Парацельс - биография, информация, личная жизнь. Парацельс – философ и врач, моральная медицина и этика Парацельса

Парацельс (Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Хоэнхайм, 11 ноября или 17 декабря 1493 - 24 сентября 1541 гг.) был швейцарским врачом, алхимиком, ботаником, астрологом и оккультистом в эпоху немецкого Ренессанса. Он основал дисциплину токсикологии. Он также известен своими революционными взглядами на использование наблюдений природы, вместо поисков в древних текстах, открытым и радикальным отрицанием медицинской практики своего времени. Ему также приписывают то, что он дал название цинку. Современная психология также часто приписывает ему то, что он первым заметил, что некоторые заболевания коренятся в психологической болезни .

... огнем более суровой революции — протестантской Реформацией. Реформация дала миру целый ряд великих медиков и среди них — швейцарца Парацельса , не только выдающегося врача, но и удивительного, необычайного человека. Парацельс преподавал в Базельском университете. Вместо...

Он был упрямой и независимой личностью. Все чаще его посещало чувство разочарования и горечи, когда он подвергался критике, как реформатор.

«Парацельс», что означает «рядом с (в его статусе как врача) Цельсом» или «за Цельсием», относится к римскому энциклопедисту Авлу Корнелию Цельсу, который жил в I веке и славился своим трактатом по медицине.

Наиболее важным наследием ученого, скорей всего, является его критика схоластических методов в науке, медицине и теологии. Хотя эти области отдельно друг от друга не существовали во время его жизни, его отношение к некритическому копированию трудов старых отцов медицины, таких как Авиценна и Аверроэс, без категорического отрицания их явных достоинств, было его первым и главным достижением для независимых и эмпирических подходов к исследованию и обучению. По большей части его теоретические работы не выдерживают современной научной мысли , но его идеи стали основой для более динамичного подхода в медицинских науках.

Биография Парацельса

Парацельс родился и вырос в деревне Айнзидельн в Швейцарии. Его отец Вильгельм Бомбаст фон Хоэнхайм,был швабским (немецким) химиком и врачом. Его мать была из Швейцарии и она, вероятно, умерла, когда он был ребенком. В 1502 г. семья переехала в Филлу, Каринтия, где отец Парацельса работал врачом, занимаясь медицинскими потребностями паломников и жителей монастыря. Он получил глубокое гуманитарное и богословское образование у своего отца, местных священнослужителей и в монастырской школе аббатства Святого Павла в Лаванттале. В возрасте 16 лет он приступил к изучению медицины в университете Базеля, позже переехав в Вену. Он получил докторскую степень в Университете Феррары в 1515 или 1516 г.

Его скитания, как странствующего врача и временами подмастерья шахтера, приводили его в Германию, Испанию, Францию, Венгрию, Данию, Нидерланды, Швецию, Польшу и Россию.

Как медик начала XVI в., Парацельс провел естественное сродство герметической, неоплатонической и пифагорейской философии, которые занимали центральное место в эпоху Возрождения, в мировоззрении, которые иллюстрировали Марсилио Фичино и Пико делла Мирандола. Парацельс отверг магические теории Генриха Корнелия Агриппы и Николя Фламеля в труде «Archidoxes of Magic». Астрология была очень важным элементом медицины Парацельса, и он был практикующим астрологом, как и многие из врачей с высшим образованием, работающих в то время в Европе. Он даже посвятил несколько разделов в своих трудах изготовлению астрологических талисманов для лечения болезней, а также талисманы для каждого знака зодиака. Им также был изобретен алфавит, называемый алфавитом волхвов, для гравировки ангельских имен на талисманах.

Парацельс первым использовал химические вещества и минералы в медицине. Он использовал название «цинк » для элемента цинка примерно в 1526 г., на основе заостренного вида его кристаллов после плавки и старого немецкого слова «zinke» («острый»). Он использовал экспериментирование в изучении человеческого организма . Бытует мнение, что Парацельс также ответственен за создание опиума, и вплоть до XIX в. опиумная настойка была очень распространена. Как врач и медицинский химик, в то время он также резко критиковал практики аптекарей, в которых зачастую не соблюдалась доза. Изучая его тексты, можно понять, что он был сторонником и критиком общего пользования гваякового дерева и морозника.

Парацельс получил репутацию высокомерного человека, и вскоре другие врачи в Европе уже гневались на него. Некоторые даже утверждают, что он был пьяницей. Он занимал кафедру медицины в Базельском университете и работал городским врачом менее года. Он возмущал своих коллег, выступая с лекциями на немецком вместо латыни, чтобы медицинские знания были более доступными для простых людей. Он выступал с нападками на обычные академические учения и публично сжигал медицинские учебники, осуждая некоторых своих предшественников, как шарлатанов и лжецов. Оскорбив своих противников порочными эпитетами из-за спора по поводу платы врача, ему пришлось тайно покинуть Базель, опасаясь наказания суда. Он снова стал бродягой, странствуя по Центральной Европе. В 1530 г. по инициативе медицинского факультета Университета Лейпцига, Городской совет Нюрнберга запретил печатание работ Парацельса.

Парацельс первым использовал химические вещества и минералы в медицине. Его алхимические взгляды заключались в том, что здоровье и болезнь в организме полагались на гармонию человека (микрокосм) и природы (макрокосм). Он принял подход, отличный от того, что использовали до него, используя эту аналогию не в виде очистки души, но таким образом, что люди должны иметь определенные остатки ископаемых в своих телах, и что в некоторых болезнях тела имелись химические средства, которые способны вылечить их.

В результате этого герметичной идеи гармонии, макромир вселенной представлен в каждом человеке как микрокосм. По идеи в то время, в небе было семь планет, на Земле семь металлов и в человеке семь центров (или основных органов) - семь было особым числом. Все было небесным и тесно взаимосвязанным. Парацельс мобилизовал теорию микрокосма-макрокосма, чтобы продемонстрировать аналогию между стремлениями к спасению и здоровьем. Так как люди должны отразить влияние злых духов посредством морали, они также должны уберечься от болезней посредством хорошего здоровья.

Болезни вызваны ядами, попавшими сюда из звезд. Но «яды» не обязательно являются чем-то негативным, отчасти потому, что родственные препараты взаимодействуют, и отчасти потому, что только доза определяет, ядовито ли вещество или нет. Зло может изгнать зло. Таким образом, яды могут оказывать благотворное медицинское действие. Так как во вселенной все было взаимосвязано, полезные медицинские вещества могут быть найдены в травах, минералах и различных химических комбинациях. Парацельс рассматривал Вселенную как один единый организм , насыщенный объединяющим живоначальным духом, а это, в своем целом, включая человека, было «Богом». Его взгляды послужили основой для его противоречий с церковью, для которой обязательно должна была быть разница между Творцом и творениями.

Его работа «Die große Wundarzney» является предвестником антисептики . Это специфическое эмпирическое знание происходит из его личного опыта армейского врача в венецианских войнах.

Исторически не доказано, что он первым применил Laudanum, обезболивающий препарат опиума. Он впервые столкнулся с этим препаратом в ходе предполагаемого визита в Константинополь. Если это предположение является правдой, он был первым врачом, который применил эффективный фармакологический агент против боли , особенно в случае ран, вызванных военной конфронтацией в то время.

Одним из его самых недооцененных достижений было систематическое изучение минералов и целебных сил альпийских минеральных источников. В своих бесчисленные странствиях он попадал в многие области Альп, где такие методы лечения практикуются в менее распространенных масштабах, чем сегодня.

Обобщая свои взгляды, он сказал:

По мнению многих, алхимия предназначена для изготовления золота и серебра. Но для меня, например, это не цель; она нужна мне, чтобы только рассмотреть, что добродетель и сила могут заключаться в лекарствах.

По мнению Гиппократа, болезни вызывал дисбаланс четырех гуморов: крови, мокроты, черной желчи и желтой желчи. Эти идеи получили дальнейшее развитие у Галена в наборе чрезвычайно влиятельных и стойких медицинских убеждений, которые были в обиходе до середины 1850-х гг. Доминирующие виды лечения во времена Парацельса были конкретными диетами, которые помогут в «очищении от разложившихся соков» в сочетании с очищением желудка и кровопусканием, чтобы восстановить равновесие четырех гуморов. Парацельс дополнил и оспорил это мнение посредством своих убеждений, что болезнь была результатом того, что тело подвергается нападению внешних агентов.

Он возражал против чрезмерного кровопускания, говоря, что процесс нарушает гармонию в системе, и что кровь нельзя очистить путем уменьшения ее количества. Во время своего работы в качестве военного хирурга Парацельс получил грубые медицинские знания во времена, когда врачи полагали, что инфекция была естественной частью процесса заживления. Он выступал за чистоту и защиту ран, а также регулирование рациона. Популярные идеи того времени выступали против этих теорий и предлагали наложение швов или гипсовых повязок на раны . Историки сифилитической болезни присваивают Парацельсу признание наследственного характера сифилиса. В его первой медицинской публикации, небольшой брошюре о лечении сифилиса, он написал клиническое описание сифилиса, в котором он утверждал, что его можно лечить при помощи тщательно отмеренных доз ртути.

Главная работа Парацельса «О болезни горняков и других заболеваниях горняков» описывает профессиональные риски металлообработки, включая стратегии лечения и профилактики. Он также написал книгу об организме человека, противоречащую идеям Галена.

Вклад в токсикологию

Парацельс, которого иногда называют отцом токсикологии, писал: «Dosis facit venenum» («Доза делает яд »). Таким образом, вещества, считающиеся токсичными, безвредны в малых дозах, и, наоборот, безвредное обычно вещество может быть смертельным при чрезмерном потреблении.

Вклад в психотерапию

Парацельсу приписывают также предоставление первого клинического/ научного упоминания о бессознательном. В своей работе «Von ден Krankeiten» он пишет: «Таким образом, причиной болезни похотливая хорея является лишь мнение и идея, предположительно, посредством воображения, влияя на тех, кто верит в такие вещи. Это мнение и идея являются источником заболевания у детей и взрослых. У детей причиной также является воображение, основанное не на мышлении, а на восприятии, потому что они что-то видели или слышали. Причина заключается в следующем: зрение и слух настолько сильны, что бессознательно они имеют фантазии о том, что они видели или слышали».

Карл Густав Юнг интенсивно изучал Парацельса. Его работа «Mysterium Conjunctionis» далее вывела алхимическую символику как инструмент психотерапии. Следуя пути Парацельса, Юнг первым предположил, что символический язык алхимии был выражением врожденных, но бессознательных психических процессов.

Обнаружение водорода

Парацельс в начале XVI в. бессознательно наблюдал водород, потому что он отметил, что в реакции, когда кислоты воздействуют на металлы , побочным продуктом был газ. Позже Теодор де Майерн повторил опыт Парацельса в 1650 г. и обнаружил, что газ был воспламенямым. Однако ни Парацельс, ни де Майерн не предложили, что новым элементом может быть водород.

Разное

Многие книги, в которых упоминается Парацельс, также присваивают ему происхождение слова «напыщенный», чтобы описать его часто высокомерный стиль речи, что иллюстрирует следующий отрывок:

Я Теофраст, и я выше тех, с кем вы меня сравниваете, больше, чем тех, кому вы уподобить меня. Я Теофраст, и, кроме того, я monarcha medicorum и я могу доказать вам то, что вы не можете доказать... Мне не нужно надевать кольчугу или щит против вас, потому что у вас нет достаточных знаний и опыта, чтобы опровергнуть даже мое слово... Что касается вас, вы можете защитить свое королевство ползанием на животе и лестью. Сколько, по-вашему, это будет продолжаться... Позвольте мне сказать вам: каждый волосок на моей шее знает больше, чем вы и все ваши книжники, пряжки моей обуви более ученые, чем ваш Гален и Авиценна, а в моей бороде опыта больше, чем в ваших высоких колледжах.

Парацельс в искусстве

  • Парацельсом зовут главного героя книги Марка Олдена «По должен умереть» (1978 г.). В книге ужасный злодей Джонатан переодевается и называет себя доктором Парацельсом.
  • Характер доктора Фауста в «Фаусте» Гете (1808 г.), может быть прослежен до происхождения Парацельса, в частности, его стремление к «сущности жизни» и озабоченность оккультизмом.
  • Парацельс упоминается в поэме Уильяма Блейка «Бракосочетание Неба и Ада».
  • Роберт Браунинг написал поэму, основанную на жизни ученого и озаглавленную «Парацельс» (1835 г.)
  • Артур Шницлер написал о нем стихотворную пьесу «Парацельс» (1899 г.).
  • Эрвин Гвидо Кольбенгейер написал о нем роман-трилогию «Парацельс-Трилогия» (1917-26 гг.).
  • Ученый является главным героем рассказа Хорхе Луиса Борхеса «Роза Парацельса».
  • Немецкий фильм «Парацельс» был снят в 1943 г. режиссером Георгом Вильгельмом Пабстом. Позже Пабст был подвернут резкой критике за то, что снял этот фильм в нацистской Германии, когда все немецкие фильмы того времени были под надзором Геббельса и объектами нацистской пропаганды.
  • Он упоминается во второй главе романа «Франкенштейн» Мэри Шелли вместе с Корнелием Агриппой и Альбертом Великим. Эти три имени также упоминаются в рассказе Натаниэля Готорна «Родимое пятно».
  • В видеоигре Resident Evil 3 компании Capcom электромагнитный рельсотрон назван мечом Парацельса.
  • Во вселенной Гарри Поттера, Парацельс, как и Агриппа, появляется на вкладышах с изображениями сотни известных ведьм и колдунов, продающихся с шоколадными лягушками. В книгах его статуя есть в Хогвартсе.
  • Он главный герой в романе Джесси Буллингтона «Предприятие Смерти».
  • Он упоминается в 92-й главе романа Германа Мелвилла «Моби Дик».
  • Радиопьеса Марка Барратта (1991 г.) «Хвост павлина» посвящена событиям (некоторые фиктивные) в Базеле около 1527 г. Пьеса впервые вышла в эфир на BBC Radio 4-29 апреля 1991 г. с Аланом Говардом в роли Парацельса.
  • В аниме «Стальной алхимик» отчество братьев Элрик Ван-Хоэнхайм. В римейке «Стальной алхимик: Братство» Ван Хоэнхайм получает свое имя после того, как отказался от имени Теофраст Бомбаст, предложенного Гномом из Колбы.
  • Парацельс указан в качестве одного из «многих ирландских героев и героинь древности» в эпизоде «Циклоп» романа Джойса «Улисс».
  • Парацельс занимает видное место в первой части «Корнишской трилогии» Робертсона Дэвиса «Мятежные ангелы».
  • В игре Haunting Ground главного злодея зовут Ауреол.
  • Парацельс оказал существенное влияние на неортодоксальный подход к исцелению, который практиковал доктор Джон Хулла в романе Робертсона Дэвиса «Хитрый человек ».
  • В сериале «Красавица и Чудовище» развратный ученый, который называет себя Парацельсом, является одним из главных злодеев.
  • В романе «Алая буква» Натаниэля Готорна Роджер Чиллингуорс дает Эстер Принн средство, которое, по меньшей мере, «старо, как Парацельс».
  • В книге «Страна корицы» колумбийского писателя Уильяма Оспины Парацельса цитирует один из его учеников, взявшего имя своего господина Теофраст.
  • В романе «Миддлмарч» Джорджа Элиота (2-я книга, 12-я глава) он упоминается как кто-то, кого уже не стоит опровергать.
  • В «Носферату» герой профессор Бульвер описан в титрах как Парацельс.
  • В сериале «Склад 13» Парацельс (его играет Энтони Хэд) был известен как знаменитый алхимик, который был покрыт бронзой агентами Склада 9 за то, что он убил 600 человек, чтобы создать философский камень , который он собирался использовать для получения бессмертия. Бронзу с него сняли, и он стал главным антагонистом в сериале до конца сезона 4 и начала сезона 5.
  • Парацельс - друг эльфа Фей в книге Габриэля Брансдона «Azlander: Second Nature».

Швейцарскому врачу и чернокнижнику Средневековья Филиппу Ауреолу Теофрасту Бомбасту фон Гогенгейму (Philippi Theophrasti Bombast von Hohenheim Paracelsi) была чужда скромность. Например, чтобы дать всем понять, что считает себя равным великому врачу древности Цельсу, он прибавил к его имени греческую приставку («пара» означает «подобный») и назвал себя Парацельсом.

В пасмурный и холодный день 10 ноября 1493 году в маленькой деревушке Мария-Айнзидельн, кантон Швиц, в двух часах ходьбы от Цюриха, родился Парацельс. Его мать — надзирательница богадельни Бенедиктинского аббатства в Айнзидельне - вышла замуж за Вильгельма Бомбаста фон Гогенгейма, врача при этой богадельне. Он принадлежал к старинной дворянской швабской фамилии; был образованным медиком, имел хорошую библиотеку. После замужества она уехала в Виллах, так как по существующим правилам замужняя женщина не могла занимать должность надзирательницы.

Семья Парацельса жила бедно, в детстве он не раз терпел лишения и голод. Ходил ли он в школу, из его автобиографии не ясно. В одном из своих сочинений Парацельс обмолвился, что отец учил его грамоте и разбираться в алхимии. Скорее всего, считают биографы, образование он получил самостоятельно. Парацельс не заботился о книжном образовании, он даже хвалился, что 10 лет не раскрывал книг. Медицинские познания он собирал по крохам, не гнушаясь учиться у старух, умеющих готовить питье для лечения раненых, у цирюльников, цыган и даже палачей приобретал рецепты снадобий, неизвестные университетским ученым. Эти познания позволили ему стать квалифицированным целителем.

В своей книге «О женских болезнях» (первое сочинение по этому вопросу) Парацельс воспользовался знаниями ведьм, женщин, которые были известны как опытные повивальные бабки. В те времена ни одна женщина не шла со своей болезнью к врачу, не советовалась с ним, не доверяла ему своих секретов. Ведьма знала эти секреты более других и была для женщин единственным врачом. Что касается медицины ведьм, то наверняка можно сказать, что они для своих врачеваний в широких размерах пользовались обширной семьей растений, не без основания носящих название «трав-утешительниц».

Питавший большую склонность к преувеличениям самого невероятного характера, Парацельс уверял, будто он основательно изучил все алхимические знания. В 1526 году, явившись в Цюрих, этот экстравагантный холерик изумил горожан не только своей рваной и грязной одеждой, непристойностями и пьянством, но и пространными рассуждениями о магии и своим врачебным искусством. Но нет пророка в своём отечестве. Пришлось уехать в Базель, где в 1527 году с помощью своего гибкого ума, проявившегося на поприще борьбы с болезнями, он получил от муниципалитета должность городского врача.

Вскоре Парацельс претендует на профессорский пост с хорошей оплатой в Базельском университете. Руководство университета выдвинуло ему встречное условие - предъявить диплом и ученую степень. Парацельс требование не выполнил, так как не обладал ни тем ни другим. Рекомендации и протекция муниципалитета помогли Парацельсу обойти эти требования и добиться цели.

Латынь оставалась до середины XIX века международным языком биологии и медицины. На этом языке ученые обязаны были писать научные труды, вести преподавание, дискутировать на научных конференциях. Не знающих латынь не уважали и в ученое общество не допускали. Латинского языка Парацельс не знал, он писал свои сочинения на немецком языке. Поэтому вызвал к себе неприязненное отношение ученого сообщества, считающего его выскочкой. Кстати, его современник, известный французский хирург, вышедший из цирюльников, Амбруаз Паре также нарушал традиции: он писал свои сочинения на разговорном французском языке. Но не только незнание научного языка мешало карьере Парацельса. Кстати, незнание Парацельсом латинского языка исключает факт его обучения в каком-либо университете, что утверждают некоторые авторы.

Чего греха таить, Парацельс не отличался трезвостью и иногда полупьяный читал свои лекции. Это не в последнюю очередь было причиной его резких высказываний. Так, он заявил своим слушателям, что его «башмаки больше смыслят в медицине, чем эти авторитетные врачи древности». За такую непримиримость его прозвали в Германии Какофрастом1 вместо Теофраста, а в Парижском университете - Лютером. «Нет, - восклицает Парацельс, - я не Лютер, я Теофраст, которого в насмешку вы называете в Базеле Какофрастом. Я выше Лютера, он был только богословом, а я знаю медицину, философию, астрономию, алхимию. Лютер не достоин развязывать завязок моих башмаков».

Сблизив химию с медициной, Парацельс, таким образом, явился первым ятрохимиком (от греч. «ятро» - врач), то есть первым врачом, пользующимся химией в своей врачебной деятельности. А.И. Герцен назвал его «первым профессором химии от сотворения мира». Парацельс внес много нового в учение о лекарствах; изучил терапевтическое действие различных химических элементов, соединений. Помимо введения в практику новых химических медикаментов, он пересмотрел и растительные медикаменты, стал выделять и применять лекарства из растений в виде тинктур, экстрактов и эликсиров. Парацельс создал даже учение о знаках природы - «сигнатуре», или «сигна натурале». Смысл его в том, что природа, пометив своими знаками растения, как бы сама указала человеку на некоторые из них. Так, растения с листьями сердцевидной формы - прекрасное сердечное средство, а если лист по форме напоминает почку, его следует использовать при болезнях почек. Учение о сигнатуре просуществовало внутри медицины вплоть до момента, когда из растений стали выделять химические вещества, проявляющие лечебное действие, и тщательно их изучать. Постепенно с развитием химии удалось раскрыть тайны многих растений. Первой победой науки оказалось раскрытие секрета снотворного мака.

В лекарствоведении Парацельс развил новое для своего времени представление о дозировке лекарств: «Все есть яд и ничто не лишает ядовитости. Одна только доза делает яд незаметным». Парацельс использовал минеральные источники для лечебных целей. Он утверждал, что универсального средства от всех болезней не существует, и указывал на необходимость поисков специфических средств против отдельных болезней (например, ртуть против сифилиса). Он указывал, что сифилис (называемый «французской болезнью») иногда осложняется параличами. Взгляды Парацельса не оказали никакого влияния на развитие неврологии, хотя он пытался изучить причины возникновения контрактур и параличей и разработать их терапию. Он лечил золотой микстурой (состав ее неизвестен) параличи, эпилепсию, обмороки. Эпилепсию он лечил также окисью цинка. Минеральными источниками он лечил люмбаго и ишиас.

Новаторство Парацельса проявилось в создании химической теории функций организма. Все болезни, считал он, происходят от расстройства химических процессов, поэтому наибольшую пользу при лечении могут оказать только те лекарства, которые изготовлены химическим путем. Он впервые широко использовал для лечения химические элементы: сурьму, свинец, ртуть и золото. Стоит сказать, что последователь Парацельса Андреас Либавий (1540-1616), немецкий химик и врач, был против крайностей ятрохимического учения Парацельса. В своей книге «Алхимия» (1595 г.) он систематически изложил известные в то время сведения по химии; впервые описал способ получения серной кислоты путем сжигания серы в присутствии селитры, первым дал способ получения четыреххлористого олова.

«Теория врача - это опыт. Никто не станет врачом без знаний и опыта», - утверждал Парацельс и зло высмеивал тех, кто «всю жизнь сидит за печкой, книгами себя окружив, и плавает на одном корабле - корабле дураков». Парацельс отвергал учения древних о четырех соках человеческого тела и считал, что процессы, происходящие в организме, являются процессами химическими. Он сторонился коллег, называя их мокротниками (гумористами), и не соглашался с предписаниями аптекарей. Парацельс выговаривал врачам в присущей ему вызывающей манере: «Вы, изучавшие Гиппократа, Галена, Авиценну, воображаете, что знаете все, тогда как в сущности ничего не знаете; вы прописываете лекарства, но не знаете, как их приготовить! Одна химия может решить задачи физиологии, патологии, терапевтики; вне химии вы бродите в потемках. Вы, врачи всего мира, итальянцы, французы, греки, сарматы, арабы, евреи - все должны следовать за мной, а я не должен следовать за вами. Если вы не пристанете чистосердечно к моему знамени, то не стоите даже быть местом испражнения для собак».

Воинственный Парацельс в знак презрения к прошлому медицины и недоверия к господствовавшим воззрениям прибег к символическому акту: 27 июня 1527 года перед Базельским университетом он сжег произведения Гиппократа, Галена и Авиценны. Вынужденный покинуть Базель, Парацельс ушел, сопровождаемый толпой учеников, считавших, что их кумир владеет философским камнем (Lapis philosophorum). Этому магическому сердцу алхимии приписывали, кроме способности превращения металлов в золото, еще и целебную силу, способность излечивать все болезни. «Красный лев», «магистериум», «великий эликсир», «панацея жизни», «красная тинктура» и прочие титулы, коими нарекли «философский камень» в темных алхимических манускриптах, - нечто большее, чем абсолютный катализатор. Ему приписывались чудесные свойства, сравнимые разве что с проявлением божественной мощи.

Он был призван не только облагораживать или «излечивать» металлы - эманации планетных начал, но и служить универсальным лекарством. Его раствор, разведенный до концентрации так называемого aurum potabile - «золотого напитка», обеспечивал излечение всех хворей, полное омоложение и продление жизни на любой срок. Каждый, таким образом, мог обрести желанное долголетие, оживить мертвеца, проникнуть в сокровенные тайны натуры. Для этого нужно было лишь завладеть «магистериумом». Кроме этого, философский камень понимался символически, как внутреннее преображение, переход души от состояния, в котором преобладает материальное начало, к духовному просветлению, познанию Абсолюта.

О путешествии по Европе Парацельс написал в книге «Большая хирургия» (2 кн., 1536). В 1529 году он явился в Нюрнберг, пытаясь найти работу. Там он прославился бесплатным лечением больных, от которых все отказались. И снова у него случился конфликт с врачами.

До нас дошла история, случившаяся с каноником Корнелием, страдавшим болезнью желудка и обещавшим 100 флоринов избавителю. Парацельс ему помог, но с болезнью прошла и благодарность каноника. Парацельс подал в суд на Корнелия. Воспользовавшись судебной рутиной, Корнелий валил с больной головы на здоровую. Когда же возмущённый неблагодарностью исцеленного Парацельс стал кричать на судей и оскорблять их, суд решил применить к нему репрессивные санкции. Парацельс бежал в Кольмар.

В Чехии все складывалась неудачно. После двух смертей своих пациентов он счел за лучшее удалиться. Вернулся в родной Виллах, где жил его отец. Здоровье Парацельса вследствие неприкаянного образа жизни весьма расстроилось. Говорили, что он поселился в Зальцбурге и вскоре умер, обратившись перед смертью в католическую веру. Случилось это на 48‑м году жизни, 24 сентября 1541 года.

По свидетельству архивариуса Зальцбургского госпиталя, имущество умершего состояло из двух золотых цепей, нескольких колец и медалей, нескольких ящиков с порошками, мазями и химическими приборами и реактивами. Он оставил после себя Библию, Евангелие, а также указатель Библейских цитат. Серебряный кубок он завещал монастырю в Швейцарии, где жила его мать. Кубок до сих пор хранится в этом монастыре. Говорят, что металл кубка создал сам Парацельс. Местному зальцбургскому цирюльнику (в те времена они были и хирургами) он завещал мази и свои книги по медицине.

Мнения ученых относительно теорий Парацельса были чрезвычайно различны: одни считали его реформатором всего научного знания, другие - фанатиком, демагогом, возмутителем спокойствия, кем угодно, но только не реформатором. Однако следует признать, что ни отсутствие скромности, ни эксцентричность Парацельса не затмевают его заслуг: без знаний великих систем древности он создал свою философию и медицину и не случайно причислен к когорте больших ученых всех времен.

Парацельс написал 9 сочинений, но только 3 из них увидели свет при его жизни. Самое полное собрание сочинений Парацельса издано в 1589 году в Базеле в 10 частях. В нем он порицает объяснение естественных явлений влиянием тайных сил и высказывает принцип: молчи, если не можешь найти причину. Поразительно, что, не имея классических знаний, книжной эрудиции, Парацельс тем не менее оказал громадное влияние на медицину своего века, подвергнув критике старые принципы и опровергнув классические авторитеты.

Имя Парацельса стало одним из символов медицины. Медаль Парацельса - высшая награда, которую в ГДР мог получить врач.

Парацельс (лат. Paracelsus), настоящее имя Филипп Авреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм (лат. Philippus Aureolus Theophrastus Bombast von Hohenheim). Родился 21 сентября 1493 года в Эге, кантон Швиц - умер 24 сентября 1541 года в Зальцбурге. Знаменитый швейцарский алхимик, врач, философ, естествоиспытатель, натурфилософ эпохи Возрождения, один из основателей ятрохимии. Подверг критическому пересмотру идеи древней медицины. Способствовал внедрению химических препаратов в медицину. Считается одним из основателей современной науки. Признается величайшим оккультистом средневековья и мудрейшим врачом своего времени.

Изобретённый им самим псевдоним Парацельс означает «превзошедший Цельса», древнеримского энциклопедиста и знатока медицины первого века до н. э. Современники сравнивали деятельность Парацельса с деятельностью , так как, подобно Лютеру в религии, Парацельс был великим реформатором медицинской науки и практики.

Парацельс родился в семье врача, происходившего из старинного, но обедневшего дворянского рода.

Мать работала медсестрой в аббатстве.

Был очень тщедушного вида, большая голова и худенькие кривые ноги.

В семье Парацельс получил прекрасное образование в области медицины и философии. К 16 годам Парацельс знал основы хирургии, терапии и хорошо ориентировался в основах алхимии.

В 16 лет Парацельс навсегда покидает дом и уезжает учиться в Базельский университет. После этого, в Вюрцбурге, у аббата Иоганна Тритемия, одного из величайших адептов магии, алхимии и астрологии, Парацельс изучал древние тайные учения. Университетское образование Парацельс получил в Ферраре, здесь же был удостоен степени доктора медицины.

С 1517 года Парацельс предпринимал многочисленные путешествия и, возможно, являлся предшественником или основателем тайных обществ, которые появляются в XVII веке в Европе, посещал различные университеты Европы, участвовал в качестве медика в военных кампаниях, наведывался в имперские земли, во Францию, Англию, Шотландию, Испанию, Португалию, Скандинавские страны, Польшу, Литву, Пруссию, Венгрию, Трансильванию, Валахию, государства Апеннинского полуострова (ходили слухи, что он побывал в Северной Африке, Палестине, Константинополе, России и в татарском плену).

По свидетельству Ван Гельмонта в 1521 году Парацельс прибыл в Константинополь и получил там Философский камень . Адептом, от которого Парацельс получил этот камень, был, как упоминается в некоей книге «Aureum vellus» (Золотое руно - лат.) (напечатанной в Роршахе в 1598 г.), некий Соломон Трисмозин, или Пфайфер, соотечественник Парацельса. Говорится, что этот Трисмозин обладал также универсальной панацеей; утверждают, что в конце XVII века он был ещё жив: его видел какой-то французский путешественник.

Парацельс путешествовал по придунайским странам и посетил Италию, где служил военным хирургом в имперской армии и принял участие во множестве военных экспедиций того времени.

В своих странствиях он собрал много полезных сведений, причем не только от врачей, хирургов и алхимиков, но и общаясь с палачами, цирюльниками, пастухами, евреями, цыганами, повитухами и предсказателями. Он черпал знания и от великих, и от малых, у ученых и среди простонародья; его можно было встретить в компании погонщиков скота или бродяг, на проезжих дорогах и в трактирах, что послужило поводом для жестоких упреков и поношений, которыми в своей ограниченности осыпали его враги.

Проведя в скитаниях десять лет, то применяя на практике свое искусство врача, то преподавая или изучая, по обычаю тех времен, алхимию и магию, в возрасте тридцати двух лет он возвратился обратно в Германию, где вскоре прославился после нескольких удивительных случаев исцеления больных.

В 1526 г. приобрел право бюргера в Страсбурге, а в 1527 г. по протекции известного книгоиздателя Иоганна Фробена стал городским врачом Базеля. Также в 1527 г. по рекомендации Оксколампадия, городской совет назначил его профессором физики, медицины и хирургии, положив высокое жалование. В Базельском университете он читал курс медицины на немецком языке, что было вызовом всей университетской традиции, обязывавшей преподавать только на латыни.

Его лекции, в отличие от выступлений коллег, не были простым повторением мнений Галена, Гиппократа и Авиценны, изложение которых являлось единственным занятием профессоров медицины того времени. Его учение было действительно его собственным, и он преподавал его невзирая на чужие мнения, заслуживая этим аплодисменты студентов и ужасая своих ортодоксальных коллег тем, что нарушал установленный обычай учить только тому, что можно надежно подкрепить устоявшимися, общепринятыми свидетельствами, независимо от того, было ли это совместимо с разумом и истиной. В 1528 г., в результате конфликта с городскими властями, Парацельс переехал в Кольмар. В это время был почти на 10 лет отлучён от академии.

В 1529 и 1530 гг. посетил Эсслинген и Нюрнберг. «Настоящие» врачи из Нюрнберга ославили его как мошенника, шарлатана и самозванца. Чтобы опровергнуть их обвинения, он попросил городской совет доверить ему лечение нескольких пациентов, чьи болезни считались неизлечимыми. К нему направили несколько больных слоновой болезнью, которых он излечил за короткое время, не прося никакой платы. Свидетельства этого можно найти в городском архиве Нюрнберга.

Парацельс изобрел несколько эффективных лекарств. Одно из его крупных достижений - объяснение природы и причин силикоза (профессиональная болезнь горняков).

В последующие годы Парацельс много путешествовал, писал, лечил, исследовал, ставил алхимические опыты, проводил астрологические наблюдения. В 1530 г. в одном из замков Бератцхаузена он завершил работу над «Парагранумом» (1535).

После непродолжительного пребывания в Аугсбурге и Регенсбурге перебрался в Санкт-Галлен и в начале 1531 г. закончил здесь многолетний труд о происхождении и протекании болезней «Парамирум» (1532). В 1533 г. он остановился в Филлахе, где написал «Лабиринт заблуждающихся медиков» (1533) и «Хроника Картинии» (1535).

В последние годы жизни были созданы трактаты «Философия» (1534), «Потаенная философия» (первое издание осуществлено в переводе на фламандский язык, 1533), «Великая астрономия» (1531) и ряд небольших натурфилософских работ, в их числе «Книга о нимфах, сильфах, пигмеях, саламандрах, гигантах и прочих духах» (1536).

После этого он побывал в Мерене, Каринтии, Крайне и в Венгрии и в итоге осел в Зальцбурге, куда был приглашен герцогом Эрнстом, пфальцграфом Баварским, большим любителем тайных наук. Там Парацельс наконец смог увидеть плоды своих трудов и обрести славу. Наконец-то он может заняться врачебной практикой и писать труды, не заботясь о том, что завтра, быть может, ему придется перебираться в другой город. У него собственный домик на окраине, кабинет и лаборатория.

24 сентября 1541 года, находясь в маленьком номере гостиницы «Белая лошадь» на набережной Зальцбурга, он умер после непродолжительной болезни (в возрасте 48 лет и трёх дней). Был похоронен на кладбище городской церкви св. Себастьяна.

Обстоятельства его смерти до сих пор не ясны, но самые последние исследования подтверждают версию его современников, согласно которой Парацельс во время званого обеда подвергся вероломному нападению бандитов, нанятых кем-то из лекарей, его врагов, и в результате падения на камень проломил череп, что спустя несколько дней и привело к смерти.

Учение Парацельса:

Средневековой медицине, в основе которой лежали теории , и , он противопоставил «спагирическую» медицину, созданную на базе учения . Он учил, что живые организмы состоят из тех же ртути, серы, солей и ряда других веществ, которые образуют все прочие тела природы; когда человек здоров, эти вещества находятся в равновесии друг с другом; болезнь означает преобладание или, наоборот, недостаток одного из них. Одним из первых начал применять в лечении химические средства.

Парацельса считают предтечей современной фармакологии, ему принадлежит фраза: «Всё есть яд, и ничто не лишено ядовитости; одна лишь доза делает яд незаметным» (в популярном изложении: «Всё - яд, всё - лекарство; то и другое определяет доза»).

По мнению Парацельса, человек - это микрокосм, в котором отражаются все элементы макрокосма; связующим звеном между двумя мирами является сила «М» (с этой буквы начинается имя Меркурия). По Парацельсу, человек (который также является квинтэссенцией, или пятой, истинной сущностью мира) производится Богом из «вытяжки» целого мира и несёт в себе образ Творца. Не существует никакого запретного для человека знания, он способен и, согласно Парацельсу, даже обязан исследовать все сущности, имеющиеся не только в природе, но и за её пределами.

Парацельс оставил ряд алхимических сочинений, в том числе: «Химическая псалтирь, или философские правила о Камне Мудрых», «Азот, или о древесине и нити жизни» и др. В одном из этих сочинений употребил термин гном.

Именно он дал название металлу цинку, использовав написание «zincum» или «zinken» в книге Liber Mineralium II. Это слово, вероятно, восходит к нем. Zinke, означающее «зубец» (кристаллиты металлического цинка похожи на иглы).

Санкт-Петербургский Государственный Медицинский Университет

имени академика И.П. Павлова

Кафедра философии и политологии

«Парацельс и его лекарственный принцип»

Выполнила:

студент группы

лечебного факультета

Проверил:

Санкт-Петербург

Введение 3 стр.

Глава 1 Биография Парацельса 4 стр.

Глава 2 Лекарственный принцип 7 стр.

Заключение 14 стр.

Иллюстративный материал 15 стр.

Список литературы 16 стр.

Введение

Парацельса по справедливости считают одним из величайших двигателей медицины, и многие его воззрения не утратили своего значения по сие время. В патологии он привел классификацию болезней: 1. Болезни, вызванные астральными влияниями, действующими на астральное тело человека и затем действующими на его тело; 2. Болезни, вызванные шлаками, ядовитыми веществами и внутренними закупорками; 3. Болезни, вызванные аномальным состоянием физиологических функций вследствие злоупотребления органами или вредных воздействий; 4. Болезни, вызванные психологическими причинами, такими, как желания, страсти и пороки, а также болезненным воображением; 5. Болезни, в основе которых лежат духовные причины (склонности), созданные (в предыдущих жизнях) неподчинением божественному Закону (Карме).

Главное историческое значение Парацельса заключается, однако, не столько в его патологии, сколько в его терапии. Продолжительные занятия алхимией сослужили ему службу. Ему медицина обязана введением целого ряда новых средств как минерального, так и растительного происхождения, как например препараты железа, ртути, сурьмы, свинца, меди, мышьяка, серы и т. д., дотоле употреблявшиеся крайне редко. Парацельс сблизил химию и врачебную науку: поэтому учение Парацельса и его последователей называется ятрохимией. "Химия - один из столпов, на которые должна опираться врачебная наука. Задача химии вовсе не в том, чтобы делать золото и серебро, а в том, чтобы готовить лекарства", говорил Парацельс. Парацельс первый взглянул на процессы, совершающиеся в живом организме, как на процессы химические.

Но в его учении рядом с многими положительными знаниями встречаются представления, ничего общего с положительным знанием не имеющие. Он не отрицал возможности философского камня; в его сочинениях можно найти подробный рецепт приготовления гомункула.

Целью моей работы было освещение лекарственного принципа Парацельса. Проанализировав представленную литературу по данной теме, я попыталась кратко изложить основные умозаключения. Также меня интересовала связь между вышеобозначенным принципом и современной гомеопатией. Рассматривая биографию Парацельса, я выделяла интересные факты, которые, несомненно, помогут сформировать многогранное представление о его учении.

Глава 1 Биография Парацельса

Швейцарскому врачу и чернокнижнику Средневековья Филиппу Ауреолу Теофрасту Бомбасту фон Гогенгейму была чужда скромность. Например, чтобы дать всем понять, что считает себя равным великому врачу древности Цельсу, он прибавил к его имени греческую приставку ("пара" означает "подобный") и назвал себя Парацельсом.

В пасмурный и холодный день 10 ноября 1493 году в маленькой деревушке Мария-Айнзидельн, кантон Швиц, в двух часах ходьбы от Цюриха, родился Парацельс. Его мать – надзирательница богадельни Бенедиктинского аббатства в Айнзидельне - вышла замуж за Вильгельма Бомбаста фон Гогенгейма, врача при этой богадельне. Он принадлежал к старинной дворянской швабской фамилии; был образованным медиком, имел хорошую библиотеку. После замужества она уехала в Виллах, так как по существующим правилам замужняя женщина не могла занимать должность надзирательницы.

Семья Парацельса жила бедно, в детстве он не раз терпел лишения и голод. Ходил ли он в школу, из его автобиографии не ясно. В одном из своих сочинений Парацельс обмолвился, что отец учил его грамоте и разбираться в алхимии. Скорее всего, считают биографы, образование он получил самостоятельно. Парацельс не заботился о книжном образовании, он даже хвалился, что 10 лет не раскрывал книг. Медицинские познания он собирал по крохам, не гнушаясь учиться у старух, умеющих готовить питье для лечения раненых, у цирюльников, цыган и даже палачей приобретал рецепты снадобий, неизвестные университетским ученым. Эти познания позволили ему стать квалифицированным целителем.

В своей книге "О женских болезнях" (первое сочинение по этому вопросу) Парацельс воспользовался знаниями ведьм, женщин, которые были известны как опытные повивальные бабки. В те времена ни одна женщина не шла со своей болезнью к врачу, не советовалась с ним, не доверяла ему своих секретов. Ведьма знала эти секреты более других и была для женщин единственным врачом. Что касается медицины ведьм, то наверняка можно сказать, что они для своих врачеваний в широких размерах пользовались обширной семьей растений, не без основания носящих название "трав-утешительниц".

Питавший большую склонность к преувеличениям самого невероятного характера, Парацельс уверял, будто он основательно изучил все алхимические знания. В 1526 году, явившись в Цюрих, этот экстравагантный холерик изумил горожан не только своей рваной и грязной одеждой, непристойностями и пьянством, но и пространными рассуждениями о магии и своим врачебным искусством. Но нет пророка в своём отечестве. Пришлось уехать в Базель, где в 1527 году с помощью своего гибкого ума, проявившегося на поприще борьбы с болезнями, он получил от муниципалитета должность городского врача.

Вскоре Парацельс претендует на профессорский пост с хорошей оплатой в Базельском университете. Руководство университета выдвинуло ему встречное условие - предъявить диплом и ученую степень. Парацельс требование не выполнил, так как не обладал ни тем ни другим. Рекомендации и протекция муниципалитета помогли Парацельсу обойти эти требования и добиться цели.

Парацельс не отличался трезвостью и иногда полупьяный читал свои лекции. Это не в последнюю очередь было причиной его резких высказываний. Так, он заявил своим слушателям, что его "башмаки больше смыслят в медицине, чем эти авторитетные врачи древности". За такую непримиримость его прозвали в Германии Какофрастом вместо Теофраста, а в Парижском университете - Лютером. "Нет, - восклицает Парацельс, - я не Лютер, я Теофраст, которого в насмешку вы называете в Базеле Какофрастом. Я выше Лютера, он был только богословом, а я знаю медицину, философию, астрономию, алхимию. Лютер не достоин развязывать завязок моих башмаков".

Сблизив химию с медициной, Парацельс, таким образом, явился первым ятрохимиком (от греч. "ятро" - врач), то есть первым врачом, пользующимся химией в своей врачебной деятельности. А.И. Герцен назвал его "первым профессором химии от сотворения мира". Парацельс внес много нового в учение о лекарствах; изучил терапевтическое действие различных химических элементов, соединений. Помимо введения в практику новых химических медикаментов, он пересмотрел и растительные медикаменты, стал выделять и применять лекарства из растений в виде тинктур, экстрактов и эликсиров. Парацельс создал даже учение о знаках природы - "сигнатуре", или "сигна натурале". Смысл его в том, что природа, пометив своими знаками растения, как бы сама указала человеку на некоторые из них. Так, растения с листьями сердцевидной формы - прекрасное сердечное средство, а если лист по форме напоминает почку, его следует использовать при болезнях почек. Учение о сигнатуре просуществовало внутри медицины вплоть до момента, когда из растений стали выделять химические вещества, проявляющие лечебное действие, и тщательно их изучать. Постепенно с развитием химии удалось раскрыть тайны многих растений. Первой победой науки оказалось раскрытие секрета снотворного мака.

В лекарствоведении Парацельс развил новое для своего времени представление о дозировке лекарств: "Все есть яд и ничто не лишает ядовитости. Одна только доза делает яд незаметным". Парацельс использовал минеральные источники для лечебных целей. Он утверждал, что универсального средства от всех болезней не существует, и указывал на необходимость поисков специфических средств против отдельных болезней (например, ртуть против сифилиса). Он указывал, что сифилис (называемый "французской болезнью") иногда осложняется параличами. Взгляды Парацельса не оказали никакого влияния на развитие неврологии, хотя он пытался изучить причины возникновения контрактур и параличей и разработать их терапию. Он лечил золотой микстурой (состав ее неизвестен) параличи, эпилепсию, обмороки. Эпилепсию он лечил также окисью цинка. Минеральными источниками он лечил люмбаго и ишиас.

Новаторство Парацельса проявилось в создании химической теории функций организма. Все болезни, считал он, происходят от расстройства химических процессов, поэтому наибольшую пользу при лечении могут оказать только те лекарства, которые изготовлены химическим путем. Он впервые широко использовал для лечения химические элементы: сурьму, свинец, ртуть и золото. Стоит сказать, что последователь Парацельса Андреас Либавий (1540-1616), немецкий химик и врач, был против крайностей ятрохимического учения Парацельса. В своей книге "Алхимия" (1595 г.) он систематически изложил известные в то время сведения по химии; впервые описал способ получения серной кислоты путем сжигания серы в присутствии селитры, первым дал способ получения четыреххлористого олова.

"Теория врача - это опыт. Никто не станет врачом без знаний и опыта", - утверждал Парацельс и зло высмеивал тех, кто "всю жизнь сидит за печкой, книгами себя окружив, и плавает на одном корабле - корабле дураков". Парацельс отвергал учения древних о четырех соках человеческого тела и считал, что процессы, происходящие в организме, являются процессами химическими. Он сторонился коллег, называя их мокротниками (гумористами), и не соглашался с предписаниями аптекарей. Парацельс выговаривал врачам в присущей ему вызывающей манере: "Вы, изучавшие Гиппократа, Галена, Авиценну, воображаете, что знаете все, тогда как в сущности ничего не знаете; вы прописываете лекарства, но не знаете, как их приготовить! Одна химия может решить задачи физиологии, патологии, терапевтики; вне химии вы бродите в потемках. Вы, врачи всего мира, итальянцы, французы, греки, сарматы, арабы, евреи - все должны следовать за мной, а я не должен следовать за вами. Если вы не пристанете чистосердечно к моему знамени, то не стоите даже быть местом испражнения для собак".

Воинственный Парацельс в знак презрения к прошлому медицины и недоверия к господствовавшим воззрениям прибег к символическому акту: 27 июня 1527 года перед Базельским университетом он сжег произведения Гиппократа, Галена и Авиценны. Вынужденный покинуть Базель, Парацельс ушел, сопровождаемый толпой учеников, считавших, что их кумир владеет философским камнем (Lapis philosophorum).

О путешествии по Европе Парацельс написал в книге "Большая хирургия" (2 кн., 1536). В 1529 году он явился в Нюрнберг, пытаясь найти работу. Там он прославился бесплатным лечением больных, от которых все отказались И снова у него случился конфликт с врачами.

После случая с каноником Корнелием Парацельс бежал в Кольмар.

В Чехии все складывалась неудачно. После двух смертей своих пациентов он счел за лучшее удалиться. Вернулся в родной Виллах, где жил его отец. Здоровье Парацельса вследствие неприкаянного образа жизни весьма расстроилось. Говорили, что он поселился в Зальцбурге и вскоре умер, обратившись перед смертью в католическую веру. Случилось это на 48-м году жизни, 24 сентября 1541 года.

Парацельс написал 9 сочинений, но только 3 из них увидели свет при его жизни Самое полное собрание сочинений Парацельса издано в 1589 году в Базеле в 10 частях. В нем он порицает объяснение естественных явлений влиянием тайных сил и высказывает принцип: молчи, если не можешь найти причину.

Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм, по прозванию Парацельс родился 10 ноября 1493 года близ поселка Эйнзидельн (кантон Швиц, Швейцария). По примеру своего отца Парацельс довольно рано начал изучать медицину в Германии, Франции и Италии.

«Настоящая цель химии заключается не в изготовлении золота, а в приготовлении лекарств!» - эти слова определили жизненное кредо Парацельса

1526 год ученый провел в Страсбурге, а в следующем году он был приглашен на должность городского врача в крупный швейцарский торговый город Базель. Парацельсу удалось вылечить одного богача, которому не смогли помочь лучшие лекари города. Его пригласили занять кафедру медицины в Базельском университете. На первой же лекции он перед глазами изумленных студентов сжег сочинения Галена и Авиценны и заявил, что даже завязки его башмаков знают больше, чем эти древние мокротники.

Подобно алхимикам, Парацельс исходил из представления, что все вещества состоят из элементов, способных соединяться друг с другом. При разложении веществ элементы разъединяются. Но в отличие от алхимиков Парацельс подчеркнул вещественный характер трех начал «серы» - начала горючести, «ртути» - начала летучести, «соли» - начала огнепостоянства. Считая, что каждый из четырех элементов Аристотеля должен состоять из этих начал, Парацельс писал «Каждый элемент состоит из трех начал ртути, серы и соли».

Существенно новым в учении Парацельса было то, что он таким же образом рассматривал состав всех тел, включая и человеческий организм. Человек, считал Парацельс, образован духом, душой и телом. Нарушение взаимного равновесия главных элементов ведет к болезни. Если в организме избыток серы, то человек заболевает лихорадкой или чумой. При избытке ртути наступает паралич. А слишком большое обилие солей вызывает расстройство желудка и водянку. Задача врача - выяснить отношение между основными элементами в теле больного и восстановить их равновесие.

Следовательно, это нарушенное равновесие можно восстановить при помощи определенных химических препаратов. Поэтому первоочередной задачей химии Парацельс считал поиск веществ, которые могли быть использованы как лекарственные средства. С этой целью он проверял действие на людей различных соединений меди, свинца, ртути, сурьмы, мышьяка. Особую славу приобрел Парацельс, весьма успешно применяя ртутные препараты для лечения широко распространенного в то время сифилиса.

Гален. Его вклад в медицину

Выдающийся врач древнего мира Гален из Пергама (Galenos, 129- 199), грек по происхождению, родился з г. Пергаме (ныне г. Бергама в Турции) в семье математика и архитектора Никона.

Гален признается автором более чем 125 трудов по медицине, из которых до наших дней сохранилось около 80 . Важнейшими среди них являются: «О назначении частей человеческого тела» «Об анатомии...» «Терапевтические методы», «О больных частях тела»,«О составе лекарств...». Несколько работ Галена посвящено комментариям трудов «Гиппократова сборника», благодаря чему многие из них дошли до нашего времени;

Гален подробно изучил анатомию всех систем организма. Он описал кости, мышцы, связки, внутренние.органы, но особенно велики его заслуги в исследовании нервной системы. Га-лен описал все отделы головного и спинного мозга, семь (из двенадцати) пар черепно-мозговых нервов, 58 спинно-мозговых нервов и нервы внутренних органов. Он широко использовал поперечные и продольные сечения спинного мозга в целях исследования чувствительных и двигательных расстройств ниже места, сечения.

Он подробно описал анатомическое строение сердца, венечные сосуды к артериальный (боталлов) проток. Притом перегородку сердца Гален ошибочно считал проницаемой для крови (как это имеет место у плода). По его мнению, кровь могла беспрепятственно переходить из правого сердца в левое, минуя периферические сосуды и известные нам круги кровообращения (Гален не знал кругового движения крови)

Его учение о болезни носило гуморальный характер и основывалось на представлениях о четырех главных соках организма: крови, слизи, желтой и черной желчи

Гален внес большой вклад в развитие фармакологии. Ряд лекарственных средств, получаемых путем механической и физико-химической обработки природного сырья (как предложил это Гален), до настоящего времени носит название «галеновы препараты»

Гален считал, что в организме «пневма» обитает в различных видах: в мозге - «душевная пневма», в сердце - «жизненная пневма» , -в печени -S-«естественная пневма» .Все жизненные процессы он объяснял действием нематериальных «сил», которые образуются при разложении пневмы: нервы несут «душевную силу» ,печень дает крови «естественную силу) » , пульс возникает под действием «пульсирующей силы». Подобные трактовки придавали идеалистическое.содержание кропотливо собранному экспериментальному материалу Галена. Он правильно описывал то, что видел, но полученные результаты трактовал идеалистически. В этом и состоит дуализм учения Галена.

В средние века католическая церковь и схоластика использовали идеалистические стороны учения Галена и связали их с богословием. Так возник галенизм - искаженное, одностороннее понимание учения Галена

Гален был и остается родоначальником экспериментальной анатомии и физиологии, блистательным терапевтом, фармацевтом и хирургом- врачом-философом и исследователем, познающим природу. Он принадлежит к плеяде выдающихся ученых мира.

Медицина периода эллинизма.

Период эллинизма охватывает три столетия: начинается с воцарения на престол Александра Македонского (336 г. до н.э.) и заканчивается в середине I в.н. э. Самым крупным эллинистическим государством было Царство Птолемеев (эллинистические Египет и Ливия) со столицей Александрией. В нем был основан александрийский Мусейон (от греч. museion - храм или святилище муз), где жили и творили механик Архимед, математик Эвклид, физиолог Зенодот, врачи Герофил, Эразистрат и др.

ГЕРОФЙЛ (IV - III в. до н.э.) считается первым греком, вскрывавшим человеческие трупы. В труде "Анатомия" он подробно описал основные элементы центральной и периферической нервной системы: твердую и мягкую мозговые оболочки, части головного моэ-га и особенно его желудочки, проследил ход некоторых нервных стволов и определил их связь с головным мозгом. Им описаны печень, двенадцатиперстная кишка (дал ее название) и другие внутренние органы. Некоторые анатомические структуры до сих пор носят данные Герофилом названия: Plexus chorioidei. Sinus Venosi и др. В работе "О глазах" он описал стекловидное тело, оболочки и сетчатку, а в сочинении "О пульсе" - легочную артерию, дал название легочным венам, положил начало учению об артериальном пульсе (с помощью водяных часов считал пульс и описал его свойства: наполнение, частоту, силу, ритм). Также Герофил положил начало учению о специфическом действии лекарств.

ЭРАЗИСТРАТ (IV - III вв. до н. э.) описал сердечные и венозные клапаны, мозговые извилины, ветвления некоторых нервов, разделил нервы на чувствительные и двигательные. Считай, что все части организма связаны между собой системой нервов, вен и артерий, которые в свою очередь, соединены мелкими сосудами - "сина-настомозами" (подошел к идее циркуляции крови). Изобрел желудочный зонд.

В период эллинизма успехи анатомии оказали положительное влияние на развитие хирургии. Была введена практика перевязки сосудов. Александрийские врачи проникли в полости организма и оперировали почку, печень и селезенку, делали ампутации конечностей, вскрывали грудную полость при накоплении в ней жидкости, оперировали мочевой пузырь и извлекали из него камни, производили лапаротомию при завороте кишок и др.

Древний Рим

Врачеванием в Древнем Риме занимались обычно иноземцы. Сначала рабы из вольноотпущенных, затем - вольноотпущенники и приезжие иностранцы. В организации медицинского дела были элементы государственной регламентации: наряду с "эдилами" (они не были врачами, а следили за соблюдением общественного порядка и санитарных законов) и "водным ведомством" (надзор за чистотой и состоянием акведуков) были утверждены в городах и отдельных провинциях врачи-архиатры. Они работали при объединениях ремесленников, в банях, театрах, цирках, получали большие права и льготы. Подобные привилегии обусловили широкий наплыв в Древний Рим иноземных врачей, а следовательно, их избыток, конкуренцию, узкую специализацию. Уже к концу II века до н.э. здесь наряду с глазными врачами появились врачи, которые лечили только фистулы или только болезни мочевого пузыря, хирурги, которые производили только одну операцию, например, удаление грыжи или камнесечение.

Древний Рим внес существенный вклад в развитие военной медицины: были созданы военные госпитали (валетудинарии), выделены лагерные врачи, врачи легионов и т.п.

Наиболее ранним свидетельством внимания римлян к мероприятиям санитарного характера являются Законы "Двенадцати таблиц", включающие постановления, посвященные охране чистоты города и здоровья его обитателей. До нашего времени сохранились следы санитарных сооружений: акведуки (арочные каменные мосты и системы подземных труб, служащие для подачи чистой воды из горных источников), клоаки (для стока нечистот. "Cloaca maxima" функционирует по сей день), бани.

Медицина в Византии

С историей Византии тесно связано возникновение и развитие монастырских больниц и больничного дела. В IV веке появляются "ксенодохии" (монастырские приюты для увеченных и больных путников) - прообразы монастырских больниц.В XII веке больница имела постоянный штат врачей специалистов (хирурги, повитухи и их помощники), работавших в 2 смены. В каждом отделении было по 2 врача, которые получали жалованье деньгами и продуктами, пользовались бесплатным жильем, освещением, монастырскими лошадьми, но не имели права частной практики без специального разрешения императора.Сооружались гражданские больницы, финансировавшиеся, главным образом, церковными властями.В Византийских больницах существовал "Устав", который позднее был принят в древнерусских монастырских лечебницах. Другой формой развития больничного дела была организация изоляторов для инфекционных больных - прообраз лазаретов (часть из них в Европе была преобразована в больницы, часть - в богадельни). При них работали школы для обучения врачебному искусству Первоначально обучение велось при монастырях и гражданских больницах и носило характер дискуссии: окончательное решение выносил патриарх - покровитель школы. Пройдя полный курс обучения, учащиеся сдавали экзамены специально назначенной коллегии врачей.Непрекращающиеся эпидемии вынуждали правительство сохранять должности врачей для бедных. Остались со времен Рима институт городских архиатров и медико-санитарная организация в армии.Мытье в бане использовалось как лечебное средство при монастырях. Акведуки (водопроводы) были необходимы для постоянного пополнения водой колодцев, фонтанов и подземных резервуаров - цистерн (например, акведук Валента, цистерна Базилики и др.).Врачи Византии собирали и переписывали работы ученых античного мира и тем самым передавали их другим народам. Так лейб-медик византийского императора Юлиана - Орибасий (326 - 403) собрал греческую литературу и составил обширную медицинскую энциклопедию "Синопсис" в 70 томах, которую дополнил собственными наблюдениями. Такие же своды составляли византийские врачи - Азций из Амиды (VI в)

Медицина востока

Медицина в Арабских халифатах

Для Формирования единой арабской народности, идеологии, государственной организации возникла новая религия - ислам (в переводе с арабского "покорность"), сформировавшаяся к 622 г. Ее основоположником был Мухаммед (Магомед; 570-632) из Мекки. Он создал первую в Западной Аравии мусульманскую общину (умму), ставшую первым теократическим исламским государством. В результате последующих арабских завоеваний за пределами Аравийского полуострова это государство превратилось в обширную феодальную мусульманскую державу - халифат (от Индии до Атлантического океана и от Средней Азии до Центральной Америки) с центром в г.Багдад.

Завоеванные народы привнесли элементы своей культуры в культуру Арабских халифатов. Так бумага из Китая дала возможность сменить древние пергаментные свитки на рукописные книги. Стало вестись исчисление времени, появились стрелка, географическая карта и др.

В медицине впервые сконструировали перегонный куб, водяную баню, что дало возможность получить дистиллированную воду, использовать фильтрование и др. Была открыта азотная и соляная кислоты, царская водка, нитрат серебра, хлорная известь, спирт, сахар.

Как известно, ислам запрещает вскрытие человеческого тела, однако отдельные врачи этим занимались. Иоан Ибн Масавейх из Гун-дишапура, придворный врач покровителя ученых халифа Мамуна (813 -833) и два его преемника проводили вивисекцию животных

В 754 г. в Багдаде была открыта первая аптека. Сведения об основании больниц в Халифате относятся к 800 г., когда в Багдаде при халифе Харун Ар-Рашиде (786 - 809) армянский врач Джибраил ибн Бахтишу организовал первую больницу. Халиф назначил этого врача-христианина главой медиков Багдада.

Больницы финансировались за счет частных пожертвований При них создавались библиотеки и медицинские школы, а специальные чиновники надзирали за их деятельностью. В больницах помещали пациентов с близкими по клинической картине заболеваниями, т. е. появлялись профильные отделения.

Начальное образование сводилось к обучению чтению и письму, а также заучиванию текстов Корана. Среднее образование получали в школах при мечетях (медресах), объем обучения соответствовал византийскому "энциклиос педиа" (с элементами медицины) Высшее образование давалось в "Домах знаний" (Дарил-финул). Здесь, в частности, обсуждались медико-гигиенические проблемы (в соответствии с представлениями Галена). Медицина в Халифате была в особом почете, т. к. согласно учению Пророка, знание состояло из двух частей: знание религии и знание тела. Коран (куран - чтение) требует периодических омовений (5 раз в день), запрещает употребление в пищу свинины и спиртных напитков и тем самым способствует сохранению здоровья человека.

Ученые-медики Арабских халифатов (Ибн Сина, Ар-Рази).

АБУ АЛИ АЛ-ХУСЕЙН ИБН АБДАЛЛАХ ИБН АЛ-ХАСАН ИБН АЛИ ИБН СИНА (АВИЦЕННА: 980 – 1037) родился в Афшане. в селении близ Бухары, в прогрессивной и культурной семье. Его отец был одним из просвещенных людей своего времени и служил у Бухарского эмира сборщиком податей. Мать - Ситора - принадлежала к древнему зороастрийскому роду.

Впервые слава к Авиценне пришла после того, как он предупреждал людей, что после голода не следует есть много мяса и хлеба, так как это может привести к гибели, и тем самым спасал их.

Авиценна написал "Канон врачебной науки", который только при его жизни издавался 40 раз. Поучительны разделы "Канона" "О воспитании", "Подарок матерям", "Закон детства" и др. Он разработал "Философию здоровья", где указывает на четыре основы жизни: воздух, вода, земля, огонь, которым соответствуют четыре свойства организма: сухость, влажность, холод, тепло.

К тому же великий Философ, естествоиспытатель и врач вошел в историю как сторонник рациональной психологии, заявивший о взаимовлиянии психического и телесного в патологии и подтвердившей это клиническими наблюдениями и опытным путем.

АБУ БАКР МУХАММАД ИБН ЗАКАРИЙА АР-РАЗИ (865 - 925) впервые на Востоке ввел в практику историю болезни. С его именем связано применение в медицине ваты и изобретение инструмента для извлечения инородных тел из гортани и др. Ему принадлежат первые в Аравийской литературе энциклопедические труды "Всеобъемлющая книга по медицине" (25-томов). "Медицинская книга" (10-томов), "Об оспе и кори". Ар-Рази рекомендовал применять физические упражнения, ванны, массаж, вариоляцию, детально разработал меры ухода за глазами, полостью рта и зева.