Настоящая дружба в произведении отцы и дети. Можно ли назвать дружбой взаимоотношения Базарова и Аркадия? Несколько интересных сочинений


Дружба, как и любовь, – чувства вечные. Проходят годы, меняется жизнь, появляются новые интересы, рождаются новые идеи, но проблема отношений людей, связанных взаимным влечением и духовным родством, всегда будет волновать человечество. Кастор и Поллукс – так именем мифологических братьев-близнецов Василий Иванович Базаров называет своего сына Евгения и его друга Аркадия Кирсанова.

Идеалист и романтик, он любуется их силой и цветущей молодостью, даже не подозревая, каким испытаниям подвергается в этот момент их дружба.

Что же связывает Базарова и Кирсанова, что вообще является основой дружбы между людьми? Можно предположить, что, во-первых, это интерес к личности другого человека; во-вторых, искренность и честность в отношениях. На первых страницах романа Базаров представляется читателям более интересным, чем Аркадий. Он подавляет своего друга силой характера, необычностью мировоззрения. Можно вспомнить, что Одинцова – несостоявшаяся любовь Базарова и первое увлечение Кирсанова – признается, что сначала Аркадий показался ей незначительным.

Но вот автор изображает героев в различных жизненных ситуациях, и мы видим в Аркадии такие черты характера, которые не могут не вызывать сочувствия и расположение к нему. Аркадий обожает своего «доброго приятеля», почти благоговеет перед ним. Он просит отца с вниманием отнестись к другу, про которого так много рассказывал в своих письмах:« Пожалуйста, папаша, приласкай его. Я не могу тебе выразить, до какой степени я дорожу его дружбой».

Аркадий – преданный единомышленник Базарова, его прилежный ученик. В споре между «отцами и детьми» он принимает сторону друга. Вслед за Базаровым он повторяет все его изречения, хотя они звучат очень неестественно для искреннего в проявлении чувств молодого человека, любящего природу, музыку, искусство.

Они много спорят, но в спорах всегда правым оказывается Базаров, и Аркадий уступает ему. Так, он решает «просветить» своего отца, когда заменяет ему томик Пушкина научной монографией. Тем не менее в некоторых случаях Аркадий категорически не согласен с другом: к примеру, насмешка Базарова над его отцом, играющим в деревне на виолончели, не вызывает в нем сочувствия. Кирсанов пытается убедить Базарова, что к людям, в частности к его дяде Павлу Петровичу, надо относиться справедливо, нужно понимать их жизнь, а не просто осуждать. Даже к родителям Базарова он проявляет больше внимания и чуткости, чем сам Евгений, которому не хочется вникать в их чувства и переживания. Аркадий восторженно отзывается о Базарове, когда отец спрашивает его о Евгении: «Ваш сын - один из самых замечательных людей, с которыми я когда-либо встречался».

Но с определенного момента их отношений Аркадий начинает понимать «всю бездонную пропасть базаровского самолюбия». Он размышляет о том, кем он является для своего друга: Мы, стало быть, с тобой боги? то есть - ты бог, а олух уж не я ли?»

Таким образом, Базаров при всем своем уме, неповторимости, яркости личности часто вызывает недоумение окружающих своими поступками и речами. Но прежде всего удивляет ограниченность его интересов определенными профессиональными рамками и полное равнодушие ко всему остальному, то есть к самой жизни, к её бесконечному разнообразию и красоте. Да, в чем-то Базаров прав и в чём-то действительно велик (куда до него «либеральному баричу» Кирсанову), но есть то, в чём Аркадий превосходит его.

Считается общепринятым, что Базаров терпит поражение как в дружбе, так и в любви, отталкивая от себя своего преданного друга. Но так ли это? Дружеские связи возникают между людьми тогда, когда пересекаются их интересы, влечения, занятия. Базаров и Кирсанов познакомились в университете и сблизились на почве нигилизма и рассуждений о полезности вещей, людей, отношений, но потом их взгляды разошлись. Аркадий по-прежнему желал посвятить себя поиску истины, но уже не там, где прежде. И Базаров говорит ему: «Мы прощаемся навсегда … для нашей горькой, терпкой, бобыльной жизни ты не создан».

Жизненные пути героев разошлись, но разве напрасной была их дружба? Вот Аркадий упрекает Базарова в отсутствии душевных слов, на что Базаров отвечает: «Есть у меня другие слова, только я их не выскажу, потому что это романтизм». Так искренность и юношеская пылкость Аркадия повлияла на его друга, сдержанного в проявлении своих чувств.

И хотя Аркадий, увлеченный любовью, быстро забывает своего наставника, влияние Базарова на его отношение к жизни тоже не проходит бесследно. В эпилоге Тургенев показывает своего героя увлеченным хозяйством, счастливым в семейной жизни и любви. Но Аркадий и Катя понимают, что их рано ушедший друг много значил для них и поднимают тост: «В память Базарова…»

  1. Своеобразие романа И. С. Тургенева «Отцы и дети».
  2. Взаимоотношения Базарова и Аркадия.
  3. Финал дружбы главных героев.

Роман «Отцы и дети» Тургенева был написан в 1862 году. Как замечает Д. И. Писа-рев, произведение лишено как завязки, так и развязки. Здесь нет четкого обдуман-ного плана. Но при этом в романе описаны совершенно различные типы и характеры, присутствуют ярко вырисованные картины. Здесь совершенно ясно можно почувствовать отношение Тургенева к своим героям и событиям, разворачиваю-щимся на страницах романа.

В начале романа мы видим, что Аркадий находится полностью под влиянием своего друга Базарова. Несмотря на то, что он часто вступает с ним в споры, он боготворит своего старшего приятеля. Приехав домой, Аркадий даже несколько стесняется своих домашних перед Базаровым. Он нарочито развязно говорит с отцом и дядей, стараясь показать, что он уже вполне взрослый и самостоятельный человек. В отличие от Базарова Аркадий еще только формируется как личность. Он впитывает все новое и быстро попадает под влияние окружающих. Так, к примеру, Одинцова, прекрасно разбираясь в людях, сразу начинает относиться к Аркадию, как к младшему брату. Несмотря на восторги в адрес Базарова, уже в начале романа можно заметить расхождения во взглядах приятелей. Аркадий более человечен, мягок, он не отвергает чувств, любит искусство и природу. Базаров интересен молодому человеку, как сильная независимая личность, но нельзя сказать, что Аркадий безоговорочно принимает все рассуждения друга. Он недоволен, когда приятель с присущим ему цинизмом размышляет о родственниках молодого человека, об Анне Сергеевне Одинцовой, вообще об окружающих людях. Базаров относится к Аркадию скорее как к послушному ученику и соратнику, нежели другу. Все споры с приятелем носят несколько поучительный характер. Когда молодой человек призывает приятеля пожалеть Павла Петровича, Базаров резко отвечает, что не считает человека, «который всю свою жизнь поставил на карту женской любви», настоящим мужчиной, «самцом». Далее звучит мысль о том, что «всякий человек сам себя воспитывать должен». Базаров не стесняется ставить себя в пример, зная, что Аркадий очарован его идеями нигилиста. Чем больше молодой человек узнает своего приятеля, чем ближе сходится с ним, тем чаще у него возникает мысль, что Базаров противоречит сам себе. Так, к примеру, он с удивлением замечает, что Евгений испытывает робость перед Одинцовой, ведет себя неестественно развязно. Хотя ранее убеждал Аркадия, что отношения между мужчиной и женщиной можно полностью объяснить с точки зрения физиологии. Молодой человек тонко чувствует перемену в Базарове, когда тот влюбляется в Анну Сергеевну. В первое время он испытывает ревность и расстроен сложившимся положением дел. Однако быстро смиряется, признавая превосходство приятеля, и все свое внимание направляет на младшую сестру Одинцовой Екатерину Сергеевну.

Я думаю, Базарова привлекает в Аркадии его молодость, свежесть восприятия, живость чувств. Ему несколько льстит благоговейное отношение младшего приятеля к собственной персоне. Он снисходит до дружбы с Аркадием, легко опровергая все рассуждения друга о чувствах, женщинах, искусстве. В Аркадии есть то, чего нет у Базарова: наивного, незамутненного цинизмом восприятия мира, умения радоваться жизни и находить в ней светлые стороны.

Раскол в отношениях приятелей начинает намечаться еще в Марьине, в доме Аркадия. Молодой человек не соглашается с мнением Базарова, что Николай Петрович - «человек отставной» и «его песенка спета». Аркадий не способен «выбросить» человека на свалку, даже если его взгляды устарели. Будь то отец или просто посторонний человек. Кульминацией накала во взаимоотношениях приятелей можно считать момент, когда Базаров высказывается по поводу приезда Ситникова: «Мне нужны подобные олухи... не богам же, в самом деле, горшки обжигать...» Только сейчас перед Аркадием «открылась на миг вся бездонная пропасть базаровского самолюбия». Молодой человек начинает понимать, как приятель к нему относится, однако по старой привычке еще старается сохранить с Базаровым приятельские отношения. Он, уезжая от Одинцовой, напрашивается в тарантас к приятелю, хотя «двадцать пять верст показались за целых пятьдесят». Аркадий был неприятно удивлен тем, как Базаров обошелся со своими родителями, что также не способствовало укреплению дружбы между приятелями. Молодой человек постепенно уходит из-под влияния приятеля. Он влюбляется в Катю и понемногу проникается уже ее взглядами на жизнь. Базаров прекрасно понимает состояние своего приятеля. Он осознает, что дружбе настал конец, что уже пора навсегда распрощаться со старым приятелем. В разговоре с Аркадием Евгений утверждает, что в том «нет ни дерзости, ни злости» и что поэтому тот не годится для дела. Он считает приятеля слишком мягким баричем, романтиком и понимает, насколько они с Аркадием далеки друг от друга. Базаров не считает нужным дальше продолжать дружеские отношения. По большому счету, он никогда не воспринимал Аркадия в качестве друга, поскольку по натуре является одиночкой. Поэтому, расставшись с юношей, Базаров вычеркивает его из своей памяти. Когда отец предлагает Евгению, умирающему от заражения, послать за приятелем, чтобы проститься, тот с трудом припоминает имя Аркадия Кирсанова и отказывается от встречи с ним.

Роман "Отцы и дети" – одно из самых известных произведений И. С. Тургенева. В нём поднимается множество проблем и вопросов 19-го века. Также автор затрагивает тему любви и дружбы, раскрывая образы героев.

Главный герой романа Базаров – умны, практичный и преданный своему делу человек. Сложный характер и свойственные ему манеры делают его одним из самых запоминающихся и харизматичных образов в русской литературе.

Он отличается от других людей, окружающих его, из-за чего и происходит конфликт с Павлом Петровичем Кирсановым, дядей Аркадия. С Базаровым, как мне кажется, трудно вести диалог, потому что он мало с чем соглашается и всё отрицает. "Я ничьих мнений не разделяю; я имею свои", – говорит он сам о себе. Несмотря на это, он хорошо общается с Аркадием, они даже считают друг друга друзьями. Однако в них много различий. Друзья с первого взгляда кажутся нам единомышленниками, но, все более продвигаюсь к концу романа, становится ясно, что они совершенно разные люди. Аркадий, в отличие от своего друга, дружелюбен и не так резок в своих высказываниях, вежлив, опрятен и, возможно, сентиментален.

Базаров часто злится на него из-за этого. "Базаров и философию называл романтизмом ", – указывается в романе. Он не любит, когда Аркадий философствует или говорит красиво, поэтому резко реагирует на это. Грубость главного героя, как мне кажется, в какой-то степени и привела к охлаждению дружеских чувств между ними. Разногласия, сложный характер Базарова сводит дружбу к нулю. Хотя, я думаю, их общение всегда было лишь приятельским.

Любовь в жизни главного героя создает большой конфликт в его взглядах на мир. Нигилизм Базарова полностью опровергается чувством к Одинцовой. Понимая это, он пытается погасить в себе интерес и влечение к ней, но осознает, что это большое чувство невозможно искоренить. От принципов, взглядов, которыми живёт главный герой романа, придётся отказаться, а это очень трудно. Но Базаров делает свой выбор в пользу любви. Он не может таить в себе это огромное чувство, поэтому рассказывает о нём Одинцовой. Но нужно ли это ей? Она, сама не понимая зачем, провоцирует его на признание, однако потом осознает, что это было лишним. Её волнуют мысли, полные сомнения. Ведь в душе героиня понимает, что не сможет жить с простым лекарем без всякой роскоши, к которой так привыкла. Эта жалкая материальная сторона вопроса определяет её решение.

Я думаю, Базаров с достоинством прошел испытание любовью. Ради неё он пошёл на то, на что не каждый человек, имеющий гордость, смог бы решиться. Отказ от своего мировоззрения. Перемена мыслей стереть удалит Я думаю, Базаров с достоинством прошел испытание любовью. Ради неё он пошёл на то, на что не каждый человек, имеющий гордость, смог бы решиться. Отказ от своего мировоззрения, перемена мыслей – это сложный шаг в жизни любого человека. И кто знает, как бы изменился Базаров, будь его чувство взаимным.

И. С. Тургенев в своем произведении "Отцы и дети", как психолог, проникает вглубь характера каждого героя, раскрывая их положительные и отрицательные черты, демонстрируя нам истинные мотивы и цели героев.

Роман И. С. Тургенева "Отцы и дети" - многотемное произведение. Уже в самом названии звучит главная тема романа - это проблема поколений, вечная проблема классической литературы. Кроме этой проблемы в романе поднимаются и другие вопросы: это и конфликт двух социально-политических сил, действующих в РФ в 60-е годы, либералов и демократов, и тема любви и дружбы. В самом деле, могут ли быть друзьями люди, различные по своему социальному положению, имеющие различные цели в жизни и противоположные по характеру. На тот самый вопрос я и попытаюсь ответить в своем сочинении.

Герои романа группируются в зависимости от того, к какому из социально-политических лагерей. Мы можем их отнести. Но дело в том, что основополагающий герой романа Евгений Базаров оказывается единственным представителем лагеря "детей", лагеря демократов-разночинцев. Все остальные герои находятся в противоположном лагере.

Страница за страницей я знакомлюсь с Евгением Базаровым, с его биографией, с его характером, с его занятиями, с его взглядами. Он представлен как один из тех молодых деятелей, которые "драться хотят". Люди старшего поколения не разделяют его революционно-демократических убеждений. Они изображаются мелкими, слабовольными людьми с узко ограниченными интересами.

В романе изображены дворяне и разночинцы двух поколений - "отцов" и "детей". Тургенев хочет показать нам, как будет вести себя демократ-разночинец в чуждой ему среде. В Марьине, куда Базаров приехал сообща с Аркадием, Евгений - гость, который отличается своим демократическим обликом от хозяев-помещиков. И со своим другом Аркадием он расходится в главном - в представлении о жизни. На протяжении всего романа мы наблюдаем подчинение слабой натуры более сильной: Аркадия Базарову. Но все-таки, Аркадий постепенно приобретает свое мнение. Он уже не повторяет слепо за Базаровым его суждения нигилиста. В споре он выражает свою собственную точку зрения. Однажды их спор чуть не дошел до драки.

Разницу между героями можно увидеть уже из их поведения в доме Кирсанова. Евгений занимается изучением природы, а Аркадий лентяйничает, ничего не делает. По красной обнаженной руке Базарова можно смекнуть, что он человек дела. И на самом деле, где бы он не пребывал, Евгений старается заниматься делом. Его дело - естественные науки: Он изучает природу и проверяет теоретические открытия на практике. Заметим, что заинтересованность к наукам является типичной чертой культурной жизни РФ 60-х годов, а это значит, что Базаров идет в ногу со временем. Аркадий же - полная противоположность Базарову. Он ничем не занимается, и его ничто не увлекает. Главное для Аркадия - это уют и покой, а для Базарова - трудиться, не сидеть сложа руки.

Разные мнения у друзей и в отношении литературы. Например, Базаров отрицает поэзию Пушкина, причем совершенно необоснованно. Аркадий же наоборот, восхищается поэтом. Аркадий постоянно хорошо одет, у него аристократические манеры. Базаров же не соблюдает правила хорошего тона, он просто не считает это нужным. Это видно во всех его поступках, привычках, манерах, речах, внешнем виде. Он не любит, например, "красивую" фразу. "О, приятель мой, Аркадий Николаевич, говорит он своему юному поклоннику, об одном прошу, не говори так красиво!" Базаров показан человеком простым, чуждым всякой изломанности, и сообща с тем крепким, могучим душой и телом. Его отличает твердость и прямота суждений.

Аркадий же наивен в сознании своего умственного превосходства над понятиями отца и дяди. Он добродушно сожалеет об их отсталости. Как быстро решает он все вопросы, как легко справляется он со всем, как ничего не стоит ему сломить и уничтожить что угодно из чистого нигилизма. Аркадий не такой человек, каким хочет глядеться. Мнения, которыми он щеголяет, не проникают у него сильно вовнутрь, они могут пропасть как утренний туман. Все его порывы объясняются желанием быть похожим на Базарова, быть таким же твердым и жестким человеком. Но постепенно Аркадий понимает всю бессмысленность своих стремлений. "Ученик" выходит из-под власти "учителя". Сопротивление Аркадия Базарову уже видно из разговора о роли природы в жизни человека. У Аркадия нет врагов. Базаров же ненавидит многих. "Ты, нежная суть человеческая, размазня", - говорит Базаров, понимая, что Аркадий уже не может быть его сподвижником. "Ученик" не может существовать без принципов. Этим он очень близок к своему либеральному отцу и Павлу Кирсанову. Зато Базаров предстает перед нами как человек нового поколения, которое пришло на смену "отцам", не способным решить проблемы эпохи. Аркадий же принадлежит старому поколению, поколению "отцов".

Аркадий хочет быть сыном своего века и напяливает на себя идеи Базарова, которые решительно не могут с ним срастись. Он принадлежит к разряду людей, которых вечно опекают, и которые вечно не замечают опеки. Базаров относился к нему покровительственно, и почти постоянно насмешливо, он понимал, что их пути разойдутся.

По-моему, их отношения нельзя назвать дружбой, потому что приятельство невозможна без взаимопонимания, приятельство не может быть основана на подчинении одного другому. У Базарова нет друга, потому что он не встретил ещё человека, который бы не спасовал перед ним. Личность Базарова замыкается в самой себе, потому что около нее почти нет родственных ей душ.

Дружба, которая прекратилась,
никогда, собственно и не
начиналась

Пубилий Сир

Тот, кто лишен
искренних
друзей, поистине одинок
Бэкон

Что такое настоящая дружба? Я считаю, что это духовная близость людей, взаимопонимание, готовность понять другого человека, помочь ему в трудной ситуации. Если между друзьями нет взаимопонимания, то не может быть и настоящей дружбы. Об этом пишет И.С. Тургенев в романе «Отцы и дети».
Его главный герой – Евгений Базаров. Он человек нового времени, «нигилист». Базаров увлекается изучением естественных наук, так как готовится стать врачом, мечтает о преобразованиях в России, об улучшении жизни крестьянства. Аркадий Кирсанов тянется к Базарову именно потому, что он не похож на других, увлечен новыми идеями, поэтому Кирсанов старается быть походим на своего друга. Но для Базарова Аркадий – молоденький мальчик, романтик. Он живет лишь мечтами, но не может действовать.
В начале повести есть эпизод, когда друзья проезжают по имению Кирсановых: «Места, по которым они проезжали, не могли показаться живописными… Попадались и речки с обрытыми берегами, и крошечные пруды с худыми плотинами, и деревеньки с низкими избенками под темными, часто до половины разметанными крышами». Аркадий понимает, что преобразования, перемены необходимы. Но с чего же их начать? Однако, разомлев на весеннем солнышке, Кирсанов просто рад встрече с отцом. Он уже не думает о переменах. И это говорит о том, что не настолько глубоки были его убеждения.
Аркадий и Евгений были воспитаны в разных условий. Кирсанов вырос в богатом помещичьем доме своего отца, с детства был окружен родительской заботой и лаской. Жизнь в деревне текла сонно и неторопливо. Николай Петрович, его отец, жил как другие помещики, «изредка ездил на охоту и занимался хозяйством». Для него семья – высший идеал. Николай Петрович любит жену, музыку, поэзию. Однако его имение запущено, бездеятельность и леность - национальная черта русского народа. После смерти жены сын остался для него единственным утешением. Отец гордится тем, что Аркадий учится в Петербурге, и очень тепло принимает его и Базарова у себя в имении.
Родители Евгения живут более скромно, в небольшом деревенском домике, покрытом соломенной крышей. Его семья ближе к простому народу: отец – бывший военный, мать – «настоящая русская дворяночка прежнего времени». Они живут по старинке, привыкли к труду. И Евгений в споре с Павлом Петровичем гордо заявляет: «Мой дед землю пахал». Евгений с детства привык работать, и даже на отдыхе в имении Кирсановых «Аркадий сибаритствовал, Базаров работал». Он проводит опыты на лягушках, лечит простых людей. Аркадий стремится помочь другу, но я думаю, что естественные науки – не его страсть. Ему ближе природа, музыка, поэзия. И все же Кирсанов тянется к Базарову как к человеку, недаром он с таким пафосом произносит слово «нигилист». В доме Кирсановых Базаров чужой, старики не разделяют его убеждений, у них есть свои «принципы».
Им странно, что Базаров отрицает искусство, поэзию, религию, любовь. И Аркадию тяжело понять убеждения друга, хотя он и поддерживает его.
Кирсанов младший находит свое счастье в любви к Кате Одинцовой, потому что у этих героев много общего. Аркадий восхищается Катиной игрой на фортепиано, он читает вместе с ней стихи, любуется природой. Для Аркадия важно семейное счастье: жить в родном доме вместе с отцом, иметь добрую и любящую жену, воспитывать детей. Он не создан для борьбы, для него ближе жизнь провинциального помещика.
Базаров, несмотря на свой нигилизм, тоже влюбляется в сестру Кати – Анну Одинцову. У них тоже много общего, однако Анна отвергает его чувства. Базаров был ей интересен лишь как друг, она привыкла к роскоши и достатку, а он сын бедных дворян, поэтому вряд ли может обеспечить ей достойную жизнь.
И мы видим, как постепенно Базаров и Аркадий все больше отдаляются друг от друга, потому что у них нет общих интересов. Причем Евгений сам отталкивает друга: «Ты нежная душа, размазня, где тебе ненавидеть!...Ты робеешь, мало на себя надеешься… для нашей горькой, терпкой, бобыльной жизни ты не создан. В тебе нет ни дерзости, ни злости, а есть молодая смелость да молодой задор… Ты славный малый, но та все-таки мягенький, либеральный барич…» Но разве плоха тихая спокойная жизнь провинциального помещика? Мы же видим, к чему привели бесконечные революции в России. А Базаров в своем одиночестве виноват сам. Никто из окружающих его людей не понимает и не принимает «нигилизма». Он сам отталкивает и милых, добрых родителей, и Аркадия. Кирсанову жаль прощаться с другом, потому что его душа не может кого-то ненавидеть, оттолкнуть. Если ты хочешь иметь настоящих друзей, то должен принимать их, возможно, примириться с какими-то недостатками, а не навязывать свое мнение. Сильный, конечно, может подчинить себе слабого, но это не дружба, а лишь преклонение. Настоящая дружба строится на взаимопонимании, общности интересов и умении уступать.