Очистка и промывка бетонопровода. Промывка автобетононасоса и бетоновода Воздухом под давлением

Перед описанием последовательности работы с бетононасосами давайте выясним, какую бетонную смесь способны перекачивать данные агрегаты.

Итак, смесь, которую способен прокачивать бетононасос по бетоноводу, не должна включать наполнитель крупнее, нежели 40% (для гравия) и 30% (для щебня) от размера внутреннего диаметра труб последнего. Так, при диаметре трубы в 125мм зерна гравия должны быть менее 50мм, а щебня – менее 37мм. При этом марка бетонной смеси должна быть М-300 либо выше.

Степень подвижности смеси определяют по усадке конуса. Она должна находиться в диапазоне: для гидропривода – от 40мм до 120мм, для механического привода – от 70мм до 140мм. Если данное условие не будет соблюдаться, то попытки прокачки могут привести к многочисленным пробкам из-за низкой подвижности смеси, либо из-за расслоения ее на компоненты (вода более легкая, и она пойдет быстрее наполнителя). Осадка конуса в бетоне должна выполняться на стройплощадке, получив образец непосредственно из автомиксера.

Этапы работы с бетононасосом

Когда автомобильный агрегат оснащен подвижной стрелой бетоновода, то для стационарного аналога ее надо будет устанавливать, тщательно обдумав порядок сбора колен бетоновода, а также такелажный крепеж для вывода на высоту. Ведь подаваемый бетон тяжел и трубы, наполняясь, могут сдвинуться либо сорваться. В связи с этим все наклонные и вертикальные участки устройства необходимо надежно крепить на стальных фермах, мачтах либо строительных лесах.

Следите, чтоб линия, по которой подают бетон, не содержала острых углов и резких поворотов, а также вертикальных участков с углом 90 0 . Лучше уж добавить колен, увеличив ее длину для создания наименее острого угла. В 10 метрах от бетононасоса располагают подъем ствола линии. Перед вертикальным участком в ствол встраивают игольчатый клапан, который при остановке насоса предотвратит возврат смеси бетона. На металлической трубе бетоновода, выведенного к участку бетонирования, надо установить армированный шланг длиной примерно 4м – посредством него бетон будет распределяться по участку.

Пусковая смесь

Перед тем, как начинать перекачку бетонной смеси к месту работ, а также после их окончания обязательно надо выполнить две операции: прокачать пусковую смесь и промыть бетононасос/бетоновод. Данное условие соблюдают для агрегатов какого угодно типа.

Пусковая смесь служит для бетононасосов в качестве смазки – без ее прокачки закупорки линии подачи бетона не избежать. Существует несколько вариаций пусковой смеси:

1. Специальная смесь в виде порошка, упакованная в пакеты по 230гр. На один такой пакет порошка по инструкции необходимо взять восемнадцатилитровое ведро воды (только теплой, а в зимнее время – горячей). Полученную смесь тщательно мешают до растворения порошка и заливают в бункер бетононасоса. Потом выполняют прокачку. Если длина бетоновода составляет 30м, а диаметр его труб – 12см, то раствор пусковой смеси надо готовить на основе одного пакета порошка. Зная это, можно рассчитать необходимое количество грамм порошка для каждой определенной линии. Средняя стоимость 230гр. пакетированной смеси составляет 250 рублей. На характеристики бетона пусковая она никакого воздействия не оказывает.

2. Пусковая смесь, изготовленная вручную. Для этого надо взять 3 мешка цемента (150кг) и 200 литров воды. Замес выполняют в бункере бетононасоса. В результате состав смеси должен соответствовать марке того бетона, который будет прокачиваться за пусковой смесью. В данном варианте стоимость материалов плюс работа оператора арендуемого бетононасоса составляет около 1500 рублей.

3. Цементное молочко или иначе – готовая пусковая смесь. Ее требуемый объем составляет не меньше 2м 3 . Ее изготавливают на бетонном заводе. Нуждается в доставке отдельным автомиксером. Обойдется недешево – около 8000 рублей (в стоимость включена доставка пяти кубовым автомиксером, а также само цементное молочко).

Правильнее, если прокачка пускового состава будет сопровождаться промывочным шаром из губки, смоченной предварительно в данном составе. Поверхность шара смочит гораздо большую долю внутреннего периметра бетоновода. Перед пуском не забудьте переключить пальцы звена/клапана в состояние «открыто». А также оснастить выход линии насадкой-уловителем шара. Когда прокачка пусковой смеси будет окончена, игольчатый клапан надо переключить в состояние «закрыто»!

Основной этап работы

Теперь начинается основная работа. Для этого на стройплощадке уже должны находиться два автомиксера. Убедившись при помощи рации в готовности команды рабочих, проверив качество бетона, находящегося в автомиксере (для этого необходимо заглянуть через люк внутрь емкости), оператор бетононасосного агрегата подает водителю автомиксера команду подать бетон. Затем, когда в бункер поступит один кубометр смеси, запускают машину.

Чтоб проверить качество бетонной смеси в цилиндре автомиксера, надо оценить или достаточно воды в бетоне – вода должна смазать бетононасос полностью. Это важно! Если воды недостаточно, то при попадании в бункер смесь будет покрываться трещинами и разваливаться на куски. В данном случае необходимо добавить воды в таком объеме, чтоб она покрыла, по крайней мере, верхние раструбы цилиндров. Оператору необходимо согласовать с водителем ритм подачи рабочего раствора. Так как при заполнении бункера полностью, необходимо остановить его подачу из автомиксера и ждать, пока половина бункера освободится. Только после этого можно возобновить ввод в него бетона. Цель – добиться смешения вновь поступившей порции бетонной смеси с той, что промешана в бункере машины.

Затем скорость выдачи рабочего раствора наращивают и не снижают скорости до его выхода на участке бетонирования (рабочие докладывают по рации). С данного момента подачу бетона проводят в штатном порядке.

Оператор в процессе работы бетононасоса должен внимательно следить за показаниями датчика давления в гидравлике. Когда подача будет стабилизирована, показания этого датчика надо считать нормальными, их запоминают. Если состояние смеси внешне будет нормальным, но при этом давление будет нарастать, значит раствор сползает и необходимо, не останавливая насос, добавить в бункер воды.

При возникновении необходимости остановки/включения насоса на протяжении рабочего дня, надо уменьшать подачу для снижения в системе стартового гидравлического удара. Когда агрегат приобретет нормальный ритм работы, то скорость подачи увеличивают.

Промывка бетоновода и поршневого бетононасоса

Чтоб очистить систему от остатков рабочего раствора, вам потребуется:

    теплая вода (на несколько циклов чистки 200л),

    компрессор воздушный,

    промывочное звено, которое рассчитано на подачу воды либо сжатого воздуха (давление не должно превышать 10 бар),

    шары промывочные,

    пыжи в виде цилиндра.

Пыжи изготовлены из губчатого материала и соответствуют диаметру труб линии подачи бетона. Стоимость промывочных пыжей, шаров определяется их диаметром и составляет в среднем 750 рублей – пыж, 450 рублей – шар.

Прочистка бетоновода должна быть проведена сразу по завершению подачи последней партии бетонной смеси. Все необходимое для очистки должно быть подготовлено до полного опорожнения. Здесь важно постоянно быть на связи с оператором, стоящим на площадке бетонирования. Именно он сообщит, когда останется влить только тот объем раствора, который содержится в системе сейчас. После получения такого сигнала подачу бетонного раствора прекращают и начинают в бункер насосного агрегата заливать воду. Полученная в итоге жидкая смесь должна поддерживаться внутри бункера на наименьшем уровне, однако так, чтоб в цилиндры поршней не попадал воздух. Поскольку поступивший воздух приведет к расслоению смеси.

По завершении заливки оператор участка бетонирования подает оператору бетононасоса сигнал, и последний переключает режим работы на реверс (т.е. обратный режим). Благодаря этому количество смеси в том участке линии, который расположен ближе к месту проведения работ, уменьшается. Также в бетоноводе понижается и давление. После этого линию отсоединяют от насоса и наращивают дополнительными секциями, чтоб достичь того участка, куда можно сбрасывать ее оставшееся содержимое. Такой участок следует заранее подготовить, собрать для требуемой длины.

На концевую трубу, которая подводит линию подачи бетона к участку сброса, обязательно надо надеть насадку, улавливающую промывочный шар, т.к. он на приличной скорости может просто вылететь. Оператором участка бетонирования снимается раздаточный шланг со своего конца линии и вместо последнего колена устанавливается насадка для продувки.

Но перед этим в бетоновод вставляют обильно смоченный водой промывочный шар. Сначала лучше ввести шар, а следом за ним – пыж. В идеале перевод пальцев игольчатого клапана в состояние «открыто» должен быть произведен одновременно с запуском сжатого воздуха. Объясняется это тем, что продвижение промывочного шара по линии подачи смеси ни на минутку не должно прекратиться. Желательно операцию по промывке осуществить дважды. При этом по бетоноводу повторно подают воду через насосную машину, переключив игольчатый клапан в состояние «закрыто».

Промывка бетононасоса

Бункер насосного агрегата промывают и чистят с подставкой, предназначенной для выходного отверстия сливного лотка. Очень удобно, когда используемая модель снабжена собственным водяным насосом с шлангом, а также емкостью для воды. Горячие газы выхлопной трубы машины прогревают воду, что позволяет легче отмывать бункер от остатков бетонного раствора.

Сброс остатков бетона

Те остатки бетонного раствора, которые остались после промывки системы, просто на грунт сбрасывать нельзя. Ведь полужидкий материал, разлившись по стройплощадке, серьезно повредит почве. Вариантов тут два:

    собрать остатки промывки в ящик,

    сбросить остатки внутрь бункера предпоследнего автомиксера.

Данная операция должна быть предварительно согласована с поставщиком бетона.

Что касается первого варианта, то здесь придется из досок сконструировать квадратный ящик-опалубку высотой 2 метра и глубиной 50 сантиметров. Ящик выстилают плотной ПВХ-пленкой. После осуществления промывки содержимое ящика можно будет транспортировать для утилизации.

Во втором варианте шланг сброса надо завести от линии подачи раствора в бункер автомиксера. Потом его запускают в направлении «загрузки», закрепляют цепью (дабы не выскочил и не забрызгал все), потом приступают к вышеописанному процессу промывки.

В монолитном строительстве бетонирование – один из самых важных моментов. Подача раствора должна осуществляться непосредственно в опалубку и при этом оперативно, чтобы слои не успевали схватываться на поверхности. Тогда готовая конструкция получится однородной и прочной. Но при работе на высоте или в случаях, когда автосмесителю не подъехать вплотную к площадке, возникает необходимость в бетононасосе. Это достаточно дорогое оборудование, но его можно собрать и своими руками.

Самый простой вариант такой конструкции – односторонний поршневой бетононасос. Он представляет собой полый гидравлический стакан, внутри которого и ходит поршень. Его шток через кривошип соединяется с редуктором на роторе двигателя, и каждый оборот вала заставляет рабочий элемент перемещаться в гильзе. В свободной части стакана друг напротив друга вварены патрубки (вход и выпуск) с установленными обратными клапанами в каждом. Работает по такой схеме:

  • На полуобороте ротор двигателя через понижающий редуктор поворачивает кривошип, и тот тянет за собой шток с поршневой головкой из стакана.
  • В рабочей камере создается разрежение, и бетон через впускной клапан всасывается внутрь.
  • Следующий полуоборот вала толкает поршень вперед.
  • Из-за увеличивающегося давления впускной клапан закрывается, а выпускной – открывается, и раствор из стакана уходит в рукав трубопровода.

Подача бетона осуществляется залпово, из-за чего смесь просто выталкивается из рукава порциями, а не льется с постоянной скоростью.

Технология поршневой системы настолько проста, что такой бетононасос своими силами сделать будет несложно. Нужно помнить, что рабочая головка из-за трения в стакане быстро изнашивается. И если она протрется на кромках и не сможет плотно прилегать к стенкам, разрежение в камере создать уже не удастся. Для увеличения ресурса механизма на шток насаживают две поршневые головки.

Материалы и подготовка основных деталей

Понадобится масштабированный чертеж, а также схема движения рабочих деталей. Последняя поможет определить требуемую длину штока, размер кривошипа и поршневой ход (его обычно принимают равным 60-90 см). После этого нужно приобрести или сделать самостоятельно все элементы механизма:

1. Для гидравлического стакана потребуется толстостенная труба диаметром 350-400 мм.

2. Обратные клапаны и головку поршня лучше сделать из легированной стали, стойкой к щелочной среде.

3. В качестве привода берут асинхронный двигатель и понижающий редуктор – для вязкого бетона скорость вращения роторного вала слишком велика.

Характеристики бетононасоса должны соответствовать условиям транспортировки: высоте подачи и длине трубопровода, к которому подключен агрегат. В зависимости от мощности двигателя и передаточного отношения редуктора, а также полезного объема гидравлической камеры, можно получить производительность до 100-150 м 3 /ч с перекачкой раствора на расстояние до 40 м.

На шиберах следует остановиться особо, поскольку подходящих вариантов здесь несколько:

  • С-клапан (BRF) – самый простой в эксплуатации и обслуживании шибер, но и наименее долговечный.
  • S-клапан (BSF) – считается оптимальным по цене и при этом достаточно надежным.
  • Рок-клапан (RL) – наиболее редкий вид шиберов, но для работы с тяжелыми и крупнозернистыми бетонами он подходит лучше всего, так как меньше забивается густыми смесями.

Дополнительно понадобится лист нержавейки или обычного железа толщиной до 6 мм, а также металлический профиль (уголок, швеллер) для корпуса. Если бетононасос будет перевозиться с места на место, его устанавливают на колесную базу.

Руководство по сборке насоса своими силами

Трубу для будущего цилиндра насоса нужно тщательно отшлифовать изнутри, а в двух противоположных стенках прорезать отверстия и вварить короткие патрубки под клапаны. Поршневая головка вытачивается на токарном станке по размерам камеры гидравлического стакана на чертеже, доводится и шлифуется до полного совпадения с внутренним диаметром (допуск не должен превышать ±0,1 мм). После этого в патрубки вставляют клапаны, закручивают и регулируют их шурупами.

Инструкция по сборке привода:

  • Закрепить трехфазный двигатель на колесной базе или сварной раме.
  • Установить на роторный вал соединительную муфту и через нее подключить понижающий механический редуктор.
  • На выходе смонтировать кривошип и шатун, закрепленный на головке поршня.

Готовый механизм закрывается защитным кожухом из нержавеющей стали. Варить швы на ней непросто, поэтому лучше по максимуму применять технологию гибки. Не будет ошибкой сделать корпус из обычного листового железа, но для защиты от атмосферных влияний его следует обработать антикоррозионной грунтовкой по металлу и покрасить.

Руководство по эксплуатации

Использовать самодельный бетононасос можно на основании типовых инструкций для агрегатов заводской сборки. На площадке его подключают к двум трубопроводам: первый соединяется с бункером, в котором находится раствор, второй ведет непосредственно к месту укладки. Монтаж подающего тракта наиболее сложен, особенно если необходимо качать смесь снизу вверх. Лучше сразу подготовить схематический чертеж, где можно будет определить количество колен и соединений. Их число следует свести до минимально возможного, но без фанатизма. Отдайте предпочтение элементам без прямых и острых углов – уж лучше пусть их окажется чуть больше, но бетонопровод должен получиться пологим.

Также нужно продумать надежное крепление рукава, чтобы тяжелый состав, подаваемый под давлением с толчками, его не вырвал. Для этой цели подойдут металлические фермы или леса. А для безопасности вертикальную часть бетонопровода следует расположить не ближе 9-10 м от самого насоса. В подъемной трубе также устанавливают односедельный игольчатый клапан – он не допустит обратного хода раствора в случае аварийной остановки.

Поскольку работать предстоит с густыми смесями, в систему сперва заливают жидкое цементное молочко. Оно играет роль своеобразной смазки, позволяет избежать перегрузок при включении двигателя и предупреждает образование пробок в тракте. Вхолостую делать пробный запуск не рекомендуется.

К самому раствору тоже предъявляются особые требования:

1. Размер крупных заполнителей привязывается к внутреннему диаметру трубопроводов. Максимальные значения фракций не могут превышать 0,3d для щебня и 0,4d – для гравия.

2. Подвижность смеси должна соответствовать классу П2, иначе в камере насоса может произойти расслоение раствора на компоненты. В случае с жидким бетоном вода будет продавливаться сквозь клапан быстрее, чем тяжелые фракции.

3. Стоит заранее проверить осадку конуса пробной порции – в идеале она должна составлять от 40 до 120 мм.

В процессе заливки монолита следует избегать риска гидравлического удара. Если вы не вварили манометр, придется действовать по наитию. Здесь важно постепенно наращивать подачу на стадии запуска до стабилизации работы, а перед отключением агрегата – понижать ее. Резкий скачок давления из-за изменения скорости потока способен привести к выходу из строя клапанов.

После бетонирования систему по инструкции обязательно промывают, чтобы удалить остатки. Для этого можно купить специальные шары подходящего для трубопровода диаметра, также потребуется теплая вода и компрессор. Здесь важно поймать момент, когда в бункер нужно заливать подогретую жидкость. Она должна подаваться в камеру сразу за последней партией раствора так, чтобы не образовался воздушный «карман», но при этом вода не испортила сам бетон.

И бетоновода

Для очистки системы от остатков бетона понадобится:

1) теплая вода (200 л на несколько циклов очистки);

2) воздушный компрессор;

3) промывочное звено, рассчитанное на подачу воды или сжатого воздуха (под давлением не более 10 бар);

4) промывочные шары и пыжи в виде цилиндра, которые выполнены из губчатого материала под диаметр бетоновода.

Прочистку бетоновода нужно проводить сразу по завершении подачи последней партии бетона, подготовив все необходимое для этого до опорожнения последнего автомиксера. Важно постоянно поддерживать связь с оператором на площадке бетонирования — он должен сообщить, когда останется залить лишь объем смеси, содержащийся в системе на данный момент. После такого сигнала нужно прекратить подачу бетона и залить в бункер бетононасоса воду — полученная в результате жидкая смесь поддерживается в бункере на как можно меньшем уровне, но не настолько, чтобы в цилиндры поршней попал воздух (поступление воздуха приведет к проблеме — он расслоит смесь). Завершив заливку, оператор участка бетонирования дает сигнал оператору бетононасоса — тот переключает работу бетононасоса на реверс (обратный режим) для уменьшения количества смеси в той части бетоновода, что расположена ближе к участку работ и для понижения давления в бетоноводе. Затем бетоновод отсоединяется от насоса и наращивается дополнительными секциями для достижения участка, предназначенного для сброса содержимого бетоновода (их нужно подготовить и собрать до нужной длины заранее). Обязательно следует надеть на концевую трубу, подводящую бетоновод к участку сброса, насадку-уловитель промывочного шара — он может вылететь на приличной скорости. Оператор участка бетонирования снимает раздаточный шланг со своего конца бетоновода и устанавливает вместо последнего колена насадку для продувки, предварительно вставив в бетоновод обильно смоченной водой промывочный шар (лучше скомбинировать — сначала ввести шар, а за ним пыж). Запуск сжатого воздуха оператором участка бетонирования и перевод пальцев игольчатого клапана в положение «открыто» нужно выполнить как можно более синхронно — движение промывочного шара по бетоноводу не должно прекратиться ни на минуту. Операцию по промывке лучше провести дважды — в бетоновод нужно повторно подать воду через бетононасос, переключив игольчатый клапан в положение «закрыто». Бункер бетононасоса промывается и чистится с подставкой под выходное отверстие сливного лотка. Особенно удобно, если данная модель оснащена собственным водяным насосом со шлангом и емкостью для воды, прогреваемой горячими газами выхлопной трубы — легче выполнить промывку и удаление остатков бетонной смеси, т.к. не нужно думать, где взять горячую воду.

Сброс остатков бетона

Куда сбрасывать остатки бетона после промывки системы? Просто на землю сбросить нельзя — это серьезно повредит почве, ведь полужидкий материал разольется по стройплощадке. Вариантов два:

1) сбор остатков промывки в ящик;

2) сброс в бункер предпоследнего автомиксера, предварительно согласовав эту операцию с поставщиком бетона.

В первом варианте нужно собрать из досок квадратный ящик-опалубку (высота 2 000 мм, глубина 500 мм), выстелив его пвх-пленкой толщиной 200 мкм — после промывки его содержимое можно будет переместить для утилизации. Второй вариант: завести шланг сброса от бетоновода в бункер автомиксера, запустить его в направлении «загрузки» и закрепив цепью (иначе он выскочит и все забрызгает), затем начать процесс промывки, описанный выше.

Если у вас появились вопросы по аренде автобетононасоса . Звоните! 89856449405

Промывка, прокачка или прочистка – синонимы, описывающие важнейшую часть ежедневного обслуживания бетононасоса. Эту процедуру необходимо выполнять в начале и в конце каждой смены. Только перед тем, как приступить к работе, производят прокачку пусковой или стартовой смесью. А после завершения смены бетоновод насосного агрегата промывают водой и продувают сжатым воздухом. Если пропущена хоть какая-то из этих операций, бетононасос любой модели или марки становится непригодным к дальнейшей эксплуатации и может выйти из строя.

Если подавать бетонную смесь в неподготовленный, сухой бетоновод, можно получить закупорку всей линии подачи или отдельные частичные пробки из бетона, приставшего к стенкам. Рекомендуется использовать самодельную или покупную пусковую смесь, которая может быть приготовлена прямо на стройплощадке (пакет сухого порошка, растворенный в горячей воде) или же привезена автомиксером с бетонного завода (цементное молочко). Если же используется смесь из 150 кг цемента и 200 л воды, собственноручно замешанная в бункере бетононасоса, то необходимо получить раствор того же типа, что и перекачиваемый затем бетон.

Желательно, чтобы прокачка стартовой смеси применялась одновременно с промывочным комплектом (шары и пыж). Они же нужны и для промывки бетононасоса после окончания смены. Шар представляет собой плотную губку цилиндрической формы того же диаметра, что и бетоновод. Губку предварительно помещают в пусковой раствор, чтобы максимально увеличить смачиваемую внутреннюю поверхность бетоновода. Чем равномернее будет распределено цементное молочко по трубе, тем меньше вероятность прилипания бетона в процессе передачи. При запуске промывочного комплекта со смесью пальцы игольчатого клапана должны быть в режиме «открыто», а после завершения операции – в состоянии «закрыто».

Далее сразу же подается бетон, и в течение всей смены бункер и бетоновод насоса должны быть наполнены раствором во избежание образования воздушных пробок. При любых проблемах с подачей из миксера оператору приходится постоянно переключать режимы прямой и реверсивной прокачки, при этом раствор в бункере должен постоянно перемешиваться, чтобы исключить расслаивание. Если простой превышает полчаса, то рекомендуется проводить полную очистку насосного агрегата, как и при окончании работы. После завершения смены в бетононасосе остается примерно 0,7 м3 раствора, который нужно немедленно удалить.

Для промывки бетононасоса необходимо примерно полчаса и 1-2 м3 горячей воды, которую нужно подвести с помощью шланга, выдерживающего подачу воды/воздуха под давлением до 10 МПа. Проще всего производить очистку тех моделей, в комплектацию которых входит шланг, водяной насос и емкость, подогреваемая выхлопными газами бетононасоса. Все должно быть подготовлено до момента окончания подачи раствора на площадку бетонирования, особенно при очень высоких или низких температурах окружающей среды, когда смесь в бетононасосе застывает практически мгновенно. После предупредительного сигнала от оператора, отвечающего за укладку бетона, в бункер добавляется вода. Такой смеси требуется немного, но она должна покрывать поршни так, чтобы в цилиндры не попадал воздух. В это время на площадку бетонирования поступает последний объем смеси, и заливка прекращается, а бетононасос переключается на реверсивное всасывание. При этом давление снижается, а остатки бетона возвращаются обратно в бункер и смешиваются с водным раствором. От бетононасоса отсоединяют бетоновод, который дополняют несколькими секциями, а на последнее колено устанавливают специальную насадку (шароуловитель). Лучше не отказываться от нее, ведь в процессе продувки шары из бетоновода вылетают с большой скоростью и могут оказаться на расстоянии до 200 м от бетононасоса. Чем дальше находится место для сброса остатков смеси, тем длиннее получится такой трубопровод. Избавиться от ненужного бетона можно несколькими способами. Самый дешевый – просто вылить на землю, но это вредит почве и может помешать дальнейшим строительным работам. Предпочтительнее сливать раствор в специально сколоченный ящик (2х2х0,4 м), выстланный ПВХ-пленкой толщиной 150-200 мкм, или же в бункер пустого автомиксера, предварительно согласовав этот вопрос с его владельцем.

После подготовки к выпуску смеси оператор убирает с конца бетоновода раздаточный шланг, заменяя его на продувочную насадку. Во внутрь бетоновода вставляется промывочный комплект (хорошо смоченные губчатые шары и пыж). Точно так же, как и при подаче пусковой смеси, пальцы игольчатого клапана переводятся в режим «открыто», а после окончания промывки – в состоянии «закрыто». Одновременно с этим подается сжатый воздух. Именно так удается обеспечить непрерывное движение шара по трубе. Операцию желательно повторить, подав воду в бетоновод. После остается промыть бункер, и бетононасос готов к дальнейшей эксплуатации.