Полезные советы по ремонту шифера. Способы ремонта шифера на крыше, какие материалы использовать Чем заделать дырки от гвоздей в шифере

Шифер — асбестоцементный кровельный материал широкого спектра применения, пользующийся спросом на протяжении многих десятилетий.

Даже при появлении новых аналогов на ранке кровли, шифер остается самым популярным среди них.

Шифер изобрели более ста лет назад. Его используют в регионах как с жарким, так и с холодным климатом. Срок службы шифера достигает 50 лет, но в большинстве случаев 20-30 лет.

Атмосферные осадки практически не влияют на эксплуатацию шифера.

Одним из основных свойств шиферной кровли, является ее маленькая теплопроводность . Когда крыша дома нагревается от солнечных лучей, климат под шифером остается довольно комфортный. А в холодное время года, обладает хорошей теплоизоляцией .

Еще очень важное преимущество шифера – это хорошая звукоизоляция . В сравнении с металлическими кровлями, он прекрасно звукоизолирует удары града, дождя, и поэтому вы практически не будете получать дискомфорт от ливней и гроз.

Шифер — тяжелый и хрупкий материал , и это является его главным недостатком.

Недостатки материала

Причины разрушения шиферных листов

Асбестоцементный шифер — довольно хрупкий материал, и он часто

Часто возникают проблемы именно из-за не правильного крепежа, поэтому при установке очень важно соблюдать технику монтажа . Не следует пробивать листы гвоздями, а перед установкой нужно просверлить его в местах крепления.

Когда обрешетка выполнена грамотно — нет провисания и соблюден шаг обрешетки, тогда кровля будет служить долгие годы.

При эксплуатации шифер подвергается постоянному воздействию негативных факторов окружающей среды, что сказывается на состоянии кровли не лучшим образом.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!

Основные причины разрушения шифера при эксплуатации — это провисание от тяжелых снеговых масс. Также негативным фактором является застаивающаяся дождевая вода, падающие на кровлю ветки.

В следствии этого появляются микротрещины , которые в дальнейшем приводят к разрушению покрытия. Также шифер могут испортить растущие на нем мхи лишайники, они выделяют кислотосодержащие вещества, разрушающие его.

Как своевременно обнаружить дефекты покрытия

Протечки – очень нежелательные последствия нарушения кровельной системы. Они появляются от различного рода повреждений:

  • Биологических;
  • Механических воздействий;
  • Погодных условий.

С целью недопущения протекания кровли, время от времени необходимо делать осмотр шифера . Распространенными дефектами шиферных кровель являются сколы на поверхности и краях шиферных листов . Наиболее часто причины ремонта возникают из-за «старения» материала.

Ремонт шифера — чем заделать трещину в шифере на крыше

Если все-таки возникла необходимость в ремонте шифера, появилась трещина или щель , есть много способов ремонта.

Итак, как заделать дырку в шифере на крыше:

  • Первый способ : для заделывания трещин можно сделать специальный раствор, в его состав входит асбест, цемент, вода и клей ПВА . Вода и клей в соответствии 1:1, асбест и цемент 3:1. Размешать до пастообразной консистенции и нанести на трещину (предварительно трещину следует законопатить).
  • Второй способ : Можно использовать монтажную пену для задувания трещин . После того как пена затвердеет, лишнюю пену необходимо срезать, а по верху срез намазать герметиком и слоем кровельной мастики для гидроизоляции.
  • Третий способ : Алюминиевая фольга часто используется в качестве материала для заделывания трещин в шифере. Фольга складывается в несколько слоев, промазывается кровельным герметиком и прикладывается к области, которая повреждена.
  • Четвертый способ : Можно использовать специальную силиконовую пасту , но очень важно, чтобы поверхность была чистая, сухая и обезжиренная. После нанесения необходимо дождаться полного высыхания. Только при таких условиях будет гидроизоляционный эффект от нанесения.
  • Пятый способ : В продаже есть готовые смеси-шпатлевки , которые также используют для замазывания трещин и швов и стоит она дешевле силиконовой пасты. Для этого достаточно купить готовый состав. Поверхность также должна быть чистая, сухая и обезжиренная. Перед нанесением ремонтируемую поверхность нужно прогрунтовать обычной ремонтной грунтовкой. После нанесения подождать высыхания около шести часов, и при необходимости нанести еще несколько слоев смеси.
  • Шестой способ : Применяется также бутилкаучуковая лента . С ней легко работать, ведь ее поверхность сделана из нетканного материала, что хорош при необходимости окрашивания в дальнейшем. Она приклеивается практически к любому виду поверхности, хорошо выдерживает перепады температур и переносит негативное действие погодных условий.
  • Седьмой способ : Способ замазывания швов горячим битумом . Битум очень простой в применении. Для замазки необходимо взять кусок битума, разогреть на костре в специальной посуде, осторожно помешивая до 160 градусов. В этом состоянии его можно залить в щели.
  • Восьмой способ : Из проверенных народных методов самый лучший — это мел с олифой . Смешиваем, замазываем трещины, после высыхания красим масляной краской. Готово!

Ремонт каучуковой лентой

Ремонт битумной мастикой

Если же все перечисленные способы вам не помогли, или площадь, нуждающаяся в ремонте слишком велика, необходимо задуматься о замене листа или всего кровельного материала .

Чтобы заменить один лист шифера, необходимо:

  1. Открутить крепежи , которые удерживают лист.
  2. Сначала достаем поврежденный лист из-под соседнего листа , под него кладем брусок, который будет его временно удерживать.
  3. Далее крепим новый лист в специально подготовленные отверстия.

Когда замена одного или нескольких листов не решает проблему, или шифер слишком износился, то шиферное покрытие меняют полностью. Для повышения прочности абестоцементный шифер красят масляной краской.

Используют любую масляную краску, при этом можно покрывать как старые листы, так и новые. Краска, которой покрывается шифер, должна быть достаточно жидкая, чтобы ложиться тонким слоем и хорошо впитываться. При необходимости ее можно развести растворителем.

Для качественного ремонта обязательно очистите поверхность и обезжирьте ее. Грунтовка способствует хорошей сцепке материала, поэтому не стоит пренебреать данным этапом. Соблюдение этих простых советов поможет гарантировать долговечность произведенного ремонта.

Полезное видео

Ремонт шифера на крыше своими руками на видео:

Вконтакте

Шифер свою принадлежность к востребованным кровельным материалам доказал давно. Если его грамотно уложить, то служит он десятилетиями. Но, как и все строительные материалы, есть у него несколько недостатков, которые приводят к трещинам, сколам и сломанным углам. Поэтому хотелось бы разобраться в теме, как и чем заделать трещину в шифере на крыше, какими способами можно это сделать гарантированно, чтобы кровля не протекала.

Причины образования дефектов

Начнём с рассмотрения, по каким причинам шифер выходит из строя.

  1. Ударные нагрузки. К сожалению, точечные удары делают в асбестоцементном материале дырки. Атмосферные осадки этот кровельный материал не повредят. Но нередко около домов растут деревья, так вот при сильном ветре ветки могут сломаться и упасть на крышу, повредив её. Это касается и брошенного камня или хождения по кровельному покрытию.
  2. Жизнедеятельность простейших растений: мха, лишайников. Они хорошо закрепляются на шероховатой поверхности асбестового шифера, разрушая материал, а точнее его структуру. При этом колонии растений заполняют нижние волны материала, тем самым делают заторы воды, работая как дамбы. Это во-первых дополнительная нагрузка, во-вторых, повышается вероятность появления протечек. Решается эта проблема со мхами просто – кровельный материал окрашивается специальной краской, поверхность становится гладкой, а значит, споры растений не смогут зацепиться. Если шифер не окрашен, а растительность уже начинает завоёвывать пространство, то крышу придётся чистить любым способом: механическим, гидравлическим, химическим.
  3. Старение строительного материала. Со временем любой материал теряет свои технические и эксплуатационные качества. И шифер здесь не исключение. К тому же негативное воздействие природных нагрузок ускоряет процесс старения. К примеру, в промышленных городах он проходит быстрее, чем в сельской местности.
  4. Неправильно проведённый монтаж. Процесс укладки и крепления шифера несложный, но в нем присутствует некоторые нюансы, от выполнения которых зависит качество конечного результата, а соответственно и длительность эксплуатации, плюс целостность самого материала. К примеру, для крепления нужно использовать кровельные, а не обычные гвозди, если отверстие под крепёж было высверлено с меньшим диаметром, чем диаметр крепежа, то при тепловом расширении на стыке двух материалов создаются большие напряжения. И таких нюансов немало.

Итак, разобравшись с причинами появления дефектов, переходим к тому, как обнаружить изъяны кровельного материала.

Обнаружения изъянов кровельного покрытия

Шероховатая поверхность асбестового шифера скрывает от глаз небольшие дефекты. Поэтому вот так просто определить, сломан ли шифер, сложно. Поэтому их надо искать по признакам.

  1. После прошедшего дождя надо поднять на чердак и осмотреть кровлю изнутри. Даже мельчайший дефект является место протечки. То есть на шифере с обратной стороны должны появиться мокрые места тёмного цвета. Это и есть места образования трещин.
  2. Понятно, что если с потолка в доме стала капать вода, или на стенах появились разводы, то это самый явный признак излома кровельного покрытия.

В принципе, это два основных признака. Но необходимо обозначить, что есть определённые места на крыше, где изъяны появляются чаще всего. Несколько слов об этом.

  1. Края карниза. Они хорошо видны снизу, так что определить дефект будет несложно.
  2. Гребень волны, куда вбиты гвозди.

Итак, с тем, как определить, где появились трещины и другие изъяны шифера, разобрались. Переходим к вопросу, какими способами проводить ремонт выявленных дефектов.

Ремонт шиферной крыши

В первую очередь рассмотрим, какие дефекты можно ремонтировать, какие не стоит.

  1. Если хотя бы один шифер треснул сильно в продольном или поперечном направлении, то его надо заменить.
  2. Если дефект небольшой, то придётся искать способ его заделать.
  3. Поперечные трещины заделывать нет смысла, всё равно будут через какое-то время протекать.

Теперь переходим непосредственно к способам ремонта. Но сразу же оговоримся, что ремонтные работы проводятся на поверхности кровли, поэтому её предварительно хорошо очищают. И ещё один момент. Дефектный участок слаб, поэтому перемещаться по кровельному материалу надо аккуратно. Совет: используйте для перемещения на крутой скатной крыше специальный трап, на пологой доски, уложенные поперёк волн шифера.

Способ №1: цементно-песчаная смесь

Это дедовская технология, в которой применяют цементно-песчаную смесь с пропорциями цемент-песок, как 1:2. Используют песок мелкой фракции и цемент марки М500. Из современных материалов можно предложить клеевой состав, применяемый для фасадных работ. Такой клей для шифера легко справиться с природными нагрузками и долго будет защищать дефект от протечек.

Сам ремонт проводится методом обмазывания дефектного участка с помощью шпателя. Если трещина небольшая, то достаточно её замазать сверху. Если изъян значительный, то придётся под неё уложить со стороны чердака подкладку, сформированную в виде волны. Подкладку можно сделать из оцинкованного листового металла, из рубероида.

Раствор сверху наносится не очень толстым слоем. Особенно это относится к нижним волнам, где всегда присутствует вероятность образования водяных заторов. Перед нанесением смеси поверхность шифера увлажняют. Наносимый слой выравнивают равномерно по толщине.

Как только слой ремонтного раствора засохнет, его грунтуют. А после высыхания грунтовки окрашивают водостойкой краской.

Способ №2: бутил-каучуковая лента

Из современных вариантов ремонта шифера использование бутил-каучуковой ленты – один из самых эффективных. Это водонепроницаемый материал, хорошо герметизирующий трещины. Обычно ленту используют, когда стоит задача герметизации стыком материалов со стенами, трубами и другими выступами. В основе этого материала лежит нетканое полотно, отсюда и её хорошие прочностные характеристики. К тому же ленту легко можно покрасить.

Как заклеить трещину на шифере с помощью бутил-каучуковой ленты.

  1. Место обнаруженного дефекта надо очистить и обработать уайт-спиритом, ацетоном или разбавителем для красок.
  2. От мотка ленты отрезается отрезок длиной, равной длине трещины, плюс 10 см. То есть по 5 см с каждой стороны от конца изъяна.
  3. Герметизирующий материал с обратной стороны закрыт защитной полимерной плёнкой. Сразу со всего отрезка снимать её не надо. Отделяется один край, который укладывается на трещину. Теперь постепенно снимая защиту, тут же прикладывается основная лента по всей длине дефектного участка. Основная задача – не дать ленте сморщиться, сложиться складками.
  4. Как только трещина будет полностью закрыта, можно заплатку покрасить.

Обратите внимание! Бутил-каучуковые ленты сегодня продаются не только в рулонах. Их продают отрезками, что очень стало удобно подбирать её по длине трещины.

Таким способом можно заклеить даже трещины с большой шириной. Но для этого придётся дополнительно уложить ленту-серпянку, изготовленную из стекловолокна. Последняя выступает в роли армирующего каркаса, придающего заделываемой трещине большую прочность. И ещё один момент – для ремонта надо приобрести бутил-каучуковую ленту с двухсторонним нанесённым клеевым слоем.

Как проводится ремонтный процесс в этом случае:

  1. Самоклеящаяся лента укладывается точно так же, как и в предыдущем случае.
  2. После чего снимается защитная плёнка, уложенная по верхней стороне материала.
  3. Укладывается отрезок ленты-серпянки.
  4. На последнюю укладывается бутил-каучуковая лента с односторонним клеевым составом.
  5. Проводится окрашивание.

Способ №3: горячий битум (битумная мастика)

Эту ремонтную технологию тоже можно отнести к категории «дедовских способов». Здесь применяется горячий битум, как основной клеящий состав, на который укладывается заплатка, вырезанная из рубероида. Оптимально – уложить заплатки в два слоя, промазав их горячим битумом. А также нанести битумный слой поверх рубероида.

Сегодня вместо битума лучше использовать битумные мастики, которые являются уже готовым к применению материалом. Их, как битум, разогревать на огне не надо. Поэтому такой способ ремонта шифера называется холодным. Вместо рубероида, предлагается использовать специальные гидроизоляционные плёнки от компании Технониколь , к примеру. Их нередко называют еврорубероид.

Процесс проводят следующим образом:

  • наносят на дефектный участок битумную мастику кисточкой;
  • укладывают ленту-серпянку;
  • ещё один мастичный слой;
  • еврорубероид;
  • слой мастики;
  • еврорубероид;
  • верхний слой битумной мастики.

Кстати, количество слоёв можно увеличивать в зависимости от ширины трещины. Но не стоит делать заплатку высокой, особенно по нижней волне.

Способ №4: герметик

Здесь применяют герметик для шиферного покрытия, монтажная пена и эпоксидная смола. Сразу оговоримся, что эта технология была разработана умельцами и выставлена в интернете на общее обсуждение. Многие её опробовали и дали положительное заключение.

Итак, как надо правильно использовать герметик для ремонтируемого шифера, монтажную пену и эпоксидку:

  1. Дефектный участок очищается и обезжиривается. Если трещина широкая, то края шифера, её образующие, рекомендуется почистить напильником.
  2. Под трещину со стороны чердака укладывается подкладка. Её надо обязательно чем-то подпереть, чтобы монтажная пена при расширении не вытолкнула её с места установки.
  3. Теперь сверху крыши трещина заполняется монтажной пеной. Надо подождать, когда она засохнет.
  4. Излишки материала срезаются ножом по плоскости шиферного покрытия.
  5. Сверху наносится герметик, который собой заполнит все поры монтажной пены.
  6. Как он только просохнет, наносится эпоксидная смола. Её укладывают так, чтобы она собой закрыла трещину и шифер по краям последней в пределах 2–3 см.

Итак, три последних способа ремонта отвечают на часто задаваемый вопрос, чем заклеить шифер на крыше. Все три варианта современные, хорошо себя проявившие, с высокой степенью надёжности и прочности. Но все три относятся к дорогостоящим технологиям, особенно последний. Поэтому предлагаем ещё несколько простых и дешёвых способа.

Способ №5: клей

Для этого используется влагостойкий клей на нитро основе. Основная часть ремонтных работ переносится на чердак. Здесь дефектный участок очищается и обезжиривается. Края трещины обрабатываются клеем. Затем берётся тканевая полоска шириною больше ширины трещины на 8–10 см, чтобы заплатка зарывала собой края дефекта с каждой стороны по 4–5 см.

Ткань также обрабатывается с двух сторон клеевым составом и накладывается на изъян. Как только заплатка высохнет, работы переносятся на крышу. Просто место трещины заполняют цементно-песчаным раствором, как в первом случае.

Способ №6: гидроизоляционные составы обмазочного типа

Здесь применяют специальные гидроизоляционные составы обмазочного типа, изготовленные на основе смеси цемента и полимеров. В магазинах они продаются в банках или вёдрах. Это готовый к применению материал. Или в бумажных пакетах – сухие смеси.

Алгоритм проводимых ремонтных операций следующий:

  1. Дефектный участок очищается и обезжиривается.
  2. Гидроизоляционный состав (его часть) разводится до жидкого состояния. Этим раствором обрабатывается участок трещины. По сути, это грунтовка.
  3. После высыхания наносят густой состав.
  4. Дать время просохнуть и после поверх нанесённого слоя укладывают сетку-серпянку.
  5. И последний слой – густой гидроизоляционный состав.

Видео-инструкция

Подводим итоги

Как видите, существует достаточно много способов, как и чем заделать трещину в шифере на крыше. Есть и ещё несколько, но ими можно ремонтировать мелкие дефекты. Просто обозначим их:

  • мел с олифой;
  • цемент с асбестом.

Но, как показывает практика современных домашних мастеров, всё чаще для ремонта шифера своими руками они используют современные материалы. Поэтому когда перед ними встаёт вопрос, чем заклеить шифер на крыше, они выбирают битумные мастики и еврорубероид. Технология ремонта проста, не требует особых знаний и навыков, но по показателям прочности, надёжности и водонепроницаемости лучше её нет.












Владельцы шиферных крыш нередко сталкиваются с необходимостью поточных ремонтных работ на кровельном покрытии. В статье рассказывается об особенностях ремонта шиферной крыши. Изложенный ниже материал познакомит вас с достоинствами и недостатками шифера и причинами появления дефектов поверхности. Вы узнаете, как обнаружить различные виды дефектов, какие популярные способы восстановления кровли из шифера существуют и как подготовиться к ремонту крыши.

Привычный пейзаж Источник chebaki.ru

О шифере

Несмотря на разнообразие современных кровельных материалов в частном секторе по-прежнему привычны двухскатные крыши, крытые шифером. Этот материал пользуется неизменным спросом при возведении жилых домов, садового жилья и хозяйственных построек благодаря следующим достоинствам:

    Бюджетная стоимость . По цене шифер выигрывает у большинства кровельных материалов.

    Долгий срок эксплуатации .

    Простой монтаж и не вызывающая трудностей механическая обработка.

    Низкая теплопроводность . В отличие от профнастила или металлочерепицы шиферное покрытие в солнечный день нагревается слабо.

    Благоприятные физические свойства . Шифер негорюч, устойчив к влаге, хорошо поглощает шум во время дождя, достаточно твердый, чтобы выдержать вес человека.

Противники использования шиферного покрытия указывают на следующие недостатки:

    Состав . Шиферные листы изготавливаются из смеси цемента и волокон асбеста. Волокна увеличивают прочность и огнестойкость материала, но, вместе с тем, доказано вредят здоровью человека (при попадании асбестовой пыли в дыхательные пути).

Источник keramoplast.com.ua

    Внешний вид . Со временем шиферная кровля склонна зарастать мхом. Недостаток исправляется своевременной обработкой грунтующим составом; при этом дополнительно повышается и гидроустойчивость, а, значит, и срок службы покрытия.

    Вес . Шиферный лист весит порядка 20 кг. Для монтажа потребуется прочная стропильная система и достаточная физическая сила исполнителей.

    Хрупкость . Материал повреждается довольно легко и требует аккуратного обращения при перевозке, монтаже и эксплуатации.

Причины появления дефектов

На крышах с пологими скатами срок службы шифера оценивается в 15 лет, с крутыми скатами - достигает четверти века. Но на практике оказывается, что ремонт крыше из шифера требуется гораздо раньше. Причиной большинства кровельных дефектов является низкая ударная прочность материала. После первых десяти лет эксплуатации на асбестоцементной поверхности видны следы времени: сколы, деформации и трещины, а иногда и пробоины. Неизбежность ремонтных работ обеспечивают следующие причины:

    Низкое качество материала . Этим отличается шифер кустарного производства, изготовление которого велось с нарушениями рецептуры смеси и технологии.

Источник remontik.org

    Небрежная транспортировка и хранение . Микротрещины трудно обнаружить, но они проявятся во время монтажных работ - лист расколется при первом воздействии или при ходьбе по нему.

    Ударные нагрузки . Механическое воздействие является самой распространенной причиной разрушения шифера. Брешь или трещина в листе может возникнуть из-за удара падающей ветки, камня или града.

    Ошибка выбора параметров крыши . Если для крыши выбран угол наклона, не подходящий для данного материала, листы будут испытывать лишнее напряжение (до тех пор, пока не треснут).

    Ошибки монтажа . Лист может сломаться или треснуть при попытке слишком жесткого крепления к обрешетке. Неправильный выбор крепежа (например, использование гвоздей без резиновых прокладок) или неаккуратность при изготовлении отверстий приводят к возникновению трещин.

Источник ms.decorexpro.com

    Биоугроза . Поверхность шифера имеет шероховатую структуру, на которой хорошо задерживается всякая органика, а со временем поселяются мхи, плесень и лишайники. Эти незваные зеленые гости не только уменьшают эстетичность кровельного покрытия, но и успешно разрушают его, внедряясь в поверхностный слой.

    Погода и время . Шифер выдерживает 25-30 циклов заморозки-оттаивания без изменения эксплуатационных характеристик. После этого прочность и водостойкость начинает постепенно уменьшаться.

Виды дефектов и как их обнаружить

Все эти неприятности рано или поздно приведут к необходимости ремонта кровли из шифера. Главной проблемой является своевременное обнаружение дефектов (обычно трещин), что не сложно в случае гладкой металлической крыши, но затруднительно на шероховатой неоднородной поверхности шифера. Не обнаруженные вовремя протечки открывают путь влаге в подкровельное пространство, теплоизоляция пропитывается водой и перестает выполнять свои функции, страдает стропильная система, а вас ждет серьезный ремонт.

Источник postroika.biz
На нашем сайте Вы можете найти контакты строительных компаний, которые предлагают . Напрямую пообщаться с представителями можно, посетив выставку домов «Малоэтажная Страна».

Шиферная крыша (особенно после долгой службы) требует к себе внимательного отношения. Специалисты рекомендуют осматривать подкровельное пространство после каждого ливня. О наличии проблемы в самом начале может свидетельствовать запах сырости. Первый видимый признак - появление пятна плесени, которое явно указывает на место протечки. Если изнутри трещин не видно, дополнительно можно осмотреть на просвет места соединения листов шиферными гвоздями, воспользовавшись фонариком. Трещины на поверхности шифера нуждаются в разном ремонте, повреждения можно классифицировать следующим образом:

    Небольшая трещина на верхней (выступающей) волне . Такой дефект часто возникает после сильных морозов. Его проще всего заметить при внешнем осмотре, поскольку под таким незначительным повреждением вода не застаивается, и протечка наблюдается только после сильного дождя. Это самый безобидный дефект, который легко поддается исправлению.

Источник indianletter.com
На нашем сайте Вы можете найти контакты строительных компаний, которые предлагают . Напрямую пообщаться с представителями можно, посетив выставку домов «Малоэтажная Страна».

    Трещина в нижней волне . Дефект обычно приводит к появлению протечек, поскольку нижняя точка является тем местом, где влага постоянно застаивается. Главная проблема во время ремонта - добиться необходимой герметичности.

    Трещина поперек волны . Самый неприятный вариант, сложный в ремонте и с долговременными последствиями - такие трещины имеют тенденцию расширяться, захватывая соседние волны.

    Значительная трещина или пролом . Результат пропущенной мелкой трещины, сильного механического повреждения или неосторожной прогулки. Чем старше кровельное покрытие, тем легче они возникают.

    Скол . Обычное место возникновения сколов - кромка крыши, причина - сосульки, особо снежная зима или неудачно упавшая ветка.

    Мох . Безобидное, на первый взгляд, растение способно превратить лист шифера в труху, что выльется в капитальный ремонт с соответствующим бюджетом. Гораздо практичнее и дешевле позаботиться о проблеме вовремя (как и в остальных случаях).

Видео описание

О заделке трещин на крыше гаража в следующем видео:

Виды ремонта

Несмотря на то, что шиферная кровля характеризуется низкой устойчивостью к повреждениям, большинство легко исправляется локальным ремонтом и незначительными денежными тратами. В целом ремонт шиферной кровли по степени вмешательства делится на три разновидности:

    Мелкий . Успешно справляется с мелкими дефектами, трещинами или незначительными отверстиями. В таких работах хорошо зарекомендовали себя современные герметики и битумные мастики.

    Частичный . В некоторых случаях (крупный пролом, длинная поперечная трещина) неизбежна замена испорченного листа. Сделать это несложно - шиферная кровля является ремонтнопригодной конструкцией, допускающей замену отдельных листов. Попутно можно проверить (и при необходимости улучшить) состояние слоев гидро- и теплоизоляции.

    Капитальный . Проводится при обширных неисправностях, вызванных чаще всего почтенным возрастом крыши. Обычно он сопровождается не только заменой шиферного покрытия, но и выравниванием основания, полной или частичной заменой элементов стропильной конструкции.

Источник legkovmeste.ru

Подготовка к ремонту

Перед началом работ необходимо провести подготовку, которая заключается в следующих мероприятиях:

    Подготовка поверхности . Кровлю тщательно очищают от мусора, земли и любой органики; для обработки участков с трещинами дополнительно используют щетку с жесткой щетиной. После механической очистки скаты окатывают струей воды из шланга и дают просохнуть.

    Комфорт работы . Для опоры используют лестницу, доску с набитыми поперек брусками или трап, помогающие равномерно распределить нагрузку. На ноги надевают резиновые сапоги, что поможет удобно и безопасно расположиться рядом с проблемным листом и не продавить соседние.

    Безопасность работы . Специфика шифера заставляет позаботиться о защите органов дыхания. Лучшим вариантом станет респиратор, за неимением которого можно воспользоваться марлевой повязкой (нелишними будут и очки).

Видео описание

О ремонте шифера битумной мастикой в следующем видео:

9 способов ремонта

На практике для ремонта шиферного покрытия используются различные технологии и материалы, в число наиболее распространенных входят следующие приемы:

    С использованием битумной смолы . Смолой, разогретой до 150°, заполняют щели; после высыхания смола образует гидрозащитную пленку. Такая работа требует профессионального подхода, учитывая токсичность испарений и температуру ремонтного состава.

    С использованием битумного герметика . Битумный герметик образует безусадочный шов и обеспечивает долговременную водостойкую герметизацию и уплотнение трещин. Материал отличается превосходной адгезией (сцеплением) даже с влажной поверхностью; выпускается в банках и тубах (что несколько дороже, но гораздо удобнее).

Источник aviarydecor.com

    Лента для ремонта шиферной кровли . Самоклеющаяся лента на битумной основе проста в работе и обеспечивает мгновенную герметизацию. Одна сторона материала покрыта битумным слоем, защищенным пленкой (перед работой снимается), другая сторона ламинирована алюминиевой фольгой. Лента обладает устойчивостью к перепадам влажности и температур и длительным (15-20 лет) сроком службы.

    Смеси на основе цемента . Цементный раствор по составу близок к асбестоцементному шиферу, что позволяет получить прочную герметизацию. Цементные смеси готовятся непосредственно перед употреблением, существуют различные рецепты. Ремонт шифера можно проводить смесью цемента и жидкого стекла, или цемента и песка с добавкой клея для кафельной плитки (ПВА). Распространен раствор из смеси цемента, клея для кафельной плитки и асбеста (в этом случае стоит побеспокоиться о личной безопасности и запастись респиратором). Изначально эти методы были широко распространены, но, с появлением современных и эффективных гидроизолирующих средств постепенно отходят в прошлое.

Источник teple-podlahy.com.ua

    Смесь олифы и мела . Бюджетное народное средство - трещину заполняют подготовленной смесью, а после высыхания маскируют масляной краской. У способа есть существенный минус - из-за нагрева солнечными лучами пластичность олифы уменьшается, шов может утратить герметичность.

    Готовые шпатлевки . Используются смеси с гидроизоляционными добавками в составе. Чтобы гидроизоляция получилась качественной, работы проводят в сухую пасмурную погоду. Ремонт получается многослойным: на трещину наносится смесь, через определенное время сверху укладывается стеклоктань, которая накрывается вторым слоем шпатлевки.

    Рулонный кровельный материал . Битумное покрытие, которое предназначено для обустройства мягкой кровли, вполне подходит для ремонта шифера. На зачищенное и обезжиренное место с дефектом накладывается кусок мембраны нужного размера с разогретой тыльной стороной. Для разогрева используют небольшие баллоны с кровельной газовой горелкой.

Видео описание

О мойке шифера под высоким давлением в следующем видео:

    Латка . Если брешь в крыше слишком большая, чтобы заделывать ее раствором или заклеивать лентой, используют латку из шиферного листа. Ее накладывают на лист с дефектом, предварительно обработанный герметиком (клеем или горячим битумом). Заплатку можно вырезать не только из асбестоцементного листа, но и из ондулина (полимерного шифера) или профнастила (если соответствует волна).

    Очистка ото мха . Борьба с коварной растительностью при помощи жесткой щетки неэффективна, при этом возрастает риск повредить кровлю до такой степени, что потребуется капитальный ремонт. Производители предлагают спреи для уничтожения и профилактики появления мха, лишайников и плесени. Жидкость распыляется на зараженной поверхности, через несколько часов вся органика удаляется щеткой с водой. Чтобы мох не появился снова, крышу грунтуют и покрывают атмосферостойкой акриловой краской.

Источник chebaki.ru

    Замена листов . Проводится, если предыдущие способы не в состоянии справиться с многочисленными повреждениями. Для замены листов потребуется бригада из 2-3 человек - материал тяжелый и требует осторожного обращения, что в одиночку трудно обеспечить.

Заключение

Если трещины появляются одновременно в разных местах крыши, это почти наверняка указывает на то, что монтаж проводился без соблюдения технологии. В этом случае процесс разрушения, вызванный внутренними напряжениями материала, будет продолжаться, и остановить его обычными способами не получится. Чтобы снять нагрузку, рекомендуется просверлить в трещине отверстие, зафиксировать саморезом и обработать края герметиком. Периодический (раз в сезон) осмотр шиферной крыши, внимательный уход и профилактические мероприятия помогут продлить срок службы этого неприхотливого кровельного материала.

Шиферные кровли не теряют своей популярности уже много десятилетий, что обусловлено их низкой стоимостью, хорошими эксплуатационными качествами, эстетичным внешним видом, простым монтажом, который может выполнить любой. В Европе сегодня производство этого вида покрытий, которое в основе имеет асбоцемент, запрещено, но в России шифер продолжает выпускаться, а популярность его использования не падает, несмотря на то что существуют и другие типы кровельного материала по аналогичной стоимости и со схожими эксплуатационными характеристиками.

Но сроки службы такого покрытия невелики, лет через десять-двенадцать кровля становится очень хрупкой, легко ломается, покрывается трещинами. Все это отрицательно сказывается не только на внешнем виде, но и на состоянии всей конструкции крыши и дома. Но не всегда есть возможность в таких случаях полностью заменить все покрытие, чаще проводят небольшой ремонт, целью которого является заделать дыру в шифере.

Перед тем как приступать к подобному ремонту, необходимо убедиться, в чем именно состоит причина появления трещин и отверстий, чтобы избежать в дальнейшем разрушения кровельного покрытия.

Виды повреждения шифера и причины возникновения

Шифер имеет срок службы достаточный, но с течением времени и под влиянием погодных условий он все же выходит из строя. Вообще, причин повреждения может быть несколько, среди них неправильный монтаж, хождение по поверхности кровли и многие другие. Рассмотрим варианты дефектов, которые могут появиться на шифере, и причины их возникновения.

Часто, при невнимательности во время транспортировки, на материале появляются небольшие сколы и трещинки, которые могут быть незаметными при укладке листов. Со временем такие, казалось бы, незначительные дефекты могут стать причиной серьезного повреждения листов шифера, так как материал этот довольно хрупкий. Поэтому при перевозке листов необходимо укреплять их в полном соответствии со всеми требованиями.

При укладке также могут возникнуть микротрещины, которые впоследствии станут причиной серьезных повреждений, часто это требует смены всего кровельного покрытия. Речь идет о трещинках, которые появляются при излишне сильном давлении гвоздей при укладке. При этом материал со временем портится все больше, сначала незаметные трещины постепенно перерастают в отверстия, куски шифера просто отламываются в местах крепежа, что может стать причиной падения их на землю.

Неправильный монтаж становится причиной трещин на шифере и в том случае, когда отверстия под крепежные элементы просверлены неправильно. По технологии диаметр таких отверстий должен быть больше диаметра гвоздя, но часто этим правилом пренебрегают, на листах появляются длинные трещины и сколы.

Из-за температурных перепадов окружающего воздуха возможно и растрескивание листа. С чем же это связано? Так как шифер отлично впитывает влагу, то при резком похолодании до минусовых температур такой намокший лист теряет свою целостность, гидроизоляционные свойства, он становится очень хрупким и ломким. Малейший удар приведет к тому, что лист просто раскрошится. Поэтому рекомендуется каждую весну проверять состояние кровли, заменять поврежденные и непригодные к дальнейшей эксплуатации места.

Причиной повреждения шифера, появления на нем дыр и трещин может стать механическое воздействие, то есть хождение по его поверхности во время обслуживания конструкций дома. Шифер довольно легко поломать, поэтому рекомендуется при монтаже сразу закончить все работы на крыше. Такие дыры на шифере очень трудно заделывать в дальнейшем, поэтому не рекомендуется оказывать на него механические нагрузки.

С течением времени на кровле из такого материала часто появляется мох, лишайники, если их не убирать регулярно, то поверхность потеряет свои прежние качества.

Как восстановить покрытие из шифера?

Заделать дыру в шиферном покрытии можно различными способами, такой ремонт зависит от типа повреждения, его размеров. Всего различают три способа подобного ремонта покрытия кровли:

  1. Радикальный ремонт, включающий не только смену всего покрытия крыши, но и стропильной системы. Обычно такой тип ремонта необходим при сильных повреждениях листа и стропил либо при желании полностью сменить кровельный материал на другой, который требует иной конструкции стропильной системы и обрешетки.
  2. Частичная замена шиферных листов. Это делается, когда на шифере имеются очень большие сколы, трещины и дыры. В этом случае снимаются листы, а на их место устанавливаются новые. Сразу же необходимо проверить целостность конструкций крыши, остального покрытия.
  3. Косметический ремонт, включающий в себя заделку дыр и прочих дефектов небольшого размера. Обычно это делается при помощи наложения заплат из этого материала, заделки трещин специальными составами. Использование при этом гидроизоляции позволит продлить срок службы шиферного покрытия примерно лет на пять, но проверять его состояние рекомендуется каждый год, внимательно осматривая каждый лист. По истечении этого срока шифер необходимо полностью сменить.

Так как заделать дыру либо трещину на кровельном материале оперативно? Сделать это довольно просто, но сначала необходимо полностью очистить место ремонта от мусора и мха, промыть его под сильной водяной струей. За период высыхания воды надо приготовить ремонтную смесь из асбеста, цемента м400 и обычного строительного клея ПВА.

Можно залатать кровлю из шифера асбестовыми листами.

Асбест для смеси можно купить в уже готовом виде либо просто натереть его с ненужного шиферного куска на терке. При работе надо использовать респиратор, чтобы защитить себя от постоянного вдыхания частиц асбеста, что очень вредно. Сама смесь готовится таким образом: надо взять две части приготовленного цемента, три части асбеста и раствор воды с ПВА в соотношении один к одному. Такую смесь перемешиваем до получения консистенции сметаны.

Заделать дыру при помощи приготовленного состава можно таким образом: наносим наш клей на поврежденное место (оно должно полностью просохнуть перед этим!), потом обрабатываем этот участок раствором воды и ПВА в соотношении три части воды к одной клея. После такого грунтования наносим еще два слоя ремонтной смеси, при этом толщина каждого должна составлять более одного миллиметра. Делать ремонт крыши надо в сухую, но не солнечную погоду. Асбест в этой смеси должен высыхать самостоятельно, постепенно набирая прочность.

Есть и специальные, уже готовые ремонтные смеси на основе гидроизоляционных материалов. В таком случае заделать дыру можно таким образом: поврежденное место очищается, протирается тряпкой с бензином, ацетоном либо растворителем, чтобы обезжирить поверхность. Зимой для просушки используется паяльная лампа либо газовая горелка, чтобы просушить место, летом оно отлично высыхает самостоятельно.

Поверхность шифера грунтуется жидким раствором ремонтной смеси (разбавляем при помощи ксилола, добавляя примерно пять-десять процентов от общей массы). Смесь после грунтовки наносится шпателем либо специальным пистолетом, через пять-шесть часов на этот слой накладываем стеклоткань, после чего снова покрываем слоем герметика.

Заделать все дыры и трещины шифера довольно просто при соблюдении всех рекомендаций и правил. Также следует тщательно осматривать не только дефектное место, но и всю поверхность, стропильную систему, так как попавшая в отверстие дождевая вода могла повредить дерево, утеплитель, если он есть. Поэтому лучше сразу выявить и устранить проблему, чем потом полностью перекрывать крышу.

Шифер всегда считался одним из самых популярных покрытий среди всех кровельных материалов. Это легко объясняется – он доступен по цене каждому, прост и понятен в укладке, неприхотлив в уходе, прочен и достаточно долговечен. Поэтому подавляющее большинство частных домов в России, несмотря на разнообразие более современных материалов, все же имеет

Однако, при всех положительных качествах этого материала, несмотря на прочность составляющий его асбестовых волокон в сочетании с цементным заполнение, листы шифера не могут «похвастаться» высокой стойкостью к акцентированным механическим нагрузкам, да и природное воздействие потихоньку «старит» их. Поэтому со временем на кровельном покрытии могут образовываться трещины или даже серьезные пробоины, в результате чего крыша начнет протекать. Полностью менять все кровельное покрытие — это дорогостоящее и трудоемкое мероприятие, поэтому многие владельцы домов прибегают к ремонтным работам.

Ремонт шифера: чем заделать дырки и трещины — именно так часто ставится вопрос собственниками домов, если появились явные признаки протекания кровли. Чтобы выбрать правильный, оптимально подходящий для конкретного случая способ приведения крыши в порядок, необходимо рассмотреть несколько самых популярных технологических приемов. Этому и посвящена настоящая публикация.

Основные причины разрушения шифера

Шифер привлекает тем, что у этого материала есть явные преимущества перед другими покрытиями. Например, такая кровля, в отличие от стальных покрытий, не подвержена коррозии, отличается высокой стойкостью к влаге, хорошо переносит перепады температур, практически не давая значимого линейного расширения, почти полностью безразлична к влиянию ультрафиолетовых лучей. Однако, все же периодически приходится прибегать к ее ремонту.


Шифер все же не вечен — он ветшает, покрывается трещинами, по краям могут образовываться сколы

Прежде чем перейти к описанию технологических способов выполнения ремонтных работ, необходимо для ясности определиться с возможными причинами возникновения изъянов. Обладая такой информацией, вполне возможно, что удастся предотвратить подобные повреждения, просто обратив внимание на профилактику и соответствующий уход за шиферным покрытием.

Итак, на шифере могут появиться по следующим причинам:

  • Чаще всего – это какие-либо ударные нагрузки, например, падение на поверхность крыши крупного града или веток деревьев больших размеров. Сюда же можно отнести неаккуратное, неправильное перемещение по поверхности крыши.

Чтобы не повредить шифер при кровельных или ремонтных работах, необходимо обезопасить его, уложив сверху настил из досок, которые увеличат опорную площадь и тем самым уменьшат давление на покрытие.


Для проведения кровельных или ремонтных работ на скатах большой крутизны, свыше 20÷25°, особенно в области или верхней части шиферной крыши, необходимо иметь специальную передвижную лестницу, которую фиксируют за конек особым креплением.

  • Вторая причина – это появление и развитие на поверхности шифера колоний простейших растений, которые закрепляются на нем, и медленного, но неуклонно разрушают структуру материала. Особенно любят шероховатую поверхность кровли лишайники и мхи. Закрепившись в одном месте, они сначала разрастаются в размерах, а затем размножаются спорами и по всей поверхности крыши. Мох прорастает в стыки шиферных листов и тем самым начинает приподнимать их, отчего во время дождя вода способна свободно попадать под покрытие. Если же мох облюбовал место в нижней части волны, то он может задерживать нормальный сток воды, что также приводит к протеканию кровли.

Эти явления обычно возникают на северной стороне крыши, где недостаточное время бывает солнце, или же на кровле, имеющий маленький уклон ската, благодаря чему на ней задерживается влага, способствующая разрастанию подобных растительных колоний. Кроме того, что происходит разрушение покрытия и крыша начинает протекать, все здание в целом смотрится неаккуратно и не эстетично.


Если же на крыше уже расположились мшистые колонии, но есть желание попытаться спасти кровлю, избежав ее замены, то необходимо освободить шифер от этого «огорода». Этот процесс можно провести тремя способами:

— механическим, с помощью железной щетки;

— с применением воды под высоким давлением;

— химическим, с помощью опрыскивания крыши специальными гербицидными составами.


  • Причиной ветхости шифера может быть вполне банальная причина — длительный срок эксплуатации. К сожалению, не весь шифер, производимый сегодня, обладает должным качеством, так как нередко при его изготовлении, в угоду сокращению производственных затрат, не соблюдаются полностью не то что ГОСТы, но даже и менее «взыскательные» ТУ. В итоге листы такого шиферного покрытия получаются хрупкие, и, не выдерживая даже незначительных ударов, дают трещины или вообще раскалываются по всей длине. Несоблюдение технологических правил может быть допущено на различных этапах процесса производства шифера, например:

— Раствор для изготовления шифера сделан с нарушением рецептуры — не соблюдены пропорции составляющих ингредиентов.

— Кровельный материал произведен на кустарном оборудовании.

— Недостаточно качественная обработка листов шифера.

— Сокращение срока полного созревания материала - он должен составлять не менее 28÷30 дней с момента изготовления.

К сожалению, замечено, что изделия «старой закалки» служат не один десяток лет, а современного шифера зачастую хватает лишь на 12÷15 лет. Вывод – при покупке материала следует обращать повышенное внимание на репутацию производителя и предоставляемые им обязательства.

  • От застаивания воды вокруг дымоходных и вентиляционных труб, а также мансардных окон, также может произойти растрескивание листов материала, особенно при резком понижении температур. Поэтому такие проблемные места требуют усиленной герметизации и обеспечения свободного схода воды.
  • Как уже говорилось выше, небольшой уклон ската крыши и застаивание на ней воды также могут способствовать растрескиванию материала. А застой воды очень часто становится следствием банального скопления грязи или палой листвы, то есть своеобразного запруживания волн.
  • Причина повреждения может быть и в том, что монтаж листов шифера велся с нарушением установленной технологии этого процесса, и от этого покрытие может испытывать излишние внутренние напряжения.
  • Для закрепления материала к обрешетке использовались обычные гвозди или не применялись резиновые прокладки. В этом случае со временем обязательно появятся трещины.
  • Под забивание шиферных гвоздей высверлены слишком маленькие отверстия, что при перепадах температур и расширении материала, также приведет к повреждению листов покрытия. Поэтому, при просверливании отверстий нужно учитывать, что шиферные гвозди должны входить в них свободно. Но, в то же время, отверстия не должны быть слишком большими, иначе будут происходить протечки.
  • Снег также добавляет нагрузки на кровлю, и не только своим немалым весом, но и образованием наледи в нижней части ската, около карниза. В весенние дни или в период оттепели снег начинает подтаивать, и вода стекает в нижнюю часть ската, а в вечерние часы температура воздуха понижается, и на краю шифера образуется лед, который и приводит к крошению кровельного материала в этой области.

Если шифер в этом месте будет разрушен, то через образовавшиеся трещины вода будет попадать на обрешетку, утеплитель, стропила и мауэрлат, на несущие стены, что приведет к образованию грибка и постепенному разложению древесины. Поэтому, рачительные хозяева жилья с целью сохранения всех материалов и элементов кровли нередко устраивают в нижней части ската и в водоотводных каналах кабельный подогрев, который в зимний период при необходимости включается, не допуская образования наледи

Теперь, рассмотрев основные причины возникновения повреждений шифера, приняв во внимание, какие существуют возможности их избежать, остановимся на том, как выявлять появившиеся повреждения.

Обнаружение дефектов кровельного покрытия

На шероховатой поверхности шифера, настеленного на стропильную систему, практически невозможно увидеть небольшие сколы или микроскопические трещины, поэтому на некоторые тревожные признаки, говорящие о том, что крыша требует ремонта, следует обращать особое внимание:

  • Если существует хотя бы небольшая протечка, даже незаметная для глаза, то вскорости она проявит себя появлением в углах или на стыках потолка и стен пятен плесени, возникновением неприятного запаха сырости.
  • Если на кровле изнутри не закреплен термоизоляционный материал, то даже самую незначительную трещину легко обнаружить, поднявшись на чердак после дождя. Протечка проявит себя более темным пятном по сравнению с остальной внутренней поверхностью.

Теперь нужно заострить внимание на том, какие области крыши чаше всего приходится ремонтировать, так как эта информация пригодится во время поиска повреждений кровельного покрытия.

  1. В первую очередь необходимо следить за краями шифера, выходящими к карнизу. Их рекомендуется обследовать каждой весной. Если на краях образовались трещины, то их будет несложно обнаружить – иногда для этого даже не придется подниматься на лестницу, так как их можно заметить снизу.
  2. Мох может появиться на кровле, и не имеющей трещин и сколов, но не стоит ждать, пока он разрастется и займет всю поверхность шифера. Именно на запущенной крыше после очистки очень часто обнаруживается весьма печальная картина с множеством повреждений. К тому же удалить несколько островков появившегося мха гораздо проще и дешевле, чем впоследствии очищать всю волнистую поверхность.
  3. Трещины могут образоваться на гребне волны или в ее самой низкой точке. Сложнее обнаружить последние, так как они незаметны на первый взгляд. Как их можно выявить - было описано выше.
  4. На гребне волны трещины в основном образуются по линии, где вбиты шиферные гвозди, и их сразу же видно невооруженным глазом. Однако, если эти трещины уже настолько проявились, что заметны визуально, следует срочно приступать к ремонту.

Обследовав крышу по всем пунктам, необходимо принимать решение по тому, как рациональнее будет проводить ремонт.

  • Если обнаружены значимые сколы по краю нижних листов, то, возможно, следует заменить один или все листы первого ряда, тем более, что это сделать конструкция кровли позволяет. Однако, необходимо учесть, что гвозди придется удалять со всей осторожностью, чтобы не повредить нижний край следующего ряда, так как именно он нахлестывается сверху на нижний.

Если нет возможности произвести замену листов, то целостности края можно достичь, поставив своеобразную заплатку с внутренней стороны листа, но оставлять покрытие в поврежденном состоянии нельзя, так как в этом случае протечек избежать не удастся.

  • Если трещина пошла по гребню волны шифера, то ее ремонт с помощью заплаток необходимо произвести, наложив их с внутренней и наружной стороны. Обычно под такую трещину изнутри подкладывают отрезок листа оцинкованного железа, согнутого по форме волны, а сверху повреждения накладывается специальная кровельная лента.

  • В случае если трещина пошла поперек шиферного листа, то без его замены уже никак не обойтись. Придется аккуратно его демонтировать и установить новый.

Способы ремонтных работ по заделке поврежденных участков шифера

Итак, зная все нюансы возникновения дефектов этого кровельного материала и обнаружения повреждений на нем, необходимо перейти к рассмотрению ремонтных работ.

Существует несколько эффективных способов заделки трещин с помощью традиционных и специальных современных материалов. Но в любом случае, все ремонтные работы необходимо производить на поверхности крыши, хорошо очищенной от грязи, мусора, каких бы то ни было наростов, посторонних предметов и т.п.

Какой бы подход ни был избран для ремонтных работ, никогда нельзя забывать об осторожном передвижении по шиферу, если повреждения обнаружились не на краю кровли, а на высоте. Чтобы избежать дополнительных повреждений шифера на двускатной крыше используют лестницу-трап, а на односкатной - настил из досок, которые помогут равномерно распределить вес человека на поверхности.

Первый способ – с использованием обычного бетонного раствора

Ремонт шифера с помощью цемента и песка можно назвать самым простым и доступным способом, если не принимать во внимание, что процесс будет происходить на высоте – это всегда осложняет работу.


Раствор для ремонта шифера изготавливается из цемента и песка в пропорциях 1:2, причем для него используется мелкофракционный мытый песок и цемент марки М-500. Вместо этого раствора вполне можно использовать качественный плиточный клей для внешних фасадных работ (можно встретить и другое название – для сложных оснований), способный выдержать высокую влажность и перепады температур. Клей имеет мелкодисперсную консистенцию и хорошую адгезию с поверхностью шифера, так как он также изготовлен на цементной основе.

Раствор должен иметь консистенцию мягкого теста и хорошо прилегать к поверхности. Для повышения сцепляемости материалов, шифер в области ремонта следует увлажнить. Если повреждение слишком большое, то под него следует сделать подкладку из оцинкованной кровельной стали, согнув отрезок листа по форме волны и подсунув его под трещину или выбоину. Это приспособление даст дополнительную гарантию хорошего прилегания раствора к асбестобетонной поверхности.

Раствор наносится на поверхность с помощью шпателя. На поверхности должен находиться не слишком толстый его слой, который не станет сильно задерживать воду, если трещина находится в низине волны. Поверхность нанесенного раствора должна быть ровной - для этого ее немного увлажняют и разглаживают рукой в резиновой перчатке.

После окончательного просыхания заплатки, ее следует тщательно прогрунтовать, а затем покрасить водостойкой шиферной краской для наружного применения.

Второй способ – с использованием бутил-каучуковой герметизирующей ленты

Бутил-каучуковую водонепроницаемую ленту используют не только для ремонтных работ, но и для герметизации стыков листов между собой, а также при гидроизоляции прилегания кровельного покрытия к вентиляционным и дымовым трубам.


Поверхность ленты изготавливается из нетканого материала, благодаря этому наложенную заплатку можно покрыть краской нужного цвета. Работать с подобным материалом - достаточно просто, и ремонт проводится в такой последовательности:

  • Участок шифера, требующий ремонта, необходимо очистить и обезжирить. Это можно выполнить с помощью уайт-спирита, ацетона или других органических растворителей.
  • Далее, от рулона отрезается отрезок ленты требуемой длины (чтобы закрывалась вся трещина, плюс по ее краям лента заходила на неповрежденный участок еще на 50 мм).
  • Клеевой слой ленты закрыт защитной пленкой. Лента прикладывается к трещине и по ходу ее приклеивания с нее последовательно, очень аккуратно снимается эта защитная подложка. Торопиться не надо – нельзя допустить смятия, сморщивания, слипания ленты.
  • Лента тщательно прижимается к поверхности листа, так как она должна максимально плотно, без малейших просветов прилегать к шиферу.
  • Чтобы заплатки не выделялись на кровле, крышу можно полностью покрыть краской или же подобрать оттенок к заплатке в тон шифера. Но прокрасить заплатки сверху качественной водонепроницаемой краской необходимо в обязательном порядке.

Следует отметить, что в продаже можно найти не рулоны, а готовые бутил-каучуковые заплатки различного размера.

Кроме этого, для более надежного ремонта широких трещин на шифере, дополнительно к бутиловым заплаткам рекомендуется использовать стекловолоконную , которая выступает в качестве армирующего слоя, придающего большую прочность заделываемому шву.


Если работы проводятся с применением серпянки, то следует для нижнего слоя, наклеиваемого на повреждения, использовать двустороннюю ленту или заплатку, то есть имеющую защитную подложку покрытие с обеих сторон. В этом случае, работы осуществляются в такой последовательности:

  • На обезжиренный шифер вначале приклеивается бутиловая лента, так же, как это было показано выше – аккуратно снимается только нижняя подложка. Лента также тщательно разглаживается по ремонтируемому участку.
  • Затем с нее снимается верхнее защитное покрытие.
  • После этого, сверху ленты закрепляется вырезанный отрезок ленты-серпянки.
  • Затем, на серпянку закрепляется лента с односторонним нанесением клеящего состава и нетканой поверхностью с лицевой стороны.
  • Последним шагом производится окрашивание.

Третий способ – с использованием битумных мастик

Ремонт с помощью может осуществляться двумя способами – горячим и холодным.

битумная мастика

1. Если работы по ремонту осуществляются горячим битумом, то его необходимо сначала подготовить – это делается следующим образом:

  • В старое ведро закладывается битум.
  • Разжигается костер, который огораживается кирпичами так, чтобы на них можно было поставить ведро с битумом.

  • Содержимое ведра периодически помешивается, чтобы оно не пригорело ко дну или же не воспламенилось. Состав должен быть разогрет до 160 градусов.
  • Если работы будут производиться при отрицательной температуре на улице, то рекомендовано добавить в битум около 10% масляной отработки от общего объема. Она придаст составу недостающую эластичность, что поможет избежать растрескивания заплатки. Особенно это важно, если ремонтируется край крыши, так как эта область считается самой проблемной. В этом случае лучше всего заплатку дополнительно армировать стекловолоконной сеткой.
  • Можно обойтись и без армирования, если на горячий битум наклеить гидроизоляционный материал типа «Технониколь» («еврорубероид»), который обычно используется для покрытия плоских крыш.

Благодаря эластичности материала, он отлично примет форму волн шифера. Если же не удается плотно прижать его к нанесенной мастике, то его придется подогреть с помощью горелки или строительного фена.

Битум наносится на обезжиренный поврежденный участок крыши с помощью кисти или шпателя. Затем на разогретую массу укладывается армирование. После схватывания первого слоя битума, сверху сетки-серпянки наносится еще один битумный слой.

2. При применении готовой гидроизоляционной битумной мастики, ее разогрева не потребуется.


Достаточно будет хорошо перемешать содержимое и нанести на заранее обезжиренную и загрунтованную поверхность шифера.

На первый слой мастики также можно настелить сетку-серпянку, дополнительно скрепляющую два края листа, которые разъединила трещина.

Количество слоев может быть любым, но чем толще он будет, тем дольше период его просыхания. Поэтому самым оптимальным вариантом считается такой: два слоя мастики по 1,5 мм толщиной, между которыми будет проложен армирующий материал.

Четвертый способ – с использованием цементно-асбестового раствора

Ремонт шифера подобным способом производится с использованием смеси, замешанной из цемента с добавлением волокон асбеста и клея ПВА. Асбест россыпью можно изготовить, измельчив кусок асбестового листа, шнура или полосок, которые используются при кладке кирпичных печей. Производя измельчение этого материала, нужно в обязательном порядке обезопасить дыхательные пути респиратором или хотя бы медицинской маской, а глаза защитить очками.


Для изготовления смеси материалы берутся в следующих пропорциях: 3 части асбеста, 2 части цемента, а клей ПВА и вода разводятся 1:1. Все составляющие перемешиваются до достижения смесью консистенции густой сметаны. Состав готовится непосредственно перед его использованием.

Шифер для нанесения этого состава должен быть хорошо очищен и просушен. После его просыхания поврежденную область листа тщательно прогрунтовывают раствором, состоящим из ПВА и воды, взятых в пропорции 1:3. Такая грунтовка наносится в два слоя, с выжиданием просыхания каждого из них.

Затем, с помощью шпателя асбестоцементный состав наносится на обработанный грунтовкой поврежденный участок шифера. Если заделывается трещина в нижней части волны, то слой должен быть максимально тонким, примерно в 1÷1,5 мм. В том случае, когда дефект располагается на гребне, толщина слоя не имеет принципиального значения. В последнем случае очень важно заполнить образовавшуюся трещину по всей толщине шифера. Нанесенный материал нужно обязательно хорошо разравнять, так как его поверхность должна быть гладкой.

Пятый способ – использование полиуретановой пены и эпоксидной смолы

Можно сказать, что этот способ был изобретен домашними умельцами, так как ремонт проводится с помощью монтажной пены и эпоксидной смолы. Для выполнения работ с помощью этих материалов потребуется баллон монтажной пены, герметик и двухкомпонентный комплекс эпоксидного клея, последний будет служить гидроизоляцией для пены. Подобный способ называется «трехслойным», и сам ремонт выполняется в несколько этапов:


  • Подготовительный этап заключается в очистке и обезжиривании ремонтируемого участка. Если трещина или пролом в шифере достаточно большие, следует очистить и обработать края шифера внутри этой пробоины, используя, например, напильник.
  • Следующим шагом имеющийся просвет (пробоина) заполняется монтажной пеной. После этого следует выждать паузу, необходимую для расширения и полимеризации пены, примерно сутки. Здесь же нужно отметить, что если в шифере образовался очень большой изъян, то под него рекомендуется подложить кусок рубероида или оцинкованного металла, но он должен быть хорошо прижат снизу к шиферу, иначе пена, расширяясь, его оттолкнет.
  • После того как пена просохнет, ее излишки срезаются по форме волны.
  • Сверху застывшей и обрезанной пены, тонким слоем наносится герметик. Необходимо добиться, чтобы он заполнил все поры на поверхности материала. После этого герметик оставляется до полного просыхания. Время застывания и отвердевания герметика, которое необходимо выдержать, прежде чем переходить к дальнейшим операциям, обычно указывается на упаковке материала.

  • Третьим, завершающим этапом идет покрытие отремонтированной поверхности эпоксидным составом, который окончательно разгладит поверхность и она сольется в единое целое с шифером. Застывшая эпоксидка прикроет ремонтную заплату надежным защитным слоем.

Этот способ ремонта получается достаточно сложным и дорогостоящим. Но после полного застывания отремонтированного участка, он набирает высокую прочность и гарантированно избавляет от проблемы протечек кровли.

Если требуется произвести ремонт листа шифера, находящегося в середине ската и расколовшегося по всей длине, то можно обойтись и только эпоксидным составом, которым заполняется вся трещина полностью. В этом случае сначала с нижней стороны листа, со стороны чердачного помещения, на трещину наклеивается монтажная водостойкая лента, и только после этого зазор полностью, максимально плотно, заполняется эпоксидным составом.

Шестой способ – мел+олифа

Этот состав для ремонта трещин на шифере тоже можно назвать народным, однако, он совершенно не подойдет для заделки больших пробоин, поэтому, если образовалась такая, то подобную методику можно сразу же отклонить.


Ремонтная смесь в этом случае изготавливается из мела и олифы. Смесь в итоге должна напоминать консистенцию густого меда. Поэтому в олифу добавляется мел, так сказать, «на глаз», небольшими порциями, каждая из которых хорошенько перемешивается. Процесс замешивания осуществляется до тех пор, пока не будет достигнута нужная густота раствора.

Готовой смесью замазывают заранее очищенную трещину, а затем разравнивают. После просыхания смеси трещина густо покрывается влагозащитной краской. На этом работы по ремонту шифера подобным способом можно считать законченными.

Седьмой способ – использование влагостойкого клея на нитро-основе

В этом способе ремонта кровельного материала используется влагостойкий нитроцеллюлозный клей, например, «Эмалит». Заделка дефекта производится следующим образом:


  • Внутренняя сторона листа шифера, выходящая в чердачном помещении, хорошо очищается металлической щеткой и промывается водой, затем полностью просушивается.
  • Сухой шифер в местах повреждений заклеивается тканью. Для этого можно использовать обычную плотную ткань или стеклоткань. Латка должна иметь размер, превосходящий размер пробоины или же трещины на 40÷50 мм с каждой из сторон.
  • Ткань пропитывается клеем и накладывается на поврежденное место, хорошо прижимается и разглаживается.
  • После сцепления материалов и схватывания клея, сверху латки наносится еще один свой клея.
  • После полной готовности внутренней заплатки, с внешней стороны листа отверстие или трещина заполняются бетонным раствором или же плиточным клеем для фасадных работ. Поверхность заполненного отверстия нужно хорошо разровнять.
  • Если заделывается трещина, то в ее в начале и конце просверливается по одному отверстию, которые заполняются эластичным герметиком, а затем в них вкручиваются саморезы. Это необходимо сделать для того, чтобы трещина не стала развиваться дальше.

Восьмой способ - с применением специальных гидроизоляционных обмазочных составов

Отлично подходят для ремонта шиферных листов готовые гидроизолирующие обмазочные составы на цементной-полимерной основе, продаваемые в готовом виде в ведрах, иди же в виде сухих смесей, требующих разведения. Инструкцию по их приготовлению всегда можно найти на упаковке.

В любом случае, работать с подобными составами очень легко, так как они имеют мелкозернистый состав, который отлично ложится на ремонтируемый материал благодаря высоким адгезионным качествам. Ремонтные работы проводятся в следующем порядке:

  • Очищенную, обезжиренную с помощью одного из растворителей поверхность вокруг повреждения, а также внутренние стенки трещины, хорошо просушивают.
  • Затем, гидроизолирующая смесь разбавляется водой, и ею грунтуют поверхность, которая будет подвергаться ремонту. Грунтовка тоже должна хорошо просохнуть.
  • Следующим шагом при помощи шпателя или пистолета наносится густая смесь, подготовленная для ремонта.
  • Спустя шесть часов трещину нужно накрыть стеклотканью, и сверху этой заплатки наложить еще один слой гидроизолирующего состава и хорошо его разровнять.

Если выбран определенный способ ремонта, разумным будет поинтересоваться прогнозом погоды на ближайшие дни, на которые планируется проведение работ Ремонт кровли следует проводить в сухую, безветренную, но лучше – не солнечную, пасмурную погоду, так как любые смеси должны просыхать при средних температурах. Поэтому оптимальным временем для проведения ремонтных работ будет конец лета или начало осени, когда вполне можно выбрать подходящие по прогнозам дни.

Кроме этого, необходимо помнить, что даже очень хорошие и качественные заплатки дадут только временную защиту от протекания крыши. Проблема состоит в том, что у кровельного материала и различных ремонтных составов — разные коэффициенты линейного расширения и плотности. Поэтому заделанные изъяны смогут выдержать только несколько циклов сильных перепадов температур, а затем протечки появятся снова. Такой ремонт нужен для того, чтобы у владельцев жилья было время для выбора и приобретения нового кровельного покрытия. Если есть возможность перекрыть крышу сразу, то при образовании серьезных повреждений не стоит прибегать к ее ремонту – лучше сразу решать вопрос радикально.

Защита шифера от дальнейших разрушений

Если на крыше, которая эксплуатировалась длительный срок, растрескивания появились от времени, то поставить заплатки или залить повреждения герметиком будет совершенно недостаточно, так как разрушение все равно продолжится. В этом случае, помимо полной замены покрытия на новое, можно назвать еще несколько способов, как можно остановить процесс стремительного старения шиферной кровли.


  • В первую очередь поверхность крыши хорошо очищается, промывается и просушивается. Если на шифере нет наростов изо мха, то покрытие можно просто хорошо очистить с помощью веника. В любом случае, какая бы ни проводилась очистка, дыхательные пути мастера во время выполнения этой операции должны быть хорошо защищены – асбестовая пыль чрезвычайно вредна.
  • Далее рекомендовано всю поверхность крыши хорошо прогрунтовать и просушить.

  • Далее, шиферная крыша полностью покрывается резиновой краской, которая создает на поверхности эластичный гидроизолирующий слой.
  • Еще один способ спасти стареющую шиферную кровлю – это покрыть ее полностью «ризолином».

«Ризолин» - это самоклеющийся гибкий материал с фольгированной поверхностью, имеющий в своей основе стеклоткань, пропитанную битумно-полимерными составами с целевыми добавками, которые улучшают эксплуатационные качества этого покрытия.

Этот материал специально предназначен для настила на кровельные поверхности любой сложности, он надежно гидроизолирует крышу. «Ризолин» обладает отличной адгезией с любой поверхностью, а пластичность позволяет ему принимать форму волн шифера.


Клеящая сторона защищена анти-адгезионной подложкой, которая снимается с материала перед его монтажом на кровлю. После снятия защитного слоя листы прижимаются к поверхности шифера и надежно с ним сцепляются.

У этого материала есть еще одно важное преимущество – в связи с тем, что внешний слой представляет собой фольгу, «ризолин» предотвращает перегревание кровли и закрывает ее от прямых ультрафиолетовых лучей. Благодаря этому старый шифер как бы «консервируется», а в доме с крышей, покрытой «ризолином», никогда не бывает жарко.

В завершение хотелось бы напомнить о том, что в 1999 году Европейской комиссией была принята директива о запрете использования асбеста и изготовленных из него изделий с 2005 года в странах Европейского союза. Такое решение было вынесено на основании проведенных исследований и выявлении того, что асбест способен нанести серьезный вред здоровью человека. Поэтому, если пришло время ремонта шиферной крыши, может быть, считать это поводом для полной замены покрытия на один из современных кровельных материалов, а не для заделывания трещин и пробоин?

И в завершение – интересный видеосюжет, в котором мастер делится своим секретом приготовления клея для ремонта шиферной кровли

Видео: самодельный клей для ремонта шифера