Народные обереговые куклы козьма и демьян. Традиции почитания святых Козьмы и Демньяна у славян

Святые бессребреники Косма и Дамиан были родные братья. Отечество их - Асия. Так в древние времена называлась часть Малой Азии. Ни время их рождения, ни время смерти неизвестно. Несомненно только то, что они жили не позднее IV века. Так нужно думать, во-первых, потому что в первой половине V века, при императоре Феодосии младшем, устрояли во имя их святые храмы, во-вторых потому, что копты, отделившиеся от православия со времен Халкидонского собора (431 г.), признают их в лике святых, тогда как живших после сего времени святых они не принимают.

Отец их был грек и язычник, мать - христианка, по имени Феодотия. В ранних летах они лишились своего родителя, но это послужило к их счастию. Мать могла свободнее заняться воспитанием детей. Решившись на всю жизнь остаться вдовою, она ревностно исполняла закон христианский; отказавшись от всех радостей жизни, она о том только заботилась, чтобы угодить Господу. Словом, была истинною вдовицею, каких восхваляет апостол Павел: истинная вдовица и уединена, уповает на Бога и пребывает в молитвах и молениих день и нощь (1 Тим. 5, 5).

Поэтому Святая Церковь причла ее к лику святых, наименовала преподобною и творит память ее вместе с ее чадами. Можно понять, какое воспитание получили дети под руководством такой матери. С самого младенчества она старалась внушить им страх Божий и любовь к добродетели. А как скоро дети стали приходить в возраст, она отдала их в научение грамоте к некоему богобоязненному мужу. Здесь, конечно, главной наукой было Божественное Писание, но в то же время они, движимые любовью к страждущему человечеству, изучали врачебную науку, узнавали целительные свойства трав и растений.

Господь благословил благое их намерение и даровал им особенную благодать - дар исцелений и чудотворений. Болезни прекращались, как скоро начинали лечить Косма и Дамиан. Это, разумеется, привлекало к ним множество болящих всякого рода.

Слепые, хромые, расслабленные, бесноватые окружали чудотворцев. Но святые этим не отягощались. Мало того, чтобы быть доступнее для болящих, они сами искали их и для сего переходили из города в город, из веси в весь, и всем больным, без различия пола и возраста, звания и состояния, подавали исцеление.

И это делали они не для того, чтобы обогатиться или прославиться, но с самою чистою, высокою целью - служить страждущим ради Бога, любовь к Богу выразить в любви к ближним. Поэтому они ни от кого никогда не принимали никакой награды за свои труды, никаких даже знаков благодарности за собственные благодеяния. Они твердо знали-и верно сохранили заповедь Спасителя: болящия исцеляйте, прокаженныя очищайте, мертвыя воскрешайте, бесы изгоняйте: туне приясте, туне дадите (Мф. 10, 8).

Даром получили они благодать от Бога, даром и раздавали ее. Об одном только просили они исцеленных ими: чтобы те твердо веровали во Христа, свято жили во Христе; если же врачуемые еще не были просвещены светом Евангелия, то старались обратить их к христианской вере. Таким образом, врачуя телесные недуги, они в то же время врачевали и недуги душевные.

За это бескорыстное служение страждущему человечеству, за эти чудесные исцеления болезней неисцельных Святая Церковь величает их бессребрениками и чудотворцами.

Но не на людей только простиралась врачебная сила святых врачей. Они не забывали и бессловесных животных. Праведник милует души скотов, говорит слово Божие (Притч. 12, 10). Верные сей заповеди, они ходили по домам, пустыням и лесам, сами отыскивали болящих животных и подавали им исцеление. Благодарные животные чувствовали их благодеяния, знали своих благодателей и, как скоро сии показывались в пустынях, ходили вслед за ними целыми стадами.

Однажды случилось им зайти в одно пустынное место. Здесь они нашли едва живого верблюда. Сюда загнал и здесь разбил его диавол; святые сжалились над животным, исцелили его и отпустили здоровым в свое место. После, как увидим, животное не осталось неблагодарным к ним.

В таких делах милосердия прошла вся жизнь святых бессребреников. Братья никогда не расставались друг с другом, вместе молились, вместе ходили, вместе врачевали. И это они делали не без цели. Дав обет никогда ни от кого ничего не брать, они опасались, чтобы кто-нибудь тайно друг от друга не взял от исцеленных каких-либо даров. Всю свою жизнь хранили они обет свой, и только под конец ее одному из них Господь попустил нарушить его.

В те времена была некоторая жена, именем Палладия. Несколько лет страдая тяжкою болезнию, не получая облегчения ни от каких врачей, чувствуя уже приближение смерти, она вдруг услыхала о святых врачах, которые исцеляют всякие болезни.

С верою в чудодейственную их силу она послала просить их к себе. Святые исполнили ее просьбу, и, как только вошли в дом ее, больная получила исцеление и встала совершенно здоровою. В благодарность за исцеление она готова была отдать им все свое имение, предлагала богатые подарки, но святые ничего не принимали.

Тогда она придумала средство хотя бы одного из них упросить принять от нее ничтожный дар. Взяв три яйца, она тайно пришла к святому Дамиану и заклинала его именем Божиим взять от нее эти три яйца во имя Святой Троицы. Дамиан долго отказывался, но ради клятвы жены, ради имени Божия, уступил ее просьбе.

Косма об этом узнал, весьма огорчился и тогда же сделал завещание, чтобы, по преставлении их, не полагали вместе с ним тело Дамиана, как нарушившего обет Господу, взявшего мзду за исцеление. В ту же ночь явился Господь Косме и сказал: «Для чего ты скорбишь ради взятых трех яиц? Они взяты не ради мзды, но ради клятвы жены в Мое имя...» Косма утешился, но никому не сказал о своем видении. Сотворив после сего еще много знамений и чудес, с миром почил святой Косма.

Чрез несколько времени после его кончины почил с миром и святой Дамиан. Люди, чтившие их память, окружили тело Дамиана и недоумевали, где положить его. Завещание Космы было у всех в свежей памяти, нарушить его страшились.

И вот, когда они в недоумении стояли при святом теле, внезапно подошел к ним верблюд. Люди молчали, заговорил верблюд. «Человецы Божии, - так начал речь бессловесный, - много насладившиеся знамений и чудес от святых Космы и Дамиана, и не только вы, но и мы, животные, данные вам на службу Богом. Как слуга я пришел к вам поведать тайну Космы, чтобы не разлучать их друг от друга, но вместе положить их».

Верблюд этот был тот самый, который некогда был исцелен святыми. Люди, окружившие тело святого, возблагодарили Господа, так чудесно открывшего тайну Свою, и, положив святые мощи бессребреников в одну раку, погребли их на месте, называемом Фереман (ныне не существует, разрушен турками). Судя по описаниям подлинников, они скончались в средних летах.

Вскоре на месте их погребения устроена была церковь чудная и преславная, как говорит их жизнеописатель. В эту церковь из ближних и дальних стран стекались всякого рода болящие.

Видя такое неоскудное и неиждиваемое богатство святых, недужные постоянно окружали их храм. После сего можно судить, недужные постоянно окружали их храм. После сего можно судить, как много совершено было чудотворений святыми бессребрениками. Недаром жизнеописатель их говорит, что легче измерить море и пересчитать звезды, нежели поведать все чудеса святых. Из множества чудес он описал двенадцать, и довольно подробно. Димитрий, митр. Ростовский, в своих Четьях-минеях описал только два чуда. Мы из двенадцати кратко расскажем о шести.

В Феремане жил некто Малх. Однажды, отправляясь в далекий путь, он привел жену свою к церкви святых бессребреников и сказал ей: «Вот, я отхожу далеко, а тебя оставляю под покровительством святых Космы и Дамиана. Живи дома до тех пор, пока я не пришлю к тебе какой-нибудь знак, который ты верно узнаешь, что он мой». Сказав это, они расстались.

Через несколько времени диавол, приняв на себя вид знакомого человека, пришел к жене Малховой, показал ей тот самый знак, о котором говорил муж ее, и сказал: «Муж твой прислал меня, чтобы я проводил тебя к нему».

Жена, увидев знак, данный мужем, поверила, но идти к нему решилась не прежде, как провожатый дал клятву в церкви святых бессребреников на пути ничем не оскорблять ее. Но что значила клятва для беса? Ему нужно было ослабить в людях веру в покровительство святых бессребреников.

И вот, как только приехали они в дикое, пустынное место, дьявол столкнул женщину с ослицы, на которой она ехала, и хотел убить. Жена в ужасе вскричала: «Святии Космо и Дамиане, помозите ми и избавите мя!».

Святые всегда близки ко всем, призывающим их. Внезапно явились два всадника. Злой дух узнал, кто были эти всадники, побежал на высокую гору, бросился в пропасть и исчез. А всадники, взяв жену, благополучно возвратили в дом ее. Жена кланялась им и благодарила, но только просила сказать, кто они, спасители ее? «Мы, - отвечали святые, - Косма и Дамиан, которым вручил тебя муж твой, отходя в путь». Сказав это, они стали невидимы. Жена же от страха и радости упала на землю.

Пришед в себя, она поспешила в храм святых бессребреников и там слезно благодарила их, и всем рассказала о своем спасении.

Некоторый юноша, от испуга лишившийся ума, приведен был в храм святых бессребреников с надеждою получить исцеление. Несколько дней и ночей провел он при церкви святых, не получив исцеления.

Чрез несколько времени пришел к нему отец его, благочестивый старец. Молитва родителя была услышана. Сын, доселе не узнававший отца, стал узнавать его. Наконец святые, невидимо возложив на него руки, совершенно исцелили его и, явившись отцу, повелели ему идти в свой дом, славя Бога.

Некоторый муж, страдавший болезнию в легких, сопровождавшейся кровохарканием, пришел к раке мощей святых бессребреников просить исцеления. Болезнь его была так опасна, что все считали его уже близким к смерти, а жена его даже готовила все нужное для погребения. Нужно заметить, что больной доселе не верил в чудодейственную силу святых и нередко изрыгал хулу на Бога.

Святые исцелили его от того и другого недуга. В ночном видении они возвестили, чтобы ищущий исцеления отселе никогда не говорил хульных слов и целый год воздерживался от употребления мяса. Больной с радостью принял то предложение и верно исполнил его. Тогда повелением святых кровь, шедшая гортанью, остановилась, легкие укрепились, и больной, возблагодарив чудных врачей, с радостию пошел в дом свой.

Пришла в церковь святых бессребреников некоторая жена немая и глухая. Страдая много лет этою тяжкою болезнию, она, кроме небесной, никакой не могла ожидать себе помощи. Долго, неотступно, со слезами молила она святых врачей исцелить ее от того и другого недуга. Наконец, молитва ее была услышана. Немая и глухая часто в уме своем повторяла Трисвятое. Чрез Трисвятое явили чудо и святые бессребреники.

Во время вечернего богослужения в храме их, когда, по обычаю, пето было Трисвятое, внезапно глухая услышала поющих и, доселе немая, с поющими начала петь Трисвятое. Пораженная необыкновен-ным чудом, она громогласно исповедала величие Божие, явленное чрез святых бессребреников.

Святые бессребреники совершали чудеса и в странах языческих. Случилось одному эллину, поклоннику Кастора и Поллукса (боги языческие), впасть в тяжкий, невыносимый недуг. Друзья его советовали ему идти в храм святых бессребреников Космы и Дамиана. Больной послушался. Здесь, видя множество недужных, множество исцелеваемых, он, наконец, и сам убедился в чудодейственной силе врачей и с верою начал просить их о помиловании.

Святые, явившись ему оба вместе, сказали: «Друг! Для чего ты пришел к нам? Для чего ты просишь нас! Да и не сам ты пришел к нам, а другими послан. Мы не Кастор и Поллукс, но рабы Христа -бессмертного Царя, именем Косма и Дамиан. Итак, если верою познаешь нашего Владыку, то получишь от Него исцеление».

Эллин, страдая нестерпимыми муками, познал Бога Истинного, непрестанно взывал к святым о помиловании и дал обет принять христианскую веру. Святые, провидя чистоту его веры, возложили на него руки и подали совершенное избавление. Исцелевший исполнил обет свой - принял святое крещение. Возвратившись в дом свой совершенно здоровым, он с великою радостью рассказывал всем о чудесах святых бессребреников, о ничтожестве Кастора и Поллукса, о превосходстве учения христианского. Многие из слушателей умилялись и, презрев свою веру, принимали христианство.

Некто - любитель народных зрелищ - страдал болезнью в груди. Ни в чем не находя себе облегчения, он, наконец, вынужден был идти в храм святых бессребреников. Святые врачи, видя его усердие, умилосердились над больным.

В следующую же ночь они явились ему и повелели выпить одну чашу смолы (пекла). Больной не исполнил их повеления. Святые явились ему во второй раз и к одной чаше прибавили другую. Когда же он и этого не исполнил, явились ему в третий раз и велели ему выпить три чаши.

Несмотря на болезнь, которая увеличивалась в нем с каждым днем, он никак не хотел исполнить повеления святых. Наконец, они снова явились ему во сне и с веселыми лицами сказали: «Друг, что так вопиешь к нам? Если тебе неприятно для своего здравия выпить три чаши смолы, то вылей их в один сосуд и, дождавшись глубокого вечера, иди с ним в гору, на место зрелищ, и там зарой его так, чтобы никто тебя не видел. Если это сделаешь, то получишь исцеление».

Больной с радостью исполнил все, как было приказано. Но все, что он делал, видел один запоздалый на том месте человек. Объясняя его странный поступок чародейством, он, заметив место, пошел и привел с собою многих других людей. Те, удостоверившись в истине показания, взяли и представили мнимого волхва на суд. Стали допрашивать. Он рассказал всю правду - ему не верили.

Наконец, решили тем, что если действительно таково было повеление святых бессребреников, то в виду всех он должен выпить эти три чаши и получить исцеление. Больной с радостью принял сосуд, который казался ему неприятным, в виду всех выпил его, и тотчас же силою святых бессребреников получил исцеление; с радостью пошел он в храм их и, воздав благодарение, всем рассказывал, как святые бессребреники и от болезни его исцелили, и послушанию научили, и от народных зрелищ отучили.

Все эти чудеса совершены святыми бессребрениками во Асии, и большею частью в их храме, при святых мощах. Конечно, там же составлялось и описание их. На славянский язык оно переведено с греческого, что доказывают многие слова, оставленные в славянском тексте без перевода. Нет сомнений, что благодать чудотворений святых бессребреников проявлялась и в нашем Отечестве. Недаром предки наши так много воздвигли святых храмов во имя их.

В нашем Отечестве святые бессребреники Косма и Дамиан (Асийские) преимущественно считаются покровителями детей. К ним прибегают с молитвою при начале учения грамоте, чтобы они укрепили еще слабые детские силы и содействовали их правильному развитию.

Конечно, такое убеждение в нашем народе составилось недаром. Основанием для него могли послужить, отчасти, самое житие их, отчасти, и церковная им служба: во-первых, в житии их есть сказание о том, как они были отведены своею матерью в научение грамоте. Этот случай из их жизни изображается и на иконах, во вторых, в церковной службе они прославляются как мудрые врачи тайноучимые живописным словесам, всякого разума и мудрости исполненным, которые всем знание подают.

В четьях-минеях митрополита Макария есть поучение на память святых бессребреников Космы и Дамиана (1 ноября), в котором из дневного Евангелия избрана тема: «Каковому должно быть учителю». В развитии ее есть такие выражения: «Святые учители тело врачевали чудесами, душу поучением. Они прихождаху к ним чудес ради, они же поучения ради. Ничто же ино так подобает учителю, яко же смирение и нестяжание имения». Все это так близко подходит к святым бессребреникам. Конечно, в древние времена это поучение читалось в храме. Народ его слышал и начал приходить к святым бессребреникам не только «чудес ради, но и поучения ради».

Православный народ, видя на иконах, читая в их житии сказание о научении грамоте их самих, слыша в храмах, что они всем знание подают, не мог не прийти к тому заключению, что они особенно покровительствуют учащимся. А благодать святых бессребреников бесконечна есть, как поет Святая церковь. Они не только мудрые врачи, но и мудрые наставники; помогая всем, приходящим к ним с верою, могут ли они отказать детям?

Оканчивая описание жизни святых бессребреников, иже от Асии, нельзя не упомянуть о похвальном им слове, которое в древних списках помещалось вслед за описанием их жизни, и которое, конечно, в память их читалось при богослужении. Происхождение его, как думают ученые, русское потому что в конце его упоминается о правоверном князе. В нем, после витиеватого вступления, содержится похвала или величание святым бессребреникам, изложенное в форме акафиста а в конце делается молитвенное к ним обращение.

В воззвании комитета по сооружению храма во имя святого равноапостольного князя Владимира в Херсонесе Таврическом было сказано: «Сюда (то есть Херсонес, близ Севастополя) были сосланы на заточение святые бессребреники и чудотворцы Косма и Дамиан, довольно потрудившиеся в этом языческом городе в проповеди евангельской».

Трудно решить, какие именно бессребреники пребывали в Крыму. Но память о святых бессребрениках жива в Крыму и сегодня. Их именем называют источник у подошвы Чатыр-Дага. Вблизи источника расположен Космо-Дамиановский монастырь.

В древнерусском языке имена Космы и Дамиана чрезвычайно рано стали соединяться в одно слово-понятие Козьмодемьян (Кузьмодемьян); так эти святые называются в перечне праздников в новгородской берестяной грамоте XI века, так же называется во многих говорах соответствующий праздник и церкви в честь этих святых.

Русский народ с именами святых соединяет немало особенных верований. Их почитают покровителями скота («они не точию человеком помогаху, но и скотом, и ни от кого же что за сне приимаху, творяху бо сия вся не имений ради, дабы златом или сребром обогатитися, но Бога ради»). Косма и Дамиан известны как хранители кур, отчего день памяти их известен под именем Куриного праздника или Куриных именин. В старину наши предки даже наблюдали особенный обычай в честь этих угодников, известный под именем Курятников: хозяйки в Москве 1(14) ноября собирались вокруг церкви святых Космы и Дамиана с курами и потом рассылали своим знакомым и уважаемым лицам кур в виде подарка.

Молились святым Косме и Дамиану о прозрении разума к учению грамоте. В одном азбуковнике XVII в. имеется прямое замечание: «Есть обычай многим учащимся совершати молебная святым бессребреникам Косме и Дамиану». Известно, что и греки почитали святых Косму и Дамиана помощниками в книжном учении. Есть свидетельство о том, что для испрошения этой помощи греки приходили именно в храм этих святых.

Косму и Дамиана называли Божиими кузнецами: мастера кузнечные считали их своими патронами и потому считали грехом работать в своих мастерских в день памяти святых. Во многих местах в честь Космы и Дамиана велся обычай изготовлять к 1 ноября какие-либо обетные работы и вырученные за них деньги употреблять на покупку свеч к иконам или для раздачи нищим. По народному представлению, эти святые сами занимаются кузнечным делом: между прочим, они куют плуги и раздают их людям для возделывания земли. Народные загадки кованую железную цепь называют Кузьмою: «Узловат Кузьма, развязать нельзя».

Как Божьим кузнецам свв. Косме и Дамиану народная фантазия приписывала в виде атрибута одно из важнейших кузнечных орудий - и поставляла в зависимость от них заключение брачных союзов. Таким образом, сковать - значит как бы утвердить те невидимые нравственные цепи, то есть обязанности, какие налагают на себя вступающие в супружество. Таким образом, наши предки приписали святым Косме и Дамиану покровительство над свадьбами.

Приметы:

1 (14) ноября: «Кузьминки - об осени одни поминки». Встреча зимы.
Устанавливается первый непрочный зимний путь.
Снежный день обещает будущей весной большой разлив.
«Кузьма закуёт, а Михайло (8 ноября) раскуёт» (Михайловские оттепели).
На Кузьму-Демьяна курицу на стол - с этого дня начинали бить кур на продажу.
Если на Козьмодемьяна лист остаётся на дереве, на другой год будет мороз.
Если Кузьма зол!! То жди, что тебе сильно не поздоровится! Оттепели не будет.


Барсков Д.П. кандидат технических наук, член Союза краеведов России. Альманах «притяжение Мещёры» г. Москва.

Сказ о Козьме и Демьяне.

Можно полагать, что славяне из каменного века шагнули сразу же в век железный. Бронза к нам попала из «Царьграда и от ромеев» и служила в основном в качестве . Произошло это в Х-VIII вв. до н.э., когда первичное овладение железом совпало с зарождением героического эпоса, согласно которому сбросил с неба железные клещи, и плуг...

В «Слове об идолах (летопись 1114г.)» говорится: «Во время цесарьства съпадеша клеще с небес и нача ковати оружие». А ещё Сварог являлся покровителем брака и моногамной семьи: «устави единому мужю едину жену имети и жене за един мужь посагати».

Божество с двумя функциями (первого кузнеца и покровителя брака) доживает в народных представлениях вплоть до начала ХХ в. К этому времени имя уже забылось, его вытеснил христианский персонаж «Козьмодемьян» (образован от имен двух братьев Кузьмы и Демьяна по созвучию со словом «кузнь»), который как и Гефест-Сварог, является божественным кузнецом, а также и покровителем брака. В украинских легендах 20-х годов ХХ столетия читаем: «Кузьма-Демьян, кажуть старi люди, що вiн був первиiчоловiк у бога як свiт очинявся. Цей Кузьма-Демьян первий був коваль и первий плуг зробив у свiтi».

А в свадебных песнях, в заклинаниях, свадебных заговорах и у всех восточных славян проявляется вторая ипостась Кузьмодемьяна - покровитель брака:

Господи благослови! Кузьмодемьян,
Скуй нам свадебку!
Святой Кузьма - батюшка, боже мой, боже мой!
Пречистая Матушка, заиграй нам свадебку!
Ты святой боже Кузьмодемьян,
Приходи на свадьбу к нам
Со своими апостолами.
О святой Кузьмодемьян,
Приходи на свадебку к нам
Со своим святым Кузлом
И скуй ты нам свадебку.
Ты Кузьма-Демьян! Скуй свадебку
Крепко-накрепко, долго-надолго.

На день Кузьмы и Демьяна (Кузьминки) устраивались братчины. «Ссыпку» организовывали девушки и на готовое приглашали парней... А потом сжигали соломенное чучело Кузьмодемьяна, как на святки...

Первые Кузнецы, переняв божественное ремесло, ковали не только плуги сорока пудов, но и оружие для борьбы с вражескими набегами с юга киммерийцев, печенегов и хазар... Степняки отождествлялись со страшным Змием , который наползает, сжигает, уводит в полон. В народных преданиях и былинах они именовались Змиями-Тугаринами, Змиями-Горынычами. В тех же преданиях кузнецы Кузьма и Демьян предстают как змееборцы, победившие прилетевшего от моря (или из моря) на нашу землю за очередными человеческими жертвами (часто - это девушка, царева дочь). Кузнецы укрыли в своей кузнице обреченную жертву, заперли за толстые железные двери. Когда Змий оказался у самой кузницы, Кузьма и Демьян предложили ему пролизать языком дыру в железной двери, обещая выдать укрываемую. А через 20 дней, когда Змий, наконец, просовывает голову или язык в пролизанную им дыру, кузнецы хватают раскалёнными клещами за язык и побеждают его.

Победив Змия, божественные кузнецы запрягли его в выкованный ими плуг и пропахали гигантскую борозду до самого синего моря. По этой борозде и поныне течет Днепр. А от Киева пропахали «Змиевые» защитные валы до Житомира и Полтавы... «Вони переорали всю землю», и «коли вони ишли, то нагорнули вал», остатки борозды залишились и досi».

Кузнецы, сковавшие для людей плуги и мечи, боровшиеся со Змиями и Ящерами - представителями нижнего, потустороннего мира, подземного и подводного, издревле почитались как божественные герои. Имена Кузьма и Демьян наверняка давались далеко не каждому, а богатырям и мастерам.

Вот что по этому поводу пишет в своей книге Мария Семёнова (Санкт-Петербург, изд. «Азбука - классика», 2005г.): «... Согласно христианизированной славянской легенде, Кузнец (собирательный образ Кузьмы и Демьяна - авт. примечание) наотрез отказался ковать чёрту оружие против Бога, и уж за это Бог пообещал ему, что ни один кузнец после смерти не отправится в ад. Должно быть, первоначально эта история была связана с преданиями о - и Змея Волоса, едва не погубившего солнце. Ведь по легендам, у был смертный помощник - Кузнец, без которого справиться со Змеем не удалось бы даже ему... совсем не случайно в «Ночи перед Рождеством» Н.В. Гоголя лукавого чёрта одолевает и заставляет служить себе не священник, не воин, а именно Вакула-кузнец»...

Вы спросите: «А причем здесь Кузнецы-змееборцы в Мещёрских краях? Какое отношение они имеют к нам?». Да самое прямое! Прежде всего зададимся вопросом: «Откуда славяне брали железо?» Да из болот! Из болотных железных руд!

Археологи и историки обнаружили свыше 250-ти так называемых «болотных городищ» в районе Пинских болот и вокруг Смоленска, принадлежащих племенам дреговичей (болотников), радимичей, кривичей. Как правило, «болотные городища» представляют собой небольшие площадки посреди болот, окруженные двумя - тремя концентрическими валами высотой 1,5 - 2 м и рвом в 4 -6 м. Некоторые площадки были искусственно насыпные. Диаметр площадки 25 - 30 м и площадь её 450 - 700 кв. метров. Были площадки и побольше - 130 - 180 м в диаметре и площадью 13 - 20 тыс. кв. метров, т.е. в 30 раз больше первых. Непосредственно по соседству с ними обнаружены славянские селища и курганные кладбища VIII - Х в.в. н.э. Городища не были «требищами», т.е. местами потребления еды и питья, от чего должны были остаться вещественные следы (глиняная посуда, ножи, кости жертвенных животных и т.п.). Единственное, что прослежено на болотных городищах, - это следы костров, иногда каменные вымостки, следы деревянных конструкций, изредка куски руды.

Родоначальник белорусской советской археологии А.Н. Левданский считал, что эти городища служили для обрядовых и вообще религиозных целей. Мольбищами, религиозными центрами племён считали их и последующие исследователи, включая академика Рыбакова, поддержавшего эту версии.

Если интерполировать «болотные городища» на Мещёрский край, то уж на наших-то многочисленных и обширных болотах подобные «городища» обязательно имели место быть! В «Дозорной книге» В.М. Казакова есть подтверждение этой версии. Читаем: «В южной и западной частях района (примеч. Шатурского) есть железная руда болотного происхождения. Она распространена по долинам рек вблизи деревень Маврино, Шелагурово, Великодворье, Тюшино, Шарапово. Руда сложена лепёшкообразными конкрециями или плотным туфовидным железняком с содержанием железа иногда до 58 %. Рудное железо залегает в окрестностях посёлков Мишеронь - Пустоша «на глубине 3-4 метра».

Есть в низовьях реки Поля, чуть выше места впадения в неё Воймеги, известное всем в округе урочище «Брод». Когда-то оживлённая просёлочная дорога шла через этот речной «Брод» из ныне несуществующих деревень Передел, Селищи и села Илкодино, расположенных вдоль старого тракта Коломна - Владимир, на правобережье Поли к местам Бакшеевских торфоразработок. Отличительной особенностью этого «Брода» является его твёрдое бугристое дно из красно-коричневых отложений болотного железняка многометровой толщины. Вода перекатывается через него, не давая застаиваться донным илистым отложениям... Вполне вероятно, что одним из мест, где в древности располагалось «болотное городище», было это знаменитое урочище (рядом находится загадочное озеро Смердячье).

И наше твёрдое убеждение заключается в том, что такие городища служили не обрядовым целям, а местом для добывания и переработки болотной железной руды. На этих «болотных городищах» сооружались «дманицы» - прообразы будущих домен, на которых трудились подобно греческому Гефесту и славянскому первые русские кузнецы Кузьма и Демьян. Вот как представилось это авторам исторического очерка «Начало Отечества» (А. Дегтярёв, И. Дубов): «Чавкают лаптями по глухим болотам рудознатцы, ищут болотную руду. Качают мехи плавильных печей подмастерья. Рдеют в глиняных формах остывающие железные крицы. В задымлённых кузницах стучат молоты по раскалённым заготовкам. В углу аккуратно сложены готовые сошники, подковы, наконечники стрел, копья и мечи. Торговец появится, купит всё вместе... - Великий князь за хорошее оружие хорошо заплатит».

Следует подчеркнуть, что на Руси оружие изготавливалось только своими умельцами. Над русским оружием колдовали только русские оружейники в многочисленных кузницах, разбросанных по городам и весям княжеств Северо-Восточной Руси. Кузнецов, ковавших оружие, было множество и пользовались они особым покровительством князей и боярской знати. Об оружии чужеземном на Руси никто не помышлял. Даже главные противники Руси татаро-монголы никогда не имели преимущества в изготовлении оружия и стремились заполучить только русское вооружение.

Со времён Дмитрия Донского земли бассейна реки Поля в составе 12-ти волостей Ловчего Пути были владениями Великого Князя Московского. И вполне достоверной, и красивой является легенда о том, что оружие, выкованное на «болотных городищах» Мещёры, было в руках русских воинов на Куликовом Поле...

Сохранились даже обращения.

Прочтение же имен как имен скоморохов- может вызвать лишь смех над невеждами, очень дурно знакомыми с славянской мифологией и динамикой замены теонимов славянских Богов именами христианских"святых" и научными работами по данной теме.(можно посоветовать статью СДЭС - Кузьма и Демьян)

Агапкина Т.А.,Белова О.В. Гinпiyc В. Коваль Кузьма-Демьян у фольклорi // Eтнoгpaфiчний вiсник. Киiв, 1929. Кн. 8;
Петров В. Кузьма-Дем"ян в украиському фольклорi // Там же. Кн. 9.
Макашина Т.С. Святые Косма и Дамиан в русском фольклоре//Живая старина. 1994. № 3. С. 18-21. и так далее. Малый кусочек сказаний по теме:
Кузьму и Демьяна связывали с кузнечным ремеслом и народные легенды и сказки, которые повествуют о том, как они куют сохи и плуги и раздают их людям, а в некоторых сказаниях даже учат людей земледельческому труду. В загадках кованую железную цепь называют Кузьмою - "Узловат Кузьма, развязать нельзя".

А по северному поверью, цепи, скованные божьими кузнецами Кузьмою и Демьяном, Михаил-архангел налагает на дьявола. Известны поверья о Кузьме-Демьяне как двух кузнецах, выковывающих звезды на луне или небе. Кроме того, произведения восточнославянского фольклора создают из святых Космы и Дамиана образ кузнецов-змееборцев, борющихся с нечистой силой - Змием . (Ср. в русских сказках кузнец для своих колдовских дел знается с нечистой силой, в частности, с ). Так, в белорусской сказке "Иван Попялов" кузнецы Кузьма и Демьян, спрятав победителя змея у себя в кузнице от змеихи, защемляют ее язык раскаленными щипцами и убивают молотами (молниями), а в южнорусских и украинских сказаниях кузнецы Кузьма и Демьян (вар. Борис и Глеб), поймав , истреблявшего людей и собиравшего человеческую дань, запрягают его в первый выкованный ими плуг, и пашут на нем землю от моря и до моря.

Любой грамотный человек, несомненно сразу опознает - ЧЬИ Образы перекрыли "Козьмодемьяном".

В былине о Вавиле и путешествии его со скоморохами запечатлена прямая связь эпического сюжета со скоморошьим творчеством. Былина была впервые записана в 1899 г. в дер. Шотогорка Пинежского уезда Архангельской губернии от М. Д. Кривополеновой известным собирателем А. Д. Григорьевым. Собиратель не мог знать, что текст Кривополеновой будет единственным, и считал преждевременным обсуждать его, пока нет новых вариантов. В наше время былина неоднократно записывалась в полуразрушенном виде. Григорьев заметил лишь, что «назначение этой скоморошьей старины не рассмешить, а внушить уважение к скоморохам, которые представлены здесь не веселыми, а святыми людьми.
Вопросы о времени, месте и среде, в которой возникла былина, доставленные самим Григорьевым, остались нерешенными. Не вполне уяснен смысл ее содержания и отдельных мотивов, как и причина ее уникальности, хотя накоплено значительное количество материала: и комментаторских заметок, и обстоятельных статей. Цельность содержания, стройность композиции, самобытная образно-художественная ткань произведения в целом говорят о безукоризненном владении эпической былинной формой. И в то же время - «случай в фольклоре редчайший, чтобы такое выдающееся произведение сохранилось в памяти лишь единственного сказителя», - заметил В. И. Калугин (2 с. 108-109). Однако в этом есть свой резон.120 . Скоморохи в былине заиграли в первый раз - и в ответ на потоп, вызванный царем Собакой, пошли быки стадами и выпили воду. Скоморохи заиграли второй раз, видимо, в ответ на какие-то новые враждебные действия противника, но это звено утрачено. Сами имена сторонников и родных царя Собаки указывают на переделывающих все на свой лад лиц и переделывающих во вред людям: Перегуд, Перекраса, Пересвет.

Вавило и скоморохи:

У цесной вдовы да у Ненилы
А у ней было цядо Вавило.
А поехал Вавилушко на ниву
Он веть нивушку свою орати,
Ишша белую пшоницю засевати:
Родну матушку хоцё кормити.
А ко той вдовы да ко Ненилы
Пришли люди к ней веселые,
Веселые люди не простые,
Не простые люди, скоморохи.
– Уш ты здрастуёш, цесна вдова Ненила!
У тя где цядо да нынь Вавило? -
– А уехал Вавилушко на ниву
Он веть нивушку свою орати,
Ишша белую пшоницю засевати:
Родну матушку хоце кормити.–
Говорят как те веть скоморохи:
– Мы пойдём к Вавилушку на ниву;
Он не идёт-ле с нами скоморошыть? –
А пошли к Вавилушку на ниву:
– Уш ты здрастуёш, цядо Вавило,
Тибе нивушка да те орати,
Ишша белая пшониця засевати,
Родна матушка тибе кормити! -
– Вам спасибо, люди весёлые,
Весёлые люди, скоморохи;
Вы куды пошли да по дороги? -
– Мы пошли веть тут да скоморошыть;
Мы пошли на инишшоё цярьсво
Переигрывать царя Собаку,
Ишше сына его да Перегуду,
Ишша зятя его да Пересвета,
Ишша доць его да Перекрасу.
Ты пойдём, Вавило, с нами скоморошыть! –
Говорило то цядо Вавило:
– Я веть песен петь да не умею,
Я в гудок играть да не горазён.-
Говорыл Кузьма да со Демьяном:

А во звоньцятой во переладец;

Заиграл Вавило во гудоцик

А того веть цяда у Вавила
А было в руках-то понюгальцё1)–
А и стало тут погудальцё;
Ишша были в руках у его да тут веть вожжи –
Ишша стали шелковые струнки,
Ишше то цядо да тут Вавило
Видит, люди тут да не простые,
Не простые люди-те, светые;
Он походит с има да скоморошить.
Он повёл их да веть домой жа.
Ишша тут цесна вдова да тут Ненила
Ишша стала тут да их кормити.
Понесла "на хлебы-те ржаные -
А и стали хлебы-те пшоные;
Понесла "на куру-ту варёну -
Ишша кура тут да веть взлетела,
На пецьней столб села да запела.
Ишша та вдова да тут Ненила
Ишша видит, люди тут да не простые,
Не простые люди-те, светые,
И спускат Вавила скоморошыть.
А идут скоморохи по дороги.
На гумни мужык горох молотит.
– Тобе бох помошь, да веть кресьянин,
На бело горох да молотити! -
– Вам спасибо, люди весёлые,
Весёлые люди, скоморохи;
Вы куда пошли да по дороги? -
– Мы пошли на инишьшоё цярьсво
Переигрывать царя Собаку,
Ишша сына его да Перегуду,
Ишша зятя его да Пересвета,
Ишша доць его да Перекрасу.-

– У того царя да у Собаки
А окол двора да тын залёзной,

По целовецей-то сидит головки,
А на трёх веть на тыцинках
Ишша нету целовецих-то тут головок;
Тут и вашим-то да быть головкам.-

Ты не мог добра нам веть (и) здумать,

Заиграй, Вавило, во гудоцик

А Кузьма з Демьяном припособят.-
Заиграл Вавило во гудоцик,
Полетели голубята-ти стадами,
А стадами тут да табунами;
Они стали у мужика горох клевати.
Он веть стал их тут кицигами2) щыбати;
Зашибал, он думат, голубят-то,–
Зашибал да всех своих ребят-то.
– Я веть тяшко тут да согрешыл веть:
Ети люди шли да не простые,
Не простые люди-те, светые,–
Ишша я веть им да не молилса.-
А идут скоморохи по дороги.
А на стрецю им идё мужык горшками торговати.
– Тобе бог помошь да те, кресьянин,
Ай тибе горшками торговати! -
– Вам спасибо, люди весёлые,
Весёлые люди, скоморохи;
Вы куды пошли да по дороги? -
Переигрывать царя Собаку,
Ишша сына его да Перегуду,
Ишша зятя его да Пересвета,
Ишша доць его да Перекрасу.-
Говорыл да тот да веть кресьянин:
– У того царя да у Собаки
А окол двора да тын залезной,
А на кажной тут да на тыциньки
По целовецей-то седит головки,
А на трёх-то веть на тыцыньках
Нет целовецих да тут головок;
Тут вашим да быть головкам.-
– Уш ты ой еси, да ты кресьянин!
Ты не мог добра да нам веть здумать,
Ишша лиха ты бы нам не сказывал.
Заиграй, Вавило, во гудоцик
А во звоньцятой во переладець;
А Кузьма з Демьяном припособит.-
Заиграл Вавило во гудоцик
А во звоньцятой во переладець,
Полетели куропкй с ребами,
Полетели марьюхи с косяцями3);
Ишша стали мужику-то по оглоблям-то садитьсе.
Он веть стал тут их да бити
И во свой веть воз да класти.
А поехал мужык да в городоцик,
Становился он да во редоцик,
Розвезал да он да свой возоцик,–
Полетели куропки с ребами,
Полетели пеструхи с цюхарями,
Полетели марьюхи с косяцями.
Посмотрел во своём-то он возоцьку,–
Ишше тут у его одны да церепоцьки.
– Ой! я тяшко тут да согрешил веть:
Ето люди шли да не простые,
Не простые люди-ти, светые,–
Ишша я веть им-гот не молилса.-
А идут скоморохи по дороги.
Ишша красная да тут девиця,
А она бильё да полоскала.
– Уш ты зрастуёш, красна девиця,
На бело холсты да полоскати! -
– Вам спасибо, люди весёлые,
Весёлые люди, скоморохи;
Вы куды пошли да по дороги? -
– Мы пошли на инишыпоё цярьсво
Переигрывать царя Собаку,
Ешше сына его да Перегуду,
Ешше зятя его да Пересвета
Ешше доць его да Перекрасу.–
Говорыла красная девиця:
– Пособи вам бох переиграти
И того царя да вам Собаку,
Ишша сына его да Перегуду,
Ишша зятя его да Пересвета
А и доць его да Перекрасу.-
– Заиграй, Вавило, во гудоцик
А во звоньцятой во переладець;
А Кузьма з Демьяном припособит.-
Заиграл Вавило во гудоцик
А во звоньцятой во переладець,
А Кузьма з Демьяном припособил.
А у той у красной у девици,
А были у ей холсты-ти веть холшовы,
Ишша стали шелковы да атласны.
Говорыт как красная девиця:
– Тут люди шли, да не простые,
Не простые люди-те, светые,–
Ишша я веть им да не молилась.–
А идут скоморохи по дороги,
А идут на инишьшоё цярьсво.
Заиграл да тут да царь Собака,
Заиграл Собака во гудоцик
А во звеньцятой во переладец,–
Ишша стала вода да прыбывати:
Ишша хоцё водой их потопити.
– Заиграй, Вавило, во гудоцик
А во звоньцятой в переладець;
А Кузьма з Демьяном прыпособит.-
Заиграл Вавило во гудоцик
И во звоньцятой во переладець,
А Кузьма з Демьяном припособил:
И пошли быки-те тут стадами,
А стадами тут да табунами,
Ишша стали ваду да упивати;
Ишша стала вода да убывати.
– Заиграй, Вавило, во гудоцик
А во звоньцятой во переладець;
А Кузьма з Демьяном припособит.-
Заиграл Вавило во гудоцик,
А во звоньцятой во переладець,
А Кузьма з Демьяном прыпособил:
Загорелось инишьшоё цярьсво
И сгорело с краю и до краю,
Посадили тут Вавилушка на цярьсво.
Он привёз веть тут да свою матерь.

Текст публикуется по первой записи 1900 года: Григорьев А.Д. Архангельские былины, т. 1, № 85.

  • Понюгальцё – кнут, погонялка.
  • Кичига – молотило, верхняя часть цепа.
  • Пеструхи – тетера; марьюхи – полевая птица; косачи – польник, полевая птица. (Объяснение сказительницы.)

Образы Козьмы и Демьяна существовали до христианства. Во время изгнания язычества многие представления о них были перенесены на святых Косму и Дамиана, слившихся в народном сознании в одно лицо и называемых зачастую Кузьма-Демьян.
Народ представлял Козьму и Демьяна кузнецами Бога и Зимы, заковывающих землю и воду в ледяные оковы, создающих мороз и зимнюю стужу.
Отсюда происходит и большинство пословиц и поговорок, относящихся к этому дню:
"Кузьма-Демьян - божий кузнец, дороги и реки кует",
"Невелика у Кузьмы-Демьяна кузница, а на всю святую Русь в ней ледяные цепи куются".

Есть повествование о том, как они куют сохи и плуги и раздают их людям, а в некоторых сказаниях даже учат людей земледельческому труду.
Кузнечные мастера обращались к Кузьме и Демьяну, как к своим покровителям и отмечали осенний день их памяти - 1/14 ноября, в первый зимний праздник.

Через кузнечество Кузьма и Демьян связывались с огненной стихией, что соотносило их с культом Перуна. Святые кузнецы Кузьма и Демьян наделялись в народных представлениях постоянным атрибутом - молотом. Также они ковали свадьбы. В свадебном обряде в песнях обращались к Козьме и Демьяну:
"Ты и скуй нам,
Кузьма-Демьян, свадебку!
Чтобы крепко-накрепко,
Чтобы вечно-навечно,
Чтобы солнцем не рассушивало,
Чтобы дождем не размачивало,
Чтобы ветром не раскидывало,
Чтобы люди не рассказывали!"

Русский фольклор, 1986

Традиция закрывать при заключении брака замок на ключ и выбрасывать ключи в воду, чтобы договор нельзя было расторгнуть, жива и сегодня.
Кузьму и Демьяна называли мастеровыми, любившими работать (рукомесленниками), и женщины взывали к их покровительству,
принимаясь за разные дела в течение всего года: "Кузьма-Демьян, матушка, помоги мне работать!" (Рязанск. Селиванов В.В. 1887).

С днём Кузьмы и Демьяна связана народная традиция начинать обучение детей грамоте, отчего, по-видимому, и происходит обычай молиться
святым угодникам "о прозрении разума к учению грамоте". Христианские сказания повествовали о Косме и Дамиане, как о врачах-бессребрениках.

По народным представлениям сегодня, Кузьма и Демьян ещё и покровители лекарей и знахарей, поэтому нередки обращения к ним в заговорах от различных болезней.

Необходимые материалы на одну куклу (т.е. все материалы кроме рук по две заготовки):
палочка для рук толщиной 1 см длиной 28 см;
лоскут для палочки такого же цвета, как и рубашка 8х28 см;
белый лоскут для головы 20х20 см;
лоскут для тела (любой) 12х16 см;
лоскут для брюк 10х20 см;
лоскут для рубашки 8х18 см;
воротничок для рубалки 1,3 х 9 см;
полоска из мешковины для волос 4х9 см;
лоскут из мягкого драпа, фетра или подходящий для шапки ткани 10х12 см;
лоскут мягкой кожи или подходящей плотной ткани для фартука 11 cм высотой, 14 см снизу и 10 см сверху (ромб);
сапоги (мой вариант пальцы кожаных перчаток);
лямки для фартука 0,5 см х 12 см, карман на фартук 4х4 см, карман на фартуке обязателен!
пояс из мягкой кожи 1 см Х 24 см, узенькая полоска на шапку;
немного синтепона.

2 Атрибуты: молот, щипцы кузнечные, подковы обязательно, кольца, или их имитация - как оберег брачных уз и для этого же закрытый замок с ключами.

3 Оформляем голову обычным способом, углы ткани соединяем по диагонали.

4 Приклеиваем волосы.

5 Руки (палочку) заворачиваем в рубашечную ткань.

6 Лоскут для тела сворачиваем по длине до ширины 2 см по принципу «лифта».

7 Оформляем ноги.

8 Оформляем тело, соединяя голову, руки и ноги.

9 На рубашке делаем разрез от центра на 4 стороны так, чтобы прошла голова.

10 Тело закрепляем на руках от самой головы. Крепко перевязываем.

11 Наносим обережный крест.

12 Надеваем вокруг шеи воротник, можно как шарфик, закрепив чуть клеем на груди.

13 Надеваем рубашку и воротник заправляем под рубашку.

14 Надеваем сапоги. Стопу, если нет мягких пластинок, можно легко оформить с помощью разогнутой канцелярской скрепки. Если сапоги широки, можно также зафиксировать клеем или обмотать их ниткой, как лапти. Т.к. у меня была жёсткая ткань на брюках, пришлось слегка скрепить ноги.

15 Примеряем фартук, приклеиваем лямки, пояс, пришиваем карман.

16 Лямки сзади приклеиваем так, чтобы голова свободно проходила и затем при надевании фартука к какой-либо стороне также прикрепляем клеем, чтобы лямки не спадали.

17 Надеваем фартук, шапку и атрибуты. Аналогично делаем вторую куклу.

18 Козьму и Демьяна располагают над рабочим местом до следующего первого зимнего праздника.

Вот такие умелые, мудрые, надежные помощники Вам в Дом и в помощь.

Святые Косма и Дамиан прославлены Церковью в одном из наиболее редких чинов святости — как бессребреники. Это означает, что, имея право получать за свой труд плату, они добровольно отказались от этого, и тот дар целительства, который дал им Господь, в полной мере направили на помощь нуждающимся. Таким образом, своим служением святые братья явили идеальный образец христианской любви и самопожертвования по отношению к ближнему.

Начиная рассказ о святых Косме и Дамиане Асийских, следует сразу же заметить, что точного времени их жизни мы не знаем. Предание Церкви и исторические свидетельства говорят нам о том, что они жили в Асии (Малая Азия) не позднее четвертого века. Свидетельством этого является тот факт, что первые храмы во имя святых Космы и Дамиана стали строиться только в первой половине пятого века, при императоре Феодосии.

Святые Косма и Дамиан были родными братьями. Их отец был язычником, а мать — Феодотия — христианкой. Правда, отец их умер, когда Косма и Дамиан еще были детьми, поэтому воспитанием занималась мать, которая постаралась, чтобы ее дети получили достойное образование и стали истинными служителями Господа. Сама она, когда лишилась мужа, приняла решение остаться вдовой и по христианским обычаям той эпохи стала совершенствоваться в молитве и делах милосердия. Когда братья подросли, Феодотия отдала их в обучение к одному праведному мужу, который не только занимался с ними изучением Священного Писания, но и дал им вполне конкретную профессию. Именно у него Косма и Дамиан обучались лекарскому делу, узнавали о целебных свойствах трав и о том, как и в каких случаях их применять. Таким образом, когда братья возмужали и окончили учебу, они стали не только лекарями, но и настоящими христианами.

Удивительно, но буквально сразу же, как только они стали заниматься медицинской практикой, Господь сподобил их дара целительства и чудотворения. Как в свое время делал Сам Господь Иисус Христос, святые Косма и Дамиан стали ходить из одного города в другой. Они исцеляли всех, кто к ним обращался за помощью. А приходило к ним действительно много людей: слепые, хромые, бесноватые, друзья и родственники приносили расслабленных. В каждом городе братьев окружали толпы людей, прося помощи и исцеления от недугов. И вот здесь важно отметить, что за свои труды святые Косма и Дамиан совершенно не брали денег, хотя как врачи они имели право на оплату своего труда.

В древнем мире врач вообще был фигурой знаковой, таких людей было немного, и они в основном служили при дворах правителей или крупных чиновников. Однако совершенно не такими были Косма и Дамиан. Помня слова Самого Господа: «Больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте», святые братья никогда не брали денег или какого-то иного вознаграждения. Именно поэтому Церковь прославила их в чине бессребреников, то есть не берущих плату за труд, который по закону должен был быть оплачен. Единственное, что делали братья прежде чем исцелить человека, — они напоминали ему, что исцеление дарует Господь Иисус Христос, именно Его надо благодарить и веровать в Него.

Предание Церкви сообщает нам, что святые Косма и Дамиан заботились не только о людях — также они исцеляли любое животное, которое мучилось от боли или недуга. Святые всегда были вместе, они никогда не расставались.

Некая женщина по имени Палладия много лет страдала тяжелым недугом. Однажды она услышала о том, какие чудеса совершают Косма и Дамиан. Женщина сразу же попросила их прийти к ней дом. Братья откликнулись на ее просьбу и пришли. Как только они вошли в дом. Палладия сразу же исцелилась. На радостях женщина готова была отдать им все, что у нее было, но, как известно, бессребреники не брали платы за свои труды. Однако Палладия не успокоилась. Желая хоть как-то вознаградить братьев, она обратилась к одному из них — святому Дамиану — с просьбой взять три яйца во имя ее обета и во славу Святой Троицы. Дамиан долго отказывался принять даже такой скромный дар, однако ради имени Святой Троицы наконец согласился его взять. И вот в этом моменте мы видим то испытание, которое Господь послал Своим служителям, — ведь без испытаний не бывает святости и совершенства. Узнав о том, что святой Дамиан взял от Палладии дар, святой Косма сделал завещание, в котором указал, чтобы после отхода братьев ко Господу их не хоронили вместе.

Несомненно, что такое решение было очень тяжелым и для самого Космы: ведь они с братом с самого рождения всегда пребывали вместе, как одно целое: вместе росли, учились, шли на проповедь веры, исцеляли людей, молились Богу. Видя такое внутреннее мучение Космы, в ту же ночь, после тот как тот сделал свое завещание, ему явился Сам Христос и сказал: «Косма! Для чего ты скорбишь ради взятых трех яиц? Они взяты не ради мзды, но ради клятвы жены в Мое имя...»

Явление и слова Господа сняли камень тяжести с души святого Космы, однако он никому не сказал о том, что видел и слышал. Через некоторое время после этого он отошел ко Господу. Святой Дамиан прожил несколько лет больше, но через некоторое время почил и он. Не зная о явлении Христа и боясь нарушить завещание святого Космы, люди долго не могли придумать, где положить тело его брата — святого Дамиана.

Здесь произошло еще одно удивительное чудо. Когда люди в недоумении стояли рядом с телом святого Дамиана, к ним подошел верблюд. В свое время святые братья исцелили это животное от беснования, так как в его теле пребывал злой дух. И вот, подойдя к людям, верблюд произнес человеческим голосом: «Человецы Божни, много насладившиеся знамений и чудес от святых Космы и Дамиана, и не только вы, но и мы, животные, данные вам на службу Богом. Как слуга я пришел к вам поведать тайну Космы, чтобы не разлучать их друг от друга, но вместе положить их». Пораженные самим фактом речи животного, а также тем, что они услышали, люди восприняли это как знак свыше. Возблагодарив Господа Бога, они положили мощи святых братьев вместе, в одну могилу. Место, где были похоронены святые Косма и Дамиан, называлось Ферсман. К сожалению, впоследствии оно было разрушено турками. Однако до разрушения, здесь долгое время находилась церковь во имя святых бессребреников. Поток людей, приходящих помолиться в эту церковь, никогда не ослабевал...

В житии святых Космы и Дамиана, в частности, говорится о том, что легче измерить море и пересчитать звезды, чем рассказать обо всех совершенных братьями чудесах. Но, наверное, в этом и нет большой необходимости, ведь даже одно чудо, совершенное праведным человеком по воле Божией и силой Его имени, гораздо ценнее многочисленных «чудес», лишенных какого бы то ни было смысла. Святые братья всей своей жизнью, своим подвигом бессребреничества, своей проповедью Христа показали, что значит быть христианином. Чудеса же здесь — только лишь Божие благословение их веры и служения.

На иконе Святые братья Косма и Домиан изображены вместе, в полный рост, и обращены липом к молящемуся. Прямой взгляд святого, обращенный на человека, является традиционной формой изображения угодников Божиих, которые слышат наши молитвы и сами молятся за нас пред Господом Богом.

Фигуры святых Космы и Дамиана пишутся не статичными, а в условном движении. Братья изображаются вполоборота, одна из ног каждого святого выставлена несколько вперед — это символическое изображение готовности идти на проповедь, на служение людям и Богу.

Одеяния святых бессребреников Космы и Дамиана характерны для эпохи их жизни. Как правило, на иконах они облачены в хитоны (вид длиннополой рубашки), а сверху — в гиматии (верхняя одежда в виде прямоугольного куска ткани).

Каждый из братьев держит в руках определенные предметы: в левой у каждого из них по ларцу, а в правой — по ложечке. Как и в иконографии святого целителя Пантелеймона, ларец и ложечка — это символы лекаря, целителя. Важно отметить, что это не символы чудотворения, а именно профессионального служения святого, т. е. святой, изображенный на иконе с этими предметами, в жизни был профессиональным врачом. А уже к этому, по Божией благодати, присоединялся дар целительства и чудотворения. Помимо данного и наиболее распространенного типа иконографии святых Космы и Дамиана существуют и другие типы: с предстоянием святых братьев перед Богом, с клеймами (эпизодами из жития) и т. д.

Молитва Косме и Дамиану

"Чудотворцы славнии, врачеве безмезднии, Космо и Дамиане! Вы, от юности Христа Бога возлюбивше и Того повеления всем сердцем соблюдающи, аще и вдасте себе учению врачебному, но добродетельнаго ради жития и чистоты душевныя, силою Христа Бога, не врачевания токмо искусство, но паче неоскудную благодать исцеления всяких недугов от Бога прияли есте. Отонюдуже любовию и милосердием к недугующим подвизаеми, не токмо людем, но и скотом исцеления болезней подаваете, неисчетным множеством чудес ваших весь мир наполняете, и не телесныя токмо недуги исцеляете, но и верою Христовою души просвещаете, в терпении болезней укрепляете, в тяжких недузех о исправлении жития вразумляете и ко Христу покаянием привлекаете. Тем же ныне и нас, припадающих к Вам пред честною иконою вашею, скоро услышите. Юныя дети, вашей помощи во учении книжном просящия, вашими молитвами наставите, да вашему житию ревнующе, не земное точию научение приобрящут, но паче во благочестии и правой вере выну да преуспеют. На одре болезни лежащим,человеческая помощи отчаянным, к вам же тепле с верою и усердною молитвою прибегающим исцеление болезней вашим милостивым, чудодейственным посещением даруйте. Многажды в болезни впадающия и от лютых недугов в уныние, малодушие и роптание пришедшия данною вам от Бога благодатию в терпении утвердите, и наставите, да уразумеют волю о них Божию святую и благую и сами себе и живот свой воле Христа Бога предают. В недузех сущих, о исправлении же жития не радящих, во гресех не раскаивающихся, сердцем ожесточенных сокрушите во спасение и к покаянию призовите, да немощни суще телом, здрави пребудут дутнею и причастницы соделаются Божия спасительный благодати. Братию святаго храма сего, вашему Святому заступлению от Бога врученную, и всех к вам усердно прибегающих невредимы сохраните от долгонсдужия, от болезней лютых и неисцельных, от разслабления тела, от изступления ума, от смертоносный язвы, от внезапныя смерти, и всемощнмм ходатайством вашим к Богу соблюдите в правой вере твердых, во благочестии преспевающих, в добрых делах усердных, в молитве к Богу прилежных, да с Вами вкупе сподобятся в будущем веце присно воспевати и славити всесвятое и великолепое имя Отца, и Сына, и Святаго духа, во веки веков. Аминь."

Молитва Святым бессребренникам и чудотворцам Косме и Дамиану Асийским

"К вам, святим безсребреннцы и чудотворцы Космо и Дамиане, яко к скорым помощником и теплым молитвенником о спасении нашем, мы недостойнии, преклонше колена, прибегаем и, припадающе, усердно вопием: не презрите моления нас грешных, немощных, во многая беззакония впадших и по вся дни и часы согрешающих. Умолите Господа, да пробавит нам, недостойным рабом Своим, великия и богатыя Своя милости, избавьте нас от всякия скорби н болезни, вы бо прияли есте от Господа и Спаса нашего Иисуса Христа неоскудную благодать исцелений, ради твердый веры безмезднаго врачевания и мученическая кончины вашея. Паки, припадающе, прилежно молим: испросите нам от Господа вся благополезная, яже в животе нашем временном, наипаче же ко спасению вечному належащая, да сподобимся молитвами вашими улучити кончину христианскую, безболезненну, неностыдну, мирну, и да избавимся от козней диавольских и вечныя муки, безконечнаго же и блаженнаго Царствия Небеснаго наследницы будем. Ей, угодницы Божии, не престайте молящеся за ны, с верою к вам притекающия, аще бо по множеству грехов наших и несмы достойни милосердия вашего, обаче вы, вернии подражателие человеколюбия Божия суще, сотворите, да принесем плоды достойны покаяния и в вечный покой достигнем, хваляще и благословяще дивнаго во святых Своих Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и Пречистую Матерь Его, и ваше теплое заступление, всегда, ныне и присно и во веки веков. Амннь."

Храмы в честь святых Космы и Дамиана