Саад ибн Муаз — герой Исламской Уммы. Сподвижники пророка призывают людей в ислам Сада ибн муаза кем был

У каждого народа есть свои герои. Они навсегда остаются в памяти людей из-за совершённых ими великих подвигов, на которые способны только отважные люди.

Даже народы, среди которых нет отважных людей, наподобие американцев, лепят для себя героев из преступников, возвеличивая их биографию и искажая историю. Что же касается героев Исламской Уммы, то нет в истории подобных им. Их запомнили даже враги, как нашего господина Мухаммада (с.а.с.) и его сподвижников. А что ещё лучше, так это то, что они будут вечно пребывать в Раю, ширина которого равна ширине небес и земли, на ложах истины у Могучего Властелина. Они заслужили это своим самопожертвованием и храбростью.

وَالسَّابِقُونَ الْأَوَّلُونَ مِنَ الْمُهَاجِرِينَ وَالْأَنْصَارِ وَالَّذِينَ اتَّبَعُوهُمْ بِإِحْسَانٍ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُمْ وَرَضُوا عَنْهُ وَأَعَدَّ لَهُمْ جَنَّاتٍ تَجْرِي تَحْتَهَا الْأَنْهَارُ خَالِدِينَ فِيهَا أَبَدًا ذَلِكَ الْفَوْزُ الْعَظِيمُ

«Аллах доволен первыми из мухаджиров и ансаров, которые опередили остальных, и теми, которые последовали строго за ними. Они также довольны Аллахом. Он приготовил для них Райские сады, в которых текут реки. Они пребудут там вечно. Это - великое преуспеяние» (9:100).

Одним из героев, который изменил ход истории в эпоху джахилии на Аравийском полуострове, в Персидской и Римской империях, был сподвижник Посланника Аллаха (с.а.с.), Саад ибн Муаз (р.а.) - господин и военачальник ансаров. Его короткая жизнь была полна великих подвигов, начиная с принятия Ислама посредством призыва Мусаба ибн Умайра (р.а.), которого Пророк (с.а.с.) отправил в Медину вместе с группой мусульман, чтобы они обучали мединцев Корану и основам Ислама. Однажды Мусаб вместе с Асадом ибн Зурарой вышли в путь, направляясь к Бану Абд аль-Ашхаль и Бану Зафар. Саад ибн Муаз был родом из Бану Абд аль-Ашхаль и к тому же был двоюродным братом Асада ибн Зурары со стороны матери. Саад ибн Муаз и Усайд ибн Худайр были двумя господами своего народа, и оба были многобожниками. После проповеди Мусаба Усайд принял Ислам и сказал: «Поистине, есть у меня человек, если он последует за вами, то не останется никого из его племени, кто бы ни присоединился к нему. Сейчас я отправлю его к вам, это Саад ибн Муаз». Затем Усайд ибн Худайр удалился и привёл к ним Саада ибн Муаза. Саад сказал Асаду ибн Зураре: «Клянусь Аллахом, если бы между нами не было родственной связи, ты бы не смог уйти от меня живым! Ты хочешь навязать нам на нашей же земле то, что нам неприятно?». Тогда Мусаб сказал ему: «Может, присядешь и послушаешь? И если тебе это дело понравится и придётся по душе - то примешь его. Если же не понравится, то мы избавим тебя от предмета твоей неприязни». Затем Саад сказал: «Ты прав!», - и присел; ему рассказали об Исламе и прочитали что-то из Корана. Мусаб и Асад сказали: «Клянёмся Аллахом, по сиянию его лица мы поняли, что он придёт в Ислам ещё до того, как заговорит с нами». Затем Саад сказал им: «Что же вы делаете, когда хотите принять Ислам?». Они ответили: «Ты должен совершить омовение, почистить свою одежду и засвидетельствовать, что нет божества, кроме Аллаха, и что Мухаммад - Посланник Аллаха. После этого тебе следует совершить намаз в два раката».

Принятие Ислама Саадом ибн Муазом было вдали от слепого подражания и следования страстям. Он принял Ислам только после того, как выслушал доводы Мусаба ибн Умайра о том, что Ислам - это религия истины, ниспосланная Творцом Вселенной, человека и жизни. И поэтому Ислам стал его религией и идеологией, а дунья потеряла важность в его глазах. Он стал много жертвовать на пути распространения своей религии и оказания помощи Посланнику Аллаха (с.а.с.). Он не останавливался ни перед чем, пока у Ислама и Пророка (с.а.с.) не появилось государство, а люди стали толпами входить в эту религию. Пополнение благих дел Саада ибн Муаза началось сразу же после принятия им Ислама. Он осознал то, что Ислам нуждается в обладателях силы, которые помогут религии, и, узнав о награде за это дело, он оказал эту помощь, не оставив это дело другим и не отложив его.

Посланник Аллаха (с.а.с.) совершил хиджру в Медину после того, как был уверен в помощи Саада и его народа. После этих событий Саад ещё не один раз докажет свою мужественность. После того, как мусульмане выступили в район Бадра для битвы с многобожниками, Посланник Аллаха (с.а.с.) попросил совета у ансаров. Тогда Саад сказал: «Мы уверовали в тебя и поверили тебе, засвидетельствовали то, что ты принёс истину, и дали тебе клятвы и обещания, что будем слушать и повиноваться тебе. Делай же, что хочешь, о Посланник Аллаха, и, клянусь Тем, Кто послал тебя с истиной, если ты приведёшь нас к морю и сам войдёшь в него, мы войдём в него вместе с тобой, и никто из нас не останется позади! И мы не боимся того, что завтра ты поведёшь нас на врага, ибо мы стойки на войне и надёжны в бою, и, может быть, Аллах даст тебе увидеть от нас то, что порадует тебя. Веди же нас с благословения Аллаха!». Посланник Аллаха (с.а.с.) обрадовался этим словам, а Саад храбро сражался в этой битве, подняв знамя племени Аус. Также Саад участвовал с Пророком (с.а.с.) в битве Ухуд и мужественно оберегал его, когда остальные бросились в бегство.

Герои отдают свои жизни не так, как остальные люди, они уходят шахидами на пути Аллаха, а небеса радуются встрече с ними. Таким был наш герой Саад ибн Муаз, который пал шахидом в битве с союзными племенами (аль-Ахзаб). В этот день Саад надел кольчугу, которая не закрывает руки начиная от плеча, и в то время как мусульмане и союзные племена пускали друг в друга стрелы, один многобожник (его звали Ибн аль-Арка) попал стрелой в область плеча Саада ибн Муаза и повредил ему артерию. Рана Саада кровоточила, и Пророк (с.а.с.) прижёг её, но она снова стала кровоточить, и Пророк (с.а.с.) снова прижёг её. Наблюдая за этим, Саад ибн Муаз произнёс: «О Аллах! Не забирай мою душу до тех пор, пока я не отомщу Бану Курайза! (племя, нарушившее договор с Пророком (с.а.с.) и перешедшее на сторону союзных племён)». После этого рана Саада перестала кровоточить, а племя Бану Курайза предстало перед ним в суде. Затем он сказал: «О Аллах! Ты знаешь, что нет для меня любимей дела, чем джихад на Твоём пути против тех, кто предал Твоего Посланника! О Аллах! Я думаю, что Ты остановил эту битву, но если война с курайшитами будет продолжаться, то продли мне жизнь, а если нет, то забери меня к Себе!». После этих слов рана снова начала кровоточить, и впоследствии Саад ибн Муаз умер.

Расставание с героями не похоже на расставание с обычными людьми. Ибн Саад приводит от Асема ибн Катады: «Посланник Аллаха (с.а.с.) уснул, а глубокой ночью к нему пришёл Джибриль и спросил: «Кто из твоей Уммы умер сегодня ночью, встречей с которым обрадовались жители небес?». Он ответил: «Я не знаю, вечером болел только Саад», - и спросил людей: «Что случилось с Саадом?». Ему ответили: «О Посланник Аллаха, он скончался, потом пришли его родственники и унесли его к себе». Посланник Аллаха (с.а.с.) прочитал утреннюю молитву, а затем вышел, и с ним были люди, и быстро, волоча одежду, они направились к Сааду. Они шли так быстро, что их обувь рвалась и спадала с их ног. Тогда один человек сказал Пророку: «О Посланник Аллаха, ты так торопился», - на что он ответил: «Я боюсь, что нас опередят ангелы так же, как они опередили нас к Ханзале»». Вывел Бухари, что Джабир ибн Абдуллах (р.а.) сказал: «Я слышал, как Пророк (с.а.с.) сказал: «Престол Аллаха закачался из-за смерти Саада ибн Муаза»». В книге «Фатх аль-бари» Ибн Хаджара пишется: «Престол закачался из-за радости от прихода души (Саада ибн Муаза)».

О обладатели силы и способные оказать помощь религии!

Сердца мусульман наполняются любовью к господину ансаров Сааду ибн Муазу из-за его стойкой позиции в жизни. Когда упоминается его имя, люди молятся за него Аллаху. Когда верующие слышат, что трон Милостивого закачался из-за его смерти, то их сердца наполняются радостью за него. Величие человека заключается в его искренней позиции, высоких целях, терпении, какими бы ни были трудности, в его настойчивости в осуществлении высоких целей, какими бы ни были преграды. Вы живёте во времена, когда повторно заговорили об ансарах и мухаджирах. Такая возможность оказать помощь религии - это дар Аллаха. Разве вы не примете этот дар?! О помощники Аллаха! Идите к величию вашей религии и Уммы! Идите к своему величию! Окажите помощь религии Аллаха! Спешите совершить благое дело! Станьте немногими из последних поколений, о которых Аллах сказал:

Следующая статья Ненависть уже проявилась у них на устах, но в их сердцах кроется ещё большая ненависть

Когда завершилось дело Бану Курайза, открылись раны у Саада ибн Муаза, и он умер.

Мне рассказал Муаз ибн Рифаа аз-Заруфи. Он говорил: «Мне рассказывал один из моих родственников, что, когда Саад ибн Муаз умер, к Пророку глубокой ночью пришел Джабраиль в чалме из толстого шелка и спросил: «О Мухаммад! Кто этот усопший, перед которым открылись врата неба и закачался трон?» Пророк быстро встал и, волоча одежду, поспешил к Сааду и нашел его уже мертвым».

Мне рассказал Абдаллах ибн Абу Бакр со слов Амры бинт Абд ар-Рахман. Она говорила: «Аиша возвращалась в Мекку. Вместе с ней был Усайд ибн Худайр, которого встретила весть о смерти жены. Он расстроился из-за нее. Аиша тогда ему сказала: «Да простит тебя Аллах, о Абу Йахья! Ты печалишься о жене, между тем умер твой двоюродный брат, из-за чего закачался трон Аллаха!»

Рассказал мне один человек со слов аль-Хасана аль-Басри. Он говорил: «Саад был человеком тучным. Когда люди его понесли, оказалось, что он был легким. Некоторые лицемеры сказали: «Ей-богу, он был тучным, а когда мы несли его, он был очень легким». Это дошло до Пророка, и он сказал: «У него есть кроме вас носильщики. Клянусь тем, в чьих руках моя душа, ангелы обрадовались духу Саада, и из-за него закачался трон Аллаха».

Рассказал мне Муаз ибн Рифаа со слов Махмуда ибн Абд ар-Рахмана ибн Амра ибн аль-Джамуха, со слов Джабира ибн Абдаллаха, который рассказывал: «Когда Саад был похоронен, а мы были вместе с Посланником Аллаха, он произнес слова: «Субхану Аллах!» Люди произнесли эти слова вместе с ним. Потом он произнес: «Аллах акбар!» Люди повторили за ним. Они спросили: «О Посланник Аллаха! Почему ты говорил «Субхану Аллах»?» Он ответил: «Могила для этого благочестивого раба была тесной, пока Аллах не расширил ее».

Ибн Хишам передал: «Смысл этого хадиса содержится в словах Аиши: «Посланник Аллаха сказал: «Могила сжимает усопшего. И если кто-нибудь спасется от этого, то это будет Саад ибн Муаз».

Умм Саад (мать Саада), когда понесли его в носилках, плача, продекламировала стихи:

«Горе матери Саада! Умер ее сын Саад!

Он был суров и справедлив, велик и славен,

Всадник бесподобный. Он был незаменим, рубил врагов подряд».

Пророк говорил: «Каждая оплакивающая женщина лжет, восхваляя усопшего, кроме оплакивающей Саада ибн Муаза».

Ибн Исхак сказал: «В битве у рва из мусульман погибли шесть человек. Из язычников были убиты три человека: из Бану Абд ад-Дар ибн Кусай - Мунаббих ибн Осман, в него попала стрела, и он умер от этого в Мекке из Бану Махзум ибн Йакза - Науфаль ибн Абдаллах. Попросили Пророка продать его тело: он прорвался ко рву, застрял в нем и был убит, а тело его захватили мусульмане. Пророк сказал: «Нам не нужны ни его тело, ни плата за него» и не стал им препятствовать в выносе его тела.

Ибн Хишам передал: «Они дали Посланнику Аллаха за его тело десять тысяч дирхамов, как передали со слов аз-Зухри».

Ибн Исхак говорил, что были убиты тогда из Бану Малик ибн Хисль - Амр ибн Абд Вудди, его убил Али ибн Абу Талиб.

Ибн Хишам передал: «Мне рассказал заслуживающий доверия человек, которому передали рассказ ибн Шихаба аз-Зухри. Ибн Шихаб говорил: «Али ибн Абу Талиб, да возвеличит его Аллах, в тот день убил Амра ибн Абд Вудди и его сына Хисла ибн Амра».

Ибн Исхак говорил, что во время осады Бану Курайза со стороны мусульман погиб Халлад ибн Сувайд из Бану аль-Харс ибн аль-Хазрадж, на него был сброшен жернов, который раздавил его. Утверждают, что Посланник Аллаха сказал, что ему будет вознаграждение от Аллаха как за двух погибших. Из этого же Рода умер Абу Синан ибн Михсан, когда Посланник Аллаха осаждал Бану Курайза. Он был похоронен на кладбище Бану Курайза.

Когда участники битвы у рва ушли, Пророк, как мне передали, сказал: «После этого дня на вас курайшиты больше не нападут, но вы на них нападете». После этого курайшиты на мусульман действительно не нападали, а Пророк на них нападал вплоть до завоевания Мекки».

Ибн Хишам: «Жизнеописание Пророка Мухаммада». Перевод с арабского: Гайнуллин Я. А. Подготовил: www.sawab.ru

Аль-Джанад известный исторический район в Йемене, расположенный в 22-х км к северо-западу от города Таиза. Во времена Пророка (мир ему и благословение) этот район был одним из развитых центров Йемена, поэтому Посланник Аллаха (мир ему и благословение) в 9 году Хиджры отправил туда Муаза ибн Джабаля (да будет доволен им Аллах) в качестве судьи, проповедника и амира, повелев ему построить там мечеть. Эта мечеть, старейшая после Мединской мечети, стала центром правления Муаза в Йемене и исходным пунктом для призыва великого сподвижника Абу Мусы Ашари.

Оба этих великих сподвижника словом распространяли Ислам в Йемене. После Эфиопии, в которую мусульмане совершили хиджру, эта земля стала вторым местом за пределами Мекки и Медины, где распространилась вера во Всевышнего.

Шейх Абдельвахид , исламский проповедник.

Наш сайид Муаз был во главе сподвижников, которых Пророк (мир ему и благословение) послал в Йемен. Кроме этого, он отправил в Сану – Ибн Саида, в Кинду – других, в Хадрамавт – третьих. В Забид и Аден послал Абу Мусу аль Ашари.

Наш сайид Муаз ибн Джабаль (да будет доволен им Аллах) посещал и наставлял людей. Он был для них учителем, судьей, воином и полководцем.

Док-р Мухаммад Камиль , профессор истории в университете Саны.

Город Аль-Джанад был не только политическим, духовным и религиозным центром, здесь еще до Ислама процветала торговля и функционировала одна из важнейших ярмарок арабов.

Муаз (да будет доволен им Аллах) добился в этой стране того, чего не смог добиться никто другой. Не случайно именно здесь проявились его научное и военное дарования, ведь его корни были из Йемена.

В 300-м году по григорианскому летоисчислению его племя переселилось в город, который до Ислама назывался Ясрибом, а ныне он известен как Медина.

Муаз ибн Джабаль принял Ислам, присягнув Пророку (мир ему и благословение) в 18-летнем возрасте. Он принял Ислам от Мусаба ибн Умайра (да будет доволен им Аллах).

Док. Мухаммад Гимара , исламский мыслитель.

Он был ансаром (житель медины) из хазраджитов, принял Ислам еще юношей. Участвовал в образовании исламского государства, в присяге Акабы в составе 75 ансаров – 73-х мужчин и 2-х женщин. После этого договора было образовано исламское государство, далее последовала хиджра.

Еще до хиджры в Медину Муаз ибн Джабаль всю свою энергию отдавал для распространения Ислама. Он был одним из тех, кто подготовил Медину к встрече Пророка (мир ему и благословение) и мусульман-переселенцев (мухаджиры).

Муаз был хорошим помощником великому сподвижнику Мусабу ибн Умайру, когда тот призывал к Аллаху. Он сидел рядом с Мусабом в Медине и говорил: «Нельзя упустить Саада ибн Муаза и Асада ибн Зарара. Если они примут Ислам, то его примут и остальные».

Мухаммад Муса Шариф .

Среди молодежи, принявшей Ислам и полностью ему предавшейся, были Саад ибн Муаз и Саад ибн Убада, а также Муаз ибн Джабаль (да будет доволен ими Аллах). Это были первые признаки успеха Пророка (мир ему и благословение) в Медине. Вначале Ислам принимали молодые люди – от 12 до 25 лет и в последующем они укрепили и защитили его.

После Хиджры Муаз стал одним из самых активных участников создания исламского государства в Медине, являясь одним из приближенных Пророка (мир ему и благословение). В скором времени проявился его интеллект, способность к постижению Книги Всевышнего и извлечению шариатских решений, так что он прославился как один из наиболее сведущих о дозволенном и запретном.

Док-р Мухаммад Абу Лайла , профессор университета Аль-Азхар.

Если говорить в общем обо всех сподвижниках, и о том, какие качества в то время были представлены в ком-либо в наибольшей степени, то в личности этого великого человека все гармонично сочеталось в совершенном виде.

Муаз ибн Джабаль имел приятную внешность и почтительный облик. Мудрость отражалась на его лице, мудрые слова сходили с его языка.

Когда он говорил о науке, люди, в том числе сподвижники, благоговели перед ним.

Муаз ибн Джабаль внес большой вклад в процесс записи сур и аятов Корана и их сохранения в эпоху Пророка (мир ему и благословение). Нельзя не сказать и о его большом вкладе в извлечении шариатских норм.

Д-р Мухаммад Гимара

О его личных качествах свидетельствует тот факт, что он входил в число шести сподвижников, собиравших Коран при жизни Пророка (мир ему и благословение). Известно, что ко времени ухода Посланника Аллаха (мир ему и благословение) из этого мира Коран был собран воедино в том виде, в котором мы его знаем, со всеми аятами и сурами, и не просто собран и заучен наизусть, но и записан.

Благодаря выдающимся качествам Муаза Пророк (мир ему и благословение) избрал его для такой высокой задачи, как построение исламского общества в Йемене. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сам вышел проводить его в путь и дал наставления: «О Муаз! Ты отправляешься к людям Писания. Призывай их, пока они не засвидетельствуют, что нет Бога, кроме Аллаха и что я – Посланник Аллаха. Если они уверуют, доведи до них, что Всевышний возложил на них 5 молитв в сутки. Если они подчинятся этому, уведомь их о том, что Аллах вменил им в обязанность выплачивать закят, который следует брать у богатых и отдавать бедным из их числа».

Сказав это, Пророк (мир ему и благословение) спросил: «Как ты будешь судить, Муаз?» И тот ответил: «Я буду судить по Книге Всевышнего. Если же не найду в ней решения, то по Сунне Посланника Аллаха (мир ему и благословение), а если и там не найду, то приложу все усилия». Пророк (мир ему и благословение) слегка ударил Муаза ладонью по груди и воскликнул: «Хвала Аллаху за то, что помог Посланнику Аллаха в том, что любит Всевышний и чем Он доволен».

Заветы Пророка (мир ему и благословение) указывают на то, что он послал Муаза в качестве амира Йемена, а Аль-Джанад стал первой исламской столицей этой страны.

Д-р Мухаммад Камиль , проф. истории университета Саны.

Муаз ибн Джабаль был подобен передвижному медресе: он переезжал с одного места в другое и смог создать на территории Йемена множество религиозных школ. В этом ему помогли его ученики и последователи, ставшие виднейшими учеными этой страны, к которым прибывали ученики даже из-за ее пределов.

Д-р Али Факир .

Одной из особенностей Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) было удивительное умение отбирать людей: он поручал каждого именно на то дело, в котором тот мог проявить себя лучше всего. Поэтому Муаз, знавший о дозволенном и запретном, был использован в сфере распространения знания. Он мог бы проявить себя и в других областях, но там работали те, кто превосходили его в своем деле. Поэтому способности Муаза были использованы там, где он был самым сведущим из уммы Посланника Аллаха (мир ему и благословение) – в знании о дозволенном и запретном.

В течение всего нескольких лет Муаз (да будет доволен им Аллах) смог мобилизовать тысячи жителей Йемена, набрав целую армию, которая успешно разгромила внутреннее отступничество, в частности, движение лжепророка Асвада аль-Ансий.

О степени воздействия, которое оказало распространение им в Йемене знаний, говорит тот факт, что тысячи его жителей сами поднялись на войну с отступниками. Вера перевесила племенной фанатизм.

После начала отступничества йеменцы сами, преодолев племенной фактор, смогли подавить это движение.

Поколение йеменцев, воспитанное Муазом ибн Джабалем (да будет доволен им Аллах), сыграло большую роль и в тех завоеваниях, которые произошли позднее, в правление Абу Бакра и последующих халифов.

Наш сайид Муаз ибн Джабаль вышел в составе армии, которую отправил Абу Бакр Сиддык под общим командованием Йазида ибн Суфьяна, Абу Убейды Амира ибн Аль Джараха и Шурахбиля ибн Хасана (да будет доволен ими Аллах).

В правление Абу Бакра он командовал армией под руководством Абу Убейды Амира аль Джараха.

Али Факир.

Несмотря на то, что Муаз ибн Джабаль был ученым, он, как и все ученые той поры, первым откликался на призыв и входил в список воинов. В нем сочетались способности хорошего руководителя и глубочайшие знания о дозволенном и запретном. И эти знания он со всей отдачей распространял в Йемене.

Муаз ибн Джабаль участвовал в завоевании Йемена вместе с призванными оттуда воинами. Он прославился своими способностями к их духовной подготовке.

Он был и воином, и полководцем, и ученым от Бога, зажигавшим воинство Ислама, подобно факелу.

В результате деятельности Муаза йеменцы, чьи сердца были им зажжены, вышли на джихад на пути Аллаха. Они восторженно приняли призыв к джихаду халифа Абу Бакра и полностью отдались этой борьбе.

Когда в странах Шама распространилась чума, большая часть мусульманского войска находилась в Иордании. Болезнь погубила многих из них. После смерти Абу Убайды командование перешло к Муазу (да будет доволен им Аллах).

Лучшие качества Муаза ибн Джабаля проявились и тогда, когда Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) решил покончить с государством византийцев, 10 веков державшим Восток в подчинении. Кто же стоял у руля армии в это время? Восточным фронтом против персов руководил Саад ибн Абу Ваккас, а на западном фронте против Византии боролось войско под командованием Абу Убайды ибн Джараха, поверенного исламской уммы. Его заместителем был Муаз ибн Джабаль. Когда Абу Убайда скончался, заболев чумой в Шаме, командование западным фронтом принял Муаз ибн Джабаль и повел войну против Византии.

Но и Муаз вскоре заболел чумой и умер в 18 году Хиджры, не дожив до 40 лет. Он был похоронен к западу от места упокоения Абу Убайды, в глубине иорданской территории.

Во время этой эпидемии, чуть раньше него, скончалось и несколько членов его семьи.

Мы находимся в местечке Шунат Шамали или же, как оно называлось раньше, – Кусайр Маини. Здесь расположена могила великого сподвижника Муаза ибн Джабаля (да будет доволен им Аллах). Сохранилось множество рассказов и исторических источников, подтверждающих, что это действительно его могила.

Его могила находится на севере Иордании, в местечке, известном как Шунат Шамали. Он был похоронен там же, где умер во время чумы Амвас.

Срок, отпущенный Муазу на этом свете, был коротким, но, несмотря на это, он занял весьма высокое положение, ибо его заслуги в служении своей вере очень велики, а похвальные качества не поддаются счету.

Муаз (мир ему и благословение) был очень милостивым, умел сочувствовать и обладал истинным знанием.

Муаз ибн Джабаль был известен своими способностями вести диалог, убеждать других, приводить на истинный путь, благодаря своими знаниями и дуа, сделанной ему Пророком (мир ему и благословение).

Шейх Махмуд Далалати.

Муаз ибн Джабаль Абу Абдуррахман (да будет доволен им Аллах) был одним из божественных ученых этой уммы и самым сведущим в дозволенном и запретном, как это достоверно известно от самого Пророка (мир ему и благословение).

Гаиз Карни , исламский проповедник.

Муаз – господин ученых Рая, вплоть до Судного дня. Пророк (мир ему и благословение) описывая его, сказал, что он «предшествует в Рай».

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) возвел его на вершину ученых, сказав: «Самый сведущий из моей уммы в дозволенном и запретном – Муаз ибн Джабаль ».

Муаз ибн Джабаль (да будет доволен им Аллах) является уникальным образцом великих сподвижников, которые навсегда останутся эталоном и которым будут следовать все последующие поколения.

Материал переведен с арабского и подготовлен телекомпанией «Махачкала-ТВ»

Призыв Мусаба Бин Умейра

По словам Ибн Исхака: «Асаад ибн Зурара вышел вместе с Мусабом ибн Умайром, направляясь к домам племени бану Зафара. А Саад ибн Муаз приходился сыном тетки Асаада ибн Зурары. Он вошел вместе с Мусабом в пальмовую рощу бану Зафара около колодца Марак. Они оба сели в роще и к ним подошли мужчины, принявшие Ислам. А Саад ибн Муаз и Усайд ибн Худайр были тогда главами своих племен из рода бану Абд аль-Ашхал.

Оба они были язычниками и придерживались религии своего народа. Когда они услышали об этом, Саад ибн Муаз сказал Усайду ибн Худайру: «Пропади ты пропадом, отправляйся к этим двоим, пришедшим в наши дома, чтобы совратить наших слабых. Прогони их, и пусть они больше не приходят в наши дома. Если бы Асаад ибн Зурара не был нашим родственником, каким ты знаешь, я избавил бы тебя от этого. Он сын моей тетки, и я не могу выступать против него». Усайд ибн Худайр взял свое копье и направился к ним. Когда Асаад ибн Зурара увидел его, то сказал Мусабу ибн Умайру:

Этот - глава своего племени. Он сам пришел к тебе и Аллаху лучше ведомо о нем.

Если присядет, то я поговорю с ним.

И он (Усайд) встал перед ними и начал осыпать бранью, затем сказал:

Вы оба пришли сюда к нам, чтобы сбить с пути слабых из нас? Убирайтесь от нас прочь, если хотите жить!

Присядь и послушай, и если понравится – то примешь, если же не понравится, то избавишься от неприятного.

Логично, — сказал Усайд, затем воткнул копье в землю и присел перед ними. Потом Мусаб рассказал ему об Исламе и почитал ему Коран. И по свидетельству обоих сподвижников: «Клянемся Аллахом, по сиянию его лица мы поняли, что тот придет в Ислам еще до того, как заговорили с ним». Затем Усайд сказал:

Как же прекрасно все это, что необходимо сделать человеку, который хочет войти в эту религию?

Засвидетельствовать свидетельство истины.

Он встал, засвидетельствовал свидетельство истины, затем совершил два раката намаза и сказал им:

Поистине, есть у меня человек, если он последует за вами, то не останется никого из его племени, кто бы не присоединился к нему. Сейчас я отправлю его к вам, это Саад ибн Муаз.

Затем он взял свое копье и отправился к Сааду и его племени, которые к этому времени проводили совещание. И когда Саад ибн Муаз встретил его взглядом, то сказал:

Клянусь Аллахом, Усайд пришел к вам другим, не таким, каким ушел от вас.

И когда он остановился на месте совещания, Саад сказал ему:

Что ты сделал?

Поговорил с теми двумя, и клянусь Аллахом, я ничего плохого в них не узрел. Вместе с тем, я их предупредил, а они ответили: «Мы сделаем то, о чем ты нас просишь». И говорят, что (представители племени) бану Харис вышли в поисках Асада ибн Зурары, чтобы убить его. И они хотят сделать это, чтобы унизить тебя, ибо знают, что он твой двоюродный брат.

Разгневанный и взволнованный данным известием Саад ибн Муаз в спешке встал, схватил копье и сказал:

Клянусь Аллахом, нет в тебе толка.

Затем Саад отправился к тем двоим сахабам, и когда увидел их в спокойствии, то понял, что Усайд сказал все это, желая, чтобы тот выслушал этих сподвижников. И вот он встал, бранясь, затем сказал Асаду ибн Зураре:

О, Абу Умама, клянусь Аллахом, если бы между нами не было родственной связи, ты бы не смог выкинуть такое со мной! Ты хочешь навязать нам на нашей же земле то, что нам неприятно?

А Асад до этого говорил Мусабу: «Клянусь Аллахом, придет к тебе предводитель племени. И если он последует за тобой, то и все племя последует, и никого не останется позади».

Может, присядешь и послушаешь? И если тебе это дело понравится и придется по душе – то примешь его. Если же не понравится, то мы избавим тебя от предмета твой неприязни.

Логично, — сказал Саад, затем воткнул копье в землю и присел. Потом ему рассказали об Исламе и почитали Коран. По упоминанию Мусы ибн Укбы, ему прочитали начало суры «аз-Зухруф» («Украшения»). И по свидетельству обоих сподвижников: «Клянемся Аллахом, по сиянию его лица мы поняли, что тот придет в Ислам еще до того, как заговорили с ним».
islam-today.ru

Когда завершилось дело Бану Курайза, открылись раны у Саада ибн Муаза, и он умер.

Мне рассказал Муаз ибн Рифаа аз-Заруфи. Он говорил: «Мне рассказывал один из моих родственников, что, когда Саад ибн Муаз умер, к Пророку глубокой ночью пришел Джабраиль в чалме из толстого шелка и спросил: «О Мухаммад! Кто этот усопший, перед которым открылись врата неба и закачался трон?» Пророк быстро встал и, волоча одежду, поспешил к Сааду и нашел его уже мертвым».

Мне рассказал Абдаллах ибн Абу Бакр со слов Амры бинт Абд ар-Рахман. Она говорила: «Аиша возвращалась в Мекку. Вместе с ней был Усайд ибн Худайр, которого встретила весть о смерти жены. Он расстроился из-за нее. Аиша тогда ему сказала: «Да простит тебя Аллах, о Абу Йахья! Ты печалишься о жене, между тем умер твой двоюродный брат, из-за чего закачался трон Аллаха!»

Рассказал мне один человек со слов аль-Хасана аль-Басри. Он говорил: «Саад был человеком тучным. Когда люди его понесли, оказалось, что он был легким. Некоторые лицемеры сказали: «Ей-богу, он был тучным, а когда мы несли его, он был очень легким». Это дошло до Пророка, и он сказал: «У него есть кроме вас носильщики. Клянусь тем, в чьих руках моя душа, ангелы обрадовались духу Саада, и из-за него закачался трон Аллаха».

Рассказал мне Муаз ибн Рифаа со слов Махмуда ибн Абд ар-Рахмана ибн Амра ибн аль-Джамуха, со слов Джабира ибн Абдаллаха, который рассказывал: «Когда Саад был похоронен, а мы были вместе с Посланником Аллаха, он произнес слова: «Субхану Аллах!» Люди произнесли эти слова вместе с ним. Потом он произнес: «Аллах акбар!» Люди повторили за ним. Они спросили: «О Посланник Аллаха! Почему ты говорил «Субхану Аллах»?» Он ответил: «Могила для этого благочестивого раба была тесной, пока Аллах не расширил ее».

Ибн Хишам передал: «Смысл этого хадиса содержится в словах Аиши: «Посланник Аллаха сказал: «Могила сжимает усопшего. И если кто-нибудь спасется от этого, то это будет Саад ибн Муаз».

Умм Саад (мать Саада), когда понесли его в носилках, плача, продекламировала стихи:

«Горе матери Саада! Умер ее сын Саад!

Он был суров и справедлив, велик и славен,

Всадник бесподобный. Он был незаменим, рубил врагов подряд».

Пророк говорил: «Каждая оплакивающая женщина лжет, восхваляя усопшего, кроме оплакивающей Саада ибн Муаза».

Ибн Исхак сказал: «В битве у рва из мусульман погибли шесть человек. Из язычников были убиты три человека: из Бану Абд ад-Дар ибн Кусай - Мунаббих ибн Осман, в него попала стрела, и он умер от этого в Мекке из Бану Махзум ибн Йакза - Науфаль ибн Абдаллах. Попросили Пророка продать его тело: он прорвался ко рву, застрял в нем и был убит, а тело его захватили мусульмане. Пророк сказал: «Нам не нужны ни его тело, ни плата за него» и не стал им препятствовать в выносе его тела.



Ибн Хишам передал: «Они дали Посланнику Аллаха за его тело десять тысяч дирхамов, как передали со слов аз-Зухри».

Ибн Исхак говорил, что были убиты тогда из Бану Малик ибн Хисль - Амр ибн Абд Вудди, его убил Али ибн Абу Талиб.

Ибн Хишам передал: «Мне рассказал заслуживающий доверия человек, которому передали рассказ ибн Шихаба аз-Зухри. Ибн Шихаб говорил: «Али ибн Абу Талиб, да возвеличит его Аллах, в тот день убил Амра ибн Абд Вудди и его сына Хисла ибн Амра».

Ибн Исхак говорил, что во время осады Бану Курайза со стороны мусульман погиб Халлад ибн Сувайд из Бану аль-Харс ибн аль-Хазрадж, на него был сброшен жернов, который раздавил его. Утверждают, что Посланник Аллаха сказал, что ему будет вознаграждение от Аллаха как за двух погибших. Из этого же Рода умер Абу Синан ибн Михсан, когда Посланник Аллаха осаждал Бану Курайза. Он был похоронен на кладбище Бану Курайза.

Когда участники битвы у рва ушли, Пророк, как мне передали, сказал: «После этого дня на вас курайшиты больше не нападут, но вы на них нападете». После этого курайшиты на мусульман действительно не нападали, а Пророк на них нападал вплоть до завоевания Мекки».