Муфтий Чечни дал жёсткую отповедь противникам антиваххабитской фетвы. Сила - в вере и знаниях Как организовано взаимодействие с молодежью

Чечня - один из самых спокойных и стремительно развивающихся регионов Северного Кавказа. Здесь строятся новые заводы и небоскребы, открываются университеты и парки, в чем немалая заслуга и Духовного управления мусульман Чеченской Республики, которое активно занимается духовно-воспитательной и просветительской работой.

Об этом и шла речь в интервью, которое дал муфтий Чечни Салах Межиев корреспонденту "РГ". Наш разговор с известным религиозным деятелем состоялся в самом центре Грозного, в Духовном управлении мусульман республики, расположенном рядом с величественной мечетью "Сердце Чечни".

Салах Митаевич, как республике удалось добиться сегодняшних результатов?

Салах Межиев: К сожалению, нам пришлось пройти через две войны, разруху, плач матерей, жен и детей. Такого печального опыта, как у чеченского народа, нет ни у кого. Хватает тех, кто говорит громкие слова, но так, как об этом может рассказать Рамзан Кадыров, - никто не сможет. Он находился с самого детства рядом со своим отцом, Ахматом-Хаджи Кадыровым, который был великим алимом и муфтием, разбирался в религии, в истинном пути. Он говорил, что ваххабизм и терроризм - зло, что это не религия и людей, проповедующих эти идеи, надо из Чечни выдворить. Ахмат-Хаджи еще в начале 90-х годов предупреждал, что действия ваххабитов приведут к войне, но его не послушали.

После этого народ выбрал нынешнего руководителя, сплотился возле него - он объединяет нас на истинном пути и противодействует тем, кто целенаправленно хочет разделить народ и сеет зло, всю эту экстремистскую идеологию. Наши духовные ценности очищены от нечисти. Но и сегодня нам приходится нелегко, ведь на Западе до сих пор надеются усложнить обстановку.

Вот в Афганистане после налета авиации на религиозную школу погибли 150 детей-хафизов, однако никто об этом ничего не говорит. И когда на Ближнем Востоке - в Палестине, секторе Газа, Ливии, Сирии и Ираке люди умирают тысячами, тоже никому нет дела. А в Чечне нацеленно ищут какие-то причины, чтобы из-за них раскачать ситуацию внутри страны. Но это никому не удастся.

В Чечне работали спецслужбы большинства западных стран. Шайтаны, которые здесь находились, были их агентами. А сейчас им не нравится, что мы живем спокойно - люди учатся, дети ходят в детские сады и школы, университеты. Но кого-то это не устраивает. На всех конференциях, в том числе в арабском мире, мы делимся своим опытом и знаниями, нас просят об этом.

Мусульманская община Чечни в последние годы быстро развивается. Что она сейчас из себя представляет, какие ваши ближайшие планы?

Салах Межиев: Члены мусульманской общины посещают мечети, держат пост. Женщины одеваются порядочно, придерживаются канонов ислама. Люди, конечно, не без греха, но, в общем, придерживаются правил. По поручению главы республики разработана единая концепция, по которой министерства, ведомства и духовенство связаны. Во всех учебных заведениях проводится профилактика наркомании, пропагандируются уважение к старшим и так далее. Я считаю, что община идет вверх.

Сейчас в республике 1080 мечетей, 18 официально зарегистрированных медресе, а с примечетскими в районе - 150. Действуют Исламские университет и институт, школа хафизов (их шесть, строится седьмая).

Как налажено взаимодействие с местными властями?

Салах Межиев: Помимо того, что я муфтий Чеченской Республики, являюсь также советником главы республики. Мы каждый день вместе делаем утренний намаз. Выражение "команда Рамзана Кадырова" означает, что мы братья и на этом пути не ради работы и зарплаты, а ради цели, которую поставил Ахмат-Хаджи Кадыров. Эта цель - мир и процветание на нашей земле. Мы часто садимся, советуемся, обсуждаем проблемы. Идет насыщенная работа.

Как в Чечне сейчас уживаются религиозные конфессии? Недавнее на церковь Архангела Михаила в Грозном вы осудили одним из первых.

Салах Межиев: У нас очень хорошие отношения со всеми конфессиями, они такими и должны быть по исламу. В хадисе пророка Мухаммеда говорится, что нельзя чинить бесправие, убивать детей, стариков, женщин, причинять вред храмам и священнослужителям. Пророк сказал, что если вы причините вред иноверцу, живущему среди вас, завтра в судном дне он (пророк) будет вашим врагом. Мы, следуя за исламом, будучи мусульманами, стараемся в мире и согласии жить со всеми.

Как организовано взаимодействие с молодежью?

Салах Межиев: В Чечне существует единая концепция работы с молодежью. Начиная с детского сада, проводятся проповеди, просвещают во всех учебных заведениях по актуальным темам. У нас есть несколько молодежных клубов: "Ахмат", "Путин", "Патриоты Чечни", где собирается молодежь, с нею мы там плодотворно работаем.

В Чечне делается многое для возвращения на родину земляков, в частности, из Сирии. Какую помощь им оказывают, как перевоспитывают?

Салах Межиев: Рамзан Кадыров возвращает земляков из Сирии не только в Чечню, но и в другие регионы России и страны СНГ. С ними надо работать, конечно. Некоторые влились обратно в общество, избавились от мыслей нечестивых. Но когда человек видел, как там режут людей и другие зверства, то он на родину возвращается потерянным. Они там были как пленные, а мы должны их вызволять.

"Все беды происходят от незнания: когда мы оставляем в головах молодежи вакуум, он заполняется врагами"

Надо посмотреть, болен ли этот человек - имею в виду сердцем, мыслью. После этого решаем, нарушена у него психика или нет, насколько он сбит с толку, решаем, как с ним работать дальше.

Как вы отдыхаете в свободное время, есть какое-то хобби?

Салах Межиев: Свободного времени у меня не так много, но когда появляется, то выезжаю в горы. Особенно люблю лошадей, верховую езду. Когда выезжаешь в горы, то видишь силу. Почему ты радуешься, когда уходишь на природу? Потому что душа простая и мир простой, душе несвойственна та роскошь, которую мы создаем вокруг себя, поэтому она и тянется ко всему натуральному.

Горы, леса, поля, озера, кони - все это обогащает душу, ты заряжаешься от них энергией. Самый дальний поход у меня был в Нашх, высокогорную область на юго-западе Чечни, примерно 120 километров от Грозного. Это было в месяце Рамадан, в пост, поэтому был сложный поход. Утром вышли, сделали большой бросок, как Суворов через Альпы, а вечерний намаз уже там делали.

Ключевой вопрос

Вы хорошо известны как борец с экстремизмом. Что нужно сделать для его искоренения?

Салах Межиев: Экстремизм и терроризм появляются из-за того, что используются неправильные учения, неверные толкования. Все беды происходят от незнания. Когда мы оставляем в головах молодежи вакуум, он заполняется нашими врагами. Молодой человек или девушка как расцветающий цветок - может быть красивым, приятно пахнуть, а может погибнуть, стать вялым. Тогда от него идет другой запах и его хочется вынести из комнаты. Чтобы наша молодежь процветала, надо распространять правильные знания. Это зависит от программ религиозных школ, от преподавателей, лекций, родителей, которые несут ответственность за свою семью. Начиная с имама села, администрации, старейшин, родителей - все должны сплотиться и общими усилиями дать нужное воспитание.

Даже некоторые духовные деятели в России осуждают нас, когда мы жестко реагируем на проявления экстремизма. Но мы и будем так делать, почему нет? Они просто не видели того, что видели мы. Когда играем с этими течениями, допускаем их, они внедряют свою литературу, своих людей в образовательную сферу, делают сайты и там понемногу начинают сеять свои взгляды.

Считаем, государство должно знать, что такое истинный ислам. Если мы не конкретизируем, не будет научного объяснения вероубеждений ислама, правоведения и так далее, то откуда государство может об этом знать? Необходимо четко заявлять, что такое ваххабизм, экстремизм и так далее. Как мы молодежь от этого предостережем, если не можем ей прямо объяснить, что это такое? Борьба с терроризмом и экстремизмом должна в первую очередь вестись путем знаний и наставления молодежи. Если после всего этого человек придерживается только своего мнения, то остается уже только силовой путь.

В Чечне полностью искоренили экстремизм. Но шайтан есть везде, и человек не застрахован. Сегодня все в порядке, а завтра он сбился с пути. Везде бывают чрезвычайные ситуации. В Европе больше терактов, чем в России, если уж говорить об этом.

Справка "РГ"

Салах Межиев родился 10 января 1977 года в пригородном грозненском поселке Мичурино. Здесь же вырос, с десяти лет учился на алима на дому у мудрецов-алимов. В 90-х годах прошлого века преподавал в медресе в Мичурино, а затем был ректором этого учебного заведения. Официально в духовенстве с 2004 года. Работал советником муфтия, затем заместителем, а в 2014-м был единогласно избран на пост муфтия Чеченской Республики.

На письмо, направленное ему 29 сентября Советом муфтиев России (СМР) и содержавшее критику принятой ранее на Всемирной исламской конференции в Грозном фетвы (богословского постановления), направленного против различных групп исламских экстремистов.

Невольно создаётся впечатление, что вы и возглавляемый вами Совет муфтиев России занимаетесь потворством радикализму и ваххабизму в нашей стране, - прямо заявил муфтий Чечни в адрес председателя СМР Равиля Гайнутдина.

Напомним суть событий. 25-27 августа в Грозном прошла Всемирная исламская конференция "Кто они, последователи Сунны?", участники которой (помимо видных российских богословов и муфтиев на неё прибыли и авторитетные зарубежные деятели, такие как верховный шейх исламского университета "Аль-Азхар" Ахмад Мухаммад аль-Тайиб, признанный во многих арабских странах проповедник шейх Зайнуль-Абидина Хабиб Али Аль-Джифри и т.д.) фетву и обращение к президенту России Владимиру Путину.

Поддерживая и одобряя государственный запрет на деятельность так называемого ИГИЛ (арабск. ДАИШ)*, мы считаем преступной и саму идеологию, и религиозное обоснование преступного сообщества, - сказано в обращении мусульманских лидеров к президенту России. - Эта идеология получила во многих странах мира обобщённое название "ваххабизм", к которому мы относим целый ряд экстремистских течений, в том числе так называемый салафизм, хабашизм, учение "Хизб ут-тахрир"*, политическое крыло "Братьев-мусульман"* и другие. Их идеология ничем не гуманнее идеологии нацизма, осуждённой всем человечеством.

Однако 12 сентября сайт OnKavkaz.com опубликовал заявление муфтия Саратовской области, сопредседателя СМР Мукаддаса Бибарсова, выступившего против подобной инициативы.

Что же касается грозненской фетвы и количества муфтиев, её подписавших, то на самом деле это не так важно, - заявил Бибарсов. - Даже если бы в конференции приняли участие абсолютно все мусульманские деятели России, то всё равно её концепция не накладывается на реалии, которые сегодня совершенно разные для российских мусульман от региона к региону.

По мнению сопредседателя СМР, "сейчас нужно сосредоточиться на преодолении противоречий и объединении мусульман". То есть воздержаться от критики нетрадиционных и радикальных исламских течений, несущих опасные последствия.

Некоторые секты могут казаться безобидными, однако их чужеродность духовному миру российских мусульман может быть использована врагами нашей страны в целях социально-политической дестабилизации в регионах компактного проживания мусульман, - отмечается в заявлении Всемирной исламской конференции. - И сейчас попытки распространения так называемого салафизма в ряде регионов Северного Кавказа, Поволжья и в других местах... могут иметь такие же последствия, как это было в Чеченской Республике, если их не остановить.

Напомним, что в 2005 году Бибарсов обращался к президенту России в поддержку движения "Таблиг джамаат", четырьмя годами позже признанного Верховным судом РФ экстремистским.

Обвинять "Таблиг" в экстремизме - всё равно что обвинять Ленина в империализме, - заявил в 2005 году Бибарсов журналистам. - Единственное, к чему призывают эти люди, - это смирение.

Позже исламоведы обращали внимание на то, что 29 марта 2008 года именно в Соборной мечети Саратова прошёл съезд таблиговцев как из российских филиалов движения, так и из-за границы. А в 2013 году здесь открыто раздавали верующим стикеры в поддержку "Братьев-мусульман".

26 сентября в конференц-зале Соборной мечети на проспекте Мира в Москве собралась шура (собрание) СМР, на котором, как сообщается на сайте подчинённого Гайнутдину Московского муфтията, "на повестке дня стояло обсуждение важнейшего и по-прежнему актуального вопроса относительно принятия или непринятия документа, который должен лечь в основу обязательной для исполнения на территории России резолюции" грозненской фетвы.

Глава российских мусульман (так именуется на этом сайте Гайнутдин. - Прим. Лайфа ) занял принципиальную позицию, - сообщалось 27 сентября на сайте Московского муфтията (через какое-то время публикация была удалена). - Резолюцию, вызвавшую резонанс в России и за рубежом, необходимо пересматривать и существенно дорабатывать ввиду того, что она вносит раскол внутри страны, а также между российским и зарубежным мусульманским сообществом.

Текст "Ответ шура СМР муфтию Чеченской Республики Межиеву" был опубликован вчера с указанием исходящего номера и даты (29 сентября) на сайте СМР.

Нам представляется, что подобного рода общезначимые документы в принципе не поддаются однозначным оценкам типа "согласен/не согласен", - заявляется в документе.

Также, считает Гайнутдин, собравшиеся в Грозном мусульманские эксперты из разных стран "имели, как чаще всего случается, весьма смутные представления о сути задач, которые стоят перед российскими мусульманами" (видимо, о них может судить только он сам).

Составители фетвы из-за вольного или невольного стремления безапелляционно делить мусульман на своих и не своих оказались в ряду тех, кто "расчленяет религию и разделяется на партии и к которым ты (Мухаммад) не имеешь никакого отношения", - заявил далее глава СМР, бросив тем самым страшное обвинение подписавшим фетву муфтиям и богословам.

Ответ Салаха-хаджи не заставил себя ждать. Чеченский муфтий напомнил Гайнутдину, что обсуждаемый документ "подписали все муфтии РФ, кроме вас и двух сопредседателей СМР", иначе говоря, именно Совет муфтиев России противопоставил себя всем прочим мусульманам страны.

Под влиянием этого раскольнического течения (ваххабизма. - Прим. Лайфа ) немало молодых людей из Центральной России, Поволжья (в частности, из Мордовии) уходят якобы на джихад в Сирию и Ирак, - указал Межиев. - Это является свидетельством слабой работы Совета муфтиев России (в который входят муфтияты в указанных регионах. - Прим. Лайфа ) с молодёжью и отсутствия какой-либо внятной программы противодействия радикалам и террористам.

Муфтий Чеченской Республики, наиболее пострадавшей от ваххабизма и ранее уже объявившей бескомпромиссную войну радикалам, напомнил, из чьих рядов вышли лидеры таковых.

Напомню один факт - некий Саид Бурятский (лидер террористического подполья в Ингушетии в 2009-2010 годах. - Прим. Лайфа ) работал в сфере просветительской деятельности Совета муфтиев, - написал Межиев в своём ответе главе СМР.

Опять-таки, при желании чеченский муфтий мог бы напомнить Гайнутдину и произнесённые последним в 2000 году (когда в Чечне и Ингушетии были приняты законы против ваххабизма. - Прим. Лайфа ) в интервью слова о том, что "ваххабизм основан на учении Корана и Сунны Пророка", и очень похожие на нынешние заявления декларации о том, что "ставить знак равенства между ваххабизмом и терроризмом - это попытка разделить мусульманскую умму на своих и на чужих".

В заключение муфтий Чечни просто обратился к Гайнутдину со словами о том, что "если вы душой болеете за общее благое дело для мусульман, то могли бы принять активное участие в работе прошедшей конференции". На которую глава СМР не только не прибыл лично, но и которую ещё до окончания работы покинули его представители.

* Деятельность организаций в России запрещена Верховным судом РФ.

Муфтий Чечни в беседе с РБК заявил, что тот человек, который распространяет сплетни и оскорбляет верующих, будет наказан по букве закона. На уточняющий вопрос РБК: «По букве закона Российской Федерации?» — Межиев заявил: «Ответит за клевету по букве закона Российской Федерации, и Аллах накажет!»

В свою очередь чеченская правозащитница Хеда Саратова рассказала РБК, что собрание в центральной мечети Грозного 3 апреля посетили много ее знакомых и родственников. «Сама я смотрела трансляцию собрания на местном телеканале «Грозный». Это собрание было реакцией на публикацию в «Новой газете» о том, что в Чечне есть геи и их притесняют. Клевета главным образом заключается в том, что в Чечне есть люди нетрадиционной сексуальной ориентации. Те люди, про которых писала «Новая газета», — они не геи, это люди, задержанные в декабре прошлого года в подозрении в пособничестве террористам. Виновны они или нет, разберется следствие», — заявила Саратова.

По словам правозащитницы, под «возмездием» имеется в виду призвать «Новую газету» к ответственности за клевету по закону России. Скорее всего, иск в суд будет инициирован представителями духовенства Чечни, его содержательная часть и в какой суд будет направлен иск, сейчас обсуждается, отметила Саратова.

«Новая газета» отмечала, что «резолюция подталкивает религиозных фанатиков к расправе над журналистами». Издание призвало российские власти не допустить действий, «направленных на возбуждение ненависти и вражды к журналистам, выполняющим свои профессиональные обязанности». В заявлении журналисты потребовали оценить документ с точки зрения российского права.

Газета писала, что советник главы Чечни Адам Шахидов обвинил журналистов издания в клевете, обозначив «врагов нашей веры и нашей родины». После публикации заявления сайт издания не работал. В редакции считают, что он подвергся DDoS-атаке. Главный редактор газеты Дмитрий Муратов написал обращение к чеченскому муфтию и призвал его к диалогу. Он считает, что в «текстах невозможно отыскать никаких признаков оскорбления чеченского народа и его веры по одной причине — этих признаков там нет».

В начале апреля «Новая газета» сообщила о мужчин, которых «заподозрили в нетрадиционной сексуальной ориентации». По данным издания, в их числе были представители чеченского муфтията, «включая известных, влиятельных и близких к главе республики религиозных деятелей», а также два известных телеведущих республики. Как утверждали источники газеты, трех человек после задержания убили.

Спустя несколько дней «Новая газета» сообщила, что задержанных геев , одна из которых находится в городе Аргуне. По данным источников издания, задержанных избивали, пытали током, за освобождение некоторых заплатили огромный выкуп.

Пресс-секретарь главы Чечни Рамзана Кадырова Альви Каримов заявил, что публикации издания являются «ложью и дезинформацией», поскольку «нельзя задерживать и притеснять того, кого попросту нет в республике». Глава пресс-службы МВД по Чечне Магомед Дениев заявил, что ему ничего неизвестно о задержаниях. Он предположил, что публикация, вышедшая 1 апреля, может быть «первоапрельской шуткой».

Муфтий Чечни Салах-хаджи Межиев подробно разобрал ответ председателя Совета муфтиев России Равиля-хазрата Гайнутдина на предложение обосновать позицию по фетве, что явилась итогом работы Международной исламской конференции в Грозном «Кто они – последователи сунны».

По словам муфтия Чечни, его просьба определялась рамками искреннего желания получить ясный довод по фетве, но председатель Совета муфтиев России не смог привести соответствующее богословское обоснование своим высказываниям, что вызывает тревогу.

Салах Межиев ответил по пунктам, в виде которых ему был представлен ответ от шейха Равиля Гайнутдина.

«1. В своих словах, ссылаясь на представителей Шуры Совета муфтиев России (далее – Шура), шейхом Равилем Гайнутдином бросается тень недоверия на зарубежных участников Всемирной Исламской конференции, (далее – ВИК), авторитетных улемов исламской уммы, увязывая политическую ситуацию в некоторых странах, откуда прибыли участники форума, с их уровнем компетентности. Также Вы обвиняете нас в том, что Фетва носит характер двухстороннего обсуждения, хотя его подписали все муфтии РФ, кроме Вас и двух сопредседателей СМР. Список улемов известен, и по требованию его можно предоставить. В этой связи не ясно, кто именно вызывает сомнения у Шуры. Высокий уровень ВИК принижается не по праву, а обвинения в адрес улемов беспочвенны.

По второму пункту следует сказать, что Шура фактически противопоставила суть фетвы, указанной им Программой социализации мусульман, выдвинутой в 2013 году Владимиром Путиным. Фетва нацелена на противодействие радикализации, и в какой части она противоречит Программе не указывается.

По третьему пункту надо уточнить, что указанное Шурой восстановление российского богословия по воле Аллаха идёт поступательными шагами, как по всей России, так и в Чечне в частности. Действует в Грозном Исламский университет имени Кунта-Хаджи, десятки медресе и школ хафизов по всей республике. Наработан целый комплекс мер по профилактике экстремизма и терроризма, есть методологическая база по противодействию пропаганде сектанства. К сожалению, активных действий в этой сфере не видно со стороны Совета муфтиев. Проблема псевдорелигиозного экстремизма является закоренелой проблемой различных регионов России, требующей более активного проявления гражданской позиции и совместных усилий.

Ошибочно представляется Шурой, что, как сказано в их письме, «суфизм объявлен в ней как высшее путеводное основание, как возведённый по существу в абсолют, решающий критерий принадлежности к Ахлюс-Суннати ва ль-джама`а». Хотелось бы узнать, откуда такой вывод: или ошиблись в изучении Фетвы, или это открытая клевета? Ведь в Фетв, ясно сказано, что ученые едины в том, что Ахль ас-Сунна валь Джамаа – это верующие, представляющие религию в трех ее основах: Иман, Ислам и Ихсан. Заявляю, что фетва не является способом разделения уммы и такфира, но ясным уточнением сути веры, опираясь на всем известный хадис от Умара бин аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах, об Исламе, Имане и Ихьсане. Также она не закрепляет религию только за указанными в фетве улемами-суфиями: «В основе Ихсана – суннитами являются те, кто следует по пути нравственного самосовершенствования, указанного великими учителями, прежде всего, имамами суфиев Абу аль-Касимом Аль-Джунайди бин Мухаммад аль-Багдади, Абдуль-Кадиром аль-Джиляни, Мухаммадом Хаваджи Бахауддином ан-Накшбанди», так как содержит фразу «и подобными им праведными наставниками». Т.е., указываются улемы, следующие Корану и Сунне. Соответственно, и речи не может идти о том, что ошибочно представляется Шуре, якобы суфизм возведён в абсолют. Вызывает недоумение факт предвзятого отношения к Фетве.

В четвёртом пункте шейх Шура упоминает джадидизм. Надо уточнить, что это явление является проявлением степени знаний. Так, шейх аль-Марджани-муджаддид был ханафитом, матуридитом и последователем накшбандийского тариката, чья книга по исламскому мировоззрению была представлена на ВИК.

Пятый пункт письма Шуры вынуждает делать вывод не в пользу правильного восприятия текста фетвы. Ими открыто заявляется о том, что фетва отражает лишь реалии отдельных областей Северного Кавказа. Данное суждение оторвано от самой реалии и формирует неверный фон вокруг фетвы. Если собрание улемов требовало отражения локальности вопроса, то зачем на конференцию были приглашены религиозные деятели из-за рубежа, и вообще она имела статус международного собрания? Ведь вопрос в виду его российского проявления можно было решить на региональном уровне. Но ситуация такова, что потребность в фетве имеет больше общероссийский характер, если говорить о нашей стране в целом. Обвиняются авторы фетвы в отсутствии джадидизма в ней. Поясню, что ясные основы, упомянутые в фетве двух видов исламского мировоззрения, не требуют по существу этого.

По шестому пункту Шура не осознаёт того, что переходит границы в своих утверждениях. Они заявляют о том, что Фетва носит «характер заключительного прокурорского обвинения в адрес ряда (заметим, далеко не полного!) хорошо всем известных радикальных, экстремистских и террористических течений и сект современного Исламского мира». Данная позиция свидетельствует о том, что текст фетвы не изучен. При этом ими говорится, что фетва была подвергнута детальнейшему анализу. Но надо пояснить, что Фетва не содержит подобного, так как не несёт в себе им указанных свойств! И нет необходимости упоминать каждую раскольническую группу или движение в виду того, что суть их идеологии носит характер сектанства, в их случае – так называемого салафизма, на деле – псевдосалафизма. Здесь следует упомянуть, что под влиянием этого раскольнического течения немало молодых людей из Центральной России, (в частности, из Мордовии) Поволжья уходят, якобы на джихад в Сирию и Ирак. Это является свидетельством слабой работы Совета муфтиев России с молодежью и отсутствие какой-либо внятной программы противодействия радикалам и террористам. Поэтому, мы вынуждены называть своими именами те или иные негативные явления в современном российском обществе, чтобы активнее велась работа по противодействию деструктивным силам, подрывающим изнутри, в первую очередь, российскую умму», – в подробностях ответил Салах Межиев.

Муфтий Чечни отметил, что Равиль Гайнутдин был приглашен, как и другие муфтии и известные богословы со всего мира, на исламскую конференцию, но не присутствовал, хотя должен был участвовать, если так сильно болел за мусульман России и умму в целом.

«На ВИК в Грозном присутствовала внушительная и авторитетная делегация современного духовенства исламской уммы, чья работа отразилась в концепции фетвы. Именно той концепции и сущности, что высказываниями «о самом широком всероссийском обсуждении в научных богословских изданиях и специализированных религиозных СМИ». Хотелось бы получить разъяснения по поводу данного подхода в издании фетв. Как известно, методология фетв не предполагает этого в процессе её издания. Фетва издаётся авторитетными духовными лицами. Шурой говорится, с одной стороны, об отсутствии должного уровня ВИК, с другой стороны, толкает её организаторов к применению неприемлемых методов её издания, что в свою очередь вызывает сомнения в компетентности некоторых участников Шуры» – пишет богослов.

«Мы готовы к сотрудничеству, так как улемы России должны стоять на позициях сохранения религии и мира в нашей стране. Категорично отвергаем попытки разногласий, о чем мечтают сектанты и радикалы. Со своей стороны,просим собрать Шуру и сесть с нами (с улемами, участниками ВИК) за один стол, чтобы разъяснить вопросы, вызываемые сомнения у Вас, определив при этом место и время нашей встречи» – написал Межиев.

«Обращаясь к уважаемому шейху Равилю Гайнутдину, председателю Совета муфтиев России, скажу, если Вы душой болеете за общее благое дело для мусульман, то могли бы принять активное участие в работе прошедшей конференции и услышать доклады известнейших улемов. На основании их и научных трудов и была принята фетва. Напомню один факт – некий Саид Бурятский работал в сфере просветительской деятельности Совета муфтиев. Это не упрёк, а констатация факта того, что Совет фактически мало чем отметился в сфере противодействия экстремизму и профилактики радикализма и терроризма. И невольно создаётся впечатление, что Вы и возглавляемый Вами Совет муфтиев России занимается потворством радикализму и ваххабизму в нашей стране. Чтобы больше не появлялось в нашей стране таких, как Саид Бурятский и ему подобные, давайте без политики и философствований на языке научных диспутов организуем нашу встречу в удобном для Вас формате. И выработаем механизм для противодействия экстремистской идеологии, и попытаемся обезопасить молодежь России от её разрушительного влияния» – подытожил муфтий Чечни.