Любая работа начинается с проекта, то есть с создания плана и приготовления к его реализации. Даже в мелких мероприятиях нужно чёткое представление, с чего и как начинать трудиться. А на крупных предприятиях тем более. Поэтому разрабатываются проекты, которые регулируют поставленные цели и задачи и влияют на их плодотворное решение. Этим занимаются специальные отделы менеджмента и маркетинга. По сути своей проект - это план мероприятий, которые должны быть сделаны в определённые сроки и согласованы двумя сторонами - заказчиком и исполнителем. Квалифицированные менеджеры дают характерное описание проектасо всеми этапами, действиями, целями, задачами и указанием рассчитанного бюджета. Те, кто выполняет сценарии для клиентов, должны быть специалистами в областях, которые реализуют под заказ.
Как разрабатывается проект?
Чтобы разработать и внедрить проект, его собирают по кубикам-вехам в конструкторском отделе или бюро. Этим занимаются профессионалы, и каждый шаг вымеряется до миллиметра:
- Первый шаг. Подрядчик принимаетот корреспондента техническое задание. Они согласовывают условия - сроки, бюджет, величину и схематику исполнения (текстовая, графическая, презентационная). Для этого нужно чёткое описание проекта и его понимание в целом. И далее наступает черёд умелого внедрения и начертания всех аспектов до самых мелких деталей.
- Второй шаг. Утвердив бриф, приёмщик передаёт задание менеджерам-цеховикам или офисным работникам на проработку проекта.
- Третий шаг. Составляется полная технологическая схема с указанием периодов, в каждом из которых выполняются последовательно определенные мероприятия.
- Четвёртый шаг. Проработав основную часть плана для выверки схемы, все дальнейшие действия согласуют с заказчиком. Более подробно и наглядно обговариваются дополнения, добавляются задачи, прогнозируются реальные цели и подытоживается окончательная оплата.
- Пятый шаг. Укомплектовав весь проект и завершив работу над ним, подрядчик передаёт клиенту готовое решение. Тот, в свою очередь, проводит заключительный расчёт.
Первоначальный план описания проекта
С самого начала, после принятия проекта в разработку, делается его начальное описание, чтобы была ясна суть и в дальнейшем можно было разбить программу на периоды, заготовки, ветви и этапы. Так легче всего следить за сроками выполнения, и ни одна мелочь не ускользнёт из внимания. Приведём краткое описание проекта, то есть, по сути, процессов, из которых состоит его разработка:
- Принятие заказа.
- Согласование с заказчиком стоимости работы.
- Обсуждается предоплата или расчёт по завершении.
- Составление анкеты-брифа.
- Согласование с потребителем (заказчиком) пунктов проекта.
- Назначение - тема программы.
- Начало - указывается дата/время.
- Окончание - указывается дата/время.
- Исполнители проекта - например, менеджеры Иванова, Петрова, Сидоров.
- Заказчик - например, Фонд помощи детям.
- Этапы программы - подготовка, собирательство, работа, согласование, завершение.
- Что нужно сделать и в какие сроки - содержание программы, описание этапов, задач и целей.
- Какая информация присутствует - текстовая, графическая, презентации, видео, аудио.
- Согласование с потребителем (заказчиком).
- Доработка ошибок, доведение до нужного результата.
- Повторное согласование с корреспондентом.
- Утверждение, приёмка на месте и сдача проекта конечному пользователю.
- Окончательный расчёт (получение зарплаты) в денежном эквиваленте.
В таком виде создаётся первоначальный краткий план проекта, после чего разработчик разбивает его на множество небольших ветвей, так называемых этапов.
Поэтапное формирование проекта
Составив набросок плана, приступим к созданию и описанию Это важная часть, без которой нельзя произвести крупные и многоходовые решения. Каждый этап описывает ту или иную технологию и содержит до сотни, а то и тысячи списков, задач и подзадач. Только разбивши проект на этапы, можно уследить за любым маленьким нюансом и не потерять нить следующих действий, а главное, целей, которых следует достичь. Такое расчленение сценариев позволяет более легко управляться со всеми запущенными бизнес-процессами. Поэтапное описание проекта по технологии помогает сконцентрироваться на правильных решениях и быстрее продвигаться вперёд.
Цель - то, без чего не бывает проекта
Любой проект делается только для того, чтобы достигнуть определённых целей. Жизнь - это тоже своего рода долговременный проект, где каждый человек на каждом его этапе добивается конкретных успехов и приходит к нужному результату - учёба, работа, женитьба, семья, рождение детей и даже смерть. Но это на протяжении всего существования человека. А в краткосрочной программе, такой как строительство дома или путешествие, лучше заранее составить план и описание целей проекта, чтобы успеть всё сделать за небольшой промежуток времени. Все мы двигаемся к великому и прекрасному. Вот это - именно та цель, о которой некоторые иногда не догадываются без составления понятной схемы и без чётких действий.
Составление брифа по созданию сайтов и лендингов
Приведём в качестве примера полное описание проектадля веб-мастерских и студий дизайна по созданию одностраничных и многостраничных сайтов. Здесь первоочередная задача - заполнение брифа заказчиком и отправка его специалистам веб-студии. В анкете клиент должен указать (чем подробней, тем лучше) всю информацию о себе и нужные ему функции сайта. Анкета выглядит так:
- Фамилия, имя, отчество управляющего порталом, лендингом, ресурсом.
- Название компании, сообщества или фирмы.
- Контактные данные заказчика.
- Область работы - вид деятельности.
- Название запланированного проекта.
- Бренд и фирменный стиль проекта.
- Логотип (если имеется).
- Предпочтительные цветовые тона.
- Дизайн для отдельных частей и страниц.
- Количество страниц внешних и внутренних у сайта.
- Услуги размещения проекта у хостинг-провайдера.
- Составление и приобретение доменного имени.
- Наполнение статьями - копирайтинг.
- и реклама.
- Сопровождение и забота о ресурсе в дальнейшем.
- Функциональная составляющая проекта:
- административная панель портала;
- внедрение кодов php, css, javascript;
- базы данных Mysql;
- раздел новостей;
- раздел статей и блогов;
- раздел "фотогалерея";
- встроенные рассылки;
- формы контактов и связи;
- регистрация и скрытие отдельного контента;
- поиск и карта сайта;
- seo-оптимизация страниц и проекта в целом;
- мобильная версия сайта;
- добавочные блоки рекламы и преимуществ;
- модули для видео, аудио и других фишек;
- изготовление баннеров, флеш, анимации;
- переключение многоязыковых версий сайта;
- магазин и корзина покупателя;
- каталоги товаров и ресурсов;
- подключение платёжных процессингов;
- раздел помощи и базы знаний.
Разработка проекта по созданию сайтов и лендингов
Получив заполненный бриф-анкету, можно начинатьсоставлять описание проекта. Пример первоначального плана приведён выше. Это набросок или памятка, исходя из которой образуют каркас запланированных дел в виде схем и этапов, задач и целей, списков и заметок. Такой план передаётся в универсальную мастерскую, где профессионалы занимаются поиском простых и сложных решений. В итоге весь проект изготавливается из частиц специфических миссий, которые, как в мозаике, собравшись вместе, организуют великолепную картину.
Как описать проект в разработке
Взяв в работу тему о создании сайтов и лендингов, необходимо сделать записи всех мероприятий. Приведём проекта:
Этап № 1 - изготовление макета, программирование платформы CMS системы с разбиением сайта на отделы: админку и публичную часть, подключение модулей. Закреплено за менеджером (Ф. И. О.).
- соорудить макет - дата/время;
- подготовить cms-платформу - дата/время;
- привязать модули и блоки - дата/время;
- протестировать работоспособность и функциональность - дата/время;
- что сделано, какие недоработки, ошибки;
- что сделать, когда, срочно или нет;
- интересная идея - предложить;
- ещё что-то инновационное.
Для выполнения такой сложной работы нужно выделить из бюджета ещё 100000 рублей для приобретения и привязки дополнительных компонентов.
Цель: Изготовить и сдать к определённому сроку готовый рабочий каркас проекта.
Этап № 2 - изготовление дизайна, логотипа, баннеров. Закреплено за менеджером (Ф. И. О.).
- разработать цветовую схему - дата/время;
- подготовить логотип - дата/время;
- изготовить анимированные баннеры - дата/время;
- продумать и водворить элементы графики, кнопок;
- отчёт о проделанной работе - дата/время;
- всё время, затраченное на осуществление этапа;
- бюджет, выделенный на проработку действий.
- что не сделано, какие недоработки, ошибки;
- что надо делать, когда, срочно или нет;
- интересная идея - предложить;
- ещё что-то инновационное.
Предложить в правой колонке сделать ещё 2 статических баннера.
Цель: Изготовить и сдать к определённому сроку готовый дизайн и элементы графики.
Этап № 3 - наполнение лендинга текстовым контентом, вставка видео и аудио. Закреплено за менеджером (Ф. И. О.).
- написать 5 страниц текста - дата/время;
- подготовить и разместить 5 видео и 10 аудиозаписей - дата/время;
- отчёт о проделанной работе - дата/время;
- всё время, затраченное на осуществление этапа;
- бюджет, выделенный на проработку действий.
- что сделать, срочно или нет, когда-нибудь потом;
- супермысль - предложить;
- ещё что-то новенькое.
Обновить программу для записи видео.
Цель: Наполнить ресурс текстовой и мультимедийной информацией.
Этап № 4 - сдача проекта заказчику. Ответственный Строгов П.Г.
- согласовать проделанные этапы - дата/время;
- выделить ресурсы на доработку - дата/время;
- отчёт о проделанной работе - дата/время;
- всё время, затраченное на осуществление этапа;
- бюджет, выделенный на проработку действий.
- что сделано, какие недоделки, ошибки;
- что сделать, срочно или нет, записать доработки;
- идея Х - предложить;
- ещё что-то новенькое.
Добавить в базу клиента и сдать в архив мероприятие. Подумать, что ещё сделать.
Цель: Сдать готовый проект.
Ведём проекты и задачи в профессиональных системах
Чтобы сделать уникальноеи точное описание проекта, а также вести его как подобает - без нарушения норм и с отслеживанием статистики, существуют профессиональные сервисы CRM. В них можно разбить любой проект на небольшие этапы с описанием и прикреплением к ним задач и подзадач, списков и целей, заметок и блок-схем. Сегодня они имеют довольно богатый функционал, ко многим системам прикручены такие связки, как телефония и карты мозгового штурма, блоги и ежедневники, автоматическое заполнение контактов, контрагентов и удобная рассылка по базам.
Проект закончен: что дальше?
Проделав весь труд, т. е. осуществив описание проекта и обеспечив его выполнение, можно немного отдохнуть и сосредоточиться уже на другом техническом задании. Накапливая опыт в предыдущих работах, элементарно создают шаблоны проектов, по которым в дальнейшем повторяют этапы новых дел. Такое занятие на постоянной основе становится не только высокодоходным, но и увлекательным.
Надо признать, что любая работа спорится значительно быстрей и эффективней, если подготовлен заранее письменный план проекта, определяющий те или иные цели и задачи. Разработка подобного плана на бумаге либо на компьютере сделает поставленные задачи более достижимыми. Рассмотрим внимательно - какие шаги нам следует предпринять,чтобыполучить реальный план проекта? Как написать план проекта?
Как составить и написать план проекта
В самом начале определитесь с главной целью проекта. Лучше сформулировать и записать ее несколькими предложениями в верхней части вашего плана. Конечно, для этих целей вы будете использовать программу Microsoft Word , а может что-либо посложнее, к примеру, Microsoft Project 2010. Присвойте своему проекту броское наименование, которое бы способствовало вашим сотрудникам либо членам команды сразу включиться в проработку идеи. Для примера, наименование "Клиент Х" вполне подойдет для проекта, посвященного исследованиям спроса потребителей на услуги или товары вашей компании.
Обязательно назначьте бесспорного лидера в команде проекта. Считается чрезвычайно трудным разрабатывать план проекта, когда отсутствует определенный человек, способный оперативно принимать правильные решения. Впишите имя этого лидера в верхнюю часть плана проекта. Надпись типа: "Главный менеджер проекта Петров С.М." устранит возможную путаницу и напряжение во взаимоотношениях участников проекта в вопросе, - "а кто здесь главный".
Затем в вопросе как написать план проекта вы должны определиться с пошаговыми задачами, которые планируется решать в ходе реализации проекта. Обозначайте только четкие цели. И назначьте ответственных сотрудников за каждый подраздел и каждое отдельное задание. Тщательно подсчитайте бюджет по каждой задаче, а также необходимые ресурсы, которые потребуются для ее выполнения. Установите реальные сроки завершения намеченных задач.
Воспользуйтесь следующим алгоритмом для разработки:
Задача №1: организация фокус-группы;
Цель №1: Провести опрос группы из 10 потенциальных покупателей. Применить функции платного исследования;
Расходы бюджета: 12.000 р. для оплаты членов фокус-группы, 1.000 р. – стоимость потребных материалов;
Дополнение: аренда конференц-зала с оборудованного для проведения электронной презентации;
Ответственный: Петров С.М.
Прибавьте в структуру плана проекта столбцы, в которых вы будете отмечать ход его выполнения. Например: "стадии разработки", "в процессе", "завершено".
1. Определение целей и темы проекта . Выбор темы -очень важный и трудный этап. Это процесс интенсивного размышления, серьезной интеллектуальной деятельности. Определяя тему, формулируется также проблема исследования. Тема определяет область исследования. Она имеет более широкий, чем проблема характер. В рамках одной темы может быть сформулировано несколько проблем. Определив для себя область исследования, и сформулировав проблему, следуег конкретизировать тему самостоятельного учебного проекта:
Выбирая тему, необходимо помнить следующее:
1. Эта тема должна быть вам действительно интересна.
2. Результаты вашей проектной деятельности должны иметь реальное практическое значение.
3. Материал собранный вами по теме должен быть полезен другим людям, заинтересованным в этом вопросе.
2.Представление темы проекта : готовя представление, то есть краткую информацию о выбранной теме, необходимо сделать так называемый "профиль темы". Для этого целесообразно продумать ответы на следующие вопросы:
1. Какова сфера вашего исследования?
2. В чем вы видите проблему, которую необходимо решить?
3. Как, исходя из этого, будет звучать формулировка темы?
4. Какова идея проекта? Что будет представлять собой конечный результат вашего проектирования?
5. Как и кем этот проект может использоваться в дальнейшем?
6. С кем вы собираетесь работать над проектом?
7. Какая помощь вам потребуется?
Деятельность обучащихся : обсуждают предмет с педагогом и получают при необходимости дополнительную информацию (по необходимости формируют рабочие группы).
Деятельность педагога : знакомит со смыслом проектного подхода, объясняет цели, мотивирует обучающихся.
3.Планирование: Анализ проблемы, определение источников информации, определение способов сбора и анализа информации, постановка задач и выбор критериев оценки результатов и процесса, при необходимости распределение ролей и обязанностей в группе, определение способа представления результата.
Деятельность учащихся : формируют задачи, уточняют информацию (источники), выбирают и обосновывают свои критерии успеха, устанавливают план действий.
Деятельность педагога : помогает в анализе и синтезе, предлагает идеи, высказывает предположения, наблюдает.
4.Принятие решений: Сбор и уточнение информации, обсуждение альтернатив ("мозговой штурм"), выбор оптимального варианта, уточнение планов деятельности. Основные инструменты: интервью, эксперименты, опросы, наблюдения.
Цель информационного поиска- быстро и своевременно отыскать необходимую информацию, полезную при создании конкретного проекта. Для организации поиска: определяется сфера интересов, формулируется проблема, составляется список возможных вопросов и ключевых слов, которые связаны с данной проблемой, определяются виды изданий, в которых может быть достоверная информация по данной проблеме.
В результате ознакомления с литературой составляется картотека или список полезных публикационных источников. На основе изучения источников, составляется "банк идей" по разрешению проблемы.
Деятельность обучающихся : работают с информацией, проводят исследование, решают промежуточные задачи.
Деятельность педагога : наблюдает, консультирует, советует, косвенно руководит деятельностью.
5.Выполнение : Анализ информации, выполнение проекта, формулирование выводов.
Деятельность обучащихся : анализируют информацию, оформляют проект.
Деятельность педагога : наблюдает, советует (по просьбе).
6.Оценка результатов : Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого, анализ достижений поставленной цели.
Деятельность обучащихся : участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке, анализируют информацию.
Деятельность педагога : наблюдает, направляет процесс анализа (если необходимо), советует.
7.Защита проекта : Подготовка возможных форм представления результатов, обоснование процесса проектирования, объяснение полученных результатов, коллективная защита, оценка, письменный отчет
Деятельность обучащихся : защищают проект, участвуют в коллективной оценке путем обсуждения результатов,
Деятельность педагога : участвует в коллективной анализе и оценке результатов проекта, оценивая усилия учащихся, креативность, качество использования источников.
КРИТЕРИИ ВЫПОЛНЕНИЯ И ЗАЩИТЫ.
При использовании метода проектов существуют два реальных результата проделанной работы. Первый (скрытый) - это педагогический эффект от включения в процесс "добывания знаний" и их логическое применение: формирование личностных качеств, мотивация, рефлексия и самооценка, умение делать выбор и осмыслять как последствия данного выбора так и результаты собственной деятельности. Именно эта составляющая часто остается вне сферы внимания педагога, и к оценке предъявляется лишь сам проект. Если он к тому же красочно оформлен или сопровождается макетом, видеороликом и т.д., то о личностном факторе на защите и вовсе не вспоминают.
Вторая составляющая оценки результата - это собственно та видимая часть "айсберга", которая и является выполненным проектом. Причем оценивается не объем усвоенной информации (что изучено), а ее применение в деятельности (как применено) для достижения поставленной цели.
Если проект выполнен плохо, повторять его просто невозможно, но оставлять такой пробел недопустимо. Итоговый проект можно и нужно предложить переделать, доделать, а текущий заменить дифференцированным зачетом с оценкой.
Избежать таких результатов можно, если в ходе проектирования проводить проблемные семинары, "открытые" консультации, использовать другие интерактивные виды обучения, насыщая учебную деятельность элементами самостоятельного познания и получения информации.
Существует множество подходов к оценке проектов. Наиболее удобной считают рейтинговую оценку.
Критерии оформления и выполнения проекта:
1. Актуальность темы и предлагаемых решений, реальность, практическая направленность и значимость работы.
2. Объем и полнота разработок, самостоятельность, законченность, подготовленность к опубликованию.
3. Уровень творчества, оригинальность раскрытия темы, подходов, предлагаемых решений.
4. Аргументированность предлагаемых решений, подходов, выводов, полнота библиографии, цитируемость.
5. Качество отчета: оформление, соответствие стандартным требованиям, рубрицирование и структура текста, качество эскизов, схем, рисунков; качество и полнота рецензий.
Критерии защиты:
1. Качество презентации: композиция, полнота представления работы, подходов, результатов; аргументированность, убедительность, убежденность.
2. Объем и глубина знаний по теме (или предмету), эрудиция, межпредметные связи.
3. Педагогическая ориентация: культура речи, манера, использование наглядных средств, чувство времени, импровизационное начало, удержание внимания аудитории.
4. Ответы на вопросы: полнота, аргументированность, убедительность и убежденность, дружелюбие, стремление использовать ответы для успешного раскрытия темы и сильных сторон работы.
5. Деловые и волевые качества: ответственное решение, стремление к достижению высоких результатов, готовность к дискуссии, способность работать с перегрузкой, доброжелательность, контактность.
В данном разделе мы подробно рассмотрим примерный план творческого проекта
по технологии, ИЗО и музыке для учащихся школы, который поможет грамотно выполнить проектную работу и осуществить правильное оформление индивидуального или группового творческого проекта.
Также определим, что должно обязательно содержаться в каждом пункте плана творческой работы школьника для четкого разбиения текста проектной работы на разделы.
Основными пунктами плана выполнения проектной работы в школе является оформление титульного листа, содержания проекта, введения, теоретическая и технологическая части, экономическое и экологическое обоснование, оценка изделия и его реклама, заключение, литература и приложения.
Ниже мы представим план выполнения творческого проекта (работы) по технологии (труду) для 1, 2, 3, 4 класса начальной школы и 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 классов. Также данный план подходит для творческих проектов по музыке, ИЗО и другим предметам.
План творческого проекта
1. Титульный лист проекта
Образец оформления титульного листа творческого проекта (работы):
Образец оформления содержания творческого проекта (работы):
3. Введение проекта
Образец оформления введения творческого проекта (работы):
Согласно плана творческого проекта во Введении обосновывается актуальность выбранной темы, цель и содержание поставленных задач, формулируются планируемый результат и основные проблемы, рассматриваемые в проекте, сообщается, кому предназначен проект и в чем состоит его новизна.
Во введении также дается характеристика основных источников информации. В этой главе проекта рассматривается предполагаемая методика и техника его выполнения.
4. Историческая справка по проблеме проекта
Теоретическая историческая справка-информация об изготовляемом предмете, проблеме проекта.
5. Технологическая часть проекта
Описание технологической части творческого проекта (работы).
- Выбор идей и вариантов, их обоснование и анализ.
- Выбор материала для объекта, дизайн-анализ.
- Подбор инструментов, оборудования и организация рабочего места.
- Техника безопасности при выполнении работ.
- Конструкция изделия, эскиз (описание этапов конструирования объекта).
- Технология изготовления изделия, графические материалы.
В технологической части, обычно в соответсвии с планом творческого проекта , необходимо разработать последовательность выполнения объекта. Она может включать в себя перечень этапов, технологическую карту творческого проекта , в которой описывается алгоритм операций с указанием инструментов, материалов и способов обработки.
6. Экономическое обоснование проекта, расчеты
В экономической части представляется полный расчет затрат на изготовление проектируемого изделия. Результатом экономического расчета должно быть обоснование экономичности проектируемого изделия и наличия рынка сбыта.
7. Экологическое обоснование проекта (экологическая чистота изделия)
Особое внимание в плане творческого проекта по технологии , да и по другим предметам, необходимо уделить экологической оценке проекта: обоснованию того, что изготовление и эксплуатация проектируемого изделия не повлекут за собой изменений в окружающей среде, нарушений в жизнедеятельности человека.
Экологическая оценка творческого проекта (работы) включает в себя экологическую оценку конструкции и технологии изготовления, оценку возможностей изготовления изделия из материалов - отходов производства, оценку возможности использования отходов, возникающих при выполнении проекта.
8. Новые знания и умения, полученные при выполнении проекта
9. Оценка проекта (изделия). Реклама
10. Заключение проекта
Образец оформления заключения творческого проекта (работы):
В заключении творческого проекта записывают краткие выводы по результатам выполненного проекта, а также проводят оценку полноты решения поставленных задач.
В нем последовательно излагаются полученные результаты, определяется их соотношение с общей целью и конкретными задачами, сформулированными во введении, дается самооценка воспитаннику о проделанной им работы. В некоторых случаях возникает необходимость указать пути продолжения исследования темы, а также конкретные задачи, которые предстоит при этом решать.
11. Список литературы проекта
Образец оформления списка литературы творческого проекта (работы):
После заключения принято помещать список литературы, использованной при выполнении проекта. Каждый включенный в него источник должен иметь отражение в пояснительной записке. Все заимствования должны обязательно иметь подстрочные ссылки, откуда взяты приведенные материалы. Не следует включать в данный список работы, которые фактически не были использованы.
12. Приложения проекта
Образец оформления приложений творческого проекта (работы):
(эскизы, схемы, технологическая документация).
Вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают основную часть проектной работы, помещают в приложениях. По содержанию и форме приложения очень разнообразны. Они могут представлять собой текст, таблицы, карты, графики, рисунки. Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение» и иметь тематический заголовок.
При наличии в творческом проекте или творческой работе более одного приложения они нумеруются арабскими цифрами (без знака №) и т. д. нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию основного текста. Связь его с приложениями осуществляется через ссылки, которые употребляются со словом «смотри» (см.), заключаемым вместе с шифром в круглые скобки.