Как продлить срок службы аккумулятора шуруповерта. Литиевые аккумуляторы: сроки службы, обслуживание, хар-ки и т.д Какой срок хранения литиевых аккумуляторов шуруповерта

Аккумуляторный шуруповёрт — это один из тех инструментов, без которого сейчас невозможно представить не только профессионального строителя или отделочника, но и просто любого, как говорится, «мужика с руками».

В этой статье мне хотелось бы обсудить два вопроса. Первый из них — как выбрать шуруповёрт? Ну и второй, ещё более интересный — как максимально продлить срок его эксплуатации?

Сильно зацикливаться на первом вопросе мне особо не хочется. Любой читатель может ввести в поисковике фразу «как (или какой) выбрать шуруповёрт» и он получит тысячи статей на эту тему, причём во всех написано практически одно и то же. То, что шуруповёрты бывают бытовые и профессиональные, какие у них бывают крутящие моменты, скорости вращения, какие аккумуляторы и т.п.

По большому счёту с точки зрения функционала, все современные шуруповёрты (за исключением разве что самых дешёвых китайских) очень похожи друг на друга. Практически у всех имеется реверс, две скорости вращения патрона, муфта регулировки крутящего момента; у многих есть кнопка подсветки и специальные приспособления для удобства ношения шуруповёрта (крючки, кобура).

Самое главное, с чем нужно определиться при выборе шуруповёрта — для чего он Вам нужен? Только исходя из ответа на этот вопрос нужно делать выбор.

Я бы выделил два варианта ответа:

1 вариант) Вы покупаете инструмент просто для того, чтобы он, как говорится, был в доме, чтобы пользоваться им пару раз в месяц, чтобы повесить картину, собрать новую мебель, установить розетку и т.п. Приобретать для этих целей дорогой мощный инструмент смысла никакого нет. Вполне будет достаточно 12-ти вольтового шуруповёрта нашего отечественного производителя.

Более того советую задуматься, а нужно ли Вам два аккумулятора. Сейчас много моделей шуруповёртов продаётся сразу с двумя аккумуляторами. Это существенно сказывается на цене. Так стоимость, например, шуруповёрта с 2-мя аккумуляторами состоит примерно на 1/3 из стоимости самого шуруповёрта и на 2/3 из стоимости 2-х аккумуляторов. Поэтому выбирая модель с одним аккумулятором, Вы экономите до 30%.

Не советую брать дешёвые китайские модели. Они конечно скорее всего имеют более симпатичный внешний вид, иногда копирующий популярные зарубежные марки и оснащены практически всеми функциями профессиональных инструментов, но качество их абсолютно непредсказуемо. Пожалейте свои нервы. К тому же в случае поломки добиться быстрого исполнения гарантийных обязательств от отечественного производителя на много проще.

2 вариант) Вы покупаете инструмент для работы, пользоваться им будете довольно часто и интенсивно. У всех опытных строителей как правило уже есть свои собственные предпочтения. Имена производителей качественных профессиональных шуруповётров им хорошо знакомы. Это такие марки как Makita, Bosch, Hitachi, DeWalt, AEG…

Хочу дать пару рекомендаций начинающим строителям и отделочникам, которые только присматриваются к профессиональному инструменту. Во-первых, прежде чем сделать выбор, узнайте, на сколько доступны для Вас будут новые аккумуляторы к данной модели. Особенно это касается жителей провинции. Об этом я говорю, потому что сам живу в маленьком городе. Аккумулятор — это первое, что выходит из строя у шуруповёрта, если конечно им не забивать гвозди. Раньше мне, чтобы найти замену испорченному аккумулятору, приходилось ехать за 70 км в областной центр, и искать его там по различным радиорынкам и специализированным магазинам. К счастью сейчас здорово выручают интернет-магазины.

Во-вторых, в будущем Вы сможете хорошо сэкономить, если будет возможность купить новый двигатель к выбранной Вами модели. Такие двигатели часто продаются на тех же радиорынках или в сервисных центрах определённого производителя, если таковые имеются у Вас поблизости. Сменить двигатель очень просто собственными руками.

Вот Вам живой пример. У нас в бригаде есть три шуруповёрта фирмы Hitachi. Работаем ими постоянно, практически на износ. Но самое интересное, что эти шуруповёрты у нас уже около 4-х лет. И здесь я не пытаюсь кого-то прорекламировать. Просто мы в любой момент, как только появляется необходимость, можем купить к ним новый аккумулятор или электродвигатель. Аккумуляторы у нас стоят около 1500 рублей, а двигатели всего около 500 рублей. А я точно знаю, что большинство людей при поломке двигателя (когда у него истекает ресурс), выбрасывают шуруповёрт и покупают новый. Чувствуете разницу — новый шуруповёрт за 4500 руб. и новый двигатель за 500 руб., который меняется в течении пяти минут.

Теперь немного о том, как продлить срок эксплуатации шуруповёрта.

Самое основное, что для этого нужно сделать, это перед началом использования прочитать инструкцию. Из неё можно узнать много полезных рекомендаций. Вот некоторые из них:

1) Практически в каждой инструкции написано — «Перезаряжайте батареи до того, как они будут полностью разряжены. Если Вы продолжите использование инструмента до окончания заряда, батарея может быть повреждена, а срок её службы станет значительно короче». Причём это пишут и для никель-кадмиевых (Ni-Cd), и для никель-металл-гидридных (Ni-MH), и для литий-ионных (Li-Ion) аккумуляторов. Данный текст я списал из инструкции к своим Hitachi c Ni-Cd батареей. Практически тоже самое видел и в инструкции к Makita. Другие не читал.

Те кто уже знаком с этой темой скажут — как так? А как же быть с эффектом памяти у Ni-Cd и Ni-MH аккумуляторов, о котором все говорят?

Для тех, кто об этом не слышал, поясню. Эффект памяти — это свойство аккумулятора уменьшать свою ёмкость при каждой зарядке, если до неё он не был разряжен до конца (никель-ионные эффектом памяти не страдают).

Скажу честно, я сам до конца не понимаю этого противоречия. Может быть в комментариях кто-нибудь сможет внести ясность.

За годы работы с различными шуруповёртами, я для себя сделал такой вывод: разряжать Ni-Cd и Ni-MH аккумуляторы конечно нужно до конца, но не до такого конца, когда при нажатии на курок, двигатель вообще не вращается. Если на медленной скорости шуруповёрт уже не закручивает 25-й саморез, то всё, хорош, больше мучить его не надо.

2) Также в любой инструкции указан температурный диапазон, при котором можно производить зарядку. Этот диапазон немного отличается для разных моделей, но в среднем примерно от 0 до 40°С. При слишком низких температурах происходит перезаряд батареи, что приводит к её порче.

Это требование лучше не нарушать. У меня был такой опыт. Несколько лет назад, мы работали на объекте поздней осенью и там не было ни одного тёплого помещения. За несколько дней до начала купили абсолютно новый шуруповёрт фирмы Sparki (тоже не самая дешёвая модель). Заряжать аккумуляторы пришлось и при заморозках до -5°C, может даже ниже. В общем, через пару недель оба аккумулятора сдохли. Обидно конечно было, но читать инструкции русский человек, как известно, не любит.

3) Не ставьте аккумулятор на зарядку сразу после извлечения его из шуруповёрта. Как известно во время работы он нагревается. Дайте ему полежать и остыть в течении 10-15 мин. Даже не смотря на то, что многие современные зарядные устройства просто не включаются, когда аккумулятор перегрет, данная мера всё равно лишней не будет. Кстати об этом некоторые производители тоже пишут.

4) Не заряжайте аккумулятор повторно. Такое иногда случается в работе просто по неосторожности (поставил на зарядку и забыл, что уже заряжал его несколько часов назад).

5) Не ставьте муфту регулировки крутящего момента (трещётку) в положение сверла, когда крутите саморезы. Устанавливайте момент затяжки достаточный для данных саморезов, чтобы при их закручивании срабатывала трещётка. Это также позволит Вам продлить срок службы и батареи и электродвигателя.

6) Очень часто при длительном использовании набивается грязь под кнопку переключения скоростей шуруповёрта. Для интерскола, например, это вообще беда. Грязь не даёт включить нужную скорость до конца. При этом слышен характерный треск шестерёнок. Как только это у Вас произошло, сразу либо несите инструмент в сервисный центр (если он ещё на гарантии), либо откройте его самостоятельно и почистите переключатель. Это занимает от силы 5 минут и спасёт редуктор от поломки.

Пожалуй по этой теме у меня всё. В заключении хочу Вам показать два интересных видео. В одном рассказывается, как можно самостоятельно починить аккумулятор шуруповёрта, а на другом — как переделать аккумуляторный шуруповёрт в проводной.

Ремонт аккумулятора шуруповёрта

Переделка шуруповёрта на сетевой.

Практически каждый аккумулятор в электроинструменте является самой дорогой его частью. Шуруповерт не исключение, ведь сменная батарея может составлять от 30% всей стоимости инструмента. После разрядки устройства необходимо приобретать новый шуруповерт, но для экономии финансов есть другой вариант – восстановление, которое продлит срок его службы.

Быстро садится аккумулятор на шуруповерте

Проблема с быстрым саморазрядом батареи встречается довольно часто. Она заключается в быстрой зарядке, которая происходит за минут 20 и такой же непродолжительной работе.

Данная ситуация может стать следствием неправильной работы термодатчика, находящегося в съемной батарее. Этот термодатчик может быть не так установлен изначально. Необходимо вернуть его по месту покупки.

Если аккумулятор стал быстро разряжаться после продолжительного бесперебойного использования, что могло случиться после падения, нужно взяться за его ремонт.

Не заряжается аккумулятор

Шуруповерт после продолжительного пользования, бывает, выходит из строя. Его рабочий элемент может перестать заряжаться, что приведет к невозможности выполнения функциональных способностей инструмента, инструмент, грубо говоря, «умрет».

Для того чтобы продлить жизнь инструменту, чтобы не пришлось убрать его из зоны видимости, можно попробовать поочередно три метода. Каждый последующий считается более сложным и затратным. Они заключаются в:

  • восстановлении и увеличении емкости после обратимой ее потери (эффект памяти);
  • добавлении дистиллированной воды в электролит;
  • замене некоторых или всех блоков батареи.

Срок службы аккумулятора для шуруповерта

Батарея может служить около трех-четырех лет при правильной ее эксплуатации и хранении. На практике этот срок порой уменьшается до двух лет. Менять постоянно инструмент очень дорого, поэтому лучше выбрать сразу оптимальный вариант для тех или иных целей.

Существуют 3 разных вида аккумуляторов:

  1. Никель-кадмиевые. Самые доступные по цене, но недолговечные, особенно при частой работе в холодных погодных условиях.
  2. Никель-металл-гидридные. Небольшое устройство, не отличающееся продолжительным сроком эксплуатации.
  3. Литий-ионные. Самые востребованные, долго способны не разряжаться, но имеют более высокую стоимость, чем вышеперечисленные варианты.

Независимо от типа батареи, срок их службы зависит от количества использованных зарядов и способов хранения. То есть, чем больше работает инструмент, тем быстрее он разряжается. При этом «простой» в работе негативно влияет на срок использования, особенно если хранить инструмент в состоянии, когда он сел.

Как восстановить аккумулятор шуруповерта в домашних условиях

Можно ли реанимировать все виды батарей? Лучше ремонту поддаются никель-кадмиевые блоки, которые имеются почти во всех современных шуруповертах.

Для процесса восстановления необходимо понимать основы электричества. То есть, иметь школьные знания о работе аккумуляторных батарей.

Для работы понадобятся инструменты и материалы:

  • отвертка;
  • тестер;
  • паяльник;
  • олово (с малокоррозийным флюсом).

Для реанимации аккумулятора потребуется донор. В комплектации шуруповерта он может быть в наличии, или нужно найти его самостоятельно, например, вынув из другого старого устройства.

Для начала проведения операции необходимо произвести полную зарядку (около 6 часов) обеих батарей, раскачать её. После этого снять с восстановляемой части пластмассовую крышку при помощи отвертки. Производить эту процедуру нужно аккуратно, чтобы не повредить фиксаторы. В противном случае для последующей сборки потребуется клей, наподобие «Момента».

Восстановление никель-кадмиевых аккумуляторов для шуруповертов

Устройство ni cd аккумуляторов изготавливается по одной технологии, поэтому любую батарею можно сделать донором этого типа.

Такие устройства представляют собой отдельные компоненты – блоки, с номинальным напряжением 1,2 В и энергоемкостью 1200–1500 МА/ч. Они встречаются в шуруповертах фирмы Интерскол. Каждый блок влияет на мощность, то есть при ее значении в 12 В, количество блоков составляет 10 штук, 14,4 В – 12 и т. п. После смены акб мощность может упасть на первое время работы, но затем все восстановится.

Восстановление аккумулятора шуруповерта 18 вольт

18 В – часто встречающаяся мощность, которая соответствует наличию 15 блоков. В качестве донора нужно выбрать электроприбор с напряжением 14,5 В, то есть автомобильная батарея 12 В не подойдет.

Как восстановить и запустить литий-ионный аккумулятор

Для данных видов батарей потребуется запомнить, где расположены контакты плюсов, минусов и зарядки. Плата контроля напряжения, находящаяся на элементах питания, чаще всего выходит из строя, а точнее, их стабилизаторы и защитные диоды.

Производится проверка напряжения на выходе аккумулятора, если значение значительно меньше от нормального, производится реанимация.

Вторая жизнь аккумуляторов в шуруповертах Bosch, «Хитачи», «Макита»

Представленные бренды поставляются с литий-ионной батареей. Чтобы их оживить, потребуется паяльник и ловкость рук, ведь если делать все медленно – срок службы может уменьшиться, или аккумулятор вовсе взорвется.

Все надломленные или затертые проводки внутри батареи необходимо изолировать, например, при помощи изоленты или заранее заменить на новые.

Для восстановления припаиваются оторванные металлические элементы – ленты, которые можно взять в старых блоках.

Для сборки необходимо вернуть картонную прокладку между блоками и платой на место. Это потребуется для предотвращения замыкания. Затем изолируются контакты.

Шуруповерт является нужным в хозяйстве инструментом, но приходит время и его источник энергии - аккумулятор перестает работать. Модели постоянно меняются и найти нужную батарею порой не удается. Вместе с тем, можно полностью ее восстановить или продлить срок службы на 2-3 года. О том, как отремонтировать аккумулятор шуруповерта, рассказывает настоящая статья.

Разборка аккумулятора

Решая вопрос о том, можно ли восстановить аккумулятор шуруповерта, надо, прежде всего, разобраться, как извлечь из него элементы. Батарея размещается в пластмассовом корпусе из двух половин. Сначала надо отвернуть соединительные винты. Если соединение производится клеем, то придется повозиться с отверткой или стамеской. Разбирать следует аккуратно, чтобы потом можно было заклеить корпус снова.

Внутри размещаются элементы, соединенные последовательно. В некоторых конструкциях применяется параллельно-последовательное соединение.

Замена элементов

Решая вопрос о том, как восстановить аккумулятор шуруповерта, надо, прежде всего, выявить неисправные банки, которые портят его работу. Если батарея села, ее надо зарядить, а затем проверить напряжение на всех элементах. Оно не должно отличаться от номинального не более чем на 10 %.

Ремонт заключается в том, как восстановить шуруповерта в целом. На нее влияет исправность каждого элемента. Он должен обладать заданной емкостью, под которой понимается способность питать подключенную к нему нагрузку. Порой лучше заменить вышедшие из строя элементы, которые быстро разряжаются. Их можно обнаружить по поражению коррозией или присутствию на поверхности характерных следов электролита.
Один или два элемента могут быть серьезной помехой в работе всей линейки.

Если батарея применяется более 3-х лет, то неисправными могут быть большинство элементов. В этом случае лучше заменить их все. Важно, чтобы они подходили по напряжению и размерам. Стоимость аккумуляторов, собранных отдельно, ниже, чем новых в сборе.

Исправность каждой банки проверяют по величине внутреннего сопротивления, которая должна быть около 0,06 Ом. Для этого к ней подключают нагрузку (резистор на 5-10 Ом) и при этом определяют ток и напряжение. Удобно применять низковольтные лампы накаливания. Измерения производят с двумя разными сопротивлениями, составляющими соответственно 30 % и 70 % от допустимой нагрузки. Из 1-го напряжения вычитается 2-е, а из 2-го тока — 1-й. Затем результаты вычитания делятся и, в соответствии с законом Ома, мы находим внутреннее сопротивление аккумулятора.

Батарея часто продается в комплекте с запасной. Из двух можно собрать одну и еще останутся банки в запасе. Их желательно где-нибудь использовать в качестве источников питания, например, для фонарика с автомобильной лампой.

После диагностики прошедшие проверку элементы собираются в линейку. Подобранный комплект надо спаять в прежнем порядке. Корпус банки имеет отрицательную полярность, а средняя шина — положительную. Затем, без сборки аккумулятора, следует подключить к нему При этом надо контролировать температуру элементов. Если они исправны, то сильного перегрева быть не должно. По истечении времени зарядки, а также через сутки на каждом элементе следует замерить напряжение. Если какой-либо аккумулятор «садится» более чем на 10 %, его требуется заменить новым. После того, как батарея пройдет тест, можно собрать ее корпус окончательно. Винты крепления вворачиваются на свои места соответственно размерам, а в качестве клея применяют ацетат-акрилат («Супер-клей»). При грамотном подборе элементов батарея будет служить как новая. После зарядки ее следует подвергнуть интенсивной тренировке, создав максимальную нагрузку шуруповерту, пока он не разрядится. Такие циклы следует повторить еще 2 раза, а потом — по 1 разу в квартал.

Восстановление банок

Не прошедшие проверку аккумуляторы не надо спешить выбрасывать. Основной причиной их выхода из строя является испарение воды через уплотнительную резинку, расположенную между корпусом и средней шиной. Когда на нем полный «нуль», аккумулятор кратковременно заряжают импульсной подачей напряжения 12 В через сопротивление 40-50 Ом. При этом следует контролировать, чтобы корпус не перегревался. Если после этого на нем по-прежнему не будет напряжения, банку можно выбрасывать.

Чтобы восстановить электролит, некоторые умельцы в боковой выемке всех аккумуляторов батареи высверливают мини-отверстия под иглу шприца. Затем банки наполняются дистиллированной водой. После аккумуляторы должны полежать в течение суток. Батарею потом «тренируют», заряжают и проверяют напряжение на каждом элементе. Отверстия заделываются силиконом.

Как восстановить аккумулятор шуруповерта

Аккумуляторы внутри все на вид похожи. Они состоят из последовательно спаянных банок. В результате получается суммарное напряжение батареи на выходных контактах. Элементы применяют следующих видов:

  • Ni-Cd (никель-кадмиевые, U=1,2 В).
  • Ni-MH (никель-металл-гидритный, U=1,2 В).
  • Li-Ion (литий-ионный, U=3,6В).

Аккумулятор шуруповерта "Интерскол"

Шуруповерт "Интерскол" является одним из самых популярных, благодаря своей универсальности. Кроме главной функции он также может служить дрелью.

Аккумуляторы в нем могут быть любыми из всех распространенных. Никель-кадмиевые и металл-гидритные используются чаще, как более дешевые и достаточно мощные. Чтобы они надежно работали, их следует до конца разряжать и заряжать, чтобы в полной мере использовать заряд. В противном случае, срок службы оборудования значительно снижается. Обратимая потеря емкости элемента при неполной разрядке и зарядке называется эффектом памяти.

Этим недостатком не обладают, но имеют гораздо большую цену. Во время работы, когда каждая минута на счету, часто требуется небольшая подзарядка, чтобы поддержать требуемую мощность шуруповерта. Здесь подобные батареи незаменимы, поскольку их емкость можно быстро восстанавливать.

Батарею шуруповерта "Интерскол" покупатель выбирает самостоятельно, в зависимости от предпочтений, возможностей и требуемой работы. В большинстве случаев используют никель-кадмиевые аккумуляторы.

Как восстановить аккумулятор шуруповерта "Интерскол", если он длительное время не использовался? При эксплуатации надо стараться, чтобы падения напряжения до ноля не было. Для банки на 1,2 В разряд производится до 0,9 В. Если при длительном хранении она полностью разрядилась, то зарядное устройство может ее не «увидеть». Надо «толкнуть» батарею другим, более мощным источником тока, чтобы на ней появилось небольшое напряжение. После этого можно ее подключать к штатному зарядному устройству.

шуруповерта "Макита"

Перед тем, как восстановить аккумулятор сначала надо разобрать его корпус. Он состоит из 2-х половинок, соединенных клеем. Если аккуратно обстучать корпус батареи резиновым молотком, клей отстанет. В некоторых местах могут возникнуть проблемы с разборкой. Там может понадобиться дополнительный ручной инструмент. Далее следует разъединить половинки корпуса, придерживая отверткой клеммы.

По рабочим характеристикам дрель-шуруповерт "Макита" приближается к сетевому инструменту. Автономное питание обеспечивают 2 сменных Li-Ion аккумулятора. Компьютерная технология зарядки позволяет их восстанавливать всего за 22 мин. При этом значительно увеличен.

Неисправные банки надо заменить аналогичными новыми моделями. Если их сложно найти в продаже, придется из двух аккумуляторов собрать один. Заводская сварка может быть контактной, а при ремонте придется создать соединение пайкой.

Как восстановить аккумулятор шуруповерта Bosch

Шуруповерты Bosch прекрасно подходят для непрофессионального применения. В них установлены аккумуляторы с Ni-Cd элементами. Они выдерживают большие токи нагрузки, но быстро саморазряжаются (за 3-4 недели). Не реже 1 раза в месяц их надо восстанавливать, чтобы не вышли из строя. Кроме того, в процессе эксплуатации происходит разбалансировка элементов и со временем теряется емкость.

Одним из способов восстановления является разборка корпуса и «тренировка» отдельно каждого элемента. Если это мало помогает, некоторые из них придется заменить. Тогда батарея прослужит еще долго.

Восстановление аккумулятора шуруповерта Hitachi

Как восстановить аккумулятор шуруповерта Hitachi? Оба Ni-Cd аккумулятора необходимо зарядить, после чего их следует разобрать и замерить напряжение на каждой банке с нагрузкой 1,5 Ом. Элементы, показывающие меньшее напряжение, можно выбросить, а из целых собрать одну качественную батарею. Всего 1 или 2 банки могут портить впечатление от аккумулятора. Как восстановить аккумулятор шуруповерта "Хитачи", а также всех других моделей, зависит, прежде всего, от типа элементов, установленных в них.

Восстановление аккумулятора шуруповерта Aeg

В комплекте с шуруповертом продаются 2 аккумулятора на Li-Ion элементах. Если один из них не заряжается, это еще не говорит о его неисправности. Вполне возможно, что он слишком сильно разряжен. Для этого можно попытаться «потренировать» аккумулятор подачей на него импульсного напряжения, а затем поставить на зарядку. Самым простым способом является подключение на несколько секунд к заряженной батарее.

После того, как восстановить аккумулятор шуруповерта Aeg вышеуказанным способом не удалось, его корпус следует разобрать и проверить каждую банку.

  1. Если батарея не использовалась, один раз в месяц ее следует разрядить допустимой нагрузкой и снова зарядить.
  2. Целесообразно покупать шуруповерт с двумя батареями в комплекте.
  3. Шуруповерты должны храниться и применяться в условиях, исключающих попадание влаги.

Заключение

Как восстановить аккумулятор шуруповерта? Существует несколько способов. Прежде чем его разбирать, надо постараться найти причину неисправности, которая может также заключаться в механизме или зарядном устройстве. Соблюдая правила эксплуатации аккумулятора, изложенные в инструкции, можно значительно продлить срок его эксплуатации.

Рис / Фото 1: Батареи для шуруповерта

Восстановить вышедшую из строя батарею шуруповерта практически невозможно, покупка же нового аккумулятора обойдется в сумму, равную стоимости самого электроинструмента. Поэтому имеет смысл максимально продлить срок службы аккумулятора шуруповерта с помощью приведенных ниже рекомендаций.

Очень многое зависит от типа батареи. Литиевые, никелевые и магниевые – каждому из этих типов батарей присущи свои особенности, определяющие правила их применения.

Литий-ионный. В аккумуляторе этого типа в качестве электролита применен углерод. В устройстве имеется защитная электроника, которая предупреждает перегрев, а также чрезмерный перезаряд. Глубокий разряд представляет наибольшую опасность в процессе хранения и эксплуатации. Если батарея для шуруповертов не будет применяться в течение длительного времени, рекомендуется оставлять его заряженным хотя бы на половину и хранить при температуре от +2 до +15 градусов.

Процесс старения в виде постепенного разложения электродов существенно сокращает срок службы литий-ионной батареи для шуруповертов. Однако данное неблагоприятное явление можно в значительной степени замедлить, если регулярно применять батарею и подзаряжать ее. Ставьте аккумулятор на зарядку сразу же, как только заряда в батарее остается менее 20% от всей емкости. При этом желательно достичь лишь подзарядки в 95% от всей емкости, нежели 100%, поскольку перезаряд в свою очередь тоже вреден. Полной зарядке и разрядке подвергается только новая батарея для калибровки ее параметров.

Никель-металлогидридный. К преимуществам такого аккумулятора можно отнести возможность длительного хранения в заряженном состоянии. При этом происходит саморазряд, но очень медленный. Поэтому достаточно одной подзарядки в 2-3 месяца для того, чтобы не допустить полной разрядки аккумулятора.

Никель-металлогидридные батареи крайне не рекомендуется применять в работе при температуре ниже -15 и выше +40 градусов. Также на срок их службы влияет процесс зарядки – весьма нежелательны перезаряд и перегрев. Поэтому для обслуживания батареи для шуруповертов целесообразно использовать только фирменные аксессуары. Хранить аккумуляторы данного типа нужно не при комнатной температуре, а в относительно прохладном помещении.

Никель-кадмиевый. Старейший тип батареи для шуруповертов, в котором емкость положительного электрода меньше емкости отрицательного, за счет чего положительный электрод запускает саморазряд батареи. Поэтому батареи данного типа желательно оставлять на длительное хранение в полностью разряженном состоянии. В процессе эксплуатации никель-кадмиевый аккумулятора, старайтесь полностью разряжать его непосредственно перед тем, как поставить на зарядку.

Покупая новый шуруповерт, уясняйте для себя правила эксплуатации его батареи. Применяйте электроинструмент в соответствии с типом аккумулятора. Для зарядки используйте зарядное устройство, входящее в комплект, придерживаясь при этом режима, рекомендованного в инструкции.

Написано в 01.09.2012, 18:14 ч

Литий-ионные аккумуляторы в настоящий момент представляют собой самый совершенный (и дорогой) тип аккумуляторов для электроинструментов, выпускаемых серийно большими объемами. Конструктивно литий-ионная батарея не отличается от аккумуляторов, рассмотренных выше. Разница - в химическом процессе. Анод батареи выполнен из оксида лития с кобальтом или марганцем, катод выполнен из графита. В качестве электролита используется органический растворитель. В процессе зарядки батареи ионы лития перемещаются и связываются материалом отрицательного углеродного электрода, а во время работы происходит обратный процесс.

Изобретенные еще в 1912 году литий-ионные аккумуляторы долгое время не находили практического применения из-за проблем технологического характера. Одной из главных являлась проблема дендритов - кристаллических образований, похожих на дерево, развивающихся на поверхности положительного электрода. Дендрит рос после каждого цикла «зарядка-разрядка», со временем достигал поверхности отрицательного электрода, после чего незамедлительно следовало короткое замыкание и взрыв аккумулятора. Эта, а также некоторые другие проблемы были устранены в 1991 году корпорацией Sony, снабдившей аккумулятор блоком управляющей электроники, которым снабжают Li-Ion аккумуляторы и по сей день.

По большинству показателей литий-ионные аккумуляторы значительно превосходят никель-кадмиевые и никель-металлогидридные. Так, например, номинальное напряжение одного элемента составляет 3,6 В, энергетическая плотность может достигать 200Вт*ч/кг, саморазряд ниже, чем у остальных типов аккумуляторов (не превышает 5 % в месяц), возможна быстрая (и даже сверхбыстрая) зарядка и совершенно отсутствует эффект памяти.

«Ложкой дегтя» является довольно короткий срок службы литий-ионного аккумулятора (раньше он составлял около трех лет, сейчас - от семи до десяти), причем не важно, работал ли он или нет. Впрочем, тема короткого срока тоже является своего рода мифом - кто-то утверждает, что Li-Ion батареи живут не больше трех лет, практика показывает, что уж пять-семь точно, а компания Mitsubishi говорит про свой электромобиль i-MiEV, что его батареи за десять лет потеряют не более 10% емкости. Так же теоретически, количество возможных циклов «заряд-разряд» меньше, нежели у других типов батарей. К минусам можно добавить также ограничение диапазона рабочих температур и, конечно же, высокую стоимость.

Также стоит заметить упомянутую выше электронику, которая в обязательном порядке встраивается в любой Li-Ion аккумулятор для предотвращения всяческих ЧП (иначе он просто не пройдет сертификацию). По сути это простой чип, контролирующий температуру и вольтаж, однако он постоянно потребляет энергию - как нетрудно догадаться, получает он ее от самого аккумулятора. Хотя это потребление ничтожно мало, оставленный на годик на полке полностью разряженный Li-Ion аккумулятор с большой долей вероятности придет в негодность: чип съест остатки энергии, и зарядное устройство уже не сможет его реанимировать в силу химических особенностей батареи. Так что Li-Ion аккумуляторы лучше не разряжать до конца, а при отправке на хранение - обязательно заряжать.