Святой мученик Христофор Песьеглавец: Иконография и почитание. Великомученик Христофор: святой с песьей головой

Икона - образ, к которому мы обращаемся в своих молитвах. Это некий посредник между нами и святым, изображенным на полотне. И, наверное, для только ступивших на духовный путь православных верующих будет удивительным то, что есть некий мученик Христофор Псеглавец, изображаемый на иконах с головой собаки.

Житие

Святой Христофор Псеглавец родился в III веке нашей эры в Римской империи. По преданию, он был настолько красив, что, не желая искушать греховными помыслами окружающих, молил Господа обезобразить себе лицо. Бог сделал так, как и просил Христофор, увенчав его тело головой пса.

До крещения святой носил имя Репрев, что означало «непригодный». Христофор исповедовал веру в Иисуса Христа, еще будучи не посвященным в великое таинство. Многие люди открыто протестовали против его слов и даже избивали его. Христофор со смирением сносил все побои и издевательства, продолжая нести в мир веру Христову.

К императору Декию

Однажды святой Христофор за очередную проповедь во был побит неким Вакхом, служащим у императора. К удивлению воина, святой перенес побои со смирением. После этого к Христофору пришла целая армия численностью в 200 человек и повела ни в чем не повинного юношу к императору. На пути ко дворцу происходили небывалые чудеса: трость, на которую опирался Христофор, внезапно зацвела. Дорога к императору была долгой, и вскоре воины пожелали есть. Но хлеба на всех не хватало, поэтому многие остались голодны. Христофор, подобно самому Иисусу Христу, совершил чудо - приумножил пищу так, что все насытились ею вдоволь.

Армия, сопровождавшая святого, поразилась этим чудесам. Все воины уверовали во Христа и решили креститься, что они и сделали, вернувшись домой.

Жестокие мучения

Император, с нетерпением ждавший возвращения армии с проповедником веры Христовой, встретил Христофора с ужасом - такой безобразной внешности он еще никогда не видел.

Но это не помешало Декию принудить святого отречься от Господа. Для этого он подослал двух девиц, которые обманным путем должны были заставить Христофора принести жертву языческим богам. Но при общении со святым некогда блудницы уверовали в истинного Господа. Они были обращены в христианство.

Придя к императору, женщины провозгласили себя верующими в Иисуса Христа, за что их казнили. Воины, сопровождавшие Христофора, также были убиты за обращение в христианство. Самого святого Декий приказал бросить в раскаленный ящик. Христофор по милости Божией не чувствовал никакой боли. Император, оказавшийся вне себя от ярости, продолжал пытки и мучения святого. В конце концов страдальцу отрубили голову.

Несмотря на свою недолгую жизнь, святой Христофор Псеглавец смог обратить тысячи идолопоклонников в христианство. Многие, узнав о его тяжелой смерти и невредимости во время мучений, желали креститься во имя Христа.

После казни святого один из епископов смог забрать тело Христофора для погребения, подкупив воинов. Смерть угодника Божьего плохо отразилась на самом императоре: он заболел странной болезнью, от которой никак не мог излечиться. Этот недуг доставлял ему много боли и мучений. В тот момент Декий осознал, что всему виной убийство Христофора. Обессиленный император подозвал к своей постели жену и попросил частицу тела новопреставленного. Декий был уверен, что именно так он сможет излечиться и избавиться от страшных страданий и мук. Воины смогли собрать землю, на которую была пролита кровь святого. Они смешали ее с водой и дали императору выпить. Сделав несколько глотков, Декий скончался. Вот так и окончил свое существование жестокий император. Его мучения прекратил святой Христофор Псеглавец, житие которого осталось в веках.

Другая версия появления необычного образа

Отдельные исследователи считают, что существование такой странной для православной верующих иконы, на которой святой изображен с собачьей головой, связана с деятельностью коптов-египтян, уверовавших во Христа. Как известно, жители этой страны в ранние времена были язычниками, поклонявшимися множеству богов. Эти идолы часто изображались с головой птицы, кошки, лошади и т. д. Образ святого Христофора совместил в себе черты православной веры и отголоски язычества. Этому тоже есть свое объяснение: копты, желая распространить христианскую религию на египетской земле, носили с собой икону святого Христофора. Таким образом, переход от идолопоклонства к истинной религии был для южных жителей гораздо легче.

Иконы святого Христофора

Православная и по-разному интерпретируют внешний вид этого святого. Вплоть до XVII века мученик изображался с головой собаки. В России считалось, что угодник Божий происходил из рода кинокефалов, в котором все люди рождались с подобными особенностями. С другой стороны, икона святого Христофора с головой собаки должна восприниматься символически. При этом его ужасающая внешность рассматривается как признак былого идолопоклонства и жестокости.

В католической церкви сформировалось несколько иное отношение к Христофору. В переводе с английского его имя означает «носитель Христа». Именно поэтому на западнохристианских иконах святой изображается как великан, несущий на своих плечах младенца Иисуса. Одна из летописей, составленная иноком Доминиканы в далеком XIII веке, гласит, что однажды святой мученик Христофор, будучи еще не крещеным, переносил через речку малыша, который ему показался невыносимым грузом. Святой ощущал себя так, будто на своих широких плечах он держит всю землю. Догадки Христофора не подвели: он перенес на себе самого Иисуса Христа, явившегося ему в образе ребенка.

Образ святого-великана лег в основу многих зарубежных произведений литературы, музыки и живописи Средневековья. Также в 18-м веке наблюдалась тенденция возведения скульптур Христофора в храмах Европы. Подобные святыни сохранились во Франции, в Считалось, что верующий человек должен хотя бы раз в день помолиться перед этой скульптурой. Это спасает от внезапной смерти и других напастей.

В период Реформации скульптуры святого-великана были удалены практически во всех уголках Европы с внешних стен соборов и храмов.

Те, кто видел западную и русскую икону Христофора, не смогут узнать святого на полотнах византийских иконописцев. На них он изображен как юноша в патрицианских одеждах или в доспехах. Такими фресками были украшены некоторые соборы и храмы Византии.

Чудеса

Наибольший интерес у многих вызывает именно та икона святого Христофора, на которой он изображен с головой собаки. Самой древней иконой святого считается образ, датированный 6-м веком. На этой иконе мученик изображен рядом с другим святым - Георгием Победоносцем. Оба юноши облачены в доспехи и держат копья. Между ними расположен крест.

Особое почитание святого Христофора на Руси пришлось на XVI век. При этом люди молились перед иконами мученика, изображенного и воином, и кинокефалом. Считалось, что в древние времена Христофор защищал русские города от всяких напастей, в том числе от болезней. Удивительным кажется факт прекращения эпидемии в Москве, совпавший с началом постройки храма в Кремле в честь данного мученика. В это же время в Новгороде заразная болезнь начала отступать после возведения храма в честь святого Христофора.

Сохранившиеся образы

Многие древние иконы святого Христофора дошли и до наших дней. Часть из них хранится в музеях и галереях. Если вам удастся посетить Третьяковскую галерею в Москве, то вы сможете там увидеть одну из дверей иконостаса Троицкого храма, расположенного в Архангельской области, на которой изображена икона Христофора. Данные шедевры интересны тем, что на них мученик представлен в полный рост и с собачьей головой.

В Историческом музее сохранилась небольшая иконка святого, находившаяся в частной коллекции. На ней Христофор, облаченный в доспехи и красный плащ, молится перед Господом Богом, находящимся на небесах и взирающим на Своего Угодника. Святой предстает пред нами как прекрасный юноша, а не безобразный кинокефал. Кажется, будто этот образ - картина не внешнего, а внутреннего состояния, ведь именно такой прекрасной, чистой и всеобъемлющей была душа Христофора.

Решение об изменении иконы

Святой Христофор широко почитался в России вплоть до XVIII века. Именно в это время в стране встал вопрос о том, как мученик должен быть представлен на иконах. Одни протестовали против его изображения с головой пса, считая это абсолютно недопустимым, в то время как другие уже привыкли к такому образу. В связи с этим подобные иконы еще долго оставались у русского населения.

Все решилось во время правления Петра I. Священный Синод постановил, что подобные изображения, противоречащие человеческому естеству, являются непотребными, в связи с чем первоначальный образ Христофора заменили прекрасным юношей в доспехах. При этом законодательный орган государственной власти все же советовал не принимать подобных жестких решений относительно икон, широко почитаемых в народе.

Живший в то время известный святитель Дмитрий Ростовский был категорически против изображения Христофора в виде кинокефала. Того же мнения придерживался и митрополит Антоний, который обратился в Священный Синод с просьбой переделать икону великомученика, изобразив его с человеческой головой. Ходатайства священнослужителей не увенчались успехом. Маленькие иконы и образы продолжали успешно продаваться во всех церковных лавках.

И только в отдельных соборах и церквях умелые иконописцы исправляли изображения Христофора Псеглавца. Следы подобной реставрации в этих храмах можно заметить и сейчас - на нимбе угодника Божьего виднеется линия от исправленного лика собаки.

Стоит отметить, что после 18-го века святой мученик Христофор изображался уже не только с собачьей, но и с лошадиной головой. Одна из таких икон сейчас хранится в России, в Музее религии. Некоторые исследователи считают, что новое изображение великомученика связано с неумением иконописцев вырисовывать голову пса, хотя многим подобный довод кажется неубедительным.

Почитание Христофора в других странах

В католической церкви день памяти святого отмечается 24 июля. Следует отметить, что эта дата была исключена из общего календаря Ватикана в конце 60-х годов 20-го века. Тем не менее, жители Европы продолжают почитать святого Христофора и отмечать его престольный праздник.

Мощи святого, некогда хранившиеся в Византии, были вывезены в один из городов Хорватии. Именно благодаря их чудотворной силе местные жители были спасены от вражеской осады. В честь мученика хорваты назвали одну из прибрежных крепостей.

В западнохристианской религии Христофор принадлежит к святым, покровительствующим путешественникам. Именно по этой причине официально исчезнувший из списка угодников Божьих мученик почитается моряками, таксистами, машинистами. В России святой Христофор - покровитель водителей. А в некоторых странах Европы есть отдельные центры, специализирующиеся на выпуске медальонов, предназначенных для путешественников.

На монетах, которые часто помещаются в машине, есть надпись, которая гласит, что тот, кто верит в этого мученика, не погибнет в автокатастрофе. Вот так заботится о нас святой Христофор. Амулет, созданный в его честь, будет иметь подобную силу, если искренне верить в заступничество мученика.

По молитвам святой Христофор способен исцелить от зубной боли и облегчить состояние больного эпилепсией. Мученик может спасти человека от удара молнией, от заразного заболевания. К Христофору в молитвах часто обращаются торговцы и садовники.

Некоторые населенные пункты и даже острова находятся под защитой мученика. Это город в Хорватии на острове Раб, г. Роермонд, находящийся в Нидерландах, Вильнюс и другие.

Покровитель Литвы

Святой Христофор является опекуном данной страны. Его изображение можно увидеть на Как и говорилось ранее, в западнохристианской культуре он изображается великаном. Именно такую скульптуру установили в середине прошлого века на территории костела Святого Николы. В честь Христофора также была названа одна из школ и главный оркестр Вильнюса.

В Литве мученик является покровителем творческих людей - работников искусства, живописи, певцов, благотворителей и т. д. Один из главных музыкальных конкурсов страны назван в честь Христофора. Желанный приз - небольшая скульптура святого. Эта награда в Литве считается очень почетной.

Собор Христофора в Гаване

В начале 18-го века на Кубе был выстроен храм в честь этого великомученика. До сих пор неизвестно, кто является автором данного сооружения. Предполагают, что собор святого Христофора выстраивался по проекту одного из иезуитов, так как постройка по своему стилю сильно отличается от остальных храмов Гаваны. Внутреннее убранство составляют фрески с изображением и Успения Царицы Небесной. Церковь святого Христофора хранит в своих стенах статую покровителя храма, создание которой относят к 17-му веку.

Монастырь в честь мученика Христофора

Данный комплекс является заброшенным. Расположенный в Египте, он приютил в своих стенах несколько старых монахинь. Сейчас в нем нет важных святынь. Но тем не менее, инокини продолжают молиться за весь мир Богу и угоднику Христофору, вспоминая его мучения во имя Христа.

Святой Христофор - покровитель водителей

Этого мученика поначалу считали защитником путешественников только в католической церкви. Ведь именно оттуда пришла версия о существовании великана, переносившего людей через бурный речной поток. Считается, что одно время святой мученик Христофор Песьеглавец жил на побережье отшельником, изредка помогая людям перебираться на другой берег. Именно тогда к нему явился Христос в образе ребенка, которого мученик перенес через реку. Есть мнение, что именно Иисус дал отшельнику имя Христофор - «несущий Христа».

В первое время святой особо почитался мореплавателями. С появлением наземного транспорта - а затем и автомобилей - Христофор стал оберегом для автомобилистов, а также для тех, чей труд связан с ношением тяжестей - комплектовщиков, грузчиков и других.

Медальоны

В настоящее время стала очень популярной продажа амулетов, освященных в честь этого мученика. Конечно, приобрести их и повесить их в машине не возбраняется, но при этом нужно помнить, что спасителен не сам медальон, а ваша вера. Если относиться к подобным вещам с точки зрения фетишизма, то о православии здесь не может быть и речи. Такое мировоззрение очень близко к язычеству, когда люди буквально обожествляли деревянных идолов. Поэтому прежде чем приобретать подобные вещи, трезво оцените свое отношение к религии. Если в вашем сердце действительно теплится спасительный огонек веры, можете спокойно приобретать подобный медальон.

Молитвенное обращение

Попросить помощи у святого можно посредством молитвы. Она имеет особенную силу, если взывать к Высшим силам с верой и искренностью. Молитва святому Христофору содержит обращение к главному Творцу нашего мира - Господу. В этих строках мы подтверждаем Его всемогущество, прося помочь нам благополучно добраться домой. В молитве мы взываем к милосердию Бога, говоря о том, что Господь вездесущ и всемогущ. А в конце мы вспоминаем имя мученика Христофора, призывая его молиться о наших душах и спасении.

Стоит заметить, что молимся мы святым для того, чтобы те были нашими заступниками перед лицом Божиим. Неверно думать, что какой-либо угодник главенствует. Любой святой - это посредник между нами и Господом. Поэтому, прося о помощи, не забывайте молиться самому Богу.

Достоверность жизнеописания Христофора

У некоторых людей после ознакомления с житием святого возникают отдельные вопросы по поводу реальности его существования. Конечно же, основной темой для подобных полемик является внешность Христофора. Вполне возможно, что приписывание ему уродства есть не что иное, как ошибка переводчиков. Христофор происходил из рода cananeus, что было транскрибировано как «собачий». Не исключено, что это слово нужно было перевести как «хананит», что означало одну из средиземноморских провинций. Тогда получается, что Христофор по своей наружности был самым обычным человеком, проявившим непоколебимую веру в Господа.

Исследователи также обнаружили некоторые исторические несоответствия. Например, император Декий возглавлял Римское государство всего 2 года, тогда как в житии написано, что он казнил угодника Божьего на четвертом году своего правления. Есть утверждение, что Псоглавец святой Христофор был замучен другим императором - Максимином Дазой. Некоторые уверены, что под словом «Декий» подразумевалось не конкретное имя, а аллегория. «Дектиос» в переводе на русский означает «вместилище» (злых сил).

Тем не менее, святой Христофор, житие которого вызывает ряд сомнений, до сих пор почитается верующими за его чудеса, совершенные во время земного бытия и после смерти. И даже запрет Ватикана на упоминание Христофора в церковном календаре не смог повлиять на отношение к нему.

Житие

Житие в восточной традиции

В годы правления императора Деция Траяна , человек, носивший имя Репрев (Ρεπρεβος, ср. лат. Reprobus «отверженный, осуждённый, дурной» ) был захвачен в плен римлянами во время боя в Мармарике . Позже он служил в Numerus Marmaritarum (римская когорта Cohors III Valeria Marmaritarum ) - подразделении мармаритов (мармаридов) (выходцев из области Мармарика или представителей берберского племени). Это был человек огромного роста и ужасающего поведения, он был киноцефалом (с пёсьей головой), как и все представители его племени. Другой вариант возникновения его собачьей головы (эта легенда появилась на Кипре ) - святой был очень красив, но, дабы избежать соблазнов и постоянно беспокоивших его женщин, упросил Господа обезобразить его внешность .

Ещё до крещения Репрев исповедовал веру во Христа и обличал тех, кто преследовал христиан. За это он однажды был избит неким Вакхом и принял побои со смирением. Вскоре после этого были присланы 200 воинов, чтобы привести его, известного силача, к императору Децию. Репрев подчинился без сопротивления. В пути произошли чудеса: жезл в руке святого расцвел (ср. жезл Аарона), по молитве его умножились хлебы, которых недоставало у путников, подобно умножению хлебов Иисусом Христом в пустыне. Воины, сопровождавшие Репрева, были поражены чудесами, уверовали во Христа и вместе с Репревом были крещены антиохийским епископом - мучеником Вавилой .

После крещения Репрев получил имя «Христофор» и стал проповедовать христианскую веру, используя дарованную ангелом возможность говорить на прежде незнакомом ему языке ликийцев (ср. глоссолалия апостолов). Когда Христофор был приведён к императору, (вариант - губернатору Антиохии), тот ужаснулся его наружности. Он решил заставить его отречься от Бога не насилием, а хитростью. Деций призвал двух женщин-блудниц - Каллиникию и Акилину , и приказал им склонить святого отречься от Христа и принести жертвы римским богам. Но женщины, вернувшись к императору, объявили себя христианками, за что были подвергнуты жестоким истязаниям и скончались мученицами.

Деций приговорил к казни также посланных за святым Христофором воинов, которые уверовали во Христа. Император приказал бросить мученика в раскалённый медный ящик. Однако святой Христофор не испытывал страданий и остался невредим. После многих жестоких истязаний мученику наконец отсекли голову мечом. Его тело обратно в Александрию отвёз Петр Атталийский .

Житие в западной традиции

Одна из легенд гласит, что Христофор был римлянином огромного роста, изначально носившим имя Репрев . Он принял христианство и начал служить Иисусу. Другие легенды говорят, что его именем было Offero , и он родился в Ханаане . В основном католическая традиция основывается на «Золотой легенде » Иакова Ворагинского .

Простодушный великан Репрев ищет самого могучего владыку, чтобы поступить к нему на службу. Он поступает на службу к царю, но понимает, что тот боится дьявола. Он предлагает свои услуги дьяволу, но понимает, что тот трепещет при виде креста.

Гигант отыскивает святого отшельника, и спрашивает его, каким образом он может служить Христу. Отшельник отвёл его к опасному броду через реку и сказал, что большой его рост и сила делают его отличным кандидатом, чтобы помогать людям пересекать опасную воду. Он начал перевозить путников на своей спине.

Однажды его попросил перенести через реку маленький мальчик. Посреди реки он стал настолько тяжёл, что Христофор испугался, как бы они оба не утонули. Мальчик сказал ему, что он - Христос и несёт с собой все тяготы мира. Затем Иисус крестил Репрева в реке, и тот получил своё новое имя - Христофор, «несущий Христа».

Затем Младенец сказал Христофору, что тот может воткнуть в землю ветку. Эта ветвь чудесным образом выросла в плодоносное дерево. Это чудо обратило в веру многих. Разгневанный этим, местный правитель (или даже римский император Деций - в западной традиции он выступает под именем Дагнус ), заточил Христофора в тюрьму, где после долгих мучений тот обрёл мученическую кончину.

Литературная обработка

Эта греческая легенда могла возникнуть примерно в VI веке. В середине IX века она распространяется по Франции. Первоначально святой Христофор был простым мучеником, просто упоминаемым в старых мартирологах. Простая форма греческих и латинских текстов страстей скоро уступила место более сложным легендам. В 983 году находим их в латинских прозаических и стихотворных текстах поддьякона Вальтера Шпейерского «Thesaurus anecdotorum novissimus» .

Рассказ, относящийся к XI веку, есть в «Acta SS» , и ещё один - в «Золотой легенде » . Мысль, выраженная в имени святого, изначально означавшая, что он принял Христа в своё сердце, была истолкована буквально, и он стал нести Христа на своих плечах. Словосочетание «большой мученик» также могло быть истолковано буквально, и Христофор стал в «Золотой легенде» человеком гигантского роста, а именно 12 локтей (ок. 5,4 метра) .

То, что существование мученика не может отрицаться, было доказано иезуитом Николасом Серариусом (Nicholas Serarius) в «Litaneutici» (Кёльн, ) и Моланусом (Molanus) в «De picturis et imaginibus sacris» (Louvain, ). Как рассказывает «Acta SS» , в церкви, посвящённой Христофору, уже в 532 году было похоронено тело святого Ремигия , а святой Григорий Великий (VII век) упоминает монастырь святого Христофора. Древнейшие изображения святого относятся к VI веку.

Критика исторической недостоверности

Почитание в католицизме этой невероятной фигуры резко критиковалось Эразмом Роттердамским в «Похвале глупости » . День поминовения Христофора был понижен Ватиканом до уровня местночтимых праздников в 1969 году из-за недостатка реальных свидетельств о его существовании. (Но вопреки распространённому заблуждению, Христофор не был деканонизирован, он всё ещё остаётся святым католической церкви).

Хотя сохранившиеся свидетельства о его жизни переплетаются с рассказами о чудесах и явлениях, которые плохо воспринимаются современной историографией, всё же сохранилось достаточно информации, чтобы попытаться нарисовать картину его жизни, приемлемую, с точки зрения критиков, для современного человека.

Первое, на чём, по мнению критиков, спотыкаются современные агиографы - это упоминание о том, что Христофор был собакоголовым людоедом. Данная информация, по их мнению, должна быть рассмотрена с точки зрения того факта, что эти свидетельства о Христофоре даны его современниками. А для греко-римско-персидской ойкумены той эпохи практика описывать всех людей из «нецивилизованного» мира как людоедов, с звериными частями тела или даже ещё более странно - была очень распространена, пусть даже иногда использовалась и метафорически . Более поздние поколения могли воспринять эту метафору и гиперболу как факт.

А рассматриваемая персона, как гласит житие, была включена в военное подразделение, состоящее из марматанцев (Marmaritae). Это племя было независимым народом Мармарики (современная Ливия), которое было вытеснено к границам после римской колонизации. Как человек из приграничного племени, считают критики, он вполне (в рамках образного языка своего времени) мог быть описан как псоглавец, а различные чудеса, приписываемые ему восточными легендами, - обычные атрибуты житий святых первых веков христианства.

Наконец, критикуя утверждение, что он был убит в Антиохии, и его тело было увезено епископом, заявляют, что Христофор не мог быть казнён на 4-м году правления императора Декия , так как тот правил только два года. Возможно, говорят критики, всё это происходило во время правления императора со сходным по звучанию именем - Максимина Дазы , тогда смерть святого приходится на 308 год . Правда, информации о посещении императором Максимином Антиохии не сохранилось, вдобавок, вероятно, информация о казни Христофора в личном присутствии цезаря - более позднее измышление.

По мнению критиков, ни один из упомянутых фактов не позволяет его идентифицировать как фактически существовавшего человека. По-гречески его имя - просто «несущий Христа», и в восточной традиции это соотносится с готовностью этого святого «нести крест» - частая метафора для обращения в христианство. Его языческое имя Reprebus - это просто «отверженный, дурной» , так что сама история его крещения другим именем в двух словах сводится к примитивному: «дурной человек обратился в христианство». К тому же, утверждают критики, могилы святого Христофора не показывают нигде.

Эта критика в своих важнейших пунктах не принимает, однако, в расчёт тот факт, что наличие мощей «мученика Христофора с лицом точь-в-точь как у собаки» было письменно зафиксировано во второй половине XVII века (см. ниже).

Мощи

Существует письменное свидетельство архидьякона Павла Алеппского , который, находясь в Москве во второй половине XVII века, участвовал в «чине омовения мощей ». Перечисляя различные реликвии Благовещенского собора , он описал лобызаемую пёсью голову святого Христофора :

Вот названия мощей тех святых, которые мы могли удержать в памяти: <…> глава мученика Христофора с лицом точь-в-точь как у собаки, с длинным ртом; она тверда как кремень - наш ум был поражён изумлением: тут нет места сомнению!

На сегодняшний день, позолоченный реликварий с черепом святого Христофора, хранится в музее сакрального искусства в церкви св. Юстины г. Раба в Хорватии .

Иконография

Иконография в православии

В православии Христофор часто изображается псоглавым . При этом синаксари указывают, что этот облик, как и происхождение святого из страны кинокефалов, следует понимать как символическое указание на его грубость и свирепость в период пребывания язычником . Древнейшее подобное изображение святого находится на керамической иконе VI-VII веков македонского происхождения. На ней Христофор вместе со святым Георгием поражает змия. В русской иконописи изображения святого Христофора с собачьей головой известны со второй половины XVI века .

Версии сложения столь экзотической иконографии Христофора-кинокефала (псоглавца), в основном, связаны с предположением, что какое-либо его прозвище было истолковано ошибочно. Варианты прозвища:

Также существует представление о Христофоре, как представителе племени «псоглавцев » - собакоголовых людей, описание которых достаточно часто встречается с античных времён.

Есть вероятность, что человек, ставший прообразом Христофора, страдал редким типом генетической мутации, именуемой нынче как гипертрихоз универсальный (hypertrichosis universalis) или синдромом оборотня, в результате которой тело человека практически полностью покрывается густыми волосами, в том числе и лицо. Быть может христианский святой имел прозвище, истолкованное последователями как характеристику его внешности. Загадка столь экзотической иконографии Христофора-кинокефала остается неразгаданной.

Запрет на «псоглавца»

Иконы Христофора «с песьею главою» вместе с некоторыми другими «спорными» иконографическими сюжетами были официально запрещены распоряжением Святейшего Синода от 21 мая (1 июня ) года как «противные естеству, истории и самой истине» . После запрета Христофор изображается антропоморфно, в образе воина. Известны переписанные изображения с записанной собачьей головой. Старообрядцы продолжали (и до сих пор продолжают) почитать Христофора-кинокефала, а запрет «господствующей церкви» лишь подтвердил и усилил это почитание. Свияжская иконописная традиция изображает Христофора не с собачьей, а с лошадиной головой .

Большинство старинных изображений пёсьеголового Христофора было уничтожено или записано. Помимо фрески в Успенском монастыре города Свияжска , существует фреска в Макарьевском монастыре , а также в Ярославле в Спасском монастыре и, кроме того, в церкви Николая Чудотворца в поселке Ныроб Пермского края. Иконы Христофора сохранились в Череповце (художественный музей), Вологодском музее-заповеднике , в Ростове , а также в Перми , Егорьевском историко-художественном музее . Икону Святого Христофора с пёсьей головой можно увидеть в Московской старообрядческой церкви Покрова, Московском Кремле (Архангельский собор), в ярославском Сретенском храме, в Третьяковской галерее . Сохранились также скульптуры, одна из которых хранится в соборе Парижской Богоматери . Большинство подобных икон было уничтожено в период иконоборчества.

С XVIII века Христофор изображается только в образе человека.

Два других типа изображения в православии

Всего в православии существует три варианта иконографии Христофора. Два других:

  • прекрасный юноша, с длинными волосами, с четырёхконечным крестом в правой руке; на нём багряный плащ, туника украшена золотыми полосами (примеры изображений - фрески в монастыре Высокие Дечаны , церкви Святого Георгия в Старой Ладоге , мозаика кафоликона монастыря Осиос Лукас и др).
  • аналогичный западному: Христофор изображается в момент переправы через реку, в виде великана, с младенцем на плечах.

Иконография в католицизме

В католицизме Святой Христофор изображается как великан (изредка также и как псоглавец), переносящий через реку благословляющего Младенца (см. буквальный перевод его имени - «несущий Христа» ) - эпизод, непосредственно вытекающий из его жития в западной традиции.

На этот сюжет писали картины Дирк Боутс , Иероним Босх , Мемлинг , Конрад Виц , Гирландайо , гравировали Дюрер и Кранах .

Древнейшее изображение святого находится в монастыре Святой Екатерины на Синае и относится ко времени императора Юстиниана ( -). Монеты с его ликом чеканились в Вюрцбурге , Вюртемберге и в Чехии . Статуи Христофора часто ставились при входах в церковь и жилые дома, и нередко на мостах. Часто они сопровождались надписями: «Кто сегодня посмотрит на образ Святого Христофора, тому сегодня не грозят внезапные обмороки и падения». В Кёльнском соборе есть статуя Святого Христофора, которая, по распространённому поверью, защищает посмотревшего на неё от внезапной смерти.

Почитание

День памяти мученика Христофора в православном календаре 9 (22) мая , в католическом мартирологе 25 июля .

Из всеобщего католического календаря день памяти святого Христофора был удалён Ватиканом в 1969 году . Тем не менее, праздник остался в местных календарях католических стран.

В Католической церкви Христофор - один из 14 святых помощников и святой патрон путешественников. Несмотря на удаление из всеобщего католического календаря, Христофор остаётся популярным среди католиков, особенно любим моряками, паромщиками, перевозчиками и путешественниками. В наши дни крупные центры его почитания находятся в Италии и среди итало-американцев. Продолжается выпуск медальонов с его именем, их часто помещают в автомобилях, чтобы помочь в путешествиях. Часто на них имеется надпись «Si en San Cristóbal confías, de accidente no morirás» (исп.) (Если веруешь в Святого Христофора, не умрёшь в аварии). [ ]

Кроме того, в католицизме он заботится о следующих вещах: всё, что связано с путешествиями, люди, несущие ношу, против удара молнии, против мора, лучники, автоводители, холостяки, лодочники, переплётчики, эпилептики , наводнения, торговцы фруктами, садовники, сукновалы, ливни и дожди, водители грузовиков, рыночные торговцы, носильщики, сёрфингисты, зубная боль.

Христофор - патрон следующих географических пунктов: Баден , Барга , Брауншвейг , Мекленбург , о. Раб , Рурмонд (Нидерланды), Тозес (район Жироны), Агринион , Вильнюс , Гавана .

В честь Святого Христофора названы несколько населённых пунктов , в основном в испаноязычных странах.

В Испании

В июле - августе в Вильнюсе ежегодно проводится международный летний музыкальный фестиваль имени святого Христофора. Начиная с 1997 года за неделю до Рождества в Вильнюсе ежегодно вручается статуэтка святого Христофора - самая почётная награда города наиболее заслуженным частным лицам, учреждениям и предприятиям за благотворительную деятельность, выдающиеся достижения в искусстве, спорте, науке и просвещении, за вклад в развитие туризма и т. п.

Другие святые того же имени

Православная церковь вспоминает ещё трёх других святых того же имени :

  1. Преподобный Христофор Римлянин (Палестинский) , родом римлянин, подвизался в V веке в киновии близ Иерусалима . Днём он исполнял монастырские послушания, а ночью уходил в пещеру святого Феодосия , где молился до утреннего богослужения. Затем провел 50 лет в строгой жизни на Синайской горе. Память 30 августа (ст. стиль).
  2. Мученик Христофор Никомидийский , пострадавший при Диоклетиане в Никомидии в 303 году вместе со святыми мучениками Феоном и Антонином. Все трое были копьеносцами императора, поражённые твёрдостью великомученика Георгия, они бросили оружие и объявили себя христианами. Их бросили в темницу и после мучений сожгли. Память 19 апреля (ст. стиль).
  3. Преподобный Христофор Коряжемский (Сольвычегодский), основатель Христофоровой Пустыни. Память 25 июля (ст. стиль).

Сейчас многие начинают понимать мракобесную суть религий, и чтобы сохранить своё влияние церковная братва начала активное наступление на неокрепшие души детей. С младших классов детям начинают искажать мировоззрение...

В школьную программу с младших классов введены уроки «Основы православной культуры», которой на Руси никогда не было. Цель данных уроков: навязать религиозную идеологию, исказить мировоззрение детей и сформировать у них опасное доверие к служителям религиозного культа.

По распоряжению министерства просвещения в школах с 1-го по 11-й классы проводятся уроки «Основы православной культуры», которые навязывают детям религиозные взгляды на мироустройство, не соответствующие реальным природным процессам. Сейчас многие начинают понимать мракобесную суть религий , и чтобы сохранить своё влияние религиозные деятели начали активное наступление на неокрепшие души детей.

О какой культуре может идти речь? Как следует из текстов Библии, это т. н. «культура», по сути, является историей порабощения и уничтожения разумной части иудейского народа гермофродитами, которые, обладая запредельными возможностями, выступали в роли богов, называясь Господом, Яхве, Иеговой, Сафаофом.

У русского народа была ведическая культура, которую начал уничтожать князь Владимир , современники называли его кровавым.

Проанализируем текст учебника «Основы православной культуры» для 4-го класса, написанный протодиаконом Андреем Кураевым.

Уже во 2-ом уроке детям даётся ложная информация о том, что слово «культура» из латинского языка и означает то, чего нет в дикой природе. В то время как латинский язык возник на тысячи лет позже русского языка, и слово «культура» образовалось из культа уров – высокоразвитых людей, живших на Земле.

Православие объясняется как перевод греческого слова ортодоксия – правильное учение.

У наших предков оно означало: правь славить, т.е. чтить и славить правила, нравственные законы, по которым они жили. Понимание необходимости соблюдения нравственных законов обеспечивало славянскому миру здоровье и развитие нации, о чём доходчиво рассказывает Алексей Губенков в статье «Законы предков – путь выживания».

Сам термин «православие» в искажённом виде возник лишь в 1943 году. До этого у нас была ортодоксальная (правоверная) религия, а ещё раньше князь Владимир крестил Киевскую Русь в греческую религию. Греческая религия – это культ Дионисия с человеческими жертвоприношениями. И все четыре культа, существующие на Земле (Адониса, Озириса, Аттиса, Дионисия), вышли из негритянских культов: Вуду и Чёрной Матери Кали-Ма тоже с человеческими жертвоприношениями. Таким образом, все религии – это культы смерти.

Недаром, все религиозные праздники начинаются не при свете Солнца – , а при свете Луны, в полночь, когда беснуется нечистая сила.

Далее, детям объясняется, почему нельзя лгать. Первое объяснение – светское: «не лги, чтобы тебе не лгали в ответ». И это разумное объяснение, потому что к человеку всегда возвращается суть его поступков. А второе объяснение – религиозное: «не лги, потому что Бог всё видит». Таким образом, у детей формируют не чувство ответственности, а чувство страха, что за ним всё время кто-то следит. А если Бог не видит, в это время за другими наблюдает (у него ведь только два глаза), то можно грешить?

О боге говорится, как о творце нашего мира. Детям даётся не научно обоснованная информация о возникновении планет, жизни на них, а ложные мифы.

Как же священники не бояться лгать, если ложь – это грех?

В 4-ом уроке даётся ещё одно объяснение слову «православие» – это умение молиться. А молиться – значит, просить о чём-то бога. Из детей делают попрошаек. Их не учат добиваться успеха своим упорством, трудом, а воспитывают потребителей. Даются искажённые понятия, что выше закона может быть только любовь, а выше справедливости – милость. Т.е. можно не соблюдать законы, не быть справедливыми ни к себе, ни к другим. Милость – это милостыня, это «не заработная плата, не заслуженная награда», а попрошайничество.

В 5-ом уроке есть фраза, что бог – это союзник человека в том, чтобы человек не сходил с пути добра. А какому добру учит человека Библия ? А учит она тому, что: «девочки гоев с 3-летнего возраста могут подвергаться насилию» (Талмуд, Abada Saran 37a); «убейте всех детей мужеского пола, и всех женщин, познавших мужа на мужеском ложе, убейте; а всех детей женского пола, которые не познали мужеского ложа, оставьте в живых для себя» (Числа,гл.31; Судей,гл.21); «убейте людей сильных в народе каждом»; призывает к уничтожению целых народов, захвату земель, принадлежащих другим народам; красочно расписаны примеры сутенёрства собственных жён, гомосексуализма, изнасилований и т. п.

6-й урок учит детей не противиться злу и любить врагов. Это значит – любить всех фашистов, насильников, педофилов, убийц. И если тебя убивают, надо позволить этому свершиться, не сопротивляться ни в коем случае...!

Здесь же рекомендуется не собирать себе сокровища на Земле, а делать добро людям. Только сами служители церкви не спешат следовать этому завету Иисуса, а призывают прихожан нести в церковь как можно больше денег. Но почему-то даже часть этих пожертвований не тратится на бездомных и малоимущих, а используется только для нужд самой церкви и её служителей.

В Нагорной проповеди Христос, якобы, даровал всем вечную жизнь после смерти физического тела в царстве небесном. Только забыл упомянуть, что каждая Сущность (или Душа) попадёт на тот уровень этого небесного царства, который она заслужила своими делами. И человек, совершающий безнравственные поступки, окажется в месте, не совместимом с продолжением жизни даже для Сущности (или Души). Все процессы, происходящие с Сущностью человека после смерти, описаны в книге «Откровение » Светланы Левашовой.

В уроке 7-ом даётся объяснение, что нельзя жить по присказке: «моя хата с краю», но «Завет Христа» просто убеждает детей в том, что нельзя сопротивляться, нельзя бороться с несправедливостью, надо быть жертвой и всё терпеть. И на подобных противоречиях построены все уроки. В «Боговоплощении» говорится, что у Бога нет тела, значит, нет глаз, рта, рук и т. д. Тогда каким образом Бог наблюдает за всеми, чем он смотрит? Чем он писал свою «святую» книгу книг Библию? Если диктовал кому-то, то как, не имея рта и языка?

Рождение и смерть Иисуса не соответствуют даже данным, указанным в Библии. Иисус (Радомир) как раз и боролся с этой религией , за что и был распят 16 февраля 1086 года в Константинополе, где жили галаты. В этот день в данном месте произошли одновременно солнечное затмение и землетрясение, о чём чётко указано в Библии и зафиксировано в летописях и хрониках разных народов. А родился он НА ЗАРЕ (переделано в Назарет) 4 июля 1054 года, именно тогда в космосе взорвалась сверхновая звезда, о чём тоже сообщает Библия. Так что служители церкви и автор Андрей Кураев беззастенчиво лгут, нагло нарушая заповеди своего же Бога.

В части «Распятие» автор радостно, со смакованием описывает процесс умерщвления на кресте живого человека. А «крест, орудие пытки и свидетельство страданий Христа, стал символом любви Бога к людям». Таким образом, можно все орудия убийства и само убийство любого человека воспринимать не как насилие, жестокость, садизм, а как богоугодное дело, совершаемое для блага человечества.

Урок 8-й сообщает, что «Христос «берет на себя грехи всего мира » и все последствия, которые могли бы вызвать грехи людей. Библия говорит, что «смерть человека – это следствие его греха». А если Христос взял на себя все грехи человечества, то люди должны жить вечно, но этого до сих пор не происходит.

Какими могут быть последствия греховных, т. е. безнравственных деяний людей, от которых Христос, якобы, всех освободил:

  • природные катаклизмы исчезли с лика земли? Нет, стихийные бедствия продолжаются по всему миру
  • болезни перестали беспокоить народы? Они становятся разнообразными и непредсказуемыми, и не поддающимися лечению
  • люди перестали умирать? Население Земли сокращается с небывалой скоростью
  • добро победило зло? Наоборот, зло внедряется в сознание людей всеми возможными способами и преподносится как норма, в том числе и с помощью религии
  • исчезли преступность, растление, развращённость? Количество тюрем и заключённых в них по всему миру не уступает количеству церквей и религиозных деятелей, которые сами, зачастую, являются преступниками

Таким образом, и грехи, и их следствия остались и продолжают своё шествие по планете.

Пасха празднуется в полнолуние, время активности демонов и нечистой силы, которое называется в данном учебнике, «как время победы жизни и света». Источником жизни у славян всегда было Солнце, а Луна – искусственный спутник Земли, всегда считалась символом смерти. К тому же пасха празднуется ежегодно в разные даты, хотя время смерти человека не может изменяться по чьему-то усмотрению и не зависит ни от небесных светил, ни от времени года, ни от чего другого. Дети получают ложную, искажённую информацию, блокирующую развитие человека. Единственное правильное указание в учебнике, что пасха это древнееврейский праздник.

К тому же, ни в одной стране во время пасхи христиане не красят яйца, как в России. Стало быть, для всех остальных яйцо не является символом жизни? Александр Новак в статье «Что мы празднуем на Пасху ?» детально разъясняет суть и Пасхи, и остальных нынешних и славянских праздников.

В уроке 9-ом в рассуждениях о душе объясняется, как реагировать ребёнку на украденную у него вещь: «Бог дал, Бог взял». И ни слова об ответственности за воровство. А если бог кому-то дал твою вещь, то и ты можешь у кого-то взять чужую вещь, и тебе Бог даст. Формируется искажённое понятие о честности, несмотря на заповедь: «не укради».

Уроки с 10-го по 13-й описывают правила поведения и общения людей, которые, по сути, являются правильными, но детям не сообщается об ответственности за свои поступки и о последствиях безнравственных действий для жизни, здоровья, судьбы. Подробнее об этом можно прочесть в статье на сайте РуАН «Карма работает автоматически ».

Уроки 14-й и 15-й дают описание храмов, икон и молитв. Обращаясь с молитвой к определённому образу на иконе, человек надеется получить помощь. Но люди, изображённые на иконах, жили много веков назад, и после смерти могли воплощаться неоднократно в другие физические тела, под другими именами, и на свои прежние имена они уже не откликаются. Поэтому все обращения к ним напрасны. К тому же некоторые из них при своей жизни, описанной в Библии , сами были преступниками, поэтому святыми считаться никак не могут. А если т. н. «святые» достигли космического уровня развития и вышли за пределы земных уровней, то, тем более, мысль человека никогда не будет ими воспринята. Чтобы достучаться до Сущностей высокого уровня развития, человеку необходимо самому в своём развитии выйти на подобный уровень. Но тогда человек уже не будет нуждаться ни в чьей помощи, а сможет оказывать её сам и себе, и другим людям.

16-й и 17-й уроки являются обобщающими и закрепляющими пройденный материал.

Причём введена обязательная сдача зачётов, а в старших классах с выставлением оценки. И в некоторых областях России за изучение данного предмета выставляется оценка в аттестат. Хотя изначально этот материал должен был носить ознакомительный характер и изучаться на добровольной основе.

В 1-ом классе – знакомство с религиозными книгами и картинами в библиотеках и музеях. Понятие о Евангелии, иконах, храмах, Отечестве. Кто такой Спаситель, семейные православные ценности.

Во 2-ом классе – знакомство с Библией, жизнь Иисуса Христа , церковные праздники.

В 3-ем классе – раскрытие смысла Евангелия, изучение икон, изучение Ветхого Завета.

В 5-ом классе даётся представление о том, что Бог – творец всего мира, и большое внимание уделяется молитве, обучению молиться, заучиванию молитв.

В 6-ом классе – знакомство с церковными праздниками, описание жизни и смерти Иисуса, 10 заповедей. Рекомендуется обязательное посещение богослужений в храме.

В 7-ом классе – продолжение изучения Нового Завета , обязательное знание наизусть молитв.

В 8-ом классе – сюжеты Ветхого и Нового Заветов, устройство храмов, религиозное и церковное искусство.

В 9-ом классе – знакомство с религиями мира и историей православной церкви.

В 10-ом классе – знакомство с мифами, религиозными обрядами, древними религиями.

В 11-ом классе – изучаются современные мировые конфессии.

Из приведённого перечня понятно, что детей не просто знакомят с информацией о возникновении и развитии религиозных учений, а насильно принуждают выполнять церковные обряды.

В некоторых школах для преподавания приглашаются служители церкви. В школу к детям допускаются совершенно чужие, незнакомые люди, которых и о которых никто ничего не знает. То, что они служат в церквах, не означает, что они являются нравственными людьми и не могут нанести вреда детям. При храмах открывают воскресные школы для детей. У детей формируется доверие к людям в рясе. Таким образом, любой ребёнок без страха за свою жизнь может пойти куда угодно с человеком в рясе, которого встретит на улице.

Учителя учатся 5 лет в институте, где их знают и могут дать характеристику. Учителя всегда на виду: работают в коллективе, общаются с родителями и детьми. Кроме того, учителя должны предоставлять справку из органов правопорядка об отсутствии судимости, справку от психиатра, регулярно проходят медицинский осмотр.

От попов никаких справок не требуют, медицинский осмотр они тоже не проходят. Тогда как многие из них являются гомосексуалистами , которые заражают друг друга венерическими болезнями.

По школьной программе основ безопасности жизнедеятельности учителя и родители стараются внушить детям, что общаться, уходить куда-то с незнакомыми людьми может быть опасно для жизни и здоровья. И в то же самое время попы допускаются к общению с детьми. Взрослые говорят детям, что это святые люди. Таким образом, учителя и родители формируют у детей доверие к этим бородатым дядям. Поэтому любой служитель церкви или другой человек, надев рясу, на воспитанном у ребёнка доверии к данному персонажу, может увести ребёнка и сделать с ним всё, что угодно. В данном случае и учителя, и родители сознательно подвергают жизнь и здоровье детей потенциальной опасности.

Можно возразить, что не все служители культа порочны, есть и порядочные люди. Да, но и среди окружающих нас людей тоже много нравственных, добрых, справедливых. А как вы учите детей определять, кто из окружающих плохой или хороший? Да, никак не учите! Просто запрещаете любое общение с чужими людьми и со знакомыми в ваше отсутствие. Но зато попов (с не известным прошлым, возможно, больными инфекционными и венерическими болезнями ) без всякого страха допускаете к детям.

А кто вам сказал, что они святые? Это они вам так сказали, или вы сами это решили? А попам кто это сказал? Господь бог? Он с ними запросто беседовал и документ выдал? Или попы сами, по своему усмотрению, возомнили себя равными своему Господу? Но если так, то сначала следует узнать, чему их учит Господ?

А учит он служителей церкви тому, что: «девочки гоев с 3-летнего возраста могут подвергаться насилию» (Талмуд, Abada Saran 37a); «убейте всех детей мужеского пола, и всех женщин, познавших мужа на мужеском ложе, убейте; а всех детей женского пола, которые не познали мужеского ложа, оставьте в живых для себя» (Числа,гл.31; Судей,гл.21); «убейте людей сильных в народе каждом»; призывает к уничтожению целых народов, захвату земель, принадлежащих другим народам; красочно расписаны примеры сутенёрства собственных жён, гомосексуализма, изнасилований и т. п.

«Хороший» учебник для т. н. «учителей».

А раз служители культа Иеговы обязаны выполнять его указания, то не кажется ли вам преступным допускать к таким ученикам Господним своих детей?! Разве работники образования, в обязанности которых входит, в том числе, и сохранение жизни и здоровья детей, не должны оберегать их от контактов с посторонними людьми? Чем руководствуется министерство просвещения и министр, привлекая в образовательные учреждения людей, не несущих никакой ответственности за сохранение жизни и здоровья обучающихся?

Причём, педагогические работники получают специальное образование для работы с детьми, а какое образование у попов? Если они обучаются по учебнику под названием Библия, то это книга, со страниц которой льются потоки крови, в том числе и детской. Можно это назвать культурой?! Нашим детям навязывается чуждое мировоззрение, в основе которого лежит насилие.

В последнее время стало модным приглашать служителей религиозного культа в детские сады , школы, больницы, учреждения для участия в торжествах и освящения различных предметов, а также людей, включая подростков и маленьких детей. А какую информацию закладывают священники в т. н. «святую воду»? Любая отрицательная мысль остаётся в памяти воды и оказывает разрушительное влияние на окружающих.

В 1995 году японский доктор Экито Массару провёл эксперимент с водой и рисом: он взял три банки с рисом, залил их водой и в течение месяца каждый день говорил 1-й банке «спасибо», 2-й банке «дурак», на 3-ю не обращал внимания. Через месяц в 1-й банке рис остался белым и чистым, вода забродила и издавала приятный запах. Во 2-й банке рис почернел. В 3-й банке рис покрылся зелёной плесенью.

Если мысли могут делать такое с водой, представьте, как т. н. «святая вода» может влиять на нас, наших детей, если в неё не заложена положительная информация. Вода впитывает ту информацию человека, которая соответствует его внутренним качествам. Таким образом, какими положительными и отрицательными качествами обладает человек, такая информация и будет заложена в воду, с которой этот человек соприкасался.

Чтобы создать структурированную воду, нужно иметь, кроме эфирного и астрального тел, ещё четыре ментальных тела. А это уровень высоконравственного, разумного человека, обладающего экстрасенсорными способностями.

Все существующие религии находятся на уровне нижнего астрала, т. е. на уровне насильников, убийц, грабителей , всё в соответствии с Библией. Поэтому служители всех религиозных культов естественным образом оказываются привязанными к этому же уровню. На данном уровне невозможно создать что-то такое, что может помочь людям, нет у попов нужных способностей. Не зря, наверное, взлетающие ракеты после освящения тут же взрываются. Просто в воду заложена разрушительная информация.

Кроме того, есть факты совершения преступлений служителями религиозного культа.

Приведу только некоторые:

– Николай Киреев (39 лет) – священник храма Ленинградской области , занимался сутенёрством. Приезжал в Витебск и вывозил женщин в Петербург в качестве живого товара. Таких поездок у него было около четырёх за последние несколько лет – сообщила официальный представитель областного управления Следственного Комитета Белоруссии Светлана Сахарова. Молодых девушек похищали, помещали в квартиру, которая служила притоном, и оттуда вывозили в притоны Петербурга.

– Николай Ашимов – епископ в Хабаровском крае , развращает монахов, которых он стрижёт. Монахи становятся гомосексуалистами. Потом эти монахи совращают других молодых людей. Монах Климент (Михаил Кохов), подстриженный епископом Николаем, длительное время откровенно домогался 19-летнего алтарника прихода Успения Пресвятой Богородицы Комсомольска-на-Амуре. Галина Вячеславовна Серова – мать юноши, обличила содомию архирея со товарищи и сообщила о совращении её сына.

– Андрей Кисилёв (50 лет) – настоятель храма Богоявления Господня г. Барнаула , 20.07.2018 года изнасиловал девочку 2005 года рождения, учащуюся средней школы, на берегу реки Обь в селе Черемное. Протоирей является участником «Академии пошлых парней», читает «Откровенные анекдоты».

– Иоанн Дарий – иерей – священник храма в честь Георгия Победоносца в городе Сургуте, устроил пьяный дебош и управлял автомобилем в состоянии алкогольного опьянения.

– Священник в городе Шуя под Иваново в состоянии алкогольного опьянения за рулём 26 октября 2017 года сбил женщину, которая скончалась.

– Жительница Орловской области рассказала, что местный сельский настоятель пытал пса на глазах у её сына (Новости «Говорит Москва» 171178).

– Папа Римский в интервью итальянской газете La Republica 14.07.2014 года сообщил данные, которые собирали его советники: 2% = 8000 католических священников, епископов, кардиналов являются педофилами и растлевают малолетних.

– Патриарх Кирилл , в миру Кирилл Гундяев, в 1996 году через свой фонд «Ника» без таможенных пошлин, под видом гуманитарной помощи ввёз в Россию...нет, не продовольствие, а тонны сигарет и алкоголя, вытеснив с рынка импортёров, плативших пошлины. Именно на никотине Кирилл Гундяев составил свой первый стартовый капитал в несколько сотен миллионов долларов, сознательно участвуя в разрушении здоровья людей, в т.ч. детей, в уничтожении народов России. После Кирилл Гундяев был причастен к беспошлинному экспорту нефти, отлову камчатского краба, добыче уральских самоцветов, учреждению банков, скупке акций и недвижимости. В 2004 году состояние Кирилла Гундяева = 1,5 млрд.$, а в 2006 году журналисты «Московских Новостей» насчитали 4 млрд. $.

В период перестройки, когда русские люди месяцами не получали зарплату и им нечего было есть; когда зимой отключали отопление и в квартирах от мороза лопались батареи; когда в детские сады завозилась недоброкачественная пища и дети массово травились; когда народ грабили с помощью дефолтов и девальвации, нашими «святыми отцами» было начато интенсивное восстановление храмов. Они тратили на строительство храмов сотни миллионов долларов в то время, когда русские люди умирали от голода и холода прямо у них на глазах. Было построено 22 тысячи храмов, закрыто 27 тысяч школ.

Таким образом, моральный облик служителей религиозного культа оставляет желать лучшего и никак не может являться примером для подрастающего поколения. А основываясь на экстремистских и бесчеловечных постулатах Библии, вряд ли служители церкви могут преподать детям созидательную информацию. Да и сами они, обучившись на примерах жестокости и насилия, которыми напичканы все страницы Библии, не могут оставаться нравственными людьми.

А кому верующие молятся?

Господу, который нас же уничтожал – наш русский народ , ненавидел все народы Земли, кроме покорённых им иудеев. Открытым библейским текстом призывал пытать, сжигать, насиловать маленьких детей, женщин, стариков, мужчин. Господу, «который хочет, чтобы мы целовали руки попам, выклянчивали у разрисованных дощечек здоровья и денег. Тех, кто этого делать не захочет, он отправит на ужасные вечные муки! Он всех нас очень любит!»

Когда человек вступает в какую-либо организацию, партию, он изучает устав, цели и задачи данной организации, партии. Следовательно, все те, которые вступают, приняв крещение , в организацию под названием «христианство», невольно или сознательно соглашаются с фашистскими призывами Господа, содержащимися в основном документе – Библии, и дают разрешение на то, чтобы все описанные в Библии изуверства происходили с ними и их детьми, внуками, родными, близкими. Потому что цель и задача Господа, которому ничего здесь не дорого, – унижение и уничтожение человека, что ясно следует из текстов Библии. Значит, этот Господь нам совсем не друг! И попы, которые ему молятся и готовы выполнить любое его поручение – нам тоже не друзья!

  1. Святой пес Христофор

    Одна из наиболее значительных и наиболее замалчиваемых в христианстве фигур – святой Христофор. Дело в том, что у него собачья голова, и в 17-18 веках (в России – в 1722 году) все его изображения в храмах соскабливали и закрашивали. Вот его три ипостаси: одна в облике пса с крестом, вторая – полузверь-получеловек Репрев с зеленеющей листьями тростью и третья в облике человека по имени – Христофор, то есть, Несущий Христа (младенца).

    И кто же Христофор на самом деле? По своей основной функции перевозчика через реку, чудотворец Христофор, он же Офферо, он же Репрев из страны людоедов обязан быть Хароном, греческим божеством, стоящим на переправе в ад, у реки забвения с названием Стикс. Недаром в одной из легенд император никак не может Христофора убить. А как убьешь того, кто каждый день ходит на тот свет?

    В позднем варианте Харон уже – владелец собственной лодки, но сути это не меняет. Этот самый Харон-Офферо-Репрев и перенес младенца Иисуса через некую реку, и здесь надо бы вспомнить о сошествии Христа в ад, а в греческих преданиях ад находится именно за рекой. Как утверждают предания, тяжел был Иисус – даже в образе младенца, - еле донес его на себе Главный Перевозчик. И признал Его Господом и преклонил колена.

    Ясно, что преклонение столь важного существа, как Харон, дорогого стоит, это и есть акт капитуляции Смерти перед Христом. Изображая на иконах процесс возвращения Иисуса на плечах Христофора через реку забвения, церковь, по сути, демонстрирует, что акт подписан.

    Но есть у Христофора еще один близнецовый образ – египетский Анубис, бог смерти и возрождения всего живого, по сути, нормальный крестьянский бог весны. Анубис тоже собакоголов, а главное, в его руках, так же, как у Христофора, зацветающий посох. Это – и есть победа весны над зимой, а жизни над смертью, которое каждый год наблюдают все землепашцы. Зерно – сухое и мертвое, будучи похороненным в сырую землю, воскресает так же, как и посох Анубиса, или как посох Репрева, Офферо или Христофора. С идеей Воскресения Иисуса эти аллегории связаны чрезвычайно тесно.

    Остается выяснить, при чем здесь собаки, и в Евразии ответа не найти: собака табурована крупнейшими религиями, как один из обликов Нечистого. Ответ сохранился у ацтеков. Собака с их точки зрения – отличный проводник на тот свет, и пока вылетевшая из тела душа трепещет, не понимая, что делать, собака ведет ее точно в пещеру предков. Поэтому индейцы всегда убивали и клали в захоронение собаку.

    Здесь особенно хорошо видны общие корни культур. Под обличием цивилизованного Христофора кроется несколько более древний Харон, затем еще более древний Анубис*, а если скрести интенсивнее, то начнет проглядывать обычный индейский пес, коего клали в могилу каждому ушедшему родичу.

    * В христианстве день почитания Христофора Псеглавца – 25 июля – день «вне времени» по майянскому календарю, день перехода из одного временного отрезка в другой, начало Нового года, по сути, - Врата Перехода. В Египте хранителем подобных Врат Перехода является Анубис

    Ниже – головы: Анубиса (слева) и Христофора (справа). Голова Христофора, кстати, хранится в одном из храмов Франции. В том случае, если голова эта собачья, реликвия должна быть старой, до реформы 17-18 веков.

    КОЕ-ЧТО О ПСАХ ПРАВЕДНЫХ

    Сакральный смысл собаки все «настоящие» церкви отлично осознавали. Доминиканцы (Domini canis – псы Господни) татуировали на запястьях собачью голову с факелом в зубах – так, по крайней мере, считают. На мой взгляд, в зубах у пса была распустившаяся весенняя ветвь – символ воскрешения, символ новой жизни, просыпающейся в руках Анубиса каждую весну, а в церкви Иисуса – каждое вербное воскресенье.

    Та же символика и у опричников: собачья голова и метла – на самом деле, пучок, вязанка прутьев с листвой, заодно и символ единства. И удивляться тому, что гяур и христианин – синонимы, а псы-рыцари – именно псы, не надо. Думаю, и термин «легавый» не на пустом месте вырос. По крайней мере, святым покровителем людей с рисковыми профессиями, в том числе, милиционеров, является как раз собакоголовый Христофор.
    -----
    earth-chronicles.ru

  2. Иконы с изображением Святого Христофора

    Икона мученика Христофора. XVII в. Художественный музей, г. Череповец.


    Святой Христофор с собачьей головой. Лубочная картинка.


    Старообрядческая житийная икона святого Христофора.


    Мученик Христофор. Успенский монастырь города Свияжска, Татарстан.


    Фреска Ярославского Спасо-Преображенского собора.

    Икона Христофора Псегалвца из Череповецкого художественного музея 17 век.


    Икона из монастыря в Макарьеве.


    Икона из Çegelköy (Турция).


    Греческая икона XVIII в.

    Русская икона XVI в. из бывшего Чудова монастыря в Москве.


    Одна из современных икон св. Христофора Псеглавца.


    Св. Христофор Псеглавец, греческая икона XIII в. Византийский музей в Афинах.


    Мученик Христофор. XVI в. Фреска Раифского Богородицкого монастыря.


    Фреска Ярославской церкви Николы Мокрого.


    Икона из собрания Егорьевского историко-художественного музея.


    Мученик Христофор. Вторая половина XVII в. Икона из собрания музея Ростовского Кремля.


    -----
    hacker.telefunkin.net


  3. -----
    hacker.telefunkin.net

  4. Святой Христофор был снежным человеком?

    "Только звезды №14"

    Есть мнение, что псеглавцы и снежный человек – родственники.

    Это самый загадочный из всех святых, а иконы с его изображением до сих пор в опале у церкви. На них святой Христофор изображен с собачьей головой. Это может кому-то показаться богохульством. Но греки, создавая эти иконы, и не думали осквернять святые чувства. Именно таких людей описывал святой апостол Андрей Первозванный после своего миссионерского путешествия по землям, где сейчас располагается пакистано-иранская граница.

    О житии этого необычного святого с головой собаки можно найти немало упоминаний в церковной литературе. Согласно им, святой Христофор на вид был столь свиреп, что римский император Деций Траян, правивший в 250-е годы, впервые увидев его, от страха упал со своего трона. Георгий Александру, греческий писатель, собирая факты о житии святого апостола Андрея Первозванного, о котором он написал книгу «Воздвигший Крест во льдах», отыскал немало упоминаний о киноцефалах, племени, к которому мог принадлежать святой Христофор.

    Как уверяет писатель, апостол Андрей побывал на северо-востоке Пакистана. Там он и встретил людей с непривычной и даже ужасающей внешностью. Об этих же племенах упоминал и путешественник Марко Поло. Это он назвал их киноцефалами. Описывая этих существ, он говорил, что они похожи на собак породы мастиф. Устрашающей внешности они якобы добивались тем, что рассекали себе щеки, заостряли зубы и уши. Младенцам они стягивали черепа таким образом, чтобы те обретали вытянутую форму. И все это для того, чтобы устрашать врагов.

    Существуют разные версии, как Христофор с песьей головой стал святым. Вот что гласит легенда. Во времена императора Деция Траяна он был воином и разбойником гигантского роста, наводившим ужас на всю Палестину. Христофор говорил, что согласится служить тому, кто страшней и могущественней его. Затем он понял, что на свете нет никого ужасней дьявола, и решил ему поклониться. Однако, узнав, что дьявол боится Иисуса и бежит от знака креста, он покинул его и стал ревностным служителем Божьим, обратив в христианство множество народа.

    По другой же версии великан Христофор согласился перенести через реку Христа и удивился его тяжести, а тот сказал, что несет на себе все тяготы мира. Чем и убедил Христофора, что могущественней Христа нет никого на свете!

    Пытаясь крестить население Ликии, Христофор встретил яростное сопротивление и погиб. Церковь чтит его как великомученика. Правда, в 1722 году Священный синод постановил не рисовать святого Христофора с песьей головой…

    Впрочем, согласия по поводу места рождения святого Христофора среди историков, как древних, так и нынешних, нет.

    Средневековый летописец Павел Диакон писал, что германское племя лангобардов, которое знаменито по первым крестовым походам, имело дружеские отношения с киноцефалами. Почему же собакоголовых боялись? Говорят, будто, убивая, они с жадностью припадали к ранам врагов и пили кровь.

    Исследователь Адам Бременский излагает предание, что киноцефалы – это дети амазонок, отцами которых были какие-то неизвестные чудовища, обитавшие на Севере. О них осталось много легенд, часть из которых поэт Низами пересказал в поэме «Искандер-Наме».

    В ней говорится, что племена русов, воевавшие с армией Александра Великого, выпустили в бой чудовище, которое отрывало воинам врага руки и головы и даже боевому слону оттяпало хобот. Монстр, по словам Низами, ничем не отличался от обычного рослого человека. Из общей массы его выделяли лишь рог на лбу и огромная сила. Родиной монстров Низами называет горы на пути к вечной тьме – полярной ночи. Не исключено, что это современный Приполярный Урал.

    Север России вплоть до XVIII века был заповедником для существ, известных всему остальному миру лишь по легендам и мифам. Николай Карамзин упоминал, будто о таинственных горах на берегу океана любили потолковать в Москве в XVI веке. Причем среди обитателей Полярного Севера москвичи упоминали людей с собачьими головами. Да и путешественник Герберштейн, оставивший свои свидетельства в русском дорожнике XVII века, писал, что в верховьях реки Оби жили люди с собачьими головами.

    В ХХ веке река Обь упоминается французским философом Рене Геноном. К тому же свидетели, видевшие псеглавцев, называли их жителями высокогорья. Но эти края считаются и местом обитания снежного человека. Правда, описывая его, говорят, что он больше похож на обезьяну и, в частности, на павиана. А между тем павианов в Египте называли киноцефалами, то есть псеглавцами, из-за сходства их голов с головами крупных собак. Так стало быть, племя, из которого вышел святой Христофор, могло быть племенем снежных людей?
    -----
    sobesednik.ru

  5. Шилов защитит животных

    Сын знаменитого живописца Александр Шилов-младший, известный своей необычной акцией по отправке картин в космос, вновь удивил общественность. Художник написал икону, которая, по его словам, будет покровительствовать животным.

    В качестве защитника четвероногих Александр выбрал Христофора Псеглавца - Святого с головой собаки. Этот лик известен с третьего века. По одним данным, Христофор был из племени киноцефалов - людей с песьими головами, а свою святость заслужил, когда перенес на другой берег опасной реки маленького Христа (за что и получил свое имя, которое означает «несущий Христа»). Согласно другой версии, Святой был настолько красив, что его постоянно тревожили жаждущие внимания женщины, и, дабы избежать соблазнов, он упросил Господа обезобразить его внешность и дать песью голову.

    В Русской Православной церкви образ святого Христофора всегда вызывал бурные споры, а в 1722 году лик Святого с песьей головой и вовсе был запрещен. Александр Шилов-младший решил возродить икону в первозданном виде и подарить ее Германии. Теперь его произведение будет украшать один из храмов-часовен города Дрездена. Вместе с иконой Александр подарил часовне изображение Сергия Радонежского. Кроме того, знаменитая Дрезденская галерея взяла у художника для демонстрации одну из его картину - «Зимний вечер».
    -----
    mirnov.ru

Святой Христофор - святой с собачьей головой December 3rd, 2014

Чем больше увлекаешься культурологией и религиоведением, тем больше зарываешься в огромном количестве информации. Но благодаря этому постоянно всплывают очень интересные факты и истории. Про одну такую история, которая лично меня очень заинтересовала, сегодня и расскажу. Речь пойдет об очень странном святом, которого раньше изображали в виде... собаки . Точнее не собаки, а киноцефала . Причем святой этот канонизирован как православной, так и католической церквями, поэтому про него стоит немного рассказать поподробнее. Зовут его святой Христофор .

Православная икона

Согласно восточной традиции, этот святой жил в третьем веке и звали его Репрев. Происходил он из области Мармарика, что в Ливийской пустыне. В одном из боев его захватили в плен римские солдаты, но после этого он служил у римлян в специальном подразделинии, состоящем только из берберов.

Это был человек огромного роста и ужасающего поведения, он был киноцефалом (с пёсьей головой), как и все представители его племени. Другой вариант возникновения его собачьей головы (эта легенда появилась на Кипре) - святой был очень красив, но, дабы избежать соблазнов и постоянно беспокоивших его женщин, упросил Господа обезобразить его внешность.

Более вероятная, конечно, первый вариант, согласно которому, видимо, он просто был очень страшен собой, отчего его ассоциировали с собакой (вспоминаем Пса из Игры Престолов?).
Полностью его историю рассказывать я тут не буду, кому интересно, можно почитать на Вики . Скажу лишь, что он, как и большинство святых того времени, очень успешно проповедовал, что и что и поплатился жизнью (Император приказал бросить мученика в раскалённый медный ящик. Однако святой Христофор не испытывал страданий и остался невредим. После многих жестоких истязаний мученику наконец отсекли голову мечом)

Святой Христофор. Икона. XVIII в. Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург

В западнохристианской иконографии святого, имя которого буквально переводится как «Христоносец», изображают как великана, несущего на своих плечах Младенца Христа. В «Золотой легенде», своде житий XIII века, составленном доминиканским монахом Иаковом Ворагинским, сказано, что Христофор (тогда еще носивший другое имя) работал на речной переправе. Когда он однажды переносил через реку ребенка, то ощутил невыносимую тяжесть, будто держит весь мир. Оказалось, что великан несет не только мир, но и Того, Кто его сотворил: в виде ребенка Христофору явился Сам Христос.

Традиция изображения Христофора как высокого мужчины с Младенцем в западной средневековой скульптуре, книжной миниатюре, а также живописи более позднего времени устойчива.

1. Дирк Баутс. Святой Христофор. Левая створка триптиха. 1467–1468 гг. Старая Пинакотека, Мюнхен
2. Иероним Босх, «Св. Христофор», 1504-05, Музей Бойманса-ван Бёнингена

В православии Христофор часто изображается псоглавым. При этом указывается, что этот облик, как и происхождение святого из страны кинокефалов, следует понимать как символическое указание на его грубость и свирепость в период пребывания язычником. Древнейшее подобное изображение святого находится на керамической иконе VI-VII веков македонского происхождения. На ней Христофор вместе со святым Георгием поражает змия. В русской иконописи изображения святого Христофора в собачей головой известны со второй половины XVI века.

Святые Христофор и Георгий. Керамическая икона. V–VII вв. Македония

Версии сложения столь экзотической иконографии Христофора-кинокефала (псоглавца), в основном, связаны с предположением, что какое-либо его прозвище было истолковано ошибочно.

Варианты прозвища :

От географического названия: местность Киноскефалия (возвышенность в Фессалии)
- от слова «cananeus» («хананит»), которое могло быть истолковано как «собачий».
- описание ужасной внешности - «звероподобный» могло быть воспринято буквально.
- ещё один вариант: сравнение с символом верности - собакой постепенно переросло в объединение образа с символом; проводятся параллели с опричниками Ивана Грозного(действительно каждый из них был «всадником с собачьей головой») и т. п.

Ещё одна версия гласит, что образ псоглавца пришёл из коптской христианской живописи, на территории которых оставались следы почитания псоголового Анубиса

Также существует представление о Христофоре, как представителе племени «псоглавцев» - собакоголовых людей, описание которых достаточно часто встречается с античных времён.

Иконы Христофора «с песьею главою» вместе с некоторыми другими «спорными» иконографическими сюжетами были официально запрещены распоряжением Синода от 1722 г. как «противные естеству, истории и самой истине».

С XVIII в. Христофор изображается только в образе человека. После запрета Христофор изображается антропоморфно, в образе воина.

Святой Христофор. Фреска на юго-западном столпе Спасо-Преображенского собора в Ярославле. 1563–1564 гг.

Известны переписанные изображения с записанной собачьей головой. Старообрядцы продолжали (и до сих пор продолжают) почитать Христофора-кинокефала, а запрет «господствующей церкви» лишь подтвердил и усилил это почитание. Свияжская иконописная традиция изображает Христофора не с собачьей, а с лошадиной головой.

Большинство старинных изображений псоголового Христофора было уничтожено или записано. Помимо фрески в Успенском монастыре города Свияжска, существует фреска в Макарьевском монастыре, а также в Ярославле в Спасском монастыре.

Кроме того в церкви Николая Чудотворца в поселке Ныроб Пермского края.

Иконы Христофора сохранились в Череповце (художественный музей), в Ростове, а также в Перми, Егорьевском историко-художественном музее.

Икону Святого Христофора с песьей головой можно увидеть в Московской старообрядческой церкви Покрова, Московском Кремле (Архангельский собор), в ярославском Сретенском храме, в Третьяковской галерее. Сохранились также скульптуры, одна из которых хранится в соборе Парижской Богоматери. Большинство подобных икон было уничтожено в период иконоборчества.

Старообрядческая житийная икона святого Христофора

Иконография
Мученик Христофор. Вторая половина XVII в. Икона из собрания музея Ростовского Кремля.