Характерной чертой интеллектуальной жизни периода эллинизма было отделение специальных наук от философии. Количественное накопление научных знаний, объединение и переработка достижений разных народов вызвали дальнейшую дифференциацию научных дисциплин.

Общие построения натурфилософии прошлого помогли удовлетворять уровню развитии наук, требовавших определения законов и правил для каждой отдельной дисциплины.

Развитие научных знаний требовало систематизации и хранения накопленной информации. В ряде городов создаются библиотеки, самые знаменитые на них - в Александрии и Пергаме.

Крупные ученые обычно работали при дворах эллинистических монархов, которые давали им средства к существованию. При дворе Птолемеев было создано специальное учреждение, объединявшее ученых, так называемый Мусейон («храм муз»).

В развитии астрономии велика была роль вавилонских ученых. Кидинну из Сипнара, живший на рубеже IV и III вв. до н.э. вычислил продолжительность года весьма близко к истинной и, как предполагают, составил таблицы видимых движений Луны и планет.

Военные походы и торговые путешествия вызвали повышенный интерес к географии. Из других естественных наук следует отмстить медицину, которая объединила в этот период достижения египетской и греческой медицины; науку о растениях (ботанику).

Эллинистическая наука при всех ее достижениях носила в основном умозрительный характер.

Технические достижения эллинистических государств проявились главным образом в военном деле и строительстве, т.е. в тех отраслях, в развитии которых были заинтересованы правители этих государств и на которые они тратили большие средства. Прогресс осадной техники вызывал совершенствование оборонительных сооружений: стены становились выше и толще, в многоэтажных стенах делались бойницы для стрелков и метательных орудий. Необходимость возведения мощных стен повлияла на общее развитие строительной техники.

В религиозных верованиях народностей Восточного Средиземноморья ясно отразились черты социальной психологии, о которых говорилось выше. В период эллинизма широкое распространение получили культы различных восточных божеств, объединение культов богов разных народов (синкретизм), магия, верования в богов-спасителей.

Философы и поэты пытались переосмыслить древние мифы, придать им нравственную ценность. Но философские построения оставались достоянием лишь образованных слоев общества. Восточные религии оказались более притягательными не только для основного населения эллинистических государств, но и для переселившихся туда греков. Во многих случаях, даже когда божества носили имена греческих богов, сам культ был совсем не греческим.

Наряду с системами, созданными на основе древнегреческой философии, в эллинистический период создавались произведения, где продолжались и обобщались традиции древневосточного философствования. Эллинистические философские системы оказали значительное влияние па дальнейшее развитие философии в странах Восточного Средиземноморья, а также - через различные восточные учения и римский стоицизм - на христианство.

Введение………………………………………………………………2

    Особенности научной мысли эпохи эллинизма…………….4

    Научные достижения эллинистической эпохи:

А) достижения ученых эллинистической эпохи в математике…..6

Б) достижения эллинистических ученых в области астрономии...9

В) зарождение науки о растениях и развитие медицины…………12

Г) развитие философской мысли в период эллинизма……………16

Заключение…………………………………………………………...17

Список источников…………………………………………………..18

Введение.

Актуальность темы.

Данная тема до сих пор является актуальной, в силу того что до сих пор открывая или изобретая что то новое, человек основывается на опыте предков. Гораздо легче разрабатывать что то, когда видна простота и эффективность предмета, которая стала известна еще задолго до настоящего времени. Именно поэтому ценность исследований в области древних открытий остается актуальной и сегодня.

Историография темы.

В мировом антиковедении эллинизм уже давно характеризуется как целостное и исторически обусловленное культурное явление, как цивилизационное единство, для которого характерен синтез греческих и восточных элементов (работы Ф. Кюмона , В. Тарна и др.).

В отечественной историографии вопросы культурной и религиозной истории эпохи эллинизма рассматривались в работах И. С. Свенцицкой, М. К. Трофимовой и Т. В. Блаватскойи др.

Произведения художественной литературы эпохи эллинизма (будь то поэзия, драма или проза) являются не только шедеврами культуры, но и ценными историческими источниками. Ученые черпают в них важные сведения о специфике политического развития эллинистических государств, менталитете и повседневной жизни их жителей, социально-экономических отношениях.

Целью моей работы является изучение научных открытий в области математики, астрономии, медицины, философии, сделанных в эллинистический период.

Основные задачи:

Выявить основные особенности научной мысли эпохи эллинизма;

Рассмотреть основные научные открытия эллинистического периода в истории;

Определить роль научных открытий эпохи эллинизма в становлении современной цивилизации.

Краткое содержание.

В данной работе определены хронологические рамки эпохи эллинизма. Показаны особенности научной мысли этого исторического периода такие как: повышение практического применения результатов научного исследования в разных областях государственной жизни и выделение науки в самостоятельную сферу человеческой деятельности.

В работе говорится о том, что в этот краткий период истории возникает мощный интеллектуальный всплеск в математических знаниях, гуманитарных исследованиях, в естествознании, наблюдается постепенная дифференциация наук и формирование конкретных предметных областей с собственной лексикой, проблематикой, принципами обоснования истинности, инструментарием. Рождение научной географии, теоретической астрономии, лингвистики, филологии, исторической науки, геометрии и алгебры (как отдельных математических дисциплин) связывают именно с эпохой эллинизма. Определить роль научных открытий эпохи эллинизма в становлении современной цивилизации.

В результате исследования я пришел к выводу , что период эллинистической цивилизации был, пожалуй, наиболее блестящим веком в истории науки вплоть до XVII (17) века. Как пишут в своем фундаментальном исследовании «Западные цивилизации» Р. Лернер, С. Мичэм и Э. Берне, некоторые современные научные достижения немыслимы без открытий ученых Александрии, Пергама и других центров эллинистической культуры и науки.

Особенности научной мысли эпохи эллинизма.

Эпоха эллинизма – время между двумя датами: смертью Александра Македонского (323 г. до н.э.) и падением под натиском Рима династии Селевкидов (31 г. до н.э.).

В этот краткий период истории возникает мощный интеллектуальный всплеск в математических знаниях, гуманитарных исследованиях, в естествознании, наблюдается постепенная дифференциация наук и формирование конкретных предметных областей с собственной лексикой, проблематикой, принципами обоснования истинности, инструментарием. Рождение научной географии, теоретической астрономии, лингвистики, филологии, исторической науки, геометрии и алгебры (как отдельных математических дисциплин) связывают именно с эпохой эллинизма.

Невероятному расцвету всех областей знания способствовали разные факторы, но все они, так или иначе, связаны с последствиями походов Александра Македонского, спровоцировавших глобальное смешение культур. Греки получили доступ к знаниям покоренных соседей, а высокий престиж греческой культуры у местной элиты (правителей и знати) обеспечил материальную поддержку библиотекам и научным центрам.

Бурное развитие как гуманитарных, так и естественных наук является характерной особенностью эллинистической эпохи. Правящие монархи для управления державами, для ведения продолжительных и многочисленных войн нуждались в применении новых эффективных методов и средств и могли их получить, лишь используя результаты научного знания. При дворах эллинистических правителей создаются коллективы ученых, щедро субсидируемые правительством, занятые решением научных проблем.

Естественно, правителей интересовала не столько наука как таковая, сколько возможность ее практического применения в военном деле, строительстве, производстве, мореплавании и др. Поэтому одна из особенностей научной мысли эллинистической эпохи состояла в повышении практического применения результатов научного исследования в различных областях государственного управления и жизни. Бурное развитие науки и практическое применение ее результатов способствовало отделению науки от философии и выделению ее в самостоятельную сферу человеческой деятельности.

Если в классическое время каждый крупный мыслитель (Пифагор, Анаксагор, Демокрит, Платон, Аристотель и др.) занимался собственно философией и многими конкретными науками, то в эллинистическое время наблюдается дифференциация и специализация научных дисциплин. Математика и механика, астрономия и география, медицина и ботаника, филология и история стали рассматриваться как особые научные специальности, имеющие свою специфическую проблематику, свои методы исследования, собственные перспективы развития.


Александр Македонский

Достижения ученых эллинистической эпохи в математике.

Больших успехов достигли математика и астрономия. Эти науки развивались на основе, заложенной в классический период Пифагором и его школой, Анаксагором и Евдоксом. Вместе с тем богатый опыт математических исследований и астрономических наблюдений, проведенных представителями древневосточной науки, в частности вавилонскими и египетскими учеными, способствовал разработке эллинистической математики, астрономии и других научных дисциплин.

Выдающимися математиками (и вместе с тем представителями ряда отраслей физики) были три гиганта эллинистической науки: Эвклид из Александрии (конец IV - начало III вв. до н. э.), Архимед из Сиракуз (287-212 гг. до н. э.) и Аполлоний из Перги в Памфилии (вторая половина III в. до н. э.).

Наиболее известным произведением Эвклида стали его знаменитые «Начала», подлинная математическая энциклопедия своего времени, в которой автор систематизировал и придал формальную законченность многим идеям своих предшественников: Гиппократа Хиосского, Архита из Терента, Теэтета, Евдокса Книдского. Геометрия на плоскости, стереометрия, теория чисел, теория отношений, метод исчерпывания, иррациональные числа, теория правильных многогранников – все это нашло свое отражение в фундаментальном сочинении Евклида, которое стало образцом теории вплоть до середины XIX в., а во многом и до сегодняшнего дня. Вся математическая система Евклида основана на пяти постулатах и пяти аксиомах, принимаемых без доказательств. Изложенные Эвклидом математические знания легли в основу элементарной математики Нового времени и, как таковые, используются в средней школе до сих пор.

Архимед родился в Сиракузах на острове Сицилия, долго учился в Александрии. Он прославился как механик и математик, поразивший не только современников, но и потомков оригинальностью мышления, изобретательностью.Архимед был разносторонним ученым и внес огромный вклад в развитие античной математики и физики: он вычислил значение числа тс (пи) (отношение длины окружности к диаметру), заложил основы исчисления бесконечно малых и больших величин, решил отношение объема шара к объему описывающего его цилиндра, стал основателем гидростатики. Архимед, может быть, больше, чем любой другой ученый эллинизма, сделал для практического применения научных выводов.

Отметим, что в трудах Архимеда, может быть, впервые наука использовалась для решения технических задач. Он заложил основы дифференциального и интегрального исчисления и подошел к механике как к математической дисциплине. Он стал изобретателем планетария, приводившегося в движение водой и изображавшего движение небесных тел, сложного блока (так называемая «барулка») для передвижения тяжестей, бесконечного (так называемого архимедова) винта для откачивания воды из шахт, трюмов кораблей. Ряд его выводов применялся для улучшения конструкции осадных приспособлений и метательных машин.

Архимед был величайшим изобретателем-механиком, причем многие его изобретения использовались в военных целях. Во время второй Пунической войны Архимед возглавлял оборону Сиракуз, осаждаемых римлянами. Он построил для обороны города метательные машины, позволявшие метать стрелы и камни весом до 10 талантов» (500 кг). Другие машины, как пишет Плутарх, «захватывали суда, поднимали их в воздух и затем кормою погружали в воду». Римляне в страхе обращались в бегство. Ворота города открыло предательство, при штурме Архимед был убит.

Крупнейшим вкладом Аполлония из Перги стала разработанная им теория конических сечений, основы геометрической алгебры и классификация иррациональных величин, которые предвосхитили открытия европейских математиков Нового времени. Аполлоний Пергский в "Конических сечениях" дал полное и законченное описание эллипса, параболы и гиперболы как сечений кругового конуса. Именно у Аполлония впервые встречается требование выполнять все геометрические построения с помощью циркуля и линейки. Его сочинение закрыло дверь в геометрическую алгебру.

Достижения эллинистических ученых в области астрономии.

Замечательны достижения эллинистических ученых в области астрономии. Самыми крупными из них были Аристарх Самосский (310-230 гг. до н. э.), Эратосфен Киренский (275-200 гг. до н. э.) и Гиппарх Никейский (ок. 190 - ок. 126 гг. до н. э).

Величайшим достижением эллинистической астрономии была разработка Аристархом гелиоцентрической системы мира, поиск научных доказательств такого устройства Вселенной, которое предполагало огромные размеры Солнца. Вокруг него вращаются все планеты, в том числе и Земля, а звезды - это аналогичные Солнцу тела, находящиеся на громадных расстояниях от Земли и потому кажущиеся неподвижными. Энциклопедически образованным ученым был Эратосфен , которого по разносторонности и глубине знаний можно сравнить с великим Аристотелем. Известны его труды по исторической критике и хронологии, по математике и филологии, но наибольший вклад Эратосфен внес в астрономию и тесно связанную с изучением небесных светил теоретическую географию.

Используя математический аппарат, включая элементы тригонометрических вычислений, наблюдения за небесными телами, Эратосфен измерил окружность земного экватора, определив его в 39 700 тыс. км, что очень близко действительному размеру (около 40 тыс. км), определил длину и ширину обитаемой части Земли - тогдашней ойкумены, наклон плоскости эклиптики.

Исследование поверхности земного шара привело Эратосфена к выводу, что можно достичь Индии, если плыть на запад от Испании. Это наблюдение впоследствии было повторено рядом других ученых, и им руководствовался знаменитый Христофор Колумб, когда отправлялся в свое знаменитое плавание в Индию в конце XV в.

Одним из самых прославленных ученых эллинизма был Гиппарх . Он не принял гелиоцентрическую систему Аристарха Самосского и, использовав идеи своих предшественников, дал наиболее обстоятельную разработку так называемой геоцентрической системы устройства Вселенной, которая была заимствована Клавдием Птолемеем и, освященная авторитетом последнего, стала господствующей системой в средние века, вплоть до Коперника.

Гиппарх сделал целый ряд важных открытий: обнаружил явление прецессии равноденствий, более точно установил продолжительность солнечного года и лунного месяца и тем самым внес уточнения в действующий календарь, точнее определил расстояние от Земли до Луны. Он составил лучший для древности каталог - в него включены более 800 звезд с определением их долготы и широты и разделением их по яркости на три класса. Высокая точность выводов Гиппарха основывалась на более широком, чем у других ученых, использовании тригонометрических соотношений и вычислений.

Зарождение науки о растениях и развитие медицины.

Основателем науки о растениях считается ближайший ученик Аристотеля Феофраст из Лесбоса (372-287 гг. до н. э.), разносторонний ученый, автор многочисленных работ по самым различным специальностям. Однако наибольшее значение для дальнейшего развития науки имели его труды по ботанике, в частности «Исследование растений» и «Происхождение растений». На основе тщательных исследований Феофраста в III-I вв. до н. э. появилось несколько специальных трактатов по сельскому хозяйству и агрономии.

Большие успехи были сделаны в медицине.

Здесь достижения греческих ученых V-IV вв. до н. э., в частности знаменитого Гиппократа, и богатейшие традиции древневосточной медицины дали плодотворные результаты. Крупными светилами эллинистической медицины были Герофил из Халкедона и Эрасистрат из Кеосак, создатели двух влиятельных медицинских школ III в. до н. э.

Им принадлежат такие крупные открытия, как явление кровообращения, наличие нервной системы, установление различия между двигательными и чувствительными центрами и целый ряд других важных наблюдений в области физиологии и анатомии человека, которые были забыты и вновь открыты лишь в Новое время. Асклепиад из Прусы в I в. до н. э. прославился эффективным лечением больных с помощью диеты, прогулок, массажа и холодных ванн и добился таких больших успехов, что даже возникла легенда, будто он воскресил умершего человека.

Анатомия стала в эпоху эллинизма самостоятельной отраслью медицины: ее развитию в Александрии в немалой степени способствовал древнеегипетский обычай бальзамирования, а также разрешение Птолемеев анатомировать тела умерших и производить живосечения на приговоренных к смертной казни. Птолемей II Филадельф (285-246 гг. до н.э.) отдавал ученым для вивисекции осужденных преступников: сначала вскрывали брюшную полость, потом рассекали диафрагму (после чего сразу же наступала смерть), затем открывали грудную клетку и исследовали расположение и строение органов.

Основателем описательной анатомии считается Герофил из Халкпдона в Малой Азии (ок. 335-280 гг. до н.э.), живший при Птолемее и проводивший свои медицинские исследования в александрийском Мусейоне. Его пригласил туда Птолемеи I и он воспользовался в полной мере огромными возможностями и предоставленной ему свободой. Герофил считается первым греком, который вскрывал человеческие трупы в присутствии учеников и ассистентов. Так как только монарх контролировал его исследования, не было никого, кто мог ему мешать в его работе. Благодаря этому Герофил смог создать основы систематической анатомии, став, таким образом, основателем знаменитой александрийской школы медицины. Он много внимания уделял исследованиям мозга, который, вопреки взглядам Аристотеля, считал носителем мысли (Аристотель усматривал его в сердце), изучал желудок, половые органы и глаза. До сих пор употребляются введенные им в анатомию термины, например сетчатка глаза и пр. Герофил первым провел различие между чувствительными и двигательными нервами, жилами и артериями и наблюдал ритм пульса. В свободное время от точных научных исследований занимался терапией, использовал очень много различных лекарств и написал практическое пособие по акушерству.

Преемником Герофила был Эрасистрат (ок. 240 гг. до н.э.). Долгое время Эрасистрат был придворным врачевателем правителя Сирийского царства Селевка I Никатора, а во времена Птолемея II Филадельфа жил и работал в Александрии. Эрасистрат хорошо изучил строение мозга, описал его желудочки и мозговые оболочки, четко разделил нервы на чувствительные и двигательные и показал, что все они исходят из мозга. Мозговые желудочки и мозжечок он определил как вместилище души, а сердце - как центр жизненной пневмы. Эрасистрат так тщательно исследовал строение сердца и его клапанов, которым дал названия, что Гален практически уже ничего не добавил к его описанию. Он придерживался атомистической теории, посредством которой старался выяснить механизм деятельности живого организма. Весьма многим ему обязана и физиология. Эрасистрат весьма близко подошел к открытию тайны кровообращения, остановившись на самом пороге, ибо ему помешало представление, согласно которому, кровь течет только по венам, тогда как артерии переносят из сердца «оживляющее дыхание». При травмах и анатомировании кровь быстро вытекала из крупных артерий, упругие стенки которых не спадались, и эти сосуды оказывались наполненными воздухом. Каждый раз, произнося «артерия», мы воспроизводим эту ошибку античных анатомов, ибоε значит воздух, а ε течь..

Последователей Эрасистрата называли эразисграторами: их учениками были видные врачи древнего Рима - Асклепиад, Диоскорид, Соран, Гален.

Развитие философской мысли в период эллинизма.

Последним крупным философом эпохи эллинизма считается Эпикур (341–270 гг. до н.э.). В своем учении он на новом уровне возрождает идеи атомизма Демокрита. По его представлению возможна случайность движения атомов, отклонение их траектории от прямой линии. На основе атомизма Эпикур пытался объяснить не только природные явления, но и явления социальные и психические. По Эпикуру, ощущения возникают вследствие потока частиц, проникающих в органы чувств. Атомы, находясь в беспрерывном движении, образуют все сущее. Так возникла и Земля, затем от нее отделилось небо, Земля породила жизнь, а все, что не могло приспособиться к жизни на Земле, умирало. Естественным путем на Земле возник животный и растительный мир, а также человек.

Эпикур, как мы видим, не находил места божественному началу земной жизни. Он считал, что боги находятся далеко, в межзвездном пространстве, и в жизнь людей не вмешиваются. В последующие столетия понятие «эпикуреец» было аналогично понятию «безбожник».

Заключение.

В эпоху эллинизма произошел величайший переворот в познании человеком окружающего его мира - впервые собственно научные знания, отделившись от философии, обрели самостоятельность. Было сделано немало великих открытий во всех областях естественных и гуманитарных знаний. Имена Архимеда, Эвклида, Эратосфена стоят в ряду с именами великих современных ученых, открывая историю многих научных дисциплин.

Такова была наука эпохи эллинизма, во многих своих положениях и выводах опровергнутая сегодня, но сыгравшая исключительно важную роль в становлении современной цивилизации. Выделение науки в самостоятельную сферу культуры, пусть еще практически не связанную с материальным производством, было важнейшим шагом в формировании активного, творчески-преобразующего отношения человека к миру.

Список источников

1. В.С. Поликарпов. История науки и техники (учебное пособие). – Ростов-на-Дону: изд-во - 1998г. 352с.

2. История науки и техники. Учебно-методическое пособие. /Под ред. Ткачёва А.В. – СПб.: СПб ГУ ИТМО, 2006г. 143с.

3.Хрестоматия по истории древнего мира: Эллинизм. Рим / Под ред. В.Г. Боруховича, С.Ю. Монахова, В.Н. Парфенова. М.: «Греко-латинский кабинет» Ю.А. Шичалина, 1998г. 118с.

4. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов/ Под ред. проф. А.Н. Марковой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2002г. 600 с.

Эпоха эллинизма – время между двумя датами: смертью Александра Македонского (323 г. до н.э.) и падением под натиском Рима династии Селевкидов (31 г. до н.э.).

В этот краткий период истории возникает мощный интеллектуальный всплеск в математических знаниях, гуманитарных исследованиях, в естествознании, наблюдается постепенная дифференциация наук и формирование конкретных предметных областей с собственной лексикой, проблематикой, принципами обоснования истинности, инструментарием. Рождение научной географии, теоретической астрономии, лингвистики, филологии, исторической науки, геометрии и алгебры (как отдельных математических дисциплин) связывают именно с эпохой эллинизма.

Невероятному расцвету всех областей знания способствовали разные факторы, но все они, так или иначе, связаны с последствиями походов Александра Македонского, спровоцировавших глобальное смешение культур. Греки получили доступ к знаниям покоренных соседей, а высокий престиж греческой культуры у местной элиты (правителей и знати) обеспечил материальную поддержку библиотекам и научным центрам.

Римская империя, поглотившая государства греко-македонцев, сохранила греческие достижения в математике и естествознании, поддержала развитие гуманитарных наук (истории и филологии) и внесла свой творческий вклад в юриспруденцию. Органичная связь культурных явлений Рима и предшествовавшей ей греко-македонской цивилизации позволяет говорить о двух эпохах, не разделяя их.

Уникальным явлением своего времени стал Александрийский Мусейон. Фактически, во времена правления Птолемеев произошло своеобразное институциональное оформление производства, хранения и передачи знаний. Организационные принципы аристотелевского Ликея, перенесенные Деметрием Фалерским на александрийскую землю, дали возможность нескольким поколениям ученых работать в благоприятных условиях: две библиотеки (насчитывающие в сумме более 700 тыс. свитков), отдельные рабочие кабинеты, крытые галереи для прогулок и совместных дискуссий, место для общей трапезы, аудитории для обучения, анатомический кабинет, зоологический и ботанический сады, вполне возможно, лаборатории и астрономическая башня. Прибавьте к этому государственное жалованье и всеобщее уважение.

Лучшие годы Александрийской школы пришлись на первые века ее существования, в которые с ней связаны, прямо или косвенно, самые яркие математики, астрономы, врачи, филологи и историки: Зенодот, Евклид, Аристарх Самосский, Архимед, Эратосфен Киренский, Аполлоний Пергский, Аристарх Самофракийский, Аполлоний Родосский, Гиппарх Никейский.

С конца II в. до н.э. жизнь школы полна рутины (комментарии, компиляции, переводы), Мусейон все больше превращался из научного центра в учебное заведение. В 47 г. до н.э. во время пожара погибла бо́льшая часть рукописей царской Библиотеки. В 390 г. н.э., после указа о закрытии языческих храмов, фанатичной христианской толпой был разгромлен Серапийон и его библиотека. Это был фактический конец Александрийской школы. Другая символическая дата гибели школы – 415 г., когда была растерзана подобной же толпой Гипатия – единственная известная нам женщина- математик того времени.

Научные школы Александрии наследуют заложенные еще в классическом периоде и зафиксированные в трудах Платона и Аристотеля характерные особенности греческого познания, связанные с разделением знаний и видов деятельности по своей значимости на два уровня. Первый уровень – это знания "технэ", знания прикладные, следовательно, низменные, которые не считаются собственно научными и получены в процессе какой-либо материально-практической деятельности. К этому уровню знаний относились результаты наблюдательной астрономии (рецепты составления календарей и астрологических прогнозов), логистики (различные частные приемы счета для конкретных практических задач), описательной географии ("объезды" и "дорожные карты"), механики (военные "хитрые" машины, которые делали тяжелое легким, а медленное быстрым). Второй уровень – знания созерцательного уровня (умозрения ), оперирующие идеальными объектами, образами и моделями, полученными на основе рационально-теоретического мышления и строгого, логически выверенного доказательства. Только второй вид деятельности считался достойным звания ученого мужа и философа и являлся собственно научным занятием.

Математика была одним из ведущих направлений в деятельности Мусейона. Геометрическая алгебра зародилась еще в сочинениях пифагорейцев классической Греции V в. до н.э., а затем активно развивалась в платоновской Академии. Для того периода было характерно в любых математических операциях видеть взаимоотношения не между числами, а между фигурами и их свойствами. Так, знаменитая теорема Пифагора связывала нс длины сторон треугольника, а площади трех квадратов.

Александрийская школа стала вершиной геометрической алгебры, достойным приемником традиций Академии. Приемником не только собственно математического содержания, но и отношения к методам и принципам организации теории, ее равнодушия к возможностям практического применения полученных знаний, ее абсолютно созерцательного характера исследований: геометр занимался поиском чистой истины, описывая сущность космоса с помощью идеальных математических объектов по тщательно выверенным законам логики и диалектики.

Расцвет Александрийской математической школы приходится на IV– III в. до н.э. – время торжества дедуктивно-аксиоматического метода, получившего свой канонический вид сначала в трудах Евклида, а затем – в работах Архимеда из Сиракуз и Аполлония Пергского.

Евклид (IV в. до н.э. – умер между 275 и 270 гг. до н.э.) в 13 книгах "Начал" обобщил и систематизировал математические знания многочисленных своих предшественников: Гиппократа Хиосского, Архита из Терента, Теэтета, Евдокса Книдского. Геометрия на плоскости, стереометрия, теория чисел, теория отношений, метод исчерпывания, иррациональные числа, теория правильных многогранников – все это нашло свое отражение в фундаментальном сочинении Евклида, которое стало образцом теории вплоть до середины XIX в., а во многом и до сегодняшнего дня.

Архимед из Сиракуз (287–212 гг. до н.э.) – ярчайшая фигура того времени. Инженер-механик, математик, физик, он, с одной стороны, был продолжателем греческой математической традиции, с другой стороны, всеми своими занятиями и исследованиями противопоставлял себя духу чистой созерцательности. Его математические идеи навеяны размышлениями над механическими задачами, а физические теории равновесия и гидростатики построены по канонам геометрического сочинения. В истории математики Архимед занимался предварением интегрального счисления (в трактате "Псаммит" (исчисление песчинок)), исследованиями соотношений свойств объемных фигур, изучением различных геометрических кривых.

Аполлоний Пергский (ок. 260 – ок. 170 гг. до н.э.) в "Конических сечениях" дал полное и законченное описание эллипса, параболы и гиперболы как сечений кругового конуса. Именно у Аполлония впервые встречается требование выполнять все геометрические построения с помощью циркуля и линейки. Его сочинение закрыло дверь в геометрическую алгебру .

Герои Александрийский, механик и математик, спускает математику с заоблачных небес и начинает исследовать частные задачи новыми методами: он отходит от отождествления числа и геометрического отрезка и проводит операции с числами как таковыми. Алгебра и арифметика начали свое отделение от геометрии.

Крупнейший математик и астроном римского периода – Клавдий Птолемей (90–168 гг. н.э.) в "Великом собрании" ("Альмагесте") дал тригонометрические формулы и таблицу хорд для плоской поверхности (соответствующую таблице синусов для углов от 0 до 90°), а также определил особенности соотношений длин для фигур на сферической поверхности.

В "Арифметике" Диофанта (II–III вв.) продолжилась дифференциация математического знания: Диофант уже систематически использует алгебраические символы, занимается не последовательным изложением теории вопроса, а разбором отдельных алгебраических задач, сводимых к системе уравнений второй и третьей степени, не прибегая к методам геометрической алгебры. Правда, устраивают его в качестве решений исключительно положительные рациональные числа. Свое развитие идеи Диофанта получат в сочинениях алгебраистов арабского Востока, в греческой науке алгебра оказалась на длительное время без должного внимания и интереса .

Последняя значительная личность в истории античной математики – Папп Александрийский (III в.) Благодаря его "Математическому сборнику" имена многих ученых и результаты их исследований дошли до следующих поколений. Он словно предчувствовал конец эпохи, собирая и обобщая математические достижения своего времени. В силу того, что огромное количество математических трудов, на которые ссылается Папп, утеряно, невозможно вычленить его собственные идеи. Скорее всего, Папп был очень хорошо образованным математиком и знатоком истории математики, великолепным компилятором и комментатором.

В эпоху эллинизма греческая астрономия успешно реализует исследовательскую программу Платона, который ясно размежевал наблюдаемые (видимые) и истинные движения небесных тел. "Это сложные и разнообразные узоры... далеко уступают истинным движениям, совершающимся по истинным траекториям и с истинными скоростями. Эти истинные движения не могут быть восприняты нашими чувствами и постигаются только с помощью рассуждений и разума. Они-то и составляют предмет той астрономии, которую следует считать наукой в собственном смысле слова" . Идеальным считалось только движение по окружности и с постоянной скоростью, поэтому задача теоретической астрономии сводилась к вопросу: "Какие из равномерных, круговых и упорядоченных движений должны быть положены в основу, чтобы можно было объяснить явления, связанные с “блуждающими” светилами?" . Несмотря па разнообразие решений, все теоретические модели александрийцев находятся в строгом соответствии с заветом Платона. Приверженность круговым равномерным движениям продержится больше полутора тысячи лет, вплоть до Коперника, и только работы Кеплера освободят астрономов от этой догмы.

Математика того периода оказалась более подготовленной к поставленной задаче, нежели наблюдательная астрономия: измерения велись простейшими угломерными инструментами низкой точности, данные об определенных неоднородностях в движении светил носили очень примерный характер. Для получения данных более высокой точности Евдокс (408–355 до н.э.) еще в доэллинистический период организовал обсерваторию в Кизике, где ученики его математико-астрономической школы начали вести систематические наблюдения. Результатом этих наблюдений стал первый греческий звездный каталог. Евдокс решает задание Платона с помощью системы 27 гомоцентрических сфер (разновидность геоцентрической системы мира). Для своего времени гомоцентрическая модель давала неплохие предсказания, но расхождения с наблюдениями были очевидны, особенно для движений Марса.

Аполлоний Пергский (262–190 до н.э) ввел системы эпициклов и деферентов. Гиппарх из Никеи (160–125 гг. до н.э.), величайший астроном древности, добавил понятие эксцентра и определил основной набор окружностей для движения Солнца и Луны с высокой математической точностью. Спустя три века на основе работ Гиппарха и многочисленных собственных расчетов Клавдий Птолемей создал общую математическую систему, которая отражала движение всех небесных тел в полном согласии с наблюдениями. В практически неизменном виде она дожила до времен Коперника и Галилея.

Отклонением от мейнстрима является линия Гераклида Понтийского (387–312 до н.э.) и Аристарха Самосского (III в. до н.э.). Первый предложил смелое решение: вращается не тяжелый небосвод, а сама Земля. Другой его идеей было изменение центра вращения для Венеры и Марса: они, по Гераклиду, должны двигаться вокруг Солнца, которое, в свою очередь, движется вокруг быстро вращающейся Земли. Аристарх Самосский довел идеи понтийца до логического завершения, поместив в центр мира Солнце, что позволило еще сильнее упростить конструкцию и математические выкладки. Однако гелиоцентричная система Гераклида – Аристарха с неизменными круговыми равномерными движениями не могла объяснить различия в сроках сезонов, было непонятно, почему в своем движении Земля не теряет свою атмосферу, и ставило под вопрос теорию естественного движения тел Аристотеля (тяжелое – вниз, легкое – вверх).

Торговля, непрерывные войны, путешествия, поиск свободных земель расширяли представления древних греков о пределах Ойкумены, о населяющих ее народах, о рельефе, водных ресурсах, климате, о разнообразии животного и растительного мира. Эти знания находили свое отражение в различных устных преданиях и письменных источниках. Предметная область географии как отдельной области познания начинает вырисовываться с поэм Гомера (X–IX вв. до н.э.), с трудов Анаксимандра, Гекатея, Геродота и Аристотеля. Собственно с Аристотеля, с его "Метеорологии", географические исследования выделяются в отдельное научное направление. Первым применил термин "география" Эратосфен из Кирены (276– 194 гг. до н.э.) – выдающийся ученый-энциклопедист, хронограф, математик, филолог, географ, глава Александрийской библиотеки, который памятен определением лучшего значения длины земного меридиана за весь период Античности и Средневековья.

Одним из важнейших вопросов многих сочинений, граничащих с направлением в географии, связанным с составлением карт, были форма и размеры Земли. Так, например, еще Гекатей Милетский (550–490 гг. до н.э.) и Геродот (V–IV вв. до н.э.), как и многие их соотечественники, полагали, что Земля является плоской округлостью с опрокинутым на нее подобно чаше небом. В то же время уже существовали представления пифагорейцев о шарообразности Земли. Спустя сто лет Аристотель блистательно доказал сферическую форму земной поверхности: главным аргументом был вид земной тени в лунных затмениях. Аристотель же указал (вероятно, воспользовавшись результатами Евдокса), что длина земного меридиана равна 400 000 стадиям (63 200 км). Эратосфен во второй половине III в. до н.э. по высоте Солнца в Александрии измерил в градусах угол между параллелями Сиены и Александрии и получил, что длина дуги между городами соответствует 1/50 части всего меридиана, или 252 000 стадиям (примерно 39 816 км), что очень близко к современному значению – 40 004 км. Эратосфен первым начал говорить о возможности кругосветного плавания и новых путях в Индию: "Если б обширность Атлантического моря нс препятствовала нам, то можно было бы переплыть из Иберии в Индию по одному и тому же параллельному кругу" . Волею судеб общедоступным стал более поздний заниженный результат Посидония (180 000 стадиев или 28 400 км), который и кочевал из одной компиляции в другую, формируя неверные представления о размерах земного шара вплоть до времен Колумба.

Неимоверное количество неправильных данных было следствием скудного набора инструментов практического географа. Компас и хронограф были неизвестны, точно долготу места можно было определить лишь в моменты лунных и солнечных затмений. Для построения карт, отражающих взаимное положение пунктов и расстояние между ними, опирались на данные о среднем времени и скорости движения караванов.

Первая "географическая доска" и первый глобус приписываются уже Анаксимандру (611–546 гг. до н.э.). К V в. до н.э. карты Ойкумены – "Обходы Земли" – были уже в широком ходу. Наиболее известной считалась карта Гекатея Милетского, которому принадлежит и одно из первых географических сочинений – "Землеописание". Помимо "обходов", моряки, военные и торговцы использовали периплы – "объезды" – описания, указывающие расстояния между известными пунктами вдоль береговых линий.

Два века спустя Эратосфен в "Географии" дал подробное описание известной в его время суши и изобразил ее карту. Он усовершенствовал систему двух осевых линий Дикеарха из Мессины и впервые применил взаимно перпендикулярные линии меридианов и параллелей, которые проходили через известные пункты. У Эратосфена, как и у Дикеарха, нулевая отметка, через которую проходил главный меридиан, находилась на острове Родос. Карты стали собственно картами в привычном для нас понимании и представлении. Гиппарх предложил для градусной меры деление окружности на 360 частей (а не на 60, как было принято раньше) и стал проводить параллели и меридианы через равное число градусов, а не через известные точки. Герои Александрийский в своих трактатах по геометрии и геодезии поставил землемерные работы на прочный геометрический теоретический фундамент и описал диоптры – прототип теодолита, одного из основных инструментов любого геодезиста .

Величайший географ времен Римской империи Страбон (63 г. до н.э. – 21 г. н.э.) обобщил и подытожил знания, накопленные его предшественниками. Именно благодаря труду Страбона сохранились данные о многих его предшественниках. Само же сочинение великого географа, написанное в расчете на административный аппарат империи и управленцев разного ранга, было практически неизвестно его современникам и никак не повлияло на дальнейшее развитие географической мысли описываемого периода.

Труд Страбона нашел своих последователей лишь спустя шесть веков .

Птолемей очень подробно рассмотрел возможность изображения на плоскости деталей сферической поверхности. Отдельный том его сочинений включал таблицы координат местности для составления 27 карт и 26 карт отдельных стран. Несмотря на ряд ошибок, карты Птолемея были наиболее достоверными и подробными для своего времени и сохраняли свою ценность вплоть до XVI в. .

Отдельная тема всех географических сочинений – границы известного мира. Ко II в. н.э. Ойкумена жителей Средиземноморья простиралась от Канарских островов за Геркулесовыми Столбами на западе до Китая на востоке, от верховьев Нила и районов экваториальной Африки на юге до острова Фуле на севере.

Задумывались древние и о причинах землетрясений и извержений вулканов, о внутреннем строении Земли, о разных стадиях ее развития. Суммируя материал по развитию геотектонических идей , можно с большой долей уверенности говорить о том, что в Античности знали о многих проявлениях земной активности и их причинах: о подземных водах и пустотах; о неоднородности верхних слоев поверхности Земли; о том, что очертания суши и моря непрерывно меняются, суша и море могут подниматься и опускаться, сменяя друг друга, могут откалываться целые участки суши (острова) от материковой части. Все эти процессы, по мнению древних, имеют необратимый характер (Овидий) и очень длительный период накопления изменений.

С IX в. работы античных ученых по географии, математике, медицине, астрономии нашли своих достойных учеников в арабском мире, массовые переводы с греческого на арабский язык позволили сохранить достижения древних. В христианской Европе, за редким исключением, греческого языка не знали, сохранившиеся в отдельных монастырских библиотеках тексты были трудны для понимания и практически неизвестны. Образованные европейцы знакомились с античными трудами сквозь призму комментариев и толкований, сделанных арабскими мыслителями. Двойной перевод (с греческого на арабский, с арабского на латынь) увеличивал количество расхождений с источником. Массовое возвращение подлинных текстов на европейской территории начнется лишь с XV в. И тем не менее, связь времен не прерывалась. Слабым потоком, соединяющим народы и территории, оказалось образование: греческие Ликей и Академия, затем Александрийский Мусейон, сосуществовавшие с менее масштабными риторскими и философскими школами, затем сменились атенеями (от имени города Афин) и монастырскими школами, переросшими в средневековые университеты. Академии эпохи Возрождения замкнут цепочку.

Во всех этих учебных заведениях в том или ином виде изучались семь свободных искусств – тривиум (грамматика, логика, риторика) и квадриум (арифметика, геометрия, астрономия и музыка) – наследие Александрии и всей античной культуры. Флорентийская академия Козимо Медичи – хороший претендент на роль последователя Александрийской школы в плане возможности вести свободные исследования по самым разным направлениям, обсуждать с коллегами насущные проблемы, получая при этом еще и материальную поддержку извне. Флорентийские академики пытались противопоставить себя схоластическим университетам свободой и широтой тем и методов, но в качестве фундамента нового знания выкладывали старые камни – учения древних греков о мире, природе и человеке.

Бурное развитие как гуманитарных, так и естественных наук является характерной особенностью эллинистической эпохи. Правящие монархи для управления державами, для ведения продолжительных и многочисленных войн нуждались в применении новых эффективных методов и средств и могли их получить лишь используя результаты научного знания.

При дворах эллинистических правителей создаются коллективы ученых, занятые решением научных проблем. Естественно, правителей интересовала не столько наука как таковая, сколько возможность ее практического применения в военном деле, строительстве, производстве, мореплавании и др. Поэтому одна из особенностей научной мысли эллинистической эпохи состояла в повышении практического применения результатов научного исследования в различных областях государственного управления и жизни. Это способствовало отделению науки от философии и выделению ее в самостоятельную сферу человеческой деятельности. Если в классическое время каждый крупный мыслитель занимался собственно философией и многими конкретными науками, то в эллинистическое время наблюдается дифференциация и специализация научных дисциплин. Математика и механика, астрономия и география, медицина и ботаника, филология и история стали рассматриваться как особые научные специальности, имеющие свою специфическую проблематику, свои методы исследования, собственные перспективы развития.

Больших успехов достигли математика и астрономия. Выдающимися математиками (и вместе с тем представителями ряда отраслей физики) были три гиганта эллинистической науки: Эвклид из Александрии (конец IV- начало III вв. до н. э.), Архимед из Сиракуз (287–212 гг. до н. э.) и Аполлоний из Перги в Памфилии (вторая половина III в. до н. э.). Изложенные Эвклидом математические знания легли в основу элементарной математики Нового времени и, как таковые, используются в средней школе до сих пор. Архимед вычислил значение числа p (пи), заложил основы исчисления бесконечно малых и больших величин, много сделал для практического применения научных выводов. Он стал изобретателем сложного блока для передвижения тяжестей, бесконечного (так называемого архимедова) винта для откачивания воды из шахт, трюмов кораблей. Ряд его выводов применялся для улучшения конструкции осадных приспособлений и метательных машин. Крупнейшим вкладом Аполлония из Перги стала разработанная им теория конических сечений, основы геометрической алгебры и классификация иррациональных величин, которые предвосхитили открытия европейских математиков Нового времени.

Величайшим достижением эллинистической астрономии была разработка Аристархом Самосским гелиоцентрической системы мира. Энциклопедически образованным ученым был Эратосфен, которого по разносторонности и глубине знаний можно сравнить с великим Аристотелем. Известны его труды по исторической критике и хронологии, по математике и филологии, но наибольший вклад Эратосфен внес в астрономию и тесно связанную с изучением небесных светил теоретическую географию. Используя математический аппарат, включая элементы тригонометрических вычислений, наблюдения за небесными телами, Эратосфен измерил окружность земного экватора, определив его в 39 700 тыс. км, что очень близко действительному размеру (около 40 тыс. км), определил длину и ширину обитаемой части Земли - тогдашней ойкумены. Исследование поверхности земного шара привело Эратосфена к выводу, что можно достичь Индии, если плыть на запад от Испании. Это наблюдение впоследствии было повторено рядом других ученых, и им руководствовался знаменитый Христофор Колумб, когда отправлялся в свое знаменитое плавание в Индию в конце XV в.

Одним из самых прославленных ученых эллинизма был Гиппарх. Он не принял гелиоцентрическую систему Аристарха Самосского и, использовав идеи своих предшественников, дал наиболее обстоятельную разработку так называемой геоцентрической системы устройства Вселенной, которая была заимствована Клавдием Птолемеем и, освященная авторитетом последнего, стала господствующей системой в средние века, вплоть до Коперника.

Большие успехи были сделаны в медицине. Здесь достижения греческих ученых V–IV вв. до н. э., в частности знаменитого Гиппократа, и богатейшие традиции древневосточной медицины дали плодотворные результаты. Крупными светилами эллинистической медицины были Герофил из Халкедона и Эрасистрат из Кеосак, создатели двух влиятельных медицинских школ III в. до н. э. Им принадлежат такие крупные открытия, как явление кровообращения, наличие нервной системы, установление различия между двигательными и чувствительными центрами и целый ряд других важных наблюдений в области физиологии и анатомии человека, которые были забыты и вновь открыты лишь в Новое время.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:


Министерство сельского хозяйства РФ Московская бюджетная академия ветеринарной медицины и биотехнологии имени К. И. Скрябина

Кафедра: Социальных и экономических наук.
Контрольная работа по Философии.

Выполнила: Студентка 2 курса заочного обучения Передня Марина Николаевна
Шифр:10016
Проверила:

Москва 2012г.
Тема: «Эллинистическая наука»

    Введение.
    Возникновение эллинистических государств. Становление эллинистической цивилизации.
    Эллинистическая культура.
    Кинизм.
    Эпикуреизм.
    Стоицизм.
    Скептицизм.
    Эклектицизм.
    Заключение.
    Литература.

Введение.
Начало эллинистической цивилизации положили Восточный поход Александра Македонского и массовый колонизационный поток эллинов (греков и македонян) во вновь завоеванные земли. Хронологические и географические границы эллинистической цивилизации исследователями определяются по-разному в зависимости от трактовки понятия «эллинизм», введенного в науку еще в первой половине XIX в. И. Г. Дройзеном, но до сих пор остающегося спорным.
Накопление нового материала в результате археологических и исторических исследований оживило дискуссии о критериях и специфике эллинизма в разных регионах, о географических и временных границах эллинистического мира. Выдвигаются концепции пред эллинизма и пост эллинизма, т. е. возникновения элементов эллинистической цивилизации до греко-македонских завоеваний и их живучести (а иногда и регенерации) после крушения эллинистических государств.
При всей спорности этих проблем можно указать и на устоявшиеся взгляды. Несомненно, что процесс взаимодействия эллинского и переднеазиатских народов имел место и в предшествующий период, но греко-македонское завоевание придало ему размах и интенсивность. Новые формы культуры, политических и социально-экономических отношений, возникшие в период эллинизма, были продуктом синтеза, в котором местные, главным образом восточные, и греческие элементы играли ту или иную роль в зависимости от конкретно-исторических условий. Большая или меньшая значимость местных элементов наложила отпечаток на социально-экономическую и политическую структуру, формы социальной борьбы, характер культурного развития и в значительной мере определила дальнейшие исторические судьбы отдельных регионов эллинистического мира.
История эллинизма отчетливо делится на три периода-возникновение эллинистических государств (конец IV-начало III в. до н. э.), формирование социально-экономической и политической структуры и расцвет этих государств (III-начало II в. до н. э.) и период экономического спада, нарастания социальных противоречий и подчинения власти Рима (середина II-конец I в. до н. э.).
Действительно, уже с конца IV в. до н. э. можно проследить становление эллинистической цивилизации, на III в. и первую половину II в. до н. э. приходится период ее расцвета. Но упадок эллинистических держав и расширение в Средиземноморье римского господства, а в Передней и Центральной Азии- владений возникших местных государств не означали ее гибели. Как составной элемент она участвовала в формировании Парфянской и Греко-Бактрийской цивилизаций, а после подчинения Римом всего Восточного Средиземноморья на ее основе возник сложный сплав греко-римской цивилизации.
Возникновение эллинистических государств. Становление эллинистической цивилизации.

В результате походов Александра Македонского возникла держава, охватывавшая Балканский п-ов, острова Эгейского моря. Малую Азию, Египет, всю Переднюю, южные районы Средней и часть Центральной Азии до нижнего течения Инда. Впервые в истории такая огромная территория оказалась в рамках одной политической системы. В процессе завоеваний были основаны новые города, проложены новые пути сообщений и торговли между отдаленными областями. Однако переход к мирному освоению земель произошел не сразу; в течение полувека после смерти Александра Македонского шла ожесточенная борьба между его полководцами-диадохами (преемниками), как их обычно называют,-за раздел его наследия.
В первые полтора десятилетия сохранялась фикция единства державы под номинальной властью Филиппа Арридея (323-316 гг. до н. э.) и малолетнего Александра IV (323-310 гг. до н. э.). Но в действительности уже по соглашению (323 г. до н. э.) власть в важнейших ее регионах оказалась в руках наиболее влиятельных и талантливых полководцев: Антипатра в Македонии и Греции, Лисимаха во Фракии, Птолемея в Египте, Антигона на юго-западе Малой Азии. Пердикке, командовавшему главными военными силами и фактическому регенту, подчинялись правители восточных сатрапий. Но попытка упрочить свое единовластие и распространить его на западные сатрапии закончилась гибелью Пердикки и положила начало войнам диадохов. В 321 г. до н. э. в Трипарадисе произошло перераспределение сатрапий и должностей: Антипатр стал регентом, и к нему в Македонию из Вавилона была перевезена царская семья, Антигон был назначен стратегом-автократом Азии, командующим всеми находившимися там войсками, и уполномочен продолжить войну с Евменом, сторонником Пердикки. В Вавилонию, утратившую значение царской резиденции, сатрапом был назначен командир гетайров Селевк.
Смерть в 319 г. до н. э. Антипатра, передавшего регентство Полиперхонту, старому, преданному царской династии полководцу, против которого выступил сын Антипатра Кассандр, поддержанный Антигоном, привела к новому усилению войн диадохов. Важным плацдармом стали Греция и Македония, где в борьбу были втянуты и царский дом, и македонская знать, и греческие полисы; в ходе ее погибли Филипп Арридей и другие члены царской семьи, а Кассандру удалось упрочить свое положение в Македонии. В Азии Антигон, одержав победу над Евменом и его союзниками, стал самым могущественным из диадохов, и сразу же против него сложилась коалиция Селевка, Птолемея, Кассандра и Лисимаха. Началась новая серия сражений на море и на суше в Сирии, Вавилонии, Малой Азии, Греции. В заключенном в 311 г. до н. э. мире хотя и фигурировало имя царя, но фактически о единстве державы уже не было речи, диадохи выступали как самостоятельные правители принадлежащих им земель. Новая фаза войны диадохов началась после умерщвления по приказу Кассандра юного Александра IV. В 306 г. до н. э. Антигон и его сын Деметрий Полиоркет, а затем и другие диадохи присваивают себе царские титулы, тем самым признавая распад державы Александра и заявляя претензию на македонский престол. Наиболее активно стремился к нему Антигон.
Военные действия развертываются в Греции, Малой Азии и Эгеиде. В сражении с объединенными силами Селевка, Лисимаха и Кассандра в 301 г. до н. э. при Ипсе Антигон потерпел поражение и погиб. Произошло новое распределение сил: наряду с царством Птолемея I (305-282 гг. до н. э.), включавшем Египет, Киренаику и Келесирию, появилось крупное царство Селевка I (311-281 гг. до н. э.), объединившее Вавилонию, восточные сатрапии и переднеазиатские владения Антигона. Лисимах расширил границы своего царства в Малой Азии, Кассандр получил признание прав на македонский престол. Однако после смерти Кассандра в 298 г. до н. э. вновь разгорелась борьба за Македонию, длившаяся более 20 лет. Поочередно ее престол занимали сыновья Кассандра, Деметрий Полиоркет, Лисимах, Птолемей Керавн, Пирр Эпирский. Помимо династических войн в начале 270-х гг. до н. э. Македония и Греция подверглись вторжению кельтов-галатов. Только в 276 г. Антигон Гонат (276-239 гг. до н. э.), сын Деметрия Полиоркета, одержавший в 277 г. победу над галатами, утвердился на македонском престоле, и при нем Македонское царство обрело политическую стабильность.
Полувековой период борьбы диадохов был временем становления нового, эллинистического общества со сложной социальной структур ой и новым типом государства. В деятельности диадохов, руководствовавшихся субъективными интересами, проявлялись в конечном счете объективные тенденции исторического развития Восточного Средиземноморья и Передней Азии- потребность в установлении тесных экономических связей глубинных районов с морским побережьем и связей между отдельными областями Средиземноморья-и вместе с тем тенденция сохранения этнической общности и традиционного политического и культурного единства отдельных районов, потребность в развитии городов как центров торговли и ремесла, в освоении новых земель, чтобы прокормить возросшее население, и, наконец, в культурном взаимодействии и т. д.
Несомненно, что индивидуальные особенности государственных деятелей, соперничавших в борьбе за власть, их военные и организаторские таланты или их бездарность, политическая близорукость, неукротимая энергия и неразборчивость в средствах для достижения целей, жестокость и корыстолюбие - все это осложняло ход событий, придавало ему острую драматичность, нередко отпечаток случайности. Тем не менее можно проследить общие черты политики диадохов. Каждый из них стремился объединить под своей властью внутренние и приморские области, обеспечить господство над важными путями, торговыми центрами и портами. Каждый стоял перед проблемой содержания сильной армии как реальной опоры власти. Основной костяк армии состоял из македонян и греков, входивших ранее в царское войско, и наемников, завербованных в Греции. Средства для их оплаты и содержания отчасти черпались из сокровищ, награбленных Александром или самими диадохами, но достаточно остро стоял вопрос и о сборах дани или податей с местного населения, а следовательно, об организации управления захваченными территориями и налаживании экономической жизни.
Во всех областях, кроме Македонии, стояла проблема взаимоотношений с местным населением. В решении ее заметны две тенденции: сближение греко-македонской и местной знати, использование традиционных форм социальной и политической организации и более жесткая политика по отношению к коренным слоям населения как к завоеванным и полностью бесправным, а также внедрение полисного устройства. В отношениях с дальними восточными сатрапиями диадохи придерживались сложившейся при Александре практики (возможно, восходящей к персидскому времени): власть была предоставлена местной знати на условиях признания зависимости и выплаты денежных и натуральных поставок. Одним из средств экономического и политического укрепления власти на завоеванных территориях было основание новых городов. Эту политику, начатую Александром, активно продолжали диадохи. Города основывались и как стратегические пункты, и как административные и экономические центры, получавшие статус полиса. Одни из них возводились на пустующих землях и заселялись выходцами из Греции, Македонии и иных мест, другие возникали путем добровольного или принудительного соединения в один полис двух или нескольких обедневших городов или сельских поселений, третьи путем реорганизации восточных городов, пополненных греко-македонским населением. Характерно, что новые полисы появляются во всех областях эллинистического мира, но их число, расположение и способ возникновения отражают и специфику времени, и исторические особенности отдельных областей. В период борьбы диадохов одновременно с формированием новых, эллинистических государств шел процесс глубокого изменения материальной и духовной культуры народов Восточного Средиземноморья и Передней Азии. Непрерывные войны, сопровождавшиеся крупными морскими сражениями, осадами и штурмами городов, а вместе с тем основание новых городов и крепостей выдвинули на первый план развитие военной и строительной техники. Совершенствовались и крепостные сооружения. Новые города строились в соответствии с принципами планировки, разработанными еще в V в. до н. э. Гипподамом Милетским: с прямыми и пересекающимися под прямым углом улицами, ориентированными, если позволял рельеф местности, по странам света. К главной, самой широкой улице примыкала агора, окруженная с трех сторон общественными зданиями и торговыми портиками, поблизости от нее обычно возводились храмы и гимнасии; театры и стадионы строили за пределами жилых кварталов. Город обносили оборонительными стенами с башнями, на возвышенном и важном в стратегическом отношении участке строилась цитадель. Строительство стен, башен, храмов и других крупных сооружений, требовало развития технических знаний и навыков в изготовлении механизмов для подъема и транспортировки сверхтяжелых грузов, совершенствования разного рода блоков, зубчатых передач (типа шестерен), рычагов. Новые достижения технической мысли получили отражение в специальных сочинениях по архитектуре и строительству, появившихся в конце IV-III в. до н. э. и сохранивших нам имена архитекторов и механиков того времени-Филона, Гегетора Византийского, Диада, Хария, Эпимаха.

Эллинистическая культура.

Важнейшим наследием эллинистического мира была культура, получившая широкое распространение на периферии эллинистического мира и оказавшая огромное влияние на развитие римской культуры (особенно восточных римских провинций), а также на культуру других народов древности и средневековья. Эллинистическая культура не была единообразной, в каждой области она формировалась в результате взаимодействия местных устойчивых традиционных элементов культуры с культурой, принесенной завоевателями и переселенцами, греками и негреками. Сочетание этих элементов, формы синтеза определялись воздействием многих обстоятельств: численным соотношением различных этнических групп (местных и пришлых), уровнем их культуры, социальной организацией, условиями экономической жизни, политической обстановкой и так далее,-специфических для данной местности. Даже при сопоставлении крупных эллинистических городов - Александрии, Антиохии на Оронте, Пергама, Пеллы и др., где греко-македонское население играло ведущую роль, отчетливо заметны особые для каждого города черты культурной жизни; тем яснее проступают они во внутренних областях эллинистических государств. Однако эллинистическую культуру можно рассматривать как цельное явление: всем ее местным вариантам свойственны некоторые общие черты, обусловленные, с одной стороны, обязательным участием в синтезе элементов греческой культуры, с другой сходными тенденциями социально-экономического и политического развития общества на всей территории эллинистического мира. Развитие городов, товарно-денежных отношений, торговых связей в Средиземноморье и Передней Азии во многом определяло формирование материальной и духовной культуры в период эллинизма. Образование эллинистических монархий в сочетании с полисной структурой способствовало возникновению новых правовых отношений, нового социально-психологического облика человека, нового содержания его идеологии. В эллинистической культуре более выпукло, чем в классической греческой, выступают различия в содержании и характере культуры эллинизированных верхних слоев общества городской и сельской бедноты, в среде которой устойчивее сохранялись местные культурные традиции. Одним из стимулов формирования эллинистической культуры стало распространение эллинского образа жизни и эллинской системы образования. В полисах и в восточных городах, получавших статус полиса, возникали гимназии с палестрами, театры, стадионы и ипподромы; даже в небольших поселениях, не имевших полисного статуса, но заселенных ремесленниками и прочими выходцами с Балканского п-ова и побережья Малой Азии, появлялись греческие учителя и гимназии. Много внимания обучению молодежи, а следовательно, и сохранению основ эллинской культуры уделялось в исконно греческих городах. Система образования, как ее характеризуют авторы эллинистического времени, состояла из двух-трех ступеней в зависимости от экономического и культурного потенциала полиса. Мальчиков начиная с 7-летнего возраста обучали частные учителя или в общественных школах чтению, письму, счету, рисованию, гимнастике, знакомили их с мифами, поэмами Гомера и Гесиода: слушая и заучивая эти произведения, дети усваивали основы полисного этического и религиозного мировоззрения. Дальнейшее образование молодежи происходило в гимназиях. С 12 лет подростки обязаны были посещать палестру (школу физической подготовки), чтобы овладеть искусством пентатлона (пятиборья, включавшего бег, прыжки, борьбу, метание диска и копья), и одновременно грамматическую школу, где они изучали сочинения поэтов, историков и логографов, геометрию, начала астрономии, обучались игре на музыкальных инструментах. 15-17 летние юноши слушали лекции по риторике, этике, логике, философии, математике, астрономии, географии, обучались верховой езде, кулачному бою, началам военного дела. В гимназии же продолжали свое образование и физическую тренировку эфебы-юноши, достигшие совершеннолетия и подлежавшие призыву на военную службу. Вероятно, этот же объем знаний с теми или иными местными вариациями получали мальчики и юноши в полисах восточно-эллинистических держав. За работой школ, подбором учителей, поведением и успехами учащихся строго следили гимназиарх и выборные лица из граждан полиса; расходы на содержание гимназия и учителей производились из полисной казны, иногда на эти цели поступали дарственные суммы от благодетелей, граждан и царей. Гимназии были не только учреждениями для обучения молодежи, но и местом состязаний в пятиборье и центром повседневной культурной жизни.

Литературный процесс эпохи эллинизма, с одной стороны, отражал существенные изменения в общей социальной и духовной атмосфере эллинистической эпохи, с другой - продолжал те традиции, которые уже оформились в литературе классического времени.

Кинизм.

Кинизм – одна из наиболее значительных сократических школ античной философии. Основана Антисфеном Афинским (445–360 до н.э.), по другой версии – его учеником и наиболее ярким представителем кинизма – Диогеном Синопским (412–323 до н.э.). Не принимая институционального характера, кинизм просуществовал почти тысячу лет вплоть до конца античности. Название школы происходит от греч. kyon – собака.
О жизни Антисфена сохранились довольно малочисленные сведения. Известно, что он не был полноправным гражданином Афин, будучи сыном свободного афинянина и фракийской рабыни. Антисфен первым сделал внешними признаками кинической школы такие атрибуты как сложенный вдвое плащ, который киники носили в любую погоду, посох (чтобы ходить по дорогам и отбиваться от врагов) и
и т.д.................