Урок-презентация «Осенние изменения в жизни растений. Листопад

Методическая работа Взаимодействие с детьми Взаимодействие с родителями
1 этап – подготовительный
Подбор методической литературы по данной теме; подбор детской художественной литературы, наглядного материала; формулировка цели, задач, конечного продукта проекта. Организация прогулок и наблюдений, в ходе которых дети изучали, анализировали состояние объектов ближайшего окружения (участка детского сада). Чтение художественной литературы по теме.
2 этап – реализация проекта
Подбор и проведение дидактических игр; разработка конспектов занятий; практическая помощь в решении задач. Исследование одного из видов осени (ранняя). Беседа с детьми на тему «Осень разноцветная ». Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень ».

Ведение календаря природы.

Чтение художественной литературы, стихов, загадок, примет осени. Заучивание стихов;

Дидактические игры. Занятия по изобразительной деятельности;

Выставка «Золотая осень ».

Написание докладов о деревьях нашего края;

сбор листьев, цветов; составление осеннего гербария;

заучивание стихов об осени, пословиц;

составление рассказов об осени.

3 этап – подведение итогов
Подготовка к презентации Подготовка и проведение развлечения «Что нам осень принесла ». Участие родителей в подготовке и проведении праздника.

Приложение

Конспект когнитивной непосредственно-образовательной деятельности

Тема: Ранняя осень

Цель: уточнить и закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе и труде людей, уточнить приметы осени, напомнить детям название осенних месяцев, уточнить знание о других временах года. Учить соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года, развивать слуховое внимание, быстроту мышления.

Картина с изображением осеннего пейзажа, предложить внимательно рассмотреть и ответить, какое время года на ней изображено. Уточнить, что значит ранняя осень, почему желтеют листья.

Воспитатель. Предлагаю отправиться в путешествие, не простое, волшебное. На ковре – самолете. Я вижу, что вы готовы отправиться в путь, но прежде чем это сделать, давайте вспомним, какое сейчас время года. А какая погода на улице. Держитесь за руки, чтобы не упасть, мы летим.

Первая остановка «Солнечная »

Какое солнце сейчас?
Какое солнце было летом?
Что стало с солнцем?
Почему оно стало хуже греть?
Почему оно меньше светит?
Какое солнце будет зимой?
Что было бы, если бы солнце светило всегда?

Вторая остановка «Дождливая »

Какой бывает дождь?
На что похож дождь?
Какой дождь бывает летом, осенью, зимой?


Третья остановка «Лиственная »

Почему листья желтеют?
Почему облетают?
Что будет, если листья не пожелтеют и не опадут с деревьев на зиму?
С чем можно сравнить осенние листья?
Как называется явление, когда падают листья?

Четвертая остановка «Осенняя »

Воспитатель. А на этой последней остановке мы с вами постараемся понять, что же происходит с природой, когда приходит осень.

С чего начинается осень?
Как изменяется долгота дня?
Что приходит с холодами?
Что происходит, когда исчезают насекомые?
Что происходит с животными?
Что случается после того, как медведь засыпает в своей берлоге?

Воспитатель. Ребята, осень – это хорошо или плохо?

Держитесь крепко за руки, мы летим в детский сад.

Бродит в роще листопад по лесам и кленам.
Скоро он заглянет в сад золотистым звоном.
Соберем из листьев веер яркий и красивый.
Побежит по листьям ветер легкий и игривый.
И послушно листьям вслед птицы улетают.
Значит, лета больше нет, осень наступает.

Прогулка

Цель: закрепить представления о сезонных изменениях в природе. Развивать наблюдательность, любознательность, творческую активность. Воспитывать любовь к природе, учить беречь ее и охранять.

Воспитатель. Сегодня мы с вами пойдем в гости к нашим друзьям – деревьям. Мы возьмем с собой хорошее настроение, шутки, смех и стихи, которые мы выучили.

Посмотрите, изменились ли деревья? Где листья изменили свою окраску раньше – на верхних или на нижних ветках? Почему?

Воспитатель. Давайте, сравним дерево с человеком.

Похожи деревья на людей?
У человека есть туловище, а что вместо туловища у дерева?
У человека есть кожа. А у дерева?
У человека есть руки. А у дерева?
У человека есть ноги. А у дерева?
Для чего человеку туловище? Кожа? Руки? Ноги? А дереву для чего?

Воспитатель. Вот видите, как много у нас общего с деревьями. А главное человек рождается, растет, стареет. И дерево тоже рождается, растет, стареет. И человек и дерево – живые существа. Скажите, а соседи и друзья есть у дерева? Они изменились или остались такими, какими были летом? Значит, к зиме готовятся все, и деревья, и птицы, и звери и насекомые.

А что такое лес? Лес – это большой дом. Главными в лесу являются деревья. Они кормят всех обитателей, укрывают, защищают. Для зверей, птиц, насекомых лес – родной дом. А для человека – друг.

Много леса – не губи.
Мало леса – береги.
Нет леса – посади.

07.04.2015 19:31

Актуализация темы:

Цель работы: изучить причины изменения окраски листьев у деревьев и

кустарников перед листопадом.

Задачи:

в осенний период.

изменяют окраску.

Объект исследования:

Предмет исследования: изменение окраски листьев у деревьев и

кустарников.

Гипотеза: Я предполагаю, что листья меняют окраску на деревьях и кустарниках, потому что дерево заболело или листья боятся холода.

Практическая значимость

Новизна

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Почему осенью листопад"»

Муниципальное общеобразовательное казенное учреждение средняя общеобразовательная

школа посёлок Лёвинцы Оричевского района Кировской области

VII районная конференция исследовательских работ и проектов младших

школьников «Я познаю природу»

ПОЧЕМУ ОСЕНЬЮ ЛИСТОПАД

Выполнила работу: ученица 4 класса

Мальцева Александра

Руководитель: Чагина Елена Евгеньевна,

учитель начальных классов

пгт. Лёвинцы

Введение …………………………………………………… I.Литературный обзор ………………………………………

1.1 Причины изменения окраски листьев у деревьев и кустарников

1.2 Листопад у лиственных деревьев и кустарников …………

1.3 Особенности листопада у разных деревьев и кустарников …

II. Методы исследования

2.1 Этапы работы

2.2 Методики исследования

III. Результаты исследования

Проведение исследований по извлечению пигментов из растительного материала, результаты опытов……

Список литературы …………………………………………….

Приложение …………………………………………………

Введение

Актуализация темы:

Мне всегда было интересно узнать, откуда у осени столько ярких разнообразных красок. Ведь летом все листья зелёного цвета. Почему именно осенью листва меняет окраску, и листья становятся жёлтыми, красными, багровыми. На уроке «Окружающий мир» мы изучали сезонные изменения в природе. Принесли с экскурсии много разноцветных листьев. А вот ответа, почему все листья разной окраски, я так и не получила, тогда решила самостоятельно это выяснить.

Цель работы: изучить причины изменения окраски листьев у деревьев и кустарников перед листопадом.

Задачи:

1. Изучить литературу по теме.

2. Провести наблюдения за окраской лиственных деревьев и кустарников

в осенний период.

3. Исследовать, почему осенью листья на деревьях и кустарниках

изменяют окраску.

4. Выяснить, почему деревья и кустарники сбрасывают на зиму листья.

Объект исследования: опавшие листья деревьев и кустарников.

Предмет исследования: изменение окраски листьев у деревьев и кустарников.

Гипотеза: Я предполагаю, что листья меняют окраску на деревьях и кустарниках, потому что дерево заболело и листья боятся холода.

Практическая значимость : умение самим добывать информацию по нужной теме, находить применение полученным знаниям в повседневной жизни, развитие эстетического вкуса, интереса к экологическим проблемам.

Новизна работы заключается в том, что таких исследований в нашей школе ещё никто не проводил, материала в литературе по данной теме недостаточно.

I Литературный обзор

1.1 Что такое листопад

Листопад - естественное опадание листьев у древесных растений и кустарников осенью, связанное с подготовкой растений к зиме и вызванное изменением длины дня. Лишь у немногих (напр., дуб) листья засыхают и постепенно разрушаются; обыкновенно листья, предварительно потерявшие зелёный цвет и ставшие жёлтыми и красными, опадают. Листья могут опадать массой в определённый период или постепенно, по одному в течение длительного времени. Если растение на какой-либо срок теряет все листья, их называют листопадными. Вечнозелёные растения несут листья круглый год, сменяя их периодически 1 .

1.2 Основные осенние сезоны

Осень – одно из четырёх времён года, между летом и зимой. Осень – переходный сезон, когда заметно уменьшение светового дня и постепенно понижается температура воздуха.

Условно осень делится на четыре подсезона.

1 подсезон – начало осени. Начинается с появления первых жёлтых прядей в кронах берёз, лип, вяза, а заканчивается он тогда, когда число расцвеченных и зелёных листьев становится примерно равным, что чаще бывает в последней декаде сентября.

2 подсезон – золотая осень. Длится приблизительно с конца сентября по середину октября. В течение него листва на деревьях всё сильнее желтеет и начинается интенсивное опадение листвы. Постепенно оголяются леса.

3 подсезон – глубокая осень (октябрь). С окончанием листопада у берёзы, осины и вяза начинается и длится глубокая осень. Она продолжается до первого снега (не летящего в воздухе, а того, что хотя бы на день или ночь покроет землю).

4 подсезон – предзимье (первая половина ноября). Последний осенний подсезон, являющийся одновременно переходом к зиме, за что и получил своё название. 2

1.3 Зелёный цвет листьев

Летом все деревья имеют одну окраску – зелёную. А вот осенью те же самые листья приобретают различную окраску. Откуда берутся эти цвета?

Оказывается, листья зелёного цвета потому, что в них содержится особое вещество – хлорофилл. Учёные назвали это вещество хлорофиллом (от греческих слов «хлорос» - зелёный и «филлон» - лист). Хлорофилл считают зелёной кровью растений. Он как будто крошечная кухня внутри каждого листочка! Эта кухня помогает превратить солнечный свет и воду в питание для растений. Наука доказала, что без зелёного листа не только не может жить растение, но не было бы и вообще жизни на Земле. Оказалось, что в клетках листа происходят важнейшие превращения воды и углекислого газа в сахар и крахмал. При этом листья выделяют кислород, которым дышит всё живое на планете. Великий русский учёный Климент Аркадьевич Тимирязев называл лист великой фабрикой жизни. Большую часть жизни Тимирязев посвятил исследованиям хлорофилла. В своей книге «Жизнь растения» он на ярких примерах показал, как питается, растёт, развивается и размножается зелёное растение. Хлорофилл играет главную роль в фотосинтезе. 3 Процесс фотосинтеза можно изобразить вот такой простой формулой.

ВОДА + УГЛЕКИСЛЫЙ ГАЗ СВЕТ = ГЛЮКОЗА + КИСЛОРОД

ХЛОРОФИЛЛ

Листья кажутся нам зелёными от большого количества хлорофилловых зёрен, расположенных в листе. Вместе с хлорофиллом в листе есть и другие пигменты 4 - КАРОТИНОИДЫ (жёлтый и оранжевый цвет), АНТОЦИАН (красный цвет и багровый). Хлорофилл в живом листе постоянно разрушается и снова образуется.

Но это происходит только на свету. Поэтому летом, когда солнце светит долго, образование хлорофилла не отстаёт от его разрушения. И лист всё время остаётся зелёным. В это время другие пигменты «дремлют». К концу лета - началу осени дни становятся короче. Деревья чувствуют приближение холода и начинают готовиться к зиме. Света растения уже получают меньше. Хлорофилл днём разрушается, а ночью не успевает восстановиться. Зелёный свет в листе убывает, и заметным становится жёлтый, багряный или красный оттенок. Это зависит от того, какое красящее вещество находится в вянущем листе. Деревья и растения подготавливаются к зиме, и дают нам возможность каждый раз восхищаться их прекрасным разноцветьем. 5

II . Методы исследования

2.1. Этапы работы

1 этап – подготовительный : постановка проблемы, выбор объекта, изучение территории, знакомство с методиками и литературой.

2 этап – экспериментальный : проводился сбор опавших листьев на территории пришкольного участка. Определение незнакомых листьев по атласу-определителю, проведение опытов по окраске листьев.

3 этап – аналитический : анализ результатов исследований, выяснение почему листья изменяют свой цвет в осенний период, экспериментальным путём выяснение от чего зависит окраска листьев на деревьях и кустарниках, выделение растительных пигментов.

4 этап – отчетный : оформление исследовательской работы.

5 этап – информационный : с результатами работы были ознакомлены ученики нашего класса и участники районной конференции.

2.2 Методы работы

2.2.1 Опрос одноклассников о причинах изменения окраски листьев.

2.2.2 Наблюдения за изменением окраски листьев в разные подсезоны

2.2.3 Сбор опавших листьев деревьев: берёзы повислой, клёна

американского, осины, рябины, ольхи серой; кустарников: шиповника

майского, сирени, аронии (черноплодной рябины).

2.2.4 Проведение опытов по изменению окраски листьев

Опыты № 1,2 Выделение из листьев сирени хлорофилла

Опыты № 3,4 Выделение из листьев краснокочанной капусты антоциана

III . Результаты исследования

3.1 Результаты опроса одноклассников

Я прочитала в атласе-определителе А.А. Плешакова «От земли до неба» сведения о каждом дереве и кустарнике, который буду изучать, и провела опрос среди одноклассников, пытаясь выяснить, что они думают об изменении окраски листьев перед листопадом.

Опрос одноклассников по теме: «Почему листья меняют окраску?»

3.2 Изменение окраски листьев у деревьев и кустарников в разные

подсезоны осени

Растение

1 подсезон

2 подсезон

3 подсезон

4 подсезон

Берёза повислая

первые жёлтые листочки

обильное пожелтение листвы

окончание листопада

Клён американский

багряный цвет листьев

опадение листвы

жёлтые и ярко-красные листья

окончание листопада

первые красные листочки

обильное покраснение листвы

опадение листвы

Ольха серая

не меняют окраски листья

не меняют окраски листья

не меняют окраски листья

окончание листопада

Шиповник майский

первые красные листочки

обильное покраснение листвы

опадение листвы

не меняют окраски листья

не меняют окраски листья

не меняют окраски листья

окончание листопада

пурпурно-красный цвет

опадение листвы

Вывод:

3.3 Результаты опытов

ОПЫТ № 1

Оборудование и материалы: лист сирени, спирт, колба

Ход работы : для опыта взяла лист сирени, т. к. в нём есть только один пигмент – хлорофилл. Положила в колбу, залила спиртом и стала наблюдать за происходящим. Через 5-7 минут на нём появились тёмные пятнышки. В том месте, где листочек был немного надорван, появился светло-зелёный цвет. Спирт приобрёл светло-зелёный оттенок. Я ждала ещё 20 минут, но цвет ярче не стал.

Вывод: изменение цвета спирта произошло потому, что хлорофилл растворяется в спирту.

ОПЫТ № 2 Выделение из листьев сирени хлорофилла

Оборудование и материалы: лист сирени, спирт, колба, чашка, штатив, сухое горючее, поднос, спички

Ход работы : теперь я колбу со спиртом, в которой уже лежал лист сирени, решила нагреть на водяной бане. Когда вода в чашке нагрелась,

спирт стал окрашиваться в зелёный цвет. Через 5 минут спирт полностью изменил свою окраску

Вывод: хлорофилл растворяется в спирту, а при нагревании этот процесс происходит быстрее. Крепкая спиртовая вытяжка из зелёных листьев на свету выглядит изумрудно-зелёной.

(Приложение №1)

ОПЫТ № 3

Оборудование и материалы: листья краснокочанной капусты, кастрюля, ложка, 9% уксусная кислота

Ход работы: для опыта взяла листья краснокочанной капусты, т. к. в них есть – антоциан, положила в кастрюлю, поставила на огонь. Когда вода закипела, появился бирюзовый оттенок. Затем цвет воды стал более насыщенным. Я капнула прямо в кастрюлю несколько капель 9% уксусной кислоты и вода в кастрюле приобрела два разных оттенка. Там, куда попала кислота, вода стала розовой, а вторая часть воды осталась бирюзовой. Я помешала ложкой воду в кастрюле, и вода стала ярко - розового цвета. Я достала ложкой листочек капусты и увидела, что сейчас он не фиолетовый, а бледно- жёлтый. На проведение опыта я потратила 15 минут.

Вывод: в листьях краснокочанной капусты есть антоциан, который придаёт листьям розовую окраску.

ОПЫТ № 4 Выделение из листьев краснокочанной капусты антоциана

Оборудование и материалы: листья краснокочанной капусты, стеклянная кастрюля, тарелка, стакан, 70% уксусная кислота

Ход работы: взяла 3 листа краснокочанной капусты, положила в кастрюлю с водой и поставила на огонь. Когда вода в кастрюле закипела, вода стала менять цвет. Сначала она окрасилась в светло-голубой цвет, затем вода стала зеленоватого оттенка, на листьях появились белёсые пятна. Я решила подольше поварить листья, через 20 минут они стали тёмно-зелёного цвета, а вода приобрела грязно-красный оттенок. Я перелили воду в стаканчик, капнула несколько капель 70% уксусной кислоты, и вода окрасилась в ярко-красный цвет.

Вывод: этот опыт доказывает, что в листьях растений есть пигмент – антоциан, который придаёт воде красную окраску.

(Приложение № 2)

Общие результаты исследования листьев на предмет выделения пигментов:

опыты

проведение

результаты

вывод

Опыт №1

с листьями сирени

лист сирени опустили в спиртовый раствор

спирт окрасился в светло-зелёный цвет

хлорофилл растворяется в спирту

Опыт №2

с листьями сирени

колбу со спиртом нагревали на водяной бане

спирт приобрёл изумрудно-зелёный цвет

хлорофилл при нагревании

растворяется в спирту быстрее

Опыт №3

листья капусты кипятили в воде, капнули 9% уксусной кислоты

вода окрасилась в розовый цвет

из листьев капусты выделился антоциан

Опыт №4

с листьями краснокочанной капусты

листья капусты кипятили в воде, воду перелили в стакан, капнули 70% уксуса

вода окрасилась в ярко-красный цвет

из листьев капусты выделился антоциан, чем сильнее раствор кислоты, тем ярче цвет

Выводы по результатам исследования:

    Изучив литературу по теме, я узнала, что листопад - это естественное

опадание листьев у деревьев и кустарников, связанное с подготовкой к зиме.

2. Провела наблюдения за окраской листьев деревьев и кустарников осенью и

увидела, что листья окрашены по-разному.

3. Проведя опыты, узнала, что изменение окраски листьев зависит от того,

какой пигмент, кроме хлорофилла, есть в листе.

4. Выяснила, что деревья и кустарники сбрасывают листву, чтобы выжить в

зимний период.

Моя ПЕРВАЯ ГИПОТЕЗА о том, что осенью деревья болеют, и поэтому меняют окраску листьев, не подтвердилась. Но я поняла, что осенняя окраска листьев зависит от того, какой пигмент, кроме хлорофилла есть в листьях.

Моя ВТОРАЯ ГИПОТЕЗА о том, что листья боятся холода и поэтому осенью облетают, тоже не подтвердилась. Но я узнала, что деревьям и кустарникам выгодно сбрасывать листву, чтобы выжить в холодную зиму. Окраска листьев зависит от наличия того или иного пигмента, содержание, которого зависит от длины светового дня.

Список литературы

    Плешаков А. А., От земли до неба. Атлас-определитель [текст]/

М.: Просвещение, - 1998.- 84-91 с.

    Дитрих А., Юрмин. Г., Почемучка. Детская энциклопедия [текст]/

М.: Педагогика-пресс, - 1993. – 182-184 с.

    Детская энциклопедия. Лес [текст]/ - 2003 - № 8. – 24-40 с.

    Граубин Г., Почему осенью листопад [текст]/ М.: Малыш, - 1985. -

    Куркова С. СМ., Сидоренко В. Н. Окружающий мир [текст]/ М.:

Паритет, - 2004. – 27-28 с., 128-129 с.

    Кожевников А. В., Весна и осень в жизни растений [текст]/ М.: Владос, -1983. – 57-59 с.

7. Детская энциклопедия. Мир леса [текст]/ М.: Махаон, 2008. 44-45 с.

8. Сайты в Интернете: www. mne-interesno.su/library/articles/28.xhtml

http://www.countrysideliving.net/ART_Aut

slovari.yandex.ru

Материал из Википедии – свободной

энциклопедии

Приложение № 1

ОПЫТ № 1 и № 2 Выделение из листьев сирени хлорофилла

Рис.1 Рис.2

Приложение № 2

ОПЫТ 3 Выделение из листьев краснокочанной капусты антоциана

Рис.1 Рис.2


Рис.3 Рис.4

Рис.5

ОПЫТ № 4 Выделение из листьев краснокочанной капусты антоциана

Рис.1 Рис.2

Рис.4

1 slovari.yandex.ru

2 Материал из Википедии – свободной энциклопедии

3 Фотосинтез - процесс образовария в зелёных листьях питательных веществ на свету.

4 Пигменты – органические соединения, которые есть в клетках растений и окрашивающие их.

5 www.mne-interesno.su/library/articles/28.xhtml

Абдрахманова Роза
Экологический мини-проект «Осень золотая»

Экологический мини- проект

«Осень золотая »

Аннотация

Актуальность

Огромную роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях, что в свою очередь способствует развитию любознательности. Одно из определений любознательности в «Словаре по общественным наукам» звучит, как «активный интерес к окружающему миру, к явлениям, к людям» , и задача педагогов развивать это «активный интерес» .

Экологическое образование будет более эффективным, если изучать природу не только по картинкам и фотографиям, но и через эмоциональное восприятие деревьев, трав, закатов, рассветов, через прямой контакт ребенка с природой.

В любом городе, поселке есть интересные для наблюдений природные объекты : деревья, травы, насекомые, птицы. Изучать их лучше в процессе проектно-исследовательской деятельности - это один из перспективных и эффективных методов обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, практические умения, в данном случае в области экологического воспитания . В своей работе с детьми старшего дошкольного возраста мы использовали метод проектной деятельности с целью развития у них интереса к изучению природы, так как этот возраст характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности.

Практическая значимость : Данный проект может быть использован в работе с детьми 5-7 лет на занятиях по развитию речи, по ознакомлению с окружающим миром, по ознакомлению с художественной литературой, по изобразительной деятельности. Структура и содержание проекта отражает его познавательную направленность.

Инновационная направленность : Эффективнее изучать природу через эмоциональное восприятие деревьев, трав, закатов, рассветов - через прямой контакт ребенка с природой.

Степень распространения : Проект представлен на муниципальной методической выставке «Ступеньки в мир природы» (3 место)

Разработчик : Абдрахманова Р. И., воспитатель 1 квалификационной категории МБДОУ «Владимировский детский сад»

Тип мини-проекта : познавательно-творческий.

Характер мини-проекта : краткосрочный.

Сроки проведения : сентябрь-ноябрь.

Участники мини-проекта : дети старшей группы, воспитатель.

Цель мини-проекта : развитие интереса к изучению природы в осенний период времени .

Задачи мини-проекта :

Образовательные :

Закрепить умения устанавливать связь между признаками в природе и умения отстаивать свою точку зрения, делать выводы. Формировать у детей интерес к изучению природы в осенний период времени через различные виды деятельности :

Познавательную;

Чтение художественной литературы;

Коммуникативную;

Исследовательскую;

Трудовую;

Игровую.

Воспитательные :

Привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умений видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;

Воспитание желания и умений сохранять окружающий мир природы;

Воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды.

Развивающие :

Развитие умений наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;

Развитие умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;

Охрана и укрепление здоровья детей, развитие навыков здорового образа жизни.

Основные направления работы с детьми :

Совместная деятельность взрослых и детей;

Организованные формы обучения в процессе НОД;

Наблюдения, прогулки, беседы, праздники;

Художественная деятельность.

Методический инструментарий :

Конспекты занятий, экскурсий, бесед, прогулок, праздников;

Подборка детской литературы по познавательному направлению;

Методическая литература.

Этапы реализации мини – проекта .

Подготовительный этап

1 Накопление информационной базы по изучаемой проблеме : изучение познавательной и методической литературы; статьи в журналах «Дошкольное воспитание» , «Ребенок в детском саду» . Сентябрь

2 Подготовка литературы для детей об осени .

Сентябрь

3 Подготовка оборудования для оформления стенда «Золотая осень » (картинки с изображением растений, животных, природных явлений, которые можно наблюдать на участке детского сада).

Сентябрь

Основной этап

1 Проведение занятий по теме :

НОД «Ранняя осень » , «Природа и человек» ;

НОД «Дары осени » (фрукты, овощи, «Листопад, листопад - листья желтые летят» ;

«Улетают журавли» , «Как звери готовятся к зиме» (см приложение №1) ;

Путешествие в осенний лес »

Сентябрь

2 Дидактические игры и упражнения с природными материалами : «Раз, два, три к кустику беги!» , «С какого дерева листок?» , «Детки на ветке» , «Найди такой же» ,

«Мы - осенние листочки » , «Летает – не летает» , «Найди, что опишу» Сентябрь - ноябрь

3 Наблюдение во время прогулки :

За живой и неживой природой осенью ;

За изменениями осенней погоды ;

Сентябрь - ноябрь

4 Организация выставки творческих работ детей :

«Золотая осень »

«Дары осени » (см приложение №2) Сентябрь - октябрь

5 Чтение художественной литературы по теме :

Пословицы, поговорки, загадки об осени .

Чтение и заучивание стихотворений об осени : Ю. Тувим «Овощи» , А. Пушкин «Уж небо осенью дышало… » , А. К. Толстой «Осень , обсыпается весь наш бедный сад…» .

Чтение детям : И. Соколов- Микитов «Листопадничек» Сентябрь - ноябрь

6 Экскурсия в осенний парк (см приложение №3) Октябрь

7 Сбор семян растений и их листков для поделок Октябрь

8 Слушание : П. И. Чайковский «Времена года» .

Разучивание песен об осени . Октябрь - ноябрь

Заключительный этап

1 Развлечение : праздник осени «Репка» (см приложение №4) Ноябрь

Предполагаемый результат :

Формирование основ экологической культуры дошкольников через практическую деятельность с живыми объектами, наблюдения, опыты, исследовательскую работу и работу с дидактическим материалом;

Осознание детьми знаний о том, что растения и животные – это живые организмы;

Формирование знаний о значении живой и неживой природы в жизни человека;

Показ положительного и отрицательного влияния человека на окружающий мир.

Литература :

Журавлева В. Н. Проектная деятельность старших дошкольников – Волгоград : Учитель, 2009. – 202 с.

Нищева Н. В. Пректный метод в организации познавательно – исследовательской деятельности в детском саду – ООО «Издательство «Детство – Пресс» , 2013. – 304 с.

Павлова Л. Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению детей 4 – 7 лет с окружающим миром – Издательство Мозаика – Москва, 2012

Проект на тему "Мое любимое время года - осень" делают во всех классах начальной школы. В 1 и 2 классах проект содержит стихи, загадки, пословицы и поговорки о временах года. В 3 - 4 классе добавляются наблюдения за изменениями в природе и в животном мире, связанные с особенностями осени.

Проекты бывают коллективные и индивидуальные. Иногда детям дают задание приготовить страницу проекта с загадками или приметами и т.д.

Если ваш ребенок получил в школе такое домашнее задание, то ему можно предложить выполнить проект в следующей форме:

  1. Презентация (PowerPoint), на флешке
  2. Документ Word, распечатанный на листах формата А4
  3. Творческая работа, выполненная своими руками (пример таких работ представлен ниже)

Для самостоятельного выполнения проекта вам понадобятся:

Загадки про осень

Пусто в поле, дождь идёт.
Ветерок срывает листья.
С севера туман ползёт,
Тучи грозные нависли.
Птицы движутся на юг
Чуть крылом касаясь сосен.
Догадайся, милый друг,
Что за время года? - ...
(Осень)

Пришла без касок и без кисти
И перекрасила все листья

Листья желтые летят,
Падают, кружатся,
И под ноги просто так
Как ковер ложатся!
Что за желтый снегопад?
Это просто...
(Листопад)

Листья желтые летят,
Падают, кружатся,
И под ноги просто так
Как ковер ложатся!
Что за желтый снегопад?
Это просто...
(Листопад)

Пословицы и поговорки про осень

Сентябрь без плодов не бывает.

Осенью и у кошки пирог.

Весна цветами красна, осень снопами.

Осенью и у воробья пир.

В ноябре снег надует - хлеба прибудет.

Осень хвастлива, а весна справедлива.

Весна дает цветы, а осень - плоды.

Осень пришла, урожай принесла.

Осень прикажет, весна свое скажет.

От осени к лету повороту нету.

Осень идет и за собою дождь ведет.

Осень велика, зима долга.

Осень - собериха, зима - подбериха.

Осень - погод восемь.

Осенний мороз не выдавит слез, а зимние морозы - из глаз слезы.

Осенний дождь мелко сеется, да долго тянется.

Стихи про осень

ОСЕННИЕ ЛИСТОЧКИ

Листочки танцуют, листочки кружатся
И ярким ковром мне под ноги ложатся.
Как будто ужасно они занятые,
Зелёные, красные и золотые...
Листья кленовые, листья дубовые,
Пурпурные, алые, даже бордовые...
Бросаюсь я листьями вверх наугад -
Я тоже устроить могу листопад!
Ю. Каспарова

ОСЕННЕЕ УТРО

Жёлтый клён глядится в озеро,
Просыпаясь на заре.
За ночь землю подморозило,
Весь орешник в серебре.

Запоздалый рыжик ёжится,
Веткой сломанной прижат.
На его озябшей кожице
Капли светлые дрожат.

Тишину вспугнув тревожную
В чутко дремлющем бору
Бродят лоси осторожные,
Гложут горькую кору.

Улетели птицы разные,
Смолк их звонкий перепев
А рябина осень празднует,
Бусы красные надев.
О. Высотская

Осень

В ЛЕСУ

Кружат листья над дорожкой.
Лес прозрачен и багрян...
Хорошо бродить с лукошком
Вдоль опушек и полян!

Мы идём, и под ногами
Слышен шорох золотой.
Пахнет влажными грибами,
Пахнет свежестью лесной.

И за дымкою туманной
Вдалеке блестит река.
Расстелила на полянах
Осень жёлтые шелка.

Через хвою луч весёлый
В чащу ельника проник.
Хорошо у влажных ёлок
Снять упругий боровик!

На буграх красавцы клёны
Алым вспыхнули огнём...
Сколько рыжиков, опёнок
За день в роще наберём!

По лесам гуляет осень.
Краше этой нет поры...
И в лукошках мы уносим
Леса щедрые дары.
А. Балонский

ОСЕНЬ

Стало вдруг светлее вдвое,
Двор как в солнечных лучах -
Это платье золотое
У берёзки на плечах.

У калины и рябины
Вьются стаями дрозды...
Под окошком георгины
Красотой своей горды.

Утром мы во двор идем -
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят... летят... летят...

Пролетают паутинки
С паучками в серединке,
И высоко от земли
Пролетели журавли.

Всё летит! Должно быть, это
Улетает наше лето.
Е. Трутнева

Краски осени

Ах как щедра осень на краски,
На прохладу и аромат.
Листья царственно, словно в сказке,
Над остывшей землею парят.

Я люблю эту грустную пору,
Воздух свежий прозрачен и чист,
Дым из труб поднимается в гору,
Утром иней в траве серебрист.

С каждым днем всё прозрачней деревья,
Мягче всё под ногами ковер.
И волшебница осень слагает
Из листвы разноцветный узор.

Скоро явятся в гости морозы
И укроются снегом поля,
А пока я рисую березы
В ярком золоте янтаря.

Олеся Лыкова

Приметы осени

Теплая осень - к долгой зиме.

Гром в сентябре - к теплой осени.

Большой урожай рябины - к большим морозам.

Гуси полетели – скоро выпадет снег.

Поздний листопад - к суровой и продолжительной зиме.

Бабье лето ненастно - осень сухая, бабье лето сухое - осень мокрая.

Если журавли летят высоко, не спеша и "разговаривают", будет стоять хорошая осень.

Много желудей на дубе - к лютой зиме.

Если птицы перелётные высоко летят по осени, так и снегу много будет, а низко - мало снегу будет.

Если орехов много, а грибов нет - зима будет снежная и суровая.

Белки делают большой запас орехов - жди холодной зимы.

Сезонные изменения в жизни растений осенью.

Самой главной приметой осени является листопад. Листопад - это биологический процесс сбрасывания листвы растениями, который способствует приспособлению их к суровым условиям зимы.

Желтые листья - сигнал засухи. Неужели может быть засуха в сентябре? Неужели дереву воды не хватает?

Воды - то много, да взять ее дерево не может. Осенью земля стала холодной, а холодную воду корни всасывать не могут. В лесу начался листопад. У лиственных деревьев осенью изменяется окраска листьев, они засыхают и опадают.

Сезонные изменения в жизни животных и птиц осенью.

Птицы, которые не способны обеспечить себя пищей в зимних условиях, улетают в теплые края, где они находят обильный корм. Это перелетные птицы, они в основном питаются насекомыми.

Такие животные, как лисы, волки, зайцы меняют шерсть на более густую и теплую, а белка, заяц и горностай меняют еще и цвет. Заяц становится белым, чтобы быть незаметным на снегу не попасть хищникам в лапы, а горностай, чтобы быть менее заметным при охоте.

Млекопитающие, не способные к добыванию корма в зимних условиях, впадают в спячку. Перед спячкой животные усиленно питаются, накапливая жиры. В спячку впадают медведи, барсуки, ежи, летучие мыши.

Подготовка животных к зимовке начинается еще летом. Установлено, что основным условием сезонных изменений является изменения в продолжительности дня. Изменения длины дня в течение года служат сигналом для животных.

по биологии на тему «Осенние явления в природе».

Выполнила ученица 5 А класса Чухманова Эвелина.

Цель работы: провести наблюдения за изменениями в живой и неживой природе осенью и сделать вывод.

Оборудование: тетради для записей, ручка, фотоаппарат для снимков растений.

План проекта: 1. Изменения осенью в неживой природе.

2. Изменения у растений.

3. Изменения у животных.

    Изменения осенью в неживой природе.

Осенью длина светового дня становится короче и температура воздуха понижается. Солнце стало меньше светить, стало больше осадков. По утрам, вечерам и ночью наступают заморозки.

Загадка: Крупно, дробно зачастил,

Всю землю напоил. (Дождь).

Приметы: Если ветер северный - к стуже, южный - к теплу.

Красный закат солнца - к ветру.

Гром в сентябре предвещает тёплую и долгую осень.

    Изменения у растений.

Сначала у растений созревают плоды, затем листва меняет свою окраску, подземная часть растения подсыхает, начинается листопад. Его причиной является слой камбия, который препятствует прохождению питательных веществ к листовой пластинке, процессы жизнедеятельности замедляются, затем прекращаются....начинается листопад - золотая осень!

Раньше всех теряют листья липа берёза и вяз. У одних деревьев, например у липы и тополя, первыми опадают листья больших нижних ветвей, постепенно обнажается середина и последней облетает макушка дерева. А вот у вяза, орешника, ясеня листопад начинается с верхних веток. Листва постепенно тает, открывая тёмный ствол дерева.

Только ель и сосна стоят зелёные, своими тёмными силуэтами усиливая яркость и звучность осенних красок. Их листочкам - хвоинкам - морозы не страшны. Каждая хвоинка, как шубой, покрылась восковым налётом.

Осень! Обсыпается весь наш бедный сад,

Листья пожелтелые по ветру летят;

Лишь вдали красуются, там на дне долин,

Кисти ярко-красные вянущих рябин…

В лесу много рябины - осень будет дождливая, мало ягод -сухая.

Если листопад пройдёт скоро - надо ожидать тёплой зимы.

Осиновые листья ложатся на землю «лицом» вверх - к студёной зиме.

    Изменения у животных.

Осенью все животные активно готовятся к зиме. Заполняют зимние кладовые зерном, семенами, кореньями, орехами. У них отрастает густая пушистая шерсть, они откладывают под кожей много жира, меняют окраску. Некоторые животные впадают в спячку, например медведи, ёжики, так как зимой очень мало еды. Некоторые животные начинают собираться в стаи, стада. Птицы готовятся к отлету в теплые края, собираются в стаи и улетают. Некоторые птицы прилетают к нам. Рыбы опускаются ближе ко дну, становятся малоподвижны, откладывают жир. Лягушки, змеи, ящерицы зимуют около водоёма. Насекомые откладывают яйца.

Собрались и полетели

Утки в дальнюю дорогу.

Под корнями старой ели

Мастерит медведь берлогу.

Рыщут волки ночью тёмной

За добычей по лесам.

Меж кустов к тетёрке сонной

Пробирается лиса.

Прячет на зиму кедровка

В старый мох орехи ловко.

Хвою щиплют глухари.

Зимовать к нам прилетели

Северяне - снегири.

Большие муравьиные кучи осенью - на суровую зиму.

Строгой зиме быть, коли птица дружно в отлёт пошла.

Обилие осенних тенёт в лесу - на ясную погоду.

В ходе работы над проектом мы систематизировались знания по теме: «Осенние явления в природе». Мы узнали, что живая и неживая природа осенью изменяется, регрессирует, засыпает. На экскурсии мы осознали красоту осенней природы. В ходе проекта мы работали с информацией: искали загадки, приметы и стихи об осени. Нами были подготовлены доклад, презентация и выступление по теме проекта.