Парковые дороги аллеи и площадки. Аллеи, дорожки

СТРОИТЕЛЬСТВО ВЕЛОСИПЕДНЫХ ДОРОЖЕК

Ковшова Екатерина Юрьевна

студент 4 курса, кафедра городского строительства, УрФУ, г. Екатеринбург

Беляков Владимир Александрович

научный руководитель, кандидат технических наук, доцент УрФУ,

г. Екатеринбург

Велосипедная дорожка - это отдельная дорожная полоса или часть дороги, предназначенная для проезда велосипедов и обозначенная разметкой и соответствующими знаками. Велодорожка конструктивно отделена от прочих элементов благоустройства (элементов улиц) .

Первой страной, в которой в 1885 году появились, и стали достаточно популярными велосипедные дорожки можно считать Голландию. Уже в то время возникали конфликты между велосипедистами и другими участниками движения, и поэтому было решено отделить полосы для велосипедного движения. Чуть больше 100 лет назад велосипедная езда стала популярна и в США и была открыта первая платная прогулочная магистраль для велосипедов. В начале 20-го века, в период глобальной автомобилизации количество велосипедистов в разы уменьшилось, но уже в 80-ые года прошлого столетия в Голландии приоритетом стало велосипедное движение. Следом за Голландией в Англии, Германии и Дании, во многих других европейских странах стали создаваться велосипедные дорожки, а за ними последовали США, Канада и некоторые страны Азии .

Велосипедный спорт и в нашей стране за последнее время стал достаточно актуальным, особенно в теплое время года многие жители выезжают на велосипедные прогулки.

При развитии велосипедной инфраструктуры города администрации необходимо обязательно привлечь членов велосипедных сообществ. Эти люди имеют представление о возможных трудностях и проблемах при реализации проекта.

Строительство в городах велосипедных дорожек приведет к решению определенного перечня важных вопросов :

  1. Исключение большинства проблем передвижения велосипедистов, уменьшение количества дорожно-транспортных происшествий;
  2. Приобретение широкой возможности жителями города безопасно передвигаться на велосипеде;
  3. Появление возможности принести пользу своему здоровью и окружающей среде, в отличие от передвижения на автомобиле;
  4. Возможность развития велосипедного туризма в городах;
  5. Снижение автомобильной нагрузки на транспортную сеть города, уменьшение продолжительности «пробок» на дорогах;
  6. Улучшение экологического состояния окружающей среды;
  7. Увеличение уровня продаж различных торговых точек, расположенных вблизи велодорожек;

Всё вышеперечисленное способствует сформированию у населения желания к передвижению на велосипедах, к провождению своего свободного времени на улице, к занятиям физической культурой и спортом на свежем воздухе, и призывает горожан к здоровому образу жизни.

Помимо плюсов от развития велосипедной инфраструктуры, так же возникает ряд препятствий массового использования велосипедов: например, климат на большей территории России, не позволяет пользоваться велосипедом круглогодично; достаточно большие расстояния, необходимые преодолевать в повседневной жизни (путь от работы до дома); менталитет и отношение к уравниванию людей на проезжей части.

Главной сложностью прокладки велосипедных трасс является большое количество узких улиц, которые при проектировании не были рассчитаны на велосипедные дорожки или улицы, с расположенными различными объектами на газонах или тротуарах.

Для разработки маршрутов велосипедных сетей предварительно следует провести анкетный опрос для сбора мнений горожан о выборе путей передвижения и о проблемных участках.

Проектирование велосипедного движения должно быть объединено с разработкой общей схемы движения транспорта. Рабочая документация по устройству велосипедной инфраструктуры, включает в себя: велосипедные маршруты; велосипедные полосы; велосипедные дорожки; зоны замедления транспортного движения или установку зон ограничения дорожного движения; велосипедные стойки или платформы для хранения велосипедов или охраняемые парковки .

При проработке проекта реконструкции и благоустройства города необходимо: тщательно проработать маршруты велосипедистов, как вариант туристический, так и спортивный, более протяженный, отвечающие современным стандартам, нормам и тенденциям; устройство специализированных знаков и указателей дорожного движения; устройство пунктов проката велосипедов, пунктов технического обслуживания и ремонта велосипедов. Для устранения проблемы с хранением велосипедов, необходимо оборудовать общественные здания, жилые дома, торговые центры, учебные заведения, места массового отдыха велопарковками с камерами наблюдения и обозначить их соответствующими знаками.

Имеется несколько разновидностей велодорожек, например односторонние, наиболее компактные. После реконструкции улицы односторонние велосипедные дорожки проще запроектировать и разместить, и, конечно же, главный плюс односторонних дорожек, это психологическое спокойствие и возможность велосипедистам не беспокоиться о встречном движении.

Двухсторонние велодорожки в крупных городах встречаются довольно редко, их можно увидеть скорее за городом. Актуально строить такие дорожки на улицах с односторонним движением, для удобства перемещения велосипедистов.

Согласно велосипедные дорожки относятся к категории улиц и дорог; основное их назначение - проезд на велосипедах по свободным от других видов транспортного движения трассам к местам отдыха, общественным центрам, а в крупнейших и крупных городах - связь в пределах планировочных районов. Велосипедные дорожки бывают обособленные и изолированные .

Самостоятельные, то есть изолированные, велодорожки с двухсторонним движением. Такие велодорожки не привязаны к автомобильному движению, но в большинстве случаев имеет рядом расположенный тротуар, в случае, если его нет, пешеходы могут воспользоваться самой велодорожкой.

Все велосипедные дорожки при примыкании к проезжим частям отделяются бортовым камнем (поребриком, бордюром). Он служит своего рода ограничителем между проезжими частями разного вида транспорта. Для визуального различия велодорожки и проезжей части автомобиля материалы, из которого сделаны проезды, могут отличаться.

При сравнении норм проектирования велосипедных дорожек в разных странах, можно заметить, что минимальная ширина полосы движения односторонней велодорожки в таких странах, как США, Англия и Россия является одинаковой и равна 1,5 метра. Заметно отличаются значения при двухстороннем движении: минимальная ширина полосы в России - 1,5м, в Англии – рекомендуемая 3м, минимальная 2м, в США минимальная ширина велодорожки -3,6м, но на отдельных участках разрешено 2,4 м .

Опубликован список городов России, в которых имеются велодорожки. Если посчитать примерное количество городов России на 2015 год с численностью более 100 тысяч человек, то получится чуть больше, чем 150 городов, если взять города, с численностью более 500 тысяч, то примерно 40 городов, а в списке, приведенном в , всего 28 городов России имеют велодорожки. Процент городов с велосипедными дорожками несравнимо мал.

В городе Екатеринбург имеется огромный потенциал для развития велосипедного движения, в плане город имеет относительно небольшие размеры, он компактен, с достаточно плотной застройкой. В городе на данный момент не разработана целевая программа по развития массового использования велосипедного транспорта. В администрацию поступают различные проекты и предложения, которые выносятся на обсуждения, однако пока велодорожки появляются лишь на реконструируемых улицах, отдельно взятых, что является нецелесообразным, так как эти дорожки являются не замкнутыми, не протяженными, и не имеют обусловленного начала и конца. В новом жилом районе «Академический» на всех улицах имеются велосипедные дорожки, покрытием которых является асфальт . Велодорожки, обозначены соответствующей разметкой, в тёплую погоду они особенно пользуются успехом. На кафедре городского строительства в Уральском Федеральном университете проводятся научные исследования по данной тематике, и мною для дипломного проекта была выбрана тема: «Проектирования велосипедных маршрутов в городе Первоуральск».

Список литературы:

  1. Велосипедная дорожка. [электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Велосипедная_дорожка (дата обращения 17.01.2016)
  2. Велосипедная дорожка. [электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://alex-maisky.livejournal.com/12202.html (дата обращения 17.01.2016)
  3. Живые улицы. Блог о городской среде. [электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.livestreets.ru/ (дата обращения 17.01.2016)
  4. Лучшее предложение по развитию массового спорта. [электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://pandia.ru/text/77/292/1540.php (дата обращения 17.01.2016)
  5. Об утверждении Концепции развития велосипедного движения в городе Евпатории. [электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://pandia.ru/text/77/153/15120.php (дата обращения 17.01.2016)
  6. СП 42.13330.2011 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*

Практически в каждом саду имеются дорожки, которые не только украшают его, но и делают комфортным передвижение по саду.

Дизайн садовых дорожек должен соответствовать стилю сада, газонов, цветников и архитектуре дома.

Строительство садовых дорожек – занятие довольно простое в том случае, если соблюдать все основные этапы данного процесса и если правильно подобрать строительный материал.

Наиважнейшие этапы строительства дорожек садовых

Основными этапами в данном занятии является проектирование будущего объекта, подготовка для него ложа и подбор материала, необходимого для строительства.

В процессе проектирования необходимо разработать схему прокладки объекта на участке. При этом следует учитывать стиль, в котором выполнен сам участок. Так, к примеру, для сада, выполненного в классическом стиле, подойдут прямые дорожки, а их пересечения рекомендуется делать под прямым углом.

Если же сад выполнен в так называемом пейзажном стиле, то здесь уместно будут смотреться дорожки с изгибами, плавными пересечениями. Помимо этого при проектировании необходимо учитывать удобство пользования ими, привычки тех людей, которые будут по ним прогуливаться.

Необходимо подготовить ложе для будущей дорожки: снять грунт, утрамбовать, засыпать щебнем и песком.

После того как создание проекта подошло к концу, можно перейти к следующему этапу, а именно к подготовке ложа для будущей дорожки. Для этого следует разметить место для садовых дорожек и снять с данной территории грунт. Грунт необходимо вынимать на такую глубину, которой будет вполне достаточно для укладки основания объекта и для финишного слоя.

Строительство дорожек садовых выполняется с учетом того, что они должны выступать над грунтом сантиметра на 2-3. Дно полученного углубления следует хорошенько утрамбовать, а затем уложить слой щебня высотой сантиметров 10-15 и опять-таки все хорошенько утрамбовать. Если строится дорожка для подъезда автотранспорта, то слой щебня следует увеличить до 20-30 см. Сверху на данный слой необходимо насыпать песок слоем в 3-5 см и разровнять.

После этого можно смело приступать к финишному этапу , а именно к подбору отделочного материала и, конечно же, его укладке. Лучше всего использовать такой материал, который прекрасно впишется в общий стиль садового участка.

Кроме того, отделочный материал лучше приобретать высокого качества, твердый, надежный и морозостойкий. Затем следует выбрать метод укладки подобранного материала.

При применении метода укладки, в котором фигурирует смесь из песка и гравия либо заливка бетонным раствором, немаловажно учитывать все необходимые пропорции ингредиентов, для того чтобы не допустить разрушения в сезон заморозков. Перед тем как начать укладывать отделочный материал, следует установить бордюры. Они бывают бетонными либо из пластика.

Вернуться к оглавлению

Зачастую для декорирования садового участка применяют некоторые дизайнерские задумки.

К примеру, можно сделать различные разветвления садовых дорожек, идеально выровненные газоны или же газоны с высотными перепадами. По всему периметру объекта можно выполнить растительные бордюры, например, из земляники.

Шикарно смотрятся небольшие постройки, цветники вдоль садовых дорожек.

Зачастую дорожки украшают миксбордерами, которые представляют собой рабатки, обладающие довольно большой шириной и имеющие различные формы.

Подобные рабатки необходимо засаживать многолетними цветущими растениями, период цветения у которых протекает в различное время. Желательно, чтобы растения были разного размера.

Технология рабаток такова: на заднем плане следует посадить самые высокие растения, далее среднерослые и ближе – низкорослые и стелющиеся сорта. Если же высадить газон между миксбордером и , то на выходе получится шикарный садовый участок.

Как правило, при создании дорожек применяют пару направлений:

  1. Классическое, или регулярное.
  2. Пейзажное, или ландшафтное.

Дорожки, выполненные в ландшафтном стиле, основаны на натуральных видах природы, на сочетании в их планировке декоративных сортов растений и на применении естественных форм.

Классический же тип является архитектурным, т. е. он основан на сочетании формы и красок разнообразных декоративных растений, а также на получении высокохудожественного эффекта.

Данный стиль зачастую применяется для облагораживания территорий центральных парков, больших садов и скверов в городах.

Строительство дорожек садовых следует тщательно продумывать еще на стадии разработки проекта возведения дома, в этот же момент и нужно определиться с направлением, которое будет лежать в основе будущего строительства.

Это необходимо для того, чтобы удачно расположить сад, дворик; дорожки, которые будут соединять отдельно расположенные элементы садового участка, постройки и т. д.

Садовые дорожки не только являются очень удобным местом передвижения, но и украшением сада.

Вернуться к оглавлению

Мощеные садовые дорожки и укладка плитки тротуарной

Специально для подъездной дороги, как правило, строят мощеные садовые дорожки. Такие дорожки превосходно будут выглядеть и в случае, когда цоколь постройки выполнен из такого материала, как кирпич.

Тротуарную плитку укладывают на выровненные щебеночные, песчаные или бетонные основания, учитывая условия эксплуатации, которые и определяют схему укладки.

Мощеные садовые дорожки дополнят стиль садового участка. Дорожки можно мостить клинкером, или, как его иначе называют, дорожным кирпичом. Клинкер является материалом, обладающим шероховатой поверхностью, толщина его составляет всего 4 см.

Данный материал не входит в разряд недорогих, поэтому применяется для не очень часто. Наиболее популярным материалом является тротуарная плитка.

Толщина каждой плитки колеблется в пределе 4-10 см, а длина 10-28 см, ширина же 9-20 см. Специально для необходимо выбрать плитку толщиной в 6 см, а для подъездов – 8 см.

Сегодня производители предлагают материал самой разнообразной формы и оттенка, а так же материал, покрытый природной крошкой. Поэтому дорожку можно выкладывать из плиток как одного оттенка, так и различных цветовых гамм, делая причудливые узоры.

Для того чтобы уложить плитку, следует использовать смесь из цемента и песка. Порой применяют и щебень в том случае, когда необходимо сделать оформление автомобильной площадки.

При использовании щебня имеется риск того, что дорожка впоследствии просядет. Избежать данной неприятности поможет георешетка.

Но при использовании щебня имеется риск того, что дорожка впоследствии просядет. Избежать данной неприятности поможет георешетка. Ее высота может быть самой различной, и зависит она только от того, какая сила нагрузки предполагается на дорожку.

Георешетки выпускаются песочного, зеленого и черного оттенков. На слой гравия необходимо установить данную решетку и закрепить специально предназначенными для этого клиньями.

Сверху она присыпается слоем из щебня или же камня, а затем следует уложить слой геотекстиля. Последний слой нужен для того, чтобы избежать в дальнейшем вымывания песка. На геотекстиль уложите состав на основе цемента, а уже на него – плитку тротуарную.

Вся дорожно-тропиночная сеть с площадками выносится в натуру в соответствии с проектом и разбивочным чертежом планировки по общепринятым приемам с применением геодезических инструментов и приборов (рис.31, 32).

1. Выносятся трассы основных дорог по их осям с привязкой- к основным базисным линиям по разбивочному чертежу.

2. Проверяются продольные уклоны в соответствии с проектом вертикальной планировки, и закрепляются в натуре точки пересечений дорожек, поворотов и радиусов закруглений, а также переломов рельефа.

3. Проводится комплекс земляных работ по вырезке "корыта" и планировке полотна дорожки в соответствии с требуемыми уклонами.

4. Проверка продольных уклонов поверхности.

5. Затем отбиваются границы сооружений, размечаются в натуре колышками и натягиваемым шпагатом.

6. Важным моментом является создание поперечного профиля дорог. Поперечный профиль небольших дорожек создается вручную с помощью специально вырезанного шаблона из толстой фанеры с заданным профилем. На больших дорогах и аллеях профиль создается с помощью автогрейдера или бульдозера с профильным ножом на отвале. Поперечному двухскатному профилю конструкции придается соответствующий уклон.

Например, при уклоне поверхности 2 %о подъем грунта на 1 м поверхности участка дороги составит 2 см.

7. Все микрорельефные изменения на поверхности полотна выравниваются, строительный мусор выбирается или может быть частично использован при устройстве основания.

8. Поверхность уплотняется моторными катками с проходом от края к середине 5-6 раз по одному следу. Перед уплотнением полотно орошается водой с пропиткой слоя на 5...6 см. Грунтовая поверхность полотна дороги или площадки считается готовой и хорошо укатанной, если тонкие круглые предметы - гвозди, проволока и др. - вытаскиваются из грунта без нарушения его целостности.



После подготовки полотна дорог и площадок проводятся работы по устройству основания и покрытия.

1 Дорожки и площадки с покрытием из бетонных плиток

Конструкции дорожек и площадок с покрытием из плит могут быть:

Усовершенствованными;

Упрощенными.

К усовершенствованным конструкциям относятся прочные конструкции, включающие следующие элементы:

выровненное и утрамбованное основание, слой щебня, толщиной в 5 см- фракции 2... 3 см;

выравнивающий слой из каменных высевок - фракции 0,5... 1 см;

сухая смесь из цемента, песка, гранитных высевок - фракции до 0,5 см,

толщиной до 2 см или жидкий цементный раствор - цементная стяжка;

плитка, распределяемая по поверхности смеси или раствора.

К упрощенным конструкциям относят покрытия из плит, укладываемых на слой песка - "песчаную подушку", - толщиной в 6... 10 см.

Раскладка плит, сам рисунок покрытия определяются проектировщиком и изображаются на рабочих чертежах проекта. Приемы раскладки могут быть весьма разнообразны и зависят от композиционного решения территории. Плитки можно укладывать с расшивкой швов, которые заполняются мелкими бетонными блоками, В ряде случаев швы заполняются растительной землей и засеваются семенами газонных трав, получается своеобразное «газонно-плиточное» покрытие. При устройстве садово-парковых дорожек и площадок из плиток учитывают класс и тип сооружений Основание делается из щебня или чистого песка.

По подготовленному полотну главных аллей выстилается слой щебня, который планируется по уклонам, укатывается катками. По укатанному основанию выстилается слой тощего бетона или це-ментно-песчаной смеси, и по этому слою укладываются плитки (рис. 34). При укладке плиток вручную нижняя сторона плитки смачивается водой и накладывается на поверхность бетона, затем осторожно приводится в нужное положение рукояткой молотка. Поверхность уложенных плит проверяется специальным шаблоном. Особое внимание уделяется заделке швов. Как правило, они заливаются раствором цемента или засыпаются цементно-песчаной смесью. Остатки раствора и смеси необходимо немедленно удалить с поверхности плиток. Плитки небольших размеров укладываются вручную, крупные плиты весом более 50 кг укладываются с помощью специальных приспособлений и механизмов - "захватов".

При устройстве второстепенных дорожек по газону плитки укладываются на песчаную подушку толщиной в 10... 15 см. Плитка втапливается в песок на 2/3 её толщины и "осаждается" деревянным молотком-киянкой. Швы между плитками засыпаются растительной землей и засеваются семенами газонных трав. Вертикальное смещение плиток не должно превышать 1,5 см; осадка плиток производится трамбованием через наложенную доску. Песчаное основание должно иметь боковые упоры из земляной плотно утрамбованной бровки или садового бетонного поребрика. Необходимо обеспечить плотное прилегание плиток при укладке к бровке и друг к другу. Плитки, как правило, укладываются на 2 см выше прилегающей поверхности газона (или вровень с ним).

2 Дорожки и площадки с покрытием из камня, кирпича и дерева

Укладка покрытий по готовому основанию из каменных плит, распиленных машинным способом, кирпича, дерева- торцовые шашки-принципиально не отличается от укладки бетонных плиток. Укладка производится вручную по нивелированному основанию. Основание, в свою очередь, укладывается на хорошо утрамбованный грунт полотна дорожки или площадки. Материалом для основания являются, как указывалось выше, песок или размельченный шлак.

В ряде случаев применима цементно-песчаная смесь. Толщина "подушки" должна быть не менее 10 см. Швы между плитками засыпают песком или смесью. Между плитками возможна прокладка из кирпича-клинкера, укладываемого на ребро. При устройстве покрытий на больших площадках следует тщательно придерживаться проектных уклонов и следить за правильностью укладки плиток, за их подгонкой, осадкой, уплотнением, выравниванием поверхности.

Покрытие из брусчатки делается в той же последовательности, но согласно рисунку - "веер", "сетка" и др.

Покрытие из кирпича создается на песчаной подушке-основании, которое тщательно выравнивается и планируется; делается небольшой уклон для стока воды. Кирпичи укладывают различным рисунком. При укладке кирпичи утрамбовываются. В случае необходимости разрезать кирпич для подгонки следует зубилом: кирпич надрезается со всех четырех сторон, и ударом откалывается необходимая его часть. Швы между кирпичами заполняются слегка влажным песком; лишний песок удаляется с поверхности метлой. В стыках песок утрамбовывается под один уровень с поверхностью.



При больших нагрузках плиты, блоки, бруски укладываются на хорошо спланированное основание из песка, мелкого щебня: фракции не менее 1...2 см; толщина слоя - 10 см. На спланированную поверхность слоя из щебня укладывается слой цементно-песчаной смеси толщиной 3...5 см.

При небольших нагрузках каменное покрытие укладывается на песчаную "подушку" толщиной в 12... 15 см. Верхний слой подушки выравнивается цементно-песчаной смесью 1:10. Покрытие устраивается из окатанной гальки, которая распределяется по слою цементного раствора; толщина песчаной подушки 20 см, слой бетона 5...6 см, слой цементного раствора 2 см.

Торцовые срезы бревен также могут быть применены в качестве оригинального покрытия на небольших участках сада. Такие срезы могут быть различного диаметра. Промежутки между крупными торцами плотно заполняются мелкими и средними торцами. Торцы укладываются обычно на цементную подготовку. Между торцами остаются свободные щели.

Деревянные торцовые покрытия делаются по утрамбованному и ровному слою щебня; в ряде случаев применяют цементную стяжку, расстилая тонкий слой цементного раствора по поверхности. По основанию укладывают торцовые шашки, предварительно пропитанные антисептиком. Швы шириной в 3...6 мм заполняют песком. Песчаная подушка устраивается на хорошо спланированной поверхности земляного полотна толщиной не менее 20 см, слой бетона составляет 5...6 см при марке 300 кг/см2, декоративный слой гравия или гальки - 2...3 см. 5.4.3.

3Дорожки и площадки с покрытием из монолитного бетона

Технологический процесс устройства дорожек и площадок с покрытием из монолитного бетона в принципе не отличается от обычных дорожных работ с применением монолитного бетона.

Основными требованиями являются:

обеспечение четких контуров поверхности замощения путем установки специальной опалубки из дерева или бордюра из бетона;

подготовка щебеночного основания и его выравнивание, укладка бетонной массы, ее распределение по поверхности основания;

выравнивание специальной лопаткой, мастерком или специальной
доской.

После выравнивания поверхность обрабатывается катком с двумя горизонтальными барабанами, имеющими сетчатую фактуру. При укатке грубо выровненного бетона крупные зерна заполнителя вдавливаются вниз, а на поверхности остаются мелкие частицы. В настоящее время применяют различные моторные механизмы, выравнивающие и трамбующие поверхность бетона.

Рисунок наносится на поверхность после того, как с нее испарится влага и пока бетон сохраняет свою пластичность. Для нанесения рисунка используют различные приспособления. После достаточного схватывания бетона поверхность и швы обрабатываются мягкой щеткой. Рисунок можно наносить с помощью различных устройств и получать узоры в виде сочетаний кругов, квадратов, волн и т. п. В ряде случаев монолитный бетон применим с обнаженным заполнителем, в качестве которого используется цветной гравий с зернами в 1...2см в диаметре. Гравий наносится на поверхность бетона, которая предварительно сглаживается лопаткой и мастерком. Как только бетон затвердевает, поверхность затирают специальной доской из магниевого или алюминиевого сплава (или тем же мастерком). Раствор должен полностью обволакивать отдельные зерна заполнителя, не оставляя отверстий на поверхности. После этого раствор удаляется щеткой или струей воды из шланга; сильное обнажение зерен гравия не рекомендуется. Затем поверхность покрытия шлифуется и полируется; температурные и декоративные швы наносятся по поверхности пилой на глубину 2...3 см. В температурные швы могут быть уложены деревянные рейки, которые размещают перед укладкой бетона по основанию. Укладка реек имитирует плиточное покрытие. Декоративную поверхность можно создавать простым вдавливанием цветной гальки в еще не затвердевший бетон, но такое покрытие не является всегда прочным и устойчивым. Цветную гальку можно чередовать с гравием, получая разнообразные участки. Простейшие площадки криволинейной конфигурации с покрытием из монолитного бетона делаются путем разбивки площадки (или дорожки) по чертежу, выемки грунта на заданную глубину, планировки и утрамбовывания полотна (корыта) и заполнения полученной "формы" раствором бетона. В дальнейшем выполняются все вышеуказанные операции.

4 Дорожки и площадки с покрытием из специальных смесей

При устройстве дорожек и площадок с насыпными (набивными) конструкциями "одежды" большое значение придается устройству опорных бровок по границам и контурам. Опорные бровки устраивают строго по шнуру. Бровку устраивают вдоль границ дорожки путем подсыпки валика из растительной земли. Высота валика должна составлять не менее 15 см и может быть увеличена в зависимости от толщины одежды на 5 см и более. Валик земли плотно утрамбовывается, и по его поверхности расстилается лента дерна с наклоном в сторону дорожки или площадки. Вместо опорной бровки из земли устраивается бордюр, или садовый поребрик, из камня, бетона. Для установки бордюра отрывается канавка глубиной 10 см, шириной в 12 см; ложе канавки планируется. По шнуру определяют высотное положение бордюра и затем устанавливают сам бордюр. Пазухи канавки засыпают грунтом, поливают и тщательно утрамбовывают. Швы между поребриками заливают цементным раствором. Опорная линия из поребрика должна быть прямолинейной в горизонтальном и вертикальном положениях. Закругления дорог и площадок плавно обводят поребриком, заполняя при этом образовавшиеся углы цементным раствором. На главных дорожках и площадках производится стационарная установка бордюра - бортового камня. Сначала устраивают канавку глубиной в 25 см. В подготовленную канавку укладывают бетонную смесь- "подушку" - толщиной в 10 см, на которую и устанавливают бордюр, втапливая его в бетонную массу и выравнивая деревянными трамбовками вручную. Швы между бордюрными изделиями заливают цементным раствором, а в основание добавляют бетонную массу, уплотняя ее. После установки бордюра и подготовки полотна (см. выше) по поверхности рассыпается слой щебня. Слой щебня выравнивается в соответствии с поперечным и продольным профилем дорожки. Спрофилированную поверхность увлажняют водой,- 10 л/м2 поверхности- и укатывают катком весом не менее 1,0 т 5-7 раз по одному следу от краев к середине с перекрытием каждого следа на 1/3. Первой укаткой достигается "обжимка" россыпи, и обеспечивается устойчивое положение щебня. Вторая укатка придает основанию жёсткость за счет взаимного "заклинивания" щебенки. При третьей укатке происходит образование плотной корки на поверхности: мелкие фракции щебня "расклинивают" и закрывают отверстия и поры. Толщина уплотняемого слоя щебня не должна превышать 15 см. Щебеночное основание считается подготовленным, когда не происходит какой-либо подвижности частиц щебня по поверхности, а брошенный кусок щебенки под вальцы катка раздавливается. На подготовленное основание наносится слой специальной смеси по установленному рецепту и разравнивается по шаблонам в соответствии с поперечным профилем и продольным уклоном дорожки; покрытие увлажняется водой,- 10 л/м2 поверхности,- а затем, после подсыхания влаги, укатывается катком до 1,5 т весом 5-7 раз по одному следу до достижения плотности покрытия, упругости и эластичности его поверхности. Песчано-гравийные и грунтоцементные смеси укладываются по заранее подготовленному и спрофилированному грунтовому основанию. Полотно основания предварительно подлежит мелкому рыхлению, или фрезерованию, и по нему рассыпаются указанные смеси. После этих операций производятся профилирование полотна и последующая укатка. Эксплуатацию готовых дорожек и площадок рекомендуется начинать через 3-5 дней.

5 Дорожки и площадки с комбинированными покрытиями

Устройство дорожек и площадок с комбинированными типами покрытий требует знания структурных и механических качеств материалов, из которых состоят данные покрытия. В соответствии с их особенностями производятся устройство оснований и укладка элементов покрытия. Необходимо стремиться к такому подбору материалов, составляющих комбинированное покрытие, при котором можно было бы принять общую конструкцию основания и одинаковый способ укладки. Для покрытия из каменных и бетонных плит при правильном подборе технических характеристик и размеров можно сделать одно основание и использовать одну технику укладки. Для каждого типа покрытия необходимо соблюдать соответствующую технологию или для общего основания выбрать ту конструкцию, которая имеет наиболее высокие показатели прочности; в противном случае покрытие быстро деформируется и разрушается.

6 Спортивные площадки

К спортивным площадкам относят:

футбольное поле;

площадки для волейбола, баскетбола;

городков;

занятий гимнастикой.

Выбор покрытий для спортивных площадок зависит от их размера и назначения. Под площадки отводят сухие, проветриваемые и инсолируемые участки. Все уклоны поверхности должны способствовать беспрепятственному сбросу поверхностных атмосферных осадков. Чтобы верхний мягкий покров спортивных площадок не пылил и содержался постоянно в оптимально влажном состоянии, необходимо прокладывать водопровод для полива поверхности площадок. Для заливки катка на зиму водопровод закладывается ниже глубины промерзания почвы. Размещение спортивных сооружений в садах и парках должно соответствовать их назначению, местоположению и способствовать формированию архитектурного облика всего объекта с учетом климатических и местных условий. Площадки и поля для спортивных игр, как правило, располагаются в соответствии с ориентацией по сторонам света. Длинная ось площадки размещается по меридиану или с отклонением на 15...20°. Конструкции спортивных площадок состоят из многослойной «одежды» и специального оборудования. Одежда состоит из земляного полотна, основания из нескольких несущих слоев различных по назначению материалов или сочетаний из них и верхнего покрова из специальной смеси инертных, вяжущих и нейтральных материалов (рис. 36). Обязательными для спортивных плоскостных сооружений являются инженерные сети, способствующие правильной эксплуатации и быстрому восстановлению верхнего покрова при любых климатических условиях. Это, прежде всего, дренаж с элементами ливневой канализации, поливочный водопровод и освещение. Покрытия должны иметь ровную и нескользкую поверхность, не намокающую при переувлажнении, не пылящую в сухое время года. В условиях маловодопроницаемых подстилающих грунтов по границам площадок и полей закладывают кольцевой дренаж, состоящий из собирательных дрен и водоприемных колодцев. «Тело» собирательных дрен может быть трубчатым с заполнением канав инертными материалами или просто заполнено инертными материалами различных фракций.

Водоприемные колодцы могут быть бетонными с передачей вод в канализационную сеть или просто заполнены материалами, поглощающими и переправляющими воду через водоносные слои.

Технология строительства простейших площадок в садах и парках включает следующие основные вопросы:

определение строительных размеров площадки;

устройство основания - корыта с устройством поверхностного водоотвода и кольцевого собирательного дренажа;

при маловодопроницаемых грунтах- подготовка подстилающего слоя из дренирующих и фильтрующих среднезернистых материалов или упруговлагоемкого слоя, способного не только задерживать влагу, но и транспортировать ее по отметкам водоотвода;

послойное устройство среднего промежуточного слоя из инертных материалов;

нанесение изоляционного слоя из упруговлагоемких материалов;

укладка верхнего покрова из специальной смеси;

установка специального оборудования и горизонтальная разметка спортивной площадки.

Строительство спортивных площадок начинают с выноса размеров площадок с помощью разбивочного чертежа и нивелира, обозначения в натуре углов или характерных точек, забивкой металлических трубок на глубину до 80 см.

После этого устраивают основание - «корыто» и организуют поверхностный водоотвод с обязательным учетом состава грунтов основания. При наличии в основании песчаных или легких суглинистых грунтов, являющихся хорошими проводниками влаги, дренаж территории не предусматривается. Наличие водоупорного слоя в основании - глины, тяжелых или средних суглинков- создает необходимость в устройстве водопроводящих дрен и поглощающих колодцев. В этом случае подстилающие грунты предварительно рыхлят фрезой для придания им пористости. Нижний упруговлагоемкий слой получает влагу через подстилающие слои одежды и часть ее аккумулирует, а часть направляет по уклону в во-допроводящие дрены и в последующем - в поглощающие колодцы. Тело водоотводной дрены и поглощающего колодца состоит из инертных материалов разной крупности. Материалы укладываются послойно, с уменьшением фракций каждого материала снизу доверху. Более сложное тело кольцевого дренажа может состоять из трубопроводных дрен и железобетонных сборных колодцев: без дна- поглощающих; с дном- собирательных.

Отвод воды из собирательных колодцев производится через трубопроводы в ливневую канализацию (см.рис.). Укладку упруговлагоемкого слоя начинают после выполнения всех работ по устройству дренажа и подготовке основания. По границам площадки устанавливается облегченный бетонный поребрик или деревянная опалубка размером 10x15 см высотой, равной толщине всех слоев конструкции. Поребрик устанавливается на цементном растворе. Опалубка устраивается из обрезных антисептированных досок размером 20 х 120 см и толщиной 4 см. Доски укладывают «на ребро» и прибивают гвоздями к приколышам, которые предварительно забивают в грунт на расстоянии не менее 1 м друг от друга. Длина приколышей составляет 30...40 см, толщина 8... 10 см, нижняя часть должна быть заострена. Приколыши забивают в грунт по внешней стороне площадки, после чего к ним крепят доску. Опалубка или поребрик по границам площадки позволяют сохранить четкие линии границ и удержать слои одежды от расползания. На тщательно спланированное и укатанное основание укладывают упруговлагоемкий слой толщиной 8...10 см (в плотном укатанном состоянии) в два приема. Упруговлагоемкий слой поливают и укатывают катком массой до 2 тонн. Укатку производят с проходом катка не менее 5-6 проходов по одному следу. Чтобы смоченный материал при укатке не прилипал к вальцам катка, на него укладывают слой в 1...2 см инертных материалов (мелкого щебня, фракцией в 2 мм) среднего промежуточного слоя. При расчете потребности в материалах для упруговлагоемкого слоя учитывать их значительное уплотнение - до 50...55 %. Средний промежуточный слой из инертных материалов раскладыва-ется по упруговлагоемкому слою. Он состоит из щебня марки М-800. Толщина слоя 10... 12 см, фракция зерен 20...35 мм. Слой тщательно разравнивают с приданием ему проектных уклонов. Поверхность обильно поливают водой из расчета 10... 12 л/м и уплотняют катками массой 3... 5 тонн с проходом 5~7 раз по одному месту. Слой считается подготовленным, если при проходе катка на поверхности слоя не появляются «волны» и положенная на него щебенка более мягких пород давится катком. Следующий слой - изоляционный. Изоляционный слой укладывают толщиной 4 см в плотном теле из упруговлагоемких материалов. Его составляющими являются специальные смеси для верхних покрытий спортивных площадок. Рекомендуемые конструкции для покрытий теннисных кортов (опыт Санкт-Петербурга) Основание корта - уплотненный грунт; Верхнее покрытие, толщиной 4 см, из спецсмеси: глина-порошок -45 %; клинкер молотый - 45 %; известь-пушонка - 10 ; Упругий слой из лигнина, толщина 1 см; Известняковый щебень (фракция 10...20 мм), толщина 2 см; Гранитный щебень (фракция 20...40 см), толщина 13 см; Песок крупнозернистый, толщина 5 см.Покрытие поливают путем «дождевания», прикатывают катком массой 2 т с проходом по одному месту 2-3 раза. Для предупреждения прилипания к вальцам катка поверхность посыпают тонким слоем каменной крошки. Укладка верхнего покровного слоя (специальной смеси) является ответственной частью создания площадки. Покров должен обладать высоким качеством, поэтому материалы для него подбирают по одному из рекомендуемых рецептов с учетом гранулометрического состава смеси:

фракции 2... 4 мм-18..,23%

0,05...2мм-47...52%

0,002...0,05мм-18...23 96%

0,002мм- 6...7%

В настоящее время для футбольных полей разработаны искусственные типы покрытий из синтетических * материалов, заменяющие спортивные газоны из злаковых трав.

В таких местах, как парки, сады, скверы и просто участки около собственных домов устройство дорожек и площадок является обязательным элементом как декора, так и комфорта. Современная садово-парковая классификация предусматривает наличие нескольких классов парковых дорожек в зависимости от их назначения. При этом каждый класс имеет свои особенности устройства.

На сегодняшний день существует и универсальная технология, позволяющая в общем виде благоустраивать дорожки и площадки любого класса.

Подготовка к укладке

Для начала необходимо определиться с размером дорожки или площадки. Это поможет точно определить, сколько необходимо будет укладочного материала. После чего выравниваем участок, на котором непосредственно будет площадка или дорожка. Сделать это можно с помощью обыкновенного катка, но если грунт совсем плохой – с помощью бульдозера. Затем определяемся с материалом: самым дешевым и быстрым вариантом будет выбор тротуарной плитки. А так как плитка тоже бывает разная, отдайте предпочтение плитке из натурального камня. Ее срок службы для парковых площадок самый продолжительный, тем более такая плитка нескользкая в дождевую погоду и в морозные дни. Теперь подготовьте основу для кладки.

Оптимальный вариант – песок и щебень мелкой фракции. Больше ничего для основы не нужно, если грунт, где будет площадка, нормальный. Однако при проседающем или слишком глинистом грунте лучше всего поверх основы залить поверхность бетонной стяжкой. Это даст возможность в будущем держаться плиткам более надежно и не смещаться.

Вернуться к оглавлению

Разметка территории

Переходите к разметке. Для начала на ватмане начертите план участка с точным указанием всех размеров и четким расположением парковых дорожек и площадок относительно других объектов. После завершения сделайте на участке пометки согласно плану. Здесь вам на помощь придет строительная рулетка, веревка и маленькие колышки. Желательно колышки втыкать в землю как можно устойчивее, так как за 1 день вы никак не закончите работу, а погода может со временем поменяться и разрушить все пометки. После окончания разметки пройдитесь несколько раз по дорожке или площадке, чтобы окончательно убедиться в ее удобстве. Если все вас устраивает, тогда переходите к следующему этапу – подготовке основания. А если вам не совсем комфортно, то пересмотрите план еще раз и по возможности откорректируйте его.

Вернуться к оглавлению

Работа с профилем

Теперь необходимо сделать профиль под площадку. Здесь самым важным моментом является правильный расчет глубины. Идеальная глубина профиля должна составлять 28 см плюс высота плитки. В такой глубине учтены уже песок, щебень и стяжка. Этого расчета будет вполне достаточно, если площадка или дорожка устраивается уже в освоенном парке или саду с готовыми газонами. Когда газон и клумбы только предполагается обустраивать, то профильная глубина составит: 28 см плюс высота плитки и минус толщина газонного дерна.

Обычно толщина дерна составляет примерно 15 см, поэтому глубина профиля будет составлять 13 см + высота укладочной плитки. Учитывайте и то, что при устройстве профиля в процессе выкапывания будет достаточно много грунта, который большинство предпочитают вывозить за пределы участка. Гораздо рациональнее будет его использовать в своих целях: засыпать ямки, сделать клумбу или альпийскую горку, или же использовать в качестве грунта для комнатных растений, если вырытая земля достаточно плодородна. К тому же это позволить вам сэкономить на услугах трактора.

Вернуться к оглавлению

Устройство основания

Виды укладки садовых дорожек. Для различных садовых дорожек может быть различное основание.

При устройстве основания парковых дорожек вы для себя должны четко решить: ограничиться песком и гравием или сделать дополнительно стяжку из бетона. Для этого лучше немного больше потратиться и нанять опытного геодезиста, чтобы он посоветовал вам, как поступить лучше. Но если у вас достаточно средств и времени в запасе, то лучше сделайте дополнительно стяжку: это обеспечит долголетие объекта и защитит дорожку от возможного проседания почвы. Прокладывание основного слоя Итак, приступаем к работе с основанием. Технология работы над основанием заключается в том, что на ровную и сухую (или слегка влажную) землю равномерным слоем укладывается мелкофракционный щебень. Высота основания из щебня должна составлять примерно 15 см.

Поверх щебня засыпается слой сухого песка (10 см). Очень важно, чтобы песок был именно сухой, так как в мокром виде он несколько меняет свою фактуру и не ложится идеально ровно на щебень. Еще лучший вариант, когда между щебнем и песком вы проложите специальное текстильное волокно. Приготовление стяжки На следующий день, когда эти 2 слоя слегка улягутся и уплотнятся друг к другу, засыпьте поверхность тонким слоем сухой стяжки. Или же, как оптимальный вариант, замесите в виде обыкновенного раствора цементную стяжку и нанесите ее около 3 см высотой на песок. Делать это нужно очень аккуратно, используя уровень и натянутую нить, так как образовавшиеся перекосы исправить будет очень тяжело, когда стяжка высохнет. Минимум 2 суток ждите высыхания стяжки.

Дорожно-тропиночная сеть служит направлением пути, при этом соединяет зоны участка, а также служит дополнительным дренажом для всего участка.

При создании дорожек и площадок необходимо учитывать следующие моменты:

Дорожки и площадки должны быть безопасными в любое время года, при любых погодных условиях;
- ширина должна быть не менее 60 см;
- тип мощения зависит от их назначения;
- с дорожного покрытия должен быть организован водоотвод;
- тыльная сторона мощение должно иметь боковой упор;
- строительство дорожно-тропиночной сети должно производиться, согласно разработанному проекту и с соблюдением общестроительных норм и правил.

Дорожки и площадки могут иметь не жесткое и жесткое покрытие.

Не жесткое покрытие имеют дорожки и площадки, у которых финишное покрытие сделано из сыпучих материалов. К таким материалам относятся: щебень фр. 5-20 мм, отсев, каменная и гранитная крошка, галька, декоративная щепа. Дорожки и площадки с не жестким покрытием требуют постоянного ремонта и ухода за собой. Их делают в основном в лесных зонах, парках, скверах, на детских площадках, в зонах декоративного огорода.
Жесткое покрытие имеют дорожки и площадки, сделанные из природного либо искусственного камня, бетона, асфальтобетона, резиновой крошки, тротуарной плитки, деревянных настилов. Такие дорожки более практичны в эксплуатации, требуют меньшего ухода за собой, более долговечны, но при этом в уходе и содержании есть свои особенности.

Все дорожки и площадки должны иметь продольный и поперечный профиль. Он служит для естественного стока воды. Профиль дорожки должен быть выпуклым по отношению к поверхности почвы. Дорожки и площадки могут быть двухпрофильные (имеющие приподнятую середину и уклоны вправо и влево) или однопрофильные (с уклоном в одну сторону, когда один край выше другого). Продольный и поперечный уклон должен составлять 1см на 1 м, допускается применять минимальные уклоны, которые составляют 0,5 см на 1 м.

Работы по устройству дорожек и площадок можно разделить на 2 этапа: подготовка основания и устройство финишного покрытия. Подготовка основания включает в себя выборку грунта до твердого основания, в случае если выборку необходимо сделать больше чем высота запроектированного пирога, то в этом случае необходимо увеличить слой засыпки по песку. На дно корыта укладывается геотекстиль, потом делается песчано-щебеночная подушка, с послойным уплотнением виброплитой. Высота песчано-щебеночной подушки зависит от типа почв на участке и назначения дорожки или площадки. При этом ширина корыта и песчано-щебеночной подушки должна быть на 10 см больше с каждой стороны, чем финишное покрытие.

Устройство финишного покрытия включает в себя засыпку сыпучего материала на дорожках с не жестким покрытием и укладку камня, плитки, бетона и др. материалов предназначенных для жесткого покрытия.
Все дорожки и площадки по функциональному назначению делятся на: пешеходные, автомобильные, спортивные и детские. Отличаются они между собой в основном назначением, степенью нагрузки, толщиной пирога, а также финишным покрытием. Технологии производства работ при устройстве пешеходных, спортивных и детских площадок одинаковые.

Устройство пешеходных дорожек и площадок

Технология производства работ по устройству пешеходных дорожек и площадок из сыпучих материалов:

1. Разбивка территории.









11. Уплотнение виброплитой m=220 кг или ручной трамбовкой
12. Устройство финишного слоя из сыпучего материала- 5-10 см.
13. Уплотнение виброплитой m=220 кг или трамбовкой.

Технология производства работ по устройству пешеходных дорожек и площадок из тротуарной плитки или брусчатки:

1. Разбивка территории.
2. Отбивка вертикальных отметок.
3. Выемка грунта до твердого основания.
4. Уплотнение основания виброплитой m=220 кг или ручной трамбовкой.
5. Укладка геотекстиля плотностью 120 гр./м2.
6. Устройство песчаного основания (песок крупнозернистый намывной)-20 см.
7. Уплотнение виброплитой m=220 кг или ручной трамбовкой.
8. Устройство щебеночного основания (щебень гранитный фр. 20-40 мм)- 15см.
9. Уплотнение виброплитой m=220 кг или ручной трамбовкой.
10. Расклинцовка щебеночного слоя (отсев или щебень гранитный фр. 2-5 мм)- 5 см (как слой в толщине пирога не учитывается).


13. Устройство цементно-песчаного слоя - 3-7 см.
14. Укладка тротуарной плитки или брусчатки (плитка или брусчатка толщиной 4-8 см).

Технология производства работ по устройству пешеходных дорожек и площадок из гранитной брусчатки или клинкерного кирпича:

1. Разбивка территории.
2. Отбивка вертикальных отметок.
3. Выемка грунта до твердого основания.
4. Уплотнение основания виброплитой m=220 кг или ручной трамбовкой.
5. Укладка геотекстиля плотностью 120 гр./м2.
6. Устройство песчаного основания (песок крупнозернистый намывной)-20см.
7. Уплотнение виброплитой m=220 кг или ручной трамбовкой.
8. Устройство щебеночного основания (щебень гранитный фр. 20-40 мм)- 15см.
9. Уплотнение виброплитой m=220 кг или ручной трамбовкой.
10. Расклинцовка щебеночного слоя (отсев или щебень гранитный фр. 2-5 мм)- 5 см (как слой в толщине пирога не учитывается).
11. Уплотнение виброплитой m=220 кг или ручной трамбовкой.

13. Укладка клинкерного кирпича или гранитной брусчатки (клинкерный кирпич или гранитная брусчатка – толщина 4-8 см).

15. Прометание швов песком (песок крупнозернистый намывной).

Технология производства работ по устройству пешеходных дорожек и площадок из природного или искусственного камня на раствор:

1. Разбивка территории.
2. Отбивка вертикальных отметок.
3. Выемка грунта до твердого основания.
4. Уплотнение основания виброплитой m=220 кг или ручной трамбовкой.
5. Укладка геотекстиля плотностью 120 гр./м2.
6. Устройство песчаного основания (песок крупнозернистый намывной)-20 см.
7. Уплотнение виброплитой m=220 кг или ручной трамбовкой.
8. Устройство щебеночного основания (щебень гранитный фр. 20-40 мм)- 15см.
9. Уплотнение виброплитой m=220 кг или ручной трамбовкой.
10. Расклинцовка щебеночного слоя (отсев или щебень гранитный фр. 2-5 мм)- 5 см (как слой в толщине пирога не учитывается).
11. Уплотнение виброплитой m=220 кг или ручной трамбовкой.
12. Приготовление раствора (цемент M400, песок крупнозернистый намывной, вода в соотношении 1:3:1-1,5 в зависимости от влажности песка).
13. Укладка природного или искусственного камня на раствор (толщина камня 4 см - 10 см).

Технология производства работ по устройству пошаговых пешеходных дорожек и площадок из булыжных спилов и бетонных плит:

1. Разбивка территории.
2. Отбивка вертикальных отметок.
3. Раскладка плит или булыжных спилов.
4. Точечная выемка грунта до твердого основания (под каждый спил или плиту отдельно).
5. Уплотнение основания виброплитой m=220 кг или ручной трамбовкой.
6. Укладка геотекстиля плотностью 120 гр./м2.
7. Устройство песчаного основания (песок крупнозернистый намывной)-15см.
8. Уплотнение виброплитой m=220 кг или ручной трамбовкой.
9. Устройство щебеночного основания (щебень гранитный фр. 20-40 мм)- 15см.
10. Уплотнение виброплитой m=220 кг или ручной трамбовкой.
11. Расклинцовка щебня отсевом или песком (отсев гранитный, песок крупнозернистый намывной)- 5 см (как слой в толщине пирога не учитывается).
12. Укладка булыжных спилов или бетонных плит.
13. Устройство газона в швах между плитами.

Технология производства работ по устройству пошаговых пешеходных дорожек и площадок из индийского песчаника и бетонных плит на раствор:

1. Разбивка территории.
2. Отбивка вертикальных отметок.
3. Выемка грунта до твердого основания.
4. Уплотнение основания виброплитой m=220 кг или ручной трамбовкой.
5. Укладка геотекстиля плотностью 120 гр./м2.
6. Устройство песчаного основания (песок крупнозернистый намывной)-15см.
7. Уплотнение виброплитой m=220 кг или ручной трамбовкой.
8. Устройство щебеночного основания (щебень гранитный фр. 20-40 мм)- 15см.
9. Уплотнение виброплитой m=220 кг или ручной трамбовкой.
10. Приготовление раствора (цемент M400, песок крупнозернистый намывной, вода в соотношении 1:3:1-1,5 в зависимости от влажности песка).
11. Укладка индийского песчаника или бетонных плит на раствор.
12. Выборка щебня из швов между песчаником и плитами- 10-12 см.
13. Засыпка плодородного грунта в швы дорожки или площадки- 10-12 см.
14. Уплотнение плодородного грунта с помощью ручной трамбовки.
15. Перемешивание семян газонных трав с плодородным грунтом в соотношении 1:1.
16. Засыпка семян с грунтом в швы полотна дорожки – 1 см.
17. Уплотнение семян с грунтом ручной трамбовкой.
18. Полив.

Технология производства работ по устройству пешеходных дорожек и площадок из резиновой крошки:

1. Разбивка территории.
2. Отбивка вертикальных отметок.
3. Выемка грунта до твердого основания.
4. Уплотнение основания виброплитой m=220 кг или ручной трамбовкой.
5. Укладка геотекстиля плотностью 120 гр./м2.
6. Устройство песчаного основания (песок крупнозернистый намывной)-20 см.
7. Уплотнение виброплитой m=220 кг или ручной трамбовкой.
8. Устройство щебеночного основания (щебень гранитный фр. 20-40 мм)- 15см.
9. Уплотнение виброплитой m=220 кг или ручной трамбовкой.
10. Расклинцовка щебеночного слоя (гранитный отсев)- 5 см (как слой в толщине пирога не учитывается).
11. Уплотнение виброплитой m=220 кг или ручной трамбовкой.
12. Устройство финишного слоя из резиновой крошки- 3-5 см.

Устройство автомобильных дорожек и площадок.

Технология производства работ по устройству дорожек и площадок под автомобили массой до 1,5 тонн из сыпучих материалов:

1. Разбивка территории.
2. Отбивка вертикальных отметок.
3. Выемка грунта до твердого основания.



7. Уплотнение виброплитой m=220 кг или ручной трамбовкой.


10. Расклинцовка щебеночного слоя (отсев или щебень гранитный фр. 2-5 мм)- 5 см (как слой в толщине пирога не учитывается).

12. Устройство финишного слоя из отсева - 5-10 см.
13. Уплотнение виброплитой m=320 кг.

Технология производства работ по устройству дорожек и площадок под автомобили массой до 1,5 тонн из тротуарной плитки или брусчатки:

1. Разбивка территории.
2. Отбивка вертикальных отметок.
3. Выемка грунта до твердого основания.
4. Уплотнение основания виброплитой m=320 кг.
5. Укладка геотекстиля плотностью 160 гр./м2.
6. Устройство песчаного основания (песок крупнозернистый намывной)-30 см.


9. Уплотнение виброплитой m=320 кг.
10. Расклинцовка щебеночного слоя (отсев или щебень гранитный фр. 2-5 мм)- 5 см (как слой в толщине пирога не учитывается).
11. Уплотнение виброплитой m=320 кг или ручной трамбовкой.
12. Приготовление цементно-песчанной смеси (песок крупнозернистый намывной, цемент М400, в соотношении 1:4) .
13. Устройство цементно-песчаного слоя или слоя из отсева – 5-7 см.
14. Укладки тротуарной плитки или брусчатки (плитка или брусчатка толщиной 8-10 см).
15. Уплотнение виброплитой m=20 кг.
16. Проментание швов песком или ЦПС (песок крупнозернистый намывной, цемент М 400).

Технология производства работ по устройству дорожек и площадок под автомобили массой до 1,5 тонн из гранитной брусчатки или клинкерного кирпича:

1. Разбивка территории.
2. Отбивка вертикальных отметок.
3. Выемка грунта до твердого основания.
4. Уплотнение основания виброплитой m=320 кг.
5. Укладка геотекстиля плотностью 160 гр./м2.
6. Устройство песчаного основания (песок крупнозернистый намывной)-30см.
7. Уплотнение виброплитой m=320 кг.
8. Устройство щебеночного основания (щебень гранитный фр. 20-40 мм)- 30см.
9. Уплотнение виброплитой m=320 кг.
10. Расклинцовка щебеночного слоя (отсев или щебень гранитный фр. 2-5 мм)- 5 см (как слой в толщине пирога не учитывается).
11. Уплотнение виброплитой m=320 кг.
12. Устройство подстилающего слоя из отсева 5-8 см.
13. Укладки клинкерного кирпича или гранитной брусчатки (клинкерный кирпич или гранитная брусчатка – толщина 6-10 см).
14. Уплотнение виброплитой m=20 кг.
15. Проментание швов песком (песок крупнозернистый намывной).

Технология производства работ по устройству дорожек и площадок под автомобили массой до 1,5 тонн из природного или искусственного камня на раствор:

1. Разбивка территории.
2. Отбивка вертикальных отметок.
3. Выемка грунта до твердого основания.
4. Уплотнение основания виброплитой m=320 кг.
5. Укладка геотекстиля плотностью 160 гр./м2.
6. Устройство песчаного основания (песок крупнозернистый намывной)-30 см.
7. Уплотнение виброплитой m=320 кг.
8. Устройство щебеночного основания (щебень гранитный фр. 20-40 мм)- 15см.
9. Уплотнение виброплитой m=320 кг.
10. Расклинцовка щебеночного слоя (отсев или щебень гранитный фр. 2-5 мм)- 5 см (как слой в толщине пирога не учитывается)
11. Уплотнение виброплитой m=320 кг.
12. Приготовление раствора (цемент M400, песок крупнозернистый намывной, вода в соотношении 1:3:1-1,5 в зависимости от влажности песка)
13. Укладка природного или искусственного камня на раствор (толщина камня 8 см - 10 см).
14. Затирка или прометание швов (затирка для камня или песок крупнозернистый намывной).

Технология производства работ по устройству дорожек и площадок под автомобили массой до 3 тонн из тротуарной плитки или брусчатки на бетон:

1. Разбивка территории.
2. Отбивка вертикальных отметок.
3. Выемка грунта до твердого основания.

5. Укладка геотекстиля плотностью 160 гр./м2.
6. Устройство песчаного основания (песок крупнозернистый намывной)-30 см.

8. Устройство щебеночного основания (щебень гранитный фр. 20-40 мм)- 30 см.

10. Расклинцовка щебеночного слоя (отсев или щебень гранитный фр. 2-5 мм)- 5 см (как слой в толщине пирога не учитывается).

12. Армирование (берется арматура d=12 мм, вяжется объемная сетка с размерами ячеек 12*12 см).
13. Установка опалубки.
14. Устройство деформационных швов.
15. Заливка бетона М300.
16. Демонтаж опалубки.
17. Приготовление цементно-песчанной смеси (песок крупнозернистый намывной, цемент М400, в соотношении 1:4).
18. Устройство цементно-песчаного слоя или слоя из отсева – 5-7 см.
19. Укладки тротуарной плитки или брусчатки (плитка или брусчатка толщиной 8-10 см).
20. Уплотнение виброплитой m=20 кг.
21. Проментание швов песком или ЦПС (песок крупнозернистый намывной, цемент М 400).

Технология производства работ по устройству дорожек и площадок под автомобили массой до 3 тонн из асфальтобетона:

1. Разбивка территории.
2. Отбивка вертикальных отметок.
3. Выемка грунта до твердого основания.
4. Уплотнение основания виброплитой m=600 кг.
5. Укладка геотекстиля плотностью 160 гр./м2.
6. Устройство песчаного основания (песок крупнозернистый намывной)-30 см.
7. Уплотнение виброплитой m=600 кг.
8. Устройство щебеночного основания (щебень гранитный фр. 20-40 мм)- 30 см.
9. Уплотнение виброплитой m=600 кг.
10. Расклинцовка щебеночного слоя (отсев или щебень гранитный фр. 2-5 мм)- 5 см (как слой в толщине пирога не учитывается).
11. Уплотнение виброплитой m=600 кг.
12. Проливание щебеночного основания битумной эмульсией.
13. Укладка пористого асфальтобетона из крупнозернистой щебеночной смеси – 7 см.
14. Уплотнение катком.
15. Укладка плотного асфальтобетона из мелкозернистой щебеночной смеси- 5 см.
16. Уплотнение катком.

Установка бордюрного камня

Бордюрный камень служит ограничительной линией между газоном и полотном дорожек и площадок, а так же защищает край дорожного полотна от разрушения. Он изготовляется из природных каменных пород, гранита, бетона и железобетона.
По назначению условно бордюрный камень делится на садовый бордюр и бортовой камень. Садовый бордюр применяется при устройстве пешеходных дорожек и площадок, а бортовой камень предназначен для устройства проезжей части и площадок под автомобильное покрытие. Отличаются они друг от друга размерами и степенью нагрузки, которую они могут выдержать.
При установке бордюрного камня необходимо сделать песчано-щебеночную подушку с учетом всех уклонов. Борт должен повторять проектный профиль покрытия. Уступы в стыках камней в плане и профиль не допускаются. Швы между камнями должны быть не более 1 см. Сам бордюрный камень должен устанавливаться на бетон марки не ниже М 250. После установки бордюрного камня необходимо сделать бетонные замки, а с тыльной стороны бордюра боковой упор из грунта. Установка бордюрного камня идет параллельно с подготовкой основания под дорожку или площадку.

Технология производства работ по установке бордюрного камня:

1. Разбивка территории.
2. Отбивка вертикальных отметок.
3. Выемка грунта до твердого основания.
4. Уплотнение виброплитой m= 220 кг или ручной трамбовкой.
5. Укладка геотекстиля плотностью 120 гр./м2.
6. Устройство песчаного основания (песок крупнозернистый намывной)-10 см.
7. Уплотнение виброплитой m= 220 кг или ручной трамбовкой.
8. Устройство щебеночного основания (щебень гранитный фр. 20-40 мм)-10 см.
9. Уплотнение виброплитой m=220 кг или ручной трамбовкой.
10. Установка бордюрного камня на бетон (бетон М250, толщина бетонного слоя 10 см).
11. Устройство бетонных замков.
12. Затирка швов раствором.

В роле ограничительных бортов в зонах с пешеходной нагрузкой могут выступать пластиковые бордюры, бордюр из доски и бруса. Они в свою очередь устанавливаются на уплотненное песчаное основание толщиной 10 см и фиксируются специальными шпильками или арматурой d=6-10 мм.

Данный материал является отрывком из готовящейся к публикации книги Елены Русу "Руководство ландшафтными работами. Настольная книга прораба по озеленению и благоустройству".

Елена Русу является руководителем компании