Качества низшей и высшей природы человека. Божественные и демонические качества

Присущие качества

♦ (ENG proper qualities)

(лат. idiomata)

атрибуты или свойства, к-рые идентифицируют специфическую индивидуальность определенной вещи и, т. обр., ей "присущи".


Вестминстерский словарь теологических терминов. - М.: "Республика" . Мак-Ким Дональд К. . 2004 .

Смотреть что такое "Присущие качества" в других словарях:

    информационная модель коммуникативного качества речи - Одна из абстрактных схем инвариантного характера, включающая следующие типовые компоненты, отражающие общие закономерности, присущие каждому из коммуникативных качеств речи: 1) значение; 2) формы ККР; 3) языковые уровни, на которых реализуется… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    Присущие качества … Вестминстерский словарь теологических терминов

    ПРЕССА - (франц. la presse, от лат. presso жму, давлю) периодич. печать, т. е. газеты и журналы, издаваемые ежедневно или с правильной периодичностью. П. один из важнейших источников по истории нового и новейшего времени. Прообразом совр. П. были Acta… … Советская историческая энциклопедия

    ПРИРОДА - Можно выделить три более или менее отчетливых общих значения этого термина. 1. Те черты или характеристики организма, которые считаются врожденными или наследственными. Проблемы, затрагиваемые этим значением, отражены в том, что часто называется… … Толковый словарь по психологии

    Договор - (Contract) Понятие договора, виды договоров, условия договоров Информация о понятии договора, виды договоров, условия договоров Содержание > Содержание Понятие и значение. Договор и сфера его применения. Законодательное регулирование соглашения … Энциклопедия инвестора

    Личность преступника - Фотографии преступников. Попытки обнаружить связь между внешностью человека и его преступным поведением предпринимались неоднократно, но успехом так и не увенчались Личн … Википедия

    Злоумышленник

    Правонарушитель - Фотографии преступников. Попытки обнаружить связь между внешностью человека и его преступным поведением предпринимались неоднократно, но успехом так и не увенчались Личность преступника совокупность социально психологических свойств и качеств… … Википедия

    Преступник - Фотографии преступников. Попытки обнаружить связь между внешностью человека и его преступным поведением предпринимались неоднократно, но успехом так и не увенчались Личность преступника совокупность социально психологических свойств и качеств… … Википедия

    Преступники - Фотографии преступников. Попытки обнаружить связь между внешностью человека и его преступным поведением предпринимались неоднократно, но успехом так и не увенчались Личность преступника совокупность социально психологических свойств и качеств… … Википедия

Книги

  • Железная хватка: Как развить в себе качества, необходимые для достижения успеха , Каплан Талер, Линда, Коваль, Робин. Упорство - ключевой фактор успеха. Трудолюбивый и настойчивый человек, утверждают авторы книги, способен добиться большего, чем одаренный лентяй, уповающий толькона свои природные… Купить за 429 руб
  • Железная хватка. Как развить в себе качества, необходимые для достижения успеха , Каплан Л.. "Железная хватка"-звучит немного старомодно, как будто из прошлого века. Но в наши дни это качество переживает второе рождение. Почему? Потому что, судя по всему, мы становимся мягкотелыми.…

Фото: William Mahnken/Rusmediabank.ru

Есть люди, которые считаются замкнутыми, избегающими общения и контактов, на первый взгляд, мало эмоциональными и апатичными, бесцветными и закрытыми на сто замков. Мы называем их интровертами, аутистами. Их не спутаешь с кем-то другим, потому что уже с детства – это личности особенные, сдержанные и даже холодные. Иногда мы видим черты замкнутого интроверта и в себе и пытаемся объяснить нелогичность своего поведения, застенчивость, склонность к одиночеству особенностями своего психотипа. Все эти качества присущи так называемому шизоидному типу личности. Что же это за тип?

Автор книги «Психоаналитическая диагностика» Нэнси Мак-Вильямс (Nancy McWilliams), психоаналитик, пишет о них так: «Таких людей немного, 1-2%. Они не любят, когда к ним приближаются слишком близко, и часто отпугивают людей своим особым поведением. Многие считают их «не такими». Но они привыкли к этому».

Психологи и психотерапевты различают адаптивный и неадаптивный шизоидные типы. Есть , которые сумели адаптироваться в социуме и найти себя в мире людей, и есть те, кто испытывает значительные трудности с адаптацией, попадая в условия деструктивного существования. Неадаптированный шизоидный тип – претендент на специальное психотерапевтическое воздействие во избежание серьезных психических отклонений, заболеваний и проявлений. Наркотики, алкоголь, суицид… да мало ли.

Не будем касаться патологий, поговорим об особенностях шизоидного типа личности, который встречается сегодня довольно часто, а его проявления – чуть ли не у каждого из нас в тот или иной период нашей жизни.

Шизоид

Шизоидный тип виден чуть ли не с самого рождения, когда младенец, вместо того, чтобы искать объятий матери, прижиматься и требовать ласки, отстраняется. Отодвигается, избегает прикосновения и поглощения. Парадокс этого типа заключается в том, что отодвигаясь, он больше всего на свете хочет сближения. «Стой там, иди сюда!» – мог бы сказать ребенок своей матери, пытаясь объяснить ей, как нужно себя вести с ним, чтобы он чувствовал себя в безопасности.

Такой малыш играет в одиночестве, трудно сходится со сверстниками, находится где-то на своей волне.

«Дика, печальна, молчалива, как лань лесная боязлива, она в семье своей родной казалась девочкой чужой. Она ласкаться не умела, дитя сама в толпе детей играть и прыгать не хотела и часто целый день одна сидела молча у окна».
Вот так очень метко и точно Александр Сергеевич Пушкин описал свою Татьяну Ларину – типичную представительницу шизоидного типа личности.

Он и сам был таким в детстве. Да и позже. Но на примере и его героини Татьяны можно проследить, как в шизоидном типе личности проявляется неожиданно полярное разделение. Татьяна была тихоней, а тут раз – и сама первая написала письмо Онегину. Небывалый по смелости, просто дерзкий для того времени поступок. А потом: «Смотри-ка, что Татьяна выкинула: взяла и вышла замуж!» – пишет Пушкин о своей героине, которая выкинула неожиданный фортель. Будто проснулась. Будто то внутреннее, скрытое от других и тщательно охраняемое, вдруг вырвалось наружу и не остановить его никакими способами. Да и сам Пушкин «стихи и проза, лед и пламень», выкинул фортель сначала со своей женитьбой, потом с внезапной дуэлью.

На этих классических примерах легко видно, что шизоидный тип личности – это не такой уж однозначный интроверт. Это не заморыш какой-то, тихий и никому незаметный. Это человек с глубоким и разнообразным внутренним миром, порой опасным, непредсказуемым, но который неизменно тем или иным способом вырывается наружу. И буквально заставляет своего хозяина совершать неожиданные для него поступки, действовать неадекватно, с точки зрения обычного человека. Это может быть неожиданный протест, выходка, агрессивная реакция, поступки нонконформиста, то есть того, кто выбивается из привычных установленных рамок и законов.

Почему он так поступает? Сидел бы себе там тихо в уголке, где он обычно и предпочитает находиться, и не лез на свет божий. Причина вспышек и неожиданных эмоциональных извержений таится, на мой взгляд, в неутолимой жажде прикосновения, невозможного для него и в то же время болезненно желанного. Он будто постоянно отталкивает руку, которую до безумия хочет пожать. Причина в том парадоксе, который заключен внутри его психотипа. Такие люди предпочитают быть слишком откровенным, например, виртуально, в сети, в чате, в комментариях, на расстоянии, но ни за что не идут на сближение или откровенность в реальной жизни.

Получается, спасения нет, так и будет он жить, как затухающий и разгорающийся вулкан, в вечном соперничестве страха и желания.

С одной стороны, он слишком чувствителен к окружающему миру, с другой, не в силах разобраться, что в нем опасно. Шизоидный тип личности плохо разбирается в людях, чаще потому, что невнимателен к ним. Слишком занятый своими внутренними переживаниями, он не видит других, не пытается разобраться в их эмоциях, не может отличить симпатии к себе от насмешки и пренебрежения. Иногда он может быть навязчивым, не чувствует, что нужно оставить человека, не видит его эмоций, потому что поглощен своими.

Некоторые психологи называют это недостатком интуиции. Возможно, это связано с тем, что шизоидный тип личности видит гораздо глубже внешних проявлений. И все условности, и фантики кажутся ему лишними для истинного понимания сути вещей.

Основные черты шизоидной личности

По сути, основными признаками шизоидного типа является:

Расщепление. Раздвоение. Как основная характеристика человека. «Стой там, иди сюда!» Очень ярко проявляется также в пословице «В тихом омуте черти водятся». Причем это не только в негативном смысле. Это может выражаться в неожиданных всплесках какой-то феноменальной творческой активности, необычности, неординарности, гениальности, смелости… Да чего угодно. «Какая-то подпольная модница!» – помните, как в старом фильме «Самая обаятельная и привлекательная» о героине воскликнула ее сотрудница, удивленная ее неожиданным преображением. Этот тихоня, шизоидный тип, оказывается, не так-то прост. По сути, в адаптированном варианте – это невероятно талантливая и даже гениальная личность.

Дистанцирование
– это излюбленный способ существования этого типа в мире людей, даже среди своих. Шизоидный тип предпочитает сохранять значительную дистанцию между собой и окружающими. Он выбирает одиночество, но необычное такое, в котором он должен знать, что рядом, в соседней комнате, в одном городе, в одной стране, на одной планете есть люди, которые его любят таким, какой он есть.

Поглощение – это основной страх, который испытывает человек шизоидного типа. Ему все время кажется, что если он окажется на слишком близком расстоянии от других людей, слишком раскроется, то его проглотят, сомнут, сделают больно, уничтожат его индивидуальность.

Как спастись шизоидному типу в современном мире?

Мне кажется, полностью избавиться от проявлений шизоидного типа невозможно. Но, понимая, причины и истоки своего поведения, человек относится спокойнее к перепадам своего состояния, сомнениям, неадекватным, на первый взгляд, поступкам. Он учится жить с тем, что дала ему природа. А природа, на самом деле, невероятно наградила его особенным, оригинальным, невероятно неожиданным внутренним содержанием и особенной чувствительностью. Которые он может в полной мере раскрыть в творчестве.

В принципе, каждый из нас вправе выбрать, хочется ли ему быть интровертом, замкнувшимся на себе и живущим внутри своей скорлупы, шизоидом, который живет в раковине, но иногда выползает на свет и бурно проявляет свой вулканический темперамент. Или стать творцом своих и чужих миров, где все его страхи и все его особые возможности смогут сублимироваться и найти свое применение.

Можно ли это сделать самостоятельно, без помощи специалиста? А кто сказал, что это невозможно? Пушкин же нашел способ справиться со своим шизоидным темпераментом.

Понедельник, 24 Мар. 2014

В Ведах нигде не говориться о национальностях, есть только Суры (божественные натуры), чья деятельность направлена на созидание, и Асуры (демонические натуры) деятельность которых направлена на разрушение.

Обусловленные живые существа, населяющие материальный мир, делятся на две категории.

  • Люди, наделенные божественной природой, ведут упорядоченный образ жизни, то есть следуют предписаниям шастр (Священных Писаний) и указаниям авторитетов . Человек должен исполнять обязанности, предписанные авторитетными шастрами . Такой образ мыслей называют божественным.
  • Тех же, кто не следует заповедям священных писаний и действует по собственной прихоти , называют демонами , или асурами .

Критерий только один - выполнение указаний священных писаний. В Ведах сказано, что как полубоги, так и демоны появились на свет от Праджапати ; единственная разница в том, что одни следуют предписаниям Вед, а другие - нет.

Те, кто обладает демоническими качествами и живет, потакая собственным прихотям и не следуя предписаниями шастр, в следующей жизни рождаются среди низших существ и все больше запутываются в сетях материального мира.

Те же, кто обладает божественными качествами и живет по правилам, установленным шастрами, достигают духовного совершенства.

Божественные качества

  • бесстрашие
  • очищение своего бытия
  • совершенствование в духовном знании
  • благотворительность
  • владение чувствами
  • совершение жертвоприношений
  • изучение Вед
  • совершение аскезы
  • простота
  • отказ от насилия
  • правдивость
  • негневливость
  • самоотречение
  • спокойствие
  • отсутствие стремления злословить
  • сострадание ко всем живым существам
  • отсутствие алчности
  • мягкость
  • скромность
  • решимость
  • целеустремленность
  • способность прощать
  • стойкость
  • чистота
  • отсутствие зависти

Все эти двадцать шесть качеств являются трансцендентными. Их следует развивать в себе в зависимости от того, какое место мы занимаем в обществе и каким делом занимаемся.

Если все люди будут сознательно развивать в себе эти качества, то, несмотря на неизбежные материальные страдания, со временем они смогут подняться на высшую ступень духовного самопознания.

В ведической цивилизации существует институт варнашрама-дхарма - ведическая система деления общества на четыре сословия (варны ) и четыре уклада духовной жизни (ашрамы ).

Согласно системе варнашрамы общество делится на четыре варны:

  • брахманов (духовных наставников и священников),
  • кшатриев (правителей, администраторов, воинов),
  • вайшьев (земледельцев, торговцев, предпринимателей),
  • шудр (рабочих и слуг).

Необходимо констатировать факт, что в наше время, эпоху Кали-юги , системы варнашрама-дхармы не существует.

В древности во главе ведического общества стоял благочестивый царь, руководствовавшийся в своей деятельности советами придворных мудрецов и брахманов. Существовали такие цари, как Притху Махарадж, Прахлада Махарадж, Дхрува Махарадж, Господь Рамачандра , Махарадж Юдхиштхира и Парикшит Махарадж, которые идеально управляли царствами и народами в течение тысячелетий. Но, как и предсказывалось в писаниях, безукоризненная система варнашрама-дхармы, представленная в Ведах , деградировала под влиянием Кали-юги.

В системе варнашрамы санньяси , то есть человек, отрекшийся от мира, считается головой, или духовным учителем всех остальных каст и укладов.

Брахманы являются духовными учителями для трех других каст: кшатриев, вайшьев и шудр , однако санньяси , стоящие на самой верхней ступени общественной лестницы, являются духовными учителями даже для брахманов .

Санньяси должен посвятить свою жизнь распространению знания среди семейных людей и всех тех, кто забыл, что истинной целью жизни является достижение духовного совершенства. Санньяси должен стучаться в каждую дверь и просить подаяние, но это вовсе не значит, что он попрошайка. Одно из качеств по-настоящему духовного человека - это смирение , и только поэтому санньяси стучится в каждую дверь, не столько для того, чтобы попросить милостыню, сколько для того, чтобы встретиться с домохозяевами и пробудить в них сознание Кришны. Таков долг санньяси .

Подвижничество - удел тех, кто отошел от семейной жизни. Человек не должен до конца своих дней жить с семьей, необходимо помнить о том, что существует четыре периода жизни: брахмачарья, грихастха, ванапрастха и санньяса . Завершив период семейной жизни, человек должен удалиться от дел. Если продолжительность человеческой жизни составляет сто лет, то первые двадцать пять лет необходимо посвятить изучению Вед, следующие двадцать пять лет провести в семье, затем в течение двадцати пяти лет вести жизнь ванапрастхи , удалившись от дел, после чего принять санньясу (отречься от мира).

Таковы правила, регламентирующие духовную жизнь человека в ведическом обществе. Человек, отошедший от семейной жизни, должен совершать аскезу, чтобы обуздать тело, ум и язык. В этом суть тапасьи . Вся система варнашрама-дхармы предназначена для тапасьи . Без нее никто не способен получить освобождение.

Теория, утверждающая, что человеку не нужно ни в чем себя ограничивать, что можно продолжать делать все, что угодно, и все будет в порядке, не находит поддержки ни в Ведах, ни в «Бхагавад-гите». Подобные теории придумывают корыстолюбивые проповедники, желающие умножить число своих последователей. Ограничения и правила отпугивают людей. Поэтому те, кто хочет вести за собой людей, на словах прикрываясь религией, не требуют от своих учеников соблюдения каких-либо правил и не следуют им сами. Однако Веды не одобряют этого.

Что касается такого качества брахманов, как простота , то им должны обладать не только представители какого-то одного уклада, но каждый человек, будь он брахмачари, грихастха, ванапрастха или санньяси . Человек должен быть простым и прямолинейным.

Истину нельзя искажать ради достижения корыстных целей. В ведических писаниях иногда встречаются трудные для понимания места. В этом случае их смысл должен разъяснить опытный духовный учитель. Таков путь постижения Вед. Слово шрути значит «слушать сведущих людей». Мы не должны интерпретировать писания так, как это выгодно нам. Существует множество комментариев к «Бхагавад-гите», искажающих оригинальный текст. Мы должны объяснять людям истинный смысл писания, и сделать это можно, только слушая истинного духовного учителя.

Умение подавлять гнев. Даже если что-то раздражает нас, мы должны сдерживать себя, ибо, когда человек гневается, все его тело оскверняется. Гнев и вожделение являются порождением гуны страсти, поэтому тот, кто идет по духовному пути, должен уметь подавлять в себе гнев.

Человек не должен искать недостатки в других или без нужды делать людям замечания. Разумеется, назвать вора вором - не значит искать у него недостатки, но, назвав вором честного человека, мы нанесем ему тяжелое оскорбление, которое станет помехой для нашего духовного развития.

Человек должен быть очень скромным и не делать ничего предосудительного.

Решимость , проявляется в способности человека не огорчаться и не отчаиваться, когда его постигает неудача. Какие-то наши попытки могут закончиться поражением, но это еще не повод для того, чтобы расстраиваться. Невзирая на неудачи, нужно терпеливо и настойчиво двигаться по избранному пути.

Чистыми должны быть не только наши ум и тело, но и поступки. Это требование прежде всего относится к людям, занимающимся коммерцией, которые не должны участвовать в махинациях на черном рынке. Нати-манита, отсутствие стремления к почестям, - качество, которым должны обладать шудры , рабочие (представители низшего сословия в ведической социальной системе). Они не должны стремиться занять более высокое положение и добиваться почета. Им следует довольствоваться своим местом в обществе. Долг шудр - почитать представителей высших сословий, поддерживая таким образом в обществе порядок.

В этом стихе описан прямой путь в ад. Демоничные люди часто выставляют себя поборниками религии и защитниками духовного прогресса, хотя сами не следуют никаким принципам. Они всегда высокомерны и горды своей образованностью и богатством. Желая, чтобы перед ними преклонялись, они требуют уважения и почета, хотя и не заслуживают его. Они раздражаются из-за пустяков и говорят грубо и неучтиво. Они не знают, что можно делать, а чего нельзя. Они всегда поступают как им заблагорассудится, потакая собственным прихотям, и не признают никаких авторитетов.

Эти демонические качества присущи им от природы - они получают их еще в утробе матери и, вырастая, проявляют их в полной мере.

Демонические качества

  • Гордость
  • Высокомерие
  • Тщеславие
  • Гневливость
  • Грубость
  • Невежество

В наше время единственное божественное качество, которое держит мир на плаву, это остатки правдивости.

Правдивость очень сильно влияет на нашу жизнь, потому что иметь видение, иметь правильное видение, иметь знания, как правильно жить, иметь понимание обстановки, окружающей среды, понимать людей, которые нас окружают. Конечно же это все зависит от качества правдивости. Потому что качества правдивости обладает не только внешней, но оно еще и внутренней функцией обладает. Несет в себе внутреннюю функцию определенную. Поэтому это очень практичное качество - правдивость. Многие люди об этом не задумываются просто, совершают обман, не понимая, чего они себя лишают.

Для успешной жизни, для успешной духовной практики необходимо в себе развивать именно божественные качества. Благодаря этому человек сможет овладеть своими чувствами. Мы не сможем избавить от наших чувств, но их можно заключить в рамки культуры.

Таким образом, любой человек должен владеть своими чувствами. Часто можно наблюдать проявления именно демонических чувств, в частности гневливости и жадности . Наши чувства влияют на всю нашу жизнь, особенно это важно в семейной жизни. Жить в соответствии со священными писаниями это развивать божественные качества в себе.

В ведические времена эти качества доминировали у людей в зависимости от психического типа. Например людей, которые отриченные от мира, это люди, которые дают знания всем остальным и совершенствоваться самим. Отреченные люди являются главой всего общества. И для того, чтобы принять отриченный образ жизни необходимо в себе развить такое качество, как бесстрашие . Чтобы человек мог передавать знание, он должен вести чистый образ жизни.

Чтобы влиять на других, важно понимать их, знать об их интересах и отношениях, уметь достучаться до этих людей: что это за человек, какова его позиция в конкретном вопросе, каким образом с ним лучше всего общаться и как на него влиять. Мелочи, которые могут быть важными для обретения власти и влияния, часто остаются вне внимания.

Мой личный опыт, исследования и наблюдения привели меня к выводу, что для достижения власти и ее удержания особенно важны следующие качества:

  1. Энергичность, выносливость и физический запас жизненных сил.
  2. Способность концентрировать собственную энергию и не тратить понапрасну силы.
  3. Чуткость по отношению к другим.
  4. Гибкость, особенно в отношении выбора различных средств для достижения собственных целей.
  5. Готовность при необходимости вступить в конфликт или конфронтацию, иными словами - определенная доля жесткости.
  6. Умение забыть о собственном «я», по крайней мере на время, и быть хорошим подчиненным или командным игроком, чтобы заручиться чьей-то поддержкой и помощью.

Все эти качества присущи людям, которые умеют получать власть и распоряжаться ею.

1. Энергия и физический запас жизненных сил

Выносливость часто одерживает верх над талантливостью. Наблюдая за генеральными директорами, Джон Коттер заметил, что многие из них работали от 60 до 65 часов в неделю, т.е. не менее 10 часов в день. Способность и готовность долго работать была присуща многим влиятельным личностям. Необычайной силой и физической выносливостью обладал президент Линдон Джонсон. Коллега, работавшая с ним, утверждала, что он всегда бегал: «Всякий раз, как она видела Линдона Джонсона, направлявшегося в Капитолий, он непременно бежал». Он приходил на работу раньше всех секретарей Конгресса и не прерывался на обед. Несмотря на то что практически вся работа в Конгрессе прекращалась в половине пятого, Джонсон и его помощники часто работали до половины девятого вечера.

Джонсон взял ассистентами двух молодых людей, которых он знал еще по Техасу, и стал работать еще более упорно. Их готовность подолгу засиживаться на работе, прилагая значительные усилия, мотивировалась личным примером самого Джонсона: «Если они просыпались в пять, то только потому, что их шеф просыпался ровно в пять, и если они взбирались по Капитолийскому холму еще до рассвета, то их шеф был рядом с ними. «Он работал больше, чем кто-либо. Его голова работала даже тогда, когда большинство из нас отключались».

Энергия и сила обеспечивают множество преимуществ тем, кто стремится завоевать власть:

  • Во-первых, они позволяют продержаться дольше соперника или благодаря упорному труду обойти тех, кто превосходит умом или мастерством.
  • Во-вторых, энергия и выносливость становятся образцом для подражания и вдохновляют окружающих на более упорный труд. Работая усердно и долго, вы не просто показываете подчиненным, что это в человеческих силах, но и подчеркиваете важность выполняемой задачи. В конце концов, если вы готовы настолько отдаваться работе, она должна того стоить.

Если попросить людей перечислить отличительные черты руководителя, они вряд ли упомянут энергичность или физическую работоспособность. А ведь эти качества - одни из основных. Без выносливости и способности упорно работать другие навыки и качества мало чего стоят.

2. Умение концентрироваться

Возможности каждого человека ограничены. Влиятельные личности стремятся концентрировать собственные усилия и действия в одном направлении. Все мы в детстве проводили эксперимент с увеличительным стеклом: направляя через него солнечный луч, мы зажигали пучок сухой травы. Этот простой пример наглядно демонстрирует простой факт: концентрируя лучи, мы существенно усиливаем их.

Умение уделять внимание деталям крайне важно для реализации задач. Именно этого качества часто не хватает студентам и менеджерам. Усилия, распределяемые во многих направлениях, растрачиваются понапрасну. Мелочи, которые могут быть важными для обретения власти и влияния, часто остаются вне внимания. Отсутствие концентрации может стать помехой даже в самых результативных начинаниях.

В 1970 году Питер Макколо, президент Xerox, понял, что компании пора выйти за пределы занимаемой ею ниши копировальных услуг. Со временем срок патентов истечет, они устареют и рост рынка замедлится. Требовались новые пути для роста и развития. Макколо это понимал:«Высшая цель компании Xerox - найти самые лучшие способы упорядочивания информации. Мы стремимся к лидерству в этой сфере».

Однако две вещи помешали этому грандиозному виденью воплотиться в жизнь, и обе они имеют прямое отношение к концентрации усилий. Во-первых, в начале 1970-х Xerox была обвинена правительством в нарушении антимонопольного законодательства. Судебный процесс, затянувшийся на долгие годы, отвлекал внимание менеджеров от их прямых обязанностей и практически парализовал процесс планирования в организации. Во-вторых, Макколо занялся другой деятельностью, помимо Xerox. «Он посвятил свое время и свою энергию благотворительной деятельности в United Way, в попечительном совете университета Рочестера, в совете международных отношений, совете торговли и экономических отношений США и СССР, бизнес комитете искусств, национальной урбанистической лиге. Создавалось впечатление, что Макколо сбился с верного курса».

3. Чуткость по отношению к другим

Чтобы влиять на других, важно понимать их, знать об их интересах и отношениях, уметь достучаться до этих людей. Чуткость - это понимание того, что это за человек, какова его позиция в конкретном вопросе, каким образом с ним лучше всего общаться и как на него влиять.

Переговорный процесс предполагает создание обстановки, в которой раскрываются именно эти моменты. В литературе, посвященной анализу ведения дискуссий, чаще всего для достижения согласия рекомендуется обсуждать интересы, а не позиции сторон. Другими словами, важно выяснить, чего же на самом деле хочет и требует противоположная сторона и почему она к этому стремится, и тогда, возможно, вы сумеете предложить такие условия, которых ваш визави и вовсе не представлял. Чтобы добиться этого, полезно уметь ставить себя на место другого, примеряя его роль и пытаясь взглянуть на мир его глазами. Это умение часто помогает достичь соглашения тогда, когда существует потенциальная область взаимоприемлемых решений.

Руководители должны уметь понять самых разных клиентов, с которыми работают. В основе умения договариваться с людьми лежит социальная восприимчивость - способность точно оценивать готовность или сопротивление последователей, уметь мотивировать и понимать восприимчивость.

Не менее чутким был спикер конгресса США Тип О’Нил:«Успех О’Нила во многом был основан на его умении понимать человеческие слабости. Когда отношения основаны на взаимной зависимости, без понимания человеческой сущности и человеческих недостатков далеко не уйдешь... как любил говорить Тип О’Нил, работа за работу, услуга за услугу. Вы сближаете людей и таким образом получаете нужную вам программу, закон, политику».

Чуткость по отношению к другим требует наблюдения за поведением окружающих. Она предполагает не только способности к самоанализу, но, что более важно, умение анализировать других. Чтобы чувствовать людей, человек должен уметь хоть на миг перестать думать о себе и собственных потребностях и убеждениях. Как бы цинично это ни звучало, но чуткость - это умение разделять взгляды других, что крайне важно для того, чтобы получить что-то для себя.

4. Гибкость

Чуткость по отношению к окружающим ничего не стоит, если не вы не умеет использовать получаемую информацию для того, чтобы соответствующим образом менять свое поведение. Для политиков гибкость - залог успеха.

Несмотря на то что гибкость порою имеет отрицательный подтекст, это качество необычайно важно для тех, кто надеется завоевать власть. Оно дает возможность менять курс и принимать новые методы работы, а не намертво цепляться за те, которые не работают. Помимо того, гибкость позволяет найти союзников, поскольку так легче изменить подход и примирить разные интересы.

Джон Гарднер писал: «О Кемале Ататюрке, величайшей фигуре в истории Турции, говорили, что он мог быстро и ни на минуту не задумываясь сменить неудачную тактику на другой подход, а если и это не срабатывало, то на третий... Его цели были стабильными, а тактики - гибкими».

Гибкость, проистекающая из умения сосредоточиться на конечной цели и способности оставаться эмоционально отстраненным от ситуации, - очень важное качество, позволяющее людям завоевывать власть. Особенно важна гибкость в ситуациях, когда ей противопоставлена абсолютная несгибаемость со стороны оппонентов. Отсутствие гибкости в нужный момент может помешать заручиться поддержкой или сменить тактику и подход для достижения поставленных целей. Гибкость может не всегда всем нравиться, но очень многим понравятся результаты - того, чего можно добиться с ее помощью.

5. Способность вступать в конфронтацию

Власть может определяется как способность преодолевать сопротивление и заставлять окружающих делать то, что нужно вам. Из этого определения вытекает предположение, что разногласия между людьми - норма социальных отношений. Если все согласны с тем, что и как следует делать, нет необходимости использовать власть или влиять на окружающих. Необходимость использовать власть возникает лишь при наличии разногласий. Поэтому одним из неотъемлемых личностных качеств влиятельного человека является готовность вступить в конфликтную ситуацию.

Далеко не каждому по душе конфликты и расхождения во взглядах. У многих конфликты вызывают неприязнь и отвращение. Различные формы конфликтов вызывают стресс. Чтобы избежать стресса, некоторые люди предпочитают уступить желаниям других или избежать открытых конфликтов. Уклоняясь от конфликта, вы никогда не добьетесь своего. И наоборот: если вы готовы отстаивать собственные взгляды, вы можете обрести власть. Готовность решительно бороться за то, чего вы хотите, заставит многих ваших противников отступить без боя. В организациях конфликтные люди могут прокладывать себе путь в гору хотя бы за счет тех, кто предпочитает уступать, а не бороться.

Люди, которые хотят нравиться всем, не склонны конфликтовать. Следовательно, человек, эффективно использующий власть, - это тот, кто достаточно независим, чтобы не нуждаться в одобрении других.

6. Подавление собственного «я» и умение ладить с другими

Иногда важно уметь бороться, быть жестким, заставить соперника заплатить за то, что он поступает вопреки вашей воле. Однако бывают ситуации, когда важно уметь создавать союзы, дружеские сообщества и ладить с другими. Главной проблемой здесь может быть наше собственное «я». Поэтому последнее качество, которое мы определяем как источник власти, - это способность подавить собственное «я» для того, чтобы чего-то добиться.

Руководитель компании CBS Фрэнк Стэнтон был мастером обладания и использования власти, не помыкая при этом подчиненными. Стэнтон разработал щедрые программы поощрения, чтобы стимулировать своих подчиненных работать как можно эффективнее. Когда CBS столкнулась с забастовкой профсоюза, Стэнтон обеспечивал пикетчиков кофе. После окончания забастовки он организовал оплату сверхурочной работы сотрудникам, замещавшим бастующих коллег на рабочем месте.

Расчетливость Стэнтона снискала ему лояльность и поддержку всей корпорации. Он сумел добиться этого, поскольку был достаточно уверен в себе, чтобы несколько поступиться собственным высоким положением и способствовать повышению авторитета других людей в организации. Благодарные, они становились его верными союзниками.

Оценка личностных качеств как источников власти предполагает, в частности, ответ на вопрос, в какой мере они способствуют решению двух ключевых задач, стоящих перед желающими заполучить власть в организациях: заручиться поддержкой коллег и одержать верх в конкурентной борьбе. По мере развития среды и изменения культурных норм качества, необходимые для завоевания поддержки и успешного конкурирования, тоже будут меняться. Однако в большинстве стран и ситуаций на данный момент именно перечисленные качества представляются нам наиболее важными источниками личной власти.


Наверно каждый из Вас иногда смотрит на людей, гораздо выше себя и мечтает когда-нибудь стать такими же большими и успешными. Вы смотрите на гениев в какой-либо области и, может быть, Вам в голову приходят мысли, что в чём-то им сопутствовала удача, а некоторые так и вобще добились всего только лишь благодаря удачному стечению обстоятельств. Действительно, у небольшой части людей, которые добились известности так и было, но только у небольшой части людей. Остальные же действительно были, есть и остаются гениями.
Какие же качества присущи гениям? Благодаря чему эти люди стали столь популярны и получили такой оглушительный успех? Ответ на это в данной статье.
От себя могу добавить лишь то, что все эти качества можно в себе развить и улучшать их, и тогда Вы тоже будете гениями.

24 качества ГЕНИЯ

1. НАПОРИСТОСТЬ.
Гении обладают сильным желанием работать усердно и много. Они готовы отдавать себя проекту. Развивайте свою напористость, сосредотачиваясь на будущем успехе, и продолжайте двигаться.

2. ХРАБРОСТЬ.
Требуется определённая храбрость делать что-то, что другие считают невозможным. Перестаньте волноваться по поводу того, что подумают о вас люди, если вы будете от них отличаться.

3. ПРЕДАННОСТЬ ЦЕЛЯМ.
Гении знают, чего они хотят и добиваются этого. Возьмите под контроль свою жизнь и распорядок дня. Каждый день определяйте для себя что-то конкретное, что вы сможете выполнить.

4. ЗНАНИЯ.
Гении постоянно собирают информацию. Никогда не ложитесь спать, не изучив в этот день что-то новое. Читайте и задавайте вопросы тем людям, которые обладают знаниями.

5. ЧЕСТНОСТЬ.
Гении откровенны, прямы и честны. Берите ответственность за то, что идёт не правильно. Не бойтесь признаться, что вы ошиблись и учитесь на своих ошибках.

6. ОПТИМИЗМ.
Гении никогда не сомневаются, что они добьются успеха. Намеренно направляйте внимание на что-то хорошее, что вас ожидает.

7. СПОСОБНОСТЬ АНАЛИЗИРОВАТЬ И ПРИНИМАТЬ РЕШЕНИЯ.
Попытайтесь понять факты какой-либо ситуации до того, как принять решение. Оценивайте ситуацию непредвзято, без предрассудков и будьте готовы изменить своё мнение.

8. ЭНТУЗИАЗМ.
Гении всегда находятся в восторге от того, что они делают. Это вдохновляет других на сотрудничество с ними. Они действительно верят, что всё получится хорошо. Гении не отступают.

9. ГЕНИИ ПРЕОДОЛЕВАЮТ СВОЙ СТРАХ ПРОВАЛА.
Они не боятся рисковать, так как они понимают, что учатся на своих ошибках.

10. ДИНАМИЧНАЯ ЭНЕРГИЯ.
Не сидите на месте в ожидании, что произойдет что-то хорошее. Будьте целенаправленным в достижении этого.

11. ПРЕДПРИИМЧИВОСТЬ.
Гении ищут возможности. Беритесь за работу, за которую другие не берутся. Никогда не бойтесь попробовать что-то неизвестное.

12. ДАР УБЕЖДЕНИЯ.
Гении знают, как мотивировать людей, чтобы они им помогали. Легко убеждать других, если вы верите в то, что делаете.

13. УЖИВЧИВОСТЬ.
Гении способны легко находить много друзей, и они являются хорошими друзьями. Они поднимают настроение других, а не ухудшают его. Такая позиция поможет вам приобрести много хороших друзей.

14. СПОСОБНОСТЬ ОБЩАТЬСЯ.
Гении способны очень эффективно доносить свои идеи до других. Они используют любую возможность объяснить свои идеи другим.

15. ТЕРПЕНИЕ.
Будьте терпеливы с другими, но всегда будьте не терпеливы к себе. Требуйте от себя больше, чем от других.

16. ПРОНИЦАТЕЛЬНОСТЬ.
Гении постоянно наблюдают. Они думают о нуждах других больше, чем о собственных.

17. ТРЕБОВАТЕЛЬНОСТЬ.
Гении не переносят посредственности, особенно в самих себе. Они не удовлетворены собой, они всегда пытаютсястать лучше.

18. ЧУВСТВО ЮМОРА.
Они всегда готовы шутить над собой и не обижаются, когда шутят над ними.

19. МНОГОПЛАНОВОСТЬ.
Чем больше вещей вы научитесь делать, тем больше уверенности у вас будет. Не бойтесь новых приключений.

20. АДАПТАЦИЯ.
Способность быть гибким даёт гениям возможность легко приспосабливаться к меняющимся условиям. Гении не любят делать что-то одним и тем же образом. Они всегдарассматривают новые возможности.

21. ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ.
Пытливый и любознательный ум помогает гениям найти новую информацию. Не бойтесь признаться, что вы что-то не знаете. Всегда задавайте вопросы о том, чего вы не понимаете.

22. ИНДИВИДУАЛИЗМ.
Делайте вещи так, как вы считаете нужным, не боясь, что кто-то этого не одобрит.

23. ИДЕАЛИЗМ.
Не теряйте почву под ногами, но устремляйте свои мысли далеко. Гений пытается достичь хороших целей не только для себя, но и для всего человечества.

24. ВООБРАЖЕНИЕ.
Гении знают, как мыслить, используя новые комбинации. Они видят вещи под иным углом зрения, не так, как другие люди. Находите время каждый день, чтобы помечтать, пофантазировать. Окунитесь в мечты, как это бывало в детстве.

«Если Вы хотите быть лидером, Вы должны быть уверены, что люди вокруг очень хорошие».