Софья Перовская. История одной убийцы - история в фотографиях

По-лу-чи-ла до-маш-нее об-ра-зо-ва-ние. В 1869 году в Санкт-Пе-тер-бур-ге по-сту-пи-ла на Алар-чин-ские жен-ские кур-сы, ув-лек-лась ре-во-люционными идея-ми. В конце 1870 годов по-рва-ла с от-цом и уш-ла из до-ма. Воз-гла-ви-ла кру-жок са-мо-об-ра-зо-вания из кур-си-сток, ко-то-рый ста-рал-ся «раз-ви-вать в жен-ской мо-ло-дё-жи дух про-тес-та» про-тив «дес-по-тиз-ма» и по-сте-пен-но при-об-рёл ре-во-люционно-на-род-нический ха-рак-тер. Ле-том 1871 года кру-жок Перовской объ-еди-нил-ся с круж-ком М.А. На-тан-со-на, по-ло-жив на-ча-ло пе-тербургской груп-пе Боль-шо-го общества про-па-ган-ды («чай-ков-цев»); Перовская вхо-ди-ла в его ко-мис-сию по не-ле-галь-ной свя-зи с за-гра-ни-цей, со-дер-жа-ла кон-спи-ра-тив-ные квар-ти-ры, ве-да-ла сношениями с по-ли-ти-ческими уз-ни-ка-ми, ве-ла про-па-ган-ду сре-ди ра-бочих (в чис-ле рас-про-па-ган-ди-ро-ван-ных ею - П.А. Алек-се-ев). В 1872-1873 годуу, го-то-вясь к «хо-ж-де-нию в на-род» , рас-про-стра-ня-ла на-род-нические идеи сре-ди кре-сть-ян Твер-ской и Са-мар-ской гу-бер-ний под ви-дом ос-по-при-ви-ва-тель-ни-цы и учи-тель-ни-цы. В январе 1874 года аре-сто-ва-на, но за от-сут-ст-ви-ем улик в ию-не ос-во-бо-ж-де-на до су-да на по-ру-ки от-ца.

В 1874-1877 годах ис-ка-ла но-вые пу-ти к сбли-же-нию с на-ро-дом: окон-чи-ла фельд-шер-ские кур-сы и слу-жи-ла се-ст-рой ми-ло-сер-дия в зем-ской боль-ни-це Сим-фе-ро-по-ля, за-ведуя дву-мя ба-ра-ка-ми Общества по-пе-че-ния о ра-не-ных и боль-ных вои-нах. В 1877 году дос-тав-ле-на в Санкт-Пе-тер-бург на суд по делу о «хо-ж-де-нии в на-род» («про-цесс 193-х», 1877-1878 годы), оп-рав-да-на за не-дос-тат-ком улик. Ле-том 1878 году всту-пи-ла в тай-ное общество «Зем-ля и во-ля» 1870-х годов. В ав-гу-сте вновь аре-сто-ва-на и вы-сла-на в город По-ве-нец Оло-нец-кой губернии, но по до-ро-ге бе-жа-ла, пе-ре-шла на не-ле-галь-ное по-ло-же-ние. Вес-ной 1879 года уча-ст-во-ва-ла в соз-да-нии зем-ле-воль-че-ско-го круж-ка в Харь-ко-ве. Ле-том то-го же го-да на Во-ро-неж-ском съез-де «Зем-ли и во-ли» под-дер-жа-ла «де-ре-вен-щи-ков», но по-сле рас-ко-ла ор-га-ни-за-ции под влия-ни-ем каз-ней на-род-ни-ков (13 человек в апреле-августе 1879 года) всту-пи-ла в пар-тию «На-род-ная во-ля» и осе-нью бы-ла избра-на членом Ис-пол-нительного комитета пер-во-го со-ста-ва, а за-тем членом Рас-по-ря-дительной ко-мис-сии.

По ре-ше-нию Ис-пол-нительного комитета, вы-нес-ше-го 26 августа (7 сентября) 1879 года смерт-ный при-го-вор императору Алек-сан-д-ру II , уча-ст-во-ва-ла в под-го-тов-ке двух не-удав-ших-ся по-ку-ше-ний на им-пе-ра-то-ра - на Мо-с-ков-ско-Кур-ской железной дороге (1879 год) и в Одес-се (1880 год). Вы-дви-ну-лась на од-но из пер-вых мест в пар-тии. Вы-сту-па-ла за ши-ро-кое объ-е-ди-не-ние всех ан-ти-пра-ви-тельственных сил (вклю-чая ли-бе-ра-лов) и за мно-го-об-ра-зие форм по-ли-тической борь-бы. Уча-ст-во-ва-ла в со-зда-нии Ра-бо-чей и Во-ен-ной ор-га-ни-за-ций «На-род-ной во-ли», в из-да-тель-ской дея-тель-но-сти пар-тии, ве-ла про-па-ган-ду сре-ди ин-тел-ли-ген-ции, ра-бо-чих, во-ен-ных, соз-да-ва-ла сту-денческие круж-ки. Воз-гла-ви-ла под-го-тов-ку ца-ре-убий-ст-ва по-сле аре-ста А.И. Же-ля-бо-ва , её бли-жай-ше-го со-рат-ни-ка и гражданского му-жа. Ру-ко-во-ди-ла по-ку-ше-ни-ем 1(13) марта 1881, в ре-зуль-та-те ко-то-ро-го Алек-сандр II был смер-тель-но ра-нен. От-кло-ни-ла на-стой-чи-вые пред-ло-же-ния дру-зей скрыть-ся за гра-ни-цей. Уча-ст-во-ва-ла в об-су-ж-де-нии про-ек-тов пись-ма Ис-пол-нительного комитета «На-род-ной во-ли» но-во-му императору Алек-сан-д-ру III с тре-бо-ва-ни-ем со-зы-ва Уч-ре-дительного со-б-ра-ния. 10(22) марта 1881 года аре-сто-ва-на. На «про-цес-се пер-во-мар-тов-цев» в Осо-бом при-сут-ст-вии Пра-ви-тель-ст-вую-ще-го Се-на-та 26-29 марта (7-10 апреля) 1881 года ве-ла се-бя му-же-ст-вен-но, от-вер-га-ла об-ви-не-ния про-ку-ро-ра Н.В. Му-равь-ё-ва (то-ва-ри-ща её дет-ских лет) в без-нрав-ст-вен-но-сти и жес-то-ко-сти «На-род-ной во-ли». Каз-не-на че-рез по-ве-ше-ние вме-сте с Же-ля-бо-вым, Н.И. Ки-баль-чи-чем, Т.М. Ми-хай-ло-вым, Н.И. Ры-са-ко-вым на Се-мё-нов-ском пла-цу.

Перовская - пер-вая в Рос-сии жен-щи-на, каз-нён-ная по по-ли-тическому де-лу. В ре-во-люционных кру-гах её имя ста-ло ле-ген-дар-ным и бы-ло ок-ру-же-но оре-о-лом му-че-ни-че-ст-ва. Не-ор-ди-нар-ная лич-ность и дра-ма-тизм судь-бы Перовской при-вле-ка-ли вни-ма-ние пи-са-те-лей и по-этов, ху-дож-ни-ков и ре-жис-сё-ров.

Ис-точники:

С. Л. Пе-ров-ская (Ма-те-ри-ал для био-гра-фии). [Же-не-ва], 1882;

Де-ло 1 мар-та 1881 г. Про-цесс Же-ля-бо-ва, Пе-ров-ской и др. СПб., 1906;

Пе-ров-ский В.Л. Вос-по-ми-на-ния о се-ст-ре (С. Пе-ров-ской). М.; Л., 1927;

Фиг-нер В.Н. За-пе-чат-лен-ный труд: Вос-по-ми-на-ния. М., 1964. Т. 1;

Не-из-вест-ные за-мет-ки С. Пе-ров-ской // Со-вет-ские ар-хи-вы. 1983. № 3;

«На-род-ная во-ля» и «Чер-ный пе-ре-дел». Вос-по-ми-на-ния уча-ст-ни-ков ре-во-лю-ци-он-но-го дви-же-ния в Пе-тер-бур-ге в 1879-1882 гг. Л., 1989.

В последние годы международный терроризм характеризуется как одна из главных глобальных проблем. Многочисленные террористические акции с конца 90-х гг. XX в. потрясли и Россию: Буденновск, Первомайское, взрывы домов и захват концертного зала в Москве, гибель сотен школьников в Беслане и т. д. Гнев, страх, недоумение слились в восприятии россиянами всех этих событий, широко освещавшихся средствами массовой информации.

В стремлении понять природу современного терроризма отечественные авторы заглянули в прошлое и сделали вывод, что Россия является родиной терроризма, так как именно российские революционеры выступили в качестве теоретиков и практиков революционного террора.

С. Л. Перовская и А. И. Желябов

1 марта 1881 г. царь-освободитель Александр II выехал от Михайловского дворца и буквально через несколько минут его экипаж на набережной Екатерининского канала подвергся атаке террористов. Бомба, брошенная Рысаковым, убила и ранила немало людей из царского конвоя и из числа прохожих, разбила царскую карету, из которой… вышел живой и невредимый император. Он направился к человеку, который стоял неподалеку. Это был второй «метальщик» Игнатий Гриневицкий. Вроде царь сказал, думая, что опасность миновала: «Ну, слава Богу!» И вроде бы террорист-самоубийца ответил: «А слава ли Богу?» И бросил метательный снаряд между собой и императором. Покушавшийся погиб на месте, а царь в страшных мучениях скончался через непродолжительное время на глазах своей семьи.

Кто же были эти люди, осмелившиеся поднять руку на Государя, «помазанника божьего», совершившие самый тяжкий грех – убийство? Что собой представляли российские террористы? Действительно ли Россия – «родина терроризма»?

Лидер группы отчаянных революционеров Андрей Иванович Желябов (1851-1881) происходил из крепостных крестьян. При выпуске из Александровской гимназии в Керчи был «по недостатку благонадежности» удостоен не золотой, а серебряной медали. За организацию нелегального студенческого кружка, как «руководитель и главный деятель» студенческих волнений в 1871 г. был исключен из Новороссийского университета (в Одессе) и выслан на родину. Затем вел революционную пропаганду среди интеллигенции и рабочих, ведал доставкой нелегальной литературы, собирал средства и отправлял добровольцев на Балканы. Его арестовали, судили в Петербурге в 1877 г. на «процессе 193-х», но оправдали «за отсутствием улик».

В 1879-1880 гг. Желябов являлся членом «Земли и воли», затем «Народной воли», членом-учредителем Исполнительного комитета, который вынес смертный приговор Александру II. Желябов был сторонником многообразия форм политической борьбы, допускал террор лишь как вспомогательное средство, как прелюдию и ускоритель народной революции. Под его руководством подготовлено несколько покушений на императора, но 27 февраля 1881 г. он был арестован.

Желябов потребовал приобщить его к делу «первомартовцев» и рассчитывал на рассмотрение дела судом присяжных. Он был уверен, что суд общественной совести не только оправдает народовольцев, но и выразит им «признательность отечества за деятельность особо полезную». На суде Желябов обличал «белый террор», который подавил мирную пропаганду социалистических идей. Он говорил, что, не веря в Бога, признает сущность учения Христа, а поскольку вера без дел мертва, то он хотел делом помочь униженным и оскорбленным нуждающимся труженикам. Желябов был повешен вместе с другими на Семеновском плацу в Петербурге и тайно похоронен на Преображенском кладбище.

Руководила действиями бомбистов гражданская жена Желябова Софья Львовна Перовская (1853-1881). Генеральская, губернаторская дочь выбрала путь революционерки. Она бежала из родительского дома от отца-самодура в 18 лет. Была учительницей в Тверской и Самарской губерниях, а также оспо-прививательницей. Вела революционную пропаганду среди рабочих Петербурга. После нескольких арестов и процесса «193-х» перешла на нелегальное положение. Миловидная, белокурая девушка с пухленькими розовыми щечками, с высоким выпуклым лбом и голубыми глазами выбрала путь аскетизма, самоограничений, тяжелой борьбы. Софья Перовская руководила действиями «метальщиков» 1 марта 1881 г.

«Я о своей участи нисколько не горюю, совершенно спокойно встречаю ее. <…> Я жила так, как подсказывали мне убеждения; поступать же против я была не в состоянии; поэтому со спокойной совестью ожидаю все предстоящее мне. <…> До свидания же, моя дорогая, повторяю свою просьбу: не терзай, не мучай себя из-за меня; моя участь вовсе не такая плачевная, и тебе из-за меня горевать не стоит…», – писала она матери накануне казни. Софья Перовская стала первой русской женщиной, казненной по политическому делу.

Удивительными способностями обладал Николай Иванович Кибальчич (1853-1881). Он сначала поступил в Петербургский институт инженеров путей сообщения, но затем перевелся в Медико-хирургическую академию. Вел пропаганду среди крестьян, бывал арестован, сидел в тюрьме. В «Народной воле» (с 1879) он создал динамитную мастерскую, готовил снаряды для всех террористических актов народовольцев. Его партийным псевдонимом был «Техник».

Свободный труд на благо Родины Кибальчич считал идеалом, но его способностям не было суждено быть востребованными. «Ту изобретательность, которую я проявил по отношению к метательным снарядам, я, конечно, употребил бы на изучение кустарного производства, на улучшение способа обработки земли, на улучшение сельскохозяйственных орудий и т. д.», – говорил он на суде по делу «первомартовцев». На суде эксперты восхищались метательными снарядами Кибальчича и сожалели, что таких гранат нет на вооружении русской армии. Знаменитый генерал Тотлебен отзывался о Кибальчиче и Желябове еще более категорично: «Что бы там ни было, что бы они ни совершили, но таких людей нельзя вешать. А Кибальчича я бы засадил крепко-накрепко до конца его дней, но при этом предоставил бы ему полную возможность работать над своими техническими изобретениями». Так появилась идея создания «шарашки» для проштрафившихся выдающихся людей, которых можно использовать для нужд государства. Эту идею, как известно, реализовали И. В. Сталин и Л. П. Берия, которые знали, что Туполев, Королев и другие ученые никаких террористических актов не замышляли, а их золотые головы можно использовать по назначению. Незадолго до казни Кибальчич закончил расчеты для полета космического аппарата и ждал отзывов специалистов. Не дождался.

Во второй половине XX в. многие советские ученые, изобретатели и инженеры, работавшие в военно-промышленном комплексе (ВПК), сожалели, что им не пришлось себя проявить в сфере гражданского производства. Но приоритеты определяла высшая власть в стране.

Мало кому известно имя Николая Васильевича Клеточникова (1846-1883). Он происходил из дворян. Болел туберкулезом, не смог завершить обучение в университете. Осенью 1878 г. предложил себя в качестве исполнителя террористического акта, но по заданию «Земли и воли» поступил на службу в Третье отделение, где получил доступ к секретным материалам политической полиции. Клеточников пользовался полным доверием начальства и в течение двух лет информировал революционеров о планах полиции, готовившихся обысках и арестах, раскрыл многих агентов полиции. Его арестовали в январе 1881 г., приговорили к смертной казни, замененной вечной каторгой. Клеточников умер в Алексеевском равелине Петропавловской крепости после голодовки протеста против жестокого тюремного режима.

Люди разного социального происхождения (их называли разночинцами), народники, как и многие современные россияне, хорошо знали теорию общественного договора. Отличие в подходе к теории общественного договора россиян начала XXI в. от россиян XIX в. заключается в том, что современная политическая элита через средства массовой информации в начале XXI в. внушает населению, что революция – это абсолютное зло. А народники в последней трети XIX в. еще помнили рассуждения Ж.-Ж. Руссо, Монтескье и других философов о том, что у народа есть право на революцию, на свержение тех, кто по «общественному договору» получил право на управление, но не справился со своими обязанностями. Народники считали, что в борьбе с зарвавшейся властью следует применять различные средства, включая террор.

России вряд ли приходится претендовать на то, что она является «родиной террора» (как и «родиной слонов»). Слово «террор» в переводе на русский язык означает «устрашение». В этом смысле террор являлся и является неотъемлемым элементом внутренней и внешней политики абсолютного большинства государств.

В Древнем Риме (позже у монголов) воины подразделения, струсившего и побежавшего от врага на поле боя, подвергались «децимации» – казнили каждого десятого. На «врагов народа» в Древнем Риме составлялись «проскрипции» – специальные списки, по которым любого «проскрибированного» можно было убить. С жестоких «террористических актов» начала свое правление княгиня Ольга. Террористическим был режим Золотой Орды на русских землях. Появилась практика заложничества. Орудием террора в руках Ивана Грозного стала опричнина. В XVII-XVIII вв. в застенках, на виселицах, плахах, кольях, кострах, подвешенные на крючья за ребро тысячами гибли не только фальшивомонетчики (им горло заливали расплавленным металлом), убийцы, воры, но и участники народных восстаний, старообрядцы, просто оболганные доносчиками люди. Убийство С. М. Кирова 1 декабря 1934 г. стало поводом для «большого террора», для «ежовщины». Любого, кто выступает против существующей власти, можно назвать террористом.

Народовольцы Желябов, Перовская, Кибальчич, Клеточников и другие не захватывали заложников, не воевали с безоружными женщинами и детьми, не получали деньги от зарубежных спецслужб и фондов. Их терроризм носил кустарный, примитивный характер. Их главным и единственным «ресурсом» была собственная жизнь. И они отдали свои жизни за лучшую жизнь для простого народа, за лучшее будущее для своей страны. Напрасно?

Убийство царя - как могла его организовать эта хрупкая миловидная женщина? Сильный характер, идейность, несгибаемая воля - все эти качества были собраны в ней одной, и позволили осуществить задуманное. Сегодня Passion.ru рассказывает о женщине, которую Лев Толстой называл «идейной Жанной Д"Арк».

…Софья Перовская - это имя, увы, вызывает далеко не лирические ассоциации. Его обладательница вошла в историю как революционерка, организатор и участница покушений на государя. Какие душевные порывы сделали ее первой в истории России женщиной, повешенной по политическому делу?

РАБА ИДЕИ И ЛЮБВИ

Детство аристократки

После занятий в гимназии, целиком поглощавших эту серьёзную ученицу, идти домой не хотелось.

В богатом и знатном доме петербургского губернатора (а позднее - сотрудника Министерства Внутренних Дел) Льва Николаевича Перовского царила напряжённая и недружелюбная атмосфера.

Непросто было выдерживать крутой нрав своего отца и мужа всем членам семейства. Для двух братьев и сестёр большой моральной поддержкой была мать - Варвара Степановна, по натуре добрая и душевная женщина, полная противоположность мужу.

Она и сама не выносила его грубого характера и часто надолго вырывалась из дома в крымское имение. К сожалению, богатство и положение не делали счастливыми никого в этой аристократической семье.

Будущая «народница» была знатного происхождения: её прапрадедом был последний малороссийский гетман К. Г. Разумовский, а дед служил крымским губернатором при императоре Александре I.

Все дети в семье Перовских получили хорошее домашнее образование. Софье, чей напористый характер заявлял о себе в детстве, его показалось мало, и девушка против воли отца в 1869 году поступила на женские курсы при мужской гимназии Петербурга. Здесь ей дышалось легче, чем в родных стенах, учёба отвлекала от проблем.

На курсах она вошла в кружок самообразования, в которым юные девушки незаметно для себя увлеклись модными тогда идеями народничества. О посещении Софьей сомнительного кружка вскоре узнал отец, потребовавший немедленно порвать отношения с «сомнительными личностями».

Но переубедить упрямую дочь оказалось невозможно. Увлечённая новыми идеями, в 1871 году Софья создала уже свой народнический кружок.

Череда арестов

Жизнь, полная опасностей, захватила охотницу за преключениями. В январе 1874 года Перовская впервые была арестована при разгроме властями революционных кружков.

Наказанием ей стали неполные пять месяцев заключения в Петропавловской крепости. Срок мог быть и большим, но молодую революционерку взял на поруки отец. Но, кажется, она даже забыла его поблагодарить за это...

«Летом я была выпущена на поруки и уехала к матери, в Крым. Потеряв возможность быть дальше народной учительницей, я начала изучать фельдшерство», - так писала она о том времени.

Окончив 4-летние курсы, Софья была принята в Симферопольскую земскую больницу, где работала вплоть до вызова на суд в августе 1877 года. Суд над участниками «хождения в народ», известный в истории как «процесс 193-х», вынес Перовской оправдательный приговор.

Похоже, такая жизнь не пугала одержимую революционными идеями девушку. Она хотела бороться «за счастье народное», и в ином себя не представляла.

Перовская даже участвовала в освобождении из тюрьмы осуждённых товарищей по кружку, вступила в запрещённую организацию «Земля и воля», по заданию которой выехала организовать побег заключённых из Харьковского централа, который не удался.

«Молодая девушка с русой косой и светло-серыми глазами» - описывали ее современники. Ах, как обманчива порой внешность!

РОКОВОЙ ВЗМАХ ПЛАТКА

Раба любви

Внутренний мир этой молодой женщины был скрыт от окружающих. Казалось, ей чужды чисто женские интересы, вся она была направлена на борьбу с противниками своих политических убеждений.

Но любовь покоряет любые сердца! Вскоре судьба свела её с таким же ярым революционером - Андреем Желябовым. Он был на два года старше, происходил из семьи крепостных крестьян.

Объединённые общими целями в жизни, они соединились в гражданском браке и были наверняка заметной парой, обращающей на себя внимание. Официальной женой своего любимого Софья так никогда и не стала..

Убийство «для счастия народа»

На жизнь Александра II народники покушались четыре раза, из них Перовская участвовала в трёх, в том числе в последнем, удачном.

Софья находилась в доме, в котором при приближении царского поезда должен быть сомкнут электрический ток и последовать взрыв.

Задуманное не осуществилось - взрыв произошёл уже после того, как поезд миновал опасное место.

«Сознательно идя на великое дело террора», Перовская участвует во втором покушении, предпринятом в Одессе весной 1880 года. И снова жертва народников останется в живых.

На следующий год, когда под арестом был А. Желябов, его верная подруга руководила группой террористов, которой удалось убийство государя.

Взмахнув белым платком, она дала сигнал одному из заговорщиков бросить бомбу в проезжавшего Александра II. И на этот раз ей удалось сбежать незамеченной с места трагедии.

Перовская пряталась, но из Петербурга не уезжала - надеялась освободить из застенков гражданского мужа. В марте 1881-го на Невском проспекте её случайно встретит и опознает… друг детства Н. Муравьёв, с которым играли в весёлые забавы.

…Жить оставалось недолго - суд над участниками убийства русского царя вынес решение о казни, намеченной на 3 апреля.

В Петербурге на Семёновском плацу Перовская и Желябов стояли вместе и, как и другие заговорщики, смотрели смерти в лицо. Всех ожидала казнь через повешение.

В ожидании приговора единственная среди приговорённых женщина держалась стойко. По свидетельствам очевидцев, дольше всех умирала и билась именно она. Может, одна смерть на двоих придавала силы?

Инна ИНИНА

Перовская Софья Львовна (род. 1 (13) сентября 1853 г. – см. 3 (15) апреля 1881 г.) одна из руководителей «Народной воли», непосредственно руководила убийством Александра II.

Революционерка-народница, активный член организации «Народная воля». Первая женщина-террористка, осужденная по политическому делу и казненная как организатор и участница убийства императора Александра II.

Издавна известно, что достижение каких бы то ни было целей насильственными методами приводит к ответной жестокости и что агрессия может породить лишь агрессию. Однако даже женщины, изначально признанные более слабыми физически, более духовными и, в общем-то, аполитичными личностями по сравнению с мужчинами, часто убивают, не задумываясь о жертвах и последствиях. Одна из них – Софья Перовская – считала терроризм самым действенным способом влияния на правительство.

Она не раз повторяла, что отказалась бы от террора, если бы видела другой путь. Но в том-то и была беда этой образованнейшей молодой женщины, что навязчивая идея поглотила целиком ее мысли, заставила отказаться от привычного уклада жизни и пойти на преступление, противное христианскому и дворянскому воспитанию.

Софья родилась 13 сентября 1853 года в Петербурге. Ее отец, Лев Перовский, чиновник высокого ранга, был правнуком последнего гетмана Украины Кирилла Разумовского, а мать, Варвара Степановна, была родом из простой семьи псковских дворян. Со временем эта разница в происхождении привела к разрыву между родителями. Детские годы Софья провела в играх в провинциальном Пскове, где служил отец. Друзьями ее были старший брат Вася и соседский мальчик Коля Муравьев, который через много лет, став прокурором, потребует для подруги детства смертной казни.


В скором времени семья переехала в Петербург, где отец занял пост вице-губернатора столицы. Теперь в их доме все было поставлено на широкую ногу. Соня, как и ее брат, не выносила лживости и снобизма высшего света, которые так бросались в глаза на часто устраиваемых балах и приемах. Больше всего она любила общаться со своей двоюродной сестрой Варей, дочерью декабриста А.В.Поджио. В их семье она слышала споры о судьбе России, о жестокости самодержавной власти, которую уже давно пора свергнуть.

Во время первого и неудачного покушения на Александра II Софье было всего 12 лет, и она еще была не в состоянии оценивать значимости этого события как политического. Однако по привычной жизни Перовских это нанесло сокрушительный удар. Отцу из-за проявленной «непредусмотрительности» довелось уйти в отставку, и семья постепенно разорилась. Варвара Степановна, оставив мужа, увезла детей в Крым.

Старое имение находилось в глуши. Перовских никто не навещал, и чтение было единственное развлечение девушки. Но и тихой провинциальной жизни в скором времени пришел конец. В 1869 году имение продали за долги, и Софья возвратилась в Петербург. Той же осенью она поступила на Аларчиские курсы. Она интересовалась многими науками, в химии, физике и математике девушка проявила замечательные способности и оказалась в числе немногих учениц, которых допустили к занятиям в химической лаборатории.

С этого момента жизнь Перовской полностью изменилась. Окружавшие ее подруги отличались передовыми на то время взглядами. Они читали запрещенную литературу, коротко стригли волосы, курили и – что «самое ужасное» – носили мужскую одежду. В 17 лет Софья решительно порвала с семьей и ушла из дома. Тогда же она вступила в народнический кружок «чайковцев» и сразу же активно включилась в их работу.

Ежедневно с утра и до поздней ночи Софья вела тайную пропагандистскую работу среди рабочих. Кроме этого по составленной «чайковцами» программе ей предстояло привлечь к народническому движению крестьян, на которых делалась основная ставка в предстоящей революции. Весной 1872 года Софья отправилась в Самарскую губернию, чтобы впервые собственными глазами увидеть, как они живут. Но народникам сразу стало понятно, что крестьянам чужды социалистические и революционные идеи. Возвратившись в Петербург, Софья продолжила занятия в рабочих кружках.

В то время Перовская жила в маленьком домике на окраине города. По легенде, все считали ее женой рабочего, и никто не догадывался, что она дворянка и дочь бывшего вице-губернатора. Изнеженная барынька стирала и стряпала для всех, несмотря на бедность, старалась содержать дом в чистоте. Она привыкала жить в напряжении, в постоянном ожидании обыска и ареста.

Скоро в Петербурге начались массовые аресты народников-пропагандистов, и Софья также оказалась за решеткой. Только благодаря старым связям отца спустя несколько месяцев она была отпущена на поруки. На судебном процессе она как завороженная слушала пламенные речи Петра Алексеева, одного из основателей народнического движения. Каждое его слово падало на благодатную почву, и Софья все больше убеждалась в правильности выбранного ею пути.

После вынесения приговора на свободе остались совсем немногие товарищи из ее организации. Софья вместе с подругами В.Фигнер и В.Засулич вступили в общество «Земля и воля». Среди молодежи росло желание отомстить правительству за расправу с инакомыслящими. Многие из ее друзей носили оружие, а Вера Засулич в январе 1878 года пустила его в ход против генерала Трепова. То, что судом присяжных она была оправдана, вдохновило Перовскую на дальнейшую вооруженную борьбу.

Ей казалось, что общество прислушивается к голосу революционеров и солидарно с ними. Но после очередной серии арестов она поняла, что в России никто особо не жаждет революционных перемен, и постепенно пришла к выводу, что старые агитационные методы работы не эффективны. А идея цареубийства уже давно носилась в воздухе: «За российские порядки должен отвечать тот, кто сам не хочет ни с кем делить ответственность – самодержец всероссийский».

Перовская согласилась с таким не характерным для своего воспитания решением политического вопроса в результате множества бесед с друзьями-революционерами и, конечно, после знакомства с А.И.Желябовым, одним из создателей и руководителей «Народной воли». Он возглавлял ее военную, студенческую и рабочую организацию. Этот рослый, мужественный молодой человек, выходец из семьи крепостных крестьян, покорил Перовскую своим красноречием, убежденностью и запальчивостью. Именно ему удалось склонить Софью войти в террористическую группу, готовящую покушение на Александра II.

Вслед за Желябовым она начала видеть в убийстве императора единственное средство, которое может всколыхнуть общество и приблизить революционный переворот. Перовская выделялась среди других женщин-террористок своей самоуверенной властностью, вдумчивым спокойствием и неутомимой энергией. По мнению друзей, «во всем, касающемся дела, она была требовательна до жестокости, чувство долга была самая выдающаяся черта ее характера».

Первое покушение, в подготовке которого принимала участие Софья, с самого начала преследовали неудачи. Работа по закладке мины на пути следования царского поезда была очень тяжелой и опасной. Пистолет Софья всегда носила с собой, а в случае обыска должна была взорвать дом, выстрелив в бутыль с нитроглицерином. Взрыв 1 декабря 1879 года, прогремевший на железной дороге под Москвой, снес с путей обычный поезд. Погибли ни в чем не повинные люди. Однако террористов это не волновало, они были готовы идти на любые жертвы.

Перовскую уговаривали уехать за границу, но она предпочитала быть повешенной в России. И конечно, Перовская хотела остаться рядом с любимым человеком, хотя устав организации был строг и суров. Софья ради дела забыла о родственниках, давно не имела собственного имущества, но ее отношения с гражданским мужем, Андреем Желябовым, были до такой степени чистыми и глубокими, что знавшие обоих друзья говорили: «На эту пару приятно было взглянуть в те минуты, когда дела идут хорошо, когда особенно охотно забываются неприятности». Но никакая дружба или влюбленность не могла отменить подготовки очередного покушения.

Только чудом царь смог спастись во время взрыва прямо в Зимнем дворце. Тайная полиция сбилась с ног, разыскивая террористов. Приметы Софьи теперь знал каждый петербургский жандарм. А она тем временем под именем Марии Прохоровой днем торговала в бакалейной лавочке в Одессе, а по ночам готовила очередной террористический акт. Но и он не увенчался успехом.

Перовская не позволяла себе думать о неудачах и жертвах. Она продолжала заниматься с рабочими, создавала библиотеки и новую подпольную типографию. Кроме этого, у нее были самые обыкновенные человеческие заботы: сходить на рынок, приготовить обед. Привыкшая к богатству, Софья научилась ценить деньги, которые ей выделялись из фонда организации. Чтобы сократить расходы общественных средств на личные нужды, она зарабатывала перепиской и переводами.

В начале 1881 года Желябов разработал новый террористический акт, в котором Софье отводилась важная роль. Она организовала и лично участвовала в наблюдениях за постоянными маршрутами передвижения царя по столице. Она смогла установить наиболее удобные места для покушения.

На Малой Садовой улице революционеры под именем крестьянской семьи Кобзевых сняли сырную лавку, из подвала которой сделали подкоп, чтобы установить мину под мостовой. Людей не хватало, аресты не не прекращались. Софья жила в постоянной тревоге за Желябова. И не напрасно: за несколько дней до покушения его арестовали.

Вся тяжесть организации теракта легла на хрупкие плечи его подруги, жены и помощницы. Конечно, по натуре она была лидер, но совсем не такой сильный, как Желябов. Но останавливаться на полпути было не в ее правилах. Перовская решила действовать при любых обстоятельствах. 1889 год, 1 марта — царь в сопровождении петербургского полицмейстера Дворжицкого и казацкого конвоя возвращался из Михайловского манежа в Зимний дворец. Александр II отказался от проезда по Малой Садовой и свернул на набережную Екатерининского канала. Но это не спасло его.

Софья быстро сориентировалась и расставила в заранее определенных точках метальщиков бомб. Она не покинула места событий, не оставила все на произвол судьбы. Перовская взмахнула белым платком, и Рысаков метнул в царскую карету первую бомбу. Царь остался невредимым. Ранения получили два казака и крестьянский мальчик. Второй террорист, Ериневецкий, воспользовавшись непозволительной задержкой императора на месте происшествия, взорвал бомбу между собой и царем. Тяжело раненный монарх скончался от потери крови, как и его убийца.

Перовская Софья Львовна добилась своего. Думала ли она о невинно погибших или раненых прохожих, об их семьях? Вряд ли. Как говорила позднее В.Фигнер: «Они просто брали чужую жизнь, а взамен отдавали свою». Девять дней, проведенных до своего ареста, Перовская посвятила неудачным попыткам освободить из тюрьмы Желябова. На допросах Софья признала свое участие в покушениях под Москвой, в Одессе и в последнем – сенсационном цареубийстве.

Она сказала, что сама не бросила бомбу лишь потому, что это удалось сделать ее товарищам. На суде Перовская Софья Львовна вела себя спокойно и уверенно, смертный приговор выслушала без внешних эмоций, продемонстрировав веру в свое революционное дело. Она давно готовила себя к такого рода исходу.

Ни манифест исполкома «Народной воли», что террористический акт является казнью императора по воле народа, ни ультиматум, выдвинутый революционерами в поддержку политических заключенных, не изменили судьбу 5-ти приговоренных: Перовской, Кибальчича, Желябова, Михайлова и Рысакова (шестой подсудимой, Гельфман, казнь отсрочили из-за беременности). 1881 год, 3 апреля — непосредственные участники подготовки и убийства царя были публично повешены на Семеновском плацу. Впервые на эшафот взошла женщина, осужденная по политическому делу. Перовская Софья Львовна добилась равноправия с мужчинами хотя бы в этом вопросе.

Показательная казнь не остановила революционный, идеологический, политический и религиозный террор в России. Как и во всем мире, он продолжает свое жестокое существование, хотя давно очевидно, что террор – тупиковый путь борьбы за преобразование общества и избавление его от социальных болезней.

ПЕРОВСКАЯ, СОФЬЯ ЛЬВОВНА (1853–1881) – русская революционерка, общественная деятельница, член Исполнительного комитета революционно-террористической организации «Народная воля», первая женщина в русской истории, казненная по политическому делу.

Внучка последнего украинского гетмана К.Г.Разумовского, дочь генерала Л.В.Перовского (петербургского губернатора, служившего при министерстве внутренних дел), Софья Перовская родилась 1 (13) сентября 1853 в Петербурге. Она получила хорошее домашнее образование, но не удовольствовавшись им, в 1869 поступила на Аларчинские женские курсы при 5-ой мужской гимназии в Петербурге. На курсах сблизилась с сестрами А.И. и В.И.Корниловыми, создавшими там кружок самообразования, приобщилась к идеям народничества. Отвергнув требование отца прекратить знакомство с «сомнительными личностями», ушла в 1870 из дома и жила в доме одной из сестер, Веры Корниловой, оттуда (когда отец стал искать ее через полицию) уехала в Киев. Вернулась в столицу лишь после обещания отца выдать ей паспорт, и в 1871 добилась сертификата о получении знаний в объеме мужской гимназии.

В том же году создала небольшой народнический кружок, слившийся с кружком М.А.Натансона, в 1872 члены обоих кружков вошли в кружок Н.В.Чайковского. Несмотря на успешную сдачу экзаменов на педагогических курсах, которые она параллельно окончила, диплома Перовской не выдали как «политически неблагонадежной». Увлеченная идеями народничества, с 1872 участвовала в «хождении в народ», работала помощницей учительницы в с.Едименово Корчевского у.Тверской губ. Весной 1873, получив в Твери заветный диплом народной учительницы, поехала работать в школы – вначале в Самарской, затем в Симбирской губерниях.

Возвратившись в середине 1873 в Петербург, организовала конспиративную квартиру и одновременно преподавала рабочим в Петербурге. Среди них оказался известный впоследствии революционер-рабочий Петр Алексеев, сказавший во время суда над ним и другими народниками пророческие слова о неизбежности падения самодержавия.

5 января 1874 при разгроме кружков Натансона и Чайковского, Перовская была арестована, несколько месяцев отсидела в Петропавловской крепости. Выпущенная на поруки, она потеряла право преподавания в школе, поэтому закончила фельдшерские курсы, чтобы продолжать работать. В 1874 служила фельдшером в симферопольской земской больнице.

Оказавшись под судом в октябре 1877 – январе 1878 («процесс 193-х»), была оправдана и отправлена в административную ссылку в Олонецкую губ. По дороге смогла бежать на ст. Волхов (Чудово), воспользовавшись тем, что охранявшие ее жандармы заснули. Перейдя на нелегальное положение, участвовала в неудавшемся освобождении осужденного товарища по кружку – И.Н.Мышкина. Помнившие ее в то время товарищи по организации описывали Перовскую «молодой девушкой с русой косой и светло-серыми глазами». Ничто не говорило о сильном духе и твердом характере, утверждала ее коллега и единомышленница В.Н.Фигнер, но она «была требовательна и строга к товарищам, а к врагам – могла быть беспощадной».

Вступив в 1878 в только что созданную организацию «Земля и воля», Перовская по ее заданию выехала в Харьков, чтобы организовать побег политических заключенных из Харьковского централа (он не удался).

В 1879 участвовала в воронежском съезде «Земли и воли», пыталась предотвратить назревавший в организации раскол. После ее распада на «Народную волю» и «Черный передел» целиком отдалась революционно-террористической работе. Была избрана в члены Исполнительного комитета и так называемой «распорядительной комиссии Народной воли», занималась организационными делами. Она вела пропаганду среди рабочих, студентов и военнослужащих Петербурга, участвовала вместе с А.И.Желябовым , ставшим ее гражданским мужем, в создании первой «Рабочей газеты», организовывала помощь заключенным в тюрьмах.

В ноябре 1879 Перовская готовила в числе других заговорщиков покушение на Александра II. Она находилась вместе с С.Г.Ширяевым в доме, где при приближении царского поезда «должен был быть сомкнут электрический ток» (однако взрыв произошел после того, как царь миновал опасное место).

Спасаясь от полиции, уехала в Весьегонск, где жила под именем Е.В.Борщевской. Весной 1880 вновь пыталась совершить покушение на царя в Одессе, по ее позднейшему признанию, «сознательно идя на великое дело террора».

В 1881 руководила отрядом, следившим за перемещениями царя по городу, когда народовольцы готовили новую серию покушений. После внезапного и случайного ареста руководителя отряда Желябова, лично возглавила цареубийство: взмахом белого платка подала И.И.Гриневицкому сигнал бросить бомбу в проезжавшего Александра II. Взрыв оказался смертельным и для царя, и для террориста.

После теракта отказалась уехать из Петербурга, надеясь освободить Желябова. 10 марта 1881 была опознана на Невском проспекте, арестована и предана суду. Обвинителем на нем был товарищ ее детских игр Н.В.Муравьев.

3 апреля 1881 была вместе с Желябовым,Н.И.Кибальчичем , Т.М.Михайловым и Н.И.Русаковым казнена «через повешенье» на Семеновском плацу в Петербурге. Перед смертью держалась стойко и мужественно. Она стала первой женщиной, публично казненной в России по политическому делу. Л.Н.Толстой назвал ее «идейной Жанной д"Арк». Ее высокие нравственные качества высоко ценили ее товарищи. Л.Г.Дейчутверждал, что«она олицетворяла собою возмущенное чувство русского передового человека и всегда повторяла, что нельзя оставлять без ответа преследования правительства». Известный идеолог анархизма П.А.Кропоткин считал, что она «открытая, великодушная натура, которой все человеческое не было чуждо». По мнению известной народницы В.Н.Фигнер, Перовская «представляет одно из немногих лиц, которые перейдут в историю».

В 1918–1991 имя С.Л.Перовской носила Малая Конюшенная улица в Петербурге.

Наталья Пушкарева