Total War: Attila Рецензия. Стены Рима возвел страх

Когда в серии впервые появились мушкеты и многоствольные пушки, авторы принялись топтаться на месте. Они добавили великолепные морские баталии в — и сломали ИИ. Улучшили графику и устроили кровопролитие в — и тут же «забыли» про корабли. А уж стала сплошным разочарованием. Теперь встряска нужна знаменитой серии стратегий как никогда.

Каждый ошибается, но лишь дурак упорствует в ошибках

Версию , которая поступила в продажу два года назад, можно охарактеризовать одним словом – «корявая». Управление государством было очень неудобным, а бои получались ужасно скучными, ведь боты вели себя глупо и пассивно. Мультиплеер оказался куда примитивнее, чем в : без редактора юнитов, стратегической карты, «прокачки» генералов и даже автоматча.

Худой мир лучше доброй войны

В виртуальных сражениях воины Аттилы тоже заметно отличаются от других фракций. Подобно монголам, они обожают лошадей и в совершенстве владеют стрельбой из лука на скаку, поэтому манёвр «ударь и убегай» — самый эффективный для тех, кому по силам побороть скуку от затяжных баталий. В остальном же бои в не поменялись, разве что войска гораздо прочнее держат строй, нежели в . К сожалению, не пыталась разнообразить опостылевшую формулу «конница — лучники — копейщики».

Как и раньше, искусственный интеллект берет не хитростью, а числом, получая подкрепления в буквальном смысле из ниоткуда. На высокой сложности даже в захудалой провинции могут сидеть целые легионы. Соображают они, может, и плохо, но перебить все — очень непростая задача. Лучше добраться до чужого военачальника и проткнуть его копьем. Вражеская армия тут же дрогнет и побежит с поля боя, побросав оружие.

Зато управление теперь удобнее. Иллюстрации для отображения юнитов разработчики заменили 3D-моделями, заодно избавив от старых «багов», преследующих серию еще с (вроде зависания отрядов или случайного построения вместо продуманных заготовок).

Больше радуют и осады городов, в которые художники и дизайнеры наконец-то вдохнули жизнь. Скопища маленьких домиков сбиваются в тесные улочки, по ним снуют беспокойные жители, защитники стоят на спешно возведенных баррикадах… Если вы разгромите деревню, а спустя некоторое время вернетесь в нее, то увидите всё те же дымящиеся руины. В локациях вообще прибавилось приятных глазу деталей. Особенно мне запомнились дикие олени, убегающие из леса, подальше от шумных сражений.

Всё по-старому

К тому же любые удачные находки перечеркивает завал на техническом фронте. Безусловно, сделала очень красивую игру. Потрясающая природа, детально прорисованные модели… Художники отказались от желтой гаммы и придали более серые и холодные оттенки — в духе мрачной эпохи Великого переселения народов. Но почему, несмотря на одно и то же качество графики, новая Total War «тормозит» сильнее предшественницы?

Сетевую часть разработчики игнорируют еще с , поэтому любителям мультиплеера придется обойтись банальным «скирмишем» через браузер серверов. И меня нисколько не удивляет, что в Steam люди охотнее играют в и даже в купленную с большой скидкой , нежели в .

* * *

P.S. Сразу после релиза выставила в Steam аж три дополнительные фракции — каждую по 200 с лишним рублей. Как не стыдно!


Филипп Вольнов

Total War: Attila

Total War: Attila – видеоигра, которая в стандартном своем виде не стоит ни центика, потому что на полноценную видеоигру это и не похоже. Attila – это недоделанный кусок программного кода и графики, от которого невозможно получить стабильное длительное удовольствие.

Проведя в этой недостратегии 52 часа боли мы сейчас на примерах расскажем, почему Total War: Attila не стоит ваших денег и времени.

Total War Attila выглядит довольно симпатично – со времен второго «Рима» почти все текстуры подверглись переработке с заметным улучшением внешнего вида. Впрочем, на ложку сахара Creative Assembly насыпала две ложки соли, и в «Аттиле» на владельцев ПК, в которых менее 8 ГБ видеопамяти, ждет красивый голивар с показателем в 10-20 fps.

Но хуже всего здесь не это, а то, что на одних настройках графики, на одном месте расположения камеры, с одним уровнем масштабирования, но под разным углом обзора ваш fps может колебаться от 5 до 40.

Объясняю: в зависимости от угла наклона камера может включать разное количество воинов, и в зависимости от количества производительность в видеоигре будет то резко подниматься, то падать. Поверьте, на практике это безумно действует на нервы, ведь только у вас 40 фпс, и уже через секунду 15, а затем через несколько секунд снова 40, и снова 15. Такая же дилемма для оптимизации была и во всех других игр серии, но до сих пор я не встречал с этим столь катастрофических проблем. Даже в свежей Total War: WARHAMMER 2 разыгрывать бои приятнее для вашего железа.

Чего только не случалось во время прохождения кампаний в «Аттиле», но славный поход викингов и британцев в Сахару оказался на вершине бессмыслицы.

Итак, играл я кампанию в очень тяжелом уровне сложности (африканская фракция). Захватил соседний регион с черномазыми, отразил прибрежные города Западной Римской империи, затем бескорыстно потягался с Восточной, потом случайно через морскую торговлю открыл почти все фракции викингов и британцев. Сначала торговался, но затем неожиданно несколько северных государств за один ход объявили мне войну, а уже через несколько ходов британские и викингские армии общей суммой отрядов где-то в 50 штук были на границе с моим государством, в западно-северной части Африки. Собственно, на этом моя кампания и закончилась.

Такая странность подтверждает, что искусственный интеллект в кампании работает ужасно. Но неразумными стратегическими действиями это еще не ограничивается.

На тяжелых уровнях сложности часто приходится мириться с тем, что везде вокруг Эдем, а вы как проклятый. Когда у вас казну распирает от одной большой армии, а компьютерные оппоненты могут с неконтролируемо слабой экономикой держать три-четыре армии.

А где-то с середины кампании игровая карта станет похожей на пост апокалиптический мир. Ведь в «Аттиле» впервые добавили такую замечательную функцию, как уничтожение городов, но забыли про элементарную вещь – позволить искусственному интеллекту колонизировать разрушенные города. Но нет, такая функция остается доступной только игроку, разве что вы установите соответствующий мод, как делает большинство.

Из-за желания изобразить гуннов и Аттилу крутыми ребятами на фоне деградирующей Европы, команда Creative Assembly явно увлеклась, ведь то, как выкрутасы производят эти гунны, нельзя назвать иначе, кроме как читерством. Видимо, поэтому и славян наделили Не менее читерскими стрелками…

Кстати, про гараманты. В них верхушка правления государства – негры, но при этом в их армии нет ни одного негра, за исключением полководцев. Это нисколько не тупее, чем вам кажется. Вся армия белые, полководцы – негры.

Еще один пример того, как деградирует серия Total War – вид юнитов с высоты. В Rome II я играл, и там с высоты бои выглядят как никогда ранее массивными, красивыми и эпическими. Зато в Attila разработчики снова возвращаются к тому, что на карте боя вообще не чувствуется масштабность и величие боев. Что там будет четыре отряда, восемьдесят. Я не знаю, как это описать, но отряды действительно выглядят меньше, словно их плотно упаковали, и это заметно портит впечатление от боев.

А, ну и, конечно, классическая прозрачность солдат в бою. Вы можете упаковать друг в друга несколько отрядов, скрестить двух солдат у одного суперсолдат, скрыть небольшой отряд в большом камне, спрятать солдата в дерево. Вроде классика, и все такое, но в «Аттиле», как назло, из всех сторон выпирает этот ужасный недостаток игрового движка.

Зачем такое играть?

Ужасным можно назвать период конца IV – V вв., так же как и игру Total War: Attila. Это недоделанный кусок стратегии, в котором разработчики поленились исправить даже элементарные баги. Часть из следующих недостатков можно исправить пользовательскими модификациями, но, скажите мне, оно вам надо?

Я понял бы, если бы это был проект небольшой студии без больших возможностей и финансов, но TW Attila – видеоигра от известного и крупного разработчика. Выводы все же делайте сами.


И пришли варвары

Признайтесь, после анонса у вас пальцы на мышке зачесались… и было с чего! Студия Creative Assembly , расписывая свое девятое детище из серии , не поскупилась на обещания. Перечислять не станем, достаточно выразить это так: «все, что было хорошего у предшественников – улучшим, что было плохого – пофиксим, новые фичи – добавим, и подадим под соусом из великолепной картинки».

Трейлеры игры радовали глаз и звали вершить судьбы истории, а сам Аттила – угрожал жестокой расправой Великому Риму! И вот этот день настал, мир замер в предвкушении. По крайней мере, мир фанатов серии…

Первый камень

К сожалению, устроить веселую жизнь Римлянам, Франкам, и прочим Саксам от имени самого Аттилы не получится – великий вождь Гуннов, хоть и подарил имя игре, играбельным персонажем не является. Видимо, чтобы начинающие полководцы не изваляли его славное имя в грязи своими неопытными действиями.

А действия такие, как ни крути, будут. И виной тому не столько сложность самой игры, сколько проблемы с оптимизацией. Релизная версия страдала проседаниями FPS и периодическими вылетами у множества игроков (преимущественно – использующих русскую локализацию).

Конечно, при столь красивой графике, высокие системные требования были неизбежны, но когда игра начинает лагать даже на мощных компьютерах, успешно управлять огромным войском – весьма проблематично. Остается либо танцевать с бубном в меню настроек, либо ждать патчей.

Будет обидно, если сейчас случится вылет и все эти доблестные воины погибли напрасно


Справедливости ради стоит отметить, что первые заплатки хотя бы устранили проблему вылетов, повергающую геймеров в ярость. – не та игра, где можно бесконечно использовать save/load , поэтому краш игры в самом конце победоносного и непростого сражения грозит массовым выгоранием нервных клеток. Что и происходило на первых порах.

Нашлись, конечно, и те, кому не понравилась сама концепция нового мира. Мол, все игровые нововведения можно было реализовать в и не париться. Но, объективно, немногочисленные минусы игры вскоре поправятся модами и патчами. Почему бы не порадовать себя чем-то новым?

Total war...Total war never changes

Игровая механика кардинально не изменилась относительно предыдущих частей. У нас все также есть собственное государство, бравое войско, и непомерные амбиции к расширению влияния. На практике же воплотить эти амбиции в жизнь будет ой, как непросто, особенно, если вы ранее не сталкивались с серией .

В игре, конечно, присутствует обучение, но чтобы стать успешным правителем, нужно проштудировать немало внутриигровых обучающих материалов. Казалось бы, типичная «камень-ножницы-бумага» : кавалерия как раскаленный нож врезается в пехоту, кромсая направо и налево, пехота шустро просачивается сквозь древки пикинеров, ловко орудуя мечами и топориками, а пикинеры любезно нанизывают кавалеристов на копья, как канапе. И где-то в тылу, под охраной, стоят лучники, охлаждая военные страсти дождем из стрел. Звучит не сложно? Как бы не так.

Уже скоро рассветную тишину разорвет звон металла и крики умирающих


У каждого типа войск (а их в игре полно, в соответствии с реальными историческими племенами и их воинами) есть как уникальные, так и общие умения. Разные варианты построений – для разных ситуаций. Нужно вовремя прятать воинов за стеной щитов, нужно стремительно бросаться на врага, сокращая дистанцию, постоянно маневрировать, атаковать с тыла, давить противника с флангов.

Обязательно придется учитывать условия погоды и местности. Солдаты, как правило, не очень хорошо сражаются, совершив марш-бросок через заснеженный лес в метель, с последующим заползанием на гору.

Поле боя в – это не просто отличный пейзаж, где сотни NPC ведут войну не на жизнь, а на смерть, в окружении дыма и пылающих построек, это – динамично меняющиеся события. Тот, кто научится на них грамотно реагировать, обращать в свою пользу – выйдет победителем из многих славных битв. В противном случае, даже более мощная и подготовленная армия проиграет хорошему тактику.

Я шел Аттилой по обугленной земле

Разработчики постарались максимально угодить игрокам, которые предпочитают покорять народы не словом и экономикой, а огнем и мечом. Новые игровые возможности позволяют буквально сжигать города и местность дотла , повергая противника в ужас.

Даже рядовые лучники не брезгуют добавить огонька на свои стрелы. Что уж говорить об огромных осадных машинах , разбрызгивающих зажигательные снаряды по городским улицам. Выглядит вся эта феерия мрачно и прекрасно, особенно – когда на глазах игрока осаждаемый город постепенно превращается в руины.

Не стоит, однако, забывать, что игрок и его противники находятся в равных условиях. Если война принимает крутой оборот и войска неприятеля стекаются к городской твердыне, то иногда лучшее, что можно сделать – собственноручно поджечь населенный пункт и в спешке спасать людей и припасы. Врагу придется либо потратить немало времени и ресурсов на его восстановление, либо, извините – уютная зимовка в тепле отменяется. Вокруг – одни стены и пепел. И это – еще одно нововведение, как и возможность возведения баррикад , помогающих при осаде (если есть шансы ее выстоять).

Вот оно, хваленое римское гостеприимство


Разработчики обещали также вернуть болезни и эпидемии . И тут – никакого обмана, на радость геймерам. Или не на радость? Это уже каждый решит для себя, я лишь позволю себе дать совет: держите свои поселения и города в чистоте. Если люди начинают пить воду, что называется, из козьего копытца… козленочком, конечно, никто не становится, просто дизентерия дурно сказывается на боевом духе и работоспособности. А еще от нее умирают.

Никуда не делись и морские осады. Зачем топать пешком через полмира, чтобы выразить свою неприязнь далекому вождю, если к нему можно просто приплыть? Тем более, что размер карты довольно внушителен (примерно как в ). Корабли позволяют не только ловко десантироваться на берег, но и делить на ноль вражеский флот в романтичной обстановке водных просторов. О грустной возможности отправиться на дно самостоятельно и упоминать не будем.

Не мечом единым

Могло сложиться впечатление, что – это исключительно жестокая и военизированная игра, но это не так. Если нет желания (или возможности) сделать из черепа очередного вождя чашу для медовухи, можно попробовать разделить с ним хлеб-соль. Тут в дело вступает дипломатия. Причем, она неотделима от войны.

Не получится просто носиться по карте, сокрушая правых и виноватых. Каждый ход требует времени, причем значительного. Игровые годы летят, города без участия игрока и должного развития, приходят в упадок и не могут конкурировать с развивающимися соседями. А сами соседи, затаив обиду, могут объединяться и жестоко мстить самоуверенному завоевателю.

Разобраться в мировой ситуации здорово помогает переработанный интерфейс. Для сравнения, интерфейс снискал немало критики как неудобный и неинформативный. В такой проблемы нет. После ознакомления и изучения HUD становится незаменимым инструментом. Он показывает количество войск, денег, ресурсов, прибылей со своих территорий, дает доступ к тоннам обучающих трактатов.

Что немаловажно, в игру вернули систему династий, под корень выпиленную в . Можно управлять заключением брачных союзов (или просто плодить бастардов), следить за развитием фамильных древ, назначать персонажей на различные государственные и муниципальные должности. Там же происходит развитие военачальников – каждый, с ростом влияния, способен изучать дополнительные способности, улучшающие военное искусство или дипломатию.

Вернули даже возможность изменять вероисповедание своих подданных. Сами они, может, и не будут в восторге, зато появляются новые рычаги политического влияния.


Территории - внушительны, возможностей войн и союзов - хоть отбавляй

Система технологий в делится на две ветви: дипломатия и милитаризм . Их развитие помогает выработать свой собственный стиль игры, получить отличительные сильные и слабые стороны.

И ты, Брут!

Отдельно нужно остановиться на особенностях сетевой игры . Если хочется выяснить, кто из ваших друзей – лучший полководец, то Attila поможет решить данный спор наиболее объективно.

Существует возможность пользовательских сражений по мотивам значимых битв – тут присутствуют и осады, и морские баталии, и столкновения в чистом поле, есть где разгуляться тактической смекалке и воображению.

Из интересных нововведений – нельзя не упомянуть о возможности совместного прохождения кампании . Согласитесь, непросто существовать одному во враждебном мире, где постоянно ведутся закулисные игры, возникают и рушатся военные союзы, буйным цветом цветет предательство и шпионаж.

Часто, чтобы понять, почему испортились отношения с какой-либо фракцией, нужно прокрутить в памяти несколько ходов назад, вспомнить – где именно была совершена ошибка. Причем, она может быть допущена из-за банального недостатка информации о противнике.

А с товарищем – можно и в огонь, и в воду. Главное – следить, как бы он сам не воткнул вам нож в спину. Политика – грязная штука.

Ad futarum memoriam

Держать в голове стремительно меняющуюся ситуацию на политической арене – нет необходимости, за вас это сделают летописцы. Вся полученная информация, будь то заключение союза, или любая, самая маленькая битва, фиксируется в игровых летописях. По сравнению с эта система была оптимизирована, теперь находить интересующую информацию намного проще и удобнее.

Игра в способна занять на долгие недели (а по игровому календарю – на многие годы!), благодаря сложному, интересному, динамичному геймплею и возможности разделить приключения с другими игроками. Наблюдается несколько «деревянная» анимация войск, но, учитывая масштабы сражений, на это попросту не обращаешь внимания.

Это, безусловно, достойный представитель серии и заслуживает почетного места – в реальных летописях игровой индустрии.

Конец IV века нашей эры. Западная Римская империя, теснимая ордами варваров, спешно отводит свои легионы на юг. Восточные территории Византии разорены, города охвачены огнем. Болезни забирают тысячи жизней. Зимы становятся холоднее и продолжительнее. Люди всячески проклинают богов и провидение, но они не понимают, в какое счастливое время живут. Аттила. Аттила еще не родился.

Стены Рима возвел страх. Обзор Total War: Attila


Стены Рима возвел страх. Обзор Total War: Attila

Интерфейс тактических битв тоже претерпел изменения, опять же, став удобнее и понятнее. Теперь нам показывается лишь та информация об отряде, которая действительно необходима в бою. Еще преобразились иконки, показывающие, к какому типу войск принадлежит боевая единица – они теперь маленькие, аккуратные, и совершенно не загораживают обзор. Почему так нельзя было сделать раньше, до сих пор остается загадкой.

Стены Рима возвел страх. Обзор Total War: Attila


Стены Рима возвел страх. Обзор Total War: Attila

Сами битвы стали еще красивее за счет добавления различных фильтров и прочих графических изысков. Был переработан эффект запуска метательных снарядов – «трассеры» стали куда более явственны, что по первому времени слегка корежит. Летит обычная стрела, а кажется, что это копье, запущенное из баллисты. Зато выражение «небо затмили тучи стрел» в тактических поединках обрело полноценный смысл. Особенно зрелищно выглядят огненные выстрелы, которые теперь производят куда больше разрушений. Они не только поджигают деревья и кусты, но и наносят колоссальный урон постройкам во время осады.

Стены Рима возвел страх. Обзор Total War: Attila


Стены Рима возвел страх. Обзор Total War: Attila

Штурм поселений смотрится иначе хотя бы по той причине, что даже самый захолустный провинциальный городок имеет в своем активе пару-тройку защитных башен, откуда ведется весьма болезненный огонь по наступающему противнику. С каждым уровнем развития поселения охранный периметр лишь совершенствуется, и на поздних стадиях полис обзаводится крепкими стенами и площадками для установки защитных орудий. Во время осады защищающаяся сторона вправе использовать ловушки в виде кольев или волчьих ям, а также строить на улицах распиаренные разработчиками баррикады. Но на геймплей последние особо не влияют. Максимум, что сделает ИИ, встретившись с препятствием, так это отправит свои войска по другой дороге. Но чаще всего он просто сносит баррикады за какие-то пять-десять секунд, причем без особого для себя вреда.

Стены Рима возвел страх. Обзор Total War: Attila


Стены Рима возвел страх. Обзор Total War: Attila

Используя огненные стрелы во время атаки, можно легко поджечь практически любое здание. Самое страшное, что огонь, возникнув в одном месте, может впоследствии распространиться по всему кварталу. А если еще и парочка осадных орудий участвует в этом деле, то поселению и вовсе грозит тотальное уничтожение. Крики, вопли, зарево пожарищ, скачущие по улицам всадники и разбегающиеся кто куда местные жители (а они есть, и даже могут насадить пару-тройку вражеских пехотинцев на вилы) – все это выглядит очень зрелищно, и может в полной мере удовлетворить кровожадного варвара. Вот только потом город придется отстраивать заново, что станет неприятным сюрпризом для того, кто хотел лишь немного пограбить, а затем взять поселение под свой контроль.

Стены Рима возвел страх. Обзор Total War: Attila


Стены Рима возвел страх. Обзор Total War: Attila

Про морские сражения сказать особо нечего. Они стали еще более аркадны, нежели в Rome II. Скорость кораблей увеличилась, и даже самые большие из них с легкостью поворачиваются буквально за несколько секунд. Перед поединком кораблики противоборствующих сторон располагаются достаточно близко друг к другу, и битва начинается очень быстро, что не позволяет совершить заумные тактические ходы. Теперь все просто: мы либо давим врага числом, либо заламываем маленькие суденышки большими. Также можно смешать все союзные подразделения в одну кучу и направить ее в кучу вражескую. Там уже разберутся, кто победитель, а кто проигравший.

Стены Рима возвел страх. Обзор Total War: Attila


Стены Рима возвел страх. Обзор Total War: Attila

Ситуация с искусственным интеллектом примерно та же, что и в доведенной до ума Rome II. На тактической карте ИИ ведет себя относительно разумно, но иногда его клинит. Так, доплыв до Константинополя и не в силах преодолеть узкую бухту без боя, переселявшееся племя аланов целый год не сходило со своих кораблей, в итоге сгинув от голода и морской болезни. Если касаться тактических битв, то сенсаций нет и здесь. Противник прет всем фронтом, совершая однотипные атаки по флангам конницей. Фатальных ошибок не допускает, но и чудеса хитрости не проявляет. А вот с чем действительно есть проблемы, так это с осадами. Та же вражеская конница частенько застревает в хитросплетениях улиц, где и мечется до тех пор, пока не будет окружена и уничтожена. Нежелание идти в атаку на город, стены которого испещрены пробоинами, тоже присутствует – в иных ситуациях ИИ будет методично ломать ворота, и только после этого перейдет в наступление.

Стены Рима возвел страх. Обзор Total War: Attila


Стены Рима возвел страх. Обзор Total War: Attila

Багов в Total War : Attila мало, и это приятно. Единственный выбешивающий момент – периодический вылет игрушки на рабочий стол. Еще можно отметить определенные недостатки игровой механики, в краткий перечень которых можно добавить априори удачные действия вражеских агентов – ну это не дело, господа, когда неопытный воитель противника за десять ходов не допускает ни единого провала. Также мне не нравится, что пехотинцы боевыми носорогами сносят массивные каменные заборы высотой в три четверти своего роста. Выглядит глупо. Наконец, я против того, что во время высадки морского десанта существует возможность заранее забронировать за собой кусок берега. Вражеские корабли еще далеко, а ты мечешься у самой кромки, не в силах приткнуться хоть куда-нибудь, потому что, видите ли, «reserved».

Стены Рима возвел страх. Обзор Total War: Attila

В свое время, когда вторая часть Rome только появилась в продаже, она вызывала восхищение. Но проходило несколько дней, и это чувство постепенно замещалось ощущением глобального разочарования. В случае с Total War : Attila все ровно наоборот. Да, поначалу кажется, что ничего нового, за исключением механики уничтожения территорий и возможности образования орды, продолжение Rome II предложить просто не в силах. Но постепенно, по мере изучения проекта от студии Creative Assembly, заведомую прохладцу по отношению к «аддону» сменяют куда более теплые чувства. Ты видишь десятки больших и малых изменений, нововведений и переработок, благодаря которым привычный «Рим»начинает играть совершенно новыми красками. И ты понимаешь, что разработчики проделали огромную работу над ошибками, чтобы этого достичь. Исправлено не все, но курс определенно выбран верный. Well done!

Если вам казалось, что вторжение гуннов на территорию современной Восточной и Центральной Европы - это главное в Total War: Attila, то вы ошибались. Основной исторический процесс, показанный в игре, - Великое переселение народов, которое было спровоцировано как критическими изменениями в климате, так и слабостью границ Западной Римской империи. Нашествие тюркских племен лишь подстегнуло немало народов к переселению на Запад и Юг. Кампания Attila демонстрирует нам целый набор глобальных изменений в Европе, которые во многом и сформировали ее современный облик. Харизматичный Аттила и знакомые исторические события скрывают за собой намного более интересные и важные процессы.

В некоторых моментах далеко ушла от своей предшественницы, . Эта игра ни в коем случае не дополнение, как может сперва показаться, а самостоятельный проект, действие которого разворачивается в совершенно другой эпохе. Завершение античности приносит свои, новые правила игры. Западная Римская империя занимает Испанию, Галлию, часть Африки и остатки Британии, но находится на грани краха. Провинции то и дело бунтуют, еды практически нет, а доходы падают с каждым годом. Численность армии значительно уменьшилась, и легионы теперь комплектуются за счет романизированных племен со всех уголков империи. Основой армии стали копейщики, тактика ударных пехотных кулаков сменилась глухой обороной, а на помощь им пришла кавалерия.

С варварами все проще. Варварские государства франков, саксов, аланов, вандалов, вестготов и остготов - это вариации того, что уже было в Rome 2. Выделяются разве что вестготы, которые могут нанимать римские войска в захваченных имперских городах.

Гуннские орды практически полностью состоят из всадников, которые с самого начала обладают весьма неплохими параметрами. Управлять ими сложно. Осада городов часто превращается в кошмар, но вид конницы, рвущейся в атаку, впечатляет. Игра за гуннов подарит вам совершенно новые впечатления! Здесь важна быстрая реакция и продуманная тактика.

Разнообразие войск в Attila уменьшилось - оригинальные подразделения можно пересчитать по пальцам. Важную роль стали играть осадные орудия, без которых нередко просто не обойтись. Сами осады стали на порядок сложнее: штурм города без использования таранов и башен приведет к серьезным потерям. В то же время на их создание уходит не один ход. Города-сателлиты получили оборонительные башни и какие-никакие стены, что позволяет эффективно защищать их даже небольшим гарнизоном. Более сложные осады - то, что делает войну в Total War: Attila не такой, как прежде.

В механике управления государством тоже появились свои изменения. Система должностей стала более наглядной. Любого аристократа или вашего родственника можно назначить на подходящую должность, но начинать им придется с самого низа, пройдя через всю карьерную лестницу. При этом у каждой фракции должности хоть и незначительно, но отличаются, отображая реалии государственного устройства. Так, у римлян есть два претора, а у вестготов, соответственно, лишь один верховный судья. Чем выше должность, тем серьезнее бонус для персонажа. Кроме этого, появилось подробное генеалогическое дерево. Также увеличилось количество политических происшествий: в каждом конкретном случае вы можете принять решение, которое повлияет на ваше положение в государстве. Вернулся и параметр лояльности, который теперь играет большую роль. Любой персонаж, к которому вы относились наплевательски, теперь может поднять мятеж и устроить гражданскую войну.

Процесс развития персонажа тоже был изменен. Теперь мы имеем древо умений: чтобы развить последнее из них, необходимо сперва открыть все предыдущие. Развивать один параметр «авторитета» или «рвения» не получится. В этом есть и определенные минусы. Линейка умений получилась одинаковой для всех: и для полководцев, и для появившихся в игре губернаторов. Линейки развития армий построены по такому же принципу.

А вот исследования изменились не так сильно. Древо технологий приняло иной вид, но сохранило свою прежнюю суть. За некоторые открытия, правда, теперь придется заплатить. В условиях тотального дефицита финансов это порой серьезно задерживает развитие ключевых технологий.

В центре внимания теперь экономика. Если раньше деньги требовались в основном для поддержания армий, то сейчас они нужны практически для всего. Платить придется и за исследования, и за содержание построек, и даже выкладывать катастрофически огромные суммы на перестройку городов. Просто трансформировать город другой культуры в свой теперь не получится. Мало того, что это стоит значительных средств, так еще и требует немало времени. Из-за этого быстрая экспансия невозможна: попросту не хватит ресурсов. В Total War: Attila нужно постоянно следить за состоянием своей казны, иначе, даже имея большую империю, можно остаться без армии и потерять возможность что-то изменить.

Способов заработка стало больше. Появились такие параметры, как плодородность почвы и уровень загрязнения, и теперь в разных регионах приходится устраивать разные типы хозяйства. Где-то лучше растет пшеница, а где-то можно заниматься исключительно скотоводством. Игнорировать эти параметры не стоит, так как правильное использование провинций сулит значительные выгоды.

Во время Великого переселения народов некоторые города были заброшены или разрушены. Для их восстановления требуется потратить золото и значительное количество солдат. Застраивать их приходится фактически с нуля. С другой стороны, любая армия может уничтожить город, если вы выберете эту функцию при захвате. Позже эту территорию можно заново заселить своими людьми. Учитывая стоимость перестройки чужих столиц, в некоторых случаях полное уничтожение - самый правильный выбор.

Визуально Attila выглядит немного хуже, чем Rome 2. Даже столичные города на глобальной карте выглядят как забитые деревни, а римские поселения с трудом можно отличить от варварских. Выглядеть лучше стали разве что выстрелы: огненные стрелы просто потрясающие. Фоновая музыка тоже не отличается разнообразием. Похожие друг на друга «кочевые» мелодии звучат и при игре за варварские королевства, и при игре за Рим.

Пожалуй, главное беспокойство вызывает та же проблема, от которой страдала Rome 2 сразу после своего выхода. Ход в игре продолжается слишком долго. Конечно, до нескольких минут ожидания, как это было в предыдущей части, далеко, но в определенный момент на карте появляется столько новых фракций, что ждать приходится слишком долго.

Как мы уже писали, Total War: Attila - ни в коем случае не дополнение, а полноценная игра с измененной механикой и пересмотренным балансом между войной и экономикой. Кроме того, она стала значительно сложнее. Сходу захватить половину Европы уже не выйдет. Несмотря на определенные проблемы, Creative Assembly в очередной раз выпустила хорошую игру в серии Total War, в которую стоит сыграть каждому.