Венчание Ивана IV на царство. Народное восстание против Глинских

В январе 1547 г. повзрослевший Иван IV "венчался на царство". Титул великого князя сменился титулом царя. Инициаторами этого нововведения были люди, окружавшие Ивана IV, в том числе, вероятно, митрополит Макарий. При этом преследовались и внешне-, и внутриполитические цели.

Царями на Руси называли ордынских ханов. Принимая царский титул, Иван IV подчеркивал равенство Русского государства с Ордой и его окончательную независимость.

Слово "царь" происходит от латинского "цезарь". Так именовали римских и византийских императоров. Царский титул русского государя подчеркивал претензии Русского государства на наследие уничтоженной турками Византии.

В Европе титул "царь" нередко переводили как "император". Это ставило русского государя выше королей и вровень с императором Священной Римской империи (Германии). Между тем великокняжеский титул считался ниже королевского.

Если князей, в том числе и великих (тверских, ярославских, рязанских и т. п.) на Руси было много, то царь - один. Новый титул выделял московского государя из массы князей, подчеркивал его единовластие. Наконец, в Византии император считался верховным главой церкви. Принимая царский титул, московский государь как бы провозглашал себя главой православного мира, а светская власть возвышалась над церковной.

Московский пожар 1547 г.

В июне 1547 г. в Москве произошел страшный пожар. Выгорела половина города. Царь бежал в подмосковное село Воробьево. Горожане под влиянием слухов о том, что город подожгли родственники царя - Глинские - пришли толпой в Воробьево и требовали выдать поджигателей. Ивану удалось убедить толпу разойтись, но и много лет спустя он с ужасом вспоминал об этих минутах: "Вниде страх в душу мою, и трепет в кости моя".

Под влиянием народного волнения Иван IV осознал необходимость проведения реформ с целью укрепления государственной власти.

С 1549 г. он приблизил к себе новых советников - так называемую Избранную Раду. (Рада - от нем. rat, совет). Руководителями рады стали дворянин Алексей Федорович Адашев и духовник царя, протопоп кремлевского Благовещенского собора Сильвестр. В 50-х гг. XVI в. Избранная рада провела ряд реформ.

Принятие нового Судебника

В 1550 г. был принят новый Судебник. Он усилил зависимость крестьян. Теперь землевладелец считался "государем" крестьянина и нес ответственность за его преступления. Судебник несколько ограничил произвол наместников и ввел наказания за должностные преступления, особенно за взятки, вызывавшие давнее недовольство в народе.

Иван Грозный принадлежал к тем редким правителям, которые не только внедряют новую политическую практику, но и приносят на престол новые политические идеи. Об одном из таких идеологических новшеств, изменивших лицо московского самодержавия, и пойдет речь.

Дело касалось царского титула московских государей. Первый из великих московских князей, который стал именовать себя царем, был дед Ивана Грозного, Иван III. Он же впервые в российской истории венчал на царство своего внука Дмитрия, которого, впрочем, вскоре отстранил от престолонаследия в пользу своего сына Василия III, отца Грозного. Однако ни Иван III, ни Василий III еще не дерзали называться царями перед иноземными государями. Их царский титул предназначался только для внутреннего, домашнего обихода: его упоминали в правительственных актах, имевших хождение исключительно внутри Московского государства.

16-летний Иван Васильевич смело отбросил эту ложную скромность.

Юному государю повезло, что при дворе был человек, в котором воплотились лучшие черты образованности и морали того времени, — митрополит Макарий. Современники единодушно признают за его незаурядной личностью поистине всенародный пастырский авторитет. Уже в Новгороде, во времена своего архиепископства, Макарий был необыкновенно популярен — его почитали «учительным» и «святым» человеком. Он обладал даром простого, проникновенного слова и замечательным талантом проповедника, — «беседовал с народом повестями многими» так доступно и понятно, что все «удивлялись, какая от Бога дана ему была дана мудрость в Божественном писании — просто всем разъяснять (Слово Божие)». Красноречие и образованность сочетались в нем с житейским умом и практической сноровкой.

Переехав из Новгорода в Москву на митрополию, Макарий с сердечным сокрушением обнаружил здесь не только государственные неурядицы, но и отрока-гocyдaря, одичалого и замкнутого, всеми покинутого и всецело предоставленного самому себе. Вероятно, он был первый, кто попытался серьезно восполнить недостатки в образовании и воспитании Ивана. Появление рядом с Иваном Макария, знакомого со всем кругом тогдашнего чтения, не могло не pасширить литературные интересы юноши, одаренного от природы умом и любознательностью. Иван с жадностью набросился на книги, читая все без разбора — Библию и церковную историю, русские летописи и византийские хронографы — тогдашние учебники истории.

Поучения Макария не срослись, однако, с духовной сущностью Ивана, кроме тех бесед, в которых митрополит мог касаться исключительности религиозно-политического положения московской державы, как наследницы Византии (эти идеи созрели прежде всего в образованной церковной среде), и священного, мистического значения самодержавной власти. Ибо вокруг этих двух вопросов и кружилась неотступно мысль Ивана, завороженная и поглощенная их величием. Он нашел свой собственный метод прочтения Священного Писания, ища в священных текстах тайнопись своей судьбы и толкуя слово Божие под диктовку раздраженного чувства.

Книга была для него предметом напряженных размышлений и острых переживаний. В древних текстах Иван искал и находил примеры, поучения, предсказания и пророчества, касающиеся своего времени и себя лично. «Несть власти, аще не от Бога»; «всяка душа властям предержащим да повинуется»; «горе граду, которым многие обладают» — Иван понимал эти библейские афоризмы и поучения по-своему, примеривал их к себе, прилагал к своему положению. Они давали ему освященное Божиим именем подтверждение его собственных наблюдений и выводов, вынесенных им из придворных мятежей, позволяли найти нравственное оправдание переполнявшей его ненависти к людям, похитившим у него достоинство человека и государя. Величественные образы ветхозаветных избранников и помазанников Божиих — Моисея, Саула, Давида, Соломона — завораживали его воображение; всматриваясь в них, как в зеркало, он видел на своем лице отблеск их славы и величия. С детства создав себе свой идеал государя, Царя Царей, наследника всемирной государственно-религиозной традиции — римского цезаризма и греческого православия, он почерпнул в книгах уверенность в том, что прежде было только догадкой: этот государь — он сам.

В этом мнении его могло укрепить и чтение русских летописей, где говорилось о множестве предзнаменований, отметивших его рождение. Он мог прочитать о себе, что еще «когда отрок во чреве матери возрастал, то печаль от сердца человекам отступала»; что один юродивый, по имени Дементий, на вопрос беременной Елены, кого она родит, отвечал: «Родится сын Тит, то есть широкий ум»; наконец, что 25 августа 1530 года по всей русской земле внезапно прокатился страшный гром, блеснула молния и земля поколебалась! После узнали, что в этот час родился государь Иван Васильевич. Ни одному княжескому рождению летописцы не придавали такого значения. Было от чего закружиться голове!..

И вот, постепенно, из чтения самых разнообразных источников, у Ивана возникло и окрепло сознание своего высокого избранничества. Он первый из московских государей почувствовал в себе царя в настоящем библейском смысле, помазанника Божия. Это политическое откровение о себе самом оказалось для него роковым. Земной прах возомнил себя Богом в своих владениях.

14 января 1547 года, после молебна в Успенском соборе, духовенство и все бояре были приглашены к великому князю, который заявил им о своем намерении «поискать прародительских чинов, как наши прародители, цари и великие князья, на царство и великое княжение садились, — и я также этот чин хочу исполнить и на царство и великое княжение сесть».

Венчание на царство состоялось спустя два дня, в воскресенье. В Успенском соборе митрополит Макарий благословил его и возложил на великого князя крест, бармы и венец. Весь этот обряд, с некоторыми вариациями, был повторением церемонии венчания великого князя Дмитрия, внука Ивана III, состоявшейся полвека назад. Однако именно 16 января 1547 года можно считать подлинным днем рождения царской власти в России. Иван Грозный стал первым русским царем не потому, что над ним исполнили те или иные обряды, а потому, что он первый понял все политическое и мистическое значение царской власти. Его венчанию на царство было придано значение вселенского церковного деяния. В соборном постановлении 1561 года, изданном по этому случаю, Грозный был назван «государем всех христиан от Востока до Запада». Иными словами, отныне московский царь открыто заявлял всему свету, что он является вселенским царем православия, хранителем истинной веры и защитником всех православных христиан. Именно такое сакральное значение царская власть имела в Византии, которая послужила для Ивана Грозного политическим образцом.

Трон Ивана Грозного

Русские книжники и вообще все образованные русские люди того времени придавали огромное значение венчанию Ивана царским венцом — в его сиянии они видели отблеск возросшей мощи и славы России. Всеобщее воодушевление было неподдельным. Даже новгородская летопись, которую не заподозришь в избытке симпатий к Москве, отозвалась на это событие восторженным панегириком: «И нарекся царь и великий князь, всея великия России caмодержец великий... И держал в страхе все языческие страны… Прежде же его никого из прадедов его царем не славили в России, никто из них не смел поставиться цaрем и зваться тем новым именем, опасаясь зависти и восстания на них поганых царей».

Вот так, в непомерном самомнении 16-летнего юноши Россия обрела национальную идею и впервые осознала величественную исключительность своего государственного бытия. Своим венчанием на царство Иван Грозный превратил Россию в мировую державу с той «особенной статью», о которой говорится в известном тютчевском четверостишии. И эта держава очень скоро заставила считаться с собой как азиатский Восток, так и европейский Запад.
________________________________________ _______________________
Вышла моя книга

К концу XV века, во времена татаро-монгольского ига, московские князья являясь наместниками Золотой орды, часто именовали себя царями. Однако официальный титул царя на Руси появился 25 января (16 января по старому стилю) 1547 года, именно тогда произошло венчание на царство Ивана IV Грозного.


В. Васнецов: Иван IV грозный

Первый из великих московских князей, который стал именовать себя царем, был дед Ивана Грозного, Иван III. Он же впервые в российской истории венчал на царство своего внука Дмитрия, которого, впрочем, вскоре отстранил от престолонаследия в пользу своего сына Василия III, отца Грозного. Однако ни Иван III, ни Василий III еще не дерзали называться царями перед иноземными государями. Их царский титул признавался исключительно внутри Московского государства.

Отец Ивана, великий князь Московский Василий III, прожив 20 лет в браке и не нажив детей, отправил законную супругу Саламонию в монастырь против ее воли. Он женился на литовской княжне Елене Глинской и через 4 года 25 августа 1530 года родился наследник – Иван IV, прозванный в последствии Грозным.

Когда Ивану было три года умер отец, а через пять лет умерла и мать. Мальчик рос в обстановке вражды и обмана, борьбы за власть между его опекунами – боярами. На семнадцатом году жизни Иван объявил митрополиту Макарию, что хочет жениться и принять титул царя. На этот счет существует две версии: по одной из версий у молодого Ивана очень рано сформировались стремления к власти, ощущения своего высокого избранничества и инициатива была действительно его, по другой – инициатива венчания на царство исходила от самого митрополита, человека весьма незаурядного и почитаемого, который видел Москву наследницей павшего Константинополя, продолжив укрепление православия через соединение царской и духовной власти.


Успенский Собор, Москва

Обряд венчания на царство великого князя Ивана IV проходил в Успенском соборе Московского Кремля. Митрополит Макарий возложив знаки царского достоинства – животворящий крест, бармы, золотую цепь и шапку Мономаха, совершил, таким образом, обряд миропомазания.

Иван Грозный стал первым русским царем не потому, что над ним исполнили те или иные обряды, а потому, что он первый понял все политическое и мистическое значение царской власти. Его венчанию на царство было придано значение вселенского церковного деяния. В соборном постановлении 1561 года, изданном по этому случаю, Грозный был назван «государем всех христиан от Востока до Запада». Иными словами, отныне московский царь открыто заявлял всему свету, что он является вселенским царем православия, хранителем истинной веры и защитником всех православных христиан. Именно такое сакральное значение царская власть имела в Византии, которая послужила для Ивана Грозного политическим образцом.

Процедура возведения к царской власти единовластного государя была проведена не Константинопольских патриархом, ни папой Римским, а русским митрополитом. Поэтому понадобились годы, чтобы титул царя за русским самодержцем был признан другими государствами.

С 1555 года титул русского царя безоговорочно признавался Англией. Чуть позже последовала Испания, Дания и Флорентийская республика. Соборная грамота, подтверждающая титул самодержца всея Руси, подписанная тридцатью шестью греческими митрополитами и епископами была утверждена в 1561 году Константинопольским патриархом Иосифом.

Костяной престол Ивана IV Грозного

Сам Иван Васильевич придавал большое значение признание его царского титула Польско-Литовским государством. Но Польша в течении всего XVI века так и не признала его титул.

Царский титул позволил русскому царю не только укрепить власть, но и занять совсем другое положение в дипломатических отношениях. До этих пор существовавший титул - «Великий князь» переводился как «принц» или «герцог». Титул же - «царь» переводили как «император», тем самым русский самодержиц приравнивался к единственному в Европе императору – императору Священной Римской Империи. Своим венчанием на царство Иван Грозный превратил Россию в мировую державу, и эта держава очень скоро заставила считаться с собой как азиатский Восток, так и европейский Запад.

Важную роль в процессе укрепления самодержавия сыграло венчание Ивана IV на царство, проведенное в апреле 1547 г. по модифицированному византийскому образцу (с возложением "венца"-короны – "шапки Мономаха", оплечного украшения – барм и нагрудного креста, миропомазанием ). Осуществление обряда митрополитом (после 1589 г. – патриархом) обеспечивало религиозно-церковную санкцию царской власти. Сам царский титул стал результатом соединения линий – "царя (императора) Византии и царя (хана) Золотой Орды" .

Обоснование новой роли монарха несколько позднее было сделано в Степенной книге ("Книга степенна царского родословия..."), созданной во второй половине 1550-х – начале 1560-х гг., по-видимому, будущим митрополитом Руси Афанасием (1564–1566). В книге последовательно излагались события русской истории, поделенной па 17 степеней (граней) сначала по великим княжениям, а затем – по княжениям московским. Тем самым вся история страны оказывалась сложенной из этих степеней как ступеней лестницы, ведущей к Богу, вручившему власть династии русских монархов. При этом была предложена новая трактовка преемственности "самодержавного царского скипетроправления" от Рюрика – не через скандинавских варягов-русов, а от варягов племени Прусова, где Прус "брат бысть единоначальствующаго на земли римского кесаря Августа" .

Впрочем, царский титул сам по себе еще не мог обеспечить желаемого повышения авторитета власти, что с очевидностью продемонстрировало крупнейшее для XVI в. июньское восстание 1547 г., последовавшее менее чем через полгода после венчания.

Правовой статус монарха изменился: великий московский князь превратился в "Божьей милостью великого государя, царя и великого князя всеа Великие и Малые и Белые Русии самодержца". Новый титул обязывал к утверждению регламента по-византийски пышного придворного церемониала и дворцовой службы. Становясь "помазанником Божьим", в своих делах и помыслах он отвечал только перед Богом. В правосознании народа стало утверждаться понятие, что "воля государева – Божья воля". Функции и компетенция царя были безграничны и ничем не регламентировались. Он олицетворял собой высший законодательный, исполнительный и судебный орган государства, в его руках находилась финансовая и военная власть. Вместе с тем влияние боярской аристократии заставляло царя апеллировать к поддержке сословий. Это выразилось в созыве земских соборов, что положило начало формированию сословно-представительной монархии.

Становление самодержавия сопровождалось острой идеологической борьбой. Иван Грозный выступал идеологом неограниченного, наследственного и божественного "вольного царского самодержавия", подсудного божьему, а не людскому суду, поскольку монарх, по его словам, мог быть лишь грешником, а не преступником. Главными способами управления Иван Грозный считал "страх" и "грозу".

Его идеологическим противником, выражавшим интересы боярской знати, выступал бежавший в Литву князь Андрей Курбский. Он отстаивал идею монархии, ограниченной аристократическим органом при монархе и сословным представительством. Разделяя мысль о божественном происхождении власти, цель этой власти он видел не в "страхе" и "грозе", а в "праведном" управлении подданными при помощи "мудрого Совета" (намек на "Избранную раду"). Он считал, что государственное управление должно строиться на принципе законности, а не на внесудебных репрессиях.

Причины становления сословно-представительной монархии были вызваны рядом социально-экономических и политических факторов, причем последние, в отличие от Западной Европы, играли первостепенную роль. Натуральный характер хозяйства и неразвитость товарно-денежных отношений препятствовали формированию общероссийского рынка, который в Европе явился основным экономическим фактором политической централизации.

В России складывание централизованного государства было вызвано потребностью военного решения задач освобождения от ордынского ига и последующего овладения торговыми путями, необходимыми для развития экономики страны. Перед государством стояли задачи покорения Казанского и Астраханского ханств, выхода к Балтийскому морю, завоевания Сибири, обеспечения безопасности южных рубежей от набегов крымского хана. Их выполнение возможно было только при опоре государственной власти на начавшиеся формироваться сословия, что повлекло за собой созыв земских соборов и складывание сословнопредставительной монархии.

Вместе с тем военизированный характер стоящих перед государством задач определил тот факт, что сословия стали приобретать по отношению к государству подчиненный и служилый характер. По словам В. О. Ключевского, эго означало формирование "тяглового", неправового способа государственного управления, при котором сословия приобретали в основном не права, а повинности – либо несения военной службы, либо материального обеспечения воинов своим трудом.

Венчание на царство

16 января 1547 года состоялась церемония венчания на царство Ивана IV. Принятие царского титула, безусловно, было очень важным шагом и для самого Ивана, и для страны. На Руси царями именовали императоров Византии да ханов Золотой Орды. А теперь появлялся и свой монарх с титулом, равным титулам иноземных правителей. «Царь» в отличие от «великого князя» воспринимался не как первый среди равных, а как стоящий на более высокой ступени, над всеми. И в международных отношениях титул царя соответствовал титулам короля и императора.

ЦАРЬ (от лат. caesar – цезарь, титул римских императоров) – официальный титул главы государства в России с 1547 г.

Впервые на Руси термин «царь» встречается в 11 в. в записи о кончине Ярослава Мудрого (1054 г.) на стене Софийского собора в Киеве. Как выяснили ученые, в 11–13 вв. титул «царь» не обязательно обозначал старейшего из князей и не был противоположен титулу «князь». Он употреблялся при прославлении князя с использованием византийских образцов красноречия для того, чтобы подчеркнуть политический вес князя.

В период монголо-татарского ига «царями» на Руси считались правители Золотой Орды, а русские князья относились к ним, как холопы к своему господину. Но с усилением Московского великого княжества в 14 в. ситуация изменилась. В кон. 14 в. темник Мамай присвоил себе не принадлежащий ему царский титул, что дало Дмитрию Ивановичу законные основания выступить против узурпатора в 1380 г.

В сер. 15 в., после распада Золотой Орды и гибели Византийской империи (1453 г.), Русское государство осталось единственной православной державой, сохранившей независимость. Поэтому русские государи стали включать титул «царь» в свою титулатуру. С кон. 15 в., при Иване III титул «царь» появляется в некоторых русских внешнеполитических документах. Поднимался вопрос о царском титуле и в княжение сына Ивана – Василия III. На золотой печати, привешенной к грамоте с текстом мирного договора с Данией (1516 г.), Василий Иванович именуется как «царь и государь». Тот же титул можно встретить в послании Василия III римскому папе (1526 г.).

Официально царский титул первым в России принял Иван IV Васильевич Грозный, венчавшийся на царство в 1547 г.

В 1721 г. царь Петр I принял титул императора. Термин «царь» сохранялся как часть полного императорского титула. Е. Г.

ИВА?Н IV ВАСИ?ЛЬЕВИЧ ГРО?ЗНЫЙ (25.08.1530– 18.03.1584 гг.) – великий князь московский и всея Руси с 1533 г., первый русский царь с 1547 г.

Сын великого князя Василия III Ивановича и его второй жены Елены Васильевны Глинской. В 1533 г. Василий III умер, и трехлетний Иван Васильевич стал великим князем московским.

В малолетство великого князя государством управляла его мать Елена Глинская. В 1538 г. она внезапно умерла, и власть фактически перешла к Боярской думе. Постоянные интриги и ожесточенная борьба за власть между различными боярскими группировками оказали значительное влияние на формирование характера молодого государя. С двенадцати лет Иван IV начал принимать самостоятельные решения. В 1543 г. он приказал отправить к псарям на поруганье боярина Андрея Шуйского. По дороге в тюрьму Шуйского убили. Многих бояр Иван отправил кого в ссылку, кого в тюрьму, а кому велел вырезать язык.

16 января 1547 г. в Успенском соборе Кремля Иван IV Васильевич венчался на царство и первым из московских государей стал официально именоваться царем. Этот акт означал, что Российское государство ставило себя вровень с наиболее могущественными державами Европы.

Первый русский царь окружил себя новыми советниками, мнением которых относительно того, как надо вершить государственные дела, он весьма дорожил. Особым влиянием на царя в это время пользовались его духовник, священник кремлевского Благовещенского собора Сильвестр, дворянин Алексей Адашев, митрополит Макарий. Эти люди возглавили новый, ближний совет при государе («Избранную раду»), оттеснивший Боярскую думу. «Избранная рада» проводила политику государственной централизации, стремилась примирить интересы бояр, дворян, духовенства и подчинить их общегосударственным задачам. Реформы, проведенные «Радой» при личном и весьма активном участии царя, позволили значительно усилить Российское государство, расширить его границы.

В 1551 г. по инициативе Ивана IV состоялся Стоглавый собор, который принял важнейшие решения по устроению церковной жизни. В мае – октябре 1552 г. царь участвовал в походе на Казань, завершившемся присоединением Казанского ханства. В 1556 г. было завоевано Астраханское ханство. В 1558 г. по инициативе царя началась Ливонская война, целью которой было возвращение русских земель в Прибалтике.

В марте 1553 г. Иван IV тяжело заболел и был близок к смерти. Бояре и князья должны были присягнуть на верность царевичу, младенцу Дмитрию. В боярской среде возникли распри, в которых принял участие и князь Владимир Андреевич Старицкий, двоюродный брат царя. Бояре были не против присягнуть Дмитрию, но не хотели усиления власти семейства Захарьиных, родственников царевича. Но в конце концов, присяга была принесена. Позднее выздоровевший Иван IV рассматривал эти споры как боярский заговор в пользу Владимира Старицкого и измену.

Иван IV тяготился тем, что его действия обсуждаются членами «Избранной рады» и боярами. В кон. 1550-х гг. Сильвестр и Адашев были удалены из Москвы. Позже гонениям и казням были подвергнуты многие другие бояре и дворяне. В 1563 г. умер митрополит Макарий.

Зимой 1564–1565 гг. Иван IV неожиданно покинул Москву и переехал в Александровскую слободу. По его требованию все государство было разделено на две части – опричнину и земщину. Опричнина стала особым уделом, которым управлял сам царь, – в него вошли многие уезды в разных районах страны, в том числе часть территории Москвы. В опричнине было свое войско, своя дума, свои приказы и царский опричный двор.

Жизнь в Александровской слободе была организована по примеру и подобию монастырей. Приближенные царя считались монахами, а сам царь – игуменом этого своеобразного монастыря.

С помощью опричного войска Иван IV начал гонения на своих подданных, за которые и получил свое прозвание Грозный. За время опричнины было казнено более 4000 человек. Особый размах казни приобрели в 1568–1570 гг., когда были разгромлены Новгород и Псков, тайно удушен митрополит Филипп, уничтожено несколько княжеских и боярских родов. Со всем семейством был казнен и Владимир Андреевич Старицкий. Царь лично принимал участие во многих казнях.

В 1572 г. опричнина была отменена, Иван вернулся в Москву, но репрессии продолжались еще несколько лет. За время опричнины значительно усилилась самодержавная власть царя, но государство подверглось страшному разорению.

В 1573 г. Иван Грозный вознамерился занять польский трон. В течение двух лет он вел переговоры по этому поводу. В октябре 1575 г. Иван IV неожиданно отказался от царского престола и посадил великим князем на Москве крещеного татарина, касимовского хана Симеона Бекбулатовича. Сам же назвался князем московским и выехал из Кремля. И писал Иван Васильевич великому князю Симеону верноподданнические челобитные: «Государю великому князю Симеону Бекбулатовичу всея Руси, Иванец Васильев с своими детишками, с Иванцом да с Федорцом, челом бьет». В том же году начались новые репрессии, которым теперь в первую очередь подвергались бывшие опричники. Лишь в августе 1576 г. Иван IV вернулся на царский престол.

В 1579–1580 гг. русские войска потерпели несколько серьезных поражений в Ливонской войне. Иван Грозный решил начать переговоры о мире и обратился к посредничеству папы римского Григория XIII. В 1582–1583 гг. были подписаны мирные соглашения с Польшей и Швеций. Ливонская война закончилась поражением России.

В 1582 г. Иван Грозный пересмотрел свое отношение к казненным в годы опричнины. По его указу был составлен «Синодик» – поминальный список казненных, за упокой души которых следовало молиться во всех церквах и монастырях.

Иван Грозный был несколько раз женат. В первом браке с Анастасией Романовной Захарьиной-Юрьевой у него было три сына и три дочери. Первый сын, Дмитрий, погиб в 1553 г. в младенческом возрасте – утонул в озере во время паломничества царской семьи в КириллоБелозерский монастырь. Второй сын, Иван Иванович, в 1581 г. погиб от руки отца во время ссоры. Третий сын, Федор Иванович (1557–1598 гг.), после смерти отца наследовал престол. Дочери умерли в детстве.

После смерти Анастасии Романовны в 1560 г. у Ивана Грозного было еще шесть жен. В 1561 г. он женился на Марии Темрюковне Черкасской. В этом браке у них родился сын Василий, умерший в детстве. В 1571 г. царь женился на Марфе Собакиной, но через 15 дней она умерла. Четвертой женой Ивана Грозного стала Анна Колтовская, но уже в 1572 г. ее насильно постригли в монахини. В кон. 1570-х гг. в монастыре оказалась пятая жена царя – Анна Васильчикова. Тогда же Иван IV взял шестую жену – некую Василису Мелентьевну. Но этот брак не был церковным. Последней царицей в 1580 г. стала Мария Федоровна Нагая, в браке с которой родился еще один сын Ивана Грозного – Дмитрий Иванович (1582–1591 гг.).

В последние годы жизни Иван IV тяжело и подолгу болел. О причинах его смерти ходили различные слухи. Говаривали, что смерть случилась «по воле звезд». Позже получила распространение версия, что царь был отравлен не без участия Бориса Годунова. Известно лишь, что Иван Васильевич скончался внезапно, за игрой в шахматы.

Иван IV Грозный был автором нескольких посланий. Выдающимся произведением сер. 16 в. являются его письма князю А. М. Курбскому, в которых он сформулировал свои религиозные, исторические и политические воззрения. По мнению современных исследователей, Иван Грозный был автором нескольких церковных гимнов (стихир) и песнопений. С. П.

ВЕНЧА?НИЕ НА ЦА?РСТВО – торжественный обряд принятия русским монархом власти.

Венчание на царство сопровождалось рядом непременных действий. Важнейшее из них – таинство миропомазания, приобщение нового государя Святых Тайн, открываемых лишь пророкам и царям. Таким образом царь становился единственным в государстве человеком, удостоенным второго миропомазания (над всеми остальными таинство миропомазания совершается единожды – при крещении). Именно поэтому русских государей называли «помазанниками Божиими».

Форма проведения обряда венчания на царство в Русском государстве была заимствована из Византии. Обряд совершал глава Русской православной церкви: до 1598 г. – митрополит, затем – патриарх. В ходе обряда на нового государя в определенном порядке возлагались бармы, венчальная шапка («шапка Мономаха»), вручались скипетр и держава, и государь всходил на царский трон. В некоторых случаях государь давал «крестоцеловальную запись» или клятву.

Впервые «венчание» на трон проведено 4 февраля 1498 г. В этот день великий князь московский Иван III возвел в качестве своего соправителя на великое княжение Московское, Владимирское и Новгородское своего внука Дмитрия Ивановича. Был составлен специальный «чин поставления» Дмитрия, который позднее стал основой для всех последующих чинов «венчания на царство».

При вокняжении преемника Ивана III – Василия III обряд венчания не проводился. Новый государь ограничился традиционным «поставлением на трон», хотя именно в этот день, 14 апреля 1502 г., Василий III был впервые официально титулован «самодержцем».

«Чин венчания на царство» Ивана IV, состоявшегося 16 января 1547 г., был составлен митрополитом Макарием на основе обряда, совершенного при венчании Дмитрия Внука. В число царских регалий, помимо использовавшихся ранее, была добавлена «аравийская» золотая цепь. Впервые в качестве венчальной шапки была упомянута «шапка Мономаха».

При венчании на царство Федора Ивановича (31 мая 1584 г.) также был произведен ряд изменений, заимствованных из византийского коронационного ритуала. Церемония была дополнена «великим выходом» царя и свиты в Успенский собор Московского Кремля. Помимо других регалий была использована держава («золотое яблоко», «яблоко державное») – золотой шар с навершием в виде креста.

При венчании на царство Борис Федорович Годунов (3 сентября 1598 г.) использовал нетрадиционную клятву, пообещав разделить со своими подданными последнюю сорочку, если ему не удастся покончить с царившей в государстве нищетой. Сын Бориса Годунова Федор Борисович не успел венчаться на царство, т. к. был убит сторонниками Лжедмитрия I.

Сам Лжедмитрий I венчался на царство 22 июля 1605 г. Патриарх Игнатий возложил на него царский венец и вручил ему скипетр и державу. При этом Лжедмитрий взошел на золотой трон, который прислал персидский шах Аббас I Федору Борисовичу Годунову. 8 мая 1606 г. вопреки протестам части русского духовенства было совершено венчание на царство жены Лжедмитрия Марины Мнишек, отказавшейся от православного крещения и причащения.

Василий IV Иванович Шуйский, которого венчал на царство митрополит Новгородский Исидор 1 июня 1606 г., дал особую «крестоцеловальную запись», в которой обещал править Русской землей по закону и не осудить никого без совета с боярами.

При венчании на царство Михаила Федоровича Романова (11 июля 1613 г.), которое совершил митрополит Казанский Ефрем, был использован новый «золотой трон», заменивший оскверненный Лжедмитрием I трон шаха Аббаса.

Для торжественного провозглашения новым царем Алексея Михайловича, состоявшегося 28 сентября 1645 г., были изготовлены в Константинополе некоторые новые регалии: золотой скипетр, новая держава и «диадима». Обряд венчания совершил патриарх Иосиф.

Чин венчания Федора Алексеевича (16 июня 1676 г.) определил четкое разделение цвета парадных одежд: для государя – золотой (желтый), для царевича – красный.

После стрелецкого бунта 1682 г. решено было возвести на царство двух сводных братьев – Петра Алексеевича и Ивана Алексеевича. Был изготовлен специальный двойной серебряный трон, а также вторая «шапка Мономаха» – «шапка Мономаха второго наряда». Венчание братьев на царство состоялось 25 июня 1682 г.

С принятием Петром I императорского титула обряд венчания на царство был заменен коронацией. В. В.

МАКА?РИЙ (в миру – Михаил) (1482– 30.12.1563 гг.) – митрополит Московский и всея Руси с 1542 г., православный святой.

Родился в Москве. На духовное воспитание будущего митрополита огромное влияние оказал архимандрит Кассиан, настоятель Симоновского монастыря. В кон. 15 в. юный Михаил поступил в Пафнутьев-Боровскую обитель. В 1523 г. Макария возвели в архимандриты и назначили настоятелем Можайского Лужицкого монастыря. В марте 1526 г. он стал архиепископом Новгорода и Пскова. При отправлении Макария к месту его архипастырского служения великий князь Василий III вручил ему «казну» новгородских святителей, взятую Иваном III в 1478 г.

Новгородский архиепископ способствовал распространению христианства среди населения северных окраин Руси, а также строительству там монастырей. Пребывание Макария в Новгороде сопровождалось большими культурными начинаниями. При нем проведена реставрация многих новгородских икон и церквей, отлит большой колокол для Софийского собора, подновлены его фрески и иконостас. По его указанию в Пскове построен архиепископский дворец, в котором работали писцы и книжники. Входившие в круг Макария писатели и церковные деятели занимались созданием житий святых, переводили греческие и латинские произведения, составляли летописные своды. При его участии было составлено 60 новых житий. Итогом собирания духовных сокровищ стала первая редакция «Великих Четиих Миней», завершенная в 1541 г. Под его началом были подготовлены и две другие их редакции.

В 1542 г. Макарий стал митрополитом Московским и всея Руси. Макарий составил «Чин венчания на царство», по которому происходила церемония венчания на царство Ивана IV Грозного в январе 1547 г. В 1547 и 1549 гг. по инициативе Макария созывались церковные соборы для решения вопросов канонизации русских святых. Будучи одним из ближайших советников царя, Макарий отстаивал идею самодержавия как главного и необходимого оплота православия.

Крупнейшей заслугой митрополита Макария стала поддержка книгопечатания в Москве.

В последние годы Макарий занимался составлением Степенной книги.

Похоронен в Успенском соборе Московского Кремля. Канонизация Макария состоялась в 1988 г. День памяти: 30 декабря (12 января). Г. А.

РЕГА?ЛИИ (от лат. regalis – царский) – знаки верховной (царской) власти. То же, что инсигнии – (от лат. insignere – отмечать, выделять).

Сведения о древних символах верховной власти – предметах, которые отличали государя от его подданных, донесли до нас монеты, печати, миниатюры и другие изображения. Подробные описания различных атрибутов верховной власти содержатся в «чинах» (уставах) коронования или венчания на царство. Впечатления об использовании регалий русскими государями зафиксировали иностранцы в своих донесениях и записках.

На протяжении веков регалии русских государей менялись. Первые свидетельства о «поставлении на княжение» или провозглашении нового князя содержатся в летописях. Одна из древнейших княжеских регалий – «стол». О вокняжении Владимира Мономаха летопись сообщает: «седе на столе отца и дед своих». Великий князь киевский «сажал на стол» князейнаместников. «Стол» представлял собой плоское сиденье без спинки, со стенками-опорами на торцах. На сиденье лежали подушки с овальными концами.

После установления монголо-татарского ига русские князья не могли свободно наследовать собственные «столы» и распоряжаться ими. За получением ярлыка – ханской грамоты на право занятия «стола» – они должны были ездить в ставку золотоордынского хана. С 14 в. ордынские послы сами приезжали на Русь, чтобы посадить князя – своего «холопа» на «стол», при этом исполнялась процедура, которая должна была символизировать подчиненное положение Руси: великий князь пешим вел в город за узду коня, на котором восседал ханский посол. Так, «князь Василий Дмитриевич сяде на великом княжении володимерском на столе отца своего, и деда, и прадеда, а посажен царевым Тактамышевым послом Шиахматом».

Функции короны на Руси выполняла княжеская шапка. На древнерусских миниатюрах шапку изображали в виде мягкого головного убора сферической формы, с меховой опушкой. В пятизубчатом «венце», похожем на венец византийских императоров, на древнейших русских монетах изображали лишь Владимира Святославича и иногда Ярослава Владимировича Мудрого. Единственным князем на Руси, коронованным по западноевропейскому образцу, был Даниил Романович Галицкий.

Меч считался символом княжеской власти и передавался из поколения в поколение. На русских миниатюрах меч присутствует в сценах посажения Всеволодом Ольговичем Святослава Ольговича в Новгороде в 1136 г. и вокняжения Юрия Владимировича Долгорукого в Киеве в 1155 г. Е. К.

«ША?ПКА МОНОМА?ХА» – одна из регалий великокняжеской и царской власти.

Название «шапка Мономаха» впервые встречается в завещании Ивана IV Грозного (2-я пол. 16 в.).

Согласно легенде, «шапка Мономаха» входила в состав даров византийского императора Константина Мономаха, присланных киевскому князю Владимиру Мономаху: император снял с шеи животворящий крест, с головы «венец царский» и, положив их на «золотое блюдо», отправил в Киев.

Версию о византийском происхождении даров разделяют далеко не все историки. По мнению искусствоведов и историков, «шапка Мономаха» была изготовлена в кон.13– нач. 14 вв. Ее тулья составлена из восьми золотых пластин (отсюда и ее другое название «золотая»), покрытых тонким ажурным узором, и увенчана золотым крестом. Отороченная собольим мехом шапка позже была украшена драгоценными камнями: рубинами, изумрудами, сапфирами, турмалинами и жемчугом. С 17 в. шапку венчал двуглавый орел, выполненный из золота и украшенный алмазами.

Позже была изготовлена еще одна шапка – «Казанская». В ее оформлении отчетливо прослеживаются восточные мотивы, сочетающиеся с традициями русского прикладного искусства. Как и «шапка Мономаха», «Казанская шапка» украшена камнями – жемчугом, голубой бирюзой, розовыми альмандинами и опушена соболем. Помимо «Мономаховой» и «Казанской» известны еще три более поздние шапки – «Астраханская», «Сибирская» и «шапка с пелепелами», т. е. с украшениями из жемчуга, золота и драгоценных камней.

Еще одна шапка – копия «шапки Мономаха» была изготовлена в 1682 г., когда при венчании на царство двух царей – Петра и Ивана понадобились одновременно две шапки. Н. П.

ГЕРБ ГОСУДА?РСТВЕННЫЙ (от польск. herby) – символический опознавательный знак государства, составленный и утвержденный по определенным правилам. Изображается на печатях, монетах, может быть составной частью государственного флага.

В 16–17 вв. изображение всадника на коне четко толковалось как «образ» великого князя, царя или наследника. Св. Георгий почитался как покровитель киевских (затем владимирских и московских) князей, поэтому московские князья иногда изображались на монетах в виде всадника (без нимба, характерного для изображений святых), поражающего копьем змея.

Чтобы уточнить, что всадник символизирует именно великого князя, изображение сопровождалось буквами «К», «К-Н».

Уже в 16 в. изображение всадника с копьем принималось иностранцами за герб Российского государства. В западноевропейских книгах рядом с портретом Василия III, сидящего на троне, помещался гербовый щит с изображением всадника, поражающего копьем дракона. В 18 в. изображение всадника и образ почитаемого святого – Георгия-Змееборца объединились в одно целое и «ездеца» стали называть Георгием Победоносцем.

Новую печать ввел в 1561 г. царь Иван IV – «учинил печать новую складную: орел двоеглавной, а сред его человек на коне, а на другой стороне орел же двоеглавной, а середи его инърог [единорог]». С этого времени преобладающей стала печать с двуглавым орлом. «Ездец» – символ Московского великого княжества, стал эмблемой подчиненной. Новая эмблема – единорог (древний символ силы и власти) до этого времени на Руси почти не использовался. Предания о единороге попали в русские земли вместе со сборником христианской зоомифологии «Физиолог» ок. 14 в. Но изображения единорога появились лишь в кон. 15 в. – на печати верейского князя Михаила Андреевича, женатого на племяннице Софьи Палеолог. Как символ верховной власти единорог не утвердился. В сер. 16 в. единорог трактовался как символ христианства, «жезл силы» вознесенный над недругами по благословению Христа русским государем: «Господь даст крепость князем нашим и вознесет рог Христа своего, жезл силы послет ти Господь от Сиона».

На верительной грамоте 1578 г. помещена т. н. Большая государственная печать Ивана IV: двуглавый орел со всадником, расположенным в центральном щитке на груди орла (на обратной стороне – единорог), окружены 24 эмблемами земель Российского государства (по 12 с каждой стороны). Вокруг эмблем расположены надписи: «Печать царства Казаньского, печать псковская, печать Великаго княжества Тверского, печать пермская, печать болгарская, печать черниговская, печать Новагорода Низовскимя земли, печать вяцкая, печать югорская, печать Великого княжества Смоленского, печать царства Остороханского, печать наместника Великого Новагорода»; на оборотной стороне: «печать полотцкая, печать ярославская, печать удорская, печать кондинская, печать арфибископа рижьского, печать города Кеси, печать маистра Лифлянския земли, печать сибирьская, печать обдорская, печать белоозерская, печать ростовьская, печать рязаньская». На печати Великого княжества Смоленского изображена эмблема – княжье место с лежащей на нем шапкой. На тверской печати изображен медведь, на ярославской – рыба, на рязанской – конь, на астраханской – пес, волк в короне, на ростовской – птица, на вятской – лук со стрелой, на нижегородской – олень, лось, на пермской – лиса, на сибирской – стрела, на казанской – дракон в короне. Диаметр оттиска Большой государевой печати – 11,7 см.

Большая государственная печать Ивана IV послужила образцом для печатей последующих государей: Федора Ивановича (в 1585 и 1589 гг.), Бориса Годунова (в 1598 и 1602 гг.), Лжедмитрия I и Василия IV Шуйского (в 1606 г.), Михаила Федоровича (1618 г.). Е. К.

Из книги Тайны дома Романовых автора

Из книги Россия времени Ивана Грозного автора Зимин Александр Александрович

ВЕНЧАНИЕ НА ЦАРСТВО Над Москвой плыл колокольный звон. Звонили во всех кремлевских соборах - у Спаса на Смоленской площади, у Николы Чудотворца у Каменного моста через Москву-реку. Им вторили окраинные церкви и монастыри - Новинский, Симонов, Андроньев и другие. В Из книги Последний император автора Балязин Вольдемар Николаевич

Венчание на царство Начало царствования Николая II ни у кого не вызывало волнений и страхов: положение в России было спокойнее и стабильнее, чем когда-либо. Здоровая финансовая система; самая большая в мире армия, правда, давно уже не воевавшая и почивающая на лаврах своих

Из книги Алексей Михайлович автора Андреев Игорь Львович

Венчание на царство Царь Михаил Федорович не отличался отменным здоровьем. Он часто жаловался на «телесную скорбь» и особенно на боль в ногах, отчего во время поездок царя «в возок и из возка в кресле» носили. Позднее «скорбели ножками» и телесной слабостью сыновья царя

Из книги Романовы. Семейные тайны русских императоров автора Балязин Вольдемар Николаевич

Венчание на царство Начало царствования Николая II ни у кого не вызывало волнений и страхов: положение в России было спокойнее и стабильнее, чем когда-либо. Здоровая финансовая система; самая большая в мире армия, правда, давно уже не воевавшая и почивающая на лаврах своих

автора Истомин Сергей Витальевич

Из книги Время Ивана Грозного. XVI в. автора Коллектив авторов

Венчание на царство 16 января 1547 года состоялась церемония венчания на царство Ивана IV. Принятие царского титула, безусловно, было очень важным шагом и для самого Ивана, и для страны. На Руси царями именовали императоров Византии да ханов Золотой Орды. А теперь появлялся и

Из книги Повседневная жизнь московских государей в XVII веке автора Черная Людмила Алексеевна

автора

Из книги История России. Смутное время автора Морозова Людмила Евгеньевна

Венчание Годунова на царство Возведение нового государя на царский престол было назначено на 1 сентября. Именно в этот день в то время начинался новый год. В поздних источниках, правда, встречались другие даты: 2 или 3 сентября.По устоявшемуся обычаю церемонию проводили в

Из книги История России. Смутное время автора Морозова Людмила Евгеньевна

Венчание на царство Лжедмитрий находился в Туле до конца мая и оттуда рассылал по всей стране грамоты о своих победах. В них он уверял русских людей в том, что является истинным сыном Ивана Грозного. Однако не во всех городах его гонцов встречали с радостью. Бывали случаи,

Из книги Я познаю мир. История русских царей автора Истомин Сергей Витальевич

Венчание на царство В июне 1547 года страшный московский пожар вызвал народный бунт против родственников матери Ивана - Глинских, чарам которых толпа приписала бедствие. Бунт усмирили, но впечатления от него, по словам Грозного, впустили «страх» в его «душу и трепет в

Из книги Родная старина автора Сиповский В. Д.

Воцарение и венчание на царство Великим и радостным днем для русского народа было 21 февраля 1613 г.: в этот день кончилось на Руси «безгосударное» время! Три года длилось оно; три года лучшие русские люди изо всех сил выбивались, чтобы избавиться от врагов, спасти церковь,

Из книги Быт и нравы царской России автора Анишкин В. Г.