Радуга в жизни и в магии. Семь цветов чакр

В психологии есть множество методов терапии, которые помогут каждому человеку.

Все люди в мире знают, что цвет воздействует на сознание и настроение человека определяя его характер. Например, почему светофор имеет три цвета, а не две и не один?! Это доказывает, что цвет имеет особое влияние на человека. Каждый человек цвет воспринимает через глаза. Глаза - это зеркало души. Нервная система является чувствительной к цветам. Чтобы узнать получше человека психологи задают вопрос: «Какой ваш любимый цвет?». Оттенок определяет склад ума и характер. Важно учитывать, что потом предпочтения могут меняться. Существует множество оттенков, особенно радуги. К примеру:

Красный оттенок означает путь к успеху, ощущение гармонии в жизни. Этот цвет активирует жизнедеятельность человека. Красный цвет нравится смелым, властным, вспыльчивым, общительным людям с огромной силой воли. Красный означает энергию и эмоциональные ощущения. Кроме этого люди, любящие красный цвет бывают нетерпеливыми с переменчивым непостоянством. Те люди, которые недолюбливают красный считаются робкими со страхом к конфликтам, нестабильными в отношениях со своими половинками. Также они имеют комплекс неполноценности.

Розовый оттенок означает безмятежность и страсть. Оттенок представляет собой романтику и утонченность, нежность и свежесть. Люди, которые любят такой цвет живут в мире слез и чудес. Такие люди стремятся к вечной любви и обожают уют и комфорт. Розовые люди любят прибывать в спокойствии и строить планы не осуществляя их в реальность.

Оранжевый цвет любят люди - мечтатели и те, которые имеют незаурядную интуицию. Такой человек любит всегда блистать перед обществом. Такой человек характеризуется непостоянством, в любви имеют независимость и хотят покорить мир. Они не любят вечеринки, веселья, громкий смех. Дружат только с избранными.

Желтый оттенок схож с солнечным светом и золотом. Желтый оттенок дарит оптимизм, спокойствие, интеллигентность. Желтые люди являются общительными, любопытными, смелыми, любят привлекать к себе внимание и легко адаптируются в любых ситуациях. К достоинствам желтых людей относятся богатое воображение и влечение к искусству. Своеобразный ум подталкивает их к любым свершениям. В дружбе они являются надежными и на них можно положиться. Отрицательной чертой таких людей считается эгоизм. Люди, которые не поддерживают желтый смотрят правде в глаза.

Зеленый цвет соответствует природе и олицетворяет весну. Зеленый дарит теплоту и равновесие. Зеленый человек имеет уравновешенный и уверенный характер. Они являются прилежными и хорошими людьми, обладают добротой и щедростью. Зеленые люди относятся к умной группе, боятся влияния других и не идут на риски. У них недостатка в аппетите и имеют склонность к полноте. Отрицательной чертой является умение сплетничать.

Салатовый оттенок предпочитают властные люди с циничностью. Такие люди обычно являются начальниками и любят руководить. Они боятся остаться в затруднительном положении. Люди не любящие этот цвет имеют замкнутость, необщительность и робость.

Голубой оттенок означает привязанность и верность. Голубые люди после неудач впадают в депрессию и склонны к переживаниям. Такие люди имеют черты ребенка в характере. Этот оттенок олицетворяет свободу и беззаботность. Люди поддерживающие этот оттенок ставят цели и достигают успеха, любят жизнь.

Коричневый цвет олицетворяет землю, надежность и прочность. Люди, любящие этот цвет имеют умеренный характер, чувство долга, ответственности, простоту. Для них важна гармония, комфорт и уют в доме. Не поступают по усмотрению, а действуют обдумывая все до мелочей. В отношениях такие люди суровые и стойкие. В обществе они производят отличное впечатление и обладают доверием среди знакомых.

Специалисты разработали методы цветотерапии. Говорят, что такая терапия не только улучшает самочувствие, но и здоровье. Каждый цвет имеет свое особое значение и действие на человека. В основном это цвета радуги. К примеру:

Красный тон благоприятно воздействует на здоровье, в том числе и на сердце. Красный оттенок увеличивает активность и устойчивость к стрессам организма снижая всяческие воспаления. Также красный влияет на нервную систему. Для гипертоников красный оттенок действует негативно. Если человека беспокоит сонливость и усталость можно обставить свой дом предметами красного цвета. Подушки, вазы, сувениры, шторы красного оттенка повышают тонус и настроение.

Оранжевый цвет улучшает настроение, увеличивает активность организма во время работы физического и умственного характера. Желтый соответствует тону солнца и дарит тепло повышая общее душевное состояние и настроение. В доме можно покрасить комнату для детей и кухню желтым цветом.

Зеленый снижает гипертонию и сердцебиение. Зеленый оттенок успокаивает и расслабляет действие на нервную систему. Для хорошего сна специалисты рекомендуют спальню закрасить зеленым цветом.

Синий и голубой имеют схожие качества. Голубой цвет снимает стресс и депрессию. Синий цвет улучшает работу костного мозга снимая головную боль и мигрень.

Фиолетовый цвет улучшает восприятие действуя на головной мозг. Этот оттенок повышает иммунную систему, снимает усталость организма и глаз.

Серый цвет имеет чисто деловой характер и не влияет на самочувствие. Белый и черный являются противоположными друг к другу. Черный снижает настроение и способствует проявлению негативных отношений к себе и другим. Белый наоборот означает чистоту и дарит позитивное настроение.

Итог таков, что цвета могут влиять на самочувствие и настроение. А самочувствие благоприятно влияет нам здоровье человека.

Когда я была маленькой, я верила, что если найти, где у радуги начало, можно подняться по ней в небо, и посмотреть на мир с высоты. Недавно, когда появилась первая в этом году радуга, я снова вспомнила об этом. Кстати, радуге в апреле наши предки уделяли довольно много внимания. Считалось, что первая радуга, как и первая гроза, является признаком того, что весна окончательно пришла на землю. Первая гроза и первый гром - это отблески и звуки битвы светлых сил весны и темных сил зимы. А радуга после грозы свидетельствовала о победе добра. Если же ее после первой грозы не видно, люди думали, что непогода продлится еще какое-то время.
Приметы о радуге отличаются многообразием, но практически всегда их значение сводится к тому, что это природное явление — предвестник счастья. Даже само слово возникло как бы само собой, соединившись из двух — «радость» и «дуга».

По народным поверьям по радуге ходят ангелы. И если она касается земли, то ангел может оказаться совсем рядом.
Считается, что там, где начинается радуга, зарыт клад. И если ты не собираешься его откапывать, то можешь взамен загадать денежное желание. И оно обязательно сбудется.
Существует такая примета, что если пройти под радугой, то жизнь обновит свои краски, станет ярче. Говорят даже, что тропинка под радугой приводит человека в другую, параллельную реальность. Еще один способ это сделать — купаться, увидев радугу - таким образом можно уйти вместе с ней на небо. Выпить воды из водоема под радугой было очень хорошим знаком - так защищались от болезней. Старались сделать это в первую очередь женщины, у которых рождались только девочки, а мальчики никак не получались - в древние времена это тоже считалось определенного рода болезнью.
Случается такое явление, как двойная радуга и, тем более, тройная - когда разноцветные арки располагаются одна над другой. Увидеть двойную радугу или же большее количество ярких разноцветных дуг означает большую удачу и начало длительной счастливой полосы. А тот, кто сможет увидеть одновременно семь радуг, станет самым богатым и счастливым человеком на свете.
В скандинавской и славянской языческих традициях радуга считалась мостом между миром живых и миром мертвых. Поэтому если кто-то видел радугу, как бы падающую на дом или селение, такая примета была однозначно негативной и предвещала скорую смерть кого-то из жильцов. Но скандинавы, в отличие от славян, считали радугу прямым мостом из Мидгарда, нашего мира, в Асгард, обитель богов. И хотя она и предвещала в такой ситуации гибель, это значило, что умерший отправится прямо в чертоги Одина, что было лучшей участью, о которой мог мечтать любой викинг.
Богиней радуги в Греции была Ирида, а цветок радуги - ирис.
В магии также есть ряд знаков-примет, связанных с радугой. Если в день начала какого-либо магического воздействия (чистки, защиты, приворота, и т.п.) человек увидит радугу - оно пройдет очень удачно и его желание сбудется. В Таро сюжет радуги также фигурирует в нескольких арканах и означает счастье - к примеру, карта «10 Кубков» .
Ясновидяшие хорошо различают свечение каждой чакры в ауре человека, ибо каждая из них соответствует основным цветам спектра и располагается в том же порядке, известном нам всем с детства: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан»: красный, желтый, оранжевый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.) Но к сожалению, большинство людей выглядит как радуга с некоторыми тусклыми, а то и вовсе черными полосами. Это означает наличие негативных программ на энергетическом теле, которые отягощают пораженную чакру, тормозят ее работу, иногда «выбивают», вследствие чего область жизни и здоровья, связанных с этой чакрой, у человека начинает сыпаться. Это:
Муладхара - выживание. Семья, здоровье, дети, деньги, дом, материальные ресурсы. Область тела от крестца до середины паха. Чакра очень сильно связана с домом. Если нет своего дома, если живете по съемным квартирам, родственникам и друзьям - она пребывает в шаткой позиции. Появление своего дома укрепляет Муладхару и человек становится как бы «больше», осанистей, крепче стоит на ногах. Наверняка вы это замечали. Ослабляют чакру долги, кредиты (особенно ипотечные), а также измены.
Свадхистана — удовольствие. Секс, отношения, комфорт, уют, красота, все вещи, связанные с получением удовольствия (вредные привычки в том числе). Область тела от середины паха до пупка. Проблемы с отношениями и зависимости могут быть связаны со слабостью этой чакры.
Манипура. Воля, интеллект, деньги, альфа, победа, социальные коммуникации, карьера. Солнечное сплетение, область ЖКТ. Если не можете выбраться из нищеты или страдаете гастритом - ваша третья чакра не активна.
Анахата — эмоции, любовь. Область сердца и легких. Частые бронхиты или сердечная недостаточность - верный признак, что вам недостает силы в этой чакре.
Вишуддха — чакра речи, молитвы, вербальной магии, самовыражения, творчества, культуры. Это горло, шея, впадина между ключиц, нижняя челюсть. Ведущая чакра у лекторов, преподавателей, поэтов. Проблемы с голосом, частые ангины, эндокринологические заболевания «растут» как раз из энегетических дефектов Вишуддхи.
Аджна — «третий глаз». Интуиция, ясновидение, предчувствие. Область между бровями. Традиционно сильна у мантиков (гадателей). В комбинации с сильной Манипурой делает мага практически «сверхчеловеком».) Если есть негатив в этом месте, физически он будет ощущаться на уровне верхней челюсти, глаз, носа (проблемы с зубами, со зрением, мигрень, гаймориты и т.д.). В событийном контексте это отсутствие способности к верной интерпретации фактов, их анализу и синтезу. Люди обычно характеризуют это состояние как «туман в голове», «пустая (дурная) голова», а на диагностике это показывают соответствующие арканы Таро — «Луна» , «Шут» ,и т.п.
Сахасрара - корона, связь с Высшими силами, с Богом. Если чакра здорова, если человек ведет чистую жизнь, занимается духовными практиками, заботится о других - он получает благословение и поддержку сверху. Очень частая картина — «пробка» на седьмой чакре. То есть каналы сужены и забиты настолько, что выбить эту пробку может только хороший «магический пинок» — чистка от негатива . Область чакры находится над головой, она отвечает за работу головного мозга. У большинства эпилептиков, людей с психическими расстройствами на этой чакре темное пятно, что всегда свидетельствует о наличии какого-то серьезного сбоя в программе; в раскладах это карты «Башня» или «Смерть». У духовных лидеров, святых над головой ясное фиолетово-белое сияние - нимб. Нимб - это свечение чистой, незамутненной связи с Богом, идеальная работа седьмой чакры.
У энергетически здоровых людей тоже можно увидеть что-то подобное, особенно в моменты подъема, радости, какого-то достижения. Обычно в таких случаях говорят: «Ты прямо весь светишься». Когда появляется человек, у которого все чакры светятся ровненько — это всегда необычный человек. Он силен, здоров, счастлив и у него всегда есть харизма. Цветик-семицветик такой.)
Сияющее великолепие радуги всегда напоминает нам о чудесах природы, о многообразии красок мира , о необычных вещах, которые происходят с нами каждый день, и которые мы просто не замечаем. Но этому можно научиться. Кубический сантиметр шанса, о котором писал Кастанеда, мне представляется спрессованным кубиком-голограммой, сияющим всеми цветами радуги. Будьте внимательнее, тренируйте свою интуицию, носите яркие цвета, почаще смотрите в небо - и счастье не заставит себя ждать!

Другие записи по этой теме:

Всем нам с детства известна поговорка «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». По начальным буквам этих поговорок мы запоминаем названия и последовательность цветов такого необычного и красивого явления природы, как радуга.

Радуга - древний и многоязычный символ, известный многим народам. О радуге как божественном атрибуте говорит и её огненная сущность. Огонь - символ Бога. Семиотика самого слова РАДУГА указывает на её связь с солнцем, огнём, божественной энергией и самими солнечными богами: РА-ДУГА - солнечная дуга. Славяне видели в радуге роскошное одеяние, драгоценный убор божества неба, огненный лук Бога-Перуна, испускающий смертоносные стрелы.

Лингвистический аспект

Д. Н. Ушаков даёт такую расшифровку: разноцветная дугообразная лента на небосводе во время дождя, образующаяся вследствие преломления в водяных каплях солнечных лучей. В. Даль подтверждает: радуга, южн., зап. твер. дуга - небесное явленье: семицветная дуга под облаками, от солнца позадь дождя.

Таким образом, в данном случае правомерно деление слова: радуга = ра + дуга, где части слова «-дуга» соответствует геометрическая составляющая, а, очевидно, части слова «ра-» соответствует то смысловое наполнение, которое связано с дождём и/или солнечными лучами (солнечным светом).

В. Даль приводит и другие интересные русские народные названия радуги - равдуга и райдуга. При делении получим: ра + в + дуга, рай + дуга.

В английском языке радуга - rainbow = ra + in + bow либо rain + bow; in - внутри, в, на, из, среди; rain - дождь, потоки, ручьи, литься, сыпать, обрушивать; bow - поклон, гнуть(ся), круг, дуга, радуга (в виде bow обычно в поэзии, в обычном языке чаще rainbow), уст. арка, свод, (значение, связанное с предметом в виде дуги, перетянутой чем-л. веревочным), лук, перен. бровь, кольцо (в функции ручки, напр., на ножницах); гарда (меча).

Поэтому в английском можем получить такую расшифровку: либо ra + в + дуга, либо потоки + дуга. Очевидно, русск. равдуга и англ. rainbow (raвдуга) полностью совпадают и по написанию и по значению.

Интересно также проследить англ. bow, дуга (а также и бровь) в слове eyebrow, бровь. Здесь eye - глаз, око, а оставшаяся часть - brow - есть русск. бровь, брова - дуга над глазом. В немецком аналогично: бровь - Augenbraue или Braue, где Augen - глаз, око, а оставшаяся часть - бровь, то есть, и в этом случае мы получаем: радуга - rainbow - в прямом смысле река под дугой, в переносном - око Ра под бровью.

Другое название радуги - райдуга - В. Даль повторяет в статье «Рай (отдалённый гул)». Рай - костр., яросл., ниж., отдалённый гул, раскаты, отголосок, отдача, отзыв, вторьё, эхо. Раять - вост. звучать, зычать, раз(от)даваться гулом, отголашивая.

Райкий (ср. яркий) - звучный, зычный, гулкий, отголосистый. Райкое место - где раздаётся голос и вторит. В статье «Рай (первобытный сад)» В. Даль даёт те же расшифровки: рай - всякое гранёное стеклышко, показывающее предметы в радужных цветах, стеклянная призма, радужница глазная, радуга; райки - радужные окоёмки предметов, разноцветные лучи или отраженье.

То есть райдуга - это отражающая (солнечные лучи) дуга. Отсюда, очевидно, заимствован иудохристианством нимб - признак существ, достойных рая, - сияющая дуга, окаймляющая голову.

Немецкому Augen, глаз, око соответствуют в исп. agudo, дальнозоркий и итал. acuto, зоркий глаз.

В русском зорный и твер. пск. зоркий образованы от глагола зорить и приводят нас к заря (зоря), которое означает видимый свет или освещение от солнца, находящегося под небосклоном (под бровью); отражательный свет до восхода и по закате солнца. Заря арх. слабое северное сияние, ровное зарево; сполохи, сильное, коли играют яркие лучи. То есть мы опять приходим к отражающемуся свету солнца, и немец. Augenbraue, око под бровью соответствует русск. райдуга, отблеск солнца от дуги (дождя, горизонта, брови и т.д.).

Во франц. arc-en-ciel, радуга - arc, дуга, свод + en, в, на, оттуда, от этого + ciel, небо, свод = дуга в небе. (Это, кстати, подтверждает правильность нашего деления англ. слова rainbow = ra + in + bow, аналогично arc + en + ciel.) Также франц. бровь, sourcil состоит из sour, возможно, sur, над + cil, ресница = то, что над ресницей.

В итальянском arcobaleno, радуга - arco, дуга + baleno, вспышка, сверкание = сверкающая дуга. В испанском arco iris, радуга - дуга + iris, радужная оболочка глаза и собственно радуга, и так же в англ., немец., франц.

В итал. - iride = i + ride [рэид], сиять, блистать, быть ярким, красочным, а также смеяться, радоваться. В русск. рад(ость), стар. брачный пир, свадьба . Наводит нас на мысль, что райдуга - это свадьба солнца (мужская сущность) и воды (женская сущность) - ср. народное поверье: радуга - это когда солнце пьёт воду из реки.

Те же значения мы имеем в русском - радуга, арх. небесная дуга (как во франц.), каз. градовинца (как в англ. гарда), кур. весёлка (в итал. iris).

Но одно значение В. Даля - Божья дуга - заставляет нас предположить, что среди расшифровываемых частей и значений слова радуга должно находиться нечто, связанное с богом, указывающее на бога, имя которого мы пока, предположительно, не знаем.

Рассматривая немецкое Regenbogen, радуга - Regen, дождь + bogen (от biegen), гнуть, сгибать, нагибать, мы начинаем понимать связь мифологизма названия радуги с вспашкой земли дождём, потому что в исп. regen (от. reja), вспашка, а во франц. ride, борозда, лемех. Это аналогично русскому радость, брачный пир, свадьба, в случае, когда речь идёт о мифологической свадьбе земли и неба и совокупительного акта вспахивания земли.

Из этого мы можем предположить, что бога обозначает первая часть слова - ра-, рай-, рав-, reg-, rej-, -ri-, arc, ra-, ra(in)-, - и этот бог мужского рода (раз он осуществляет вспашку).

Из выше сказанного, приходим к следующему предварительному заключению – радуга означает:

1. Отражение света солнца от дуговой поверхности,

2. Бровь над неким (божественным) глазом,

3. Мифологическая вспашка (свадьба и оплодотворение Земли),

4. Божья дуга,

5. Связь солнца и воды (в обожествлённом плане). И, наконец,

6. Первая часть слова «радуга», которая содержит букву «р/r», является именем бога. Древнеславянского бога Ра.

Религиозный, изотерический и мифологический аспекты

Рассмотрим теперь религиозный, изотерический и мифологический аспекты слова и понятия «радуга» и сравним их с выводами нашего лингвистического анализа.

«Радуга символизирует связь между небом и землёй. Древние индийцы считали её луком богини Индры, стрелами из которого богиня поражала злых духов, прятавшихся в тучах. Нередко радуга ассоциируется с райской дугой».

Очевидно, полная тождественность образа изотерическо-мифологического понятия «радуга» лингвистическому образу слова «радуга»: и в части обозначения «райской дуги», и в части связи между небом и землёй. И в части соответствия радуги луку бога Индры мы находим полное соответствие. В гл. 5 Книги Ра, озаглавленной «Священные смыслы Книги Ра», мы находим такую расшифровку букв р и i:

«Буква «Р» (Ра) - это точка отсчёта, первопричина, центр круга. Имеет цифровое обозначение «0» - это начало. Мужская буква стихии Огня. Солнце, способное испускать/испустить лучи света. Рот (вспомните, например, иероглиф египтян «Рот», обозначающий звук «Р»), способный испустить слово - звуковой луч в уши слушателей. Её измерение - 0-мерное, безразмерная, безмассовая точка.

Буква «i» (Индра) - это луч, испускаемый богом Ра-солнцем. Это радиус от центра (точка над i) до линии окружности. Это звуковой луч. Это волна. Женская буква природы Воды. Её измерение - 1-мерное (луч, испущенный из точки).

Как известно, в математике двумя точками (событиями) задаётся прямая линия, которая имеет 1-мерную размерность. Буквами «Р» и «i» задаётся слово Рi (в латинской транскрипции - ri). Это главный корень во всех русских (индоевропейских) языках, обозначающий царя, властителя и т.д.

Далее, в области Земли, идут результаты взаимодействия Ра и Индры (всё, что получается путём изменения длины вектора и величины градуса угла) - три области Знаков Зодиака и две области, касающиеся человека. Измерение этой области - 2-мерное (плоскость; три точки задают плоскость). Двенадцать знаков Зодиака этой области формируют календарную, астрологическую, астрономическую, материальную плоскости».

Таким образом, действительно, дуга окружности (радуга), образованная вектором (стрелой Индры) вокруг центра (Ра), вполне соответствует понятию «лук Индры».

«Радуга символизирует преображение, небесную славу, трон бога Неба, встречу Неба с Землей, мост или границу между мирами». Именно это как раз и заключено в расшифровках слов русского (индоевропейского) языка, данных нами выше.

«в славянских мифах и легендах радугу считают волшебным небесным мостом, перекинутым с неба на землю, дорогой, по которой боги сходят с небес набирать воду из рек. Эту воду они наливают в облака, и оттуда она падает живительным дождём. В некоторых местностях верят, что радуга - это сверкающее коромысло, которым небесная царица Громовница (древняя богиня весны и плодородия) черпает из моря-океана воду и орошает ею поля. Это коромысло хранится на небе, и ночью его можно видеть в созвездии Большой Медведицы».

Отметим здесь, что Громовницей называют жену славянского бога грозы и грома Перуна - русалку Рось. От их брака взял своё начало русский народ. И, в общем, семантика слова «радуга», раскрытая нами выше, полностью совпадает с его символическим значением.

Отметим также, что вот так, заменив имя Рось её прозвищем - Громовница, источник увёл читателя от самого существа рассматриваемого термина - радуга. Поэтому здесь следует подробнее рассмотреть значение слова русалка. Тем более что и этот анализ приводит нас к лучшему пониманию терминов «радуга» и «Русь».

Далее, продолжая рассмотрение смысла слова «радуга», отмечаем, что «с радугой ассоциируется небесная змея. В традиционной символике радуга представлялась громадным змеем, который выпивает моря, реки, озера; его дугообразный хвост сияет чудесными красками. Полукруглая форма радуги наводила людей на мысль о кольце, которое охватывает землю». Это отражено во всех русских (индоевропейских) языках смыслом дугообразности слова радуга.

«Кроме того, в европейских народных верованиях радуга часто связана с вестью о будущем богатстве или нахождении сокровища там, где радуга касается земли. В Китае радуга - небесный дракон, союз Неба и Земли, знак объединения инь и ян».

В Книге Ра как раз и повествуют о зарождении буквы «Р» и символизма, с ней связанного, в частности НЕкитайского «китайского» символа «Инь-Ян».

«В Древней Индии радуга - это лук Индры, бога-громовержца; кроме того, в индуизме и в буддизме «радужное тело» - это высшее йогическое состояние, достижимое в царстве сансары». Высшее состояние в лингвистическом символизме означает начальную букву некоего «алфавита» (в антимировоззренческих толках типа иудохристианства, конечную букву). Вспомните: «я есть альфа и омега». Слово сансара, sancara означает буквально san, солнце, cara, сын солнца-Ра - царь. То есть - солнечный сын солнца.

Интересно отражение мифологичности радуги и бога Ра в иудохристианстве. В самом иудаизме, прародителе христианства и ислама, с полной силой отражается посыл противостояния иудеев человечеству в целом - израилизм (is, это + ra, бог + el, против,). Поэтому в иудаизме нет бога Ра и нет никаких его проявлений. Более того, нет перевода на т.н. иврит слова «радуга».

«В исламе радуга состоит из четырёх цветов - красного, жёлтого, зелёного и синего, соответствующих четырём стихиям». Однако это не исламское изобретение. Ислам сам ничего, кроме пророка Мухаммеда, не изобрёл. Так, четыре стихии и им соответствующие цвета известны в славянском (в том числе и «ведическом») символизме за несколько десятков тысячелетий до ислама.

Например, английский учёный Дж. Мидом и французский математик и астроном П. Лаплас в унисон утверждают о существовании Вед в 25-м тыс. до н.э. В это время, естественно, никакой Индии ещё даже в проекте не было. Её история началась только с 3–2-го тыс. до н.э. с приходом проторусичей на просторы долины Инда. В 30–20-м тыс. до н.э. вся цивилизация была сосредоточена исключительно на территории Русской равнины.

В иудохристианстве, также целиком сотканном из славянской мифологии (но в перевёрнутом, вывороченном виде), предназначение радуги и символизма, связанного с ней, тем не менее, полностью соответствуют существу славянского бога Ра. Так, «всемирный судья в конце света часто изображается восседающим на радуге». Это обычный образ славянского Ра, отражённый в виде судьи, в частности, в культе гелиопольского бога Ра (распространённого во 2-м тыс. на Египет).

Интересно, что и американские индейцы также отождествляют радугу с лестницей, по которой можно подняться в иной мир. У инков радуга также связывалась со священным Солнцем, и правители инков носили её изображение на своих гербах и эмблемах. У индейцев чибча-муисков радуга считалась добрым божеством. Главное святилище, посвящённое богине Радуги, чибча воздвигли рядом с горным водопадом Текендама, где ярчайшая дуга высвечивается всегда, как только на водные брызги попадают лучи солнца.

В скандинавской мифологии Биврёст (bivrost), радуга - мост, соединяющий небо и землю. Этимологию можно проследить так. Корень biv - в слове бивак, англ. bivouac, франц. bivouac, исп. vivac, vivaque приводит нас к корню viv - восторженное приветствие. Вторая часть слова - rost - означает ржавчина (покрытое красным цветом), решётка колосников (связь с жаром, с печью, с огнём). Соотносится в мифологическом плане с палящими, греющими лучами печи-солнца.

Получаем - «привет, Солнце!». В русском языке слово «рост/rost» понятно: рост растений, взращивание, произрастание и т.п.

В Древней Греции богиней радуги была девственная Ирида, вестница богов; она изображалась с крыльями и кадуцеем. Её одеяние составляют переливающиеся цветами радуги капли росы (та же параллель русалка Рось - роса = Ирида - роса). Имя Ириды - Iris - греч., англ., немец., франц., исп. радужная оболочка глаз, радуга.

Скандинавская мифология: "Высоко-высоко над облаками, так высоко, что ни один даже самый зоркий человек не может её увидеть, лежит прекрасная страна богов Асгард. Тонкий, но прочный мост Бифрест - люди называют его радугой - соединяет Асгард с землёй, но плохо придётся тому, кто осмелится по нему подняться. Красная полоса, которая тянется вдоль, - это вечное, никогда не потухающее пламя. Безвредное для богов, оно сожжёт любого смертного, который осмелится к нему прикоснуться..."

Во многих странах известна небольшая легенда под названием

"Мост Через Радугу"

Имя её автора осталось загадкой. В этой легенде-сказке выражена мечта о том, что животные, покидающие нас, не уходят от нас навсегда. Мы расстаёмся лишь на время, иногда короткое, иногда долгое. Но как бы то ни было, однажды, минуя особое место под названием Мост Через Радугу, мы снова встретимся с нашими любимцами и воссоединимся с ними. И на этот раз уже навсегда...

Приходит срок, и животные покидают нас. Те из них, кто имел кого-то особенно близкого на земле, попадают сюда, на островок небес у Моста Через Радугу.

Здесь есть бескрайние луга и высокие холмы, где они могут беспечно резвиться и играть. Тут много чистой воды, вкусной пищи и солнечного света. Нашим друзьям тепло и уютно. Больные и старые восстанавливают силы и здоровье, искалеченные становятся целыми и невредимыми, точь-в-точь какими мы их помним в наших мечтах о тех днях, которые уже не вернуть.

Они могли бы быть бесконечно счастливы, если бы не тоска по тем, кто был особенно важен для них, но остался позади. Дни, заполненные игрой и терпеливым ожиданием, проходят чередой. Но однажды наступает Миг, когда один из них замирает, словно почувствовав что-то, и устремляет свой взор вдаль.

Его глаза загораются радостью, по телу пробегает дрожь. Он вырывается из стаи, летит над зелёной травой, быстрее и быстрее… Он узнал вас. И когда вы, наконец-то снова встретились, вы заключаете его в объятия, чтобы уже никогда больше не разлучаться. Ваши руки нежно гладят возлюбленную голову, вы снова всматриваетесь в эти преданные глаза, которые так надолго были вырваны из вашей жизни, но которые ни на мгновение не покидали ваше сердце.

А потом вы пересекаете Мост Через Радугу… Вместе...

Но сначала скажем несколько слов о психологической работе с рисунком, а, соответственно, и с цветами. Этот вид работы называется арт-терапией.

Дословно, арт-терапия – это художественная терапия, которая рассматривается в контексте так называемых пластических искусств: живописи, графики, скульптуры, дизайна и других форм творчества, в которых визуальный канал коммуникации играет ведущую роль. Если говорить по-простому, арт-терапия – это система психологической работы, основанная на феномене исцеляющих возможностей искусства.

Арт-терапия бывает индивидуальной (индивидуальные занятия с арт-терапевтом) и групповой.

Групповая арт-терапия

©Hofstra University

Для того чтобы заниматься арт-терапией, не нужен никакой опыт рисования, лепки и т. д. Не нужны и художественные способности. В детстве все мы рисовали, независимо от наших способностей. Арт-терапия – это способ вернуться в детство, вернее, снова начать говорить на «языке» детства, который бессознательно знаком нам всем. Рисунки участников арт-терапевтического процесса не могут быть «хорошими» или «плохими», «правильными» и «неправильными».

Арт-терапевт и другие участники процесса (если арт-терапия – групповая) – это не художественные критики – это люди, которые могут помочь понять самого себя.

Создавая рисунок, скульптуру или какую-либо художественную композицию во время арт-терапевтической сессии, каждый участник сначала пребывает в роли художника, затем становится «зрителем», наблюдая свою работу со стороны, а также работы других участников. Этот этап предполагает некий рефлексивный анализ работы непосредственно самим автором, а затем – обсуждение в группе. Обсуждаются, конечно, не художественные способности автора, а то, что, по мнению участников процесса, автор вложил в свое произведение – какие чувства, мысли, что хотел сказать и т. д. После того, как высказались все участники, иногда свое видение работы дает арт-терапевт – ведущий процесса. Арт-терапия предполагает и внесение изменений в работу после этого этапа. Например, кто-то может захотеть порвать свой рисунок или, наоборот, дополнить его чем-то.

Благодаря всему этому со временем может наступить осознание чего-то в себе, измениться отношение к своей проблеме, скорректироваться самооценка и т. д.

Исцеляющий эффект арт-терапии заключается в том, что «материализованные», «ожившие» на бумаге страхи, обиды или другие негативные чувства и переживания удивительным образом лишаются своей эмоциональной напряженности и драматизма. Взглянув на свою работу не просто как на предмет изобразительного искусства, а – рефлексивно – как на часть своего «Я», автор овладевает ситуацией, приобретает над ней некую власть и получает возможность взглянуть на нее по-новому.

Групповая арт-терапия

©Hofstra University

Вы никогда не думали, почему иногда – например, на скучном уроке, во время важного телефонного звонка или когда мы напряженно чего-то ждем, то начинаем выводить в тетради или на клочках бумаги странные (или не очень странные) каракули, значение которых непонятно нам самим? Дело в том, что подобные невербальные средства бывают зачастую единственно возможными для выражения и прояснения травмирующего эмоционального состояния. Находясь в трудной, стрессовой ситуации (хотя стрессовость ситуации зачастую и не осознается), человек, сам того не замечая, спонтанно рисует линии, каракули, лица, зачеркивает изображения, зачерняет пространство листа бумаги, чертит палкой по песку и т. д. Как правило, этот процесс не контролируется сознанием, это – так называемые свободные рисунки, «почеркушки». Они являются неосознанным способом вынести травмирующие переживания вовне, освободиться от переизбытка чувств и эмоций. Именно поэтому арт-терапия часто служит средством «скорой» психологической помощи. Она основана на безопасном и естественном для человека изобразительном творчестве, как своеобразном «транзитном пространстве», более надежном и защищенном, чем слова.

Предметом размышлений для специалиста могут стать такие характеристики рисунка, как гамма красок, общий колорит, насыщенность, трудоемкость процесса рисования, насколько этот процесс был энергичным или наоборот, не говоря уже о том, что впоследствии автор говорил о своем рисунке, какие чувства он испытывал и т. д. Сегодня мы рассмотрим лишь малую часть многогранного «языка» рисунка – цвета. Сразу оговоримся, мы не публикуем психологический тест, не надо относиться к интерпретации цветов, как к чему-то законченному и дающему ответ на все вопросы – мы говорим лишь о символизме цветов, который «знает» наше бессознательное. На основе знания об этом символизме, каждый имеет возможность ответить на свои вопросы сам. Подсказкой вам может служить то, какие цвета вы предпочитаете в одежде, интерьере и т. д., какие любите и не любите, в принципе.

©Flickr/ petite ?me perdue

Для начала разберемся с классификацией цветов. Они бывают:

Стимулирующие (« теплые »). К ним относится весь спектр по хроматическому тону от красного до желтого, и по яркости – в сторону белого (кармин, киноварь и т. д.). Основное свойство этих цветов – вызывать возбуждение. Они стимулируют интерес человека к окружающему миру, общению и деятельности.

Дезинтегрирующие (« холодные »). К ним относится весь спектр от фиолетового до сине-зеленого. Основное свойство – вызывать торможение. Это холодные, успокаивающие и снимающие возбуждение тона. Они вносят в поведение человека рассудочность и рациональность.

Статические (« уравновешивающие »). К ним относят – зеленый, желто-зеленый, оливковый и другие цвета средней части спектра как светлых, так и темных оттенков. Способствуют спокойствию, стабильности и погруженности человека в свой внутренний мир.

Пастельные (« мягкие »). Сюда относят: розовый, салатовый, серо-голубой, лиловый и другие цвета верхней части спектра (ближе к белому), имеющие малую насыщенность. Обладают свойством вызывать ощущение мягкости, нежности, слабости. Это чистые, приглушенные, мягкие тона, создающие ощущение сдержанности, скромности, нежности и ласки.

Подавляющие (« угнетающие »). Это черный и другие цвета спектра с повышенной насыщенностью. Основное свойство – вызывать ощущение угнетения и давления. Производят мрачное, угрюмое, гнетущее впечатление, вызывают тоску и страх.

Как видим, цветов и их оттенков – великое множество, поэтому мы рассмотрим психологическое «значение» лишь основных из них.

©Flickr/ Diana Susselman

Черный. Ассоциируется со всем невидимым, недоступным, неосознаваемым, а также с потерей рассудка и утратой привычного ощущения «Я». Отсюда – пугающий большинство людей, нуминозный характер черного. Черный цвет нередко символизирует и сексуальную энергию («маленькое черное платье, которое должно быть у каждой женщины»), бросающую вызов устоям Эго.

Символизирует вместе с тем в некоторых случаях застенчивость и пугливость.

Это символ полной тишины, отсутствия возможностей и обездвиженности.

Ассоциируется с силой, а также обозначает колдовство, бездуховность и ад.

Это цвет бессознательного.

Нередко символизирует суицидальные тенденции.

Может ассоциироваться, впрочем, не только со смертью, но и с жизнью, поскольку ассоциируется также и с «землей-матушкой», которая – черного цвета.

Символ протеста. Поэтому молодые девушки и парни часто одеваются в черное – в знак протеста против несправедливого отношения окружающих. Часто это происходит неосознанно. Пожилые люди чаще выбирают черный цвет одежды как символ душевного кризиса, тупика, разочарования, отказа от личной жизни и активной духовной деятельности. Черный цвет официальной одежды для светских приемов связан больше с такими понятиями символического уровня, как строгость и малая эмоциональность. Черный цвет в одежде жениха – это аллегорический знак траура по поводу окончания свободной жизни, предчувствие грядущих забот и ответственности за создаваемую семью.

Если любимый цвет – черный. По мнению различных авторов, это означает то, что человек хочет отвергнуть все, выражает протест против существующего положения, провозглашает, что все идет не так, как должно идти. Черный выявляет не только протест, но и агрессивность, крайний субъективизм, чувство обособленности и непокорность. Также может свидетельствовать о преждевременно созревшей сложной психике и о стрессе, перевернувшем жизнь ребенка. Например, смерть или уход из семьи родителя. Чем предпочтительнее черный цвет, тем сильнее угроза, драматичнее состояние ребенка. Когда в юности наряду с черным предпочитаются желтый и фиолетовый цвета – это может означать проявление яркой натуры драматичного актера.

Если черный цвет – самый нелюбимый (или отвергается в данный период жизни). Это означает более или менее естественное желание не отказываться от чего бы то ни было и сохранять контроль над своими решениями и действиями.

Сочетание черного и белого. Это две крайности, альфа и омега, начало и конец. Если белый цвет символизирует границу между настоящим и прошлым, уже известным, то черный – между настоящим и будущим, которого мы не знаем.

©Flickr/ Chris Mclean

Белый. Как и черный, наделен нуминозными свойствами. С ним связывают представления о духовном, нематериальном, о мире ином, о бесконечном пространстве и экстатических, высших состояниях сознания. Это синтез всех цветов, поэтому он является «идеальным» цветом, цветом «мечты». В нем заложен многозначный смысл, поскольку он одновременно передает и сияние цвета, и холод льда. Но в психологическом отношении это малоинформативный цвет, поскольку его предпочитают люди с самыми разными – часто противоположными – чертами характера.

Белый цвет обозначает дитя внутри каждого человека – чистоту его помыслов и поступков. Ассоциируется с девственностью и духовностью. В то же время белый – цвет небытия. Но чаще ассоциируется как свет, в том числе – свет творения.

Цвет начала, забвения прошлого, новой жизни, указатель пути. Предпочитается только в условиях исключительной жизненной ситуации. У подростка – в период наступления половой зрелости (при полной неосведомленности в этой области), длительного пребывания в больнице (часто одновременно предпочитается черный цвет), перемены места жительства, полной смены образа жизни.

Белый цвет подвенечного платья символизирует переход девушки в новое качество – женщины. Он означает одновременно чистоту и целомудренность новобрачной, и конец ее зависимости от родителей, и начало новой семьи, и смерть девственности.

Другая ипостась белого – это ясность, бесстрастие и рациональность, мудрость, доброта и святость.

В том смысле, что белый воспринимается как отсутствие цвета, поэтому выбор белого (в рисунке, одежде и т. д.) может указывать на наличие подавленных эмоций. После того, как автор использовал все другие цвета, использование белого – знак завершающейся жизни.

Незакрашенные части (в рисунке) могут указывать на готовность к психологической трансформации.

©Flickr/ bound_4_freedom

Красный. Этот цвет (активный, сексуальный, властный и волевой) является символом мужского хроматизма. С точки зрения психологии может означать жизненно важный вопрос, «горящую» проблему, эмоциональное напряжение или опасность. Направляет внимание человека на внешний мир, вызывает возбуждение, волнение, беспокойство, повышает уровень тревоги. Символизирует лишь физическую силу, он лишен духовности.

Ассоциируется с жизнью, силой, радостью, возбуждением и любовью. В то же время символизирует чувственную страсть гнев и насилие. Оказывает стимулирующее воздействие на двигательные функции и процесс принятия решений, провоцирует импульсивное поведение.

Вместе с увеличением силы мышц увеличивает и скорость движения вплоть до суетливости. Стимуляция деятельности, которую он вызывает, носит принудительный, насильственный характер. В начале работы этот цвет резко повышает работоспособность, но затем довольно быстро вызывает утомление, и работоспособность падает.

Означает силу воли. Олицетворяет: интерес к окружающему миру, агрессивность, независимость, стремление к постоянному движению, стремление к соревнованию. Служит символом силы, властности, недаром цари и императоры носили именно одежду с красных оттенков – порфир и пурпур.

Красная одежда – это обычно и бессознательное стремление вызывать у окружающих возбуждение, и знак определенной готовности ее владельца пережить возбуждение (обычно сексуальное).

Если этот цвет присутствует в избытке (в одежде, в интерьере, в рисунке и т. д.), это может указывать на гнев и потребность кому-то отомстить.

Если любимый цвет – красный. Может обозначать желание обрести богатый опыт и полнокровное ощущение жизни за счет собственной активности, в чем бы она не выражалась – самореализации, лидерстве, сексуальном удовлетворении. Характерен для детей открытых и активных, живых, непоседливых, возбудимых, непослушных. Высокая работоспособность людей, предпочитающих красный цвет, определяется стремлением добиться успеха, получить результат, заслужить похвалу. Отсюда – их напористость и эгоизм. Интересы сегодняшнего дня для них превыше всего.

Если красный цвет – самый нелюбимый (или отвергается в данный период жизни). Может означать физическое и нервное истощение, перебои в работе сердца, импотенцию, фригидность, суровое подавление или упадок полового желания. Люди, которых раздражает красный цвет, как правило, имеют комплекс неполноценности, у них есть страх перед ссорами, склонность к уединению, стремление к стабильности в отношениях.

©Flickr/ Les Gamble

Синий. Считается не только духовным, глубоким, божественным, но и беспокойным, неясным и скрытным, в зависимости от оттенка. Ассоциируется с бесконечной далью или глубиной. Обозначает истину, надежность, гармонию, покой и надежду. Развивает рациональность. Высшими понятиями, символизирующими синий цвет, являются вечность и бесконечность, то есть не имеющее границ время и пространство. Недаром синий считается цветом Божьей мудрости и Вселенной.

Психофизиологические свойства синего – успокоение и удовлетворение. Этот цвет способен уменьшить частоту дыхания, ослабить пульс, удлинить вдох и расслабить тело. Уменьшает боль и снимает мышечное напряжение.

В западной культуре символизирует женские качества – сострадание, верность, преданность и любовь.

Цвет самоанализа, самоуглубления. Обладает гипнотическим, завораживающим действием. Означает глубину чувства, олицетворяет: сосредоточенное внимание к своим делам, пассивность. Вовлеченность, чувственность, восприимчивость, стремление достичь цельности.

Ассоциируется со сладким вкусом. Его содержание – нежность, его органом чувств является кожа. Поэтому, по мнению швейцарского психолога и автора знаменитого цветового теста Макса Люшера, появление у человека экземы и прыщей связано с нарушением тех отношений, в которых должны присутствовать нежность, любовь, чувство близости, как, например, между влюбленными, мужем и женой, членами семьи.

Также связан с потребностью в покое из-за сильных эмоциональных перегрузок. У детей, рисующих много синего цвета, любящих синий, понижена способность к усвоению учебного материала. Обычно это сопровождается отвержением красного (утомление, общая физическая слабость), сине-зеленого (нервное истощение), желтого (разочарование, чреватое психическим истощением).

Если любимый цвет – синий. Это свидетельствует о потребности в эмоциональном спокойствии, безмятежном состоянии духа, гармонии и удовлетворенности или же о потребности в отдыхе, разрядке и лечении. Такой человек стремится к строгой упорядоченности, к отсутствию тревог и беспокойств. Отношения с людьми носят спокойный характер, свободный от конкуренции. Синий предполагает спокойствие духа, тихие манеры и желание, чтобы жизнь строилась на прочных морально-этических принципах. Такой человек хочет доверять сам и чтобы доверяли ему. Говорит также о скромности и меланхолии, ровном, спокойном настроении, стремлении к сотрудничеству и взаимопониманию. Эти люди – хорошие и исполнительные подчиненные.

Если синий – самый нелюбимый (или отвергается в данный период жизни) . Потребность в безмятежном состоянии духа или взаимном доверии остается неудовлетворенной, и это является источником беспокойства, которое возрастает тем больше, чем меньше синего цвета используется, например, в рисунке. Существующие эмоциональные отношения с супругом (-гой), друзьями, родителями или коллегами по работе отвергаются, потому что они не соответствуют высоким требованиям человека и кажутся ему либо утомительными, либо обременительными. Они разочаровывают его, он хочет их разорвать. Это может привести к тому, что он оставит семью, уйдет из дома или поменяет работу. Если же он осознает свою ответственность перед семьей или работой в такой мере, что не может порвать с ними, он все равно будет стремиться уходить от неприятных обязательств.

В неприятии синего может также проявляться то, что человек хочет произвести впечатление всемогущего и всесильного. Но на самом деле он – образец неуверенности и замкнутости.

©Flickr/ Molly Hunt

Желтый. Ассоциируется, прежде всего, с Солнцем, его светом, теплом и питающей жизнь энергией. Состояния, вызываемые желтым, – радость, ясность, оптимизм и веселье. Цвет открытости, энергии, целеустремленности и живости, цвет желания. Поэтому чувства, с которыми он ассоциируется – стремление к независимости, новым знакомствам, общению.

Означает: самопроизвольность, непосредственность. Олицетворяет: интерес к окружающему миру, активность, прожектерство, экспансивность, любознательность. Его психологические проявления: непостоянство, оптимизм, оригинальность характера, веселая натура.

Важный индикатор развития сознания, а также формирования самосознания и чувства собственной идентичности. Желтый представляет героические аспекты сознания и связан с индивидуальной миссией. Чаще связывают с активными, мужскими проявлениями психики.

Легкость и живость желтого имеют и оборотную сторону – этот цвет вызывает ощущения доступности, легкомысленности, поверхности и изменчивости. Поэтому во все времена он считался цветом измены.

Повышает аппетит и перистальтику желудка и кишечника, снимает спазмы (хотя действует несколько слабее, чем оранжевый).

Желтая одежда, как и красная, вызывает интерес к ее обладателю, но интерес не сексуальный, а чисто духовный. Поэтому женщина в красном платье вызывает сексуальное вожделение, а в желтом – интерес как личность.

Если любимый цвет – желтый. Демонстрирует стремление к освобождению и надежду на большое счастье, а также предполагает конфликт, ликвидация которого желанна. Надежда на счастье может проявляться в бесчисленных формах, начиная от полового приключения и кончая философиями, обещающими просветление и усовершенствование.

Означает общительность, смелость, любопытство, легкую приспособляемость, получение удовлетворения от возможности нравиться и привлекать к себе людей. У лиц, предпочитающих желтый цвет, выбор профессии больше ориентирован на сам процесс деятельности, приносящий удовлетворение, чем на достигаемые результаты. Встречается у людей, чья профессия так или иначе связана с широкими контактами, вовлеченностью в разные сферы общения. К тому же явное предпочтение оказывается тем видам работ, где меньше формальностей и больше простора для свободного выбора действий. Это люди с преобладанием художественного склада ума и образного восприятия. Это люди свободные, раскрепощенные, оригинальные, инакомыслящие, а потому – опасные для тех, кто ставит во главу угла незыблемый порядок, неограниченную власть и у кого основной моральный принцип – не выделяться и не умничать. «Желтые» предпочитают интересную разнообразную работу, всегда во что-то верят, на что-то надеются, живут будущим. С другой стороны, такие люди, будучи фантазерами, могут в своих фантазиях и оторваться от земли, зайти слишком далеко – вплоть до «желтого дома». «Желтый» ребенок – мечтатель-фантазер, сказочник, мистификатор, шутник, не от мира сего, неприспособленный, неразумный, непрактичный. Он любит играть в одиночку, любит абстрактные игрушки – кубики, камешки, веточки, тряпочки, гайки, оживляя их силой своего воображения.

Если желтый – самый нелюбимый (или отвергается в данный период жизни) . Предполагает смятение души, вызванное разочарованием и пониманием, что надежды не будут реализованы. Это смятение может принять форму раздражительности, разочарования, недоверия или подозрительности в отношении других людей и их намерений. Чем больше разочарования, тем меньше желтого цвета – чаще в рисунке.

Означает попытку защитить себя от одиночества и дальнейшего разочарования. Когда данный цвет неприятен, то речь идет о человеке сосредоточенном, пессимистически настроенном, с которым трудно завязать знакомство.

©Flickr/ Cathy Scola

Зеленый. Это смесь желтого и синего. Зеленый освежает, успокаивает, заряжает энергией, хотя и надоедает. Ассоциируется с живой природой, флорой. Цвет надежды и открытого пути, но в психологическом портрете несет немного иное значение.

Означает как мужское, так и женское начало. Говорит о развитой системе удовлетворения первичных потребностей, воле и способности к самоутверждению. Это цвет «гуманизации» сознания.

Зеленый содержит некоторое количество синего и выражает состояние «эластичного напряжения», а психологически – волю к действию, упорство и настойчивость. Поэтому зеленый цвет – это воплощение твердости, постоянства и, прежде всего, сопротивление переменам. Это свидетельство постоянной точки зрения и постоянного внимания к своей персоне. «Я» обретает высокую ценность во всех проявлениях самоутверждения и обладания собственностью. Последнее рассматривается как способ обеспечить свою безопасность и самоуважение.

Означает гибкость ума, что позволяет человеку проявлять упорство вопреки сопротивлению и трудностям, потому что лишь упорством можно выполнить какое-либо задание и улучшить самооценку. Олицетворяет: сосредоточенное внимание к своим делам, пассивность, умение защищаться, цепкость, независимость, оригинальность суждений. Его психологические проявления: упорство, самоуверенность, упрямство, самоуважение. Характеризует консервативную, боящуюся перемен, которые ассоциируются с потерями, личность. Символически соответствует величественной секвойе с глубокими корнями, гордой и неизменной, возвышающейся над малыми деревьями, суровому и авторитарному характеру, напряженной тетиве лука. Символизирует напряжение – дамбу, сдерживающую соблазны внешних раздражителей, которым противостоит человек. Это усиливает чувство гордости, сознание превосходства над другими людьми, своей силы, способности контролировать события, управлять ими или направлять их. Создание такой «дамбы» выражается в том, что человек стремится установить контроль над своей жизнью во многих сферах и на различных уровнях. Это ведет к дотошной аккуратности в отношении к фактам и выражается в хорошей памяти, ясности самовыражения, способности к критическому анализу и логической последовательности. Порой это может привести к оторванному от жизни абстрактному формализму в мышлении. Предпочитающие зеленый цвет люди противятся изменениям и не склонны к фантазиям.

Действует во многом противоположно красному цвету – повышает содержание ионов кальция и снижает содержание ацетилхолина в крови, нормализует артериальное и внутриглазное давление, уменьшает частоту пульса и дыхания. В психологическом плане повышает остроту зрения и благоприятствует концентрации внимания. Повышает тонус и успокаивает, создает ощущение отдыха, оказывает слабое болеутоляющее и гипнотизирующее действие. Работоспособность повышает ненамного, зато надолго.

Если любимый цвет – зеленый. Желание произвести сильное впечатление. Это цвет людей спокойных, самодостаточных и довольных собой, но из-за этого часто ограниченных. Больше всего человек, выбирающий зеленый цвет, хочет, чтобы его мнение восторжествовало, чтобы его признали как представителя основополагающих и неоспоримых принципов. Поэтому он ставит себя на пьедестал и проявляет склонность к морализаторству и чтению лекций.

Любители зеленого очень разборчивы в знакомствах и не очень хорошо ладят с сослуживцами из-за собственной несговорчивости, негибкости, критичности, прямолинейности.

Если зеленый – самый нелюбимый (или отвергается в данный период жизни). Хочет того же, что и «зеленый» человек, но он ослаблен в борьбе против препятствий, с которыми столкнулся. Он чувствует, что его статус страдает от нехватки признания. А так как преодолеть свои желания он не может, они являются источником напряжения и расстройства. Последние могут выражаться в ощутимой физической форме (например, боли в груди и сердце), в материальных трудностях или в его подчиненном положении. Человек стремится преодолеть все эти трудности, упрямство и самоуверенность являются определяющими в его поступках.

В следующий раз мы расскажем вам о значении других цветов, оттенков, а также их сочетаниях.

Значение цветов радуги

Когда Бог предстал перед Ноем после потопа, и поместил радугу на небе, Он сделал много более, чем просто показал ему необыкновенное явление. Семью цветами, начиная от красного и заканчивая пурпурным, Бог представил естественное чудо, чтобы показать возможность полного искупления человека. Прежде всего давайте взглянем на природный цвет. В мире искусства мы имеем три основных цвета: красный, желтый и голубой. Они не могут быть получены смешением. Эти цвета пришли от земли, но с помощью этих трех цветов и дополнительных: черного и белого можно получить любой оттенок спектра. В этом лежит поражающая идея библейского принципа.

Красный на еврейском языке "оудем", и означает "красная глина". Это корень слова, от которого мы получили имена: Адам, Исав и Едом, каждое из которых говорит о плоти. Итак, с самого начала мы имеем что-то, что не может быть создано или управляться человеком. Вот точное представление нашего первого основного природного цвета.

Второй основной цвет - желтый. Мы также находим его отражение в законах Божьих. Желтый цвет всегда говорит об испытании и очищении.
2Пет.1:7 "Дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа."

Огонь, который всегда используется в очистительном процессе, входит в категорию желтого.

Третий основной природный цвет - голубой. Когда мы подходим к этому цвету в Писании, мы приближаемся к одному из наиболее возвышенных предметов Библии. Голубой цвет - символ Слова и исцеляющей силы Бога.
Числ.15:38-41"Объяви сынам Израилевым и скажи им, чтоб они делали себе кисти на краях одежд своих в роды их, и в кисти, которые на краях, вставляли нити из голубой шерсти. И будут они в кистях у вас для того, чтобы вы, смотря на них, вспоминали все заповеди Господни, и исполняли их, и не ходили вслед сердца вашего и очей ваших, которые влекут вас к блудодейству, чтобы вы помнили и исполняли все заповеди Мои, и были святы пред Богом. Я Господь, Бог ваш, который вывел вас из земли Египетской, чтоб быть вашим Богом: Я Господь, Бог ваш."

Голубые небеса над нами говорят нам о вечном присутствии Яхве. Цвет избранного народа Божьего, народа Израиля - голубой, ретроспективно относящийся ко времени Давида. Мы отмечаем: в Иез.1:26 о восстановленном троне Давида, с которого будет верховное правление всей землей, сказано как о сапфировом Божьем престоле, а сапфир имеет голубую окраску. У Мф.9:20,21 женщина, страдавшая кровотечением двенадцать лет, когда увидела Иисуса, сказала: "Если только прикоснусь к одежде Его, выздоровею" (обратите внимание на то, что Христос немедленно подчеркнул, что это ее вера спасла ее, она не исцелилась посредством дел закона).

Край той одежды был голубой. Она встала на колени, буквально склонилась перед Господом, чтобы коснуться края одежды. Этот обычай не ограничивался этой женщиной, ибо в Мф.14:36 мы находим множество народа, следовавшего тому же самому примеру с тем же результатом. Пророк Захария, говоря символично, рассказал о дне, когда все народы будут исцелены. Он сказал в 8:23, что десять человек от каждого народа возьмутся за полу одежды иудея, говоря: "Мы пойдем с тобою, ибо мы слышали, что с вами - Бог". Это будет день, когда проклятие удалится, и пустыня расцветет, как роза.

Теперь, когда мы имеем три основных цвета, давайте попробуем их смешать. Если мы смешаем желтый и голубой цвета, то получим зеленый. В духовном смысле вы смешали желтый (испытание) и голубой (Слово или сила Божья) и получили зеленый (бессмертие).
Пс.1:3 "И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он не делает, успеет."

Зеленый цвет - символ воскресения по милости Божьей, о котором нам напоминает каждая весна. Жезл Аарона, положенный в ковчег завета, пустил почки, - в этом заключен символ воскресения (Числ.17:8).

А теперь соединим еще два цвета. Естественно, если смешивать красный и синий, результатом будет пурпурный. В духовном смысле при смешивании красного (плоти) и синего (Слова или силы Божьей) мы получим пурпурный цвет, цвет королевской власти или священства. Ной, смотря на радугу, увидел семь ступеней (число духовного совершенства). Начиная с плоти, проходя через испытание, ведомый Словом Божьим, приведен к бессмертию и священству, таким образом, к исполнению:
Откр.5:10 "И сделал их царями и священниками Богу нашему; и они будут царствовать на земле."

Это также подчеркнуто в славном видении Иезекиилем Херувимов, бессмертного воинства Бога (в первой главе).

Теперь мы, осторожно ведомые работой цвета в Библии, имеем следующее: красный цвет отсылает нас к плоти; желтый - к испытанию; синий - к Слову или исцелению силой Всемогущего Бога; зеленый - к бессмертию; пурпурный - к королевской власти или священству. Давайте еще раз вернемся к нескольким записанным случаям, чтобы увидеть, как используется цвет.