Апокалипсис, прямо скажем, тема не новая. Нашествие зомби – тоже. Смущать это обстоятельство может кого угодно, но только не мастеров из , которые предложили игрокам именно зомби-апокалипсис, стопятисотый по счету в гейм-индустрии. Банальщина? Что угодно, но только не она. В новом проекте пользователей ожидает взрослая история о нелегких судьбах людей, досуг которых посвящен выживанию. Жестокое будущее без прикрас обсудим в нашем обзоре.

Лето, осень, зима, весна... и снова лето.

В , что повествует о схожих с событиях, был замечательный эпизод: машина с уцелевшими проехала мимо пока еще выжившего человека, даже не сбавив ходу. А в этой машине, между прочим, сидели главные герои. С подобного момента начинается действо нового PS3-эксклюзива. Привычный ход жизни меняется, когда на свою первую трапезу выбегают пораженные спорами обыватели Соединенных Штатов Америки. Протагонист истории, Джоэл, и не думает замедлить автомобиль, чтобы помочь другим уцелевшим. Не до жиру, быть бы живу – только по этой причине может взять зачин долгая история «20 лет спустя».

Привычная беседа о взаимодействии полигонов между собой не актуальна для The Last of Us. Привычная беседа о взаимодействии полигонов между собой не актуальна для The Last of Us . В 2013 году гейм-индустрия декларирует себя, как полноценная сфера искусства, объединяя в интерактивный формат книги, фильмы и музыку. Сначала , теперь The Last of Us . Взрослое произведение не церемонится с радужными образами и не предлагает карамельный апокалипсис с водкой и канканом. Все серьезно: банка бобов дороже человеческой жизни, а сломанная рука не считается даже началом пытки. Подозрительность и мародерство в жестоком мире вытеснили улыбки и взаимопомощь. И вовсе не по доброте душевной Джоэл соглашается доставить 14-летнюю Элли в поселок к лагерю группировки цикад, что способны вывести антиген страшной заразы из крови девочки. Судьба человечества герою до лампочки: на кону оружие, которое поможет протагонисту выжить еще несколько дней.

Типичный антигерой, Джоэл видит в Элли лишь обузу, но отказываться от цели не намерен. С характером Элли не все так явно – девочка лишь начинает свой путь, который рискует оборваться за каждый поворотом. Ей в новинку вид леса, но вид разлетающихся по стене мозгов ей знаком. Она переживает, что не умеет свистеть, но спокойно относится к тому, что уже умеет отнимать жизни. Спутница, как и все персонажи повествования, выполнена настолько живо, насколько это возможно для консоли седьмого поколения. Даже сверх того: решительно непонятно, как авторам удалось выжать столь достоверный мир из Playstation 3.

Спутница выполнена настолько живо, насколько это возможно для консоли седьмого поколения. Микромимика, случайные фразы, говорящие позы и жесты гармонично вписываются в окружение, при виде которого челюсть падает на пол, а поднимается с него только после финальных титров. Речь не столько о технической части вопроса, которая, безусловно, выше всяких похвал, сколько об идеологической. Naughty Dog удалось то, что так старались реализовать разработчики , используя множество деталей. Вместо пошлой бытовухи, каждый закоулок The Last of Us преисполнен художественными образами, бесконтрольной ностальгией по прошлой жизни. Будь то разрушенные подземелья или квартиры в небоскребах, тоска по мертвому человечеству будет преследовать игрока на протяжении всего года повествования, который уместится чуть менее, чем в двадцать часов его реальной жизни.

Последняя из них.

Как бы не напрашивалось сравнение The Last of Us с романом Кормака Маккарти, аналогия была бы не совсем правильной. Вместо фанатичного фатализма Дороги, в Последних Из Нас виден луч света в конце темного тоннеля. Пусть он кажется недосягаемым, эфемерным, но он есть. В этом проект похож скорее на «Я – легенда» Ричарда Мэтисона, или на упомянутых ранее Ходячих Мертвецов Киркмана. Но в последнем случае аналогия обрывается: формат повествования буквально кричит о необходимости принимать решения, но такой возможности игра не предоставляет.

Формат повествования буквально кричит о необходимости принимать решения. Выбор авторы умело заменяют вариативностью прохождения. Патроны весьма ограничены, и перестрелке иной раз лучше предпочесть тихую расправу над врагами, а то и вовсе оперативное сматывание удочек. К сожалению или к счастью, враги забывают о вашем существовании, лишь только вы выйдете за невидимый порог локации. Люди вообще ведут себя противоречиво: в случае тревоги умело группируются и нападают со всех сторон, а в ожидании опасности расходятся по одному, чтобы постоять и порассматривать стену. Стелс, как основной инструмент разбирательства, выполнен также с намеком на принятие решений: отвлечь броском предмета в уголок или по физиономии, и прошмыгнуть мимо, заколоть скучающего ножом, или просто проложить путь по огромной локации вдали от неприятелей – все в ваших руках.


История противостояния зараженному населению во многом схожа с противостоянием живым людям, с той лишь разницей, что грибники отслеживают героя не глазами, а ушами. Забавно, но спутников Джоэла эти ребята не слышат вовсе. Ровно, как и любые события, что происходят за пределами их зоны восприятия – отошли на несколько метров, и хоть ядерные боеголовки взрывайте, ходячим спорангиям все будет безразлично. Но чтобы найти важные для жизни припасы, потребуется именно близкое знакомство с живыми мертвыми. Вступать в открытую вражду опасно – некоторые зомби горазды убить героя с одного удара. Но если медленно прокрасться мимо них, можно найти несколько капель спиртного или обрывок тряпки, из которых игрок волен соорудить аптечку или коктейль Молотова. Все правильно, крафт различных предметов требует одинаковых компонентов, а их количество весьма ограничено. Как и было сказано раньше, все ради доподлинной атмосферы выживания.

Примечание Логина:
Начинаю привыкать к роли говорящего о переводе игры кота. Дело в том, что о локализации The Last of Us также, как и о локализации , молчать нельзя. Только если в Помни Меня перевод выполнен со знаком «минус», то в Одни Из Нас – со знаком «плюс». Работа произведена поистине колоссальная. Для отечественных реалий голоса актеров звучат отлично, подбор ролей практически совершенный, соблюдены интонации, заботливо озвучен каждый диалог. Кто, если не японская компания, превосходно справится с переводом игры на русский язык?
Ну и, раз уж мне дали слово, выскажу свое мнение. Ради одной только The Last of Us нужно если не купить, то хотя бы арендовать консоль на время. Если не верите критикам, то виртуальному коту точно можете верить, игра того стоит.

В условиях продолжительного повествования и трех видов врагов, игра рискует показаться однообразной. Так бы и было, но речь идет уже не об игре, но об интерактивном романе, который превратил игрового журналиста в не то литературного, не то кинематографического критика. В проекте нет высокой динамики, но ритм повествования соответствует аутентичности постапокалипсиса. Минималистичная атмосферная музыка лишь вторит верному чувству, что спешить в мертвом мире уже абсолютно некуда. И пусть роль наблюдателя уступает роли участника, The Last of Us – венец возможностей Sony Playstation 3. Остается надеяться, что не возможностей Naughty Dog .

Ещё двадцать часов назад мы не могли и представить, что авторы одной из самых именитых серий игр для PlayStation 3 смогут по-настоящему нас удивить - показать, что их игры это не только ироничная ухмылка очаровательного жулика и искателя приключений , но и нечто действительно большее, совершенно не озорное и не героическое. Встречайте – новое творение студии Naughty Dog – экшен на выживание от третьего лица - или “Одни из нас” в русском варианте.

За историю кинематографа, да и видеоигр нам довелось повидать немало разновидностей зомби – медленных, быстрых, огромных и даже думающих. Так и Naughty Dog не стали мудрить, а представили 3 основных вида в , но со своими корректировками, которые, определённо, добавили интереса игровому процессу. Так на первой стадии заражения бедняги пребывают в бреду, но очень быстро реагируют на приближение кого-либо. На второй стадии грибок настолько въелся в мозг человека, что тот перестаёт что-либо видеть и ориентируется в пространстве исключительно на слух. И не дай бог вам опрокинуть ведро или издать лишний звук при ходьбе – атака будет неминуема и в большинстве своём смертельна. Ну и третья стадия – это очень давно заражённые люди – здоровяки с огромными наростами по всему телу. Каждый вид имеет свои повадки и излюбленные места обитания, но опаснее всего, когда все три типа находятся в одном замкнутом пространстве т.к. одни видят, другие слышат, а третьи как танки прут напролом. Попавший в такие условия здоровый человек вынужден спасаться скорее бегством, чем вступать в открытый бой...

Эпидемия в кратчайшие сроки распространилась по Земле, а испытания вакцины потерпели неудачу. Таким образом, человечеству ничего не осталось, как приспосабливаться к новым условиям жизни. Военными были организованы карантинные зоны, где, по крайней мере, люди могли не бояться зараженных, и имели кое-какую еду и кров. Наряду с этим образовалась и группировка сопротивления под названием Цикады , призывающая к восстановлению всех властных структур. Их цели до конца не ясны, но для военных сил они, скорее террористы, нежели борцы за правое дело. В остальном же цивилизация катиться в пропасть, а внешне антураж напоминает привычную постапокалиптическую картину – каменные джунгли утопают в природных, а люди, обитающие в них отныне опаснее любого заражённого, ибо нужно как-то выживать…

Именно в таком мире последние двадцать лет и живёт наш герой Джоэл – беспринципный контрабандист, который готов взяться за любую грязную работёнку. Он далеко не молод, а из семьи в живых остался только брат, да и тот не желает его знать. Собственно, игра бросает нас сразу в водоворот событий без особых разъяснений. Знакомиться же с друзьями и врагами Джоэла мы будем уже на ходу, как в каком-нибудь роуд-муви , что на деле очень увлекательно – неизвестно, что ждёт тебя в ближайший час. Авторы умело чередуют игровые ситуации, да так, что создаётся ощущение, будто перед глазами реально проходят дни и месяцы. Волей судьбы на плечи Джоэла сваливается 14-летняя девочка Элли , которую ему необходимо доставить к Цикадам . Зачем? Об этом мы умолчим, дабы не портить вам впечатление от сюжетной линии, которая тут играет далеко не последнюю роль. Конечно же, по традиции, не всё пойдёт гладко и в итоге нашим героям придётся сделать приличный круг – прогуляться почти по всей Америке – по её крупным городам и деревушкам. На пути будет встречаться всякое, что в прямом смысле заставит вас пересмотреть свои взгляды на каждого из героев, их взаимоотношения и самое главное прочувствовать на себе всё это. Удивительно, но авторам удаётся передать эмоции с экрана прямиком в голову игрока. Возможно, в этом помогает искренняя человечность и правдивость главных персонажей, а может и мастерски расставленные акценты с выдавливающими слезу сюжетными поворотами. В любом случае это очень необычное чувство, когда герою не только сопереживаешь, но и хочешь действовать как он – и ты так и действуешь! А кто в данном случае кем управляет – ты героем или он тобой уже абсолютно неважно.

На пути Джоэла и Элли встретится не так уж и много дружелюбных людей, но проработаны такие моменты основательно – чувствуется, что за плечами у каждого выжившего своя история и свой опыт. С другой же стороны такие встречи непродолжительны и спустя час-другой вы вряд ли вспомните как звали встретившегося час тому путника. В целом же сюжет с каждым часом обрастает деталями, черпать которые можно не только в разговорах между персонажами, но и исследуя локации на предмет различных артефактов – записок, комиксов, диктофонов и тому подобного. Помимо прочего такое изучение местности поможет вам запастись и необходимыми предметами для создания средств борьбы с врагами прямо на ходу, а также найти редкие чудо-пилюли, которые помогут улучшить имеющиеся характеристики персонажа вроде запаса здоровья или мастерства владения ножом. Из создаваемых предметов доступны – ножи, аптечки, коктейли Молотова, дымовые граната и гранаты с гвоздями. При помощи гвоздей также можно улучшить, например, трубу или биту, но, к сожалению, такое оружие имеет запас прочности и спустя несколько ударов буквально рассыпается в руках. Разумеется, Джоэл может драться и кулаками, используя также и предметы окружение вроде перил или стен. Помимо таких типов оружия имеется и целый ряд огнестрельного – от пистолетов со снайперской винтовкой до огнемёта с луком. Их тоже можно модифицировать, но только в специально отведённых для этого местах – на верстаках, которые, к слову, попадаются не так уж и часто. За собираемый там и сям хлам вы можете улучшить по 3-5 характеристик каждого ствола вроде объёма магазина, скорости перезарядки и тому подобного. В целом же вся эта система прокачки является скорее плюсом, чем минусом, но некое противоречивое чувство присутствует в том плане, что не всё это нужно на практике. Если крафт оружия ещё обоснован – всё-таки у нас сюрвавл-экшен и создание оружие из подручных предметов отлично вписывается в такую концепцию, то умения персонажа в большинстве своём выглядят притянутыми за уши. Реально полезных среди них два-три вроде максимального уровня здоровья или уменьшения разброса при стрельбе. Остальные, такое чувство, добавили только ради необходимого количества. Прокачать всё оружие и все скилы за одно прохождение точно не выйдет, даже если вы будете скрупулёзно обыскивать все дома и территории. Но на этот случай разработчики завезли специальные уровни сложности с сохранением прокачки героя – для второго и последующих прохождений. Да и на трофеи игра не щедра и поэтому придётся пройти её несколько раз, дабы получить их все т.к. они почти все собирательные. Лично у нас после одного прохождения было взято только 3 трофея из 24-ёх, а если учесть, что они ещё и глючные… но надеемся, что это в скором времени подправят патчами.

Что касается геймплея, то его можно описать несколькими ёмкими фразами – он непривычный и он не для всех. Откровенно, мы не можем рекомендовать эту игру всем и каждому т.к. именно по геймплею это не тот проект, который способен угодить любому игроку. Если вы ждали от разработчиков нечто в том же духе, то смело проходите мимо. Если же вы не боитесь экспериментировать, то милости просим. Авторы явно пошли на большой риск, выпуская абсолютно новый продукт с новым для них геймплеем, да ещё и на закате текущего поколения консолей. Куда проще было сваять именитый приключенческий квадриквел и гарантированно получать денежки от продаж, но то были бы не Naughty Dog . В своё время первый Uncharted был первооткрывателем и жемчужиной на только что вышедшей PlayStation 3 , а же окончательно впечатывает имя студии в историю, как лучшего разработчика эксклюзивов для этой платформы. Но рассудим трезво – перед нами экшен на выживание в постапокалиптическом мире. Своего рода вариации такого коктейля уже встречались в гейминдустрии – больше в инди-секторе, конечно, но чтобы они были выполнены с ААА-размахом – такое впервые! По сути, авторы смешали привычный боевик а-ля Uncharted с неторопливым игровым процессом любого сюрвайвл-хоррора вроде Resident Evil . Не под копирку, конечно, но явно корни берут начало там. При этом симбиоз между жанрами получился взаимопроникающим, таким образом, что каждая из составляющих по отдельности не похожа на своего прародителя. Этому способствует и то, что главный герой всё же в возрасте, и чтобы преодолеть, например, обрыв ему нужно идти в обход или воспользоваться лестницей, да и зачастую при помощи Элли, а не лихо перепрыгнуть, как ни в чём ни бывало. С другой же стороны загадок, привычных для сюрвайвл-хоррора тут особо и нет – максимум найти ту же лестницу или плот, чтобы помочь Элли перебраться на другой берег т.к. она не умеет плавать. Но от ужастика тут отличная давящая атмосфера, которая, правда, ослабевает ближе к концу игры в виду логичных причин – прокачки персонажа и вообще привыкания к законам мира игры. Но гарантируем – первые восемь часов игрового времени вы часто будете бояться лишний раз наделать шуму, дабы не обратить на себя внимание очередного Щелкуна или Бегуна – так называются вторая и первая стадии заражённых соответственно. Помимо местных зомби на пути у вас будут вставать и люди-мародёры, которым неведома жалость и сострадание. В такие моменты лишний раз убеждаешься, что не столько опасны безмозглые монстры, сколько хладнокровные ожесточённые люди. Джоэл и сам такой – неоднозначный характер и его поступки не красят его, но в таком мире он выглядит органично и достоверно. Поэтому приготовьтесь к тому, что игра чересчур жестокая во всём – с второстепенными героями, в боевых сценах с людьми и заражёнными, в поступках главных героев и их словах, да и вообще сюжет нельзя назвать радужным. Закончив игру, максимум, что вы испытаете это тяжесть на душе и некое животное удовлетворение от того, что вы поступили так, как нужно было – вопреки всем вашим ранним ожиданиям и жизненным убеждениям.

Дополняет всеобщую картину реалистичности и действительно приличная графика с каким-то невероятным вниманием к деталям в архитектуре и к масштабам. Порой локации до неприличия большие, и, кажется, что авторам не стоило так себе утруждать т.к. мы и так бы поверили в этот мир. Но нет – даже в тех местах, где ничего не происходит, есть то, за что приятно зацепиться глазу. Всё дело в том, что в игре хватает моментов, когда мы просто прогуливаемся по местности, рассматриваем достопримечательности, попутно собирая всякое барахло для выживания. В эти моменты герои могут вести задушевные диалоги или травить анекдоты, а ещё они очень естественно могут рассматривать местность – цветочки, плакаты, закоулки, полки и тому подобное. Это очень погружает в игру, знаете ли. А вот что не погружает, так это поведение этих же героев в стелс-моментах. Всё дело в том, что вас враги замечают очень хорошо почти всегда, а напарников в упор не видят и с метра. Это немного портит впечатление, но с другой стороны понимаешь, что реализуй разработчики иначе действия искусственного интеллекта, например, заставляя напарников отсиживаться или, напротив, врагов – замечать, то разрушилась бы вся стелс-механика игры. Да и другие элементы пострадали бы безусловно – вроде реалистичных и всегда уместных добиваний врагов напарниками. Видимо на данном этапе эволюции игр нечто сверх того просто невозможно реализовать. Согласитесь, что и в том же Hitman: Absolution весьма много условностей в этом плане, а там у нас всего один герой, а в “Одни из нас” несколько!

А вот движения персонажей за редкими незначительными исключениями выглядят как в жизни благодаря, разумеется, Motion Capture . Все персонажи действительно ощущаются в этом мире как живые. Помните как мы хвалили все эти необязательные движения рук или жесты Натана Дрейка в ? В это выполнено в разы лучше! Да и вообще фирменный движок Naughty Dog довольно сильно переработали под открытые пространства, которыми Uncharted в принципе-то не грешил, но в "Одни из нас" их стало явно прибавили как в количестве, так и в качестве. Конечно, чем-то пришлось пожертвовать – где-то заметны текстуры низкого качества, а интерактивность окружения так и вовсе стремится к нулю, за исключением полок в столах и дверей шкафчиков да предметов, используемых для отвлечения врагов - кирпичей и бутылок. Но за всеобщим великолепием арт-дизайна заброшенных городов и зданий все эти минусы как-то меркнут. Тем более приятно, что такую добротную картинку ещё может выдавать старушка PlayStation 3 .

Ну и какой постапокалипсис без атмосферного эмбиента на звуковом сопровождении? И здесь авторы не могли не соригинальничать – на протяжении всей игры звучат меланхоличные гитарные мотивы оскароносного аргентинского композитора Gustavo Santaolalla , который, пожалуй, сотворил один из самых неординарных игровых саундтреков последнего времени. Каждая мелодия заполняет пустоту между диалогами, буквально достраивая картину миру проникновенными аккордами в нужный момент. Поначалу ты даже не замечаешь её – так органично она вплетена в повествование, но чем дальше играешь, тем сильнее проникаешься общей атмосферой, которую создают эти мелодии и звуки окружения.

Локализация на русский язык была бы выполнена хорошо, если бы не одно “Но” – с русской озвучкой персонажи перестали открывать рты при разговорах непосредственно по ходу игрового процесса. Однако, это скорее всего исправят патчами в будущем. Субтитры в целом переведены неплохо, но встречается пара-другая пропущенных мест. Также они не соответствуют русской озвучке. А вот русскоязычных актёров подобрали неплохо, конечно, не один в один с оригинальными, но они с полной отдачей играют свои роли, за что им огромное спасибо. В любом случае у вас есть выбор – в меню можно включить и оригинальную озвучку!

Мультиплеер же в игре получился неоднозначным. Во-первых, тут всего два режима и оба командных deatmatch-а с одной лишь разницей – второй без воскрешения. Во-вторых, всё это дело неплохо так напоминает Uncharted , однако с колоритом одиночной игры - все рукопашные приёмы, стелс и прочее тут в наличии! Вначале вы выбирает сторону – Цикады или просто бандиты, а затем участвуете в ряде боёв, где целью является добыть как можно больше припасов для своей команды. Припасы, разумеется, валятся из убитых и за убитых противников. Та команда, что наберёт больше припасов, сможет принять в свои ряды и больше человек. Задумка интересная, но не более того. Скорее всего, в будущих дополнениях набор сетевых режимов расширится и тогда сможет полноценно конкурировать с таковым в Uncharted .

Вовсе не идеальная игра – многих она может разочаровать массой мелких недоработок, которые всё же способны испортить общее впечатление. Помимо вышеназванных отметили бы ещё респаун врагов прямо из воздуха за вашей спиной, откуда вы ну никак не ожидаете, сомнительную реиграбельность т.к. всё-таки повествование здесь киношное, и, пожалуй, некоторую заскриптованную тупость искусственного интеллекта врагов. С другой стороны все минусы просто перекрываются бурей жизненных эмоций, которые игра на вас обрушивает на протяжении всех 15-20 часов игрового времени. Да и исключительная насыщенность игрового процесса буквально приковывает к экрану - игра ни на секунду не сбавляет темп, и даже в минуты неторопливых прогулок она продолжает радовать вас задушевными диалогами и историями людей, которые вы узнаёте больше из разбросанных всюду записок, но этого хватает, чтобы представить, что с ними стало, глядя на их дома, квартиры или лагеря. "Одни из нас" - это действительно большая игра, отчего, мы замечаем и даже специально хотим найти недостатки и недоделки. Заметно, что Naughty Dog упёрлись в технический аспект платформы, но на финал они явно приложили немало усилий. Хотя и при Uncharted 3 мы думали, что на большее PlayStation 3 уже не способна. К плюсам без тени сомнения отнесём и то, что геймплей умело и с чувством меры чередует хоррор-элементы с экшеном и уже привычной для Naughty Dog голивудщиной. На фоне всего этого развивается довольно-таки взрослая, жестокая и философская история, пусть и не лишённая жанровых клише, о выживании двух людей в непростых условиях. Во главе же всего авторы поставили практически отцовские взаимоотношения взрослого мужчины и чужой ему девочки-подростка. Сможет ли Элли что-то изменить в жизни Джоэла – это и предстоит вам узнать, прожив их историю вместе с ними.

Кажется, что сюжет слеплен из мириады штампов на подобную тематику, но именно персонажи делают его уникальным, глубоким и очень достоверным. Ни одному фильму или игре про зомби так ещё не везло со сценаристами!

В этой связи забавно, что проникать игрокам под кожу и прочно подключаться к их нервным системам — одно из главных умений студии Naughty Dog . На чувствах дискомфорта и комфорта, их контрасте и четкой трансляции этих чувств построена The Last of Us — интерактивное приключение о любви, предательстве, жизни, смерти и грибах.

Назвался груздем

Приключение вызывает восторг, сверкает и переливается; оно сделано со вкусом и выдающимся талантом во всем — начиная с наполненного символизмом меню и заканчивая высококлассной игрой актеров. Это к тому же очень современный зомби-апокалипсис: здесь есть верстаки, на которых можно апгрейдить оружие, как в , и есть лук — как в , и новой (ведь лук — это стильно, модно, молодежно). На самом деле луки и верстаки — всего лишь шелуха, поверхность, потому что главное, концептуальное сходство — еще с самой первой игрой про Лару Крофт, старой . В ней была удивительная по тем временам возможность — отдельной кнопкой вытащить пистолеты из кобуры. Из-за этого персонаж ощущался особенно: пока во всех шутерах мы управляли абстрактными скачущими параллелепипедами с пушками, в у нас под контролем была Героиня, которая взяла с собой в приключение пистолеты в кобурах.

Понимание разработчиками этого простого принципа и делает The Last of Us богатой на яркие впечатления игрой. Мы проживаем приключение контрабандиста Джоэла, которому в суровых условиях постапокалипсиса надо доставить из пункта «А» в пункт «Б» девочку-подростка Элли. И приключение становится нашим, потому что модель Джоэла для игрока — вторая кожа. На это работает шикарный звуковой дизайн (мир вокруг отвечает на наши действия хрустом, шелестом и стуком), фирменная «нотидоговская» анимация (герой льнет к стенам и трогательно прикрывает рукой Элли, когда она рядом) и как раз детали вроде рюкзака, который Джоэл шумно сбрасывает со спины по вызову инвентаря, да пистолета, который герой вытаскивает из кобуры вместо предупредительного выстрела.

Притом, в отличие от Нейтана Дрэйка из , Джоэл — мужчина в возрасте, он не прыгает по карнизам и не раскачивается на турниках. У него неторопливая походка, он тяжело приземляется, спрыгнув с высоты, а вражеские пули сбивают его с ног и отбрасывают (хотя ерунда какая — пули). Он тяжело дышит, медленно перезаряжается и давит часовых руками, как цыплят — с чувством, с расстановкой.

Боевая система позволяет садануть попавшегося на пути подонка головой об стену и добить коленом в подбородок — все происходит быстро, пластично, само по себе; ведущий вагон здесь — та же фирменная анимация. Во время схватки вы можете ударить гада башкой об тумбочку или об косяк, а напарник поможет, внезапно зарубив зомби, когда тот уже дышал вам грибным перегаром в лицо. Динамики действу прибавляет покачивание камеры и смена ракурса. Как результат — даже обычные кулачные бои здесь полны драйва. Рядовые стычки выглядят как заскриптованные, а заскриптованные срежиссированы с учетом поведения игрока.

Обыкновенный снайпер благодаря такому инструментарию в руках разработчиков становится серьезным боссом, а стелс, которого в игре не меньше половины времени — удачной средой для другого, тоже обычного на первый взгляд главаря. Передвигаться бесшумно приходится где-то половину игры, но это ничуть не утомляет: можно прислушиваться и замечать противников за стенами, так что раздражающих сюрпризов здесь практически не случается.

Играть за Джоэла комфортно. Физиологичность вкупе с полным контролем и четким осознанием своих ограниченных возможностей превращает все происходящее в напряженную борьбу за выживание. Есть пистолеты и ружья, но патронов всегда мало. Есть металлические трубы и биты, но они рано или поздно ломаются об кости врага. Есть «очумелые ручки»: Джоэл мастерит из подобранных предметов коктейли Молотова, бомбы, ножи и аптечки. Но рюкзак за спиной Джоэла, в который он собирает находки, опять же, не бездонный.

Элли, это не Канзас

Другой важный талант студии — делать приключенческие игры в кино-смысле этого слова. Помните то романтическое чувство, которое посещало нас, когда мы смотрели фильмы про Индиану Джонса, читали книги Жюля Верна и, скажем, слушали по радио песню про таинственный Учкудук? Когда каждая секунда — вопрос жизни и смерти, а герою обязательно придется как-то выкрутиться из очередной передряги, быть ловким, быстрым и изобретательным. Вот. Его здесь нет. Зато есть его угрюмый брат-близнец: вместо археолога в фетровой шляпе ориентиром служит главный защитник девочек-в-беде Лиам Нисон, вместо Жюля Верна задает тон Кормак Маккарти, а вместо Учкудука настроение несет музыка групп вроде Godspeed You! Black Emperor.

Все плохо. Планета охвачена эпидемией, военные вконец озверели и убивают зараженных людей на месте, без лишней бюрократии. Группировка под названием «Цикады» периодически портит кровь власть имущим, но явно проигрывает (на повестке дня у нее всякие необязательные глупости вроде спасения человеческого вида). Мир лежит в руинах, и есть подозрение, что сквозь обломки герои пробираются к жалким остаткам своих жизней.

Сюжет и его подача здесь совершенно книжные — тягучее повествование полно деталей, перемен в отношениях героев, смены самих героев (другой контрастный душ от авторов), смены окружения. Кордицепс и зомби довольно быстро уходят куда-то на периферию рассказа: постапокалиптические ежедневные проблемы людей куда интереснее. Довольно быстро становится понятно, что главная из этих проблем — другие люди, также известные как Ад.

Одного поля грибы

Встречи с ними редко заканчиваются чем-то хорошим, но и без них в действительности The Last of Us мало позитивного. Большую часть игры придется ходить по колено в каком-то дерьме, ползать под землей с фонарем и плавать в сточных водах. Посадив нас в комфортную модель Джоэла, разработчикам нравится заставлять нас чувствовать себя дискомфортно, а потом давать контраст красивыми пейзажами и воспоминаниями героев о мирной жизни.

Персонажи, к слову, прописаны просто, но мастерски: четырнадцатилетняя девочка уже думает, как взрослая, но все еще смешно и неумело матерится невпопад. Тесс — мужиковатая бой-баба, но на романтический интерес никак не тянет (безысходность). А Джоэл проявляет себя как личность к середине игры, и выясняется, что он не особо приятный и не особо «идейный» — прямо как главный герой кинофильма «Дитя человеческое», на который игра очень похожа как эстетически, так и сценарно.

Такие сравнения будут постоянно приходить на ум любому мало-мальски образованному человеку. По содержанию, с какой стороны к ней не подойди, — The Last of Us вторична. У нее нет творческой самостоятельности, и поэтому на общекультурном фоне она выглядит невероятно талантливым имперсонатором. В этом, пожалуй, единственный минус новой игры от Naughty Dog . Но она выбирает себе очень достойные ролевые модели и оказывается наравне с сильными соперниками. Доходит до странного: сразу после релиза игры вышел эпизод сериала Mad Men , повторяющий формулу сценария The Last of Us один в один. Та же диспозиция персонажей, такой же посыл и даже абсолютно тот же панчлайн в конце — одно простое слово, с которым авторы и сериала, и игры поясняют, отчего ложь не числится в списке смертных грехов.

***

Однако как раз то, что драматургия игры становится в один ряд с таким признанным телешедевром, как Mad Men , несет в себе (опять) благую весть: игры сделали серьезный эволюционный скачок, и мы становимся свидетелями его плодов. The Last of Us повышает планку качества художественного контента, сосредоточенно ткет пресловутую «атмосферу», и у нее это чертовски хорошо получается, ведь она подражает великим. Конечно, она не забывает при этом быть отменной игрой — ее механика, хоть и простовата на первый взгляд, тщательно продумана и досконально протестирована — игра льется, как музыка, и уже ко второй трети истории удовольствие от нее становится практически непрерывным. Все это — благодаря умению разработчиков напрямую подключить игровую действительность к нашим нервным системам. Что тут остается? Только забраться повыше и взорваться комплиментами.

The Last of Us Обзор игры

The Last of Us Обзор игры

Ни для кого не секрет, что мы сейчас стоим на пороге Next-гена. Всего через несколько месяцев Microsoft и Sony запустят свои новые консоли, а жизнь сегодняшних «старушек» подойдёт к своему логичному завершению. Существует мнение, что лучшие игры появляются, как раз-таки под закат поколения, и новая игра от Naughty Dog тому подтверждение. The Last of Us тот проект из-за которого можно смело идти и покупать PS3 даже сейчас. Потому что, это даже не претендент на игру года. Это претендент на игру целого жизненного цикла PS3.

The Last of Us Обзор игры


The Last of Us Обзор игры

Игра стартует с самого момента заражения. Мы оказываемся свидетелями зарождения, этого, практически, пост-апокалипсиса. И в этот момент мало кто не выронит свою челюсть. Создатели смогли продемонстрировать такой уровень постановки, что даже мало какой фильм сможет потягаться. Вокруг происходит настоящий крах цивилизации. Дома полыхают, люди пытаются выехать из города, но желающих настолько много, что образовывается чудовищная пробка. И тут нападают заражённые. На ваших глазах начинают съедать человека. Толпу охватывает паника. Все бегут, куда глаза глядят, машины в суматохе врезаются друг в друга, давят людей, где-то взрываются бензоколонки. В эти моменты сам подпрыгиваешь на месте, настолько круто всё сделано, что происходящему веришь.

The Last of Us Обзор игры


The Last of Us Обзор игры

Далее действие происходит 20 лет спустя. Около 60% населения заражено, крупных городов не существует. Но человек, как крыса - может приспособиться ко всему. Были созданы специальные карантинные зоны, в которых всё находится под строжайшим контролем военных. В таких зонах люди даже могут вполне нормально жить. Да, еды постоянно не хватает, да, к тебе в дом могут спокойно вломиться военные и за малейшую провинность расстрелять, но всё-таки. В таком месте и проживает наш главный герой Джоэл. Годы и окружающий мир сказались на нём: он отрастил бороду, на голове пробивается седина, на лице много морщин. Вообще в игре многие называют его стариком, но сил при нём много, а удар он держит. Вместе со своей подругой Тесс, они занимаются контрабандой всего и вся из внешнего мира в населённые пункты. За 20 лет люди перестали бояться заражённых и устраивают частые вылазки за пределы безопасных зон, и наша компания тоже не исключение. Так бы и шло всё хорошо, если бы однажды один из клиентов Джоэла, не надурил его и не прибрал к себе товар. Всё это приводит к встрече с четырнадцатилетней девочкой Элли, в компании которой мы проведём ближайшие 14-16 часов.

The Last of Us Обзор игры


The Last of Us Обзор игры

На пути наших героев встретятся самые разные опасности, но одной из главных будут заражённые. Существует четыре стадии заражения, т.е. четыре типа врагов:

Первая стадия – заражённые, которые по всем признакам напоминают зомби. Всегда нападают группами и остервенело колотят главного героя. Но они, вполне уязвимы, каждого можно убить врукопашную. Главное не давать себя окружить.

Вторая стадия – лазутчики. На самом деле эта стадия мало чем отличаются от первой. Отличия только в том, что они всегда нападают из засады, поэтому убить их по-тихому не получится, и то, что на их лице уже начинают прорастать грибы.

Третья стадия – щелкуны. Полностью ослепшие зараженные из-за того, что на месте лица у них уже растут грибы. Но они очень чувствительны к шуму. Поэтому, даже если вы крадётесь, то не факт, что вам удастся проскользнуть мимо. А уж, если вас заметили, то держитесь, т.к. при близком контакте они убивают с первого удара. При ходьбе издают звуки похожее на щёлканье, за что и получили своё название.

Четвертая стадия – топляки. Полностью покрывшиеся грибами заражённые, что создаёт у них эффект брони. Могут вырывать из своего тела споры и бросаться ими. О рукопашном сражении лучше даже не думать. Только из огнестрельного оружия, да и то сначала нужно пробить броню.

И самое гениальное то, что имея всего четыре типа заражённых (два из которых идентичны), разработчики смогли создать такой ворох оригинальных ситуаций, что две одинаковые вы навряд ли найдёте. То вам нужно сдерживать натиск инфицированных пока освободится путь, то будучи подвешенным за ногу, отстреливаться от толпы зомби. В тёмных зданиях вам придётся прятаться от щелкунов, а то и вовсе спаться от них бегством. И так на протяжении всей игры. Разработчики не дадут вам заскучать.

The Last of Us Обзор игры


The Last of Us Обзор игры

Но главное, то, что самые опасные существа здесь отнюдь не заражённые, а обычные люди. Ну не обычные, а скатившиеся до первобытных инстинктов. Во-первых, люди умней любого зомби: они активно маневрируют, заходят с тыла, зовут подмогу. А во-вторых, у них попросту есть оружие, и пристрелить вас им также легко, как и вам их. Слово «дипломатия» здесь уже никто не вспоминает, и все стычки сводятся к правилу: «Или мы, или они». Радость в том, что мы вольны выбирать стиль борьбы. Можно, идти и расстреливать всех противников, прятаться за укрытиями, бросаться коктейлями Молотова и бомбами, а особо смелых посылать в нокаут вручную. На случай, если боеприпасы не позволяют вступать в схватку, то можно пройти в стелсе. Подкрасться сзади и перерезать горло, или кинуть кирпич, что бы враги отвлеклись, а вы прошмыгнули мимо? Только вы вольны выбирать способ. Можно, даже забить на убийство и, если сюжет позволит, просто пройти мимо.

The Last of Us Обзор игры


The Last of Us Обзор игры

Причём игра не из лёгких (при выборе высокого уровня сложности). Каждая ошибка может дорого стоить. Не увидели всех врагов, не рассчитали боезапас, не вовремя кончились патроны и вы уже с дыркой в голове или прокусанным горлом. Но от этого только интересней. Вы учитесь на своих ошибках, изучаете повадки противников и набираетесь опыта вместе с протагонистом. Просто следует понимать одну простую истину: Джоэл не супергерой, а поэтому, каждый противник в игре опасен.

The Last of Us Обзор игры


The Last of Us Обзор игры

Очень мудрым решением было добавить возможность самому создавать предметы. Нашли ножницы и клейкую ленту – сделали нож. Из бинта и спирта – аптечку. Ассортимент создаваемых вещей небольшой, но очень грамотный. Все предметы активно используются, и незаменимы в тех или иных ситуациях. Также можно прокачивать своё оружие, как огнестрельное, так и ближнего боя. Пушки совершенствуются на специальных верстаках и за определенное количество деталей. Присутствует и развитие главного персонажа, но есть всего три полезных параметра, а остальные не нужны. Да и за одно прохождение вы явно всё не улучшите.

The Last of Us Обзор игры


The Last of Us Обзор игры

В своих дневниках Naughty Dog грозились показать нам взаимоотношения двух людей: Джоэла и Элли. Как они воспринимают друг друга, эволюцию их дружбы и подобные вещи. Без зазрений совести можно сказать, что удалось на отлично. На протяжении всего игрового процесса их отношения будут меняться. Сначала они будут испытывать друг к другу неприязнь. Потом Джоэл будет считать Элли просто ребёнком, которой нельзя доверить оружие, но в итоге ему придётся признать, что стрелять она умеет. И так по нарастающей, вплоть до отцовской любви со стороны Джоэла. Между ними будут и ссоры, и весёлые моменты. Создаётся ощущение, что ты знаешь этих людей уже очень давно, и в конце с ними даже больно расставаться.

The Last of Us Обзор игры


The Last of Us Обзор игры

Отдельной похвалы достойна и Элли. Девочку сделали очень живой. Она родилась уже после краха цивилизации и всю жизнь просидела в карантинной зоне, не видя ни лесов, ни животных, ни городов (вернее того, что от них осталось). Поэтому очень интересно слушать ей восклицания по поводу того, или иного события. Увидав аркадный автомат, она обязательно расскажет, что слышала о таких, причём говорить она будет не сама с собой, а именно с Джоэлом. Он же в свою очередь, выскажет своё мнение об игре. Интересна наблюдать, как она учится свистеть, а когда сумеет, то непременно сообщит об этом. И таких мелочей в её поведении куча. В бою же Элли никогда не путается под ногами, а только помогает. Она в нужный момент набросить на противника, подстрелит щелкуна, или даст аптечку с патронами. Для примера скажу, что на моменте, когда Джоэл даёт ей винтовку, на меня замахнулся враг, а я перезаряжался. Думал, что всё придётся заново начинать, но Элли прострелила ему голову и спасла меня. Но огрехи в механике есть. Враги в упор не видят, ни девочку, ни других напарников. То есть они могут топать, болтать, играть в футбол, греметь на барабанах и их не увидят, зато, если Джоэл хрустнет палкой, то все сразу обнаруживают его.

The Last of Us Обзор игры


The Last of Us Обзор игры

Ну и конечно, игра здорово передает чувство настоящего путешествия. Целый год герои будут идти по всей Америке. Даже разделение на времена года есть. Вы можете пройти определённый участок, остановиться, оглянуться и увидеть накренившейся небоскрёб, в котором прятались от щелкунов. Но эти воспоминания кажутся такими далёкими. Когда видишь дальнейшую цель, и прикидываешь, сколько до неё идти, то хочешь выругаться. В этот момент приходит понимание, что ты полностью разделяешь чувства героев: они тоже хотят выругаться по этому поводу.

The Last of Us Обзор игры


The Last of Us Обзор игры

Следует понимать, что The Last of Us это очень взрослая история с взрослыми темами. Но основная, это чернота всей человеческой натуры. В экстренной ситуации, люди плюют друг на друга, думая только о себе. И даже Последние из нас не изменяются. На эту тему уже говорят множество зомби - сериалов и зомби-игр, во главе которых стоит отличный The Walking Dead . Но даже он не раскрывает суть проблемы, так как это делает творение Naughty Dog. Дело в том, что в том же TWD происходит идеализация главного персонажа. Все сволочи и свиньи, только он хороший и правильный. В The Last of Us ничего подобного нет. Главный герой показывает себя практически только с плохой стороны. И до самого конца думает лишь о себе и своих желаниях.

The Last of Us Обзор игры


The Last of Us Обзор игры

Naughty Dog ещё раз доказали, какими непревзойдёнными мастерами они остаются. В The Last of Us веришь. Здесь нет ничего лишнего, все элементы складываются в единый механизм и работают, как часы. Прибавьте к этому, ощущение большого путешествия и шедевральную постановку. Эту игру и дальше можно нахваливать, но лучше конечно, попробовать её самому (хотя уже наверно и так все попробовали).

Naughty Dog , под покровительством Sony , на протяжении всего жизненного цикла PlayStation 3 выдает игры исключительного качества. В том, что The Last of Us продолжит традицию, никто, кажется, и не сомневался. Но что все получится так ... нет, этого мы не предполагали.

С теорией эволюции Дарвина можно не соглашаться, можно находить в ней изъяны, искать контраргументы, но полностью отрицать влияние естественного отбора на наше существование неразумно. Эта жизнь совсем не похожа на кусочек сахара, протянутый на ладони. За каждый момент счастья приходится бороться. На каждую ступеньку, ведущую к мечте, нужно взбираться, словно на Эверест. Лестницу Иакова, символично соединившую Землю и Небеса, пройдет не всякий. Джоэл , главный герой игры, волею судьбы стоит в самом ее низу. Там, где не пожелаешь оказаться и врагу: среди руин цивилизации, отчаявшихся людей и вырвавшихся на волю пещерных инстинктов.

Первые пятнадцать минут игры. Но лучше, конечно, увидеть их «вживую».

Впервые мы видим Джоэла в кругу семьи, в его день рождения, перед телевизором, в редкий момент отдыха. «Тебя никогда не бывает дома, но ты все равно самый лучший папа в мире. Как тебе это удается? » — написано в поздравительной открытке. Обычный человек, обычный отец — которому не повезло. Как и всем прочим обычным отцам. Конец света сделал его жестче, прямолинейнее и безразличным к окружающим. Найдет ли он снова покой? Чтобы увидеть это, придется пройти весь его путь вместе с ним.

1:4. «Род уходит, и род приходит, а земля остается навек».

В мире The Last of Us все выжившие запомнили тот роковой день, когда первые заразившиеся прокатились по улицам обезумевшей волной. Разработчики постарались, чтобы и у игрока это событие отложилось в подкорке, затаилось мрачной тенью среди воспоминаний. Своей агрессивностью, внезапностью и напором начало «конца» не уступает по форме и качеству подачи старшим образцам из кино и литературы. «Рассвет мертвецов» Зака Снайдера , «Мобильник» Стивена Кинга , «Мировая война Z» Макса Брукса , «Я — легенда» Фрэнсиса Лоуренса ... Теперь появилась и игровая версия краха цивилизации, которую можно поставить с ними на одну полку, а тем, кто придет следом, придется держать «равнение на...».

Локации, персонажи, диалоги, геймплей... не побоимся этого слова — завораживают.

Что ждет этот растерзанный мир спустя двадцать лет? Чем живут выжившие? За что сражаются и о чем мечтают? В «Одних из нас » (под таким названием игра вышла на территории СНГ) нет ответов на глобальные вопросы, как, впрочем, нет и самих вопросов. Только история, личная и человеческая. Она проста с точки зрения мотивации, но сложна по своей сути.

Эта Долгая прогулка для Джоэла, теперь уже матерого контрабандиста, начинается довольно вяло. Первые повороты сюжета предугадать легко, но стоит Джоэлу остаться наедине с Элли , девочкой, которую ему волей случая предстоит оберегать, как история вместе с миром начинает расширяться. К финалу за плечами игрока оказывается огромный опыт и воспоминания о самых разных вещах и местах: от тесных коридоров до конных прогулок по лесам Америки. Каждый уголок мира досконально прорисован. Треск веток под ногами, пугливые животные, насекомые, бегущие от круга света фонарика прочь... Неумолимая природа отвоевывает свое. Ее зеленые руки забирают у растерянного человечества опустевшие дома и дороги. И только карантинные зоны еще кажутся обжитыми — мерзкие, грязные, похожие на пещеры первобытных людей.

2:17. «Возненавидел я жизнь, злом показалось мне всякое дело под солнцем. Все — пустое, все — погоня за ветром».

6:12. «Кто знает, что лучше для человека в дни пустой его жизни, скользящей, как тень? Кто поведает человеку, что будет после него под солнцем?»

И персонажи — настоящие, живые люди без тени героизма, вне условностей жанра, вне устоявшихся типажей. Каждый, кого мы встречаем, привносит в историю собственные переживания. У каждого своя Дорога . И совсем не факт, что все они доберутся до конца.

Даже обычные солдаты-болванчики, стражи порядка в карантинной зоне, оживают, если подойти поближе. В первый раз вы получите удар прикладом и предупреждение держаться на расстоянии. Во второй — пулю в голову.

С самого начала нам дают понять — шутки остались в другой серии, вместе с Натаном Дрейком. Великолепная техническая реализация делает происходящее еще более реальным. Планка в отображении мира и персонажей поднята так высоко, что играм следующего поколения — и тем придется несладко. Остается разве что к мелочам придираться. Почему Элли не прикрывает лицо рукой, если направить на нее луч фонаря? Почему Джоэл не дрожит и не кашляет после купания в ледяной воде?

ЭТО УЖЕ ТРАДИЦИЯ: локализации игр в нашей стране все чаще вызывают вопросы. The Last of Us не миновала подмена понятий, технические огрехи и прочие раздражающие мелочи. Перевод получился достаточно вольным, местами теряется изначальный посыл. «Светлячки», политическая группа сопротивления, стала «Цикадами», соответственно, девиз «Оставшись во тьме — иди к свету» изменился на «Оставшись в тишине — следуй за голосом». А Элли, впервые увидевшая живых светлячков, вынуждена называть их цикадами. Некоторые фразы переведены в отрыве от контекста. Например, Джоэл, взбираясь на лошадь, вместо «подвинься» говорит Элли: «Беги». Добавьте к этому обрывающиеся на полуслове тексты дневников и странный баг, из-за которого говорящие на русском персонажи перестают открывать рты...

Уведите детей!

История игры разделена на времена года: лето, осень, зима и весна. И если для постаревшего Джоэла это действительно путь к весне и некому душевному возрождению, то для юной Элли путь получается скорее обратный. Жестокость рухнувшей цивилизации навсегда изменит ее отношение к жизни. В этом мире нет места радостям детских лет. Открытое, почти беззаботное восприятие девочки со временем сменяется озлобленной решимостью, отстраненностью, холодным взглядом и необходимостью выживать наравне со взрослыми.

7:20. «Нет на земле праведника, который бы делал лишь добро и не грешил вовсе».

Насилие в The Last of Us — отвратительный, но тонкий, почти театральный инструмент. Оно не такое вызывающее, как в фильмах Дарио Ардженто , не такое гипнотизирующее, как в «Сигаретном ожоге» Джона Карпентера , но и не обычная завлекающая вывеска, как в серии или подзабытой ныне . Жестокость в игре пугает прежде всего своим документализмом. Особенно это касается сцен гибели персонажей. Будьте уверены, в The Last of Us умирать почти физически неприятно, до дрожи в коленках. И хоть сцены гибели обрываются в самых отталкивающих моментах, порой приходится отложить геймпад и сходить на «перекур», чтобы собраться с мыслями.



4:2. «Я понял, что лучше тем, кто уже умер, чем тем, кто еще жив». 4:3. «А лучше всего тому, кто еще не рожден и не видел злых дел, что творятся под солнцем».

Борьба с инфицированными людьми и простыми головорезами приобретает угнетающий, рутинный характер. Джоэл отнюдь не праведник, и, выбирая между убийством и мирным решением конфликта, он выберет первое. Потому что в мире, созданном Naughty Dog, это оптимальный и самый эффективный способ. Убей или будь убитым — третьего не дано. Такое поведение более чем оправданно и даже подкреплено животным азартом, сродни куражу, который чувствовался в действиях героя фильма «Олдбой» или безымянного мужчины в «Человеке из ниоткуда» . Каждый удар воспринимается как акт справедливости, как способ поставить на место обезумевший мир. И если вы думаете, что история The Last of Us вместе с героями сделает вас чуть лучше, чем вы были до этого, — вы глубоко заблуждаетесь. Здесь в жестокости нет ни героизма, ни высокой цели. Она просто есть.

Выживайте!

Дебютный геймплейный ролик произвел настоящий фурор. После него я ушел в глубокое подполье, выдернул Ethernet-кабель и отключил телефон, чтобы не слышать и не видеть ничего связанного с игрой до самого релиза. Уже тогда было понятно — лишняя информация либо ослабит ощущения от игры, либо неоправданно завысит ожидания.

Как оказалось, доли шутера, стелса и выживания здесь примерно сопоставимы. Только предварительному планированию и экономии припасов уделено меньше внимания, чем хотелось бы. На обычной сложности и при разумном использовании патроны к пистолету впервые заканчиваются лишь к концу игры, и то потому, что противники вооружаются более мощными пушками и пули для старого пистолета попросту негде брать. По части необходимости экономить боеприпасы от Ubisoft гораздо суровей.

Жить собирательством

3:18. «И сказал я себе: а что до людей, то Бог испытывает их, чтобы показать им, что они — животные».

В сложных ситуациях из подручного хлама можно сварганить аптечку, коктейль Молотова и бомбы, один бросок которых способен поставить зрелищную точку в перестрелке. Обязательно подбирайте все, что подвернется под руку, рано или поздно каждый клочок ткани пойдет в дело. Порой этих тряпок, ремней и спирта не хватает даже больше, чем патронов.

Придется поохотиться и за оружейными деталями, лекарственными травами и препаратами. Первые нужны для улучшения характеристик оружия, вторые пригодятся для развития Джоэлом его скрытых возможностей. И того и другого крайне не хватает. Самое полезное, что может сделать игрок, — смастерить кобуру для второго пистолета и длинноствольного оружия, чтобы в разгар боя не скидывать на пол рюкзак в поисках срочно понадобившегося дробовика. А в ветке развития пригодится навык владения холодным оружием и увеличение максимального запаса здоровья. Все остальное — потом, потому как больше за одно прохождение все равно не успеть. Улучшение и модификация оружия в The Last of Us движутся черепашьим темпом, так что приходится тщательно выбирать.

3:19. «С людьми случается то же, что и с животными: умирают и те и другие, и дыхание у тех и других одно, и ничем человек не лучше животных, ибо все — пустое».

Все противники реагируют исключительно на действия Джоэла. И это, пожалуй, главная палка в колесах, мешающая воспринимать здешний стелс на должном уровне. Представьте, что вместе с вами еще три человека. Вы крадетесь мимо инфицированных, стараетесь избегать резких движений, и в этот миг за вашей спиной раздается слоновий топот ваших товарищей. Казалось бы, самое время вскинуть оружие и готовиться к неизбежному столкновению. Но нет. А вот стоит вам чуть ускорить шаг, как окрестности содрогнутся от дикого вопля оголодавших тварей и стая бросится на вас.

То же касается и перебежек между укрытиями. Однажды я решил обойти с тыла двух мародеров, стоящих в дверях. Вылез в окно, подкрался со спины... и тут прямо между ними проскакивает на четвереньках Элли. Паника?! Крики?! Выстрелы?! Ничего подобного. Свист разлетевшейся бутылки с зажигательной смесью, предсмертная агония и вновь — тишина.

С другой стороны, спросите себя, нужны ли вам ограничения, налагаемые поведением искусственного интеллекта? Просить напарников оставаться в одной комнате, пока вы зачищаете другую? Вряд ли. Все труды по проработке атмосферы пошли бы коту под хвост. К счастью, описанные выше конфузы случаются нечасто, и, по крайней мере, чувствуешь, что все под контролем. Все в руках игрока.

ЭТО ВАЖНО: играть в The Last of Us с посторонними звуками — все равно что пытаться уснуть под комариный писк. Пока не ликвидируешь все раздражающие источники шума, сосредоточиться не удается. Вот и приходится задраивать окна, задергивать шторы и, по желанию, обкладывать стены звукоизолирующими матами. Звук в игре — потрясающий. Тишина со временем станет вашим главным соратником. Подкрадываясь, Джоэл может прислушаться к окружению, и, если рядом есть враги, они подсветятся. Так можно легко сканировать комнаты за стеной и коридоры за поворотом. На атмосфере почти не сказывается, а вот преимущество перед врагом дает колоссальное.

Адекватней всего ведут себя мутанты. Их здесь всего несколько типов (внешне они различаются), но у каждого своя функция, каждый требует особого подхода. Орущие, набегающие толпами, не знающие страха перед оружием, они загрызут вас за несколько секунд, и шанса вырваться из их лап почти не будет. Некоторые и вовсе убивают мгновенно, стоит только оказаться на расстоянии вытянутой руки от них. Натуральные звери.

Люди в какой-то степени копируют это поведение. Если вы по неосторожности попадетесь на глаза или неудачно нападете на одинокого противника, все его соратники в зоне слышимости сбегутся, словно хитрые шакалы, и возьмут вас в кольцо. А после начинается вдумчивый позиционный боевик. Угодить в западню поджидающего за углом дикаря, как показывали в геймплейном ролике год назад, — раз плюнуть. Элли между тем всячески помогает: кричит «Джоэл, справа!», когда на вас несется головорез с топором в руках, бросается в противников кирпичами и в случае чего даже может вонзить в горло схватившего вас врага нож.

А вот ход со взятием заложника работает по принципу живого щита, и не более. Мародеры просто перестают стрелять и стервятниками кружат вокруг вас. В том же I Am Alive аналогичный прием носил некий дипломатический характер, в The Last of Us это лишь способ продлить себе жизнь в перестрелке.



5:10. «Если упадут, один поднимет другого. А если упадет одинокий и некому его поднять?» 5:12. «И если кто одолеет одного, двое смогут устоять, а тройная нить оборвется не скоро».

В отличие от того же в «Одних из нас» нет явного перекоса в тот или иной стиль игры. Каждый — сам себе режиссер, и любимого стиля здесь быть не может. То вы выманиваете врагов по одному, обходите сзади, втыкаете нож в шею, то прячетесь за укрытиями, перебегаете из комнаты в комнату, уклоняясь от коктейлей Молотова, и стреляете из винтовки, следя за боезапасом. А потом, когда патроны кончатся, — прячетесь, перевязываете раны, берете в руки трубу с приклеенным лезвием на конце и выходите в отчаянную рукопашную.

На грамотном чередовании скрытного режима и боев и держится вся механика столкновений. В The Last of Us за свою жизнь действительно предстоит бороться. Иногда — бросаясь грудью на амбразуру в отчаянии, иногда — закидывая противников пустыми бутылками, чтобы выиграть хоть несколько секунд передышки.

При этом камера, к которой в играх нередко возникают претензии, работает безукоризненно . Зрителю у вас за спиной стычки покажутся киношными, но вы-то будете знать, что все это далеко не кино.

9:4. «Но у всех живущих есть надежда: живой собаке лучше, чем мертвому льву!»

The Last of Us всегда остается на связи с игроком. И даже в перерывах между сражениями не теряет эту нить. Персонажи постоянно разговаривают друг с другом, каждый момент вашей жизни в этом постапокалиптическом, суровом мире чем-то да запомнится. Если бы кто-то перед стартом игры сказал: «Мотор!» — то заветное «Снято» прозвучало бы лишь на финальных титрах.

Сплачивайтесь!

[] Не так страшен черт, как его малюют. Даже далекие от сетевых сражений игроки наверняка опробуют мультиплеер.[]

Есть игры, вроде или , существование которых один только мультиплеер уже оправдывает. Но о сетевой игре The Last of Us многого не скажешь.

Онлайновый режим The Last of Us в немалой доле копирует сетевые баталии из , только с еще меньшим набором режимов и подогнанными под антураж нововведениями. Рассматривать его стоит больше как самостоятельный и не совсем нужный придаток, нежели как полноценный элемент механизма. Это азартное, ладное развлечение, работающее на классических принципах сетевых шутеров.

Наибольший интерес представляет режим «Выживание», в котором убитые игроки оживают только в новом раунде. Никаких возрождений по времени — только две команды и жесткая позиционная борьба до четырех побед. За отсутствием в европейском сегменте Playstation Store это очень даже хорошая альтернатива. Из нововведений можно отметить расположенные в ключевых точках ящики с ресурсами, из которых прямо на поле боя мастерятся бутыли с зажигательной смесью, аптечки и прочие полезности. Тут можно провести аналогии с известным всем «захватом флага», только тут, посещая важные точки, вы получаете лишь материальное преимущество.

Идея создания собственной общины и заботы о ней могла бы стать важнейшим элементом сетевой игры, если бы не была такой казуальной. Ваш «Клан» — это набор плавающих в кружке синих точек, по числу человек в группе, и постоянные сообщения о том, что эфемерная Миа Мартин собирает дрова для костра, а Уильям Вон свежует енота. Если подцепите свой аккаунт на Facebook, собирать дрова и свежевать енота будут уже ваши друзья.