Методика изучения азбуки морзе. Самостоятельное обучение азбуке морзе

В русском языке есть гласные которые звучат кратко - это Е и И . А есть такие, у которых длинный звук - это А , О , Ы . В хорошем напеве должны использоваться короткие и длинные гласные вместо точек и тире соответственно. Так для буквы H, хорошим напевом будет “хи-ми-чи-те”, а плохим “хо-лос-тя-ки”. Для буквы С, хорошим напевом будет “си-не-е”, а плохим “са-мо-лет”. Неправильное использование длинных и коротких гласных звуков, не способствует быстрому обучению, хотя может и не влиять на скорость и качество приема. Согласные, входящие в состав напева, а также ударение особой роли не играют, так что выбор конкретных слов для напева – дело личных пристрастий обучаемого. Число слогов “напева” должно соответствовать числу знаков Морзе в букве.

Как работает метод обучения по напевам?

Напевы во время изучения морзянки буквально вбиваются в память – так, что забыть их практически невозможно. Многократно повторив про себя и вслух это самое “у-нес-лооо”, обучающийся закрепляет ассоциацию с буквой У , аналогично делается и с другими знаками. И когда потом он слышит морзянку, она “раскладывается” в его сознании на отдельные напевы, а те, в свою очередь, жёстко ассоциируются с конкретными буквами и цифрами. Начинающие обычно тут же записывают уловленный знак, а читают принятое сообщение уже после окончания приема, глядя на бумагу. Опытные телеграфисты умеют принимать передачу на слух, вычленять и записывать только необходимые данные.

По напевам обучение ведется “на слух”. Назвав напев очередной буквы, инструктор дает прослушать звучание соответствующего знака Морзе, затем совмещает звучание с произнесением напева. Потом напев произносят одновременно с передачей знака на ключе (обучение приему и передаче часто ведут параллельно). Затем все эти процедуры многократно-многократно повторяют, через какое-то время уже дают прослушивать тренировочные тексты. Эти тексты полагается записывать – как для тренировки, так и для последующей проверки качества приема.

Напевы нужны как для работы на прием так и на передачу. Человек передает текст – читает очередное слово, мысленно раскладывает его на буквы, и, проговаривая про себя их напевы, в такт им совершает подобающие манипуляции с телеграфным ключом.

Не проще ли запомнить сочетание и количество точек-тире?

Запомнить сочетание и количество элементарных посылок для каждого знака – дело вполне посильное, А – это точка-тире, Б – тире-три-точки, и т.п. Но добиться связной передачи, а тем более качественного приема вы не сможете. Обычная скорость в радиолюбительской практике – от 70 до 110 знаков в минуту, но человек, не успевает за 0,5 – 0,9 секунд пока звучит знак, сосчитать элементарные посылки составляющие знак, и сопоставить количество точек и тире с одним знаком из 50 кодов Морзе. Учите напевы – это гарантированно надежнее!

Доводы против метода обучения по напевам!

  • Если учить морзянку по напевам (лу-на-ти-ки), то смысл принимаемого текста на ходу понять сложно, а если учить по музыкальному звучанию (таа-таа-ти-ти), то слова сами в голове собираются.
  • Если учить по напевам, то когда записываешь текст и начинаешь читать его боковым взглядом, то тут же сбиваешься на приеме. У тех кто учил по звучанию – такого эффекта нет.
  • В армии учил морзянку по напевам. Помню правило: когда принимаешь морзянку можно думать о чем угодно – о бабах, о дембеле… но только не тексте, который принимаешь под запись. Тут же произойдет сбой и ошибка. Чудно конечно, но действительно так оно и есть.
  • Я учил по напевам, но мосле того как преодолел скорость приема 100 зн/мин, напевы сами “поотвалились”, стал принимать по звучанию.
  • После 5 лет работы телеграфом, все эти напевы отпали сами-собой, происходит работа “на автомате”. Цепочка: ухо-рука работает без контролируемого мозгового анализа… При приеме уже не напевы в голове, а “готовые” буквы.
  • Со временем, напевы просто трансформировались в музыкальные знаки. Например цифра 4 (че-тве-ри-те-каа) уже слышится просто как тональность “ти-ти-ти-ти-та”. Другие буквы и цифры аналогично, о напевах вообще не вспоминаю.

Итак, если вы решили учить азбуку Морзе по напевам, ниже приведены международные и русские коды азбуки Морзе. Жирным выделены рекомендуемые для запоминания напевы, можете придумать свой напев, или выбрать из числа перечисленных альтернативных. О том как и в какой последовательности учить азбуку – читайте в соответствующем разделе нашего сайта.

Обратите внимание, что коды Морзе некоторых знаков в русской и международной системе значительно отличаются (точка, запятая, восклицательный знак, скобки).
Например, то, что мы считаем “запятой”, в международном коде соответствует “точке”. А “запятая” по международному коду передается так же, как мы передаем “восклицательный знак”.

Сперва учите международный вариант (26 букв) по русским напевам, затем все цифры, затем недостающие русские буквы и знаки препинания. Применяйте тот или иной вариант при передаче знаков, в зависимости от того с кем вы общаетесь – с русскоязычным, или иностранцем.

Международный
символ
Русский
символ
Код Морзе Напев для запоминания
A А · − ай-даа , ай-ваа
B Б − · · · баа-ки-те-кут , беей-ба-ра-бан
C Ц − · − · цаа-пли-наа-ши , цаа-пли-цаа-пли, цаа-пли-хоо-дят, цыы-па-цыы-па, цаа-пик-цаа-пик
D Д − · · доо-ми-ки , дааай-во-ы, дааач-ни-ки
E Е · есть
F Ф · · − · фи-ли-моон-чик , фи-ти-фаааа-ти
G Г − − · гаа-гаа-рин , гаа-раа-жи, гоо-воо-ри
H Х · · · · хи-ми-чи-те
I И · · и-ди , ишь-ты
J Й · − − − йош-каа-раа-лаа , и-краат-коо-еее, ес-наа-паа-раа
K К − · − каак-де-лаа , каак-же-таак, каа-тень-каа, кааа-те-тааа
L Л · − · · лу-наа-ти-ки , ли-моон-чи-ки, ли-шаай-ни-ки
M М − − маа-маа , моор-зее
N Н − · ноо-мер , наа-те, нооо-сик
O О − − − оо-коо-лоо
P П · − − · пи-лаа-поо-ёт , пи-лаа-ноо-ет
Q Щ − − · − щаа-ваам-не-шаа , щуу-каа-жи-вааа, щууу-каааа-плы-лааа,
щууу-кааа-не-тааа, дааай-дааай-бор-щаааа, даай-даай-ви-нааа
R Р · − · ру-каа-ми , ре-шаа-ет, ре-бяяяя-та
S С · · · си-не-е , сам-та-кой, са-мо-лёт
T Т таак , таам
U У · · − у-нес-лоо , у-бе-гуу
V Ж · · · − я-бук-ва-жее , же-ле-ки-тааа, же-ле-зис-тооо, жи-ви-те-тааак, жди-те-е-гоо
W В · − − ви-даа-лаа , вол-чаа-таа
X Ь − · · − тоо-мяг-кий-знаак , знааак-мяг-кий-знааак
Y Ы − · − − ыы-не-наа-доо , тыыы-не-мыыы-тааа
Z З − − · · заа-каа-ти-ки , заа-моо-чи-ки, зааа-хааа-ри-ки, заа-раа-зи-ки
1 · − − − − и-тооль-коо-оо-дноо , ку-даа-тыы-поо-шлаа, од-наа-гоо-лоо-ваа, пей-воод-кууу-ооо-диин
2 · · − − − две-не-хоо-роо-шоо , я-на-гоор-куу-шлаа, я-до-моой-поо-шлаа
3 · · · − − три-те-бе-маа-лоо , и-дут-дев-чаа-таа, де-ли-те-саа-хаар, где-тё-тя-каа-тяя
и-дут-ра-диис-тыы, три-де-пу-тааа-тааа, и-дут-три-браа-тааа,
е-бут-сол-дааа-тааа, люб-лю-сол-дааа-тааа, и-ди-ты-нааа-х@й
4 · · · · − че-тве-ри-те-каа , че-ты-ре-ча-сааа, ко-ман-дир-пол-каа,
че-ты-ре-пол-ка, э-то-бу-ду-яяя
5 · · · · · пя-ти-ле-ти-е , пе-тя-пе-ту-шок, пя-те-ро-впу-ти, пя-ти-си-ни-е
6 − · · · · поо-шес-ти-бе-ри , шууу-ры-до-ма-нет, шеесть-по-ка-бе-ри, наам-пе-ре-да-ли,
даай-по-це-ло-вать, шееесть-пе-ре-да-ю, дааа-хо-лос-тя-ки
7 − − · · · даай-даай-за-ку-рить , даа-даа-се-ме-ри, сеемь-сеемь-хо-ро-шо,
да-да-се-ме-рик, даай-даай-се-ме-рик, дааай-дааай-дя-дя-семь,
даа-ваай-на-ли-вай
8 − − − · · воось-моо-гоо-и-ди , вооо-сееемь-соооо-тен-ных, моо-лоо-коо-ки-пит,
наа-наа-нааа-ку-ри, воо-лоо-саа-ти-ки, во-семь-маль-чи-ков
9 − − − − · ноо-наа-ноо-наа-ми , паа-паа-маа-муу-тык, де-вя-ти-хва-тит,
дее-вяя-тоо-гоо-жди, дее-вяя-тии-соо-тый, воо-доо-проо-воод-чик
0 − − − − − нооль-тоо-оо-коо-лоо , саа-мыый-длиин-ныый-нооль, ло-мо-но-со-ва
Ö Ч − − − · чее-лоо-вее-чик , чаа-шаа-тоо-нет
CH Ш − − − − шаа-раа-ваа-рыы , шуу-раа-доо-маа
Ñ Ъ − − · − − твёёр-дыый-не-мяяг-киий
(Сейчас практически всегда вместо Ъ передают Ь)
É Э · · − · · э-ле-роо-ни-ки , э-ле-ктроо-ни-ка, 3.14-доо-раа-си-ки
Ü Ю · · − − ю-ли-ааа-наа
Ä Я · − · − я-маал-я-маал , а-яяя-ска-заал
Дефис, знак минус [ – ] − · · · · − чёёр-точ-ку-мне-да-ваай , чёёр-точ-ку-ты-пи-шии, чёёрт-те-бя-по-бе-рии
даай-ти-ре-де-фис-наам
Точка [ . ]
· · · · · · то-чеч-ка-то-чеч-ка
Точка [ . ]
· − · − · −  a-STOP- a-STOP- a-STOP
Запятая [ , ]
· − · − · − крю-чок-крю-чок-крю-чок , и-так-и-так-и-так, я-ваам-за-пяя-та-яяя
Запятая [ , ]
− − · · − −  COM-MA-it’s-a-COM-MA
[ ; ] − · − · − · тоо-чка-заа-пя-таа-я , заа-пя-таа-я-ктоо-чке
Восклицательный
[ ! ]
− − · · − − ооо-нааа-вос-кли-цааа-лааа , гааа-дааа-ли-три-браа-тааа
поо-каа-нет-при-каа-заа
Восклицательный
[ ! ]
− · − · − −  AU-tumn-ON-a-PO-NY
Дробна черта [ / ] − · · − · доо-ми-ки-ноо-мер , дробь-здесь-пред-ставь-те
Знак вопроса [ ? ] · · − − · · э-ти-воо-проо-си-ки , у-нес-лоо-доо-ми-ки, вы-ку-даа-смоо-три-те,
до-про-сии-лии-е-го
Собака [ @ ] · − − · − · со-баа-каа-ку-саа-ет , со-баа-каа-ре-шаа-ет
Двоеточие [ : ] − − − · · · пааа-рааа-тооо-чек-ви-сит , слоон-слоон-слоон-кыш-кыш-кыш
двоо-еее-тоо-чи-е-ставь
Апостроф [ ‘ ] · − − − − · крю-чоок-тыы-веерх-ниий-ставь , и-ааа-поо-строоф-стааа-вим
Знак раздела − · · · − рааз-де-ли-те-каа , слуу-шай-те-ме-няя
Кавычки [ ” ] · − · · − · ка-выы-чки-ка-выы-чки , ка-выы-чки-от-крыы-ли, ка-выы-чки-за-крыы-ли
Конец связи · · − · − хо-ро-шоо-по-каа , хо-ро-шоо-да-ваай, до-сви-даа-ни-яя
Ошибка/перебой · · · · · · · · хи-ми-чи-те-хи-ми-чи-те , ше-стью-во-семь-со-рок-во-семь
Открывающая скобка
[) ]
Скобки
[ (] и [) ]
− · − − · − скоб-ки-раз-скоб-ки-два , скооб-ку-стаавь-скооб-ку-стаавь,
скооб-ку-тыы-мнее-пи-шии
Закрывающая скобка
[ (]
− · − − · ???
Знак доллара [ $ ] · · · − · · − ???
Амперсанд /Ждите
[ & ]
· − · · · ???
Этого кода нет в рекомендациях ITU]
Знак раздела,
Знак равно [ = ]
− · · · − ТАК-жи-ви-те-ТАК , РАЗ-де-ли-те-КА
Знак плюс [ + ] · − · − · ???
Знак подчерка [ _ ] · · − − · − Этого кода нет в рекомендациях ITU]
Starting Signal − · − · − ???
Начало передачи − · · − − ·

Код Морзе до Первой мировой войны назывался «Морзянка». Он представляет собой особый способ кодирования алфавитных букв, знаков препинания, цифр и других символов, расположенных в определенной последовательности. Длинные сигналы обозначают тире, короткие - точки. Условно за временную единицу принимается длительность звучания одной точки. Долгота тире равна трем точкам. Паузой между символами одного знака служит одна точка, три точки - пауза между знаками в слове, 7 точек символизируют промежуток между словами. В постсоветских странах специалистами применяется азбука Морзе на русском языке.

Кто придумал шифры?

Два инженера - А. Вейл и Д. Генри - рассказали о европейской разработке - дистанционной медной катушке, которая способна передавать образующиеся электроимпульсы. Морзе попросил их развивать эту идею, и в 1837 году на свет появился первый телеграфный аппарат. Устройство могло принимать и передавать сообщения. Позже Вейл предложил систему шифрования с помощью тире и точек. Таким образом, Морзе не имел прямого отношения к созданию азбуки и телеграфа.

По официальной же версии, Семюэл Морзе был увлечен чудом того времени, а именно получением искры из магнитов. Разгадывая феномен, он предположил, что с помощью таких искр по проводам можно передавать зашифрованные сообщения. Морзе очень заинтересовался этой идеей, хотя не имел ни малейшего представления даже об основных принципах работы электричества. Во время плавания Сэмюэл разработал несколько идей и набросал некоторые чертежи своей задумки. Еще три года у своего брата на чердаке он безуспешно пытался построить аппарат, который бы мог передавать сигналы. При всех своих проблемах в познании электричества изучать его ему было просто некогда, ведь у него скоропостижно скончалась жена, и на нем остались трое маленьких детей.

Телеграф

До середины XIX века обмен информацией между дальними расстояниями происходил исключительно через почту. Новости о событиях и происшествиях люди могли узнать только спустя недели или целые месяцы. Появление прибора дало толчок к победе над расстоянием и временем. Работа телеграфа на практике доказала, что с помощью электрического тока можно передавать сообщения.

Первые исправно работающие телеграфы были сделаны в 1837 году. Одновременно появились две версии аппарата. Первую произвел англичанин У. Кук. Аппарат различал принятые сигналы колебаниями стрелки. Это было очень тяжело: телеграфист должен был быть предельно внимателен. Второй вариант телеграфа, автором которого был С. Морзе, оказался проще и завоевал популярность в дальнейшем. Он представлял собой самопишущий прибор с подвижной лентой бумаги. С одной стороны электрическая цепь замыкалась особым приспособлением - телеграфным ключом, а с другой стороны - приемной, карандашом чертились принятые условные обозначения.

С 1838 года стала действовать первая линия телеграфа, длина которой составляла 20 км. Спустя несколько десятков лет линии передач только в Англии достигли протяженности 25000 км 2 . Уже с 1866 года телеграфная линия связала континенты земного шара: кабель был проложен по дну Атлантического океана.

Зашифрованные сообщения

Азбука Морзе стала неотъемлемой частью работы телеграфа. Шифр получил свое название от фамилии создателя. Буквы здесь представляют собой сочетания длинных и коротких сигналов. Все коды составляются из простейших кодовых элементов. Основанием кода называют число значений, которое набирает элементарный посыл в процессе передачи. Так, коды делятся на двоичные (бинарные), троичные и равномерные (5-элементные, 6-элементные и т. д.).

Азбука Морзе - это неравномерный код телеграфа, где знаки отмечаются комбинациями посыла тока разной продолжительности. Этот способ стал первой цифровой передачей информации. Первоначально радиотелеграфы использовали такую азбуку, но позже стали применяться коды Бордо и ASCII, так как они более автоматизированы. Русская азбука Морзе сходна с латинскими буквами, с годами это соответствие перешло в МТК-2, позже в КОИ-7, затем в КОИ-8. Есть лишь несущественные отличия: буква Q - это "щ", а КОИ и МТК - это "я".

Преимущества азбуки

  1. Высокая защищенность от помех во время приема на слух.
  2. Возможность кодировки вручную.
  3. Возможность записать и воспроизвести сигналы самыми простыми устройствами.

Недостатки азбуки

  1. Очень низкая скорость.
  2. Неэкономичность: чтобы передать один знак, в среднем нужно сделать около 10 элементарных посылок.
  3. Аппарат непригоден для печатания букв.

Обучение

Для расшифровки сообщений не всегда наизусть заучивается азбука Морзе, обучение подразумевает запоминание мнемонических словесных форм, или, как их еще называют, напевов. Каждому знаку в азбуке соответствует определенный напев. В свою очередь эти словесные формы могут отличаться друг от друга. В зависимости от школы обучения или страны использования некоторые знаки могут быть изменены или упрощены. Азбука Морзе на русском тоже отличается. Слоги напевов, содержащих гласные буквы «а», «о» и «ы», обозначают одним тире, остальные - точкой.

SOS

В море способ передачи зашифрованных сообщений пришел позже. В 1865 году принцип работы азбуки был взят за основу в семафорной азбуке. Днем люди сообщали необходимое с помощью флажков, ночью - миганием фонаря. После изобретения в 1905 году радио в эфирах стали звучать некоторые коды из азбуки.

Вскоре люди придумали всем известный сигнал о спасении SOS. Хотя изначально он не был сигналом о бедствии. Первый, предложенный в 1904 году, сигнал состоял из 2 букв CQ и расшифровывался как «приходите быстро». Позже добавили еще букву D, и получилось «приходите быстро, опасность». И только в 1908 году такой сигнал заменили на сохранившийся да сегодняшних дней SOS. Переводилось послание не «спасите наши души», как принято считать, и не «спасите наш корабль». Этот сигнал не имеет никакой расшифровки. Международная радиотелефонная конвенция выбрала эти буквы, как наиболее простые и легко запоминающиеся: «… --- …».

Сегодня азбукой Морзе пользуются в основном радиолюбители. Она была практически полностью вытеснена буквопечатающими телеграфными аппаратами. Отголоски применения можно встретить в самых отдаленных уголках земного шара, например на Северном полюсе или далеко в глубинах океана. В интернете существует специальная программа «Азбука Морзе», с помощью которой можно переводить информацию в зашифрованный вид.

Сэмюэль Морзе не имел никакого специального технического образования. Он был вполне успешным художником, основателем и президентом Национальной академии рисунка в Нью-Йорке. Возвращаясь из путешествия по Европе на корабле, Морзе увидел фокусы с применением электромагнитной индукции, которыми развлекали скучающую публику. Провод под электрическим напряжением подносили к компасу, стрелка которого начинала бешено крутиться.

Именно тогда Морзе пришла в голову идея передавать по проводам определённые сигналы. Художник тут же набросал схему прообраза телеграфа. Прибор состоял из рычага на пружине, к концу которого был прикреплен карандаш. При подаче тока карандаш опускался и оставлял на движущейся бумажной ленте линию, а при отключении тока карандаш поднимался, и в линии получался пробел.

Изобретение телеграфа

Морзе удалось воплотить идею в жизнь только через три года – сказывался недостаток технического образования. Первый аппарат смог принять и зафиксировать сигнал по проводу 500 метров длиной. Тогда это открытие не вызвало особого интереса, поскольку не имело коммерческой выгоды.

Потенциал изобретения Морзе увидел промышленник Стив Вейл. Он профинансировал дальнейшие исследования художника и приставил к нему помощником своего сына Альфреда. В итоге прибор удалось усовершенствовать – он более точно принимал сигнал, а длина провода возросла во много раз. Такой телеграф уже можно было использовать, и в 1843 году Конгресс США постановил провести первую телеграфную линию между Балтимором и Вашингтоном. Уже через год по этой линии передали первую телеграмму со словами «Чудны дела твои, Господи!».

Доработка азбуки

Естественно, аппарат не мог отображать буквы – только линии определённой длины. Но этого было вполне достаточно. Различные комбинации линий и точек обозначали собой знаки алфавита и цифры. Историки не могут сказать наверняка, был ли этот код изобретением Морзе или его партнера Вейла.

Первоначально азбука Морзе состояла из трёх сигналов разной длительности. За единицу времени принималась точка. Знак тире состоял из трёх точек. Пауза между буквами в слове - три точки, между словами - семь точек. Это обилие знаков создавало путаницу и усложняло процесс приёма телеграмм. Поэтому конкуренты Морзе постепенно доработали код. Для наиболее популярных фраз и букв были разработаны простые комбинации букв или цифр.

Телеграф и радиотелеграф первоначально использовали азбуку Морзе или, как её ещё называют, «морзянку». Для передачи русских букв использовались коды сходных латинских.

Как используют «морзянку» сейчас?

В наше время, как правило, используют более современные средства связи. Азбуку Морзе иногда применяют на флоте и в МЧС. Она очень популярна среди радиолюбителей.

«Морзянка» самый доступный и простой способ связи. Принимать сигнал можно на дальних расстояниях и в условиях сильных радиопомех, кодировать послания можно вручную, а запись и воспроизведение происходит с помощью простейших устройств. Таким образом, азбука Морзе не подведёт в чрезвычайной ситуации, если из строя выйдет более сложное оборудование.

В среднем радист может передать от 60 до 100 знаков в минуту. Рекордная скорость составляет 260-310 знаков в минуту. Вся сложность изучения азбуки Морзе заключается в том, что недостаточно просто запомнить комбинацию точек и тире для каждой буквы.

Для того чтобы серьёзно изучить телеграф, нужно запоминать не количество точек и тире в букве, а «напевы», которые получаются, когда звучит буква целиком. Например, напев «Фи-ли-мон-чик» означает, что была передана буква F.

Сигнал SOS

SOS (СОС) - международный сигнал бедствия в радиотелеграфной (с использованием азбуки Морзе) связи. Сигнал представляет собой последовательность «три точки - три тире - три точки», передаваемую без каких-либо межбуквенных интервалов.

Таким образом, эта девятизнаковая группа представляет собой отдельный символ азбуки Морзе. Фразы, которые часто связывают с этим сигналом, такие как SaveOurShip (спасите наш корабль), SaveOurSouls, SaveOurSpirits (спасите наши души), SwimOrSink (плыть или тонуть), StopOtherSignals (прекратите другие сигналы) тоже появились уже после того, как сигнал стал использоваться в международной практике. У русских моряков использовался мнемоник "Спасите От Смерти".

Буквенная запись сигнала бедствия в официальных или учебных документах по радиотелеграфии и морскому делу имеет вид SOS (с чертой наверху), это означает, что сигнал передаётся без межбуквенных интервалов.

Первое использование

Существует распространенное заблуждение, что впервые в истории сигнал SOS был подан с терпящего бедствие «Титаника» 15 апреля 1912 года в 00:45. В действительности этот случай был, по меньшей мере, восьмым по счету.

Первое достоверно известное использование сигнала SOS приходится на 11 августа 1909 года, когда американский пароход «Арапаоэ» потерял ход и задрейфовал по пути из Нью-Йорка в Джексонвилл. Сигнал был принят станцией Объединенной компании беспроволочного телеграфа (United Wireless Telegraph Company) на острове Хаттерас в Северной Каролине и перенаправлен в офисы пароходной компании.

В искусстве

В 1930-е годы Юлиус Фучик и Богумила Силова написали сказку «Буквы из ящика радиста». Персонажи сказки - три буквы: Слава, Ольга и Сашенька - странствуют по свету в поисках помощи терпящих кораблекрушение. В 1966 г. по мотивам сказки на Киевской студии научно-популярных фильмов был снят мультфильм.

Для ускорения радиообмена широко используются аббревиатуры, специальные «Q-коды» и многочисленные жаргонные выражения. Примеры зашифрованных посланий на «языке Морзе» смотрите в нашей иллюстрации.

Русский символ Латинский символ Код Морзе «Напев»
А · − ай-даа, ай-ваа
Б − · · · баа-ки-те-кут, беей-ба-ра-бан
В · − − ви-даа-лаа, вол-чаа-таа
Г − − · гаа-раа-жи, гаа-гаа-рин
Д − · · доо-ми-ки
Е (также и Ё) · есть
Ж · · · − же-ле-зис-тоо, жи-ви-те-таак, я-бук-ва-жее, же-ле-ки-таа, жди-те-е-гоо
З − − · · заа-каа-ти-ки, заа-моо-чи-ки, заа-раа-зи-ки
И · · и-ди, ишь-ты
Й · − − − йас-наа-паа-раа, йош-каа-роо-лаа, и-краат-коо-ее
К − · − каак-же-таак, каак-де-лаа, каа-тень-каа
Л · − · · лу-наа-ти-ки, ли-моон-чи-ки, кук-ляян-ди-я
М − − маа-маа, моор-зее
Н − · ноо-мер, наа-те
О − − − оо-коо-лоо
П · − − · пи-лаа-поо-ёт, пи-лаа-ноо-ет
Р · − · ре-шаа-ет, ру-каа-ми
С · · · си-ни-е, си-не-е, са-мо-лёт, сам-та-кой
Т таак, таам
У · · − у-нес-лоо, у-бе-гуу
Ф · · − · фи-ли-моон-чик
Х · · · · хи-ми-чи-те
Ц − · − · цаа-пли-наа-ши, цаа-пли-цаа-пли, цаа-пли-хоо-дят, цыы-па-цыы-па, цаа-пик-цаа-пик
Ч Ö − − − · чаа-шаа-тоо-нет, чее-лоо-вее-чек
Ш CH − − − − шаа-роо-ваа-рыы, шуу-раа-доо-маа
Щ − − · − щаа-ваам-не-шаа, щуу-каа-жи-ваа
Ъ Ñ − − · − − ээ-тоо-твёр-дыый-знаак, твёёр-дыый-не-мяяг-киий
Ы − · − − ыы-не-наа-доо
Ь (также и Ъ) − · · − тоо-мяг-кий-знаак, знаак-мяг-кий-знаак
Э É · · − · · э-ле-роо-ни-ки, э-ле-ктроо-ни-ка
Ю Ü · · − − ю-ли-аа-наа
Я Ä · − · − я-маал-я-маал, а-яя-ска-заал
· − − − − и-тооль-коо-оо-днаа, ку-даа-тыы-поо-шлаа
· · − − − две-не-хоо-роо-шоо, я-на-гоор-куу-шлаа, я-до-моой-поо-шлаа

Необходимо изучить прием на слух и передачу азбуки Морзе . Телеграфная азбука образована из различных комбинаций коротких и длинных посылок: точек и тире. Длительность тире соответствует длительности трех точек, интервал между знаками в одной букве или цифре равен точке.

Интервал между буквами в слове равен трем точкам. Интервал между словами - семь точек. Изучение телеграфной азбуки является делом хотя и трудным, но вполне доступным каждому.

Изучение азбуки Морзе

Один из способов самостоятельного изучения азбуки Морзе это с помощью компьютера. В Интернете можно найти много бесплатных программ. Например, CW Code Practice Utility под DOS, CW Master, G4ILO morse generator, GenTexts, SUPER MORSE, Super Morse for Windows, LZ1FW тренировщик кода Морзе, Morse Cat, АРАК, Morse trainer, Morser, APAK-CWL, CW Beeper, АДКМ и другие.

Когда телеграф уже освоен, для наращивания скорости написаны такие программы, как OXYGEN‘99, Ultra High Speed CW Trainer. Их можно свободно скачать из Интернета.

В приведенной ниже таблице указаны напевы для букв и цифр телеграфной азбуки, которые стоит запомнить. Каждый напев начинается на соответствующею буквы, слоги с гласными буквами «О» и «А» поются протяжно, обозначая длинную посылку (тире), а все остальные коротко (точки).

Знаки телеграфной азбуки для букв русского и латинского алфавитов, цифр, знаков препинания и служебных знаков приведены на рисунках 1-2. Коды знаков препинания, принятые в русском языке, которые отличаются от международных кодов, приведены на рисунке 3.

Разумеется, это только пример напевов. Вы можете использовать свои, только бы они вызывали у вас ассоциации с верными буквами. Можно записать пару аудиокассет с азбукой Морзе и прослушивать их дома самостоятельно. Конечно, в этом случае изучить телеграф будет сложнее, но при желании можно достичь всего.

Рис. 1. Знаки телеграфной азбуки для букв русского и латинского алфавитов, цифр, напевы.

Рис. 2. Знаки телеграфной азбуки для цифр, знаков препинания и служебных символов, напевы.

Рис. 3. Коды знаков препинания принятые в русском языке, отличаются от международных кодов.

Проще, объединившись с товарищем, изучить вдвоем слуховой прием и передачу ключом знаков телеграфной азбуки. Но это можно сделать и одному. При самостоятельном изучении телеграфной азбуки передача ключом и слуховой прием изучаются одновременно. Запоминаем музыкальный напев каждого знака.

После освоения знаков телеграфной азбуки проводится наращивание скорости приема и передачи. Что делается постепенно при систематических тренировках.

В эфире всегда работает много служебных и любительских радиостанций с медленной скоростью. Можно пробовать принимать из эфира отдельные буквы телеграфной передачи, хотя прием из эфира труднее, чем прием со звукового генератора или с использованием компьютерных программ.

Радиолюбителю коротковолновику необходимо знание не только русских, но латинских букв азбуки. Когда вы освоите азбуку Морзе, то, работая в эфире телеграфом, убедитесь, что это надежный и помехоустойчивый вид связи.

Если нет компьютера, то для изучения телеграфной азбуки нужно иметь телеграфный ключ, головной телефон и простой звуковой генератор.

Схема простого звукового генератора

Простую схему звукового генератора можно собрать всего на двух транзисторах показанную на рис. 4. Для удобства изготовления и повторения разработана печатная плата рис. 5. Размер печатной платы 32x28 мм. Подойдут любые германиевые или кремниевые транзисторы с n-p-n проводимостью.

Рис. 4. Схема генератора звуковой частоты для изучения телеграфа вариант 1.

Рис. 5. Вид печатной платы генератора звуковой частоты для изучения телеграфа вариант 1.

Схема приведена на рис. 6 имеет еще меньшее количество деталей.

Рис. 6. Схема генератора звуковой частоты для изучения телеграфа вариант 2.

Схему (рис. 4) на транзисторах с n-p-n проводимостью и схему (рис. 6) в дальнейшем можно использовать как тональный вызов или для самоконтроля телеграфа в трансивере.

Если в схеме (рис. 4) применить транзисторы с p-n-p проводимостью, то нужно поменять полярность источника питания. В этом варианте «плюс» источника питания будет соединен с эмиттерами транзисторов VT1, VТ2. Печатная плата остается той же.

Азбука Морзе была разработана в 1844 году Сэмюэлем Ф. Б. Морзе. Прошло уже более 160 лет, а этот вид передачи сообщений все еще используется, особенно начинающими радиолюбителями. Код Морзе можно быстро передать с помощью телеграфа, а также он очень удобен для передачи сигнала бедствия (сигнала СОС) с помощью радио, зеркала или фонаря. Этим способом могут пользоваться даже люди с ограниченными возможностями общения. Но выучить азбуку Морзе не так-то просто - придется постараться так же, как и при изучении любого нового языка.

Шаги

    Внимательно слушайте медленные записи азбуки Морзе. Вы слушаете, по сути, длинные и короткие сигналы (линии и точки соответственно). Долгие сигналы звучат дольше коротких в 3 раза. Каждая буква отделена от других небольшой паузой, а слова друг от друга более длительными (также в 3 раза).

    • Вы можете поискать или купить записи на морзянке, или воспользоваться коротковолновым передатчиком и постараться послушать их в прямом эфире. Существуют обучающие компьютерные программы, которые обычно не дорогие или даже бесплатные. Они более эффективны для тренировки, чем записи, так как с их помощью можно перевести на азбуку Морзе любой текст, что предотвратит заучивание одного текста и поможет выбрать тот метод обучения, который подходит именно вам. Никогда не считайте длинные и короткие сигналы - учите, как звучит каждая буква. Если вы используете приложение Farnsworth, то можете настроить паузу между буквами так, чтобы та звучала медленнее, чем скорость самой буквы. Выберите скорость воспроизведения букв чуть выше той, на которую вы равняетесь, и никогда не снижайте ее - уменьшайте только паузу между буквами. Таким способом изучается азбука Морзе – со скоростью по 15-25 слов в минуту или больше. Нижеследующие методы хороши, когда вы учите морзянку без расчета на использование более пяти слов в минуту, они заставят вас отбросить не правильные способы изучения кода и начать заново.
  1. Найдите копию азбуки Морзе (такую, как показано в конце страницы). Вы можете использовать базовую таблицу, такую как показана справа (нажмите, чтобы увеличить) или вы можете использовать более сложный вариант, который включает в себя пунктуационные знаки, аббревиатуры, устойчивые выражения и коды. Соотнесите то, что вы услышали с буквами алфавита. Какое слово получилось? Были ли вы правы?Некоторым людям легче изучать азбуку Морзе записывая точки и линии, а затем сравнивая их с таблицей, так как показано на картинке; другие считают, что такой способ только замедляет процесс обучения. Поступайте так, как вам больше нравиться. Если вы выберете способ, который не предполагает транскрипции записанных точек и линий, то вы можете использовать таблицу произношения, которая содержит звуки сигналов азбуки Морзе, таким образом, как вы их слышите.

    Произносите. Отрабатывайте перевод простых слов и предложений на азбуку Морзе. Вначале вы можете записать слово, затем озвучить его, но со временем вам надо постараться сразу проговаривать слово. Вот, к примеру, английское слово “cat”. Запишите его: -.-. .- - после озвучьте слово (вы можете использовать кнопки на мобильном телефоне или озвучить с помощью голоса – именно этот способ, скорее всего, поможет вам скорее освоить азбуку Морзе). Чтобы произносить азбуку Морзе, вы должны помнить, что дит произносится с коротким «и» и глухой «т». Дах – это короткий звук. На английском языке слово “cat” произноситься как «дах-ди-дах-ди ди-дах дах». Как только вы освоитесь, выберите детскую книгу и постарайтесь перевести ее текст в азбуку Морзе, без записывания букв. Запишите себя и проиграйте запись после, чтобы проверить насколько правильно вы справились.

    • Не забывайте про паузы. Каждую букву должны отделять паузы, по длине равные озвучке тире (т.е. в три раза дольше звучания точки). Каждое слово должно окружаться паузами, длина пауз - порядка 7 длин звучания точки. Чем лучше вы отработаете расстановку пауз, тем проще будет понять ваш код.
  2. Начните с запоминания самых простых букв. Если говорить про английский алфавит, то буква Т, обозначается как “-”, а буква Е, записывается как “.”. Буква М пишется как “- -”, а I - “. .”. Постепенно переходите к буквам, для записи которых требуется 3-4 символа точки или черточки подряд. Затем начните заучивать комбинации точек и линий, от простых к сложным. Самые сложные комбинации оставьте на изучение в последнюю очередь. К счастью к таким относятся самые редко используемые буквы (в английском языке это - Q, Y, X, и V), поэтому, как только вы поняли принцип построения букв в азбуке Морзе, то сфокусируйтесь на наиболее часто используемых буквах в начале. Обратите внимание, что в английском буквы E и T имеют самую короткую запись, а буквы K, Z, Q, и X имеют длинную форму записи.

    Создавайте ассоциации. Например, “п” - “пи-лаа-поо-ёт, пи-лаа-ноо-ет”. С учетом того, что в мире существует больше одного алфавита, а вы читаете эту статью на русском языке, то вам, скорее всего, интересны ассоциации, подходящие для символов русского алфавита. По этой причине мы не приводим в данном пункте варианты для латиницы. Вместо этого мы советуем вам изучить статью, обратив особое внимание на мнемоническую форму каждой буквы. Существуют мнемонические коды для запоминания азбуки Морзе, которые придуманы много лет назад; вы можете купить их или найти их в интернете.

  3. Получайте удовольствие от обучения . Хотите привлечь друзей в изучение? Научите их моргать по азбуке Морзе. И если, скажем, друг отведет вас на не удачное свидание вслепую, то вы можете проморгать ему “SOS”! Используйте азбуку Морзе, чтобы зашифровать свои секретные записи, или вести дневник или даже рассказывать пошлые шутки, чтобы никто кроме вас и ваших друзей этого их не понял! Отправьте кому-нибудь открытку с текстом на морзянке. Признайтесь на морзянке в любви (это очень романтично). В общем, веселитесь, делайте то, что вам нравится, используя для этого азбуку Морзе - и вы выучите ее гораздо быстрее.

    • Скачайте приложение с азбукой Морзе на свой смартфон или скачайте обучающую программу - это может быть очень полезным!
    • Практикуйтесь! Когда у вас выдается свободное время, попросите друга или члена семьи сесть с вами и послушать, как вы переводите текст в азбуку Морзе. Дайте им таблицу и попросите дешифровать ваши сообщения. Это не только поможет вам и вашему помощнику лучше понять код, но и поможет выявить ошибки или обозначить дурные привычки, которые мешают передавать код правильно, а также исправить их, чтобы предотвратить не правильное заучивание.
    • Чтобы указать на то, что вы, передавая прошлое слово, сделали ошибку , передайте 8 точек. Это даст получателю сигнала понять, что последнее слово можно вычеркнуть.
    • Не сдавайтесь! Изучение азбуки Морзе не будет простым; это также сложно, как и изучение любого нового языка. В нем есть непривычные буквы, аббревиатуры, грамматические стили и множество других аспектов, которые необходимо изучить. Не падайте духом, если вы делаете ошибки, просто продолжайте практиковаться, пока не достигнете совершенства.
    • Вслушивайтесь очень внимательно. В начале обучения слушайте сообщения азбуку Морзе на медленной скорости, пока не привыкните.
    • Изучение азбуки Морзе может быть простым , если вы используете правильные инструменты. Распечатайте и заламинируйте таблицу ниже и положите ее в кошелек. Вы быстрее запомните код, так как табличка будет у вас все время под рукой. Читайте таблицу сверху вниз. Белый – это точка, цветной - черточка. Начните с латинских букв E и T, которые являются точкой и черточкой. Идя вниз, прочитывайте каждую строку. Таким образом V – это “. . . -”. Удачи.
    • Не следует уповать на изображение, ибо вы не сможете натренировать уши с помощью зрения. Не учитесь по замедляющим методам, или вам придется переучиваться, когда понадобится научиться работать быстрее. Ваша цель - мгновенно узнавать буквы, а затем и слова целиком, а не считать точки и тире. Компьютерные программы типа Koch и Farnesworth вам в этом помогут.