Как открутить ржавый болт в домашних условиях. Своими руками: как открутить прикипевшую гайку? Чем откручивают гайки

Как открутить гайку с сорванными гранями, заржавевшую гайку или прикипевшую намертво? С такой проблемой сталкивался каждый, кто держал в руках гаечный ключ. Решение такой задачи имеет несколько способов:

  1. Химический – смачиваем резьбу и гайку (тормозной жидкостью, уксусной кислотой, йодом, брызгаем WD-шкой) несколько раз и ждем, пока раствор победит ржавчину и окислы. Но, должен признать, способ муторный и не очень эффективный. Можно не дождаться;

2. Термический – нагреваем гайку докрасна и резко охлаждаем (например, поливаем водой). После этого примерно в 90 процентах гайка откручивается. Способ эффективный, но не всегда возможный (гайка может находиться там, где огонь или сильный нагрев категорически противопоказан);

3. Хирургический – тело гайки режем болгаркой, сверлим дрелью, рубим зубилом (если получится подобраться), при этом высока вероятность повредить шпильку или деталь, которая крепится этой гайкой, а заодно пальцы или что еще попадется в зоне проведения операции. Способ эффективный, но рискованный и не всегда возможный;

4. Мазохистический – полотном ножовки по металлу (как граф Монте-Кристо) пилим неподдающуюся гайку до победы над ней или нашим терпением. В помощь великий и могучий русский язык, а также идиоматические обороты других известных диалектов и наречий. Способ надежный и иногда единственно возможный в труднодоступных местах;

5. Фантастический – рассматривать не будем;

6. Реалистический – использовать специнструмент-приспособление гайколом, еще его называют гайкорез или гайкокол. Изящное решение для разлома гаек, экономящее время и ненормативную лексику, сохраняющее шпильки и болты. Способ не лишен недостатков, есть места в которых разработчики и конструкторы разместили гайки, куда гайкорезом не получается подлезть, но восторгов меньше не становится.

Как работает гайколом?

Как и все гениальное, это максимально простое использование принципа зубила, позволяющее при минимальных усилиях раскалывать гайки, не повреждая при этом болты и шпильки.

Приспособление накидывается на гайку, при этом она зажимается между режущей кромкой зубила, при перемещении которого гайка не только раскалывается, но и разгибается. Если гайка приржавела очень сильно и одного разлома недостаточно для ее снятия, делаем разлом грани напротив.

Как устроен гайкорез?

Корпус, накидываемый на гайку в виде кольца, может быть с прорезью, режущий нож (зубило) подвижный или неподвижный. Привод ножа может быть механическим или гидравлическим.

Механический гораздо дешевле, но если вы колете гайки не каждый день, то это оптимальный выбор. В ходе мониторинга сети обнаружил вот такой набор гайкорезов на три размера: 9–12 мм под ключ 12 мм; 12–16 мм под ключ 14 мм; 16–22 мм под ключ 19 мм.

Пункт первый. (Господи, пронеси!)
Бывает так, что тяжело открутить гайку. Для этого применяют всякие насадки на ключ, типа трубы, которые увеличивают плечо силы, но это весьма чревато поломкой шпильки/болта (чаще всего), срывом резьбы или граней гайки.
Чтобы открутить сильно заржавевшую гайку надо:
1) Обстучать её с боков, по плоским граням, как на рисунке. Надо стучать не очень сильно, чтобы не повредить геометрию гайки.

2) Попробовать открутить просто ключем или головкой с обычным воротком, без всеких труб и удлинителей.
Внимание! Когда откручиваете заржавевшие гайки, используйте только накидной ключ-петлю, или головку! Ни в коем случае не откручивайте их рожковым ключом или пассатижами, чревато вторым пунктом!!!
3) Смочить гайку специальным составом, помогающим откручивать: WD-40, продаётся в любом автомагазине, стоит в районе ста рублей, либо простой тормозухой. Убедитесь, что раствор проник между гайкой и резьбой! Немного погулять.
4) Теперь можно откручивать!

Пункт второй. (Ёшкин кот!)
Ну вот, к несчастью мы добрались до второго пункта! Когда или грани "слизаны" или резьба сорвана или гайка всё равно не откручивается, несмотря на ужимки и прыжки п.1. Это конечно, сложнее, но человеку всё равно по-силам! В этом случае нужно немного побольше инструмента, так что желательно это делать в гараже или на месте стоянки.
Что же, не стоит терять голову, поехали:
Когда гайка всё равно не откручивается, мы поступаем одним из следующих методов:
1) В идеале, если есть газовая сварка или газовый резак (на пропане или ацетилене) можно нагреть гайку до красного цвета, тогда она легко открутится. Самый лёгкий метод, но нужен этот самый резак, что, естественно редкость!
2) Берём зубило, прикладываем его как на рисунке и пробуем открутить гайку ударом молотка по зубилу. Если получится, то гайку придётся выкинуть и купить новую, зато профит-то, профит!

3) Берём ножовку по железу или болгарку и спиливаем гайку как на рисунке, стараясь не покалечить болт/шпильку. После этого по гайке достаточно будет легко тюкнуть молотком и она открутится вручную! Этот метод стопроцентный, если позволяет место расположения гайки.

Пункт третий. (Всё, капец!)
Самый неприятный исход при откручивании гайки, когда отломилась шпилька, на которую эта самая гайка и надевается. Это прискорбно, но не смертельно, как думают начинающие автолюбители. Я знал человека, который, заломив шпильку на помпе, продал машину за копейки. Не поступайте так, друзья, это всё решается и лечится!
В основном вся проблема только во времени. Так, если гайку открутить занимает секунд 20-30, то с заломленной шпилькой придётся повозится опытному человеку, при наличии всех нужных инструментов и деталей минут десять с перекуром (если шпилько на "удобном" месте)
В лучшем случае, если торчит достаточно резьбы шпильки, на неё можно накрутить две гайки и вывернуть её. А по закону подлости чаще бывает что шпилька ломается "под корень", в таком случае читаем далее.
Потребуется следующее:
- Дрель (шуруповёрт)
- Набор свёрл по металлу
- Метчик по диаметру шпильки
- Сама шпилька
Как правило, дрель, метчик и свёрла можно попросить у соседа, если своих нет, а шпильку придётся купить новую.
Для начала сверлим "центрующее" отверстие по осевой линии заломленной шпильки. Это самый важный этап, и самый ответственный. Прежде чем сверлить, набейте лунку по центру шпильки, что бы сверло не съехало. Просверлите маленьким свёрлышком на глубину 1-2 см. Здесь самое важное! Если съехала центровка, то везите машину в сервис, здесь без координатного станка не обойтись! Если сломали сверло в отверстии, то же самое- в сервис! В этих случаях уже реально проще отдать 300 рублей за работу профессионалов.
Ну, а в нашем случае, надеюсь, всё обойдётся без эксцессов, и мы продолжаем высверливать далее. Как только "центрующее" отверстие готово, сверлим уже на полную глубину залегания шпильки свёрлами, с диаметром, постепенно приближающимся к диаметру шпильки.
Когда отверстие готово, метчиком "прогоняем" резьбу. Вот и всё, заворачиваем шпильку и наслаждаемся!

Пара общих советов:
- При демонтаже любых деталей, при возможности всегда прогоняйте резьбу на болтах и гайках соответственно лерками или метчиками. Это избавит их от "накипи", коррозии, грязи, что продлит жизнь резьбовому соединению и облегчит последующий демонтаж. Когда прикручиваете деталь на место, обязательно смажте резьбу графитовой смазкой! Особенно на коллекторах, выпускных трубах и прочих высоко температурных объектах. Это не даст "привариться" гайкам.
- Обязательно пристёгивайтесь, помните, что нет ничего важнее и дорожи жизни и здоровья!

Буду рад критике и дополнениям!

UPD. Shajtan подсказал, что ещё для удаления сломанных шпилек существует т.н. экстрактор, который забивается в высверленное в шпильке отверстие. Его плюс - отверстие не надо точно центровать.
Бывают с резьбой или обоюдоострыми гранями. На мой взгляд с гранями получше.
Вот они.

Сложно найти мастера, который ни разу в своей жизни не сталкивался с прикипевшим резьбовым соединением.

Сегодня мы расскажем о лучших способах, как разобраться с подобной проблемой при различном типе соединений и с использованием разнообразных инструментов и приспособлений.

Какие гаечные ключи использовать

Срыв заржавевшей резьбы требует существенного усилия. К сожалению, обычные рожковые ключи для этих целей малопригодны. Они не только недостаточно эффективны, так можно попросту испортить хороший инструмент. Даже рожки из Cr-V способны разогнуться и навсегда потерять исходный размер.

В старых мастерских рожковые ключи усиливали, наваривая на них отрезки арматуры и используя специально для срыва ржавых резьбовых соединений. Сегодня необходимости в подобных доработках нет: повсеместно распространены торцевые головки и накидные ключи, которые подходят для срыва наилучшим образом.

Есть, однако, небольшое предостережение: ключи и головки, имеющие по 12 или 18 граней для срыва, подходят не лучшим образом, велика вероятность проскальзывания. Лучше использовать для срыва шестигранные инструменты. Ещё лучше, если головки имеют так называемые поворотные или винтовые грани. Они так и называются - головки для сорванных граней. При откручивании они сами обеспечивают требуемое усилие прижима.

Если подходящие торцевые головки найти достаточно просто, то накидные ключи с шестью гранями встречаются исключительно редко. Тем не менее, они незаменимы для срыва гаек с большим вылетом резьбы, где единственной альтернативной накидному кольцевому ключу может послужить лишь удлинённая головка, да и то не всегда. Накидные ключи с двенадцатью гранями на сильно закипевших гайках с высокой вероятностью придут в негодность.

В некоторых ситуациях и торцевые, и накидные ключи бесполезны. Гайки и болты с полностью слизанными гранями можно открутить только с использованием трубных разводных ключей или самозажимных струбцин. Совет из автосервиса: использовать для зажима гайки небольшие слесарные тиски (или тиски часовщика) с разводным ключом в качестве рычага.

Смазки и химия для травления

Процессы, приводящие к заклиниваю резьбы из-за ржавчины, происходят в микроскопическом масштабе. Ближайшая их аналогия на макроуровне - когда крупа застревает в воронке: расклиниваясь друг о друга, частички ржавчины и солей плотно забивают стеснённое пространство. Ситуация усугубляется тем, что, окисляясь на воздухе, ржавчина увеличивается в размерах и как бы распирает резьбу изнутри.

Простейший способ избавиться от такого эффекта - превратить кристаллические частицы в вязкую кашу. Растворителем может послужить широкий спектр жидкостей - от воды до керосина и машинного масла. Чем более текучей будет смазка, тем эффективнее её работа в ослаблении заржавевшей резьбы. В высокой текучести и заключается преимущество универсальных смазок типа WD-40.

Отметим, что химический состав ржавчины может отличаться от случая к случаю, и попытки смазать резьбовое соединение не всегда приводят к успеху. Альтернативой может быть попытка растворить отложение солей внутри резьбы с помощью воды, либо слабо концентрированных растворов кислот или щелочей. Единственный недостаток такого метода - для осуществления реакции необходимо время, зачастую довольно продолжительное. Однако если оставить резьбу, смоченной кока-колой, средством для чистки раковин с соляной кислотой или даже обычной водой, на несколько часов, то скрутить заржавевшую гайку будет не в пример легче.

Что значит «погреть» резьбу

Решить проблему быстро можно только при помощи механического воздействия на резьбовое соединение. При этом воздействие обязательно должно быть динамическим: на застрявшую в воронке крупу нет смысла давить, но если потрясти её, то крупинки снова начнут просыпаться.

В простонародье это называется «погреть резьбу» - нанести серию точечных ударов по разным частям соединения. Именно вибрационное воздействие помогает ослабить заклинившую резьбу и впоследствии срыв обычным ключом может произойти вовсе без ощутимого усилия.

Чтобы качественно погреть резьбу нужно обстучать гайку как по граням, так и в осевом направлении. Удары по болту так же могут увенчаться успехом. Наибольший эффект оказывает работа перфоратором в режиме долбления, но гайку при этом нужно периодически проворачивать.

Как прожечь заржавевшую гайку

Альтернатива предыдущему способу - разрушить крупные кристаллы солей и окислов, уменьшив силу трения внутри резьбы. Сделать это можно за счёт температурного расширения металла гайки и болта. В самом простом случае к облизанной гайке приваривают ещё одну, но большего диаметра. За счёт прогрева резьбы и наличия свежих граней раскрутить резьбу становится очень просто.

Прокалка резьбового соединения помогает почти в 100% случаев, но это не всегда удобно сделать по двум причинам:

  1. На месте нет подходящего оборудования;
  2. Соединяемые или соседние детали чувствительны к нагреву.

Однако раскалять резьбу добела вовсе не обязательно. Достаточно обеспечить нагрев примерно до 450–500 ºС, при этом расширения на несколько микрон будет вполне достаточно. Даже обычная газовая горелка на пропановом баллончике справится с этой задачей.

Более изощренный способ - обмотать гайку несколькими витками нихромовой или фехралевой проволоки и подать на концы напряжение от автомобильного аккумулятора. Такой локальный нагрев убережёт чувствительные детали от воздействия пламени и поможет существенно ослабить резьбу.

Как пользоваться съёмником гаек

Болтовые соединения, остававшиеся ржавыми по десятку и более лет, могут оказаться совершенно неподдатливыми. Чтобы разъединить детали раньше гайку зарубали или ослабляли с помощью зубила. Достаточно двух насечек на разных гранях, но только не на соседних.

Сегодня для этих целей предусмотрен специальный инструмент. Съёмники похожи на накидные ключи, но на одной из граней есть подвижной твёрдосплавный резец с винтовым механизмом подачи. Пользоваться съёмником очень просто: подкрутив резец вплотную для надёжной фиксации, нужно накинуть на хвост винта вороток и сделать ещё 2–3 полных оборота. Угол заточки специально подобран таким образом, чтобы гайка деформировалась, и при этом увеличивался её внутренний диаметр.

Пары насечек с разных сторон будет достаточно, чтобы резьба начала свободно проворачиваться. Однако стоит быть аккуратным: сталь резца довольно хрупкая, плюс всегда есть вероятность повредить резьбу болта, что в большинстве случаев нежелательно.

Если закипела шпилька: учимся работать экстрактором

Если болт вкручен во внутреннюю резьбу в одной из деталей, то прогрев, прокаливание и прочие воздействия на соединение сильно ограничены. Очень часто в таких случаях болт срывается и внутри детали остаётся обломок.

Если оборвался болт крупного диаметра (М10 и более), и при этом для фиксации можно использовать более мелкий крепёж, то гораздо выгоднее просверлить новое отверстие и изготовить в нём резьбу меньшего размера. Возможно и обратное: высверлить болт более крупным сверлом полностью и нарезать резьбу большего размера.

При подобных операциях нужно быть очень осторожным и тщательно контролировать направление сверления. Особенно в тех случаях, когда твёрдый стальной болт окружен более мягким материалом, например как в блоке цилиндров двигателя.

При наличии специального инструмента обломок вполне можно выкрутить. Использовать экстрактор есть смысл при размерах сломанного болта от М6 и выше, более мелкие шпильки требуют почти ювелирного подхода.

Чтобы выкрутить обломок экстрактором, сперва нужно проделать по его центральной оси продольное отверстие такого диаметра, под который конкретно используемый экстрактор рассчитан. Перед этим видимый край обломка стачивается перпендикулярно и кернится точно по центру.

Экстрактор имеет левую резьбу с небольшой конусностью. При вкручивании его в тело болта или шпильки наступает момент, когда силы трения во внутренней резьбе становятся выше, чем в наружной, и тогда закипевший обломок срывается и может быть относительно легко удалён.

При пользовании экстрактором необходимо, чтобы в обломке оставалось достаточно «тела», иначе конусный винт может раздавить остатки шпильки и заклинить её ещё сильнее. Также очень важно точно придерживаться установленных диаметров подготовительных отверстий и использовать экстракторы только соответствующего размера.

Способы предотвратить коррозию на резьбе

Когда вы восстановите резьбовое соединение, позаботьтесь о том, чтобы проблема не возникла вновь. Защитить резьбу от корродирования можно с помощью смазок с нейтральной кислотностью или слабощелочных. Этот класс ГСМ именуется консервационными, типичные примеры - графитовая смазка УСсА и «Солидол».

Также поможет защита резьбового соединения от окружающей среды. Для этого пригодны большинство красок и эмалей на алкидной или полиуретановой основе. Не стоит использовать силикон, ибо его высокая кислотность только способствует образованию ржавчины.

Наконец, не забывайте, что некоторые резьбовые соединения нуждаются в обслуживании и перетяжке. Если соединение должно оставаться разъёмным, его нужно периодически (раз в 2–3 года) отпускать и смазывать хотя бы обычным машинным маслом.

Иногда приходится выполнить разборку устаревших раковин, шкафов, кронштейнов, которые собраны посредством резьбовых соединений.

Если подобное соединение располагается в сырой комнате, и никто долгое время не трогал (к тому же, оно было закручено без смазки), то раскрутить его не получиться: болт намертво «приростает» к гайке. В таком случае говорят "гайка прикипела".

Естественно, в большинстве случаев, гайку очень легко срезать болгаркой либо срубить с помощью зубила и молотка. Однако как открутить гайку, если болт нужно оставить целым?

Для начала, нужно знать: не стоит применять обычный рожковый ключ, так им можно сорвать грани прикипевшей гайки. Именно поэтому, по возможности, применяйте накидной ключ.

Резьбовое соединение, в процессе, выкручивания должно быть надежно зафиксировано. Зажмите его в тисках.

Также нужно понять, что самое главное - разрушить структуру самой ржавчины. Для этой цели существуют несколько методов. Если какой-то из них не помогает, следует переходить к следующему.

Способ первый

Постучите по всем граням гайки молотком. Стучите аккуратно, чтобы случайно не сорвать грани, а также не погнуть болт. Впоследствии попытайтесь потихоньку открутить гайку.

Способ второй

Прогрейте прикипевшую гайку. Это сделать также можно с помощью строительного фена, мощной зажигалки и так далее.

Перед тем как начнете прогревать, переубедитесь, что неподалеку нет легковоспламеняющихся веществ.

В процессе нагревания структура ржавчины немножко нарушится, гайка расширится, а ее также можно будет опробовать сдвинуть с места.

Откручивайте нагретую гайку - не дожидайтесь, пока она остынет. В противном случае придется начинать все сначала.

Способ третий

Налейте на видимую часть резьбового соединения керосин (взамен керосина также можно пользоваться каким-то моющим средством, аэрозолем WD-40, есть сообщения об успешном применении Кока-Колы), потом постучать по граням, чтобы жидкость лучше проникла в пространство между болтом и гайкой, выждать несколько минут и пробовать отвинчивать.

Если есть такая возможность, то можно полностью опустить резьбовое соединение в соответствующую емкость с керосином либо замотать это место ветошью, пропитанной им же на какое-то время. После этого гайку пробуют отвинчивать.

Еще один способ

Создайте с помощью малюсенького заточенного зубила зазубрины на любой грани гайки. Приложите под углом друг за другом к зазубрине на любой грани минусовую отвертку или зубило и немного постукивайте молотом, пока гайка не сдвинется с места.


Намертво прикипевшая гайка, это распространенная проблема. С ней часто сталкиваются автомобилисты, сантехники, велосипедисты и слесари. На то, чтобы открутить заржавевшую гайку, всегда затрачивается много сил и времени.

Существует несколько способов, которые облегчат решение такой непростой задачи. Но прежде чем применить разные хитрости ознакомьтесь с причинами, которые приводят к закисанию гайки и техникой безопасности.

Почему ржавую гайку трудно открутить

Главной виновницей плохо откручивающейся гайки является ржавчина. Это одна из разновидностей коррозии, которая появляется на поверхности железа. Причиной таких образований служит реакция металла с кислородом во влажной среде.

В процессе образования коррозии происходит многократное увеличение продукта окисления (ржавчины). В результате гайка и болт намертво сливаются между собой. Закисание металлов может быть таким сильным, что при попытке провернуть гайку, получится легко сломать болт.

Еще одной виновницей, плохо откручивающейся гайки, является загрязнение. Мелкие частички металлической стружки и пыли остаются на поверхности резьбы. Когда гайку закручивают, грязь становится дополнительным препятствием. В итоге резьбовые поверхности болта и гайки заклиниваются.

Третья причина, это слишком сильная затяжка гайки. Некоторые начинающие слесари закручивают гайку чуть ли не ногой. Проходит немного времени, туго зажатые поверхности металлов, прикипают друг к другу, усугубляя положение. В результате сильно затянутую гайку не получается открутить.

И последней причиной, неудавшихся попыток провернуть гайку, является некачественный инструмент. В процессе длительного использования, грани ключей деформируются или стачиваются. Поврежденным инструментом становится трудно ухватиться за гайку и сорвать с резьбы.

Каким инструментом лучше пользоваться

Правильно подобранный инструмент, поможет быстрее открутить ржавую гайку и не повредить ее. Чтобы успешно справиться с проблемой, используйте набор приспособлений. Лучше всего для откручивания прикипевших гаек подходят следующие инструменты:

  • набор головок с воротком;
  • механический гайковерт;
  • торцовый гаечный ключ;
  • накидные ключи.

Техника безопасности

  • Не пользуйтесь поврежденным инструментом.
  • Откручивайте гайку против часовой стрелки.
  • Надежно фиксируйте инструмент на гайке.
  • Надевайте перчатки, чтобы не получить травму рук.


Растворение ржавчины

Вы прилагаете огромные усилия и тратите много времени, чтобы провернуть гайку, но ничего не выходит. Не стоит расстраиваться и зря себя мучить. Отложите инструмент пока он не сломался и воспользуйтесь жидкостью, которая способна растворить ржавый налет и уменьшить силу трения.

Видов таких веществ много, например, самое известное средство - это WD-40. Существуют и другие, растворяющие ржавчину, жидкости, такие как керосин, очиститель карбюратора, бензин и тормозная жидкость. Не менее эффективными могут оказаться уксус столовый, йод и спирт. Некоторые слесари заметили пользу даже в Кока-Коле или Фанте, в состав которых входит неорганическая фосфорная кислота.

Инструкция

  1. Хорошо смочите заржавевшую гайку и подождите 15–30 минут. По прошествии отведенного времени, возьмите ключ и попробуйте провернуть гайку. Если не получается, значит, жидкость недостаточно глубоко проникла. Попробуйте снова намочить, но уже салфетку или полоску тряпки, а затем обмотайте гайку. Так жидкость дольше продержится на металле и сможет лучше растворить ржавчину.
  2. После проведения подобной процедуры гайка понемногу начнет сдвигаться. Ускорить откручивание можно, если постучать молотком. Потом возьмите ключ (если есть возможность, то удлините его, например, отрезком трубы), надежно зафиксируйте на гайке и очень резким рывком постарайтесь сорвать ее с резьбы. Если гайка маленькая, то лучше откручивать враскачку (вперед и назад).

Нагревание гайки

Если растворители не помогли открутить гайку, то можно попробовать это сделать путем нагревания. Высокая температура способствует расширению металла и разрушению ржавчины. В результате закисшее резьбовое соединение теряет крепость. Используйте любой источник тепла, например, строительный фен, газовую горелку, зажигалку или паяльную лампу.

Инструкция: Хорошо разогрейте гайку и болт (желательно докрасна). А затем накидным ключом попытайтесь открутить ее. В некоторых случаях гайка имеет поврежденные грани, поэтому ключ не поможет. Чтобы решить эту проблему, приварите к гайке торцевую головку и разогрейте всю конструкцию. Потом с помощью воротка открутите гайку. Во время термообработки соблюдайте осторожность, чтобы не получить ожог.

Разрушение гайки

Этот способ не самый выгодный, но часто становится единственно спасительным методом, чтобы освободить болт от ржавой гайки. Для этого можно использовать зубило, ножовку по металлу, болгарку или электродрель.

Инструкция

  1. С помощью зубила и молотка начните пробивать канавки по бокам (на гранях болта). Вбивая зубило как можно глубже, получится увеличить внутренний диаметр гайки. В итоге это приведет к разрушению резьбового соединения. Примерно то же самое можно сделать электродрелью, высверливая отверстия в гранях. Разрушенная гайка легко снимется с болта. Стоит сразу отметить, что эти инструменты применимы, если имеется достаточно пространства для доступа к гайке.
  2. Если хватает свободного места, то лучше воспользуйтесь ножовкой по металлу или болгаркой. Такие инструменты быстро помогут справиться с проблемой. Все что нужно сделать, это аккуратно распилить гайку вдоль оси болта.

В этой статье были рассмотрены причины заклинивания гайки, техника безопасности при работе, а также различные способы, помогающие решить проблему. Благодаря описанным советам, вы сможете быстрее открутить любую заржавевшую гайку, сэкономив силы и время.

Видео: как выкрутить сорванный болт и прикипевшую гайку