Снегоуборочная машина своими руками – вполне реально. Шнековый снегоуборщик своими руками – отличное устройство и сэкономленные деньги Самодельные снегоуборочные машины

Снегоуборщики производства известных компаний стоят недешево, и далеко не каждый может позволить себе приобретение подобной техники. Бесспорно, снегоотбрасыватель в российских климатических условиях – машина крайне полезная, однако стоит ли выкладывать десятки тысяч рублей за агрегат, который, при любом раскладе, будет использоваться эпизодически?

Среднестатистический россиянин, скорее всего, предпочтет убирать снег на своем участке при помощи традиционной лопаты, а вот люди, обладающие определенными техническими навыками, могут изготовить снегоуборщик своими руками самостоятельно, тем более, что это не вызовет особых трудностей для людей хоть немного знакомых с техникой, а из затрат, пожалуй, только двигатель.

В рассматриваемой нами самоделки автор приобрел небольшой двигатель от мотоблока, транспортерную лента(при ее отсутствии можно использовать и боковину от автомобильной покрышки), пластиковая канализационная труба диаметром 160мм и аэрозольный баллончик с краской. Это все. Все остальные элементы машины можно изготовить из подручных средств.

Для изготовления снегоуборщика выбор пал на двигатель Honda мощностью в 6,5 л/с(слабее применять нет смысла) с автоматической трансмиссией и редуктором с передаточным отношением 1х2. На средних оборотах двигателя, цепная передача дает на шнек около 600 оборотов в минуту.

В случае если вы хотите установить на снегоуборщик электродвигатель с системой воздушного охлаждения, следует позаботиться об основательной защите воздухозаборника от попадания снега.

Оптимальная ширина захвата для самодельного снегоуборщика – 50 см. Это обеспечит его маневренность и позволит без особого труда расчищать узкие садовые дорожки. Общая ширина машины не превысит 65 см., что позволит хранить ее в гараже или сарае.

Опишем в общих чертах материалы, необходимые для конструкции самодельного снегоуборщика. Корпус шнека автор изготовил из листа кровельного железа, боковины — из фанеры толщиной в 10 мм, раму – из стального уголка, ручки – из полудюймовой трубы. В качестве вала шнека можно использовать трубу диаметром в ¾ дюйма. В середине трубы сделан сквозной пропил, в который вставляется и закрепляется стальная пластина размером 120×270 мм, которая предназначена для откидывания снега. При вращении вала снежная масса будет смещаться к пластине двухзаходным шнеком, изготовленным из транспортерной ленты. Четыре резиновых уплотнителя присоединены к специальным пластинам.

Подшипники скольжения надеваются прямо на трубу. Если труба шире диаметра внутреннего кольца подшипника, ее можно обточить. На прилагаемой фотографии и чертеже, для установки подшипников на токарном станке выточены специальные переходники.

При изготовлении шнека использована транспортерная лента длиной 1,5 м и толщиной 10 мм. Из ленты вырезаются 4 кольца диаметром 28 см. Кольца вырезаются при помощи электролобзика. При его отсутствии, кольца можно вырезать и с использованием дощечки с ввернутыми в нее двумя шурупами. Вращая дощечку аналогично циркулю, можно получить вполне качественные заготовки.

Вращение шнека осуществляется на закрытых самоцентрирующихся подшипниках 205. Для установки шнека следует использовать только закрытые подшипники, в противном случае, под воздействием снега подшипник быстро придет в негодность.

Привод шнека может быть цепным или ременным. Ременной привод может применяться при наличии на двигателе шкива. Детали привода можно своюодно приобрести в магазинах автозапчастей, но автор рекомендует именно ременной привод — при заклинивании шнека ремень будет просто проскальзывать.

Размер корпуса захвата должен на два-три сантиметра превышать размер шкива. При этом шкив не будет задевать корпус, и, в то же время, зазор между ними будет небольшим.
Для предупреждения поломки шнека, неплохо бы снабдить его страховочным штифтом, срывающимися при заклинивании шнека.

В случае если у вас в хозяйстве уже имеется мотоблок, его двигатель в зимнее время можно переустановить на снегоуборщик. Для того чтобы переустановка мотора не требовала много времени и применения специального инструмента, следует установить на снегоуборщике быстросъемные крепления.

Помимо прочего, это облегчит транспортировку снегоуборщика, так как двигатель является наиболее тяжелым элементом конструкции, и после его демонтажа снегоуборщик можно без напряжения передвигать и обслуживать.

Под лыжи, на которых крепится вся конструкция, можно приспособить деревянные бруски с пластиковыми накладками(не используйте для лыж алюминиевые и прочие металлические направляющие, снег к ним липнет и снегоуборщик начинает плохо скользить. Или как вариант — можно прикрутить полоски пластика).

Поворотный желоб, предназначенный для выброса убираемого снега сделан из пластиковой канализационной трубы диаметром 160мм. К трубе прикреплен желоб, который задает направление снежной массе. На корпусе шнека закрепляется труба аналогичного размера, на которую и надевается поворотный желоб.Следует учитывать, что диаметр желоба должен превышать ширину пластины шнека, осуществляющей выброс снежной массы.

Для эффективной снегоочистки отверстие, через которое шнек будет выкидывать снег, должно быть достаточно большим. В противном случае, основная часть снега будет откидываться вперед, а не в сторону, тем самым сводя к нулю эффективность работы агрегата.

Рама снегоуборщика изготовлена из стальных уголков размером 50×50 мм. К поперечным уголкам приварены уголки размером 25×25 мм, на которых закреплена платформа с силовым агрегатом. Поперечные уголки и ручка снегоуборщика закрепляются на продольных уголках при помощи болтов М8.

После аккуратной подгонки и сборки всех элементов снегоочистителя останется лишь покрасить его, после чего он станет максимально походить на своих дорогих фирменных собратьев.

Самодельная снегоуборочная техника пользуется большой популярностью среди дачников и жителей сельской местности на протяжении многих лет. И это неудивительно, ведь каждый владелец дачного участка сталкивается с проблемой уборки снега зимой.

Разумеется, это можно сделать и вручную, вооружившись лопатой, но это займет немало времени и потребует физических усилий.

Другой вариант – приобрести специальную снегоуборочную машину, если есть такая возможность. Но если в планах лишней покупке не место, тогда может выручить снегоуборщик, изготовленный своими руками с помощью старого инструмента с двигателем, который наверняка залежался в каждом гараже. О том, как это сделать, и пойдет речь в данной статье.

Знаете ли вы? Первые шнекороторные снегоуборочные машины были изобретены в Канаде. Впервые такую машину запатентовал Роберт Харрис, житель города Далхаузи (Нью-Брансуик) в 1870 году. Свою машину Харрис назвал «Railway screw snow excavator» и использовал ее для очистки железнодорожных путей от снега.

Шнековая снегоуборочная машина – что это такое

Для того чтобы правильно изготовить самодельный снегоуборщик своими руками, необходимо, прежде всего, разобраться в конструкции его основных механизмов. Любая снегоуборочная машина состоит из одного главного рабочего элемента – это шнек, который находится внутри сваренного металлического корпуса. Шнек представляет собой стержень (вал), вдоль продольной оси которого находится сплошная спиральная поверхность. Вал крутится на подшипниках и таким образом приводит в движение спиральный профиль.

Принцип работы шнековой снегоуборочной машины

По способу очистки снега снегоочистительные машины делятся на одноступенчатые (шнековые) и двухступенчатые (шнекороторные).

Как работает одноступенчатая шнековая машина

Принцип работы одноступенчатого, или шнекового, снегоуборщика заключается в том, что загребание, измельчение и сбрасывание снега происходит только благодаря вращению шнека. Причем бывает зубчатая и гладкая рабочая кромка шнека: гладкая – для уборки рыхлого снега; зубчатая – для твердой, обледеневшей снежной корки.

Шнековые машины, как правило, легче шнекороторных и могут быть только несамоходными. Это так называемые лопаты на колесах, которые нужно толкать вперед, из-за чего они сгребают снег и отбрасывают его в сторону. Шнек снегоуборочный приводится в движение с помощью электрического или бензинового двигателя (двухтактного или четырехтактного). Такие машины хороши тем, что они довольно легкие в управлении, компактные и недорогие.

Принцип работы двухступенчатой машины

Двухступенчатый, или шнекороторный, снегоуборщик устроен немного иначе. Первая ступень его конструкции предусматривает загребание снега шнеком; вторая ступень – выбрасывание через желоб проводится с помощью специального ротора – крыльчатки сброса.

Шнек у в таких моделей роторных снегоуборщиков устроен по стандартному принципу винтового вала, с гладкой или зубчатой кромкой. Шнеки могут быть металлические стальные или резиновые, резиново-пластиковые, армированные сталью, в зависимости от того, ручной снегоуборщик или самоходный.

Крыльчатка снегоуборщикау двухступенчатых шнекороторных машин имеет от трех до шести лопастей и также может быть изготовлена из разного материала, в зависимости от интенсивности работ, которые ей придется выполнять. Это может быть как пластик (для простых моделей), так и металл (для более обширного участка работ).

Снегоуборщик своими руками – с чего начать

Для самостоятельного изготовления снегоуборочной машины своими руками нужно сначала определиться с типом устройства, исходя из конкретных потребностей. Можно собрать как одноступенчатую, так и двухступенчатую модель. Если вы проживаете в местах, где сильные снегопады – явление редкое, то достаточно будет машины шнековой конструкции. Для тех же, кто обитает в регионе с суровыми, «щедрыми» зимами, потребуется двухступенчатый шнекороторный снегоуборщик.

Выбор двигателя: электрический или бензиновый

По типу двигателя снегоуборочные машины бывают электрические и бензиновые. Машины с электрическим приводом предназначены для работ поблизости от дома и от розеток. Особенности электроприводных снегоочистителей в том, что они более экономичны при эксплуатации, но менее манёвренные. Бензиновые двигатели на снегоуборочных машинах считаются более универсальными, однако, их цена и расходы на обслуживание, соответственно, выше. Поэтому выбор снова будет зависеть от того, какой конкретно объем задач необходимо выполнять снегоочистителю.

Важно! Если вы выбрали вариант самодельного электрического снегоуборщика, то стоит учесть, что стандартный бытовой электрический провод при минусовой температуре воздуха становится ломким и теряет эластичность. Поэтому рекомендуется использовать шнуры типа ПГВКВ, КГ-ХЛ, SiHF-J или SiHF-O.

Установка двигателя или использование мотоблока

Этап выбора двигателя можно пропустить в том случае, если вы приняли решение конструировать снегоуборщик на мотоблоке: эту роль будет выполнять сам агрегат.

Если же машина будет с бензиновым двигателем, то следует использовать двигатель внутреннего сгорания, который можно взять от старого мотоблока или газонокосилки. Достаточно будет рабочей мощности 6,5 л/с. Конструкция предусматривает установку двигателя на быстросъемную платформу, для того чтобы облегчить его обслуживание и ремонт при необходимости. Также рекомендуется сделать ручной запуск мотора двигателя, поскольку при установке генератора и аккумулятора значительно увеличится вес машины, что сделает ее менее маневренной и тяжелой в управлении.

Можно сконструировать снегоуборочную машину на электродвигателе. В таком случае стоит помнить, что данный вариант значительно ограничивает радиус работы машины. Кроме того, электроприводные двигатели боятся влаги, поэтому для них обязательна установка качественной гидроизоляции.

Как сделать снегоуборщик своими руками

Ручной снегоочиститель состоит из таких обязательных элементов: колесная рама (на нее крепят рукоять управления), двигатель, топливный бак (если машина с двигателем внутреннего сгорания), снегозахватывающий ковш или лопатка с направляющими (лыжи) и трубой для сброса снега. Стоит предусмотреть, чтобы будущий снегоочиститель базировался на легкой и прочной платформе одновременно.

Как сделать снегоуборщик из мотоблока

Зимой мотоблок можно применять для уборки снега. Легче всего собрать снегоочиститель с помощью специальной заводской снегоуборочной насадки. Однако умелые мастера советуют не тратить лишнее на заводскую насадку, а собрать снегоочиститель для мотоблока своими руками из имеющихся материалов и запчастей. Возможны три варианта снегоочистительных приставок к мотоблоку.

Первый вариант – это жесткие вращающиеся щетки , которые хорошо подойдут для недавно выпавшего снега, а также для тех мест, где есть вероятность повреждения декоративного покрытия площадок. Такие щетки крепят под навесом вращающегося шнека; ширина их захвата доходит до 1 м. Также можно настроить и угол захвата в трех направлениях: вперед, влево, вправо.

Второй вариант снегоотбрасывателя для мотоблока – это подвесная лопата с ножами , подходит для уже залежавшегося снега. Присоединяется такая приставка к тяговому устройству универсальной сцепкой. Нижняя часть лопаты покрыта резиной во избежание повреждений поверхности и самой лопаты. Такой снегоочиститель работает по принципу мини-бульдозера: рыхлит слой снега, захватывает его и перемещает в отвал. Ширина захвата за раз также доходит до 1 м.

Однако самой эффективной снегоуборочной приставкой к мотоблоку является снегоотбрасыватель роторного типа . Главными элементами конструкции данной насадки являются обычный шнек с лопастным колесом. Вращаясь, он захватывает снег, который перемещается вверх с помощью колеса. Проходя через специальный раструб, снег выбрасывается далеко за пределы площадки. Это самый производительный вариант насадки, позволяющий захватывать массу снега до 25 см толщиной


Теперь рассмотрим пошаговые рекомендации того, как изготовить снегоуборочные мотоблоки с приставкой роторного типа своими руками. Конструкция представляет собой металлический корпус со шнековым валом внутри. Можно использовать готовый шнековый вал или изготовить его самостоятельно.

Итак, для вращения шнекового вала используют подшипники № 203. Корпусы для шнека изготавливаются из алюминия и крепятся по бокам снегоуборщика при помощи болтов, которые необходимо затянуть гайками. Барабан, в котором крутится ротор, можно сделать из алюминиевого котла на 20 литров: его нужно прикрепить к передней стенке корпуса с помощью заклепок диаметром 4 мм.

Приводится в движение ротор для снегоуборщика через систему переходников посредством заднего вала отбора мощности мотоблока. Если насадка снегоочистителя была куплена в готовом виде, тогда такие переходники идут в комплекте вместе с ней. Если насадка изготовлена своими руками, необходимо их приобрести дополнительно.

Также нужно изготовить крутящий механизм, который бы передавался от мотоблока к снегоуборщику. Для этого подойдет ремень А-100 и предназначенный для него шкиф. Таким образом, при помощи клиноременной связи, крутящий момент передаётся от двигателя к валу мотоблока, соединенного с валом снегоочистительной насадки.

Важно! Подшипники выбирать нужно только закрытые, необходимо исключить попадание в них снега.

Снегоуборочная машина своими руками: изготовление шнека и рамы

Рассмотрим теперь, как сделать шнек, раму, а также дополнительные приспособления, необходимые для снегоуборщика, собранного своими руками.

Для этого понадобится приготовить:

  • листовой металл или железный короб для изготовления шнека и его корпуса;
  • стальной уголок 50х50 мм для рамы – 2 шт.;
  • фанера 10 мм толщины для боковых деталей;
  • труба ¾ дюйма для вала шнека.
Для изготовления шнекового вала трубу выпиливают насквозь. Это необходимо для фиксации металлической лопаты 120 на 270 мм, которая нужна для откидывания снега. Также трубу, помимо лопаты, нужно оснастить четырьмя резиновыми кольцами, диаметром 28 см, которые вырезают из резиновой основы электролобзиком.

Поскольку шнек будет вращаться в самоцентрирующихся подшипниках № 205, их тоже нужно разместить на трубе. Для отброса снега подойдет кусок пластиковой трубы диаметром 160 мм, который фиксируется на трубе такого же диаметра и размещается непосредственно на корпусе шнека.

Чтобы самостоятельно изготовить шнек для снегоуборщика, нужно:

  • вырезать из подготовленного железа 4 диска;
  • диски разрезать пополам и каждый загнуть спиралью;
  • сварить в спираль на трубе по четыре дисковых заготовки, с одной и с другой стороны;
  • на края трубы надеть подшипники.
Раму снегоочистителя можно сделать из стальных уголков 50х50 мм, приварив их друг к другу. К этой конструкции впоследствии будет прикреплена платформа для двигателя. Снизу снегоочистителя необходимо приспособить лыжи, основа которых – деревянные брусья. Эти брусья необходимо оборудовать накладками из пластика, которые изготавливают из короба от электропроводки.

Машина готова к эксплуатации.

Чтобы снегоуборочная машина, изготовленная своими руками, прослужила как можно дольше надежным помощником в хозяйстве, необходимо придерживаться некоторых рекомендаций:

  • не лишним будет добавить в конструкцию машины специальные предохранительные болты или втулки, для того чтобы избежать попадания осколков льда или камней в двигатель;
  • выбирать качественные подшипники, так как они играют важную роль в долговечности эксплуатации снегоочистителя;
  • при выборе привода отдать предпочтение ременному, а не жесткому, поскольку есть вероятность, что постоянно движущиеся части может заклинивать при попадании камней или льда;
  • снегоуборочная машина из мотоблока требует хранения в тепле в зимнее время. Это избавит от необходимости тратить время на прогрев двигателя;

Снежная пора – любимое время детворы: катание на лыжах и саночках, веселые игры в снежки и строительство ледяных замков… Но владельцев загородных домов обилие снега не очень радует, ведь приходится вновь браться за лопату и расчищать территорию. Хорошо, когда есть возможность приобрести снегоуборочную машину и превратить сезонную повинность в приятную работу. Но если нет лишних денег на покупку полезного «помощника», всегда можно сделать снегоуборщик своими руками из материалов, которые давно пылятся без дела в углу мастерской или сарая.

Предлагаем сначала рассмотреть вариант, как сделать снегоуборщик своими руками на основе старого двигателя от мотоблока. Для этого необходимо подготовить:

  • Листовое (кровельное) железо для сборки корпуса шнека;
  • Cтальной уголок 50х50 мм для рамы конструкции;
  • Фанера толщиной 10 мм для боковых деталей;
  • Полудюймовая труба для обустройства ручки машины.

Планируя обустроить самодельный снегоуборщик двигателем с воздушным охлаждением, необходимо обязательно предусмотреть дополнительную защиту отверстия воздухозаборника от выбрасываемых в процессе работы мелких частиц снега.

Мощность двигателя этого устройства составляет 6,5 л.с. Ее вполне достаточно для уборки свежего снега с приусадебной территории

Благодаря ширине захвата машины в 50 см удобно будет передвигать конструкцию и расчищать извилистые дорожки на участке. Машина имеет компактные габариты, ее ширина не превышает 65 см. Это позволяет в любой момент за ненадобностью прятать снегоуборщик в сарай, он легко проходит через обычный дверной проем.

Для изготовления вала шнека можно использовать ¾ дюймовую трубу. В трубе делают сквозной пропил, необходимый для фиксирования металлической лопатки размерами 120х270 мм. В процессе работы захватываемая снежная масса из транспортной ленты шнеком будет передвигаться к лопатке. Эта лопатка, в свою очередь, под действием вращения вала будет откидывать снег в стороны.

Раму снегоуборщика можно сварить из стальных уголков 50х50 мм, а ближе к краям конструкции в трубе к поперечным уголкам остается только приварить по два уголка с каждой стороны, размеры которых 25х25 мм

К этим уголкам в дальнейшем и будет крепиться платформа двигателя. Скрепить поперечные уголки с продольными и зафиксировать на них рукоятки управления можно с помощью болтов (М8).

Труба шнека оборудуется металлической лопаткой и четырьмя резиновыми кольцами d=28 см, материалом для изготовления которых может послужить боковина автопокрышки или 1,5-метровая транспортная лента толщиной 1,5 мм.

Вырезать кольца из резиновой основы можно с помощью простого приспособления: в дощечку забить два шурупа, а затем эту конструкцию плотно закрепить на ленте и провернуть по кругу. Значительно упростить процедуру вырезания можно, используя электролобзик

Поскольку шнек снегоуборной машины будет вращаться в самоцентрируемых подшипниках 205, их необходимо разместить на трубе. Для того чтобы самому сделать снегоуборщик можно использовать любые подшипники, главное - они должны быть закрытого исполнения. В роли защитного кожуха для подшипников может выступить опора от кардана старых моделей Жигулей.

Совет. Чтобы конструкция хорошо входила в подшипники, в ней нужно сделать пару пропилов и слегка обстучать. Такие манипуляции позволяют немного уменьшить диаметр вала.

Для страховки самодельного шнека от попадания льда желательно предусмотреть страховочный штифт. Помимо прямого назначения – срезания при заклинивании шнека, он будет служить в качестве ременного предохранителя (если обустроить систему ременной передачи). Привод шнека можно осуществить и цепью. Частота его вращения на холостом ходу выходит около 800 об/мин. Все необходимые комплектующие снегоуборочной машины можно приобрести в любом специализированном магазине.

Для отброса снега хорошо подходит отрезок пластиковой канализационной трубы d=160 мм. Он фиксируется на трубе такого же диаметра, размещенной на самом корпусе шнека

Продолжением этого отрезка трубы будет выступать желоб для выброса снега, диаметр которого должен быть больше, нежели ширина металлической лопатки шнека.

Сборка конструкции

Перед сборкой конструкции необходимо обратить внимание на то, что размеры корпуса машины должны на пару сантиметров превышать габариты самого шнека. Это позволит предупредить задевание механизмом стенок корпуса в процессе работы.

Поскольку двигатель снегоуборщика в бесснежные периоды можно применять и для других целей, в конструкции агрегата желательно предусмотреть быстросъемную удобную платформу, благодаря которой двигатель в любой момент можно снять без задействования каких-либо инструментов.

Весомым преимуществом такого конструктивного решения является простота очистки корпуса и движимых частей машины от утрамбовавшегося снега. Да и убирать такой снегоуборщик на хранение намного проще: достаточно снять двигатель и машина станет в два раза легче.

Основой для лыж выступают деревянные брусья, которые дополнительно оборудуются пластиковыми накладками. Изготовить такие накладки можно из короба от электропроводки

Снегоуборщик готов к эксплуатации. Осталось только покрасить самодельное устройство и приступать к работе по расчистке снега.

Конструкция #2 - роторный снегоочиститель «Вьюга»

Этот довольно простой по конструкции аппарат можно сделать в любой мастерской, оборудованной токарным станком и сварочным аппаратом. Сконструированный пензенскими умельцами снегосборщик хорошо себя показал даже в довольно тяжелых условиях снеговых заметов.

Основу конструкции устройства составляют: двигатель с вмонтированным глушителем, бензобак и трос для управления дроссельной заслонкой.

Все составляющие устройства можно приобрести в магазине или взять с того же мотовелосипеда

Для начала необходимо изготовить ротор на токарном станке на основе соответствующей заготовки из детали электродвигателя. Внешне он похож на стальной диск d=290 мм и толщиной 2 мм. Диск, соединяясь с помощью болтов со ступицей, образует конструкцию, к которой уже крепятся методом сварки 5 лопастей. Для повышения эффективности работы механизма лопатки дополнительно с обратной стороны усиливаются ребрами жесткости.

Система охлаждения мотора работает по принципу вентилятора, лопасти которого изготавливаются из дюралалюминия и фиксируются на шкиве для запуска мотора

Защищает вентилятор паяный кожух, размещенный на крышке картера. Для повышения качества охлаждения головку цилиндра размещают под углом в 90 градусов.

На корпус ротора сажается вал на попарно размещенных четырех шарикоподшипниках. Он фиксируется к корпусу при помощи стального прижимного кольца и болтов. Сам корпус ротора прижимается к раме с помощью специальной скобы, которая частично захватывает и прижимное кольцо.

Схемы сборки основных элементов снегоуборочной машины «Вьюга»

Съемными элементами машины являются алюминиевая стенка корпуса ротора и размещенные вдоль рамы скребки.

Значимым преимуществом самодельной снегоуборочной машины является возможность путем смены скребков регулировать ширину захвата. На высоте и качественные характеристики агрегата. Вес конструкции не превышает и 18 кг, что дает возможность использовать его женщинам, а дальность отброса снега - около 8 метров.

Уборка снега с помощью лопаты – достаточно трудоемкий процесс. Для его облегчения на помощь может прийти самодельный снегоуборщик. Изготовив его, вы не только освободите себя от тяжелой работы по расчистке снега, но и сэкономите немалые средства, не тратясь на дорогостоящие модели агрегатов в заводском исполнении.

Основная задача снегоуборщика – это захват и отбрасывание снежных масс с места их скопления, например, с тротуара. Снегоуборщики, сделанные народными умельцами, имеют различную конструкцию. Но по типу захвата снега модели различаются на шнековые и роторные.

Шнековый агрегат

Основной частью агрегата для уборки снега является шнек, напоминающий винт из мясорубки.

Шнековые агрегаты бывают двух видов.

  1. Одноступенчатые . Оснащаются одним шнеком в виде спирально расположенных ножей. Спиральные ножи состоят из двух частей и сходятся по центру, где расположены подбрасывающие лопатки. При передвижении механизма ковшом подрезается слой снега, который сразу же попадает под вращающиеся ножи. Последние измельчают снег и двигают его к центральной части корпуса. Поскольку по центру шнека расположены лопатки, то они захватывают измельченный снег и выбрасывают его в установленное в задней части ковша сопло. Чем выше скорость вращения вала с лопатками, тем дальше отбрасывается снег. Ножи шнека могут быть как с ровной кромкой, так и с зубчатой. Ножи с гладкой кромкой используются для уборки свежевыпавшего снега, и часто изготавливаются из транспортерной ленты. Зубчатый шнек используют если требуется убрать заледенелый и слежавшийся снег.
  2. Двухступенчатые . Это модернизация снегоуборщика шнекового типа. В его конструкции также присутствует шнек. Но для лучшего выброса снега в задней части ковша устанавливается ротор, имеющий 2 или больше лопастей. Работает шнекороторный снегоочиститель по такому же принципу, как и одноступенчатый агрегат, но благодаря лопастям ротора снег лучше измельчается и выбрасывается на большое расстояние (до 15 метров). На следующем рисунке показано устройство снегоуборщика двухступенчатого типа.

Снегоуборочник роторного типа имеет самую простую конструкцию и состоит из круглого корпуса “улитки” и направляющих лопаток . В верхней части корпуса расположен рукав, через который выбрасывается снег.

В центральной части улитки установлен ротор с лопастями . Данная крыльчатка приводится в движение двигателем (бензиновым или электрическим). Ротор, вращаясь на высоких оборотах, захватывает снег, измельчает его в корпусе улитки и выбрасывает через рукав наружу.

Снегоотбрасыватели, сделанные умельцами для дома, могут быть двух типов.

  1. Со стационарным приводом . Мотор устанавливается в агрегат, после чего он становится полноценным снегоуборщиком.
  2. В качестве дополнения для других агрегатов (мини-трактору или мотоблоку). Поэтому на данные механизмы мотор не устанавливают. Передача вращательного движения от двигателя на ротор происходит посредством цепной или ременной передачи.

Выбираем тип двигателя

Перед тем, как сделать ручной снегоочиститель, необходимо понять, какой тип двигателя лучше выбрать — электрический или бензиновый.

Электродвигатель

Электрические агрегаты отличаются бесшумной работой и очень просты в обслуживании . Также они не требуют никаких расходных материалов. Единственное неудобство электрических аппаратов – это постоянно мешающий передвижению электрический кабель. Конечно же, можно использовать двигатель, работающий от аккумуляторных батарей , но время работы такого уборщика будет ограничено уровнем заряда АКБ. Поэтому, если вы собираетесь сделать электрический снегоуборщик, знайте, что работать он сможет только в пределах двора, то есть дальность передвижения агрегата будет ограничена длиной кабеля питания.

Бензиновый ДВС

Бензиновые уборщики снега – это мощные и довольно шумные агрегаты . Они справляются с толстыми снежными покровами, в том числе и обледенелыми. Бензиновые аппараты имеют преимущество перед электрическими, не только по мощности, но и по мобильности, поскольку не зависят от электрической сети. Благодаря этому агрегаты можно использовать для уборки снежных заносов на больших площадях, например, возле дворов частного сектора, во дворах многоэтажек, на тротуарах, на отдельных участках дороги и т.д. Но несмотря на перечисленные достоинства бензиновых аппаратов, у них есть и недостатки:

  • требуется обслуживание двигателя;
  • нужна регулярная заправка ГСМ;
  • наличие выхлопных газов;
  • высокий уровень шума при работе двигателя.

Ориентируясь на вышесказанное, можно понять, что если вам нужно очистить от заносов двор дачи или небольшого частного владения, то лучше остановиться на изготовлении электрического снегоуборщика. Если предполагается регулярно очищать от снега большие площади, то бензиновый привод справится с этой задачей лучше электрического.

Варианты двигателей от других агрегатов

Чтобы сделать снегоуборщик своими руками, потребуется подобрать двигатель, который будет вращать либо шнек, либо ротор агрегата. Если вы собираетесь сделать аппарат с электродвигателем, то в качестве составляющей привода подойдет любой электромотор асинхронного типа мощностью не менее 2 кВт и частотой вращения от 1500 до 3000 об/мин. Если взять двигатель с меньшей мощностью, то он не справится с толстыми пластами снега и будет все время останавливаться. В таком случае уборка заносов лопатой будет намного эффективнее.

В качестве компонента привода некоторые умельцы используют двигатели от электрических триммеров и цепных пил. Нередко можно встретить самодельные снегоочистители, сделанные из газонокосилки. Но мощности данных агрегатов хватает только для уборки свежевыпавшего и рыхлого снега.

Более мощным вариантом движущей части привода для снегомёта является двигатель внутреннего сгорания (ДВС). Его можно взять из бензопилы или бензинового триммера. Также агрегат для уборки снега можно сделать из мотокультиватора или мотоблока.

Самостоятельное изготовление шнека

Шнек для снегоуборщика – это основная подвижная часть агрегата, изготовление которой не вызывает затруднений. Лучше всего для изготовления шнека использовать резиновую ленту от транспортера толщиной 10 мм и длиной 1,5 м . Из резиновой полосы необходимо вырезать кольца в количестве 4 штук с диаметром 28 см. Детали легко вырезаются с помощью электрического лобзика.

Совет! Чтобы вырезать кольца из ленты, можно обойтись и без лобзика. Вкрутите в небольшую дощечку 2 острых шурупа и используйте данное приспособление как циркуль. После нескольких полных оборотов резака кольцо будет вырезано.

Ниже приведены чертежи всех деталей шнека.

В качестве вала берется металлическая труба диаметром 27 мм . К ее концам закрепляются переходники, на которые устанавливаются подшипники. В центральной части трубы делается пропил длиной 120 мм, в который будет установлена центральная пластина, предназначенная для отбрасывания снега. Также на трубу одеваются и привариваются 4 пластины. К ним и к центральной пластине будут крепиться резиновые кольца. Как это делается, хорошо видно на следующем фото.

Для изготовления шнека можно применять и металлическую полосу. Но предпочтительнее использовать резину, поскольку она не царапает тротуарную плитку и не повреждается при соприкосновении с твердым препятствием, например, с бордюром или забором.

Изготовление ковша для шнека

Самому сделать ковш, который будет служить корпусом для установки шнека, также несложно. Для этой цели обычно используют кровельное железо . На чертеже, приведенном ниже, указаны размеры ковша.

Для боковин ковша можно использовать фанеру или отрезок плиты OSB толщиной 10 мм. Последний вариант больше подходит для этой цели, поскольку он более влагостойкий, чем фанера. На боковинах корпуса устанавливаются подшипники (можно 205-е, закрытые), а уже в них вставляется вал шнека. Подшипники необходимо закрыть стаканами.

Важно! При сборке снегоуборочного узла необходимо сделать небольшой зазор, около 2 мм, между ковшом и шнеком, чтобы последний не касался корпуса.

Для отвода снега из ковша, в его верхней части прорезается отверстие. В качестве отводящего желоба можно использовать канализационную пластиковую трубу с диаметром 150 мм или другого. Главное, чтобы диаметр желоба превышал ширину откидывающей лопатки шнека.

Чтобы направлять выбрасываемый лопаткой снег в сторону, на трубу можно одеть пластиковый отвод.

Ковш со шнеком устанавливается на предварительно сделанную из металлических уголков (50 х 50 мм) раму (см. чертеж выше). Для закрепления на ней двигателя используются уголки 25 х 25 мм.

Совет! Если к раме прикрепить немного выгнутые салазки, как показано на следующих рисунках, то работать снегомётом становится намного удобней, поскольку появляется возможность наклонять механизм для лучшего захвата снега.

Но данный агрегат можно еще немного усовершенствовать. Доработка снегоуборщика заключается в добавлении к задней части салазок небольших колес . В таком случае снегоочиститель будет удобнее оттягивать назад и транспортировать.

Сборка шнекового снегоочистителя

Снегометы, в основе которых используется шнек, являются самыми мощными и способными справляться даже с обледенелым снегом. К тому же шнек чаще всего используется в самоходных снегоуборочных машинах.

Изготавливается данная снегоуборочная машина своими руками достаточно просто. Поскольку она будет работать от двигателя бензопилы, то потребуется несколько дополнительных деталей для цепного привода. Для этих целей можно использовать переднюю и заднюю звездочки от мотоцикла, а также цепь от него.

Как изготавливается рама и шнек, было описано выше. К раме приделывается длинная рукоятка. На вал шнека с правой стороны устанавливается большая звездочка от мотоцикла, а на вал двигателя бензопилы – маленькая. Далее, бензопила устанавливается на раме, после чего на звездочки одевается и натягивается цепь. Для управления двигателем тросик газа выводится на рукоятку, прикрепленную к раме.

Ниже приведены чертежи самоделки на шасси, где в качестве основной части привода применяется бензопила.

Чтобы изготовить шнековый снегоуборщик из электрического триммера или из бензокосы, потребуется установка редуктора: он будет служить для передачи вращательного движения от вала триммера на вал шнека.

Но здесь есть один нюанс. Редуктор для данного типа агрегатов стоит достаточно дорого, и покупать его для изготовления приставки к триммеру нецелесообразно. Поэтому на базе последнего изготавливают снегоуборочники роторного типа, о которых будет говориться далее.

На базе мотокультиватора (мотоблока)

Самым простым дополнением к мотоблоку является отвал для снега.

Самодельная снегоуборочная насадка (лопата) на мотоблок прикручивается к раме агрегата, после чего он превращается в небольшой бульдозер.

Совет! Вместо отвала к передней части рамы мотоблока или мотокультиватора можно прикрепить шнек, в результате чего вы получите снегоуборочную самоходную машину. Данная приставка для мотоблока в случае ненадобности легко отсоединяется от основного агрегата.

Ниже приведена схема, на которой хорошо видна конструкция снегоуборщика на базе культиватора.

Схема расшифровывается следующим образом.

Самоходный снегоуборщик значительно облегчает уборку снега, особенно на больших территориях, где использование аппарата на лыжах, толкаемого оператором, требует больших затрат физических сил последнего.

Изготовление ротора

Чтобы изготовить роторный снегоуборщик, можно использовать чертежи, приведенные ниже.

Материалом для изготовления ротора и его лопаток служит листовая сталь толщиной 2 мм. Корпус ротора изготавливается из кровельного железа или из более тонкой, чем 2 мм, листовой стали. Все размеры деталей указаны на чертеже.

Передача вращения от двигателя на вал ротора может осуществляться с помощью ремня или цепи . Также к валу ротора можно подсоединить вал редуктора электрического триммера или бензокосы. Благо, данные агрегаты уже имеют угловой редуктор. Вся конструкция устанавливается на раму с шасси. В результате вы получите легкий ручной снегоуборщик на колесах.

Следует помнить, что электрический снегоуборщик на базе триммера не следует подвергать большим нагрузкам, поскольку его редуктор может выйти из строя. Эта же рекомендация относится и к бензокосе, если вы решите собрать на ее базе снегомет.

Более простую конструкцию агрегата, установленного на раме с полозьями, можно собрать по схеме из старого журнала.

Благодаря приведенным выше чертежам, сборка снегоуборочника не может вызвать затруднений у любого домашнего мастера.

Нередко возникают ситуации, когда требуется убирать снег в темное время суток: в таком случае фара для снегоуборщика станет полезным дополнением . Если установить фару на электро снегоуборщик достаточно просто, то с агрегатами, работающими от ДВС, дела обстоят сложнее: требуется подключение к электрической схеме аппарата с использованием специальных реле и электронных плат. Но все же выход из данной ситуации есть. Можно приобрести обычный диодный фонарь и прикрутить его к агрегату.

11435 26.03.2019 6 мин.

Механизировать процесс уборки снега придумали почти 150 лет назад, запатентовав машину для очистки железнодорожных путей от снежных заносов. Специальные агрегаты позволяют убирать снег быстрее и в больших объемах, чем вручную традиционной лопатой.

На рынке широко представлены импортные мини Но российские умельцы без труда создают свои собственные, вполне работоспособные варианты. Изучив их, разберемся как сделать снегоуборочную машину своими руками.

Самодельные снегоуборочные машины для дома имеют тот же принцип работы, что и заводские , . Они захватывают и перемещают снег с помощью крупного горизонтально закрепленного винта (шнека).

Лопасти шнека приводятся в движение через вращающуюся на подшипниках ось (приводной вал), передающую крутящий момент от двигателя.

Когда агрегат движется вперед, широкий ковш, подобно воронке, набирает снежные массы и направляет их через винты-транспортеры. Расположенные под углом лопасти винтов, вращаясь, размельчают снег и проталкивают его далее, к насосу с механическим приводом, выталкивающим снег из разгрузочного люка наружу.

Необходимые материалы

При подготовке к работе нам понадобятся:

  • чертежи;
  • инструменты: ключи, отвертки, напильник и молоток, тиски и плоскогубцы, дрель, болгарка, сварочный аппарат и, возможно, токарный станок. Кроме того, потребуются цепи, звездочки, втулки, подшипники, болты с гайками.

Также необходимы материалы :

  • Листовая сталь или кровельное железо.
  • Cтальной уголок 50х50 мм.
  • Фанера, толщиной 10 мм.
  • Трубы ¾ и ½ дюйма.
  • 1,5 метра транспортерной ленты (при отсутствии заменяем боковинами автопокрышки).
  • Двигатель. Мотоблок, он же двигатель внутреннего сгорания (работает на бензине), или электродвигатель. К электродвигателю нужны кабель, рассчитанный на использование при минусовых температурах, и качественная гидроизоляция.
  • Избежать короткого замыкания от попадания талого снега можно накрыв электродвигатель, например, разрезанной вдоль пластиковой 5-литровой бутылью.

Устройство и схема

Устройство снегоуборщика довольно просто и имеет в основе несущую раму . На нее монтируются двигатель, снегозахватывающий ковш, рукоятки.

Главной рабочей деталью является шнек, который, вращаясь, собирает и перемещает снег к крыльчатке, где снежная масса захватывается лопастями и подается сначала в полость механизма, а затем в выбросную трубу.

Схема самодельного снегоуборщика наглядно демонстрирует устройство агрегата.

Самый простой снегоуборщик – одноступенчатый . Захват и отброс снега у снегоуборщиков , осуществляется только вращающимся шнеком. В двухступенчатых конструкциях шнек дополнен металлической пластинкой-лопаткой (ротором), прикрепленной посередине приводного вала.

Более подробно о роторном снегоуборщике смотрите на видео:

Эта конструкция применяется для уборки больших объемов снега и обеспечивает его выброс на расстояние до 12 м.

Мощность двигателя определяет тип снегоуборщика :

  • Ручной, механический. Двигатель мощностью в 2,5-5 л.с. приводит в действие рабочие детали, а продвижение агрегата идет за счет прилагаемой пользователем физической силы. Снегоуборщик механический своими руками сделать проще всего.
  • Любопытно, что “механическим снегоуборщиком” называется также пластиковая лопата с ручкой в виде металлической скобы, снабженная с обратной стороны усиливающими ребрами жесткости, с прикрепленным к лицевой стороне вращающимся шнеком.
  • Если держать правильный наклон лопаты, чтобы шнек не висел в воздухе, а именно вращался, такой вариант “мотолопаты” без двигателя весьма эффективен для уборки не утрамбованного снега (до 10 см) на небольших площадях, особенно в труднодоступных местах.
  • Самоходный. Достаточно мощный двигатель, от 10 л.с., обеспечивает работу оборудования и движение колес или гусениц.

При нагрузке на глубоком снегу предпочтительнее гусеничный ход . Снегоуборщик своими руками на гусеничном ходу несложно сделать из гусеничной радиоуправляемой детской машины. Подойдет и минитрактор на гусеничном ходу.

Такую конструкцию можно оснастить фарами, веб-камерой и управлять ею дистанционно (пультом). Снегоуборочная мини-техника на гусеничном ходу считается наиболее производительной.

Инструкция

При должной подготовке вполне реально получить качественный самодельный снегоуборщик своими руками. Чертежи, тщательно выполненные, помогут в этом.

На сегодняшний день газонокосилки являются одними из самых популярных инструментов предназначенных для работ на газонах расположенных возле дома. Перейдя по ознакомитесь с техническими характеристиками данной газонокосилки.

Обработка почвы считается одним из ключевых процессов в сельском хозяйстве, ведь именно на вспаханную почву происходит посадка как зерновых, так и других культур. узнаете о различных видах и преимуществах плуга ПСК.

Минитрактор – отличное решение для обработки и обслуживания земельных участков. Минитракторы - надежные помощники на долгие годы.

Достойны внимания роторный снегоочиститель «Вьюга» (Пензенская областная станция юных техников) на базе двигателя Д-6. Модель Д.Слонова (Алтайский край) с двигателем от бензопилы «Урал-2Т».

Ниже приведено видео снегоуборщика «Вьюга»:

1. Чертежи основных узлов снегоуборщика с двумя шнеками на базе вездехода работы В. Бережного (г. Валдай, Новгородская обл.) служат отличной наглядной инструкцией.

2. Сварной корпус из листовой стали усилен лонжеронами из уголков, и дополнительным бортом. Стыкуется с вездеходом-основой двумя водилами, приваренными к ложу шнека.

Шнековый механизм состоит из 2-х лент (противоположно направленные винты Архимеда, приварены к выступающим шпилькам М6). Между звездочками шнека и вала натянута мотоциклетная цепь.

Приводной вал сделан с помощью снятых с сельскохозяйственной техники звездочек и подшипников, зафиксированных шпонками и штифтами.

3. Детально вычерченная с указанием всех размеров схема снегоуборщика С. Хомякова не менее интересна и проста в исполнении.

4. Сначала из стальных уголков сваривается несущая рама . На ее поперечины прикручивается П-образный профиль для крепления легко снимаемой платформы под двигатель. Затем монтируются сделанные из трубы ½ дюйма рукоятки управления.

Снизу к раме-основе приделывают колеса или полозья (лыжи). Подходящие колеса можно взять от старой тележки, а полозьями послужат деревянные бруски, усиленные пластиковым коробом.

5. На подготовленную базу крепим двигатель.

6. Ковш, приводной вал, шнек:

  • Корпус ковша выполняем из листового железа, дополняя его фанерными боковинами. При ширине ковша более 50 см. понадобится двигатель большей мощности. На 50 см. вполне подходит мощность в 6,5 л.с..
  • Приводной вал делаем из трубы ¾ дюйма. В сквозной пропил посередине трубы крепим ротор (120×270 мм.) Перпендикулярно ему привариваем уголки 25×25 мм. (с обеих сторон по два) и делаем с одной стороны трубы паз для шпонки под звездочку.
  • Диаметр трубы, чтобы она вошла в подшипники 205, уменьшаем двумя дополнительными пропилами.
  • Подшипники взяты от автомобиля КАРТ. Но можно использовать любые закрытые (чтобы не попадал снег), например, опору кардана от «Жигулей».
  • Передаточный ремень соединяет вал и двигатель.
  • Лопасти шнека вырезаются из транспортерной ленты (4 кольца, каждое по 28 см. в диаметре) или листовой стали (4 диска, каждый разрезаем пополам и загибаем спиралью).
  • В качестве привода используем цепь или ремень.

7. Главный корпус изготовляется из листового железа или двухмиллиметровой стали .

8. Закрепленная на корпусе шнека деталь для выброса снега сделана из частей пластмассовых канализационных труб диаметром 160 мм., одетых одна на другую и дополненных желобом. Ширина лопатки-ротора обязательно должна быть меньше диаметра желоба выброса.

9. Для большего эффекта покрасим законченную модель.

  1. Бензобак лучше располагать сверху, причем его объем не рекомендуется делать больше, чем на 2,5 литра.
  2. Не предназначенные для зимней эксплуатации мотоблоки заправляют синтетическим маслом.
  3. Отбрасываемые вместе со снегом твёрдые частицы (ветки, камни), срикошетив, могут травмировать окружающих. Используйте защитные очки при работе со снегоуборщиком, а также не надевайте свободную одежду, края которой могут застрять в движущихся элементах агрегата.
  4. Чтобы из-за попадания крупных посторонних предметов не заклинило двигатель, шнеки и ротор к приводному валу крепят срезными болтами и втулками. При чрезмерных нагрузках эти “предохранители” сломаются, а двигатель останется целым.
  5. Не открывайте топливный бак , не заправляйте технику при горячем двигателе, дайте ему пару минут остыть. Рекомендуется каждые полчаса-час делать перерыв в работе, чтобы избежать перегрева двигателя.

Одни покупают технику заводского производства из-за предоставляемой на нее гарантии и сервисного обслуживания. Другие ценят физическое удовольствие от работы традиционной лопатой.

А тем, кто любит самостоятельно конструировать технику и имеет на этом поприще соответствующий опыт, вполне по силам создать свой собственный снегоуборщик , вооружившись подходящей инструкцией и советами специалистов.