В чем смысл ежика. «Ежик в тумане»

Этот шедевр Юрия Норштейна невозможно воспринимать однозначно. В нём нет чёткого сюжета, явно рассказанной истории. Каждая сцена - метафора, каждый кадр - визуальный диалог со зрителем. Поэтому мы можем лишь подступиться к этому мультфильму, рассмотрев его как некое философское высказывание о подсознании, смерти и можжевельнике.

Ёжик - воплощённый Хаос

С первых кадров невозможно не обратить внимание на странный вид главного героя - Ёжика. Он абсолютно не похож на настоящих ежей, у которых иголки растут из туловища.

Нет, этот Ёжик - нагромождение хаотичных линий, будто его форма была вдохновлена абстрактным экспрессионизмом. Для эксперимента заменим Ёжика на фрагмент работы классика этого жанра Джексона Поллока:

Художники этого движения спонтанно выражают внутренний мир, потому что хотят задействовать подсознание. Вот какой смысл несёт такой неожиданный внешний вид персонажа.

Сова из картин Иеронима Босха

Итак, некое порождение подсознания по имени Ёжик бредёт по полю. За ним из-за тёмных силуэтов выступает настоящее чудовище. Сова - это очевидная отсылка к картинам Иеронима Босха, нидерландского классика живописи.

Босх постоянно изображал сову на своих картинах. Искусствоведы считают, что сова у Босха символизирует греховность, глупость и духовную слепоту. Хулиганская сова в следующих сценах буквально издевается над Ёжиком, за что он презрительно называёт её "психом".

Лошадь как символ смерти

Главный герой доходит до опушки и видит в тумане лошадь. Лошадь - это определённый религиозный символ. Во-первых, в западнославянской мифологии белый конь - это дитя Белобога, светлого божества. Во-вторых, лошадь, тем более белую и светящуюся, воспринимали как проводника на тот свет. Хаотичный Ёжик как сумрачное порождение подсознания вытесняется из нашего мира, и на границе бытия его уже встречает лошадь. Он и сам думает о смерти:

"А если лошадь ляжет спать, она захлебнётся в тумане?"

Туман отсылает к шедевру Верещагина

В тумане Ёжик сталкивается с самим мирозданием, выраженным в виде представителей подземного, земного и небесного царств. Из темноты выползает улитка, выходит слон, вылетает сова. Вокруг Ёжика вьются белёсые насекомые, как грифы на знаменитом натюрморте Верещагина "Апофеоз войны":

Древо жизни за границей разума

В конце этого чистилища стоит гигантское дерево. Это настоящее древо жизни, уходящее ветвями за границу разума. В нём соединены все три мира - подземный, земной и небесный. Ёжик явно потрясён деревом-гигантом, в котором воплощено рациональное, эмпирическое и метафизическое познание.

Адская река Стикс

В конце своего метафорического путешествия Ёжик оказывается в реке. Очевидно, что под этим водным потоком подразумевается Стикс, адская река из древнегреческой мифологии, в которой возникли первобытные существа. Одно из таких существ выносит на своей спине Ёжика, полностью смирившегося со своей грядущей кончиной.

Сцена в тёмном лесу как отсылка к хоррору

Сцена в тёмном лесу, который необходимо перейти Ёжику, нарочито сделана в стилистике фильмов ужасов, несмотря на то что мультфильм предназначен для детского просмотра. Всё будто бы снимает прибор ночного видения: нечёткие детали, зеленоватое изображение. Кроме того, камера словно находится в руках несуществующего оператора, который то идёт позади Ёжика, то пятится прямо перед ним. Всё это лишь усиливает ощущение угрозы, до времени невидимой.

Цитата из "Соляриса" Тарковского

Большим источником вдохновения для Юрия Норштейна послужило творчество режиссёра Андрея Тарковского. Мультфильм покадрово повторяет первые несколько минут фильма "Солярис", вышедшего в 1972 году за три года до "Ёжика в тумане". В нём актёр Донатас Банионис, щетинистый, как ёж, точно так же, как герой мультфильма, идёт по туману, видит в нём лошадь, оставляет свою котомку на пне и оказывается в реке.

Эти работы объединяет тяга к исследованию бессознательного. Спуск туда очень опасен, такое путешествие грозит безумием. Уязвимость человека и ежа в глубинах подсознания призван символизировать хрупкий лист.

Совы-фашисты

Автобиографичная картина Федерико Феллини "Амаркорд" также очень точно цитируется. В бесконечном тумане посреди таинственного леса оказывается маленький мальчик:

Из тумана в "Амаркорде" выходят такие же монстры, как и в "Ёжике в тумане", - дуче и его фашистская свита:

Психоделия и расширение сознания

Наконец, невозможно упустить из виду уклон произведения в исследование изменённого сознания. Ёжик по сюжету идёт по лесу к своему другу Медвежонку, но по дороге застревает в фантасмагоричном мире, где бродит в полуобморочном состоянии. На это всячески намекают по ходу мультфильма: неоднократно упоминаются некие "можжевеловые веточки", которые сердобольный друг всё подкидывал в костёр. Существует вид можжевельника, при сгорании выделяющий вещество норпсевдоэфедрин, это стимулятор центральной нервной системы. Если предположить, что события развивались в обратном порядке и Ёжик сначала пришёл к Медвежонку, который уже подкинул "веточек", то перед исследователем представляется картина путешествия психонавта в подсознательное.

Сначала у Ёжика активизировалась двигательная активность: он начинает "идти" к Медвежонку, хотя он всё это время сидит рядом.

Потом окружающий Ёжика мир теряет реалистичность. Цвета становятся тусклыми, вокруг неожиданно образуется густой туман. Возникают акустические эффекты: какие-то голоса, эхо. В темноте проявляются пугающие и яркие визуальные галлюцинации: совы, летучие мыши, улитки, слоны. Норштейн даже смелеет и начинает цитировать бывалого психонавта Хантера С. Томпсона (книга "Страх и ненависть в Лас-Вегасе", вышла за четыре года до "Ёжика в тумане"):

"Вдруг раздался страшный рёв вокруг нас, и небо наполнилось чем-то, что напоминало летучих мышей"

Главной в трипе является сцена в реке. Ёжик впадает в гипнотический транс, разговаривает со сверхъестественным трансцендентным существом, которое доставило сознание Ежика обратно к костру.

Этот крохотный Ежик с крохотным узелком и большой мечтой на вечер - попасть в гости к Медвежонку - один из самых умилительных персонажей советской мультипликации. И самый спорный. Собственно, Ежик был героем не одного мультика, но именно сюжет о том, как он попал в зону тумана, не оставляет равнодушными… взрослых.

Недетский мультик

Вот уже на протяжении нескольких десятилетий родители заявляют, что детвора остается совершенно безучастной к блужданиям Ежика в тумане. Видимо, режиссер и художник подобрали не ту цветовую гамму для мультфильма: какой-то он получился сероватый, мрачноватый и не воспринимаемый детской аудиторией.

Зачастую родителям приходится терзать малыша вопросами о том, что видит Ежик в тумане, куда он идет, почему он свернул в туман. Дети отвечают, но как-то без энтузиазма. А эксперты говорят, что в десятиминутной саге про Ежика слишком много философии, складывается даже впечатление, что сам главный герой - бакалавр какого-нибудь именитого вуза с философским уклоном.

И хоть «Ежик в тумане» признан мультфильмом всех времен и народов, пятилетний малышне смотреть его еще рано, непонятным он остается и для детей 10 лет. Вот лет в 25 уже начинаешь немного осознавать его смысл.

Хотя… Дети детям рознь. Ежик, блуждая в тумане, задает такие же вопросы, которыми может ошарашить своих родителей любой малыш.

Не захлебнется ли лошадь туманом? Это интересует Ежика.

Почему нельзя выбрасывать прокисший водород (перекись водорода)?

Почему Дед Мороз икает и от него пахнет?

Кто собрал Ежику узелок? Это интересует детей. Из трех вопросов - по мультику только один.

Символы и знаки

Сейчас рецензию на этот мультипликационный фильм не пишет разве ленивый. Особенно много чего есть сказать у представителей различных эзотерических течений.

Итак, что видит Ежик в тумане?Дубовый лист, прекрасную белую лошадь, огромную сову, которая, может, и не хочет никому зла, но пугает всех подряд, особенно Ежика, который и так перепуган. Сова в мультике слишком огромна, а также громогласна и несколько нагловата: напоминает тетку с рынка.

Перед взором Ежика также появляются черный слон, улитка и собака.

В каждом из этих существ можно увидеть и мистику, и символ.

Что искал Ежик в тумане? Зачем он полез в эту плотную завесу если ему можно было спокойно обойти туманность по тропиночке и вовремя успеть к Медвежонку?

Но как же? Там, в тумане, - лошадь (в эзотерической трактовке: душа, свет, истина). Вот маленький, слабый, плохо натренированный Ежик и пошел ее искать. Себя пошел искать.

Сова, черный слон - это, как утверждают эксперты, символика проблем и трудностей, даже опасности по дороге к своей душе. Туман - тоже нечто означает, а именно неуверенность в своих силах. Да и сам Ежик с его мягким податливым характером символизирует маленького человека, стремящегося к своей истине изо всех сил, но на каждом шагу поддающегося влиянию извне.

А может, не усложнять?

А с другой стороны, разве не бывает так в природе: животные могут запросто сбиться с пути, заблудиться в тумане и насмотреться там на лошадей, сов и улиток? Только туман и страх делают эти простые образы загадочными и пугающими.

Что видел Ежик в тумане такого, что противоречило бы природе и в которой обычно обитают ежи? Слона разве что. Но это видение могло возникнуть просто за счет тумана и развеяться с первыми лучами, превратившись в обычное дерево.

Именно из-за появления на экране слона и лошади, таких различных по изяществу и окрасу, многие начали критиковать авторов «Ежика» и обвинять их в воспевании посталкогольного синдрома и наркотических глюков.

Да что вы?!! Какой из Ежика алкоголик и тем более наркоман? Милая мордочка и добрая душа. А лошадь и слон - это повод поразмышлять и натолкнуть на размышления других. И еще - чтобы сказка была непохожей на другие «жили-были»...

Что видит Ежик в тумане?Лишь то, что хочет ему показаться, и в том виде, в каком хочет показаться. Остальное - домысел циничных критиков.

Ежик живет на Золотоворотской…

Кто и как ни очернял бы Ежика, а он все равно остается любимцем поколений. Мультфильм смотрят и пересматривают с удовольствием, ведь в нем такая концовка замечательная: Ежик спасся и увидел-таки звезды.

Благодаря этой неординарной анимации в Киеве появилась скульптура «Ежик в тумане». Милое созданье с узелочком в коротеньких лапках «поселилось» на пересечении улиц Золотоворотской и Рейтарской и сразу завоевало популярность среди киевлян и гостей столицы.

Возле Ежика устраивают фотосессии, возле него загадывают желания и просто идут посмотреть. Несмотря на колючки, выполненные из саморезов (в количестве 5000 штук), он не выглядит ощетиненным: та же добрейшая мордочка, те же печальные глаза.

Даже скульптура-Ежик все время пристально смотрит куда-то, наверное, в свой личный туман, в котором блуждает его личная лошадь.

И после не одного просмотра мультфильма, и после посещения скульптуры нам так и не удается понять, что видит Ежик в тумане. Может, выход?

На его фильмах выросло не одно поколение детей. Юрия Борисовича Норштейна можно смело назвать лучшим советским мультипликатором. Сегодня мы уже не можем представить себе советский кинематограф без его прекрасных мультфильмов и ярких персонажей. «Каникулы Бонифация», «Варежка», а еще «Чебурашка», «38 попугаев» и, конечно же, знаменитый «Ёжик в тумане» - все эти работы и множество других создал талантливый художник-мультипликатор Юрий Норштейн. И сегодня, 15 сентября, он отмечает свое 75 летие.

А ведь сегодня мы могли бы и не знать всех этих замечательных мультфильмов, потому что сам планировал для себя карьеру художника.

«Даже несмотря на то, что я встретил на студии многих замечательных режиссеров - это и Цехановский, и Хитрук, Атаманов, Качанов, Иванов-Вано, Дежкин, Полковников и многие другие, - жажда уйти со студии была равна моей нелюбви к мультипликации, потому что мечтал заниматься живописью».

К счастью, Норштейну так и не удалось поступить ни в один из художественных вузов, хотя долгое время он ежегодно подавал документы в разные университеты. Но в один прекрасный день он понял, что его истинное призвание — анимация. И прочитав шеститомник «Сергей Эйзенштейн. Избранные произведения» решил стать режиссером анимационного кино.

Создал десятки любимых всеми персонажей: Чебурашка, Айболит, Удав, лев Бонифаций, Лошарик и многие другие. Но режиссерских работ в карьере Норштейна не так и много — всего шесть. Однако в каждый из этих мультипликационных фильмов режиссер вложил всю душу, создав мультфильмы на все времена.

25-Е, ПЕРВЫЙ ДЕНЬ (1968)

Это дебютная работа Норштейна-режиссера, которая вышла на экраны в 1968 году. Мультфильм посвящен Октябрьской революции и создан на основе произведений художников-авангардистов, которые творили в начале ХХ века. А в качестве названия послужила строчка из стихотворения Владимира Маяковского «Владимир Ильич Ленин».

«25-е — Первый день», моя первая работа (совместно с Аркадием Тюриным), сделана в 1967—1968 годах. Мы задумывали революционно-романтический этюд, в котором живопись русского и европейского авангарда 10-20-х годов соединилась с музыкой великого композитора Дмитрия Шостаковича. Живопись этого времени невероятно кинематографична; в ней скрыта, сжата метафизика времени. Мы делали фильм с ощущением Революции как начала мощного культурного процесса. Нас вдохновлял тот факт, что произведения художников были наполнены идеей обновления мира, творения своей судьбы»

К сожалению, этот анимационный фильм столкнулся с жестокой цензурой, был несколько раз переделан и дошел до зрителя не таким, каким его видел сам Норштейн: из него убрали финал и потребовали заменить некоторые художественные произведения. И хотя этот фильм доставил режиссеру немало проблем, сам Норштейн никогда не жалел об этой первой работе.

СЕЧА ПРИ КЕРЖЕНЦЕ (1971)

Совместно с другим талантливым аниматором Иваном Петровичем Ивановым-Вано режиссер создал свою вторую работу. В основу этого фильма легла легенда из симфонической поэмы Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» о городе, который ушёл под воды озера Светлояр, чтобы избежать монголо-татарского нашествия. Это была сложная и кропотливая работа. При создании ленты, выполненной в технике плоских кукол, аниматоры использовали иконы, фрески и миниатюры XIV—XVI веков.

В итоге этот мультипликационный фильм вышел скорее образовательным, чем развлекательным и был больше понятен взрослым, чем детям. Но работа мультипликаторов была оценена по достоинству и удостоилась многих наград, в том числе на кинофестивалях в Карловых Варах, Загребе, Тбилиси и Нью-Йорке, где был признан лучшей анимационной работой.

ЛИСА И ЗАЯЦ (1973)

Основанный на русской народной сказке в пересказе Владимира Даля, этот мультфильм рассказывает историю Зайца, которого хитрая Лиса выгнала из его избушки, потому что её красивый ледяной дом растаял весной. Но Зайцу на помощь пришло множество других обитателей леса, которые в конечном итоге могли ему вернуть свое жилище. Интересно, что эта безобидная история, тоже вызвала у цензоров вопросы. как-то вспоминал:

«А как они «Лису и зайца» не принимали, то есть, они говорили, что у зайчика еврейские глаза грустные».

Это первая работа режиссера, которую создал совместно со своей женой, художницей Франческой Ярбусовой. В самый последний момент они решили выпустить мультфильм в формате «история в картинках». Кстати, несмотря на незамысловатый сюжет этой истории, сам режиссер считал её философской притчей о том, как теряется вера в правду и справедливость.

ЦАПЛЯ И ЖУРАВЛЬ (1974)

Следующая работа Норштейна также была снята по русской народной сказке в переложении Даля. Это история любви Журавля и Цапли, которые из-за глупых предрассудков и эгоизма не могут пожениться и быть вместе. «Цапля и Журавль» также наполнена глубоким философским смыслом, о том, что не стоит растрачивать свою жизнь на глупые предрассудки.

На момент создания этой работыуже создал вокруг себя сплоченную команду в составе Жуковского, Мееровича и Ярбусовой. А в озвучке этого мультфильма им помог народный артист СССР Иннокентий Смоктуновский, который читал закадровый текст. Как и предыдущие работы Норштейна, «Цапля и Журавль» принес режиссеру множество престижных наград, как на родине, так и за рубежом.

Вряд ли сам Норштейн мог себе представить, какую славу ему принесет этот маленький ёжик. В 2003 году в Токио на мультипликационном фестивале «Лапута» «Ёжик в тумане» был назван лучшим фильмом всех времен по результатам опроса 140 критиков. Он стал визитной карточкой режиссера и принес ему мировое признание. Объясняя на студийном худсовете про что, собственно, история, Норштейн процитировал Данте: «Земную жизнь, пройдя до половины, я очутился в сумрачном лесу…». И действительно, эта простая и короткая история наполнена куда большим глубинным смыслом, чем может показаться на первый взгляд. И, тем не менее, она покорила сердца и взрослых, и детей.

Фильм, поставленный по одноименной сказке Сергея Козлова, это история маленького Ёжика, который идет в гости к своему другу Медвежонку «пить чай и считать звёзды». История сразу же стал хитом, и строчки из фильма можно было услышать везде. Сам же Норштейн о своей работе сказал так:

«Там нет никакой интриги в действии, там нет никакой динамики действия. Вполне вероятно, что в «Ёжик в тумане» произошёл счастливый случай совпадения всех элементов».

СКАЗКА СКАЗОК (1979)

У этого мультфильма нет четкой сюжетной линии. Её главный герой — Волчок из детской колыбельной песенки, в мире которого переплетено одновременно множество различных сказок. Герои появляются и исчезают в воспоминаниях и впечатлениях, стирая грань между фантазией и реальностью. Но, не смотря на это, мультфильм был понятен во всем мире и полюбился всем. Интересно, что здесь Норштейн использовал новаторский и хитрый метод: чтобы создать объемное изображение без компьютера он накладывал кадры в несколько слоёв.

Кстати, в 1984 году в Лос-Анджелесе по результатам международного опроса «Сказка сказок» была признана «лучшим анимационным фильмом всех времен и народов». Спустя двадцать лет этот почетный титул перешел «Ёжику в тумане» оставив «Сказку сказок» На втором месте.

«Меня иногда спрашивают: «А не хотели бы вы снять полнометражный игровой художественный фильм?» Отвечаю просто: «Таких комплексов у меня никогда не было, и нет». Когда режиссёры из игрового кино подходят и, хлопая по плечу, говорят: «Старик, ты уже перерос мультипликацию. Пора браться за серьёзное кино», я удивляюсь. Объясняю им: «Вы неправильно рассуждаете. Это вы не доросли до мультипликации!»

Умение говорить просто о самых сложных вещах – по-настоящему редкий дар даже для очень талантливого художника. Гений Юрия Норштейна давно и безоговорочно признан самыми выдающимися аниматорами и мультипликационными студиями всего мира. Но, как известно, отличительное свойство гения – его необъяснимость, естественным образом подталкивающая нас к бесчисленному множеству субъективных трактовок, мнений и смыслов. И всё же, думается мне, всегда есть надежда подобрать некий универсальный ключ. Что же такое «Ёжик в тумане»? Прежде всего, конечно – замечательный и красочный мультфильм. Это необыкновенно увлекательная история о том, как маленький Ёжик отправляется в гости к своему другу Медвежонку, чтобы выпить вместе чаю с малиновым вареньем, посидеть тёплой ночью у огня и вновь пересчитать все звёзды на небе, справа и слева от печной трубы. На первый взгляд, в этой истории нет даже никакой явной морали или открытого нравоучения. Для любого ребёнка – это только забавное приключение с участием симпатичных зверушек и множеством ярких картинок, демонстрирующих удивительную фантазию невидимого рассказчика. Это лишь вымысел, сказка. Но в чём главная особенность сказки? В том, что она заставляет работать наше воображение, расширяя рамки старой истории до мира неограниченных возможностей, с бесчисленным количеством новых историй, новых персонажей, новых подробностей. Именно поэтому для детей не существует скучных или неинтересных сказок. Воображение всегда способно дополнить любую из них.

Универсальность истории, поведанной Норштейном, заключена уже в сюжете самого мультфильма. Есть некая реальность, привычный мир, в котором мы постоянно существуем. В нём мало интересного и нового, день ото дня здесь происходит одно и то же. С наступлением вечера Ёжик отправляется к Медвежонку привычной дорогой. И вдруг самое обычное явление – туман – заставляет его забыть обо всём привычном и потеряться на давно знакомой тропе. Ёжик оказывается в новом, неизвестном мире, где царят непонятные ему законы. Он открывает новую маленькую вселенную, в которой, по иронии, становится как раз самым маленьким и беззащитным существом. И тут уже вступает в силу фантазия автора, призванная доказать, насколько условны и расплывчаты границы «знакомой» нам реальности. Видимое несовершенство изображения, которое советские мультипликаторы создавали буквально вручную из всех имеющихся средств, давно уже кажется привычным, родным и более того – оригинальным. В этом несовершенстве есть доля необходимой и подкупающей простоты, не мешающей отчётливо увидеть истинную красоту человеческого воображения. И в десятиминутном творении Норштейна она поражает почти в каждом кадре.

Чего стоит уже один только гигантский филин, бесшумно крадущийся за Ёжиком по полю и умильно забавляющийся звуком собственного ухания, эхом доносящегося со дна пустого колодца. В его гротескном облике страшное парадоксальным образом сочетается с комичным, и до самого конца не можешь сказать наверняка – был ли он на самом деле или только привиделся в тумане напуганному Ёжику, чьё воображение так живо нарисовало и силуэт гигантского слона? Была ли летучая мышь, была ли дружелюбная морда собаки с большими висячими ушами? А такая красивая и одинокая белая лошадь? Вроде бы и были, а вроде бы – и нет. Вроде бы и видишь, но страшно поверить. Хочется покрепче зажмуриться, спрятаться, бежать, скорее оказаться в безопасности. Как естественно и как явственно встают перед глазами все эти преувеличенные страхи, как завораживает белая дымка и её нечёткие, полусновидческие образы, как гипнотизирует голос Алексея Баталова и как успокаивает его мягкий и мудрый тон. Приятно вновь ощутить чувство спасительного облегчения, крепко прижавшись к вековому и нерушимому монолиту древесного ствола, чья глубоко сокрытая душа излучает тепло родного очага. Затем оказаться в водах затерянной лесной реки, на чьей ровной и спокойной глади отражаются все звёзды, и плыть по ней, плыть и плыть… Там, под водой, есть кто-то, ты чувствуешь его гладкую и влажную спину. Оно похоже на большого сома, или какую-то невиданную рыбу, или… Впрочем, не хочется этого знать. Есть только смутное предчувствие, что оно – твой друг. И снова мучительно страшно и одновременно – несказанно радостно и легко на душе.

Чтобы попасть в Волшебную Страну, можно долго и упорно преследовать слишком быстрого белоснежного кролика, после чего внезапно упасть в слишком глубокую яму. Можно отыскать в старом доме случайно незапертую комнату, с большим старым шкафом в углу и заглянуть в неё через дверцу. А можно оказаться там и как-нибудь совершенно случайно, находясь в самых обычных обстоятельствах. Главное – свернуть с проторенной дорожки из жёлтого кирпича, сделать всего один шаг в сторону. Пусть дорога эта – самая безопасная, но, двигаясь только по ней, никогда не испытаешь настоящих приключений. Мультфильм Юрия Норштейна действительно рассказывает нам о приключении одного ёжика. И в то же время он напоминает нам обо всех других приключениях, которые могли бы случиться, если бы мы только захотели. Невероятная красота и многообразие выдумки мира ёжика, бродящего в тумане, несомненно – крайне удачный и редкий случай органичного и ёмкого воплощения авторской фантазии, черпающей сложные и многочисленные подробности из внешне простого события. Но куда важнее, что мы живём в мире, где ежедневно происходят сотни подобных событий, чей бесконечный потенциал ускользает от нашего воображения, и «Ёжик в тумане» оказывается лишь одним из многих примеров правильного его применения. Юрий Норштейн же остаётся уникальным художником и создателем бесконечно загадочных, притягательных и магически-завораживающих миров, полных аллегорической красоты всегда узнаваемых и понятных вещей. В череде населяющих их образов словно сокрыта тайна бытия. Пускай понять её невозможно, но так приятно сидеть в ночи у горящей лампады, на брёвнышке, рядом с близким другом, чувствовать себя в безопасности и наслаждаться тишиной, с тревогой и наслаждением вспоминая оставшуюся где-то там, далеко позади белую лошадь. А вдруг она заснёт в тумане?

Всех посмотревших этот культовый мульт Ю.Норштейна можно разделить на две категории: тех, кому он решительно понравился и навсегда запал в душу, и тех, кто счёл тусклые кадры белибердой, а посредственных по исполнению героев подстать их непонятному миру, затянутому блёклой плёнкой туманности смысла. Примечательно, что все, кому ёжик НЕ понравился НЕ понимают, собственно говоря, о чём он, и, следовательно, не считают необходимым разбираться в том, что на их взгляд находится на грани детской наивной изобразительности и вычурного эстетства мультипликаторов. Не раз замечал, что после толкования смысла Ёжика, отношение этих людей к нему меняется на противоположное.

Итак, сначала начнём с ответа на вопрос, так почему же именно этот из тысяч советских мультиков покорил весь мир и встал в зал мультипликационной славы на вечное пристанище. Ответ прост. Дело в том, что картина Норштейна заключает в себе несколько наиболее важных общечеловеческих архетипов, которые представляются нам в виде символов. Поэтому люди с определенном мироощущением и складом ума чувствуют в Ёжике что-то очень близкое их персональному человеческому бытию. Вот и сам Юнг говорит нам об архетипе, как об особенно глубоком уровне бессознательного, выходящего за пределы личности. В мультфильме эти архетипы выражаются посредством символов загробного и потустороннего мира. Они соотнесены с образами и персонажами и вполне укладываются в традиционную трактовку мифологии мультфильма.
...
Поэтому если попробовать интерпретировать сказочную семантику исходя из её мифологических истоков, мы сразу можем сказать, что картина Норштейна представляет собой картину путешествия главного героя сказки сквозь границу двух миров - реального и потустороннего. Я говорю о сказке, так как мульт был основан на основе сказки С. Козлова с одноимённым названием, однако концепт Норштейна существенно превосходит текст в плане образов-символов, восходящих к древнейшим архетипическим образам, которые выявляются в мифах и верованиях, произведениях литературы, наконец, снах и бредовых фантазиях.

Осью мультфильма является как бы переправа в иное царство. Эта переправа - один из самых ярких моментов пространственного движения героя. Если внимательно присмотреться к композиции, то вся земля, по которой идёт ёжик имеет ощутимую округлость, в связи с чем, по мере продвижения героя движется и сама почва под ним. Такая космогоническая точность необычайно важна в нашем контексте.


Всё действие происходит осенью, во время, когда всё земное умирает. Ёжик по замыслу тоже должен умереть, но не в прямом смысле, а как бы символически, совершив путешествие в царство смерти для постижения главной своей истины. После этого почти экстатического откровения его ждёт перерождение и новая жизнь. Это ли не символ циклотационности природы, смены её состояний на нашей планете?
Именно из-за необходимости показать именно ПРИРОДНУЮ сторону и были выбраны звери в качестве героев. Отсюда возникает вопрос: ведь во многих религиях и верованиях путешествие в царство мертвых уготовано только человеку, да и вообще, как звери могут сознавать высшие откровения? В данном случае, Ёжик, ну и все остальные - суть - символы сочетания природного начала и духовного самосознания. А таким качеством обладает только одно существо на земле - человек.

Итак, осень, вечер, сумерки. Окружающее бытие выражает внутреннее состояние героя - такое же серое, сумеречное и предсмертное. Почти сразу после того, как ёжик отправился к Медвежонку, он видит разлитое вещество тумана и чарующие силуэты лошади в нём.

Лошадь - и есть то самое откровение, которое уготовано для нашего туманного путешественника. Без колебаний он спускается всё ниже и ниже, в долину, чтобы посмотреть, что там внутри. Откровение в виде лошади ещё слишком неуловимо, но чисто человеческое любопытство движет вперед. По жанру этот мультфильм можно смело назвать визионерским, но понимание пространства после смерти имеет отношение скорее к самым древним культурам, нежели средневековым или христианским. Так что в отличие от Данте, который тоже решил совершить похожую прогулку, Ёжик не попадает в ад в традиционном его понимании. Этот хронотоп представляется нам через место, где всё земное и привычное вдруг меняет свои характеристики.

Скажем, сова - символ мудрости - ведет себя как сумасшедшая (Ёжик даже говорит ей «псих»). Рыба - существо безмолвное - приобретает способность говорить. Огонь - соединение тепла и света - трансформируется в туманном потустороннем мире в холодный свет светлячков.

Самое главное откровение Ёжика, которое ему предстоит пережить, предстает нам в образе лошади. Она белая - намёк на то, что откровение божественно. Да и сама лошадь по себе - в мифологии символ солярный. Этот солярный конь-огонь становится ночным лунным конем, то есть, природа в нашей сказке тоже меняет знак на противоположный. Стремление Ёжика узнать, что же происходит с лошадью в тумане можно оценивать как внутреннюю необходимость духовного перерождения. Но наш герой ещё не понимает, что рационального познания Лошади как откровения не хватит. И просто «узнать» о ней что-то не будет соответствовать его сверхзадачи. Поэтому-то он и подходит к огромному дубу.

Это не просто дерево, это Древо Жизни, Мировое Древо, в котором соединены все три мира - подземный, земной и небесный. Топографически дерево также проходит сквозь границы трёх миров - хтонического, земного и небесного. Эта «троица» применима и к методам познания. Ёжик находится глубоко потрясённым строением гиганта-дуба, в котором воплощено рациональное, эмпирическое и метафизическое познание. Безбрежность познания (в том числе и абсолюта) показана режиссером Ю. Норштейном в противопоставлении маленького существа - Ёжика, огромному - Дубу, который рассматривается зрительно во вращении (символ движения Вселенной). Рядом с такой альфой и омегой Вселенной он вспоминает об оставленном где-то мешочке с баночкой малинового варения - вещью, взятой из того, земного мира. Этот по всем канонам сказочный предмет приносит ему собака. Собака - существо, являющееся одновременно добрым сказочным животным и помощником, проводником в царство мёртвых (можно сравнить с египетским Анубисом).


На пути в тумане Ёжику встречается Река - важный мифологический символ, элемент сакральной топографии. Река выступает в ряде мифологий в качестве некоего стержня Вселенной, мирового пути, пронизывающего верхний, средний и нижний миры и имеет пограничную функцию, являясь рубежом между этими пространствами. С погружением в реку символизируется познание, с переправой - завершение важного дела, обретение нового статуса, новой жизни. Ёжика несёт вниз по течению, и в самой воде обнаруживается добрый дух, помощник, «безмолвно-говорящая» невидимая рыба. Рыба выносит Ёжика на противоположный берег, на землю, или даже «средний мир», «центр космоса» и «начало жизни». Кстати, если проводить аналогию с традиционной архитектоникой ада и рая, то наша река может походить на знаменитую реку Лету, реку Забвения. Она протекает возле Эдема (Райского Сада), а её воды уносят память о грехах, омывая очистившиеся души. Для Ёжика, это своеобразный порог, ступень в его развитии, когда все старое отброшено и поняты сакральные истины. Помните, Ёжик говорит Рыбе «спасибо», на что она ему отвечает «нет». Это довольно многозначительный момент мультфильма. Слово «нет» имелось в виду как отрицание благодарения Ёжика, так как он САМ выполнил довольно трудную часть работы по собственной подготовке к пониманию истины.

Целью путешествия Ёжика до вхождения в туман была встреча с Медвежонком - они вместе считали звезды или в нашем понимании, символы верхнего мира в архаической мифологии. Этот счёт звезд тоже можно рассматривать как мотив познания. Правда, в сюжете есть также и символическое подтверждение другого сакрального знания - о бессмертии. И ярким образом такого знания является повторяющееся на протяжении всего мультипликационного действия упоминание о сгорании в огне можжевеловых веточках, на которых Медвежонок ставит самовар. С можжевельником, а равно как и с кедром и кипарисом, в мифологических представлениях связаны представления о красоте, бессмертии, неразрушимости и величии. А ещё с ними устойчиво связывается символика смерти и её преодоления как начала вечной жизни. Ёжик настолько потрясен открывшейся для него огромной картиной Вселенной, что практически безучастен к словам и действиям Медвежонка. Ёжик смотрит на огонь и продолжает размышлять об участи белой Лошади в тумане. «Как она там, в тумане?»

Итак, подведём итоги. Мы, прежде всего имеем, как уже выяснилось, не просто ежа в качестве главного героя, но аллегорию на человека, как соединение природного и рационального. Наш герой находится на определённом пороге своей жизни, когда для его сознания уже наступила глубокая осень (не путать со старостью), а он так и не познал божественной Истины. Его сумеречное состояние души стало подстать прохладному вечеру, в который он задумал поход в гости. Но на пути ему встречается глубокое облако густого тумана, символа неизвестности. Чисто человеческое любопытство, ну и желание приблизиться к Откровению (белая Лошадь) движет нашим существом и он делает первый шаг в пелену, то есть, в другой мир. В этом мире всё пугает и кажется фантасмагорически неизвестным сознанию Ёжика. Отчасти - потому что знакомые существа ведут себя наоборот, отчасти - потому что у него нет духовного ориентира, ну или светлого лучика познания. Тропинка приводит его к Дубу - месту единения всех частей Вселенной и месту сочетания всех степеней познания. Ёжик потрясён открывшейся перед ним Истиной мироздания и его цель - уже Откровение (Лошадь), к которому путешественник стал подготовлен. Это ещё один шаг по направлению к преодолению крайнего момента его прежнего бытия, его осенней жизни.

Река Забвения (Лета) смывает с него всё старое и переносит его (с помощью духовного посредника - Рыбы) на другой берег. Так он и выбирается ОТТУДА, но уже преображенным. «Постойте! - скажете вы - а где же то самое Откровение в виде Лошади, познанное Ёжиком?» Отвечаю: это самое Откровение в мультфильме не показано, так как, во-первых, его слишком сложно передать средствами изобразительности, а во-вторых, это самое настоящее таинство, которое может существовать только для одного существа и больше никого. Это таинство отчасти познанное Ёжиком (отчасти - так как полное познание абсолюта невозможно) настолько цепляет его, что он безучастен к словам своего друга Медвежонка, так как продолжает размышление о Лошади. Кстати, наш герой не задаётся вопросом, что это за Лошадь, где она находится и зачем пришла сюда. В первый раз его интересует, «потонет ли Лошадь в тумане?», то есть сможет ли его разум вместить или лучше сказать, объять Откровение или нет. А второй раз (уже после перерождения) Ёжика заботит вопрос, «как она там, в тумане?», то есть, познана лишь часть, а остальное находится за рамкой его рациональной стороны.

В качестве заключения могу сказать, что мультфильм Ю.Норштейна практически напрямую обращается к глубинам человеческого мировосприятия, балансирующим на грани сознания и бессознательного. Для такого мощного посыла, режиссёром был избран эффект несовершенства формы, то есть, её жертвование в пользу содержания. Так что если кто-то говорит, что просто напросто не понимает этот мульт, то он ещё не заходил дальше формы, в туманное пространство архитектоники мироздания.