Известные места в регулярном стиле. Регулярный сад — лаконичная торжественность

Сад в регулярном стиле – это полное подчинение законам геометрии. Свое начало этот стиль ведет от древних римлян, которые противопоставляли эстетику геометрических и прямолинейных форм живописности природного окружения. В искусстве стрижки зеленых насаждений и цветоводстве римляне достигли высокого уровня. Эстетика пластических и цветочных композиций сочеталась с благоуханием цветов, шумом воды фонтанов и каскадов. Садово-парковое искусство Древнего Рима использовало практически весь известный сейчас арсенал приемов декоративного садоводства. Исторически – регулярный сад был местом шествий, прогулок или сидячего отдыха. Скорее он предназначен для зрительного праздника, чем для активного времяпрепровождения.

Египет.

В истории общества создание историко-культурных ландшафтов, и в частности появление садово-паркового искусства, отмечалось еще в Древнем Египте около 4 тысяч лет до нашей эры. Особого размаха садово-парковое искусство достигло в период расцвета древней столицы Египта - Фив. В Фивах строили роскошные виллы, окруженные садами. Многочисленные растения специально привозили из других стран, в частности из Пунта (территория современного Сомали).

Композиционным центром ансамбля всегда являлось главное здание, расположенное среди большого количества водоемов, часто внушительных размеров (60x120 м). В прудах росли водные растения, плавали рыбы и птицы. По сохранившимся документам, подтверждается, что все элементы сада - пруды, аллеи, виноградники, цветочные клумбы, открытые павильоны - были стилистически взаимосвязаны, что позволяет предполагать, что сады создавались по заранее разработанному плану.

Месопотамия.

При общей регулярности, обусловленной оросительной системой, сады Месопотамии не были поделены на симметричные четырехугольники, посадки были расположены более свободно. Сады в Ниневии с богатым ассортиментом деревьев и кустарников можно считать прототипами современных ботанических садов. Самый знаменитый ансамбль - висячие сады Семирамиды, расположенные на озелененных ступенчатых террасах из сырцового кирпича, - был создан в правление Навуходоносора (VI в. до н.э.). К сожалению, от этого грандиозного устройства не осталось никаких следов, тем не менее такой прием проектирования встречается на протяжении всей истории садово-паркового искусства в самых разных странах и в несколько измененных формах дошел до наших дней в виде садов на крышах.

Персия и Индия.

Эти государства отличались высоким уровнем развития садово-паркового искусства. И здесь сады являлись символами рая, создавались для отдыха при царских резиденциях и требовали больших финансовых затрат. Основой их строго геометричной (регулярной) планировки был так называемый «чор-бак» - четыре квадрата. Аллеи, выложенные плитами, пересекались под прямым углом, а пространство между ними заполнялось густыми древесными насаждениями или занималось прудами и роскошными цветниками. Образовавшийся большой квадрат делился на четыре более мелких квадрата и так далее. Это разделение пространства осуществлялось не только дорожками, но также с помощью растений и большого количества мелких каналов с водой. Главную и лучшую часть сада занимали деревья и цветы редких видов, причем особой популярностью до сих пор пользуются старые мощные тенистые платаны, на ветвях которых устраивались беседки.

Древняя Греция.

В древних государствах европейского Средиземноморья наблюдаются различные тенденции в композиционном использовании рельефа как ландшафтной составляющей. Они связаны с общими различиями в художественной культуре. В частности, греческому подходу в архитектуре и искусстве свойственно стремление к гармонии с природой, к максимально возможной слитности с окружающими ландшафтами. Акрополи и театры эллинистических городов Пелопоннеса и Малой Азии (Афинский акрополь, амфитеатры Эфеса, Приены и др.), составлявшие центры городских композиций, часто выглядят как скульптурное завершение тех скал, на которых они расположены. Например, особенно выразительно были использованы особенности рельефа в Приене, где склон горы естественным образом формирует террасу для площадей и общественных зданий.

Такая планировка связана не только с особенностями культурных традиций. Известно, что изначально поселения как материковой части Древней Греции, так и островов в основном располагались непосредственно на морском побережье. Но в периоды военных набегов разорению подвергались именно они как наиболее легкая добыча. Поэтому города стали строиться на некотором удалении от побережья в гористой местности, что, естественно, предполагало обязательное использование рельефа в городской планировке. Эта тенденция прослеживается в основном на островах Эгейского и Средиземного морей в более поздний период (с VI-VII вв. н.э.) в связи с частыми арабскими набегами.

Благодаря завоевательным походам Александра Македонского, общество античной Греции оказалось под влиянием культуры и традиций Египта, Индии и Персии. Садово-парковое искусство не являлось исключением. Греки привнесли в проектирование культурных ландшафтов и новую тенденцию - более свободное композиционное решение. Поскольку греческому искусству изначально было свойственно стремление к гармонии с природой, сады и парки уподоблялись живому организму, находящемуся в тесной связи с природным окружением и человеком. В данном контексте следует отметить основные принципы градостроительства Аристотеля (IV в. до н.э.), считавшего, что проектирование и населенного пункта, и парка должно рассматриваться не только как комплекс технических вопросов, но и с точки зрения художественности: «Город должен строиться так, чтобы обеспечить людям безопасность и в то же время сделать их счастливыми».

Почти четыре сотни лет прошло с тех пор, как весь королевский двор во главе с Людовиком XIV восхищенно ахнул при виде Версаля – первого в мире образца французского регулярного парка. На сегодняшний день использование подобного стиля – довольно распространенный прием в искусстве ландшафтного дизайна. Невозможно себе представить ни одного замка в Европе, ни одной королевской резиденции без уникальной «визитной карточки» — аккуратно подстриженных кустов и деревьев, ярких партерных цветников, симметрично расположенных фонтанов и беседок. Изначально созданный для огромных площадей королевских дворцов, сад в регулярном стиле постепенно переместился и на более скромные пространства – на территории загородных домов.

Используя элементы регулярности, можно легко привнести немалую долю торжественности и величия в экстерьер частного дома. Ландшафтным дизайнерам современности удалось несколько смягчить данный стиль, лишив его ненужных для наших реалий помпезности и громоздкости. Однако, все равно, даже самая скромная и простая композиция, созданная в регулярном стиле, является предметом роскоши, так как ее составляющие элементы по определению не могут быть дешевыми и нет более тонкого и изящного способа намекнуть окружению на свой достаток, чем разбить возле своего дома маленький королевский садик.

Регулярный садв истории

Создателем регулярного стиля считается придворный садовод Людовика XIV Андре Ленотр, дизайнерские фантазии которого привели к возникновению выверенных геометрических форм многих садово-парковых ансамблей, первым из которых стал парк Версальского дворца. Именно Ленотр придумал главные правила создания регулярного сада: четкая осевая симметрия композиции, центром которой может быть здание, фонтан, необычная крупная клумба либо статуя; ровные садовые дорожки; живые изгороди; топиарные формы.

Снискав необычайную популярность среди французской знати, регулярный стиль в ландшафтном дизайнепостепенно сталзахватывать новые просторы, прочно обосновавшись во многих европейских парках, в том числе и в России. Русские регулярные сады и парки появились с легкой руки Петра I, который, побывав в Версале в 1717 году, решил и на своей родине создать нечто подобное. Петр несколько преобразовал французский стиль, увеличив количество цветочных клумб и водоемов, но при этом сохранил четкость линий и форм.

Главные характеристики регулярного стиля

1. Масштабность

Так как регулярные сады изначально использовались для оформления огромных территорий замков и дворцов, то традиционно они ассоциируются с масштабностью. Предназначенный для длинных пеших прогулок, такой сад за каждым поворотом живой изгороди таит в себе новые виды, разыгрывает разные «спектакли». Организовать подобную «театральность» на маленьком приусадебном участке сложно, да и различные декоративные элементы, присущие регулярному стилю, будут отягощать небольшое пространство. Кроме этого, для создания подобного сада обязательным требованием является идеально плоская, ровная поверхность рельефа, требующая проведения определенных земляных работ.

2. Геометричность

Для регулярного стиля характерна осевая симметрия, где осью чаще всего выступает дом, и четкие, прямые линии, позволяющие максимально упорядочить пространство. Любая хаотичность в подобном саду априори недопустима. Основным элементом сада в регулярном стиле является партер – открытая территория с клумбами, газонами, бордюрами, состоящая из нескольких участков правильной геометрической формы. В центре цветочных композиций нередко устанавливают замысловатые статуи или фонтаны.

3. Топиарные формы и живые изгороди

Для того, чтобы разбить регулярный сад на зоны, широко используются арки, перголы, различные живые изгороди. Одним из главных украшений территории в регулярном стиле являются топиарные фигуры, созданные путем стрижки деревьев и кустарников. С помощью этой техники создаются растения самых разных геометрических форм.

4. Водоемы

Обязательным элементом регулярного сада является водоем с четко очерченной береговой линией. Он может быть как в форме прямоугольника, так и круга или овала, обрамленного подходящей растительностью. Широко распространены также бассейны и разнообразные фонтаны.

Фонтаны и бассейны — часть стиля

5. Особые растения для регулярного сада

по возможности должен сохранять декоративность круглый год, поэтому для озеленения предпочтение отдается вечнозеленым растениям, например, широко распространены на подобных территориях самшит, падуб, тис.

Большое значение имеют для регулярного стиля и цветники, которые располагают на открытых, солнечных местах. Освещение растений должно быть равномерным, иначе не избежать асимметричности их роста и развития, что недопустимо для данного стиля. В основном для партерных цветников используют однолетние растения. Большинство многолетников для регулярных клумб не подходят, ввиду непродолжительности своего цветения.

Для декоративных элементов характерно использование мрамора, керамики, бронзы, художественной ковки. В регулярном саду все должно быть роскошно и изысканно, поэтому экономия для данного стиля неуместна.

Регулярный стиль, то есть повсеместный, характерный для той или иной области, без излишеств и дополнительных включений. В этом стиле предпочитают оформлять свои участки люди, консервативные в суждениях, не терпящие излишних наворотов и дополнений. Этот стиль можно охарактеризовать «строго и со вкусом».

Однако, отсутствие дополнительных украшений не по стилю не означает, что участок будет скучен и уныл. Оформляя его в таком стиле, можно вспомнить о традициях других стран, воспользоваться соответствующим декором и прекрасный участок будет радовать вас своей простотой и изысканным вкусом.

Общие характеристики

Для регулярного стиля характерны спокойные сочетания цветов, выдержанность гаммы и гармония в сочетании красок. Здесь вы не увидите радужных переливов клумб и веселеньких пластмассовых цветочков. Симметричность и правильность форм, краткость и минимализм, вот, что характеризует общий регулярный стиль.

Из растений преобладают тщательно сформированные выстриженные кустарники, ровный ковер свежего газона, спокойные и неброские клумбы. Поэтому, в регулярном стиле как нельзя лучше впишется универсальный или партерный рулонный газон. Он добавит свежести и не испортит вид, уход за ним не доставит неудобств и на участке будет царить покой и гармония. В партерные газоны также можно вклеить ковровые клумбы, а изрезанные очертания рулонного газона помогут создать неповторимый узор и оригинальный подход в таком консервативном решении.

Декор

На садовом участке, выполненном в регулярном стиле очень хорошо вписываются скромные и изящные фонтаны, скульптуры, каменные ровные дорожки и строгие фонари. Очень украсят участок и керамические изделия, однако, не стоит ими увлекаться, тем более, если участок сравнительно небольшой.

Под девизом «Долой нагромождения!» оформление участка в регулярном стиле можно считать выполненным. Обладатель такого участка выделится среди остальных и ещё раз докажет преимущество выдержанности и классических решений над вычурными и аляпистыми дачами.

Начинать планирование своего сада следует с выбора садового стиля.


Что такое садовый стиль

Чтобы определиться с выбором стиля, нужно сначала в этом разобраться. В ландшафтном дизайне садовый стиль - это использование определенных приемов и способов планирования сада, объединенных общей идеей. При этом применяются малые архитектурные формы (скульптура, фонтаны, решетки, перголы), декоративные композиции (водоемы, альпинарии, цветники), различные типы покрытий, ограждений, определенные виды растений и их сочетания, характерные для каждого стиля.

В настоящее время существует два основных стилевых направления в ландшафтном дизайне, от которых взяли свое начало все остальные: регулярное и пейзажное. Чтобы сделать правильный выбор, нужно познакомиться с особенностями каждого.

В саду, выполненном в регулярном стиле, все подчинено геометрии, которая является главным источником красоты и гармонии. Для регулярного стиля характерны строгость, симметрия, торжественность, парадность, стремление к высшему порядку. В таком саду человек стремится подчинить себе природу, навести идеальный порядок.

Основные особенности регулярного стиля:

  • наличие оси симметрии в саду;
  • прямые дорожки;
  • геометрические формы (круг, квадрат, шестигранник, прямоугольник) газонов, клумб, водоемов;
  • использование античной скульптуры и фонтанов;
  • стриженые формы деревьев и кустарников.

Часто фонтаны и скульптурные композиции окаймляются бордюрами

из однолетников или структурных многолетников, таких как хосты

Регулярный стиль в садовом искусстве имеет богатую историю, насчитывающую не одну тысячу лет: он зародился еще в Древнем Египте и Вавилоне (висячие сады Семирамиды), получил свое развитие в античной Греции и Риме. Даже в эпоху Средневековья регулярные сады были в моде, но своего расцвета они достигли в эпоху Возрождения: именно в это время сады создавались с роскошными фонтанами и скульптурой, а также гротами (вилла д’Эсте в Италии). Появилось топиарное искусство - фигурная стрижка деревьев и кустарников.

Позднее, когда пришла мода на регулярный классицизм, появились такие жемчужины садово-паркового искусства, как Версаль во Франции, Петергоф в России и многие другие парки. Для них характерны: наличие водных и цветочных партеров геометрической формы со скульптурами, роскошных золоченых фонтанов, раскрытие дальней перспективы, использование диагональных лучевых дорог, закрытые пространства, ограниченные высокими стрижеными изгородями («зеленые залы»), фигурная стрижка деревьев и кустарников. При этом используются контейнеры в виде античных вазонов или строгой кубической формы, штамбовые деревья, кованые скамьи, а также арки, перголы, обелиски, берсо, трельяжи для вьющихся растений. В таких садах-парках устанавливаются беседки и небольшие павильоны.

Раньше, создавая сады в регулярном стиле, человек стремился показать свое превосходство над природой, подчеркивал свою власть над ней. Сейчас уже нет в этом необходимости. Поэтому регулярные сады являются памятниками садово-паркового искусства и служат источником вдохновения для создания новых стилей. Нужен ли сегодня регулярный стиль в современном саду и в современной жизни с ее стремительными ритмами? О вкусах, как говорится, не спорят. Регулярный стиль часто используется там, где нужно подчеркнуть торжественность, парадность, монументальность, - перед общественными зданиями и правительственными резиденциями, в парадной части парков и т.д.

В частных садах регулярный стиль встречается значительно реже. Выбор садового стиля часто зависит от архитектурного стиля дома на участке. Если дом выстроен в классическом стиле (с колоннами, вазонами, скульптурой), то оформление прилегающего к нему участка в регулярном стиле будет вполне оправданно и уместно. Регулярный сад требует большого пространства, чтобы показать перспективу. Но и в малом саду он будет вполне уместен: можно, например, создать в нем небольшой партер из четырех квадратных клумб, окаймленных низкой живой изгородью, с небольшим фонтаном, вазоном с цветами, скульптурой или солнечными часами в центре. Иногда вместо цветов в клумбы высаживают пряно-ароматические травы. В этом случае дорожки между клумбами хорошо засыпать мелким гравием.

Регулярный стиль часто применяется для оформления въездной зоны, даже если остальная часть выполнена в другом стиле. Здесь будут уместны большой прямоугольный или круглый партер, или клумба с однолетниками или розами одинаковой высоты, или газон, окаймленный узкой рабаткой из цветущих растений. Иногда в парадной зоне перед домом используется скульптура. Модульные сад или огород тоже нередко выполняются в регулярном стиле - в них должна быть обязательно ось симметрии, а дорожки между модулями иметь твердое мощение (гравий, плитка, натуральный камень).

К сожалению, регулярный стиль возник в странах с мягким климатом, где хорошо растут и зимуют вечнозеленые растения, пригодные для живых изгородей и топиарной стрижки (тисы, самшиты, лавры). В садах Петербурга и его окрестностей они заменены на альтернативные растения. Для высоких живых изгородей используется липа, для создания пирамид, спиралей, шаров и садовой скульптуры - туя западная. Для фигурной живой изгороди - кизильник, боярышник. Штамбовые вечнозеленые деревца (лавры, фикусы) применяются в подстановочной культуре (убираются на зиму в отапливаемые теплицы).

В регулярном стиле используются античная скульптура, солнечные часы, фонтаны в виде чаш и раковин, гроты, поилки для птиц, разнообразные вазоны для цветов классической формы, а также беседки и различные павильоны для отдыха. Для мощения чаще всего применяется мелкий гравий светлых оттенков. Водоемы имеют строгую геометрическую форму (круг, квадрат, многогранник) и располагаются симметрично относительно главной оси.


Пейзажный стиль

Все в этом мире имеет свою противоположность, поэтому нет ничего удивительного в появлении отличного от регулярного стиля пейзажного направления в садово-парковом искусстве. Он возник и сформировался в начале восемнадцатого века в Англии как отражение социально-политических и философских представлений эпохи Просвещения. Идея возврата человека назад к природе стала в то время весьма популярной и нашла много сторонников. Начавшаяся индустриализация и появление мегаполисов привели к тому, что большая часть населения стран Западной Европы концентрировалась в крупных городах. Все это способствовало появлению и развитию пейзажного стиля сначала в парках, а затем и в загородных усадьбах.

Принято считать, что пейзажный стиль пришел в Европу с Востока, из Китая и Японии, поскольку в этих странах сады всегда создавались исключительно в ландшафтном стиле. Однако европейцы скорее заимствовали внешнюю сторону восточного дизайна: в садах и парках устанавливались беседки, павильоны, пагоды в китайском стиле, сады украшались японскими мостиками. Восточный сад с его философским смыслом, глубоким символизмом и лаконичностью появился в Европе значительно позже - только в начале двадцатого века. Поэтому возникновение пейзажного стиля было скорее не подражанием восточным традициям, а естественным результатом развития общества.



Создание пейзажных парков получило наибольшее распространение сначала в Англии, потому что ее природные условия способствовали этому: мягкий влажный климат, обилие туманов, обширные луга и пастбища, невысокие холмы, живые изгороди из высокорослых кустарников, разделяющие сады, поля, группы деревьев. Позднее пейзажные парки с элементами романтизма начали создаваться и в других странах Европы (во Франции, Германии, России). Некоторые из них сохранились до сих пор как памятники ландшафтного искусства: парк Стоу в Великобритании, Малый Трианон в Версале, парки Багатель и Бют-Шомон в Париже, парк Вертлиц в Германии, Екатерининский и Павловский парки под Петербургом, Александровский сад в Москве и другие. Для них характерны выраженный рельеф, большие водные поверхности, каскады, мосты, чередование открытых и закрытых пространств. Такие парки включали в себя многочисленные разнообразные сооружения в духе романтизма: храмы, гроты, беседки, руины, мавзолеи, надгробия, обелиски.

В усадьбах и загородных имениях устраивались аллеи с плавно изгибающимися дорожками, которые обсаживались хвойными и лиственными породами деревьев (липа, дуб, ясень, вяз, клен, лиственница). Высаживались группами местные породы кустарников. Такие парки и усадьбы хорошо вписывались в окружающий природный ландшафт, как бы являясь его продолжением.

Особенности пейзажного стиля:

  • свободная планировка;
  • отсутствие симметрии в расположении объектов;
  • тесная связь сада с окружающим природным ландшафтом;
  • чередование плоских форм с возвышенностями и оврагами;
  • использование особенностей рельефа местности;
  • извилистые дорожки;
  • включение в композицию таких объектов, как альпинарии, природные или искусственные водоемы, каскады, холмы, подпорные стенки;
  • постепенное открытие перспективы сада по мере продвижения по дорожкам;
  • произвольные очертания цветников, водоемов;
  • использование в оформлении природных материалов (натуральный камень, кора, щепа, гравий и галька, деревянные спилы и т.д.);
  • отсутствие растений с искусственной формой кроны;
  • использование разнообразных природных форм растений;
  • наличие миксбордеров - композиций, включающих деревья, кустарники, многолетние травянистые растения;
  • отсутствие пышной скульптуры, фонтанов.

Сад в пейзажном стиле наиболее часто встречается в оформлении современных участков. Это связано со стремлением человека иметь кусочек нетронутой природы у своего дома. В таком саду создаются «райские уголки» - композиции, близкие к природным. Для этого подходят как большие пространства, так и малые сады. Человек как бы немного подправляет и слегка облагораживает природу, сглаживая ее недостатки и подчеркивая достоинства. Сад в пейзажном стиле не является точной копией природных ландшафтов, но он позволяет человеку отдохнуть от напряженных ритмов современной жизни, снять напряжение, восстановить свои силы, получить дополнительную энергию и эстетическое наслаждение от общения с природой.



Существует множество вариантов планировки садов в пейзажном стиле, во многом это зависит от особенностей рельефа, но обычно сад такого типа лучше соответствует семейным нуждам, потому что каждая семья создает его «под себя». Часто при этом используют такой прием: в центральной части участка размещают большой газон свободных очертаний, по периметру которого размещают группы деревьев и кустарников, цветники, альпинарии, водоемы, беседки. Ближе к дому делают площадки для отдыха с твердым покрытием, иногда под навесами, где устанавливают садовую мебель.

Важно продумать расположение объектов разной величины и дорожек в саду - это поможет оптически увеличить пространство, усилить его глубину. Тогда даже средний по размеру сад будет казаться большим и просторным.

Природный, или ландшафтный, сад часто включает в себя различные объекты: стриженый газон, цветущую лужайку, миксбордер, пруд-купальню, декоративный водоем с прибрежно-водными растениями, ручей или каскад, террасированный склон или овраг, зеленый холм, альпинарий, живые неформованные изгороди, группы деревьев и кустарников, цветники и извилистые бордюры. Все это должно гармонично вписываться в существующий природный ландшафт.

Вполне уместными в саду пейзажного стиля станут плодовый сад и огород, а также баня, теплица. Но размещение таких объектов должно обязательно проводиться с учетом функционального зонирования территории, то есть выделения основных функциональных зон (зона отдыха, детская, зона сада-огорода, хозяйственная и т.д.). Затем прокладывается дорожно-тропиночная сеть, которая связывает эти зоны, отделенные друг от друга деревьями, кустарниками, решетками с вьющимися растениями. В ландшафтном стиле может быть оформлена и въездная (или парадная) часть участка. Иногда здесь размещают миксбордер из карликовых хвойных или высокодекоративных кустарников (розы, рододендроны) либо парадный цветник с фактурными многолетниками.

Важная роль в ландшафтном саду отводится растениям. Они создают объемы, делят сад на зоны, образуют декоративные композиции, являются акцентами, выступают как почвопокровные, связывают сад в единое целое. Желательно при этом отдавать предпочтение местным древесно-кустарниковым породам и травянистым многолетникам. В таком саду не стоит сажать пышные сортовые многолетники (флоксы, георгины, гладиолусы), а также яркие однолетники - больше подойдут природные виды и растения с фактурными листьями и мелкими цветками.

Текст и фото: Наталья Юртаева, ландшафтный дизайнер

Еще статьи

От внешнего вида приусадебного участка зависит многое. Не секрет, что пребывание на природе снимает стресс, успокаивает, умиротворяет и заряжает организм чистой энергией. Участок, где ландшафтный дизайн тщательно продуман, выполнен в одном стиле, а растения выглядят ухоженными и пышными, всегда будет поднимать настроение, позволяя обрести утраченное душевное равновесие. Многие задумываются над тем, какой стиль выбрать для оформления своего сада. Если вы – любитель четких симметричных композиций, правильных геометрических форм и порядка в жизни и в природе, возможно, регулярный стиль в ландшафтном дизайне – ваш вариант.

Следует отметить, что для регулярного сада потребуется большой участок, на котором можно создать композиции, способные продемонстрировать всю красоту этого стиля.

Характерные черты и особенности регулярного сада

Очень популярны осевые композиции. Они, как правило, формируются вокруг центральной оси – аллеи, дорожки. Часто в центре оси располагается водный объект – пруд или фонтан. По обе стороны от центральной оси формируются симметричные композиции – газоны и клумбы правильной формы, аллеи и аллейки с кустами и деревьями с подстриженными кронами.

Пример осевой композиции на небольшом участке. По обе стороны от центральной дорожки расположены геометрически правильные симметричные газоны, на которых рядами высажены растения, деревья на участке расположены в особой симметрии, образующей интересное сочетание

Боскет – неотъемлемая составляющая регулярного парка. Боскет представляет собой группу кустарников или деревьев, посаженных определенным образом. Особым образом подстриженные растения могут образовывать нечто вроде зеленой беседки или комнаты, завесы, скрывающей посетителей от посторонних глаз, имитировать различные геометрические формы или даже некоторые архитектурные формы – арки, колонны, башенки.

Выделяют две разновидности боскетов:

  1. так называемый кабинет, где растения высажены по периметру;
  2. искусственная роща представляет собой группу декоративных кустарников или деревьев, которые высажены на газоне:

Пример кабинета в регулярном парке – стриженные кусты образуют зеленую стену, в нишах которой расположены арки, установлены статуи. В центре кабинета – симметричная композиция в виде клумбы. В своем саду тоже можно сделать подобную завесу из кустарников и газона, образующую уютный уголок

Небольшая искусственная рощица, для создания которой можно использовать и декоративные растения в кадках

Регулярный сад немыслим без аккуратных газонов правильной формы, именно они во многом придают такому саду парадный и благородный облик.

История садово-паркового искусства насчитывает не одну сотню лет, уже в 16 веке садовники создавали великолепные регулярные сады и парки, окружавшие императорские дворцы. Во многом этот стиль так и остался непревзойденным, и сегодня удивляя четкостью, изяществом, роскошью и благородством линий.

Конечно, создать настоящий регулярный парк на сравнительно небольшом участке не представляется возможным, но можно использовать некоторые характерные элементы – симметричную посадку растений на геометрически правильных газонах, расположенных вдоль центральной аллеи, или несколько дорожек, расходящихся прямыми линиями от водоема или клумбы.

Два примера образования композиции вокруг центральной дорожки: 1) с помощью арки и симметрично расположенных кустарников; 2) с помощью центральной клумбы и обрамляющей ее гравийной дорожки

Можно высадить цветы на клумбах таким образом, чтобы они образовывали рабатки. Рабатка представляет собой вытянутый прямоугольный цветник, где различные цветы высажены в определенном порядке, образуя красивые узоры. Такая цветочная грядка будет прекрасно смотреться по бокам или между садовых дорожек.

Особым образом высаженные цветы образуют красивые узоры на клумбе и газонах, делая их похожими на пестрый ковер

Регулярный стиль сада предполагает также и использование скульптур или скульптурных украшений в античном стиле. Например, если центральная аллея в вашем саду довольно широкая и протяженная, ее украсят две статуи, расположенные в начале аллеи друг напротив друга. Можно использовать вазы на постаментах, или одну большую вазу в середине центральной клумбы.

Классические скульптуры – украшение регулярного парка, они дополняют композицию, живописно выглядят на фоне роскошной зелени

А также, в классическом регулярном парке обязательно имеется верхняя точка, откуда виден партер – газоны, цветники, высаженные в определенном порядке деревья. Такой сад особенно красив с высоты. В частном доме такой точкой может быть балкон.

Предлагаем вам к просмотру интересное видео