприятного события (постоянно действующие негативные факторы) или вероятность поражения близки к единице. В общем случае величина риска изменяется в пределах от нуля до единицы. Риск - это количественная или качественная оценка опасности; соответственно, экологический риск - это количественная или качественная оценка экологической опасности неблагоприятных воздействий на окружающую среду.

Заключение

Под безопасностью Российской Федерации понимается качественное состояние общества и государства, при котором обеспечивается защита каждого человека, проживающего на территории РФ, его прав и гражданских свобод, а также надежность существования и устойчивость развития России, защита ее основных ценностей, материальных и духовных источников жизнедеятельности, конституционного строя и государственного суверенитета, независимости и территориальной целостности от внутренних и внешних врагов. Это типичное для нашей страны определение безопасности, точнее - государственной безопасности. Оно может быть сведено к краткой формуле: "состояние защищенности от опасности".

Безопасность сложной системы определяется не только субъектами защиты или факторами внешней защищенности, сколько внутренними свойствами - устойчивостью, надежностью, способностью к авторегуляции. В наибольшей степени это относится именно к экологической безопасности. Человек, общество, государство не могут быть гарантами собственной экологической безопасности до тех пор, пока продолжают нарушать устойчивость и биотическую регуляцию окружающей природной среды.

Загрязнение природной среды газообразными, жидкими и твердыми веществами и отходами производства, вызывающее деградацию среды обитания и наносящее ущерб здоровью населения, остается наиболее острой экологической проблемой, имеющей приоритетное социальное и экономическое значение. Для объективной количественной оценки, сравнения, анализа, управления воздействием загрязнителей различной и разнообразной природы в последние десятилетия за рубежом и в России активно развивается методология рисков. Риск воздействия загрязнителя того или иного вида определяется как вероятность возникновения у человека или его потомства какого-либо вредного эффекта в результате этого воздействия. Методология анализа рисков позволяет построить "шкалу", при помощи которой, можно проводить оценки и сравнения воздействия на окружающую среду и здоровье человека неблагоприятных факторов. Методология оценки и сравнения рисков в настоящее время не просто инструмент научных изысканий, но и официально признанный Министерством здравоохранения метод анализа. В области практического анализа рисков связанных с воздействием химических вредных веществ работы только начинаются.

Список литературы

1. Акимова Т.С., В.В. Хаскин., Экология учебник, Москва, "Юнити" 1999 г.

2. Безопасность жизнедеятельности, Учебник под ред. Э.А. Арустамова, изд. дом "Дамков и К"., Москва 2000 г.

3. Безопасность жизнедеятельности, Учебник по ред. С.В. Белова, А.В. Ильницкой, А.Ф. Козьякова. Москва, "Высшая школа" 1999 г.,

4. Гришин А.С., В.Н. Новиков, Экологическая безопасность учебное пособие, "Гранд", Москва 2000 г.

5. Экология и безопасность жизнедеятельности, учебное пособие под ред. Л.А. Муравья, "Юнити", Москва 2000 г.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Общие понятия предпринимательского риска, специфика его экономического аспекта, факторов и видов. Особенности принципов деятельности коммерческой организации. Характеристика процесса управления риском. Сравнительный анализ уровня рисков двух проектов.

    контрольная работа , добавлен 17.11.2010

    Опыт внедрения механизмов финансирования системы здравоохранения в РФ; анализ затрат на профилактику, лечение и реабилитацию; оценка эффективности использования бюджетных средств на региональном и муниципальном уровнях на примере Вологодской области.

    научная работа , добавлен 04.02.2011

    Направления земельной политики на федеральном, региональном и муниципальном уровнях в Краснодарском крае. Оценка состояния земельной политики в городе-курорте Геленджик. Правовое обеспечение земельных отношений и кадастровая оценка земель поселений.

    дипломная работа , добавлен 04.02.2011

    Сущность понятия "проект". Проектный анализ и цель его выполнения. Основные вопросы финансовой оценки. Сравнительная характеристика проектов энергоиспользования. Временной горизонт мероприятия. Масштаб проекта. Критерии реализации и финансовой оценки.

    курсовая работа , добавлен 30.05.2008

    Сущность понятия "хозяйственный риск". Основные виды потерь. Факторы риска: объективная закономерность; зоны риска. Методы оценки риска. Системы управления экономическим риском. Подходы по снижению степени риска. Методика практического анализа рисков.

    курсовая работа , добавлен 29.04.2010

    Действия участников предпринимательства в условиях рыночных отношений, конкуренции. Методы организации управления риском. Классификация и виды рисков, страхование. Методы снижения риска. Группировка рисков по частоте возникновения и размеру ущерба.

    реферат , добавлен 12.02.2014

    Сущность и содержание экономической безопасности государства, нормативно-правовое обеспечение. Критерии и показатели оценки. Принципы повышения эффективности инвестиционной политики. Анализ существующих угроз. Основные нормативно-правовые документы.

    дипломная работа , добавлен 28.05.2016

    Современный железнодорожный транспорт как один из самых удобных, быстрых, комфортабельных и популярных видов транспорта. Общая характеристика принципов и методов экономического управления безопасностью движения на железнодорожном транспорте, особенности.

    дипломная работа , добавлен 06.12.2013

    Понятие и критерии кредитоспособности, информационная база ее анализа. Сущность и значение кредитных рисков и методов управления. Анализ кредитоспособности исследуемого предприятия по методикам ОАО "Ханты-Мансийского Банка", Сбербанка и банков США.

    дипломная работа , добавлен 22.05.2013

    Экономическая безопасность государства: сущность и содержание, задачи, критерии и существующие угрозы. Обеспечение экономической безопасности государства в международной торговле. Ключевые показатели внешней торговли РФ и их анализ, борьба с угрозами.

Люди управляют риском уже около четырех тысячелетий. Известно, что примерно 3900 лет назад в древней Месопотамии уже проводилось страхование имущества. В своде законов царя Хамураппи, датируемым 1950 г. до нашей эры, были записаны правила выдачи ссуд под залог корабля, которые предусматривали страховой риск и выплату соответствующей суммы в случае гибели судна и потери его груза. Этот вид страхования был развит позже в Древней Греции. Первый страховой полис, страховавший человеческую жизнь, появился много позже -- в 1583 г. в Англии.

Первым законодательным актом, нацеленным на снижение экологического риска, можно считать указ английского короля Эдуарда I, подписанный им более семисот лет назад, в 1285 г. Этот указ запрещал сжигать в печах, служивших для обжига и сушки кирпича, так называемый “мягкий” уголь, в котором много загрязняющих воздух примесей (Ваганов, 2001).

С целью предотвращения или уменьшения риска разрабатываются многочисленные и разнообразные документы, сферы действия которых могут ограничиваться каким-нибудь одним предприятием, а могут распространяться и на всю страну. К таким документам относятся законодательные акты и нормативы, направленные на охрану здоровья, улучшение условий труда, снижение загрязнения среды обитания, обеспечение безопасности на дорогах, стандартизацию качества продаваемых товаров и т.д. Всем известная надпись на сигаретных пачках «Минздрав предупреждает: курение опасно для вашего здоровья» представляет собой пример простейшей меры по снижению риска.

В последние годы определилась тенденция регулировать экологический риск законодательным путем, причем на самых высоких уровнях. Так, в 1995 г. Конгресс США постановил, чтобы все будущие законодательные акты в области здравоохранения и экологической безопасности основывались на таких научных данных, которые, во-первых, содержат оценки соответствующих рисков, и в которых, во-вторых, сочетаются эффективные меры снижения рисков с лежащими в разумных пределах затратами (Kunreuther, 1996)

Управление рисками - это процессы, связанные с идентификацией, анализом рисков и принятием решений, которые включают максимизацию положительных и минимизацию отрицательных последствий наступления рисковых событий (www.risk24.ru).

Управление экологическими рисками промышленного предприятия должно осуществляться в рамках системы экологического менеджмента на стадиях планирования, организации и реализации экологических действий и мероприятий, способствуя оптимизации принимаемых управленческих решений.

Объективной основой для построения системы управления экологическими рисками на предприятии является концепция приемлемого риска. В основу содержания данной концепции входят три разновременных уровня экологического риска:

  • · начальный уровень экологического риска, т. е. уровень риска идеи, замысла по развитию хозяйственной деятельности без учета мер по его анализу; это риск непознанный, неоцененный и, следовательно, достаточно высокого уровня вследствие неготовности менеджера к возникающим экологическим событиям;
  • · оцененный уровень экологического риска с учетом мер по его анализу, в результате которых получена реальная оценка уровня риска; это риск проанализированный и, следовательно, более низкого уровня вследствие готовности менеджера к экологическим последствиям;
  • · конечный (финальный, приемлемый) уровень экологического риска с учетом разработанных и проведенных активных и пассивных мероприятий по снижению его начального уровня.

Основные положения концепции приемлемого риска можно представить следующим образом:

  • · экологический риск - это зачастую управляемый параметр, на уровень которого можно и нужно оказывать воздействие;
  • · высокий уровень начального экологического риска не должен служить основанием для отказа от принятия какого-либо хозяйственного решения;
  • · детальный анализ экологического риска и разработка мероприятий, уменьшающих его отрицательные последствия, как правило, позволяют принимать хозяйственные решения, фактически реализуемые при приемлемом или допустимом уровне экологического риска;
  • · задача экологического риск-менеджмента заключается в том, чтобы уравновесить получаемую от реализации хозяйственного решения выгоду и возможные при этом потери (Тотаренко, 2006).

Таким образом, управление экологическим риском промышленного предприятия - это балансирование между уровнем возможных потерь и потенциальной выгодой от реализации экологически рискового хозяйственного решения с помощью применения разнообразных способов воздействия на уровень экологического риска (conf.bstu.ru).

Использование в законодательстве параметров риска требует точного количественного определения двух важнейших понятий -- максимально допустимого риска и пренебрежимо малого (безусловно приемлемого) риска. Риск признается пренебрежимым, если его уровень в силу своей малости не может быть надежно выявлен на фоне уже имеющихся рисков. Верхняя граница допустимого риска (максимально допустимый риск) различна у населения и персонала, работающего во вредных условиях. В России максимально допустимый индивидуальный риск для техногенного облучения лиц из персонала принят равным 1,010 3 за год, а для населения -- 5,010 5 за год (последняя величина в 50 раз превышает уровень пренебрежимого риска, который в Российской Федерации принят равным 10 6 за год).

Значения допустимого риска используются в качестве критериев в процессе управления экологическими рисками. Цель этого процесса -- снизить уровень риска до приемлемого. На рис. 1 представлены стадии процесса управления риском.

Рис 1

Процесс управления риском базируется на результатах количественного оценивания риска, которое позволяет

сопоставлять альтернативные проекты потенциально опасных объектов и технологий

выявлять наиболее опасные факторы риска, действующие на данном объекте

создавать базы данных и базы знаний для экспертных систем поддержки принятия технических решений и разработки нормативных документов

определять приоритетные направления инвестиций, направленных на снижение риска и уменьшение опасности.

Как следует из рис. 1, сначала осуществляется сравнение результатов оценки риска для рассматриваемой ситуации и соответствующих критериев. После этого сравнения находятся варианты снижения риска, каждый из которых оценивается с учетом затрат на его реализацию. Оценка вариантов является итеративной операцией, она повторяется до тех пор, пока не будет выбрано оптимальное решение (Ваганов, 2001).

Система управления риском может обеспечивать выполнение целого ряда управленческих целей организации. Она может выступать в качестве основы всей управленческой деятельности, на ее базе строится управленческая стратегия и система контроля. Система управления рисками предполагает всесторонний анализ совокупности имеющихся рисков, их идентификацию, оценку и выработку механизмов контроля.

Проблема управления рисками не может быть эффективно решена набором отдельных мероприятий и услуг. Данная задача решается исключительно внедрением комплексной технологии управления рисками, затрагивающей все аспекты деятельности компании. В основе технологии должен лежать принцип, согласно которому ни одно бизнес-решение не может быть принято без осознания степени риска, адекватного принимаемому решению.

Эффективное функционирование системы управления рисками требует соблюдения ряда принципов, которые должны быть заложены в нее на этапе ее проектирования и построения:

  • · максимальный охват совокупности рисков предусматривает стремление к наиболее полному охвату возможных сфер возникновения рисков, что позволяет свести степень неопределенности к минимуму;
  • · минимизация влияния рисков требует усилий в направлениях минимизации спектра возможных рисков и степени их влияния на деятельность компании;
  • · адекватность реакции на риски предполагает возможность адекватной и быстрой реакции на все изменения в совокупности рисков;
  • · принятие обоснованного риска, т.е. принятие риска возможно лишь в том случае, если он идентифицирован и оценен, выработан и внедрен механизм его мониторинга (www.risk24.ru).

Активная экологическая стратегия по управлению экологическими рисками включает в себя:

Оценка экологических рисков и разработка комплекса мероприятий по управлению ими

Внедрение систем экологического менеджмента и их сертификация по стандарту ИСО 14001

Инициативные меры по взаимодействию с поставщиками и потребителями по вопросам внедрения экологически чистых технологий

Эффективное взаимодействие с общественностью, государством и другими заинтересованными сторонами (Алексеева, 2006)

В условиях действия разнообразных внешних и внутренних факторов риска могут использоваться различные способы снижения риска, воздействующие на те или иные стороны деятельности предприятия.

Многообразие применяемых в предпринимательской деятельности методов управления риском можно разделить на 4 группы

методы уклонения от рисков

методы сохранения рисков

методы передачи рисков

методы снижения рисков

Уклонение от экологических рисков означает отказ от технико-технологических действий и мероприятий, влекущих за собой реализацию неприемлемого уровня рисков. Методы уклонения от риска наиболее распространены в хозяйственной практике, ими пользуются предприниматели, предпочитающие действовать наверняка. Этот метод может проявляться в виде: отказа от ненадежных партнеров (стремление работать только с надежными, проверенными партнерами, не расширение круга партнеров), отказа от рискованных проектов (отказ от проектов, реализуемость или эффективность, которых вызывает сомнение), поиска гарантов (риска на какое-либо третье лицо), увольнения некомпетентных работников.

Сохранение экологических рисков на существующем уровне может означать: 1) отказ от любых действий, направленных на компенсацию возникающего при реализации рисков ущерба («без финансирования»); 2) создание на предприятии специальных резервных фондов (фондов самострахования или фондов риска), из которых будет производиться компенсация убытков при наступлении неблагоприятного экологического события; 3) получение государственных дотаций, кредитов и займов для компенсации убытков и восстановления производства.

Передача экологических рисков подразумевает сохранение их существующего уровня с переносом полностью или частично на третьих лиц. Сюда относится страхование (имущественное, личное, страхование ответственности), которое подразумевает передачу технико-экологических рисков за определенную плату страховой компании, а также разного рода финансовые гарантии и поручительства. Передача экологических рисков может быть осуществлена и путем внесения в текст документов (например, договоров на поставку продукции) специальных оговорок, уменьшающих собственную ответственность предприятия при наступлении непредвиденных неблагоприятных событий или передающих риски контрагенту после реализации экологических рисков. Полная передача экологических рисков может произойти в результате аутсорсинга, означающего, в данном случае, продажу опасных в экологическом плане сфер бизнеса.

Из всех выше перечисленных способов воздействия на уровень технико-экологических рисков определяющую роль играет их снижение, которое подразумевает уменьшение либо размеров возможного экологического ущерба, либо вероятности наступления экологических событий, и базируется на экологизации промышленного производства, связанной с осуществлением превентивной экологической деятельности и организацией экологически чистого производства, которое представляет собой логичное завершение многоэтапного процесса преобразований в системе экологических мер: технологии «конца трубы» - малоотходные, ресурсосберегающие технологии - производство, ориентированное на предотвращение образования отходов в местах их возникновения (Экологически чистое производство, 2000).

В качестве способов воздействия на уровень социально-экологических рисков промышленного предприятия выступают: сигналинг; реализация стратегии улучшения экологического имиджа предприятия; создание двух- и многосторонних трансакционных отношений.

Под сигналингом понимается поведение предприятия, которое позволяет убедить заинтересованные стороны в его готовности решать какие-либо экологические проблемы. Примерами сигналинга могут служить так называемые проверяемые самоограничения или обязательства в экологической сфере, долгосрочно связывающие предприятие экологические инвестиции, экологический спонсоринг, условные договоры (например, обязательство переоборудовать транспорт в случае введения в стране более жестких стандартов на выхлопные газы) и т. п. Все эти сигналы должны подтвердить серьезность экологических намерений и действий промышленного предприятия и тем самым повлиять на восприятие обществом экологических рисков, связанных с его деятельностью.

Стратегия улучшения экологического имиджа промышленного предприятия включает в качестве одной из возможностей сигналинг, а также различные формы Public Relations. Другим средством улучшения экологической репутации предприятия является покупка им так называемого экологически приемлемого портфеля, например, приобретение акций фирмы, занимающейся рециклированием или переработкой отходов производства (Пахомова, 1999).

Управление экологическими рисками непосредственно связано с экологическим менеджментом. Понятие “система экологического менеджмента” впервые было определено и введено в специальном стандарте Великобритании BS 7750 в 1992 г. Через несколько лет появились международные стандарты, устанавливавшие рекомендации по управлению качеством среды обитания, они составили так называемую серию ISO 14000. Серия ISO 14000 включает в себя следующие стандарты

ISO 14001 -- Системы управления окружающей средой. Требования и руководство по применению (Environmental management systems -- Specification with guidance for use).

ISO 14004 -- Системы управления окружающей средой. Общие руководящие указания по принципам, системам и средствам обеспечения функционирования (Environmental management systems -- General guidelines on principles, systems and supporting techniques).

ISO 14010 -- Руководящие указания по экологическому аудиту. Основные принципы (Guidelines for environ-mental auditing -- General principles).

ISO 14011 -- Руководящие указания по экологическому аудиту. Процедуры аудита. Проведение аудита для систем управления окружающей средой (Guide-lines for environmental auditing -- Audit procedures -- Auditing of environmental management systems).

ISO 14012 -- Руководящие указания по экологическому аудиту. Квалификационные критерии для аудиторов в области экологии (Guidelines for environmental auditing -- Qualification criteria for environmental auditors).

ISO 14020 -- Экологические термины и формулировки. Основные принципы (Environmental labels and declarations -- General principles).

ISO 14031 -- Управление окружающей средой. Оценивание состояния экосистем. Проект руководящих указаний (Environmental management - Environmental performance evaluation -- Guidelines (a draft).

ISO 14040 -- Управление окружающей средой. Оценка жизненного цикла (продукции). Принципы и сфера применения (Environmental management -- Life cycle assessment -- Principles and framework.)

ISO 14041 -- Управление окружающей средой. Оценка жизненного цикла (продукции). Определение цели и аспектов инвентаризационного анализа (Envi-ronmental management -- Life cycle assessment -- Goal and scope definition and inventory analysis).

ISO 14050 -- Управление окружающей средой. Словарь терминов (Environmental management -- Vocabulary).

Методы управления экологическими рисками представлены в таблице 1

Таблица 1 Методы экологического управления

Информационные

Предупредительные

Принудительные

Административные

Финансово-экономические стимулы

Экономические меры взыскания

Меры пресечения и ответственности

Административно-правовые

Административно-контрольные

мониторинг окружающей среды

нормы права

экологический контроль

инвестиции

запреты работ

экологический учет

экостандарты

инвентаризация

субсидии

ограничение деятельности

исследования

экологическое лицензирование

приостановка лицензии

образование

экологическая сертификация

зачеты платежей

компенсации

арест нарушителя

экологическая экспертиза

обязательное экострахование

отстранение от работы

пропаганда

экоаудирование

льготные займы

облигации

др. дисциплинарные и иные взыскании, изъятие и т.д.

прогнозирование

программы

др. проверки

ускоренная амортизация

смешанные

Управление риском проводится с целью снижения его вероятности. Заблаговременное предвидение риска и своевременное принятие мер по его снижению (усилению его защищенности) и является управлением риском. Под управлением риском понимается процесс рационального распределения затрат на снижение различных видов риска, обеспечивающий достижение такого уровня безопасности населения и природной среды, какой только достижим в существующих в данном обществе экономических и социальных условиях.

Этапы управления рисками:

Описание экологического риска

Определения приемлемого уровня риска

Выбор необходимых действий для надзора и снижения рисков, в зависимости от экологического состояния факторов окружающей среды, показателей здоровья населения

Анализ затрат-выгод существующих рисков и планируемых мер по их наблюдению, предотвращению и сокращению

Определение приоритетов, в зависимости от описания факторов риска

Принятие решений по предотвращению, наблюдению и уменьшению экологических рисков

Осуществлению решений

Контроль над осуществлением данных решений, который проводится Гос.Экол. Инспекциями

Подведение итогов полученных результатов

Существует три метода по управлению экологическими рисками

1. Метод предотвращения риска , основывается на контроле экологического риска и может осуществляться следующими путями:

Предотвращение ситуаций риска, посредством устранения всех его предпосылок

Сокращение экологических затрат, посредством соблюдения всех экологических нормативов

Передача контроля над экологическими рисками, посредством передачи прав собственности компаниям, которые загрязняют окружающую среду, а также передача ответственности риска другим лицам, в особенности страховым компаниям

2. Метод компенсации экологических рисков, относится к деятельности, которая уже произошла и повлекла за собой ущерб, который должен быть восстановлен.

3. Метод страхования экологических рисков , включает в себя самострахование. Направлен на создание страховой защиты на случай причинения страхователям ущерба в результате внезапного сверхнормативного загрязнения окружающей среды (земельных угодий, водной среды или воздушного бассейна). Компенсация ущерба возможна только в виде денежных сумм.

Тема 3

Экологические субсидии

Экономический механизм по защите окружающей среды, включает в себя совокупность инструментов по управлению природными ресурсами, которые влияют на расходы и доходы пользователей и загрязнителей ресурсов окружающей среды.

Система экономических инструментов природоохранной

деятельности включает в себя:

Налоговую политику;

Субсидии и льготное кредитование;

Ускоренную амортизацию фондов природоохранного назначения;

Продажу прав на загрязнение;

Использование принципа «залог-возврат»;

Платежи за загрязнение и размещение отходов.

Экологическая субсидия – это выплата или налоговая льгота, предназначенная для покупки природоохранного оборудования или реализации природоохранных мероприятий. В отличие от налогов и штрафов, которые являются инструментом наказания субъектов, загрязняющих окружающую среду, субсидии предназначены для поощрения их природоохранной деятельности. Они могут выступать в виде прямых выплат, дотаций, налоговых льгот и займов с пониженной процентной ставкой. Экологическая субсидия выступает в двух основных формах: субсидия на приобретение природоохранного оборудования и субсидия на единицу снижения уровня загрязнения.

Типы экологических субсидий:

Безвозмездных пособий для иностранных грантов и бюджетные пожертвования

Кредиты на длительный период погашения

Кредиты с низкой процентной ставкой

Субсидирование процентных выплат по банковским кредитам

Сокращение экологических налогов для определенных загрязнителей

Снижение на некоторые категории налогов

Дополнительный доход от реструктуризации налоговой системы в неблагоприятной экологической зоне

Гарантии по кредитам (коммерческие кредиты) для загрязнителей, которые неответственность лишь за часть затрат на оборудование по очистке

Помощь частным загрязнителям, что является пропорциональным со снижением уровня загрязнения

Затраты на исключительные случаи

Источники субсидий

1. Экологические налоги, собираются с владельцев и загрязнителей окружающей среды

2. Внебюджетные экологические фонды

3. Международные кредитные институты, которые финансируют программы и экологические проекты

4. Государственный бюджет, к которому обращаются, тогда, когда собранная сумма налогов является меньшей по сравнению с расходами, которые затрачены на обеззараживание, поддержание и улучшение факторов окружающей среды

5. Местные бюджеты и фонды

6. Коммерческие банки и другие финансовые и банковские учреждения

7. Добровольные фонды

Из международных кредитных учреждений, которые предоставляют экологические субсидии можно выделить: Всемирный Банк, Европейский банк реконструкции и развития, Европейский инвестиционный банк.

Преимущества экологических субсидий.

Поучается двойной эффект – поддерживается ритм роста продукции, для удовлетворения потребностей потребителя, в особенности тех продукций, которые имеют низкую степень замещения (пищевая продукция, определённые металлы и др), а также максимальное уменьшение или устранение ущерба окружающей среде.

Недостатки

Основной недостаток субсидий состоит в нестимулировании затрат интернализации загрязнения окружающей среды или чрезмерного ее использования.

Субсидии являются дорогостоящими и требуют средств, которые часто не возмещаются, увеличивая в несколько раз разницу между предельно-социальными и предельно-частными издержками, отрицательные экологические экстерналии

Привлечение большого количества экономических агентов, в последствии возрастает объем загрязнения, и возрастают затраты на дальнейшее восстановление окружающей среды

Плохо стимулируют новые технические инновации

Под субсидиями понимается возможность загрязнения, использовать природные ресурсы в недопустимых пределах

Распределение субсидий требует разработку нормативных актов, которые должны обеспечивать надлежащий контроль по их использованию,постоянный контроль над неправительственными организациями по защите окружающей среды и местного населения.

Субвенции -вид государственного финансового пособия местным органам власти или отдельным отраслям хозяйства, предоставляемые на определенные цели на безвозмездной основе

Субвенции – это некоторые суммы средств, которые выделяются из бюджета высшего уровня по решению государственного органа власти на безвозмездной и безвозвратной основе в бюджет низшего уровня. Однако данные денежные суммы должны быть израсходованы на определенные цели.


Похожая информация.


Управление экологическим риском на уровне предприятия.

Реальным экологическим риском принято называть возможность (угрозы) превышения заданного (в том числе, обязательными экологическими стандартами или определœенными целями предприятия) уровня эмиссии. Он превращается в экономический риск , когда наблюдается превышение эмиссии предприятием общественно принятого и закрепленного в стандартах уровня. Со стороны контролирующих структур для предприятия появляются экономически чувствительные санкции, включая закрытие предприятия, рост издержек вследствие увеличения налогообложения или наложения штрафов, уменьшение доходов и т.п., что является предпосылкой экономического риска как вероятности возникновения санкций ввиду превышения принятого уровня экологической безопасности. Реальный экологический риск и вытекающий из него экономический риск , которые в совокупности отражают высокую степень неопределœенности, в литературе называются экологическим риском фирмы (см. рис. 6.1.).

Существуют две основные ситуации , при которых у предприятия возникают экологические риски .

Первая – когда и появление экологического ущерба и его последствия не определœены.

Вторая – когда экологический ущерб уже наступил, но его экономические последствия для предприятия не определœены.

В случае если первая ситуация характеризуется наличием как экологического, так и экономического риска, то вторая наличием лишь экономического риска. Первой ситуации соответствует потенциальный экологический ущерб, второй – фактический.


Рис. 6.1. Взаимосвязь между экологическим и экономическим

риском предприятия

Данное разграничение существенно, так как для этих двух ситуаций необходимы различные стратегии и инструменты менеджмента экологических рисков.

В корне управления экологическим риском на уровне предприятия находится взаимосвязь базовых разновидностей рисков и соответствующих ущербов (см. рис. 6.2.).

Рис. 6.2. Взаимосвязь между основными разновидностями рисков и соответствующих ущербов как основа риск-менеджмента предприятия (Пахомова Н.В., Рихтер К.К., 2006)

Необходимым условием эффективного риск-менеджмента на предприятии является также наличие хорошо функционирующей информационной системы в виде экологических балансов, анализа сценариев, методов исследования последствий технологий, данных экологического аудита͵ ОВОС и т.д. Вместе с тем, важна и соответствующая подготовка всœей организации и персонала предприятия.

Особенности риск-менеджмента применительно к представленной (см. рис. 6.2.) классификации экологических рисков представлены на рис. 6.3.

Рис. 6.3. Основные разновидности и особенности

риск-менеджмента

(по Пахомовой Н.В., Рихтеру К.К., 2006)

Управление рисками в разных ситуациях может производиться следующим образом (по рис. 6.2.) (по Пахомовой Н.В., Рихтеру К.К. Экономика природопользования и экологический менеджмент, 2006 ᴦ.)

Риск-менеджмент для случая А2. В данном случае мы имеем дело с научно измеренным потенциальным экологическим ущербом . У предприятия есть следующие варианты риск-менеджмента. Важно заметить, что для случая действующего производства избежание или уменьшение возможного риска (при транспортировке радиоактивных отходов это достижимо путем избегания самой транспортировки, ᴛ.ᴇ. либо перерабатывая отходы в месте их образования, либо повышая уровень безопасности и надежности средств транспортировки, либо посредством применения чистых технологий, исключающих образование самих отходов и т.д.).

Также возможно перераспределœение экологических рисков между самим предприятием и стейкхолдерами (к примеру, путем образования вокруг потенциально опасного объекта защитных зон) или заключение договоров с фирмами специализирующимися на выполнении связанных с существенными рисками производственно-технологических операций. При этом стейкхолдерами могут считаться физические или юридические лица, которые с одной стороны, обладают возможностями в процессе реализации своих целœей оказывать на хозяйствующий субъект воздействие, а с другой – сами испытывают на себе воздействие принимаемых субъектом решений.

Риск-менеджмент для случая А1. Субъективно представляемые потенциальные экологические риски в принципе возникают в результате асимметричного распределœения информации между хозяйствующим субъектом и стейкхолдерами. По этой причине основной задачей является преодоление (уменьшение) этой асимметрии. Согласно О.И. Уильямсону (см.: ), средствами решения данной проблемы являются сигналинг и связанное с ним улучшение репутации фирмы .

Под сигналингом принято понимать поведение хозяйствующего субъекта͵ противоположное оппортунистическому (ᴛ.ᴇ. преследующему корыстные интересы), ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ позволяет убедить стейкхолдеров в реальной готовности компании решать свои экологические проблемы. Примерами сигналинга бывают:

Проверяемые самоограничения или обязательства в области ООС;

Долгосрочные, связывающие хозяйствующего субъекта природоохранные инвестиции (к примеру, в строительство водоохранных сооружений);

Экологическийспонсоринг (финансовая поддержка экологических организаций и инициатив);

Условные договоры (к примеру, обязательство автомобильной компании переоборудовать автомобили в случае введения в стране более жестких стандартов на выхлопные газы).

Все эти сигналы должны подтвердить серьезность природоохранных намерений и действий компании и тем самым повлиять на восприятие обществом экологических рисков, связанных с ее деятельностью.

Стратегия улучшения репутации включает в качестве одной из возможностей сигналинг , а также различные формы ʼʼPublicRelationʼʼ .Другим средством улучшения экологической репутации хозяйствующего субъекта является покупка ею так называемого экологически приемлемого портфеля , к примеру, покупка энергетической компанией акций фирмы, занимающейся рециклированием или переработкой отходов.

Риск-менеджмент для случаев В1 и В2. Здесь в качестве фактического рассматривается ущерб, который либо наступил, либо с высокой степенью вероятности наступит. Этот тип риск-менеджмента в основном базируется на использовании и формировании адекватных институтов для регулирования взаимоотношений между предприятием и стейкхолдерами и, в особенности, для регулирования происходящих в рамках этих отношений процессом обмена. Так, посредством заключения трудовых договоров между администрацией и персоналом фирмы можно предусмотреть компенсацию в виде надбавок к заработной плате воздействия на здоровье неблагоприятных условий труда, а тем самым сократить, или ликвидировать неопределœенность для хозяйствующего субъекта͵ связанную с возможностью возникновения со стороны рабочих требований по компенсации ущерба, наносимом) их здоровью. Подобным образом функционируют и институты, регулирующие отношения фирмы с ее политико-административной внешней средой. Примером могут служить выдаваемые предприятию лицензии (разрешения) на загрязнение (в определœенных пределах) окружающей природной среды. Аналогичную роль играют ОВОС и экологическая экспертиза проектов. Последняя, включая как государственную, так и общественную оценку проекта и подтверждая целœесообразность (с экономической, социальной и экологической сторон) его реализации, также выступает средством регулирования отношений между инвестором и соответствующими стейкхолдерами и управления соответствующими рисками. Инструментом риск-менеджмента в рассматриваемом смысле является сертификация систем ЭМ на их соответствие ISO 14 000 (или ЕМАS).

Наряду с достаточно устоявшимися институтами, позволяющими управлять данным видом экологических рисков, существует многочисленная группа стейкхолдеров, отношения с которыми не имеют такой степени определœенности (к примеру, разного рода неформальные экологические организации, местные общины и т.п.). Для регулирования взаимоотношений с ними нужно развивать инновационные институты. Речь в данном случае идет о формировании двусторонних и многосторонних трансакционных отношений. Двусторонние трансакции охватывают договорные отношения между хозяйствующим субъектом и ее разнообразнымистейкхолдерами. При этом дизайн договоров определяется хозяйствующим субъектом и стейкхолдерами самостоятельно, вне прямой связи с существующими в обществе формализованными институтами (экологическими лицензиями, сертификатами, стандартами и т.п.).

Примером многосторонних трансакций может служить институт неформальных дискуссий, где представители различных общественных труни и фирм обмениваются своими позициями (взглядами) для выработки согласованных перспектив решения определœенной экологической проблемы.

Управление экологическим риском на уровне предприятия. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Управление экологическим риском на уровне предприятия." 2017, 2018.

Управление экологическими рисками

Задача управления экологическими рисками является, наверное, самой сложной задачей в теории рисков. Это обусловлено сложным механизмом формирования экологических рисков всех родов, включающим взаимодействие экономической деятельности человека, биотопов и биоценозов на некоторой территории. До настоящего времени формальные методы анализа, оценки и прогноза риска оказались зачастую неприменимыми из-за малого объема исходной информации о потенциальных ущербах и их связями с экологическими и энвиронментальными факторами. В таких условиях должны использоваться, и используются, универсальные эвристические методы управления рисками.


В первую очередь должен использоваться метод уклонения от риска. Это означает, что нельзя проводить рискованные в экологическом отношении эксперименты по внедрению чужеродных организмов для их экономической эксплуатации. Это может привести и часто приводит к непредсказуемым экологическим рискам первого рода. Яркими примерами являются завоз кроликов в Австралию и переселение африканских пчел в Южную Америку. Оба эксперимента диктовались экономическими соображениями, и их стоит описать подробнее.


Кролики были завезены в Австралию и выпущены в дикую природу вскоре после ее колонизации. Основным движущим мотивом было стремление развести их на новых территориях в условиях дикой природы с целью развития меховой индустрии в новой английской колонии, которая тогда рассматривалась как возможный локомотив экономики колонии. На первых порах дело развивалось великолепно. Кролики очень быстро размножились в Австралии, поскольку у них не оказалось доминирующих хищников. Популяция кроликов росла взрывообразно. Добыча пушнины кроликов приносила колоссальные доходы. Однако так продолжалось недолго. Спрос на мех кроликов в Англии резко упал, и кролики потеряли свое экономическое значение. Локомотивом экономики колонии стало сельское хозяйство, которому популяция кроликов стала наносить огромный ущерб. Попытки уничтожить теперь уже вредного зверька успехом не увенчались. До настоящего времени сельское хозяйство Австралии несет колоссальные ущербы от популяции кроликов, которые стали фактором экологического риска первого рода. Первоначальная экономическая выгода оказалась намного меньше, чем последующие ущербы.


История с завозом семьи африканских пчел в Бразилию также начиналась с благих экономических пожеланий: желания спасти медовую индустрию Бразилии от экономической катастрофы. В этой индустрии затраты были слишком велики, а отдача меда от пчел казалась слишком малой. Надо было увеличить процент отдачи меда от пчел любым путем, например путем использования более медоносных пчел. Существует два основных подвида медоносных пчел: европейская медоносная пчела и африканская медоносная пчела. Африканская пчела приносит много меда, но крайне агрессивна и в пчеловодстве не использовалась. Европейская пчела дает намного меньше меда, но менее агрессивна, не нападает на человека и животных. В пчеловодстве используется именно европейская пчела. Попытки селекционеров получить гибрид африканской и европейской пчелы с полезными качествами в виде повышенной отдачи меда и приемлемой агрессивности к успеху не привели.


В этих условиях в 1956 г. один-единственный бразильский биолог и пчеловод завозит семью африканских пчел в Бразилию, уверенный, что в природных условиях такой гибрид образуется сам собой. То, что не получилось у биологов в лаборатории, по его мысли, получится автоматически в условиях дикой природы в Бразилии. Он выпускает эту семью на волю и начинает наблюдения за ней. Его надежды не оправдались. Гибрид не получался. Более того, африканские пчелы начали активное вытеснение европейских пчел по всей Бразилии. Причины крылись в биологических различиях размножения африканских и европейских пчел, которые не были известны на момент переселения африканских пчел в Бразилию. Эти различия были выяснены путем тонких исследований значительно позднее, когда угрозу африканской пчелы осознали в США.


Через десяток лет в Бразилии уже не было европейских пчел, и бразильским пчеловодам вынужденно пришлось учиться управлять дикими африканскими пчелами. За последующие сорок лет они этому научились ценой сотен человеческих жизней и огромного количества погибшего домашнего скота. Медовая промышленность Бразилии вышла с 27 места в мировой табели о рангах на шестое. Вроде бы эксперимент удался, хоть и дорогой ценой. Однако все оказалось не так просто. Африканские пчелы начали свою экспансию на север, распространяясь на территории соседних государств, где вовсе не было нужды в замене европейских пчел на африканских. Более того, в некоторых из них медовая индустрия отсутствовала вообще, и африканские пчелы представляли фактор чистого экологического риска первого рода для жизни и здоровья людей.


Началась ожесточенная борьба с африканскими пчелами с целью ограничить их продвижение на север. Использовались хитроумные методы и ловушки, затрачены были десятки миллионов долларов и задействованы тысячи людей. Финансировались эти работы многими государствами, но в основном США, которые понимали опасность выхода африканских пчел на их территорию. Ничего не помогло. К началу 90-х годов африканские пчелы достигли территории США и стали значимым фактором чистого экологического риска первого рода в южных штатах. Появились первые человеческие жертвы. К настоящему времени их число исчисляется сотнями. Африканские пчелы внушают панический ужас населению США и серьезно мешают бизнесу. В частности, некоторые аэропорты оказались заселенными африканскими пчелами и потребовались серьезные затраты по их вытеснению. Целые города и городки оказались подверженными этой экологической угрозе первого рода. Возникла индустрия борьбы с африканскими пчелами в южных штатах США. В своем интервью через 50 лет, биолог, осуществивший завоз африканских пчел в Бразилию, признал результаты своего эксперимента крайне неудачными и просил прощения у семей погибших людей. Он неоднократно повторял, что хотел только хорошего для своей страны и никогда не повторил бы своей ошибки, если бы догадывался о ее последствиях.


Безусловно, существуют примеры и удачных экспериментов по завозу чужеродных организмов для их последующей экономической эксплуатации. Практически все сельское хозяйство активно использует селекцию и разведение прежде чуждых растений и животных на новых территориях. Однако в подавляющем числе случаев такая работа идет под наблюдением компетентных органов власти, и экологические риски первого рода находятся под контролем специалистов. Серьезный риск появляется в случае волюнтаристских решений в погоне за сиюминутной экономической выгодой. К сожалению, переходный экономический период в России способствует проведению именно таких экспериментов. Появляется также значительное количество самостоятельных предпринимателей, готовых рискнуть внедрением новых, чужеродных организмов, не представляя последствий таких действий.


Экологические риски делятся по своему происхождению на риски первого, второго, третьего и четвертого рода. Управление ими осуществляется различными способами. Вместе с тем, для них имеется одно общее обстоятельство. Управление экологическими рисками должно вписываться в общую систему управления экономической деятельностью некоторой территории, т.е. этот вопрос является прерогативой сектора власти, который устанавливает правила игры для коммерческого сектора и населения. В таких условиях основным методом управления экологическими рисками является репрессивное направление. Однако в России в настоящее время именно экологическое законодательство практически отсутствует и подменено законодательством по охране окружающей среды. Более того, концепция экологических рисков не включена в концепцию общего управления территориями, что имеет негативные последствия для всех секторов субъектов риска. В процедуры принятия управленческих решений для территорий в пределах РФ вообще не предусмотрена оценка экологических рисков, т.е. в этом отношении управление отсутствует.


Коммерческий сектор несет фактическую ответственность за само наличие экологических рисков второго, третьего рода и должен был бы нести их в полной мере. Однако на практике такая готовность отсутствует. Более того, зачастую в коммерческом секторе отсутствует само понимание именно экологических ущербов, и признаются только энвиронментальные риски. Предприятия выражают готовность платить за загрязнения и только. За последствия воздействий этих загрязнений на экосистемы, жизнь и здоровье человека они платить не готовы. Очевидно, что в таком случае им пришлось бы возмещать гораздо большие ущербы, обоснованность которых могла бы быть намного выше. Принятие концепции возмещения именно экологических, а не энвиронментальных ущербов для многих предприятий означало бы крах.


Важным методом управления экологическими рисками второго и третьего рода для коммерческого сектора является экологическое страхование. Оно может быть обязательным и добровольным. В России для опасных производств существует перечень деятельности и объектов, на которые распространяется обязательное экологическое страхование. Однако практика такого страхования наталкивается на трудности адекватной оценки экологических рисков, а также на надежность самих страховых компаний.


Население, для которого экологические риски второго и третьего родов могут быть достаточно высокими, обладают различными способами управления этими рисками. В странах с развитым гражданским обществом, где правительство вынуждено считаться с общественным мнением, огромную роль играют целенаправленные кампании и акции. Сила этих управляющих воздействий может достигать и международной арены. В условиях авторитарных или коррумпированных правительств палитра законных действий населения, отстаивающих свои права, гораздо уже, если не отсутствует вообще. Для населения основным методом управления экологическими рисками является уменьшение негативных последствий экономической деятельности предприятий за счет выбора места жительства, воздействия на коммерческий сектор и сектор власти путем акций, в том числе и с помощью некоммерческих экологических организаций. Можно сказать, что в России за последние 10 лет экологическое самосознание населения значительно выросло и продолжает расти.


Управление экологическими рисками четвертого рода осуществляется на основе компенсационных методов, среди которых основное место занимают судебные иски виновникам негативных событий, приведших к экономически ущербам через ухудшение экологических характеристик в окрестностях экономических объектов. Такие иски являются основным оружием в туристической индустрии, охотничьих угодьях, рыбопромышленной индустрии. Возможно также страхование экологических рисков четвертого рода при наличии развитой системы страхования в пределах страны.