Произведения в форме рондо. Шпаргалка: Анализ музыкальной формы рондо

РондО - старинная поэтическая твёрдая форма с рефреном из 8, 13 или из из 15 строк пятнадцати строк и нескольких строф. Рондо возникло очень давно, еще в 14 веке и стало известно в стихосложении как разновидность канцоны.

Канцона - это лирическое любовное стихотворение, первоначально куртуазная песня, наиболее распространённый и универсальный жанр в поэзии трубадуров, перенятый позднее галисийско-португальскими и итальянскими поэтами и достигший наивысшего расцвета в творчестве Петрарки. Канцона состояла обыкновенно из пяти - семи строф и завершалась одной укороченной, а чаще - двумя строфами в три - четыре стиха. Замыкающие канцону строфы назывались торнадами (окс. tornata - поворот)- в них содержалось указание на объект посвящения канцоны.

Базовая схема рондо AB/aAab/AB была детально разработана около 1300 г. как самой простая, восьмистрочная разновидность, которую мы позднее стали называть триолетом, но к концу XV века насчитывалось уже до 115 разных форм рондо, состоящих из разного количества стихов, например, известны рондо из 22 и из 25 стихов.

В настоящее время под РОНДО понимают французская форма небольшого стихотворения с двумя рифмами и разного вида рефренами, таких как:

1. 8-и строчное рондо: где первая и вторая строки повторяются в конце рондо и первый стих - в четвертой строке (триолет на любовную тему);

№1. Рондо. Жан Фруассар. (в переводе Леонида Иванова)


Замрёт моей при виде дамы,
В плену надежд и сладких грёз
Забьётся сердце, зной вдыхая роз.
Их запах свеж, но пышных лоз
Милей любви рубцы и шрамы,
Забьётся сердце, зной вдыхая роз,
Замрёт моей при виде дамы.

2. 9, 11, 12 или 13-и строчное рондо, начальные слова первой строки входят в виде коротких строк в середину и в конец стихотворения, как например:

№2 Печальный лик. Бенедикт Лившиц.

Печальный лик былой любви возник
В моей душе: вечерняя неистовая
Фантазия влечет меня в тайник
Минувшего, и, тихо перелистывая
Страница за страницею дневник,

Я вновь, любовь, твой робкий ученик,
Я вновь тебе подвластен, аметистовая
Звезда любви, явившая на миг
Печальный лик...

Таким образом, строки-рефрены на "лик" входят здесь в общую цепь рифм "возник - тайник - дневник" и т.д. С нею переплетается цепь гораздо более изысканных гипердактилических рифм: "неистовая - перелистывая - аметистовая" и далее "насвистывая - батистовая".

№3. Я плачу. Валерий Брюсов.

Я плачу. Вдоль пути печален сосен ряд.
Уснул ямщик, забыв стегать худую клячу.
Смотря на огненный, торжественный закат,
Я плачу.

Там, в небе пламенном, я, малый, что я значу?
Здесь тихо дни ползут, а там века летят,
И небу некогда внимать людскому плачу!

Так и в ее душе - я, только беглый взгляд…
И с мыслью обо всем, что скоро я утрачу,
С унылой памятью утерянных услад,
Я плачу…

№4. Не смею. Валерий Брюсов

Не смею все мечты вложить я в стих,
И все ж его ласкаю и лелею...
Но громко повторить среди других
Не смею.

И вот теперь, пред чем благоговею,
Несу на шум базаров городских...
Не осмеять ли детскую затею?
Не смею.

О, если б был, кто книгу дум моих
Прочел, постиг и весь проникся ею...
Хотя б на миг!.. Но верить в этот миг
Не смею.

3. Самое распространенное - КЛАССИЧЕСКОЕ РОНДО- 15-и строчное: начальные слова первого стиха повторяются в девятой и в заключительной строках. Рифменная схема aabba abbr aabbar, где r - это первая половина первой строки стихотворения, в некоторых случаях не рифмующаяся ни с чем, в иных случаях имеющая рифму a.

Примеры классического рондо:

№5. Манон Леско. Михаил Кузмин.

Манон Леско, влюбленный завсегдатай
Твоих времен, я мыслию крылатой
искал вотще исчезнувших забав,
И образ твой, прелестен и лукав,
Меня водил - изменчивый вожатый.
И с грацией манерно-угловатой
сказала ты: "пойми любви устав,
Прочтя роман, где ясен милый нрав
Манон Леско."
От первых слов в таверне вороватой
Прошла верна, то нищей. то богатой,
До той поры, когда без сил упав,
В песок чужой, вдали родимых трав,
Была зарыта шпагой, не лопатой
Манон Леско!

№6.Твои шаги. Михаил Кузьмин.

В пророческом кружится дух бреду,
Кадилами священной лихорадки,
И шелестят в воздушном вихре схватки
Твои шаги.

Так верится в томительном аду,
Что на пороге прах пустынь найду!
Полы порфирные зеркально гладки...
Несут все радуги и все разгадки
Созревшему, прозрачному плоду
Твои шаги.

№7. Твои шаги. Михаил Кузьмин

С чего начать? толпою торопливой
К моей душе, так долго молчаливой,
Бегут стихи, как стадо резвых коз.
Опять плету венок любовных роз
Рукою верною и терпеливой.

Я не хвастун, но не скопец сонливый
И не боюсь обманчивых заноз;
Спрошу открыто, без манерных поз:
"С чего начать?"

Так я метался в жизни суетливой, -
Явились Вы - и я с мольбой стыдливой
Смотрю на стан, стройней озерных лоз,
И вижу ясно, как смешон вопрос.
Теперь я знаю, гордый и счастливый,
С чего начать.

№8. Ты приснился под утро. Галина Римская

Ты приснился под утро, нагими лежали в росистой траве,
Облака перламутром смеялись, сверкая в ночной тишине.
Припаду я губами к груди, слышишь, сердце стучит невозможно,
Расскажи мне дыханьем, как любишь, а я прикоснусь осторожно
К тем порталам сознанья, к которым склоняюсь в своём волшебстве,
Прошептав мне признанье, взлетим к серебристой далёкой звезде.
О, любимый, о, Боже, мне в сильных руках так тепло и надёжно,
Засыпаем на ложе…люблю, я касаюсь тебя бестревожно…
Ты приснился под утро.

И отстанут от Ладо друзья в безнадёжном своём сватовстве,
Никого ей не надо, – она растворилась в своём божестве…
Милый, добрый, любимый, сошью я рубашку душою – не сложно!
Ангел Света незримый, поправить Судьбу при желании можно…
Я Богиня, мы рядом, вдвоём, в подвенечном своём торжестве…
Ты приснился под утро.

4. В русской поэзии 18 века Рондо назывались расширительно и более свободные формы стихотворений с длинными рядами одинаковых рифм.

Известно например, Сложное Рондо, состоящее из 25 строк, схемы его рифмовки у разных авторов разнятся, примеров для этого вида рондо я не нашла. Иногда Сложное Рондо появляется у авторов под названием Большой Рондель: 25 строк, где все четыре строки первого катрена повторяются в качестве заключительного стиха в последующих катренах, а в заключение, как у классического, следует пятистишие, например:

№9. Зимний сон. Любовь Ильенкова.

Поёт Зима. Протяжным эхом
Ей вторят с грустью небеса.
Пуржит метель и, с диким смехом,
Дарует Миру чудеса.

Уж сном опутаны леса –
Укутаны любовно снегом.
А где-то слышно голоса –
Поёт Зима с протяжным эхом…

Весь дол укрыт белёсым мехом,
Застыла инеем роса,
И хвалит люд Зимы утехи,
Лишь вторят с грустью небеса…

Не видно Солнца-колеса.
И, заметая след за следом,
Снежинки ищут адреса –
Метель кружит их, с диким смехом.

Во льдах речных уснуло небо.
Да только тучи-паруса
Бегут, гонимы буйным ветром,
Даруя Миру чудеса…

Нарушив чистоту листа
Витком, под блеклым денным светом
Уж первая строка поэтом
Записана давно с холста
«Поёт Зима. Протяжным эхом…»

В заключение - еще несколько слов из истории. РОНДО (франц. rondeau от rond - круг), твёрдая форма в поэзии, так или иначе опирающаяся на средневековые образцы. Она достигла своего расцвета в Западной Европе XVI-XVII веков. В России известна с В.К. Тредиаковского. В XIX-XX столетиях сохранилась в стилизациях.

Среди массы предметов и явлений, связанных с кругами, круговыми движениями и всевозможными округлостями и обозначающимися однокоренными словами, есть и слово "хоровод", которое во Франции, как и во многих других странах, связано с народным танцем. Недаром говорят "кружиться в хороводе", то есть делать круг и возвращаться на исходную точку. Эта схема перешла из хороводов в поэзию (где "рондо" называются стихотворения с периодичными повторами слов или стихов) и в музыку. Эта форма тесно связана с человеком, она удивительно соизмерима с ним. Как часто в жизни мы с разных сторон возвращаемся к одному и тому же действию, месту, явлению. Рондо своеобразно запечатлевает эту закономерность нашего бытия.

Принцип рондо даёт множество возможностей. Прежде всего, это чрезвычайная ясность и стройность структуры, её законченность и устойчивость за счёт повторения рефрена. При этом, рондо имеет замечательные возможности для контрастов разного рода (между рефреном и эпизодами). Кроме того, важной является возможность насытить всю конструкцию развитием, хотя при этом к принципу рондо добавляется какой-то иной принцип формообразования, который отчасти подавляет первый. Форма рондо замечательно сочетает в себе единство и динамизм.

КЛАССИЧЕСКОЕ РОНДО возникло, как более изысканный вариант ронделя: его рефрен сокращается до минимального намека, в середине и в конце стихотворения повторяется не вся первая строка, а ее начало, остающееся даже без рифмы - как бы недоговоренное. В классическом рондо 15 строк с рифмовкой ААББА+АББх+ААББАх (где х - повтор начала первого стиха). Нередко этот порядок рифм нарушается, но позиции повторяющихся полурефренов сохраняются твердо.

Совет по написанию классического рондо:

Как и во всех твердых формах с рефренами, художественный эффект рондо состоит в том, что заданный полурефрен, появляясь каждый раз с кажущейся естественностью, в новых контекстах получает новый, несколько иной смысл.

«Ярость из-за потерянного гроша» Л. Бетховена, «Турецкое рондо» В. А. Моцарта, «Интродукция и Рондо-каприччиозо» Сен-Санса... Эти столь различные произведения объединяет то, что они написаны с помощью одной и той же музыкальной формы. Многие знаменитые композиторы использовали ее в своем творчестве. Но что такое рондо, как его отличить от прочих форм музыкального искусства? Давайте начнем с определения этого понятия и постигнем его тонкости.

Поэтическое искусство

Чтобы избежать путаницы, следует помнить, что этот термин одновременно имеет отношение к двум сферам - литературе и музыке. И это совершенно неудивительно. Если говорить о поэзии, то рондо - это одна из стихотворных форм.

Она имеет особую композицию, которая состоит из 15 строк, при этом девятая и пятнадцатая строчки представляют собой начальные слова первой. Данная форма зародилась во Франции в XIV столетии и активно употреблялась в русской поэзии XVIII и начала XX века.

Форма рондо в музыке

Теперь можно перейти к описанию рондо непосредственно в музыке. Впервые оно появилось во Франции времен Средневековья. Название формы ведет свое начало от слова rondeau - "круг". Так называли хороводные песни. При их исполнении солисты-запевалы исполняли свои фрагменты произведения, а хор повторял припев, в котором и текст, и мелодия оставались неизменными. Эти песни и оказались прообразом музыкальной формы рондо.

Это специфический способ создания произведения, при котором основная тема - ее обычно называют рефреном - постоянно повторяется (как минимум трижды), чередуясь при этом с другими музыкальными эпизодами. Если мы обозначим рефрен A, а иные фрагменты - прочими буквами, то упрощенная схема произведения будет выглядеть так: AB-AC-AD и так далее. Однако рондо не должно становиться и слишком длинным. Как правило, в него входят от пяти до девяти частей. Интересно, что самое длительное рондо включало в себя 17 фрагментов. Это пассакалия французского клавесиниста Франсуа Куперена. К слову, именно данный стал прародителем популярной сегодня электронной музыки. Также он имеет много общего с хип-хопом, где на рефрен принято накладывать другие фрагменты. Единственное отличие - основной мотив играет постоянно, а не чередуется с другими отрезками произведения.

Разновидности

Теперь, определив, что такое рондо в музыке, можно обратить внимание на различные его варианты. Если говорить о количестве тем и структуре, то выделяют следующие его типы. В первую очередь малое рондо, большое, а также сонатный тип, названный так потому, что в нем проявляются некоторые черты сонаты.

Различные композиционные варианты позволяют широко использовать данную форму в музыке. Исторически различают старинное рондо, классическое, с меньшим количеством более контрастных и крупных разделов и послеклассическое. Интересно будет проследить, как преобразовывалась эта музыкальная форма по мере своего развития.

История развития формы

В течение долгих веков музыкальная форма рондо значительно меняется по сравнению со своей первоначальной народной версией. Из песенно-танцевального искусства она постепенно переходит в инструментальную сферу. Рондо используют в своем творчестве именитые композиторы-клавесинисты, творившие во Франции XVII - начала XVIII веков: Франсуа Куперен, Жак Шамбоньер, Жан-Филипп Рамо. В это время главенствующим стилем искусства является рококо, музыка отличается большим изяществом, изысканностью и обилием украшений. И рондо не исключение. Но, несмотря на преувеличенную внешнюю грациозность и легкость музыки этого стиля, в ней всегда прослеживается глубокое внутреннее наполнение и содержательность.

Влияние венских классиков

В дальнейшем музыкальная форма данного направления существенно изменяется. Это связано с глобальной сменой стиля искусства, с новым мировосприятием человека, которое не могло не отразиться на характере творчества поэтов, художников и, конечно, композиторов. Стоит обратить внимание на особенности развития формы рондо в музыке венских классиков. Одним из первых, кто использовал ее, был Й. Гайдн. Именно тогда эта музыкальная форма обрела классические черты. А в творчестве В. А. Моцарта она достигает высочайшего расцвета. Говоря об этом, нельзя не упомянуть его знаменитое «Турецкое рондо».

При написании этого переложил традиционную турецкую оркестровую военную музыку для исполнения на фортепиано. Изящная, бодрая, живая, очень хорошо известна и любима многими. Еще одним знаменитым композитором, использовавшим данную музыкальную форму, был Л. Бетховен. В его творчестве рондо - это уже большая глубина, мужественность и масштабность. Именно он начинает использовать смешанные музыкальные формы. Речь идет о сонатном рондо. Широко известна его шутливая и задорная «Ярость из-за потерянного гроша», также написанная в данной форме.

Русские представители

В русском искусстве музыкальная форма данного направления также использовалась многими именитыми композиторами. С помощью его выразительных возможностей они расширяли рамки распространенных музыкальных жанров. Например, в романсе А. П. Бородина «Спящая княжна» за счет повторяемости рефрена, свойственной рондо, создается впечатление непреодолимости, беспробудности сна героини. Эпизоды сменяют друг друга, контрастируя с неизменной и размеренной неторопливостью основной темы.

Форма рондо в музыке советской поры также употреблялась. Это имело несколько проявлений. Большей частью использовались элементы рондообразного построения произведения. Например, в опере С. С. Прокофьева "Семён Котко", написанной по повести В. П. Катаева "Я сын трудового народа". Здесь композитор, следуя принципам композиции рондо, добивается чудесной художественной выразительности: повторяемость этой формы, ее способность объединять и связывать различное, служит способом передачи общности эмоций всех героев.

Будущее формы

Теперь, когда мы уже больше знаем о том, что такое рондо, можно попытаться сделать небольшие выводы и предположения. Как видим, выразительные способности этой формы позволяют использовать ее в разных жанрах, удивительным образом преобразуя и дополняя их. И, наверное, в современном искусстве и даже в музыке будущего найдется для нее место. Что примечательно, рондо не так давно дебютировало в кинематографе. Именно этот термин наиболее емко описывает сюжет картины "Начало".

Ведь рондо - это сочетание постоянного с изменчивым, временного с незыблемым, бурного с размеренным и, тем не менее, вечное возвращение на круги своя. И в этом оно сродни нашей жизни и даже самой природе с ее неизменной цикличностью.

Методическая разработка урока музыки для 2 класса по теме:

«Рондо как форма музыкального произведения».

МАОУ «Лицей №56» г. Новоуральска

Славгородская Оксана Юрьевна

Тема урока: «Рондо как форма музыкального произведения»

Тип урока : открытие новых знаний.

Цель урока : создание условий для формирования представления у обучающихся об особенностях музыкальной формы Рондо.

Форма урока : у рок-исследование.

Планируемые результаты: Учащиеся узнают о существовании музыкальной формы «Рондо», систематизируют полученные знания по теме, расширят представления о многообразии форм музыкальных произведений, сумеют применить знания, полученные на уроке.

Задачи:

Регулятивные

- объяснить происхождение термина Рондо;

Определить характерные признаки формы Рондо;

Организовать свою деятельность.

Познавательные

Развивать умение сравнивать разные формы музыкальных произведений;

Формулируют ответы на вопросы, анализируют и делают выводы;

Развивать творческие способности обучающихся;

Личностные, коммуникативные

Углублять интерес обучающихся к истории создания музыкальных произведений;

Формировать у обучающихся эмоциональное отношение к музыкальным произведениям;

Раскрыть влияние музыки на состояние человека;

Оценивать результаты деятельности.

Используемые методы обучения:

Методы обучения ПДО – подводящий и побуждающий диалоги;

Исследовательский;

Метод художественно-творческого моделирования;

Наглядный;

Словесно-практический.

Формы организации обучения:

Индивидуальная;

Групповая;

Фронтальная.

Ход урока

I этап. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

Учитель приветствует учащихся попевкой, дети тоже отвечают пением.

Учащимся предлагается определить своё настроение, с которым они пришли на этот урок по методу Люшера, выбрав одну из цветных карточек, цвет которой им больше нравится. Объясняют свой выбор. На основании выбранных цветных карточек, учитель делает вывод о настроении ребят, кратко комментируя ситуацию.

Учитель: Как вы думаете, может ли музыка влиять на настроение человека? А хотите проверить это сегодня? Тогда давайте попробуем!

Учитель : Скажите, над какой темой мы с вами работаем?

Ученики: Формы музыкальных произведений.

Учитель : А с какими музыкальными формами мы уже познакомились?

Ученики : Одночастная форма, двухчастная форма

Учитель : А как вы думаете, есть ли ещё какие-нибудь музыкальные формы? Какие?

Учитель : Давайте, проверим ваши предположения, правильны они или нет и возможно, мы сегодня сделаем музыкальное открытие.

А для этого нам нужно набрать как можно больше информации.

II этап. Актуализация знаний. Исследование.

Учитель: Первую информацию о нашей новой музыкальной форме вы сможете собрать из хорошо известных вам попевок: «Мы - второклассники», «Мы - мальчики», «Мы - девочки».

Сейчас мы исполним попевки в следующей последовательности:

Мы – второклассники

Мы – мальчики

Мы – второклассники

Мы – девочки

Мы – второклассники.

Учитель : А теперь нам предстоит схематически изобразить форму этих попевок. В этом вам помогут те символы, которые лежат у вас на партах. Но прежде, я предлагаю вам посчитать, сколько у вас символов?

Ученики: 4

Учитель : А теперь давайте ещё раз споём и посчитаем сколько у нас куплетов.

Ученики : 5

Учитель : Ребята, я убеждена, что того количества символов, которое есть у вас на партах вполне хватит. Постарайтесь расположить их в той последовательности, в которой звучали попевки. (групповая работа)).

(Ученика, у которого получится круг, вызвать к доске и попросить объяснить свои действия).

Учитель : Движение музыки по кругу получило название РОНДО, что в переводе на русский язык означает «КРУГ».

Учитель: Следующую информацию о форме Рондо вы получите, проанализировав предложенную вам схему. А для этого надо ответить на 2 вопроса:

    Есть ли в этой форме постоянно повторяющиеся части? Какие?

Постоянно повторяющаяся часть называется РЕФРЕН – это повторяющаяся часть.

    Есть ли в этой форме меняющиеся части? Какие?

Эти части получили название – ЭПИЗОДЫ. Их может быть разное количество, но у нас 2 эпизода. (разбор эпизодов по характеру).

Учитель : Ребята, как вы думаете, ответили мы на вопрос урока о новых формах в музыке или нет?

Ученики : Да, узнали о новой музыкальной форме.

Учитель: Понравилась ли вам новая музыкальная форма «РОНДО»?

А хотелось бы вам познакомиться с другими произведениями, которые так же написаны в форме Рондо?

Ученики : да.

III этап. Применение .

Учитель: Я с удовольствием вам объявляю, что известная нам песня Д. Кабалевского «Зачем нам выстроили дом?» написана в форме «Рондо». (Пение).

Учитель: Дети, проанализируйте текст этой песни. Обратите внимание на последний рефрен, он не дописан и не допевался, как вы думаете, почему?

Учитель : В форме Рондо музыка звучит по кругу. А последняя строчка как бы разрывает наш круг. Это сделано для того, чтобы закончить песню. Последняя часть называется КОДА.

Учитель: Знакомство детей с композитором Вольфгангом Амадеем Моцартом, и

3-й частью «Сонаты №2», которую ещё называют «Турецкий марш». Обратить внимание детей на форму этого произведения. (Слушание).

Учитель: - Понравилось вам это произведение? Чем?

А в какой форме написан это марш? (ответы детей)

А кто из вас может напеть мелодию Рефрена? А эпизоды?

У этой музыки есть ещё одно название - «Рондо в турецком стиле». Повторное слушание в оркестровом исполнении).

Учитель: А возможно ли использование формы Рондо в литературе? Давайте проверим?

(Дети рассматривают карточки с иллюстрациями к «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина», и пытаются определить форму сказки).

Учитель : Ребята, а как вы думаете, это все музыкальные формы? (нет).

Вот нам и предстоит узнать, какие ещё существуют формы музыкальных произведений на следующих уроках.

IV этап. Рефлексия.

Учитель : - Какое открытие вы сегодня сделали?

Понравилась ли вам новая музыкальная форма?

Что больше всего понравилось на уроке?

Я предлагаю вам снова выбрать цветную карточку, которая соответствует вашему настроению к концу урока и объясните свой выбор. Правда ли музыка повлияла на ваше настроение?

Поём с тобой всегда свободно

Открытую сегодня форму «РОНДО».

Что означает, точно знаем, «КРУГ»

И этот круг встречаем мы вокруг.

На части разложили РОНДО мы

И новым знанием озарены!!!

Вот на запеве каждый узнаёт

Часть РОНДО это – ЭПИЗОД!

Мы повторим припев, недопустим обмен,

Ведь эту часть зовут – РЕФРЕН!

Заканчивается точкой ода,

А мы, ребята, скажем это – КОДА!

Похлопаем в ладоши те, кто многое узнали,

И те, кто вместе с нами, не скучали!!!

V этап. Домашнее задание.

1. Написать эссе на тему «Рондо»,

2. Найти примеры формы «Рондо».

9. Рондо

Вспомним народные танцы. По всему миру были распространены круговые танцы — хороводы — с разными названиями. Припоминаете, как назывался французский хоровод? Ронда. Французское слово rondeau означает круг . Форма рондо произошла от французского хоровода. Французские хороводные песни состояли из множества куплетов , в которых были разные запевы и одинаковый припев . Как и танец, музыка тоже «двигалась по кругу», всё время возвращаясь к припеву, у которого в этой форме есть специальное название — рефрен . А запевы называются эпизодами . Старинная форма рондо, как и хоровод, начиналась с эпизода, и эпизодов могло быть больше десяти, но более позднее, классическое рондо XVIII века всегда начинается с рефрена, а эпизодов в нём обычно только два (иногда три). Классическое рондо уже совсем не похоже на песню.

Обратите внимание: XVIII век считается началом новой, современной музыкальной эпохи. Именно тогда появились многие формы и жанры, которые существуют и в наше время, а старинные формы и жанры приняли облик, близкий к современному.

Вы уже знаете, что отдельные части классических сонат и симфоний иногда пишутся в форме вариаций. Но гораздо чаще в симфониях и сонатах встречается форма рондо.

Если снова использовать нашу схему в виде поезда, то классическое пятичастное рондо будет выглядеть так:

Все проведения рефрена обычо звучат в одной и той же — главной — тональности. Эпизоды отличаются по тональности и от рефрена, и друг от друга. Бывает, что оба эпизода строятся на одной музыкальной теме, но изложение и развитие этой темы в каждом эпизоде своё, как и тональность. Проведения рефрена, наоборот, не только звучат в одной тональности, но и вообще не отличаются (или почти не отличаются) друг от друга.

Рондо с самого начала использовалось композиторами гораздо свободнее, чем другие классические формы, и далеко не всегда у классиков можно найти рондо, полностью соответствующее нашей схеме. Случается, что нет рефрена в середине, бывает, что в конце добавлен «лишний» эпизод, а иногда один из эпизодов не строится на новой теме, а развивает тему рефрена.

Форма рондо встречается и в современной музыке. Когда шла речь о выразительности штриха staccato, я приводил в пример отрывок из Маленького рондо Слонимского. Теперь можно более детально познакомиться с этой пьесой. Напомню рефрен:

У этой пьесы есть весёлый эпиграф, взятый из сказки «Тараканище»:

Помните, целая вереница разных зверей на всевозможных видах транспорта? Чередование рефрена и эпизодов в этой пьесе создаёт образ яркого, пёстрого сказочного шествия. Вот в первом эпизоде появляются какие-то новые персонажи:

Этот эпизод распадается на два самостоятельных раздела. Тяжеловатые терции с весёлыми форшлагами и задорными синкопами (может, это медведи жмут на педали?) сменяются лёгкими гаммообразными пассажами в высоком регистре (уж не комарики ли это на воздушном шарике?). Можно считать, что это два маленьких самостоятельных эпизода, между которыми пропущен рефрен. Форма рондо допускает такие вольности.

Затем появляется сокращённое проведение рефрена (только первая половина) совершенно без изменений. А после рефрена следует эпизод, построенный на материале первого эпизода, но в другой тональности и с другой, более мощной фактурой. Это кульминация пьесы.

В конце вновь появляется рефрен, снова в сокращённом виде (только первая половина). Последнее проведение рефрена слегка изменено: в мелодии появляются фигурации шестнадцатых, похожие на трели. Это своеобразная вариация на тему рефрена. При повторении фигурации немного изменяются, поэтому композитор не ставит знак повтора, как в предыдущих проведениях, а выписывает этот варьированный повтор нотами.

Вот схема этого рондо:

Теперь вы знаете, что

Между прочим, вы можете легко превратить в рондо написанные вами сложные трёхчастные формы. Представьте себе, что середина — это первый эпизод, крайние разделы — проведения рефрена. Осталось сочинить ещё один эпизод и повторить рефрен. Вы уже, наверно, поняли, что среднее и последнее проведения рефрена можно сократить, то есть дать только один период.

Второй эпизод должен быть в новой тональности. Лучше всего сделать его контрастным по отношению и к рефрену, и к первому эпизоду.

Упражнение 5

а) Превратите в рондо сложную трёхчастную форму, написанную по образцам из учебника, с помощью следующего эпизода:

Обратите внимание, что этот эпизод сильно отличается от всех других фрагментов формы: по характеру он тревожный и беспокойный, тема его начинается в нижнем голосе. Зато во второй его половине появляются интонации рефрена, правда обострённые хроматизмами. Этот приём немножко напоминает вариации, не так ли? Варьирование может применяться не только в вариациях, но и в любом развитии музыкального материала. Узнаваемые интонации всегда помогают слушателю связать новые фрагменты музыки с уже отзвучавшими.

б) Придумайте свой эпизод и сделайте рондо из своих собственных заготовок.



Выделяют три периода развития Рондо:

Ш Старинное (куплетное) рондо;

Ш Рондо классической эпохи:

1) Малое рондо (однотемное и двухтемное) .

2) Большое рондо (регулярное рондо с повторением побочных тем, нерегулярное рондо, сонатная форма с эпизодом вместо разработки.

Ш Послеклассическое рондо.

Исторически все типы рондо следовали друг за другом, внося изменения в двух направлениях:

1. Образно-тематическом соотношении рефрена и эпизодов;

2. Структурном и количественном.

Поэтому логичнее (очертив исторические рамки каждого из 3-х типов рондо) дать сравнительную характеристику, опираясь на указанные выше направления. Так «качественный» уровень рондо определяется:

· Тематической близостью или контрастностью рефрена и эпизодов. Музыкальное мышление эволюционировало от однотемности и образной однородности материала в куплетном рондо через контрастно-оттеняющие и дополняющие взаимоотношения разделов в классическом рондо, и автономности и даже затмевающему рефрен контрасту эпизодов в послеклассическом рондо. Как оказалось, авторитет рефрена французских и немецких клавессинистов основывался на простой периодичной неизменной повторности. Венские классики значение рефрена упрочивали путем контрастного его соотношения с различными эпизодами. А романтики и последующие композиторы к рефрену относились как к источнику галереи образов и связующему компоненту всей композиции, поэтому они допускали в рефрене изменение.

· Тональным планом и «стыками» эпизода с рефреном. При этом именно классикам удалось внести внутреннее движение и динамический процесс (иногда скромный, но у Бетховена очень рельефный). Романтики и другие композиторы XIX-XX веков тоже использовали это в своих композициях и в чем-то пошли дальше. В результате понадобилась кода.

Что подразумевается под «количественным» уровнем - это:

1. Количество частей;

2. Структура рефрена и эпизодов.

Старинное (куплетное) рондо

Название происходит от французского слова Couplet, которым в нотах композиторы XVIII века помечали разделы, называемые нами эпизодами. Рефрен назывался «рондом» (фр. rondeau; иногда форму куплетного рондо по французской традиции также называют «рондом», с ударением на последнем слоге).

Куплетное рондо было одной из любимых форм французских клавесинистов - Шамбоньера, Ф. Куперена, Рамо и других. В большинстве это программные пьесы, обычно - миниатюры, самого разного характера. В этой форме эти композиторы писали и танцы. В немецком барокко рондо встречается редко. Иногда применяется в финалах концертов (И.С. Бах. Концерт для скрипки с оркестром E-dur, 3-я часть). В сюитах это часто подражание французскому стилю (в той или иной мере) либо танцы французского происхождения (И.С. Бах. Пасспье из Английской сюиты e-moll).

Различна продолжительность формы. Норма - 5 или 7 частей. Минимум - 3 части (Ф. Куперен. «Le Dodo, ou L"Amour au berceau»). Максимально известное количество частей (в принципе для рондо) - 17 (Пассакалия Ф. Куперена).

Рефрен излагает ведущую (почти всегда - единственную во всем произведении) тему, её доминирующая роль сильно выражена. Обычно он написан компактно, в гомофонной фактуре и имеет песенный характер. В большинстве случаев он квадратен (в том числе у И.С. Баха) и имеет форму периода.

Последующие проведения рефрена всегда в главной тональности. Он почти не меняется, единственное нормативное изменение - отказ от повторения (если оно было в первом проведении рефрена). Варьирование рефрена крайне редко.

Куплеты почти никогда не имеют нового материала, они развивают тему рефрена, оттеняя её устойчивость. В большинстве случаев имеет место одна из двух тенденций: малые отличия куплетов друг от друга или целенаправленное развитие куплетов, накопление движения в фактуре.

Рондо классической эпохи

Рондо в музыке венских классиков занимает большое место. После Ф.И. Баха эта форма снова обрела уравновешенность и стройность. Части классического рондо строго регламентированы, свобода минимальна. Такое понимание формы соответствует общей для классиков концепции гармоничного и разумно устроенного мира.

Область применения рондо в этот период - финалы или медленные части циклов (то есть части, где важна устойчивость, завершённость и отсутствует конфликтность). Реже встречаются отдельные пьесы в форме рондо (Бетховен. Рондо «Ярость по поводу утерянного гроша»).

По количеству тем выделяют малое рондо (1 или 2 темы) и большое рондо (3 темы и более). Ниже будут указаны эти типы. Нужно заметить, что в европейской теории XIX - начала XX веков (А.Б. Маркс и его последователи, в том числе русские) выделялось 5 форм рондо. Далее будет указано, какой форме рондо по Марксу соответствует каждый тип.

Малое однотемное рондо

Структура этого типа формы имеет изложение темы и её повторение, связанные модулирующим ходом).

Основное качество этой формы, позволяющее причислить её к формам рондо - наличие хода. Такая форма в чистом виде встречается редко, часто имеет место зарождение нового тематического материала (и образности) внутри хода, что приближает целое к двухтемному рондо.

Тема обычно бывает в простой двухчастной форме, чем обуславливается самостоятельное значение хода (а не его серединная роль), реже простая трехчастная или период (в этом случае ход имеет размеры, намного превосходящие тему).

Самостоятельные пьесы в этой форме редки.

· Л. ван Бетховен. Багатель, ор. 119 (тема - простая двухчастная безрепризная форма).

· Р. Шуман. Новеллетта №2 D-dur (тема - период, ход занимает 74 такта).

Малое двухтемное рондо

Также называется «формой Adagio» или «формой Andante» - так как в этой форме написано большинство медленных частей сонатно-симфонических циклов композиторов-классиков (традиционно Andante или Adagio).

Двухтемное рондо в основном применяется в медленной музыке лирического характера (медленные части циклов, ноктюрны, романсы и т.п.) и в оживлённой моторной, часто жанрово-танцевальной (финалы циклов, этюды, отдельные пьесы и т.д.).

Главная (первая) тема обычно написана в простой форме, чаще всего в простой двухчастной. Она устойчиво излагается в главной тональности и имеет ясную каденцию.

Вторая тема в той или иной мере контрастирует с первой и имеет самостоятельное значение. По тематизму она может быть производной от главной. В большинстве случаев она устойчива, но может быть и неустойчивой. Часто вторая тема написана в простой двухчастной, реже - в форме периода.

Иногда может пропускаться один из ходов (чаще - уводящий). Ходы могут иметь свой тематический материал или же развивать материал темы.

· Л. ван Бетховен. Концерт №1 для фортепиано с оркестром, II часть.

· Л. ван Бетховен. Соната для фортепиано №3 до мажор, ор. 3, II часть.

· В. Моцарт. Концерт для фортепиано с оркестром A-dur (KV 488), II часть.

Большое рондо

К большим рондо относятся формы, имеющие от трёх тем и более.

Большое рондо принято делить: по количеству тем - на трёхтемное, четырёхтемное и т.п.; по правильности возвращения рефрена - на регулярное и нерегулярное; по повторяющемуся разделу - возможны формы, где кроме рефрена возвращается один из эпизодов.

Большое рондо состоит из тех же частей, что и малое рондо - из тем и ходов. Такие же и характеристики этих разделов - темы более устойчивы, ходы - менее.

Вступление в большом рондо, когда оно является частью цикла, встречается редко, если оно и есть, то невелико и несамостоятельно. Напротив, в отдельных произведениях вступление может разрастаться до большой интродукции (Сен-Санс. Интродукция и рондо-каприччиозо).

Кода в большом рондо присутствует почти всегда. Часто она включает в себя последнее проведение главной темы.

Большое регулярное рондо с повторением побочных тем

В этом типе рондо одна или несколько побочных тем (эпизодов) повторяются - обычно транспонированно, очень редко в той же тональности. Применяется она почти исключительно в финалах сонатно-симфонических циклов.

Иногда может быть пропущено одно из проведений рефрена при повторении (Гайдн. Симфония №101 D-dur, 4-я часть).

Структура этого типа рондо обладает иными, более масштабными пропорциями. Иначе воспринимается начальный участок формы (ABA) - теперь это уже целый экспозиционный раздел. В большинстве случаев перед центральным эпизодом (С) отсутствует ход - чтобы ярче отделить его от экспозиционного и репризного разделов. Контраст между рефреном и центральным эпизодом больше, чем между рефреном и первым эпизодом - часто меняется характер (например, с подвижного танцевального на распевный и лирический).

Большое нерегулярное рондо

В этом типе рондо чередование частей свободное, рядом могут находиться два или более эпизода. Типической планировки эта форма не имеет. Пример: Шуберт. Рондо для фортепиано в 4 руки e-moll, ор. 84 №2.

Сонатная форма с эпизодом вместо разработки

Данный тип формы может быть трактован двояко - и как разновидность рондо, и как смешанная форма.

От рондо-сонаты она отличается отсутствием разработки и тем, что в конце экспозиции не возвращается главная тональность (в рондо-сонате второе проведение главной партии звучит в главной тональности)

Эта форма имеет некоторые черты сонатной формы - типичную сонатную экспозицию и репризу. Однако она лишена главного для сонатной формы раздела - разработки, которую заменяет эпизод с новым тематическим материалом. Поэтому принципиально эта форма оказывается ближе к рондо.

Основная сфера применения этой формы - финалы сонатно-симфонических циклов (например, финал Сонаты для фортепиано №1 Бетховена).

Послеклассическое рондо

Рондо в новых условиях отличается очень разнообразным применением. Оно может использоваться более традиционно (финал цикла), или более свободно - например, самостоятельная миниатюра (некоторые ноктюрны Шопена - как превращение медленной части цикла в самостоятельную пьесу), самостоятельная вокальная пьеса (Бородин. «Море»), по принципу рондо могут строиться очень крупные конструкции (Интродукция из «Руслана и Людмилы» Глинки).

Меняется и образное содержание рондо. Теперь это может быть экстатическая музыка («Поганый пляс Кащеева царства» из «Жар-птицы», финал «Весны священной» Стравинского), драматическая и трагическая (Танеев. Романс «Менуэт»). Хотя сохраняется и традиционная лирическая сфера (Равель. «Павана»).

Исчезает классическая унификация формы, сильно возрастает её индивидуализация. Две одинаковых конструкции - редкость. Рондо может иметь любое количество частей не меньше пяти. Рефрен может проводиться в разных тональностях (что иногда встречалось уже у венских классиков), нередко нарушение регулярности следования частей (2 эпизода подряд).

Такой тип рондо смыкается с другими формами, в частности, с контрастно-составной (это выражается в усилении контраста между разделами) или сюитной (формально сюита «Картинки с выставки» Мусоргского - рондо).