Дизайн общественных пространств.Городской стиль. Особенности разработки интерьера общественных знаний Интерьеры общественных зданий

Человек немалую часть своего жизненного времени проводит вне дома. Это работа, многочисленные магазины, места отдыха и прочие заведения, посещая которые люди обращают внимание на их общий интерьер. Нами выполнено более пятидесяти интерьеров ресторанов, баров, кафе, офисов, банков, магазинов и других пространств.

Дизайн интерьера общественных помещений – это сложнейшая задача, которая под силу только настоящим профессионалам. Мы внедряем в жизнь самые смелые проекты, максимально учитывая все пожелания наших клиентов.

Также помимо дизайна мы выполняем проекты перепланировки, технологии, инженерных систем зданий и помещений.

Для любого заведения общественного питания будь то дорогой ресторан или даже столовая, один из важнейших факторов- дизайн интерьера. В зависимости от того насколько правильно, интересно и красиво оформлен интерьер вашего кафе или ресторана к вам будут приходить больше или меньше посетителей, возвращаться к вам снова, справлять у вас праздники и организовывать мероприятия. Можно с уверенностью утверждать что успех ресторана или кафе напрямую зависит от уюта и оформления помещений. Мы выполнили множество дизайн-проектов ресторанов, кафе, баров, столовых и знаем как технологическую часть, так и архитектурно-дизайнерские приемы максимально улучшающие и украшающие пространство.

Очень важным фактором является то, что почти всегда дизайнеры не проектирующие инженерию выполняют проекты общепита не верно. Это не значит что они плохие- просто дизайнер не является инженером-технологом. А между тем это обязательное условие правильного проектирования ресторана или кафе. Технология даже заведений общественного питания с неполным циклом, доготовкой или просто раздачей- все равно сложная задача, с массой технических помещений которые обязательно должны присутствовать согласно СНиПам, СП и СанПиНам! Без этого кафе или ресторан или не откроются вообще, или не пройдут проверку органов. Не менее строго проверяется пожарная безопасность. Мы многократно переделывали чужие дизайн-проекты адаптируя и правя их под нормативы. Когда мы сами выполняем дизайн интерьеров общественных помещений мы уже учитываем все это.

Особенности оформления интерьеров общественных помещений

Любая дизайнерская деятельность по оформлению торгово-развлекательных помещений требует не только всестороннего подхода, учитывающего малейшие нюансы, но и индивидуальных решений в каждом конкретном случае. Необходимо учесть функциональную нагрузку помещения, максимально комфортное нахождение в нём посетителей, а так же возможности помещения в целом, к примеру, на сколько посетителей оно рассчитано. Нужно учитывать каждую мелочь, создавая идеальный комфорт, и тогда Вашим клиентам захочется задержаться у Вас подольше, особенно это актуально для кафе, ресторанчиков и магазинов.

Наши дизайнеры приоритетной задачей ставят не только эстетику, но и функциональность помещения. Всё должно в нём гармонировать, и при этом Вам должно быть удобно и комфортно. Добиться такой гармонии не просто, и вряд ли у вас получится сделать это самостоятельно. Здесь необходим не только природный талант, но и большой опыт по оформлению таких помещений. Мы выполняли массу самых разнообразных проектов таких сложных объектов, как фитнес-центры, магазины, гостиницы и даже монетарий. Поэтому не стоит терять драгоценное время, а сразу обращайтесь за высокопрофессиональной помощью к нашим сотрудникам.

Данное направление является весьма специфичным, в силу сложности формирования единого концептуального стиля. Необходимо соединить максимальную функциональность для работы сотрудников и руководителей, создать оптимальное удобство и комфорт, а главное выполнить весь симбиоз в едином стилевом решении.

Особую сложность представляет оформление кабинета руководителя. Только квалифицированный дизайнер может выгодно подчеркнуть престиж и особый ранг руководителя, а также подчеркнуть дизайном основное направление деятельности предприятия.

Звоните нам прямо сейчас! Профессиональные дизайнеры нашей студии способны воплотить в жизнь проект любой сложности. Мы грамотно и в сжатые сроки создадим интерьер любого общественного помещения с учётом всех ваших пожеланий, что позволит вам расширить горизонты вашего бизнеса.
Мы выполняем:

  • Дизайн ресторанов, баров, кафе, столовых
  • Дизайн офисов, административных центров
  • Дизайн гостиниц, отелей, гостевых домов
  • Дизайн фитнесов, спортивных центров, бассейнов
  • Дизайн торговых центров, магазинов, павильонов
  • Дизайн банков
  • Дизайн медицинских центров и поликлиник
  • Дизайн спа-салонов
  • Дизайн клубов и дискотек
  • Дизайн музеев, сигарных и винных комнат, хранилищ
  • Дизайн Общественных пространств, холлов, лестниц, вестибюлей
  • Проектирование медицинских центров, клиник, кабинетов
  • Проекты инженерии для всех типов общественных помещений
  • Проекты технологии для всех типов помещений

По каждому типу интерьера мы можем выслать Вам подборку выполненных объектов по запросу. Мы выполнили огромное множество проектов всех категорий помещений и тут не можем показать их все.

Небольшая часть спроектированных нами общественных интерьеров.

Востребованность заведения во многом зависит от того, как оно оформлено, и грамотно выполненный интерьер общественного места в современном стиле может значительно поднять его популярность. Появление снимков такого интерьера в модном специализированном журнале по дизайну приводит к моментальному росту рейтинга ресторана или отеля.

Понятно, что интерьер частного дома или квартиры создаются исходя из пристрастий и пожеланий владельца. Но как оформить общественный интерьер в современном стиле , если невозможно предугадать изменчивые вкусы и настроения общества? Проектировать интерьер общественного места задача сложная и рискованная, ведь от этого напрямую будет зависеть успех заведения как бизнес-проекта, и самые яркие представители данной зависимости это модные ночные клубы, дискотеки, SPA-салоны, спорт-бары, фитнес-центры, фешенебельные рестораны и отели.

Создавать современный стиль в общественных интерьерах - работа трудоемкая и в то же время очень интересная как для дизайнера, так и для заказчика. В первую очередь необходимо определиться с общим стилем и цветовым решением, чье влияние на мнение посетителей самое значительное. Очень многое зависит от четкого соответствия функциональному назначению, грамотного формирования пространства, правильного зонирования, хорошего освещения и удобной навигации.

Оформляя современный общественный интерьер необходимо помнить, что единый стиль вывески и интерьера является обязательным условием успеха предприятия. Завершенным считается интерьер, совмещающий яркую оригинальность, магическую притягательность и хозяйственную практичность. Общее впечатление должно вызывать у гостей только теплые положительные эмоции, и тогда посещаемость и успешность этого места будут неуклонно расти.

Маленькие тонкости создания современного общественного интерьера

Наше время отличается повышенным спросом на креативный авторский дизайн общественных зон, и уже сегодня цивилизованный, современный интерьер публичного места не роскошь, а насущная необходимость. Выходя из дому, где все устроено по его воле, человек подсознательно старается посетить те общественные места, где будет чувствовать себя не менее комфортно. Понимая такую тенденцию, владельцы бутиков, крупных офисов, представительств больших компаний и администраций для выбора стиля и оформления интерьеров приглашают опытных профессионалов.

Разнообразие стилей позволяет выбрать для своего заведения наиболее подходящий для воплощения основной идеи. В зависимости от предназначения общественного места это может быть викторианский стиль английского мужского клуба или гламурный общественный интерьер салона красоты или фитнес-центра .

Сторонников природных чистых материалов и спокойного интерьера наверняка заинтересуют холодные скандинавские проекты, а любителям экзотики понравятся японские, арабские или африканские мотивы в дизайне. Молодежные клубы и дискотеки по прежнему отдают предпочтение супермодным «арт-деко», «хай-тек», «модерн» и «техно», но встречаются очень интересные варианты в классическом стиле и даже в «этно». Только благодаря нестандартной стилистике и свежему современному дизайну недавно открытые заведения могут успешно конкурировать с уже давно известными и раскрученными соперниками.

Безопасность общественных мест

Гарантируя клиенту эксклюзивный и узнаваемый интерьер общественного места в современном стиле , нельзя забывать о том, что в помещении может одновременно находится большое скопление людей. Это налагает на исполнителя огромную моральную ответственность. Справиться с перепланировкой и всевозможными расчетами, согласовать их с современными требованиями безопасности без архитектурного образования, практического опыта и специальной подготовки совершенно нереально. Отдавая проект на разработку в надежные руки профессиональных дизайнеров и архитекторов, заказчик получает гарантию, что все мелочи будут предусмотрены, а технические требования соблюдены.

Как правило, подобными проектами занимается не один человек, а целый коллектив специалистов. Его представители, имея немалый собственный опыт, непрерывно следят за сменой последних тенденций, посещают специализированные выставки как у нас в стране, так и за рубежом. С их помощью будет продумана каждая особенность помещения, просчитана предполагаемая загрузка и с учетом этого подобраны надежные, негорючие, износостойкие материалы и сантехника.

Интерьер, его объемно-пространственная и композиционная составляющая играют большое значение в проектировании общественных организаций, в том числе магазинов сувенирной продукции.

Интерьер - это организация внутреннего пространства здания, которое представляет собой зрительно ограниченную, искусственно созданную среду, обеспечивающую нормальные условия жизнедеятельности человека.

Внутреннее пространство выступает средством для осуществления определенного процесса социальной деятельности, то есть является средой действия. Гармонично организованное внутреннее пространство воздействует на психику человека и участвует в его развитии, то есть внутреннее пространство является средой восприятия. Но человек не только существует в пространстве и воспринимает его, он и преобразует его, создавая для себя окружение, в котором выражает свои представления о структуре мира и общества. Отсюда следуют основные функции интерьера - утилитарная и эстетическая.

Внутреннее пространство становится первоосновой архитектуры, то есть тем главным, ради чего строится здание. В то же время интерьер обладает некоторой самостоятельностью по отношению к внешней форме.

Организация самого внутреннего пространства такова, что задает движение человеку. При этом происходит восприятие пространства при входе в здание, при движении внутри его и восприятие пространства в конце движения, у цели. Так, при входе в гостиницу первое помещение - вестибюль - ориентирует посетителя и задает направление основного движения. Для этого служат вертикальные коммуникации - лифты и лестницы.

Расположение лифтов и лестниц должно быть таким, чтобы путь движения к ним от входа был наиболее коротким и прямоточным.

Понятие «закрытое - открытое» описывает взаимоотношения архитектурных пространств и природных. «Закрытое» значит до этого всего физическую изолированность созданного пространства от природного для обеспечения защитных функций и имитации благоприятных погодных условий существования. Степень изолированности зависит от конкретных природно-погодных черт. «Открытое» архитектурное пространство находится конкретно в природных условиях. Чаще всего в нем отсутствует ограждающая поверхность «потолка», а периметр «стен» довольно условен, то есть может иметь значимый спектр характеристик по материалу, высоте и плотности массы.

Эстетическая черта характеристики пространства «закрытое - открытое» связана с проявлением свойств материального ограждения и предметов оборудования. В образно-эмоциональных чувствах отражаются контрастные представления о естественности природы и камерности помещения. Это влияет на выбор масштабности форм, видов материала метода освещения, типа декора и так далее.

Внутреннее пространство - та реальность, ради которой создают здания. Проектировщик организует внутреннее пространство жилого дома в соответствии с определенными потребностями людей с помощью различных материальных структур - несущих опор, наружных стен, перегородок, перекрытий и покрытий. Сочетание конструктивных элементов, ограничивающих и ограждающих пространство, извне воспринимается как объем здания, изнутри - как интерьер жилища. В композиции интерьера выделяют виды пространственной формы - пространство, объем и плоскость, ими архитектор формирует внутреннее жилое пространство.

Объемно-пространственная композиция интерьера - система взаимодействия пространства и ограждающих его форм. Форма объема жилого здания зависит от его внутренних пространств, и наоборот, внутренние пространства дома диктуют его объемную форму. Исходной мерой для определения необходимых пространственных габаритов жилых помещений служит человек. В соответствии с этой общей мерой избираются и размеры помещений, деталей интерьера и оборудования.

Наиболее используемая форма элемента построения архитектурного пространства - параллелепипед. Прямоугольные элементы удобно соединяются в компактные группы, они легко сочетаются с существующими системами конструкций. Человек избрал их в качестве основы формирования жилища уже на самом раннем этапе развития зодчества. Цилиндр не может без потерь пространства сочетаться с другими цилиндрами в горизонтальной плоскости. Сфера не может быть повторена и при развитии композиции в высоту. Пространственные формы, ограниченные криволинейными поверхностями, неприменимы для структур, которые создаются из повторяющихся ячеек. Их применение эффективно в особых случаях, для образования единичных крупных пространств.

Принцип функционального зонирования помещения играет существенную роль для общественных помещений с единым пространством.

При проектировании крупных общественных зданий, общественных и общественно-торговых центров, характеризующихся множеством разнообразных внутренних пространств, целесообразно проводить так называемое функциональное зонирование, то есть разбивку на зоны из однородных групп помещений, исходя из общности их функционального назначения и внутренних взаимосвязей.

Различают два вида функционального зонирования: горизонтальное и вертикальное. В первом случае все внутренние пространства располагаются, как правило, в горизонтальной плоскости и объединяются в основном горизонтальными коммуникациями (коридорами, галереями, пешеходными платформами). Во втором - внутренние пространства располагаются по уровням (ярусам) и связываются между собой, как правило, вертикальными коммуникациями (лестницы, лифты, эскалаторы и др.), которые здесь являются основными.

Функциональное зонирование осуществляется на основе общей идеи архитектурно-планировочной композиции и функционально-технологической организации помещений крупного общественного здания или комплекса. Функциональное зонирование вносит в архитектурно-планировочное решение определенную четкость, способствуя уточнению композиционных и конструктивных схем.

Вертикальное зонирование по сравнению с горизонтальным является в ряде случаев более прогрессивной пространственно-функциональной организацией крупных общественных зданий и комплексов.

В основе планировочного и пространственного решения интерьера квартиры лежит принцип функционального его зонирования. Многофункциональность помещений, вызванная динамикой семьи и изменением потребностей, обусловила необходимость гибкости и вариантности структурных элементов квартиры. В связи с этим появились новые приемы формирования интерьера.

В достижении композиционного единства интерьера утвердились такие средства, как лаконизм, умеренность использования предметов удобства и цветового решения, отсутствие сложных профилей, цельность внутренних пространств различных зон, введение в интерьер элементов живой природы и др. Организация интерьера с раскрытием внутреннего пространства к окружению имеет оздоровительное значение, повышает комфортность квартиры и является средством эмоционально-художественного воздействия.

Важным средством композиции интерьера являются декоративно-художественные свойства материалов, особое значение имеет цвет. Цветом, а также декоративными свойствами материалов может быть усилено значение главного в композиции, отдельных важных композиционных мест, достигаться гармонизация всего интерьера, изменяться зрительное восприятие пространства.

В организации интерьера квартиры наибольшее значение имеет мебель. В связи с изменениями, которые произошли в объемно-планировочном решении квартир, а также в быту, достижение композиционного единства интерьера с использованием отдельных предметов, или так называемой штучной мебели, стало невозможным. Штучная мебель, когда каждый предмет представлял собой композиционно законченное изделие, не позволяла рационально использовать площадь квартиры, так как предметы не могли блокироваться и требовали вокруг себя свободной зоны.

Поиски новой организации интерьера как рационального и композиционно целостного объемно-планировочного пространства потребовали нового подхода к проектированию мебели. Мебель становится функциональной. От отдельных элементов не требуется самостоятельного композиционного значения. Она теряет характер обособленных предметов, зато становится элементом комплексного оборудования квартиры.

Формирование интерьера административно-общественных зданий представляет значительную сложность из-за большого разнообразия их функций. Даже в массовых однотипных зданиях должен быть индивидуальный подход при организации интерьеров.

Формирование интерьера административно-общественных зданий требует последовательного разрешения комплекса требований. Оно начинается с решения задач архитектурной системы, которые заключаются в формировании внутреннего пространства и установлении связей между отдельными его элементами. Внутреннее пространство, его ограждающие поверхности являются составляющими интерьера. Кроме того, в его состав входят значимые частные составляющие: проемы, перегородки, оборудование, мебель и др. Все составляющие должны получить такое решение, чтобы из множества различных качеств создать единство, целостную среду, удовлетворяющую все потребности человека.

Общественные заведения постоянно конкурируют между собой и пытаются выделиться. Они отличаются концепцией, аудиторией, дизайном общественных интерьеров, но цель у всех одна - завоевать хорошую репутацию и привлечь больше посетителей. Но эта конкуренция должна быть здоровой, никаким образом не влиять на психологическое состояние человека и не вредить его здоровью и жизни. По отношению к объектам инфраструктуры выдвигаются определенные правила, нарушение которых при проверке государственными организациями ведет к притягиванию к ответственности.

Общественные интерьеры

Интерьер, который подбирается для общественных заведений, должен вдохновлять не только клиентов, но и сотрудников. Благодаря интересным творческим решениям и поиску дизайна, цвета и материалов, каждая потребность посетителей будет учтена.

Следуя СП, общественные здания и сооружения, доступные для эксплуатации всеми группами населения - это помещения, которые должны быть комфортными, функциональными и иметь уникальный имидж. СНиП - это важный свод правил, выдвигающий требования и рекомендации по обустройству того или другого типа строения. Согласно документу недвижимость, принадлежащая к отдельной категории, независимо от ее типа, должна соответствовать нормам и отведенному порядку: строительства, перепланировки, обустройства, дизайна интерьера и экстерьера.

Дизайн помещения: основные правила

От дизайна общественных помещений напрямую зависит прибыль предприятия, ведь кто сумеет привлечь больше клиентов, тот и окажется в плюсе. Именно поэтому особое внимание необходимо уделить внутреннему обустройству помещений.

Приступая к выбору дизайна для общественных интерьеров, обязательно нужно учитывать:

  1. Специфику. Обустраивая магазин, важно учитывать места для установки витрин и стеллажей. Необходимо, чтобы покупатели могли беспрепятственно брать товар.
  2. Целевую аудиторию. Каждое заведение, будь то дорогой ресторан или бутик, имеет свою целевую аудиторию.
  3. Исходные условия. Для подбора дизайна важно учитывать метраж помещения, микроклимат, из какого материала оно построено.

Основные стилевые решения

В зависимости от предназначения помещения подбирается дизайн общественных интерьеров:

  1. Магазины. Для магазинов подходят разнообразные стилевые решения, но главное, чтобы интерьер был ярким и быстро запоминающимся.
  2. помещения отличаются строгостью и интеллигентностью. Интерьер сделан в строгом стиле, чтобы создавать рабочую атмосферу.
  3. Помещения для деток сложно представить без ярких и цветных рисунков.
  4. Столовые, рестораны и кафе должны быть уютными, чтобы посетители с удовольствием находились в помещении.

Интерьер в нежилом общественном помещении формирует общее мнение и отражает специфику.

общественного питания

Дизайн интерьера столовой общественного питания должен быть комфортным и уютным для большого количества посетителей. Это достаточно новое направление, поэтому важно подчеркнуть все детали интерьера и соединить их между собой, но воссоздать интерьер таковым, чтобы обстановка не давила на человека и способствовала нормальной трапезе, проводимой в ненапряженной обстановке. Важную роль играют технологические моменты и функциональные особенности.

Поскольку столовая является общественным сооружением, нужно учитывать СП к общественным зданиям и сооружениям, санитарные правила для предприятий общественного питания, государственных организаций, отелей и других объектов инфраструктуры. Это чрезвычайно важно.

В общественном интерьере основную роль играют цветовые решения, от выбранного оттенка зависит настроение посетителя. Дизайнер должен быть компетентен в этих аспектах, чтобы воссоздать желаемый клиентом интерьер и при этом выполнить работу в строгом соответствии с правилами.

Особенности проектирования дизайна

Главная особенность дизайна общественных интерьеров - это соответствие с требованиями пожарной и санитарной служб. Прежде всего необходимо учитывать:

Все работы должны быть проведены идеально, однако не стоит забывать и о привлекательности. Чтобы достичь таких результатов, потребуется помощь архитекторов, инженеров и дизайнеров. Только они смогут спроектировать дизайн интерьера общественных сооружений в том контексте, который необходим заказчику.

Оптимизация пространства

Чтобы дизайн общественного интерьера смотрелся гармонично и интересно, необходимо изучить каждый уголок помещения. От размера здания зависят расходы на покупку мебели и других элементов декора.

Каждая комната требует индивидуального подхода, например, гостиничные номера должны отличаться друг от друга. С помощью современных технологий специалисты смогут сделать 3D-визуализацию, а это позволит увидеть помещение и максимально оптимизировать его. Грамотно продуманный дизайн общественного интерьера изменит атмосферу. Наполнит помещение уютом и хорошим настроением.

Конечно же, дизайн интерьера общественных зданий отличается, поскольку, создавая интерьер, обязательно учитывают специфику сферы деятельности конкретного помещения. От этого зависит прибыль и успешность общественного предприятия.

Теперь вы понимаете, что, если в индивидуальном жилом строительстве реально обойтись и без помощи архитектора и дизайнера, то при обустройстве общественного интерьера строения сэкономить на специалистах не получится.

Предназначение интерьера общественных зданий (театра, библиотеки и т.д.) диктует выбор своеобразных архитектурно-художественных, конструктивных и декоративных средств построения интерьерного пространства.

Ведь проект здания, предназначенного для занятий спортом, например, существенно отличается от строения, где проходят театральные представления или совершаются торговые операции. Уникальность порождает трудность проектирования и строительства, обязывает дизайнера искать выразительный образ каждого такого сооружения. С другой стороны, возведение общественных зданий по типовым проектам заставляет разнообразить внутреннюю отделку, использовать детали индивидуального исполнения, присущие региональным особенностям, национальным традициям. В этом случае создать запоминающееся общественное сооружение возможно при условии творческого подхода, поисков оригинальных выразительных средств.

Зная требования, предъявляемые к интерьеру общественных зданий, попробуем разобраться в общих принципах их проектирования. Размеры здания, его тектонический вариант, образную структуру определят параметры залов, помещений, вестибюлей и главного объема, ради которого создается конкретное строение. Соотношение всех внутренних пространств будет максимально подчинено предназначению здания. Скажем, театр должен иметь кассовый зал, вестибюль, гардероб, фойе, зрительный зал и комплекс артистических, вспомогательных помещений, репетиционные залы, сценическую коробку.

Варианты композиционных решений внутри зданий могут быть различными: это построение помещения в глубину, вдоль оси (театры), оно может быть развернуто фронтально (вокзалы), иногда комнаты располагаются по обе стороны коридора (гостиницы). Кроме того, план иногда диктуется особенностями местности, где ведется строительство.

Приемов группировки помещений несколько: однотипные залы размещают в одном этаже, отличающиеся по габаритам от предыдущих - в следующем уровне, мелкие помещения располагаются вокруг главного объема, наконец, рядом с основным комплексом строится отдельное здание, например спортзал школы.

Нередко внутренние пространства разделяются перегородками, экранами, мебелью, лестничными пролетами. Все эти конструктивные элементы обеспечивают функциональное назначение помещений и одновременно художественно оформляют интерьеры.

Названные приемы и принципы организации пространства применимы для всех зданий, включая типовые сооружения. В конкретных типах помещений существует возможность использования и других способов организации пространства.

Оригинальные идеи планировки не являются самоцелью. Они - результат архитектурных поисков, направленных на улучшение типовых решений, или появившихся новейших технологических возможностей: строительные, отделочные материалы позволяют улучшить старые проекты. Важно при этом творчески подходить к использованию имеющегося опыта.

Конкретные черты сооружений мы проследим на примерах.

Группа театров, кинотеатров, киноконцертных залов, объединяется зрелищной функцией, но все эти здания имеют конкретное предназначение, которое диктует принципы организации внутренней среды. Различаются залы также и по вместимости: одни рассчитаны на десятки человек, другие вмещают тысячи зрителей.

Фойе кинотеатра "Санстар" в Розарио, Аргентина

Универсальные киноконцертные залы совмещают в себе возможности показа кино, театральных постановок, проведения торжественных заседаний. Тщательным образом рассчитывается видимость с мест, акустика, общий и специальный свет. Кинопоказ выдвигает дополнительные требования: нужны условия для демонстрации обычных, широкоэкранных и широкоформатных фильмов. На выставочных комплексах появляется необходимость демонстрации сразу нескольких фильмов вплоть до кругового просмотра. Введение стереопоказа, использование лазерной техники, голографии усложняет оснащение, и это ставит перед архитекторами, художниками, дизайнерами трудные задачи при разработке проектов зданий и их интерьеров.

Кроме законов планировки, желательно учесть возрастные особенности. Для каждой из возрастных групп желательно определять размеры мебели, информационные и экспозиционные стенды. Интерьеры должны быть насыщены светом, солнцем, яркими красками, зеленью, цветами, музыкой.

Широко распространенными объектами культуры и образования являются библиотеки. Это не мертвый склад рукописей и книг, а постоянно находящееся в движении средоточие глубоких идей и знаний. Поэтому система хранения имеющихся единиц информации призвана наилучшим образом обеспечить функциональные процессы, оперативный поиск нужных читателю материалов.

Оптимальный режим обеспечивается рациональным объемно-пространственным и техническим решением. Все большее внимание уделяется автоматизации доставки и поиска книг, использованию более компактных средств информации, например микрофильмов. Высокие гигиенические требования включают в себя шумоглушение и воздушный обмен. Оформление интерьеров читальных залов отвечает не только их функциональному предназначению, но отличается строгостью, красотой.

Функциональное предназначение предприятий определяет их оформление. В ресторанах, кафе предусматривается размещение танцевальных площадок, эстрады, музыкальных автоматов, магнитофонов. При планировке учитывается система обслуживания - официантами или самими посетителями. Примеров удачных художественных решений можно привести много. В последнее время часто устраиваются залы в реконструируемых зданиях. Все большее внимание обращается на тематическое оформление: в некоторых случаях используются произведения народного творчества, утварь, мебель из стволов деревьев - все, что создает уют, необычайность обстановки, повышает эстетическую ценность интерьера.

В организации среды предприятий общественного питания особое внимание уделяется искусственному свету. При этом тщательно продумывается декоративный эффект, которого можно достигнуть, используя разнообразие форм, способы изготовления художественного оформления плафонов. При этом важно учесть взаимовлияние света и цвета. Частое использование света в сочетании с оттенками синего, голубого, зеленого цветов с белым подчеркивает чистоту помещений, но одновременно визуально изменяет цвет еды, отчего она может показаться не съедобной.

Гостиницы, хотя и относятся к категории гостевых домов (к жилищу), исполняют функции общественных зданий, в них предусматриваются вестибюли, пункты бытового обслуживания, помещения для торговли, рестораны и кафе.

Современные гостевые комплексы являются украшением города, а отделке их интерьеров придается особенно важное значение. Это и понятно: по жилью приезжий составляет мнение о хозяине. Потому здесь часто можно увидеть произведения народного творчества, работы лучших мастеров.

Схожая функция у домов отдыха и домов творчества. Предусматриваются зоны творческого общения, что важно для жизни профессионала. Этим назначением продиктовано и строительство Домов архитекторов, журналистов, деятелей театра и кино.

Все мы бываем в магазинах, делаем покупки, рассматриваем товары. Для того и существуют книжные, промтоварные, хозяйственные, продовольственные точки торговли. Назначение их диктует набор оборудования, характер планировки, систему обслуживания. Чтобы покупатель смог выбрать товары с минимальной затратой времени, в магазинах делаются прилавки, витрины, на которые раскладываются предметы торговли.

В универсальном обслуживании большая заслуга организаторов внутреннего пространства торговых центров. К прилавкам, витринам дизайнер стремится привлечь внимание покупателей. Остальные элементы пространства делаются скромно, за исключением панно, декоративного убранства, подсветки. Продуманное размещение современного оборудования, витрин, рабочих мест, обслуживающего персонала, способствует культурной организации торговли.

Теперь отправимся на вокзал. Живет он, труженик, напряженно, без передышки. Спешит на рейс путешественник, привычно правит тележкой носильщик, деловито стрекочет почтовый электрокар. Объявляют о посадке. Надо без сутолоки продать билеты, накормить сотни отъезжающих, не понявшему что-то пассажиру дать исчерпывающий ответ, взять на сохранность и ко времени возвратить вещи... Да разве все перечислишь!

Вокзал King"s Cross в Лондоне

Транспортные средства: авиа-, морские и речные лайнеры, междугородные и местные автобусы, железнодорожные составы - образуют мощные русла передвижения людских масс, останавливаясь на транзитных станциях и конечных пунктах. Сложное переплетение технических возможностей в оборудовании вокзалов и запросов пассажиров - все это учитывается при организации внутреннего пространства. Интерьеры должны точно ориентировать пассажиров, поскольку среди них немало таких, кто впервые находится на вокзале. С этой целью пространства максимально освобождаются от всего, что может быть направлено по другому маршруту, проложено на ином уровне, установлено в смежном главному пролете или вообще вынесено за пределы здания. Это касается инженерных коммуникаций, помещений, людских и транспортных потоков.

Для этого используются и художественные средства - четкость объемно-планировочной композиции, зрительная связь с соседними объемами, открытые уровни и антресоли, на которых хорошо просматривается происходящее вокруг. Визуальные коммуникации, кодовые обозначения цветом, выделяют наиболее важные направления, помогают пассажирам ориентироваться.

Что касается вида транспорта, то в решении интерьеров вокзалов эта сторона проектирования не столь существенна. Многоосевая глубинная композиция встречается на крупных железнодорожных вокзалах. Односторонняя ориентация чаще делается для транзитных небольших вокзалов. Островная или двухсторонняя ориентация присуща автобусным станциям. Четкость построения главного зала или залов для ожидания - обязательное правило для всех без исключения объектов.

Морские вокзалы может отличать планировка, постановка относительно берега, но общие принципы у всех схожи. Различна вместимость: она зависит от напряженности линий. Поскольку сооружения являются важной составляющей лица города, то архитекторы стремятся подчеркнуть значительность комплекса, расширить число его функций. Для этого в здание входят экскурсионные бюро, кафе, рестораны городского значения, развитой делается сеть видовых площадок и прогулочных террас.

Речные вокзалы крупных портов, как правило, рассчитаны на большое число пассажиров. Чаще всего эти здания расположены так, что пассажиры имеют возможность видеть водный простор, окружающий портовый пейзаж: краны, лодки, корабли. Художники-маринисты украшают стены декоративными панно, жанровыми полотнами. Интерес даже самого требовательного зрителя привлекут великолепные панно киевского речного вокзала.

Экспозиции и выставочные комплексы устраиваются как в большепролетных специальных строениях, так и в любых приспособленных для этих целей помещениях. Здесь уместно вспомнить некоторые страницы истории ЭКСПО - так называют международные выставки: за все годы накоплен достаточный архитектурный опыт, суть которого проявляется не во внешнем эффекте экспозиции, а в ее внутренней убедительности, эмоционально и выразительно раскрывающей достижения народов.

Первая всемирная выставка состоялась в Гайд-парке Лондона в 1851 году. Девизом ее был призыв: "Пусть все народы работают совместно над великим делом совершенствования человека". В дальнейшем краткая формула смотров становится правилом. Особенностью выставки, ее архитектурным триумфом явился Хрустальный дворец, построенный по проекту вовсе не специалиста, а садовника Джозефа Пэкстона. Здание возведено из стекла и металла размером 564X125 м по типу оранжереи.

Хрустальный дворец Джозефа Пэкстона с фотографии 1851 года

Все здесь было новое, специально изготовленное для показа: машины, изделия ремесленников французские гобелены, тунисские ковры, русская посуда из малахита. Не было недостатка и в развлечениях, которые привлекли в Лондон большое число людей.

Для экспозиции важен продуманный маршрут, умелое раскрытие кульминационных пунктов. Допустимы эффекты театрального плана: свет, колористика, музыка. Именно этими средствами пользуются признанные мастера-оформители.

Выставочные залы предполагают смену экспонируемых изделий. Но и общий вид интерьера играет существенную роль. Щиты имеют строгую форму, характер используемого материала, как правило, не претендует на внешний эффект. Все направлено на просмотр произведений искусства.

Очень ответственно следует подходить к формированию музеев. Всемирно известны Эрмитаж, Русский музей, Третьяковская галерея, Екатерининский дворец в Пушкине, Лувр в Париже, Музей Леонардо да Винчи в Милане. Их интерьеры сами по себе представляют удивительные творения зодчих. Здесь демонстрируют шедевры искусства, археологические находки, утварь, образцы техники.

Порой в музеях основным является дизайн малых форм. Например, витрины конструируются так, чтобы лучшим образом показать всевозможные реликвии: украшения, посуду, рыцарские доспехи, монеты. В залах воссоздается атмосфера эпохи. Например, великолепные интерьеры предстали перед взором посетителей Меншиковского дворца в Петербурге после уникальной его реставрации.

Деталь парадного зала Меншиковского дворца на Университетской набережной в Петербурге

Монументальным экспонатом прекрасной архитектуры дворца является Государственный Эрмитаж. Выдающиеся зодчие - Растрелли, Деламот, Фельтен, Кваренги, Росси, Монферран, Стасов, Брюллов, Штакеншнейдер, Ефимов и Кленце посвятили свой талант созданию величественного памятника. После ураганного пожара 1837 г. почти за год титаническим трудом русских умельцев были воссозданы основные интерьеры. В невероятно трудных условиях возглавил работы В. П. Стасов. Зодчий не только организовал восстановительные работы, но и улучшал творения предшественников. Новаторские конструкции, прежде в мире не известные, были разработаны для перекрытий. Парадная лестница, малый и большой аванзалы, Гербовый зал. Портретная галерея 1812 г., Георгиевский и Фельдмаршальский залы, Помпейская галерея - вот далеко не полный перечень блистательных пространств, созданных прославленным зодчим.

Творческой аранжировкой декора наполнены Невская и большая анфилады с великолепным паркетом, лепкой стен, позолотой, расписными плафонами, золотошвейными гербами и камчатными обоями, зеркалами. Восхищает Помпейская галерея, полностью созданная великим В. П. Стасовым.

Военная галерея 1812 г. предстала также в новом блеске. Созданная Росси и воссозданная Стасовым, она явилась шедевром искусства. Свод расписан живописцами Яковом и Василием Додоновыми, скульпторами Александром Теребеневым и Николаем Устиновым выполнено лепное убранство. Многочисленные украшения изготовили лепщики во главе с Тимофеем Дылевым. Галерея, оформленная под влиянием победы России в Отечественной войне 1812г., рассказывала о героизме народа. Послевоенные годы характеризовались блестящим расцветом архитектуры и искусства. Триумфальная арка Росси на Дворцовой площади, Александровская колонна вместе с музейным залом запечатлели подвиг русского воинства.

Во все времена роли музеев придавалось большое значение. Еще в 18 веке Ж. Л. Давид говорил: "Не заблуждайтесь, граждане, музей отнюдь не бесполезное собрание предметов роскоши и развлечения, которые способны лишь удовлетворять любопытство. Он должен сделаться серьезной школой. Учителя пошлют туда своих юных питомцев; отец поведет туда сына. При виде гениальных творений юноша почувствует, как загорят в нем те способности к наукам или искусству, которые вдохнула в него природа".

Посещение музеев - всегда праздник. Их экспонаты обнажают нравственный пласт чувств, хранят память о дорогом прошлом родной земли, ее культуре. Поэтому оформление интерьера музеев - предмет особой заботы архитекторов, дизайнеров.