Освещение комнаты в квартире. Дизайн и расчет освещения в квартире

О том, где и какие светильники уместно использовать и какой дизайн кому подойдет, рассказывает наш друг и основатель бренда "Хвоя" Анна Феоктистова?

Освещение – важнейший инструмент формирования пространства. Его задача – не просто осветить, но создать приятную среду для жизни.

Освещение делится на естественное и искусственное:

1. Первое – уличный (дневной) свет. Без него в помещении невозможно долго находиться. Солнечный свет решает множество задач.

  • свет – природный антибиотик, обеззараживающий помещение. По санитарным правилам и строительным нормативам инсоляция (освещение прямыми солнечными лучами) жилого помещения должна составлять не менее 2 часов в сутки. С учетом этого проектируются все микрорайоны и жилые здания на территории России.
  • естественное освещение хорошо влияет на здоровье и психологическое состояние человека, повышает иммунитет и снижает риск депрессий.

2. Второе – все источники света внутри дома. Именно они и грамотное их размещение помогут сделать интерьер не только красивым, но и удобным для жизни (под этим я понимаю уровень физического и психологического состояния человека). Об этом и поговорим.

С чего начать? Особенности современного освещения в интерьере

Начните с себя и определения собственных потребностей!

Подумайте, чем вы любите заниматься, найдите подходящую зону для этого. Всегда старайтесь отвечать на вопрос "Зачем?", тогда ошибки будут минимальны.

Например: "Здесь будет бра, потому что на этой стене я хочу повесить любимую репродукцию и выделить ее светом. И это простое по дизайну бра будет белого цвета, как стена, потому что главное – это картина и акцент должен быть на ней".

Сценарии освещения в квартире


В одном пространстве можно создать несколько сценариев:

яркое основное освещение (люстры и любое потолочное освещение).

приглушенное вечернее, когда не нужен яркий свет (бра, торшеры, декоративные светильники, скрытые подсветки).

акцентное освещение на зону или предмет. Когда нужно что-то выделить (потолочные и настенные светильники с направленным светом).

праздничное (декоративные светильники, гирлянды)

Когда мы говорим о вариантах освещения, предполагаем, что разные светильники будут включаться с разных выключателей. Еще можно использовать выключатели для удобства. Можно включать освещение с двух выключателей, находящихся в разных концах комнаты. Такие выключатели удобно использовать в длинных помещениях, коридорах, спальне.

Использование диммеров тоже поможет в создании разных сценариев освещения. Изобретение, конечно, не новое, но очень полезное. С помощью выключателя-диммера, можно регулировать освещенность от каждой лампы. Здесь важно помнить, что не все лампы диммируются. К недиммируемым относится большинство светодиодных ламп.

Продумать сценарии и сделать разводку электричества – одна из первых стадий в ремонте.

Какие источники света бывают?

Основной источник (или источники) освещения. Они дают максимум света. И дополнительные локальные светильники, которые организуют второстепенные сценарии освещения.


Типы светильников:

1. Люстры

2. Подвесные светильники

3. Накладные потолочные светильники общего освещения

4. Накладные точечные светильники

5. Встраиваемые точечные светильники (споты)

6. Трековые светильники

7. Бра

8. Торшеры

9. Настольные лампы

10. Декоративное освещение – встроенная светодиодная подсветка, праздничное освещение, гирлянды

Что выбрать для основного освещения в гостиной?

1. Люстра

Люстра – один из типов подвесных светильников, предназначенный для создания бестеневого освещения.

Люстра – центральный элемент. Она может стать акцентом в интерьере, выделить определенную зону, выступить в роли основного источника освещения. Например, она отлично впишется над журнальным столиком в диванной зоне и станет главным композиционным элементом зоны отдыха. Есть правда и минус: возможность перестановки мебели ограничена тем, что люстра организует пространство вокруг себя.

В каком интерьере уместно использовать люстру?


Люстрой принято подчеркивать пространство, поэтому его должно быть достаточно. Классические люстры больше вытянуты по вертикали, поэтому для них нужны высокие потолки. Люстры в современных стилях бывают и горизонтальными, и вертикальными.

Если говорить о стилях, то дизайнеры все больше экспериментируют и наряду с понятными вещами, сочетают, казалось бы, несочетаемое! Вполне можно встретить классическую люстру в квартире из бетона, или, наоборот, современную геометрическую – в стенах с широкими карнизами и ажурными молдингами.


Используя классическую люстру в традиционном интерьере, можно почти не переживать за результат – наверняка она хорошо туда впишется! Но если хотите сделать необычный акцентный элемент, будьте аккуратны! Весь остальной интерьер в этом случае должен стать фоном, кое-где в мелочах лишь подчеркивая стилистику люстры.


Высота установки зависит во многом от ситуации. Обычно не менее 2,2 м. от пола, чтобы не задевать головой или руками. Однако, если люстра висит над журнальным столиком в гостиной, уместно сделать ниже.

Одна люстра по центру комнаты не решит вопрос освещения. Это основной элемент, дающий много света, но с ней одной углы будут оставаться в тени. Поэтому дополнительные источники света необходимы.

2. Точечное освещение (споты)


Точечные светильники – небольшие светильники с направленным светом, имеющие определенный угол распространения света и радиус освещенности.

Виды потолочных точечных светильников:

встраиваемые споты

накладные светильники

трековые системы

Особенность светильников в том, что они могут использоваться и как основное освещение и как акцентное. Главное – правильно выбрать лампу. Лампы бывают с разным углом рассеивания. Например, у обычной лампы накаливания угол рассеивания равен 360 градусов, т.е. она светит во все стороны и дает общий заливающий свет. У галогенных и светодиодных ламп для точечных светильников с цоколем GU10 и GU5.3 более узкий угол. Чаще всего он варьируется от 20 до 150 градусов. Диапазон от 20 до 40 подойдет для локальной подсветки картины или элементов декора. Для основного освещения нужен угол более 60 градусов.


Точечные и трековые светильники уместны почти в любом интерьере, будь то интерпретация классики, лофт или минимализм. Можно сделать их совсем незаметными или, наоборот, акцентными.

Если использовать светильники в качестве основного освещения, важно правильно рассчитать, сколько именно нужно светильников и на каком расстоянии друг от друга они должны располагаться. Как правило, расстояние между точечными светильниками делают не более 1,5 м. Существуют конечно формулы расчета, но правильнее всего обратиться в магазин освещения, где менеджер поможет определиться с необходимой мощностью и количеством ламп для вашего помещения.

Итог:

Люстру используйте в высоком большом помещении в сочетании с дополнительными элементами освещения.

Точечные светильники подойдут для помещений с низкими потолками, помещений с частыми перестановками, для акцентного освещения.

3. Настенные светильники (бра) – какие и для чего?

Настенные светильники – источники дополнительного освещения, монтируемые в стену или на стену. Бывают двух типов - встраиваемые или накладные (бра).

Накладные бра бывают разной конструкции:

Рожковые. Наиболее привычный и распространенный тип бра.

Пристенные (поверхностные). Уместны в тех случаях, когда помещение узкое, чтобы не мешало проходу. Чаще всего используются в коридорах и лестничных клетках.

Подсветка для картин.

Стационарные. Бра, которые не имеют дополнительных сценариев, освещают только в одном положении.

Регулируемые. Конструкция таких бра имеет подвижные элементы, управляя которыми, можно менять освещение.

С отраженным светом. Такие бра дают мягкий, легкий свет. Чаще всего с отраженным светом встречаются пристенные бра.

С направленным светом.

Вид бра во многом зависит от стилистики интерьера и назначения.


Переключите основной свет на бра и добьетесь приглушенной уютной атмосферы. Они помогут организовать рабочую зону, место для чтения, выделить интересную фактуру стены.


Если хотите использовать бра в рабочей зоне вместо настольной лампы, попробуйте вариант с возможностью регулировки с выносом от стены до 60 см, чтобы можно было управлять светом, как необходимо.


Помните, светильник не должен мешать проходу. Если помещение узкое, используйте поверхностные бра, которые не сильно выступают. Или вовсе откажитесь от них и сделайте акцентное потолочное освещение.

Любому светильнику необходимо пространство, поэтому выберите место для бра так, чтобы ему не было "тесно" на стене.

Кухня и столовая группа

В зоне кухни должны быть общее освещение и подсветка рабочей поверхности. Это набор, необходимый для удобства и приготовления еды.


Помимо равномерного освещения светильниками, хорошо бы разместить светильник над столовой группой. Это может быть подвесной светильник или бра.

Устанавливать светильник на кухне следует на высоте 1,3-1,4 м. от пола (50-70 см. от столешницы).

Если говорить о светильниках над барной стойкой, то здесь высоту следует сделать чуть повыше – 1,6-1,8 м. от пола.



Если стол приставлен к стене, можно использовать бра. Интересное решение – консольный настенный светильник с выносом до 1 метра в длину. Высота установки такого светильника также 50-70 см. от столешницы.


Если у Вас помещение небольшое по размеру – не перегружайте его, используйте небольшие светильники или светильники в светлых тонах или с плафонами из стекла. Эффектно могут смотреться ажурные светильники из металла или дерева.


Многие производители выпускают серии светильников, в одном материале, но в разных размерах и формах, и предлагают нам поэкспериментировать и проявить фантазию. Комбинируйте в различных сочетаниях и подвешивайте на разной высоте!

С чем можно поэкспериментировать?


С проводом!

Эффектно смотрятся подвесные светильники с проводами в текстильной оплетке. Это может быть витой провод или простой круглый провод в оплетке. Количество цветовых вариантов огромно!


Интересным элементом дизайна может стать открытая проводка. Прикрепите ее к поверхности стены или потолка клипсами для открытой проводки, если кабель витой - с помощью изоляторов.

Важно знать!

Если используете в качестве основного освещения потолочный светильник или люстру по центру кухни, не вешайте над столовой группой подвесные светильники! Они будут "спорить" друг с другом. Лучшим решением послужат бра.



Если основное освещение – точечные светильники, подвесные светильники над столовой группой будут отличным вариантом!

Освещение коридора


Рассмотрим несколько вариантов. Допустим, у нас есть широкий просторный холл с шириной не меньше 1,5 метров с консольным столиком для ключей или банкеткой. Для такого помещения подойдет центральное освещение с люстрой или накладным светильником. На стенах можно сделать бра. Располагайте их, например, над столиком или у зеркала. Высота установки бра может варьироваться от 1,6 до 1,8 м. над уровнем пола.


Если Ваш холл узкий и длинный, лучшим вариантом будет использование встроенных или накладных акцентных светильников.

В минималистичном интерьере будут уместны встраиваемые светильники. Это могут быть как точечные светильники, так и линейные.

Совет! Если у вас длинный коридор, можно его визуально уменьшить, сделав дальнюю стену акцентной и подсветив ее. Все яркие или освещенные поверхности визуально кажутся ближе.

Освещение в спальне


В спальне также может быть основное освещение в виде люстры или точечных потолочных светильников. Хотя часто его не делают, чтобы изначально создать уютную атмосферу для отдыха и сна. Вопрос освещения в этом случае решается декоративными светильниками. Это могут быть бра, точечная подсветка отдельных элементов интерьера, скрытые светодиодные подсветки. Ну и, конечно, ночники у кровати, чтобы, например, можно было почитать книгу.

Удобная высота установки бра для чтения может быть около 100-120 см от пола.

Прикроватные светильники могут быть подвесными, настенными, настольными. Кстати, их можно разместить ассиметрично – с одной стороны кровати – светильник, с другой – настольная лампа.


Если говорить про подвесные светильники, можно объединить по 2-3 светильника вместе. Рекомендуемая высота установки плафона – 90 см. от пола. Неплохо в этом случае продумать небольшой крючочек для фиксации, чтобы они не раскачивались из стороны в сторону, когда вы их случайно заденете или откроете окно и подует ветер.


Главное для прикроватных ламп, – чтобы их можно было включить, не вставая с кровати. Выбирайте светильники с выключателем на корпусе. Или сделать проходной выключатель – один на входе в спальню, второй – над изголовьем кровати.

Свет в детской


Комната ребенка – целый мир с множеством задач и функций – это и спальня, и игровая, и рабочее место. Должно быть и общее освещение в виде люстры или точечных светильников, и бра у кровати (или подвесной светильник), и настольная лампа и возможно какое-то еще дополнительное декоративное освещение.


Бра у кровати в детской желательно выбирать с кнопкой включения на корпусе и поворотный, чтобы можно было регулировать направление света. Высота установки бра не меньше 50 см. над кроватью.


Душевая и туалет

В туалете также помимо общего освещения хорошо иметь подсветку зеркала. Это может быть бра или подсветка, вмонтированная в зеркало. Основное ее назначение – светить на лицо, не создавая падающих теней. Поэтому хорошо, если бра будет с общим заливающим светом или с возможностью поворота плафона.

Интересные решения могут получится со светодиодными подсветками. Важно только помнить, что подсвечивать имеет смысл что-то красивое. Это может быть стена из необычного материала (например, камня, дерева или рельефная) или отдельный интересный элемент на стене.

При выборе светильников во влажные помещения необходимо также смотреть на уровень защиты от влаги. Обозначается он так IP44, где первая – это защита от проникновения твердых предметов и пыли по шкале от 0-6, вторая – это степень защиты от влаги по шкале от 0 до 8. Подробнее об этом в другом нашем посте о классе защиты приборов – . Если на светильнике стоит маркировка IP44, он подойдет для влажных помещений.

Где найти светильники?


Логичный вопрос! Ну во-первых, конечно, в магазине . И есть несколько производств, на которые мне хотелось бы отдельно обратить внимание. Качественный продуманный дизайн. Но судите сами!

Если говорить о встроенных, накладных светильниках и трековых системах, я бы посоветовала два бренда. Первый более экономичный вариант, второй более премиальный. Оба достойны внимания.

SLV – немецкий бренд встроенных и накладных светильников. Минималистичный дизайн и отличное качество!

Centrsvet – еще один производитель точечных и встраиваемых светильников в стилях минимализм и функционализм.

Подвесной светильник или люстра – важная тема, я уже говрила о том, что они могут стать акцентом, вокруг которого сформируется все остальное пространство. Выбор подвесных светильников очень велик, легко запутаться. Поэтому расскажу немного об иконах дизайна, которые всегда на слуху и всегда уместны, и о светильниках, которые мне нравятся, но еще не набрали такой популярности.

Если три-четыре года назад на пике популярности были светильники в стиле лофт, то сейчас популярно возвращение к стилям 60-80-хх годов прошлого века. Дизайнеры не боятся миксовать ретро-стили с минимализмом, классикой или лофтом. Многие производители делают реплики светильников, созданных известными дизайнерами XX века. Фабрика FLOS , например, история которых началась в 70-х гг. XX века.


Одним из первых светильников был Zeppelin (на фото выше), он с успехом выпускается до сих пор.


Дизайном 60-80х и большими брендами все не ограничивается. Дима Логинов, известный российский дизайнер, один из его светильников – Mountain view, спроектированный для фабрики Axolight, на фото выше. Есть молодые производства в России, основателем одного из которых я сама являюсь: Хвоя, Woodled, Garage Factory, Tayga Design, Anastasiya Koщeeva, Mayna. Про некоторые из них был , посвященный деревянным светильникам. Дизайнеры работают с традиционными русскими материалами и технологиями. Это делает светильники запоминающимися и выделяет на фоне зарубежных аналогов.

Многие состоят в Клубе Промышленных Дизайнеров и собраны в общем пространстве – Библиотеке Дизайна в Москве.


ХВОЯ. Подвесной светильник "Колпак"


WOODLED. Подвесные светильники "Ротор и Спутник"


GARAGE FACTORY. Подвесной светильник "Loona" и бра "Boomerang"


Tayga Design. Подвесные светильники "Crusta White" и "Iussi"


Anastasia Koщeeva. Серия подвесных светильников "Svetoch"


MAYNA. Торшеры "Атон, Лас, Нодо"

Заключение

В мире все быстро меняется. Совсем недавно в спальне мы консервативно ставили на прикроватные тумбочки две настольные лампы или бра. А сейчас пробуем ассиметричные композиции и необычные по форме светильники! В этой статье я собрала правила, которыми руководствуюсь в работе дизайнера. Однако, иногда что-то смотрится красиво именно потому, что сделано вопреки правилам. Дайте волю фантазии, пробуйте и создавайте! А за вдохновением и новыми идеями можно заглянуть в Pinterest или подписаться на нашу рассылку !

Дизайнер Екатерина Малая помогла The Village разобраться, для чего нужен светодизайн, что такое ярусы и сценарии освещения и почему уже на стадии планирования электрики необходимо точно знать, где будет стоять ваша любимая статуэтка.

Екатерина Малая

дизайнер

Даже если вы нашли «тот самый» оттенок для стен, потратились на деревянные полы, привезли из поездки марокканский ковёр и заказали в Милане мебель из последней коллекции успешного бренда, результат может разочаровать. Все ваши полугодовые усилия могут быть перечёркнуты одним-единственным промахом - неграмотным освещением. Так бывает, когда на стадии планирования электрику прокладывают наобум. И не от недостатка старательности, а просто потому, что ещё не решили, где будет стоять диван, какой длины будет обеденный стол, а об аксессуарах вообще не думали.

Правило первое

Приступайте к планированию электрики, когда готов детальный план расстановки мебели

Как минимум так вы сделаете ваш новый дом удобным для жизни. Выключатели обычно располагают на расстоянии 15 сантиметров от края дверного проёма, с той стороны, где у двери ручка: вы должны быть уверены в схеме открывания двери. Для верхнего света в спальне я всегда рекомендую своим заказчикам проходной выключатель, чтобы иметь возможность один и тот же верхний свет включить или выключить и у двери, и у кровати. Это удобно также для длинного коридора, ведущего из прихожей в спальни. Но старайтесь избегать большого количества выключателей. Если на пути от входной двери до кухни вам придётся включить свет больше двух раз, то схема плохая: вы просто не будете пользоваться ею в полном объёме.


Правило второе

Свет должен быть разным

Пространство, в котором мы живём, трёхмерное, и выстраивание освещения ярусами поможет подчеркнуть глубину и объём, что невозможно сделать при помощи единственного источника света. Дизайнеры выделяют четыре яруса освещения: верхний (потолочные светильники, люстры, встроенные точечные светильники), первый средний (настенные светильники, бра, торшеры), второй средний (прикроватные лампы, лампы на низких подоконниках и кофейных столиках) и нижний (светильники, встроенные в плинтус и в пол, напольные световые скульптуры).

Чем ниже источник света, тем более интимную атмосферу он создаёт, и наоборот. При включённом верхнем свете (даже если это потрясающе романтичная люстра со свечами и хрустальными подвесками) добиться эффекта уютной комнаты нельзя. Лучше всего для этой цели подходят два нижних уровня освещения - свечи в декоративном камине или настоящий огонь в очаге к ним также относятся.


Правило третье

Не настаивайте на бра

Настенные светильники (первый средний ярус) сейчас не используются самостоятельно. 150 лет назад это были свечи на стене, до которых было легко дотянуться, тогда как люстры зажигали только в особенных случаях. В современных же классических интерьерах бра остались по инерции, в качестве аксессуара. Включаются они редко, и всегда вместе с люстрой. Многие мои заказчики просят запланировать бра над кроватью. Но это не функционально. Идеальным для спальной зоны является сочетание лампы с мягким рассеянным светом на прикроватной тумбочке и маленького светильника на гибкой ножке для чтения, который можно закрепить на стене или в изголовье. Так вы получите возможность хорошо видеть текст, не утомляя глаз. Бра же освещает только стену или вашу макушку.


Правило четвёртое

Подумайте о необычных светильниках заранее

Ещё один вид настенных светильников: расположенные на той же высоте, что и классические бра (140-170 сантиметров от пола), они больше похожи на скульптуру или инсталляцию и способны стать центральным элементом в интерьере. Появление таких объектов в квартире лучше не откладывать на последний момент. Это та самая печка, от которой стоит плясать, продумывая покрытие стен, конфигурацию мебели и даже пропорции помещения. Если вы просто вывели на стену свободный кабель, чтобы потом подобрать сюда что-нибудь для подсветки тёмного угла, вас ждёт разочарование: света такие светильники дают не сильно больше, чем ночник, и смотреться, скорее всего, будут неуместно.


Правило пятое

Не допускайте ошибок при планировании точечного освещения

Встроенные, или точечные, светильники пришли к нам вместе с евроремонтом. Многоуровневый потолок с галогенками был призван заменить мещанскую люстру. Прошло уже 20 лет, но многие из нас до сих пор не догадываются, что можно использовать этот инструмент как-то иначе. Полезно знать, что у каждого точечного светильника есть определённая ширина луча. Если разместить серию точечных светильников с узким лучом очень близко к стене, мы получим ритмичный световой рисунок на поверхности стены, встроенного шкафа или обитого тканью высокого изголовья кровати. Кроме того, это самый эффектный способ подчеркнуть необычную фактуру - искусственный камень, кирпичную кладку, рельефную плитку.

Встроенные светильники бывают фиксированными и поворотными. Последние особенно удобны для акцентированной подсветки предметов искусства или аксессуаров. Если вы собираетесь поставить на консоль или каминную полку коллекционный дедушкин парусник, позаботьтесь о паре встроенных в потолок точечных светильников, лучи которых можно будет направить на объект перекрёстно, как софиты на сцену. Ширина луча для акцентного освещения тоже играет большую роль. 40–50 градусов - оптимально для подсветки больших картин. Маленькие же скульптуры в таком потоке света потеряются и сольются со стеной, для них необходим узкий луч шириной 10 градусов.

Частая ошибка - использование в целях точечной подсветки плоских светодиодных светильников. Источник света обязательно должен находиться в углублении, иначе он будет привлекать внимание не к объекту, а к себе самому, и, что ещё хуже, просто слепить глаза. Это же правило справедливо и для подсветки рабочей поверхности в кухне, особенно если кухня совмещена со столовой. Глаза сидящего за столом человека находятся ниже уровня подсветки, закреплённой под навесными кухонными шкафами. И если лампы не углублены в дно шкафчиков, яркий свет бьёт в глаза и вызывает дискомфорт. Поэтому качественные современные кухни имеют утолщённое дно со встроенной подсветкой. Если ваш бюджет не позволяет потратиться на такую модель, на этапе планировки кухни не забудьте добавить специальный плинтус для верхних шкафов и монтируйте подсветку строго за ним.


Правило шестое

Экспериментируйте

Если возможности встроенных светильников постоянно используются в интерьерах на ярусе потолка, то нижний ярус совершенно незаслуженно игнорируется, в то время как встроить точечный светильник в пол ничуть не сложнее. Такие светильники зачастую являются влагозащитными и оснащены рассеивателями. С учётом того, что редкий ремонт обходится без выравнивания пола, необходимые для светильника сантиметры от перекрытия до поверхности напольного покрытия найдутся всегда, а в качестве результата вы получаете дополнительный объём и глубину помещения. Если вы являетесь счастливым обладателем глубоких подоконников, встройте пару миниатюрных точечных светильников в каждый из них вблизи откосов. Так вы, во-первых, подчеркнёте прекрасную архитектурную особенность вашей квартиры, а во-вторых, получите ещё один мягкий источник света на среднем ярусе.


Правило седьмое

Отнеситесь внимательно к выбору света для ванной комнаты

Свет в ванной комнате зачастую незаслуженно остаётся без внимания. А ведь он способен до неузнаваемости изменить помещение. Примените ярусное освещение, встройте светодиодную ленту в углубление в экране ванны (получится эффект «парящей ванны») и под раковиной, обрамите встроенными в пол светильниками выступ с подвесным унитазом и дверной проём. Используйте влагозащитные двунаправленные светильники в мокрой зоне: снопы света заставят заиграть вашу мозаику на стене.

Отдельного внимания заслуживает зона зеркала. Помните, что угол падения равен углу отражения, и используйте это правило, чтобы максимально выгодно осветить своё лицо. Распространённая ошибка - размещать над зеркалом настенный светильник на ножке, яркий свет которого направлен вниз. Ваше отражение при таком освещении будет казаться старше на 15 лет, цвет лица будет выглядеть безжизненным, на нём появятся глубокие складки, а под глазами - мешки. С лицом произойдёт то же самое, что и с фактурной стеной, которую подчеркнули встроенными светильниками: его рельеф многократно усилится за счёт жёстких теней. Выбирайте поворотный светильник и направляйте луч или используйте рассеянную круговую подсветку зеркала. Хорошей альтернативой могут стать два настенных светильника по обе стороны от зеркала: их перекрёстный свет уберёт ненужные тени.


Правило восьмое

Не перебарщивайте со светом на кухне

Принято думать, что много света на кухне не бывает. Как правило, апологеты этого принципа размещают большое количество лампочек на потолке, создавая сетку из точечных светильников. Ничего, кроме резких теней, неестественных лиц и атмосферы операционной, таким образом добиться нельзя. А между тем главное на кухне - подсветка рабочей зоны и правильное освещение обеденного стола, от которого зависит атмосфера и продолжительность семейных ужинов.

Светильник над столом должен обязательно иметь длинный подвес. Если он находится выше 150 сантиметров от пола, то, опять же, отбрасывает тени на лица и недостаточно освещает стол. Выбирайте светильник с широким абажуром из плотного материала: идеальная форма для круглого и квадратного стола - большая перевёрнутая миска. Габариты стола должны быть известны заранее, иначе вам не избежать переноса светильника. А натяжной потолок в зоне столовой вообще не даёт права на ошибку.

Дополнить схему освещения в кухне можно встроенной подсветкой на нижнем ярусе: например, вмонтируйте светодиодную ленту в дно нижних шкафов или точечные светильники в цоколь кухни.


Правило девятое

Самое важное - сценарии освещения

Вечер в кругу семьи, детский день рождения, домашняя вечеринка, работа дома, романтический ужин - очевидно, что в разных ситуациях вам понадобится разный свет. Для больших квартир и сложных схем идеальное решение - установка системы «умный дом», которая будет управлять не только освещением, но и акустической системой, шторами на электроприводе и тёплыми полами. Сценарий освещения в этом случае программируется и может быть изменён по вашему желанию.

Если же вам необходимо раз и навсегда продумать группы включения осветительных приборов и развести их по выключателям, руководствуйтесь воображаемыми ситуациями. Если вы ночью идёте в туалет, яркий свет вам совершенно не нужен. Значит, одной клавишей должна включаться вся мягкая подсветка - нижний ярус, подсветка ниш, а второй клавишей, на которую заведён заливающий верхний свет, вы будете пользоваться во время уборки или утром, чтобы проснуться.

Средний ярус в гостиной удобно завести на один выключатель. Вы когда-нибудь обращали внимание, как герои американских фильмов приходят домой и одним щелчком включают все настольные лампы и торшеры? Это так называемый вечерний сценарий освещения, идеальный в ситуации, когда вы вернулись после долгого трудового дня и мечтаете об одном - броситься на диван. Но не следует группировать светильники исключительно по принципу ярусности. Не бойтесь проявить фантазию: например, мягкий вечерний сценарий для коридора может включать в себя нижнюю подсветку и подсвеченную стенную нишу в тупике. Всё это - ваш сценарий и ваша драматургия.

ФОТОГРАФИИ: обложка - shutterstock.com / Ventura , 1 - shutterstock.com / Yarik , 2 - shutterstock.com /ER_09 , 3 - shutterstock.com / AnnaTamila , 4 - archiproducts , 5 - shutterstock.com / ShortPhotos , 6 - shutterstock.com / ARZTSAMUI , 7 - shutterstock.com / Photographee.eu , 8 - shutterstock.com / Henrik Winther Andersen , 9 - shutterstock.com / Jacek_Kadaj

Пересматриваем утилитарный подход к освещению в доме и квартире и их основным источникам – люстрам, бра, настольным лампам. Освещение помимо функциональных задач может также изменить эстетическое восприятие интерьера и обеспечить формирование необходимого эмоционального состояния человека.

Взаимосвязь между организацией жилого пространства и его освещением

Эмоциональная взаимосвязь и взаимосвязь дизайна светового прибора и интерьера, безусловно, есть. Поэтому планируя пространство необходимо задумываться не только о функциональности помещения, но и о влиянии освещения на его восприятие людьми. Ведь именно свет позволяет изменить восприятие интерьера.

К сожалению, чаще всего во главу угла ставится функциональность освещения с единственным требованием, чтобы «светильник ярко светил». А дизайнеры, в том числе с помощью , способны сформировать общий образ интерьера, привнести в него настроения и создать комфортную среду.

Стоит постараться объединить декор с функциональностью. Есть одна старая традиция — собираться всей семьёй за одним столом. Поэтому в центре столовой, гостиной или на кухне обязательно должна быть люстра. Кроме того, необходимо и дополнительное зональное освещение. Если говорить, например, об американской системе, то у них принято зональное освещение с многочисленными источниками локального света. Это позволяет подсветить отдельно ту или иную зону и сэкономить электроэнергию, однако не способствует объединению семьи.

Для нас же важнее, чтобы была душевная атмосфера, и потому люстры, потолочные светильники никогда не будут вытеснены общим техническим светом, так как люстра — самостоятельный элемент декора интерьера, яркий акцент, иногда и арт-объект, но всегда один из символов домашнего уюта.

Освещение позволяет управлять эмоциями людей

Свет и цвет тесно взаимосвязаны, при помощи изменения цвета можно управлять восприятием пространства. Цвет влияет на психологическое и физиологическое состояние человека, то есть организм настраивается на определённую атмосферу. Например, зелёный цвет успокаивает, а красный, наоборот, пробуждает внутренние силы, повышает активность.

Всем известно, что при холодном офисном освещении сотрудники выполняют работу гораздо эффективнее. То есть происходит воздействие на внутренние биоритмы человеческого организма, меняется его активность. Не стоит забывать, что влияние оказывает не только цвет, свет и световая «температура», но и световые сценарии, реализованные в интерьере. С помощью света мы можем сознательно создать то или иное настроение в помещении.

Например, для создания среды, комфортной для коммуникаций создается яркое равномерное освещение. Если необходимо вечером поработать и нужно сосредоточиться, то приглушаем общий свет и включаем настольную лампу. Чтобы в доме воцарилась праздничная атмосфера, расставляем световые акценты, используем гирлянды.

Декоративный свет может активно управлять нашим эмоциональным состоянием. При большую роль играет стиль интерьера. Важна и «температура» света. Работать лучше при дневном свете, а отдыхать — при тёплом. Например, хрусталь красиво играет в «холодных температурах» более 4000 К. К теплым относится «температура» в 2700 К. И это нужно учитывать.

Основные правила освещения жилых пространств

В любом жилом пространстве можно выделить три функциональных . Общее освещение , позволяющее осветить помещение целиком. Декоративное освещение , с помощью которого можно создать акценты, сделать интерьер более интересным. К декоративному освещению относятся торшеры, бра, светодиодная подсветка. Специальное освещение , выполняющее чёткую задачу: например, рабочее освещение письменного стола или кухонной поверхности. Вполне естественно, что необходимо все эти направления продумать и учесть.

Важна площадь освещения. Так, может показаться, что для комнаты в 18 м² достаточно светильника с тремя лампочками. Но простой математический подсчёт говорит о том, что люстра с лампочками накаливания даже в 100 Вт может осветить лишь площадь порядка 15 м². Поэтому необходимо учитывать светоотдачу выбранного прибора. Необходимо продумать комплекс освещения в целом, начиная с локального света для определённых зон и заканчивая функциональным и общим освещением.

Следует учитывать различные нюансы. Например, при использовании нежелательно, чтобы рожки люстры были направлены вверх. Что касается настольных или напольных светильников, тут необходимо разграничивать область их применения: одно дело — прибор для рабочей зоны и совсем другое — для зоны отдыха.

Рекомендуемая «температура» освещения для современных жилых помещений

На упаковке лампы производителем всегда указывается цветовая «температура». В жилых помещениях рекомендуют использовать источники света с тёплой «температурой», равной 2700-3000 К, что близко к спектру привычной нам лампы накаливания. Это касается и светодиодных, и галогенных, и компактных люминесцентных ламп. Источники с более высокой цветовой «температурой» могут доставлять дискомфорт излишней яркостью.

Также нужно обращать внимание не только на световую «температуру», но и на индекс цветопередачи Ra (см. ГОСТ Р54814-2011). Лампа накаливания имеет полный цветовой спектр, поэтому при ней мы видим все цвета без искажения (Ra = 100). Зачастую люди покупают энергосберегающие (люминесцентные) лампы с учётом световой «температуры», но без учёта цветопередачи. И в итоге получают неприятный для восприятия свет, серые оттенки; лицо в таком освещении приобретает землистый цвет — всё это результат использования лампы с низким коэффициентом цветопередачи. К сожалению, не все производители данный параметр указывают. Индекс Ra должен быть не меньше 80 — это значение, близкое к солнечному спектру.

Типы источников света

Лампа накаливания — это простой, доступный по цене источник. Его плюс — 100%-й индекс цветопередачи, недостатки: низкая световая отдача, показатель эффективности – не более 5м%.

Галогенная лампа накаливания . Достоинства: небольшая стоимость, более длительный срок службы, по сравнению с обычной лампой накаливания. Недостатки: требует наличие пускорегулирующего аппарата – трансформатора, который выпрямляет напряжение и понижает его до 12 В.

Компактная люминесцентная лампа (энергосберегающая). Достоинства: срок службы до 12 раз больше, а энергосбережение в 5 раз, чем у лампы накаливания. Недостатки: цветопередача колеблется между 80-90%, поэтому к ней применимы понятия «теплый» и «холодный» свет.

Светодиодная лампа . Её достоинства: длительный заявленный срок службы (до 50000 ч) и отличные показатели по энергосбережению. Недостатки: высокая стоимость и создание слепящего эффекта. Светоотдача светодиода большая, но площадь поверхности его маленькая, из-за чего при прямом взгляде на лампу свет режет глаза.

Выбор светодиодных светильников для интерьера

Существует простая формула расчёта мощности светодиодных ламп, эквивалентной мощности ламп накаливания: показатель потребляемой мощности умножают на 8-11 (в зависимости от значения энергоэффективности (КПД) лампы в целом). То есть светодиодный источник на 6 Вт ориентировочно светит, как 60-ваттная лампа накаливания: 6 Вт х 10 = 60 Вт. Но нужно учитывать и световой поток (его указывают в люменах). Это тот показатель, который влияет на конечную освещённость в помещении. Разные светодиодные лампы с одинаковой потребляемой мощностью дают разный световой поток. Чтобы не ошибиться, каким он будет у той или иной лампы, надо обращать внимание на величину в люменах.

Технические устройства для управления светом

Самое простое устройство для управления освещением — . Плавно регулировать яркость источников света помогают диммеры. Следует учесть, что не все источники имеют возможность диммирования – изменения яркости. На это надо обращать внимание при покупке, как осветительных приборов, так и источников света.

Помимо обычных выключателей существуют встраиваемые панельные системы с функцией программирования без подключения компьютера. К примеру, мы можем задиммировать в комнате световой прибор на необходимый уровень освещения, и сохранить в памяти панели эту настройку, присвоив данные значения определённой кнопке простым нажатием на неё. В дальнейшем при включении прибора он будет автоматически обеспечивать заданный уровень освещённости. В таких панелях может быть предусмотрено от 5 до 10 кнопок, позволяющих программировать как отдельные источники света, так и целые группы.

Компания PHILIPS выпустила недавно световой набор для домашнего использования под названием Hue, куда входят три светодиодные лампочки с цоколем Е27 и небольшой модем, через который лампочка соединяется со смартфоном. Установив бесплатное приложение, можно управлять освещением на расстоянии.

Появилось огромное количество осветительных приборов, которыми можно управлять через Wi-Fi с телефона. Нужно всего лишь приобрести специальный светильник, скачать и установить необходимое приложение.

Популярные новинки в интерьерном освещении

На первом месте идут медные абажуры (с блестящей или матовой поверхностью) как у современных, так и у классических светильников. Далее, комбинация цветов в арматуре, например золота и хрома, меди и хрома, гальванизированного золотого и матового сатинового. Теперь о проблеме сочетания элементов интерьера с осветительным прибором (скажем, ручки на мебели золотистые, а понравившийся светильник — хромовый) можно забыть.

Затем, контрастные провода. Иногда они не пластиковые, а тканевые, их можно назвать винтажными. Ещё одна «модная» тема — напольная лампа. Она меньше торшера, но больше настольной лампы. Набирают популярность светильники и с силиконовыми абажурами.

Стоит отметить и светильники в стиле лофт, предназначенные для свободных пространств, где много необработанных фактур, кирпича, бетона. Чаще это металлические приборы с открытым источником света. Для них не подходят светодиоды, и потому используют лампы накаливания.

Кроме того, в моде светильники, которые создают на стене или потолке некий узор, что выглядит очень эффектно. Еще один современный тренд — маленькие люстры вместо бра в спальне по бокам кровати.

Современные предпочтения в декоративном освещении

Все чаще покупатели стали интересоваться зональным освещением. Одна люстра в комнате — уже вчерашний день. Теперь люди покупают не только бра, но и торшеры, делают дополнительное внутреннее освещение технического характера. Появилось такое понятие, как архитектурный свет, — это гипсовые светильники, предполагающие прямо внутри стены. Такие приборы можно красить, оклеивать обоями, декорировать, что позволяет создавать световые зоны, интегрированные в интерьер в соответствии с его стилем.

Стоит упомянуть светильники, которые мы называем арт-объектами. В них сочетаются функциональность и декор. Это, например, зеркала, являющиеся одновременно и световыми приборами.

В связи с совершенствованием светодиодов и их доступностью у покупателей появилась возможность приобрести комплект необходимых элементов и самостоятельно собрать систему освещения. В Интернете есть множество роликов, демонстрирующих, как смастерить светильник из подручных материалов — из валенка, книги, старого зонтика и т. п. Сейчас это очень популярно.

Архитектурный свет

Сейчас в частном домостроении становится все более популярным архитектурный свет, ранее применяемый только для подсветки общественных зданий. Архитектурные системы освещения состоят из прожекторов, уличных светильников, светодиодных модулей, герметичной светодиодной ленты. Для начала необходимо иметь проект наружного освещения, созданный с учетом требований безопасности и степени защиты осветительных приборов от погодных факторов. Провода не должны быть видны на фасаде, поэтому их следует проложить до финишной отделки стен. Крепеж светильников тоже нужно сделать скрытым, чтобы он не портил экстерьер здания днем. Порой архитектурная подсветка способна удачно скрывать видимые дефекты дома и выгодно подчеркивать его достоинства.

Свет способен до неузнаваемости преобразить одно и то же помещение, создавая в нем настроение от романтичного мягкого сумрака дамского будуара до острого, как скальпель хирурга, ослепительного света операционной. Этот феномен активно используется в театре художниками света, которые с помощью освещения изменяют атмосферу сцены, не сменяя декораций. Удачное освещение квартиры может превратить ее в сказочный дворец, а неудачное безжалостно обнажить ее недостатки. Так, как в рассказе Зощенко жители коммуналки при только что проведенном электрическом свете обнаружили убогость своей обители, которую всегда скрывали темные углы. Ушли в прошлое времена, когда выбор источников света начинался одинокой люстрой на потолке и заканчивался торшером у кресла и настольной лампой на письменном столе, сегодня каждый с помощью света может превратить квартиру в чудесный театр света и тени. И если вы намерены создать освещение квартиры своими руками, познакомьтесь с секретами дизайна в этой области, создающими чудеса.

Для освещения в современных интерьерах жилых помещений используются следующие осветительные приборы:

  • лампы накаливания;
  • люминесцентные лампы;
  • галогенные и металлогалоидные источники света;
  • светодиоды;
  • световые шнуры «дюралайт»;
  • оптические волокна.

Спектр ламп накаливания наиболее комфортен для зрения, но они лишь около 10% своей мощности расходуют на создание света, а остальную преобразуют в тепловую энергию. Поэтому в помещение со слишком большим количеством лампочек накаливания всегда будет жарко и душно, как в фотосалоне или телевизионной студии.

Люминесцентные лампы не нагреваются, но до недавнего времени их неохотно использовали для освещения жилья из-за некомфортного голубовато-белого света, неприятного гула и необходимости дополнительных пусковых устройств для подключения. Современное поколение энергосберегающих люминесцентных ламп свободно от этих недостатков и они вполне могут использоваться вместо ламп накаливания.

Галогенные и металлогалоидные светильники излучают довольно узкий направленный пучок света, а поэтому больше подходят для освещения отдельных зон или подсветки ключевых элементов интерьера - картин, скульптурных групп, колонн, ниш и т.д.

Использование декоративных источников света для подсветки ключевых элементов интерьера - картин

Светодиоды прочны, не нагреваются, в их очень широком спектре нет вредных для здоровья человека инфракрасного и ультрафиолетового излучений. Долговечность светодиодов в 80 раз превышает ресурс ламп накаливания. Но светоотдача светодиодов не настолько велика, чтобы использовать их в роли самостоятельных источников света а поэтому в интерьере их используют чаще для декоративной подсветки или в качестве ночника. Световые шнуры «дюралайт» - это декоративные источники света на основе светодиодов, широко использующиеся для светового оформления элементов интерьера или в наружном уличном освещении.

Оптические волокна излучают свет только с торцов, но удаляя их на большие расстояния от основного источника света и используя специальные насадки, можно создавать волшебные фантастические световые эффекты.

Правила и секреты дизайна освещения

Архитекторы и дизайнеры издавна использовали освещение в интерьере квартиры или дома в роли эффективного инструмента визуальной коррекции неудачной геометрии помещений.

Одно из главный правил дизайна заключается в том, что яркий свет зрительно расширяет пространство, если в отделке стен и потолка использованы светоотражающие материалы. Если требуется зрительно уменьшить слишком большое помещение, то поверхности затеняют.

Благодаря затенению потолка и удачному расположению местного освещения слишком большая гостиная выглядит компактной и уютной

Светильники с направленными вверх отражателями визуально «приподнимают» слишком низкие потолки. Слишком высокий потолок покажется ниже, если его затенить при помощи направленных вниз абажуров источников света.

Грамотный дизайн освещения квартиры обязательно должен гармонично сочетать источник общего освещения, например, главную люстру на потолке, и светильники точечного местного освещения. При этом очень важно, чтобы управление освещением в квартире в данном случае обеспечивало независимую работу каждого вида или группы светильников.

Грамотный дизайн освещения квартиры должен гармонично сочетать источник общего освещения и точечного местного

Общее освещение помещения может быть немного приглушенным, ведь его цель обеспечить свободную ориентацию в комнате и непринужденное общение обитателей. Роль местного более яркого света - это освещение рабочих мест, к которым относят секретер либо письменный стол, рабочую зону в кухне, а также обеденный стол в столовой или гостиной.

В спальне общий свет лучше сделать рассеянным, немного понижающим высоту потолка, а у зеркала и прикроватных тумбочек предусмотреть более яркие светильники или лампы. Если в интерьере большого дома перечисленные правила использования света носят рекомендательный характер, то освещение однокомнатной квартиры нередко является единственным инструментом зонирования не слишком большого пространства, которое одновременно выполняет функции гостиной, рабочего кабинета, спальни и даже столовой.

Грамотное освещение как инструмент зонирования и визуального увеличения небольшой однокомнатной квартиры-студии

В ванной обычно дополнительными светильниками освещают туалетное зеркало, а роль общего освещения выполняют точечные галогенные светильники. А вот освещение коридора в квартире необходимо спланировать таким образом, чтобы всегда была возможность включить яркий общий свет, когда надо одеться, обуться, поправить макияж.

Благодаря гармонии дизайна интерьера и правильного освещения маленьких коридор выглядит просторным холлом

Кроме утилитарной роли прихожая еще выполняет презентабельную функцию визитной карточки квартиры и чтобы узкий коридор не напоминал подземелье средневекового замка, используя свет, его можно зрительно расширить и увеличить. Наконец, освещение коридора должно гармонировать с освещением смежных помещений: если гостиная ярко освещена, то и в прихожей включают яркий верхний свет и приглушают его, если в соседнем помещении полумрак. Все эти задачи решают местные светильники.

Универсальных рецептов работы со светом нет, каждый сам выбирает концепцию дизайна и освещения своего жилья, но во избежание ошибок никому не помешает полистать иллюстрированные журналы и посмотреть, как профессионалы создают освещение в квартире: фото, эскизы, иллюстрации к проектам.

В проекте дизайна интерьера проект освещения квартиры обычно выполняют в виде самостоятельного раздела, учитывающего планировку комнат, конфигурацию потолка, границы напольных и потолочных отделочных материалов, места расположения мебели и стационарных элементов.

На основании планов потолков и полов разрабатывают план освещения квартиры, отмечая на нем виды и места расположения осветительных приборов, розеток и выключателей, как потолочных, так и настенных - так называемый сценарий освещения.

Нормативы мощности и количества светильников

Одним из главных условий комфортного освещения жилого помещения является правильное соотношение мощности, количества осветительных приборов и освещаемой площади. Специалисты в области освещения рекомендуют использовать на каждые 5 кв.м. осветительные приборы суммарной мощностью 60-75 кВт.

Таким образом, вы можете самостоятельно рассчитать оптимальное количество светильников для освещения каждого помещения своей квартиры или воспользоваться следующими рекомендациями:

  • для однокомнатной квартиры площадью 30-40 кв.м требуется не более восьми светильников, например, три потолочных светильника, люстра, два бра, торшер, настольная лампа;
  • для двухкомнатной квартиры оптимальный набор из девяти светильников можно представить следующими приборами: две люстры, три потолочных светильника, торшер, настольная лампа и два бра;
  • для трехкомнатной квартиры потребуется одиннадцать светильников - к набору приборов для двухкомнатной квартиры можно добавить люстру и бра;
  • для четырехкомнатной квартиры нужны одиннадцать светильников: предыдущий набор можно дополнить одним потолочным светильником и еще одной настольной лампой.

Схема освещения квартиры

В соответствии с планом разрабатывается подробная схема освещения квартиры, учитывающая схемы подключения каждого прибора, их групп, а также приборы управления освещением.

Схема управления люстрой

На чертеже учитывают вид каждого выключателя с указанием количества клавиш и стрелками указывают для какого осветительного прибора или группы приборов он предназначен. Для слишком больших комнат либо длинных коридоров можно предусмотреть дублирующие выключатели для одного и того же прибора, установив их в разных точках помещения. Все настенные и потолочные осветительные приборы на схеме следует привязать соответствующими обозначениями к стене или ближайшему проему, дверному либо оконному.

Точно так же с привязкой к ближайшим стенам либо проемам размещают на схеме места размещения розеток, выключателей и прочих приборов, задействованных в системе освещения.

Видео-урок о правилах дизайна

С готовым проектом в руках можно приступать к монтажу проводки и осветительных приборов и воплощать, наконец, в материале результаты проделанного кропотливого труда проектировщика. Зато в награду ваша квартира-золушка превратится в прекрасную принцессу и жизнь вокруг заиграет новыми фантастическими красками.

Установка светильников может максимально подчеркнуть все достоинства вашего интерьера либо напротив замаскировать их, создав уродливые тени. Наши консервативные взгляды об освещении обычно не выходят за пределы стандартного набора из люстры, торшера, настенной лампы и бра. Иные же, напротив, отвергая старое, предпочитают исключительно светодиодные точечные светильники. Думается, что обе точки зрения крайние, и возможно, найдется некая «золотая середина».

Каким же должно быть современное освещение квартиры?

При выборе освещения рассчитывается количество светильников и определяется дизайн освещения

Выбор и установка освещения квартиры

Теория самого освещения имеет две стороны:

Первая – чисто потребительская, основанная на физических характеристиках. По ней достаточно рассчитать количество светильников в помещении, руководствуясь нормами освещенности, измеряемым в люксах .

Нормы уровня освещенности

  • Жилые комнаты, кухня – 150 лк
  • Детская комната – 200 лк
  • Рабочий кабинет – 300 лк
  • Туалет, прихожая, совмещенный санузел – 50 лк
  • Ванная, бассейн, сауна – 100 лк

Определить необходимую мощность светильников по площади помещения и уровню освещения можно по этой таблице:


Таблица мощности и уровней освещения

В таблице приведены значения для ламп накаливания. Для люминесцентных ламп мощность должна быть уменьшена в 5 раз, а для светодиодных – в 10 .

Расчет необходимого количества светильников


Количество светильников рассчитывается путем деления расчетной мощности освещения на мощность одной лампы.

  • Так, в однокомнатной квартире площадью от 30 до 40 м 2 вполне достаточно 7-8 светильников:
    • Люстра – 1
    • Потолочные светильники – 3
    • Бра – 2
    • Настольная лампа – 1
    • Торшер (по необходимости) – 1
  • Для двухкомнатной квартиры добавляется еще одна люстра
  • Для трехкомнатной потребуется уже одиннадцать светильников из-за добавления еще одной люстры и бра


Проверить фактический уровень освещенности можно при помощи специального прибора – люксометра
.

Теория дизайна освещения в интерьере

Другая сторона теории освещения заключена в том, что оно рассматривается как дизайнерский прием, и его функции следующие :

  • Совершенствовать и дополнять интерьер
  • Путем оптической иллюзии изменять размеры и формы помещения
  • Являться декоративным украшающим элементом

Если вы лишь формально подсчитали количество лампочек, соблюдая нормы освещенности, то это, конечно, далеко не дизайн. С этим справиться может любой электрик.
Но если вы продумали, в каком направлении будет падать свет, равномерно или с тенями, “приподняли” или, наоборот, “опустили” потолок при помощи света, подобрали необходимый цветовой спектр подсветки и т.д., то это уже и есть дизайн или архитектура освещения в квартире


Освещение способно зрительно изменить интерьер и размеры помещения

Примеры применения дизайна в освещении

Естественное освещение также подчиняется дизайну:

  • Самый первый прием, помогающий правильному заполнению дневным светом комнаты, производится еще на черновом этапе ремонта:
    Оконные откосы делаются с углом рассвета
  • Второй прием искусственного перенаправления и дозирования лучиков света – это вертикальные жалюзи на окнах

Улучшить интерьер при помощи искусственного освещения можно, зная следующие законы :

  • Освещение всех зон должно быть равномерным без глубоких теней, иначе возникает ощущение подземелья
  • Свет в рабочей зоне выбирается только белый
  • Пространство и плоскости расширяются в направлении света:
    • сделать выше потолок можно, подсветив его снизу
    • подвесная лампа с абажуром или плафоном понизит потолок
    • расширить зрительно помещение можно используя боковую подсветку стен или горизонтально расположенные на потолке лампы
  • Если фон помещения светлый, то освещение в нем используется равномерное, комнаты с преобладающим темным фоном зонируются при помощи различной световой интенсивности
  • При подсветке нужно соблюдать такие правила:
    • Цветные объекты подсвечиваются белым цветом
    • При подсвечивании белых поверхностей возможно применение цветной подсветки

Концепция освещения в интерьере

Есть две концепции – европейская и американская.

И в той, и другой есть свои плюсы и минусы:

  • Европейская направлена в сторону максимальной комфортности, но несколько расточительна
  • Американская, используя в основном рабочее и местное освещение, позволяет добиться максимальной экономии, но ее вряд ли можно назвать комфортной и красивой

Типы освещения по европейской системе

Остановимся на европейской концепции как наиболее полной. По ней освещение делится на несколько групп по уровню и назначению.

Верхнее, общее освещение

К нему относится та же самая люстра (выходит, не стоит спешить выбрасывать ее на свалку?) либо ее альтернатива – плафон с несколькими лампами, позволяющий обеспечить более равномерное, без световых бликов на потолке, освещение.

  • Устанавливается в гостиных и других жилых комнатах, а также в просторных холлах
  • Уровень освещенности – яркий
  • Для гостиной лучше сделать регулируемую яркость, так как в этом помещении люди находятся долго, и слишком яркий свет длительное время начинает действовать раздражающе и не способствует доверительному общению
  • Используются простые лампы накаливания или люминесцентные лампы

Лампы накаливания очень неэкономны, и вдобавок выделяют большое количество тепла – в этом их большой минус.

Люминесцентная лампа в пять раз меньшей мощности дает такой же уровень освещенности, как и лампа накаливания

Но есть минусы и у люминесцентных источников света:

  • Холодный свет очень дискомфортен
  • При работе лампы может раздаваться монотонное неприятное гудение

Светодиодные точечные светильники не подходят для общего верхнего освещения из-за именно точечной направленности светового луча. Использование точечного источника света большой поверхностной яркости будет очень вредно для глаза.


В гостиной используется верхнее общее и местное освещение

Местное локальное освещение

Назначение его:

Выделение определенной зоны, например, кухонного или барного уголка.

Подчеркивание отдельных деталей интерьера и декоративных элементов.

  • Интенсивность – мягкая
  • Уровни могут быть как верхние, так и нижние
  • Применяемые источники света:
    • галогенные и металлогалоидные, светодиодные точечные светильники
    • подвесные светильники
    • настенные бра

Точечные светильники особенно хороши на многоуровневом подвесном потолке для подчеркивания его дизайна и создания равномерного бестеневого освещения

Но эти плюсы исчезают, при употреблении галогенок большей мощности: мебель начинает отбрасывать тени.

Чтобы убрать этот недостаток, лампы прячут за выступы и карнизы, козырьки, утапливают в мебели либо используют матовые колпачки.

Рабочее освещение

Требования к нему одно – оно должно быть максимально ярким и удобным для зрения

  • Устанавливается на промежуточном и нижнем уровне:
    • над рабочей зоной кухни
    • на рабочем столе
    • возле дивана, кровати, кушетки, где привыкли читать
  • Используется соответственно в виде
    • встраиваемых галогенных светильников
    • настольных ламп
    • торшеров и настенных бра

Декоративное освещение квартиры

Не является самостоятельным источником света и применяется в декоративных целях или в качестве ночника .

Можно использовать, где душе угодно, но особо напрашивается в спальне и гостиной:

для подсветки потолка, зеркал, ниш, картин, нижней подсветки стен и т.д. В спальне используется мягкое общее освещение и яркое местное

  1. В световом оформлении гостиной есть несколько тонкостей:
    • Если мебель в гостиной темного цвета, то лучше выбрать светильник с горизонтально расположенными лампами
    • При светлой мебели рекомендуется направление ламп вниз
    • Для просторной комнаты или помещения с высоким потолком подойдет лампа с нижним рефлектором
  2. Для зонирования в однокомнатной квартире хорошо использовать рефлекторные лампы, регулируемые по высоте
  3. В спальне приветствуются подвесные лампы с абажуром или плафоном, так как это зрительно понижает потолок и делает помещение более уютным.
    Общее освещение в спальне должно быть приглушенным, а возле кровати устанавливается яркие источники света (торшеры, настенные бра либо же настольные лампы на тумбочках)
    Эффектно и интригующе смотрится светодиодная подсветка окна, установленная за занавесью по периметру окна
  4. В детской комнате должно быть яркое и одновременно не раздражающее освещение, поэтому лучшее решение – матовые плафоны или защищенные колпаками галогеновые лампы
  5. Оптимальное освещение для кухни – галогеновое, которое устанавливается в рабочей зоне кухни
    Можно дополнить световое решение и центральным потолочным светильником
  6. Для коридора достаточно одного центрального плафона, но для равномерности падающего света можно также использовать возле карнизов экономную подсветку
  7. В помещении ванной и туалета освещение должно быть мягким и ровным. Это достижимо при помощи плафона на потолке, в котором устанавливается простая лампа накаливания – другая в условиях вынужденной защиты от влаги просто долго не прослужит.
    Над зеркалом устанавливаются матовые галогенные светильники

Таким образом, если теперь подсчитать количество светильников, используемых в интерьере нашей квартиры, то оно окажется, конечно, больше расчетного необходимого их количества. И что ж?.. Красота и комфорт в дизайне освещения также требует жертв.

Видео: Дизайн освещения