Церковь в xvii веке. церковное управление

В XVII в. в Русской православной церкви сохранялось традиционное деление территории государства на церковные области – епархии. Их количество могло увеличиваться или уменьшаться в зависимости от изменения внешних границ, но принципы управления оставались неизменными. В соответствии с практикой соборного управления патриарх был первым среди равных и имел право полновластно распоряжаться только в своей патриаршей области.

При патриархе Иосафе была установлена очередность перечисления членов Освященного собора (высшего органа церковного управления) по важности их места в церковной иерархии: митрополиты Новгородский, Казанский, Ростовский, Сарский; архиепископы Вологодский, Суздальский, Рязанский, Тверской, Астраханский, Сибирский, Псковский; епископ Коломенский, и далее шли архимандриты и игумены 46 монастырей, причем целый ряд игуменов, в том числе Кирилло-Белозерского, Иосифо-Волоколамского, Соловецкого, Ферапонтова монастырей, были выше некоторых архимандритов.

Главы епархий ведали всеми духовными делами в рамках закрепленной за ними территории, и им подчинялись все расположенные там церкви и монастыри, за исключением тех, кто имел несудимые грамоты от Государя. Ни один из иерархов, в том числе, и патриарх, не имел права «вступаться» в пределы чужой епархии. Все доходы с духовенства и соответствующих судебных дел поступали в полное распоряжение главы епархии. Это касалось даже церквей архиерейских вотчин, разбросанных по разным уездам. Окладные и неокладные пошлины с них шли в казну той епархии, на территории которой они находились.ПОЛИТИКА ПРАВИТЕЛЬСТВА ПО ОТНОШЕНИЮ К ЦЕРКВИ. В русской церкви традиционно отсутствовало централизованное управление, поэтому закономерно наличие сильной зависимости церковных структур не от высшего духовного лица, а от государственной власти. Иерархи выбирались соборно, но по указу государя. Через светских чиновников, которые участвовали в управлении епархиями, государство контролировало сохранность церковного имущества и церковные доходы. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА. Тарханные грамоты духовенству, переписанные в 20-е годы XVII в. по новому Уложению, отменяли часть прежних льгот. Теперь они устанавливали четкий размер беспошлинной продажи и покупки на обиход и перечень обязательных налогов: ямские деньги, стрелецкие хлеба, острожное и городовое дело. Правительство активно нарушало права владык, выводя из их компетенции отдельные монастыри и церкви и подчиняя государевым приказам в Москве. Кроме этого на государственные нужды изымались значительные средства из казны монастырей и самого патриарха. УЧАСТИЕ ГОСУДАРСТВА В ЦЕРКОВНОМ УПРАВЛЕНИИ. Распространение православной веры продолжало оставаться важнейшим направлением государственной политики. Поэтому не удивительно, что челобитная служилых людей – иноземцев Кузнецкого острога о крещении их в православную веру подавалась не патриарху, а на имя государя. Под личным контролем государя продолжала оставаться патриаршая область и после учреждения Монастырского приказа.



ЦЕРКОВНО-ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ПЕРИОД ЦЕРКОВНОЙ РЕФОРМЫ. ЦЕРКОВНАЯ РЕФОРМА В УСЛОВИЯХ СТАНОВЛЕНИЯ АБСОЛЮТИЗМА. Вторая половина XVII столетия в истории церковно-государственных отношений была неразрывно связана с двумя процессами: изменением положения церкви в условиях начала становления абсолютизма и проведением одной из наиболее серьезных по своим последствиям реформ. Данная реформа привела к разделению верующих на тех, кто принял ее, и тех, кто с ней не согласился, остался приверженцем старой обрядности (старообрядцев). Реформа церковного богослужения была обусловлена как внутренними потребностями самой церкви, так и задачами государства и царской власти.

Вопрос о влиянии абсолютизма на характер церковно-государственных отношений – одна из дискуссионных тем в отечественной историографии. Ряд историков считает процесс подчинения церкви политике государства характерным признаком (атрибутом) абсолютизма. В России эта тенденция воплотилась в XVIII в., когда было упразднено патриаршество, и начался синодальный период церковного управления.

В XVII столетии государство не посягало на институт патриаршей власти. Причина такого различия государственного курса крылась не в слабости раннего абсолютизма, а в ином понимании церковно-государственных отношений. Православная церковь и патриаршество воспринимались как неотъемлемые устои российской самобытности. Церковь выступала в роли государственного идеолога. В силу этого государство было заинтересовано в церкви подчиненной, но сильной. Задача подчинения церкви могла осуществляться несколькими путями. Один из них был связан с расширением сферы светского законодательства, внесением в него статей, посвященных преступлениям против церкви. Другой предполагал наступление государства на экономическое могущество церкви. В XVIII столетии этот путь завершился секуляризацией церковных земель. В XVII в. подобные меры не считались оптимальными, так как грозили подрывом стабильности всего общественно-государственного уклада. С точки зрения государства церковь могла сохранять ряд привилегий, но они не должны были противоречить экономическому интересу самого государства.



Особым условием эволюции церковно-государственных отношений XVII столетия был фактор установления на российском престоле новой династии Романовых. Ее легитимность и сила власти находились в процессе становления. В этих условиях возрастало значение личных качеств царя как государственного деятеля. Нередко конфликт между государством и церковью трансформировался до уровня конфликта между царем и патриархом. Взаимодействие между высшим светским и высшим духовным лицом зависело от соотношения их жизненного и политического опыта.

Новая концепция церковно-государственных отношений проявилась в Соборном Уложении. Оно стало первым светским памятником, разбиравшим преступления против церкви и определявшим наказания по ним. Примечательно, что первая глава этого памятника называлась «О богохульниках и церковных мятежниках». Царская власть брала под свою защиту христианское вероучение, определяя всякое преступление против него как возложение хулы на Бога. Такая формулировка позволяла подвести под нее любое враждебное православию религиозное и общественное движение или учение. Любое богохульство влекло за собой смертную казнь через сожжение. Уложение брало под защиту государства основы православного вероучения только в самой общей форме, без определения направлений, враждебных ему. Тем самым светская власть предоставляла власти духовной самостоятельно разбираться в делах веры.

Поднимая авторитет церковной службы, государство брало под защиту саму церковь как учреждение и сложившийся в ней чин службы. Любой повинный в срыве церковного богослужения любым способом подлежал смертной казни; битье кнутом на базарной площади ждало тех, кто в церкви станет «говорить непристойные речи» священнику. Уголовное преступление, совершенное в стенах церкви, влекло за собой более серьезное наказание, чем аналогичное преступление, совершенное за ее пределами. Например, убийство, совершенное без умысла в стенах церкви каралось смертной казнью, вне церкви – «торговой» казнью. В качестве причины срыва богослужения Уложение рассматривало такие действия, как подачу во время службы челобитных о личных делах царю, патриарху, церковным чинам.

Несмотря на то, что новый законодательный свод создавал ряд необходимых условий для поднятия престижа церкви как государственного идеолога в обществе, решить данную проблему окончательно он не мог. Следующим шагом на этом пути стало проведение церковной реформы. Алексей Михайлович считал себя преемником византийских императоров и не исключал возможности, что в будущем ему суждено владеть Константинополем и всеми православными народами, находящимися под мусульманским игом. Другой веской причиной проведения реформы по греческому образцу для Алексея Михайловича стала задача воссоединения России с Украиной. Церковная практика в этих землях была сходна с греческой и разнилась с русской. Этот факт мешал признать малороссов строго православными, что могло породить вражду между Россией и присоединяемыми к ней территориями. В 1655 г. был проведен новый Церковный собор. В его работе принял участие патриарх Антиохейский Макарий. Последний рассчитывал получить в России богатые дары, и патриарх Никон на них не поскупился. В итоге Макарий одобрил реформаторские меры и предложил ряд новых. Главное же заключалось в том, что на Соборе Макарий и несколько греческих епископов прокляли приверженцев двоеперстия. На следующий год всех сторонников старых обрядов отлучили от церкви.ДЕЛО ПАТРИАРХА НИКОНА. Дальнейшее проведение реформы Никоном натолкнулось на его разногласия с царем, которые не касались вопросов реформы напрямую. Глубинной причиной разногласий стали противоречия между чрезмерным усилением роли Никона в государстве и тенденциями к абсолютизации царской власти. В середине 50-х годов, в тот период, когда царь с войсками участвовал в войне с Польшей, Никон сосредоточил в своих руках не только духовное, но светское управление. Постепенно Никон пришел к идее о первенстве духовной власти над светской. Духовная власть выше царства, так как «царь поемлет посвящение, помазание и венчание от архиерея», т. е. царь венчается на царство, принимает свою власть, освященную Богом, от патриарха.

Притязания патриарха на первенство в государстве были обречены на провал по ряду объективных и субъективных причин, главные из них: ранее отмеченная тенденция к абсолютизации власти, а также изменения, произошедшие в личности государя и характере его взаимоотношений с патриархом. Церковный собор 1660 г. лишил Никона патриаршего сана, но один из ученых богословов достаточно убедительно доказывал необоснованность этого решения. Алексей Михайлович не желал прослыть в глазах мирового православия гонителем высшего иерарха русской церкви. Для решения судьбы Никона были приглашены вселенские патриархи. Дело Никона затянулось до 1666 г. Все это время ситуация оставалась напряженной. На Церковном соборе 1666 г. главным обвинителем по делу Никона выступил сам царь Алексей Михайлович. Никон поплатился за верность идее первенства патриаршей власти над царской, но сама эта идея укоренилась в сознании русского духовенства. В январе 1667 г. на очередном соборе большинство иерархов высказалось за первенство духовной власти над светской и за невмешательство последней в дела церкви. Усилившаяся царская власть не желала признавать такое решение, но все же была вынуждена пойти на ряд уступок. Одной из них стала неподсудность духовенства светским властям. Так идея подчинения церкви государству, характерная для абсолютизации царской власти, проявилась в середине XVII столетия, но окончательно реализована не была. После Церковного собора 1666–1667 гг. споры между противниками и сторонниками церковной реформы были перенесены в гущу широких социальных слоев. Далеко не все из них могли разобраться в тонкостях богослужения и обрядности, которые отстаивали противники Никона. В движении старообрядчества многих из них привлекало открытое противостояние государственной власти. Само же обострение отношений части общества и государства было предопределено тенденциями усиления абсолютизирующейся власти, активизацией вмешательства государства в вопросы жизни и деятельности различных сословий. Движение раскольников стало особой формой социального протеста.

XVII столетие в отечественной истории получило прочно закрепившееся в историографии название «бунташного века» . Само начало столетия было ознаменовано таким явлением, как Смута. Последствия Смуты российское общество и государство ощущали, по меньшей мере, на протяжении первой половины XVII в. Большинство других значительных общественных выступлений этого времени пришлись на вторую половину столетия. Временем сосредоточения бунтов разного характера и территориального охвата стало царствование Алексея Михайловича. Своего рода историческим парадоксом является тот факт, что именно за этим государем закрепился неофициальный титул «тишайшего», а официальным идеалом его царствования считалась «тишина» (мир, спокойствие) правления.

Династии Романовых, еще только утверждающейся на престоле, пришлось возобновлять внешнеполитическую активность в условиях, когда в Западной Европе развернулся конфликт, вовлекший в орбиту своего влияния почти все государства и народы. Многие из государств, оказавшихся втянутыми в Тридцатилетнюю войну (1618–1648) были заинтересованы в расширении контактов с Россией. Одни стремились обезопасить свои восточные тылы, другие искали союзника, третьи рассматривали Россию и как перспективный рынок сбыта, и как возможного поставщика дешевого хлеба. Поэтому не удивительно, что в этот период значительно расширяется и становится постоянной практика дипломатического обмена посольствами между Россией и Западноевропейскими державами.

Многообразие географических направлений, специфичность поставленных задач требовали не только колоссальных экономических затрат, но и эффективного государственного регулирования, координации всей внешнеполитической деятельности, тем более что в подданство России добровольно перешли многие народы Кавказа, Закавказья, Поволжья и Сибири, что превращало ее в многонациональное государство. Несмотря на чрезмерное напряжение народного труда, важные результаты были достигнуты на западном и южном направлении, главные из которых: возвращение Смоленска и присоединение Левобережной Украины. Именно эти достижения позволили стране в дальнейшем включиться в борьбу за возвращение выхода к южному и северному морям и обозначить магистральную линию развития отношений между братскими славянскими народами Восточной Европы.

РОССИЯ НАКАНУНЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ 70-Х – НАЧАЛО 90-Х ГОДОВ XVII В. ПРАВЛЕНИЕ ЦАРЯ ФЕДОРА АЛЕКСЕЕВИЧА

Со смертью 29 января 1676 г. царя Алексея Михайловича трон перешел к его старшему сыну – 14-летнему Федору, принадлежавшему по матери к роду Милославских. Петру – шестому сыну царя Алексея, родившемуся 30 мая 1672 г. от его второй жены Натальи Кирилловны Нарышкиной, еще не исполнилось и четырех лет.

Правление царя Федора Алексеевича (1676–1682) ознаменовалось рядом перемен в политической и культурной жизни России, предвещавших будущие преобразования царя Петра I. Получивший хорошее образование по тем временам (под руководством ученого, писателя и оратора Симеона Полоцкого он познакомился с богословием, латинским языком, пиитикой и риторикой, основами политических учений), царь Федор поручил комиссии князя В.В. Голицына, просвещеннейшему человеку своей эпохи, осуществить давно назревшие изменения в военной системе государства.

Важным мероприятием правительства Федора Алексеевича явилось проведение в 1679 г. военно-окружной реформы. 15 января 1679 г. царь объявил именной указ о записи дворян в полковую службу, угрожая уклонившимся, что они вообще не получат чинов. Вскоре состоялось решение Боярской думы об изъятии у дворян поместий, если они или их дети уклоняются от «полковой» (действительной) службы в разрядах Белгородском, Севском, Смоленском, Новгородском, Казанском, Тобольском, Томском, Енисейском и Тамбовском. В 1679 г. по указу царя во всех городах, входящих в разряды (округа), вводилось воеводское и местное приказное управление. Они делились на корпусные (дивизионные, генеральские) и полковые, а также крепости. Военно-окружная реформа организационно приспособила всю территорию государства к регулярной военной службе.

По инициативе царя было решено унифицировать систему чинов и уничтожить дворянское ополчение, мешавшее проведению в вооруженных силах принципа единства построения войск. В 1681 г. был разработан своеобразный документ (своего рода «табель о рангах»), состоявший из 35 степеней и сводивший воедино иерархию чинов Государева двора, разрядов, приказного аппарата с помощью наместнических титулов разного уровня. Хотя проект встретил сопротивление, прежде всего патриарха Иоакима, все же он частично реформировал систему государственной службы. Так, предназначенные при местничестве исключительно для бояр высшие 14 наместничеств после 1681–1682 гг. стали доступны для окольничих, кравчих, генералов, стольников (наместничество в рамках этих степеней получили К.А. Нарышкин, В.П. Шереметев, И.И. Головин, Я.Ф. Долгорукий, Ф.Я. Лефорт). Наместнический титул стал доступен и дьякам (например, Е.И. Украинцев, дьяк Посольского приказа, видный дипломат, получил титул наместника Волховского, а затем Каргопольского). Возросло и количество наместнических титулов, присваиваемых воеводам. Все это свидетельствовало о серьезных попытках приспособить военную и гражданскую системы управления к условиям развивавшихся абсолютистских тенденций в государственных структурах страны.

В январе 1682 г. последовала отмена местничества, губительно сказывавшаяся на состоянии военного дела, когда знатные молодые люди отказывались подчиняться менее знатным воеводам. Важная реформа коснулась фискальной системы – по согласованию с представителями посадов вместо множества налогов была введена единая подать (стрелецкие деньги), шедшая на различные государственные нужды, прежде всего, на содержание войска.

В правление царя Федора Алексеевича почти все важнейшие государственные посты оказались в руках клана Милославских. В ссылку попал боярин А.С. Матвеев, в доме которого жила до замужества Наталья Кирилловна Нарышкина, считавшая боярина своим вторым отцом. Нарышкины, хотя и остались в Москве, но никакого влияния на государственные дела не имели.

Способный правитель, царь Федор часто болел. В случае его кончины, ожидаемой многими лицами из придворного окружения, власть могла перейти к его брату Иоанну, следующему за ним по старшинству, но этот царевич был еще более болезным, чем его старший брат, и что более существенно, совершенно не обладал способностями к управлению страной.

Ряд придворных – бояре Хитрово, Языков – считал, что трон после Федора должен унаследовать царевич Петр. Эти вельможи рекомендовали вернуть из ссылки боярина Матвеева, чтобы он смог при переходе трона к малолетнему Петру оказать поддержку его матери – царице Наталье Кирилловне. Царь Федор последовал этому совету, разрешив Матвееву поселиться недалеко от столицы, в своем имении в Суздальском уезде. Царевич Петр рос крепким, живым и чрезвычайно любознательным мальчиком, и многие ожидали, что со временем он станет весьма способным правителем России.

Мнение вельмож, делавших ставку на царевича Петра, не разделяла царевна Софья, родная сестра царя Федора. Она обладала властолюбивым и твердым характером, получила, как и ее брат, хорошее образование, любила литературу и сама сочиняла стихи. Как и ее отец – царь Алексей Михайлович, Софья не чуждалась западноевропейского культурного влияния, знала и любила латинский язык, которому ее, как и всех старших детей царя Алексея, обучал Симеон Полоцкий. Она часто присутствовала на диспутах приехавших в Москву ученых греков и западнорусских монахов – воспитанников Киевской Могилянской православной академии. Софья перестала соблюдать традицию не покидать женскую часть царского терема, выходила в Боярскую думу и вела с боярами беседы о текущих государственных проблемах. В глубине души она лелеяла мечту стать правительницей государства, осуществлять управление от имени слабого и больного брата Иоанна. Это было возможно при условии, если бы ей удалось отстранить Петра от престола.

Заключение.

XVI – XVII века - это период формирования и укрепления единого российского государства, складывания единого народно-хозяйственного механизма и особенного взгляда на закон. С появлением централизаторских устремлений русские государи по-особенному начинают рассматривать свою деятельность, свои задачи и само свое положение в государстве. В этот период появляются деятели широкого размаха, реформаторы и новаторы с именем которых связана стабилизация экономической и политической жизнедеятельности в стране и снижение значения соборов, которые становятся, по сути, совещаниями правительства с собственными агентами (в них заседают не представители земли, а носители службы). С помощью талантливых камералистов из царской канцелярии, которой негласно стали подчиняться все приказы, русская властьизбавилась от всяческой опеки. По меткому выражению академика М.М. Богословского, Российское самодержавие эволюцинизировало от земского к бюрократическому и уже отчётливо двинулось к абсолютизму. Со второй половины 17 века складывается государственная вертикаль управления, вытесняя выборных. Лично-бюрократическое начало было гораздо манёвренее и универсальне; более того, оно было действенее. Задачей верховной власти стала опека над народной жизнедеятельностью и творческое воздействие на неё. Цель этого стратегического плана состоял в создании монархии всероссийской(имперской). Уложение 1649 года ввело понятие государственного интереса, которому должны были подчиняться все частные и общественные интересы. Для чистого абсолютизма, к которому устремилась Россия, устанавливается новая концептуальная позиция власти, которая предусматривала отказ от старой, церковной концепции. Церковь перестала быть арбитром в русском обществе, а Самодержец, Царь занял место не во главе правительстельственной администрации, а вне её и над ней, как помазанник Божий - источник всей жизнедеятельности в России. Поэтому при самодержавии не существует четкого соотношения права, законности и властных полномочий. Сама же концепция самодержавия не устанавливала чёткого разделения властей. Опорой самодержавной монархии является дворянская бюрократия и институт крепостного права. В целом, Российское государство представляло из себя систему политического равновесия (пример для всей Европы). Русская власть в ходе массированного наступления, решила задачу политической централизации государственной жизнедеятельности. При этом, нашими предками были достигнуты цели в созидательной и народнохозяйственной деятельности по улучшению народного благосостояния. Главными источниками новой концепции были успешное выполнение правительственного курса на развитие техники административной службы и теорий государственного и народного хозяйства, создание крупного производства (в частности, тяжёлой промышленности), основанного на государственном заказе, государственных субсидиях, выгодных концессиях, обеспеченных рабочей силой. Политико-экономическое развитие России в 17 веке обеспечивалось быстрым расширением границ государства и населения страны: в состав России вошла континетальная часть Азии, ограниченная на Севере Ледовитым океаном, а на Востоке – Тихим.

Подводя логическую черту под размышлениям о государстве в 17 веке, можно сказать, что мировоззрение царей династии Романовых (17в) завершают идеологию русского средневековья, русской старины. В идеях государственной власти она освобождается от примесей удельно-вотчинных принципов, поэтому 17 веке - это эпоха перерождения Российского государства в монархию всероссийскую. При этом сверх задачей являлось под царской власть всей исторической территории, всего русского, православного и традиционно-инородческого населения восточно-европейской равнины. Мы можем смело сказать, что в 17 веке Россия сознательно готовилась вступить в ранг первоклассной мировой державы, но не любыми способами и методами (например, не с помощью широкой боевой реформы). В Н/Х отношении 17 век запомнился успешным выполнением правительственного курса по подъему народного труда и благосостояния, что привело страну к значительным успехам в развитии финансовой и военной сферах, технике административной службы, теории государственных и хозяйственных дел. 17 век - это начало образования и развития городского и торгово- промышленного капитала (в России еще был капитал феодальный). Успехи государственной власти проявились в завершении политической централизации и в том, что Российское государство функционировало как союз народный.

Список литературы:

Основная литература:

1. История отечественного государства и права: Учебное пособие / Б.Н. Земцов. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2012. - 592 с.: 60x90 1/16. (переплет) ISBN 978-5-91768-225-9, Курскова, Г. Ю. История отечественного государства и права [Электронный ресурс] : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Г. Ю. Курскова и др.; под ред. Н. В. Михайловой, Г. Ю. Курсковой. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 647 с. - ISBN 978-5-238-02235-2.

2. Курицын, В. М. История отечественного государства и права. 1929 г. - 22 июня 1941 г. Форсированная модернизация страны и формирование военно-технической и социально-политической базы будущей победы в Великой Отечественной войне [Электронный ресурс] : учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / В. М. Курицын. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 239 с. - ISBN 978-5-238-01622-1.

3. Всеобщая история права и государства: Учебник для вузов / В.Г. Графский; Институт государства и права РАН. - 3-e изд., доп. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2010. - 816 с.: 60x90 1/16. (переплет) ISBN 978-5-91768-078-1, История России: Учебно-практическое пособие / Е.И. Нестеренко, Н.Е. Петухова, Я.А. Пляйс. - М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2012. - 296 с.: 60x90 1/16. (переплет) ISBN 978-5-9558-0138-4,.

4. Мухаев, Р. Т. История государственного управления в России [Электронный ресурс] : учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Государственное и муниципальное управление» (080504) / Р. Т. Мухаев. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 607 с. - (Серия «Государственное и муниципальное управление»). - ISBN 978-5-238-01254-4.

Дополнительная литература:

1. Маркова, А. Н. История государственного управления в России [Электронный ресурс] : учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям, по специальности «Государственное и муниципальное управление» (080504) / А. Н. Маркова; под ред. А. Н. Марковой, Ю. К. Федулова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 319 с. - (Серия «Государственное и муниципальное управление»). - ISBN 978-5-238-01218-6.

2. Поляк, Г. Б. История России [Электронный ресурс] : учебник для студентов вузов / Г. Б. Поляк; под ред. Г. Б. Поляка. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 687 с. : ил. - (Серия «Cogito ergo sum»). - ISBN 978-5-238-01639-9.

3. История России: Учебно-практическое пособие / Е.И. Нестеренко, Н.Е. Петухова, Я.А. Пляйс. - М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2010. - 296 с.: 60x90 1/16. (переплет) ISBN 978-5-9558-0138-4

4. История России: Учебник для вузов / Ш.М. Мунчаев, В.М. Устинов. - 5-e изд., перераб. и доп. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2009. - 752 с.: 60x90 1/16. (переплет) ISBN 978-5-16-003642-7.

5. История Советского государства / Ш.М. Мунчаев, В.М. Устинов. - 2-e изд., доп. и перераб. - М.: НОРМА, 2008. - 720 с.: 60x90 1/16. (переплет) ISBN 978-5-468-00149-3.

6. История: Учебное пособие / П.С. Самыгин, С.И. Самыгин, В.Н. Шевелев, Е.В. Шевелева. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 528 с.: 60x90 1/16. - (Среднее профессиональное образование). (переплет) ISBN 978-5-16-004507-8.

7. Исаев И.А. История государства и права России. М., 2005

8. Исаев И.А. История государства и права в России в вопросах и ответах М., 2003.

9. Титов Ю.П. История государства и права России. М., 2003

10. Хрестоматия по истории государства и права России. Составитель Ю.П. Титов. М., 2005.

11. Быков, А. В. Полицейская система современного демократического государства [Электронный ресурс]: монография / А. В. Быков, Т. В. Кикоть-Глуходедова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2012. - 303 с. - (Серия «Научные издания для юристов»). - ISBN 978-5-238-01856-0.

12. Поляк, Г. Б. Всемирная история [Электронный ресурс] : учебник для студентов вузов / Г. Б. Поляк; под ред. Г. Б. Поляка, А. Н. Марковой. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 887 с. - (Серия «Cogito ergo sum»). - ISBN 978-5-238-01493-7.

При Иване IV Грозном формируется структура государственного управления в XVI — XVII веках. Верховная власть принадлежала царю . В его руках сосредоточивалась законодательная, исполнительная, судебная, военная власть.

В 1549 г. был созван Земский собор (Совет всей земли) - высшее сословно-представительское учреждение России с 1549 до 1653 гг., собрание представителей всех слоев населения (кроме крепостных крестьян) для обсуждения политических, экономических и административных вопросов.

Другим важным руководящим органом в стране была Боярская дума - высший совет при великом князе, состоявший из представителей феодальной аристократии. Работала на постоянной основе с конца XIV до конца XVII вв. Боярская дума состояла из бояр , окольничих - придворный чин и должность, второй (после боярина) думный чин Боярской думы, возглавляли приказы, полки, назначались в дипломатические миссии; думных дворян - третий по «чести» думный чин, участвовали в заседаниях Боярской думы, в работе ее комиссий, управляли приказами, выполняли придворные и военные обязанности; думные дьяки - низший думный чин. Составляли и правили проекты решений Боярской думы и царских указов, ведали делопроизводством.

Отдельные отрасли государственного управления, а также управления отдельными территориями стали поручаться («приказываться», как тогда говорили) боярам. Так появились первые приказы - учреждения, ведавшие отраслями государственного управления или отдельными регионами страны. В середине XVI в. существовало уже два десятка приказов. Военными делами руководили Разрядный приказ (ведал поместным войском), Пушкарский (артиллерией), Стрелецкий (стрельцами), Оружейная палата (Арсенал). Иностранными делами управлял Посольский приказ, финансами - приказ Большой приход, государственными землями, раздаваемыми дворянам, - Поместный приказ, холопами - Холопий приказ.

Во главе приказа стоял боярин или дьяк - крупный государственный чиновник.

Стала складываться единая система управления на местах. В 1556 г. кормления были отменены. После губной реформы (1555-1556) на местах управление (сыск и суд по особо важным государственным делам) было передано в руки губных старост (губа - округ), избиравшихся населением из местных дворян, земских старост . Сборщики налогов - целовальники .

Органы власти в России в 17 веке

Расцвет Кремля. Всехсвятский мост и Кремль в конце XVII века.

Картина художника А.Васнецова, 1922

17 век в истории России – это сложное время. Начался он со Смуты, принёсшей разорение, упадок во всех сферах общественной жизни. Но именно в этом веке начинает править династия Романовых с 1613 года . Первым Романовым - Михаилу Фёдоровичу и Алексею Михайловичу - выпала задача восстановить страну после Смуты, поднять авторитет России в мире, укрепить экономику. Заканчивается век правлением Петра 1 - одного из выдающихся правителей государства.

Такое количество важнейших событий и потрясений не могло не сказаться на системе государственного управления, которая менялась, совершенствовалась.

Система государственного управления 17 веке.

Особенности государственного управления в 17 веке:

    Возрождение государственности после Смуты происходило на основе двуединства светской и духовной власти , которые оставались автономными, но в равной степени способствовали укреплению государства.

    Восстановление православного начала в управлении облегчалось тем, что патриархом в период правления первого Романова был Филарет- отец царя Михаила Романова, влиятельный человек того времени.

    Царь и патриарх в равной степени пользовались титулом «великий государь»

    В период правления первых Романовых окончательно укрепилось в России самодержавие - власть «государя всея Руси»

Высшие органы власти в период правления первых Романовых

    Неограниченная власть принадлежала царю.

    Большие полномочия имел патриарх.

    Боярская дума – важнейший орган государственной власти., верховный орган в вопросах законодательства, управления и суда, За 17 век состав думы удвоился: увеличилось количество окольничих (возглавляли приказы), думных дворян(стояли во главе приказов) и дьяков(начальники канцелярии, письмоводители) . Иерархия: боярин- окольничий- думный дворянин. Именно с Боярской думой прежде всего советовался царь. Члены Боярской думы возглавляли приказы, были воеводами, дипломатами. Дума утверждала решения приказов, была высшей судебной инстанцией

    К концу 17 века Боярская бума становится совещательным органом приказных судей.

    При Алексее Михайловиче появляется Ближняя дума (высший совет, состоявший из аристократии), доверенные лица царя) и личная канцелярия – Тайный приказ (примерно 1653 г.).

    Возросла роль Земских соборов. Они собирались : в 1613 – 1615, 1616 – 1619, 1620 – 1622, 1632 – 1634, 1636 – 1637, годах. Так в 1642 соборы решали вопрос об Азове - азовское сидение казаков, в 1649- принимал собор Соборное уложение и т.д. Решение Земских соборов – соборные акты – подписывались царем, патриархом, высшими чинами и чинами пониже. С 60-х годов земские соборы перестали созываться: правительство окрепло и уже не нуждалось в их поддержке.

    В 17 веке действовал приказная система . Существовали следующие Приказы как органы исполнительной власти:

    Общегосударственные:

Посольский (внешняя политика)

Разрядный (дела о службе, войске)

Поместный(вотчинные и поместные дела,

действовал с 1680х г.)

Большой приход(сбор налогов)

Большая казна(сборы с городских промыслов)

Стрелецкий (дела армии, войска)

Рейтарский(создан для организации и управления войсками нового строя)

Иноземный (дела служащих в России иностранцев)

Оружейная палата (изготовление, закупка, хранение оружия и драгоценностей, предметов царского обихода)

Пушкарский (изготовление, распределение и учёт артиллерии и боеприпасов, ему подчинялся Пушечный двор)

Печатный (пошлины за скрепление актов государевой печатью)

Ямской (отвечал за почтовые перевозки)

Областные:

Сибирский (дела Сибири, собирал ясак- вид налога- с населения Сибири)

Казанского дворца (дела Поволжья, собирал ясак с населения Поволжья)

Малороссийский (дела Украины)

Смоленского княжества

Дворцовые:

Большого дворца (облагал налогом царские земли)

Казённый (производство и хранение ценностей царской казны, вёл торговые операции для царских нужд)

Конюшенный (ведал царской конюшней, дворцовыми экипажами)

Сокольничий(ведал придворной соколиной охотой)

Царская мастерская палата (изготовление одеяния для царя)

Царицына мастерская палата 9 изготовление одеяния для царицы)

Судный (с 1664)- судопроизводство по гражданским искам.

Патриаршие:

Патриарший казённый(налогообложение церковных и монастырских земель)

Патриарший дворцовый

Приказ Духовных дел,или Патриарший приказ – выдавал грамоты духовным лицам, ведал строительством церквей, вершил суд над еретиками.

Временные приказы:

Тайный(Приказ тайных дел, существовал с 1654-1675, управление дворцовым хозяйством)

Счётный (1656-1678)- осуществлял финансовый контроль за деятельностью приказов.

Монастырский(ведал монастырскими землями и судебными делами населения духовных вотчин)

Дополнение:

    Налги, кроме перечисленных выше приказов, собирали ещё и Стрелецкий, Посольский и Ямской приказы. Поэтому финансовая система была очень сложной и запутанной.

    Были созданы одновременно для фискальной деятельности четвертные приказы- осуществляли финансовые и судебно-административные функции к определённым территориям страны (Новая четверть в 1619г., приказ Большой казны, 1621.)и созданы новые постоянные и временные приказы.

    По Соборному уложению 1649г. изменилась форма правления, произошло усиление абсолютизма .

    Со второй половины 60-х годов 17 появляются временные комиссии по поиску беглых крестьян.

    К 1698 году насчитывалось 26 приказов.

Государственные должности в приказах:

    Во главе приказа - начальник, судья , окольничий , член Боярской думы. Некоторые бояре возглавляли сразу несколько приказов: боярин Б.Морозов при Алексее Михайловиче возглавлял 5 приказов(Стрелецкий, Большой казны, Новой четверти, Иноземский, Аптекарский); А. Л. Ордин-Нащокин – Посольский и Малороссийский приказы и три четверти – Новгородскую, Владимирскую и Галицку)

    Помощники начальников- судей- дьяки (из дворянства или духовенства).Они вершили дела, выносили приговоры. За службу получали поместный оклад (до 600 четвертей земли) и денежный (до 240 рублей в год).

    Дьякам подчинялись канцелярские служащие из дворян и детей приказных людей- подьячие , получали оклад.

    Вывод: приказная система была разветвлённой, постоянно увеличивался бюрократический аппарат, это приводило к злоупотреблениям и взяточничеству.

Местное управление

Особенности:

    Процесс централизации и унификации органов местного управления

    Основная административная единица - уезды, они делились на станы и волости.

    Вытеснение «земского начала» приказно- воеводским управлением.

    Воеводы осуществляли военное управление + дьяки и подьячие , которые осуществляли финансовое управление. Цель назначения воевод- осуществление управления в интересах царя¸ а не ради кормления, хотя не были воспрещены добровольные приносы « в почесть», так что воеводы брали и без грамот царя.

    Местное приказное учреждение - съезжая или приказная изба

    Губное и земское самоуправление.

    Воеводы контролировали губные и земские избы

Роль церкви:

    Роль церкви в делах государства усиливалась.

    С1589- утверждено патриаршество , закрепилась автокефальность, то есть самостоятельность церкви от Византии.

    Первый московский патриарх- Иов (1589-1605)

    Патриарху Филарету удалось приблизиться к его идеалу- двуединства церкви и государства.

    Во главе церкви- патриарх в единении с собором высших церковных иерархов.

    1620-1626- проведена Филаретом реформа управления церковью, созданы приказы.

    На определённых территориях создавались церковные приходы. Во главе- еписко п, священнослужители (поп, дьякон ) и церковнослужители (пономари, сторожа, певчие ) полностью завесили от мира, который выделял земли, другие угодья, иногда материальное вознаграждение.

    После церковного раскола , вызванного реформой Никона (1653-1656) , значении церкви начинает падать, церковь начинает попадать в полную зависимость от царя.

Общие выводы:

    В 17 веке происходит усиление самодержавия

    Двуединство духовной и светской власти- особенность управления в России.

    Постепенное снижение роли Земских соборов и отмирание их Последним Земским собором, созванном в полном составе, стал собор 1653г.В 1683-1684 < Назад

  • Вперёд >

1. Первая половина XVII века

Первая половина XVII века была временем активной деятельности Земских соборов, сыгравших важную роль в преодолении последствий Смутного времени. Смутное время вызвало изменения в гражданском самосознании, что выразилось в многочисленных созывах Земских соборов. Как пишет В.О. Ключевский: «рядом с государевой волей, а иногда и на её месте теперь не раз становилась другая политическая сила, вызванная к действию Смутой, – воля народа, выражавшаяся в приговорах земского собора, в московском народном сборище, выкрикнувшем царя Василия Шуйского, в съездах выборных от городов, поднимавшихся против вора тушинского и поляков». В начале XVII века собор стал более представительным учреждением, чем в XVI веке. Сословное представительство расширилось за счёт выборных от промежуточных военно-служилых сословных групп (в т.ч. иноэтнических), а в 3-х случаях (при создании Земского правительства в 1612 году, на Земских соборах 1613 и 1616 годов) – за счёт выборных от черносошных крестьян. Наряду со статусным представительством на Земских соборах (в сочетании с частичной выборностью) в городах (уездах) получил развитие, особенно с 1610 года, принцип прямых выборов от местных сословных групп. Земский собор стал правомочным органом избрания нового монарха. Противоречия, вызванные в обществе Смутой, привели к созданию новой политической конструкции: власть царя, юридически ничем не ограниченная, фактически была обусловлена Земским собором и Боярской думой. Эта система действовала на протяжении всего царствования первого Романова и начала правления его сына.
Как и в XVI в., соборы созывались в чрезвычайных случаях для обсуждения важнейших дел внутренней и внешней политики: «Эти чрезвычайные совещания, или соборы, бывали обыкновенно по вопросу: начинать или не начинать опасную, тяжёлую войну, причём потребуется долгая и тяжкая служба ратных людей, с другой стороны, потребуются денежные пожертвования с тяглых людей; нужно призвать выборных или советных людей из тех и других, изо всех чинов, чтоб сказали свою мысль, и если скажут, что надобно начинать войну, то чтоб после не жаловались, сами наложили на себя тягость». Собор созывался особым царским указом. Как и в XVI веке, собор состоял из 2-х частей, выборной и невыборной. К последней относились члены Боярской думы и члены Освящённого собора высшего духовенства. Выборными были представители различных чинов московского дворянства (стольники, стряпчие, дворяне московские и жильцы) и различных чинов торговых людей (гости, члены гостиной и суконной сотен). Выборными были представители уездных дворянских корпораций (дворяне и дети боярские). Выборные посылались и от служилых людей по прибору (по строевым частям, например, от стрелецких полков). Представители тяглого населения от городов (чёрные сотни, слободы и посады) избирались от миров. На соборе 1613 года были представители городового духовенства и сельского населения (уездных людей). Всего в этом соборе участвовали свыше 800 депутатов: лица по статусу (члены Освящённого собора, думные чины, московские чины и выборные дворяне из членов Государева двора), выходцы из военно-служилых слоёв (казаков, стрельцов и др.), а также свыше 80-ти выборных от 47 городов, в т.ч. представители белого духовенства, местные дети боярские, горожане, кресть

Местное управление в России в 17 веке

1.2 Высшие и центральные учреждения

В XVII в., по-прежнему, Боярская дума была важнейшим органом государства, органом боярской аристократии и разделяла с царем верховную власть. В её состав входили бояре московского князя, бывшие удельные князья, представители поместного дворянства (их называли «думные дворяне»), верхи служилой бюрократии - «думные дьяки», которые вели делопроизводство. Боярская дума решала важнейшие государственные дела. Она была законодательным органом. За век состав Думы удвоился, особенно возросло число окольничих, думных дворян и дьяков. Боярская дума по-прежнему оставалась верховным органом в вопросах законодательства, управлении и суда.

Самостоятельной роли боярская дума не играла, она всегда действовала вместе с царём, составляя совместно с государем единую верховную власть. Это единство особенно рельефно проявлялось в делах законодательства и в международных отношениях. По всем делам выносилось решение в следующей форме: «Государь указал и бояре приговорили» или «По государеву указу бояре приговорили».

Председательство в думе принадлежало царю, но он не всегда присутствовал; бояре решали дела и без него, окончательно или же их решения утверждались государем. Члены распределялись в думе по порядку чинов, а каждый чин -- по местнической лестнице породы. Соборное уложение предписывает думе «всякие дела делати вместе». Этим косвенно утверждается начало единогласия при решениях. В конце XVII в. возникает особое отделение думы для судных дел: «расправная палата», состоявшая из делегатов думы (по несколько членов от каждого чина). Во время выезда бояр с царем из Москвы в поход, на месте оставляется несколько членов ее «для ведения Москвы». В эту комиссию думы шли все доклады из приказов, но окончательно решались ею только дела меньшей важности; прочие отсылались к царю и находившимся при нем боярам.

Члены Думы возглавляли приказы, были воеводами, дипломатами. Дума утверждала решения приказов, была высшей судебной инстанцией.

К концу XVII в. Дума превращается в своеобразный совещательный орган приказных судей. Увеличивается её неродовитая часть, а именно число думных дьяков. В начале века было 2-3 думных дьяков, во второй половине (в 1677г.) их число увеличилось до 11 человек.

В первой половине XVII в. возросла роль земских соборов. Слово «земский» означало, «государственный». Земский собор - это совещание представителей «всех земель», или всей русской земли. В этом смысле земские соборы имели прочные «земные» корни. Они «вырастали» из Новгородского вече, из княжеских «съездов» по поводу важнейших событий русской истории и старых традиций обсуждать спорные вопросы «всем миром».

Земские соборы заседали почти непрерывно: 1613-1615, 1616-1619, 1620-1622, 1632-1634, 1636-1637 гг. Соборы изыскивали средства на ведение войн с Польшей, Турцией и других, принимали решения по внешнеэкономическим вопросам (в 1642 г. - по вопросу об Азове, взятом казаками, в 1649 г. - принятия Уложения - свода законов и др.). Продолжительность земских соборов была различной: от нескольких часов (1645 г.), дней (1642 г.), до нескольких месяцев (1648-1649 гг.) и лет (1613-1615, 1616-1619, 1620-1622 гг.). Решения земских соборов - сборные акты - подписывались царем, патриархом, высшими чинами и чинами пониже. С 60-х годов земские соборы перестали созываться: правительство окрепло и уже не нуждалось в «моральной поддержке «всей земли».

Первая половина XVII в. - время расцвета приказной системы и постоянного внедрения её во все отрасли управления. В первые годы правления династии Романовых начали функционировать около 20 прежних центральных учреждений. Новому правительству пришлось решать серьезные социально-экономические и политические проблемы. Прежде всего, предстояло пополнить опустошенную государственную казну, наладить поступление государственных налогов. Поэтому в первые годы правления новой династии усиливается фискальная деятельность приказов. Создается ряд новых постоянных и временных центральных учреждений, ведавших сбором налогов (Новая четверть в 1619 г., приказ Большой казны -- в 1621-1622 гг.).

Новым элементом в приказной системе управления стало формирование учреждений патриаршего управления. После возвращения патриарха Филарета из плена на базе патриаршего двора были созданы три приказа (Дворцовый, Казенный, Разрядный), управлявшие всем патриаршим хозяйством.

В первой половине XVII в. широко распространены были временные приказы, создаваемые заведомо как временные по специальному указу, определяющему функции, главу приказа, весь его штат и бюджет.

Во второй половине XVII в. в связи с коренными изменениями в социально-экономической жизни России, ее внутриполитическом развитии и международном положении меняется государственный аппарат.

В это время окончательно укрепляется и оформляется крепостничество, складывается всероссийский рынок, возникает мануфактурное производство, углубляется социальное расслоение деревни. Противоречивость этих процессов обусловила обострение социальных отношений в городе и деревне.

Сословно-представительная монархия к этому времени себя изжила, но система приказов сохранилась. Основное ядро их осталось прежним. Но были созданы новые территориальные приказы для управления освобожденными русскими землями. С новыми условиями страны связано создание Монастырского приказа ведавшего монастырскими землями и судебными делами населения духовных вотчин, и Рейтарского, созданного для организации и управления войсками нового строя. Особое место занимал функционировавший в 1654-1675 гг. приказ Тайных дел. Основная часть дел этого приказа была связана с управлением дворцовым хозяйством.

Серьезная перестройка с целью упрощения и дальнейшей централизации была предпринята в 80-е годы. Наиболее важной была попытка объединить все вопросы финансового характера в укрупненном приказе Большой казны. К этому времени относятся мероприятия по концентрации всех вотчинных и поместных дел в Поместном приказе, а дел о службе -- в Разрядном с изъятием их из ведения территориальных приказов.

Во главе приказа стоял начальник - судья, в основном из членов Боярской думы, некоторые из них управляли сразу несколькими приказами. Помощниками начальника-судьи были дьяки. Дьяки набирались в основном из рядового дворянства или из духовного звания. Они вершили дела, выносили приговоры. Им подчинялись канцелярские служащие из дворян и детей приказных людей -- подьячие.

Структура приказов определялась их компетенцией и широтой деятельности, с чем были связаны и размеры приказных штатов.

Большие приказы (Поместный, Разрядный, Казанского дворца) делились на столы. Разделение происходило в основном по территориальному принципу. Бывали случаи, когда тому или иному приказу передавались функции другого учреждения, что приводило к выделению в его составе особого стола. Столы делились на повытья, создававшиеся в основном по территориальному принципу. Повытья не были устойчивыми структурными единицами и не носили определенного названия. Иногда они носили порядковый номер или наименование по фамилии стоявшего во главе их подьячего. В более мелких приказах деления на столы не было, а существовали только повытья.

Во второй половине XVII в. широкое распространение получили временные учреждения - комиссии, которые формировались в Москве из дьяков и московских подьячих и посылались вместе с сыщиками, межевщиками, разборщиками и т. д. на поиск беглых крестьян. Комиссии создавались по специальному указу, который определял их количественный состав, направление деятельности, назначал руководителей.

Приказная система с её централизацией и бюрократией, бумажным делопроизводством и бесконтрольностью породило волокиту, злоупотребление, взяточничество, что особенно явственно обнаружилось к концу XVII в.

История создания Конституции 1918 года

Итак, государственное устройство РСФСР носило федеративный характер, субъектами Федерации были национальные республики. Предусматривалось также создание областных союзов...

Колхозное право России

Центральными органами, осуществлявшими руководство колхозами, являются: а) органы общей компетенции - Верховный Совет СССР, Верховные Советы союзных и автономных республик, Совет Министров СССР...

Местное управление в России в 17 веке

В 20--30-х годах формировался новый тип местного приказного учреждения. Характерно, что в это время еще не везде установилось единообразное наименование воеводских изб. Некоторые из них традиционно назывались по-старому. Так...

Образование приказной системы управления в Русском государстве

Царь (Великий Князь)- глава Московского государства, верховная власть принадлежит всецело и нераздельно (неограниченно) царю. Царь издает законы, назначает чиновников. Боярская Дума - высший орган власти в Русском государстве...

Ордена и медали России

В истории России было известно множество орденов. Они вручались различным людям за различные подвиги как боевые, так и гражданские. Бывали за какой-либо подвиг вручали несколько орденов вместе. Существовали даже такие награды...

Особенности монархического правления в Англии и России

Русское государство середины XVI - середины XVII в. в. являлось сословно-представительной монархией. Сословно-представительной называется централизованная феодальная монархия, в которой относительно сильный монарх, осуществляя свою власть...

Ремесленные и фабрично-заводские училища в СССР в первой половине ХХ века

Профессиональное образование как часть общественной жизни возникает на определенном историческом этапе и развивается в единстве теоретического и практического компонентов...

Реформирования органов государственной власти в период кризиса крепостной системы первой половине XIX века

Местные учреждения занимали значительное место в системе государственных учреждений. С созданием министерств местные государственные учреждения были закреплены за соответствующими министерствами...

Реформы 60-70-х годов XIX века: предпосылки и последствия

По Манифесту крестьянин сразу получал личную свободу. Бывший крепостной, у которого раньше помещик мог отнять всё его достояние, а самого его продать, подарить, заложить...

Русская правда

Прообразом первого центрального органа стала государева казна (канцелярия). У нее был большой штат дьяков. Казначеи ведали финансовыми вопросами. Был в штате канцелярии печатник-хранитель государевой печати...

Система коллежского делопроизводства

В 1699 г. при Боярской думе была учреждена Ближняя канцелярия по финансовому контролю за приходом и расходом денежных средств всех приказов. Вскоре компетенция этой канцелярии возросла. Она стала местом заседаний членов Боярской думы. С 1704 г...

Система коллежского делопроизводства

В условиях усиления классовой борьбы старая система местных учреждений и должностных лиц с отсутствием единообразия в территориальном делении и органах управления, неопределенностью функций перестала удовлетворять господствующий класс...

Становление советского государства

Объединение усилий в борьбе с разрухой потребовало создания специальных органов управления. В декрете II Съезда Советов о создании правительства было предусмотрено образование ряда экономических наркоматов. Вскоре, однако, стало ясно...

Эволюционное развитие конституции РСФСР

Высшим органом власти в СССР становился Верховный Совет СССР, наделенный законодательной властью и состоящий из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Совет Союза избирался по территориальным округам...