Как должен выглядеть современный сельский клуб. Новая жизнь сельского клуба

На сайте "Народная Экспертиза".

Сельские клубы масштабно начали появляться в российских деревнях и селах в послевоенный период. В то время организация помещения клуба соответствовала основным запросам населения для проведения досуга: большая танцплощадка, сцена для выступлений, кинобудка для просмотра фильмов и большое количество сколоченных в ряды откидных кресел - в дни танцев и массовых гуляний эти кресла расставляли по периметру помещения, а в моменты концертов, показа фильмов или партийно-народных заседаний их составляли в стройные ряды, дабы все присутствующие могли наблюдать за выступлениями на сцене. Из этого назначения вытекала и типичная архитектура здания - одноэтажный домик прямоугольной формы с входом по центру.

В таком виде большинство сельских клубов просуществовало вплоть до распада Советского Союза, да и в последующие двадцать лет не претерпело никаких кардинальных изменений. В один из таких клубов ходил в детстве и автор этих строк, и было это уже в 2000-х. Кинобудка, правда, уже в то время не работала, по субботам из полуживого магнитофона раздавались звуки музыки, призванные организовать "дискотеку", а сельская молодежь использовала клуб в качестве "перевалочного пункта" - всё основное "движение" происходило за зданием клуба, и характеризовалось оно одним ёмким словом: "Побухать ".


Современные реалии

Практически в таком же виде большинство сельских клубов существует и сейчас. В большинстве своем они носят статус "бюрократической отписки": раз в селе есть клуб, значит в нем есть "социально-культурные объекты для населения". Соответственно, участие государства в жизни современных сельских жителей (и в первую очередь молодежи) имеет место быть. Но так ли это на практике?

Да, клубы в деревнях и селах работают. Сотрудники этих домов культуры получают зарплаты, а вместе с ними и обязательства проводить культурно-массовые мероприятия для населения. Не будем кривить душой и обманывать себя - по большей степени это делается для галочки, но не для реального вклада в культурное развитие населения. Молодежь сейчас увлечена совершенно другими интересами, и её не затащишь в помещение с деревянным полом и музыкальным центром, даже если в нем проведен "евроремонт", чем так любят бравировать главы районов и сельских поселений. Более взрослое поколение тоже сидит по домам - концерты и кинопоказы давно перешли из кинобудок в экраны телевизоров. Интереса и мотивации "сходить вечером в клуб" нет ни у молодых, ни у старых. Единственные завсегдатаи этих "домов культуры" - подвыпившие селяне, для которых клуб - место, где можно погреться (зимой).

Между тем сельский клуб по прежнему остается практически единственным вариантом культурно-массового досуга в сельской местности. Более того, он может и должен являться площадкой не просто для культурного и современного отдыха, но и базой для формирования самосознания местного населения. Просто необходимо кардинально пересмотреть формат подачи и организации досуга. И сейчас, когда Губернатор Белгородской области говорит о "курсе на деурбанизацию" и привлечении молодежи в сельские территории, вопрос организации культурно-досугового отдыха в сельских поселениях должен стоять одним из ключевых приоритетов, наравне с обеспечением сельской молодежи жильем и рабочими местами.

Запросы сельской молодежи

Чего хочет сельская молодежь? Возможно, ответ покажется странным - но она хочет того же, чего и городская. И первоочередное желание - коммуникации со сверстниками. Посредством танцев, совместных игр либо же распития алкогольных напитков и драк происходят эти коммуникации - это уже, как раз, вопрос социально-культурный. Зависит он от среды и от того, что эта среда молодежи дает. Если у городской молодежи есть такие варианты вечернего досуга, как сходить в кино либо посидеть с друзьями в кафе-пиццерии, то для сельской варианты менее прозаичны - сидеть дома либо идти "за клуб".

Задача "возрождения" социально-культурной роли сельского клуба состоит в том, чтобы по возможности максимально перенести реалии городского досуга на тело сельского клуба. Вычеркнуть из программы то, что является атавизмом, пережитком прошлого. Например - дискотеки. Дискотека в сельском клубе - это от силы человек десять, девять из которых пьяны. С учетом текущего количества населения в деревнях и селах, сама идея сельских дискотек изжила себя. Молодежи нужно как можно больше сверстников вокруг. Сейчас дискотеки сосредоточились в районных центрах. Опять же, реалии XXI века - у значительного количества молодых людей есть автомобили. По крайней мере один на компанию из 3-4-х человек находится. Пусть даже отцовский. И эта компания лучше проедет 10-15 километров до райцентра, где на дискотеку собралось человек сто, чем останется сидеть в сельском клубе, где народу едва ли наберется с десяток. В сельских клубах дискотеки не нужны.

А что же нужно? Совместный просмотр кинофильмов я уже отметал выше - во-первых, телевизоры есть практически у каждого, во-вторых, оборудование для просмотра фильмов есть далеко не в каждом клубе и, в-третьих, в эпоху авторских прав коллективный просмотр киноновинок может влететь в копеечку для заведения. То есть танцы и фильмы мы отметаем. Что остается?

Остается вернуться к изначальному смыслу английского слова "клуб" (club) - место встречи людей с едиными интересами (деловыми, познавательными, развивающими, развлекательными), носящими культурно-развлекательный характер . Идеальным современным примером такой организации населения являются набирающие популярность в молодежной среде "антикафе", где пространство организовано таким образом, что человеку (компании) предоставлен широкий выбор вариантов проведения культурного досуга в приятной обстановке.

Почему в Белгороде так популярны кофейни? Неужели потому, что выросло целое поколение "гурманов и ценителей" настоящего вкуса кофе? Отнюдь. Кофейни и антикафе стали интересным и популярным местом проведение совместного культурного досуга, это и есть "клубы" XXI века. Поэтому - да, если утрированно - сельский клуб должен взять за основу своего устройства модель современных "антикафе".

Организация пространства клуба

Итак, основная цель, которую мы ставим перед помещением "современного клуба" - комфортное размещение населения для проведения досуга. Какую задачу должно решать это помещение? Время работы клуба - вечер. К этому моменту школьники заканчивают обучение в школе, взрослые возвращаются с работы. Самая первая целевая аудитория - это молодежь. Клуб должен предлагать этой категории населения достойную альтернативу прозибанию перед экранами телевизоров или бесцельному блужданию по подворотням.

В основном зале нашего клуба должны разместиться кресла (диваны) с журнальными столиками между ними. Вокруг одного такого столика смогут собраться до шести человек. Здесь компания может поиграть в настольные игры ("мафия", "элиас", "активити", "свинтус", "монополия", даже классические шахматы - сейчас тысяча их, и они являются достойной заменой алкогольному застолью - проверенно на собственном опыте многократно!), почитать книги-журналы, посмотреть видео с ноутбука - я пересказываю вам всё то, чем молодежь занимается в городских заведениях подобного формата.

Рядом с основным залом расположена детская игровая комната. Она может быть отделена от основного зала прозрачной перегородкой по типу пластиковых окон - с одной стороны, детский шум и визг не проникает в основное помещение и не отвлекает взрослых, с другой стороны родители всегда видят, чем занимаются их ребятишки.

Обязательно в клубе наличие туалета (да, сейчас их в подавляющем большинстве случаев нет). Во-первых, дети - это дети. Во-вторых... хм, да неужели в 2014-м году еще нужно приводить аргументы в пользу наличия туалета в общественном заведении?!.

Рядом с детской комнатой и туалетом должна быть небольшая комната-"кухня", как я её назвал. Здесь, опять же, принцип "антикафе" - любой желающий может налить себе чашку чая и перекусить печеньем. Люди могут приносить сюда пакетики чая из дома и что-нибудь сладкое. Соглашусь, что первое время это будет чем-то диковинным и отчасти немыслимым - но сознание людей способно меняться под влиянием примера окружающих (меняться как в хорошую сторону, так и в плохую). Людям нужно показать, что это - реально, что это так же естественно, как принимать гостей у себя в доме, как пить чай у себя на кухне. В деревнях практически все друг друга знают - просто за отсутствием консолидирующих моментов все привыкли жить разобщенно, по принципу "моя хата с краю". Совместное проведение досуга, совместная покупка чая для вечерних посиделок - это ли не шаг в сторону формирования "солидарного общества"?

В помещении клуба должен быть кабинет заведующего. Ведь работа заведующего - это не только "открыть клуб, включить музыку, выключить музыку, закрыть клуб". Это еще и отчеты (куда без них!), планирование работы, прочее, прочее.

Техническое помещение - это комната для коммуникаций. Счетчики воды, света. Система отопления. По площади (да и по структуре) помещение сельского клуба должно быть похоже на большой и уютный жилой дом - в соответствии с этим должны быть обеспечены и все коммуникации.

Еще одну комнату на схеме ниже я назвал "конференц-зал". За громким иностранным словом скрывается помещение, суть которого - большой стол и стулья вокруг. Здесь можно собраться большой компанией для какой-либо дискуссии, презентации, совещания, да и просто задушевного разговора за чашкой чая. Днем здесь могут проходить мастер-классы (или, говоря родным языком, "творческие кружки"), вечером - собираться компании старшей возрастной категории. Играть в домино или обсуждать последние деревенские новости за посиделками - и не отвлекаться на шум из соседнего зала.

Схематично всё вышеописанное выглядит так:


Главный мотив "нового сельского клуба" - собрать людей под одной крышей, предоставить им комфортное место для общения и проведения досуга, позволить им почувствовать себя "как дома". Это площадка, призванная вернуть людям в селах то, что утрачено уже не одно десятилетие - чувство единства, общности. Это не формальная "отписка" об успешной работе социально-культурного кластера на селе - это источник культуры и среда комфортного развития социума.

Организация досуга населения

Основа успешного функционирования подобного заведения, особенно на первых порах, когда это будет "в диковинку" для большинства посетителей - четкое регламентирование правил поведения и осознание меры ответственности каждого посетителя за помещение. Нет больше принципа "Всё вокруг колхозное - всё вокруг моё", и если ты что-то поломал или украл, то понесешь соответствующую материальную или уголовную ответственность. Пришел в заведение с паспортом, распишись у заведующего, что "С правилами поведения ознакомлен, меру ответственности сознаю" - а далее пользуйся всей "инфраструктурой" на здоровье.

А теперь давайте рассмотрим схему функционирования "нового сельского клуба" на конкретном, пусть и гипотетическом примере.

Я - молодой специалист, который переехал в сельскую местность со своей семьей. В плане жилья сейчас в Белгородской области существует несколько хороших программ для молодых семей, поэтому будем считать, что жильем мы обеспечены. В плане трудоустройства на селе тоже работает ряд областных программ, на крайний случай считаем, что супруга работает в социальной сфере, а я развиваю собственный бизнес по программе поддержки малого предпринимательства. На территории сельского поселения есть и детский сад, и школа - пока родители работают, дети тоже при деле.

Вечер. Работа окончена. Домашние хлопоты тоже разрешены. Возникает вопрос о досуге. Придя в сельский клуб мы встречаемся с друзьями - скажем, семьей моего одноклассника, который тоже живет в этом селе. Взрослые, то есть мы, садимся за один из столиков и общаемся на интересующие нас темы, а маленьких детей можно отправить развлекаться в детскую комнату. Я четко знаю, что у ребенка здесь есть развлечения не хуже, чем в белгородских заведениях вроде "Лукоморья" или игровой зоны в каком-нибудь "Мега-Гринне". В помещении есть Wi-Fi (Ростелеком, насколько я знаю, в настоящее время проводит высокоскоростной Интернет во все населенные пункты области - по крайней мере в моей деревне Интернет уже года полтора, как появился), и я по привычке обновляю ленту новостей в какой-нибудь из социальных сетей. А, может быть, даже и пишу какой-нибудь пост в блог.

Я могу встать и заварить себе чашку чая (конечно же принес с собой целую упаковку, да еще и с печеньем!). За соседним столиком сидят мальчишки постарше и что-то рисуют в своих раскрасках. В соседнем "конференц-зале" водитель школьного автобуса о чем-то бурно дискутирует с компанией друзей. Тем не менее, я могу быть спокоен за уши окружающих детей - в клубе четко действует правило трех НЕ: не пить, не курить и не материться.

И, главное, мы все не чувствуем ущербности в том, что это - сельский клуб. В эпоху глобализации границы просто обязаны стираться, и по-хорошему не должно быть разницы, сидим ли мы в сельском клубе или каком-либо заведении областного центра.

Да, я не считаю всё вышеописанное утопией. Это все может быть реальностью. Главное - захотеть.

Цена вопроса

По моим приблизительным расчетам, даже если строить такой клуб "с нуля", то общая смета не превысит семи миллионов рублей. Строительство одноэтажной "коробки" площадью до 250 кв. м обойдется в сумму до 4-х миллионов, еще около трех потребуется вложить во "внутреннее содержание" клуба. В таком помещении смогут комфортно разместиться до 50-ти человек единовременно.

С коммерческой точки зрения эти деньги невозможно будет "отбить". Однако социальная сфера - не то поле, на котором растут деньги. Здесь произрастает куда более важное со стратегической точки зрения зерно - культура общества, его консолидирующая идея, потенциал для реализации роста и развития людей.

Как реалист, я не вижу скорой реализации вышеописанного мною проекта в самом ближайшем времени. Однако посчитал своим долгом изложить своё видение ситуации. Как знать, может быть не сейчас, но через пять, десять лет сфера социально-культурной жизни в сельских поселениях выйдет на качественно новый уровень, которого требуют меняющиеся реалии нашего мира. Я верю, что когда-нибудь система перейдет от слов к делу, и заявленный процесс "деурбанизации" в нашем регионе затронет не только финансово-материальные аспекты жизни, но и духовно-нравственные. Когда-нибудь мы его построим.

Старики любят утверждать, что «раньше жилось веселей». Даже в трудные годы, когда и недоедали, и надеть особенно нечего было, на деревенских улицах не смолкали песни. В самом деле: если человек сыт и хорошо одет, это еще не означает, что он непременно удовлетворен жизнью – для него, независимо от возраста и интересов, важна возможность общения, самовыражения.Нужен ли деревне клуб?

Этот вопрос скорее риторический. Вероятно, более актуально он будет звучать в несколько иной интерпретации: зачем деревне клуб? Для того чтобы «организовать интересный и полезный досуг сельской молодежи»? Нет, это, пожалуй, критерии уже дней минувших. Досуг – это часть той большой работы, которую должны выполнять клубы. Тем более что современные молодые люди, в большинстве своем экипированные автомобилями и сотовыми телефонами, найдут способ развлечься. Вопрос в том – какой?

Сегодня на передний план выступают иные ориентиры. Людей – и молодых, и пожилых – пока исподволь, но уже начинает объединять стремление к возрождению России, ее культуры, наших духовных традиций, художественных промыслов, самобытного народного творчества. «Верхи» только говорят об этом, а «низы» этим живут. В конце концов, сегодня всем понятна простая истина: расцвет культуры села будет поддерживать нравственное здоровье населения.

– Среди многих глобальных задач для нас одна из важнейших – переход от развлекательности к усилению воспитательной составляющей нашей работы. «Развлекаловка», в которую повсеместно ударились в 90-е годы и сейчас продолжают культивировать, приводит к тому, что население оболванивается, – говорит в одном из своих интервью председатель комитета по культуре Курской области В. Рудской. – Когда мы говорим об организации досуга, это не означает, что надо занять время людей чем угодно, без оценки нравственных аспектов. Наше общество было сильно духом, патриотичностью в хорошем смысле этого слова – на этом всегда держалась Россия.

– В системе нравственного воспитания молодого поколения именно учреждениям культуры отводится едва ли не самая главная роль, – убеждена начальник Льговского районного отдела культуры заслуженный работник культуры РФ В. Шамина. – Дискотеки чисто развлекательного характера мы ликвидировали как таковые. Клубные учреждения являются центром формирования культурной среды в своем населенном пункте, пропагандируют здоровый образ жизни, ведут работу, направленную на развитие творческих способностей молодежи, ее эстетическое воспитание.

На снимках: подвижники культуры на льговской земле: певунья из Иванчиково Валентина Романова; режиссер экспресс-театра районного Дома культуры Сергей Сергеев; самодеятельные артисты из села Кудинцево.

В числе других льговских сельских Домов культуры Валентина Тимофеевна выделяет Иванчиковский, обращая внимание на то, что именно здесь работают «почитатели народных традиций, собиратели русского песенного фольклора». Туда мы и едем.

Первое, что сразу привлекает внимание, – своеобразная «изгородь» вокруг ДК: различные по диаметру резиновые покрышки, выкрашенные в яркие тона.

– Нравится? – интересуется директор СДК Н. Радышевский.

– Необычно.

– А в культуре все необычно, потому что у нее денег нет. Вот насобирали колес по всему селу и соорудили себе заборчик. Пойдемте в само здание – увидите, что сидим мы без света уже целый месяц, а долгое время и телефон не работал.

Николай Владимирович считает, что «разработчики 131-го закона допустили оплошность, передав клубы муниципалитетам». В Иванчиковском ДК, например, «обрезали свет» лишь потому, что у сельсовета долг большой.

– Клуб не виноват, а пострадал за компанию. Но подобного никогда не случилось бы, убежден директор, если бы «культура была государственной».

– А как же вы мероприятия свои проводите? – сочувствую я Николаю Владимировичу.

Он многозначительно улыбается:

– Выходим из положения…

«Культура» в Иванчиково, действительно, небогата. Само здание клуба требует ремонта, музыкальная аппаратура старая. Возможно, она бы уже приказала долго жить, если бы Н. Радышевский после каждого мероприятия не возвращал ее к жизни в «реанимации» – своем кабинете, где он совсем старые запчасти меняет на «менее изношенные». Транспорта тоже нет, если, конечно, не считать лошадку из личного подворья директора, на которой он «со своими девчатами разъезжает по разным культурным делам», а зимой «в образе Деда Мороза» развозит подарки.

«Слабая материальная база» Иванчиковского СДК не стала причиной того, чтобы здесь опустили руки и просто сидели в ожидании, когда глава сельсовета отпустит денег. Проводя массу мероприятий, пытаются заработать сами, но не всегда «желаемое совпадает с действительным».

– Вот идет у нас, допустим, дискотека,– рассказывает руководитель агитбригады ДК Л.Тюленева,– платная. Мы радуемся: хоть что-то можем положить в свой пустой кошелек. Но… накрапывает дождь, а на крыльце стоят девчонки, которым родители не всегда могут дать даже пять-десять рублей. Как их не пустить?! Мы же с ними, что называется, из одного колодца воду пьем...

И тем не менее в клубе прекрасная костюмерная. Причем костюмы, по выражению директора, «на все случаи жизни»: для бальных танцев, театрализованных представлений, проведения различных обрядовых мероприятий, для агитбригады. «Девчата», как ласкательно называет их Николай Владимирович, все шьют сами, «из собственных материй». Кстати, иванчиковская агитбригада является желанной не только в родном селе, ее с радостью ждут во многих Домах культуры Льговского района.

Подъезжая к селу, обращаешь внимание на фермы: они стоят выбеленные, на территории вокруг тоже наведен порядок – клубные работники постарались: культура должна проявляться во всем. Прежний председатель хозяйства сам играл на баяне, участвовал в художественной самодеятельности. Да и новый руководитель ООО «Ленинский путь» В. Скрипкин проявил первый знак внимания – подарил «суперсовременный дорогой микрофон».

– Я вот цитату одну запомнил и неустанно ее повторяю: «Когда рушится культура, первой под ее обломками гибнет нравственность». Но этого нельзя допустить! – взволнован Н. Радышевский. – У нас работает 11 формирований: 6 для взрослых и 5 для детей. Есть даже кружок художественного слова! Проводим вечера-портреты. Чествуем, скажем, доярку и на ее примере учим молодежь уважать этот поистине героический труд. Дети сидят в зале и уже совершенно иными глазами смотрят на своих матерей. А на праздниках села мы чествуем наших старожилов, рассказываем о трудовых и боевых подвигах наших земляков – это очень важный нравственный момент. Когда человек любит свою мать, родную деревню, он и за судьбу всей России волноваться будет.

В общем, Радышевский, которому присущи хорошие организаторские способности (недаром ведь работал когда-то главой сельсовета), «сколотил» работоспособный и творческий коллектив. Не все имеют специальное образование, как он сам (Л.Тюленева, например, окончила сельскохозяйственный институт), но все, включая библиотекаря Любовь Полянскую, ее мужа Николая – баяниста, стараются работать, как они сами говорят, «с изюминкой». Впрочем, ждут и «профессиональное пополнение» – три выпускницы местной средней школы учатся в колледже культуры и обещают вернуться домой. Директор написал о своем родном селе песню. Ему очень хотелось, чтобы ее услышали «гости», и он уговарил своих «девчат» спеть ее. Его дочь – Валентина Романова, художественный руководитель ДК, – запела красивым чистым голосом: «На зорьке весенней поет соловей, как радостно жить мне в деревне моей…».

– Обязательно напишите, что сельский клуб очень важно поддержать, – наказывает Николай Владимирович, прощаясь.– Если он, не дай Бог, закроется, деревня умрет, потому что он сегодня – единственная отрада. У нас вот сейчас и света нет, а люди все равно приходят вечером – не только молодежь. И вот мы сидим, поем песни под луной.

– У нас 18 СДК и 15 сельских клубов и, я думаю, мы никогда не подойдем к той критической черте, когда встанет вопрос о закрытии хотя бы одного из них, – убеждена В. Шамина. – Тем более что Иванчиково не является приятным исключением. Большая работа по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения, развитию самодеятельного народного творчества ведется в Большеугонском, Селекционном, Кудинцевском и других сельских Домах культуры.

Валентина Тимофеевна заостряет внимание на том, что творчество, энтузиазм – это, конечно, замечательно, но и для творческих людей далеко не последнюю роль играет материальная поддержка. К сожалению, этот фактор недооценивают некоторые главы поселений, на баланс которых переданы «очаги культуры». Но есть и весьма приятные «моменты сотрудничества».

У Ольшанского Дома культуры как-то сразу веселей становится на сердце: здание ухоженное, вокруг высажены молоденькие хвойные деревца, на клумбах – цветочная рассада. Практически заканчивалась третья декада апреля, но электрическое отопление здесь не отключали. Тепло, красивые шторы на окнах, «дорожки» на полу в библиотеке, которая находится в этом же здании, создают атмосферу домашнего уюта. Директор Дома культуры Н. Белозерова и заведующая библиотекой Н. Быканова наперебой хвалят главу Ольшанского сельсовета О. Ситникова: «На ремонт средства выделяет, зарплату платит вовремя, с отоплением проблем нет».

– Наверное, большие налоги собираете? – интересуюсь я у Олега Николаевича.

– Откуда? – разводит он руками.

– А откуда ж тогда средства?

– Мне не хочется раскрывать карты. Могу только одно сказать: человек, который пришел во власть для того, чтобы работать, сообразит, как решить возникающие проблемы. Надо уметь налаживать контакты с людьми.

Видимо, О. Ситников делать это умеет, хотя он еще достаточно молодой и руководитель, и человек. В Ольшанке «не с кого собирать налог», даже подоходный – небольшое число людей, как рассказывают женщины, работают только в психоневрологическом доме-интернате, «нет даже колхоза». И тем не менее глава поселения находит средства на поддержание Дома культуры в образцовом состоянии и сам охотно участвует в проводимых мероприятиях. На последних выборах глав сельсоветов он был соперником у своей матери, проработавшей в этой должности много лет. Односельчане избрали представителя молодого поколения Ситниковых и считают, что не ошиблись.

«Ольшанскую идиллию» сменяет совершенно иная картина в Городенске. Дом культуры (на снимке) встречает нас большим замком, скрипучим крылечком и глубоко вошедшим в землю фундаментом. Он, весь ободранный, с немытыми стеклами, напоминает какого-то уж совсем отпетого бомжа. Прямо напротив этой «ветхой лачужки» на скамейке у ворот сидит пожилая женщина. Знакомимся и, пока ждем директора «с посланным гонцом», беседуем. Анна Сергеевна, оказывается, когда-то работала в «этом клубе» уборщицей, и он ей «не чужой», она переживает, что клуб стал «убогим».

– Сюда, наверное, никто и не ходит, – пытаюсь я выведать побольше информации.

– Да что ты! – не соглашается Анна Сергеевна. – Молодежь на танцы сходится. Мне 80 лет, а все равно хожу на Новый год или на Женский день. В селе триста дворов, и в каждом свои хлопоты – повстречаться даже некогда. Вот только клуб один нас и может собрать. Еще и песни попоем, молодость вспомним…

«Внутреннее убранство» клуба удручает не менее, чем внешний облик. Обвалившаяся печка да разломанные кресла – вот, пожалуй, и все «достопримечательности». Кстати, кресла «на бедность» по просьбе В. Шаминой были переправлены сюда из бывшего Льговского кинотеатра, когда его переоборудовали под спортивно-оздоровительный комплекс. Увидев их в таком состоянии, Валентина Тимофеевна задала директору Городенского ДК В. Бодрову очень короткий вопрос:

– Это – что?

– Молодежь ломает! Не буду же я за каждым ремонтировать! – Виктор Иванович возмущен.

– Что-то маловато в зале кресел…

– Отдали часть в красный уголок.

То есть на ферму СПК «Рассвет», которым руководит В. Моторыкин. Не отдать, наверное, нельзя было. В Городенске несколько иная ситуация, чем в других селах: клуб до сих пор находится на балансе хозяйства.

– Моторыкин отказался передавать его сельсовету, – рассказывает В.Шамина. – Ремонта никакого не производилось. Теперь, когда здание доведено до крайности, «хозяин» не против «его отдать». Но кому оно такое нужно?! Глава района А. Пияльцев нас поддержал: пусть сначала отремонтирует, а потом передает.

К сожалению, встретиться ни с В. Моторыкиным, ни с главой сельсовета А. Полянским не удалось. Но жители Городенска рассказали, что власть культуру не жалует, денег на нее не отпускает, хотя СПК «Рассвет» довольно крепкое хозяйство. Конечно, трудно делать конкретные выводы, не поговорив с местными руководителями, от которых в значительной степени зависит культурный уровень села, но то, что культура у них не в чести, ясно и без разговоров. Между тем ответ на вопрос, зачем деревне клуб – очевиден…

Анна БЕЛУНОВА.

Фото Станислава ГЕРАСИМЕНКО.

Оставьте ваш отзыв

Творческий подход к своей работе директора МКУК «Будановский СДК» Елены Анатольевны КОНОВАЛОВОЙ вызывает неизменный интерес одновременно у людей всех возрастов, ибо каждое поколение находит в нём что-то близкое для себя. Талантливая, озорная, весёлая, три года назад она пришла работать в сельский клуб директором. Её энтузиазм, позитивное настроение и профессионализм в организации досуга жителей деревни Будановка был ими оценён. С мнениями неравнодушных и самого директора знакомит читателей Галина ГОРЯИНОВА.

Елена Анатольевна Коновалова

Клубная работа - это моё призвание. Я с раннего детства отличалась неукротимой фантазией, которую теперь с удовольствием воплощаю в своей любимой работе. В зону обслуживания Будановского СДК входят шесть населённых пунктов, в которых проживает 2501 человек. Анализируя своё трёхлетнее пребывание на посту директора, отмечу, что ни одна категория населения не осталась без внимания. Тесно сотрудничая с администрацией Будановского сельсовета, школой, библиотекой, мы стремимся привлечь в Дом культуры максимальное количество жителей Будановки, в первую очередь, это дети.

На базе учреждения культуры функционируют восемь клубных формирований - шесть детских и два взрослых. У нас так заведено: если что сложилось, то это надолго.

Фольклорный ансамбль «Досуг» ведёт свою историю с 1991 года, на начальном этапе своего становления коллектив назывался «Будановские припевочки». С 2000 года переименован в «Досуг». И в этом же году за творческие успехи, активную просветительскую деятельность и пропаганду фольклора был удостоен высокого звания «Народный». Фольклор лёг в основу всей дальнейшей деятельности коллектива, ведь красота народной песни, её задушевность приковывает к себе внимание, придаёт людям силы, ибо в каждой песне - мудрость, накопленная веками. Ансамбль участвовал в многочисленных концертах на районных и областных сценах, побеждал в конкурсах сценического мастерства, принимал участие в съёмках телепередачи «Играй, гармонь любимая!», участвовал в юбилейном вечере журналистки и известной писательницы, нашей землячки Галины Скворцовой в Карелии.

Руководитель ансамбля Тамара Андреевна Горяйнова - человек одарённый, талантливый самородок земли Золотухинской. Сочинённая ею песня «Коренная» исполняется на главной сцене на открытии Коренской ярмарки. С момента образования поёт в нём и Нина Фёдоровна Рыкова. Помимо любви к исполнению народных песен, есть у неё и ещё отрада - рукоделие. Подворье Золотухинского района на ежегодной Коренской ярмарке всегда украшено её красочным ковром ручной работы, многочисленными вышивками и вязаными изделиями. По итогам областного смотра-конкурса «Живая нить традиций» мастерица была удостоена Диплома Межрегиональной оптово-розничной Курской Коренской ярмарки в номинации «Сохранение и развитие народных промыслов и ремёсел». Дополняет своеобразное талантливое досуговое сообщество и Ольга Андреевна Дивина, умело подбирая ткани, со вкусом украшая костюмы вышивкой не только для ансамбля, но и для всех творческих проектов клуба. Рушник её работы есть в музее «Курские рушники», организованном при областном отделении Союза женщин России. За участие в областном смотре-конкурсе «Живая нить традиций» награждена Дипломом I степени Межрегиональной оптово-розничной Курской Коренской ярмарки в номинации «Сохранение и развитие народных промыслов и ремёсел».

Продолжают традиции титулованных народных исполнителей самодеятельный коллектив «Хорошие девчата», а также детские коллективы в разных жанрах: и поют, и танцуют, и учатся декламировать. С большим интересом участвуют дети в музыкальных спектаклях, где задействуется около тридцати ребят в возрасте от 7 до 14 лет. Их потрясающая и честная игра, многообразие костюмов, пошитых специально к каждому спектаклю, смена красочных декораций, сопровождающихся песнями и танцами, игры и конкурсы, проводимые по окончании представления, и детская дискотека - всё это неизменно вызывает восторг и отличное настроение и у зрителей разных возрастов, и у артистов. Творческая жизнь наших детей и молодёжи в стенах клуба заполнена тематическими программами, вечерами, турнирами знатоков, конкурсами рисунков, караоке, беседами и показательными акциями о здоровом образе жизни, вреде курения, алкоголизма, наркомании, часами размышлений, спортивными играми и экскурсиями в лес, спектаклями, утренниками, дискотеками.

Трепетно относимся к теме Великой Отечественной войны. Возле Дома культуры находится памятник исторического наследия «Воину-освободителю», который каждый год коллективом СДК озеленяется и ремонтируется. Героическое прошлое и славное настоящее нашей Родины, её победы, успехи и достижения в политической, культурной и социальной жизни - всё то, что слилось в единое целое, олицетворяющее историю России, находит отражение в наших мероприятиях: концертных программах к знаменательным датам и традиционным праздникам, митингах, Уроках мужества, встречах с участниками и вдовами ветеранов Великой Отечественной войны, экскурсиях по местам боевой славы, в сборе материалов по истории села и оформлении уголка старины. Доброй традицией стали чаепития к Международным дням инвалидов и пожилых людей, поздравления участников ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС на дому.

Чтобы в нашем Доме культуре было уютно и тепло, в последние годы для этого сделано много: подведен газ, проведен косметический ремонт здания, обновлена сцена, заменены шторы для занавеса и кулис, вставлены окна.

Привели в порядок и прилегающую к Дому культуры территорию - вырубили кустарники, убрали мусор, разровняли почву и разбили клумбы. Приятно отметить, что в Год культуры, объявленный Президентом РФ, мы победили в конкурсе на получение денежного поощрения муниципальных учреждений культуры, находящихся на территории сельских поселений, и сейчас стали участниками ещё одного смотра-конкурса учреждений культурно-досугового типа по организации молодёжного досуга на открытых площадках «Каждому клубу - чистую зону отдыха». Решили оборудовать детский мини-городок с фонтаном. Зона отдыха в 120 квадратных метров уже обсажена по периметру вязами и дубами. В дальнейшем, разбитая на сектора отдыха и украшенная цветочными композициями, она будет оснащена детскими спортивными сооружениями, набором качелей, горок, песочниц и других малых форм для детей младшего возраста.

Владимир Соловьёв,

популярный диджей в нашем районе

Я веду дискотеки в Будановском Доме культуры. У нас самая зажигательная музыка дискотек прошлого и настоящего времени в обработке лучших диджеев планеты, задорные конкурсы и хорошее техническое обеспечение: мощные колонки, множество светомузыки - стробоскопы, лазеры различных цветов, дым-машина, сканеры и прочие светодиодные приборы. Мы следим за порядком в клубе во время дискотеки, поэтому нас выбирают многие. К нам приезжают из самых разных деревень, посёлков, районов и даже городов. Лично я сам тоже много, где бывал, но такого, как у нас, не встречал нигде. Я проводил множество опросов, где посетители отвечали: почему выбирают именно наш клуб. Вот некоторые из отзывов моих знакомых:

Виталий, д.Жерновец

Отдыхали с друзьями. Всё очень понравилось. На фоне всех клубов нашего района будановский, пожалуй, единственный, с поистине клубной атмосферой. Ощущаю себя, чуть ли не на Казантипе.

Анжелика, г.Курск

Я думала, что в деревне дискотеки всегда скучные и однообразные, пока подруга не пригласила в Будановский Дом культуры - он не уступал, а в некоторых показателях даже превосходил городские ночные клубы. Я осталась довольна. Теперь каждую субботу - в Будановке.

Евгений, п.Золотухино

Жаль, у нас такого нет, мне у вас нравится тем, что каждая дискотека отличается от предыдущей. Постоянно новые лица, по-настоящему «культурная» обстановка. Всё как надо.

София, м.Свобода

Много места, много народа, много светоэффектов, зажигательная музыка, много всего, чего не хватает всем в унылые будни. Всем советую.

Юлия Гладких,

десятиклассница Будановской школы

Диджеи каждый раз радуют нас новой музыкой, различными конкурсами, интересными музыкальными номерами от заманчивых необычных танцевальных номеров до чтения рэпа. Благодаря культорганизатору Евгению Егоровичу Коновалову и директору Елене Анатольевне Коноваловой в нашем СДК на модные дискотеки собирается вся молодёжь района и не только.

Эмма Алексеевна МАМОНТОВА,

бывший председатель Будановского сельсовета

Скажу, что в Будановском Доме культуры мероприятия проводятся для всех категорий населения - это День матери, День семьи, День пожилых, День инвалида, Масленица... Впечатлениями о прошедших праздниках я и сама не раз делилась на страницах газеты «Золотухинская жизнь». Все мероприятия проходят с сюрпризами и подарками, с участием всех творческих коллективов, уже так полюбившихся нам всем - это детский фольклорный ансамбль «Весенняя капель», детский танцевальный кружок «Василёк», эстрадный ансамбль «Хорошие девчата», народный ансамбль «Досуг», а вот недавно появился дуэт «Вдохновение» - и всё это под чутким руководством директора Елены Анатольевны Коноваловой. Благодаря её усилиям, в Доме культуры открыт музей народных промыслов «Родник», посещают который и воспитанники детского сада, и школьники, и мы, взрослые. Елена Анатольевна много внимания уделяет благоустройству прилегающей территории, диву даёшься, и когда только успевают и праздники проводить, и цветы высаживать.

Александр Алексеевич ШУМСКИЙ,

председатель первичной ветеранской организации

Благодаря Елене Анатольевне, её стараниям, энергии, активной жизненной позиции и, главное, неравнодушию Дом культуры возобновил свою деятельность в другом качестве, оснастился современными техническими средствами, приоритетным направлением стало военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения. Большим интересом пользуются мероприятия, формирующие у молодёжи понятия о простых семейных ценностях, - любви, верности, кровного родства. Вся клубная деятельность, актуальная по содержанию и тематической направленности, сопровождается разнообразными музыкальными номерами, интересными презентациями и видеороликами. Всё большее число жителей Будановки стали проводить свой досуг не только у экранов телевизора, сидя дома на диване, а потянулись в СДК с огромным удовольствием. Радуют зрителей эстрадный ансамбль «Хорошие девчата», танцевальный кружок «Василёк», активно продолжающий работу народный ансамбль «Досуг». Елена Анатольевна сумела создать вокруг себя сплочённый творческий коллектив единомышленников, неравнодушных к своему делу.

Галина Викторовна САФОНОВА,

продавец магазина «Визит» д. Будановка

Я с удовольствием посещаю и участвую во всех мероприятиях, которые проводятся директором Будановского Дома культуры Еленой Анатольевной Коноваловой. Это и вечера отдыха «Кому за тридцать» с интересными конкурсами, масштабные по времени и песенному содержанию праздничные концертные программы, тематические вечера. Завораживают и взрослых, и детей необычные постановки детских музыкальных спектаклей, которые проходят со сменой декораций и сценических костюмов. Причём весь постановочный реквизит и костюмы сделаны и сшиты руками работников клуба и добровольных помощников. Наши дети идут в СДК как в уютный, добрый дом, где живут феи и эльфы. Само здание, кстати, требует капитального ремонта и немалых материальных затрат. И тем более удивительно, что при явной скромности денежных средств, здесь царит атмосфера уюта, добра, присутствует яркое творческое начало.

Дома культуры — настоящие творческие центры в поселениях. Люди живут на селе именно этими центрами, это их досуг и общение.
Именно такой точки зрения придерживаются жители села Троицкий Сунгур Новоспасского района Ульяновской области.
И когда возник вопрос о необходимости ремонта клуба — решили начать ремонтные работы своими силами.
Многие уже слышали и читали в прессе о том, что в селе создано и активно работает ТОС и общественное объединение клуб «Соковкин» (названо по фамилии основателя села), куда вошли старейшины села, уважаемые люди, молодежь, руководители учреждений и предприятий, расположенных на территории поселения. Очень интересно проходят заседания клуба, на котором решаются вопросы благоустройства села, строительства и ремонта социальных объектов, скверов, зон отдыха с прудами и другие жизненно важные проблемы.
И самое важное во всей этой работе, что жители поняли: все, что делается совместными силами, направлено на улучшение жизни и будущего села.
Сейчас на субботники выходят до 100 человек.
На субботниках мы приступили и к ремонту клуба, который планируем закончить в этом году к 400-летию села Тр. Сунгур.
Уже заменили крышу, пожарную сигнализацию установили, отремонтировали несколько кабинетов. Сейчас приступили к капитальному ремонту здания, которому уже к полсотни лет.
Ремонт сельского клуба должен осуществляться в рамках долгосрочной целевой программы «Культура Ульяновской области на 2014 -2018 гг.», в которую мы вошли в 2014 году. На эти цели будет выделено 3,75 млн. руб. Из них: 3 млн. руб. — областной бюджет, 750 тыс. руб. — местный бюджет.
Во всех делах и начинаниях нас поддерживают министерство культуры правительства Ульяновской области, администрация района и поселения, жители села. Большую помощь оказывают предприниматели села и руководители организаций холдинга ЗАО «Проминвест».
Вопросы приобретения костюмов, инструментов и оргтехники решаем через ТОС.
В клубе успешно работают хор ветеранов «Журавушка», вокальные группы «Околица», «Ивушка», фольклорный ансамбль «Чаваш Шапчаке», 4 детские вокальные группы, а также кружки прикладного искусства, клубные объединения по интересам. Здесь работают люди, искренне любящие свои традиции, свою культуру.
Сельские дома культуры и библиотеки — это центр общественной и культурной жизни людей на селе, место общения, развития творческих способностей сельчан.
Да, нам сложно выживать в век компьютерных технологий, фейерверков. Нам далеко до столичных шоу-программ…
Но сохранить русское село с его бытом и традициями — это задача государства, а значит, и местных властей.
Изменения пусть медленно, но приходят. Молодежь не спешит менять место прописки, растет рождаемость на селе, а значит, что у Троицкого Сунгура есть будущее.

Напомним, что в рамках президентской программы строительства и модернизации 100 учреждений культурно-досугового типа на селе, .

Всего в эту программу вошли 10 субъектов Российской Федерации.

Строительство сельских клубов будет реализовываться по проекту, разработанному в Татарстане. Стоимость строительства зданий в ценах 2017 года составит соответственно 14,0 млн. рублей; 16,2 млн. рублей; 19,4 млн. рублей.

Где в Тульской области появятся новые клубы:

- 2 клуба на 100 мест - в Богородицком районе и городе Ефремов.

Клуб на 100 мест. Общий вид и план

- 6 клубов на 200 мест - в Кимовском, Узловском (2 клуба), Заокском районах (2 клуба) и городском округе Ефремов.

Клуб на 200 мест. Общий вид и план

- 1 клуб на 300 мест – в МО город Тула пос. Молодёжный.

Клуб на 300 мест. Общий вид и план

Кстати, в поселке Епифань подобный клуб уже строится. Согласно Распоряжению Правительства РФ из федерального бюджета на его строительство в 2016 году выделено 8 млн. рублей; из бюджета области – 4,4 млн. руб., из местного бюджета - 0,6 млн. рублей (всего - 13,0 млн. рублей). На эти средства здание клуба к концу года будет построено "под ключ".

В 2017 году к зданию будет подведена вся инфраструктура и проведено благоустройство территории. На эти цели из федерального бюджета будет выделено 5,9 млн. рублей; из бюджета области – 4,8 млн. рублей; из местного бюджета – 1,4 млн. рублей (всего – 12,1 млн. рублей).

В целом на строительство и инфраструктуру потребуется 25,1 млн. рублей

В 13 муниципальных образованиях в населенных пунктах, где проживает от 100 до 300 человек, существует потребность в строительстве 20 мини-клубов и в организации услуг культуры. Наиболее остро согласно обращениям граждан такая проблема стоит в малых поселениях Белевского, Арсеньевского и Одоевского районов. Там собираются начать строительство таких клубов в 2017 году.

Проект мини-клуба разработан. Это быстровозводимые здания стоимостью 3 млн. руб. площадью до 250 кв.м. на 50-60 посадочных мест. Такой клуб уже построен в дер. Ивановка Куркинского района.